Как научиться спокойно реагировать на проблемы

Жизнь человека наполнена стрессами. Это естественные процессы, которые определяют ритм жизни, постоянное развитие общества и технологий, взаимоотношения с людьми на протяжении этой жизни. Психологи часто шутят: "Если у Вас нет проблем, проверьте, есть ли у Вас пульс".

Конечно, на протяжении всего времени, отведенного человеку, он вынужден адаптироваться. Кому-то это удается легче, а для кого-то трудности могут стать непомерной ношей. Кто-то с легкостью может дать отпор обидчику, а кто-то еще долго будет прокручивать в голове услышанное, расстраиваясь и загоняя себя в глухой угол собственных переживаний. Знакомо? Тогда стоит узнать, как не принимать все близко к сердцу, и, наконец, научиться жить счастливо.

Психологи о чувствительных людях

Людей, которые принимают все близко к сердцу, в психологии принято считать эмоционально лабильными. Это значит, что им свойственна достаточно быстрая смена настроения, могут меняться от высшей степени радости до глубокого отчаянья даже в течение одного дня. Они более чувствительны к раздражителям - как физического плана, так и психологического. Внутренний мир очень богат, развита фантазия и воображение.

В повседневной жизни это зачастую добродушные люди, которые всегда откликнутся на просьбу о помощи даже в ущерб собственным интересам. Это связано с тем, что для них очень важно одобрение со стороны других. Эта же черта часто и играет с чувствительными людьми злую шутку, ведь в жизни не всегда встречаются те, кто пришел с хорошими намерениями и отплатит добром на добро.

Ранимые люди сильнее привязываются к другим, поэтому и разрыв отношений переживается ими особенно горько и долго.

Причиной повышенной чувствительности к переменам в жизни может быть и тип темперамента. Чаще это меланхолики, которые очень ярко реагируют на все внешние стимулы. Многие из них - творческие личности.

Такая эмоциональная конституция имеет начало в наследственности и является законченным результатом воспитания и условий жизни. Это значит, что быть более стойким к жизненным трудностям все-таки возможно, знать бы только, как. Перестать принимать все близко к сердцу можно научиться путем работы над собой.

как это работает?

Пожалуй, всем известно утверждение, что все болезни от нервов. Любое эмоциональное состояние определенным образом сказывается на физическом самочувствии человека. И для того, чтобы не появлялись (болезни тела, спровоцированные психологическим состоянием человека), нужно учиться управлять своими чувствами и эмоциями. Как не принимать все близко к сердцу?

Человек может контролировать не только движения тела, но и ход мыслей. Поэтому самым простым способом снять нахлынувшее негативное переживание может быть ответ на вопрос о том, будет ли это важно через год. А через 5 лет? Таким образом, человек может разобраться, насколько масштабна данная проблема для него.

Как избавиться от негативных переживаний?

Если повседневный стресс стал уже частью жизни, и, просыпаясь утром, человек мысленно готовит себя к самому худшему, стоит всерьез задуматься об аутотренинге. Это такой же способ самовнушения, самонастроя, только на лучшее. По принципу "я - самая обаятельная и привлекательная". Только в данном случае нужно выбрать свой вариант - "все хорошо", "я спокоен", "всегда есть выход". И действительно, выход существует из любой ситуации. Просто не всегда он полностью устраивает человека.

Еще одним способом направления и контроля эмоций является релаксация. Она покажет, как не принимать близко к сердцу проблемы и оставаться в хорошем расположении духа. Здесь каждый может выбрать наиболее приятный способ для себя - медитация, прослушивание успокаивающей музыки или звуков, дыхательные практики или занятие йогой. Или все вместе. Главное - регулярность. Аутотренинг и релаксация - отличные альтернативы медикаментозному вмешательству, ведь они помогают справиться с источником проблемы - негативным мышлением, а не только "усмирить" физиологические реакции на стресс, как это делают успокаивающие средства.

Как правильно реагировать на слова других?

Итак, как не принимать близко к сердцу слова? В первую очередь нужно усвоить несколько важных моментов, которые касаются обеих сторон диалога.

  1. Одним из парадоксальных советов, которые дают психологи, является следующий: "Обидели? Так Это не ответ наотмашь, вроде "на обиженных балконы падают" или "нужно проще ко всему относиться". Здесь заложен другой смысл. Дело в том, что язвительные замечания, необоснованная критика являются проявлением качеств личности самого обижающего. Он может быть плохо воспитан, пребывать в дурном настроении или пытаться перекинуть ответственность за свои неудачи на другого. Это ни в коей мере не касается личности того, кого обижают. Стало быть, и принимать на себя ему не стоит. Нужно проявить сочувствие к этому человеку и не таить на него злобу.
  2. Также стоит различать, с какой целью были сказаны те или иные слова собеседника. К примеру, если язвительные шутки окружающих появились в ответ на рассказ человека об удачной покупке, подумайте, не проявление ли это обычной зависти. На такое уж точно не стоит обижаться.
  3. Чувствительному человеку важно, как выглядит он в глазах окружающих. Поэтому если его пытаются оскорбить публично, ему стоит напоминать себе, что в этой ситуации более невыигрышно и глупо смотрится не он, а как раз обидчик. не стоит, но и молчать тоже не рекомендуется. Нужно спокойно и с достоинством отметить некорректность замечания оппонента и не продолжать в такой манере и обстановке разговор.
  4. Не нужно ждать одобрения со стороны всех людей. Особенно малознакомых. Человеку, который учится, как не принимать все близко к сердцу, в первую очередь стоит заняться собственной самооценкой. Уверенный в себе человек способен самостоятельно оценить свои успехи, он может сам себя поощрить и покритиковать. Ему не нужно для этого мнение со стороны. Даже похвалу постороннего человека нужно стараться быстрее забыть, чтобы в дальнейшем не ориентироваться в своих действиях на подобное одобрение. Саморазвитие - путь к самодостаточности.

Жить по-новому: полезные установки

В перечне советов относительно того, как не принимать все близко к сердцу, должны быть определенные установки или привычки действовать и думать в стрессовых ситуациях:

  • Использование шуток. Развитое часто позволяет перевести назревающий конфликт в плоскость шутки. А человек, который способен сам посмеяться над собой, отбивает всякую охоту делать это другим.
  • Умение различать конструктивную и неконструктивную критику. О второй уже говорилось выше, а первую стоит воспринимать как возможность для собственного роста и цели к развитию.
  • Перед тем как научиться не принимать близко к сердцу что-либо, человек должен проанализировать собственные схемы поведения. Бывает такое, что обижаться - это способ привлечь внимание, вызвать чувство вины у другого, манипуляция. В таком случае стоит избавляться от первопричины - чувства собственной неполноценности, которая провоцирует обидчивость.
  • Найти для себя отдушину (место, любимое занятие), которая будут помогать справляться с негативными переживаниями.

И в заключение

Каждый человек неповторим. И не стоит эту уникальность пытаться подогнать под общепринятые рамки. Гораздо важнее - научиться пользоваться своими сильными сторонами и работать над недостатками.

Если человек чувствителен, это не значит, что он должен становиться более прагматичным. Ему стоит использовать это качество там, где другие не могут, например в творчестве. А работать - над уверенностью и способностью постоять за себя. Именно в таком случае человек сможет обрести долгожданную гармонию с самим собой.

Каждый день мы невольно становимся свидетелями очередной разборки. Очень часто сами играем в таких ситуациях главную роль, будь-то разговор с начальством, с кондуктором общественного транспорта или с близкими людьми. Порой нас просто начинает задевать, раздражать их либо чрезмерная морализация, либо не к месту сказанное замечание, либо намеренно вставленная фраза, типа «Твоя жизнь похожа на загнанную лошадь! Да и ты видно со временем стал на нее походить!».

А бывает так, что мы даже и не можем ответить на обидные слова. Может быть, чувство благородства слишком развито. Или просто боимся оскорбить этого человека, думая «Да ладно, потерплю пару минут, а потом отойду потихоньку от этих слов!». А что лучше: терпеть или все-таки давать волю своим эмоциям?

В этих и других вопросах нам помогает разобраться заведующий кафедрой социальной работы и психологии филиала РГСУ в Пензе, кандидат психологических наук, практический психолог студии развития ребёнка «Умка» Плешакова Ольга Владимировна:

— Мы так часто употребляем слово «обида», каждый раз вкладывая в них разных смысл. А что на самом деле оно означает?

Толковый словарь трактует обиду, как всякую неправда, все то, что оскорбляет, бесчестит, порицает. Если говорить проще, то обида — это скопление негативных эмоций, которые исходят от обидчика.

— То есть когда нас обижают, мы получаем негативные эмоции, от которых в это время высвобождается обидчик?

— Здесь следует учитывать два момента. Когда обидчик намеренно хочет задеть человека, и у него это прекрасно получается, то он находится «в выигрыше». Его негативные эмоции перешли другому, растревожили обижаемого, вывели из равновесия. В этом случае, обижаемый, как правило, пытается ответить тем же, транслируя на обидчика негативные эмоции. Получается, что обидчик добился своего.

В другой ситуации, когда мнимый обидчик и не хотел Вас чем-то расстроить, задеть, а Вы, тем не менее, думаете, что он вас обижает, то в этом случае первый негатив идет от Вас. И Вы являетесь зачинщиком неприятной ситуации. Мнимый обидчик обычно расстраивается или, в худшем случае, ярко и эмоционально реагирует на «незаслуженные», по его мнению, оскорбления.

Поэтому оказывается совершенно не важно, хотел ли Вас обидеть человек или нет, возникающая реакция обиды не приемлема ни в той, ни в другой ситуации. В первом случае, вы поддаетесь на провокацию обидчика, во втором — ваш мнимый обидчик, не понимая, почему вы так себя ведете, начинает к вам относиться иначе, т. е. вы просто расстраиваете с ним прежние отношения.

— В таком случае получается, что на обиду лучше вообще не реагировать, то есть не обижаться? Неужели это возможно?

— Конечно, это очень сложно, но нужно правильно реагировать на обиду. Таким образом, Вы избежите «щекотливых» ситуаций и выйдете из них с достоинством.

— А как же научиться правильно реагировать на нанесенную обиду?

Главная ошибка каждого из нас в том, что во время неприятной беседы мы переносим наши негативные эмоции с предмета обиды (в нашем случае это конкретные обидные слова, высказывания, умозаключения) на субъект, т. е. говорящего эти обидные слова. Что делать? В первую очередь, необходимо научиться контролировать себя во время разговора. Конечно, подчас это тяжело сделать, когда эмоции на пределе. Но, если постепенно практиковаться, то можно заметить серьезные изменения. Не нужно сразу негативно реагировать на говорящего. Тем самым Вы только усугубите положение, переведя его на стадию взаимных оскорблений. Например, Вам сказали, что ваша новая прическа хуже прежней. Могу предположить, что первое, что приходит в голову, это: «У самого-то на голове вечно непонятно что!». А собеседник услышал следующее: «Сам (извините) урод!». А дальше слово за слово и... Конечно, со временем Вы опять станете общаться, как и прежде, но это время должно пройти. Полагаю, что в этом случае первым делом нужно не торопиться с ответом, лишь бы поскорее сказать. Необходимо «перевести дыхание» и освободиться от негатива, полученного от обидчика. Как только вы почувствовали, что опять спокойны, можно отвечать и лучше нейтрально: «Обязательно приму к сведению, но думаю, главное — что она мне нравиться и моему парню тоже!». Затем можно небрежно поправить локоны и отправляться по своим делам.

Таким образом, получается, что отсеивание отрицательных эмоций освобождает разум от негативной нагрузки, дает возможность рационализировать ответ, и ваш оскорбитель не получает долгожданных положительных для него эмоций в виде Вашего раздражения.

— А если просто попытаться сдержать эти эмоции и ничего не говорить?

— Во-первых, Вы сами будете ощущать себя дискомфортно — Вас обидели, а Вы себя не защитили. Обида останется, причём не только на обидчика, но и на себя самого. Во-вторых, если даже вы себе простили свою «слабость» или посчитали себя выше обидчика, поэтому и не стали вступать с ним в перепалку, то останется не обида, а чувство дискомфорта, желание освободиться от негатива, забыть эту неприятную ситуацию. Кроме того, сдерживание негативных эмоций приводит к расстройству нашего физического здоровья. Это и расшатанные нервы, когда скорость реакции на эмоциональные раздражители (те же обиды, эмоциональные потрясения, мелкие неприятности и т. п.) происходит бесконтрольно быстро или наоборот медленно. Это и более тяжелые последствия в виде заболеваний сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной систем, дыхательных органов.

— А почему же некоторые люди вообще не обижаются?

— Если человек вообще не испытывает чувство обиды, то это говорит о том, что его чувствительность к отношениям между людьми достаточно низкая. Он кажется для всех «толстокожим». Это качество проявляется в негибкости его эмоциональной сферы. Причины толстокожести могут быть следующие: бывает так, что человек не обижается, потому что он относится к себе безразлично. У таких людей, как правило, занижена самооценка, не развита волевая сфера и интеллектуальные способности. «Говорите, что хотите, хуже уже не будет». Можно предположить и другую ситуацию: «Я Вам всем всё прощаю, потому что хочу сохранить отношения, боюсь поссориться». Это, как правило, жгучие конформисты.

— Есть такие люди, которые всех обижают. Почему они это делают?

— Действительно, есть такая категория людей, которые «ни дня прожить не могут, чтобы не обидеть». Если сразу отграничить злых, завистливых и ненавидящих чужой успех людей, которые делают это намеренно и получают удовольствие от унижения и оскорбления других, то можно отметить, что есть и те, кто это делает ненамеренно, но с завидным постоянством. Зачастую, это случается с людьми, попавшими на какое-то время в трудную (возможно затяжную) жизненную ситуацию. В такой обстановке у любого бы нервы всегда были на взводе. А для того, чтобы «потушить этот эмоциональный пожар» человеку нужно перекинуть этот негатив на другого. Вот он и обижает всех, а сам, как мы уже описывали, получает разрядку и успокаивается (хотя бы на время).

Но человек склонен привыкать к ситуации и вырабатывать стереотипные реакции. И в этом случае обида становится со временем средством защиты, механизмом стереотипного психологического реагирования и его организм начинает требовать этих негативных эмоций всё чаще, даже снятие той трудной жизненной ситуации, её разрешение не перестраивает нервную систему на другой способ реагирования. Таким людям можно посоветовать тренинги по формированию новых способов поведения и постоянный контроль за своими реакциями, так как зачастую содержание их обидных слов не отражает действительность.

— А как влияют на нашу жизнь обиды детства?

— Детскую обиду трудно рационализировать. Она, как правило, долгое время скрывается в нашем подсознании. Человек не помнит, что конкретно с ним произошло, но чувство негатива, обиды остается в определенной зоне тела. Если во время неприятной беседы у человека «идут в ход руки», то значит, в детстве родители ограничивали его в возможности тактильных ощущений, т. е. постоянно «били по рукам». Если человеку хочется кричать или наоборот «ком» в горле, если он сжимает губы, то, скорее всего, в детстве ему либо не давали выговориться, либо на него постоянно кричали, и его словам никогда не придавали значения. Самые сложные детские обиды — это те, что связаны с навязыванием ребёнку (особенно если без объяснения, в категоричной форме) определённых мыслей, поведения, способа действия значимым взрослым (родители, бабушки, дедушки, воспитатель и т. п.), которые шли в разрез с его представлениями о жизни.

— А каким образом наше тело может помочь нам справиться с обидой?

— Необходимо говорить себе «В следующий раз, когда я буду испытывать чувство обиды, я должен сконцентрироваться на своем теле и понять, что со мной происходит». Например, говорят вам неприятные вещи, а вы в это время замечаете, что руки начинают судорожно потирать друг друга, дыхание становится сбивчивым, глаза слезятся. А вы возьмите в руки какой-нибудь предмет (негатив будет переходить на него) или направьте ладони во внешнее пространство (отпуская тем самым отрицательную энергию, полученную от обидчика), спокойно закройте глаза (чтобы не видеть его хоть пару секунд), поводите зрачками внутри (переведите внимание с эмоций на работу глаз) и дышите глубоко, спокойно. После такого приведения себя в спокойное, безэмоциональное состояние можно отвечать на слова словами, а не эмоциями. Вы сразу почувствуете облегчение, а ваш обидчик будет расстроен таким спокойным поведением.

Наверно, может показаться, что если так начнёшь делать, то засмеют еще больше. Не стоит беспокоиться об этом. По началу Ваше поведение просто заинтересует, тем более две секунды, не такой уж и длинный отрезок времени. Конечно, чтобы научится владеть своим телом, необходимо постоянно тренироваться. И начинать можно дома, перед зеркалом. Нужно только попробовать и со временем Вы заметите, что организм будет сам приходить вам на помощь, и Вы будете легко переводить себя в состояние спокойствия и гармонии. Данная методика поможет научиться владеть телом не только во время обид, но и в других стрессовых ситуациях.

Отвечайте на слова словами, управляйте своими эмоциями!

Юлия Бурмистрова

admin

Постоянные стрессы и неприятные моменты приводят к усталости и раздражению. В таком состоянии тяжело сдерживаться и не реагировать на колкости знакомых, замечания коллег. Да и шутки друзей воспринимаются по-другому. Накапливая раздражение, человек взрывается от любой мелочи: стояния в пробке, домашнего шума, грубости продавца. Выпустить пар необходимо каждому человеку. Но, часто повышение тона, крики и раздражительность выливается на самых близких людей. Затем становится стыдно за свое поведение, мучают угрызения совести, одолевают мысли, почему я не смог сдержаться. Как научиться спокойно на все реагировать?

Нервные клетки не восстанавливаются, об этом знают все. Но, в реальности не заботятся о здоровье и позволяют частые вспышки гнева. К слову, выбрасывать негативную энергетику необходимо. Накопление негатива способствует раздражению и неадекватному поведению.

Сталкиваясь с очередной неприятной ситуацией, мы не в силах сдержать эмоции. Начинаем нервничать, паниковать и растрачивать . Затем требуется срочная реанимация, затрачиваются силы на . Подвергая организм таким перепадам, мы не добавляем здоровья.

Как научиться спокойно реагировать на стрессовые ситуации?

Учитесь спокойной реакции на жизненные ситуации ежедневно. Важно сбить программу раздражения и привить новый навык. Для дополнительной мотивации, посмотрите на себя в зеркало в момент негативных эмоций. Отражение вас удивит, вместо милого образа на вас смотрит искривленное гневом лицо. Именно таким человеком, вы запомнитесь окружающим, мужу и детям. После улыбнитесь своему отражению. Сравните две эмоции и сделайте выводы. Плюс не забывайте, что стрессы и раздражительность добавляют морщинок, а смех продлевает жизнь. Делайте правильный выбор.

11 февраля 2014

Вы не замечали за собой, как Вы реагируете на неприятности? Чаще всего агрессивно? А не кажется ли Вам, что этих неприятностей становится все больше? Что они выбирают именно Вас, чтобы ударить побольнее? И чем более агрессивно Вы реагируете на окружающее, тем все больше негатива вокруг Вас.

Не пора ли остановиться? Иначе любая неприятность, препятствие, неудача, любой косой взгляд или резкое слово будут приводить к тому, что Вас будет захлестывать неуправляемая волна ярости, разрушительной и беспощадной.

Основной причиной агрессии является страх. У животных агрессия - это инстинкт, проявляющийся при нападении, при угрозе для жизни, при защите детенышей. Но человек - разумное существо, и должен уметь обуздать свои страхи, не давать выплескиваться наружу враждебным чувствам. Как же это сделать? Как научиться сдерживать себя, не нанося вред своему здоровью?

Рис. Как реагировать на неприятности?

Как только Вы чувствуете подступающий гнев, произнесите про себя одно из слов, которое поможет Вам остановиться: «Стоп!», или «Спокойно!», или «Я совершенно спокойна (спокоен)!». Можно просто посчитать до десяти. Дышать постарайтесь медленно. После этого нужно обдумать ситуацию, постараться понять истинную причину агрессии. Ведь она может быть совершенно иной, нежели та, что лежит на поверхности. Честно признайтесь себе, что именно Вас раздражает, только это принесет наилучший эффект.

Дальнейшие шаги зависят от степени Вашего гнева. Постарайтесь расслабиться. Если есть возможность, можно выпить успокаивающий чай (но не кофе!), включить спокойную, тихую музыку. Можно попробовать массаж. Часто помогает дружеская беседа, прогулка, сон.

Но если возбуждение слишком велико, то можно найти другой выход: необходимо взяться за какую-нибудь физическую работу, требующую много энергии и сил. Первое время Вы будете работать с остервенением, но постепенно заметите, что агрессия Вас оставляет.

Для борьбы с собственной агрессивностью Вы можете взять на вооружение , либо заняться простым самовнушением. Прежде всего, нужно научить себя относиться ко всем жизненным ситуациям не как к катастрофе, а как к сюрпризу, неожиданному препятствию, возможности остановиться и подумать, или просто повернуть назад. («Это трагично, но надо продолжать жить», «Насмешки неприятны, но стоит мне обидеться, будут насмехаться еще больше», «Не очень приятно, но могло быть и хуже», «Пока не буду об этом думать, займусь чем-нибудь другим», «Нужно обдумать, как поступить»).

Для самовнушения лучше всего использовать короткие, четкие фразы, однозначные по смыслу, имеющие характер убеждения или приказа. «Я справлюсь», «Соберись и доделай работу», «У меня все получится», «Все, что зависело от меня, я сделал». Не забывайте, что фразы должны быть положительно настроены, должны не отрицать, а утверждать. Например, если Вы будете говорить: «Я не боюсь трудностей», Вы не сможете преодолеть страх перед ними. Лучше сказать: «Я преодолею трудности».

Слова для формулы самовнушения Вы подбираете индивидуально. Сейчас предлагают множество различных формул аутотренинга, но лучше выбрать самому то, что помогает именно Вам. Это может быть простейшее слово, например, «Все!», но если оно помогает Вам успокоиться и принять решение - используйте именно его!

Конечно, обойтись в жизни совсем без агрессии не получится. Но если Вы проведете несколько таких тренингов, то вскоре почувствуете, что можете вполне контролировать свои чувства, враждебные выплески энергии станут более редкими, слабыми. А это значит, что и свои нервы Вы сбережете, и отношение окружающих к Вам улучшится.


Где бы ни находился человек: дома, в общественном месте, на работе, в транспорте или даже онлайн в сети Интернет, он неизбежно подвержен риску столкнуться с провокациями, острое реагирование на которые не только уязвляет человека, но и является причиной возникновения конфликтных ситуаций. Провокации могут оказывать самое разное воздействие: раздражать, задевать за «больные» точки, злить, выводить из себя, заставлять страдать и т.п. Можно ли как-то уберечь себя и свою психику от пагубного влияния людей-провокаторов? Умелые коммуникаторы знают такие способы и с легкостью парируют любые выпады в свою сторону. Но все ли из нас являются профессионалами в области общения? К сожалению, нет. Да и не все могут и хотят ими становиться в силу определённых причин. Но, как бы то ни было, умение отражать коммуникационные атаки всегда будет полезным навыком абсолютно для любого человека. Об этом умении мы и продолжим речь ниже.

Для начала стоит сказать несколько слов о том, чем вообще является провокация. Провокацией принято считать любое действие, целью которого является возбуждение у другого человека определённой реакции. Людей, провоцирующих других на эти реакции, называют провокаторами . И в большинстве случаев провокаторы направляют свои «умения» на то, чтобы тот, на кого их действия направлены, потерял самообладание, контроль над своими действиями и эмоциями и в итоге выставил самого себя перед остальными или самим собой в невыгодном свете.

Порой даже не особо чувствительный человек рефлексирует на провокации, не говоря уже о людях более чувствительных. Но есть несколько совсем несложных, но очень действенных способов как сделать так, чтобы никакая провокация не достигла своей цели, и человек не только оставался спокоен и непоколебим, но и сам выходил из любой щепетильной ситуации победителем.

Итак, в первую очередь, нужно знать: чтобы стать устойчивым к провокациям любого рода, нужно, во-первых, уделить некоторое время проработке своих «слабых мест», а во-вторых, придерживаться в поведении особой стратегии. Оба эти момента основываются, главным образом, на следующих пяти принципах.

Понимание себя

Практически у любого человека есть свои слабые места. Именно на воздействие на них и рассчитано провокационное поведение, т.к. оно «цепляет» человека. Несмотря на то, что любое взаимодействие с провокаторами является деструктивным, его можно использовать во благо себе. Благодаря провокациям человек может лучше узнать себя самого, т.к. есть повод задуматься о том, почему то или иное поведение, слова и поступки других людей вызывают такую бурную реакцию. Нередко таким образом можно выявить психологические и эмоциональные . Именно точное определение своих наиболее уязвимых мест позволяет усилить защиту от провокаций. К этому же стоит добавить, что на усилении устойчивости положительно сказывается развитие в себе таких качеств как умение наблюдать происходящее со стороны, что в называется , умение тормозить свою психику, чтобы выйти из состояния эмоциональной вовлечённости, а также способности доверять своим ощущениям.

Выявление провокации

Прежде всего, нужно обращать внимание на свои собственные ощущения. Обычной реакцией на провокацию является недоумение, непонимание, негодование. Чтобы не дать этим ощущениям овладеть своим , нужно включить своё и обратить его на то, что происходит в данный момент. Это помогает понять свои чувства, успокоить мысли, освободиться от влияния собеседника и осознать, что, возможно, его поведение является провокационным.

Помимо этого, нужно обращать внимание и на интенсивность своих эмоций. Если при общении с человеком регулярно возникают такие эмоциональные состояния как растерянность, обида, возмущение и т.п., то, вероятнее всего, вы столкнулись с провокацией. При взаимодействии с другим человеком важно понимать направленность общения: если оно несёт конструктивный характер и направлено на поиск компромисса и понимания, то места провокациям здесь нет, если же раз за разом вы вынуждены остро эмоционально реагировать, значит, вы столкнулись с провокатором.

Изучение провокатора

Если в процессе общения выявлен провокатор, то следующим шагом будет определение его типа. Вообще, провокаторов можно разделить на несколько категорий. Это провокаторы-любители, провокаторы-властолюбцы и провокаторы-стратеги.

Для провокаторов-любителей основным «видом деятельности» является наблюдение за процессом. Причём, наблюдение на расстоянии. Эти люди часто поддаются влиянию своих же эмоций, т.к. не умеют их контролировать. Если вдруг провокатор-любитель почувствовал, что, например, точка зрения другого человека резко отличается от его позиции, то он непременно выразит это, спроецировав на собеседника свою агрессию. Хотя, выражение его позиции может выражаться не только в агрессивных нападках, но также в слезах, игнорировании и т.п.

При столкновении с таким человеком самым верным способом будет отстранение от ситуации. Это как маятник: он раскачивается, чтобы вас задеть, и вы вступили с ним в резонанс, но если вы этот маятник провалите, т.е. не будете никак на него реагировать, то его колебания начнут угасать и через некоторое время он остановится.

Провокаторы-властолюбцы отличаются несколько иным «подходом». Их целью является получение ощущения своей власти, значимости, контроля над ситуациями и людьми. Если человек, с которым они общаются, начинает бурно реагировать на их поведение, то для них он будет «лучшим» собеседником. При помощи провокаций провокаторы-властолюбцы выявляют психологически сильных и слабых людей. Взаимодействуя с такими людьми, очень важно сохранять нейтральную позицию: придерживаться ровного тона беседы, воздерживаться от необдуманных реакций и т.п.

А провокаторы-стратеги – это люди, которые посредством манипуляций другими добиваются своих целей. Они могут говорить за спиной, плести интриги, пускать сплетни и заниматься другими подобными вещами. Если вы столкнулись с таким человеком, то нужно постараться определить, что именно является его целью, а также согласуются ли его задачи с вашими. Если вы можете быть взаимно полезны друг другу, то такому человеку можно подыграть в его игре, естественно, не вставая на его сторону и самому не становясь провокатором-стратегом. Если же ваши цели не согласуются, то лучше всего держаться от этого человека на расстоянии и внимательно следить за происходящим.

Оценка ситуации

При столкновении с любой ситуацией провокации не нужно уделять много внимания на размышления о том, почему этот человек так себя ведёт, ведь можно иначе; зачем ему это нужно, я не понимаю и т.д. Делая это, мы теряем нить событий и начинаем «плясать под дудочку» провокатора. И делать этого ни в коем случае нельзя. Вместо этого нужно поразмыслить о том, какую стратегию поведения стоит занять. И здесь варианта может быть три.

Первое – это уточнить намерения провокатора, задавая ему прямые вопросу по поводу того, что он хочет. Например, вопрос: «Верно ли я понимаю, что ты хочешь спровоцировать меня на….?» и т.п.

Второе — это выражение своих чувств через простые и спокойные высказывания своих эмоций. Например, фраза: «Мне становится как-то не очень весело от того, что мы с тобой не понимаем друг друга» и т.п.

Третье – использование метафор, описывающих различие позиций. Например, высказывание: «Наше общение похоже на общение людей с разных планет, т.к….» и т.п.

Кроме того, если провокатором является кто-то из вашего ближайшего окружения, то нужно постараться определить, чем он руководствуется, избрав провокационную линию поведения. В некоторых случаях оба человека могут выступать в роли провокаторов, когда провокации одного вызывают провокации другого и т.д. В таких ситуациях кто-то один непременно должен оставить в стороне своё «Я» и пойти другому навстречу, осознанно уступив.

Выбор реакции

Учитывая то, что основной задачей провокатора является нарушение эмоционального баланса другого человека и вызов острых отрицательных реакций, самым верным способом действовать будет не что иное, как сохранение спокойствия и осознанности . Таким образом человек сможет не только остаться непоколебим, но и вызвать эмоциональный дисбаланс в провокаторе, не оправдав его ожиданий.

Для того чтобы не дать себе «закипеть» можно сделать несколько простых действий:

  • Вспомнить о том, что твоя реакция – это только твой выбор
  • Сосчитать про себя до десяти
  • Сделать несколько глубоких вдохов и медленных выдохов

Любой из этих способов способен «затормозить» психику человека и успокоить его мысли, вследствие чего у него пропадёт желание реагировать на провокацию, что, в свою очередь, нейтрализует и выпады провокатора.

Именно выбор реакции является ключевым моментом в вопросе защиты от провокаций. Но понимание себя, выявление провокации, изучение провокатора, оценка ситуации и выбор реакции – всё это основывается, главным образом, на наблюдении за собой, людьми, с которыми мы взаимодействуем и самим процессом взаимодействия. Только знание своих сильных и слабых сторон и желание перестать поддаваться манипуляциям других людей могут защитить человека от провокаций и возникновения нежелательных и даже экстремальных ситуаций в общении.