Кафедральный собор святого яна в варшаве. Церковь св. Яна Непомуцкого на Зеленой Горе Любопытные факты о соборе Святого Яна

Церковь святого Яна Непомуцкого – не только храм и место паломничества. Это легенда о святом, в честь которого она была возведена, зашифрованная и воплощенная в камне, плод амбиций аббата Вацлава Веймлува и гения архитектора Яна Блажея Сантини.

Неподалеку от города Ждяр-над-Сазавой (Žďár nad Sázavou) на поросшей лесом Зеленой горе расположена Паломническая церковь Святого Яна Непомуцкого (Poutní kostel Svatého Jana Nepomuckého na Zelené hoře), которая входит в число наиболее оригинальных церковных христианских сооружений.

История храма

Первый камень заложили в 1719 году, а в 1722 костел торжественно освятили в честь святого Яна Непомуцкого. Строительство финансировал цистерцианский монастырь (во главе с аббатом Вацлавом Веймлувом), который находился в городе Ждяр-над-Сазавой. Это самое известное творение архитектора Яна Блажея Сантини Айхла. Церковь строилась специально для почитания святого Яна Непомуцкого, что и определило оригинальность ее архитектуры.

Посмотрите моё видео

Дело в том, что, согласно легенде, когда мученик Ян Непомуцкий был утоплен, над его телом возникла корона из пяти звезд. Поэтому-то во внутренней отделке церкви присутствуют звезды. Шестиконечные – символ Христа (Вифлеемские звезды), пятиконечные – напоминание о Яне Непомуцком, восьмиконечные – один из символов цистерцианского ордена. Но есть другая версия, что шестиконечные звезды – это дань увлечения Веймлувы и Сантини каббалой.

Архитектура и интерьер

Архитектурное решение костела, посвященного Яну Непомуцкому, необычно: церковь в стиле барочной готики имеет форму пятиконечной звезды. Цифра пять использована в этом костеле повсюду: у костела – пять выходов, алтарь имеет пять ниш, в центре – два раза по пять капелл.

Главный алтарь украшают пять ангелов и пять звезд на Земном шаре, олицетворяющих пять континентов, на которых распространялось христианство. Святой изображен стоящем на Земном шаре. Над его головой видны три маленьких ангела: один держит в руке ключ, а второй – печать, символ молчания святого.

На боковых алтарях изображены святые апостолы-евангелисты: Иоанн изображен с орлом, Лука с быком, Марк со львом и Матфей с книгой. Окружает костел Святого Яна Непомуцкого кладбище, которое также выполнено в форме десятиконечной звезды.

В 1994 году Паломническая церковь Святого Яна Непомуцкого на Зеленой Горе вошла в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Время работы церкви

Апрель, октябрь: СБ-ВС 09:00-17:00;
май – сентябрь: ПН-ВС и праздники 09:00-17:00.

Вход в церковь св. Яна Непомуцкого возможен только с гидом. Длительность тура 45 мин.

Стоимость входных билетов

Взрослый – 110 крон;
со скидкой (дети 6-18 лет, студенты, пенсионеры) – 60 крон.

Как добраться

До Паломнического костёла Св. Яна Непомуцкого на Зелёной горе можно доехать от вокзала на автобусе 1А, 1В, 1С, 2А, 5, 6, остановка Bezručova, u pily. Затем надо пройти метров 500 до поворота направо на ул. Sychrova и по ней подняться к костёлу. По дороге перед вами откроются прекрасные виды на город и Конвентский пруд, близлежащий лес и Ждярский замок.

Моя оценка места: 5

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Собор Святого Яна во время войны был полностью разрушен. Его восстановили в том виде, в каком он был построен в 14-м веке. Разрушали его танки «Голиафы». Точнее, это были не совсем танки, а передвижные «лёгкие носители зарядов», как указано в некоторых немецких документах. А в русской и польской литературе одно из названий этой машины – танк «Голиаф». Короче, это 75 килограммов взрывчатого вещества на гусеницах. Мотоциклетный мотор и дистанционное управление (дистанционное в то время, значит при помощи кабеля). Эти машины должны были применяться для разрушения вражеских укреплений, ДОТов, ДЗОТов, а так же против танков. В Варшаве «Голиафы» въезжали в святыни и изнутри разрушали их. Сколько ненависти надо иметь ко всему на свете кроме себя, чтобы взрослому человеку такими вещами изощрённо заниматься?
Сразу приходят на ум разрушения храмов в революционные годы в России. Но там было другое, там была война с религией. Группа людей не верила в бога, в чём нет ничего предосудительного в нормальном светском обществе. Но они насильно хотели запретить верить всем остальным людям, на тот момент глубоко верующим. А здесь, в Польше, вроде бы христиане варварски танками разрушают христианские же храмы. Хотя о фашистах чего говорить? На их совести миллионы человеческих жизней на фабриках смерти. Что им задумываться о каких-то исторических реликвиях? Они собирались строить тысячелетний рейх. А если не получилось, то гори всё синим пламенем. И это взрослые трезвые люди?!
Так вот, в стену собора Святого Яна впечатан кусок гусеницы танка «Голиаф», который разрушал этот храм. А в этом соборе в 1791 году была подписана конституция. Это была первая конституция в Европе и вторая в мире, после конституции США. В этом соборе захоронены многие епископы и архиепископы, последний польский король Август Понятовский, писатель Генрик Сенкевич, который за роман о раннем христианстве «Камо грядеши?» в 1905 году был удостоен нобелевской премии.
И ещё в храме есть знаменитое распятие. Было время, когда в Германии насаждалось протестантство, католические реликвии уничтожались. Только что вспоминали об уничтожении атеистами церквей в России, и об уничтожении мини-танками храма, о котором, собственно, и идёт речь. Ничто не вечно, а уж детское желание что-нибудь сломать и подавно! Тем более, если не сам это что-то сделал. Когда уже человечество вырастет из коротких штанишек? И вырастет ли вообще? Так вот, во времена уничтожения католицизма в Нюрнберг приехали польские шляхтичи. Они увидели разбитое распятие, выброшенное на улицу. Они собрали это распятие, сложили его, привезли в Варшаву, установили его в соборе Святого Яна. И, по преданиям, начались чудеса. На голове у спасителя начали отрастать волосы. И каждый год волосы отрастают ровно на сантиметр. Девушка-девственница золотыми ножницами подрезает эти отросшие волосы. Конечно, установить истину, отрастают эти волосы или нет, трудно. Как можно установить факт, если учёных к этому распятию не допускают? Так же как и ко многим чудесам, вплоть до возникновения священного огня в Иерусалиме. Но все верующие люди верят, что волосы отрастают. На то они верующие, чтобы верить.
Это распятие находится слева от алтаря, за решёткой. Вокруг него и возле него развешаны и лежат какие-то вещицы, в основном драгоценности, кольца, ожерелья. Это подарки прихожан за то, что сбылось, о чём они просили бога возле этого распятия.
В случае с распятием – сила веры. У кого не сбывается, тот естественно, не приносит ничего. Но у кого-то по статистике обязательно должно всё получиться, даже самые смелые мечты. И вера очень помогает. Кстати, мы будем в поездке встречать множество таких скульптур и в церквях, и у церквей. Мол, дотроньтесь до ноги или руки такого-то изображения, и будет вам счастье. Более того, мы будем встречать такие скульптуры и нецерковной тематики. Например, в Берлине у знаменитого фонтана надо дотронуться до пятки одной из полуобнажённых, да почти обнажённых, бронзовых фигур, и будет вам удача в путешествиях. И у того же фонтана, если взять за рога козла, тоже бронзового, которого пасёт другая бронзовая нимфа, то с деньгами у вас обязательно всё будет хорошо, а если и было плохо, то наладится. И в Люксембурге, у памятника местной знаменитой принцессе Шарлотте, всегда есть желающие потрогать её бронзовую ладонь. Местное население очень уважало деловую смётку своей правительницы. Считалось, что, образно выражаясь, к чему бы она ни прикоснулась, всё превращается в золото. Вот до этой-то ладони и дотрагиваются досужие туристы, желая, очевидно, чтобы и к ним перешла такая способность. Обо всём этом я обязательно упомяну, когда буду рассказывать о других городах.
Кстати, в Москве в метро на станции Площадь Революции много скульптурных композиций из бронзы. Одна из них изображает зоркого пограничника с собакой. Так вот, говорят, (когда хотят сказать, что есть легенда, то чаще говорят «говорят»), что если у бронзовой собаки потереть нос, то в этот день будет вам удача. И у собаки этой постоянно нос натёрт до блеска. Такое шутливое поверье. Кстати, я в последнее время придумал для себя мини-обряд: если бываю на Площади Революции, поглаживаю бронзовую книгу, которая развёрнута на коленке у одной из скульптур.
А сейчас вернёмся к распятию в соборе Святого Яна. Ведь если бог действительно существует, то это распятие работает как антенна передатчика ваших мыслей, просьб, чаяний, проще сказать, как мобильный телефон, как программа скэйп, с помощью которых вы дозваниваетесь до бога. И если дозвонились, то этот телефон становится счастливым талисманом.
Так что, если зайдёте в собор Святого Яна, можете подойти к этому распятию и мысленно попросить бога о чём-то. Только просьба обязательно должна быть нематериального плана. И, говорят, что желание обязательно сбудется. У меня есть одно заветное желание, но, подумав, я решил, что если оно сбудется, то материальная сторона всё равно будет присутствовать, хотя и не является основой желания. Посему я решил не беспокоить распятие мыслями, даже немного связанными с меркантильностью. Пусть положит все свои силы на помощь в осуществлении нематериальных желаний. Это очень достойное занятие.
Возле собора стоит колокол. Этот колокол висел на колокольне собора Святого Яна, но когда гитлеровцы снимали колокола, этот упал и раскололся. Горожане его собрали, склеили и поставили около собора. И считается, что колокол тоже выполняет желания. Точнее – желание, если вам понравилось в Варшаве, и вы хотите ещё когда-нибудь сюда вернуться. Нужно взяться за верхушку колокола, обойти вокруг него и, когда-нибудь обязательно вернётесь в Варшаву.
Заметили схожесть ситуаций? Распятие разбито, но его склеили, сохранили; и колокол разбит, но и его склеили, сохранили. Именно тому, во что порядочные люди вложили свою добрую волю, верят многие миллионы людей, и ждут чуда именно от доброй воли и созидания.
И, типа, резюме. Распятья разбивают, храмы разрушают. У католиков - распятья, у нас – иконы. Иконы воруют и продают, чтобы они в частных коллекциях играли роль дорогих русских матрёшек. И всё же, эти неодушевлённые вроде бы предметы и здания имеют неоспоримое право на жизнь (никакого каламбура я тут не придумывал), потому что они помогали, помогают, и будут помогать людям: разобраться в себе, иметь именно нематериальные желания, и, может быть, достучаться до небес.

Один из интересных и незабываемых памятников Варшавы – собор Святого Яна, входит в число объектов, которые стоит посетить каждому гостю польской столицы. Пожалуй, его многие считаю главный храм города.

Любопытные факты о соборе Святого Яна

Собор Святого Яна в Варшаве воздвигнут на месте деревянной часовни в XIV веке в жанре кирпичной готики. Он был построен как место для коронации и похорон князей. Изначально культовое строение было обычной церковью, но со временем оно приобретало все большее значение. К XVI веку собор Святого Яна становится самой важной церковью страны.

В XVII веке готический храм меняется в духе того времени на стиль барокко. Собор Варшавы становится одним из самых богатых польских культовых зданий. А это стало возможным потому, что при оформлении интерьера, использованные уникальные произведения, подаренные королями и знатью. К примеру, алтарь украсила картина «Мадонна со Святыми Иоаном Крестителем и Станиславом» художника Джакомо Пальмы. В XVII столетии базилика связана коридором с Королевским замком.

Собор Варшавы – свидетель многих событий, подобных коронации короля Станислава Августа Понятовского в 1764 году. Здесь похоронены деятели польской культуры и истории – Стефан Вышинский (архиепископ), Габриэль Нарутович (первый президент Польши), мазовецкие князья, Генрик Сенкевич (писатель) и еще многие другие. Особое значение имеет факт, что именно здесь в мае 1791 года принята первая европейская Конституция.

Базилика значительно пострадала уже в 1939 году от налетов, а в 1944 она стала ареной боевых действий – немецкие танки дважды врывались в здание. После восстания ее вновь взорвали, разрушив 90% построек. На стене вновь выстроенного храма можно видеть любопытную деталь – часть гусеницы танка. Это напоминание о том, что пришлось претерпеть культовому зданию в годы войны.

После войны оригинальная форма варшавского храма была восстановлена, оставили и прежнюю высоту крыши и форму фасада. Когда заходишь с людной шумной улицы под своды портала, попадаешь в совершенно иную Варшаву, кажется, что попал в прошлое.в июне 1960 года кардинал Стефан Вышинский освятил реконструированный храм.

Что посмотреть в соборе Святого Яна

Внимание туристов привлекает прекрасная часовня с захватывающим звездчатым потолком, средневековый Святой крест, необыкновенная фигура Христа с натуральными волосами (ее подарил Юрга Боричко) и интересная мраморная скульптура над гробницей Малаховского (работа Торвальдсена). В конце XX века в храм перенесли прах Станислава Понятовського – последнего польского короля.

Сегодня варшавский собор Святого Яна является международным центром для продвижения духовной органной музыки, здесь проходят фестивали и концерты. Часто в храме проводят и свадебные церемонии. Принято считать, что заключенный здесь брак благословляет сам Иоанн Креститель.

Если пойти на юг от Карловой площади прямо по Вышеградской улице, то можно выйти к величественному строению - костёлу Святого Яна Непомуцкого. Церковь по праву считается лучшим творением архитектора Килиана Игнаца Динценгофера. Многие специалисты в области архитектуры и искусства отмечали удачные решения создателя, а саму церковь признали вершиной пражского барокко.

Немного истории

Ян Непомуцкий, чьим именем названа церковь, для чешского народа стал святым и мучеником в XV веке, практически сразу после ужасной смерти по приказу короля Вацлава IV. Официально к лику святых Яна Непомуцкого причислили в 1729 году. Именно тогда и было решено отстроить просторный костёл в его честь. Место выбирать не пришлось, так как около Карловой площади находилась тесная и маленькая часовня под именем Яна Непомуцкого. Вместо нее, уже неспособной к тому времени вмещать новых прихожан, и было решено построить новый величественный костёл. Первый камень был положен в 1730 году, а строительство закончилось через восемь лет.

Экстерьер

Костёл Святого Яна Непомуцкого построен в стиле барокко. Его богато декорированный фасад обращен на Вышеградский проспект, откуда видно, что к главному его входу ведет широкая открытая лестница, отстроенная в 1776 году. Изначально лестница не была украшена скульптурами святых, их добавили позже. Сам фасад отмечен двумя башнями, слегка повернутыми друг к другу. Они украшены уникальными вогнутыми и выгнутыми лепными элементами, отделанными под мрамор. Высота башен достигает 35 метров, а на их вершинах купола отмечены декоративными позолоченными крестами. В башнях до самой колокольни тянутся винтовые лестницы в стиле барокко.

Интерьер

Внутренне убранство костёла не уступает внешней красоте. В большом зале своды церкви украшены фреской, сюжет которой посвящен легенде о Святом Яне Непомуцком. Фреска создана руками художника Карла Коваржа в 1748 году. Главный алтарь интересен деревянной статуей Святого Яна Непомуцкого, которую сделал Ян Брокофф. Статуя вскоре стала моделью, по которой создали ее знаменитую бронзовую «сестру». Она стоит на Карловом мосту, привлекая толпы туристов.

Захватывающий своим внешним обликом, костёл Святого Яна Непомуцкого является прекрасным образцом пражского барокко, а история его может показаться интересной для тех, кто желает лучше узнать чешскую столицу.