Изображение войны в романе л н толстого. Изображение войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир. Князь Адрей и война

Военные события в романе Л.Толстого «Война и мир»

Подготовил Сергей Голубев

Князь Адрей и война

В романе описываются военные события 1805-1807 годов, а также Отечественная война 1812 года. Можно сказать, что война как некая объективная реальность становится главной сюжетной линией романа, и поэтому судьбы героев необходимо рассматривать в едином контексте с этим “враждебным” человечеству событием. Но одновременно война в романе имеет более глубокое понимание. Это поединок двух начал (агрессивного и гармонического), двух миров (естественного и искусственного), столкновение двух жизненных установок (правды и лжи).

На протяжении всей жизни Андрей Болконский мечтает о “своем Тулоне”. Он мечтает на глазах у всех совершить подвиг, чтобы, доказав свою силу и бесстрашие, окунуться в мир славы, стать знаменитостью. “Туда-то я буду послан, - думал он, - с бригадой или дивизией, и там-то с знаменем в руке я пойду вперед и сломлю все, что будет передо мной”. На первый взгляд это решение кажется вполне благородным, оно доказывает мужественность и решительность князя Андрея. Отталкивает лишь то, что не на Кутузова, а на Наполеона он ориентирован. Но Шенграбенское сражение, а именно встреча с капитаном Тушиным, становится первой трещиной в системе взглядов героя. Оказывается, подвиг можно совершить, не подозревая об этом, не на глазах у других; но князь Андрей еще не до конца сознает это. Можно заметить, что в этом случае Толстой симпатизирует не Андрею Болконскому, а капитану Тушину - добродушному человеку, выходцу из народа. Автор даже в чем-то осуждает Болконского за его высокомерие, несколько презрительное отношение к простым людям. (“Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него”.) Шенграбен, несомненно, сыграл положительную роль в жизни князя Андрея. Благодаря Тушину Болконский меняет свой взгляд на войну.

Оказывается, война не средство достижения карьеры, а грязная, тяжелая работа, где совершается античеловеческое дело. Окончательное осознание этого приходит к князю Андрею на Аустерлицком поле. Он хочет совершить подвиг и совершает его. Но вспоминает он позже не свой триумф, когда бежал на французов со знаменем в руках, а высокое небо Аустерлица.

Шенграбенское сражение

Изображая войну 1805 года при Шенграбене, Толстой рисует различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников. Мы видим героический переход отряда Багратиона к деревне Шенграбен, Шенграбенское сражение, мужество и героизм русских солдат и скверную работу интендантства, честных и мужественных командиров и карьеристов, использующих войну в личных целях. Типичен для штабных офицеров Жерков, который в разгар боя был послан Багратионом с важным поручением к генералу левого фланга.

Приказание было - немедленно отступать. Из-за того что Жерков не нашел генерала, французы отрезали русских гусар, многие были убиты и ранен товарищ Жеркова Ростов.

Как всегда дерзок и храбр Долохов. Долохов “в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера”. Но после этого он подойдет к полковому командиру и скажет: “Я остановил роту... Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить...” Везде, всегда он помнит прежде всего о себе, только о себе; все, что делает, делает для себя.

Они не трусливы эти люди, нет. Но они не могут забыть во имя общего блага себя, свое самолюбие, свою карьеру, свои личные интересы, сколько бы громких слов они ни говорили о чести полка и как бы ни показывали свою заботу о полке.

Толстой с особой симпатией показывает командира Тимохина, рота которого “одна удержалась в порядке” и, вдохновленная примером своего командира, неожиданно атаковав французов, отбросила их, дав возможность восстановить порядок в соседних батальонах.

Другой незаметный герой - капитан Тушин. Это “небольшой, сутуловатый человек”. В его фигуре “было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное”. У него “большие, умные и добрые глаза”. Тушин - это простой и скромный человек, живущий одной жизнью с солдатами. Во время сражения он не знает ни малейшего страха, весело и оживленно командует, в решительные моменты, советуясь с фельдфебелем Захарченко, к которому он относится с большим уважением. С горсткой солдат, таких же героев, как и их командир, Тушин с удивительным мужеством и героизмом выполняет свое дело, несмотря на то, что прикрытие, стоявшее подле его батареи, ушло по чьему-то приказанию в середине дела. И его “батарея... не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек”. Только получив приказ отступать, Тушин оставил позицию, увозя два уцелевших в бою орудия.

Аустерлицкое сражение

Аустерлицкое сражение 1805 г. Генеральное сражение между русско-австрийской и французской армиями произошло 20 ноября 1805 г. у местечка Аустерлиц в Моравии. Русско-австрийская армия насчитывала почти 86 тыс. чел. при 350 орудиях. Командовал ею генерал М.И.Кутузов. Французская армия насчитывала около 3 тыс. чел. при 250 орудиях. Возглавлял ее Наполеон. Главные силы союзной армии под командованием Ф. Ф. Буксгевдена атаковали корпус маршала Л. Даву и после упорных боев овладели Замком, Сокольницами, Тельницем. Тем временем 4-я колонна союзников под командованием И.-К. Коловрата, составлявшая центр союзных войск, перешла в наступление с опозданием, подверглась удару основных сил французов и оставила господствующие над местностью Праценские высоты, В этих условиях Буксгевден получил от Кутузова приказ отступать, но не выполнил его. Тем временем Наполеон, разгромив центр союзных войск, развернул войска и атаковал левое крыло союзников (Буксгевдена) главными силами как с фронта, так и с фланга. В результате союзные войска при больших потерях отошли. Потери русских войск составили 16 тыс. убитыми и ранеными, 4 тыс. пленными, 160 орудий; австрийцев - 4 тыс. убитыми и ранеными, 2 тыс. пленными, 26 орудий; французов - около 12 тыс. убитыми и ранеными. В результате поражения под Аустерлицем 3-я антифранцузская коалиция распалась.

Выводы

Одна из главных линий книги - разочарование князя Андрея в самой идее войны, в героизме, в особом призвании военных. От мечты совершить подвиг и спасти всю армию он приходит к мысли, что война - “страшная необходимость”, которая допустима, только когда “разорили мой дом и идут разорить Москву”, что военное сословие характеризуется праздностью, невежеством, жестокостью, развратом, пьянством.

Итак, изображая военные события, Толстой не только представляет широкие батальные картины Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений, но и показывает психологию отдельной человеческой личности, вовлеченной в поток военных действий. Командующие армиями, генералы, штабное начальство, строевые офицеры и солдатская масса, партизаны - все эти разнообразные участники войны, носители самой разной психологии показаны Толстым с поразительным мастерством в самых разнообразных условиях их боевой и “мирной” жизни. При этом писатель, сам бывший участник обороны Севастополя, стремится показать настоящую войну, без всяких прикрас, “в крови, в страданиях, в смерти”, с глубокой и трезвой правдой рисуя и прекрасные качества народного духа, чуждого показной храбрости, мелочности, тщеславия, и, с другой стороны, наличие всех этих черт у большинства офицеров - дворян.

1. Отношение Л. Н. Толстого к войне.

2. Особенности изображения войны Толстым.

3. Князь Андрей в битве при Шенграбене.

4. Князь Андрей в битве при Аустерлице.

5. Бородинское сражение глазами Пьера.

6. Восхищение отвагой и патриотизмом воинов.

Война – это настоящий ад. Жестокое кровопролитие, происходящее по воле власть имущих. В ней нет победителей, только проигравшие. Война буквально ломает судьбы простых людей. Лев Николаевич Толстой знал об этом не понаслышке. Он служил на Кавказе, участвовал в обороне Севастополя. Этот опыт помог ему максимально живо описать сцены сражений в своем великом романе «Война и мир».

Уродливый лик войны Лев Николаевич подчеркивает с помощью антитезы. Автор сначала описывает мирный быт простых людей. Потом, этих персонажей помещает на поле боя. Читатель видит, что герои ощущают себя не в своей тарелке. Ведь боевые действия – это только кровь, насилие и смерть.

В романе описывается три крупных сражения: при Шенграбене, под Аустерлицем и при Бородине. Они существенно отличаются от мирных сцен. Дело в том, что Толстой подробно описывает тактику, построение войск и другие реальные факты. Кроме того, он критикует начальников, если не согласен с их действиями. По сути, эти сцены максимально документальны. Этим автор добавил реализма, чтобы читатель сильнее понимал боль персонажей.

Каждая боевая сцена была переломной для персонажей. Их характеры буквально менялись.

Князь Андрей Болконский восхищался героями войн и был добровольцем в армии. Постепенно он разочаровывался в своих идеалах и в окружающих его офицерах. Ведь на фронте много карьеристов, которые делают все для собственной выгоды, а не для победы.

Во время Шенграбенской битвы Болконский осознает, что сражение редко идет по плану. На поле боя не было организованности. Команды раздавались хаотично. Все действовали по-своему усмотрения.

Однако даже на поле брани есть люди. Тушин с простыми солдатами буквально выгрыз победу для русских войск.

Андрей был вдохновлен этим поступком и мечтал стать полководцем. Однако на Аустерлице все пошло не так. Войско устало от постоянных сражений. Его моральный дух был сломлен. Именно под Аустерлицем князь Андрей переосмысливает свою жизнь и свои взгляды.

В этой битве Болконский попал под снаряд. Будучи при смерти, он осознал, что мир намного ценнее войны. Что люди не должны так бессмысленно гибнуть. Они просто должны жить.

Бородинское сражение показано глазами Пьера Безухова. Он не был военным. Но увидев, как народ защищает свою землю, как он борется за мир, герой испытал настоящий душевный подъем.

Война – это действительно жестокая картина. Мир намного лучше. Толстой был пацифистом и верил в христианскую позицию «подставь вторую щеку». Однако он не мог не восхищаться подвигом русских солдат при Бородине. Ведь победу одерживают не начальники и императоры, а простые люди.

МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района Кировской области

Урок литературы на конкурс

«Недаром помнит вся Россия»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Заслуженный учитель Российской Федерации

Васенина Тамара Александровна

г. Омутнинск - 2012

« Изображение войны 1812 года в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Цели:

  1. Образовательная –
  2. Воспитательная
  3. Развивающая
  4. Мета предметные учебно -информационные умения:

Умение извлекать информацию из разных источников;

Умение составлять план;

Умение отбирать материал по заданной теме;

Умение составлять письменные тезисы;

Умение подбирать цитаты;

Умение составлять таблицы.

Оборудование : портрет Л.Н.Толстого, тексты худ. произведения, набор иллюстраций Николаева к роману, альбом «Л.Н.Толстой» (составители Н.Б.Гордеева, Т.Г.Юркевич), альбом «Выставка в школе. Л.Н.Толстой», фрагменты кинофильма С. Бондарчука «Война и мир».

Методические приемы : Учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

Время проведения – 90 минут

Подготовка к уроку.

Учащимся было предложено при подготовке к уроку заполнить рабочие листы по описанию Бородинского сражения том 3, часть 2, главы 19 – 39.

Глава

Основное содержание

Ключевые слова

страницы

№ 19

№ 20

№ 21

№ 22

№ 23

№ 24

№ 25

№ 26

№ 27

№ 28

№ 29

№ 30

№ 31

№ 32

№ 33

№ 34

№ 35

№ 36

№ 37

№ 38

№ 39

Учащимся были предложены вопросы .

  1. Войны и главные сражения, описанные в «Войне и мире»
  2. Как Кутузов спас русскую армию от гибели в 1805 году?
  3. Какое значение имело Шенграбенское сражение. Какую роль сыграла в нем батарея Тушина?
  4. Почему царь вынужден был назначить Кутузова главнокомандующим русскими войсками?
  5. Андрей Болконский в Бородинском бою.
  6. Пьер Безухов на Бородинском поле. Почему Бородинское сражение показано через восприятие Пьера Безухова?
  7. Сравнить двух полководцев во время Бородинского сражения.

Ход урока

Урок начинаю чтением своего стихотворения

О Льве Толстом

К нам Лев Толстой

Приходит в раннем детстве.

И с той незабываемой поры

Живут вокруг меня с реальностью в соседстве

Его необычайные миры.

Я в них вхожу, их тайны открываю.

То как Болконский на войну иду,

То как Наташа первый бал танцую

И вместе с нею в лунну ночь не сплю.

Сквозь годы вновь и вновь передо мною

Сраженье Бородинское встает.

То падает Андрей, смертельно раненный,

То Пьер снаряды в ящиках несет.

То груды тел, убитых и израненных.

И бегство Бонапарта из Москвы.

Россию на колени не поставили,

Позорный крест с собою унесли.

Я за полночь от книги отрываюсь,

Сквозь сон шепчу героев имена.

Всей жизни мне отпущенной не хватит,

Чтоб до конца познать Толстого Льва.

Вступительное слово учителя.

Действительно, чтобы до конца познать творчество Толстого, не всегда хватает целой жизни. Итак, перед нами роман-эпопея «Война и мир». Семь лет титанического труда. Сегодня речь пойдет о Бородинском сражении. В «Войне и мире» детально описаны три сражения: Шенграбенское сражение занимает 7 глав, Аустерлицкое – 9 глав, Бородинское – 21 главу. Писатель изображает отдельные участки боя, переносит нас из лагеря русских в лагерь французов, где ряд сцен рисует с точки зрения Пьера, показывает и полководцев, и простых людей. Все творение великого писателя проникнуто мыслью о национальном достоинстве русского народа. В основе сюжета романа – поток истории, поток жизни. Роман Толстого утверждает античеловеческую сущность войны, когда гибель десятков тысяч людей становится результатом честолюбивых замыслов одного человека. Давайте проверим домашнее задание, опираясь на ваши рабочие материалы прошлого урока, реализм изображения войны в романе и зачитаем фрагменты текста. (страницы и главы отмечены, поэтому работа не занимает много времени)

  1. Тяжесть войны:

а) предельное напряжение физических и моральных сил людей

Т.1,ч.2, гл 13, стр 216;

б) страдания и смерть людей

« В темноте как будто текла невидимая, мрачная река…

«Их стоны и мрак этой ночи – это было одно и то же»

Т.1,ч.2,гл. 21, стр. 250

Смерть молоденького офицерика и веселого солдатика в Бородинской битве.

Смерть Пети Ростова;

Смерть Андрея Болконского.

в) материальные жертвы (сожжение городов, деревень, грабежи мародеров)

2. Сложность войны:

А) многочисленность участников военных действий;

Б) значение общей настроенности армии;

В) большое значение личной инициативы (батарея Тушина, рота Тимохина)

3. Выносливость, жизнерадостность, трудолюбие, не покидающее крестьян – солдат даже в условиях тяжелого похода как проявление их физической и моральной силы. Т. 1,ч.2, стр. 160-166

4 .Стойкость и мужество солдат в тяжелых трудах и опасных войнах.

(Шенграбен – Т.1, ч.2, гл. 17-21, стр 231 – 235)

5.Героизм солдат регулярной армии, ополченцев, партизан при защите родины и непреодолимая сила русской армии

Т.3, ч.2, гл.23,34

Т.4, ч.3, гл.1

6. Человеческое отношение к пленным.

Т.4,ч.4, гл.6,9, стр. 533,. 561.

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ

В августе 2012 года Россия будет отмечать 200-летие Бородинского сражения. Описание Бородинской битвы занимает двадцать глав третьего тома «Войны и мира». Это - центр романа, его кульминация; решающий момент в жизни всей страны и многих героев романа. Здесь скрестятся все пути: Пьер встретит Долохова, князь Андрей – Анатоля; здесь каждый характер раскроется по-новому, и здесь впервые появится громадная сила – народ, мужики в белых рубахах, сила, выигравшая войну. Обратимся к нашим рабочим листам. Эта несложная выборка помогает отчетливо представить строение кульминации романа, ту роль, которую играют важнейшие его герои. Из 21 главы 5 – авторские рассуждения, в 7 главах главное действующее лицо – Пьер, в 4 – князь Андрей, в 4 – Наполеон. Кутузов появляется в 4 главах, но лишь в одной главе его можно считать главным действующим лицом.

Учащиеся работают под руководством учителя с рабочими листами, определяют главную мысль каждой главы. Предлагаю образец рабочего листа. Формат А -4. Номера страниц романа ставятся по своему тексту, чтобы удобно было отыскать нужный фрагмент текста на уроке.

Глава

Основное содержание

Ключевые слова

Кинофрагменты Фильма «Война и мир »

№ 19

Требование народного сражения

№ 20

Пьер выезжает из Можайска. Дух армии и народа

Всем народом навалиться хотят

К/.ф

№ 21

Пьер с кургана в Горках наблюдает за окрестностями и пытается разобраться в позициях русских и французских войск.

Бородинская панорама

№ 22

Пьер в свите Кутузова

Случайные разговоры и реплики

№ 23

Пьер с Бенигсеном проехали от Горок до крайнего левого фланга

Обзор Бородинского поля

№ 24

Князь Андрей. Размышления о жизни. Приезд Пьера.

Война величайшее зло и страшная необходимость

№ 25

Беседа Пьера с Андреем и офицерами его полка.

Вывод Пьера о скрытой теплоте патриотизма.

К/.ф

№ 26

Наполеон в стоянка у Валуева. Эпизод с портретом сына. Приказ Наполеона о сражении.

Ложь, позерство

№ 27

Наполеон готовится к бою.

Для него будущее сражение – игра, которую надо выиграть. Для этого надо правильно расставить шахматы.

№ 28

Рассуждения Толстого о том, почему Бородино не принесло Наполеону победы.

№ 29

Наполеон перед боем.

Он едет к Шевардину

№ 30

Красота панорамы выражает торжественность минуты

№ 31

Пьер на батарее Раевского.

Семейный кружок, скрытая теплота.

К/.ф

№ 32

Борьба за батарею Раевского.

Пьер уходит с поля сражения.

№ 33

Наполеон на поле Бородина.

Попытки руководить ходом сражения.

К/.ф

№ 34

Наполеон и его свита в недоумении: потери огромны.

Русские не отступают.

№ 35

Кутузов на поле сражения.

Руководит духом армии.

К/.ф

№ 36

Полк кн. Андрея в резерве. Ранение князя.

Страстный порыв к жизни, любовь

№ 37

На перевязочном пункте. Встреча с Анатолем Курагиным.

Сострадание, любовь

№ 38

Осуждение Наполеона

№ 39

«Пламя сражения медленно догорало»

Страшный вид поля сражения. Нравственная победа русских

К\.ф

Эту работу можно провести по-разному:

Проверка заполнения таблицы под руководством учителя..

  1. Провести выборочный пересказ указанных глав.
  2. Ответы на вопросы учителя по данным главам .
  3. Устные сообщения подготовленных учащихся

А) Кутузов на Бородинском поле;

б) Наполеон на Бородинском поле;

в) Пьер в семейном кругу на батарее Раевского;

г) Наш князь (об Андрее Болконском)

  1. Просмотр фрагментов из кинофильма С. Бондарчука «Война и мир» и вопросы по ним (6 фрагментов)

Пьер на кургане наблюдает подготовку к сражению

Беседа Пьера с Андреем;

Пьер на батарее Раевского

Наполеон на Бородинском поле;

Кутузов на Бородинском поле;

Ранение Андрея Болконского .

Учащиеся делают комментарий после просмотра фрагментов кинофильма «Война и мир»:

Выводы по уроку:

Итак, огромный роман, состоящий из четырех томов, семнадцати частей, трехсот шестидесяти одной главы, в которых действует более пятисот героев, воспринимается нами как целостное поэтическое произведение. Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исторического процесса – народ. Все события и все герои романа даны в отношении к войне 1812 года. Все герои романа получают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться общим чувством с народом. Народ в романе Толстого – это не только социальная, но и нравственная категория. Народ, по мнению Толстого, - это все лучшее, что есть в русской нации.

Завершаем урок чтением стихотворения Лермонтова «Бородино» или любимого стихотворения Толстого, написанного Пушкиным:

Когда для смертного умолкнет

Шумный день

И на немые стогны града

Полупрозрачная наляжет ночи тень

И сон, дневных трудов награда,

В то время для меня влачатся в тишине

Часы томительного бденья:

В бездействии ночном живей горят во мне

Змеи сердечной угрызенья;

Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,

Теснится тяжких дум избыток;

Воспоминание безмолвно предо мной

Свой длинный развивает свиток;

И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

Домашнее задание :

Выучить наизусть отрывок «Дубина народной войны…»

Т.4, ч.3, гл. 1 стр. 292.

Составить план к сочинениям:

  1. Образ народного полководца в «Войне и мире».
  2. Изображение истинных героев и истинного героизма в романе Л.Н.Толстого.

Литература:

1. Альбом « Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Выставка в школе. М., «Детская литература», 1978г.

Приложение 1

Пояснительная записка (для педагога)

Должность (с указанием преподаваемого предмета) учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района

Название материала Изображение Отечественной войны 1812 года в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ, коллаж, рисунок и т.д.) текстовый документ

Цели:

Образовательная – выявить позицию героев романа по отношению к вопросу о выборе, создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Кутузова и Наполеона, Болконского и Безухова и др. Показать духовные искания главных героев романа. Протест писателя – гуманиста против попрания естественного права человека на жизнь.

Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения учащихся по отношению к такому понятию как «выбор цели и смысла жизни»; создать ситуации, при которых учащиеся поймут, что из любого сложного положения есть выход. Проблема постоянного выбора в жизни Показать общенародный патриотический подъем и единство основной массы русского общества в борьбе с захватчиками.

Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения

Задачи материала на конкурс «Недаром помнит вся Россия»

Список использованной литературы. 1. Альбом « Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Выставка в школе. М., «Детская литература», 1978г.

2.Журнал «Литература в школе» №4, 1978год. Статья Т.Ф.Курдюмовой стр.53-66. Изучение романа-эпопеи «Война и мир» как исторического произведения.

3. Долинина.Н. «По страницам « войны и мира». Заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир», Ленинград, «Детская литература», 1973 год

4.Толстой Л.Н. Роман «Война и мир», издательство «Художественная литература», М., 1968 год.

«Я не знаю никого, кто писал бы о войне лучше Толстого»

Эрнест Хемингуэй

Многие писатели используют реальные исторические события для сюжетов своих произведений. Одним из самых часто описываемых событий является война – гражданская, отечественная, мировая. Особое внимание заслуживает отечественная война 1812 года: Бородинское сражение, сожжение Москвы, изгнание французского императора Наполеона. В русской литературе представлено подробное изображение войны в романе «Война и мир» Толстого Л.Н. Писатель описывает конкретные военные сражения, разрешает читателю увидеть реальных исторических деятелей, дает собственную оценку произошедших событий.

Причины войны в романе «Война и мир»

Л.Н.Толстой в эпилоге повествует нам об «этом человеке», «без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз…», который и есть Наполеон Бонапарт, желавший завоевать весь мир. Главным противником на его пути была Россия – огромная, сильная. Разными обманными путями, жестокими сражениями, захватами территорий Наполеон двигался потихоньку с своей цели. Ни Тильзитский мир, ни союзники России, ни Кутузов не могли остановить его. Хотя Толстой говорит, что «чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в природе, тем они становятся для нас неразумнее, непонятнее», все же в романе «Война и мир» причина войны – это Наполеон. Стоя у власти Франции, подчинив себе часть Европы, ему не хватало великой России. Но Наполеон ошибся, он не рассчитал силы и проиграл эту войну.

Война в романе «Война и мир»

Сам Толстой представляет это понятие так: «Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний…, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления». Через описание войны в романе «Война и мир» Толстой нам дает понять, что сам ненавидит войну за ее жестокость, убийства, предательства, бессмысленность. Он вкладывает суждения о войне и в уста своих героев. Так Андрей Болконский говорит Безухову: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну». Мы видим, что нет наслаждения, удовольствия, удовлетворения своих желаний от кровопролитных действий против другого народа. В романе определенно ясно, что война в изображении Толстого – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Главное сражение войны 1812 года

Еще в I и II томах романа Толстой рассказывает о военных кампаниях 1805-1807 годов. Шенграбенское, Аустерлицкое сражения проходят через призму писательских размышлений и выводов. Но в войне 1812 года во главу угла писатель ставит Бородинское сражения. Хотя тут же задает себе и читателям вопрос: «Для чего было дано Бородинское сражение?

Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла». Но именно Бородинское сражение стало точкой отсчета до победы русской армии. Л.Н.Толстой дает подробное представление о ходе войны в «Войне и мире». Он описывает каждое действие русской армии, физическое и душевное состояние солдат. По собственной оценке писателя ни Наполеон, ни Кутузов, ни тем более Александр I не предполагали такого исхода этой войны. Для всех Бородинское сражение явилось незапланированным и непредвиденным. В чем концепция войны 1812 года, герои романа не понимают, как не понимает и Толстой, как не понимает и читатель.

Герои романа «Война и мир»

Толстой дает читателю возможность посмотреть на своих героев со стороны, увидеть их в действии в определенных обстоятельствах. Показывает нам Наполеона перед выходом на Москву, который осознавал все пагубное положение армии, но шел вперед к своей цели. Он комментирует его идеи, мысли, действия.

Мы можем наблюдать за Кутузовым – главным исполнителем народной воли, который предпочел наступлению «терпение и время».

Перед нами Болконский, перерожденный, нравственно выросший и любящий свой народ. Пьер Безухов в новом понимании всех «причин бед человеческих», прибывший в Москву с целью убить Наполеона.

Мужики-ополченцы «с крестами на шапках и в белах рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные», готовых в любой момент умереть за родину.

Перед нами император Александр I, отдавший, наконец, «бразды управления войной» в руки «всезнающему» Кутузову, но так до конца и не понимающий истинного положения России в этой войне.

Наташа Ростова, бросившая все семейное имущество и отдавшая подводы раненым солдатам, чтобы те успели выехать из разгромленного города. Она ухаживает за раненым Болконским, отдавая ему все свое время и расположение.

Петя Ростов, так нелепо погибший без настоящего участия в войне, без подвига, без сражения, который тайно от всех «записался в гусары». И еще многие и многие герои, которые встречаются нам в нескольких эпизодах, но достойны уважения и признания в истинном патриотизме.

Причины победы в войне 1812 года

В романе Л.Н.Толстой высказывает мысли о причинах победы России в Отечественной войне: «Никто не станет спорить, что причиной гибели французских войск Наполеона было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу вглубь России, а с другой стороны, характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе». Для русского народа победа в Отечественной войне явилась победой русского духа, русской силы, русской веры в любых обстоятельствах. Тяжелы были последствия войны 1812 года для французской стороны, а именно для Наполеона. Это был крах его империи, крах его надежд, крах его величия. Наполеон не только не завладел всем миром, он не смог остаться в Москве, а бежал впереди своей армии, отступая с позором и провалом всей военной кампании.

Мое сочинение на тему «Изображение войны в романе «Война и мир» очень кратко рассказывает о войне в романе Толстого. Только после внимательного прочтения всего романа можно оценить все мастерство писателя и откроете для себя интересные страницы военной истории России.

Тест по произведению

Исторический путь России был очень трудным. За свою многовековую историю Россия неоднократно проходила испытания войнами. Тема войны присутствует во многих произведениях русской литературы - от «Слова о полку Игореве» до произведений современных авторов. В романе «Война и мир» эта тема выражена особенно ярко, без нее невозможно понять философию жизни JI.H. Толстого.
В своем романе Толстой описывает две войны начала XIX века - войну 1805-1807 гг. в Европе и Отечественную войну 1812 года. Первая - ведется на чужой земле и имеет цели, непонятные простому человеку. Вторая же - затрагивает всех и каждого, потому что от исхода этой войны зависит не только политическое равновесие в Европе, карьера или семейное счастье отдельно взятых людей, но и существование мира вообще.
Судьбы почти всех героев романа связаны с войной. Войной проверяется их мировоззрение и нравственные силы. Например, князь Андрей, принимавший участие в обеих войнах, под Аустерлицем хотел в одиночку совершить подвиг, спасти всю армию, стремился к славе и величию, к своему «Тулону». А после сражения «ему так ничтожны казались... все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, что он не мог отвечать ему». Под Бородино князь Андрей уже вместе со своим полком, вместе со всей русской армией делает все необходимое для спасения России, он - один из многих. «Князь Андрей, точно так же, как и все люди полка, нахмуренный и бледный, ходил взад и вперед... заложив назад руки и опустив голову. Делать и приказывать ему нечего было. Все делалось само собою».
Юный Николай Ростов сначала воспринимал войну как праздник, парад красивых мундиров, хотел совершить подвиг во имя Отечества и горячо любимого императора. «Мысль о поражении и бегстве не могла прийти в голову Ростову». Настоящая война с ее кровью, потом, возможностью скорой смерти открыла Ростову жизнь с другой стороны, как что-то запутанное и страшное, противное здравому уму, человеческой природе. В то же время война, жизнь в полку помогает Ростову уйти от «каши жизни», избежать ее сложных вопросов. Именно война дает ему возможность познать жизнь, возмужать.
Другой герой романа, Пьер Безухов, хотя и не принимал непосредственного участия в боевых действиях, все же присутствовал на Бородинском поле и видел сражение. В Москве он был взят в плен французами, в плену познакомился с Платоном Каратаевым. Во время войны весь внутренний мир Пьера изменился. «Он узнал в своем плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чувством то, что ему давно уж говорила нянюшка: что Бог вот он, тут, везде. Он в плену узнал, что Бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитекторе вселенной... он бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь».
Тех героев романа, которые не участвовали в сражениях, также затронула война. Например, Ростовы были вынуждены уехать из Москвы, оставив все свое имущество. Наташа отдала все подводы для перевозки раненых. Под Москвой, в Мытищах, Наташа встретилась с умирающим от раны князем Андреем. Именно эта встреча духовно перерождает Наташу, обновляет ее. Княжна Марья уехала из Лысых Гор, хотя французы предлагали ей свое покровительство. Перед отъездом она встретилась с Николаем Ростовым, и эта встреча оказалась очень важной в их судьбе.
Некоторые герои романа «Война и мир» - исторические личности: Наполеон, Кутузов, Александр I. Все они также имели непосредственное отношение к войне - они были полководцами, главнокомандующими. Наполеон, обладая большой властью, пытался управлять сотнями тысяч людей. Он считал, что ход сражения зависит только от его приказаний. Толстой показал Наполеона во время Бородинского сражения, где раскрывает другие черты характера героя: «Наполеон не видел того, что в отношении своих войск играл роль доктора, который мешает своими лекарствами, - роль, которую он так верно понимал и осуждал», показывая, что Наполеон не мог влиять на ход сражения. Александр I также не влияет на ход Аус- терлицкого сражения. Он уехал с поля боя, когда было ясно, что сражение проиграно. А Кутузов, наоборот, не стремился управлять войсками - он только исполнял волю народа. Когда многие генералы советовали Кутузову атаковать французов, он отказывался, понимая, что наиболее быстрый способ изгнать французов из России - это предоставить им самим бежать. Кутузов также осознавал, что народу нужно не взятие в плен французских генералов, а освобождение России от захватчиков. Народ по- разному воспринимал войну 1805 года и войну 1812 года. На войне 1805-1807 гг. солдаты сражались за интересы императоров. Эта война была не нужна народу. Поэтому русские проиграли Аустерлицкое сражение и войну в Австрии. А во время войны 1812 года солдаты русской армии защищали свое Отечество, а французы, наоборот, были захватчиками. Боевой дух русских солдат был более высоким, а в этом сила войска, и поэтому русские выиграли эту войну. Толстой говорит, что на ход истории влияют не отдельные исторические личности, а воля народа. Таким образом, на примере двух войн Толстой подтверждает свою философию истории.
В романе «Война и мир» Толстой поразительно верно изобразил сцены войны в Шенграбенском, Аустерлицком и Бородинском сражениях. Например, при описании Шен- грабенского сражения Толстой повествует о подвиге капитана Тушина. Действия батареи Тушина спасли русское войско, хотя сам Тушин не осознавал, что совершил подвиг, и даже не думал о той опасности, которой он подвергался. «Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Толстой противопоставляет подвиг Тушина подвигу Долохова. Долохов, взяв в цлен офицера, сразу же объявил об этом командиру: «Прошу запомнить, ваше превосходительство!» Долохов ожидал награды за свой поступок, а Тушин даже не знал, что совершает подвиг. Толстой подчеркивает, что действия Тушина - настоящий героизм, а поступок Долохова - ложный.
Описывая сражения, Толстой подчеркивает бессмысленность войны. Например, в романе приводится такая картина Аустерлицкого сражения: «На этой узкой плотине теперь между фурами и пушками, под лошадьми и между колес толпились обезображенные страхом смерти люди, давя друг друга, умирая, шагая через умирающих и убивая друг друга для того только, чтобы, пройдя несколько шагов, быть точно так же убитыми». Толстой показывает еще одну сцену Аустерлицкого сражения - рыжий артиллерист и французский солдат дерутся за банник. «Что они делают? - думал князь Андрей, глядя на них». И, наконец, изображение Толстым картины Бородинского поля после сражения: «Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?» Таким образом, Толстой, показывая ужас и бессмысленность войны, говорит, что война и убийство - противоестественное для человека и человечества состояние.
В своем романе Толстой говорит о влиянии войны не только на судьбы отдельно взятых людей, но и на жизнь всего мира, на ход истории. «В этот двадцатилетний период времени огромное количество полей не паханы; дома сожжены; торговля переменяет направление, миллионы людей беднеют, богатеют, переселяются, и миллионы людей-христиан, исповедующих законы любви ближнего, убивают друг друга».
Традиции Толстого в изображении войны как явления противного человеческой природе и в то же время как объединяющего начала в жизни нации, взгляды Толстого на историю, на национальные особенности русских людей, сам жанр, получивший впоследствии название роман-эпопея, были использованы русскими писателями XX века и усвоены мировым искусством.
«Петр I» Алексея Толстого, «Доктор Живаго» Пастернака, многие произведения Хемингуэя и Ремарка, кинематограф и живопись XX века были бы невозможны без «Войны и мира» Толстого, особенно без изображения темы войны.