Художник Иван Шишкин (Shishkin), галерея живописи. Художник Шишкин: картины с названиями Какие картины шишкина находятся в третьяковской галерее

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вы можете бесплатно посетить постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке, а также временные выставки «Дар Олега Яхонта» и «Константин Истомин. Цвет в окне», проходящие в Инженерном корпусе.

Право бесплатного посещения экспозиций в Главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

В День народного единства - 4 ноября - Третьяковская галерея работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Вход платный.

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус и Новая Третьяковка - с 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
  • Музей-квартира А.М. Васнецова и Дом-музей В.М. Васнецова - закрыты
Вход платный.

Ждем вас!

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры программы «Спутник» - вход на экспозиции «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и «Шедевры русского искусства XI - начала XX века» (Лаврушинский переулок, 10), а также в Дом-музей В.М. Васнецова и Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) - один из величайших отечественных пейзажистов, прославившийся своим чувством цвета, любовью к деталям, умением подмечать тончайшие нюансы оттенков и форм. Его заслуженно называли «царём леса» и «певцом природы», ведь именно на произведениях этого художника рощи, степи, долины и реки предстают во всём неброском великолепии. В нашей статье собраны фото с названиями и рассказами о самых известных картинах мастера!

«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872)

1870-е гг. были важным периодом в жизни живописца - он примкнул к Санкт-Петербургскому кружку аквафортистов (умельцев, которые делали гравюры кислотой по металлу), участвовал в многочисленных выставках, общался с коллегами и меценатами, а в 1873 г. Императорская академия художеств присвоила И. Шишкину звание профессора.

Среди лучших работ мастера в те годы - и это полотно, где показан величественный лес. Заросли гигантских сосен (для корабельных мачт нужны стволы высотой в 50-70 м) расступаются на переднем плане, открывая каменистые склоны и дно неглубокого ручья. Его тёмная, железистая вода покрыта рябью, на которой золотыми блестками играют солнечные лучи. Облака, на фоне которых виден силуэт одинокой птицы, листья и хвоя деревьев, их кора и корни, трава, песок и валуны - все детали прописаны одинаково подробно и достоверно.

Картина размером 120*165,5 см экспонировалась на конкурсе, устроенном Обществом поощрения художеств в Санкт-Петербурге. Критик В. В. Стасов назвал её «пейзажем для богатырей», а живописец И. Н. Крамской - «замечательнейшим произведением русской школы». Впоследствии панно купил коллекционер предметов искусства П. М. Третьяков.

Картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». Холст, масло. 120*165,5 см. Третьяковская галерея, Москва

«Рожь» (1878)

Живописец родился в небольшом городке Елабуга - одном из старейших поселений республики Татарстан. С самого детства мальчик любовался великолепными ландшафтами, расстилавшимися вокруг - вековыми деревьями, чьи раскидистые ветви дарили прохладу в жаркий полдень, живописными склонами рек Камы и Тоймы, плодородными нивами. Одно из таких полей он и запечатлел на этом панно!

Полотно было одним из центральных экспонатов IV передвижной выставки, которая прошла в 1878 г. Сразу же после этого его приобрёл коллекционер предметов искусства П. М. Третьяков.

Любуясь пейзажем, зритель прежде всего отмечает могучие сосны на заднем плане - мастер тщательно выписал их густые кроны, причудливо искривлённые, узловатые стволы, гордо вознесённые ввысь верхушки. Под ними волнуется золотой ковёр ржи - ещё несколько дней, и налитые колосья склонятся под серпами жнецов, но пока что они мирно шелестят под солнечными лучами. Впрочем, яркий свет вот-вот сменится грозовым полумраком - на горизонте уже громоздятся тяжёлые тучи. Художник воссоздал предчувствие близкой бури, когда вокруг царит напряжённая тишина и безветрие. Над полузаросшей просёлочной дорогой мелькают быстрые ласточки - их тени чёрными росчерками ложатся на травы и цветы.

С панорамой ликующей жизни контрастирует засохшее дерево на заднем плане. Одни исследователи утверждают, что таким образом мастер попытался разнообразить композицию, другие же уверены, что рисунок символизирует переживания Шишкина - в 1873 г. умер его старший сын Владимир, в 1874 г. - жена Евгения, а в 1785 г. - двухлетний малыш Константин.

Картина «Рожь». Холст, масло. 107*187 см. Третьяковская галерея, Москва

«Лес» (1880-e)

Все отличаются подробнейшей проработкой - кажется, будто пейзаж вот-вот оживёт. Добиться подобной достоверности помогали многочисленные эскизы - всего живописец создал более 10 тыс. рисунков карандашом, углём, сангиной (особым материалом из каолина и оксида железа). Художник делал наброски к каждому полотну, и это не стало исключением!

Панно размером 83*110 см выполнено на холсте масляными красками. Живописец запечатлел укромный уголок заповедного леса - небольшая опушка, освещённая ласковыми полуденным Солнцем, контрастирует с непроглядной чащей на заднем плане. Старые ели раскидывают огромные, мохнатые лапы, топорщащиеся мелкими иголками, вдали высятся корабельные сосны и белеют тонкие стволы берёз. На земле, покрытой мягким ковром из трав и мха, видны поросшие лишайником древесные стволы - остаётся лишь гадать, свалил ли их ветер или топор в руках лесоруба.

Картина «Лес». Холст, масло. 83*110 см. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

«Дубовая роща» (1887)

Над этим масштабным полотном (125*193 см) Иван Иванович Шишкин трудился почти три десятилетия, вложив в него весь накопленный опыт. И, хотя художник писал не с натуры - он основывался на уже имеющихся этюдах, создавая собирательный образ - роща выглядит невероятно живой и достоверной. Узор из мелких мазков складывается в объёмную, красочную картину, куда так и хочется войти.

Изображенным дубам явно исполнилась не одна сотня лет - их кора покрылась неровностями и трещинами, а некоторые ветви засохли, но, несмотря на это, деревья остаются пышными и зелёными. Растения у их корней переливаются изумрудными, оливковыми, салатовыми тонами, а кое-где из переплетения стеблей выступают огромные гранитные валуны. Но лучше всего мастеру удалось передать игру света и теней - лёгкие блики трепещут среди листвы, мерцают на морщинистых стволах, плавно скользят по земле.

Сейчас панно хранится в Киевском музее русского искусства.

Картина «Дубовая роща». Холст, масло. 125*193 см. Киевский музей русского искусства

«Утро в сосновом лесу» (1889)

Эта картина, выполненная в жанре реализма, обязана своей известностью не только манере исполнения, но и собственной необычной истории. Прежде всего, у неё два автора: художник Шишкин написал пейзаж бора, подёрнутого зыбким предрассветным маревом тумана, а его друг, Константин Аполлонович Савицкий, изобразил трёх медвежат, весело играющих под присмотром мамы-медведицы. Однако П. М. Третьяков, купивший произведение, был убеждён, что большую часть работы выполнил именно Иван Иванович. Сходное мнение высказывали и другие критики - они даже утверждали, что без зверей панорама заповедного леса смотрелась бы куда эффектнее. Поэтому меценат стёр с полотна подпись второго живописца.

А в конце ХІХ ст. панно превратилось в знаменитый арт-объект - его поместили на обёртку конфет «Мишка Косолапый», которые выпускала фабрика «Эйнем». Не исчезли сладости и после Октябрьской Социалистической революции - их продолжили делать на производстве, переименованном в «Красный Октябрь».

На данный момент шедевр содержится в отдельном зале Третьяковской галереи. Такой способ хранения выбран из-за его крупных размеров - 139*213 см.

Картина «Утро в сосновом лесу». Холст, масло. 139*213 см. Третьяковская галерея, Москва

«Зима» (1890)

И. И. Шишкин всегда мечтал создать цикл работ, посвящённых временам года, и открывает его эта картина (126*204 см), экспонирующаяся в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. На первый взгляд она кажется строгой, спокойной, почти графичной, но стоит всмотреться пристальнее - и Вы откроете удивительное разнообразие красок и форм, почувствуете умиротворение снежного дня, его торжественную красоту.

Поляна на переднем плане усеяна сломанными бурей стволами и сучьями. Уцелело только несколько небольших ёлочек - их хвоя, как и ветви кустов, покрыты сверкающими кристаллами инея. Вдали растут высокие сосны, чья кора переливается терракотовыми и рыжеватыми тонами. Весь ландшафт подёрнут лёгкой розоватой дымкой закатных лучей. Однако главным достоинством полотна является рельефно выписанный снежный покров - мастер сумел показать его рыхлую поверхность, испещрённую ямками и холмиками.

Картина «Зима». Холст, масло. 126*204 см. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

«На севере диком…» (1891)

Зрелый период в творчестве живописца (1880-1898 гг.) ознаменовался не только расцветов его талантами, но и потерями в личной жизни. В 1881 г. умерла его вторая супруга Ольга, а дочь Лидия переехала к мужу в усадьбу Мери-Хови (Финляндия). Именно там И. Шишкин создал этот зимний пейзаж (161*118 см), сейчас находящийся в Национальном музее «Киевская картинная галерея».

Данное произведение изначально задумывалось как иллюстрация к полному собранию сочинений поэта М. Ю. Лермонтова, выпущенного к пятидесятилетию его гибели. И описание картины в полной мере передаёт посыл одноименного стихотворения. Одинокая, растущая на голой скале сосна отважно сражается с ветрами и морозами, не сгибаясь под ударами стихии. На фоне отвесных обрывов, острых пиков и головокружительных вершин дерево в своём наряде из мельчайших льдинок выглядит почти изящным - оно словно бы грезит о радостном, благодатном мире, где можно встретить такую же неприкаянную душу.

На Севере диком…Холст, масло. 161*118 см. Национальный музей русского искусства, Киев

«Сосновый бор» (1895)

Цель художника, о которой он неоднократно писал друзьям - чтобы «с холстов взглянула вся природа, живая и одухотворённая!». Для подобного эффекта Шишкин постоянно изобретал всё новые и новые приёмы письма - многие из них использованы в этом реалистичном панно (128*195 см). Так, передний план создан с помощью небольших, гладких мазков, тона которых плавно перетекают друг в друга, а вот деревья вдали изображены широкими, размашистыми движениями кисти. Шероховатый слой краски имитирует текстуру коры, листвы, дерна, пыли на утоптанной дороге.


Ивана Ивановича Шишкина по праву считают великим художником-пейзажистом. Ему, как никому другому, удавалось передавать через свои полотна красоту первозданного леса, бескрайние просторы полей, холод сурового края. При взгляде на его картины часто создается впечатление, что вот-вот подует ветерок или послышится треск сучьев. Живопись настолько занимала все мысли художника, что он даже скончался с кистью в руке, сидя за мольбертом.




Иван Иванович Шишкин родился в небольшом провинциальном городке Елабуга, расположенном у берегов Камы. В детстве будущий художник мог часами бродить по лесу, восхищаясь красотой первозданной природы. К тому же, мальчик старательно разрисовывал стены и двери дома, удивляя окружающих. В конце концов, будущий художник в 1852 году попадает в Московское училище живописи и ваяния. Там преподаватели помогают Шишкину распознать именно то направление в живописи, которому он будет следовать всю свою жизнь.



Пейзажи стали основой творчества Ивана Шишкина. Художник мастерски передавал породы деревьев, трав, поросшие мхом валуны, неровности почвы. Его картины выглядели настолько реалистичными, что казалось, что вот-вот где-то послышится шум ручья или шелест листьев.





Вне всяких сомнений, одним из самых популярных полотен Ивана Шишкина считается «Утро в сосновом лесу» . На картине изображен не просто сосновый лес. Присутствие медведей словно указывает на то, что где-то далеко, в глуши, существует своя уникальная жизнь.

В отличие от других своих полотен, это художник писал не в одиночку. Медведи принадлежат кисти Константина Савицкого. Иван Шишкин рассудил по справедливости, и под картиной подписались оба художника. Однако когда готовое полотно привезли к покупателю Павлу Третьякову, тот рассердился и приказал стереть фамилию Савицкого, объяснив это тем, что заказывал картину только Шишкину, а не двоим художникам.





Первые встречи с Шишкиным вызывали у окружающих смешанные чувства. Он казался им угрюмым и неразговорчивым человеком. В училище его за глаза даже называли монахом. На самом деле художник раскрывался только в компании своих друзей. Там он мог и поспорить, и пошутить.

Искусство

143139

Государственная Третьяковская галерея - один из крупнейших художественных музеев русского изобразительного искусства. На сегодняшний день коллекция «Третьяковки» насчитывает порядка ста тысяч предметов.

При таком количестве экспонатов бродить по экспозиции можно несколько дней, поэтому Localway подготовил маршрут по Третьяковской галерее, проходящий через самые важные залы музея. Не заблудитесь!

Осмотр начинается от главного входа, если стоять лицом к кассам, слева есть лестница, ведущая на второй этаж. Номера залов написаны при входе, над дверным проемом.


Зал 10 практически полностью посвящен картине Александра Андреевича Иванова «Явление Мессии» (более известное название – «Явление Христа народу»). Само полотно занимает целую стену, оставшееся пространство заполняют эскизы и этюды, коих за двадцать лет работы над картиной накопилось великое множество. Художник писал «Явление Мессии» в Италии, потом не без приключений переправлял полотно в Россию, а после критики и непризнания картины на родине, скоропостижно скончался. Интересно, что на полотне среди прочих изображен Николай Васильевич Гоголь и сам Иванов.

Читать полностью Свернуть


В зале 16, справа по ходу движения, находится трогательная картина Василия Владимировича Пукирева «Неравный брак». Ходят слухи, что это полотно автобиографическое: несостоявшаяся невеста Пукирева была выдана замуж за богатого князя. Художник увековечил на картине и себя – на заднем плане, молодой человек со скрещенными на груди руками. Правда, эти версии не имеют фактических подтверждений.

Читать полностью Свернуть

Зал №16


Слева в том же зале – полотно Константина Дмитриевича Флавицкого «Княжна Тараканова». На картине изображена легендарная самозванка, пытавшаяся выдать себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. Версий гибели княжны Таракановой (настоящее имя неизвестно) существует множество, официальная – смерть от чахотки. Однако, «в народ» (в том числе, и благодаря работе Флавицкого) ушла другая: авантюристка погибла во время наводнения в Санкт-Петербурге, в тюремной камере Петропавловской крепости.

Читать полностью Свернуть

Зал №16


В 17-ом зале находится картина Василия Григорьевича Перова «Охотники на привале». На полотне представлена целая сюжетная композиция: персонаж постарше (слева) рассказывает какую-то выдуманную историю, которой искренне верит молодой охотник (справа). Мужчина средних лет (по центру) скептически относится к рассказу и только посмеивается.

Специалисты нередко проводят параллель между картиной Перова и «Записками охотника» Тургенева.

Читать полностью Свернуть

Зал №17


В зале 18 располагается самое известное полотно Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели», написанное в Костромской области. Воскресенская церковь, изображенная на картине, существует и по сей день – ныне там находится музей Саврасова.

К сожалению, несмотря на множество прекрасных работ, художник остался в памяти народа «автором одной картины» и умер в нищете. Однако, именно «Грачи» стали отправной точкой для нового жанра пейзажной школы в России – лирического пейзажа. Впоследствии Саврасовым было написано несколько реплик картины.

Читать полностью Свернуть

Зал №18


В 19-ом зале находится картина Ивана Константиновича Айвазовского «Радуга». Удивительно, но художник, написавший за свою жизнь порядка шести тысяч полотен, всегда оставался верен избранному им жанру – маринизму. Представленная картина по сюжету ничем не отличается от большинства работ Айвазовского: на полотне изображено кораблекрушение в бурю. Отличие же заключается в красках. Обычно использующий яркие оттенки, для «Радуги» художник выбрал более мягкие тона.

Читать полностью Свернуть

Зал №19


В зале 20 находится знаменитое полотно Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная» (его часто ошибочно называют «Незнакомка»). На картине изображена царственная, шикарная дама, проезжающая в экипаже. Интересно, что личность женщины так и осталась загадкой и для современников художника, и для искусствоведов.

Крамской был одним из основателей общества «передвижников» ‒ объединения художников, противопоставлявших себя представителям академизма в живописи и организующих передвижные выставки своих работ.

Читать полностью Свернуть

Зал №20


Справа, по ходу движения, в зале 25 располагается картина Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу» (иногда полотно ошибочно называют «Утро в сосновом бору»). Несмотря на то, что сейчас авторство принадлежит одному художнику, работали над картиной двое: пейзажист Шишкин и жанровый живописец Савицкий. Константин Аполлонович Савицкий написал медвежат, кроме того, ему иногда приписывают и саму идею создания картины. Версий того, каким образом исчезла с полотна подпись Савицкого, существует несколько. По одной из них, свою фамилию с готовой работы Константин Аполлонович убрал сам, тем самым отказавшись от авторства, по другой – подпись художника стер коллекционер Павел Третьяков после покупки картины.

Читать полностью Свернуть

Зал №25


В зале 26 висят сразу три сказочных картины Виктора Михайловича Васнецова: «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке» и «Богатыри». Три богатыря – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович (слева направо на картине) – едва ли не самые известные герои русских былин. На полотне Васнецова бравые молодцы, готовые в любую минуту принять бой, высматривают, нет ли на горизонте врага.

Интересно, что Васнецов был не только художником, но и архитектором. Так, например, пристройка главного входного зала Третьяковской галереи бала спроектирована именно им.

Читать полностью Свернуть

Зал №26


В 27-ом зале располагается полотно Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны», относящееся к серии картин «Варвары», написанной художником под впечатлением от военных действий в Туркестане. Существует множество версий касательно того, чего ради выкладывались такие пирамиды черепов. По одной из легенд, Тамерлан услышал от женщин Багдада рассказ об их неверных мужьях и приказал каждому из своих солдат принести по отрубленной голове изменников. В результате образовалось несколько гор черепов.

Читать полностью Свернуть

Зал №27


В зале 28 находится одна из самых известных и важных картин Третьяковской галереи – «Боярыня Морозова» Василия Ивановича Сурикова. Феодосия Морозова – сподвижница протопопа Аввакума, приверженка старообрядчества, за что и поплатилась жизнью. На полотне боярыню в результате конфликта с царем – Морозова отказалась принимать новую веру – везут по одной из московских площадей к месту заключения. Феодора вскинула два перста в знак того, что ее вера не сломлена.

Через полтора года Морозова умерла от голода в земляной тюрьме монастыря.

Читать полностью Свернуть

Зал №28


Здесь же, в 28-ом зале, находится еще одно эпическое полотно Сурикова - «Утро стрелецкой казни». Стрелецкие полки были приговорены к казни в результате неудавшегося бунта, вызванного тяготами военной службы. На картине преднамеренно изображена не сама казнь, а лишь люди в её ожидании. Однако существует легенда, что изначально на эскизах полотна были написаны и уже казненные через повешение стрельцы, но, однажды, зайдя в мастерскую к художнику и увидев набросок, служанка упала в обморок. Суриков, желавший не шокировать публику, а передать душевное состояние приговоренных в последние минуты их жизни, изображения повешенных с картины убрал.