Гобеленовые картины. Мода на гобелены для дизайна квартир – исторический модный тренд вернулся Что такое картина на гобелене

Размышления по ходу экскурсии

Прошел 2009 год. Выставок гобелена было немало. Подведем итоги?
Статья опубликована в журнале «Деко» № 1 за 2010 год.
Здесь даю в авторской редакции и добавляю фотографии с выставок.
Часть работ можно посмотреть в блоге по указанным в тексте ссылкам.

Долгие годы в Москве почти негде было увидеть гобелены или старинные шпалеры. Нет, не портьерные ткани и не промышленные копии известных гобеленов, а настоящие авторские настенные ковры, сюжетные или декоративные, сотканные на ручном ткацком станке.
Например, такие как эта прекрасная шпалера «Умножение хлебов» (1730–1735 гг. Брюссель) из музея «Царицыно».

Редкие явления гобеленов на выставках Московского Союза художников из-за отсутствия информации оставались незамеченными даже теми, кто помнил и по-прежнему любил это искусство.

Причины были не только в том, что прошла мода на гобелен и пик увлечения самих художников ткачеством. Создание гобелена – длительная работа. Её трудно делать, не зная, найдется ли стена, на которой будет висеть гобелен.
У новорожденного ковра есть три пути в жизни. Сначала он появится на выставке, возможно, даже поразит зрителей. А потом исчезнет. Куда?
Почётная участь – попасть в запасники музея, прекрасно – на постоянную экспозицию. Удача – в частный интерьер, а самое лучшее для гобелена – украсить общественный интерьер.
Во время перестройки прекратилась практика заказов от официальных органов и организаций и выполнение гобеленов ткачами-исполнителями. Обретя вожделенную свободу, творцы растерялись. Те, кто продолжали работать, столкнулись с проблемой реализации. Лишь немногие не изменили в таких условиях своему делу.
Гобелен, как предмет роскоши всегда был доступен немногим. Состоятельные люди в наше время обходятся не столь дорогими промышленными и китайскими копиями европейских гобеленов или приобретают антикварные шпалеры. Редким заказчикам не требуются серьезные темы и сюжеты для украшения интерьера. До понимания ценности уникальной, авторской работы художников-современников, видимо, еще далеко.

Но ситуация меняется. Выставок прикладного искусства и гобеленов, представленных на них в последнее время становится всё больше.

В ноябре 2008 года в музее «Царицыно» появились прекрасно сохранившиеся четыре фламандские шпалеры первой трети XVIII века из собрания графов Ледебургов. Они были приобретены Правительством Москвы в Испании специально для музея.

Шпалеры входят в серию «Жизнь Христа»: «Испытание Христа в пустыне», «Чудесный улов», «Умножение хлебов», «Христос и самаритянка» и отличаются высоким художественным уровнем. Они были созданы в 1730–1735 годах в брюссельской мастерской Жана Батиста Вермийона по картонам фламандских художников Максимилиана де Хазе (1710–1781) и Ореля-Огюстена Коппенса(1668–1740).
Де Хазе – брюссельский живописец, создавший несколько шпалерных серий на библейские темы; Коппенс – пейзажист, работавший с крупнейшими шпалерными мастерскими.
Плотность ткачества – 8 нитей основы на 1 см.

Шпалера «Испытание Христа в пустыне». ГМЗ «Царицыно».

Многофигурные сюжетные композиции, сотканные из шерсти и шелка, обрамляет тканый бордюр в стиле того времени, блестяще имитирующий деревянную резную и позолоченную раму.

Шпалера «Чудесный улов». Фрагмент.



Позднее музеем были приобретены две пейзажные шпалеры – вердюры:
«Нимфы в парке» (ок. 1700 г.)



и «Пейзаж с рекой, фонтаном, попугаем и собакой» (кон. XVII – нач. XVIII вв.).
Шпалеру целиком – см. ниже. Пока фрагмент:



Несмотря на меньшую плотность ткачества, их искусный рисунок не уступает шпалерам с библейскими сюжетами. Время бережно обошлось с ткаными картинами, хотя местами цветные нити потеряли яркость, а зеленый цвет за прошедшие века превратился в синеватый. Такой эффект мы часто видим на старинных шпалерах. Это результат того, что в Европе для получения зеленого цвета после первого крашения индиго часто использовали куркуму и другие нестойкие желтые красители.

Трепетное отношение музейных работников к шпалерам, любовь, с которой создавалась экспозиция несомненны. Но, к сожалению, старинные шпалеры не размещены в интерьере «естественным образом», а висят на «пилонах», окрашенных, к тому же, в цвет костюмов смотрительниц (или наоборот?).

Слева: шпалера «Чудесный улов»; справа: «Христос и самаритянка».



Хочется надеяться, что старинные шпалеры найдут свое настоящее место в интерьере дворца. Пока же единственным примером исторически достоверного расположения шпалер в интерьере (XVIII в.) в Москве является музей-усадьба «Кусково». Такое решение дает посетителю больше пищи для глаз, ума и сердца.

К 25-летию музея «Царицыно» весной 2009 года выставка шпалер получила продолжение под общим названием «Искусство шпалеры: две славные эпохи – западноевропейская шпалера конца XVII – первой трети XVIII века – советский гобелен второй половины ХХ века».
Связующим звеном между старинной шпалерой и гобеленом советского периода призваны быть в экспозиции работы двух современных художников.

Справа-налево: шпалера «Пейзаж с рекой, фонтаном, попугаем и собакой». Южные Нидерланды. Брюссель (?), Ауденарде (?). Конец XVII – нач. XVIII вв. Плотность 5–6 нитей основы на 1 см.; Хеймратс Р. (Рига). «Фрагменты воспоминаний о XVIII веке». 1982; Мадекин А. (Москва). «Брак в Кане Галилейской». 1989. ГМЗ «Царицыно» (Фото предоставлено А. Мадекиным).



Серия изящных гобеленов Рудольфа Хеймратса , стоявшего у истоков латышского гобелена, посвящена «воспоминаниям о XVIII веке». Перед нами изображение «уцелевших» фрагментов старинных шпалер.


Они размещены на четырехграннике в конце зала со шпалерами, почти на пути посетителя, что не способствует гармоничному восприятию интерьера. Проигрывает здесь и гобелен Андрея Мадекина «Свадьба в Кане Галилейской» (1989), связанный со старинными коврами лишь библейским сюжетом.

Выставку планируется сделать постоянной, но с обновлением гобеленов из обширной коллекции музея (более 370 работ). Сейчас здесь можно увидеть 60 гобеленов, включая серию мини-гобеленов тончайшего ткачества шелком Ирины Колесниковой, посвященных царицынскому дворцу.

Коллекция сложилась из работ, которые в 1960–1980 годы приобретали Министерство культуры и Союз художников СССР. Они были переданы музею «Царицыно» при его образовании в 1984 году. Музей планировался как будущее собрание произведений декоративно-прикладного искусства народов СССР.

Столь обширная ретроспективная выставка дает достаточно полное представление о расцвете гобелена в нашей стране в период увлечения этим искусством во многих странах мира.
Здесь, как в былые годы на больших выставках декоративного искусства, художники из Прибалтики, России, Кавказа снова все вместе.
Всё так же потрясают всплесками эмоций, безудержным цветом, пышностью и роскошью фактур, разнообразием техник и материалов художники из Латвии:
Эдит Вигнере. «Концерт» (1975). Фрагмент:


Мара Звирбуле. «Плодородие» (1981):


Фрагмент.


Эстонка Леэзи Эрм (Таллинн). «Земля» (1982), «Изморозь II» (1987). Фото второй работы ниже слева.
Справа часть гобелена Инги Скуини (Рига) «Студенческое лето» (1981).

Фрагмент.



Радует раскованностью рисунка рижанин Эгил Розенберг («Утро» 1978).
Поражает загадочностью на первый взгляд простых переплетений Мина Левитан-Бабянскене («Гармония Вселенной» (1987) из Литвы.
Изумляет утонченной живописностью Р. Хеймратс (Рига) в «Субботнем вечере» (1980) (кажется, что от гобелена поднимается пар!).
Фрагмент:

или безудержной яркостью – в «Праздничном танце» (1973–75). Центральная часть триптиха:



Более сдержанны в фактурных поисках литовцы.
Яркие, страстные работы прибалтийцев всегда поднимали тонус на выставках, превращали их в праздник ткачества и привлекали всё новых художников
к созданию гобеленов.

Российские мастера редко поддавались искушению и работали в основном в технике гладкого ткачества. Один из ранних гобеленов на выставке – Валентины Платоновой «Московская Русь» (1968). Длинный (6 м), местами неровно сотканный, он своей грубоватой ручной работой как будто напоминает о том, что сам гобелен когда-то родился из простой домотканой дорожки, которую ткали мастерицы долгими зимними вечерами.

Поражают размерами, мощным рисунком и однозначной сине-красной гаммой гобелены Лины Соколовой: диптих «Время» (1986) и
«Вечность» (1988):

Ленинградец Борис Мигаль, один из немногих, кто экспериментировал с фактурами, ткацкими приемами и различными материалами («Небо мира» (1989) и «Магистраль» (1972). И всегда его гобелены заставляли остановиться и подумать над, вроде бы, незаметными деталями, говорящими о многом.

Долгие годы эти ковры находились в «почетной ссылке» в темном хранилище. И, наконец, они снова готовы радовать людей. Однако, анфилада небольших залов, где гобелены висят иногда и на окнах, прикрытых щитами и на широких перегородках в центре, заслоняющих ковры, не всегда позволяет охватить взглядом гобелен целиком. А ведь в большинстве случаев полноценное восприятие тканого изображения возможно именно на расстоянии.
Понятно желание музея показать как можно больше работ, но интерьеры дворца превратились в тесное хранилище, открытое для посещений. Гобелены, призванные украшать собой интерьер, на этот раз его почти уничтожили.
На выставке не хватает и ее логического завершения – современных работ.

Но теперь их можно увидеть и на московских выставках. Оглядев свои поредевшие ряды, художники обнаружили, что гобеленом, оказывается, занимаются, и не только в Москве, но и в других местах. И даже те художники, которые не участвуют в выставках, делают это весьма успешно, например,
Лилия Якина (С.-Птб.). «Охота» (2004). Фото фрагментов см. в блоге художника .



И появилось поколение молодых художников, порой еще несколько суматошное от радости обретения возможности выразить себя в технике ткачества.

Пройдемся по московским выставкам 2009 года.
Наиболее интересной была Всероссийская выставка Союза художников «Россия ХI» в Центральном Доме Художника (см. и ).
Было представлено более 50 гобеленов, созданных молодыми и уже известными художниками со всех концов страны.
Много лет работают в технике традиционного гладкого ткачества Сергей Гавин (Москва) «Проект реставрации» (2006) (фото
).
Александр Гораздин (Москва) «Кода отношений» (2008) Андрей Мадекин (Москва) «Иаков у источника» (2004) и «Полет Пегаса» (2006), М. Рыбалко (Тула) «Жизнь» и «Движение» (2008) (см. по двум ссылкам выше на «Россию ХI»).

Другие деликатно и удачно вносят в гладкий гобелен элементы рельефа: Н. Зинченко (Новосибирск) «Пространство льда» (2005), Е. Одинцова (Набережные Челны) "Многоточие" и "Небо" (2008) (см. по ссылке на выставку).
В. Гончаров (Воронеж) в триптихе «Пробуждение» (2005) создает интересный образ в строгой гамме, варьируя матовые и блестящие нити разной фактуры. Свет, возникает из тьмы динамичными, разнонаправленными штрихами саржи. Так виртуозно работал в этой технике только Б. Мигаль.
Фрагмент триптиха:

Иногда художника увлекает сложная задача: передать средствами ткачества другие виды изобразительного искусства. Хотя в гобелене интересна не имитация других техник, а собственный язык, в работе О. Поповой (Белгород) «Undergraund» (2005) это сделано изящно, свежо и лаконично. Прошлое и будущее, мечты и реальность расплываются акварельными цветными пятнами и «прорисовываются» из небытия «тонким пером» черной «тушью». Дополнительный эффект замшелой древности дают волокна крашеного сизаля.

Предельная лаконичность цвета и рисунка, создает ёмкий образ в гобеленах Н. Федуловой «Бег луны» (см. по ссылке).
и «Скифские тату» (2008):



Возможно, особенности гобелена обусловлены использованием редкого, непростого для ткачества материала – конского волоса натуральных оттенков. Гобелены имеют приятную пушистую поверхность.

Привлекли юмор и свобода рисунка в небольших гобеленах В. Мухина (Иваново) «Ночная мелодия» (2005) и других (см. по ссылке).

На выставке «Диалог» в Музее декоративно-прикладного и народного искусства (см. ) наряду с работами художников были представлены экспонаты из собрания музея. Проследить связь современного гобелена с народной традицией на выставке не удалось. Но гобелены прежних лет А. Мадекина «Благовестие апостола Андрея» (1994), В. Рыбалко «Композиция», С. Юрченко «Возникновение» (2006) (см. по ссылке) украсили экспозицию.

На выставке «Artconnect» в галерее «Беляево» (см. ) мы увидели ряд произведений, которые экспонировались уже не раз на предыдущих выставках. Часть работ не поднялась выше начального уровня.
Гобелены В. Рыбалко «Композиция» и «Отражение», как всегда, поражают утонченностью рисунка и колорита (см. по ссылке выше
и
).

По одиночным произведениям, представленным на общих выставках, иногда создается искаженное представление о творчестве художника. Поэтому наиболее интересны персональные выставки. Событием в истории российского гобелена стала выставка А. Мадекина в Галерее КЦ «Дом» в ноябре, на которой было представлено тринадцать работ разных лет (см. и ). Художник все эти годы, не покладая рук, ткал гобелены по велению сердца, несмотря на отсутствие выставок, спроса на рынке, капризы заказчиков.
Прекрасным заключительным аккордом всего текстильного года стал новый гобелен А. Мадекина «Путь волхвов». (См.
).
Выставок стало так много, что, видимо, художники уже не успевают создавать новые произведения, и они кочуют с одной выставки на другую, превращаясь в постоянную экспозицию, что тоже неплохо для популяризации гобелена. Но хочется нового, свежего и высокохудожественного.

Продолжать линию классической шпалеры не значит ткать так же и то же, что в старину. Гобелен – искусство, позволяющее в любой период быть актуальным по сути, даже оставаясь в рамках классического гладкого ткачества.
Оно будет живо, пока живы люди, умеющие воспринимать прекрасное, пока жив текстиль как таковой. Но, конечно, это искусство меняется. И почему бы не поискать, наконец, новые формы работы с текстильными материалами? И что мешает художникам активнее искать пути сотрудничества с архитекторами и вернуть гобелену его значение как монументального вида искусства? Сегодня, когда сами архитектурные здания порой становятся уникальными художественными произведениями, они должны получить и интересные решения интерьера. Думается, этот путь более продуктивен, чем, тоскуя по прошлым госзаказам, уходить в «камерный» гобелен. Тканые изделия так же создадут тепло и уют в интерьерах с модными декоративными штукатурками, заменяющими обои.

В ткачестве непросто донести до зрителя творческий огонь. Для этого нужно много труда, терпения и времени. А главное – любви к своему делу. Интересное решение всегда рождается органично, соответственно мысли и чувству, которое двигало художником. Тогда не нужны будут излюбленные у нас подпорки в виде формального деления плоскости на геометрические фигуры, заполнение оставшегося места «чем-нибудь».

Обрести свой, неповторимый почерк для художника – значит вписать свою страницу в историю искусства. Секрет любого талантливого произведения известен – отдайте ему свою душу целиком. И тогда оно обязательно найдет отклик в душе зрителя.

А вместо заключения помечтаем о большой ретроспективной выставке русского гобелена, начиная с первых – петербургских шпалер XVII века (не исключая работ и 30-50-х гг. XX в.) и по сегодняшний день. А можно помечтать и шире – о выставке международной.

Из мелочей, как известно, складывается жизнь. И мелочи очень часто украшают наш быт, делают наше жилье уютным и даже особенным, неповторимым. Моде подвержено все от одежды и женских украшений до трендов в дизайне и искусстве. Трудно сказать, что мода на гобелены зародилась только сейчас, ведь этот вид декоративного искусства известен со средних веков, хотя возник наверняка раньше. Но мода изменчива и повторяема со временем в новом качестве. Так и с гобеленами, однозначно, мода на них вернулась и набирает обороты.

Как отличить подлинный ценный гобелен от машинной копии

Не часто в квартирах у людей можно встретить художественное, при этом декоративное, одновременно тканое изделие, которое используется как настенный ковер. Но может служить панно, или обивкой мебели, даже портьерой. А называется оно гобелен. Гобелены – своего рода произведение искусства. Это без натяжек и скидок. Лучшие гобелены достойны музеев и с удовольствием экспонируются там.

Они бывают ручные (по-настоящему подлинные) и машинные копии. Различаются гобелены по способу выработки, материалам для вышивки, внешнему виду и художественной ценности. Самые дорогие золототканые гобелены. У настоящих гобеленов с изнаночной стороны находятся узелки, свободные концы нитей, которые не обрезают коротко, чтобы изделие сохраняло прочность.

Машинные гобелены также представляют ценность для интерьера и дизайнерских экспериментов. Можно не гоняться за подлинностью, если Вы не сноб, но помните, об эксклюзиве можно забыть. Вполне вероятно, Вы встретите подобный Вашему скопированный рисунок гобелена в какой-нибудь затрапезной гостинице.

История гобелена – уход за ними и примеры использования в интерьере

Гобелены пришли к нам из Франции 17 века. Первые французские гобелены отражали исторические события, религиозные, мифологические. Потом в гобелен вошла повседневная жизнь. Великолепные гобелены были на бытовые темы, пейзажи, портреты, стоимость их была поистине огромной и к началу 20 века производство гобеленов было прекращено.

Подлинные гобелены, даже не расшитые золотом и серебром, имеют музейную ценность и только очень состоятельные люди могут себе позволить иметь их дома. Как правило, это небольшие настенные панно, которые очень эффектно смотрятся на стенах. Гобелены требуют аккуратного обращения, поскольку имеют большой вес и могут под собственной тяжестью порваться. Гобелены необходимо тщательно, а главное, систематически очищать от пыли, подолгу проветривать и надежно просушивать на солнце.

Машинные гобелены созданы для массового потребления. Они не представляют музейной ценности, но все равно не дешевы. Они также как их более престижные собратья, очень великолепны для украшения квартиры в виде панно. Мебель, обтянутая гобеленом, имеет очень дорогой вид, служит гораздо дольше, чем обтянутая любой другой тканью, и сама такая мебель является украшением в квартире.

Лечение бесплодия в санатории города Саки.

Благодаря необычному виду и текстуре гобелены очень часто привлекают внимание дизайнеров и заказчиков. Разобраться со всеми тонкостями создания интерьера и ухода за таким изделием помогут некоторые знания о нем.

Что это такое?

Гобелен, или шпалера является результатом одного из видов прикладного искусства. Готовое изделие носит как утилитарные, так и декоративные свойства. В современном же дизайне к гобелену относятся как к произведению искусства, живописной картине. В создании полотна не используются кисти и краски, материал чисто тканый.

Благодаря разнообразным переплетениям цветных нитей создается уникальное произведение, которое выполнено на определенную тему, например, любовный сюжет или один из моментов летней охоты, а может носить и абстрактный смысл.

История возникновения

Истоки создания шпалер проследить очень сложно. Это обусловлено тем, что многие народы независимо друг от друга занимались и развивали ткачество внутри своей этнической группы. Самые древние гобелены родом из Египта. В гробнице Тутмоса IV (XV до н. э.) найдено льняное полотно с изображением скарабеев и лотосов, а в гробнице Тутанхамона (XIV до н. э.) – платье и перчатки, созданные по подобию шпалеры. Но и такие веские причины утверждать, что это самые первые гобелены, не являются доказательством этого.

Историки утверждают, что этот вид ткачества египтяне переняли у народов Месопотамии, этому свидетельствуют записи древних авторов.

В поэме Гомера «Одиссея» существует упоминание о предметах погребения, выполненных в технике гобелена. Этот факт свидетельствует о существовании ткачества в Древней Греции и Риме.

На другом конце света, в доколумбовой Америке, преимущественно в древнем Перу, при раскопках были найдены элементы шпалер, более всего по применению соответствующих современным представлениям о гобеленах. Ткаными картинами перуанцы не только украшали стены, но и использовали их, прячась от сквозняков.

Изысканностью и особой тонкостью отличались древние шпалеры из Китая. Китайские мастера для создания таких элементов декора и одежды использовали мотивы, взятые у природы: необычайно красивые и экзотические цветы, перевитые стебли, утонченные пейзажи. Искусство такого вида ткачества у китайских народов переняла Япония.

Широкую известность в Европе в Средние века гобелены получили благодаря массовым походам крестоносцев. Гобелены были особо ценным трофеем и высоко ценились.

Каждому народу было присуще свое название шпалер: у греков – «тапес», в Италии – «арецци», в латинском языке – «тапетум». Само слово «гобелен» родом из Франции. В XVII веке открылась королевская мануфактура Гобеленов, давшая название своей продукции.

При чем специалисты утверждают, что только изделия данной фабрики могут по праву называться «гобеленами», остальные же – шпалеры.

Стоит отметить, что область применения тканого искусства велика и многообразна. Помимо утилитарных и декоративных свойств, шпалеры используются по сей день в качестве обивки для мягкой мебели, как элементы одежды или одежда в целом (для создания традиционных нарядов), в качестве замены классической иконописи, в геральдическом смысле и так далее.

Техника изготовления

Традиционно гобелены создаются вручную. Процесс напоминает плетение безворсовых ковров, но он более трудоемкий и кропотливый, так как нити гораздо тоньше, а рисунок очень детализированный.

Изначально в качестве основного инструмента для создания изделия была обыкновенная рама, на которую натягивались нити основы. Чтобы добиться нужного натяжения использовали гвозди, вбитые в раму или равномерно проделывали специальные отверстия на внутренней стороне самой рамы. Нить утка, намотанная на катушку или просто смотанная в клубок прокидывается между нитями основы, а после завершения ряда прибивается пальцами или с помощью специальной колотушки.

Более техническим считается процесс с использованием станка. Его особенность заключается в том, что станок можно разместить как горизонтально, так и вертикально.

Мастер работает по нарисованному на картоне эскизу, причем размер рисунка и цвета полностью совпадает с размерами и цветами будущей шпалеры. Но несмотря на то, что ткачу приходится копировать другое произведение, он должен обладать художественными задатками, уметь сохранить цветопередачу, разбираться в тонкостях изображения светотени, представлять, как будет выглядеть готовое тканое произведение, чтобы подобрать нужную нить в данном ряду.

Большие мануфактуры, производящие изделия в глобальных масштабах, даже устраивали при своих фабриках художественные училища, что повышало качество готовой продукции.

Так как процесс создания этого полотна очень трудоемкий и затратный по времени, над одной шпалерой могут трудиться до 5-6 человек. Таким образом, одно произведение делится на несколько частей, которые потом сшиваются шелковой нитью. Понять это можно было, взглянув на изнаночную сторону: на ней присутствовали швы.

Благодаря большому количеству техник возможно добиться разнообразных эффектов при изготовлении шпалеры. Если в классическом виде нити основы остаются невидимыми, то в современном исполнении мастера могут нарочито оставить их на лицевой стороне рисунка. Такой прием получил название репсового, потому что ткань принимает определенный рельеф в рубчик, что в переводе на французский звучит как «репс».

Современный гобелен как элемент декора за последние десятилетия претерпел большие изменения. Такой вид украшения стен и разных поверхностей стал настолько популярен в последние годы, что просто обязан был стать более доступным в массах.

Полностью тканое изделие – это дорогое удовольствие, такой изыск могут позволить себе немногие. А вот нетканый гобелен очень прост в исполнении, а внешне почти не отличим от оригинала.

Создается такое изделие с помощью особой выкладки рисунка цветными волокном или нитями на основе. Изделие сложно назвать гобеленом в традиционном смысле этого слова, ведь «гобелен» – это, прежде всего, сотканное полотно. Однако выложенный рисунок имеет тканую текстуру и очень детализированный и динамичный рисунок.

Китайские мастера придумали еще один вид нетканой шпалеры. Панно изготавливаются без использования спиц или крючка. Все элементы изготавливаются из картона, на который впоследствии наматывается пряжа. На полностью обмотанную основу и раму мастер клеит уже готовые детали, создавая композицию.

Преимущества и недостатки

Преимуществ у гобелена как у элемента декора немало. Смотрится такая картина очень изысканно, ее хочется разглядывать, запомнить каждый элемент, она волшебным образом привлекает внимание, создает уют и теплую атмосферу в доме.

В практичном смысле такое приобретение тоже станет полезным. Полотно обладает антистатическим свойством и не притягивает пыль, ткань хорошо держит форму, не коробится и не деформируется, проста в уходе. Гобелены подходят к любому стилю в интерьере, главное – грамотно подобрать рисунок.

К недостаткам можно отнести сравнительно большой вес, что не позволяет использовать технику применительно к повседневной одежде. В домашних условиях изделие лучше не стирать и не гладить, так как это может повлиять на его внешний вид.

Основные характеристики

У каждого народа был свой способ плетения гобеленов. Отличаются они по фактуре и по использованному материалу. В настоящее время для создания определенного рельефа мастер подбирает любой необходимый способ изготовления.

  • Полотняное плетение считается самым распространенным и имеет более широкое применение у умельцев. Для создания изделия нить утка в шахматном порядке проходит через нити основы. Таким образом первая прокидка перекрывает четные нити основы, а вторая – нечетные.
  • Египетское плетение создает из нитей утка подобие обычной косички. Такой эффект получается благодаря тому, что нить, создающая рисунок, оплетается вокруг нити основы узлом и затягивается. Этот процесс один из самых трудоемких. Зачастую лишь определенные элементы плетутся данным способом.
  • Греческое плетение образует не плотную, рыхлую поверхность. Для провязывания ряда требуется 2 или 3 нити утка, которые переплетаются между собой нитями основы как обычная коса.

Более сложные в исполнении способы плетения: вязка, сумаховое плетение, саржевое, гиордес, сене. Каждый отличается по плотности, рельефу, возможности изготовления элементов разной сложности. Каждому способу соответствует свой материал.

Шерстяные, хлопковые, шелковые нити способны либо подчеркнуть рельефность, либо наоборот, создать идеально ровную поверхность.

Разновидности ткани

В современном представлении гобелен как материал является разновидностью жаккардовой ткани. Жаккард – это крупноузорчатая ткань сложного или простого переплетения более 24 нитей, которая отличается высокой плотностью, прочностью, сложностью узора, многогранностью фактур, расцветок и узоров. Основа обычно льняная, а вот нити утка шелковые, шерстяные или синтетические.

Тонкие, изящные, с подробной прорисовкой гобелены получаются из шелковых нитей. Из такого материала шьется одежда, шторы, покрывала.

Для утилитарных целей, таких, как защита от сквозняков, подойдут изделия из шерсти. Шерстяные нити – самый удобный и менее трудозатратный материал для плетения, но очень тяжелый. Из него получаются ковры на стены и на пол. Обивку мягкой мебели лучше всего производить из хлопковых материалов. А скатерти и постельное белье – изо льна. Металлические нити применяются в декоративных целях, придают блеск и переливаются на свету.

Модные узоры и расцветки

Так как эти изделия имеют вековую историю и считаются атрибутом древности, в наше время считается модным подчеркнуть именно это свойство. Исходя из этого, тематика рисунка гобелена отражает моменты, не связанные с современной жизнью – это иллюстрации к средневековой книге или тканая репродукция произведения эпохи Возрождения, изображение сцены охоты на Руси.

Такие полотна, даже изготовленные на современных фабриках, заставят задуматься о том, что, возможно, когда-то именно этот гобелен висел во дворце короля Франции. Интерьер сразу приобретет «историю».

Еще одной «классикой» в исполнении гобеленов считается изображение природы на полотнах. Шпалеры с оленями, медведями, лошадьми и просто шикарными пейзажами – более демократичный вариант, чем, например, классические батальные сцены.

Для романтических особ, предпочитающих такие стили, как шебби-шик, цветы на гобеленах прекрасно дополнят дизайн интерьера. Шикарные пионы, розы, гибискусы – основные атрибуты стиля под старину. Более инфантильные сюжеты – это кадры из фильмов аниме или изображение милых котиков и щенков на полотнах. Тканые календари – оригинальный способ узнать дату и подчеркнуть стилистическую направленность интерьера.

В историческом смысле гобелены не имеют слишком яркие расцветки. Раньше не существовало пигментов, способных создать, например, сочный цвет лайма или небесно-голубой, все оттенки приглушенные, мягкие, но глубокие. Отталкиваясь от этого выбирайте гобелен для классических и минималистических интерьеров в таких цветах. В ярких поп-арт-дизайнах с красками можно поэкспериментировать. Для сюжета здесь обязательно найдется пища для размышления.

Области использования

В современном мире область использования гобеленов несколько сузилась. Из-за своей тяжести шпалеры не годятся для полноценного изготовления одежды, хотя в древности традиционной одеждой в Японии и Китае считались тканые халаты и платья. Дизайнеры в мире высокой моды продолжают создавать наряды от кутюр в этой технике, но едва ли такие модели дойдут до коллекций прет-а-порте.

А вот элементы – обработка края рукава или лацкана на пиджаке, можно встретить в обычной жизни.

В интерьерах область применения их шире. Из жаккардовой ткани шьют обивку для мебели, наволочки, покрывала. Если говорить о древних областях применения шпалер, то достаточно вспомнить «Одиссею» Гомера, в которой Пенелопа ткала для своего свекра саван, так как технологии строительства жилья были на низком уровне, и шерстяные ковры плелись для укрытия от сквозняков и холода. Для королей во время путешествий и военных походов готовились целые шатры из гобеленов.

Лучшие производители

Существует множество ткацких фабрик, специализирующихся на производстве гобеленов или имеющих одно из направлений, связанных с ними, и в России и по всему миру.

Город Иваново славится изготовлением самых разных тканей. Ивановские шпалеры применяются для изготовления наволочек, картин, панно, портьер, покрывал, салфеток, сумок, календарей. На фабриках трудятся дизайнеры, художники, специалисты по проектированию и работники, отвечающие за бесперебойную работу станков. Все оборудование преимущественно изготовлено за границей, а опыт по созданию рисунков перенят у мастеров из Китая, Турции и Италии.

Приобрести ивановские гобелены можно на выставках ивановской продукции, в розничных точках сбыта, а также через интернет-магазины.

Начиная с конца ХV века Фландрия взяла первенство на три века вперед по цеховому производству шпалер самого высшего класса. Основными центрами стали города Бельгии – Брюгге и Антверпен, а чуть раньше Аррас. Главное отличие бельгийских гобеленов – введение в ткань нитей «кипрского золота» – крученый шелк или лен обвивался золотой или серебряной проволокой. В изделие включаются драгоценные металлы, что придает особую цену полотну.

По настоящий день бельгийские гобелены уникальны и считаются недешевым приобретением.

Наряду с ними французские и итальянские изделия вобрали в себя традиционные аспекты ткачества, совместимые с новейшими технологиями. Европейские фабрики предлагают панно со средневековыми мотивами, а также готовы создать репродукцию современных художников.

Франция, Бельгия и Италия с давних времен и по сей день считаются классическими производителями гобеленов.

Для уникальных и колоритных решений рекомендуется обратить свое внимание на Восток. Здесь ручные работы представлены индийскими, китайскими и японскими мастерами. Тематика гобеленов из Индии – традиционные орнаменты, изображения слонов, бога Шиввы и других божеств.

Китайские гобелены также отражают элементы истории и традиций. Множество мотивов посвящено изображению природы, удивительных и красивых цветов, значимых событий.

Японские изделия поражают своей красочностью. Частой темой является японские женщины в национальных нарядах со всевозможной культурной атрибутикой, ветви цветущей сакуры, пейзажи, архитектурные элементы.

Забавно, что сейчас ковер на стену – не комильфо, а гобелен – это креативно, модно, современно.

Гобелены ручной работы

Сегодня я расскажу о гобеленах, вернее о том, как создать на основе этого ремесла творческий бизнес. Гобелены знали еще древние египтяне и греки, ими украшали замки средневековые рыцари, сюжеты для них создавали такие художники как Рафаэль и Гойя, и сейчас они не менее актуальны.

Тканые картины — это довольно широкая тема, так как есть гобелены (шпалеры), которые создают промышленным способом и гобелены ручной работы. Первые это настоящая ткань, используемая для обшивки мебели, создания покрывал и прочего текстиля для интерьеров или, практически, тканые картины и чтобы создать такую красоту вручную, придется положить полжизни. Вторые зачастую сделаны нарочито грубо – из толстых ниток и с заметным переплетением. Но это не делает их менее красивыми, просто это уже практически самостоятельная отрасль, которую с первой объединяет общее название и некоторые приемы.

Классические гобелены

Виды гобеленов

Сейчас гобеленами называются ковры, созданные в разной технике. Иногда, даже кардинально отличающейся от традиционной.

  • гладкий (плоскостной) – создается в традиционной технике;
  • фактурный (рельефный) – техника традиционная, но некоторые части изделия выделяются более крупными (выпуклыми) стежками, создающими рельефное полотно;
  • многоуровневый – используются разные техники переплетения, рельеф, вышивка и пр.
  • нетканый — это картины из ткани, созданные с помощью других техник: аппликации, ниткографии, вязания, вышивки, изонити;
  • объемно-пространственные – это фактически не столько картины, сколько конструкции, являющиеся дополнительным элементом дизайна помещений.

Объемные гобелены Ю.Н. Овсепяна

Если вы решили заняться этим творчеством, неважно только для души или для заработка, постепенно у вас сложится собственная манера, появятся собственные приемы и в итоге ваши работы приобретут уникальность. То есть появится то, что делает эти вещи интересными для покупателей и поднимает их стоимость. Именно поэтому не стоит использовать готовые схемы, создавайте свои. Не зря же этот бизнес называют творческим.

Техника создания гобелена

На всех подробностях останавливаться не буду, перечислю главное. Вам для работы понадобится станок и чем большего размера будут ваши изделия, тем он должен быть больше. По сути, это ручное ткачество, в основе которого лежит техника полотняного переплетения нитей основы и утка. Станки можно сделать самим, если в семье есть рукастый мужчина или заказать в интернете. Для маленьких изделий, например, если в этой технике вы создаете сувениры, сумки и еще какие-то аксессуары, можно сделать станок из подручных материалов. Главное, чтобы можно было ровно натянуть нити основы и затем ткать в удобной позе.

Если раньше для работы использовались нити из натуральных материалов (шерсти, льна, шелка, хлопка) с добавлением золотых или серебряных нитей, то сейчас в основном шпалеры ткут из искусственных и синтетических ниток.

Сначала рисуют будущий гобелен, наносят этот рисунок на нити основы, натянутые на станке (или подкладывают под работу картон с рисунком и ориентируются на него), затем начинают нитками воспроизводить его в цвете.

Важнейший момент — соблюдать расстояния между нитями, чтобы создавался четкий, правильный рисунок. Приготовив нити основы, приступают к созданию рисунка, закрепляют первую поперечную нить и начинают протягивать ее между ними попеременно над и под нитью. Законченный ряд уплотняют деревянной рейкой, которая кроме этого служит для разделения нитей основы на четные и нечетные, а также помогает регулировать натяжение нитей.

По краю плетения плетут косичку, выравнивая ею край, а поверх нее по вертикали плетется специальная льняная заработка, которую затем загибают на торец подрамника, если гобелен намерены в будущем растянуть и вставить в раму или подшивают на изнаночную сторону, если готовое изделие будет висеть прямо на стене. С другой стороны плетение также заканчивают заработкой.

Работа это кропотливая, требующая усидчивости и аккуратности. Готовое полотно при необходимости дополняют еще какими-то элементами – вышивкой, аппликациями, бахромой и пр.

Как зарабатывать на гобеленах

Варианты, в общем-то традиционные для любых рукоделий и ремесел, но думаю, что стоит их перечислить:

1. Создание гобеленов . Это основной источник дохода мастеров. Причем, если вы скромно будете распространять их среди знакомых, жалобно заглядывая в глаза каждому покупателю, то цена будет одной, если начнете раскручивать собственный бренд, участвуя в выставках, рекламируя свои изделия в интернете и вообще преподнося себя как открытие века:), то цена будет совсем иной.

Специально пишу так зло, в надежде, что читающие меня мастерицы тоже «озлятся» и будут с большим уважением относиться к собственному таланту. Почему часто чья-то распиаренная мазня масляными красками стоит миллионы, а долгий кропотливый труд, в который мастерица вкладывает всю душу – копейки?

2. Мастер-классы . Сейчас свое мастерство можно передавать, давая как реальные уроки, так и проводя занятия по скайпу. Это значит, что найти учеников, желающих научиться этому красивому творчеству сейчас намного легче, чем раньше.

3. Видео-уроки . Их можно размещать на Ютуб, в собственном блоге, в социальных сетях. Но как на этом зарабатывать? Для этого существует реклама. Размещенная рядом с роликом, она будет привлекать внимание людей, они будут кликать по ней, а вы получать за это деньги.

4. Сайт . Это может быть личный блог, где будет информация не только о ваших изделиях, но и статьи на другие темы, видео-уроки, схемы и пр. Это может быть просто интернет-магазин, где вы будете продавать гобелены и возможно еще что-то, например, все необходимое для их создания. Или все вышеперечисленное можно объединить в один портал. Это поможет привлекать не только потенциальных покупателей, но и других посетителей, а чем больше посещаемость, тем больше заработок на рекламе и на прочих способах монетизации сайта. Такие сайты уже есть в интернете, так что это вполне рабочий вариант.

5. Обучающий курс или электронная книга . Этим путем идут многие мастерицы (примеры подобных курсов и книг можно посмотреть ), причем создают не только обучающие курсы, но и продают схемы для работы, готовые наборы и т.д.

Надеюсь, что кому-то данная статья про такой красивый творческий бизнес будет полезной, наведет на какие-то мысли и заставит пересмотреть свои возможности в плане заработка.