Любая компания начинается с руководителя, в каждом подразделении есть свой начальник. От руководителя зависят конечные результаты работы как конкретного отдела, так и компании в целом. В данной статье раскрывается важная роль супервайзера в сбытовой структуре компании, его базовые компетенции и навыки, важность развития и обучения супервайзера для более эффективного управления группой торговых представителей.
Бытует мнение, что сотрудник сбытого подразделения, в особенности торговый представитель, - это «волк-одиночка», которому не требуется постоянное внимание. Зато контроль над ним - это обязательная функция современных супервайзеров (руководителей групп торговых представителей). Торговый персонал - ключевое звено во всей цепи: от производства продукта до его продвижения к конечному потребителю. Именно от настроя и профессионализма этих сотрудников в конечном итоге зависит судьба всей компании.
Из-за напряженного характера работы торговые представители нуждаются в компетентном руководителе, способном поддержать и мотивировать на достижение поставленной цели. Таким образом, супервайзеры должны не только осуществлять контроль или решать проблемы своего торгового представителя, например по дебиторской задолженности или налаживанию коммуникаций с новыми торговыми точками с целью получения в них места для своих товаров (чем, главным образом, и приходится заниматься большинству сбытовых структур), но и руководить.
По собственному опыту взаимодействия автора с клиентами в рамках проекта по подготовке сбытовых команд для компаний известно, что только четыре из десяти директоров по продажам могут четко и грамотно определить критерии отбора супервайзеров, требования к ним и их функции. Еще хуже это могут сделать сами супервайзеры. Интересно наблюдать, как еще вчерашние «полевые бойцы» сегодня превращаются в офисных «привратников» своих молодых коллег, перенимая шаблоны управления у своего руководителя.
Сегодня супервайзеры на 70% - это офисные работники, которые «в полях» по принуждению, а не по призванию. Стать супервайзером все чаще означает осесть в офисе, и это мечта многих молодых карьеристов. Так они и поступают!
В нашу компанию обратилась фирма N со стандартным заказом: ей срочно нужна была команда торговых представителей из 12 человек. Эта организация до обращения к нам неоднократно пыталась собрать команду самостоятельно или с помощью других кадровых агентств, но новые сотрудники уходили, причем в первые же месяцы работы. Проанализировав потребность данного клиента, мы выяснили, что при достаточно хорошем уровне доходов сотрудники в компании за работу не держатся. Командой руководит «вчерашний» торговый представитель, хороший продавец, но без навыков управления, к тому же ничего не знающий о тренингах. А единственный сотрудник кадрового отдела выполняет одновременно функции и рекрутера, и кадровика.
Между тем планы не выполняются, и, следовательно, премии никто не получает. В такой ситуации даже самая профессиональная команда уйдет. А клиент спрашивает про гарантии, боится, что и в этот раз, потратив деньги, не сможет удержать сотрудников. Так и произойдет, если нет компетентного руководителя и четкой политики по работе с персоналом, в том числе торговым. Не на том экономим!
Один простой вопрос способен разъяснить клиентам эту ситуацию: «Готовы ли вы доверить судьбу вложенных денежных средств, в данном случае в команду торговых представителей, вашему супервайзеру? Ведь то, что будет происходить с его новыми подчиненными в течение испытательного срока (период адаптации), на 80% зависит от него, от того, как он выстроит работу с каждым из них».
Сотрудника нельзя просто перевести с линейной позиции на должность руководителя, его необходимо готовить к этому заранее, а, т. к. школ и курсов по обучению профессии супервайзера нет, да и самой профессии в реестре, так же как и профессии торгового представителя, не существует, все работают так, как умеют. Многие российские компании пытаются копировать западные технологии, но получается это лишь у некоторых из них. В итоге функции и обязанности супервайзера интерпретируются компаниями по-разному, критерии отбора кандидатов на эту должность размыты.
Многие компании предпочитают «выращивать» супервайзеров из своих торговых представителей. Это замечательная идея. Однако нужно помнить следующее.
- Не каждый даже самый лучший сотрудник отдела продаж может стать руководителем.
- Не всякий торговый представитель сможет руководить своими коллегами и завоевать авторитет в команде.
Для того чтобы достичь максимального успеха, команде нужен компетентный руководитель . Найти его не так-то легко, однако профессиональный рекрутер, тесно взаимодействуя с отделом продаж, описав профиль должности, выделив основные критерии руководителя в соответствии с компетенциями и корпоративной культурой компании, может помочь вам в поиске и оценке потенциальных кандидатов из числа работающих сотрудников, а также в последующем обучении их согласно обозначенным требованиям к должности. Профессиональный рекрутер может помочь и с поиском нового кандидата, отдавая предпочтение тем, кто имеет опыт работы от года, как минимум.
В Приложении 1 приводится пример оценочного листа одной из компаний. Из этого примера видно, что программа обучения и подготовки собственных сотрудников для дальнейшего повышения должна быть достаточно серьезной. Если речь идет об опытном супервайзере, то в ходе интервью следует обратить внимание не только на указанные критерии, но и на соответствие ценностей личности ценностям компании. «Вольется» ли он в существующий коллектив, примет ли корпоративную культуру компании?
Важно ответить на следующие вопросы.
- Знаете ли вы, кто занимается отбором торгового персонала в вашей компании? Где? Как?
- Каковы критерии отбора торгового персонала?
- Какие методы материальной и нематериальной мотивации используются? Кто занимается их разработкой?
- Существует ли программа адаптации для новых согрудников по продукту, специфике продаж?
- Есть ли программа развития новых сотрудников?
- Существуют ли программы проведения супервизии и «нулевого» аудита?
- Прописаны ли должностные обязанности сотрудников отдела?
Это еще не полный перечень вопросов, ответить на которые необходимо для того, чтобы понять, действительно ли компания готова к созданию или профессиональному развитию отдела сбыта.
В Приложении 2 приводится пример описания обязанностей супервайзера, взятый из должностной инструкции одной из компаний-клиентов автора. Из этого примера видно, что работа руководителя (супервайзера) с персоналом в данной компании сводится к «разработке рекомендаций по найму и увольнению торговых представителей, внесению предложений по системе оплаты их труда». Не удивительно, что в компании есть проблемы, связанные с непрофессионализмом сотрудников и «текучестью» торгового персонала.
А ведь сегодня основным конкурентным преимуществом компаний являются человеческие ресурсы, т. е. персонал. Организации, которые это понимают, при отборе сотрудников на должность супервайзера делают акцент на их умение обучать, стимулировать, решать конфликтные ситуации. А это значит 80% времени проводить в «полях» со своими торговыми представителями: осуществлять «полевую» супервизию, «полевой» аудит и «полевые» тренинги.
Супервайзер должен принимать активное участие во всем цикле обучения: от разработки критериев подбора сотрудников до обучения и развития своей команды в целом и каждого ее участника в отдельности. Для этого он должен тесно контактировать с кадровым отделом (если таковой имеется).
Например, в ходе реализации проекта по формированию команды супервайзер должен принимать участие на каждом его этапе (см. таблицу).
Таблица. Схема участия супервайзера в проекте по формированию команды торговых представителей
Этап | Цель супервайзера | Форма участия |
---|---|---|
Начало проекта |
|
1. Презентация проекта для супервайзеров |
Набор группы, рекрутинг |
|
|
Обучение и экзамен |
|
|
Важно отметить, что у одного супервайзера в подчинении не должно быть более пяти-семи сотрудников. Большее количество подчиненных не позволяет эффективно работать с каждым, особенно если супервайзер еще ведет своих ключевых клиентов. Вся его работа сводится к решению проблем в торговых точках - на анализ и обучение подчиненных абсолютно не остается времени и сил. Координация работы группы должна вестись посредством проведения ежедневных, как правило утренних, собраний, совместного анализа результатов работы за неделю, месяц. Чем больше времени будет уделяться работе с каждым сотрудником, тем более эффективными будут результаты.
Приведем пример из практики компании: крупная компания Z утратила всю клиентскую базу по van sales («продажам с колес»). Прошло несколько лет, и возникла мысль возобновить van-отдел. Он был создан из трех новых торговых представителей, которые так и не смогли выполнить установленные для них планы. Возник закономерный вопрос: продолжать работу в том же направлении или приступить к обучению и развитию сотрудников? Выбрано было второе.
Результатом выполненной диагностики, составления программы и проведения тренинга по van-продажам стало понимание сотрудниками специфики направления, по крайней мере, понимание того, что все, что делалось до этого, продажами назвать просто нельзя. Эффективность работы торгового персонала в дальнейшем заметно повысилась. Обучение было продолжено. Вторым этапом стало обучение супервайзеров, супервизия их работы с торговыми представителями в «полях», супервизия торговых представителей, супервизия супервизии. Через месяц после проведенной с персоналом работы компания приняла решение о продолжении развития направления van-продаж, закупила парк машин. Торговые представители выполнили план за полмесяца. И сейчас компания продолжает работу по этой эффективной схеме.
Приведенный пример - не единственный в своем роде. Он очень показателен. Однако хотелось бы сделать акцент именно на необходимости профессиональной и планомерной работы с персоналом на всех этапах и уровнях. Обучение не является панацеей, но без программ адаптации и развития персонала ваша компания не сделает шага вперед, а, значит, сделает шаг назад, ведь мир не стоит на месте. Уделите время супервайзерам, и они приведут компанию к успеху!
Приложение 1. Пример оценочного листа базовых компетенций супервайзера
№ | Наименование компетенции | Оценка (0–3) | Примечание |
---|---|---|---|
I. Профессиональные навыки и деловые качества | |||
Функция планирования | |||
1 | Стратегическое видение (предвидение), решение тактических задач | ||
2 | Ориентация на достижения (результат) | ||
Функция организации | |||
3 | Расстановка приоритетов | ||
4 | Делегирование полномочий | ||
5 | Управление временем | ||
Функция мотивирования | |||
6 | Стиль управления | ||
7 | Подходы к мотивированию работников | ||
8 | Способы решения конфликтных ситуаций | ||
Функция обучения | |||
9 | Стиль и методы обучения | ||
10 | Способы адаптации и контроля знаний | ||
11 | Используемые способы контроля | ||
II. Личностные качества и индивидуальные способности | |||
12 | Коммуникативные навыки | ||
13 | Cамостоятельность в принятии решений | ||
14 | Аналитические способности | ||
15 | Отношение к клиенту (клиентоориентированность) | ||
16 | Амбиции | ||
17 | Инициативность | ||
18 | Личная мотивация | ||
19 | Лояльность к компании | ||
20 | Лидерство | ||
III. Публичные навыки | |||
21 | Ведение переговоров | ||
22 | Навыки презентации | ||
23 | Командность |
Приложение 2. Фрагмент Должностной инструкции. Описание обязанностей супервайзера
1. Должностные обязанности
1.1. Организация и координация деятельности группы торговых представителей.
1.2. Участие в формировании коммерческой политики фирмы в части прямых продаж.
1.3. Обеспечение объема и структуры продаж, отвечающих стратегическим и тактическим целям фирмы.
1.4. Организация регулярного и оперативного сбора информации о прямых продажах; ее анализ и предоставление результатов руководителю отдела прямых продаж компании.
1.5. Отслеживание заказов торговых представителей:
- правильность оформления бланка заказов;
- правильность простановки кодов товаров;
- правильность цен товаров;
- проверка утвержденных руководством скидок.
1.6. Внесение рекомендаций по разработке системы наценок и скидок, контроль ее соблюдения.
1.7. Контроль над созданием и постоянным обновлением базы данных по клиентам отдела прямых продаж филиала. Предоставление данных по клиентам отдела прямых продаж руководителю.
1.8. Контроль уровня дебиторской задолженности, принятие своевременных мер для ее снижения (закрытия).
1.9. Участие в разработке рекомендаций по ценообразованию для отдела прямых продаж, контроль над соблюдением принятой системы ценообразования.
1.10. Отслеживание колебаний объемов продаж, выявление причин колебаний и разработка рекомендаций по стимулированию сбыта.
1.11. Активное продвижение собственных торговых марок компании и программной продукции.
1.12. Доведение до группы торговых представителей, находящихся в подчинении у супервайзера, распоряжений руководства и обеспечение их исполнения.
1.13. Контроль технического состояния оргтехники и автотранспорта отдела прямых продаж.
1.14. Разработка системы секторов для торговых представителей, предоставление отчетности по секторам руководителю.
1.15. Предоставление рекомендаций по найму и увольнению торговых представителей, внесение предложений по системе оплаты их труда.
1.16. Ведение переговоров с представителями фирм-покупателей и принятие решений по вопросам в пределах компетенции.
Торговые представители, поработав пару лет на своей должности, начинают вздыхать о позиции супервайзера. Едва поднявшись на одну ступеньку, новоиспеченные супервайзеры начинают заглядывать еще дальше – на позицию руководителя отдела продаж.
Карьера в отрасли продаж – вопрос не только профессиональных навыков и целеустремленности, но и личных качеств специалиста. Какие личностные компетенции следует развивать, чтобы стать супервайзером, а затем продолжить движение вверх по карьерной лестнице, рассказывает Исследовательский центр рекрутингового портала .
Плох торговый представитель, который не мечтает стать супервайзером. Это логично: и должность выше, и зарплата интереснее. Но далеко не всегда бывает просто перейти на следующую ступеньку карьеры: все-таки конкурс составляет 5,7 резюме на одну вакансию, а ведь еще есть внутренние кандидаты.
Наверное, поэтому так часто можно встретить торговых представителей, которым никак не удается стать супервайзером: работодатели хотят видеть кандидата с аналогичным опытом работы, а откуда его взять, если без него в супервайзеры не берут? Ответ на этот вопрос предельно прост: надо проявить себя на текущем месте работы таким образом, чтобы руководство не устояло и назначило Вас на желаемую должность.
Понятно, что основной способ проявить себя для торгового представителя – увеличивать продажи на своей территории, привлекая новых клиентов и увеличивая обороты по каждому заказчику. Но достаточно ли этого, чтобы стать успешным супервайзером? Даже если работодатель заметит Вас и назначит на новую должность, Вы быстро убедитесь, что для работы супервайзером нужны несколько иные личные качества, чем для работы торговым представителем.
Согласно модели личностных компетенций, разработанной аналитиками Исследовательского центра рекрутингового портала сайт, специфическими компетенциями для специалистов, занятых в продажах, являются: хорошие презентационные навыки, умение слушать и понимать собеседника, ориентация на потребности клиента. При этом для торгового представителя также важны умение четко понимать и выполнять поставленную задачу, внимательно относится к мелким, но зачастую важным деталям (это может касаться особенностей договора с заказчиком или каких-то устных пожеланий – любая мелочь может оказаться ключевой при решении вопроса о сотрудничестве).
На должности супервайзера Вам придется развивать дополнительные компетенции: лидерские качества, навыки постановки задач и контроля их исполнения, умение мотивировать других людей на работу, умение планировать работу команды и, главное, системное виденье ситуации.
Иными словами, умение понять мотивы собеседника и предложить ему взаимовыгодное решение переходит из плоскости отношений с клиентом в плоскость отношений с сотрудниками: Вы должны понять, чем можно мотивировать каждого из Ваших торговых представителей, и эффективно использовать это понимание. Навыки тайм-менеджмента также теперь используются на уровне всей команды: ведь Вы отвечаете за результат работы всех и каждого из Ваших торговых представителей. Что касается системного мышления, оно пригодится как никогда: это торговый представитель может себе позволить рассуждать о продажах каждому конкретному клиенту, не замечая за деревьями леса. Супервайзер должен уметь просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед, понимая, чем грозит выход на рынок новой сети, новый закон о торговле, изменение курса валют и смена руководства у конкурента.
Как правило, двух лет вполне хватает для успешного освоения новых компетенций. На позиции супервайзера лучше не засиживаться слишком долго: большинство соискателей на эту должность моложе 30 лет, и работодатели с опаской относятся к кандидатам, которые не вписываются в основную массу. К тому же позиция руководителя отдела продаж, на которую может перейти успешный супервайзер, предполагает намного более амбициозные цели и высокую оплату труда. Но и здесь придется развивать новые личностные компетенции, такие как стратегическое и аналитическое мышление. Не говоря уже о том, что и старые нужно переводить на новый уровень: масштаб должности все-таки другой.
Теперь рассмотрим основные обязанности супервайзера отдела продаж.
Должностные обязанности
Формирование / участие в формировании команды торговых представителей;
- организация работы промоутеров / мерчандайзеров / торговых представителей;
- постановка задач и контроль их исполнения, аудит торговых точек;
- проведение переговоров с клиентами;
- проведение переговоров с менеджерами торговых точек;
- обучение и разработка системы мотивации персонала;
- организация маркетинговых акций на местах продаж;
- достижение плановых показателей продаж;
- решение вопросов при возникновении конфликтных ситуаций;
- ведение отчетности.
Зарплатные предложения и требования работодателей
Среднее зарплатное предложение для супервайзера отдела продаж в Москве составляет 63 000 руб. , в Санкт-Петербурге - 50 000 руб. , в Волгограде - 26 000 руб. , в Екатеринбурге - 38 000 руб. , в Казани и Нижнем Новгороде - 28 000 руб. , в Новосибирске - 34 000 руб. , в Ростове-на-Дону, Омске и Самаре - 30 000 руб. , в Уфе - 27 000 руб. , в Челябинске 35 000 руб. .
Должность супервайзера - следующая ступень карьерной лестницы торгового представителя. Претендовать на эту должность могут торгпреды со стажем работы не менее 3 лет. Вакансии требуют от соискателей знания основ сбытовой деятельности, опыта прямых продаж и хороших переговорных навыков. Шансы на трудоустройство имеют как выпускники вузов, так и кандидаты с неполным высшим и средним специальным образованием. Нередко дополнительным пожеланием со стороны работодателей является наличие у претендентов прав категории «В» и личного автомобиля. Стартовый оклад начинающих супервайзеров в Москве варьируется в диапазоне от 40 000 до 50 000 руб., в Санкт-Петербурге – от 30 000 до 38 000 руб., в Волгограде и Казани – от 18 000 до 20 000 руб.
Город | Уровень дохода, руб.
(без опыта работы на данной позиции) |
|
Москва | 40 000 - 50 000 | - Высшее / неполное высшее / среднее специальное образование - Уверенный пользователь ПК - Знание основ ведения продаж - Навыки прямых продаж - Хорошие переговорные навыки - Опыт работы торговым представителем от 3 лет Возможное пожелание: наличие прав категории В |
Санкт-Петербург | 30 000 - 38 000 | |
Волгоград | 18 000 - 20 000 | |
Екатеринбург | 25 000 - 30 000 | |
Казань | 18 000 - 20 000 | |
Нижний Новгород | 20 000 - 22 000 | |
Новосибирск | 22 000 - 27 000 | |
Ростов-на-Дону | 20 000 - 23 000 | |
Омск | 18 000 - 24 000 | |
Самара | 20 000 - 24 000 | |
Уфа | 18 000 - 22 000 | |
Челябинск | 22 000 - 26 000 |
Чуть более высокий заработок работодатели готовы предложить супервайзерам с опытом работы от 1 года. Такие специалисты должны знать основы подбора и обучения персонала. Верхняя граница зарплатных предложений для супервайзеров, соответствующих указанным требованиям, в столице возрастает до 53 000 руб., в Санкт-Петербурге – до 42 000 руб., в Казани – до 23 000 руб., в Волгограде – до 22 000 руб.
Город | Уровень дохода, руб.
(с опытом работы от 1 года) |
Требования и пожелания к профессиональным навыкам |
Москва | 50 000 - 53 000 | - Знание основ подбора и обучения персонала Возможное пожелание: наличие личного автомобиля |
Санкт-Петербург | 38 000 - 42 000 | |
Волгоград | 20 000 - 22 000 | |
Екатеринбург | 30 000 - 32 000 | |
Казань | 20 000 - 23 000 | |
Нижний Новгород | 22 000 - 24 000 | |
Новосибирск | 27 000 - 28 000 | |
Ростов-на-Дону | 23 000 - 25 000 | |
Омск | 24 000 - 25 000 | |
Самара | 24 000 - 26 000 | |
Уфа | 22 000 - 23 000 | |
Челябинск | 26 000 - 28 000 |
Опыт руководства коллективом, навыки подбора и обучения сотрудников, успешное участие в проведении тренингов и презентаций значительно повышают стоимость супервайзера на рынке труда. Заработок специалистов со стажем работы более 2 лет в Москве достигает 80 000 руб., в северной столице – 60 000 руб., в Казани – 35 000 руб., в Волгограде – 33 000 руб.
Город | Уровень дохода, руб.
(с опытом работы от 2 лет) |
Требования и пожелания к профессиональным навыкам |
Москва | 53 000 - 80 000 | - Опыт в проведении тренингов, презентаций - Опыт подбора и обучения персонала - Опыт руководства коллективом |
Санкт-Петербург | 42 000 - 60 000 | |
Волгоград | 22 000 - 33 000 | |
Екатеринбург | 32 000 - 47 000 | |
Казань | 23 000 - 35 000 | |
Нижний Новгород | 24 000 - 35 000 | |
Новосибирск | 28 000 - 42 000 | |
Ростов-на-Дону | 25 000 - 38 000 | |
Омск | 25 000 - 35 000 | |
Самара | 26 000 - 38 000 | |
Уфа | 23 000 - 34 000 | |
Челябинск | 28 000 - 43 000 |
Максимальный доход работодатели предлагают супервайзерам с высшим образованием и стажем работы не менее 3 лет. Претенденты должны иметь успешный опыт развития продаж. Конкурентным преимуществом обладают кандидаты, имеющие навыки работы с группой товаров по профилю компании-нанимателя. Зарплатный максимум вакансий Москвы составляет 125 000 руб. В городе на Неве опытные супервайзеры могут рассчитывать на доход до 100 000 руб., в Волгограде и Казани – до 55 000 руб.
Город | Уровень дохода, руб.
(с опытом работы от 3 лет) |
Требования и пожелания к профессиональным навыкам |
Москва | 80 000 - 125 000 | - Высшее образование - Знание специфики или опыт работы с определенной группой товаров - Успешный опыт развития продаж - Опыт работы супервайзером от 3 лет |
Санкт-Петербург | 60 000 - 10 0000 | |
Волгоград | 33 000 - 55 000 | |
Екатеринбург | 47 000 - 45 000 | |
Казань | 35 000 - 55 000 | |
Нижний Новгород | 35 000 - 55 000 | |
Новосибирск | 42 000 - 65 000 | |
Ростов-на-Дону | 38 000 - 60 000 | |
Омск | 35 000 - 60 000 | |
Самара | 38 000 - 60 000 | |
Уфа | 34 000 - 55 000 | |
Челябинск | 43 000 - 65 000 |
Портрет соискателя
Исследование рынка труда позволяет составить портрет типичного соискателя должности супервайзера. Это молодой мужчина с высшим образованием. Представительниц слабого пола среди претендентов на должность супервайзера всего 20%. Половине кандидатов еще не исполнилось 30 лет. Высшее образование имеют 73% супервайзеров. Деятельность данных специалистов чаще всего связана с многочисленными разъездами, поэтому 96% супервайзеров имеют права категории «В».
класс твитнуть
Код для вставки в блог
Супервайзер отдела продаж