Детский праздник: цирк своими руками. Поделки, игры, конкурсы для детей. Домашний сценарий детского дня рождения «Цирковое шоу Как сделать шатер из бумаги цирк

Наверное, каждому мальчику или девочке (кроме царевны Несмеяны, которой ничем не угодишь!) нравится цирк. Ловкие акробаты, уморительные клоуны и загадочные фокусники никого не оставят равнодушным!

Слово «цирк» латинского происхождения и буквально переводится, как «круг». Но цирком в Древнем Риме называлось сооружение, похожее на ипподром. Там устраивали скачки и гонки на . Самым крупным цирком был Большой Цирк в Риме. Во времена Юлия Цезаря он вмещал до пятисот тысяч зрителей, а состязаться на нем могли одновременно двенадцать колесниц.
Современный цирк появился во Франции только в конце восемнадцатого века. Отец и сын по фамилии Астлей построили под Парижем круглое здание, которое назвали цирком. Там они давали представления, которые состояли из и упражнений с лошадьми.
А в конце девятнадцатого века появились первые представления с дрессированными К этому времени постоянные цирки появились в большинстве крупных городов Европы и России. А ты знаешь, сколько метров составляет диаметр цирковой арены? Диаметр любой цирковой арены в любом цирке – не важно, на тысячу зрителей или на сто – одинаковый и составляет тринадцать метров (или сорок два фута).

Домашний цирк

А хочешь показывать самый настоящий цирк дома? Тебе не обязательно становится акробатом или достаточно изучить несколько и удивить ими родителей, друзей, одноклассников. Об одном из мы сейчас расскажем.
Бесконечная нитка – цирковое представление
Ты «случайно» замечаешь у себя на пиджаке прицепившуюся белую нитку. Конечно, ты сразу же пытаешься ее снять – но не тут-то было! Нитка все тянется и тянется. Наконец, когда ты уже вытащил несколько метров, нитка кончается. В чем секрет этого ?
А секрет фокуса очень прост. Для его проведения тебе понадобятся катушка белых ниток, иголка и карандаш. Для начала перемотай нитки с катушки на карандаш. Это нужно для того, чтобы потом ни у кого не возникло подозрений. Затем с помощью иголки (только будь аккуратен, не уколись!) конец нитки продень сквозь ткань пиджака, а карандаш спрячь в боковом кармане. Теперь, когда потянешь за нитку, она начнет сматываться с карандаша. А если кто-нибудь потребует от тебя показать, что нигде не спрятана катушка, то ты с невинным видом продемонстрируешь зрителям обыкновенный карандаш.
Вот такой цирк можно устроить у себя дома. Кроме этого, есть еще много

Цирковое представление здесь и сейчас, которое нельзя поставить на паузу и пересмотреть после, намного интереснее калейдоскопа одинаковых мультиков! Игровая вечеринка в стиле цирк – сказочный подарок для детей на день рождения или по любому другому поводу. Она подарит малышам настолько яркие эмоции, что они непременно захотят побывать в настоящем шапито!

Оформление

Тема впишется в любой бюджет, но многие декорации придется делать своими руками. Поэтому подготовку стоит начать с хорошим запасом времени. Так как вечеринка детская, оформление в стиле цирк должно быть ярким и пестрым, даже если это помпезный дю Солей. Тематическая основа – красный в сочетании с белым или желтым (рисунок в полоску, ромб, зигзаги, треугольники), остальные цвета как дополнение. Идеи оформления:

  • наш сценарий вечеринки в стиле цирк перенесет деток прямиком на арену под куполом шапито ! Чтобы сымитировать шатер, закрепите полосы бумаги двух цветов «солнышком», расходящимся от центра комнаты к стенам. Подойдут одноцветные бумажные обои, так даже экономнее;

Полоски должны немного провисать, чтобы потолок больше походил на купол шатра. Люстру желательно закрыть полупрозрачным декором.

  • нарисуйте на ватмане большую табличку/баннер «Цирк» для украшения входа, указатели «Гардероб, Буфет, Арена» . Вырежьте, приклейте на плотную основу;
  • «расселите» по комнате цирковых животных: лев прыгает через обруч, тюлень держит на носу мяч, пудель на велосипеде, слон стоит на одной лапе . Пусть нарядные звери выполняют трюки – это динамично! Так же как вывески, рисунок или распечатка + основа (картон подойдет). Мягкие игрушки нарядите в колпаки, клоунские воротники, жилеты с яркими пуговицами, юбки-пачки;

Если это детская вечеринка в стиле цирк дю Солей, животных придется «уволить». В дю Солей звери не выступают, это принципиальная позиция управителей. А представления больше похожи на театральные постановки – для детей не самое удачное направление в рамках темы.

  • «позовите» артистов – великанов на ходулях ростом до потолка, клоунов, ловких гимнастов, жонглеров и т.д . Расставьте картонные фигуры у стен, подвесьте силуэты воздушных акробатов под потолок;

  • реквизит положите тут и там, чтобы дети могли играть с настоящими цирковыми атрибутами ! Гимнастические обручи, надувные гири, яркие мячи разного размера (огромные надувные приведут малышей в восторг!). Кегли прикинутся булавами для жонглирования, а спрятанные подушки из магазина приколов (те, что с неприличным эффектом) будут сюрпризом от хулигана-клоуна;
  • если вы празднуете день рождения, сделайте поздравительную надпись, стенд с фото именинника, цифру возраста в стиле цирк . Буквы могут держать дрессированные звери или пусть ими жонглирует лев. Цифру легко собрать из клоунских носов и мини-колпаков (сделать в картонке дырочки, протянуть резинки и завязать с обратной стороны узлы, чтобы декор не выпадал);
  • распечатайте нарисованные/мультяшные афиши и тематические картинки, повесьте на стены . Можно в приглашении попросить ребят принести рисунок в стиле цирк и устроить мини-выставку;

  • повесьте на потолок/стены гирлянды пестрых треугольников, в некоторые приклейте картинки . Впишется дождик, серпантин, «бусы» бумажных кругляшек, гирлянды атрибутов (силуэты). Отпустите под потолок гелиевые шары, купите несколько фольгированных (через сеть, есть слоны, львы, кони – цирковые, с реквизитом или в костюмах);
  • сделайте приглашения – билеты в цирк с полоской контроля . Её оторвет именинник, встречая гостей у высокой коробки с окошком, разрисованной под кассу. Этот маленький ритуал сразу погрузит детей в тематическую атмосферу! На одной стороне приглашения именной билет, на обороте сам текст.

Костюмы

Предлагаем три варианта, которые можно совместить. Первый – костюмы в стиле цирковых артистов: дрессировщики, фокусники, жонглеры, гимнасты, клоуны и пр. Идеи можно подглядеть в сети, реализовать их легко.

Акробаты – за основу возьмите яркую одежду, пришейте/приклейте стразы, пайетки и т.п . Клоунский наряд хорошо всем известен. Для жонглеров и фокусников можно сшить жилеты или перешить старый пиджак (приталить, добавить длины сзади – фалды фрака). Все образы подходят и мальчикам и девочкам.

Второй вариант проще – костюмы цирковых животных . Тут главное помнить, что в очаровательных меховушках детям будет жарко и неудобно. Поэтому лучше придумать наряд из легких тканей, крой комфортный по размеру (не нужен слоненку огромный живот, разве что для фото и снять).

И совсем просто – яркие одноцветные или с тематическим рисунком футболки, платья, рубашки . А у входа гостей будут ждать аксессуары: клоунские парики и носы, большие усы и леденцы-спиральки (картон), шляпы, колпаки, маски зверей, галстуки-бабочки. Все это пригодится для забавной фотосессии.

Меню, сервировка

К основному меню никаких требований – обычный праздничный стол. Но упор на десерты, ведь это детская вечеринка. Оформить угощения желательно в стиле цирк:

  • с помощью самоклеящейся пленки превратите большие цветочные горшки в цирковые тумбы (перевернуть вверх дном). Поставьте на них блюда, которые будут ближе к стене. В украшенные таким же способом маленькие горшочки поставьте «букеты» леденцов, яблок в карамели, насыпьте конфеты с горкой;

  • печенье, бисквиты, вафли в форме треугольников, ромбов, звездочек . Облейте их глазурью выбранных для оформления оттенков. Из мастики слепите мордочки зверят, прилепите сверху;
  • самоклеящейся пленкой «раскрасьте» в ромбик/полоску апельсины, мандарины, бананы ;
  • по краю тарелок на трехъярусной подставке приклейте силуэты лошадок и пр ., чтобы получилась карусель;

  • охладите желе в ребристых формах для выпечки кексов, переверните на блюдце . Сверху воткните флажок – миниатюрные шапито готовы!
  • к арбузам, дыням, пузатым банкам с сыпучими лакомствами приклейте клоунскую улыбку, нос и глаза на характерном белом гриме .

Закажите через сеть тематическую посуду, юбки для кексов, коктейльные трубочки, сделайте топперы с веселыми картинками. Не забудьте про этикеты для бутылок с напитками/водой и шикарный стилизованный торт.

Развлечения

Если праздник с размахом, пригласите выездной цирк – представление дрессированных собак, кошек или… куриц! Веселое зрелище, рассчитанное на детей 3-12 лет, целиком в стиле этой тематической вечеринки. Длится шоу около 30 мин., после чего зрители смогут погладить хвостатых артистов, сфотографироваться с ними, задать дрессировщику вопросы.

Отлично впишутся в сценарий несложные фокусы. Тут можно обойтись без профи, если заранее подготовить реквизит (примеры в сети, с объяснением техники трюка – простых очень много). Подготовьте презенты для детей, которые разгадают суть фокуса.

Замечательно, если на вечеринке будет творческая зона с раскрасками, пазлами и т.п. Накройте кофейный столик длинной скатертью в ромб, полоску. Вместо стульев поставьте такого же цвета пуфы или украшенные перевернутые ведра (имитация тумб).

И самая интересная часть сценария – активные конкурсы. На вечеринке в стиле цирк уместно всё, что вытворяют артисты на арене: прыгайте, бегайте, лазайте. Чем шумнее, тем веселее! Соревновательный момент лучше исключить, чтобы никто не ушел расстроенным.

Ведущий после приветствия: А вы знаете, что означает слово «Цирк?». Если дети молчат: Даю вам подсказку «От слова цирк произошло другое слово – циркуль. А для чего он нужен?». Дети – чтобы круги рисовать.

Ведущий – правильно! Цирк так и переводится – круг, потому что раньше все арены, на которых показывали представления, были круглыми. Это удобно, ведь зрители могли сидеть со всех сторон – больше людей хорошо видели арену. А давайте проверим, как много вы знаете про тему нашей вечеринки.

Загадки

В руки возьму я любой предмет,
Только что был, и вдруг его нет! (фокусник)

*
Рыжик носатый смешнее всех
Дети хохочут от новых потех! (клоун)
*
Огромный жонглер выступает на сцене
Мячи ловит хоботом – успех неизменен!
*
Он палочкой машет, а хищники пляшут
Это кто, регулировщик? Конечно, нет, он (дрессировщик)
*
Бесстрашно под куполом кружат ребята,
Ведь страховочный трос бережет (акробата)
.

Ведущий (далее В.): Молодцы! Наверняка вы все могли бы стать достойными членами цирковой труппы! Что такое труппа, вы знаете? Это дружная команда артистов, которые выступают на арене. А вы умеете действовать слажено, одной командой?

Поймай-ка

Гости встают в круг, каждому выдают небольшой мяч или мешочек с песком. Под веселую музыку все бросают мяч любому и пытаются ловить те, что летят им в руки. Игра прекращается, когда на полу оказалось больше половины мячей (примерно). Цель – продержаться в сумасшедшем режиме как можно дольше.

В : Как хорошо у вас получилось кидать и ловить толпой! Наверное, вы прирожденные жонглеры! Проверим?

Жонглируем

Сделайте из плотного картона «баранки», ярко раскрасьте. Хватит по 3 на каждого, чтобы можно было играть всем вместе. Кольца удобнее – мячи будут укатываться, да и ловить их сложнее картонок.


В : За такие старания полагается награда – приглашаю вас покататься на карусели! Но сначала ответьте, откуда взялось слово «карусель»? Не знаете? Ладно, подскажу – раньше так называли состязания всадников, которые скакали по кругу на лошадях. А первые карусели делали как раз с лошадками!

Карусель

Старая-добрая нехватка стульев, но в стиле цирк и без проигравших. Разложите по кругу бумажные кругляши с нарисованными лошадками. Ведущий с мешочком (там фанты) встает в центр. Детки бегают по кругу под музыку, пока В. не хлопнет в ладоши. Хлопнул – занимают места. Кому не досталось, вытягивает случайную карточку с фантом. После выполнения задания игра продолжается, никто не выбывает как со стульями.


  • встать на мостик
  • скача на одной ноге, принести ведущему конфетку
  • съесть что угодно со стола, не помогая себе руками
  • смотря в зеркало, прорычать «Я лев!» и не улыбнуться
  • дотронутся пальцами ноги до носа и т.п.

В : Ох, ну и насмешили вы меня своими выкрутасами! Настоящие клоуны! Ой, а наш клоун какой-то не такой… Ребята, может ему чего не хватает?

Помоги клоуну

Пока дети играли в карусель, помощник выносит щит и нарисованным клоуном, но у него обычный человеческий нос. Дети, конечно, быстро отвечают, почему клоун «неправильный». Дальше понятно – с завязанными глазами приставить нос на место. Сколько бы раз подобные конкурсы ни добавляли в сценарии праздников для детей, а малышам всегда смешно – делайте фото!

В : Ну всё, наш клоун снова на себя похож, бодр и всем доволен. Спасибо, ребята! А теперь я хочу задать вам самый сложный вопрос. У каждого артиста цирка есть особые качества: клоуны смешные, у жонглеров и метателей ножей отличный глазомер, акробаты гибкие, дрессировщики смелые, атлеты сильные. А какое качество у всех общее?

После некоторого размышления ребята вспоминают про ловкость, и далее любые конкурсы на ваше усмотрение. Примеры:

  • пробежать по полосе ткани, наступая в дырочки . Ткань держат родители на расстоянии от пола и чуть шатают (по возрасту ребенка);

  • закинуть мяч в отверстие там, где у льва должна быть пасть (рисунок на большой коробке);
  • огибая стулья змейкой, дойти до финиша не уронив воздушный шарик, который лежит на одноразовой (безопаснее) тарелке . Старшие держат тарелку одной рукой, малыши двумя.

Завершением сценария детской вечеринки в стиле цирк может быть фейерверк, огромная пиньята с конфетами, торжественный вынос торта . И, конечно, памятные подарки – носочки или футболки с тематическими рисунками, игрушки, раскраски, наборы сладостей в стилизованных упаковках.

Больше конкурсов и другой сценарий читайте .


* В расчетах используются средние данные по России

Общий обзор циркового бизнеса

На сегодняшний день в России существует всего один крупный негосударственный цирк - знаменитый цирк Никулина на Цветном бульваре в Москве. Это крупное коммерческое предприятие, приносящее огромный доход: одних только налогов с него взимается не менее $750000 в год.

Существуют, конечно, и другие частные цирки, размером поменьше, как правило, не имеющие собственных (особенно таких крупных) помещений и гастролирующие по всей стране. Разумеется, доходность такого цирка на порядок меньше, однако и пропорциональны ей и затраты.

Однако, в настоящее время в нашей стране существует немного экземпляров частных цирков, и нельзя говорить ни о какой наполненности рынка.

Открытие частного цирка, с учетом вышеприведенных факторов, может стать весьма прибыльным бизнесом при грамотной организации дела. Причем для человека творческого и активного это дело может стать не только работой, но и способом самореализации.

Что нужно для создания собственного цирка?

Прежде всего следует определиться, какой из двух разновидностей будет создаваемый вами цирк - стационарный или нестационарный. Стационарный, или обычный цирк функционирует в собственном помещении.

Оно должно быть достаточно вместительным - ведь кроме собственно арены 700-метровой площади требуется место для размещения не менее 500 зрителей, а лучше - 1000.

Само собой, арена (манеж) должна бать строго 30-метровой в диаметре - это стандартный размер, принятый во всем мире. Кроме того, цирк должен быть оборудован всеми возможными специальными приспособлениями - полусферическим куполом, противопожарными объектами, защитными конструкциями, клетками для животных (если, конечно, номера с животными предусмотрены программой и цирковой политикой), буфетом, рекреационными площадями гримерными помещениями и многим другим.

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2020 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

Общая площадь здания, полностью оборудованного и приспособленного под открытие цирка стремится примерно к 10-12 тыс. кв. метров. Его постройка и оборудование обойдется не в такие большие по сравнению с доходностью суммы - всего порядка нескольких миллионов долларов.

Конечно, не у всех начинающих бизнесменов могут оказаться в наличии такие средства. Поэтому в таком случае придется остановиться на втором варианте - нестационарном цирке, или, как его еще называют шапито. Он не нуждается в возведении здания и представляет собой цирк на колесах.

Помещение цирка шапито - временная, сборно-разборная конструкция, возводящаяся посредством нескольких высоких стоек-мачт, на которые натягивается брезентовый полог. Таким образом, получается большой шатер, способный вместить несколько сотен зрителей, внутри которого сконструирована стандартная 30-метровая арена.

Стоимость такой конструкции относительно невелика - до $1000000, но работает цирк-шапито только в теплый сезон.

Кроме того, существует еще один вариант передвижного цирка - нестационарный сборный манеж, поверх которого натягивается тент от дождя и солнца.

Разумеется, сезон работы такого цирка еще более ограничен. Однако этот конструкт обойдется всего в сотни тысяч долларов.

Выбор жанра и основные направления работы цирка

Успех в цирковом мастерстве заключается в разнообразии номеров. В наши дни наиболее востребованными жанрами циркового искусства являются клоунада, фокусы (престидижитация или манипуляции, иллюзионизм и т.п.), пантомима, музыкальная эксцентрика, акробатика, эквилибристика и номера с дрессированными животными.

Разумеется, охватить весь спектр номеров в одном цирке, а особенно в шапито, невозможно. Главное - найти собственную нишу и комбинировать два-три жанра по одной или две репризы за одну программу (спектакль).

Каждая реприза должна разделяться с другой короткой интермедией - номером, не требующем технической подготовки арены. Интермедия может быть комедийной или танцевальной (хотя иногда встречаются и другие типы), но и при этом не быть частью номера, и, как правило, не иметь никакого отношения к смыслу всего спектакля.

Главным или, как минимум, одним из главных номеров программы может стать клоунада. Это один из наиболее старых и эффектных жанров, способный "вытянуть" на себе весь спектакль. Часто именно с клоунадой ассоциируется сам цирк, его атмосфера.

Не менее важной частью циркового представления является показ фокусов. Фокусы подразделяются на два типа: престидижитационные (манипуляционные), т.е. основанные на пресловутой "ловкости рук" и иллюзионные, требующие специальных технических приспособлений.

Пантомима идеально подходит для не очень длинных, но концептуально важных в смысле общей канвы и идеи представления номеров, служащих связующим звеном между последующей и предыдущей репризой.

Эквилибристика, акробатика и жонглирование - жанры, подходящие как для интермедий, так и для самостоятельных номеров. Каждый из них может стать визитной карточкой цирка и его "изюминкой".

Конечно, основным номером может стать выступление с участием дрессированных животных. Пожалуй, именно дрессура, наравне с клоунадой, может быть основным номером спектакля. Ингода эти жанры объединяются - т.е. клоуны выступают с дрессированными собаками, кошками и другими животными. Но есть повод задуматься о моральной, и, если можно так выразиться, трендовой стороне таких номеров.

Известно, что в наше время все большую популярность набирают цирки (в основном именно частные), которые не используют животных в своих программах. Ярким примером такой политики может служить канадский Cirque du Soleil (фр. "Цирк Солнца"), кстати, с годовым оборотом в $600 млн. На самом деле, вовсе необязательно использовать животных для привлечения зрителей.

Кроме того, это сможет стать "фишкой" именно вашего цирка, но одним из наиболее положительых факторов является уважение со стороны организаций, занимающихся защитой животных вкупе с немалым сокращением расходов на их (животных) содержание.

Еще один фактор, который, возможно, повлияет на ваш выбор: если в планах бизнеса есть выступления за пределами страны, то нужно знать, что в большинстве стран (по крайней мере, европейских и североамериканских) выступления с животными категорически запрещены и даже могут приравниваться к жестокому обращению с ними.

Кадровая политика частного цирка

Хотя вопрос подбора кадров в шоу-бизнесе вообще является достаточно сложным и трудно решаемым, к цирковому искусству это почти не относится. Конечно, как и в других областях начинающему цирку трудно найти артистов "с именем", смотреть на которых люди будут приходить в любой цирк. Но это не беда - во-первых, с ростом доходности вашего цирка появятся и профи - ведь, как известно, лучшие артисты уходят туда, где больше предложат. А для начала, так как в основном в цирк требуются молодые и энергичные люди, можно набрать и штат начинающих артистов и даже хорошо подготовленных непрофессионалов.

В данном случае главное - заработать себе имя и вместе с ним высокие прибыли. Для начала можно предложить артистам небольшую заработную плату: порядка 25-30 долларов за спектакль. Когда дело пойдет в гору, вы сможете зарабатывать и на "звездах" требующих даже и 100 тысяч долларов в год.

Раскрутка и окупаемость цирка

На самом деле, у частного цирка, если дело поставлено грамотно, есть все шансы окупиться очень быстро. Дело в том, что общий тренд (не только циркового бизнеса, но экономики в глобальном смысле этого слова, а сферы услуг, развлечений и т.п. - особенно) таков, что для удовлетворения все более требовательного и взыскательного потребителя (в нашем случае, зрителя) требуется открытие именно небольших предприятий, более чутко реагирующих на потребительские запросы.

Классическим примером могут служить зарубежные мини-рестораны семейного типа всего на 4-5 столов, еда в которых намного качественнее и вкуснее любого массового общепита и многие другие "семейные" предприятия - пекарни, парикмахерские, мини-маркеты и т.д.

Поэтому небольшой цирк-шапито как нельзя лучше удовлетворяет существующему тренду.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Что касается именно раскрутки, пиара бизнеса, то следует сделать упор на телевизионную рекламу - ни печатная, ни интернет-реклама не дает такого эффекта. Не стоит, однако, забывать и про обычные афиши и т.п. средства - они проверены временем и обычно действуют безотказно.

Относительно ценовой билетной политики, можно привести лишь примерную статистику, т.к. в нашей стране цены на билеты в цирк обратно пропорциональны расстоянию до Москвы. Но, в общем и целом, цена в 120-150 рублей в небольших городках, вдвое больше - в городах покрупней, втрое больше - в городах-миллионщиках и в 5-6 раз больше в Москве и Санкт-Петербурге вполне нормальна и позволяет окупить расходы и нивелировать разницу. За рубежом (естественно, в странах Западной Европы, Центральной Европы и Скандинавии) нормальной ценой билета считается в среднем 30-40 евро.

Так что при хорошем расчете цирковой бизнес может окупиться в самый минимальный срок.

5468 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 341601 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Порадовать младших членов семейного коллектива, «поднять» их настроение может семейный цирк.. . Чтобы показать его дома, не требуется громоздкого оформления.

Можно вместе с детьми сделать «арену» в одной из комнат, украсив её, либо на даче, веранде, на поляне. Какие выступления включить в программу цирка? В цирке могут выступать «дрессированные» лошадки, белочки-попрыгуньи, зайчата-музыканты, медведи-силачи, учёная собачка, «гимнасты»…

Для выступления следует подбирать такие номера, которые без особых затруднений, с небольшой предварительной подготовкой могли бы выполнить ваши дети, взрослые члены семьи. В программу домашнего цирка обычно включают материал простой, но яркий, доступный - по возможности исполнение силами семейных «артистов», несложности подготовки, лёгкости, доступности для восприятия детьми.

Главная «изюминка» цирка - Клоун. Не будем лишать ею и наш домашний цирк, клоуну отведём ведущую роль. Он, весёлый, находчивый Петрушка, обычно «ведёт» программу циркового представления. Впрочем, её могут вести и сразу два клоуна - Бим и Бом, Пат и Паташопок - два спорщика, два комика с разными характерами.

От характера взаимодействия между самими клоунами, клоуном и другими «артистами цирка», от их выдумки, находчивости зависит многое - тон представления, эмоциональная настроенность на детей, их улыбки, смех… Вот где поле для проявления коммуникативных и артистических способностей, юмора взрослых членов семьи (их близких родственников)!

Мастера клоунады часто с успехом используют пародию. Успех клоуну создаёт умение не переборщить, не огрубить, умение владеть многочисленными видами циркового искусства. Нередко смех зрителей вызывает пантомима, содержащая материал для мимической игры, где бы комик мог удивляться, сердиться, плакать, размышлять, отчаиваться, т. е. проявлять себя в действии.

Чтобы вызвать смех, быть смешным, значимы и детали - во внешнем виде, выражении лица, походке, интонации голоса. Воспользуемся и мы некоторыми секретами клоунады.

Успехом в детском цирке пользуется и фокусник. Восторг, смех, радость часто вызывают неожиданные действия, которые он совершает (превращение воды в бутылке из прозрачной в белую, красную, синюю; пустого коробка в наполненный забавными игрушками, красочными лентами и т.п.).

Особенно эмоционально дети воспринимают фокусы, преподнесённые в юмористическом «духе». Вспоминается, как на одном из таких представлений «фокусник» «вылечил» заболевшего Петрушу, вытянув у него из уха «болезнь» - ленту серпантина. Ну и радовались же ребята! Заранее подготовленные несложные физические и химические «фокусы» или фокусы с картами могут быть показаны и старшими детьми (школьниками).

Включая в программу представления, выступления этого «циркового артиста», учтём особенности детского восприятия. Если ваши дети совсем ещё малы, и фокусника будут видеть впервые, целесообразно несколько отойти от «стандартного» образа факира. Магического, говорящего очень таинственным, «холодным» голосом фокусника, малыши могут испугаться. Будет лучше, если для самых маленьких фокусы покажет Петрушка.

Дети уже знают его как главного героя интересных и жизнерадостных кукольных представлений, как частого и весёлого гостя на праздниках (в детском саду, например). Они знакомы уже и с его младшим братиком - игрушкой Петрушкой. Он, как правило, их любимец, потому и комизм в поведении клоуна дети воспринимают легче, они уже настроены как бы на «весёлую волну» в общении с ним.

Петрушка не только сам шутит, танцует, играет с детьми, задаёт им загадки… Он способен «оживить» выступления и других «артистов цирка».

Вот самоуверенный, весёлый Петрушка пробует повторить номер ловких жонглёров - «Это что! Пустяки! Я ещё лучше умею», - хвастливо заявляет он. Но мячи падают ему на голову, обруч убегает от него… Многопудовые же гири Медведя-силача при попытке клоуна их поднять, словно приросли к «манежу». Вот так-то, Петруша!

Семейный цирк оставляет свой светлый след в душе ребёнка. Дети потом нередко включают его в свои игры, пытаются придумать и свои номера, старшие - разгадать секреты фокусов («А почему у одного рыбака (клоуна) рыбка ловилась, а у другого - нет?», «А как это в коробке матрёшки очутились?» и др.).

Цирк становится одной из любимых тем рисования, лепки, аппликации… Дети играют, рисуют, открывают «секреты» и с нетерпением ждут весёлых звуков бубенчиков: «Тили-тили-бом! Пришёл Петрушка!»

Созданию атмосферы мажорности, лёгкости , весёлости и вместе с тем добра, могут способствовать и игры с детьми . Они могут быть использованы как «ключики» к единению и одновременно - как средство формирования светлого взгляда на окружающих людей, мир.

Е. Панько, Е. Чеснокова, Т. Недвецкая

Рассказывать о цирке – дело не такое уж и простое. Рассказывать о цирковых жанрах и уж тем более о номерах,
аттракционах, целых программах – просто неблагодарная и бессмысленная затея. Ведь для зрителей цирк – это прежде всего зрелище. И сами посудите, как можно рассказывать о зрелище? На то оно и ЗРЕЛИЩЕ, чтобы смотреть его!
Вот и я хотел бы не столько рассказать, сколько показать вам на одном из многочисленных примеров пёстрого моря цирковых номеров, как всё это делается. Хочу, чтобы вы поближе увидели «кухню» нашего цирка. Чтобы тоже стали очевидцами необыкновенного и самого обыкновенного, привычного, ничем, собственно не выделяющегося на фоне нашей повседневной жизни, весьма прозаического, процесса создания номера и результата того, что было выстрадано и рождено.
Но прежде, позволю себе коротенькое отступление.
Как-то раз в цирке после представления кто-то из зрителей задал вопрос одному артисту: « Ну, вот вы два часа в день репетируете свой номер, десять минут выступаете с ним на манеже и всё? А когда же вы всё-таки работаете?»
............
Нужны ли дополнительные комментарии к этой реплике?.........
Не стану докучать банальными истинами, что цирк это отвага, риск, это красота, сила, ловкость и т.д.
Прежде всего, цирк - это ТРУД!

Ещё цирковые артисты и работники говорят так: « Цирк - это диагноз!»
А я бы ещё сказал: «Цирк - это образ жизни!»
И не десять минут выступления плюс два часа репетиции, а все двадцать четыре часа в сутки отдают себя любимому делу мастера чудес - труженики цирковой арены. И тогда на залитом огнями манеже мы видим результат этого труда, который остаётся для каждого из нас волшебным праздником, фейерверком чудес.
Помнится, когда-то я уже упоминал о тех, кому прямо не терпится после представления, хоть одним глазом заглянуть за кулисы и стать, хоть на короткое время очевидцем всего того, что происходит там.

Вот и давайте зайдём туда, - за форганг (артистический выход на манеж). Возможно тогда и откроется нам тайна рождения циркового номера хотя бы часть всего того, что до сих пор было скрыто от нашего взора.

Итак, знакомьтесь! Любовь Тимохина – артистка, дрессировщица, создатель, руководитель и исполнитель номера «СОБАКИ-БАЙКЕРЫ»

Вот на примере небольшого фрагмента из жизни этой артистки и её номера мы и узнаем, как всё это делается. Несмотря на свои молодые годы, Люба – артистка с почти двадцатилетним стажем работы в цирке. Сюда она пришла, если можно сказать, случайно. До этого Люба закончила профтехучилище и немного проработала на швейной фабрике. Безусловно была у неё и неплохая спортивная подготовка. Ещё в детстве девушка занималась художественной гимнастикой. Так, что без участия спорта в её жизни, возможно и не решилась бы Любовь выбрать себе жизнь переполненную романтикой странствий и постоянного кочевья. А позже так и случилось, Люба стала женой тоже молодого, начинающего циркового артиста. Дальше всё и пошло по накатанной прямой. Вместе с мужем начала репетировать, а позже и была введена в работу номера «Акробаты-роликобежцы»

Как и у многих, жизнь всегда готовит неожиданные повороты судьбы. Сия чаша не миновала и нашу героиню. Брак оказался не прочным и вскоре им пришлось расстаться.

Тогда и появилась у молодой артистки возможность творчески реализовать себя.Люба самостоятельно стала готовить новый номер.
И вот тут хочу сделать коротенькое отступление.
В цирке много разножанровых номеров. Жонглёры и гимнасты, эквилибристы и вольтижёры, наездники и каскадёры, фокусники и дрессировщики. На то это и цирк, чтобы поражать нас, зрителей, калейдоскопом разных по плану и сложности номеров и целыми аттракционами. Всегда так было, и, на первый взгляд, может показаться, что ничего нового здесь не найдёшь. НО! В том-то и квинтэссенция циркового разнообразия, что каждый номер не просто должен, а ОБЯЗАН быть уникальным, неповторимым, отличаться оригинальностью, быть запоминающимся и не похожим на другие номера подобного жанра.
А вот это не так-то и просто!
Трюк плюс великолепная актёрская подача, плюс интересный сюжет и ещё множество-множество разных плюсов - вот секрет успеха и путь к нему.
А с чего начинается сама работа?
На первый взгляд, всё очень просто. Как говорил Великий Микеланджело, - «Чтобы сделать красивую скульптуру, достаточно взять глыбу мрамора и отсечь от неё всё лишнее и ненужное». Примерно то же самое и в цирке при создании номера. Но это теоретически. А практически?

В начале, как обычно, рождается идея. Затем, как и всё новое, цирковой номер появляется на бумаге в виде сценарной заявки.
А после беготня по кабинетам циркового департамента, ожидание всевозможных совещаний и заседаний, защита своего детища перед строгим и неподкупным Худсоветом. Надо доказывать, убеждать, настаивать и вновь исписывать сотни листов бумаги, и вновь доказывать порой даже самые что ни на есть прописные истины. В ответ, как правило, - равнодушное: « А нужен ли нам ещё один номер такого жанра?» или « Замысел хороший, но у нас нет денег» или ещё – «Такое сделать просто невозможно и нереально! Это будет только напрасная трата времени и всё тех же денег».

И вот, доказав, убедив и переубедив многочисленных чиновников, что номер будет готовиться без отрыва от основной работы, что животные, реквизит и костюмы будут приобретены за свой счёт, ты заставляешь неподвижный маховик бюрократической машины всё-таки раскручиваться в пользу задуманного. Начинается подготовительный и репетиционный процесс. Тебя не понимают, а порой и просто мешают, создавая всякий раз какие-то надуманные препятствия, связанные, то с временем репетиций, то с обеспечением кормами и необходимым реквизитом, а то и специально и целенаправленно, чтобы загубить саму идею на корню.





Часы слагаются в дни, дни в недели, недели в месяцы. И месяцы эти кажутся долгими годами буквально каторжной работы.
Возможно, так и есть. Ведь порой и годы уходят на подготовку и наработку нового трюка. И такое бывает!
Опять позволю себе коротенькое отступление от темы. В театре от артиста требуется только одно -ИГРАТЬ РОЛЬ! Все остальные организационные и вспомогательные работы делают соответствующие цеха: над сложным гримом поработает художник-гримёр, декорации и всю бутафорию изготовит оформительский цех, костюмы и обувь тоже есть кому делать. И всем этим процессом руководит заведующий постановочной частью. Это его «головная боль». Перед спектаклем костюмер принесёт в грим-уборную готовый, выутюженный костюм и ещё поможет одеться, если у костюма слишком много сложных деталей, гримёр и парикмахер поработают над причёской и лицом. И всё! Пора на сцену являть своё мастерство на суд зрителя.В цирке же всё не так! Артист здесь в своём номере, как говорится, «и швец, и жнец, и на дуде игрец». То есть он и сам себе костюмер, и бутафор, и гримёр, и зав. постановочной частью.



А кроме этого ещё и врач-ветеринар, если надо, и многое-многое другое. Ведь партнёры-то по номеру необычные, а существа весьма крутого нрава. Подготовить группу кавказских овчарок, которых в народе именуют Волкодавами, - вещь не шуточная! Да и нет пока ещё таких номеров в цирковой системе. В этом – тоже неповторимость задуманного.


А ведь цирк - это ещё и быт. Представьте себе жизнь в чужом городе, в казённых и не всегда благоустроенных стенах общежития для артистов, где всё те же вопросы, а порой и проблемы, с которыми мы с вами сталкиваемся на каждом шагу: двое детей, школа, где учится старший сын, уход за младшим сынишкой, стирка, поход по магазинам и рынку, да и о досуге порой не грех подумать. И всё это на те же самые плечи ложится.


Раньше, когда я только начинал свою цирковую карьеру, мне было ну уж явно непонятно, почему цирковые артисты живут так замкнуто, почему не посещают театры, библиотеки, не любуются местными историческими и архитектурными достопримечательностями. Ведь по роду деятельности это – вроде, чуть ли не их обязанность. Прожив определённый кусок жизни в цирке, я стал понимать причину этого. Правда и сейчас не оправдываю и не поддерживаю их в этом. Всё-таки артист – существо творческое и труд его прежде всего должен оставаться интеллектуальным. Без этого ну никак нельзя!


И опять работа!
Так жаркое лето сменяет золотая осень. Ей на смену приходит суровая белоснежная зима, а позже и красавица-весна звонкой капелью возвещает о своём прибытии.
Остаются считанные недели до долгожданной и такой волнительной минуты, когда перед взыскательной комиссией (после всего описанного выше) предстанет Люба с результатами своего труда. А после будет ещё более важное и ответственное испытание для неё - выступление перед зрителями.


Остаётся верить и надеяться, что оно пройдёт с успехом. А как ещё может быть иначе?! Ведь столько труда, и энергии, и бессонных ночей, и напряжённых дней было потрачено на подготовку номера и прожито с этим!
Уверен, этот светлый день придёт! Обязательно придёт! Будут аплодисменты, первые букеты цветов, поздравления и дружеские пожелания. Будет в жизни этой целеустремлённой артистки праздник.
Вот только жаль, радостные минуты так быстро проходят, а серые будни встречаются всё чаще и чаще. Такова жизнь! И тут уж ничего нельзя ни прибавить, ни убавить. Мы сами её себе выбрали.



ПОЛНОСТЬЮ ЖЕ УЖЕ ГОТОВЫЙ И ВЫПУЩЕННЫЙ НА ЗРИТЕЛЯ НОМЕР, ФАКТИЧЕСКИ РОЖДЁННЫЙ НА ВАШИХ ГЛАЗАХ, ВЫ СМОЖЕТЕ УВИДЕТЬ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ В YOU TUBE.
http://www.youtube.com/watch?v=esbES6BfvOs&list=FL-PEYlaqvCxMDUJwGcBzoKQ&feature=mh_lolz

***********************

ПОСЛЕСЛОВИЕ

**************************

В 1970 году вышел на экраны художественный фильм Глеба Панфилова «Начало». В главных ролях Инна Чурикова и Леонид Куравлёв.

Там был такой эпизод. Съёмочная площадка. Снимается сцена казни Жанны Д"Арк. Но героиня совсем не настроена и не готова к съёмкам. Всё время ей что-то мешает. Она не может сосредоточиться. Режиссёр нервничает, массовка ждёт. Ждут все вспомогательные службы. Но снять сцену так и не удаётся. Проходят часы, а результат - всё тот же. И тогда режиссер ухищряется сделать одну из своих «провокаций». Когда героиня, перечислив всё и всех, кто ей мешает сосредоточиться, объясняет, что мешают ей ещё и руки, режиссёр даёт команду «Пилите руки!». Артистка успокаивается, собирается и играет именно так, как и требовалось. Снято! И когда съёмочная группа начинает разбирать все свои приборы и декорации, кто-то из массовки спрашивает режиссёра, сколько на экране будет идти эта сцена? « Двадцать пять секунд» - отвечает тот.
Вот так и подготовка номера в цирке, - недели, месяцы, а порой и годы, ради десяти минут выступления на манеже. Но всё-таки, какие это десять минут! Стоит ли ещё что-то добавить к сказанному?