Что такое горельеф в искусстве. Значение слова «горельеф. Другие виды рельефа

Создаются с резьбы, лепки или чеканки – в зависимости от материала, в качестве которого может выступать глина, камень или дерево. Различие между барельефом, горельефом, конррельефом и койанаглифом заключается в соотношении объема изображения и фона.

Барельеф

Барельеф по- «низким рельефом». На таком рельефе выпуклое изображение выступает над фоном на половину собственного объема или меньше. Если представить себе, что изображение – это совокупность полноценных скульптурных фигур, а фон – песок, в который они частично погружены, то на барельефе они оказываются «погруженными» наполовину или даже глубже, «на поверхности» остается их меньшая .

Самые первые барельефы появились еще в каменном веке – это были изображения, высеченные на скалах. Барельефы встречаются практически во всех культурах Древнего мира: Египет, Междуречье, Ассирия, Персия, Индия. В Древней Греции и Древнем Риме барельефы чаще всего помещались на фронтонах храмов, становясь как бы «визитной карточкой» культового сооружения. Существовало искусство барельефа и в Средние века, и в Новое время.

Барельефы использовали и продолжают использовать для украшения монет, медалей, зданий, постаментов памятников, мемориальных досок.

Горельеф

В противоположность барельефу, горельеф называют «высоким рельефом. Изображение здесь выступает над плоскостью более, чем на половину своего объема. Отдельные фигуры даже могут полностью отделяться от фона. Горельеф в большей степени, чем барельеф, подходит для изображения пейзажей, а также сцен, включающих в себя множество фигур.

Примеры горельефа можно найти еще в античном искусстве. Один из наиболее известных примеров – пергамский алтарь, относящийся ко 2 в. до н.э. Горельеф изображает сюжет древнегреческого мифа – битву олимпийских богов с титанами.

В Древнем Риме горельефами часто украшали триумфальные арки. Эта традиция воскресла в Новое время – на Триумфальная арка в Париже тоже присутствуют горельефы.

Другие виды рельефа

Контррельеф представляет собой нечто вроде «негатива» барельефа, его оттиск, углубленный в фон. Контррельеф применяется в матрицах и печатях. Иное понимание контррельефа можно наблюдать в авангардном искусстве 20 в., в частности, в произведениях В.Татлина. Здесь контррельеф трактуется как «гипертрофированный» рельеф, полностью избавившийся от фона – экспонирование реальных предметов.

Койанаглиф – это изображение, вырезанное на плоскости. Оно не выступает из фона и не углубляется в него – углубляются лишь контуры фигур. Такое изображение выгодно отличается от барельефа и горельефа тем, что ему не грозит скалывание, следовательно, оно лучше сохраняется. Койанаглифы встречаются в искусстве Древнего Египта и других цивилизаций Древнего Востока.

Слово рельеф происходит от латинского глагола relevo, что означает «поднимать». Создание на памятнике скульптуры в виде рельефа создает впечатление приподнятости изображения над поверхностью камня.

Фактически же, резчик по камню или по дереву выбирает определенные части плоскости, оставляя нетронутым будущий рельеф. Эта работа требует немалого умения, большого времени и отличного владения резцом. Если считать это недостатками, то к достоинствам техники художественного рельефа можно отнести:

  • отсутствие необходимости формирования задника скульптуры;
  • повышенную прочность скульптуры, особенно в сравнении с вырезанными из камня фигурами.

При использовании таких материалов, как метал, глина, штукатурка или керамика, рельеф может быть добавлен или выдавлен из плоскости, а монументальные барельефы из бронзы производятся методом отливки.

В зависимости от высоты рельефного изображения, различают его виды с использованием итальянской или французской терминологии:

  • горельеф (итал. alto-rilievo - высокий рельеф) - скульптурное изображение, выступающее над плоскостью более чем на 50%, и часто имеющее элементы, частично отделенные от плоскости;
  • барельеф (итал. basso-rilievo - низкий рельеф) - скульптурное изображение выступает над поверхностью камня не более чем наполовину
  • койланаглиф (фр. en creux) - рельеф имеет углубленный контур и выпуклое скульптурное изображение
  • контррельеф (итал. cavo-rilievo) - рельеф-негатив или углубленный рельеф

В современной монументальной скульптуре наиболее часто используются техники горельефа и барельефа и их вариации. Впрочем, это совершенно не означает, что другим видам рельефной скульптуры не осталось места в современном искусстве. Рассмотрим их более подробно.

Барельеф или низкий рельеф

Самым простым примером использования данной техники являются обычные монеты. Вполне очевидно, что изображения на них имеют минимальную относительную высоту, практически неразличимую при просмотре сбоку. Если же положить монету на ладонь и посмотреть на нее спереди, то трехмерный эффект будет максимальным.


Сама идея изготовления барельефа предполагает простоту в резке, низкую технологичность и дешевизну в производстве, поэтому он получил наибольшее распространение в большинстве мировых культур, начиная с Древнего Египта, стран Ближнего Востока и цивилизаций Центральной и Северной Америки. Кроме этого барельефы нередко прокрашивались красками различных оттенков для того, чтобы максимально «поднять» изображение. До наших дней древние барельефы дошли в основном в неокрашенном виде - краску время не щадит гораздо быстрее, чем саму статую. Тем не менее, химический анализ позволяет с уверенностью утверждать, что большинство барельефов окрашивалось.

Историкам известны и более экзотичные виды барельефов, например, Ворота Иштар из древнего Вавилона. Скульптуры животных на них созданы с использованием формованных кирпичей. Египетские и римские барельефы изготавливались с помощью штукатурки, и, вследствие этого, большинство из таких барельефов практически не сохранились до наших дней.

В европейской культуре самые известные барельефы изготавливались из дерева и использовались в качестве элементов церковных алтарей.


Барельефы буддийского храма,
Восточная Индия

Но наиболее часто барельефы встречаются в технике изготовления буддистских памятников Индии и Юго-Восточной Азии. Храмы в пещерах Аджанта и Эллора содержат колоссального размера изображения богов, высеченные из цельных кусков камня. Храм Бородулур на Центральной Яве (Индонезия) содержит почти полторы тысячи барельефов, рассказывающих о рождении Будды. На этом же острове расположен храм Прамбанан, с барельефами, иллюстрирующими сюжет индуистской поэмы Рамаяна.

Горельеф

Рельефные скульптуры, в которых над плоскостью находится не менее половины объема, впервые наиболее заметно появились в искусстве Древней Греции. Часто это были практически самостоятельные скульптуры, отделенные от поверхности камня и пересекавшиеся друг с другом для создания полного эффекта глубины.

Горельефы греческих и римских саркофагов изготавливались методом высверливания, без стамесок. Их композиции максимально насыщались фигурами и персонажами - например, Саркофаг Людовизи. Средневековье ознаменовало полное распространение техники высокого рельефа, особенно у греков. В эпоху Ренессанса горельефам была дана вторая жизнь. Особенно заметно было их использование в погребальном искусстве, позднее - в неоклассических фронтонах и городских памятниках.


В индуистской монументальной скульптуре горельефы соседствовали с барельефами, не сильно уступая им в популярности. Группа храмов в Кхаджурахо - самый очевидный пример использования техники высокого рельефа индийскими скульпторами.

Контррельеф и койланаглиф

Данные виды рельефа не получили глобального распространения в погребальном искусстве. Отдельные цивилизации, например, Древний Египет, использовали углубленный рельеф достаточно широко, но за пределами этого государства данный вид скульптуры значимого распространения не получил.

Различные виды рельефов часто используются в изготовлении памятников на могилу и в качестве накладных элементов для них, а также в создании ритуальных и мемориальных табличек, в том числе для колумбарной стены или семейного колумбария. Менее трудоемкий и, соответственно, более доступный барельеф как нельзя лучше подходит для оформления надгробия или гранитной плиты. Эта техника прекрасно используется как для создания динамических ростовых скульптур, так и для небольших, «бюстовых» форматов.

Компанию, которая изготоваливает надгробные памятники в вашей области, вы найдете в разделе Изготовление памятников нашего ритуального справочника

Разновидностей скульптуры существует великое множество. Например, отдельного разговора заслуживают рельефы — так обычно называют некоторое объемное изображение, которое выступает над плоской поверхностью. Всего основных разновидностей рельефа существует четыре — особенно известны барельефы и горельефы, чуть менее — контррельефы и и койанаглифы.

Барельеф и горельеф: отличия

Барельеф и горельеф можно отличить, как минимум, визуально. Барельеф еще часто обозначают как, так называемый, “низкий рельеф”, в этом случае выпуклое изображение выступает над фоном на собственную половину или менее, то есть на поверхности остается лишь малая часть. Барельефы получили развитие еще в Античности, сегодня же они широко используются в декоре интерьера и экстерьера. Барельеф способен даже самую обычную поверхность превратить в абсолютно неподражаемое произведение искусства. Работа опытного мастера здесь сыграет ключевую роль: она будет радовать вас, в итоге, долгие годы.

Горельеф же, представляет собой высокий рельеф, он выступает более, чем на собственную половину от плоскости. Горельеф более выпуклый, чем барельеф, некоторые изображенные на горельефе фигуры могут и вовсе выступать отдельно от всего изображения. таким образом, именно степень выпуклости является ключевым фактором отличия этих двух разновидностей скульптуры. Существуют также два других вида рельефа: контррельеф — это своеобразный рельефный оттиск, как бы направленный внутрь фона и койанаглиф — вырезанное на плоскости изображение, его часто путают с барельефом, но последний все же обладает определенной степенью выпуклости.

Барельефы и горельефы для украшения интерьера и экстерьера в Санкт-Петербурге

Барельефы и горельефы, конечно же, используются в основном, в интерьерах и экстерьерах классического и неоклассических стилей, поэтому, если вопреки современной моде на минимализм, вам необходима такая работа, то специалисты Мастерской XIX смогут вам помочь самым компетентным образом. Любые изображения, любые сюжеты, различные материалы, возможность реализации любой идеи: стоит только захотеть и собраться с мыслями. Мы можем как сделать соответствующую работу по готовым эскизам, так и разработать собственные: основываясь лишь на идее.

Мастерская XIX — это бэкграунд из качественного образования за плечами каждого из мастеров, ответственный и творческий подход к работе, эстетический вкус, большой опыт работы с различными видами скульптуры и различными материалами. Вместе с нами вы получите именно тот результат, который вам необходим.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова горельеф

горельеф в словаре кроссвордиста

горельеф

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

горельеф

м. франц. изваяние на плоскости, на доске, повыше, потолще барельефа; изваяние или резьба вполплоти, вчеть-плоти, втричети-плоти и пр. Статуя, круглое изваянье; горельеф, толстое ваянье.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

горельеф

горельефа, м. (фр. haut-relief, букв. высокий рельеф) (искус.). Скульптурные изображения, в к-рых фигуры, связанные с плоскостным фоном, значительно выступают из него (ср. барельеф).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

горельеф

А, м. (спец.). Скульптурное изображение на плоскости, в к-ром фигуры выступают более чем на половину своего объема.

прил. горельефный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

горельеф

м. Вид рельефной скульптуры, в которой выпуклая часть изображения выступает над плоскостью фона более, чем на половину своего объема.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

горельеф

ГОРЕЛЬЕФ (франц. haut-relief) высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема. Монументально-декоративные горельефы часто использовались в архитектуре.

Горельеф

(франц. haut-rélief, от haut ≈ высокий и relief ≈ рельеф, выпуклость), вид скульптуры, высокий рельеф, в котором выпуклое изображение сильно выступает над плоскостью фона (более чем на половину своего объёма); иногда оно лишь прикасается к фону, иногда отделяется от него в деталях. Монументально-декоративные Г. часто использовались в архитектуре.

Википедия

Горельеф

Горелье́ф - разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма изображаемых частей. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.

Горельефы из камня, бронзы и других материалов часто используются как декоративные элементы в архитектуре или самостоятельные художественные композиции. Некоторые детали изображения на горельефе иногда только соприкасаются с фоном, а иногда совсем отделяются от него. Иногда фигуры в горельефе выглядят как круглые статуи, приставленные к плоскости стены.

Хорошо известный пример горельефов - сцены на Пергамском алтаре.

Примеры употребления слова горельеф в литературе.

Открылся бронзовый горельеф работы лауреата Государственной премии Фуада Абдурахма-нова - мужественное лицо офицера-героя.

Как-то скульптор пожаловался, что не может заполучить в мастерскую Юрия Гагарина, а без этого невозможно выполнить горельеф , на котором изображен космонавт.

В стороне, неподалеку от этого горельефа , взметнулся в небо на стометровую высоту узкий четырехгранный обелиск из нержавеющей стали - словно выступающий наружу штык исполинской винтовки-трехлинейки, скрытой в глубинах этой политой кровью земли.

У меня на полочке стоит небольшой кусочек гипсового горельефа - женщина с античным лицом и обломленными, как у Венеры Милосской руками.

И на горельефе , изображающем группу ученых, одному из них придал черты Королева.

Шалыга уезжает, возвращается с кислородом, делится впечатлениями от посещения армянского дома: позолоченная лестница, японская аппаратура, серебряные кубки и приборы за столом, золоченые горельефы на стенах и тому подобное.

Я подошел ближе - с четырех сторон на мраморном кубе выделялись горельефы , изображающие моих уничтоженных на этом месте соплеменников.

Низкие серые облака, смешиваясь с негустым дымом, неспешно струящимся из квадратной трубы, стремительно перемещались над низкой кирпичной стеной колумбария с фотопортретами усопших, напоминавшей доску почета, в сторону старой части монастыря с полуразрушенным собором, обломками горельефов из взорванного храма Христа Спасителя, фамильными склепами Ланских и Голицыных, надгробиями над местами последнего приюта Хераскова и Чаадаева.

Когда же один из мавзолеев, представлявший глыбу красного гранита с очень удачно сделанными античными горельефами , хотели вывезти отсюда для украшения соседнего курорта, Лука этого не позволил сделать, и довольно сложная переписка по этому поводу между курупром, местхозом и Лукою так пока и кончилась для курупра ничем.

На третьем этаже наружной стены кафизмы выделялся мраморный горельеф старца в лежачем положении с веслом в руке.

Когда они стали подниматься по узкому коридору в глубь пирамиды, Бергсон увидел на стенах горельефы , изображавшие таких же кошколюдей в разных позах.

Пластическое убранство дополняют статуи на фронтоне и многофигурный горельеф над входом в лоджию.

Существует два основных вида пластики: круглая скульптура и рельеф. Их возможности и особенности очень сильно отличаются. Круглая скульптура «живет» в свободном пространстве, ее можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Рельеф (от итальянского rilievo– «выступ, выпуклость, подъем») подобен объемному рисунку, выполненному в глине или камне. На ровной поверхности камня, дерева или другого материала скульптор вылепливает, вырезает или высекает изображение фигур, предметов, нередко создавая сложные сюжетные композиции. При этом изображение остается связанным с фоном, выступает из него выпукло или совсем чуть-чуть, оставаясь плоским.
И.Дворкина

РЕЛЬЕФ (фр. relief, от лат. relevare– приподнимать) – один из видов скульптуры. В отличие от круглой скульптуры, которую можно обойти со всех сторон, рельеф располагается на плоскости и рассчитан в основном на фронтальное восприятие. Рельеф может иметь самостоятельное станковое значение и являться частью архитектурного или скульптурного произведения. Рельеф может выступать над плоскостью фона и углубляться в него.

Виды рельефа

В зависимости от того, насколько объемно изображены фигуры, насколько они связаны с фоном, выделяют три вида рельефа: барельеф, горельеф и контррельеф.

Джакомо Манцу. «Смерть Авеля» Врата смерти

Барельефом называют низкий, достаточно плоский рельеф, в котором фигуры отступают от плоскости фона меньше чем наполовину, Как правило, барельеф выступает компонентом архитектурного сооружения и играет в нем декоративную и повествовательную роль.
Появление барельефа предшествовало круглой скульптуре. Условные изображения медведей и бизонов, высеченные на скальной поверхности, можно найти в пещерах доисторических людей, живших в ледниковый период. Орнаментальными рельефными мотивами украшены все дошедшие до нас культовые сооружения глубокой древности. Величественные храмы эпохи фараонов целиком покрыты рельефными изображениями, которые, словно страницы рассчитанной на вечность книги, повествуют о происхождении и деяниях египетских богов.

Барельеф используется на монетах и медалях.

Фрагмент фриза Парфенона. Мрамор. 5 век до н.э.

В горельефе в отличие от барельефа, скульптурное изображение значительно отступает от фона или дается почти в полный объем. В горельефе фигуры кажутся очень выпуклыми, почти округлыми. Иногда они выглядят как статуи, приставленные к плоскости гладкого фона. Горельеф особенно чувствителен к освещению. При ярком, особенно боковом, свете объемные фигуры отбрасывают сильные тени, которые словно «борются» со светом, обозначая все изгибы пластической формы, подчеркивая мелкие детали.

Углубленный рельеф (контррельеф) менее распространен, чем выпуклый рельеф. Изображение такого типа не выступает над фоном, а, наоборот, уходит вглубь. Больше всего такой рельеф напоминает строгий рисунок: контуры изображения словно вырезаны скульптором на поверхности камня. Фигуры и предметы остаются плоскими. Эта разновидность рельефа часто

встречается в искусстве древних египтян. Могучие колонны древнеегипетских храмов снизу доверху покрыты таким скульптурным «рисунком».

Возможности рельефа .

У скульптора, работающего в рельефе, больше простора для фантазии, чем у мастера, создающего круглую скульптуру. Ведь в рельефе можно изобразить почти все, что доступно живописи и графике: горы, реки, деревья, облака на небе, дома... Именно в рельефе во все времена создавались многофигурные сюжетные композиции. Рельеф как разновидность скульптуры часто был связан с архитектурным сооружением. Великолепные рельефы украшали храмы Древнего Египта и Древней Греции, триумфальные арки Рима, средневековые соборы и дворцовые здания нового времени...

Живописный рельеф .

Камея Гонзага

Рельеф, по своим особенностям напоминающий живописную картину, получил название живописного. В живописном рельефе удаленные предметы изображаются маленькими и более плоскими, а те, которые ближе, наоборот, вылепливаются почти в полный объем. Получается, что скульптор применяет те же законы линейной перспективы, что и художник-живописец. В живописном рельефе фон перестает быть гладким (как в барельефе и горельефе) и превращается в подобие пейзажа с деревьями, облаками, горами или воспроизводит интерьер того помещения, где происходит действие. Создателем этого вида рельефа считается гениальный итальянский скульптор XV в. Донателло.

Замечательным примером живописного рельефа являются «Райские врата» баптистерия (крещальни), построенного во Флоренции. Скульптор поместил на створках дверей композиции на библейские темы. В этом рельефе восхищает тонкость перехода пространственных планов – от почти круглой скульптуры до тонкой гравировки фона.

«Божественная игра теней»

Любая скульптура чувствительна к освещению. Можно сказать, что она оживает только под воздействием света. Она будет по-разному выглядеть при верхнем и боковом свете, в пасмурную погоду или же, наоборот, при ярком солнце. Скульпторы обязательно учитывают это в своей работе. В музейных залах, где экспонируется скульптура, должно быть тщательно продуманное освещение, иначе зрители не поймут, не оценят всех пластических достоинств произведения искусства. «Тени, божественная игра теней на античных мраморах! Можно сказать, что тени неравнодушны к шедеврам. Тени за них цепляются, одаряют их убранством»,?– писал знаменитый французский скульптор Огюст Роден. В справедливости слов Родена можно убедиться, взглянув на фрагмент фриза Парфенона?– один из немногих дошедших до нас осколков великолепного скульптурного убранства главного храма древних Афин. Мраморные рельефы словно оживали под лучами греческого солнца. Тени, отбрасываемые фигурами мужчин и залегающие в складках одежды девушек, создавали ощущение движения, придавали выступающим из фона рельефным изображениям иллюзию полного объема.


Рождение Афродиты. рельеф. Мрамор. Сицилия.460 г. до н.э.

Геммы .

С глубокой древности резчики-ювелиры вырезали рельефы на драгоценных и полудрагоценных камнях, изготовляя украшения и печати. Такие изображения получили название геммы (от лат. gemma – «драгоценный камень»). Заглубленное изображение, врезанное в глубь твердого минерала, называется инталия, а выпуклое, выступающее над поверхностью камня?– камея… Часто геммы изготавливались из многослойных камней, и у мастера была возможность при обработке камня сделать фон одного цвета, а основное изображение – другого.

Наталья Сокольникова.