Биография пермяка евгения андреевича. Детские рассказы — Евгений Пермяк Короткие рассказы е пермяка

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал.

— Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Вопросы для обсуждения

Понравился ли тебе рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка»? О ком этот рассказ? Сколько рыбок поймал Юра? Чему радовался мальчик, когда сварили уху? Как ты думаешь, какую семью можно назвать дружной? Мы можем назвать это произведение сказкой? Почему? (В нём нет сказочных персонажей и не происходит никаких чудес.) Можно сказать, что это стихотворение? (Нет, в нём нет мелодичности, напевности, окончания слов в строчках не рифмуются, оно не отличается образностью.)

Евгений Пермяк - псевдоним Евгения Андреевича Виссова. Он родился 31 октября 1902 года в Перми, но в первые же дни после рождения вместе с матерью был привезён в Воткинск. В разные годы Женя Виссов непродолжительное время жил в Перми у родственников, но большая часть его детства и юности прошла в Воткинске.

"Годы, прожитые у моей тётушки на Воткинском заводе, - вспоминал писатель, - можно назвать первоисточником моего детства и отрочества... В мартеновскую печь заглянул раньше, чем в букварь. С топором, молотом, зубилом, с инструментами вообще подружился до знакомства с таблицей умножения".

В Воткинске Е. Виссов окончил школу второй ступени, затем служил конторщиком на Купинском мясопункте, работал на конфетной фабрике "Рекорд" в Перми. Одновременно пробовался в качестве общественного корреспондента в газетах "Звезда", "Красное Прикамье" (г.Воткинск), свои рабселькоровские корреспонденции и стихи подписывал псевдонимом "Мастер Непряхин"; был режиссером драмкружка в рабочем клубе им.Томского.

В Государственном архиве Пермской области хранится первый корреспондентский билет Евгения Андреевича, где указано, что "билет выдан тов. Евгению Андреевичу Виссову-Непряхину, что ему поручена редакционная работа корреспондента по г.Воткинску. Все ответственные, профессиональные, партийные и советские работники приглашаются оказывать тов.Виссову-Непряхину полное содействие. Тов. Виссов-Непряхин, как представитель местной печати, имеет право быть на всех открытых собраниях, заведениях и совещаниях. В интересах дела все учреждения и организации благоволят оказывать тов. Виссову-Непряхину полное содействие. 15 сентября 1923 г.". Казенная бумага, но какой слог!

В 1924 г. Евгений Виссов поступил в Пермский университет на педагогический факультет на социально-экономическое отделение. В анкете при поступлении на вопрос "Чем обуславливается решение поступить в ПГУ?" он написал: "Имею желание работать в области народного образования по отрасли экономики". В университете он с головой окунулся в общественную работу: занимался клубной работой, активно участвовал в организации популярного в то время кружка Живой Театрализованной Газеты (ЖТГ).

Вот что писал Евгений Андреевич, обращаясь к пермским студентам по случаю 50-летнего юбилея комсомольской организации ПГУ в 1973 г.: "В комсомольской работе Пермского университета конца двадцатых годов значительное место занимала ЖТГ (Живая Театрализованная Газета), которую мы называли хотя и не очень звонко, но точно: "Кузница". Пермский университет в те годы на Урале был едва ли не единственным высшим учебным заведением. И, без преувеличения, он был кузницей педагогов, врачей, агрономов, химиков и фармацевтов. ЖТГ "Кузница" была создана вскоре после первой в Перми рабочей живгазеты "Рупор" в клубе коммунальников. "Кузница"... была лучшей газетой в городе. И это понятно. Были большие возможности отбора желающих работать в ЖТГ. Для тех, кому не совсем ясно, что из себя представляли ЖТГ, скажу в двух словах: Живая Театрализованная Газета от печатной и стенной отличалась главным образом средствами "воспроизведения" газетного материала. А главным средством была театрализация. Материал ЖТГ от передовой до хроники, от фельетона до объявлений "разыгрывался" в лицах, "театрализировался". Иногда было устное чтение, какое мы видим теперь на телеэкране, а иногда (и чаще всего) исполнялся в виде сценок, куплетов, частушек с пляской и т.д. (ну, чем не современный КВН! Примеч. авт.).

Выпуск номера "Кузницы" в университете было маленькой сенсацией. Во-первых, эта самая "злободневная злоба" дня. Во-вторых, смелость, а иногда и беспощадность критики. И, наконец, зрелище! Речитатив. Пение. Танцы и... даже в некотором роде "акробатика" и, само собой, музыка. Иногда даже небольшой оркестр. И если в университете на выпуске ЖТГ было теснее тесного в зале, то можно себе представить, что делалось на выездных выпусках ЖТГ. Ее добивались. Требовали чуть ли не через окружком... Живая газета, как и всякий мир, принадлежит к категории явлений неумирающих. А газета как газета, как общественный агитатор, пропагандист и организатор - явление вовсе незыблемое."

В качестве делегата от ПГУ Евгений Виссов ездил в Москву на Всесоюзный съезд клубных работников в 1925 г., на Всесоюзное совещание живых газет в 1926 г.

Студенческая жизнь была нелегкой, и, хотя Е.Виссов получал стипендию и небольшие гонорары от газет, денег не хватало. Приходилось подрабатывать. И вот в личном деле студента Виссова-Непряхина встречаем документ о том, что он "уволен со службы в Управлении водоканала с 1 октября 1925 г., где получал жалованье 31 руб. в месяц..." К сожалению, документы о его приеме и работе в Пермском водоканале не найдены. Единственное, что стало известно: Евгений Андреевич был контролером водопровода, подрабатывая на жизнь во время летних каникул в 1925 г. Пути господни неисповедимы! Может быть, его водоканальский опыт в какой-то степени нашел свое отражение в творчестве писателя?

После окончания университета Евгений Андреевич уехал в столицу, начав писательскую карьеру в качестве драматурга. Его пьесы "Лес шумит" и "Перекат" шли практически во всех театрах страны, но Урал не забывал. Когда началась Великая Отечественная война, он эвакуировался в г.Свердловск, где прожил все военные годы. В Свердловск в то время приехали Федор Гладков, Лев Кассиль, Агния Барто, Анна Караваева, Мариэтта Шагинян, Евгений Пермяк, Илья Садофьев, Ольга Форш, Юрий Верховский, Елена Благинина, Оксана Иваненко, Ольга Высоцкая и многие другие. Собралась большая писательская семья.

В то время Свердловскую писательскую организацию возглавлял П.П.Бажов. Е.А.Пермяк часто бывал в гостях у Павла Петровича и не только по писательским делам, но и просто на дружеских посиделках. Вот что пишет, вспоминая те времена, внук П.П.Бажова Владимир Бажов: "В гости к дедушке на Новый год пришел писатель Евгений Пермяк со своей женой и дочерью Оксаной. Евгений Андреевич любил удивить чем-нибудь необычным. В этот вечер он принес пачку картинок, нарисованных под его руководством дочерью. На каждом рисунке цветными карандашами был нарисован кто-нибудь из семьи П. П. Бажова или Е. А. Пермяка. Елка была очень веселой и незабываемой. Мы с Оксаной рассказывали стихи и плясали под дружный хохот взрослых. Вообще Евгений Пермяк слыл веселым и жизнерадостным человеком. Из всех людей, бывавших в то время в доме дедушки, он запомнился мне больше всех."

Жизнь в Перми, Воткинске, в Свердловске нашла отражение в книгах писателя: "Азбука нашей жизни", "Высокие ступени", "Дедушкина копилка", "Детство Маврика", "Мой край", "Памятные узелки", "Сольвинские мемории". Он - автор сборников сказок и научно-популярных книг для детей и юношества "Кем быть?" (1946), "Дедушкина копилка" (1957), "От костра до котла" (1959), "Замок без ключа" (1962) и др., в которых утверждается великое значение труда. Писатель верен этой теме и в романах: "Сказка о сером волке" (1960), "Последние заморозки" (1962), "Горбатый медведь" (1965), "Царство Тихой Лутони" (1970) и др.

"Я - это книги. По ним пусть знают и судят обо мне. А карточки, снимочки, статейки - это все ветер-ветерок, притом изменчивый. Книги и только книги определяют место писателя в писательском строю. И нет силы в положительном и отрицательном смысле, кроме книг, которая могла бы возвеличить писателя или зачеркнуть", -это строчки из письма писателя Н.П. Сунцовой, заведующей городской детской библиотекой №1 г.Воткинска. Почти все произведения писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве.

Книги Евгения Пермяка переведены на многие языки, издавались во многих странах. Он награжден 2 орденами, медалями.

Инф.: Стяжкова Л. Окт.2005

Технологическая карта

Организованной учебной деятельности для детей подготовительной группы

Образовательная область: Коммуникация.

Тема: пересказ рассказа Е. Пермяка « Первая рыбка.»

Цель: обучать пересказу текста от первого лица без наглядной опоры.

Задачи:

образовательные: – формирование умения ориентироваться на исходный текстовой материал при составлении рассказа от первого лица;

Закрепление в речи относительных прилагательных;

Активизация словарь по теме «Посуда»;

Закрепление умение образовывать родственные слова.

развивающие: – развитие воссоздающего и творческого воображения, формирование творческих способностей детей;

Развитие навыков планирования собственного рассказа;

Развитие связной речи детей;

Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;

Развитие мелкой и общей моторики детей, координации движений.

Воспитательные : воспитание эмоционального отклика на содержание рассказа, привитие интереса к художественному слову, воспитание самоконтроля за речью.

Оборудование и наглядность: текст рассказа Е.А. Пермяка «Первая рыбка», наложенные картинки по теме «Посуда», предметные картинки по теме «Посуда», маска-шапочка мальчика, предметная картинка котелка, картинки для игры «Большой – маленький», пособие для выкладывания схемы предложений, слова для словарной работы.

Предварительная работа: чтениесказки К.Чуковского «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и журавль». Игры: «Из чего сделана посуда?», «Найди посуду», «Сосчитай-ка», «Узнай по описанию».

Прогнозируемые результаты:

Знать: исходный текстовой материала при составлении рассказа от первого лица;

Уметь: пересказывать литературный текст от первого лица без опоры на наглядность

План занятия:

Организационный момент. Игра «Найди посуду» (наложенные картинки) с выкладыванием схемы предложений.

Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика «Машина каша».

Объявление темы занятия.

Основная часть.

Чтение рассказа Е. А. Пермяка «Первая рыбка» с последующим обсуждением.

Координация речи с движением «Рыбка».

2) Игра «Большой – маленький».

Словарная работа.

Повторное чтение с установкой на выполнение творческой задачи.

Пересказ рассказа от первого лица детьми.

Анализ детских рассказов.

Итог занятия.

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно побудительный

Организационный момент.

Ребята, я рада видеть вас на занятии! Улыбнемся друг другу, поднимем настроение! Посмотрите, а Маше-растеряше совсем не весело – потерялась у Маши посуда. Надо помочь ей: найти посуду и сказать, какая она – из какого материала.

(Дети составляют предложения о посуде с употреблением относительных прилагательных). Анализ последнего предложения с выкладыванием схемы.

Развитие мелкой моторики рук.

Нашлась Машина посуда, а Маша уж и каши наварила!

Пальчиковая гимнастика «Машина каша».

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску – курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Все до крошки раздала.

На фланелеграфе – рисунок грустной девочки Маши, наложенные картинки посуды. Дети стоят перед фланелеграфом.

Организационно поисковый

Ребята, а я нашла еще одну посуду. Что это за посуда?

+ (ответы детей)

Для чего она нужна?

+ (ответы детей)

Основная часть.

1) – Мы узнаем это из рассказа Евгения Андреевича Пермяка. Внимательно слушайте, о чем этот рассказ.

Чтение рассказа логопедом.

Первая рыбка

Е.А. Пермяк

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Вопросы для обсуждения:

Для чего же нужен котелок?

О ком рассказ? (Кто главный герой рассказа?)

О ком еще говорится в рассказе? (Второстепенные герои рассказа)

В какой семье жил Юра?

Куда отправилась Юрина семья?

Сколько рыбы поймал Юра?

Что сварили из рыбы?

Почему все стали хвалить уху?

Чему радовался Юра?

Как можно назвать этот рассказ?

Варианты названий, предложенные детьми.

А вот Евгений Андреевич Пермяк назвал рассказ «Первая рыбка». Как вы думаете, почему?

Предположения детей.

Юра поймал свою первую рыбку, пусть маленькую, но для него она очень важная!

Вспомните, как вы собирались на рыбалку?

С кем вы ходили на рыбалку?

Какую рыбу поймали?

Как хвалили вас ваши родные?

А сейчас мы будем ловить рыбу вместе.

Отвечают на вопаросы

Координация речи с движением «Рыбка».

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла;

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Стоят на ковре

Образование родственных слов. Игра «Большой – маленький».

Вот сколько мы рыбы наловили! И большую и маленькую. Давайте положим в котелок. Для этого нужно правильно назвать маленькую, среднюю и большую рыбу.

На доску выставляются картинки для игры

Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова: (объяснить значения слов)

уха (суп из рыбы)

нахваливать

навариста, навар

А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу. Я буду читать рассказ, а вы подумайте, какими словами Юра писал письмо.

Повторное чтение рассказа логопедом.

Это волшебная маска, которая превратит вас в мальчика Юру.

Составление предложений детьми по вопросам логопеда:

Что Юра написал о своей семье?

Как он написал о том, куда поехала Юрина семья?

Как он написал про свой улов?

Что сварили из рыбы?

Скажите от имени Юры, как семья его хвалила.

Как Юра написал о своей радости от первой рыбки?

Ответы детей

Объединение предложений в рассказ – рассказывание по цепочке, рассказ 1-2 детьми.

Анализ и оценивание рассказов

При рассказывании надевает маску-шапочку на рассказывающего.

Рефлексивно корригирующий

Что мы делали сегодня на занятии?

Как называлась рыбка, которую поймал Юра?

Для чего же понадобился котелок?

Кто варил уху для Юры и его семьи?

Чем понравилась Юре рыбалка?

А что понравилось вам сегодня на занятии?

Ребята, мой котелок не простой, а волшебный, с сюрпризом!

Сюрпризы для детей – рыбки из оригами

Главный герой рассказа Евгения Пермяка «Первая рыбка» — пятилетний мальчик по имени Юра. Он жил в большой и дружной семье. Однажды вместе со всей семьей Юра оказался на рыбалке. Рыбы было поймано много, в том числе и Юра сумел поймать маленькую рыбку, ерша.

Всю пойманную рыбу отдали бабушке, и она сварила из нее уху. Когда уха была готова, взрослые стали ее хвалить, говоря при этом, что пойманный Юрой ерш делает уху особенно вкусной.

Юра прекрасно понимал, что взрослые шутят, но ему было радостно от того, что в общем семейном блюде есть и его скромный вклад, первая пойманная им рыбка.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Пермяка «Первая рыбка» заключается в том, что детей необходимо с малых лет приучать к общим семейным делам, чтобы они умели работать в команде и осознавали силу коллективного труда.

Рассказ учит быть самостоятельным и трудолюбивым, способным трудиться в коллективе.

В рассказе мне понравились родственники Юры, которые по достоинству оценили скромный вклад мальчика в общее семейное дело.

Какие пословицы подходят к рассказу Пермяка «Первая рыбка»?

За общим столом еда вкуснее.
В коллективе большая сила.

Евгений Пермяк - известен в первую очередь своими книгами для детей. Но он также писал и для взрослых. Что мы ещё знаем о нем? Где родился Евгений Пермяк? Настоящая ли это фамилия или псевдоним, который принято брать в писательской среде? На эти вопросы вы получите ответы в данной статье. А также в ней вы сможете прочитать информацию о творчестве и узнать любопытные факты из жизни советского писателя.

Евгений Пермяк: биография

31 октября 1902 года в уральском городе Пермь родился мальчик, которого назвали Евгением. Его родители были простыми тружениками. Отец работал на почте. Впоследствии мальчик стал известным детским писателем. В честь родного города взял псевдоним - Пермяк. О детских годах его известно не очень много. Как и многие мальчишки, рожденные в 20 веке, Евгений играл в индейцев, бегал на улице и наслаждался самой беззаботной порой в жизни.

Но его детство - это были не только игры и забавы со сверстниками. Евгений Пермяк рано познакомился с тяжелым трудом рабочих заводов, приисков и рудников. Человек труда вызывал его повышенный интерес и искреннее уважение. Позднее эта тема станет одной из центральных в его творчестве. Сам он тоже очень любил труд. В шестилетнем возрасте самостоятельно сделал себе лук и стрелы с наконечниками, а позднее уже овладевал разнообразными рабочими профессиями.

Он учился в церковно-приходской школе, затем в гимназии. Если бы родителям Евгения или ему самому сказали, что он будет писателем, никто бы из них не поверил. Его первым литературным опытом стали заметки и стихи, написанные для газеты.

Любопытные факты из жизни писателя

  • Настоящая фамилия - Виссов.
  • Детские годы прошли в удмуртском городе Воткинск. Здесь жила бабушка писателя.
  • Окончил педагогический институт в городе Пермь.
  • Изучение ремесел всегда вызывало повышенный интерес у мальчика. Еще в школьные годы он овладел такими профессиями, как: столяр, слесарь, сапожник, токарь и кузнец.
  • Несмотря на то что большую часть своей жизни Евгений Пермяк прожил вдали от родного края, Урал присутствует во многих его произведениях.
  • Поддерживал дружеские отношения с такими известными советскими писателями, как: Павел Бажов, Агния Барто, Лев Кассиль.
  • За годы жизни занимался самой различной деятельностью. Кем он только не был: корреспондентом в газете, конторщиком мясопункта, рабочим на конфетной фабрике, режиссером драматического кружка, контролером водопровода, клубным работником и т. д.

Евгений Пермяк: книги

За свою жизнь написал более ста книг различных жанров: очерки, рассказы, сказки, пьесы, повести, романы. Давайте вспомним самые известные произведения Евгения Пермяка для взрослых и детей.

  • "Как Маша стала большой". Короткий рассказ даст малышу представление о том, что не вещи делают нас взрослыми, а поступки и помощь близким. Здесь есть что обсудить и над чем поразмыслить.
  • "Золотой гвоздь". Эта добрая сказка прославляет ремесла и трудящегося человека. Её непременно нужно читать и детям, и взрослым.
  • "Некрасивая Ёлка". Сюжет этой сказки взят из самой жизни. Здесь нет волшебных персонажей, а то, что деревья разговаривают, воспринимается совершенно нормально. Ёлка росла кривой и некрасивой, и кроме обидных насмешек ничего не слышала в своей жизни. А она ни на что не претендовала, и безропотно сносила все обиды. За свою скромность она получила достойную награду - из неё сделали книгу. Простая история становится поводом для хорошей дискуссии.
  • "Как Огонь Воду замуж взял".
  • "Кем быть". Сборник небольших рассказов, объединенных одной целью - познакомить детей с огромным миром профессий. Книга написана с большой любовью к труду. Прочитав её, дети понимают, что в каждой профессии есть свое очарование и красота.
  • "Последние заморозки". Роман о любви молодых людей, о юности, и о выборе пути, который делает в жизни каждый.

Особенности творчества

В чем своеобразие произведений, которые написал Евгений Пермяк? Давайте выделим и перечислим их отличительные особенности:

  • присутствие политического подтекста;
  • отражают дух времени;
  • идет речь о проблемах, которые беспокоят общество;
  • используются сказочные мотивы;
  • лаконичность описания;
  • неожиданность сюжетных поворотов;
  • реальные, а не придуманные люди и события;
  • восхваление трудящегося человека.