Anna nova галерея. Галерея Anna Nova: новая волна. Об идеальных коллекционерах и всех неравнодушных

Галерея Anna Nova

Основана: Санкт-Петербург, 2005

Создатель: Анна Нова

Основательница Анна Нова — о собственных мотивах для занятия современным искусством, формировании галерейной эко-системы, нестандартных подходах и идеальных коллекционерах.

От «страстного детского желания помочь» до сотни выставок

В 2004-2005 годах, когда уже стало ясно, что мы открываем галерею, было ощущение, что я плыву по течению в некоем потоке, будто что-то происходит независимо от меня и я выступаю как некий проводник. В то время я начала активно знакомиться с людьми из мира искусства и дизайна, в моей жизни появились дизайнер Дмитрий Шарапов, художники Владимир Духовлинов, Александр Герасимов, Вячеслав Михайлов — с ними галерея практически не работала, но мое знакомство с искусством началось именно с этих художников. Через Дмитрия Шарапова я познакомилась с Наталией Ершовой, и у нас возникла совместная идея открыть галерею современного искусства.

Сначала я не была уверена, мой ли это путь, но мне всегда нравилось помогать талантливым людям и поддерживать их. Здесь сыграли роль и мои воспоминания о дедушке по отцовской линии и о брате моего отца, дяде Саше, которые были членами Союза художников. Хотя в 1980-е я была еще ребенком, я хорошо помню, как сложно было художникам в то время и как мало было простора для самовыражения. Сейчас, зная историю нашей страны и сложные взаимоотношения искусства и советской власти, я более трезво оцениваю ситуацию, но именно это страстное детское желание помочь художникам реализовать свой талант в дальнейшем сильно повлияло на мое решение заняться непростым галерейным делом.

В самом начале я не совсем понимала, во что это перерастет и что меня ждет в будущем, но я встретила людей, в которых поверила. Поддержка как моего мужа, так и Наталии Ершовой, ставшей арт-директором галереи и собравшей команду, стала для меня неким фундаментом. Это начинание переросло в масштабный проект. За 15 лет не раз менялась команда, а галерея стала как будто жить сама по себе. Так бывает, когда мать рождает ребенка: вначале чувствуешь себя чем-то очень важным и сильно переживаешь ответственность («правильно ли ты сделал?»), но дальше процесс запускается, и ты оказываешься не только его участником, но и учеником. Я училась на своих ошибках, появлялся новый опыт, новые знания, новые ощущения, новое восприятие — образно выражаясь, я начинала заново ходить. Оглядываясь назад, я вижу, какой колоссальный путь был пройден: было проведено более 100 выставок, мы участвовали более чем в 20 ярмарках, организовали 7 конкурсов для молодых художников и издали 9 выпусков журнала Booklet.

Каждый этап этих пятнадцати лет что-то дал для моего личного развития и для становления галереи. Сначала я была больше наблюдателем, зрителем и, может быть, мотиватором — я не мешала команде, к которой у меня было полное доверие. Верным шагом было приглашение искусствоведа Екатерины Андреевой, первые пять лет она фактически была комиссаром галереи, и мы опирались на ее видение. Первым нашим проектом была выставка Елены Фигуриной, а спустя несколько лет у нас появилась смелость обращать внимание и на молодых концептуальных художников, которых еще не было на российской художественной сцене в 2005 году.

Мое настоящее знакомство с современным искусством началось в начале 2000-х, когда я первый раз поехала на Венецианскую биеннале и на ARCO. Для меня открылся совершенно новый мир, и мне захотелось изменить российскую ситуацию к лучшему. Спустя 15 лет я понимаю, что мы именно этим и занимаемся: делаем свой вклад в развитие современного искусства.

О партнерской работе галереи и художника

Возьмем художников, с которыми мы сейчас работаем, — Денис Патракеев, Влад Кульков, Александр Дашевский, Егор Крафт... Всего 10-15 имен, и они представляют различные направления, ведь нам хочется показывать разных художников. Если бы в Санкт-Петербурге было сто галерей, которые специализируются по направлениям, то, наверное, мы сосредоточились бы на каком-то одном, но галерей у нас в городе очень мало, практически нет, поэтому мы берем на себя миссию показать все разнообразие актуальных художественных практик. Я не могу выделить кого-то одного среди художников. Они очень разные не только по технике, но еще и по отношению к своей карьере: одни западно-ориентированные, другие сильнее связаны с локальным контекстом. Их стратегии могут быть разными, но «идеальный художник» для меня — это все-таки тот, кто активно участвует в построении собственной карьеры. Он не пассивен, не ждет, что галерея все сделает за него, — в сегодняшних российских реалиях это практически невозможно. Должна быть партнерская работа, при которой и галерея, и художник — каждый выполняет свою функцию, и тем самым мы мотивируем друг друга двигаться дальше.

О нестандартных подходах и концептуальных выставках

Одними из первых в Петербурге мы стали выезжать на западные арт-ярмарки — мы хотели ориентироваться на мировой рынок и продвигать наших художников на мировую сцену. Мы продолжаем это делать, несмотря на все сложности.

За 15 лет сильно поменялись коллекционеры, их вкусы и предпочтения, другими стали ярмарки — сейчас все больше и больше надо удивлять публику, и зачастую стенд галереи становится концептуальной выставкой. Иногда мы идем на риски и создаем специальные проекты. Например, на последней viennacontemporary мы не брали стандартный стенд, по нашей просьбе организаторы впервые сделали две длинные витрины по обеим сторонам от прохода, в каждой из которых мы представляли соло-шоу художников Aljoscha и Егора Крафта. Получились как бы две независимые выставки, объединенные общей темой — темой будущего. Диалог между двумя экспозициями был, но в то же время они не мешали друг другу. Этот эксперимент был очень удачным и привлекал внимание людей, не ожидавших на арт-ярмарке такой музейной подачи. Многие останавливались и задавали вопросы, но не потому, что было что-то непонятное, — им было интересно.

Об идеальных коллекционерах и всех неравнодушных

Нашим коллекционерам, мне кажется, не хватает насмотренности — важно больше ездить по миру, понимать и видеть, как формируются частные коллекции на Западе. Многим также не хватает целостного взгляда и стратегического мышления. Если называть идеального коллекционера, то в моем представлении им является Роман Бабичев, хотя он и не собирает современное искусство, его коллекцию отличает высокое качество работ и продуманность концепции. Я буду рада, если подобные люди появятся в области современного искусства в Санкт-Петербурге и станут способствовать развитию арт-рынка.

В прошлом году на Cosmoscow мы получили большое удовольствие от того, что искусством интенсивно интересовались молодые люди, готовые начать покупать. Мы не могли даже отойти от стенда, а наши художники все время были заняты беседами со зрителями. Публика хочет узнавать об искусстве, готова общаться и идет на диалог, и ярмарка для них — одна из таких возможностей. Это очень хороший тренд последнего времени.

Мне бы хотелось, чтобы коллекционеров становилось больше. Мы знаем молодых людей в возрасте 30-35 лет, которые приходят в галерею, начинают проникаться современным искусством, задавать вопросы и покупать небольшие работы. Мы приучаем их собирать искусство — уже не первый год мы делаем коллаборацию с выбранным художником, выпуская limited edition какого-то произведения в качестве именных новогодних подарков.

Мы строим экосистему, в центре которой находится галерея, но параллельно с нею развиваются и другие наши проекты: журнал о современном искусстве Booklet, конкурс проектов молодых художников Nova Art и онлайн-платформа 28bugs. Не так давно на третьем этаже галереи появился Collectors’ lounge, где мы можем взаимодействовать с людьми из других сфер. Здесь мы проводим различные мероприятия с целью донести до людей мысль о ценности современного искусства, чтобы они смогли понять и прочувствовать, почему так важно поддерживать его и быть частью захватывающего художественного процесса. Это помогает формировать нового коллекционера: те, кто сейчас обращается ко мне и готов начать собирать искусство по репутационным или инвестиционным соображениям, начинают доверять галерее и нашему вкусу. Сегодня галерея объединяет художников, коллекционеров, ценителей искусства, бизнес, профессиональное сообщество и просто интересующихся неравнодушных людей.

О художнике, представленном на аукционе

Анна Нова в своей галерее Anna Nova Gallery на улице Жуковского, 28, Санкт-Петербург. На переднем плане - скульптура Дениса Патракеева «Мира течение», 2017. На стене - работа Влада Кулькова, 2017. Стул S-Chair, дизайн Тома Диксона, Cappellini.

Архитектура, в том числе архитектура внутреннего пространства, подобна застывшей музыке. Но арт-галерее необходима полная визуальная тишина, чтобы искусство в ней звучало звонко и без помех. Так ли это, выясняем у Анны Нова, основательницы галереи Anna Nova.

ELLE DECORATION В 2005-м петербургские СМИ сообщали: певица Анна Нова открыла галерею...

АННА НОВА Да, я занималась сольной карьерой, еще работала ведущей на канале RTG. Но после окончания музыкальной школы по классу флейты, как и многие люди моего поколения, отправилась получать диплом экономиста.

Как возникла идея открыть галерею? Меня всегда окружали творческие люди. В детстве я часто навещала дядю-художника и удивлялась тому, что серьезное искусство, которым занимались художники, не было востребовано. Зарабатывать на жизнь приходилось в лучшем случае заказами на плакаты. Мне всегда хотелось помочь художникам реализоваться. Однажды дизайнер Дмитрий Шарапов познакомил меня с искусствоведом Натальей Ершовой и предложил открыть галерею, так все и началось.

У окна - работа Ростана Тавасиева «Русский Космизм», 2015. Кресло из черного пластика и кожи Pohjola, дизайн Пекки Перьё, Haimi Oy, 1965, Финляндия.

Кого из художников пригласили первым? Мы открывались выставкой Елены Фигуриной, на тот момент уже знаковым художником. Первоначальную концепцию галереи продумывали совместно с Натальей Ершовой и Екатериной Андреевой, искусствоведом, ведущим сотрудником Отдела новейших течений Русского музея. В 2006 году мы запустили конкурс молодых художников, в 2007-м первыми стали выезжать на западные ярмарки.

В центре - Александр Дашевский, «Бассейн», 2014. Слева - Ростан Тавасиев, «Эпизод 2», 2017. На столе - скульптура Дениса Патракеева «Обет молчания», 2015. На зад­нем плане - ковер, 1960-е, Швеция. Пара пластиковых кресел, дизайн Юрье Куккапуро, Haimi, 1964, Финляндия. Кресло из фанеры, дизайн Сорена Хансена, Anikarimobel fabrik, 1944, Швеция. Раскладной бар, Leif Alring для C.F. Christensen, 1964, Дания.

С чего начинался интерьер галереи Anna Nova? Сегодня от первоначального интерьера почти ничего не осталось. Мы не сразу пришли к тому, что идеальное пространство для галереи концептуального современного искусства - это пустой белый куб. Вначале мы допустили много ошибок. Стойка ресепшен, цветные стены, деревянное панно и стек-лянная перегородка стали мешать практически сразу. Нам нужно было пустое пространство, которое легко трансформировать под лекции и перформансы. Сейчас все по-другому.

Первые два этажа - это чистое пространство, где ничто не отвлекает внимание. Недавно появился третий этаж - collector lounge, где мы проводим камерные мероприятия для коллекционеров. Мебель - классика американского и скандинавского дизайна - куплена на аукционах. Стены не белые, многослойная штукатурка сделана художником на основе пяти сложных оттенков.

Диван и кресло Sesann, дизайн Джанфранко Фраттини, Cassina, 1970, Италия. На стене - работа Дениса Патракеева «Перекрестки», 2014.

Могла ли подобная галерея появиться в новом здании? Тогда нужно было бы строить отдельное здание в стиле конструктивизма или минимализма либо играть на контрасте: старая архитектура, а внутри - современный open space.

Ковер Summer night, дизайн Ритвы Пуотилы, 1960-е, Финляндия.

Как выбирать искусство в интерьер? Многие покупают искусство как предмет декора, ориентируясь главным образом на размер и цвет. Это в корне неверно. Искусство требует осознанного подхода. Нужно больше ходить и смотреть - вырабатывать вкус. И, конечно, не стоит пренебрегать практикой аренды картин.

Анна Нова в белом кресле, дизайн Альберта Джейкоба Толлера для Grosfillex, 1970, Франция.

Что касается развески картин, какие возможны ошибки? Если есть сомнения, стоит привлечь куратора. Главная ошибка - стандартная развеска картин. Есть много способов сделать это интересно. Например, сочетать классическое и современное искусство или объединить картины в панно. Но здесь важно чувство гармонии, как в музыке. Иначе импровизация превратится в какофонию. www.new.annanova-gallery.ru

На стене - работа Влада Кулькова «Без названия», 2014. Скамья сделана из фрагмента оригинального деревянного перекрытия, оставленного после реконструкции пространства.

Расскажите про новое пространство в вашей галерее. Как родилась идея, что послужило причиной?

— Галерея существует уже 12 лет, начинали мы с одного этажа, потом стали разрастаться. Сейчас первый и второй этажи — это выставочное пространство, плюс там же находятся офис и хранилище, куда некоторые коллекционеры тоже заглядывают. Недавно мы поняли, что у нас нет пространства, куда мы могли бы приглашать гостей, чтобы пообщаться в спокойной и уютной атмосфере — и мы решили его создать.

То есть это была потребность именно клиентов?

— Да. Смотреть искусство в интерьере легче: ты видишь, как то или иное произведение встраивается в твой дом или квартиру. Мы показываем работы не просто на белой стене, а вписанными в уютный интерьер. В Collector’s Lounge мы создаем свободную атмосферу, будем проводить там дружеские и приватные встречи.

Первым здесь устроили ужин Be Curious Martell в исполнении петербургского дуэта шеф-поваров Duoband — Дмитрия Блинова и Рената Маликова (Tartarbar , Duo gastrobar ). Мы собрали друзей, коллекционеров. Опробовали новое пространство — и прекрасно провели время. В дальнейшем мы планируем устраивать здесь лекции, модные показы, к нам уже обращаются бренды, которые хотят проводить мероприятия в галереях или в принципе сотрудничать с искусством. Еще мы будем проводить камерные выставки в закрытом формате, создадим клубную систему. Идей много, и раскрывать все сейчас пока не хочется.

Как вы выбираете художников для галереи? Ориентируетесь ли на молодых авторов?

— Мы занимаемся концептуальным современным искусством, и художники у нас совершенно разного возраста. Самым молодым был, наверно, Стас Багс, мы тогда сами только начинали работать. Сейчас возрастные рамки начинаются лет с 25-26, хотя некоторым нашим художникам уже за 70.

В моем понимании и в 70 можно быть молодым художником, если только начинаешь.

— Конечно. Мы знаем великолепные примеры художников, дизайнеров, архитекторов, которые уже во взрослом возрасте создают первые шедевры.

Если не за что зацепиться, невозможно из этого что-то вырастить.

А как вы определяете художников, которые вам подходят? Есть ли определенные критерии, которым они должны соответствовать?

— Думаю, что это в какой-то степени интуиция. У Марины (Виноградовой, арт-директора галереи, — прим. ред. ) прекрасное искусствоведческое образование, у нас все в коллективе имеют подобный бэкграунд. Кроме меня. У меня изначально финансово-экономическое образование.

В выборе художников — и для работы в галерее в принципе — очень важна определенная насмотренность. Складывается понимание, что такое современное искусство, какие есть критерии, как им соответствовать.

Чтобы мы начали работать с художником, должны сложиться пазлы: актуальность, ощущение, что это будет интересно на Западе, немаловажно и оказаться в нужном месте в нужное время. Но во главе все равно находятся​ художник и его творчество. Если не за что зацепиться, невозможно из этого что-то вырастить. В тебя должны верить: зритель, коллекционер, галерист.

В поиске «своих» авторов нам помогает конкурс для молодых художников, который мы проводим уже в шестой раз. Вместе с жюри отсматриваем заявки, в этот раз их пришло около 350! Часть отсекается сразу же, но можно найти и очень интересные проекты.


пресс-служба anna nova gallery

Хочется побольше узнать от вас про этот конкурс.

— Конкурс называется «Новые проекты для галереи Анна Нова» . Мы заинтересованы в сторонней объективной оценке и формируем независимое жюри, вместе с которым выбираем проект-победитель. (В этом году выиграла выпускница ИПСИ Алиса Керн, чья выставка состоится осенью 2017 года — прим. ред. ).

Начиналось все очень легко и органично, будто пазлы сложились. Открылась галерея, у нас тогда работала Катя Андреева, которая подбирала художников и организовала конкурс. Она придумала первые темы, составила его регламент. А дальше это настолько органично вписалось в наше существование, что стало развиваться само по себе. За 12 лет это уже шестой конкурс — и мы видим сильные изменения. Из локального он стал международным: заявки приходят из Турции, Бельгии, США. В этом помогает и международное жюри, серьезные имена привлекают художников. В этом году в жюри у нас были Каролин Христов-Бакарджиев, она курировала 13-ую Документу , Джоанна де Вос, бельгийский куратор и со-куратор выставки Яна Фабра в Эрмитаже . Были и Дмитрий Озерков, Валентин Дьяконов.

А в дальнейшем? Может ли конкурс быть создан как отдельная организация?

— Я бы не отказалась, если бы это взял на себя, например, «Манеж» . Хочется передать конкурс в надежные руки. Или делать его вместе с кем-то. У Насти Курехиной есть прекрасная премия... Делать все самостоятельно нам уже сложно. У нас есть попечительский совет, выставка, премия. Мы даем художникам возможность поехать в резиденцию, сделать дополнительную выставку — на усмотрение попечительского совета. Который, кстати, у нас существует всего второй год. Грантов и конкурсов для художников должно быть больше в нашей стране.

Вы участвуете в ярмарке Cosmoscow. Эта ярмарка для вас — об имидже? Или еще и прибыльное дело?

— Получилось так, что для нас последние две ярмарки Cosmoscow очень прибыльные, вообще весь стенд продается. Картины Дашевского, Кулькова, объекты Aljoscha очень интересуют московских коллекционеров, причем как опытных, так и начинающих.

И покупают не только наши постоянные коллекционеры, но и те, от кого не ожидаешь. Увеличивается интерес к современному искусству на внутреннем рынке, что меня очень радует — мы видим, что все наши усилия дают плоды. Мы много работаем над тем, чтобы современное искусство стало более востребованным. Наша деятельность — миссионерская в какой-то степени: помимо конкурса мы проводим круглые столы, встречи, делаем выставки вне галереи. Недавно ездили в Сочи, где сделали выставку. Теперь в Сочи хотят с нами сотрудничать, чтобы мы дальше организовывали выставки, хотят паблик-арт выставлять на своих площадках.


Работа художника Aljoscha (Алёша)

annanova-gallery.ru

Но это частный интерес? Частная компания?

— Да, пока частная.

Еще хотел обсудить летний период в Санкт-Петербурге. Странно, что все дома там еще не превратились в отели, потому что это время года действительно очень активное. К вам летом приходит много, так скажем, «случайных» клиентов? То есть, туристов?

— Да. Зашел-купил. У европейцев это нормальная практика, это мы отстаем лет на 50.
А такие туристы потом возвращаются, кто случайно зашел?

— Пока, по-моему, не было. Но мы общаемся, контактируем, отправляем информацию.

Да, это абсолютно правильно. Про московские галереи, для сравнения, я таких историй не слышал, и они как раз обычно закрываются на лето.

— У нас была такая же практика, мы на август закрывались. Первых лет пять мы работали в таком режиме, а потом я уже поняла, что в Петербурге это единственное время, когда что-то активно происходит. Лучше уйти в отпуск, допустим, в феврале.

Куда вам было бы интереснее двигаться дальше — в Европу, Азию..?

— ​ В наших планах Америка. Впрочем, Азия тоже заинтересована в российском искусстве. Я даже не думала, что их так привлекает наше искусство, обычно они поддерживают свое, развивают, покупают. В Азии сейчас вообще сильный интерес к культуре, они готовы инвестировать во все бренды мирового уровня, которые имеют хорошую доходность.

Но вы все равно пока думаете об Америке?

— В Азии по статистике самый крупный арт-рынок. Просто участие для нас дорого. Хотелось бы ездить максимально везде, но так как государство никакой поддержки не оказывает, нужно самим как-то это решать, и логистика пока для нас дороговата. ​


Работа художника Aljoscha (Алёша)

annanova-gallery.ru

А с какими художниками вы хотите в дальнейшем работать? Вы будете заниматься русскими художниками за рубежом?

— Мы хотим показывать хорошее искусство, у нас нет цели показывать только российских художников. Нам хотелось бы также сотрудничать с какими-то галереями, которые по рейтингу либо выше стоят, либо наравне с нами. И, может, объединить наши усилия, чтобы получить больший охват.

Мы делаем периодически такие проекты — этим летом с американцами, раньше с польскими художниками работали, с французскими, в прошлом году сотрудничали с Aljoscha (Алеша). Он изначально из Украины, но много лет живет в Германии. Его выставка, кстати, была одной из самых посещаемых, пришли люди, которые даже, наверное, не знали о существовании галереи Anna Nova . Своими яркими необычными объектами он привлек молодых людей, студентов.

Да, надо правильно воспитывать молодых коллекционеров.