Анатомо-физиологические механизмы речи и основные закономерности ее развития у ребенка. Глава I. Введение в логопедию логопедия, ее предмет, задачи, методы

На доске написать слова: периферический, иннервация, проприорецепторы, барорецепторы, резонаторы, альвеолы

План:

  1. Понятие анатомо-физиологических механизмов речи.
  2. Строение центрального речевого аппарата
  3. Строение периферического речевого аппарата
  4. Соотношение деятельности центрально и периферического речевого аппарата.

1. Понятие анатомо-физиологических механизмов речи.

Анатомо-физиологические механизмы речи – это изучение строения и функционирования организации речевой деятельности.

Необходимость их изучения определяется:

  1. позволяет представить сложный механизм речи в норме
  2. дифференцированно подходить к анализу речевой патологии
  3. правильно определять пути коррекционного воздействия.

Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит (чему?) деятельности головного мозга.

В начале 20 в была распространена точка зрения по которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров». И.П. Павлов дал новое направление этому взгляду, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал ее «динамической локализацией».

В настоящее время исследования П.К. Анохина, А.Р. Лурии установили, что основой всякой ВПФ являются не отдельные центры, а сложные функциональные системы, которые расположены в разных областях ЦНС и объединены между собой единством действия. Для того, чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем они д/б автоматическими, т.е. осуществлялись без специальных усилий.

Речевой аппарат состоит из 2 тесно взаимосвязанных между собой частей: центрального (или регулирующего) и периферического (исполнительного).

2. Строение центрального речевого аппарата

Центральный речевой аппарат находится в левом полушарии головного мозга. Он состоит из:

  1. Коры г.м
  2. Подкорковых узлов
  3. Проводящих путей
  4. Ядер ствола (продолговатого мозга)
  5. Нервов, идущих к дыхательным, голосовым, артикуляционным мышцам.

1. Некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли левого полушария (у левшей правого).

Лобные извилины (нижние) – являются двигательной областью и участвуют в образовании устной речи (центр Брока )

Височные извилины (верхние) – являются речеслуховой областью, куда поступают слуховые раздражения (центр Ве рнике). Обеспечивают восприятие чужой речи.

Теменная доля коры – понимание речи

Затылочная доля – зрительная область, которая обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие букв при чтении и письме). Зрительное восприятие артикуляции взрослых обеспечивает ребенку развитие собственной артикуляции.

2. Подкорковые узлы или ядра отвечают за темп, ритм и выразительность речи.

3. Проводящие пути.

Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Центробежные Центростремительные
Противоположны по функции
(двигательные) нервные пути. Начинаются в коре головного мозга в центре Брока и соединяют кору с мышцами, регулирующими Д периферического реч. аппарата. Являются общими регуляторами деятельности речевых органов. Начинаются в проприорецепторах и в барорецепторах. Проприорецепторы –находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях движущихся органов. Функция: контроль мышечной деятельности Барорецепторы – возбуждаются при изменениях давления и находятся в глотке.
Идут от коры к периферии и дают сигнал к осуществлению действия. Идут от периферии к центру, т.е от речевых органов к коре гол. мозга и дают сигнал о выполнении действия.

4. В ядрах ствола продолговатого мозга берут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются (обеспечиваются нервными волокнами) черепно-мозговыми нервами.

5. Черепно-мозговые нервы:

1. Тройничный – иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть.

2. Лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и вытягивание щек.

3. Языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба. Он является чувствительным нервом зыка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца.

4. Добавочный нерв – иннервирует мышцы шеи

5. Подъязычный нерв – снабжает мышцы языка двигательными нервами

3. Строение периферического речевого аппарата

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:

  1. Дыхательный
  2. Голосовой
  3. Артикуляционный или звукопроизводящий.


Дыхательный отдел

состоит: грудная клетка, легкие, трахея, бронхи.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции (помимо газообмена). Особенности дыхания в момент речи:

  1. выдох длиннее вдоха
  2. число дыхательных движений меньше
  3. объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха в 3 раза увеличивается.
  4. выдох осуществляется при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц).

Гортань – широкая, короткая труба, состоящая из хрящ0ей и мягких тканей. Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в дыхательное горло (трахею). Между гортанью и глоткой находится надгортанник, который имеет форму языка или лепестка. Передняя его поверхность обращена к языку, задняя к гортани. Функция: предохраняет при глотании гортань от попадания пищи и слюны.

Механизм голосообразования: При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемог7о воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а так же под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, срединное положение, с тем, чтобы в результате продолжающего давления воздушной струи снова раздвинуться. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратиться давление голосообразующей дыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания осуществляются в поперечном, а не продольном направлении, т.е голосовые складки перемещаются квнутри – кнаружи, а не кверху – книзу.

Артикуляционный отдел

Состоит: язык, губы, челюсти, твердое и мягкое небо, альвеолы.

Язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть подвижны, остальные нет.

Язык – главный орган артикуляции. Это мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя – фиксирована и носит название корень языка. Передняя часть состоит из: кончика, переднего края (лезвие), боковые края, спинка. Язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных (кроме губных.

Важную роль в образовании звуков речи принадлежит нижней челюсти, губам, зубам, небу. Альвеолам. Перечисленные органы образуют щели. Смычки, возникающие при приближении и прикосновении языка к небу, альвеолам, зубам, а так же при сжатии губ или прижатии их к зубам.

Громкость и отчетливость звуков создается благодаря резонаторам, которые расположены во всей надставной трубе.

Надставная труба – это все то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость, носовая полость. Надставная труба может меняться по объему и по форме. (м/б вытянутой и сжатой и наоборот растянутой). Изменение формы и объема создают явление резонанса. В результате резонанса одни звуки усиливаются, другие заглушаются, таким образом создается тембр звуков. (при звуке и ротовая полость сжимается, а глотка расширяется, при звуке а . наоборот). Речевой звук образуется не только в гортани, но и в резонаторах (глоточном, ротовом и носовом).

Анатомо-физиологические предпосылки

нормального речевого развития

РЕФЕРАТ

Выполнила:

слушатель курсов Анфалова В.В.

г. Пермь, 2015г.

Содержание

Введение. Роль речи в жизни ребёнка………………… ………стр. 3

    Основная часть.

    1. Предпосылки нормального развития речи……стр.4

      Анатомия и физиология речи…………………..стр.6

      Этапы нормального развития речи ………….....стр.9

    Заключение…………………………………………………… стр.9

    Список литературы………………………………………….…стр.10

Введение. Роль речи в жизни ребёнка

Речь – высшая психическая функция. формирующаяся в процессе индивидуального развития человека под влиянием социальных факторов (жизни в обществе, общения, воспитания, обучения). Это сложно организованная функциональная система. Её главный определяющий признак - коммуникация – социальное общение, которое представляет собой главную функцию речи. Речь – это адаптация, с помощью которой человек обеспечивает себе выживание. Роль речи в развитии ребенка – тотальна

РЕЧЬ:

1. Основа интеллектуального развития – обеспечивает познание окружающего мира, успешное обучение.

2. Способствует более благополучному развитию познавательных психических процессов, особенно словесно-логическому и абстрактному мышлению.

3. Обеспечивает успешное освоение чтения и письма, высокую успеваемость в школе, иначе у ребенка складывается ситуация неуспеха, снижается познавательный интерес, при окончании школы сужается возможность профессионального выбора, также, возможно, в процессе школьного обучения, в качестве реакции компенсации уход в асоциальное поведение (ребенок же должен быть хоть где-то успешен).

4. Основа эмоционального развития. При наличии речевых нарушений (узкого словаря, недоразвитого ГСР и связной речи нарушается страдает регулирующая и планирующая функция речи, что отражается эмоциональности ребенка, его волевых проявлениях, умении себя контролировать)

5. Помогает процессам коммуникации, в противном случае, ребенок страдает от насмешек сверстников, что приводит к деформациям характера и поведения (замкнутости, стеснительности, нерешительности, агрессивности, злопамятности, мстительности).

Поэтому очень важно знать молодым родителям, педагогам и т.д. предпосылки нормального развития речи.

1.1 Предпосылки нормального развития речи

1. Благополучная наследственность – отсутствие речевых нарушений у родителей и родственников ребенка.

2. Запланированная беременность.

3. Благоприятное течение беременности – отсутствие во время беременности токсикозов, интоксикаций, болезней матери, вредных привычек и прочее

4. Благоприятное родовое разрешение, наличие первого крика ребенка (громкого, модулированного).

5. Отсутствие хронических, инфекционных и др. заболеваний в первые 3 года жизни.

6. Нормативное функционирование всех анализаторов (особенно слухового) – заключения специалистов.

7. Нормативное функционирование ЦНС, наличие всех безусловных рефлексов новорожденного (орального автоматизма) (заключение невропатолога).

8. Своевременное проявление комплекса оживления.

9. Нормированное психомоторное развитие – ребенок вовремя начал держать голову, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить и т.п.

10. Своевременное появление первых речевых реакций (гуканье, гуление, лепет и т.д.).

11. Правильное воспитание ребенка (комментирующие родители = проговаривающие все действия ребенка и свои).

12. Правильное шумовое окружение ребенка.

13. Целенаправленное, планомерное развитие речи ребенка.

Ребёнок рождается с относительно незрелым мозгом, который растёт и развивается на протяжении многих лет. У новорожденного вес мозга равен 400 грамм, через год он удваивается, а к пяти годам утраивается. В дальнейшем рост мозга замедляется, но продолжается до 25 лет. Таким образом, медленность формирования речевой функции ребёнка (на протяжении многих лет) связана с медленным созреванием мозга.

1.2.Анатомия и физиология речи

Некоторые полагают, что речь – это функция органов артикуляции: губ, языка, гортани и.т.д. Но это не так. Речь – продукт психической деятельности человека и результат сложного взаимодействия разных мозговых структур: Дыхательный отдел + Фонаторный отдел + Артикуляционный отдел + Нервная система . Артикулярные органы выполняют лишь приказы, поступающие из мозга.

Для нормальной речевой деятельности необходима целостность и сохранность всех структур мозга. Особое значение для речи имеют слуховая, зрительная и моторная системы. Устная речь осуществляется посредством координированной работы мышц трех отделов периферического речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного.

Дыхательный отдел – обеспечивает речевое дыхание (короткий объемный вдох, продолжительный выдох). Состоит из носовой полости, носоглотки, глотки, трахеи, бронхов, легких, грудной клетки, межреберных мышц, диафрагмы.

Фонаторный отдел – обеспечивает наличие фонации (голоса). Состоит из гортани с расположенными в ней голосовыми складками = связками. Связки располагаются в трахее, поперек неё, если связки раздвинуты (отдыхают) = просто дыхание, если связки сомкнуты (напряжены), то они перекрывают трахею и воздух из легких не может выйти, он (воздух) прорывается сквозь сомкнутые голосовые связки, вызывая их дрожние = голос.

Речевой выдох вызывает колебания голосовых складок, что обеспечивает голос в процессе речи. Произнесение речевых звуков (артикуляция) происходит благодаря работе артикуляционного отдела.

Артикуляторный отдел – обеспечивает такие условия (путем перегородок, смычек и др.) выхода воздуха во время речи, которые образуют различные речевые звуки. Состоит из губ, зубов, твердого неба, мягкого неба, глотки, языка, щек, челюстей.

Вся работа периферического речевого аппарата, которая связана с точ-нейшими и тончайшими координациями в сокращении его мышц, регулируется центральной нервной системой (ЦНС). Качественные характеристики речи зависят от совместной синхронной работы многих зон коры правого и левого полушарий, что возможно только при условии нормального функционирования низлежащих структур мозга. Особую роль в речевой деятельности играют речеслуховая и речедвигательная зоны, которые расположены в доминантном (левом для правшей) полушарии мозга.

Центральная нервная система – обеспечивает согласованную работу всех речевых систем. Центральная нервная система (мозг) отдает сигналы о речевых актах, периферическая нервная система (нервы) доставляют сигналы о речевых актах в дыхательный, фонационный и артикуляционный отдел, а так же сообщает ЦНС о выполнении её сигналов.

1. Лобная доля (левая, задняя часть) – центр Брокка – артикуляционные программы (движения языка, качество произношение звуков).

2. Лобная доля – планирование будущей речи.

3. Височная доля (левая, задняя часть) – центр Вернике – фонематическое восприятие (узнавание звуков речи, расстановка их в нужном порядке в собственной речи, понимание какие звуки произнес другой человек.

4. Височная доля – отвечает за лексико-грамматические конструкции (набор слов и их окончания и расположение в предложении.

5. Подкорковые мозжечковые отделы – эмоциональность (выразительность, темп речи).

6. Подкорковые ядра – тонус речевых мышц, плавность движений органов артикуляции, дыхания, голосовых связок.

7. Затылочные отделы – зрительные зоны (письменная речь = чтение и письмо).

8. Теменные доли (левые) – смысл речи (подбор наиболее точных слов и понимание смысла слов другого человека.

9. Продолговатый мозг (то чем заканчивается спинной мозг в черепной коробке) – дыхание.

Особую роль в речевой деятельности играют речеслуховая и речедвигательная зоны, которые расположены в доминантном (левом для правшей) полушарии мозга.

Нарушение в функционировании любого компонента представленной речевой системы ведет за собой нарушение других компонентов речи, что провоцирует вторичные нарушения в развитии ребенка.

1.3 Этапы нормального развития речи

Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. В период от одного года до пяти лет у здорового ребенка постепенно формируются фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона речи, развивается нормативное звукопроизношение. На самом раннем этапе развития речи ребенок овладевает голосовыми реакциями в виде вокализации, гуления, лепета. В процессе развития лепета произносимые ребенком звуки постепенно приближаются к звукам родного языка. К одному году ребенок понимает значения многих слов и начинает произносить первые слова. После полутора лет у ребенка появляется простая фраза (из двух-трех слов), которая постепенно усложняется. Собственная речь ребенка становится все более правильной фонологически, морфологически и синтаксически. К трем годам обычно сформированы основные лексико-грамматические конструкции обиходной речи. В это время ребенок переходит к овладению развернутой фразовой речью. К пяти годам развиваются механизмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает достаточную плавность речевого высказывания. К пяти-шести годам у ребенка также начинает формироваться способность к звуковому анализу и синтезу. Нормальное развитие речи позволяет ребенку перейти к новому этапу - овладению письмом и письменной речью.

Этапы нормального речевого онтогенеза (А.А. Леонтьев)

1. Подготовительный этап – с момента рождения до 1 г.

2. Преддошкольный – от 1 г. до 3-х лет.

3. Дошкольный – от 3 лет до 7.

4. Школьный – от 7-ми лет до 17.

Заключение.

К условиям формирования нормальной речи относятся сохранная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.

Речь детей развивается постепенно в результате речевого общения. В формировании речи принимают участие различные анализаторы: двигательный, слуховой и здоровье, которое так необходимо ребёнку. Согласно учению И. П. Павлова каждый анализатор представляет собой единую функциональную систему и состоит из трех отделов:

1. Периферического конца анализатора.

2. Среднего, или проводникового, отдела.

3. Центрального, или коркового, конца анализатора.

Наиболее важным для речи являются речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Речеслуховой анализатор состоит из периферического отдела (ухо с заключенным в нем аппаратом, воспринимающим звуковые раздражения); проводникового отдела, проводящего воспринятое слуховое раздражение в центральную нервную систему, и центрального, коркового, конца анализатора, к которому относится кора преимущественно левой височной доли. Здесь слуховые раздражения перерабатываются и осознаются как звуки речи данного языка - фонемы .

Речедвигательный анализатор состоит из центрального отдела (кора двигательных отделов мозга, преимущественно левого полушария), где формируются артикуляторные импульсы; второго, проводникового отдела - нервных путей, связывающих кору мозга с исполнительным двигательным аппаратом, и третьего, периферического двигательного аппарата речи.

Поскольку в работе воспитателя чаще всего встречаются те расстройства произношения, которые связаны с нарушениями в строении и функциях периферического двигательного аппарата, надо несколько подробнее остановиться на периферическом отделе речедвигательного анализатора. К нему относятся:

1. Артикуляторный аппарат - губы, зубы, язык, нёбо (мягкое и твердое), глотка.

3. Дыхательный аппарат - бронхи, легкие, диафрагма.

Нарушение в любой части речедвигательного и речеслухового анализаторов приводит к различным нарушениям речевого развития или речевой деятельности.

Первая сигналь­ная система начинает формироваться у детей сразу после рожде­ния, а развитие речевой функции, непосредственно связанное с раз­витием психики - позднее.
Устная речь основана на образовании сложной системы услов­ных и безусловных двигательных рефлексов скелетных мышц, уча­ствующих в произнесении слов. Эта система называется артику­ляцией и она различна при обучении разным языкам. Артикуляция формируется постепенно и с трудом.

Решающее значение в обучении ребенка речи имеет общение с окружающими людьми. Несмотря на нормальное развитие голо­сового аппарата, дети до 12-16 лет, изолированные от человече­ского общества, не произносили слов и не реагировали на них.
После рождения ребенок благодаря врожденным двигательным рефлексам голосового аппарата издает нечленораздельные звуки. Со второго месяца грудные дети производят голосовые шумы, сви­сты и визги и обнаруживается врожденное подражание мимике взрослых, произносящих гласные. С третьего месяца начинают ле­петать, гулить. Гуление - постепенное упражнение голосового и ды­хательного аппаратов, подготавливающее к произнесению звуков речи.
Раздражение рецепторов голосового аппарата во время лепета, гуления многократно сочетается с возбуждением слуховой зоны. Затем у ребенка постепенно начинают образовываться новые условные двигательные рефлексы устной речи, которые преобра­зуют врожденные двигательные рефлексы голосового и дыхатель­ного аппаратов, продолжающих развиваться и формироваться в процессе образования новых условных речевых рефлексов.
С 5 месяцев у ребенка образуются условные рефлексы на слова, произносимые окружающими. В начале слова вызывают безусловные и условные рефлексы, а затем - условные и заме­няют безусловные и условные раздражители.
С 5-6 месяцев ребенок выделяет из слышимых слов ударные слоги и закрепляет их путем подражания и повторения. В 6-7 ме­сяцев он подражает словам, которые произносят окружающие. Так как слова и жестикуляция окружающих являются условными раздражителями, то в этом возрасте у ребенка функционирует только первая сигнальная система. Поэтому ребенок, еще не умею­щий говорить, может выполнять словесно выраженное приказание или просьбу, но не понимает смысла слов.
В формировании речи необходимо участие слуха. Отсутствие слуха в раннем детстве до того, как ребенок научился говорить, или его потеря, когда он недавно начал учиться говорить, ведет к глухонемоте.
К 9 месяцам у слышащего и нормально развивающегося ре­бенка лепет становится все более сложным и начинает переходить в членораздельные звуки речи. Сначала, подражая окружающим, он произносит слова при действии на него непосредственных раз­дражителей. Физиологической основой формирования речевых дви­гательных рефлексов является образование временных нервных связей между очагами возбуждения в двигательном и слуховом центрах речи, возникающих при поступлении центростремительных импульсов из голосового аппарата и органа слуха во время про­изнесения звуков речи (фонем), с очагами возбуждения в других воспринимающих зонах. Особенное значение для развития речи имеют временные нервные связи речевых центров с зонами кож- но-мышечной чувствительности и зрительной.
Слогоподобные комплексы, спонтанно произносимые детьми около 1 года, не зависят от языка, на котором говорят в семье. Характерная артикуляция родного языка отмечена около 2 лет.
После образования речевых двигательных рефлексов ребенок начинает реагировать словами на обращенные к нему слова. К концу 1-го и к началу 2-го года у ребенка постепенно разви­вается собственная речь. Первоначально слово имеет ограничен­ный характер и относится только к данному явлению или пред­мету, а затем ребенок постепенно полностью овладевает смысло­вым значением слов, и, следовательно, развивается способность обобщения, появляется отвлеченное мышление. В этом переходном периоде сначала образуются временные связи между словами как условными раздражителями и новыми словами только в том слу­чае, когда новые слова многократно сочетаются с соответствую­щими раздражителями первой сигнальной системы (слуховыми, осязательными, проприорецептивными, зрительными, вкусовыми, обонятельными).
У ребенка 1-1,4 года еще не образуется условный двигатель­ный рефлекс при замене условного раздражителя его словесным обозначением. После 1,5 лет связь между словом и предметом образуется легко. В конце этого переходного периода речевая функ­ция формируется и без непосредственной связи с первой сигналь­ной системой. В больших полушариях начинают формироваться и упрочиваться временные нервные связи между очагами возбужде­ния, возникающими при слышании и произнесении слов. С 1,5- 2 лет образование связи между двумя незнакомыми словами тре­бует большего числа сочетаний, чем связи между знакомыми и незнакомыми словами. С 2,0-3,5 лет обе эти связи образуются раньше, но для образования связи между двумя незнакомыми сло­вами требуется больше сочетаний. Связь между двумя словами образуется быстрее, когда легкое слово предшествует сложному и знакомое слово предшествует незнакомому.
В конце первого года ребенок произносит в среднем 5-10 слов; в 1,5 года - 10-15, 2 года -300; 3 года- 1500; 4 года - 3000; 5 лет - 4000. У детей одинакового возраста запас слов сильно колеблется в зависимости от индивидуальных различий воспитания и других условий.
Запас слов у детей зависит главным образом от потребности в общении, в познании окружающих предметов и явлений. Запас слов зависит также от уровня образования и культуры окружаю­щих взрослых.
Первые осмысленные слова ребенка являются преимущественно выражением его потребностей и эмоций. Важно отметить, что если потребности ребенка старше 1 года полностью удовлетворяются родителями и воспитателями без поощрения ребенка к их выраже­нию в словах, то речь развивается медленно. Решающее значение для развития речи у ребенка имеет невозможность удовлетворить свои потребности и желания без обращения к окружающим по­средством слов. Это вынуждает ребенка овладевать речью. Мыш­ление его развивается от конкретного к абстрактному. Поэтому по­степенный переход к абстрактному мышлению совершается у ре­бенка только на основе конкретных знаний. Развитие психики ребенка характеризуется значительными индивидуальными разли­чиями.
До 1,5 лет подражание окружающим в произнесении слов и самостоятельное воспроизведение слов по памяти развиваются медленно и отличаются неустойчивостью. После 1,5 лет у боль­шинства детей подражание в произнесении слышимых слов совер­шенствуется быстрее, чем самостоятельное воспроизведение слов по памяти. На 2-м году жизни ребенок начинает образовывать слова из изолированных звуков и слогов, в первую очередь тех, на которые падает ударение. Дети синтезируют ударные слоги. В этом возрасте они еще неправильно произносят отдельные звуки речи, а другие пропускают ввиду трудности их произношения. Дети синтезируют ударные слоги разных слов в двучленные речевые цепи, соединяют слова в речевые комплексы, или речевые стерео­типы. Речевые стереотипы, или речевые шаблоны, облегчают овладение речью и формирование мышления. Осмысленная речь появляется в связи с развитием физиологических механизмов речевой функции, допускающей обобщение, образование по­нятий.
У детей 1,5-2 лет не наблюдаются во время речи сокращения скелетных мышц, не связанные с нею, а также изменения вегета­тивных функций. Это обусловлено отсутствием иррадиации воз­буждения из речедвигательного центра в моторную и премоторную зоны.
В 3 года увеличивается число слов в речевых цепях и уточ­няется их произношение. В этом возрасте важно обогащать сло­варный запас ребенка, следить за правильностью произношения фонем и за их осмысливанием, усвоением грамматического строя речи. Одно и то же слово, как условный раздражитель, может вызывать разные словесные реакции. Чем младше дети, тем чаще замедление словесных реакций и их неадекватность.
У детей 2-3 лет двигательные навыки образуются при участии речи и сознания. В этом возрасте одинаково легко образуются условные двигательные рефлексы на слово с зрительного, слухо­вого и двигательного анализаторов.
У детей легко образуются условные сердечные рефлексы на слова, которые сочетались с физическими упражнениями. Чем младше ребенок, тем больше изменяется у него работа сердца при слышании этих слов. В 3-5 лет эти слова вызывают учащение работы сердца, а в 11 -15 лет - урежение.
В 4 года речь еще больше обогащается новыми словами, а сле­довательно, увеличивается число усвоенных понятий. В этом возрасте дети овладевают правильным грамматическим строем языка.
В 4-5 лет в связи с формированием конкретного мышления во время речи наблюдаются сокращения скелетных мышц, не связан­ные с произнесением слов, например рук, а также отчетливое из­менение вегетативных функций - учащение сердцебиений и повы­шение кровяного давления. Следовательно, происходит иррадиация возбуждения из речедвигательного центра.
Образование устной речи в основном заканчивается к 5-7 го­дам. У дошкольников большую роль в формировании речи приоб­ретают игры, прогулки, экскурсии, рассказы окружающих, чтение стихов, которые ребенок запоминает. Речь дошкольника отражает его деятельность. С возрастом ребенок дошкольного возраста (3- 7 лет) все более приучается после словесной инструкции о молча­нии играть молча. В этом проявляется постепенное развитие тор­можения у детей, но еще в 7-8 лет возбуждение преобладает над торможением.
В 6-7 лет во время речи двигательные реакции, не связанные с произнесением слов, резко уменьшаются, а вегетативные уве­личиваются. Это обусловлено формированием абстрактного мыш­ления и развитием эмоций.
Наиболее прочно запоминаются те слова или цепи слов, кото­рые связаны с конкретной действительностью. Межсловарные связи менее прочны. Мышление ребенка в этом возрасте конкрет­ное, образное. Отвлеченное мышление формируется постепенно. Устная речь является основой развития у младших школьников письменной речи. У дошкольника внутренняя речь развита слабо.
На первом этапе обучения младших школьников внутренняя речь развивается в связи с приучением обдумывать ответ на вопрос и чтением книги про себя. У подростков и юношей переживания и мысли связаны с внутренней речью, которая формируется в про­цессе умственного и нравственного развития личности. Точность речи, а следовательно, и мышления зависит от требовательности учителей, можно найти репетитора русского языка по низкой цене, родителей и от овладения научной терминологией. По мере того как школьники овладевают письменной речью, уточ­няется и обогащается их устная речь.
Когда у детей образовались положительные условные рефлексы на непосредственные раздражители, например звонок, у них по­являются условные рефлексы и на слова, отображающие эти кон­кретные явления внешнего мира, например на слово «звонок». Не­которые авторы называют этот процесс динамической передачей из первой сигнальной системы во вторую и считают, что она является результатом избирательной элективной иррадиации возбуждения из группы нейронов, воспринимающих непосредственные раздра­жители, в группу нейронов слухового анализатора речи, воспри­нимающих заменяющие их слова.
У детей имеется также элективная иррадиация тормозных условных рефлексов.
При передаче из первой сигнальной системы во вторую, и на­оборот, чаще наблюдаются ошибочные реакции на тормозные раз­дражители.
Чем старше школьники, тем у большего их числа в одной и той же возрастной группе происходит одинаковое реагирование на кон­кретные раздражители и на выраженные словами понятия, отобра­жающие их. Чем старше школьники, тем быстрее у них образуются понятия о конкретных явлениях действительности.
У детей 12-16 лет так называемая динамическая передача из первой сигнальной системы во вторую происходит большей частью при слабом упрочении условного рефлекса на непосредственный раздражитель.
Образование первого условного двигательного рефлекса на дей­ствие непосредственного условного раздражителя у школьников с 7 до 18 лет происходит после 2-5 подкреплений. Но динамиче­ская передача в обратном направлении (со слова, на которое был образован условный рефлекс, на непосредственный условный раз­дражитель, выраженный этим словом) с возрастом наблюдается все реже и к 15-16 годам исчезает. Это зависит от того, что в старшем школьном возрасте преобладает отвлеченное мышление, имеющее решающее значение в образовании условных рефлексов.
Следовательно, в так называемой динамической передаче из первой сигнальной системы во вторую и наоборот участвуют не только анатомо-физиологические механизмы речевой функции. Основное значение имеют смысл слова, уровень развития психики ребенка или подростка, его конкретного и абстрактного мышления и его жизненный опыт.
По мере того как ребенок становится старше, развитие отвле­ченного мышления и второй сигнальной системы проявляется в возрастании ведущей роли второй сигнальной системы и в более частом и более продолжительном торможении ею первой сигналь­ной системы.
Дети хорошо различают интонацию и громкость слов. На одно и то же слово можно образовать положительные и отрицательные рефлексы в зависимости от интонации и громкости. Другое слово, имеющее иное смысловое значение, когда оно произносится с ин­тонацией или громкостью, которые при произнесении первого слова вызывали положительный условный рефлекс, вызывает его сразу. То же слово, когда оно произносится с другой интонацией или громкостью, вызывавшими ранее отрицательный условный реф­лекс, также вызывают его сразу. Следовательно, поведение детей определяется главным образом смысловым содержанием обращен­ных к ним слов, но в определенных условиях может приобретать значение также интонация и громкость слов.

Выделяют следующие предпосылки речевого развития ребенка

I. Биологические - нормальное развитие центральной нервной системы.
II. Социальные.
1) Положительные эмоции.
2) Потребность эмоционального контакта ребенка с близким человеком. Трехмесячный ребенок различает интонацию, реагирует на эмоциональные окраски.
3) Речевая среда - пример для подражания. Память ребенка заполняется языковым материалом, который еще пока неосмыслен. Первые значения слов, как звучащих комплексов, ребенок приобретает к 6 месяцам. В 5-6 месяцев происходит переход от гуления к лепету.
4) Физиологическое развитие органов речи: речевых центров мозга, памяти органов говорения. При нормальном развитии органов речи, чтобы речь развивалась по возрасту, необходима практика речи ребенком не менее двух часов в день говорения и три-четыре часа аудирования, т.е. необходимо слышать окружающую речь. Для нормального развития артикуляционного аппарата необходимо использовать сенситивный период говорения. Гибкость и пластичность органов говорения является до 7 лет.

Предпосылки нормального развития речи

1. Благополучная наследственность – отсутствие речевых нарушений у родителей и родственников ребенка.

2. Запланированная беременность.

3. Благоприятное течение беременности – отсутствие во время беременности токсикозов, интоксикаций, болезней матери, вредных привычек и прочее.

4. Благоприятное родовое разрешение, наличие первого крика ребенка (громкого, модулированного).

5. Отсутствие хронических, инфекционных и др. заболеваний в первые 3 года жизни.

6. Нормативное функционирование всех анализаторов (особенно слухового) – заключения специалистов.



7. Нормативное функционирование ЦНС, наличие всех безусловных рефлексов новорожденного (орального автоматизма) (заключение невропатолога).

8. Своевременное проявление комплекса оживления.

9. Нормированное психомоторное развитие – ребенок вовремя начал держать голову, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить и т.п.

10. Своевременное появление первых речевых реакций (гуканье, гуление, лепет и т.д.).

11. Прави льное воспитание ребенка (комментирующие родители = проговаривающие все действия ребенка и свои).

12. Правильное шумовое окружение ребенка.

13. Целенаправленное, планомерное развитие речи ребенка.

Анатомическая и физиологическая целостность центральной нервной системы и периферического речевого аппарата, нормальное развитие тех систем мозга и психической деятельности, которые обеспечивают формирование речи.

Речь – продукт психической деятельности человека и результат сложного взаимодействия разных мозговых структур:

Дыхательный отдел + Фонаторный отдел + Артикуляционный отдел + Нервная система.

Нарушение темпа речи

Темп речи (лат. tempus – время) – степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока. Помимо понятия темпа как компонента интонации, существует понятие “темп речи” (скорость артикуляции).

Темп речи определяется скоростью протекания речи во времени, т. е. числом звуков (слогов) в единицу времени, или средней длительностью звука (слогов). Нормальный темп речи составляет 10–12 звуков (5–6 слогов) в секунду.

Нарушение темпа речи – это чрезмерное замедление речи и такое же убыстрение ее. Большинство детей в дошкольном возрасте говорят быстро; это может объясняться тем, что у них еще слабы тормозные процессы и контроль за своей речью. Если в семье преобладает быстрая, торопливая речь, то быстрый темп речи становится привычным; в переходном возрасте он имеет тенденцию еще усиливаться; у детей-невропатов быстрый темп речи приводит к возникновению заикания.

В процессе развития речи быстрый темп мешает формированию речевых дифференцировок и может привести к закреплению детского неправильного звукопроизношения и общей неряшливости в речи.

У людей разного возраста может возникать патологическое нарушение темпа речи:

Брадилалия – патологически замедленный темп речи;

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи;

Баттаризм – патологически ускоренный темп речи, при котором дополнительно проявляются неправильное построение фразы, невнятное произношение и недоговоривание слов;

Полтерн – патологически ускоренная речь, осложненная прерывистостью голосоподачи несудорожного характера.

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. Название это произошло от греческого слова tachus , что означает “быстрый”, и lalia – речь.

Тахилалия может возникнуть уже в детстве и, если не проводить специальной коррекционной работы, усилиться в переходном возрасте и остаться на всю жизнь.

Патологически ускоренный темп речи чаще всего возникает у детей нервных, возбудимых, порывистых, неуравновешенных.

Существует несколько точек зрения на причины возникновения этого дефекта. М.Е. Хватцев утверждал, что центральным звеном в патогенезе тахилалии является расстройство темпа внешней и внутренней речи за счет патологического преобладания процессов возбуждения над процессами торможения.

Доказана и наследственная природа тахилалии. Немаловажную роль в возникновении этого дефекта играют и подражание быстрой речи окружающих, и неправильные приемы воспитания ребенка, его речи.

Этот недостаток особенно часто наблюдается у нервных детей. Чем моложе организм, тем тормозные механизмы, как об этом уже говорилось, слабее. Речевые же навыки, как продукты крайне тонкой, точной работы головного мозга, требуют дифференцированных процессов торможения, которые развиваются лишь постепенно, достигая своего совершенства уже в зрелом возрасте человека. Обычно ускоренная речь детей переходит в патологическую форму лишь у детей-невропатов. Различаются две формы такой речи.

1. В первом случае ускоренная речь (баттаризм) обнаруживается особенно ярко: звуки и слова произносятся очень быстро, перепутываются и перемешиваются, проглатываются и не договариваются, сплошь и рядом не успевая выявлять своей типизированности. Целый каскад звуков и слов произносится без передышки, с захлёбыванием до полного истощения выдоха; быстрота речи доходит до того, что некогда проглотить слюны, и она разбрызгивается наружу. Речь сопровождается быстрыми, часто беспорядочными движениями лица (гримасами), рук и всего тела. Искажается синтаксис (аграмматизмы) и содержание речи. Часто полнейшая социальная непригодность и неэстетичность – характерные свойства такой ускоренной речи.

Болезненная подвижность, суматошливость и торопливость во всём поведении, значительное расстройство внимания и слабость тормозного аппарата – характерные черты такого ребёнка. Не успеет он высказать данную мысль, как его внимание уже перескакивает на последующую. Такие дети обычно не умеют слушать речи других (у них плохое слуховое внимание), и поэтому они плохо улавливают и запоминают, как говорят окружающие их.

Мышление у таких детей страдает разбросанностью, недостаточной логичностью.

Основной причиной убыстрённой речи является врождённая речедвигательная недостаточность (ослабленность тормозных процессов) речевого аппарата. Отмечается отставание и в музыкальных способностях, а следовательно, и нарушение чувства ритма. Неряшливая, нервная речь среды, отсутствие своевременной борьбы в семье с быстрой речью ребёнка – ближайшие причины этого недостатка.

2. Менее тяжёлая форма (тахилалия): несмотря на ненормально быстрый темп речи, в ней нет резких искажений ни фонетики, ни синтаксиса. Вместо 10-12 звуков в секунду произносится 20–30. За такой речью трудно следить, трудно понимать её. Причины те же, но выражены в более слабой степени.

Спотыкание

Необычно быстрая, стремительная речь при тахилалии иногда напоминает по внешней картине заикание, так как говорящий часто повторяет звуки, слоги или слова. Однако такие “наскакивания” ничего общего с заиканием не имеют, так как прежде всего они носят несудорожный характер и в отличие от заикания называются спотыканием.

При спотыкании, как и при заикании, могут возникать и неоправданные паузы, остановки.

Физиологические итерации

Термин “физиологические итерации” произошел от латинского iterotio – повторение. У детей дошкольного возраста в результате несовершенства деятельности слухового и речедвигательного анализаторов в период формирования речи отмечается следующая ее особенность: дети повторяют некоторые звуки или слоги. Причем сами они не замечают подобных явлений, и, следовательно, такие итерации не препятствуют нормальному речевому общению.

Чешский ученый М. Зееман считал, что итерации начинают проявляться еще в стадии “агукания”, а затем в стадии появления первых самостоятельных слов. Однако преобладает точка зрения, что у большинства детей (в 80% случаев) итерации наиболее ярко проявляются в период формирования фразовой речи, т. е. с 2 лет. Ф.A. Pay также говорил о подобных явлениях детской речи, отмечая их как персеверации (застревания). Причину этих явлений он видит в том, что у дошкольников слуховые и кинестетические образы многих слов еще недостаточно четки. А нечеткость словесных образов приводит к ошибочному их воспроизведению.

Вот почему речь детей содержит много повторений, неточностей, перестановок. Постепенно благодаря постоянному речевому общению ребенка с окружающими, их воспитательному воздействию в результате систематической речевой практики к 4–5 г. у детей полностью исчезают такие переходные явления, как итерации и другие несовершенства фонетики. А это означает, что в коре головного мозга ребенка образовались четкие, прочные слуховые и кинестетические образы слов и словосочетаний. И в дальнейшем ребенок оказывается в состоянии не только управлять работой своих речевых органов, но и контролировать ее, а в случаях необходимости исправлять допущенные фонетические ошибки.

Таким образом, итерации в детской речи вполне закономерное, естественное явление. Они и называются физиологическими потому, что ничего общего не имеют с патологией, а свойственны раннему периоду развития речи дошкольников.

Брадилалия (от греч. bradus – медленный, lalia – речь) – патологически замедленный темп речи. Некоторые исследователи употребляют термин “брадифразия”.

Брадилалия может передаваться и по наследству вместе с нарушением внутренней речи.

Так же как и тахилалия, брадилалия может возникать и в результате, подражания или неправильного воспитания.

В Этапы речевого онтогенеза