Алюминиевая почемучка. Как добыть алюминий

Алюминий — серебристо-белый блестящий металл, который примерно в три раза легче, чем железо. Из него можно вытягивать проволоку более тонкую, чем самые тонкие волосы, и изготавливать пластины толщиной с чертежный лист. Возможно, вас несколько удивит тот факт, что он является самым широко распространенным металлом на Земле. Он составляет примерно 8 процентов от всей массы земной коры.

Однако в природе алюминий никогда не встречается в чистом виде. Легко взаимодействуя с другими элементами и веществами, он образует соединения, входящие в состав почвы и горных пород. Многие прекрасные драгоценные камни — сапфиры, рубины, гранаты и другие — являются соединениями алюминия.

Долгое время проблема отделения алюминия от других веществ была весьма трудно разрешаемой, и поэтому он стоил очень дорого. В 1886 году ученый-химик Чарльз Мартин Холл нашел дешевый способ получения этого металла в больших количествах. В расплаве криолита, являющимся соединением алюминия и натрия со фтором, он растворил небольшое количество окиси алюминия. Потом он поместил смесь в сосуд из гранита и пропустил через нее постоянный электрический ток. Через пару часов он обнаружил на дне сосуда маленькие блестящие «пуговицы», состоявшие из чистого алюминия. Этот способ до сих пор лежит в основе получения практически всего металлического алюминия, производимого в мире. Криолит был найден только в Гренландии, однако он может быть получен искусственным путем. Основным сырьем для производства алюминия служит его окись, входящая в состав бокситов. Их залежи имеются во многих регионах мира.

Алюминий — почти идеальный материал для изготовления кухонной утвари, поскольку он хорошо проводит тепло и легко очищается. Однако особенно широко он используется в самолетостроении и при производстве двигателей машин.

Из чего делают алюминиевую фольгу?

Алюминий — это металл, который чаще всего встречается в земной коре: он составляет 7—8 процентов земной коры. Но алюминий не существует в природе в чистом виде. Он находится в соединении с другими химическими элементами, состав которых очень трудно разложить. Наиболее важная алюминиевая руда — это боксит, разновидность глины. Он содержит от 40 до 60 процентов окиси алюминия.

Алюминий имеет ряд качеств, которые делают его полезным для многих изделий. Алюминий — легкий, весит втрое меньше таких металлов, как железо, медь, никель, цинк. Алюминий хорошо проводит электричество, а также хороший тепловой проводник, поэтому в технике его часто используют в радиаторах систем охлаждения. Алюминий сопротивляется коррозии: когда он находится на воздухе, то сразу же вступает в реакцию с кислородом, образуя тонкую, прочную бесцветную пленку, которая защищает металл от дальнейшего химического воздействия, предотвращая коррозию.

По этим и другим причинам алюминий используется при изготовлении фольги. Фольга — это слой любого металла, толщиной около 0,127 мм или меньше. И чтобы раскатать металл до такой толщины, необходимы механизмы с огромной точностью. Даже самые небольшие изменения толщины выделяются на фольге. Различные виды прокатных станов изобретены для раскатки алюминия и других металлов, где нужна точная толщина.

Алюминий так податлив, что может быть раскатан в листы фольги толщиной 0,005—0,008 мм. Для этого используется чистый алюминий. Но в основном и для большей крепости фольги используются алюминиевые сплавы. В данном случае другие металлы соединяются с алюминием. Алюминиевая фольга, которая используется дома, устойчива к влаге и газу, предохраняет от жира, она не имеет запаха и вкуса, устойчива к коррозии, отражает тепло и не пропускает свет.

Инструкция

Глину нужно измельчить. Для этого ее закладывают в бетономешалку. Можно разложить глину на какой-либо поверхности и измельчить любым тяжелым предметом. Если ее немного, используйте обычную бытовую терку. Важно, чтобы глина была полностью сухая. Измельчайте до тех пор, пока не получится порошок. Из него гораздо легче и быстрее получится добыть металл.

Возьмите кремниевый или германиевый транзистор и вскройте его, но не повредите кристалл внутри корпуса. Присоедините провода к любому из переходов, «эмиттер-база» или «коллектор-база». В солнечный день, вскрытый транзистор может заменить фотоэлемент, между проводами появится напряжение , от 0,1 до 0.2 вольт. Из нескольких транзисторов можно собрать батарею, но собирая ее, у всех транзисторов нужно выбрать один определенный переход.

Возьмите несколько стаканов и заполните их раствором поваренной соли. Далее, возьмите несколько отрезков медной проволоки и обмотайте один конец каждого отрезка алюминиевой фольгой. Соедините стаканы с раствором отрезками проволоки, чтобы в один стакан проволока помещалась оголенным концом, а в другой обернутым в фольгу. Электрическое напряжение зависит от количества стаканов.

В быту нам нередко приходится иметь дело с изделиями из алюминия. Это могут быть элементы дверных и оконных рам, посуда, фурнитура мебели, алюминиевая обшивка стен. Периодически приходится очищать изделия из алюминия от загрязнений. Для того чтобы очистка была более эффективной, воспользуйтесь некоторыми советами.



Вам понадобится

  • Универсальное моющее средство, тринатрийфосфат, стиральный порошок, жидкость WD-40, губка, емкость с водой, ветошь, мочалка из тонкой стальной проволоки

Инструкция

Для чистки алюминиевых дверных и оконных рам используйте универсальное моющее средство, например, Domestos. Проблем с очисткой при этом не возникает, поскольку указанные изделия поставляются с прочным антикоррозионным покрытием , белым, коричневым или стилизованным под бронзу. Также для удаления загрязнений с рам используйте средства для мытья стекол .

Внешнюю алюминиевую обшивку стен чистите не реже одного раза в год. Иначе обшивка начинает покрываться налетом, похожим на мел, а затем на ней появляются темные , ничем не сводимые крапинки. Используйте для чистки обшивки тринатрийфосфат, который можно приобрести в хозяйственном магазине. Смешайте тринатрийфосфат с теплой водой в пропорциях, указанных в инструкции по применению . Обработку алюминиевых поверхностей проводите в резиновых перчатках и защитных очках.

Для второго способа очистки алюминиевых наружных поверхностей используйте стиральный порошок (подойдет, к примеру, Tide). Разведите четверть стакана порошка без отбеливателя в ведре с 8 л теплой воды. Смочите раствором губку и протрите алюминий . После этого сполосните поверхность водой из садового шланга.

Третий способ очистки алюминиевых поверхностей, находящихся под открытым небом потребует применения специальной жидкости WD-40. Нанесите жидкость на алюминий при помощи ветоши или опрыскиванием. Через несколько минут протрите очищаемую поверхность мочалкой из тонкой стальной проволоки. Не следует сильно нажимать, чтобы на поверхности не осталось царапин. Затем протрите маслянистую жидкость ветошью. Металл при таком способе очистки становится светлее и начинает блестеть.

Источники:

  • Алюминий
  • чистка алюминия

Хотели сделать алюминиевый медальон любимой девушке, подарок супруге или просто небольшой талисманчик из алюминия себе? Сделать это довольно легко. Изготовление небольшой детали простой формы из такого легкоплавкого металла, как алюминий , подвластно абсолютно любому мастеру-любителю в домашних условиях. Но алюминий нужно плавить правильно.



Инструкция

Изготовьте литейную форму. Смастерить ее можно из досок и опоки любого размера и вида. Возможен вариант разбивания получившегося ящика на несколько форм, путем вставления поперечных планок. Добавьте в литейную форму формовочный песок (75%), глину (20%) и каменноугольную пыль (5%) в указанном соотношении. Утрамбуйте хорошо добавленную смесь.

Возьмите модель, по которой будет изготавливаться деталь. Отожмите свою модель в хорошо утрамбованной земле , которую вы насыпали в свою форму. Помните, от вашего отжима будут зависеть не только качество самой детали, но и состояние ее элементов. Посыпьте отпечаток графитом и тальком.

Выливайте расплавленный металл в свою форму тонкой непрерывной струей, так, чтобы не происходило при этом размывание формы. Дайте алюминию остыть и затвердеть.

Извлеките изделие из формы. Как правило, оно будет иметь некую шероховатую поверхность, ввиду специфических свойств формы.

Обратите внимание

Внимание! Если вы выливали из алюминия брелок или медальон, то после отливки следует проделать небольшую дырочку для продевания цепочки или крепежного кольца, а уже потом проводить шлифовальные работы.

Первое, что следует сделать, заблудившись в лесу , – успокоиться. Второе – начинать поиски человеческого жилья. Но просто идти по лесу, не разбирая дороги, - верный способ заблудиться еще больше. Значит нужно разбить временный лагерь и использовать его как отправную точку, оставляя следы на деревьях, чтобы в случае необходимости вернуться к началу поисков. Лагерь поможет выжить в те дни, которые необходимы для организации поисково-спасательных работ. Что же должно быть в лагере? Шалаш, костер и питьевая вода. С шалашом и костром все понятно, а вот где в лесу взять воду ?



Инструкция

Многое зависит от типа леса. Если лес лиственный и влажный, а почва в нем травянистая, то поиски воды не составят труда . В таких лесах нередки ручьи и источники. В большинстве случаев достаточно просто прислушаться, чтобы услышать неподалеку звук журчащего ручья.

Если вы в хвойном и сухом лесу с песчаной почвой, все будет сложнее. Впрочем, и тут выход есть. Следует помнить, что вода всегда течет. А течет куда? Правильно – вниз. Отправляйтесь в том направлении, куда идет уклон. Увидев любой спуск, двигайтесь по нему. Вы должны идти по низинам и ложбинкам, выбирая те же места, которые выбрала бы вода. Ищите на земле следы пересохших ручьев и дождевых размывов. Через некоторое время вы убедитесь, что отыскать следы путей, по которым когда-то текла вода, не так уж сложно. В конце концов, через несколько часов вы неизбежно выйдете к ручью или реке.

Если под рукой у вас по счастью оказался охотничий нож (или даже лопатка), вы можете поступить еще проще. Вам необязательно идти по низинам далеко, можно спуститься в первый же глубокий овраг и выкопать на дне ямку. Она может быть неглубокой – полметра вполне достаточно для того, чтобы в ней собралась кружка-другая воды. Пить ее, правда , следует с осторожностью. Лучше вскипятить такую воду или добавить в нее несколько крупинок марганцовки из походной аптечки.

Если у вас при себе нашелся кусок полиэтилена для укрывания палатки , можете считать, что вам повезло. Полиэтилен – замечательный инструмент для сбора самой лучшей и чистой воды – дождя и росы. Его следует растянуть на нескольких шестах так, чтобы он образовал нечто вроде стока к одному из углов. Края полиэтиленового листа заверните наверх и зафиксируйте расщепленными палочками. Нижний угол выведите в любую емкость: канистру, фляжку или кружку. Если пойдет дождь, у вас не будет недостатка в воде. Но даже в ясную погоду утром на полиэтилене соберется 150-200 грамм росы.

Видео по теме

Алюминий очень сложно паять. При пайке на поверхности образуется оксидная пленка. Но из алюминия изготавливают множество домашних приборов, автомобильных запчастей и механических деталей. Если прибор вышел из строя, не все могут позволить себе купить новый, тем более что старый вполне можно починить самостоятельно.

Вам понадобится

  • -наждачная бумага;
  • -хлорид аммония;
  • -хлорид цинка;
  • -вода;
  • -железные опилки;
  • -канифоль;
  • -олово;
  • -висмут;
  • -перчатки;
  • -паяльник.

Инструкция

Для начала необходимо подготовить поверхность для пайки. Очистите ее от грязи, пыли или краски. Зачистите наждачной бумагой или напильником и обезжирьте спиртом. Обязательно высушите поверхность, поскольку влажный алюминий невозможно паять. Заранее подготовьте флюс, который способствует удалению оксидных пленок. Флюс можно приготовить следующим образом: в 60 мл воды необходимо растворить 10 г хлорида аммония и 30 г хлорида цинка. В качестве флюса можно также использовать минеральное масло.

Расплавьте канифоль и добавьте в нее мелкие железные опилки. Горячим паяльником нанесите этот раствор на шов и медленно добавляйте припой, постоянно проводя паяльником по шву.

Для более прочного шва используются специальные припои из висмута. Такие припои можно изготовить самостоятельно. Необходимо расплавить олово и висмут в соотношении 19:1. Затем нанесите эту смесь на заранее смазанную канифолью поверхность. Не забывайте о том, что в процессе всей работы паяльник должен быть нагретый.

Еще один интересный и эффективный способ. Поверхность алюминиевой детали необходимо зачистить наждачной бумагой и нанести несколько капель насыщенного раствора медного купороса. Подключите деталь к отрицательному полюсу источника тока (батарейка, аккумулятор). К положительному полюсу нужно подсоединить медную проволоку, которая касается одним концом раствора медного купороса, но в то же время не дотрагивается до алюминия. Смысл этого способа в том, что на месте спаивания должен образоваться медный налет, на котором можно паять обычным способом.

Видео по теме

Обратите внимание

После пайки обязательно очистите шов от загрязнений и окислений.

Полезный совет

При пайке тонкой поверхности можно использовать паяльник мощностью около 50 Вт. Для алюминиевой детали толщиной 1 мм - 90 Вт. А для более толстого листа алюминия, прежде всего, необходимо хорошо прогреть поверхность паяльником.

В условиях дикой природы решающим фактором выживания станет именно умение развести огонь при помощи подручных материалов. Многие посещали в школе уроки основ безопасности жизнедеятельности, но, увы, немногие могут воспроизвести полученные когда-то навыки на практике. А ведь способов добыть огонь в лесу довольно много, и любой из них в опасный момент сможет спасти вам жизнь.

Инструкция

Каждая полученная искра будет на вес золота , поэтому заранее позаботьтесь о растопке и топливе, чтобы первый слабенький огонек смог без проблем превратиться в большой костер. В качестве растопки можно использовать высушенную траву, мелкие щепки, кусочки мха или лишайника, пух растений и т.п. Растопка понадобится, чтобы маленькую искорку превратить в огонь , поэтому ищите материалы, которые быстро загораются и хорошо горят. Прекрасным топливом станут сухие веточки различных деревьев.

Если предстоит разводить костер в ветреную погоду, то растопку можно положить между двух бревнышек. Дополнительным плюсом будет наличие у вас жидкости для розжига костра.

Конечно, если у вас есть спички, то вопрос разведения костра в условиях леса становится незначительным. Главное не забывайте, что в таких условиях важна каждая спичка, не тратьте их зря. А при необходимости даже расщепляйте спички пополам для экономии. Но что же делать , если спички промокли?

Способ 1. Оптические линзы.
В солнечную погоду огонь достаточно легко можно развести при помощи любой выпуклой оптической линзы. Это могут быть окуляры очков, линза фотоаппарата, подзорной трубы, бинокля и т.п. Через линзу сфокусируйте луч света на растопке. Выберите то, что загорится быстрее всего. Старайтесь не двигать рукой.

Способ 2. Огниво и кремень.
В пасмурную погоду в лесу развести огонь сложнее. Если у вас под рукой окажется кусок кремня, то добыть желанную искру вы сможете при помощи любого куска стали. Например, подойдет стальной нож.
Высечь искры можно и обычными двумя камнями, просто процесс будет дольше и сложнее. В этом случае нужно искать камень, который сможет высечь больше искр, чем другие. Помните, что искра достаточно мала. Она должна быть направлена на трут, который может очень быстро загореться.

Способ 3. Порох.
Возможно, вам пришлось задержаться в лесу во время охоты на диких зверей. Тогда вы сможете развести огонь при помощи одного из патронов. Если есть возможность выстрелить, то оставьте в гильзе половину пороха, а вместо пули заткните гильзу маленьким кусочком ткани. При выстреле таким необычным патроном на землю упадет тлеющий лоскут, им вы и сможете поджечь подготовленную растопку. Если выстрелить по каким-либо причинам невозможно, то подожгите порох при помощи искр, высекаемых камнями.

Видео по теме

Если вы по каким-то причинам оказались в экстремальной ситуации, например, заблудились в лесу во время туристического похода, вы можете развести огонь с помощью того, что есть с собой у обычного туриста, например, с помощью картофеля .



Инструкция

Возьмите 1 картофелину, 2 зубочистки или деревянные щепочки, нож, чайную ложку, тюбик зубной пасты, соль, немного ваты и два проводка лучше из разных металлов, но можно и только медных.

Разрежьте крупную картофелину напополам.

Аккуратно зачистите ножом концы провода.

Проденьте оба провода сквозь одну половинку картофелины.

В другой половинке картофеля с помощью ложки сделайте углубление в виде ямки.

Залейте получившуюся ямку зубной пастой.

Подсоедините вторую половинку картофеля таким образом, чтобы оба конца провода касались зубной пасты в ямке. Скрепите конструкцию зубочистками или деревянными щепочками. Примитивный генератор электричества готов.

За это время подготовьте место для будущего костра. Соберите дрова и подготовьте растопку: сухие веточки, березовую кору, сухие листья или траву. Сложите костер, положив растопку под дрова.

У вас получится одноразовый генератор, на вторую искру заряда может не хватить. Поэтому будьте осторожны и не потратьте драгоценную энергию зря. Наука выживания – немаловажная вещь не только для любителей экстремального туризма, она вполне может пригодиться любому человеку. Никто не знает, в какой ситуации он может оказаться завтра , и только от собственных умений и сообразительности иногда зависит здоровье и даже жизнь . Кому-то может показаться смешной идея получения электричества из обычной картошки, но в сложной ситуации именно такое нехитрое приспособление способно избавить вас от серьезных неприятностей.

Видео по теме

Большинство людей, отправляясь в лес на поиски грибов и ягод, не задумываются о том, чтобы взять с собой вещи, необходимые для выживания в лесу и благополучного возвращения домой без потерь для здоровья. Чтобы найти съедобные растения и грибы, обеспечить себя водой, без которой невозможно длительное существование, необходимо обладать определенными знаниями.



Дюралюминий - сплав алюминия с медью и магнием, относится к основному конструкционному материалу в авиации. Применение этого материала способствует уменьшению собственной массы воздушного судна и улучшению его характеристик. В самолетостроении из высокопрочных алюминиевых сплавов изготавливают обшивку, киль, фюзеляж, крыло и др.

Алюминиевые сплавы, благодаря высоким показателям удельной прочности и жесткости, используют для изготовления объектов космической техники. Это носовая часть, баки и межбаковые части ракеты. Замечательное свойство алюминия и его сплавов - увеличивать прочность и пластичность при понижении температуры. А это свойство очень важно при контакте алюминия с жидким кислородом, гелием и водородом.

В электротехнической промышленности без алюминия и его сплавов не обойтись при производстве кабелей, конденсаторов, шинопроводов, выпрямителей переменного тока.

Алюминий используется не только как проводниковый материал для передачи электроэнергии на значительные расстояния. Не так давно, благодаря коррозионной стойкости и легкости, стали применять алюминиевые сплавы для опор линий электропередач.

Применение в нефтяной, газовой и химической промышленности

Здесь из сплавов алюминия изготавливают трубопроводы, емкости для хранения нефтепродуктов, работающие под давлением сосуды, узлы и детали нефтегазопромысловых изделий и другое специальное оборудование. Применение алюминиевых сплавов позволяет значительно уменьшить вес бурильного оборудования, упростить его транспортабельность и т.п.

Коррозионная стойкость сплавов на основе алюминия повышает эксплуатационную надежность бурильных, нефтегазопроводных и насосно-компрессорных труб. Основным конструкционным материалом для изготовления бурильных труб является дюралюминий Д16.

Воплотить интересные архитекторские задумки в жизнь помогают алюминиевые профили и листовой алюминий. Возведенные алюминиевые конструкции характеризуют легкость, коррозионная стойкость и прочность. В гражданском и промышленном строительстве используют алюминиевые перекрытия, легкие балки, фермы, колонны, ограждения. А также оконные рамы, лестницы, перила, детали вентиляционных систем и т.п.

Применение в судостроении

Алюминий и его сплавы нашли свое применение и в судостроении. Из дюралюминия и других сплавов на основе алюминия выстроены корпуса быстроходных «Метеоров» и «Ракет», палубные надстройки, спасательные лодки, трапы, радарные мачты и другое судовое оборудование. В результате этого происходит значительное снижение массы судна, а, следовательно, повышается его грузоподъемность, скорость и маневренность.

Применение в автомобильном и ж/д транспорте

В автомобильной промышленности и ж/д транспорте алюминий и его сплавы также находят свое применение. Это тяжелые рамы грузовых авто, обшивочный материал кузова, автоцистерны. Кузова и рамы ж/д вагонов , цистерны для перевозки продуктов нефтехимической промышленности.

Хорошие коррозионные качества материала позволяют перевозить продукцию с агрессивной концентрацией, продлевают срок эксплуатации транспортных средств.

Применение в быту

В наши дни производство алюминия делится на две самостоятельные части: первая часть - химическая переработка алюминиевой руды, например, боксита, на окись алюминия, глинозем; вторая часть производства - электролиз глинозема в электролитных ваннах Эру и Холла.

Длинный путь предстоит бокситу, пока он превратится в серебристый и легкий металл.

Сотни железнодорожных вагонов везут с Тихвина и Урала боксит на алюминиевые заводы. На заводах, в огромных железобетонных складах, горы боксита ожидают своей очереди быть проглоченными мощными дробилками. Когда маленький Гулливер попадает в страну великанов, его мозг подавляют гигантские размеры всего, что его окружает. В глиноземном цехе все люди превращаются в маленьких Гулливеров, настолько необычно и огромно оборудование для производства глинозема.

Раскрывается двухметровая пасть грейферного крана. Стальные зубья схватывают красные глыбы боксита. Каждый зуб имеет полметра длины. Стальная челюсть крана медленно, но неумолимо смыкается, и очередная порция в 4 тонны боксита поднимается в воздух, крепко зажатая пастью крана, и, плавно передвигаясь вдоль склада, приближается к приемному бункеру дробилки «Титан».

Далеко внизу игрушечные люди размахивают руками. Они что- то сигнализируют крановщику. Дробилка с грохотом и шумом вдребезги разбивает все, что попадает между вращающимися стальными молотами. Боксит и известняк превращаются здесь в мелкие куски. Крепкие окаменелые красные глыбы боксита и плиты известняка дробятся и направляются в специальном подъемнике в отделение сушки.

Представьте себе металлическую трубу длиной 40 метров и диаметром 2 метра. Эта огромная труба в середине выложена огнеупорным кирпичом. Трубу называют вращающейся печью. Медленно и лениво поворачиваются стальные бока чудовища, поток раскаленных газов освещает его чрево. В печи царит температура свыше 800 градусов. Огонь просушивает боксит и известняк, влага окончательно уходит вместе с дымом через дымовую трубу.

Боксит и известняк размалываются в шаровых мельницах в красную и белую муку. Стальные шары с грохотом дробят алюминиевую руду. Порошок красного боксита смешивается с содой и белым порошком известняка. «Шоколадная» смесь направляется в шестидесятиметровую вращающуюся печь спекания. В печи при громадной температуре, в 1 200 градусов, обжигается смесь боксита, известняка и соды. Навстречу раскаленным газам движется, по мере вращения гиганта, шихта. Идет не видимая для глаза работа. Огонь изменяет химическую природу вещества.

Боксит содержит в себе глинозем и вредные примеси других веществ. Высокая температура соединяет глинозем и часть соды, образуя новое химическое вещество, которое потом можно будет растворить в воде. Та же высокая температура в печи переводит в нерастворимые осадки вредные примеси боксита. Все находит свое место. Сода помогла растворить нерастворимый глинозем, а известняк, наоборот, поможет сделать нерастворимыми вредные примеси боксита.

В огромных баках образовавшееся в печах спекания новое вещество - алюминат натрия - растворяется в щелочных растворах, а вредные примеси выпадают в осадок. Они не должны раствориться и загрязнить растворы, содержащие в виде алюмината натрия алюминий. Отделение от глинозема вредных примесей песка, окиси железа и других - вот весь смысл существования гигантских цехов по производству окиси алюминия. Осадки вредных веществ, красную жижу, выводят из цехов на прилегающие к заводу пустыри. В искусственных озерах промываются шламы, содержащие окись алюминия в виде алюмината натрия.

Автоклавы - «самовары великанов» - представляют собой огромные резервуары, где благодаря огромному давлению пара согреваются наши растворы. Молоко, приготовленное из обожженного мела, загружается вместе с растворами алюмината натрия в автоклавы. Через три-четыре часа пар сделает свое дело, и последние проценты вредных примесей песка выпадут в осадок, а чистые растворы уйдут в карбонизаторы.

В баках высотой с двухэтажный дом очищенные дымовые газы пробулькивают через растворы алюмината натрия. Эти газы пробивают толщу растворов, и в итоге мы получаем белые кристаллы водного соединения глинозема - гидрат окиси алюминия. Остается полученный гидрат «намертво» прокалить, и будет готова белая «крупчатка», или, если хотите, свежевыпавший, нежный белый снежок. Это и будет долгожданный чистый глинозем.

Глинозем - окись алюминия (соединение алюминия и кислорода) - получается в результате очень громоздких химических процессов.

Теперь глинозем пойдет в электролитные ванны Эру и Холла. Электрический ток будет командовать битвой, в жестокой схватке алюминий разорвет тысячелетние оковы кислорода. Освобожденный алюминий пойдет на службу человечеству. Гений Эру и Холла послал электричество в эту битву и освободил алюминий от упорных и навязчивых друзей - кислорода и кремния.

Всякая химическая реакция либо поглощает тепло, либо выделяет его. Если на образование какого-либо вещества пошло определенное количество тепла, то такое же количество тепла должно будет выделиться, если вновь полученное вещество опять разложить на исходные продукты. В природе ничто не пропадает: энергия - затраченное тепло - появится снова, как только пойдет обратная реакция.

В то незапамятное время, когда раскаленный земной шар начал остывать, но еще представлял собой сверкающую звезду, металлы, соединяясь с кислородом, подогревали его огромную массу. Всякий процесс соединения металла с кислородом выделяет огромное количество тепла, и чем больше тепла когда-то выделилось при окислении какого-либо металла, тем сильнее он себя закабалил, соединившись с кислородом, и тем больше тепла потребуется тому, кто захочет вновь получить из окислов чистые металлы. При своем окислении алюминий отдал земле много больше тепла, чем другие металлы, и поэтому так тяжело теперь превратить окись алюминия - глинозем - в металл. Когда-то голубой металл превратился в белоснежный порошок глинозема, теперь нужно уплатить ему то же количество тепла, и только тогда глинозем приобретет потерянный вид и превратится в чудесный легкий металл - серебро из глины.

После минуло полвека, но существенных поправок последующие поколения ученых в открытие Холла и Эру не внесли.

На рисунке на следующей странице изображен разрез электролитной ванны. Дно и бока ванны выложены слоем угля. Из угля же сделаны аноды, которые соединены с положительным полюсом динамомашины. Отрицательный полюс соединен с дном ванны. В светлом цехе выстроились десятки и сотни электролитных ванн, в каждой из них медленно, но верно могучий электрический ток выделяет из глинозема алюминий.

Попытаемся проникнуть в ванну и посмотреть, что же в ней происходит. Миллионы солдат, имя которым электроны, ринулись плотной стеной на штурм позиций неприятеля. В ванну был загружен криолит. И вот мощный электрический ток, проявляя свое тепловое действие, плавит твердые частицы криолита. Температура на поле брани дошла до тысячи градусов. Электроны с боем наступают на оранжево-красную расплавленную массу криолита. Но вот в жидкий расплавленный криолит стали засыпать глинозем. Глинозем растворился в расплавленном криолите. Наконец-то появился главный враг!

Положительно заряженные атомы алюминия и отрицательно заряженные атомы кислорода называются ионами. Отрицательные ионы кислорода разряжаются на угольных анодах и постепенно сжигают их. Положительные ионы алюминия притягиваются отрицательно заряженным дном ванны и, разряжаясь там, отдают свой электрический заряд. На дне ванны откладывается освобожденный алюминий.

В ванны загружают глинозем, а электрический ток разлагает его на алюминий и кислород. Кислород постепенно сжигает аноды, а со дна ванны вычерпывают алюминий и отливают из него серебристые слитки чудесного легкого металла. Так электрический ток, рожденный энергией большевиков на берегах Днепра и Волхова, выделяет в электролитных цехах десятки тысяч тонн голубого металла.

Много труда и средств нужно затратить государству, чтобы получить алюминий. Глинозем, криолит, угольные аноды - все это требует для своего производства специальных заводов, и, наконец, чтобы получить алюминий, нужен белый уголь - большие количества дешевого электричества. Тонна алюминия стоит свыше тысячи рублей золотом - такова твердая цена на мировом рынке; она, как в зеркале, отражает сложность выплавки алюминия. Железо в семнадцать раз дешевле голубого металла.

Если новые ученые, подобно Эру и Холлу, не найдут более дешевых способов производства алюминия, по-прежнему останется незаполненной бездонная пропасть между количеством алюминия в земной коре и его потреблением для нужд человечества. Молодая советская наука должна вписать в историю алюминиевой промышленности новую блестящую страницу. Век алюминия начнется в нашей стране, в единственной стране, где сняты вековые оковы рабства, мешавшие человечеству покорять и изменять окружающий мир для мощного расцвета высшей культуры - социализма.

Три главных преимущества имеет алюминий по сравнению с черными металлами. Алюминий легок. Он почти в три раза легче железа. Алюминий не ржавеет. Тонкая, не видимая для глаза пленка окиси алюминия, покрывающая все алюминиевые предметы, гарантирует их от разрушения. И, наконец, алюминий прекрасно проводит электрический ток, и только серебро и медь могут по электропроводности конкурировать с голубым металлом. Сплавы алюминия почти не уступают по крепости лучшим сортам стали и сохраняют свои главные преимущества: легкость, химическую стойкость, способность хорошо проводить электричество и тепло.

Сколько алюминия потребляют отдельные отрасли мирового хозяйства?

Начнем наш краткий обзор с транспорта, где преимущества алюминия очевидны.

Транспортная техника может быть — разграничена на три обособленные области: транспорт сухопутный, водный и воздушный.

Суша и вода - бесчисленные автомобили, железнодорожные вагоны, речные и морские суда - потребляют 20 процентов мировой выплавки алюминия. Авиация в мирное время использует почти такое же количество алюминия. Сорок процентов мирового производства голубого металла потребляет транспортная техника.

Электротехническая промышленность потребляет 15 процентов мировой выплавки алюминия. Алюминий успешно вытесняет медь, бывшую монополистку в мире электричества.

Строительная промышленность и домашнее хозяйство являются также крупными потребителями алюминия. Десять процентов - такова доля потребления легкого металла для повседневных нужд человека.

Химическая и пищевая промышленность быстро учли ценность химической стойкости алюминия. Эти отрасли используют 10 процентов годовой выплавки металла.

Чистый алюминий прекрасно прокатывается в тончайшие листики. Алюминиевая фольга успешно вытесняет другие упаковочные материалы. Десять процентов мировой выплавки алюминия раскатывается в фольгу.

Остается еще 15 процентов годовой выплавки металла.

Но мы слишком отвлеклись бы от главной линии нашего рассказа, если бы попытались перечислить все области применения алюминия. Прочтем лучше, что написано на ветвях и листьях алюминиевого дерева.

Алюминий под давлением валков прокатных станов прокатывается в листы и любые другие профили. Алюминий вытягивается в проволоку и под ударами молота проковывается в самые замысловатые изделия. Алюминий отливается в формы и дает точные отливки.

Листы, проволока, алюминиевая пудра, фольга, литье, штампованные и прессованные алюминиевые изделия широкой рекой вливаются в мир техники, в чудесный мир, где торжествует человеческий разум.

В 1915 году насчитывалось до 200 случаев применения алюминия в технике и в быту, а сейчас это число выросло в сотни раз. И с каждым годом замечательные свойства голубого металла, несмотря на его высокую стоимость, все больше расширяют области его внедрения в народное хозяйство.

Еще во времена Девиля научились из чистого металла производить алюминиевую посуду. Потомки Сен-Клер Девиля до сих пор пользуются посудой, подаренной семье их знаменитым предком. С тех пор тысячи тонн алюминия идут на производство посуды.

Фабриканты эмалированной посуды пытались пустить по миру «утку» о том, что алюминиевая посуда способствует распространению раковых заболеваний! Это утверждение имело своей единственной целью уменьшить все растущее распространение алюминиевой посуды.

Но фабрикантам эмалированной посуды не повезло, не помогла даже «утка». Алюминиевая посуда - все эти многочисленные кастрюли, котлы, сковороды, стаканы, подстаканники, столовые приборы - поглощает до 10 процентов мирового производства голубого металла.

Алюминий проникает во все уголки техники и быта. Парикмахер направляет струю горячего воздуха из алюминиевой электромашинки для сушки волос; влажные волосы быстро высыхают. Закончился суетливый рабочий день; уборщица приводит в порядок помещение; тихо жужжит алюминиевый пылесос, втягивая пыль. Алюминиевые газо- и электросчетчики невозмутимо отсчитывают обороты; поток газа и электричества измеряется безошибочно.

Можно далеко продолжить перечень небольших, но необходимых изделий из алюминия, которые повышают культуру нашего быта. Опрятная серебристая внешность этих предметов кладет свой особый отпечаток на все окружающее. В доме, где вся мебель, прочная, гигиеничная и легкая, сделана из алюминия, а алюминиевые, тисненные под гобелен обои придают комнате единообразный тон, невольно возникает мысль, что мечты Чернышевского близки к осуществлению.

Уже сейчас в ростках нового быта мы угадываем неуклонно приближающееся и на наших глазах создающееся будущее.

Пластмассы, качественные стали и легкие металлы несут с собой новую, высшую материальную культуру человечества. Много удивительных свойств несет в себе голубой металл, эти свойства еще далеко не разгаданы.

Культура железа насчитывает тысячелетия, а культура легких металлов всего лишь десятки лет!

Автомобиль, трамвай, железнодорожный вагон, паровоз, пароход и, наконец, аэроплан - все виды транспортной техники на земле, на воде и в воздухе требуют легких и прочных материалов. Алюминий прекрасно отвечает этим повышенным требованиям современной жизни.

Изредка по улицам города стремительно проносится красивый серебристый автомобиль. Зеркальная, отполированная поверхность голубого металла кажется огромным сверкающим самоцветом.

Автомобилестроение одно из первых использовало новые, небывалые свойства голубого металла. Но трудно было сразу оценить его значение. Сначала его применяли как украшение: для дверных ручек, рычагов, для внутренней отделки. Затем появились автомобили с кузовом из красивого и выносливого голубого металла. Появление твердых алюминиевых сплавов позволило перейти к изготовлению из них шасси и частей мотора. Алюминий и его сплавы завоевали автомобильную промышленность. В мировом соревновании на скорость выиграют те страны, которые сумеют возможно шире использовать легкие металлы. Социализм, соревнуясь с капитализмом, победит, - таков неумолимый ход истории. В ближайшем будущем все наиболее совершенные и красивые конструкции автомобилей будут принадлежать нашей родине, которая уже имеет замечательный ЗИС-101.

Алюминий и его прекрасные свойства нужны советскому автомобилестроению.

Каждые 20 килограммов алюминия, заменившие в автомобиле соответствующее количество тяжелых металлов, дают 3 процента экономии горючего. В четыре раза будут перекрыты дополнительные расходы на алюминий одной лишь экономией на бензине, не говоря уже о других преимуществах алюминия.

Колеса, корпус, шасси и мотор, почти все важнейшие детали автомобиля могут с успехом изготовляться из алюминия.

Если изготовить из алюминиевых сплавов паровозные шатуны, поршни и валы, то скорость паровоза можно увеличить на много процентов. Таким же образом можно облегчить вес вагонов. Такой локомотив, построенный с расчетом наилучшей обтекаемости воздухом, и алюминиевые обтекаемые вагоны сверхскоростных поездов революционизируют железнодорожный транспорт.

Лучшие современные скоростные паровозы развивают скорость до 150 километров в час. Будущие алюминиевые локомотивы будут мчаться по необозримым просторам нашей родины со скоростью свыше 200 километров в час! Легкие сплавы снижают мертвый вес подвижного состава на целую треть. Сначала алюминий проникал в вагоностроение медленно и постепенно: заменили медные дверные ручки алюминиевыми, затем стали употреблять алюминий для внутренней отделки вагона. Затем пришла очередь обшивки кузова и крыши.

Наконец из твердых алюминиевых сплавов начали строить вагонные тележки. Так алюминий оказался универсальным материалом и завоевал весь вагон.

Результаты применения алюминия в железнодорожном транспорте не замедлят проявиться.

Большие денежные средства и огромное количество труда уходят на устройство железнодорожного полотна. Насыпи, мосты, мостики должны быть тем прочнее, а, следовательно, и дороже, чем больше разрушающая сила тяжелых поездов будет давить на железнодорожные рельсы. Алюминий удешевляет наземные железнодорожные сооружения и увеличивает скорость движения поездов.

Цистерны для перевозки кислот, вагоны-холодильники строятся исключительно из алюминия; в этих случаях ни один металл не в состоянии соперничать с превосходными свойствами алюминия.

Алюминий не боится органических кислот, алюминий не отравляет, как медь, пищевые продукты.

Трамвайные вагоны, построенные с применением алюминия, дают возможность сэкономить электроэнергию на 20 процентов.

Торговый флот мира, так же как и военный, широко использует легкие сплавы. Для обороны морских границ СССР, для строительства мощного советского торгового флота алюминий приобретает исключительную важность. В последние годы появились новые сплавы алюминия, специально для морского транспорта. Новые сплавы обладают высокой устойчивостью против действия морской воды. Алюминиевая грудь парохода может смело разрезать океанские волны. Когда суда с железной обшивкой надводной и подводной частей из-за тяжелого поражения металла пойдут на слом, пароходы из голубого металла все еще будут бороздить великие морские пути. Голубую ленту, приз за наибольшую скорость перехода из Европы в Америку, получат легкие и быстроходные корабли, построенные из голубого металла.

Человек каменного века укрывался от непогоды в каменных пещерах, камень не только помогал ему отыскать пищу, но и согревал его. Каменные пещеры сменились постройками из обожженного кирпича. Таким образом, алюминиевые породы - камень, глина - сотни веков служили людям. Но в двадцатом веке металл - железо и сталь - проникли в строительство, растущие размеры домов диктовали необходимость в новом, более крепком и надежном материале. Железобетон открыл для человечества возможность строить грандиозные и замечательные сооружения.

Но это еще не последнее слово новой техники. Дюралюминий врывается в строительство! Высоко в небо растут гигантские дома. Легкие и прочные алюминиевые колонны, балки и перекрытия составляют их монолитные остовы. Все чаще инженер-строитель прибегает к помощи алюминия. Каркасы зданий, облицовка фасадов, лестницы, балюстрады, рамы и украшения - везде в строительстве и архитектуре легкие металлы занимают почетное место.

Крыши домов из тонких алюминиевых листов лучше любых других противостоят разъедающему действию насыщенной газами атмосферы городов.

Первая крыша из алюминия появилась в Риме на церкви Джиаккино. Это было в 1895 году. Прошли десятки лет, в решето превратились крыши домов верующей паствы, а «чудо» церкви Джиаккино, ее неизменившаяся крыша, из года в год вызывает удивление благочестивых прихожан.

Другая алюминиевая крыша, в Диссеигофене, у Боденского озера, служила с 1898 до 1931 года. Дом был предназначен к перестройке, и крыша была снята в таком состоянии, что ее немедленно использовали для другого дома.

Пройдет еще несколько десятилетий, но время не разрушит голубой металл, завоевывающий будущее. Надежная алюминиевая крыша закроет громады солнечных зданий. Алюминиевые крыша и остов сохранят гигантские сооружения на многие века.

В трюмах пароходов, в вагонах железных дорог, в кабинах самолетов по миру путешествуют миллионы тонн всевозможных грузов. Но если нет у них специальной доброкачественной упаковки, то гибнут пищевые продукты, приходят в негодность ткани, ржавеют металлические изделия - огромные количества ценностей превращаются в ничто. Алюминий и здесь оказывает человечеству неоценимую услугу.

Чистый алюминий прокатывается в тончайшие листики, толщиной в одну двухсотую миллиметра. Безвредная алюминиевая фольга идет для обертки всевозможных продуктов: конфеты, шоколадные плитки, головки сыра и тысячи других пищевых продуктов сохраняются в гигиенической алюминиевой «бумаге». Текстильные товары, металлические изделия, обернутые в алюминиевую фольгу, никогда не изменят своих нормальных свойств.

Алюминий удлиняет жизнь тысяч предметов и миллионов тонн необходимейших продуктов.

Хорошая электропроводность дала возможность алюминию нарушить монополию меди в электротехнике. Рожденный электричеством голубой металл помогает производить все большее количество электрической энергии.

В 1887 году администрация вокзала в городе Чикаго была обеспокоена быстрым износом медных электрических проводов. Воздух, насыщенный дымом и газами, разъедал медь. Специалисты, заинтересованные в прибылях производителей меди, категорически отрицали возможность замены меди алюминиевыми проводами. Но у начальника вокзала выхода не было, и он решил рискнуть. Несколько сот метров медного кабеля были заменены алюминиевым проводом: вокзальный воздух никакого действия на голубой металл не оказал.

От нескольких сот метров до 500 тысяч километров алюминиевых проводов в 1930 году - вот лучший показатель глубокого проникновения алюминия в электротехнику. Подсчеты показали, что там, где нужен 1 килограмм меди, алюминия достаточно всего лишь 1/2 килограмма.

Алюминиевые провода со стальной сердцевиной служат для передачи токов высокого напряжения.

Бесчисленные линии электропередач протянулись над нашей страной. Развитие электропромышленности, создание единой высоковольтной сети СССР будет базироваться на советском алюминии.

Часто, проходя по улицам нашего города, мы замечаем на стыках устанавливаемых трамвайных рельсов горшки странной формы. В этих горшках алюминиевый порошок восстанавливает окись железа, и жидкая сталь намертво схватывает концы рельсов. Способность тонко измельченного алюминия - так называемой «алюминиевой шерсти» - выделять огромные количества тепла при соединении с кислородом широко используется в технике. Этим способом можно расплавить самые тугоплавкие металлы и сверхтвердые сплавы, твердость которых приближается к твердости алмаза. Хром, молибден, вольфрам и другие редкие металлы, без которых нельзя производить нержавеющие и специальные стали, выплавляются при помощи измельченного алюминия.

Возможность сваривать стальные предметы алюминиевой пудрой открывает перед техникой совершенно неожиданные перспективы.

В труднейших арктических условиях совершают свои плавания советские ледоколы, возможность аварии, крупной поломки грозит каждую минуту. Легко себе представить, какое значение в таких условиях приобретает поломка вала корабля, лишающая его способности самостоятельного передвижения. И вот, вместо грозной зимовки во льдах, корабль возвращается к жизни: алюминиевая пудра позволяет сварить полуметровый цилиндр гребного вала, и судно может беспрепятственно продолжать свой путь. То, что мы наблюдали при сварке рельсов, только в большем масштабе, может быть проделано на ледоколе. Мужественные полярники могут не бояться новых испытаний: место сварки стало еще прочнее, чем до аварии!

Алюминий - металл, необходимый и в металлургии. Для того чтобы сталь была прочной, нужно очистить ее от вредных примесей. И вот в огромные ковши с расплавленным металлом забрасывают небольшое количество алюминия. Голубой металл, жадно соединяясь с кислородом, разлагает вредную закись железа. Закись превращается в сталь, а кислород, соединившись с алюминием, образует шлаки, всплывающие на поверхность металла и легко удаляемые из ковша. Этот процесс в металлургии называют раскислением стали, ее очисткой от закиси железа и вредных газовых включений.

Алюминий, таким образом, дает возможность получить чистую, прочную, высококачественную сталь. Значение его в этой области техники едва ли можно переоценить.

В непрерывных поисках легких и прочных материалов современная техника все больше обращается не только к алюминиевым, но и к сверхлегким сплавам на магниевой основе. Магний, имея удельный вес 1,7, примерно в полтора раза легче алюминия (2,7).

Запасы магния в земной коре огромны (вспомните рисунок в начале книги). Магниевые сплавы типа «электрон» имеют в своем составе около 5-6 процентов алюминия и более 90 процентов магния.

Эти сплавы получили последнее время большое значение в строительстве скоростных спортивных самолетов, но их особая важность не в этом. В первую очередь сверхлегкие сплавы нужны военной авиации.

На Урале с давних пор существуют изумрудные копи. Изумруды, добытые в копях, после огранки поступали на рынок и принесли Уралу славу. Зеленоватые самоцветы приобрели мировую известность.

В наше время изумрудные копи известны и другим: там добывают минерал берилл, из которого получают в дальнейшем легчайший металл - бериллий. В сплаве с магнием бериллий дает много твердых и легких сплавов, применяющихся в авиамоторостроении.

Можно далеко продолжить список легких сплавов. Алюминий, магний, бериллий и другие легкие металлы дружной семьей становятся на помощь человеку в борьбе за скорость и легкость, за новую, социалистическую технику.

Алюминий создал авиацию. Это смелое утверждение не покажется преувеличением, если вспомнить ту роль, какую играют легкие сплавы в современной технике. Разве могут все эти неуклюжие «фарманы» и «ньюпоры», построенные из дерева и холста, идти в какое-либо сравнение с могучими многомоторными воздушными кораблями наших дней - самолетами и дирижаблями?

Достижение легкости и прочности самолетов, уменьшение веса авиамоторов на единицу мощности находится в прямой связи с использованием сплавов алюминия. Эти сплавы - дюралюминий, советский кольчугалюминий, силумины - прочно заняли свое место в самолето- и моторостроении. Больше прекрасных алюминиевых сплавов, больше добротных алюминиевых птиц - крепче социалистическая родина!

Высотные полеты требуют максимальной легкости. Полеты в стратосфере сулят человеку сказочные скорости. Алюминий, по признанию конструкторов, - лучший материал для постройки стратопланов.

Стратостат Пикара, совершивший свой знаменитый полет на высоту 16 километров, имел алюминиевую гондолу. Американский стратостат «Эксплорер II», в 1935 году поднявшийся на рекордную высоту в 22 километра, тоже имел гондолу из легких сплавов. Славные герои нашей страны Прокофьев, Бирнбаум и Годунов взвились в стратосферу в гондоле из советского алюминия.

Может быть, очень скоро алюминиевая гондола стратостатов уступит место алюминиевым ракетам, которые унесут смелых и отважных людей в межпланетные пространства!

Растут молодые и сильные люди, которые пойдут дальше по дороге, проложенной великими учеными прошлого. Работы Деви, Велера, Сен-Клер Девиля, Холла и Эру будут продолжены. На новых гигантских заводах нашей страны будет производиться голубой металл дешевле и проще, чем во всем мире.

Алюминий позже других металлов стал на службу людям, алюминий поможет дальнейшему неуклонному движению человечества к великим победам техники завтрашнего дня.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Алюминий в чистом виде в природе не встречается, именно поэтому еще 200 лет назад человечество ничего не знало об этом металле. Метод получения алюминия при помощи электричества был разработан в 1886 году и применяется до сих пор. Вот как это происходит.

ДОБЫЧА БОКСИТОВ

Производство алюминия начинается с добычи бокситов. Эта горная порода богата алюминием, который содержится в ней в форме гидрооксидов. Около 90% мировых запасов бокситов сосредоточены в тропическом поясе.

ПРОИЗВОДСТВО ГЛИНОЗЕМА

Боксит дробят, высушивают и размалывают в мельницах вместе с небольшим количеством воды. Образовавшуюся густую массу собирают в емкости и нагревают паром, чтобы отделить большую часть кремния, содержащегося в бокситах.

Руду загружают в автоклав и обрабатывают щелочью – едким натром. В получившейся щелочной раствор из руды переходит практически весь оксид алюминия, а все посторонние примеси формируют твердый осадок - красный шлам.

Раствор алюмината натрия несколько суток перемешивают в декомпозерах, в результате чего в осадок выпадает чистый глинозем – Al 2 O 3 .

ЭЛЕКТРОЛИЗ АЛЮМИНИЯ

На алюминиевом заводе глинозем засыпают в ванны с расплавленным криолитом при температуре 950 ⁰С. Через раствор пропускают электрический ток силой до 400 кА и выше – он разрывает связь между атомами алюминия и кислорода, в результате металл в жидкой форме собирается на дне ванны.



ПЕРВИЧНЫЙ АЛЮМИНИЙ

Первичный алюминий отливается в слитки и отправляется потребителям, а также используется
для дальнейшего производства алюминиевых сплавов для различных целей.

АЛЮМИНИЕВЫЕ СПЛАВЫ

Литейные алюминиевые сплавы служат для получения готовых изделий путем отливки металла в формы. При этом необходимых свойств от сплава добиваются добавлением к нему различных добавок: кремния, меди и магния. Из таких сплавов, например, производят детали автомобильных и авиационных двигателей или колесные диски.

Благодаря высокой пластичности алюминий легко прокатывается в тончайшие листы. Для этих целей соответствующие алюминиевые сплавы выливают в прямоугольные бруски, достигающие 9 метров в длину и более. Из них производят алюминиевую фольгу и банки для напитков, а также детали автомобильных кузовов и многое другое.

Путем экструзии – получения нужной формы продавливанием размягченного металла через формовое отверстие – сегодня изготавливается большинство изделий из алюминия: от оправы очков или корпуса телефона, до фюзеляжа самолета или космического корабля.



ПЕРЕРАБОТКА АЛЮМИНИЯ

В отличие от железа алюминий не подвержен коррозии, поэтому изделия из него можно переплавлять и использовать металл бесконечное количество раз. При этом переработка алюминия требует всего 5% энергии, затраченной на изготовление алюминия впервые.

процесс
производства

Производство алюминия включает
несколько этапов

Алюминий в чистом виде в природе не встречается, именно поэтому еще 200 лет назад человечество ничего не знало об этом металле. Метод получения алюминия при помощи электричества был разработан в 1886 году и применяется до сих пор. Вот как это происходит.

Добыча бокситов

ДОБЫЧА БОКСИТОВ

Производство алюминия начинается с добычи бокситов. Эта горная порода богата алюминием, который содержится в ней в форме гидрооксидов. Около 90% мировых запасов бокситов сосредоточены в тропическом поясе.

Дробление

ПРОИЗВОДСТВО ГЛИНОЗЕМА

Боксит дробят, высушивают и размалывают в мельницах вместе с небольшим количеством воды. Образовавшуюся густую массу собирают в емкости и нагревают паром, чтобы отделить большую часть кремния, содержащегося в бокситах.

Выщелачивание

Руду загружают в автоклав и обрабатывают щелочью – едким натром. В получившейся щелочной раствор из руды переходит практически весь оксид алюминия, а все посторонние примеси формируют твердый осадок - красный шлам.

Декомпозиция

Раствор алюмината натрия несколько суток перемешивают в декомпозерах, в результате чего в осадок выпадает чистый глинозем – Al 2 O 3 .

Электролиз

ЭЛЕКТРОЛИЗ АЛЮМИНИЯ

На алюминиевом заводе глинозем засыпают в ванны с расплавленным криолитом при температуре 950 ⁰С. Через раствор пропускают электрический ток силой до 400 кА и выше – он разрывает связь между атомами алюминия и кислорода, в результате металл в жидкой форме собирается на дне ванны.