Живопись второй половины XIX века. Конспект урока "Литература и изобразительное искусство России во второй половине XIX века"

Понятием искусства второй половины XIX века традиционно охватывается период с начала 1860-х годов до начала 1890-х – время господства так называемого критического , или демократического, реализма . Его начало в России ознаменовано революционной ситуацией 1859-1861 годов, явившейся следствием поражения России в Крымской войне и временно разрешившейся декретом от 19 февраля 1861 года, отменившим крепостное право. Этот экономический процесс отразился в социальной области общим подъемом чувства личности, вытеснением из общества дворянства разночинцами, войной литературы против бессмысленных средневековых притеснений личности и т.п. В этой войне вслед за литературой, которой принадлежало первенство в общекультурном процессе, шло изобразительное искусство.

С 40-х годов заслугами натуральной школы Гоголя русская литература становится трибуной, с которой провозглашаются, дебатируются, исследуются «больные вопросы современности». Тургенев, Толстой, Достоевский – в литературе; русский театр – через Островского; русская музыка – усилиями «Могучей кучки », эстетика – благодаря революционным демократам, прежде всего Чернышевскому, способствовали утверждению реалистического метода как основного в художественной культуре середины и второй половины XIX века.

Общественно-революционный подъем 1859-1861 гг. снова вывел графику – уже сатирическую, сатирических журналов, таких как «Искра» и «Гудок», – на передовые рубежи изобразительных искусств. Н.А. Степанов исполнял карикатуры для «Искры», издаваемой поэтом-сатириком, членом союза «Земля и воля», В.С. Курочкиным. Главным рисовальщиком «Гудка» стал Н.В. Иевлев. Художники-сатирики обличали чиновничьи порядки, хищничество капиталистов, продажность прессы, цензуру, лживость свобод. Сатирическая графика 60- хгодов XIX века оказала определенное влияние на русскую политическую сатиру 1905 г. Даже в иллюстрации графиков более всего привлекают те литературные произведения, которые дают богатые возможности для сатирического толкования. П.М. Боклевский делает незабываемые иллюстрации к «Мертвым душам»; К.А. Трутовский – к басням Крылова, в которых он вместо животных выводит своих современников и критикует человеческие пороки; М.С. Башилов – к «Горю от ума». Все они обличали «прошедшего житья подлейшие черты». И не только прошедшего. Рисовальщик московских сатирических журналов «Развлечение» и «Зритель» Шмельков создал в акварельной технике целую серию карикатур о жизни, нравах тех лет; в некоторых листах они смешные, забавные, полные юмора, в других гневно обличают. Пожалуй, именно Шмелькова можно считать одним из родоначальников московской школы жанра 50-60-х гг. XIX в.

Пластические искусства заняли далеко не безразличную позицию в передаче конфликтов русской общественной жизни. Интересно, что наиболее быстро и прямо острейшие социальные вопросы поставила жанровая живопись . Более опосредованно и несколько позже о себе решительно заявляет портрет и пейзаж и, наконец, историческая живопись, прежде всего в лице Сурикова.

Менее интенсивно в этот период развивается скульптура и архитектура. Как уже говорилось, с конца 30-х годов XIX в. классицизм себя изживает. Средства его художественной выразительности противоречили тем новым задачам, которые ставила архитектура второй половины XIX в. Ее обычно называют ретроспективным стилизаторством , или эклектикой (от греч. «эклегейн» – выбирать, избирать), ибо художники-архитекторы стали использовать мотивы и закономерности архитектурных стилей прошедших эпох – готики, ренессанса, барокко, рококо и пр. Новые типы зданий, появившиеся в период роста капитализма, требовали новых разнообразных композиционных решений, которые архитекторы начали искать в декоративных формах прошлого. Исследователи справедливо замечают, что эклектизм, или, как его иногда теперь называют, историзм, был своего рода реакцией на каноничность классицистического стиля . Период эклектики длился почти 70 лет, с конца 1830-х годов до рубежа следующего столетия.

Искусство, понятое как форма служения практическому переустройству жизни, – таков идеал, осуществляемый художниками реалистического направления во второй половине XIX века. В 1863 году группа выпускников Академии, возглавляемая И.Н. Крамским, заявила протест против принятого издавна обычая писать отчетную академическую программу всем на одну тему. Потребовав права свободного выбора сюжетов и получив категорический отказ, группа демонстративно вышла из Академии. Тем самым было положено начало существованию «партикулярного», как выражался Крамской, то есть независимого от официальной опеки, искусства.

Идея свободного выбора сюжета означала, прежде всего, свободу от регламентации художественной деятельности со стороны придворной Академии. В устах молодых бунтарей, принадлежавших к новому поколению разночинной интеллигенции , это требование выражало желание обратить искусство непосредственно к злободневной текущей действительности. Вышедшая из Академии группа, организовала «Артель художников » по типу рабочей коммуны.

Однако в иных формах скрытая оппозиция Академии проявилась в русском искусстве еще в предшествующий период: в педагогической деятельности Венецианова, в свободомыслии А. Иванова в отношении к узаконенным академической традицией образцам прошлого искусства, наконец, в возвышении роли в общехудожественном процессе Московского училища живописи, ваяния и зодчества, образованного в 1843 году из Московского художественного класса, возникшего десятилетием ранее. В административном отношении Московское училище существовало на правах филиала Академии, но сам дух училища, характер педагогики отличались демократизмом и свободой, которые предоставляли большие возможности для поощрения реалистических тенденций в искусстве. Одним из ведущих педагогов училища был ученик А.Г. Венецианова С.К. Зарянко. В свою очередь его учеником и впоследствии педагогом училища был крупнейший мастер русского жанра 1860-х годов – В.Г. Перов.

Синонимом реалистичности на первых порах становится сама по себе обращенность искусства к злобе дня, публицистический пафос; объектом изображения – непосредственная текущая действительность, подвергнутая острому критическому анализу. Наиболее полно удовлетворяющей этим запросам оказывается, конечно, жанровая живопись, господствующая на протяжении 1860-х годов. Будучи непосредственно связан с злободневными проблемами, этот пафос был чужд природе монументальных искусств, устремляющихся от приходящего к вечному, общечеловеческому. Отсюда, в частности, следует, что наименее вооруженными для освоения и воплощения в собственно художественную форму этой актуальной для искусства второй половины века проблематики оказываются архитектура и скульптура. Внутри формообразующих закономерностей, свойственных XIX веку в целом, актуальные публицистические задачи еще не могли быть художественно освоены монументальными искусствами, которые вступают в эту пору в полосу длительного кризиса.

Отмена крепостного права в 1861 году открыла России путь капиталистического развития. Антифеодальный по своей объективной тенденции, этот акт исходил от феодальной, по существу, самодержавной власти и был лишь способом продлить ее существование, отсрочкой конца. Поэтому на первых порах он легализировал, сделал достоянием общественной гласности давно вызревавшие в недрах общества антифеодальные, просветительские настроения. Но многовековое зло оказалось слишком велико, а декларируемые правительственные меры его искоренения – слишком поверхностными. В таких условиях общественный энтузиазм, вызванный к жизни первой реформой (за которой последовал ряд других, столь же компромиссных), постоянно оборачивался либеральным маскарадом, своего рода дымовой завесой, скрывающей непоследовательный характер реформ, что с самого начала прекрасно видели наиболее проницательные люди России, в частности Н.Г. Чернышевский. Двусмысленность этой ситуации самым непосредственным образом отразилась на состоянии и эволюции искусства 1860-х годов, поскольку основное его завоевание, главное качество, которое оно воспитывает в себе, – это качество социальной чуткости, способность чутко реагировать на изменения общественного климата. В первое время оно «питается» типично просветительскими иллюзиями, самая стойкая из которых – вера в возможность искоренения зла, вернее, в возможность убедить в необходимости его искоренения силою одной истины; разоблачения зла, выводимого на свет из-под спуда «въевшихся» в быт привычных житейских случаев.

Искусство критического реализма словно задается целью произвести следствие, удостоверить, поименовать, описать все виды зла, создать своего рода свод фактов произвола, забитости, угнетения, бесправия, унижения человеческого достоинства – всего, что подавляет личность. Но чем шире «растекалось» оно по поверхности быта, тем очевиднее становилась угроза потери пафоса в мелочах описательной фактологии, тем явственнее ощущалась невозможность исчерпать «проклятые вопросы» жизни методом количественного перечисления фактов, копящих эти вопросы. Действенность прямой критики оказалась под сомнением. Описательно-перечислительная тенденция должна была исчерпать себя по мере рассеивания либеральных иллюзий.

Искусство-проповедь, искусство-размышление над нравственными проблемами в духе Александра Иванова, Ф. Достоевского и Л. Толстого – так понимали свои задачи чуть ли не все выдающиеся русские живописцы этого времени.


всего русского искусства. Резкое обострение
социальных противоречий приводит в начале 60-годов к
большому общественному подъёму. Поражение России
в Крымской войне (1853-1856) показало её отсталость,
доказало, что крепостное право тормозит развитие
страны. Против самодержавия поднялись лучшие
представители дворянской интеллигенции и
разночинцы.
Революционные идеи 60-х годов нашли своё
отражение в литературе, в живописи, в музыке.
Передовые деятели русской культуры вели борьбу за
простоту и доступность искусства, в произведениях
стремились правдиво отразить жизнь обездоленного
народа.

Изобразительное искусство второй половины XIX века

С 50-х годов XIX века основным направлением
русского изобразительного искусства становится
реализм, а главной темой – изображение жизни
простого народа. Утверждение нового направления
проходило в упорной борьбе с приверженцами
академической школы живописи. Они утверждали, что
искусство должно быть выше жизни, в нем нет места
русской природе и социально-бытовым темам.
Однако академики были вынуждены пойти на
уступки. В 1862 году все жанры изобразительного
искусства были уравнены в правах, это значило, что
оценивались только художественные достоинства
картины, независимо от тематики.

Этого оказалось мало. Уже в следующем году группа
из четырнадцати выпускников отказалась писать
дипломные работы на заданные темы. Они
демонстративно ушли из Академии и объединились в
«Артель художников», возглавил ее И. Н. Крамской.
Артель стала своеобразным противовесом Академии
художеств, однако распалось уже через семь лет. Ее
место заняло новое объединение – «Товарищество
передвижных художественных выставок»,
организованное в 1870 году. Главными идеологами и
учредителями товарищества стали И. Н. Крамской, Г.
Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, И. М. Прянишников, В.
Г. Перов. В уставе общества говорилось, что
художники не должны материально ни от кого зависеть,
будут сами устраивать выставки и вывозить их в
разные города.

Главной темой картин передвижников стала жизнь
простых людей, крестьян, рабочих. Но если А. Г.
Венецианов в свое время изображал красоту и
благородство крестьян, то передвижники делали акцент
на их угнетенное положение и нужду. Картины некоторых
передвижников изображают реальные сцены из
повседневной жизни крестьян. Здесь и ссора богача с
бедняком на сельском сходе (С. А. Коровин «На миру»),
и спокойная торжественность крестьянского труда (Г. Г.
Мясоедов «Косцы»). Картины В. Г. Перова критикуют
бездуховность служителей церкви и невежество народа
(«Сельский крестный ход на Пасхе»), а некоторые
проникнуты искренним трагизмом («Тройка», «Проводы
покойника», «Последний кабак у заставы»).

С. А. Коровин «На миру»

Г.Г. Мясоедов «Косцы»

В. Г. Перов «Тройка»

В картине И. Н. Крамского
«Христос в пустыне»
отразилась проблема
нравственного выбора,
которая неизменно возникает
перед каждым, кто берет на
себя ответственность за
судьбы мира. В 60-70-х годах
19 века такая проблема
стояла перед
представителями русской
интеллигенции. Но не только
жизнь народа интересовала
передвижников. Были среди
них и замечательные
портретисты (И. Н. Крамской,
В. А. Серов), пейзажисты (А.
И. Куинджи, И. И. Шишкин, А.
К. Саврасов, И. И. Левитан).

Не все художники второй половины 19 века открыто
выступали против академической школы. И. Е. Репин,
В. И. Суриков, В. А. Серов благополучно закончили
Академию художеств, взяв из нее все лучшее. В
творчестве И. Е. Репина представлена народная
(«Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской
губернии»), революционная («Отказ от исповеди»,
«Арест пропагандиста»), историческая («Запорожцы,
сочиняющие письмо турецкому султану») темы. В. И.
Суриков прославился историческими картинами («Утро
стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»). В. А. Серову
особенно удавались портреты («Девочка с персиками»,
«Девушка, освещенная солнцем»).

И. Е. Репин «Бурлаки на Волге»

И. Е. Репин «Отказ от исповеди»

В. И. Суриков «Утро стрелецкой казни»

В. А. Серов «Девочка с персиками»

В последних десятилетиях XIX века русские художники
стали больше внимания уделять технике исполнения
рисунка, стилизации, сочетанию красок – всему тому, что
уже в скором времени станет основными чертами
авангардизма с его поисками новых форм
художественной выразительности.
В 19 веке русская живопись прошла длинный и сложный
путь развития от классицизма до первых признаков
модерна. К концу века академизм полностью изжил себя
как направление, уступив место новым направлениям в
живописи. Кроме того, искусство стало ближе к народу
благодаря деятельности передвижников, а в 90-х годах
XIX века были открыты первые общественные музеи:
Третьяковская галерея в Москве и Русский музей в
Петербурге.

Русская музыка второй половины XIX века

Вторая половина XIX века - время могучего расцвета
русской музыки, как и всего русского искусства. Камерная и
симфоническая музыка вышла за пределы
аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала
достоянием более широкого круга слушателей. Большое
значение в этом сыграла организация в 1859 году в
Петербурге и год спустя в Москве Русского музыкального
общества (РМО).
Много сил и энергии отдал организации РМО
замечательный русский пианист Антон Григорьевич
Рубинштейн. Русское музыкальное общество ставило своей
целью «сделать хорошую музыку доступной большим
массам публики». В концертах, которые устраивало РМО,
получили возможность выступать русские артисты.

Открытие консерваторий в Петербурге и Москве уже через несколько лет принесло свои плоды. Первые же выпуски дали русскому искусству замеч

В 1862 году в Петербурге была
открыта первая русская
консерватория. Её директором стал
А.Г.Рубинштейн. А в 1866 году
состоялось открытие Московской
консерватории, которую возглавил
брат Антона Григорьевича - Николай
Григорьевич Рубинштейн, также
высокообразованный музыкант,
прекрасный пианист, дирижер и
хороший педагог. Долгие годы он
руководил Московской
консерваторией, был другом
Чайковского и других передовых
музыкантов, артистов и писателей
Москвы.
Открытие консерваторий в
Петербурге и Москве уже через
несколько лет принесло свои
плоды. Первые же выпуски
дали русскому искусству
замечательных музыкантов,
ставших гордостью и славой
России. Среди них был и
Чайковский, окончивший
Петербургскую консерваторию
в 1865 году.

Учебным заведением
массово-просветительного
характера была Бесплатная
музыкальная школа, открытая
в 1862 году по инициативе
Милия Алексеевича
Балакирева. Целью её было
дать рядовому любителю
музыки основные
музыкально-теоретические
сведения и навыки хорового
пения, а также игры на
оркестровых инструментах.
Таким образом, в 60-е годы в
России впервые возникают
учебные музыкальные
заведения с различной
направленностью.

В музыкальном творчестве
60-х годов ведущее место
заняли Чайковский и группа
композиторов, вошедших в
состав балакиревского
кружка. Речь идет о «Новой
русской школе», или, как её
назвал однажды в своей
статье Стасов, «Могучей
кучке»: «… сколько поэзии,
чувства, таланта и уменья
есть у маленькой, но уже
могучей кучки русских
музыкантов», - писал он по
поводу одного из концертов
под управлением
Балакирева.

В «Могучую кучку», кроме Балакирева, вошли Кюи, Мусоргский,
Бородин и Римский-Корсаков. Балакирев стремился направить
деятельность молодых композиторов по пути национального
развития русской музыки, помогая им практически овладеть
основами композиторской техники. Сам отличный пианист и
композитор, он пользовался огромным авторитетом у своих
молодых друзей. Римский-Корсаков так писал о нём
впоследствии в своей книге «Летопись моей музыкальной
жизни»:
«Его слушались беспрекословно, ибо обаяние его личности было
страшно велико. Молодой, с чудесными подвижными, огненными
глазами… говорящий решительно, авторитетно и прямо; каждую
минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано,
помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно
играемые ему сочинения, он должен был производить это обаяние,
как никто другой. Ценя малейший признак таланта в другом, он не
мог, однако, чувствовать своей высоты над ним, и этот другой
тоже чувствовал его превосходство над собою. Влияние его на
окружающих было безгранично…».

Знакомясь с историей и бытом русского народа, композиторы
«Могучей кучки» (кроме Кюи) с большой любовью бережно собирали
и изучали русские народные песни. Народная песня получила в их
произведениях широкое и многостороннее претворение.
В своем музыкальном творчестве композиторы «Могучей кучки»
стремились опираться на мелодический склад русской и отчасти
украинской песни. Подобно Глинке они горячо увлекались и музыкой
восточных народов, в особенности Кавказа и Средней Азии. Живо
интересовался народной песней и Чайковский. Но в отличие от
композиторов балакиревского кружка, он чаще обращался к
современной ему городской народной песне, к характерным
интонациям бытового романса.
Развитие русской музыки протекало в 60-е и 70-е годы в
неустанной борьбе с консервативными критиками и бюрократамичиновниками, отдававшими предпочтение иностранным
исполнителям-гастролёрам и модным операм зарубежных авторов,
что учиняло непреодолимые препятствия постановкам русских опер.
По словам Чайковского, русскому искусству «не оставалось для
приюта ни места, ни времени».

Велико значение русского искусства второй
половины XIX века. Несмотря на препятствия,
преследования, оно помогало народу бороться
за свободу, за осуществление светлых идеалов.
Во всех областях искусства было создано
множество замечательных произведений.
Русское искусство того времени открыло новые
пути для дальнейшего развития народнонационального художественного творчества.

Поворот русского изобразительного искусства к критическому реализму обозначился в конце 50-х гг. XIX века.

Живопись. Усиление демократических традиций, тесная связь живописи с жизнью и бытом народа обусловили ее расцвет во второй половине XIX века. Развитие живописи пореформенной России характеризуется борьбой двух направлений - академизма и реализма. Академия художеств по-прежнему оставалась высшим правительственным учреждением, регламентировавшим художественную жизнь России, однако ее авторитет среди творческой интеллигенции стремительно падал. Считая современную действительность недостойной высокого искусства, К.Флавицкий, Г.И.Семирадский противопоставляли ей идеализированные образы, отвлеченные от жизни сюжеты из античной мифологии, Библии, древней истории. В то же время Академия сохранила свое значение как главная в России школа профессионального мастерства.

Искусственно насаждаемому академизму противостояли демократические тенденции, выражавшиеся в утверждении в живописи реализма и национального начала. Подавление творческой свободы художника и навязывание обязательных сюжетов привели к так называемому бунту 14-ти: в ноябре 1863 года 14 выпускников Академии (И.Н.Крамской, Ф.С.Журавлев, А.И.Корзухин, К.В.Лемох и др.) вышли из нее, отказавшись участвовать в конкурсе на золотую медаль, и создали в Петербурге Артель художников по образцу коммуны Н.Г.Чернышевского. Через 7 лет Артель распалась .

В 1870 году по инициативе И.Н.Крамского в Петербурге было создано Товарищество передвижных художественных выставок. Товарищество объединило крупнейших русских художников-реалистов сторонников демократического направления, в том числе Н.Н.Ге, Г.Г.Мясоедова, В.Г.Перова, А.К.Саврасова, И.И.Шишкина и др. Их творчество стало особым направлением в русской живописи. Передвижники стремились приблизить искусство к народу. С этой целью они организовывали выставки в провинциальных городах (всего было организовано 48 выставок), в своих работах изображали русскую действительность, воссоздавали повседневную жизнь простого народа. Товарищество стало поистине центром отечественной художественной жизни, в разное время в него входили все наиболее талантливые художники: И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.Е.Маковский, В.Д.Поленов, А.М. и В.М.Васнецовы, И.И.Левитан, В.А.Серов др.

Творчество художников реалистов отличалось необычайным жанровым разнообразием. Многие художники работали в нескольких жанрах, так И.Е.Репин создал шедевры в жанрах портрета, бытовой и исторической живописи, пейзажа. По-прежнему одним из самых популярных жанров был портрет. Портреты писали практически все художники. Наибольших успехов достигли И.Н.Крамской, И.Е.Репин, В.Г.Перов и Н.Н.Ге. Критическая направленность обусловила особое место бытовой живописи. Работы лучших мастеров этого жанра (В.Г.Перова, Н.А.Ярошенко, В.Е.Маковского, Г.Г.Мясоедова) обличали социальные порядки Российской империи.

Мировую известность получили пейзажи А.И.Куинджи, И.И.Шишкина, И.И.Левитана, Репина и многих других художников. Ярким представителем батальной живописи был близкий к кругу передвижников В.В.Верещагин. Историческое прошлое нашей страны стало объектом живописных работ Сурикова, Репина, Ге, М.В. Нестерова.

Скульптура. Сохранение традиции синтеза архитектуры и скульптуры обусловило общие тенденции в их развитии, проявившиеся прежде всего в господстве эклектики. Образцами эклектики являются храм-памятник Героям Плевны, созданный русским архитектором, скульптором и живописцем В.О.Шервудом; композиция Тысячелетие России в Новгороде, возведенная по проекту М.О.Микешина при участии А.М.Опекушина. Ему же принадлежит также памятник А.С.Пушкину в Москве.

К концу века все явственнее становится отторжение скульптуры от архитектуры, что способствовало возрастанию роли станковой скульптуры, которая в значительной степени находилась под влиянием современной ей живописи. Эта тенденция ярко проявилась в творчестве близкого к передвижникам М.М.Антокольского, создавшего серию скульптур на национальные, исторические и библейские темы (Иван Грозный, Ермак, Нестор-летописец, Ярослав Мудрый, Христос перед судом народа).

Архитектура. Бывшая некогда ведущим видом искусства архитектура во второй половине XIX века отступила на второй план. Существенным фактором, определяющим развитие архитектуры в пореформенную эпоху было становление индустриального общества, развитие науки и техники, расширение производства.

Внедрение в архитектуру достижений промышленного прогресса способствовало ее интенсивному развитию, совершенствованию строительной техники, росту профессионального уровня архитекторов. Постройки стали более функциональны, преобладало строительство общественных и административных зданий, появились их новые типы: железнодорожные вокзалы, фабричные и заводские корпуса, большие крытые торговые помещения, доходные дома, банки и т.п.

Развитие частного предпринимательства вызвало значительные изменения в облике крупных городов, характерными чертами которых стали хаотичность застройки, несогласованность в масштабах сооружений, контраст между пышным центром и убогими окраинами. Господствующим направлением была эклектика. Наиболее популярной разновидностью эклектики в архитектуре стал псевдорусский стиль, возникновение которого связано с увлечением древнерусским зодчеством, народным декоративным искусством, резьбой, вышивкой. К числу наиболее известных построек этого стиля относятся: имитирующий деревянную крестьянскую избу с резным крыльцом Теремок в подмосковном Абрамцеве (архитектор И.П. Петров, более известный под псевдонимом Ропет); здания Исторического музея (В.О. Шервуд и А.А. Семенов), Городской думы (Д.Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов - ныне ГУМ (А.Н. Померанцев) в Москве.

Театр стал одним из духовных центров русского общества. Во второй половине XIX века в театральном искусстве окончательно утвердились реалистические тенденции. Театр приобрел огромное воспитательное и общественно-политическое значение, на его сцене нашли отражение все насущные проблемы российского пореформенного общества. Общественная роль театра в значительной степени определялась его репертуаром. Для театра охотно работали многие классики русской литературы, ведущее место в репертуаре драматических театров занимали пьесы А.Н.Островского.

Как и в первой половине XIX столетия, главными центрами драматического театрального искусства оставались театры: Малый в Москве и Александриинский в Петербурге, продолжавшие сложившиеся ранее реалистические традиции. На сцене Малого театра блистали П.Садовский, С.Шумский, а также начинающие в то время актеры М.Ермолова, А.Сумбатов-Южин. Александринский театр прославили своим искусством П.Стрепетова, К.Варламов.

В 60-70-х гг. как в столицах, так и в провинции, стали возникать частные театры и театральные кружки, развитию которых способствовала отмена в 1882 году монополии казенных (императорских) театров. Большую известность получило созданное в 1888 году в Москве оперным певцом А.Ф.Федотовым и художником Ф.Л.Сологубом Общество искусства и литературы, занимавшееся преимущественно сценической деятельностью (ставили пьесы В.Шекспира, А.Н.Островского, П.П.Гнедича). Одним из его лидеров был будущий режиссер К.С.Станиславский. Помимо драматических постановок большой популярностью пользовались также балет и опера, в развитии которых важную роль сыграли Большой и Мариининский театры, а также Русская частная опера, основанная предпринимателем и меценатом С.И. Мамонтовым .

Новый этап развития реализма в русской художественной культуре второй половины связан с проникновением в глубины человеческого сознания и чувства, в сложные процессы общественной жизни. Произведениям искусства, созданным в это время свойственен гуманистический пафос, высокие нравственные и эстетические идеалы.

Русская литература второй половины XIX века.

Русская литература второй половины XIX века продолжает традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Ощущается сильное влияние критики на литературный процесс, особенно магистерской диссертации Н.Г.Чернышевского "Эстетические отношения искусства к действительности". Его тезис о том, что прекрасное есть жизнь, лежит в основе многих литературных произведений второй половины XIX века. Отсюда происходит желание вскрыть причины социального зла. Главной темой произведений литературы и, шире, произведений русской художественной культуры становится в это время тема народа, ее острый социально - политический смысл. В литературных произведениях появляются образы мужиков - праведников, бунтарей и альтруистов-философов. Произведения И.С.Тургенева , Н.А.Некрасова , Л.Н.Толстого , Ф.М.Достоевского отличаются многообразием жанров и форм, стилистическим богатством. Отмечается особая роль романа в литературном процессе как явления в истории мировой культуры, в художественном развитии всего человечества. "Диалектика души" стала важным открытием русской литературы этого периода. Наряду с появлением "великого романа" в русской литературе появляются малые повествовательные формы великих русских писателей (посмотрите, пожалуйста, программу по литературе). Хочется также отметить драматические произведения А.Н.Островского и А.П.Чехова .

В поэзии особо выделяется высокая гражданская позиция Н.А.Некрасова , проникновенная лирика Ф.И.Тютчева и А.А.Фета .

Русское изобразительное искусство второй половины XIX века.

Острое чувство гражданственности стало свойственно не только произведениям литературы, но и было характерной чертой изобразительного искусства пореформенной России. Самым ярким явлением второй половины XIX века стало создание Товарищества передвижных художественных выставок и артелей художников. Их произведения отличались широтой тематики и многообразием жанров: от сатирических, построенных по принципу социального контраста, до философских, поэтических, полных раздумий о судьбах Родины, утверждающих достоинство и красоту человека. Передвижники продолжили традиции русских художников середины XIX века П.А.Федотова и А.А.Иванова.

В творчестве передвижников большую роль играл бытовой жанр как наиболее доступный широкому зрителю, как связанный непосредственно с повседневной жизнью. Тема народных страданий находит свое место в искусстве русского художника В.Г.Перова (,). В его произведениях обнаженная правда жизни сочетается с проникновенной лиричностью, лаконизмом, глубокой обобщенностью образов. В эпическом звучании полотен особую роль играет пейзаж, подчеркивающий настроение героев полотен Перова.

Важную роль в творчестве передвижников играет портрет, который открывает зрителю нового героя - разночинца, демократа, духовно богатого, творческого, активного общественного деятеля. Среди работ Перова хочется отметить портреты драматурга и писателя, в которых художник проникает в сущность творческой индивидуальности крупнейших представителей русской литературы.

Жизненной убедительностью, яркой индивидуальностью, глубиной и меткостью характеристик отличаются портреты И.Н.Крамского . Он всегда умел охватить характерное, типическое в изображаемом герое, видел значение обстановки, вещей, деталей. Интересными являются портреты и, на которых он запечатлел сложность духовной жизни, глубину характеров.

Вершиной творчества передвижников и началом нового этапа в развитии русской национальной культуры является искусство мастеров исторической живописи И.Е.Репина и В.И.Сурикова . Свои исторические полотна Суриков пишет на сюжеты, позволяющие раскрыть мощную силу народа, передать достоверность исторических событий и приблизить прошлое к современности. Атмосфера сложных противоречий и социальных конфликтов петровского времени отразилась в картине Сурикова, которую художник трактует как народную трагедию.

В другом историческом полотне () Суриков создает сложный противоречивый образ героини, чей подвиг, исполненный физической и нравственной красоты, пробуждает в народе несокрушимые силы.

Заметным историческим полотном является произведение И.Е.Репина, замысел которого возник как отклик на событие современности - казнь первомартовцев, как утверждение идеи безумия и преступности самодержавия как формы правления. Недаром эта картина Репина была арестована и не разрешалась к показу в Третьяковской галереи.

Глубиной характеристик отличаются портреты, принадлежащих кисти Репина.

Величием, богатством, лиризмом в картинах родной природы, песенностью наполнены пейзажи русских художников второй половины XIX века. В это время идет становление реалистического пейзажа (А.Саврасов , Ф.А.Васильев , Н.Н.Шишкин ), лирического и задушевного (И.И.Левитан ,), социально - философского (Левитан,).

Русская музыка второй половины XIX века.

В русской музыке второй половины XIX века прослеживаются связи с демократическим движением эпохи. В России возникают два музыкальных центра. Один из них находится в Петербурге, другой - в Москве. В Петербурге возникло движение композиторов, которое получило название "Могучая кучка". В нее входило пять композиторов, из которых только один являлся профессиональным музыкантом - М.А.Балакирев . Н.А.Римский-Корсаков был профессиональным военным (морским офицером), А.П.Бородин - профессором химии, сделавший более 30 открытий в этой области, М.П.Мусоргский - медицинским прапорщиком, а Ц.А.Кюи генералом-фортификатором. Душой и вдохновителем этого музыкального кружка был критик В.Стасов. В своем творчестве эти композиторы шли по линии развития интонации русского знаменного напева, утверждая народно - национальный характер музыки, обращались к крестьянской песне, к музыкальной культуре других народов.

Острые социальные конфликты 60-70 годов XIX века отразились в музыке М.П.Мусоргского. Композитор обращается к историческим событиям, сюжетам, позволяющим раскрыть противоречия российской жизни, трагедию народа, грозный размах освободительной борьбы. Отсюда ясен смысл высказывания Мусоргского: "Прошедшее в настоящем - вот моя задача". Особенно это относится к его операм "Борис Годунов" и "Хованщина", в которых события прошлых веков предстают перед нами в современном аспекте. В опере "Борис Годунов" композитор глубоко проникает в идейный замысел А.С.Пушкина, использовав вслед за поэтом легенду об убийстве царевича Димитрия. Основой драматургии оперы являются резкие контрасты - сопоставления. Трагически - противоречив образ Бориса Годунова, чьи монологи отличаются песенно - речитативным характером. Народ в трактовке Мусоргского предстает как великая личность, одушевленная великой идеей.

В творчестве Н.А.Римского-Корсакова ощущается поэзия и самобытная красота русского национального искусства. Ум, доброта, художественная одаренность народа, его мечты о свободе, его представления о справедливости - главная тема опер Римского Корсакова. Его героям присущ реализм фантастических образов, их живописность. Особое место в операх отводится музыкальным пейзажам. Мелодической красотой и разнообразием музыкальной палитры исполнены его сказочные образы (Волховы и Морского царя из оперы "Садко", Снегурочки, Леля, Мизгиря из "Снегурочки", персонажи из "Золотого петушка").

Героические образы русского народного эпоса составляют основу творчества А.П.Бородина. Опера "Князь Игорь" - эпическая поэма о Древней Руси, в которой по, мнению В.Стасова, ощущается "великая сила и ширина, монументальная мощь, соединенная страстностью, нежностью и красотой." В опере звучит патриотическое начало, лирика (песнь Ярославны, танец половецких девушек), тема Востока (ария Кончака, Кончаковны).

Другой, московский, центр музыкального искусства второй половины XIX века представлен произведениями П.И.Чайковского , который в своем творчестве развивал интонации городского романса, продолжая традиции М.И.Глинки и В.А.Моцарта. Наследие П.И.Чайковского отличается богатством музыкальных жанров: Балеты "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица", оперы "Иоланта", "Евгений Онегин", шесть симфоний, вальсы и романсы, фортепьянные произведения.

Двумя вершинами творчества Чайковского являются опера "Пиковая дама" и "Шестая симфония". В музыкальной трагедии "Пиковая дама" прослеживается связь с общественным движением России второй половины XIX века, тема преступления и наказания. Композитор вносит изменение в сюжет и психологические характеристики героев. У Пушкина "Герман" - фамилия, у Чайковского - имя. Музыкальная драматургия оперы, отличающаяся стройностью и динамичностью, построена на принципе конфликтного развития. Тема трех карт - тема денег - входит в конфликт с лейтмотивом судьбы Германа и темой любви. Эти темы находятся в контрастном развитии, борьбе и взаимопроникновении, которые раскрывают эволюцию внутреннего мира героя.

Философская проблема смысла жизни - основная тема Шестой "Патетической" симфонии Чайковского. В ней звучит конфликт человека с окружающей действительностью, его стремление к свету, к радости, любовь к жизни и неизбежность самоотверженной борьбы за их торжество. Контрастные темы исполнены трагическим звучанием и высоким гуманизмом, верой композитора в духовные силы личности.

Для того, чтобы Вы правильно восприняли произведения этого времени (второй половины ХIХ века) следует вспомнить задачи искусства данного периода. Самым важным событием, которое изменило развитие живописи, было изобретение в 1839 году фотографии. Основная задача изобразительного искусства, которая может быть сформулирована как "я пишу, что вижу", претерпела изменения. Импрессионисты поставили вопрос по-другому: "я пишу не что вижу, а как чувствую". Появление новой техники в живописи (раздельного мазка) привело к изменению средств художественной выразительности. Зритель является соавтором произведения искусства. Для этого необходимо найти такое расстояние при восприятии картин импрессионистов, чтобы краски смешивались в глазу зрителя, преобразуясь в художественный образ. Хочется, чтобы вы посмотрели картины импрессионистов в музее, где ощутили бы все их очарование.

Особое затруднение вызовет у Вас общение с произведениями постимпрессионистов, которые, используя открытие импрессионистов (например, в области "чистых тонов") решили задачу искусства следующим образом: "я пишу не то, что вижу и не то, что чувствую, а то, что знаю об этих предметах". Впервые в истории живописи появляется образ не на уровне глаз, а на уровне мозга. Это было особое восприятие мира с далеко идущими последствиями. Четыре постимпрессиониста (Тулуз-Лотрек, Сезанн, Гоген и Ван Гог) явились основоположниками почти всех ведущих направлений ХХ века.

Лягина Яна

Данная работа знакомит нас искусством XIX века. Искусство любого времени, как губка, впитывает в себя основные проблемы, идеи и взгляды своего времени. Для русского искусства это обстоятельство наиболее значимо, поскольку оно всегда было если не политизировано, то, во всяком случае, тесно связано с идеологией правящей ли части общества, реакционных ли его кругов или революционно настроенных радикалов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс реферативных работ учащихся

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Сластуха.

Полный адрес: Саратовская область, Екатериновский район, с. Сластуха,

ул. Рабочая д. 1

Реферативная работа:

«Русское искусство в XIX веке»

10 класс

Руководитель : Сазонова Юлия Андреевна,

учитель Искусства.

2013-2014 учебный год

Введение…………………………………………………………………...………3

1.Культура России XIX века: общая характеристика……………………….….4

2.Русское искусство в XIX веке………………………………………………….6

2.1 Русское искусство в первой половине XIX века- «Золотой век культуры»…………………………………………………………….……………6

2.2 Русское искусство во второй половине XIX века………………………....11

Заключение……………………………………………………………………….15

Список используемой литературы………………………………………...……16

Введение

Искусство любого времени, как губка, впитывает в себя основные проблемы, идеи и взгляды своего времени. Для русского искусства это обстоятельство наиболее значимо, поскольку оно всегда было если не политизировано, то, во всяком случае, тесно связано с идеологией правящей ли части общества, реакционных ли его кругов или революционно настроенных радикалов.

Цель работы – проанализировать русское искусство XIX века.

Задачи:

1.Дать общую характеристику данной эпохи;

2. Кратко охарактеризовать русское искусство XIX века в его видах.

  1. Культура России XIX века: общая характеристика

Историю русского искусства XIX века принято делить на этапы.

Первую половину называют Золотым веком русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве. После разгрома декабристов начался новый подъем общественного движения. Это вселяло надежду на то, что Россия постепенно справится со своими трудностями. Наиболее впечатляющих успехов в эти годы страна добилась в области науки и особенно культуры. 1-я половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова.

Изобразительное искусство первой половины XIX века обладает внутренней общностью и единством, неповторимым обаянием светлых и гуманных идеалов. Классицизм обогащается новыми чертами, его сильные стороны отчетливее всего проявились в архитектуре, исторической живописи, отчасти в скульптуре. Восприятие культуры античного мира стало более историчным, чем в XVIII веке, и более демократичным. Наряду с классицизмом получает интенсивное развитие романтическое направление и начинает формироваться новый реалистический метод.

Романтическое направление русского искусства первой трети XIX века подготовило развитие реализма в следующие десятилетия, ибо оно до известной степени сближало художников-романтиков с действительностью, с простой реальной жизнью. Это было внутренней сущностью сложного художественного движения всей первой половины XIX века. В целом искусство названного этапа - архитектура, живопись, графика, скульптура, прикладное и народное творчество - выдающееся, полное своеобразия явление в истории русской художественной культуры. Развивая прогрессивные традиции предшествующего столетия, оно создало множество великолепных произведений большой эстетической и общественной ценности, внеся вклад в мировое наследие.

Вторая половина - время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. В середине XIX века Россия пережила сильные потрясения: поражением закончилась Крымская война 1853-1856 гг. Умер император Николай I, взошедший на престол Александр II осуществил долгожданную отмену крепостного права и другие реформы. Популярной в искусстве стала «русская тема». Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира.

  1. Русское искусство в XIX веке

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма в России. Развитие русской культуры в 19 веке опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные бибилотеки и музеи(Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году).Культура России развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер .

2.1 Русское искусство в первой половине XIX века- «Золотой век культуры

Первую треть XIX века называют «золотым веком» русской культуры. Интерес к отечественной истории стал причиной появления многочисленных романов, рассказов, баллад, повестей на разные исторические темы. Наиболее известными стали романы М.Н. Загоскина (1789--1852) «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», «Рославлев, или Русские в 1812 году», «Кузьма Рощин», И.И.Лажечникова (1792-- 1869) «Ледяной дом», «Последний новик», «Басурман». Даже по названиям видно, что эти и другие произведения исторической прозы рассматривали кризисные периоды русской истории: междоусобную борьбу русских князей, русские освободительные войны, политические интриги и события, имеющие, с точки зрения их авторов, существенное значение. При этом всегда на первый план выступали политические пристрастия авторов. Например, М. Н. Загоскин был явным сторонником монархии, и эти его взгляды проявляются не в политических декларациях автора, а в его героях, в описаниях элементов быта, в зависимости личных отношений персонажей от исхода многих исторических событий. И все же в центре всех повествований была заключена одна общая идея, наиболее сильно оформившаяся после войны 1812 года и кратко выраженная И.И.Лажечниковым в предисловии к роману «Последний новик»: «Чувство, господствующее в моем романе, есть любовь к отчизне».

История в ее экстремальных моментах составляет содержание и гениальных «Тараса Бульбы» Гоголя, «Капитанской дочки» и «Арапа Петра Великого» Пушкина, его драмы «Борис Годунов», поэмы «Полтава» и столь многих произведений, что их невозможно и перечислить. А.С. Пушкин стал символом своей эпохи,когда произошел стремительный взлёт в культурном развитии России. Пушкин является создателем русского литературного языка.Его творчество стало непроходящей ценностью в развитии нет только русской,но и мировой культуры.Он был певцом свободы и убежденным патриотом. Поэт завещал потомкам: «Гордиться славою своих предков не только можно,но и должно...Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости....»

Гуманистические идеалы русского общества отразились в высокогражданственных образцах зодчества этого времени и монументально-декоративной скульптуры, в синтезе с которыми выступает декоративная живопись и прикладное искусство, которое нередко оказывается в руках самих архитекторов. В архитектуре XIX в. господствовал классицизм. Здания, построенные в этом стиле, отличаются четким и спокойным ритмом, правильностью пропорций. Значительные отличия имелись в архитектуре Санкт-Петербурга и Москвы. Еще в середине XVIII в. Петербург был городом архитектурных шедевров, утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города вдоль прорезавших его проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. . Важную роль в формировании архитектурного облика Петербурга играет здание Адмиралтейства, возведенное по проекту А.Д.Захарова (1761-1811). Фасад Адмиралтейства растянулся на 406 м. В центре его расположена триумфальная арка с высоким золоченым шпилем, ставшим одним из символов города.

Крупнейший архитектор этого времени Андрей Никифорович Воронихин (1759–1814). Главное творение Воронихина – Казанский собор, величественная колоннада которого образовала площадь в центре Невского проспекта, превратив собор и окружающую застройку в важнейший градостроительный узел центра Петербурга. В 1813 г. в соборе был погребен М.И.Кутузов и собор стал своеобразным памятником победам русского оружия в войне 1812 г. Позже на площади перед собором были установлены статуи Кутузова и Барклая де Толли, исполненные скульптором Б.И.Орловским. Русская скульптура 30–40-х годов XIX в. становится все более демократичной. В скульптуре середины века основные – два направления: одно, идущее от классики, но пришедшее к сухому академизму; другое обнаруживает стремление к более непосредственному и многостороннему отображению реальности, оно получает распространение во второй половине века, но несомненно также и то, что черты монументального стиля оба направления постепенно утрачивают.

Скульптором, который в годы упадка монументальных форм сумел добиться значительных успехов и в этой области, так же, как и в «малых формах», был Петр Карлович Клодт (1805–1867), автор коней для Нарвских Триумфальных ворот в Петербурге (арх. В. Стасов), «Укротителей коней» для Аничкова моста (1833–1850), памятника Николаю I на Исаакиевской площади (1850–1859), И.А. Крылову в Летнем саду (1848–1855), а также большого количества анималистической скульптуры. Ведущим направлением архитектуры и скульптуры первой трети XIX столетия был классицизм. В живописи его развивали прежде всего академические художники в историческом жанре (А.Е. Егоров –«Истязание Спасителя», 1814, ГРМ; В.К. Шебуев –«Подвиг купца Иголкина», 1839, ГРМ; Ф.А. Бруни–«Смерть Камиллы, сестры Горация», 1824, ГРМ; «Медный змий», 1826–1841, ГРМ). Но истинные успехи живописи лежали, однако, в другом русле – романтизма. Лучшие стремления человеческой души, взлеты и парения духа выразила романтическая живопись того времени, и прежде всего портрет. В портретном жанре ведущее место должно быть отведено Оресту Кипренскому (1782–1836).Бесценная часть творчества Кипренского – графические портреты, выполненные в основном мягким итальянским карандашом с подцветкой пастелью, акварелью, цветными карандашами. Он изображает генерала Е.И. Чаплица (ГТГ), А.Р. Томилова (ГРМ), П.А. Оленина (ГТГ). Появление быстрых карандашных портретов-зарисовок само по себе знаменательно, характерно для нового времени: в них легко фиксируется всякое мимолетное изменение лица, любое душевное движение. Но в графике Кипренского также происходит определенная эволюция: в поздних работах нет непосредственности и теплоты, но они виртуознее и изысканнее по исполнению (портрет С.С. Щербатовой, ит. кар., ГТГ).

Последовательным романтиком можно назвать поляка А.О. Орловского (1777–1832), Он быстро ассимилировался на русской почве, что особенно заметно в графических портретах. В них сквозь все внешние атрибуты европейского романтизма с его мятежностью и напряжением проглядывает нечто глубоко личное, затаенное, сокровенное (Автопортрет, 1809, ГТГ). Орловскому же принадлежит определенная роль в «проторивании» путей к реализму благодаря его жанровым зарисовкам, рисункам и литографиям, изображающим петербургские уличные сцены и типы, вызвавшим к жизни знаменитое четверостишие П.А, Вяземского:

Русь былую, удалую

Ты потомству передашь,

Ты схватил ее живую

Под народный карандаш.

Так же Первая половина XIX в. ознаменована расцветом русской музыки, связанным, прежде всего, с именем Михаила Ивановича Глинки (1804–1857), вошедшего в историю как первый русский композитор мирового значения. М.И.Глинка считается основателем русской классической музыки. Его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» во многом определили дальнейшее развитие русской оперной музыки на много десятилетий вперед. Отличительной чертой творческого подхода композитора было использование мотивов русского фольклора, народной музыки. Писал Глинка и романсы. Существенный вклад в развитие в русской музыкальной культуры внесли современники Глинки А.А.Алябьев, А.Е.Варламов, А.Л.Гурилев , известные сегодня, в основном, как авторы романсов.

А.А Алябьев. А.Л.Гурилев А.Е.Варламов

2.2 Русское искусство во второй половине XIX века

Условия развития культуры во второй половине 19 века.

Вторая половина XIX в. - время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. В середине XIX в. Россия пережила сильные потрясения: поражением закончилась Крымская война 1853-1856 гг., умер император Николай I, взошедший на престол Александр II осуществил долгожданную отмену крепостного права и другие реформы. Популярной в искусстве стала «русская тема». Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира. Достижения зарубежного искусства находили отклик в России. В свою очередь русская культура получила всемирное признание. Русская культура заняла почетное место в семье европейских культур.

Изобразительное искусство не могло остаться в стороне от процессов, происходивших в общественном сознании. Государственная Третьяковская галерея в Москве - одно из крупнейших собраний русского изобразительного искусства, всемирно известный национальный культурный центр. Музей носит имя основателя - московского купца П.М.Третьякова (1832-1898), подарившего в 1892 г. городу свою картинную галерею, а также небольшую коллекцию брата и дом, который в 1881 г. открылся для посетителей.

В это время русские художники достигли такого уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства. Формируется течение, в основе которого лежали идеи критического реализма. Одним из первых мастеров этого направления был Василий Григорьевич Перов (1833–1882). Его жанровые произведения («Сельский крестный ход на Пасхе» 1861 г., «Проводы покойника» 1865 г., «Тройка» 1868 г.) являют собой горестные истории жизни простого народа изложенные языком живописи.

Небывалого расцвета достиг пейзаж. Пейзажная живопись превратилась в одну из передовых областей развития художественного творчества, жанр этот был поднят на новую высоту. Совершенствовались выразительные средства, развивалась техника. Пейзаж II половины XIX – это уже не просто изображение «видов ландшафтов», а живопись, через образы природы передающая тончайшие движения человеческой души. Величайшими мастерами пейзажа в России были А.К.Саврасов («Грачи прилетели» 1871 г.), И.И.Шишкин («Сосновый бор» 1873 г., «Рожь» 1878 г.), А.И.Куинжи («Березовая роща» 1879 г., «Лунная ночь на Днепре» 1880 г.), В.Д.Поленов («Московский дворик» 1878 г.), И.И.Левитан («Вечерний звон» 1892 г., «Весна. Большая вода» 1897 г.), К.А.Коровин («Зимой» 1894 г. «Париж. Бульвар капуцинок» 1906 г.).

Вершины реалистическое искусство II половины XIX в. достигло в творчестве И.Е.Репина и В.И.Сурикова . Историческая живопись нашла свое наивысшее выражение в творчестве Василия Ивановича Сурикова (1848–1916). В истории художника более всего интересовали люди: народная масса и сильные яркие личности.

Первое произведение, принесшее В.И.Сурикову славу, – «Утро стрелецкой казни» (1881 г.). Композиция построена на контрасте: горе, ненависть, страдание, воплощенные в фигурах идущих на смерть стрельцов и их близких, противопоставлены восседающему на коне, каменно застывшему в отдалении Петру.

Кроме В.И.Сурикова картины на исторические темы писал В.М.Васнецов. Образ истории в его произведениях имеет ощутимый былинный, сказочный оттенок: «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 г.), «Аленушка» (1881 г.), особенно ярко соединение эпоса и истории проявилось в грандиозном полотне «Богатыри» (1898 г.).

В 1898 г. в Петербурге было основано новое художественное объединение, получившее название «Мир искусства» . Во главе образовавшегося кружка встали художник А.Н.Бенуа и меценат С.П.Дягилев. Основное ядро объединения составили Л.С.Бакст, Е.Е.Лансере, К.А.Сомов . «Мир искусства» устраивал выставки и издавал журнал под тем же названием. В объединение входили очень многие художники: М.А.Врубель, В.А.Серов, И.И.Левитан, М.В.Нестеров, А. П.Рябушкин, Н.К.Рерих, Б.М.Кустодиев, З.Е.Серебрякова, К.С.Петров-Водкин. Мирискуссники отстаивали свободу индивидуального творчества. Главным источником вдохновения признавалась красота. Современный мир по их мнению лишен красоты и поэтому недостоин внимания. В поисках прекрасного художники «Мира искусства» в своих работах часто обращаются к памятникам прошлого.

Также вторая половина XIX в. - это период выдающихся достижений науки и техники. Развивается химия, физика, география, биология...

Развитие естественных наук, широкие связи русских учёных с западными свидетельствовали о достаточном месте в России в мировом содружестве.

Заключение.

русский искусс тво живопись архитектура

Искусство XIX века можно сравнить с многоцветной мозаикой, где каждый камень занимает свое место, имеет свое значение. Так что невозможно изъять ни одного, даже самого маленького, не нарушив гармонии целого. Однако в этой мозаике есть камни наиболее ценные, излучающие особенно сильный свет.

На протяжении многовековой истории русское искусство переживало существенные, порой коренные изменения: оно обогащалось, усложнялось, совершенствовалось, но всегда оставалось самобытным.

Русская архитектура, изобразительное, народное и прикладное искусство свидетельствуют о неоценимом вкладе, который внес наш народ в сокровищницу отечественной и мировой художественной культуры.

XIX столетие, пожалуй, наиболее сложный и интересный период в истории русского искусства. Эта эпоха породила гениальное творчество А.С.Пушкина, народное и всечеловеческое, полное мечты о свободе. Это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства.

Список используемой литературы.

1.Ильина Т.В. История искусств: отечественное искусство. Учебник / Т.В.Ильина. - М.: Высшая школа, 2007. – 407 с.

2.Новейший полный справочник школьника 5-11 классы(2 том). Е.В Симонова.