Женщины в жизни максима горького. Сергей Серпанов. Жены и любовницы Максима Горького. Законная и Богиня

Горький Максим

Алексей Максимович Горький

Летит степью ветер и бьет в стену Кавказских гор; Горный хребет точно огромный парус, и земля - со Ьвистом - несется среди бездонных голубых пропастей, оставляя за собою изорванные ветром облака, а тени их скользят по земле, цепляются за нее, не могут удержаться и - плачут, стонут...

Деревья гнутся долу, словно бегут; кусты встряхивают ветвями, как собаки шерстью, и стелются по черной земле, - она дымится вся в пыли, течет не умолкая сухой шорох, свист и вой, щелкают аисты, крякают сытые вороны, немолчно трещат степные сверчки, и, словно командуя всем, раздаются крики солидных крупнорослых станичников. С голой степи мчится перебитая молотилками золотая солома, на площади нарядной казачьей станицы крутятся серые вихри, летают птичьи перья и сожженный солнцем желтый лист.

Торопливо появляется солнце, быстро исчезает, точно оно гонится за бегущей землею и устало уже - отстает, тихо падая с неба в дымный хаос на западе, где тоже горы в снежных вершинах и краснеют сырые тучи, тяжелые, как вспаханная земля.

Порою между массами туч ослепительно сверкает седло Эльбруса и хрустальные зубья других гор - они вцепились в облака и пытаются удержать их. Так ясно чувствуешь бег земли в пространстве, что трудно дышать от напряжения в груди, от восторга, что летишь вместе с нею, красивой и любимой. Смотришь на эти горы, окрыленные вечным снегом, и думается, что за ними бесконечно широкое синее море и в нем гордо простерты иные чудесные земли или просто - голубая пустота, а где-то далеко, чуть видные в ней, кружатся разноцветные шары неведомых планет - родных сестер моей земли...

Со степи едут воза обмолоченного хлеба; в пыли, черной и жирной, как сажа, степенно и тяжко шагают круторогие сивые волы, глядя в землю терпеливым взглядом круглых глаз; на возу лежит казак, в серой от пыли рубахе, мохнатая папаха сдвинута на затылок, лицо черно от загара, глаза красны от ветра, а борода склеена потом, пылью - точно каменная. Иногда казак идет впереди воза, у ярма; ветер толкает его в спину, раздувая рубаху; человек так же гладок и солиден, как вол, и глаза у него такие же терпеливо-умные; двигается он не торопясь, как будто зная все, что ждет его впереди.

Цоб... цобе...

У них хороший урожай в этом году, все они - здоровые, сытые, но смотрят хмуро, говорят неохотно, сквозь зубы. Может быть, устали в работе...

Посреди станицы в небо поднялась краснокирпич-ная церковь о пяти главах, с колокольней над папертью; наличники окон оштукатурены и покрашены желтоватой краской - церковь как будто слеплена из мяса, обильно прослоенного жиром, тень ее тучна и тяжела: храм, созданный сытыми людьми большому спокойному богу.

Хороводом стоят приземистые белые хаты; точно дородные бабы, стоят они, опоясавшись кручеными поясами плетней, пышно окутанные шелками садов, покрытые выцветшей парчою камышовых крыш, а над крышами качаются серебристые тополя, вздрагивает кружевная листва акации, тарахтят, как детские погремушки, сухие стручья, темные ладони каштанов треплются в воздухе, точно желая схватить быстро бегущие облака. Со двора на двор бегают казачки, высоко подоткнув подолы юбок и рубах, обнажив до колен большие, крепкие ноги, - торопясь убраться к празднику, они озабоченно покрикивают друг на друга и на круглых ребятишек, которые - словно воробьи - купаются в пыли и, черпая ее горстями, высоко подкидывают в воздух.

У церковной ограды, за ветром, развалились по сухому рыжему бурьяну "шляющие за работой"; их десятка два, всё это - "никудышный народ", мечтатели, ожидающие счастливого случая, доброй улыбки судьбы, или лентяи, опьяненные широким простором богатой земли, пленники русской страсти к бродяжеству. Они ходят группами в два-три человека из станицы в станицу, именно "за работой", смотрят на нее, удивляются ее обилию, но работают только в крайней нужде, когда уже нет возможности утолить голод иными способами - попрошайничеством или воровством.

Завтра - Успеньев день, в богатой станице - праздник, и вот они собрались отовсюду, в надежде, что праздничный день напоит и накормит их досыта, без труда с их стороны.

Все это "русские" - из центральных губерний, они дочерна сожжены непривычным солнцем юга, волосы их выгорели, ветер ершит и треплет их лохмотья, все они притворяются смирными, благочестивыми - устали от трудов, от неудач жизни и вот - сошлись сюда.

Когда мимо них проплывает, охая и поскрипывая, тяжелый воз хлеба, проходит, жуя соломинку, казак, - они покорно, наянливо кланяются ему, а он смотрит на них косо, пренебрежительно, не ломая шапки, чаще же совсем не видит, как изгибаются перед ним серые лохматые фигуры чужих людей.

Ниже и вычурнее других кланяется казакам туляк Конёв, мужик сухой, обгорелый, точно головня, с черной бородкой, беспечно рассеянной по костлявому лицу, с ласковой улыбочкой темных глаз, глубоко спрятанных в орбиты.

Я только сегодня пристал к этим людям, но Конёв - старый знакомый мой, по пути из Курска до Терской области я неоднократно встречал его. Он человек "артельный", любит держаться среди людей, но, кажется, лишь потому, что очень труслив. На всех точках земли вне своей деревни, прижавшейся где-то к пескам Алексинского уезда, он убежденно говорит всегда одно и то же:

Действительно, землица тут богатая, а с людя-ми я не согласен... никак! В нашем краю народ куда те душевнее, настоящий русский народ, равненья нет со здешним! Тут - кремни, тут души и на трешник нет!

Он любит тихо и задумчиво рассказать чудесный случай неожиданного обогащения:

Вот - в подковы ты не веришь, а я те скажу - нашел один ефремовский мужик подкову, а недели через три за этим дядя его, лавошник в Ефремове со всею семьею и сгори, - видал? Всё наследство - мужику этому попало, да! Нет, ты не бай, чего не знаешь: судьба человека жалеет, она его часто с добром стережет...

Его черные, круто изогнутые брови всползают высоко на лоб, а глаза изумленно выкатываются из орбит, Точно Конёв и сам не может поверить в то, что рассказал.

Когда казак пройдет, не ответив на поклон, Конёв Усмотрит в спину ему и ворчит:

Заелся, не видит даже человека... Нет, я прямо скажу: суходушный народ!..

С ним - две женщины; одна - лет двадцати, ко-уротенькая, толстая, со стеклянными глазами и полуоткрытым ртом. У нее лицо дурочки: нижняя часть его, "с обнаженными зубами, как будто смеется, а когда взглянешь в неподвижные глаза под низким лбом - кажется, что она сейчас заплачет, испуганно и визгли-уво, точно кликуша.

Отпустил он меня сюды с чужими людями, - Жалуется она басом, засовывая коротким пальцем под Зеленый и желтый платок выгоревшие волосы.

Дама пентаклей — Логико-сенсорный интроверт (Максим Горький , Инспектор, Механик, Администратор)

Прямая карта:
Небольшого роста (особенно женщины), крепкие, жилистые, всегда (даже в танце) крепкая, почти борцовская стойка. Подвижные, но не гибкие. Женщины весьма миловидны. У мужчин преобладают крупные черты лица, глубоко посаженые глаза.

Перевернутая карта:
Высокие, стройные (нормостеники). У женщин, особенно в молодости, при всей стройности и сухости, ярко выраженная талия отсутствует. Движения порывисты и вместе с тем – ловки. Мужчины более мощные, склонные к полноте и с возрастом становятся обрюзгшими, если перестают за собой тщательно следить. Все тело скованно, зажато, особенно верхняя часть – плечи, шея, затылок.

И у мужчин, и у женщин всей карты лица почти неподвижны. Мелкая мимика развита слабо, поэтому лицо либо имеет привычный зажим контура, либо при необходимости, включаются другие привычные контуры. Внешне это выглядит как применение разных масок, почти без переходов между ними. Женщин спасает большая эмоциональная подвижность и общая привлекательность. У мужчин же привычное выражение лица впечатывается в морщины и складки очень рано.

Порядок и система помогает не только понимать, что, собственно, происходит в этом мире, но и свое в нем место. Дама пентаклей тяготеет к определению не только своего места в иерархической лестнице данного общества, но и к знанию точного места своих партнеров. Это помогает ей находить нужные тона в общении.

С вышестоящими Дама пентаклей всегда уважительна, пытается относиться панибратски, но по указанию на это в любой момент готова отойти на прежние позиции безо всяких обид. С нижестоящими Дама пентаклей бывает показательно благосклонной или же пренебрежительной – по настроению. А вот равенства принципиально не любит. И старается выделиться чем-то, пытается командовать, брать на себя ответственность. Что кстати, у нее великолепно и получается. Ведь Дама пентаклей находчива, очень работоспособна. Эта работоспособность и умение концентрироваться на достижении цели – главный ее талант. И именно с его помощью Дама пентаклей может заткнуть за пояс любого гения.

С людьми малознакомыми и незнакомыми держится очень корректно, вежливо, мужчины часто весьма галантны и предупредительны. Со знакомыми же общается исходя из уже сложившейся иерархической системы, позволяя тем, кто выше то, что никогда бы не позволил нижестоящим. Любит дружески бороться, возиться, крепко пожать руку или похлопать с силой по плечу. Таким образом проявляется сила, которую Дама весьма уважает. И еще раз можно проверить свой статус и статус партнера. Дома Дама пентаклей весьма жестка и даже сурова, если это мужчина. Он любит читать мораль, и склонен к физическим наказаниям. Ревнив, подозрителен и недоверчив.

Женский же вариант гораздо более мягок. Здесь идет несколько другая градация. Не по вертикали, как у мужчин, но по горизонтали. То есть люди кодируются, как свои или чужие. Своих обычно оберегают, прощают им очень многое, а вот чужих можно игнорировать или от них защищаться.

Дама пентаклей вообще очень надежна, верна в своих привязанностях. И в трудную минуту, если вы свой, на нее всегда можно положиться.

Несгибаемость, жесткость Дамы пентаклей, увы, приносит ей не только победы. Эти же качества имеют и оборотную сторону, делая Даму пентаклей несговорчивой, консервативной. Ей трудно перестроиться, поменять свое мнение. Дама пентаклей очень основательна и потому немного медлительна в своем мышлении. А непрерывно поступающая новая и часто противоречивая информация просто вводит ее в ступор. И для того, что бы обезопасить себя от хаоса, Дама пентаклей имеет одно мировоззрение и придерживается его, что бы ни происходило. Неправильный порядок, как определенность, для нее зачастую приемлемей, лучше, чем многовариантность порядков и неопределенность.

Настроение мужчин и женщин этой карты отличается, как ни у какой другой. Женщины, веселые и оживленные, с достаточно положительными бурными эмоциями, особенно в молодости. И мужчины, которые кажутся угрюмыми чуть ли не с рождения. Они чаще напряжены и недовольны. Но и те, и другие не переносят чужих слез, крика. Это как сигнал к немедленной реакции, когда, что именно делать не ясно, но и бездействовать нельзя. Поэтому с одной стороны – идут на уступки, а с другой стороны – пытаются взяться за воспитание партнера, который позволяет себе проявлять такую слабость. Кстати, многие считают, что у Дамы пентаклей не сложилось с чувством юмора. Наверное, это преувеличение иррациональных. Скорее, юмор Дамы пентаклей своеобразен, и понимают его далеко не все.

Интересно и то, что за внешней сдержанностью, суровостью и зажатостью, прячется душа тонкая, ранимая и очень поэтичная. Жаль, что Дама пентаклей считает показывать себя такую непозволительной роскошью.

Размеренность, пунктуальность, рамки четкого графика позволяют Даме пентаклей несколько расслабиться, чувствовать себя в безопасности от неожиданностей. И за этот порядок она готова бороться. Особенно с теми, кто его стремиться нарушить. Такие люди в ее глазах особенно подозрительны. Сама же Дама пентаклей способна распланировать не только день или месяц, но зачастую – жизнь до самой пенсии.

Дама пентаклей всегда стремится иметь что-нибудь про запас. Запас продуктов, деньги на черный день, связи про запас. Она вообще экономна и бережлива. Кстати, любит контролировать не только свои доходы и расходы, но и чужие. И вообще желание контроля, даже и власть нужна, скорее как контроль, а не как действие, для Дамы пентаклей нормально и обосновано. В системе, для ритмичной работы без изменений, необходима полная прозрачность. Особенно прозрачность информации – кто, с кем, сколько, а главное – зачем. Если же что-то, на ее взгляд, нецелесообразное, то может начать подозревать. Подозревает же Дама пентаклей всегда в одном и том же – в желании сломать любимую систему, нарушить установленный порядок.

С точки зрения белой сенсорики Дама пентаклей весьма малочувствительна. У нее очень высокий болевой порог, то есть она малочувствительна к боли. Так же легко переносит любые лишения. Почитая комфорт, как показатель статуса, легко может довольствоваться грубой однообразной пищей, спать на полу, переносить холод, долгие физические нагрузки и т. д. И в то же время тщательно следит за тем, что бы тело было в форме (особенно этим озабочены мужчины), весьма аккуратны в одежде, и чистоплотны.

Одевается Дама пентаклей подчеркнуто статусно. Очень любит форму, и форма действительно идет и мужчинам, и женщинам. Классический костюм, либо другие модные и в то же время сдержанно-деловые вещи. Девушки и молодые женщины стремятся подчеркнуть свою сексуальность, но только до замужества. Затем быстро остепеняются и выбирают вещи сдержанно умеренные. Кстати, чаще всего это тип «зимней» женщины.

Несколько свойственных фраз:
Кто не с нами – тот против нас.
Я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак.

Список фильмов:
1 . «Жестокие игры» — психиатр
2 . «История преступления» – женщина — адвокат
3 . «В бой идут одни старики» – Маэстро
4 . «Д`Артаньян и три мушкетера» – кардинал, Миледи, ля Шане
5 . «Небо в алмазах» – Нина Петровна
6 . «Убрать перископ» – Мартин Песко.
7 . «Лжец, лжец» — начальница главного героя
8 . «Крысиные бега» – устроитель бегов
9 . «Привычка жениться» – главный мафиози
10 . «Миллиардер по неволе» – девушка – репортер, мистер Сидор

Наталия Плаксина — Социоинка в картах Таро

Из цикла «Неизвестный Горький»

ГОРЬКИЙ, МУРА И ДРУГИЕ

В жизни Максима Горького было много мистики. Начиная с рождения до самой смерти.

... Утро выдалось свежее, росистое. Он всю ночь писал и был так возбужден, что спать совершенно не хотелось. Рассказ назывался «Старуха Изергиль» - может быть, лучший, вышедший из-под его пера. Он горел желанием прочитать его своему самому близкому человеку.

А этот самый близкий ему человек равнодушно воспринимал писанину будущего основоположника соцреализма. В самый кульминационный момент повествования Горький вдруг услышал мирное посапывание. Ольга спала.

Злоба душила его. Он вышел в сад и пнул ногой ни в чем не повинную яблоню. Хотелось одного - сунуть голову в петлю...

Печальная история первой любви

В марте подоспело время рожать. Пришлось звать соседского мальчишку.

Сбегай скорей-ка к Гюнтерам, - попросила будущая мамаша. - Позови Варю, акушерку. Скажи, чтоб чемоданчик захватила с инструментом.

Варвара Николаевна не заставила себя ждать. Распорядилась, чтобы кипятили воду, принесли чистые простыни. И вскоре дом Кашириных огласился детским криком - родился младенец, которому суждено было

стать писателем. Но не знала об этом Варвара Гюнтер. Как и о том, что почти через четверть века ее дочь и вот этот горластый малец станут жить вместе. Хитросплетения человеческих судеб порой так причудливы, что поневоле подумаешь о провидении.

А между тем, казалось бы, ничто не предвещало такого поворота событий.

Дочь Варвары Николаевны, Ольга Каминская была на восемь лет старше Горького. Она родилась в Нижнем Новгороде в 1860 году. Отец ее, Юлий Алексеевич Гюнтер, был домашним учителем, а мать, Варвара Николаевна - акушеркой.

В 1877 году Ольга закончила Белостокский институт благородных девиц и познакомилась с членами народовольческой организации - братьями Гриневицкими и Фомой Каминским. Игнатий Гриневицкий впоследствии бросил бомбу, сразившую Александра II и его самого. Чуть позже состоялось знакомство Ольги с Болеславом Корсаком, который был сослан на 5 лет в Иркутскую губернию.

Ольга Гюнтер в 1882 году уехала в Москву, поступив там на акушерские курсы, и вышла замуж за Каминского. В июне следуюшего года у них родилась дочь, и супруги переехали в Белосток.

Жизнь шла неспешно, но нельзя сказать, что Ольга и Фома друг в друге души не чаяли. Похоже, Ольге размеренная семейная жизнь уже сильно наскучила.

И вот в 1887 году к ним неожиданно нагрянул Корсак. Он не был демоном-обольстителем. Он просто стал катализатором, ускорившим распад супружеских отношений. И Ольга стала его сожительницей.

Но тут любовный треугольник перекроили по своему усмотрению полицейские «геометры». Корсака и Каминских, а также Ивана Гриневицкого и его невесту арестовали и выслали этапом туда, где они

родились.

Каминские, которые вновь оказались «в одном купе»,поехали в Оренбург, где жил брат Ольги Юльевны, а в сентябре 1892 года она вновь покидает законного супруга и возвращается в Нижний, где к ней присоединяется супруг незаконный - Корсак. Здесь и состоялась их встреча с Горьким. Этому событию посвящен его рассказ «О первой любви».

Встреча с Ольгой Каминской вообще могла никогда не состояться, если бы Горький не вышел из дома именно в то мгновение, но ни минутой раньше или позже, если бы его маршрут не совпал с маршрутом Ольги и Болеслава. Но судьба распорядилась именно таким образом. И «неотесанный волгарь», как иногда с иронией называл себя «буревестник», был сражен, что называется, наповал. В провинциальном городе, каковым считался тогда Нижний, польские наряды и манеры не могли не произвести фурор.

«Я хорошо чувствовал ее цепкий ум, понимал, что она культурно выше меня, видел ее добросердечно-снисходительное отношение к людям; она была несравненно интереснее всех знакомых барышень и дам, - писал Алексей Максимович.- Нижняя губа маленького рта ее была толще верхней, точно припухла; густые волосы каштанового цвета коротко обрезаны и лежат на голове пышной шапкой».

Однако пристав Второй кремлевской части Чеховский восторга Горького по поводу внешности Каминской не разделял. Вот его сообщение полицмейстеру: «Роста низкого, волосы светло-русые, худощавая, нос большой, стрижена коротко под польку».

Встречи Горького с Ольгой Юрьевной и ее сожителем продолжались каждый день. «Моя любовь, углубляясь, превращалась в страдание, - писал он. - Сидел в подвале, глядя, как, согнувшись над столом, работает дама моего сердца (она занималась картографией, - С.С.), и мрачно пьянел от желания взять ее на руки, унести куда-то из проклятого подвала... Мучительно трудно было мне сдерживать эту страсть - она уже физически сжигала и обессиливала меня».

В феврале 1890 года Корсак получил заграничный паспорт и выехал во Францию. Каминская-Гюнтер осталась. Но старания Горького добиться ее любви были напрасны. Вскоре она отправилась в Париж, к Корсаку.

Будущий «буревестник» был в трансе. И он затеял свое первое странствие, два года шатался по дорогам России, пока не оказался в Тифлисе. И здесь он снова повстречал Каминскую, которая после долгих странствий тоже по странной случайности приехала сюда. Вот уж где мистика, так мистика!

И Ольга Юльевна наконец-то осчастливила Горького своим расположением. Сначала он уезжает в Нижний, а затем и она. Здесь, как сообщал начальник Нижегородского губернского жандармского управления Познанский, Каминская поселилась в квартире «негласно поднадзорного мещанина Алексея Максимовича Пешкова», с которым «состоит в любовной связи, имеет десятилетнюю дочь».

Но счастье Горького продолжалось недолго - всего четыре месяца. В мае 1893 года, узнав, что Корсак вернулся в Россию и его арестовали, Каминская поехала его выручать. Когда Корсака освободили, вернулась в Нижний. Но в их отношениях с Горьким произошла существенная перемена. Размолвки стали повторяться. Ольга Юльевна повадилась часто исчезать из Нижнего, и надолго. «Я большей частью оставалась одна, - вспоминала она. - Разговоры наши были немногословны, редки и только касались дел».

«К моим рассказам она относилась равнодушно, - писал Горький. - Однажды утром, когда я читал ей в ночь написанный рассказ «Старуха Изергиль», она крепко уснула... Я встал и тихонько вышел в сад, испытывая боль глубокого укола обиды, угнетенный сомнением в моих силах».

Но окончательно расстались они, когда Ольга Юльевна стала оказывать знаки внимания какому-то лицеисту, который стал дарить ей богатые подарки. Горький выходил из себя. «Я спросил, чем, по ее мнению, должна окончиться эта грустная история?» . «Не знаю, - ответила она. - У меня нет определенного чувства к нему, но мне хочется встряхнуть его. В нем заснуло что-то, и, кажется, я могла бы его разбудить»... Я чувствовал, что такая жизнь может вывихнуть меня с пути, которым я иду».

Горький предложил ей уехать либо к своему законному мужу, либо к Корсаку. И Каминская так и поступила. Она вернулась к супругу, а потом опять к Корсаку. И вновь к мужу... Не могла она долго жить с каким-то одним мужчиной.

Но Горький ее помнил. Он честно признавался: «Эта женщина была принята сердцем моим вместо матери. Я ожидал и верил, что она способна напоить меня пьяным медом, возбуждающим творческие силы».

Не напоила. Но мистика на этом не заканчивалась. Она только начиналась.

Самарская корректорша

В 1895 году Горький уехал в Самару, устроился в «Самарскую газету». Но не все у него ладилось. Вот что вспоминал поэт, журналист и литературный критик А.А.Смирнов (Треплев): «У меня долго хранилась его записка с такими ошибками, от которых поднялись бы волосы на голове преподавателя русского языка». И действительно, грамотешки начинающему литератору явно тогда не хватало.

К счастью, подвернулась спасительная соломинка в лице молоденькой корректорши Екатерины Волжиной. Она стала править его репортажи, фельетоны и рассказы, иногда просто их переписывала, всячески его опекала.

Дело пошло, и Горький предложил Екатерине Павловне руку и сердце. В конце августа 1896 года состоялась их свадьба, а через год родился сын Максим. В 1901 году появилась на свет дочь Катя. Но она умерла через пять лет, когда пути супругов разошлись, несмотря на то, что Пешкова тоже была женой-«мамой» - « буревестник всю свою жизнь выбирал только таких, кроме, пожалуй, Муры. Но об этом позже. А развод с Екатериной Павловной был обусловлен главным образом тем, что литературный правщик Горькому был уже не нужен.

Были друзья, а потом - враги...

Савву Морозова в России знали все - от мала до велика. Это был не полуграмотный купец, выжимающий последние соки из рабочих. Морозов начал обучение на физико-математическом факультете Московского университета, закончил Кембриджский университет, знал европейские языки. В 25 лет стал управляющим несколькими текстильными фабриками.

Сгубили миллионера женщины. Он увлекался почему-то только замужними светскими львицами. Сначала - супругой своего племянника Зинаидой. И сделал все, чтобы она получила развод, а потом обвенчалась с Морозовым.

Но Зинаида Григорьевна стала вскоре тяготиться этим браком. У нее появились многочисленные поклонники. Впрочем, и Савва тоже охладел к своей «половине».

Новым предметом его воздыханий стала актриса Художественного театра, жена чиновника Желябужского Мария Федоровна Андреева, которая благоволила к большевикам и тратила свои гонорары на помощь революционному делу. И так насела на своего поклонника, что тот, мягкий по характеру человек, сдался без боя. На поддержку РСДРП направлялись баснословные суммы. Морозов даже сам контрабандой привозил из-за границы типографское оборудование и запрещенную литературу.

Роман с Андреевой продолжался, как и предыдущий, очень недолго. На свою беду Савва познакомил Горького с Марией Федоровной. В итоге «третьим лишним» оказался сам. Андреева стала гражданской женой «буревестника».

Такого предательства фабрикант снести не смог. Отношения с Горьким вконец разладились. Весной 1905 года он уехал в Канны и застрелился в отеле. Согласно его завещанию Андреева получила 100 тысяч рублей. Из них 40 тысяч оставила себе, а 60 тысяч передала на нужды революционной борьбы.

Еще одна «мамка»

Мария Федоровна на четыре года была старше Горького. У нее было двое детей: сын Юрий и дочь Катя. Любопытно, что Катя звала своего отчима запросто - Алеша. Чувствовала: ее мать стала и его «мамкой». Но их роман, как бокал черного алжирского вина, был наполнен туманной и дурманящей воображение мистикой. Что такое брак, Горький и Андреева понимали весьма своеобразно.

Горький мог, например, заявить, что желает завести новый роман. Андреева не возражала. Впрочем, и она сама в этом плане была не промах. Своим любовником она сделала ПетраПетровича Крючкова, своего секретаря, а он был моложе ее на... 21 год. Крючков сменил некого Якова Львовича Израилевича. После того, как он сильно избил КрючковаЮ скрываясь от полиции Израилевич подался в в Берлин.

В 1906 году Горький вместе с Андреевой отправился в Америку, тогда еще достаточно пуританскую. Но там разразился крупный скандал. Ни один отель не хотел пускать на постой писателя, который оставил дома законную жену (церковный развод было в то время оформить достаточно сложно), а приехал с любовницей.

Спустя шесть лет Мария Федоровна вернулась на родину, оставив Горького одного среди его итальянских любовниц. Но он и не возражал. Что

касается Андреевой, то в России она ненадолго попала в тюрьму. Но ее пожалели, и актриса работала в театрах Суходольского и Незлобина, а в 1919 году создала Большой драматический театр, где выступала до 1926 года. Горький то жил с ней, то уезжал.

Его любовницы

С легкой руки «буревестника» в Нижнем Новгороде то и дело возникали различные благотворительные общества и кружки, которые вскоре разваливались. Особенно женские. Например, «Общество вспомоществования учительницам Нижегородской губернии» или «Общество помощи нуждающимся женщинам». И, конечно же, у Горького было много поклонниц. В их числе дочь убитого черносотенцами М.И. Гейнце, В.Н. Кольберг, Е.А. Золотницкая, которая аккомпонировала Шаляпину, М.И. Орехова-Медведева. Причем трое из четырех жили в его доме.

В Италии Горький, ничуть не стесняясь присутствия Андреевой, оказывал всяческие знаки внимания жене художника Андрея Дидерикса, Варваре Шайкевич. Роман протекал очень бурно, но закончился, как и все другие, разрывом, после чего Шайкевич поочередно выходила замуж за литераторов и издателей Александра Тихонова и Зиновия Гржебина. Богема есть богема.

Вот что вспоминала художник Валентина Ходасевич: «В 1919 году мы не только сдружились с Алексеем Максимовичем и Марией Федоровной Андреевой, но так случилось, что они предложили нам с мужем переехать жить к ним в большой квартире на Кронверкском проспекте. Мы согласились и жили с ними до отъезда в Италию.

В квартире было 12 комнат. В них жили: Алексей Максимович, Мария Федоровна, Петр Петрович Крючков, художник И.Н. Ракицкий, Мария

Игнатьевна Будберг-Бекендорф-Закревская, секретарь издательства «Всемирная литература», потом секретарь Горького и жена по совместительству, переводившая его произведения на английский язык, Мария Александровна Гейнце, приехавшая из Нижнего Новгорода учиться в медицинской академии... Питаться приходили живущие в верхней квартире этого же дома дочь Марии Федоровны с мужем и ее племянник Женя Кякшт с женой». Кроме того, в качестве медсестры в доме обитала Олимпиада Черткова.

Тогда Горький увлекся Будберг-Бекендорф-Закревской, о которой разговор дальше, но иногда делал «окно» в их отношениях. Однажды, например, всерьез заинтересовался исполнительницей частушек, фамилию которой история не сохранила.

Кошачья полуулыбка

Такой авантюристки, как Мария Игнатьевна Будберг-Бекендорф Закревская, свет, наверное, не видывал. Поэт Андрей Вазнесенский назвал ее «российской Матой Хари». Среди ее бесчисленных любовников и мужей были международный шпион Локкарт, чекист Петерс, барон Будберг, Ницше, Рильке, Фрейд, Уэллс... Горький посвятил ей роман «Жизнь Клима Самгина». Впрочем, список ее возлюбленных куда длиннее.

Предком Муры (так прозвал ее Горький за лукавое, кошачье выражение лица) был Аркадий Андреевич Закревский, служивший при Александре I генералом-адьютантом. С 1823 года он был генерал-губернатором Финляндии. Его жену, Аграфену, Пушкин назвал «медной Венерой» и посвятил ей два стихотворения. В общем, предки Марии Игнатьевны были не так уж просты.

Мура ушла от барона Будберга на второй день после свадьбы. С Бенкендорфом, который был потомком того самого Бенкендорфа, так насолившего Пушкину, она прожила 12 лет. Будберга убили крестьяне, а Бенкендорф скончался сам. За это время Мария Игнатьевна закончила Кембриджский университет и в совершенстве знала английский язык. Достаточно сказать, что за свою жизнь она перевела 36, а может, и больше, толстенных романов.

После этого Мура пустилась, что называется, во все тяжкие. Естественно, привлекла внимание Горького. От нее исходила какая-то особая сексуальность, мужчины мимо просто не могли пройти. И в то же время, по выражению Нины Берберовой, Мура была «железной женщиной», а к таким «буревестника» тянуло всегда.

Берберова прожила с Марией Игнатьевой три года под одной крышей. «Она любила мужчин, - вспоминала Берберова, - и не скрывала этого, хоть и понимала, что эта правда коробит и раздражает женщин и возбуждает и смущает мужчин. Она пользовалась сексом, она искала новизны и знала, где найти ее, и мужчины это знали, чувствовали это в ней и пользовались этим, влюбляясь в нее страстно и преданно... В ее жизни не нашлось места для прочного брака, для детей, для родственников и семейных отношений... Во многих смыслах она была впереди своего времени. Если ей что-нибудь в жизни было нужно, то только ею самою созданная легенда, собственный миф, который она в течение всей своей жизни растила, расцвечивала, укрепляла».

О Муре ходило великое множество слухов. Некоторые из них подтверждены документами. Например, комендант Московского кремля Мальков, который пришел арестовать Роберта Брюса Локкарта, обнаружил в его спальне под кроватью Марию Игнатьевну. В то время она уже жила с Горьким. Было бы известно куда больше, но Мура на излете дней сожгла весь свой обширный архив.

Колхозный бригадир - тоже женщина

1 мая 1934 года в Москве состоялась встреча знатных людей страны. От Азова-Черноморья (ныне Ростовской области) на эту встречу откомандировали полеводческих бригадиров, в том числе Ирину

Никульшину, комсомолку, которой было всего 18 лет.

Бригадиры решили поприветствовать Горького, поехали к нему на дачу.

А что это за девочка, такая маленькая? - спросил он, сверля глазами Никульшину. И глаза у него при этом блестели.

Нет, я не девочка, а бригадир, - ответила Ира.

Видно было, что она ему приглянулась. Когда стали пить чай, Горький усадил ее рядом с собой и говорил, по сути дела, только с ней одной.

Учиться тебе надо, Ира, - посоветовал он ей напоследок.

Вот как только добьюсь двенадцати килограммов зерна на трудодень, так и пойду учиться, - заявила Никульшина.

Бригадиры вернулись домой, а Иру уже ждало письмо от Горького. Потом еще одно, еще... Никому из полеводов он не писал, только ей. Может, это было его последним увлечением?

Роковая супруга

Максим Пешков, сын Горького, тоже был не прочь приударить за женщинами. Совсем, как отец. Но вначале за ним приударила жена, в девичестве Надежда Введенская. Она пришла к нему сама в день своей свадьбы с другом умершего накануне отца доктором Синичкиным. Пришла потому, что сбежала от мужа, выпрыгнув из окна. Ну не нравился он ей, и все.

А Максим, с которым они познакомились на катке на Патриарших прудах, наоборот, нравился. И она попросила его приютить ее у себя. Максим поговорил с отцом, и тот пошел навстречу девушке.

Но поженились они только в 1922 году, когда были в Берлине. На скромной свадьбе присутствовала дочь Шаляпина, Лидия.

Две девочки - Марфа и Дарья - появились на свет уже в Италии. Тимоша - такое прозвище еще в детстве дали Надежде за то, что больную тифом ее остригли наголо - была женщиной красивой и сильной. Она была хозяйкой в доме, а Максим увлекался какими-то несерьезными проектами. Потом стал сильно пить. Начались размолвки. Появились любовницы...

Горького много раз уговаривали вернуться в СССР, но он колебался. Настаивал на этом и сын, которому пообещали подарить автомобиль и обеспечить другими благами.

Наконец, "буревестник" решился на возвращение. Но потом горько об этом пожалел. С самого начала опеку над ним взяло ОГПУ, где заместителем тогдашнего председателя Менжинского был давний друг Горького, бывший нижегородец Генрих Ягода. Его карьерный рост был обеспечен другим бывшим нижегородцем - Яковым Свердловым, с которым Ягода состоял в родстве. Потом он женился на племяннице Свердлова - Иде Леонидовне Авербах.

Ягода зачастил к Горькому, который как бы находился под домашним арестом. А вот Максима Пешкова возили по разным колхозам и заводам, где устраивались застолья, спаивали. Кончилось это все тем, что Максим простудился и 11 мая 1934 года в 38 лет скончался. Хотя есть еще одна версия.

Между Ягодой и Надеждой Пешковой возник роман, Ягода мог устранить своего соперника с помощью яда. Многие историки, в частности Густав Герлинг-Грудзинский, говорят, что "нет никаких оснований не верить обвинительному акту процесса 1938 года, в котором утверждается, что Ягода мог частично по политическим, частично по личным мотивам отправить на тот свет Максима Пешкова".

Но вскоре расстреляли и самого Ягоду. Та же судьба постигла и философа, литератора, историка, директора Института мировой литературы имени А.М.Горького Ивана Капитоновича Луппола. Как только Тимоша собралась выйти за него замуж, его арестовали. Он погиб в лагере в мае 1943 года.

Рок преследовал всех, кто связывал с Надеждой Пешковой свою судьбу. В 1946 году "воронок" увез в тюрьму очередного супруга Тимоши, архитектора Мирона Ивановича Мержанова. Он тоже бесследно исчез в застенках НКВД. Наконец, после смерти Сталина арестовали и нового ее спутника, инженера Владимира Федоровича Попова. Он единственный, кого выпустили спустя полтора года. Но семья распалась.

Роковая женщина часто бывала в Нижнем, участвовала в Горьковских конференциях. Умерла она в январе 1971 года.

Женщина-смерть

Самой последней женщиной Горького была та, что изображена на картине. Вот что писала Валентина Ходасевич: «Утренний кофе пили в зале верхнего этажа, чтобы Алексей Максимович не тратил времени и сил на спуск вниз. Ему не терпелось, и он еще до кофе пригласил меня пройти в кабинет... И вижу замечательно написанную картину. Ясно, что Нестеров. Потрясена сюжетом: передо мной почти в натуральную величину на квадратном холсте изображена молодая женщина, умирающая от туберкулеза... Все вокруг жемчужно-белое, волосы черные, и только запекшиеся губы и роза, почти падающая из безжизненно свесившейся, предельно исхудавшей руки, напоминали сгустки крови... Но почувствовала я, что с картиной этой сама смерть вошла в кабинет Алексея Максимовича».

И действительно, через две недели сердце его остановилось.

Гениальность человека вовсе не свидетельствует о том, что он не от мира сего. Напротив, чем натура более творческая, тем больше направлений она реализует в реальной жизни. Яркий пример – писатель Максим Горький. Мастер слова был плодовит отнюдь не только в литературе.

2017 год – 150-й со дня рождения писателя. В честь этого события в нижегородском художественном музее открылась выставка «Максим Горький. Точка отсчета». Экспозиция насчитывает более 70 произведений искусства и сформирована на основе живописных и графических работ из фондов Института и Музея А.М. Горького РАН, многие из которых никогда ранее не выставлялись не только в Нижнем Новгороде, но и в столичных музеях. Среди представленных картин есть и портрет его единственной официальной жены Екатерины Пешковой. Увы, она была не первой и не последней женщиной Буревестника революции. Woman’s Day вспоминает самые громкие романы нашего любвеобильного земляка.

Первая любовь

Первая гражданская жена писателя Ольга Каминская, выпускница института благородных девиц, побывавшая уже дважды замужем, была значительно старше юного Алеши Пешкова. Она была очень деятельной натурой: занималась революционной пропагандой, подделывала паспорта, изготавливала шляпки, писала портреты. Но это была женщина, которая действительно умела любить!

Ольга Каминская с первым мужем

Именно она первой почувствовала непрочность их с Алексеем Пешковым союза. Свою лепту в наметившийся крен отношений внес и второй муж Ольги, который несколько раз безрезультатно пытался вернуть ее. После очередной подобной попытки Алексей не выдержал, и они расстались. В одном из писем он напишет ей: «Мы уже достаточно много задали трепок друг другу. Я не виню тебя ни в чем и ни в чем не оправдываю себя. Я только убежден, что из дальнейших отношений у нас не выйдет ничего».

Неравный брак

Расставшись с Ольгой, Горький уехал в Самару, где встретил свою первую и единственную венчанную жену Екатерину. С этой стройной красавицей писатель познакомился в «Самарской газете», где он работал корреспондентом, а она – корректором. Родители Катерины были поначалу против их брака. Во-первых, Катя была моложе своего избранника почти на 10 лет, а во-вторых, она была дворянкой, он же – «без рода и племени». Но строптивая дочь проявила волю, и вскоре влюбленные обвенчались. У скитальца Горького появился настоящий домашний очаг, несмотря на то, что супруги все время жили на съемных квартирах. Екатерина была не просто женой при писателе, этакой домашней кошечкой, а активным общественным деятелем.

С женой Екатериной Пешковой

Когда через восемь лет они расстались, она повела себя как мудрая женщина и очень скоро оказалась просто необходимой Горькому. В течение всей жизни в самые трудные минуты Алексей Максимович обращался к ней за поддержкой и помощью. В минуты депрессии он писал ей: «Милый друг! Черт знает, как нелепа, тяжела моя жизнь и до чего я одинок на этой несчастной земле. Иногда мне хочется выйти на улицу, взять первую попавшуюся проститутку со всеми ее болезнями, со всей пустой душой, пойти с ней в трактир и всю ночь говорить ей самое хорошее, что осталось в сердце. Каждому человеку мать нужна. И хотя в 48 лет смешно и глупо мечтать о материнской ласке, но именно этого хочется. Хочется поговорить с человеком-матерью. Не смейся. Трудно». Горький, недополучивший в детстве материнской ласки, в каждой близкой женщине мечтал найти частичку материнской любви.

Жертвенная любовь

Екатерину Пешкову сменила одна из красивейших женщин России, талантливая актриса Художественного театра Мария Федоровна Андреева. Горький и Андреева были ровесниками. Когда они встретились, им было по 32 года. Оба были несвободны, но ради новой любви они оставили свои семьи, в которых подрастали по двое малолетних детей.

Мария Андреева

Из светской львицы известная актриса превратилась в верную жену и соратницу. Когда перед Горьким встал вопрос об эмиграции, она бросила театр, несмотря на то, что Станиславский возлагал на нее большие надежды. За границей Мария Федоровна стала секретарем и переводчиком Горького, а также мудрым критиком. Увы, со временем и эти чувства остыли. Вернувшись в Россию, они решили расстаться.

Женский портрет типа Максим Горький от Немировского и Симонова

Максим Горький

ПРАВИЛА ВЕРНОСТИ: Логико-сенсорный интроверт

Наш вариант: “Мальвина”.

- Не думайте, что если вы спасли нас и в дальнейшем вели себя мужественно, то вас это избавляет от необходимости мыть руки и чистить зубы перед едой…

Алексей Толстой, “Золотой ключик ”

Инспекторши, как правило, стройны и изящны. Элегантную одежду включают в число жизненных приоритетов и не жалеют на нее ни сил, ни денег. Вещей в гардеробе немного, но они дорогие и “приличные”. Установка, что “одежда должна соответствовать положению в обществе”, иногда приводит к тому, что юные, но уже ответственные представительницы этого типа отправляются на природу в светлом выходном костюме и в туфлях.

Держатся строго и независимо, для знакомства желательно, чтобы вас представили. Будьте начеку: уже стартовое рукопожатие Максимка может рассматривать как первый шаг к оформлению отношений. На первых порах вам еще будет дозволена некоторая свобода, но после наступления, как говорят летчики, “времени принятия решений”, ваше поведение должно выглядеть безупречным.Инспекторши не жалуют проныр, выскочек и хвастунов, поэтому старайтесь не расписывать перед ними свои удачи, лучше пожалуйтесь на большую загрузку и проблемы со здоровьем.

Максимки бессознательно тянутся к людям неординарным, творческим, которые могут внести в их жизнь приключения и переживания. Рядом с таким партнером (чаще всего - человеком искусства) строгая Мальвина просто расцветает, становится веселой и остроумной. Идеальная спутница для выхода “в свет”: элегантно одета, приветлива с окружающими и явно не зыркает по сторонам в поисках добычи. Любит шумные вечеринки, путешествия и экскурсии, причем в дороге непривередлива.

При выборе работы Инспекторши отдают предпочтение административным структурам. Из них получаются (ясное дело!) прекрасные инспектора и администраторы, а также неплохие юристы (но только не адвокаты). Дисциплинированы, обязательны и исполнительны. Самое удивительное, что при таких идеальных, казалось бы, качествах не всегда стремятся делать карьеру, довольствуясь средней руководящей должностью. Прислушиваются к мнению окружающих. Злопамятны, везде подозревают интриги и очень плохо переносят критику в свой адрес.

Если Вы мечтаете о семейном постоянстве, то лучше Максимки не найти. Она будет преданной и заботливой женой, независимо от того, любите ли вы друг друга. Педантична, строго ведет семейный бюджет и следит за распорядком дня. Ежедневная белая рубашка и напутственный утренний поцелуй вам обеспечены. Отношения в семье воспринимает как систему взаимных обязательств: только выполнив супружеский долг в отношении работ по дому, муж вправе ставить вопрос о том, что обычно принято считать супружеским долгом… Самые изощренные ласки не смогут ее отвлечь от замеченного беспорядка.

Считается, что Инспекторши ревнивы, но это не совсем так. Просто они не могут простить партнеру нарушения правил, и тут уже в ход идут скандалы и разборки, часто с применением подручных средств. Не различают тонкости отношений, игру и притворство не воспринимают, на розыгрыши смертельно обижаются. Но сами, пусть ненадолго, могут прикинуться кем угодно - от легкомысленной нимфоманки до чопорной старой девы. Оказавшись наконец-то наедине с ранее недосягаемой Мальвиной, вы с удивлением обнаружите, что сексуальный опыт у нее уже имеется (по той простой причине, что ее природная доверчивость уже была использована…) Пытаясь уберечься от душевных травм, Максимка не позволяет себе серьезных привязанностей и демонстративно сомневается в искренности партнера. Традиционный вопрос “о главном” в интерпретации Инспекторши - “За что ты меня полюбил?” Хуже всего то, что она потребует подробного и аргументированного отчета.

Как ни странно, Максимка живо интересуется теорией секса. Все увиденное на экране и вычитанное в книжках воспринимает как норму. Отсюда и парадоксы - с одной стороны, полное отсутствие комплексов, а с другой - не менее полное отсутствие воображения и интереса к самому процессу. Остается утешаться тем, что ее поведение, пускай недостаточно романтичное, по крайней мере, безупречно технически. Уважает силу, нередко проявляет садомазохистские наклонности.