Вакханалия природы в полотнах джузеппе арчимбольдо. Картины джузеппе арчимбольдо Джузеппе арчимбольдо картины

Сегодня модно создавать различные инсталляции, соединяя в единую композицию всем привычные предметы. Привлекая к себе внимание, они выступают в роли своеобразного смыслового посыла, донося до своего зрителя идею автора. Но и они, производящие необходимый эффект, не могут приблизиться к художественной концепции полотен Джузеппе Арчимбольдо. Полотен, на которых причудливым образом слились воедино фрукты, овощи, цветы, деревья или предметы обихода, создавая портреты аллегорий или реальных людей. Полотна, которые выходят за рамки общепринятых понятий и насквозь пропитаны фантасмагорией бытия, притягивающей взгляд и будоражащей умы людей.

Юность художника

Итальянский живописец Джузеппе Арчимбольдо появился на свет в 1526 году (по другим источникам в 1527), в городе Милане (Италия). Его отец, Бьяджо Арчимбольдо, был художником, что отчасти предопределило интересы юного Джузеппе. С ранних лет он помогает своему отцу и активно учувствует в создании церковных росписей. И начиная с 1549 года, его имя упоминается в официальных документах заказов, которые получали отец и сын.

Помимо отца-художника на формирование интересов юного Джузеппе оказали влияние работы Леонардо да Винчи. Бьяджо Арчимбольдо был знаком с учеником Леонардо, Бернардино Луини, который нередко показывал Джузеппе альбомы с рисунками и чертёжами гения. Остаётся только догадываться, какое впечатление они производили на дремлющий талант юноши, решившего посвятить себя искусству.

Венский период художника

Ранний период творчества Джузеппе Арчимбольдо не выходит за рамки тогдашних канонов искусства. Но, несмотря на это, слава о нём постепенно распространяется за пределы Милана, в котором его талант был востребован. В скором времени молодой человек принимает личное приглашение от короля Германии Максимилиана II, и покидает родные пенаты на долгие 25 лет.

С 1562 года творчество и жизнь Джузеппе связаны с венским дворцом, где он числится придворным живописцем и пишет портреты императора и членов его семьи. А с 1563 года из под его кисти миру начинают являться теперь уже знаменитые аллегории времён года. Циклы сразу и по достоинству оценил весь двор. Мало того! Их повторение начинают заказывать придворные, чтобы дарить своим иностранным знакомым и политическим союзникам.

В венский период Джузеппе Арчимбольдо преуспел не только в качестве художника. Будучи разносторонней личностью, он начинает организовывать различные празднества и театральные представления, для которых собственноручно создает декорации. Его так называемые «театральные деревянные машины» можно смело считать прототипами современных спецэффектов. Демонстрируя их возможности во время проведения дворцовых торжеств, Джузеппе Арчимбольдо снискал себе славу талантливого декоратора и, как бы выразились в наше время, арт-директора.

Пражский период художника

1570 год преподнес живописцу новую командировку – он был отправлен в Прагу, ко двору наследника Максимилиана II Рудольфу. Последний испытывал тягу не только к искусству, но и всему необычному, что положило начало созданию Пражской кунсткамеры, экспонатами для которой было поручено заниматься Джузеппе Арчимбольдо.

Увлечение короля Рудольфа оккультными науками, как нельзя лучше совпало с мироощущением самого Джузеппе Арчимбольдо, который с головой уходит в работу над созданием собственной теории восприятия мира. Монарх бесконечно благоволит ему и даже жалует дворянский титул, с правом иметь собственный герб.

Возвращение на родину

В 1588 году Джузеппе Арчимбольдо вместе со своим сыном Бенедетто возвращается в Милан. Довольно быстро он восстанавливает утраченные связи и приобретает новых просвещённых людей. А незадолго до своей кончины он был удостоен ещё одного почётного титула – пфальцграфа, что поставило его в один ряд с великими Содомом и Тицианом.

Умер Джузеппе Арчимбольдо в 1593 году, 11 июля. Причиной его смерти стала банальная мочекаменная болезнь.

Текст: Анна Комарова

На старинной гравюре, считающейся по традиции автопортретом знаменитого итальянского мастера Джузеппе Арчимбольдо, есть надпись по-итальянски, якобы принадлежащая самому художнику. Она гласит в русском переводе:

Я в образе горы, и это мой портрет,
Природа, выраженная искусством Арчимбольдо.

Во всю плоскость листа изображена громадная скала, поросшая лесом, кое-где среди деревьев виднеются каменные дома. Поперек скалы вздымается мост, под ним - поднятая решетка, дающая дорогу потоку воды. Но стоит вглядеться в изображение, и скала постепенно начинает превращаться в человеческое лицо, деревья - в волосы, плоские дома - в глаза, древняя башня - в нос, вздыбленный мост - в усы... И вот заинтригованный зритель хочет скорее узнать, кто же этот художник.
Известно, что существовал (ныне его местонахождение неизвестно) автопортрет Арчимбольдо, написанный маслом в 1570 году, - единственный, если не считать рисунка пером, хранящегося в Национальной галерее Праги. На автопортрете (в одной из французских монографий воспроизведен его черно-белый вариант) лицо философа, мыслителя, человека громадного интеллекта. Проницательный, пристальный взгляд, густая борода с проседью, высокая шапка ученого - всё обличает незаурядную, яркую личность.
Перелистаем же немногие, почти рассыпавшиеся от времени страницы, сохранившие кое-что о жизни этого замечательного человека.
В 1592 г. Рудольф II, император Священной Римской империи, возвел его в титул пфальцграфа. Такого удостаивались не многие художники.
Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1527 г. Уже в возрасте 22 лет он работает как художник вместе со своим отцом Бьяджо, украшая Миланский собор. В 1551 г. Арчимбольдо расписал пять гербов, которые были преподнесены Миланом королю Богемии Фердинанду I, ставшему в 1556 году императором. Факт этот сам по себе достаточно знаменателен, так как именно в это время монарх заинтересовался молодым художником, что в дальнейшем повлияло на его судьбу.

Статья опубликована при поддержке компании мебельной фурнитуры "Мирэна-Лидер". Широкий ассортимент мебельных комплектующих и инструментов для изготовления мягкой и корпусной мебели, а также в продаже швейная фурнитура - мебельные резинки, заготовки для пуговиц , молнии, нитки, мебельные ленты и многое другое. Опт и розница, гарантия качества, доступные цены, акции и скидки. Посмотреть каталог товаров, цены, контакты и оформить заказ Вы сможете на сайте: https://mirena-lider.ru/.

Отец Арчимбольдо был дружен с семьей живописцев Луини, хранивших рукописи и рисунки Леонардо. Благодаря этому Джузеппе мог видеть работы великого флорентийца. Аурелио Луини сохранял как реликвию наброски из записных книжек Леонардо, доставшихся Бернардино Луини, отцу Аурелио, и, конечно, показывал Арчимбольдо удивительных чудовищ, карикатуры, всевозможные гибриды растений и животных, составляющие человеческие лица. Эти рисунки поразили воображение молодого художника и остались в его памяти.
В 1562 г. император Фердинанд I приглашает художника в Вену на должность придворного портретиста и копииста. Начиная с этого года вплоть до 1587-го - это период царствования Фердинанда I, Максимилиана II и Рудольфа II - художник живет при дворах в Вене и Праге.
Главная обязанность Арчимбольдо, помимо писания королевских портретов, состояла в приведении в порядок и украшении знаменитого «Кабинета», включающего необозримую коллекцию произведений искусства и редкостей, или «курьезов», как их тогда именовали. Коллекция Рудольфа II считалась лучшей в Европе.

Величайший ценитель живописи

Император Рудольф II, основатель Пражской научной школы, как его именуют теперь, был необычайной личностью. Еще современники сравнивали его с Фаустом и Просперо, героем последней пьесы В. Шекспира «Буря». В недавно изданной книге Н.П. Гордеева «Пражская научная школа» утверждается, что «Рудольф стремился к универсальному знанию (пансофия), а через него к познанию гармонии мира и созданию гармонического общества. Широта взглядов императора, его исключительная толерантность позволили ему создать щадящую атмосферу для окружавших его деятелей науки и искусства, что ставит его в один ряд с такими покровителями наук и искусств, как Птолемеи».
Уже после смерти Рудольфа гениальный астроном Иоганн Кеплер, один из виднейших деятелей Пражской школы, в своей работе «Рудольфовы таблицы», подводящей итоги многолетним астрономическим исследованиям, ставил Рудольфа в один ряд с Юлием Цезарем и Альфонсо Мудрым, которые всегда сознавали высокую роль всеобщего просвещения и значение индивидуального образования, постоянно содействовали развитию науки, объединяли вокруг себя знаменитых ученых и художников.
Рудольф II собрал огромное количество произведений искусства. Среди сокровищ его разграбленной впоследствии кунсткамеры были картины Дюрера, Брейгеля Старшего, Корреджо, Тициана, Лукаса Кранаха Старшего и многих других голландских, итальянских и немецких художников, приобретенные за высокую цену, - подлинное выражение страсти к постижению тайн мира. Недаром современники именовали его Гермесом Трисмегистом.
И изобразительное искусство, и литература Пражской школы тяготели к мистической и мифологической символике. Это полностью соответствовало вкусам современного им общества и самого императора. В своей знаменитой «Книге художников» (1604) Карел ван Мандер восторженно отзывается о безупречном вкусе императора, его глубоком понимании живописи и благородстве по отношению к людям искусства. Упоминая об Александре Македонском как о высоком покровителе живописцев древности, он не преминул заметить: «Но кто требует новых примеров, тот должен, коли для него это возможно, отправиться к императору Римской империи Рудольфу II - величайшему из современных нам ценителей живописи».
Рудольф II, собравший в Праге, согласно преданию, несколько десятков алхимиков, не столько мечтал о получении «алхимического золота», сколько испытывал потребность сотрудничать с силами «астрального» мира. Недаром он стал героем пражских мифов, повествующих о его общении с духами. Именно во времена правления Рудольфа знаменитый пражский раввин Иегуда Ливен бен Бецалель создал искусственного человека - Голема, якобы разгуливавшего по ночной Праге.

Мастер празднеств

Прага считалась в то время культурным центром всей Европы. Здесь работали выдающиеся астрономы - Тихо Браге и упоминавшийся уже Иоганн Кеплер, крупнейшие алхимики - Михаэль Сендивой и Михаил Майер, знаменитые философы, медики, натуралисты, приезжавшие со всей Европы.
Среди этих замечательных ученых Арчимбольдо занимал не последнее место. Человек многих дарований и широкой эрудиции, он служил при дворе как архитектор, театральный художник, музыкант, гидротехник. Его биограф сообщает, что отец Рудольфа II Максимилиан II высоко ценил Арчимбольдо и не только прислушивался к его суждениям, но и «подстраивался» под его вкус. Так, с помощью художника он создал Кабинет искусства и редкостей. Позже эти собрания стали основой знаменитого музея-кунсткамеры Рудольфа II.
Арчимбольдо носил титул «Мастер празднеств». Подобно Леонардо, он изобретает и строит различные гидравлические механизмы, музыкальные автоматы. Известны два его изобретения, зафиксированные в мемуарах современников, - «Перспективная лютня» и «Цветовой клавикорд». Первый фигурирует в инвентарной описи Градчанского замка за 1621 год, второй - в «Мантуанском диалоге» Грегорио Команини, одного из ближайших друзей художника. Команини сообщает, что звуки «цветового клавикорда» соответствовали тому или иному цвету, составленному художником по цветовой шкале. Музыковед Лионелло Леви утверждает, что Арчимбольдо стремился соединить оптический и акустический ряды согласно пифагорейским теориям, пользовавшимся в то время успехом среди гуманистов.
В этих исследованиях, по всей видимости, Арчимбольдо преуспел. Как сообщает Команини, художник однажды нарисовал на бумаге последовательность аккордов и предложил Мауро Кремонезе, придворному музыканту Рудольфа II, исполнить их на клавесине, с чем тот успешно справился. «Этот в высшей степени изобретательный живописец, - писал Команини, - умел не только верно передать цветами полутона, но и разделять тон точно пополам. Он мог изобразить очень мягкий и равномерный переход от белого к черному, постепенно добавляя черноты, подобно тому, как музыкант начинает с низких тяжелых нот, переходит к более высоким и кончает совсем высокими».
Постепенно, начиная с чистого белого и добавляя все больше черной краски, Арчимбольдо удавалось передать октаву из двенадцати полутонов с помощью цветов в диапазоне от «низкого» белого до «высокого» черного. Таким же образом он умел передать и целых две октавы.
«Точно так же, - продолжает Команини, - добавляя к белому цвету черный, чтобы изобразить повышение тона, он умел пользоваться желтым и другими цветами, используя белый для самых низких, доступных человеческому голосу нот, зеленый и синий - для средних по высоте, а самые яркие цвета - для самых высоких; это было возможно благодаря тому, что один цвет буквально поглощался другим и следовал за ним подобно тени. За белым следовал желтый, за желтым - зеленый, за зеленым - синий, за синим - фиолетовый, за фиолетовым - ярко-синий; так же тенор следует за басом, альт следует за тенором и сопрано следует за альтом».
Не объясняют ли эти музыкальные принципы, лежащие в основе живописи Арчимбольдо, поразительную музыкальность его картин?

Цикл «Времена года»

Арчимбольдо - автор семнадцати станковых полотен. Наиболее известны два больших цикла - «Времена года» и «Стихии». Первый вариант серии «Времена года» относится к 1563 г. Из этих четырех картин Музей истории искусств в Вене обладает двумя - «Лето» и «Зима». «Весна» недавно открыта в Мадридской академии Сан-Фернандо, в то время как «Осень» утеряна. Второй вариант этой серии датируется 1573 г. и приобретен Лувром в 1964 г.
Цикл «Стихии» относится к 1566–1571 гг. Картины эти были вывезены из Праги в 1648 г., когда город был частично сожжен, а замок Градчаны разграблен в результате вторжения в Прагу шведских войск под предводительством маршала Густава Врангеля. Некоторые из картин Арчимбольдо, включая знаменитого «Вертумна», до сих пор находятся в Швеции в замке Шкоклостер - бывшей резиденции маршала.
Тот факт, что картины Арчимбольдо несколько столетий «скрывались» в частных собраниях, стал причиной того, что искусство его до середины 20-х годов прошлого столетия было практически неизвестно широкой публике. И только после того как шведский коллекционер Олаф Гранберг в 1911 г. в Стокгольме опубликовал «Генеральную опись сокровищ искусств в Швеции», картины мастера получили известность.
Обратимся теперь непосредственно к «Временам года».
В картине «Лето» (1573, Лувр) развита тема знойного летнего полдня, символизирующего молодость. Плоды «Лета» будто вырастают из золотистых колосьев пшеницы. Цвет здесь «знойный», насыщенный, «летний». Спелые рубиновые вишни, изумрудные огурцы, наливающиеся розовые яблоки и груши - таков колорит картины.
В картине есть одна деталь, которая позволяет нам подробнее остановиться на некоторых аспектах искусства художника. Это латинская надпись: «Guseppe Arcimboldo. F» и ниже: «1573».
Арчимбольдо здесь следует за неоплатониками в понимании художественного гения: поэт творит, оживляет неживую природу, подобно магу.
В картине «Осень» (1573, Лувр) тема «среднего возраста» находит свое развитие в изображении осенних плодов, освещенных лучами заходящего солнца. Рыжеватые осенние листья, тяжелые грозди золотистого винограда, грибы и овощи - все это создает удивительную картину изобилия и богатства природы.
В этой картине поражают удивительная естественность, полное отсутствие всякой «заданности», мастерство, с которым художник компонует многочисленные плоды и овощи, будто сами собой составляющие лицо «Осени». Это свидетельствует о редчайшем композиционном даре, вкусе, незаурядном владении рисунком и цветом. Все это ненавязчиво и естественно помогает созданию единого, цельного образа.

Осень. 1573. Лувр, Париж

Цикл «стихии»

В цикле «Стихии» раскрываются все особенности гения Арчимбольдо. Эпоха, в которую творил художник, характерна тем, что в это время дальнейшее обогащение ренессансной мысли происходило главным образом в натурфилософии. Одна из главных ее идей - учение о живом Космосе, исполненном внутренних сил, имеющем в себе самом достаточные основания своего бытия, движения и развития. Мир, исполненный таинственных сил, мог представляться создателям натурфилософских систем в качестве некоего объекта магических действий.
При дворе Рудольфа II, как и во всей Европе, была особенно популярна магическая теория знаменитого немецкого ученого Агриппы Неттесгеймского (1486–1535), построенная на той мысли, что как высшее влияет на низшее, так и обратно - всё низшее влияет на высшее, только в меньшей степени. В своем главном сочинении «О тайной философии» (1510) Агриппа пишет: «Имеются всего четыре стихии, или элемента, то есть четыре основания для всех телесных вещей. Это суть огонь, земля, вода и воздух. Из них образуется всё, но образуется не путем смешения. А путем соединения и преобразования, и обратно, всё, что приходит к концу, разлагается на четыре элемента. Каждый из элементов имеет два особых свойства, из которых одно принадлежит специально этому элементу, между тем как другое составляет переход к следующему элементу. Огонь горяч и сух, земля суха и холодна, вода холодна и влажна, воздух влажен и горяч. Так элементы противостоят один другому по своим противоположным свойствам: огонь–вода, земля–воздух. И это есть принципы и начало всех тел, их свойств и их чудесных действий. Таким образом, как только кто-либо познает свойства элементов и их смесей, он сможет легко оперировать чудесными и удивительными вещами и в совершенстве заниматься натуральной магией».
Эти идеи наиболее ярко отразились в картине Арчимбольдо «Огонь» (1566, Вена), входящей в цикл «Стихии». Так, здесь мы находим четыре вида пламени, о которых говорит Агриппа. Продукты первого относятся к неорганической природе, второго - к растительной среде, третьего - к животной сфере и четвертого - к человеческому миру.
Интересно решены третий и четвертый типы. Для третьего он выбирает изображение барана из ордена Золотого Руна, а для четвертого - пушки и аркебузу. Кроме того, мы здесь находим все образцы «симпатий», характерные для данной стихии. Так, согласно Парацельсу, огонь и светящее пламя подчинены солнцу. Из металлов ему «симпатичны» золото и яшма, изображенные здесь на ордене Золотого Руна. Из животных «солнечен» баран, который изображен на том же ордене.

Огонь. 1566. Музей истории искусств, Вена

Поэзия флоры

Одна из поздних картин Арчимбольдо - «Флора» - была написана в 1588 г. в Милане, куда художник вернулся после многих лет пребывания в Праге. Однако он не прерывал связей с двором Рудольфа. Так, картина «Флора» была послана им в Прагу, откуда позднее вывезена в Швецию.
Г. Команини посвятил «Флоре» мадригал, построенный на игре слов fiori (цветы) и Flora (Флора):

Флора Я, или Я Цветы?
Если Я Цветы, как может тогда Флора
Улыбаться? А если Я Флора,
Как может быть Флора Цветами?
О! Я не Цветы и Я не Флора.
И все же Я Флора, и Я Цветы.
Тысячи Цветов, одна Флора.
Живые Цветы, живая Флора.
Но если из Цветов составлена Флора,
а из Флоры - Цветы,
Понимаете ли вы, как это случилось?
Цветы во Флору
Художник мудрый превратил,
а Флору - в Цветы.

Команини превосходно уловил поэзию «Флоры», соотнесенность отдельного с целым и проявление целого в отдельном. Здесь Арчимбольдо как бы предвосхищает позднейшую идею Новалиса (1772–1801): «Всё поэтически созданное должно быть живым индивидом. Это всё равно, полагаю ли я универсум в себе или себя в универсуме. Природа есть одновременно бесконечное животное, бесконечное растение и бесконечный камень». Поэт, согласно Новалису, обуздывает хаотические первобытные стихийные силы. Только художник, поэт выражает «дух природы», ее «внутренний разум». Природа и человек сливаются воедино.
Так, в картине «Флора» многочисленные цветы, разнообразные, изображенные в сотнях тончайших цветовых нюансов лепестки соединяются в женский образ, таинственный и загадочный. Этот образ существует во времени, потому что зритель постоянно переходит от созерцания цветов, которыми усеян холст, к лицу, которое они образуют, и наоборот. Эти метаморфозы происходят постоянно.
Хочется подчеркнуть, что картины Арчимбольдо не являются «шутками, выдумками, предназначенными для кабинета редкостей», как утверждает Ч. Стерлинг, крупнейший специалист в области испанского и фламандского натюрморта XVII в. Если говорить о «натюрмортах» Арчимбольдо, то, помимо громадного, покоряющего мастерства и блестящей виртуозности, они всегда «одушевлены», что объясняется натурфилософскими идеями, заложенными в них.

Последняя картина

Эти идеи характерны и для последней картины Арчимбольдо «Вертумн», которую друзья художника Джованни Ломаццо и Грегорио Команини называют «Портретом Рудольфа II». Они называют и дату создания «Вертумна» - 1590 г.
Поэма Команини, посвященная этой картине, была послана в Прагу вместе с картиной. О том, насколько Рудольф II был восхищен этим шедевром, говорит тот факт, что именно за него Арчимбольдо был возведен в титул пфальцграфа. В настоящее время картина находится в собрании барона фон Эссена в замке Шкоклостер в Швеции.
Вертумн - этрусское божество садов и обработки земли. В Древнем Риме Вертумн считался также покровителем торговли. Статуя его стояла в этрусском квартале Рима, храм был на Авентине. Вертумн изображался в виде юноши с садовым ножом в одной руке и корзиной плодов в другой. Согласно мифу, Вертумн мог принимать любой образ.
Арчимбольдо изображает Вертумна в образе существа, состоящего из спелых плодов, овощей, злаков, цветов и в то же время неожиданно обнаруживающего сходство с Рудольфом II. На портретах императора мы видим тяжелый подбородок Габсбургов, заросший кустистой бородой (колючие растения), черные, круглые, блестящие глаза (вишня и ежевика), одутловатые круглые щеки (наливные красные яблоки), выпуклый лоб (тыква), оттопыренные уши (початки кукурузы).
Вертумн, каким его изобразил художник, - некий астральный двойник императора, могущественный Плодоноситель. Образ этот зашифрован, каждая его деталь связана с необычной личностью Рудольфа.
Об этом пишет Команини в своей поэме «Вертумн».

Хоть мой вид, быть может, страшен –
В нем величие сокрыто,
Скрыт мой королевский облик.
Мне скажи теперь, ты хочешь
Разглядеть, что я укрыл?
Покрывало тогда сброшу...

Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей, именуемых «арчимбольдесками». Умелые и неумелые стилизаторы, не восприняв идей, заложенных в картинах Арчимбольдо, заимствовали лишь его внешние приемы. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы. Но они так и остались фокусниками и давно забыты, в то время как яркое, исполненное глубокой мысли, совершенное искусство великого Арчимбольдо продолжает волновать до сих пор.

Впервые представляет около двадцати из ста сохранившихся картин одного из главных художников Высокого Возрождения. Музеи и институты, владеющие работами Джузеппе Арчимбольдо, одалживают их с большой неохотой. А потому увидеть пятую часть его сохранившегося наследия - это шанс, который выпадает лишь раз в жизни.



Джузеппе Арчимбольдо
«Автопортрет» 1575
23.1 × 15.7 см
Национальная галерея, Прага

Джузеппе Арчимбольди, известный как Арчимбольдо (1526 или 1527 - 1593), получил первое художественное образование в мастерской своего отца Бьяджо в Милане. Уже в возрасте 21 года он начал создавать витражи и фрески для городского кафедрального собора. В 1562 году признанного художника пригласил ко двору император Священной Римской империи Фердинанд I Габсбург. Затем Арчимбольдо служил его сыну Максимилиану II и внуку Рудольфу II в Вене и в Праге. Он был не только придворным живописцем, но и декоратором, создателем костюмов и организатором празднеств.


Аллегория времен года, последователь Арчимбольдо



Аллегория времен года, последователь Арчимбольдо


Painting of the School of Giuseppe Arcimboldi (Arcimboldo) (1527-1593) 16th century
Naples, museo di Capodimonte


Four Seasons in One Head
circa 1590
oil on panel
44.7 cm x 60.4 cm
National Gallery of Art


Корзина с фруктами. В перевёрнутом виде картина представляет собой портрет. Масло на деревянной панели, около 1590
Reversible Head with Basket of Fruit
circa 1590
oil on panel
56 х 42 cm
Frencht & Company, New York.


Reversible Head with Basket of Fruit 16th century



Fruit Basket 16th century


Натюрморт с луком и овощами (Огородник) 1590
36×24 см
Масло, Панель


The Vegetable Gardner 1590


Portrait with Vegetables (The Greengrocer) 1590


The Cook
circa 1570
oil on panel
53 х 41 cm
Nationalmuseum (Stockholm)


Натюрморт с поросенком (Повар) 1570
53 × 41 см
Масло, Панель


The Cook
circa 1570
oil on panel
53 cm х 41 cm
Nationalmuseum (Stockholm)


Причудливый портрет


Giuseppe Arcimboldo (1527 - 1593)


Антропоморфический натюрморт, последователь Арчимбольдо


Instruments of Human Sustenance (Humani Victus Instrumenta): Agriculture
after 1569
Metropolitan Museum of Art


The Instruments of Human Sustenance (Humani Victus Instrumenta): Cooking
after 1569
Metropolitan Museum of Art

На старинной гравюре, которая считается "автопортретом" Джузеппе Арчимбольдо (1527 - 1593 гг.) в правом углу виднеется надпись, которая якобы принадлежит самому художнику.

Надпись гласит:
"Я в образе горы, и это мой портрет,
Природа, выраженная искусством".

Всю поверхность листа занимает изображение огромной скалы, которая сверху поросла густым лесом и кое-где виднеющимися домишками; мост вздыбился поперек скалы, под мостом - поднятая решетка, она открывает дорогу потоку воды, который мчится из-под скалы.

Всматриваясь в изображение, зритель начинает замечать, что постепенно скала превращается в лицо человека, где плоские дома - глаза, поднятая решетка - рот, вздыбленный мост - усы, древняя башня - нос, деревья - волосы. Заинтригованный зритель желает познакомиться с автором.

Сохранился лишь один автопортрет Джузеппе Арчимбольдо, который был написан в 1570 году (его местонахождение неизвестно), если не брать в учет рисунка пером, который хранится в Народной галерее в Праге.

На "Автопортрете" лицо мыслителя, философа, человека большого интеллекта. Высокая шапка ученого, густая борода с проседью, пристальный, проницательный взгляд - все обличает яркую, незаурядную личность.

Император Священной Римской империи Рудольф II, возвел художника Арчимбольдо в титул пфальцграфа в 1592 году.

Родился Джузеппе Арчимбольдо в 1527 году в Милане. В 22 года он уже вместе со своим отцом Бьяджо работает как художник, украшая миланский собор.

Арчимбольдо расписывает в 1551 году пять гербов, которые Милан преподнес королю Богемии Фердинанду I.

Отец Арчимбольдо дружил с семьей Луини (живописцы), хранивших рисунки и рукописи Леонардо. Поэтому Джузеппе имел доступ к работам великого флорентийца. Эти работы поразили Арчимбольдо и врезались в его память.

Император Фердинанд I в 1562 году пригласил художника в Вену на должность придворного копииста и портретиста. С 1562 по 1587 гг. (царствовали Фердинанд I, Максимилиан II, Рудольф II) Арчимбольдо живет при дворе в Праге и в Вене. За все это время он всего лишь несколько раз ездил в Италию и Баварию.

Обязанностью художника было написание королевских портретов, а также он должен был привести в порядок и украсить знаменитый "Кабинет", который включал в себя коллекцию редкостей, или "курьезов" и коллекцию произведений искусства. Современник описал эту коллекцию так: "Вазы в виде драконов и животных, музыкальные автоматы, мозаики из перьев колибри, квадранты, астролябии, корень мандрагоры".

На творчество Джузеппе Арчимбольдо повлияли индийские миниатюры "Кабинета", которые изображали животных, особенно антилоп, лошадей и слонов, составленных из человеческих фигур или фигур других животных. Здесь же находились инкунабулы и манускрипты, листы которых представляли композиции из человеческих фигур, растений и животных, которые сохранили форму букв.

Титул "Мастера Празднеств" носил Джузеппе Арчимбольдо. Как и Леонардо, он изобретал и строил различные музыкальные автоматы и гидравлические механизмы. Нам известны два его изобретения, которые зафиксированы в мемуарах современников: "Цветовой клавикорд" и "Перспективная лютня". Первое фигурирует в "Мантуанском диалоге" Г. Команини, ближайший друг художника в период возвращения в Италию. Второй - в инвентарной описи за 1621 год Градчанского замка.

Джузеппе Арчимбольдо является автором семнадцати станковых картин. Самыми известными можно считать два больших цикла: "Стихии" ("Земля", "Воздух", "Огонь" и "Вода") и "Времена года" ("Зима", "Весна", "Лето" и "Осень"). К 1563 году относится первый вариант серии "Времена года" Музей истории искусств в Вене обладает только двумя картинами из этой серии ("Зима" и "Лето"). В мадридской Академии Сан-Франциско находится "Весна", а "Осень" - утеряна. 1573 годом датируется второй вариант этой серии. Его в 1964 году приобрел Лувр.

К 1566 - 1571 году относится серия "Стихии". В 1648 году картины из этой серии вывез из Праги маршал Карл Густав Врангел, предводитель шведских войск. В Швеции в замке Шоклостер (бывшая резиденция маршала) до сих пор находятся некоторые из этих картин.

Итак, "Времена года" Арчимбольдо. Еще в средневековой арабской философии времена года и стихии, сравнивались с процессами, которые происходят в организме человека. Восход солнца - улыбка, гром - речь, ветер - дыхание. Лето сравнивали с молодостью, весну - с детством, осень со средним возрастом, зиму - со старость.

В серии "Времена года" художник, используя художественные приемы, раскрывает эти идеи.

"Весна" (1573 год; Лувр). В этой картине тема утренней зари, рассвета, молодости определяет весь художественный строй образа. Ярко сверкают растения на темном фоне, который символизирует ночь. Разнообразные цветы, которые осветили первые лучи солнца, раскрываются навстречу ему. На щеках "Весны" заря полыхает алым цветом, сгущаясь в тюльпанах и розах, растекаясь теплым потоком в лепестках кувшинок и лилий. Здесь такой цвет, каким бывают цветы и травы на утренней заре. Краски весенние: тепло-желтые и алые цветы, нежно-зеленые листья.

"Лето" (1573 год; Лувр). В этой картине развивается тема жаркого летнего полдня, который символизирует молодость. Плоды "Лета" вырастают из золотых колосьев пшеницы. Здесь преобладает насыщенный "летний" цвет, "знойный". Наливающиеся груши и яблоки, изумрудные огурцы, спелые малиновые вишни - вот колорит "Лета". Одна деталь в картине "Лето" дает возможность нам более подробно остановиться на некоторых аспектах искусства Джузеппе Арчимбольдо. Это латинская надпись на шее у "Лета": "Givseppe Arcimboldo. F", ниже "1573".

Здесь Арчимбольдо следует за неоплатониками в понимании художественного гения: поэт созидает, творит, оживляет неживую природу; человек, индифицируя себя с природой, оживляет и одухотворяет ее. Мысль Арчимбольдо понятна: несмотря на качественные различия и количественное многообразие, единство природы сохраняется.

"Осень" (1573 год; Лувр). В картине находит свое развитие тема "среднего возраста" в изображении плодов осени, которые освещены лучами заходящего солнца. Отсюда и красновато-желтый колорит картины. Сочные спелые яблоки и груши, тяжелые грозди золотистого винограда, рыжеватые осенние листья, овощи и грибы - это все создает картину богатства и изобилия природы.

"Зима" (1573 год; Лувр). Картина, замыкающая цикл. Тема старости, ее иллюстрирует сухое дерево в образе старика, который зябко кутается в накидку из соломы. На ветке - зимние плоды: апельсин и лимон. Тему увядания раскрывает и цвет - желтовато бурый с фиолетовыми пятнами. Сухое дерево, изрытое морщинами, переплетающиеся красиво сухие ветки на "голове", разной формы пни, листья, сучья - это все придает образу живописность и оригинальность.

Работу "Зима" можно рассматривать как иллюстрацию к изречениям естествоиспытателя Парацельса (1493 - 1541 гг.): "Дерево - то же тело. Кора его подобна коже, ветви - волосам. Оно благоухает плодами и цветами, и подобно человеку, способно видеть, слышать, ощущать".

Такая натурфилософская идея, находит развитие в цикле "Стихии". В этом цикле раскрываются все особенности гения Джузеппе Арчимбольдо.
Во всей Европе, а также при дворе Рудольфа II была очень популярна магическая теория Агриппы Неттесгеймского (1456 - 1535 гг.).

Построена она была на мысли, что как высшее влияет на низшее, так и наоборот - все низшее влияет на все высшее, но в меньшей степени. Дальше, все стоящее на одной ступени влияет одно на другое взаимно, на основании действия закона, в котором говорится, что всякий предмет притягивает подобное себе и обратно - своим всем существом притягивает к себе силы его.

В своей работе "О тайной философии" (1510 г.) Агриппа пишет: "Есть всего четыре элемента или стихии, т. е. четыре основания для всех телесных вещей. Это суть земля, воздух, огонь и вода. Из них все образуется, но образуется не путем смешения, а путем соединения и преобразования, и обратно, все, что пришло к концу, разлагается на четыре элемента. Каждый элемент имеет два особых свойства, из которых одно принадлежит этому элементу, а другое - переход к следующему элементу. Огонь горяч и сух, земля - суха и холодна, вода - холодна и влажна, воздух - влажен и горяч. Так элементы противостоят друг другу по своим противоположным свойствам: земля - воздуху, огонь – воде".

Наиболее ярко отразилась эта идея в картине Арчимбольдо "Огонь" (1566 год; Вена), которая входит в цикл "Стихии". В ней мы видим четыре вида пламени, о которых писал Агриппа. Продукты первого типа пламени можно отнести к неорганической природе, второго типа - к растительной сфере, третьего - к животной сфере, четвертого - к человеческому миру. Художник интересно решил третий и четвертый типы.

Для третьего он выбрал изображение барана из ордена Золотого Руна, для четвертого - аркебузу и пушки.

"Огонь" Джузеппе Арчимбольдо по терминологии Агриппы "сух и горяч", а "Вода" (1568 г., Вена) - "холодна и влажна". Решена картина "Вода" в розовато-холодной, жемчужно-серой гамме, настолько соответствующей изображенным скользким, влажным обитателям водной стихии, которые переданы "сверхточно" и "сверхосязательно". Однако это далеко не натюрморт, глаза рыб и морских животных открыты, они полны жизни.

В 1588 году в Милане была написана одна из поздних картин Джузеппе Арчимбольдо "Флора". Творец отослал картину в Прагу, позже ее оттуда вывезли в Швецию. Последнее что о ней было известно, это что она в частной коллекции в Лондоне.

На обратной стороне картины, кем-то оставлена старая надпись: "La Flora dell"Arcimboldo".

В этой картине Джузеппе Арчимбольдо предвосхищает идею Новалиса (1772 - 1801 гг.): "Все поэтически созданное должно быть живым индивидом. Это все равно, полагаю ли я универсум в себе или себя в универсуме. Природа это одновременно бесконечное растение, бесконечное животное и бесконечный камень". Согласно Новалису, поэт обуздывает первобытные хаотические стихийные силы. Лишь поэт, художник может выразить "дух природы", ее "внутренний разум". Человек и природа объединяются воедино. Так, в "Флоре" разнообразные, многочисленные цветы, изображенные в сотнях цветовых нюансов, лепестки сливаются в единый женский образ, загадочный и таинственный.

"Натюрморты" Арчимбольдо помимо виртуозности и мастерства, всегда "одушевлены", это можно объяснить его натурофилософскими идеями.

Для последней его картины "Вертумн" эти идеи являются характерными. Друзья художника, Команини и Ломаццо называют эту картину "Портретом Рудольфа II". Они также сообщают и дату ее создания - 1590 год.

Вместе с этой картиной в Прагу была послана большая поэма Команини (опубликованная 1591 году), которая была посвящена этой картине. Рудольф II был восхищен картиной, и шестидесятичетырехлетний Джузеппе Арчимбольдо был возведен в титул пфальцграфа.

Вертумн это этрусское божество садов. Древние римляне считали Вертумна покровителем торговли. Изображали его в виде юноши с садовым ножом в одной руке и корзиной, наполненной плодами, в другой. Любой образ мог принимать Вертумн, согласно мифу.

Арчимбольдо же изображает Вертумна в образе существа, состоящего из цветов, злаков, овощей, спелых плодов и одновременно обнаруживающего сходство с Рудольфом II. Мы видим императора: выпуклый лоб (тыква), одутловатые круглые щеки (наливные красные яблоки), оттопыренные уши (початки кукурузы), круглые, черные, блестящие глаза (ежевика и вишня), подбородок, заросший бородой (колючие растения).

Однако "Вертумн" не шарж и не карикатура. Это могущественный плодоноситель, "астральный двойник" императора.

Картина "Вертумн" считается вершиной мастерства Джузеппе Арчимбольдо. Это образ, исполненный оптимизма, образ плодоносящей Природы. Отсюда сочность, яркость и насыщенность красок, изобилие овощей, цветов и плодов.

Композиции Арчимбольдо пользовались огромным успехом, а это породило большое количество подражателей, которых называли "арчимбольдесками".


Художник шестнадцатого века Джузеппе Арчимбольдо пошел по стопам своего отца, Бьяджо, который занимался созданием витражей и фресок. Но знаменитым от стал в другой сфере - благодаря своим необычным аллегорическим картинам. Арчимбольдо писал портреты людей из цветов, фруктов и других неодушевленных предметов.

1. Арчимбольдо считал себя придворным художником


Император Священной Римской империи Фердинанд в 1562 году назначил Арчимбольдо своим придворным художником. Позже Арчимбольдо также был придворным художником у его сына и преемника Фердинанда, Максимилиана II. Именно в честь Максимилиана II, он впервые начал экспериментировать с живописью, создав знаменитые "Времена года" - серию портретов в профиль, на которых лица людей были изображены с помощью цветов, тыкв, корней и зерен. Он также пробовал себя в дизайне интерьера и одежды.

2. Он писал скандальные портреты монархов


Арчимбольдо известен не только "Временами года". Одна из самых известных его работ - портрет императора Священной Римской империи Рудольфа II, который заказал разным художникам несколько своих портретов. Немец Ханс фон Аахен написал портрет императора в роскошных одеждах. Голландский скульптор Адриан де Врис сделал царственный бюст монарха. Арчимбольдо же написал "Портрет Рудольфа II в образе Вертумна" - римского бога растений. На этой картине император изображен из фруктов и овощей, которые олицетворяют растительность и дары природы всех времен года.

3. Не все портреты, написанные Арчимбольдо, состоят из только из фруктов и овощей


"Библиотекарь" на картине состоит из книг. "Официант" - из бочек и бутылок. "Юрист" - из книг, тушки курицы и рыбы.

4. Арчимбольдо был "мастером капричозы и анекдотов"


Здесь имеет место игра слов. Мозаичные шедевры художника на самом деле создавались с развлекательными и юмористическими целями.

5. Двусмысленность картин


Искусствоведы подозревают, что на картине "Юрист" изображен двуличный вице-канцлер Максимилиана, Ульрих Засиус. Лицо юриста создано из грязных цветов, птицы и рыбы

6. Арчимбольдо серьезно относился к природе


Работы Арчимбольдо могут быть шутливыми, но он и его современники были очарованы красотой и гротеском, которые можно найти в окружающем мире. Благодаря тому, что он описывал флору и фауну вплоть до мельчайших деталей, его работами восхищались на протяжении столетий.

7. Одна из его последующих серий была создана в честь природных стихий


"Четыре элемента" представляли собой сюрреалистические портреты, составленные из элегантных животных и роскошных украшений. Воздух был представлен стаей птиц, в том числе совой, петухом, попугаем и павлином. Вода была представлена жемчужным ожерельем и короной из кораллов в окружении рыб, акул, кальмаров, морских черепах и ракообразных. Земля представлена млекопитающими, такими как слоны, олени, хищные кошки, кабаны, зайцы и ягнята. Огонь же представлен мерцающем пламенем, искрами, свечами, лампами и блестящими золотом и оружием.

8. Габсбурги любили его причудливый стиль


Хотя королевские портреты того времени в основном идеализировали монархов, Габсбурги просто обожали изобретательный стиль Арчимбольдо. Эта династия была известна своим покровительством интеллектуалам и поощрением авангардного искусства. Арчимбольдо работал на королевскую семью в течение более 25 лет.

9. Его картины изобилуют намеками и визуальными каламбурами


Ухо "лета" сделано из кукурузного початка в форме уха. "Зима" носит плащ с монограммой М (отсылка на императора Максимилиана, который носил подобный плащ). "Огонь" изображен с завитыми языками пламени, которые являются символом семьи Габсбургов, а "Земля" носит плащ из кожи льва, как и Геркулес, которого королевская династия считала своим предком.

10. Его работы вдохновили на создание придворных карнавалов


В 1571 году Максимилиан попросил Арчимбольдо организовать фестиваль, на котором члены королевской семьи и их друзья могли бы одеться в виде природных элементов и времен года.

11. Самая безумная работа художника - "переворачивающаяся" голова


Эта картина с первого взгляда выглядит, как натюрморт. Чтобы увидеть лицо, нужно перевернуть ее на бок.

12. Создавал "Голову из корзины с фруктами" художник методом проб и ошибок


Искусствоведы полагают, что Арчимбольдо перерисовывал свой натюрморт несколько раз, чтобы добиться правильного ракурса.

13. Несмотря на признание королевской династией, слава художника вскоре была забыта


В течение многих десятилетий Арчимбольдо был хорошо известен и любим элитой общества. Тем не менее, после его смерти в 1593 году, о его невероятных картинах забыли на века.

14. Сюрреалисты вернули былую славу художнику


Художники, такие как Сальвадор Дали, использовали новаторские композиции Арчимбольдо в качестве основного источника вдохновения. Посмертно Арчимбольдо записали в основатели маньеризма.

15. Сегодня талант Арчимбольдо ценят во всем мире


Работы художника получили широкое признание и выставляются в крупнейших музеях и галереях по всему миру.