Священномученик дионисий ареопагит епископ афинский. Священномученик дионисий ареопагит

Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий убиты в Галлийской Лютеции (древнее название Парижа) в 96 году (по другим данным - в 110 году), во время гонения при императоре Домициане (81-96). Святой Дионисий жил в городе Афины. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. Затем отправился в Египет, где в городе Илиополе изучал астрономию.

Вместе с другом Аполлофоном он был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Господа Иисуса Христа. "Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается",- сказал тогда Дионисий. В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага (верховного афинского суда).

Цель Богоучрежденной ангельской иерархии - восхождение к Богоподобию чрез очищение, просвещение и совершенствование. Высшие лики становятся носителями и источниками Божественного Света и Божественной жизни для ликов подчиненных. Не только умные, бесплотные силы включены в светоносные духовные иерархии, но и род человеческий, воссоздаваемый и освящаемый в Церкви Христовой.

Книга "О церковной иерархии" является продолжением книги "О небесной иерархии". Церковь Христова в ее всемирном служении зиждется, как и ангельские лики, на Богоучрежденном священноначалии.

В мир земной, к чадам церковным, Божественная благодать нисходит прикровенно - в святых церковных таинствах, духовных по существу, но чувственных по образу. Лишь немногие святые подвижники прозревали земными очами огнеобразную природу Святых Таин Божиих. Но вне церковных таинств, вне Крещения и Евхаристии, нет для человека светоносной спасающей благодати Божией, нет Богопознания, нет обожения.

Книга "О именах Божиих" излагает пути Богопознания чрез Лествицу Божественных имен.

Книга "О мистическом Богословии" также излагает учение о Богопознании. Богословие Православной Церкви все основано на опытном Богопознании. Чтобы познать Бога нужно к Нему приблизиться, достичь состояния Богообщения и обожения. Это более всего достигается молитвой. Не потому, что молитвой мы приближаем к себе Непостижимого Бога, но потому, что чистая сердечная молитва нас приближает к Богу.

Приписывавшиеся святому Дионисию Ареопагиту творения (их называют Ареопагитики) имеют исключительное значение в богословии Православной Церкви. На протяжении почти четырех веков, до начала VI столетия, они сохранялись лишь в тайном предании, преимущественно богословами Александрийской Церкви. Они были известны Клименту Александрийскому, Оригену, Дионисию Великому, преемственно возглавлявшим огласительное училище в Александрии, и . Святой Дионисий Александрийский писал святителю Григорию Богослову толкования на "Ареопагитики". Общецерковное признание Ареопагитики получили в VI-VII вв. Особую известность имеют комментарии к ним, написанные († 662; сведения о нем помещены 21 января).

В Русской Православной Церкви учение о духовных священноначалиях и обожении человеческой природы было известно сначала по "Богословию" . Первый славянский перевод самих Ареопагитик был сделан на Афоне ок. 1371 года монахом Исаией. Списки его были широко распространены в России. Многие из них доныне сберегаются в отечественных книгохранилищах - в том числе пергаментная рукопись "Творения святого Дионисия Ареопагита", принадлежавшая , митрополиту Киевскому и всея Руси († 1406) и писанная его рукой.

*На русском языке издано:

1. О Небесной иерархии / Пер. свящ. Моисея Гумилевского. М., 1786. Изд. 2-е М., 1898.

2. О церковной иерархии / Пер. свящ. Моисея Гумилевского. М., 1784. То же. С примечаниями Максима Исповедника и толкованием Георгия Пахимера // Христианское чтение. 1855. 1 (в прилож.). То же. // Писания святых отцов, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 1. СПб., 1855. С. 1-260.

3. К Тимофею о таинственном Богословии / Пер. архимандрита Гавриила Воскресенского // Христианское чтение. 1825. ХХ. С. 3 слл.

4. (Письма): Гаю Ферапевту. Дорофею диакону. Сопатру священнику. Демофилу монаху / Пер. архимандрита Гавриила Воскресенского // Христианское чтение. 1825. ХIХ. С. 239-247.

5. (Письмо): Иоанну Богослову, Апостолу и Евангелисту, во время заточения его на острове Патмосе // Христианское чтение. 1838. IV. С. 281 слл.

6. (Письмо): Священноначальнику Поликарпу. - Там же. С. 283-285.

7. (Письмо): Священноначальнику Титу, который вопрошал святого Дионисия чрез письмо, что такое дом Премудрости, что ея чаша, ея пища и питие // Христианское чтение. 1839. 1. С. 3 слл.*

Иконописный подлинник

Афон. 1546.

Сщмч. Дионисий. Феофан Критский и Симеон. Фреска церкви свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год.

Константинополь. 985.

Сщмч. Дионисий. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.

Афон. Ок. 1290.

Сщмч. Дионисий. Мануил Панселин. Фреска. Афон (Протат). Около 1290 г.

В Деяниях Святой Лука повествует, что многие из слушателей уверовали в Иисуса Христа в тот час, когда оглашал свою проповедь И одним из них был Дионисий Ареопагит. Но почему же повествователь настолько его выделил?

Дионисий Ареопагит до принятия христианства

Говорится в предании, что этот человек был первейшим мудрецом и сановником Греции. Ареопагитом он был назван потому, что председательствовал в верховном - ареопаге. Со времен основателя данного судилища Солона туда переносили для принятия окончательного решения самые сложные дела со всех республик и полисов Греции, а также и из многих римских городов и областей. Дионисий Ареопагит, как говорят, был самым красноречивым из всех ораторов, наиболее прозорливым из всех астрономов, глубокомысленнейшим из философов, самым справедливым и правдивым из всех судей. Это был человек, наделенный всеми добродетелями. Обращение такого известного лица в христианство стало очень важным приобретением для зарождающейся Церкви.

После принятия христианства

Под руководством предстоятеля Церкви Афин Иерофея Дионисий непродолжительное время изучал христианство и показал настолько впечатляющие успехи, что Апостол Павел рукоположил его в сан епископа вместо самого Иерофея, который оставил Афины для того, чтобы нести слово Христово в другие страны. Естественно, что Афинская церковь под руководством нового епископа начала быстро развиваться. Однако, буквально в пятьдесят восьмом году от Дионисий Ареопагит отправился в город Иерусалим, куда собирались по внушению Святого Духа Апостолы и сподвижники их со всех иных стран. Поэтому епископство в Афинах ему спешно пришлось оставить.

Миссионерская деятельность

В Иерусалиме вдохновенные речи Святых Апостолов, видение Успения Богородицы, лицезрение Голгофы и других святынь заставило испытать Дионисия настолько сильные внутренние переживания, что он решил оставить навсегда отечество и своих родных и отправиться проповедовать Евангелие в языческие страны. Вернулся он в Афины только для того, чтобы взять с собой нескольких клириков. Далее его путь лежал в западную Европу, где процветало идолопоклонничество, где он прославлял Иисуса Христа словом, знамениями и чудесами. Озарял он светом Евангелия Италию, Испанию, Германию и Галлию, пока в Париже, в сто десятом году от Рождества Христова, не скончался. Третьего октября Церковь празднует память такого знаменитого деятеля раннего христианства, как Святой Дионисий Ареопагит.

Мистификация или нет?

В конце пятого века в Сирии неизвестный христианский писатель опубликовал ряд трактатов по богословию на греческом языке. Данные сочинения опирались на библейскую традицию и на философию неоплатонизма. Что интересно, выпущены они были под именем автора «Дионисий Ареопагит». Является ли это мистификацией? Сложно сказать однозначно. Однако многие исследователи склоняются к тому, что это все же мистификация, и предпочитают именовать автора этих трактатов именем «Псевдо-Дионисий Ареопагит».

Сочинения Ареопагита

Корпус сочинений включает в себя пять книг. Трактат, который якобы написал Дионисий Ареопагит, «О божественных именах», содержит рассуждения об определениях и названиях, которые приводятся в Библии по обращению к Богу («Благой», «Единый», «Сущий», «Ветхий днями», «Царь царей»). Автор пытается объяснить с богословской точки зрения сакральный смысл таких наименований. В другом трактате, под названием «О таинственном богословии», говорится о превосходстве Бога над всем, что человек может выразить словами. Поэтому Бог выше бытия и единства, что и показывает в своих рассуждениях Дионисий Ареопагит. Одни из самых интересных богословских трактатов как для своего времени, так и на данный момент - «О божественных именах» и «Мистическое богословие». Дионисий Ареопагит - автор, чьи книги могут увенчать коллекцию любого человека, интересующегося библеистикой и богословием. Существует также книга «О церковной иерархии», где описывается повседневная жизнь церкви - чины священников (диаконский, священнический и епископский), таинства (крещение, миропомазание и евхаристия), погребальные и венчальные обряды, состояния кающихся и катехуменов. Но самый знаменитый трактат, который написал Дионисий Ареопагит - «О небесной иерархии». На нем стоит остановиться более подробно.

Книга «О небесной иерархии»

Это сочинение занимает очень любопытное место. В этой работе встречаются некоторые свидетельства из Евангелия и Апокалипсиса Иоанна. Это говорит о том, что данный труд был написал не ранее начала первого века после Рождества Христова не в Афинах, а уже в западных странах. Сама книга разделена на пятнадцать глав. Прежде всего, перед тем как повествовать о небесных тайнах, Дионисий Ареопагит вначале молится Господу с просьбой дать ему уразуметь символы, под которыми в священном Писании представляются ангелы и их чины. Затем объясняется необходимость самих символов в описании как церковных обрядов, так и ангельских чинов, так как наш ум не способен иным способом проникнуть в эти тайны. Но нельзя воспринимать эти символы буквально, так как мир божественный - бестелесный. Кстати говоря, то же самое говорит Дионисий Ареопагит о божественных именах - это все абстрактные символические отображения того или иного проявления Господа.

Понятие иерархии. Дионисий Ареопагит

«О небесной иерархии» - труд, который является фактически основоположником христианской науки ангелологии, которая позже перекочевала в оккультизм и «белую магию». Это направление занимается изучением ангелов, их функций, чинов и взаимодействия с ними. После вышеизложенных примеров и разъяснений в трактате дается понятие об иерархии как о священном соотношении меж разными чинами, которое имеет целью потенциальное уподобление началу (имеется в виду Творец) через просвещение, очищение и совершенствование себя и своих подчиненных. Соответственно, вся иерархия ангелов (вестников) - это пирамида, на вершине которой находится сам Господь.

Ангельские чины

Собственно, название «ангел» относится в трудах такого автора, как Дионисий Ареопагит, только к низшим небесным чинам, однако все же может быть в какой-то мере соотнесено и с высшими, так как они имеют все силы низших. Святая иерархия делится на три степени. В первой - Херувимы, Серафимы и Престолы. Во второй - Господства, Силы и Власти. В третьей - Архангелы, Ангелы и Начала. Всего насчитывается девять чинов. Особенности первой (наивысшей) степени истолковываются исходя из их наименований. Серафимы - пламенеющие, Херувимы - премудрые, Престолы - находятся непосредственно у престола Господа (как говорится далее, получая от него чистоту и совершенство). Власти, Силы и Господства (следующие чины) также раскрываются благодаря их именам. Говорится, что они совершенствуются и просвещаются посредством озарений, ниспосланных от более высших чинов, а также передают их более низшим. Божественное провидение, переходя от одного вестника к другому, со временем ослабевает. Начала, Ангелы и Архангелы же начальствуют над человеческими учреждениями и покровительствуют людям. Затем в своей работе святой Дионисий Ареопагит описывает и разъясняет символы, которые употребляются в Священном Писании для описания Царствия небесного.

«…Когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух…»

Священномученик Дионисий Ареопагит

Святой Дионисий жил в городе Афины. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. Затем отправился в Египет, где в городе Илиополе изучал астрономию. Вместе с другом Аполлофоном он был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Господа Иисуса Христа. «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается», — сказал тогда Дионисий. В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага (верховного афинского суда).

Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге (Деян.17, 16-34), Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином. В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. В последствии апостол Павел поставил его епископом города Афин. В 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы.

Слово о Пресвятой Богородице

Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел.Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

После кончины апостола Павла, желая продолжить его дело, святитель Дионисий отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Многих он обратил ко Христу в Риме, а затем в Германии, Испании. В Галлии, во время преследования христиан языческими властями, все три исповедника были схвачены и ввергнуты в темницу. Ночью святой Дионисий совершил Божественную литургию в сослужении Ангелов Божиих. Наутро мученики были обезглавлены. Святой Дионисий взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мертвый. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика.

Большое значение для Православной Церкви имеют творении святого Дионисия Ареопагита. До нашего времени из них сохранились четыре книги: «О Небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Именах Божиих», «О мистическом богословии», а также десять посланий к разным лицам.

О Небесной и церковной иерархии

Книга «О небесной иерархии» написана, вероятно, в одной из стран Западной Европы, где проповедовал святой Дионисий. В ней излагается христианское учение о мире ангельском. Ангельская (или небесная) иерархия состоит из девяти ангельских чинов:

Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы (Сведения о Соборе Небесных сил бесплотных помещены 8 ноября).

Цель Богоучрежденной ангельской иерархии – восхождение к Богоподобию чрез очищение, просвещение и совершенствование. Высшие лики становятся носителями и источниками Божественного Света и Божественной жизни для ликов подчиненных. Не только умные, безплотные силы включены в светоносные духовные иерархии, но и род человеческий, воссоздаваемый и освящаемый в Церкви Христовой .

Книга святителя Дионисия «О церковной иерархии» является продолжением книги «О небесной иерархии». Церковь Христова в ее всемирном служении зиждется, как и ангельские лики, на Богоучрежденном священноначалии.

О Божественной благодати, нисходящей на чад церковных через Святые Таинства

В мир земной, к чадам церковным, Божественная благодать нисходит прикровенно – в святых церковных таинствах, духовных по существу, но чувственных по образу. Лишь немногие святые подвижники прозревали земными очами огнеобразную природу Святых Тайн Божиих. Но вне церковных таинств, вне Крещения и Евхаристии, нет для человека светоносной спасающей благодати Божией, нет Богопознания, нет обожения.

О Богопознании, обожении, Православном богословии и приближении к Богу через молитву

Книга «О Именах Божиих» излагает пути Богопознания чрез Лествицу Божественных имен.

Книга святителя Дионисия «О мистическом богословии» также излагает учение о Богопознании. Богословие Православной Церкви все основано на опытном Богопознании. Чтобы познать Бога – нужно к Нему приблизиться, достичь состояния Богообщения и обожения. Это более всего достигается молитвой. Не потому, что молитвой мы приближаем к себе Непостижимого Бога, но потому, что чистая сердечная молитва нас приближает к Богу.

Творения святого Дионисия Ареопагита (их называют «Ареопагитики») имеют исключительное значение в Богословии Православной Церкви. На протяжении почти четырех веков, до начала 6 столетия, творения святого отца сохранялись лишь в тайном предании, преимущественно богословами Александрийской Церкви. Они были известны Клименту Александрийскому, Оригену, Дионисию Великому, преемственно возглавлявшим огласительное училище в Александрии, и святому Григорию Богослову. Святой Дионисий Александрийский писал святителю Григорию Богослову толкования на «Ареопагитики». Общецерковное признание творения святого Дионисия Ареопагита получили в 6-7 вв. Особую известность имеют комментарии к ним, написанные преподобным Максимом Исповедником (+662; сведения о нем помещены 21 января).

В Русской Православной Церкви учение святого Дионисия о духовных священноначалиях и обожении человеческой природы было известно сначала по «Богословию» преподобного Иоанна Дамаскина. Первый славянский перевод самих «Ареопагитик» был сделан на Афоне ок. 1371 года монахом Исаией. Списки его были широко распространены в России. Многие из них доныне сберегаются в отечественных книгохранилищах – в том числе пергаментная рукопись «Творения святого Дионисия Ареопагита», принадлежавшая святителю Киприану, митрополиту Киевскому и всея Руси и писанная его рукой.

По книге: «Жития святых» в 2-х томах. Издано в Москве в 1978 г. Переиздано в Полтаве в 2001 г. Том 1

И в Соборе 70 апостолов

Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь , писал своему учителю апостолу Павлу:

"Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил".

Умер мученической смертью (по древним известиям, основанным на свидетельстве апологета Аристида). Имеется восходящее к средневековью мнение, согласно которому Дионисий Ареопагит был проповедником христианства в Галлии (См. Дионисий Парижский).

Труды

Очень важен вопрос о сочинениях, приписываемых Дионисию Ареопагиту. Первое указание на сочинения его встречается в в. На диспуте монофизитов -севериан с православными, устроенном импер. Юстинианом в г., монофизиты, ратуя против Халкидонского собора , ссылались, между прочим, на сочинения Дионисия Ареопагита и на возражение православных, что таких сочинений не знали ни св. Афанасий Великий , ни св. Кирилл Александрийский , боровшийся против Нестория , отвечали, что св. Кирилл цитировал их в своих сочинениях против Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуетского . Позже на сочинения Дионисия ссылались и монофизит Север Антиохийский , и православный антиохийский патриарх Ефрем , а Иоанн Скифопольский писал к ним толкования. С этих пор писания Дионисия приобрели в греческой церкви высокое уважение. Преп. Максим Исповедник комментировал их, Пахимер (XIII в.) составил перифраз их.

На Западе впервые ссылается на сочинения Дионисия, именно на сочинение "Небесная иерархия", папа Григорий Великий . Импер. византийский Михаил Косноязычный послал экземпляр сочинений Дионисия Людовику Благочестивому (827), и они скоро приобрели особенное уважение и на Западе, чему, может быть, способствовало то обстоятельство, что Дионисию Ареопагиту приписывали проповедь в Галлии, где, говорили, он и пострадал. Иоанн Скот Эригена , по поручению Карла Лысого , перевел сочинения Дионисия и толкования к ним на латинский язык. В последующее время на Западе Дионисий сделался руководителем мистического направления в богословии: его усердно изучали Гугон Сен-Викторский ; Альберт Великий , Фома Аквинский и др.

Мнение о том, что св. Дионисий Ареопагит и св. Дионисий Парижский - разные лица, восходящее, вероятно, к высказываниям Пьера Абеляра , впоследствии встречается у Лоренцо Валлы и Эразма Роттердамского . В то же самое время были выставлены возражения против древности сочинений, приписываемых св. Дионисию Ареопагиту. С тех пор эти возражения не прекращаются: и протестантские, и католические историки не находят возможным сочинения, известные под именем Дионисия Ареопагита, отнести к письменности мужей апостольских .

По мнению научных критиков, приписываемые Дионисию Ареопагиту сочинения: "О небесной иерархии - περί της ούρανίας ίεραρχίας"; "О церковной иерархии - περί της εκκλησιαστικης ίεραρχίας"; "Об именах Божиих - περί θείων όνοματων"; "О таинственном богословии - περί μυστικης θεολογίας "10 писем к разным лицам" - могли быть написаны в конце или в начале века христианским платоником. Это не бросает, впрочем, тени на само содержание сочинений. Такие авторитеты, как Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин , служат ручательством, что в них содержится истинное и здравое церковное учение.

Мощи

В монастыре Григориат на Афоне имеется часть главы священномученика Дионисия Ареопагита .

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Бла́гости научи́вся и трезвя́ся во всех,/ благо́ю со́вестию священноле́пно обо́лкся,/ поче́рпл еси́ от сосу́да избра́ннаго неизрече́нная/ и, ве́ру соблю́д, ра́вное тече́ние соверши́л еси́,/ священному́чениче Диони́сие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Свя-тые му-че-ни-ки Фе-о-дор, мать его Филип-пия, Ди-о-скор, Со-крат и Ди-о-ни-сий по-стра-да-ли в цар-ство-ва-ние им-пе-ра-то-ра Ан-то-ни-на Пия (138-161) в Пер-гии Пам-фи-лий-ской. Ко-гда для во-ен-ной служ-бы на-би-ра-ли кра-си-вых и здо-ро-вых юно-шей, то вме-сте с дру-ги-ми к во-е-на-чаль-ни-ку Фе-о-до-ту был при-ве-ден и юно-ша Фе-о-дор.

Во-е-на-чаль-ник стал при-нуж-дать юно-шу при-не-сти жерт-ву идо-лам. Му-че-ник не под-чи-нил-ся ни уго-во-рам, ни угро-зам, и во-е-на-чаль-ник при-ка-зал по-ло-жить его на рас-ка-лен-ную ско-во-ро-ду и по-ли-вать рас-плав-лен-ной смо-лой. Тот-час со-вер-ши-лось чу-до: на-ча-лось зем-ле-тря-се-ние, из тре-щи-ны в зем-ле хлы-нул по-ток во-ды и по-га-сил огонь.

Остав-ший-ся невре-ди-мым му-че-ник Фе-о-дор воз-дал хва-лу Бо-гу и пред-ло-жил во-е-на-чаль-ни-ку по-пы-тать-ся с по-мо-щью идо-лов по-вто-рить та-кое чу-до.

Во-е-на-чаль-ник пред-ло-жил язы-че-ско-му жре-цу Ди-о-ско-ру лечь на рас-ка-лен-ную ско-во-ро-ду, при-звав на по-мощь Зев-са. Но свя-той Ди-о-скор от-ве-тил, что он уве-ро-вал во Хри-ста и го-тов бро-сить идо-ла Зев-са в огонь. То-гда во-е-на-чаль-ник при-ка-зал ему взой-ти на ско-во-ро-ду. Му-че-ник Ди-о-скор при-пал к но-гам свя-то-го Фе-о-до-ра и про-сил по-мо-лить-ся о нем. За-тем он взо-шел на ско-во-ро-ду, гром-ко взы-вая ко Гос-по-ду: "Бла-го-да-рю Те-бя, Гос-по-ди Иису-се Хри-сте, что Ты со-при-чис-лил ме-ня к чис-лу ра-бов Тво-их. При-и-ми с ми-ром мою ду-шу", - и скон-чал-ся, из-ба-вив-шись от тя-же-лых мук.

Свя-то-го Фе-о-до-ра про-дол-жа-ли му-чить. Его при-вя-за-ли к ди-ким ло-ша-дям, ко-то-рых ста-ли гнать. Но у го-род-ской сте-ны ло-ша-ди упа-ли и раз-би-лись, а му-че-ник Фе-о-дор остал-ся невре-ди-мым. Два во-и-на, Со-крат и Ди-о-ни-сий, уви-де-ли, как к свя-то-му Фе-о-до-ру со-шла с небес ог-нен-ная ко-лес-ни-ца, на ко-то-рую был под-нят вла-чи-мый му-че-ник. Во-и-ны с изум-ле-ни-ем вос-клик-ну-ли "Ве-лик Бог хри-сти-ан-ский!" За это их тут же схва-ти-ли и на дру-гой день вме-сте с му-че-ни-ком Фе-о-до-ром бро-си-ли в рас-ка-лен-ную печь. Но небес-ная ро-са охла-ди-ла печь, и свя-тые оста-лись жи-вы. На-ут-ро во-е-на-чаль-ник при-ка-зал во-и-нам пой-ти по-смот-реть ко-сти сго-рев-ших му-че-ни-ков. Во-и-ны вер-ну-лись и с удив-ле-ни-ем рас-ска-за-ли, что три юно-ши невре-ди-мы, а к му-че-ни-ку Фе-о-до-ру при-шла его мать, Филип-пия, ко-то-рая те-перь укреп-ля-ет му-че-ни-ков в их по-дви-ге.

Во-е-на-чаль-ник пред-ло-жил свя-той Филип-пии спа-сти сы-на, уго-во-рив его при-не-сти жерт-ву идо-лам. Но свя-тая Филип-пия от-ве-ти-ла, что еще до рож-де-ния сы-на ей бы-ло от-кры-то, что ее сын бу-дет рас-пят за Хри-ста. Услы-шав это, во-е-на-чаль-ник при-ка-зал рас-пять свя-то-го Фе-о-до-ра на кре-сте, а осталь-ным му-че-ни-кам от-сечь го-ло-вы. В те-че-ние 3-х дней свя-той му-че-ник Фе-о-дор ви-сел на кре-сте, воз-но-ся мо-лит-вы Бо-гу до сво-е-го пре-став-ле-ния.