Статуя марка аврелия на коне. Школьная энциклопедия. Возведение колонны Марка Аврелия

Конная статуя римского императора Марка Аврелия сохранилась только благодаря ошибке. Это единственный конный бронзовый античный монумент, дошедший до нас. Таких статуй в Древнем Риме было много, но все они были переплавлены в Средние века, за исключением этой, которую считали изображением императора Константина Великого, почитаемого христианами:

Позолоченный бронзовый монумент долгое время находился перед резиденцией папы, Латеранским дворцом. В 16 веке Микеланджело поставил его в центре Капитолийской площади:

Последние годы, после реставрации, Марк Аврелий находится под крышей нового зала Капитолийских музеев. На площади теперь стоит копия: http://fotki.yandex.ru/users/janet1981/view/66746/?page=4
Делали ее с применением новейших технологий, но, тем не менее, разница подлинника и копии колоссальная. Древний монумент – живой:

Конный монумент – это памятник полководцу. Жест всадника обращен к войску. Марку Аврелию пришлось на своем веку действительно много воевать с парфянами, варварскими племенами, но потомки вспоминают его не как полководца, а как философа на троне. Императору удавалось отражать нападения врагов и усмирять мятежников, но воинскую славу он ценил не высоко. Марк Аврелий был одним из образованнейших людей своего времени. Изучению философии он посвящал все свое свободное от государственных забот время. До нас дошла книга его размышлений. В ней мы читаем: «Гляди, не оцезарись, не пропитайся порфирой – бывает такое. Береги себя простым, достойным, неиспорченным, строгим, прямым, другом справедливости, благочестивым, доброжелательным, приветливым, крепким на всякое подобающее дело. Вступай в борьбу, чтобы оставаться таким, каким пожелало тебя сделать принятое тобой учение. Чти богов, людей храни. Жизнь коротка; один плод земного существования – праведный душевный склад и дела на общую пользу».
Марк Аврелий родился в 121 г. В 138 г. его усыновил Антонин Пий, у которого он унаследовал власть в 161 г. Соправителем Марка Аврелия был Люций Вер, умерший в 169 г. Скончался Марк Аврелий во время военного похода в 180 г.

Конь императора великолепен! Винкельман, автор первой «Истории искусства древности», считал, что «прекраснее и умнее головы коня Марка Аврелия нельзя найти в природе».

На земле сотни тысяч конных монументов, скульптур и памятников, посвященных великим людям, историческим событиям или просто установленным ради красоты. Но среди них есть самые-самые, о них и пойдет речь.

Самые древние конные монументы

Традиции увековечивать героев и события в конном монументе берут начало с античности. Древние греки (и особенно римляне) любили водрузить статую в память о ком-либо (о чем-либо) на видном месте. Однако до наших дней мало что уцелело, а то, что осталось, вписано в золотой фонд мировой культуры. Какие конные памятники на планете самые древние?

Квадрига Святого Марка

В Венеции (Италия) есть собор Святого Марка, построенный в незапамятном 829 году и ныне внесенный в список наследия ЮНЕСКО. В базилике собора (колоннаде, украшающей главный вход) стоит скульптурная группа - четыре лошади из позолоченной бронзы, знаменитая квадрига Святого Марка. Утверждают, что этих четырех коней из бронзы сделал знаменитый античный скульптор Лисипп в IV веке до нашей эры (то есть 2400 лет тому назад). Поначалу кони украшали ипподром в Константинополе. Однако во время IV крестового похода крестоносцы привезли из Константинополя много чего ценного, в том числе и квадригу. С тех пор (более 800 лет) квадрига украшает собор Святого Марка. Мастерством и изяществом исполнения бронзовые кони поражали еще средневековых ценителей. В 1364 году великий итальянский поэт Франческо Петрарка писал о ней: «…красуются четыре позолоченных коня из бронзы, которым древний художник придал такое сходство с живыми, что, кажется, ты слышишь их топот и ржание».

Поражают они и наших современников. На сегодня это единственная сохранившаяся античная многофигурная конная скульптура в мире и одна из немногих конных скульптур, сохранившихся с античности до наших дней. По возрасту квадрига Святого Марка - самый древний конный памятник на планете.

Статуя Марка Аврелия

В Риме, в Капитолийском музее, хранится древнеримская бронзовая статуя, изображающая римского императора Марка Аврелия. Это единственная конная статуя, изображающая всадника на лошади, сохранившаяся с античности. Скульптура в два раза превышает натуральную величину. Ее создание датируют 160-180 годами до нашей эры, то есть около 2100-2200 лет назад. Первоначально эта конная статуя стояла на склоне Капитолийского холма, напротив Римского форума. В Средневековье, когда боролись с «язычеством», скульптура уцелела чудом, поскольку католики немного запутались, кто это, собственно, изображен. Долгое время считали, что статуя изображает другого императора - Константина I Великого, страстного католика. Только в XII веке ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил древнеримские монеты и опознал бронзового всадника. Сама скульптура (как мы уже говорили) хранится в музее, а ее точная копия украшает площадь перед Капитолийскими дворцами.


Бамбергский всадник

Бамбергский кафедральный собор, что в небольшом баварском городке Бамберге, один из уникальных памятников средневековой архитектуры. Возраст собора - около 1000 лет. Самый знаменитый шедевр собора - статуя всадника на лошади, выполненная из песчаника. Всадник был создан около 1235 года (то есть почти 800 лет назад) немецким скульптором Фейтом Штоссом, и на сегодня это самая древняя конная скульптура в Европе со времен античности. Первоначально всадник был цветным - лошадь серо-белая, сбруя позолоченная, одежда раскрашена в желтые тона с примесью сусального золота. Примерно 200 лет назад по приказу баварского короля Людвига все цветные детали были зачем-то удалены. Теперь скульптура однотонная. Кого изображает всадник - историки не пришли пока к единому мнению.

Статуя Гаттамелаты

В 1453 году великий итальянский скульптор Донателло изваял из бронзы конную статую итальянского предводителя наемников (кондотьера) Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (что в переводе означает «льстивая кошка»). Эразмо де Нарни не принадлежал к числу ярких полководцев, а памятник Донателло изготовил всего лишь по заказу вдовы и сына Гаттамелаты после его кончины - вполне коммерческая работа. Прошли века, люди порядком забыли про кондотьера, но его бронзовое изображение почти 600 лет украшает итальянский город Падую и сегодня является одним из самых старых (и самых знаменитых) конных изваяний Европы.

Памятник Петру I перед Инженерным замком

В России традиции возведения монументов, конных в том числе, не имеют столь глубоких корней. Собственно, они берут начало с Петра I, а точнее - с его изображения. «По обычаю римских императоров» создал памятник Петру I скульптор Растрелли. Петр и правда похож в этом монументе на римского - верхом на коне, в римских одеждах, с венком на голове и соответствующим выражением лица. Модель памятника была изготовлена Растрелли еще при жизни Петра I, сам монумент отлит из бронзы в 1745-1747 годах другим итальянским мастером Мартелли, после чего, как часто бывает в России, не понравился дочери Петра Елизавете и более 50 лет хранился на складах Канцелярии строений - о нем забыли. Монумент был установлен перед Инженерным (Михайлов-ским) замком только в 1800 году по велению Павла I (с надписью «Прадеду от правнука»). Хотя этот памятник установили на постоянное место на 18 лет позже открытия знаменитого Медного Всадника, именно это скульптурное изображение Петра I является первым конным монументом в России.


Самые большие каменные кони

Насколько большой конный монумент построить человек? О самым больших конных скульптурах читайте дальше.

Конная статуя Чингисхана

Рекордсмен по размерам в мире - конная статуя Чингисхана в местечке Цонжин-Болдоге в 54 км от столицы Монголии Улан-Батора. Чингисхан - чрезвычайно почитаемая в Монголии историческая персона, ему возведено множество разных памятников. Но творение монгольских мастеров - скульптора Д.Эрдэнэбилэг и архитектора Ж.Энхжаргала - превзошло все ранее построенные. Монумент возведен недавно, его открытие состоялось в сентябре 2008 года. Высота статуи 40 метров плюс 10-метровый постамент. Для изготовления скульптуры понадобилось только нержавеющей стали 250 тонн плюс огромное количество других материалов. В постаменте расположен конференц-зал, ресторан, развлекательный центр и сувенирный магазин. На голове лошади - смотровая площадка. Конная статуя Чингисхана в Цонжин-Болдоге внесена в Книгу Рекордов Гиннеса как самая большая конная скульптура в мире.


Памятник трем генералам в Атланте

На каменной скале в национальном парке Стоун-Маунтейн, неподалеку от Атланты (штат Джорджия, США), возведен поистине уникальный памятник-барельеф трем генералам, героям Гражданской войны Севера и Юга - статуи Джефферсона Дэвиса, генералов Роберта Эдварда Ли и Томаса Джексона. Три военачальника, возглавлявшие побежденную Конфедерацию. В Атланте до сих почитают конфедератов, и идея создания памятника родилась в начале ХХ века. Проект был готов в 1917 году, но работы начались намного позже. Претворить планы в жизнь сумел скульптор Рой Фолкнер, который потратил на создание грандиозной скульптурной группы 8 лет и 174 дня (с 12 сентября 1963 года по 3 марта 1972 года). Памятник вырублен в скале Стоун-Маунтейн, занимает площадь в половину гектара (5000 квадратных метров). Начинается скульптора на высоте 137 метров над землей, высота всадников около 30 метров. Существует байка о том, что по окончании строительства на плече одного из всадников был устроен банкет. Композиция является самой большой каменной скульптурой в мире и внесена в Книгу Рекордов Гиннеса.


Памятник Салавату Юлаеву

Самая большая конная статуя на территории России установлена в Уфе. Это памятник Салавату Юлаеву, национальному башкирскому герою. Салават Юлаев прославился тем, что примкнул к войскам Пугачева и таким образом боролся за свободу и независимость. Монумент установили в 1967 году, когда герои, боровшиеся против царского режима в любые времена, были особенно популярны. Памятник получился весьма колоритным. Создал его местный скульптор Сосланбек Тавасиев - на разработку проекта у него ушло целых 30 лет. Воплотили в жизнь его проект на одном из ленинградских заводов. Монумент отлит из бронзированного чугуна, весит более 40 тонн, его высота 9 метров (вместе с постаментом - 22 метра).


Бронзовая скульптура Яна Жижки

Бронзовое изваяние Яна Жижки - самая большая конная статуя в Европе. Всадник Ян Жижка - так ее называют в Чехии - стоит на холме Витков в Праге. Ян Жижка - национальный герой Чехии, который в Средние Века боролся за свободу чехов против крестоносцев. И, судя по всему, победил. Теперь конная фигура одноглазого полководца украшает чешскую столицу. Ян Жижка, конечно, намного меньше Чингисхана (так уж получилось!), но его размеры впечатляют - высота конной статуи вместе с постаментом 22 метра, вес 16,5 тонн. Строительство монумента затянулось на долгие годы. Чешский скульптор Богумил Кафка начал работу над памятником накануне Второй мировой войны. Отлить в бронзе его удалось только в 1946 году, а торжественное открытие состоялось четыре года спустя, в 1950-м. Печально, но создатель памятника Богумил Кафка до его открытия не дожил.

Статуя Марка Аврелия (итал. Statua equestre di Marco Aurelio) из позолоченной бронзы была создана в конце II века нашей эры и является единственной конной скульптурой, уцелевшей с античных времён. Император Марк Аврелий изображён в солдатском плаще поверх туники. Под поднятым копытом коня раньше находилась фигура связанного варвара, символизирующая поверженного врага, а жест императора обозначал великодушие по отношению к побеждённым.

В Средние века статую по ошибке принимали за императора Константина Великого, которого Церковь канонизировала как святого равноапостольного. Именно это и спасло памятник, ведь служители Божьи объявили все скульптуры дохристианских правителей языческими идолами и велели их уничтожать.

В XII веке конную статую Марка Аврелия установили перед Ларетанским дворцом, являвшимся резиденцией римских пап вплоть до XIV века. В 1538 году по распоряжению папы Павла III её перенесли на Капитолийскую площадь, реконструкция которой началась в этом же году под руководством великого Микеланджело Буонарроти. Длившиеся более 120 лет строительные работы превратили площадь с тремя дворцами в прекрасный архитектурный ансамбль, одну из главных достопримечательностей Рима .

В конце XIX века для статуи построили специальный выставочный зал в Палаццо Консерватори , а на Капитолийской площади установили копию.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

портрета. Конная статуя Марка

Аврелия. Позднеантичная живопись

(Помпеи, Геркуланум, Стабии)

Глиптотека (коллекция бюстов)/Римский скульптурный портрет - один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета, охватывающий примерно пять веков (I в. до н. э. - IV в. н. э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого; в древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров.

Отличается значительным количеством дошедших до нас памятников, которые кроме художественной имеют значительную историческую ценность, так как дополняют письменные источники, демонстрируя нам лица участников важных исторических событий. По мнению исследователей, этот период заложил основы последующего развития европейского реалистического портрета. Подавляющее количество изображений выполнены в мраморе, встречаются и бронзовые изображения, дошедшие в меньшем количестве. Хотя многие римские портреты идентифицированы с конкретными личностями либо прямо имеют надпись, указывающую на то, кто послужил им моделью, ни одного имени римского портретиста не сохранилось.

Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря (lararium) вместе с фигурками лар и пенатов. Они изготавливались из воска и назывались imagines.

Политическая функция римского портрета

С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.

Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых. Риму свойственен нарождающийся интерес к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции). В основе художественной структуры многих древнеримского портрета - чёткая и скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении единства индивидуального и типического. В отличие от древнегреческого портрета с его тягой к идеализации (греки считали, что хороший человек обязательно должен быть красивым - калокагатия), римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства. Древние римляне обладали такой верой в себя, что считали личность человека достойной уважения в том виде, какая она есть, без всяких приукрас и идеализаций, со всеми морщинами, лысинами и избыточным весом (см. к примеру портрет императора Вителлия).

Римские портретисты впервые попытались разрешить задачу, которая в конечном счете стоит и перед современными художниками, - передать не только внешний индивидуальный облик определенного человека, но и отличительные особенности его характера.

Общие тенденции

Создавались не только римскими ремесленниками, но и рабами-мастерами, в том числе пленными греками. Тем не менее, общую пропорцию установить невозможно.

Большое число подделок в Новое время и ложных реконструкций

Опознание мраморных голов путем сравнения с профилями на монетах

Портрет императора (династические портреты) в большинстве случаев является наиболее репрезентативным для определения общего стиля эпохи, так как эти произведения выполняли наиболее умелые ремесленники и, вдобавок, остальные подданные, заказывая свои изображения, ориентировались на моду, заданную императором.

Произведения, создаваемые в столице, являлись эталонными. При этом провинциальный портрет по своей стилистике мог отставать от моды на десятилетия. Кроме того, в провинциальном портрете (в зависимости от региона) сильнее было влияние греческого портрета.

Статуя Марка Аврелия – римского императора и философа – древнеримская бронзовая статуя, которая сегодня находится на Капитолийской площади в Риме. Создана она была в 160-180 годы и сегодня является одной из часто посещаемых достопримечательностей.

История

В двенадцатом веке статую Марка Аврелия разместили перед главной резиденцией римских пап — Ларетанским дворцом. В 1538 году ее установили на Капитолийской площади. Почти сразу Микеланджело Буонарроти начал ее реконструкцию. Работы длились более ста двадцати лет, и в результате площадь с тремя дворцами стала великолепным архитектурным ансамблем – одной из ярких достопримечательностей Рима.

В средние века конную статую Марка Аврелия принимали за статую Константина Великого. Этого императора церковь канонизировала как святого, что и спасло памятник от разрушения, когда божьи служители назвали скульптуры, созданные во времена дохристианских правителей, языческими идолами и приказали их уничтожить.

Копия

В конце девятнадцатого века во Дворце консерваторов, который находится на Капитолийской площади для статуи построили выставочный зал, а на самой площади поставили копию. Сегодня конная статуя Марка Аврелия в Риме привлекает внимание туристов со всего мира.

Описание

Статуя Марка Аврелия в Риме сделана из позолоченной бронзы и является единственной скульптурой такого типа, уцелевшей с древних времен. Император изображен одетым в тунику и солдатский плащ. По своей композиции статуя очень проста и лаконична. Марк Аврелий изображен не только как великий император-победитель, но и как философ-мыслитель. Лицо Марка реалистичное с выпуклыми глазами и выступающими скулами. Голова наклонена вперед, губы плотно сжаты. Глаза императора наполовину прикрыты верхними веками. В прическе просматривается эффектная игра света и тени, которая оттеняет внешнее спокойствие и сосредоточенность Марка Аврелия.

Под поднятым копытом коня раньше находилась фигура связанного варвара. Она считалась символом поверженного врага, а жест Аврелия означал великодушие к побежденным.

В статуе Аврелия нет той вычурной торжественности и величия, которые присущи изображениям других правителей Рима. В портрете императора мастер точно раскрыл настроения человека, который чувствует противоречия окружающей его действительности и стремится уйти от них в мир собственных переживаний.