Соня и раскольников краткая характеристика. Родион Раскольников и Соня Мармеладова. В чём отличие их преступлений? Портрет Сони Мармеладовой

Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников — центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся в критической жизненной ситуации, когда необходимо принять решение, как жить дальше.

С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель проникает постепенно. Выясняется, что Раскольников — «мономан», то есть человек, одержимый единственной идеей. Его мысли сводятся к одному: во что бы то ни стало он должен испытать в деле свою теорию деления людей на два «разряда» — на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя великой цели принести в жертву любое количество «тварей дрожащих». Последних Раскольников считает всего лишь материалом для воспроизведения себе подобных. Именно эти «простые» люди нуждаются, по мнению Родиона Романовича, в библейских заповедях и морали. «Высшие» — это «новые законодатели» для серой массы. Для Раскольникова главный пример такого «законодателя» — Наполеон Бонапарт. Сам Родион Романович вынужден начинать свой путь «высшего» с поступков совсем другого масштаба.

О Соне и ее жизненных обстоятельствах мы впервые узнаем из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова — ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми — жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня — его дочь от первого брака — живет на съемной квартире «по желтому билету». Мармеладов объясняет Раскольникову, что она решилась пойти на такой заработок, не выдержав постоянных упреков чахоточной мачехи, называвшей Соню дармоедкой, которая «ест и пьет и теплом пользуется». На самом деле это кроткая и безответная девушка. Всеми силами она пытается помочь тяжело больной Катерине Ивановне, голодающим сводным сестрам и брату и даже своему непутевому отцу. Мармеладов рассказывает, как он обрел и потерял работу, пропил новый, купленный на деньги дочери мундир, после чего ходил просить у нее «на похмелье». Соня ни в чем его не упрекнула: «Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела».

Раскольников с Соней находятся на одном и том же бедственном жизненном уровне. «Будущий Наполеон» обитает на чердаке в убогой каморке, которую автор описывает такими словами: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок». Родион Романович дошел до крайней черты бедности, но в этом положении ему чудится странное величие: «Трудно было более опуститься и обнеряшиться; но Раскольникову это было даже приятно в его теперешнем состоянии духа».

Простым выходом из тяжелого финансового положения Родион Романович считает убийство. Однако в этом решении превратиться в кровавого преступника главную роль играют отнюдь не деньги, а безумная идея Раскольникова. Прежде всего, он стремится проверить свою теорию и убедиться в том, что он — не «тварь дрожащая». Для этого нужно «переступить» через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы.

Жертвой этого морального эксперимента была выбрана злая старуха-процентщица Алена Ивановна. Ее Раскольников считает «вошью», которую он, согласно своей теории, может раздавить без всякой жалости. Но, зарубив Алену Ивановну и ее сводную сестру Лизавету, Родион Романович вдруг обнаруживает, что он больше не может нормально общаться с людьми. Ему начинает казаться, что все вокруг знают о его поступке и изощренно над ним издеваются. В романе с тонким психологизмом показано, как под влиянием этого ошибочного убеждения Раскольников начинает подыгрывать своим «обличителям». Например, он нарочно затевает разговор об убийстве старухи-процентщицы с Заметовым, письмоводителем полицейской конторы.

При этом Раскольников по-прежнему способен время от времени отвлекаться от своей богатой внутренней жизни и обращать внимание на происходящее вокруг него. Так, он становится свидетелем несчастного случая с Семеном Мармеладовым — пьяный чиновник попадает под лошадь. В сцене исповедования раздавленного и доживающего последние минуты Мармеладова автор дает первое описание Софьи Семеновны: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Узнав о происшествии, она прибегает к отцу в своей «рабочей одежде»: «наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью». Мармеладов умирает у нее на руках. Но даже после этого Соня посылает младшую сестру Поленьку догнать Раскольникова, который пожертвовал свои последние деньги на похороны, чтобы узнать его имя и адрес. Позже она наведывается к «благодетелю» и приглашает его на поминки отца.

Это мирное мероприятие не обходится без скандала: Соню несправедливо обвиняют в краже. Несмотря на благополучный исход дела, Катерина Ивановна с детьми лишаются крова — их выгоняют со съемной квартиры. Теперь все четверо обречены на скорую гибель. Понимая это, Раскольников предлагает Соне сказать, как бы она поступила, будь у нее власть заранее лишить жизни оклеветавшего ее Лужина. Но Софья Семеновна не хочет отвечать на этот вопрос — она выбирает покорность судьбе: «Да ведь я божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?» Материал с сайта

Несмотря на чуждые ему убеждения, Раскольников чувствует в Соне родственную душу, ведь они оба — отверженные. Он ищет у нее сочувствия, поскольку понимает, что его теория оказалась несостоятельной. Теперь Родион Романович предается извращенному удовольствию самоуничижения. Однако, в отличие от идейного убийцы, Соня — «дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала». У нее есть четкий нравственный ориентир — библейская мудрость очистительного страдания. Когда Раскольников рассказывает Мармеладовой о своем преступлении, она жалеет его и, упирая на библейскую притчу о воскрешении Лазаря, убеждает покаяться в содеянном. Соня намерена разделить с Раскольниковым превратности каторжной жизни: она считает себя виноватой в нарушении библейских заповедей и согласна «пострадать», чтобы очиститься.

Важная черта для характеристики обоих персонажей: каторжники, отбывавшие наказание вместе с Раскольниковым, испытывают к нему жгучую ненависть и одновременно очень любят навещающую его Соню. Родиону Романовичу говорят, что «ходить с топором» — не барское дело; его называют безбожником и даже хотят убить. Соня же, следуя своим раз и навсегда установленным понятиям, ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением — и каторжные отвечают ей взаимностью.

Закономерный вывод из взаимоотношений этой пары центральных героев романа: без жизненных идеалов Сони путь Раскольникова мог завершиться только самоубийством. Федор Михайлович Достоевский предлагает читателю не только воплощенные в главном герое преступление и наказание. Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению. Благодаря этому «продолжению пути» писателю удалось создать целостную, логически завершенную систему образов. Взгляд на происходящее с двух существенно отличающихся точек зрения придает действию дополнительный объем и убедительность. Великому русскому писателю удалось не только вдохнуть в своих героев жизнь, но и привести их к благополучному разрешению самых тяжелых коллизий. Эта художественная завершенность ставит роман «Преступление и наказание» в один ряд с величайшими романами мировой литературы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • раскольников и софья
  • описание раскольников и соня мармеладова
  • кем стала соня для родиона раскольникова
  • раскольников и соня мармеладова взаимоотношения
  • что соня сказала раскольникову на счет преступления

В романе «Преступление и наказание» Соня и Раскольников являются основными действующими лицами. Через образы этих героев Фёдор Михайлович пытается донести до нас главную идею произведения, найти ответы на жизненно важные вопросы бытия.

На первый взгляд, между Соней Мармеладовой и Родионом Раскольниковым нет ничего общего. Их жизненные дороги переплетаются неожиданно и сливаются в одну.

Раскольников – бедный студент, забросивший учёбу на юридическом факультете, создавший страшную теорию о праве сильной личности и замысливший жестокое убийство. Человек образованный, гордый и тщеславный, он замкнут и необщителен. Его мечта ‒ стать Наполеоном.

Софья Семёновна Мармеладова – робкое «забитое» существо, по воле рока оказывается на самом дне. Восемнадцатилетняя девушка необразованна, бедна и несчастна. Не имея другой возможности заработать, она торгует своим телом. Вести подобный образ жизни её заставила жалость и любовь к близким и родным людям.

У героев разные характеры, разный круг общения, уровень образования, но одинаково несчастная участь «униженных и оскорблённых».

Их объединяет совершённое преступление. Оба преступили нравственную черту и оказались отверженными. Раскольников убивает людей ради идеи и славы, Соня нарушает законы морали, спасая от голодной смерти свою семью. Соня страдает под тяжестью греха, а Раскольников не чувствует себя виноватым. Но их непреодолимо тянет друг к другу…

Этапы отношений

Знакомство

Странное стечение обстоятельств, случайная встреча сталкивает героев романа. Их отношения развиваются поэтапно.

Родион Раскольников узнаёт о существовании Сони из запутанного рассказа пьяного Мармеладова. Судьба девушки заинтересовала героя. Их знакомство произошло гораздо позже и при достаточно трагических обстоятельствах. Молодые люди встречаются в комнате семьи Мармеладовых. Тесный проходной угол, умирающий чиновник, несчастная Катерина Ивановна, испуганные дети – вот обстановка первого свидания героев. Родион Раскольников бесцеремонно разглядывает девушку, которая вошла, «робко озираясь». Она же готова умереть от стыда за свой непристойный и неуместный наряд.

Свидания

Дороги Сони и Раскольникова в романе «Преступление и наказание» часто пересекаются как будто совершенно случайно. Сначала Родион Раскольников помогает девушке. Он отдаёт ей последние деньги на похороны отца, разоблачает подлый замысел Лужина, пытавшегося обвинить Соню в воровстве. В сердце молодого человека ещё нет места для большой любви, но ему всё больше хочется общаться с Соней Мармеладовой. Его поведение кажется странным. Избегая общения с людьми, расставшись с родными, он идёт именно к Соне и только ей признаётся в своём страшном преступлении. Раскольников чувствует внутреннюю силу, о которой не подозревала и сама героиня.

Жалость к преступнику

Родион Раскольников и Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании» два отверженных человека. Их спасение друг в друге. Наверное, поэтому истерзанная сомнениями душа героя тянется к обездоленной Соне. Он идёт к ней, чтобы пожалеть, хотя сам не меньше нуждается в сострадании. «Мы вместе прокляты, вместе и пойдём», – думает Раскольников. Неожиданно Соня открывается для Родиона с другой стороны. Она не пугается его признания, не впадает в истерику. Девушка читает вслух библию «Историю о воскресении Лазаря» и плачет от жалости к любимому человеку:«Что вы, что вы это над собой сделали! Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» Сила убеждения Сони такова, что заставляет покориться. Родион Раскольников по совету подруги идёт в участок и делает чистосердечное признание. На протяжении всего пути он чувствует присутствие Сони, её незримую поддержку и любовь.

Любовь и преданность

Соня – натура глубокая и сильная. Полюбив человека, она готова для него на всё. Не задумываясь, девушка едет за осуждённым Раскольниковым в Сибирь, решив находиться рядом долгие восемь лет каторги. Её жертвенность поражает читателя, но оставляет равнодушным главного героя. Доброта Сони находит отклик в душах самых жестоких преступников. Они радуются её появлению, обращаясь к ней, говорят: «Мать ты наша, нежная, болезная». Родион Раскольников по-прежнему холоден и груб при свиданиях. Его чувства проснулись только после того, как Соня тяжело заболела и слегла. Раскольников вдруг понимает, что она стала ему необходимой и желанной. Любовь и преданность слабой девушки сумели растопить застывшее сердце преступника и пробудить в нём добрые стороны его души. Ф. М. Достоевский показывает нам, как, пережив преступление и наказание, их воскресила любовь.

Победа добра

Книга великого писателя заставляет задуматься над вечными вопросами бытия, поверить в силу настоящей любви. Она учит нас добру, вере и милосердию. Доброта слабой Сони оказалась гораздо сильнее того зла, которое поселилось в душе Раскольникова. Она всесильна. «Мягкое и слабое побеждает твёрдое и сильное», – сказал Лао-цзы.

Тест по произведению

Бессмертный образ

Некоторые герои классической литературы обретают бессмертие, живут рядом с нами, именно таким оказался образ Сони в романе «Преступление и наказание» Достоевского. На её примере мы учимся лучшим человеческим качествам: доброте, милосердию, самопожертвованию. Она учит нас преданно любить и самозабвенно верить в бога.

Знакомство с героиней

Автор знакомит нас с Сонечкой Мармеладовой не сразу. Она появляется на страницах романа, когда страшное преступление уже совершено, погибли два человека, и Родион Раскольников погубил свою душу. Кажется, ничего в его жизни поправить уже невозможно. Однако знакомство со скромной девушкой изменило судьбу героя и возродило его к жизни.

В первый раз мы слышим о Соне из рассказа несчастного пьяного Мармеладова. В исповеди он рассказывает о своей несчастной судьбе, о голодающей семье и с благодарностью произносит имя старшей дочери.

Соня – сирота, единственная родная дочь Мармеладова. До недавнего времени проживала вместе с семьёй. Её мачеха Катерина Ивановна, больная несчастная женщина, выбивалась из сил, чтобы дети не умерли голодной смертью, сам Мармеладов пропивал последние деньги, семья испытывала крайнюю нужду. От отчаяния больная женщина нередко раздражалась по пустякам, устраивала скандалы, попрекала падчерицу куском хлеба. Совестливая Соня решилась на отчаянный шаг. Чтобы хоть как-то помочь семье, она начала заниматься проституцией, жертвуя собой ради родных ей людей. История бедной девушки оставила глубокий след в израненной душе Раскольникова задолго до личного знакомства с героиней.

Портрет Сони Мармеладовой

Описание внешности девушки появляется на страницах романа гораздо позже. Она как бессловесный призрак возникает на пороге своего родного дома во время смерти отца, раздавленного пьяным извозчиком. Робкая по натуре, она не посмела войти в комнату, чувствуя себя порочной и недостойной. Нелепый, дешёвый, но яркий наряд указывал на род её занятий. «Кроткие» глаза, «бледное, худое и неправильное угловатое личико» и весь облик выдавал натуру кроткую, робкую, дошедшую до крайней степени унижения. «Соня была малого роста, лет семнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Такой предстала она перед глазами Раскольникова, такой впервые видит её читатель.

Черты характера Софьи Семёновны Мармеладовой

Внешность человека часто бывает обманчива. Образ Сони в «Преступлении и наказании» полон необъяснимых противоречий. Кроткая слабая девушка считает себя великой грешницей, недостойной находиться в одной комнате с приличными женщинами. Она стесняется присесть рядом с матерью Раскольникова, не может подать руку его сестре, опасаясь оскорбить их. Соню легко может обидеть и унизить любой негодяй, вроде Лужина или квартирной хозяйки. Беззащитная перед наглостью и грубостью окружающих её людей она не способна постоять за себя.

Полная характеристика Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» складывается из анализа её поступков. Физическая слабость и нерешительность сочетается в ней с огромной душевной силой. В основе её существа лежит любовь. Ради любви к отцу она отдаёт ему последние деньги на похмелье. Ради любви к детям продаёт своё тело и душу. Ради любви к Раскольникову едет за ним на каторгу и терпеливо выносит его равнодушие. Доброта и умение прощать отличают героиню от других персонажей повествования. Соня не держит зла на свою мачеху за искалеченную жизнь, не смеет осуждать своего отца за слабохарактерность и вечное пьянство. Она способна простить и пожалеть Раскольникова за убийство близкой ей Лизаветы. «Нет никого несчастнее тебя в целом свете», – говорит она ему. Чтобы так относиться к порокам и ошибкам окружающих людей, надо быть очень сильным и цельным человеком.

Откуда у слабой хрупкой униженной девушки такое терпение, выносливость и неисчерпаемая любовь к людям? Вера в бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим. «Что бы я без бога-то была?» – искренне недоумевает героиня. Неслучайно измученный Раскольников идёт к ней за помощью и именно ей рассказывает о своём преступлении. Вера Сони Мармеладовой помогает преступнику сначала признаться в совершённом убийстве, потом искренне раскаяться, поверить в бога и начать новую счастливую жизнь.

Роль образа Сони Мармеладовой в романе

Главным героем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» принято считать Родиона Раскольникова, так как в основе сюжета лежит история преступления героя. Но роман невозможно себе представить без образа Сони Мармеладовой. Мироощущение, убеждения, поступки Сони отражают жизненную позицию автора. Падшая женщина чиста и невинна. Свой грех она сполна искупает всеобъемлющей любовью к людям. Она «униженная и оскорблённая» не «тварь дрожащая» по теории Раскольникова, а достойный уважения человек, который оказался гораздо сильнее главного героя. Пройдя через все испытания и страдания, Соня не утратила основных человеческих качеств, не изменила себе и выстрадала счастье.

Нравственные принципы, вера, любовь Сони оказались сильнее эгоистической теории Раскольникова. Ведь только приняв убеждения своей подруги, герой обретает право на счастье. Любимая героиня Фёдора Михайловича Достоевского – воплощение его самых сокровенных мыслей и идеалов христианской религии.

Тест по произведению

Соня Мармеладова - второй по важности персонаж романа «Преступление и наказание». Именно она помогает Раскольникову обрести спасение, встать на путь истинный и отказаться от своей жестокой теории. Характеристика Раскольникова и Сони, сравнение их образов и суть взаимоотношений - важная для произведения часть анализа.

Раскольников

Раскольников - бывший студент. Он вынужден был прекратить учебу по причине отсутствия денег. Родион живет в ужасающей бедности. Раскольникову чужда вера в Бога, надеется он только на себя. Ему присуще тщеславие, ведь в своей теории он делит людей на тварей дрожащих и избранных, «право имеющих» даже на преступление, и причисляет себя к последним. Попытка вознестись над другими приводит его к страшному эксперименту над собой, из-за которого он и решается на преступление. После убийства Раскольников разочаровывается в себе, своей теории, и, казалось бы, во всем мире. Он не знает, как себя вести, мечется от одной крайности к другой. Совесть и добро борются в его душе с трусостью и малодушием. Он отрезает себя от всего мира, чувствуя огромную дистанцию со всем человечеством. Неизвестно, как бы продолжилась жизнь героя, если бы не воздействие на него Сони Мармеладовой.

Соня

Соня тоже живет за чертой бедности. Но для нее основная ценность - это не она сама, а близкие для нее люди. Чтобы хоть как-то прокормить семью, Соня получает желтую карточку и вынуждена торговать своим телом. Нравственная ее жизнь при этом остается прежней и даже еще больше углубляется в заботу о родных, честность и порядочность. Вера в Бога спасает душу Сонечки от многих бед и черных мыслей. Несмотря на свою кротость и смиренность, Соня - человек с четкими убеждениями и большой силой духа. Именно она убеждает Родиона сознаться в содеянном. Но она не бросает Раскольникова, а идет за ним по этапу. Также как и он когда-то отдал ее семье последние гроши - она отдает ему себя, все что имеет в своей душе. Благодаря Соне, ее рассуждениям и непоколебимой вере в Бога, Раскольников обретает шанс на спасение.

Взаимоотношения Раскольникова и Сони

Для Раскольникова путь раскаяния тяжел. Он и смеялся в лицо Соне, и отвергал ее, когда та пыталась надеть на нее крест во имя спасения души. Но все же Родион смог найти свое спасение, вернулся к Соне, сделал явку с повинной. Достоевский не показывает нам исцеление души героя, но мы видим, что Раскольников готов переродиться и стать новым человеком, благодаря скромной и сострадательной девушке Соне Мармеладовой.

Данная статья поможет написать сочинение «Сравнительная характеристика Сони и Раскольникова», понять основные мотивы их взаимодействие и влияние, которое герои смогли оказать друг на друга.

Тест по произведению

Роман Достоевского \ «Преступление и наказание \» был написан в один из самых счастливых лет в жизни писателя. В 1866 году он нашел свое семейное счастье и создал произведение, принесший ему признание среди читательской аудитории. Принимая во внимание тему романа, кажется, что в этом факте скрыта какая-то несообразность. Ведь счастье и страдание, рождение семьи и убийство трудно совместить. Если внимательно проследить биографию Достоевского, становится понятной эта заинтересованность психологией убийцы и раскрытие негативных явлений реальной действительности. Дело в том, что Федор Достоевский был членом кружка петрашевцев, которые видели будущее России в народной революции, в вооруженной борьбе против самодержавия.

В апреле 1849 года петрашевцев арестовали. Шестьдесят из них репрессировали. По приговору военного суда 21 подсудимого, среди них и Достоевского, должны казнить. Только тогда, стоя на Семеновском плацу и ожидая расстрела, писатель ощутил дыхание смерти и понял: нет, это не тот путь, которым человечество придет к счастью. Чуть позже он скажет: \ «… от самой гармонии полностью отказываюсь, не стоит она слезинки хотя бы одного только замученного ребенка \». Зато писатель предлагает другой путь — божий, христианский — примирение и прощение. Эти жизненные коллизии нашли отражение в романе и воплотились в двух образах — преступника Раскольникова, который считал убийство другого человека своеобразным ритуалом очищения общества, и несчастной проститутки Сони Мармеладовой, которая стала символом жертвенного страдания, несправедливости, жестокой мироздания.

С позиций морали Раскольников и Мармеладова были преступниками, поскольку нарушили определенные человеческие законы. Каждый из них осознавал свою вину, только по-своему. Раскольников считал, что он сделал совершенно правильно — доказал себе, что может перейти грань, которую перейти не каждый способен.

Более того, ему доставляло наслаждение осознание своей неуязвимости. Он постоянно намекает окружающим на какую-то тайну, но к концу открывается только Сони? Почему? Соню на неправедный путь подтолкнули обстоятельства. Свою \ «работу \» Соня воспринимала как своеобразный долг. Она должна помогать семье, несмотря на то, что семья вытолкнула ее. Пьяный отец забирал на бутылку последние деньги. Екатерина Ивановна долго жалела неродную дочь, но деньги брала постоянно. Соня была своеобразным донором — и материальным, и духовным, при этом для себя она ничего не просила. Отдавала, сколько могла, отдавала все, что могла.

Это очень тонко чувствовал Раскольников. И вот в чем парадокс. Этот идеалист, утопист, который построил антигуманную теорию преступления, тянулся именно к искренней души. Он очень противился, если то же пытался сделать Дуня. Раскольников отказался от помощи сестры, поскольку чувствовал, что сам во всем виноват. Это он, а не кто другой должен был добиться успеха. Он должен хотя бы работать. Но в то время единственной его работой было \ «мыслить \». Помним, как смеялась Настя, когда услышала это впервые от Раскольникова. Если бы она знала, к каким последствиям привело это \ «мышления \», она бы испугалась и заплакала.

Наконец Соня и спасла Раскольникова. Точнее, даже не Соня, а ее дух милосердия, самопожертвования, христианского смирения. Не каждый из тех, кто ежедневно ходил в церковь, мог бы жить и действовать так, как это делала это слабое, маленькая девушка. Казалось бы, откуда у нее взялись силы, для того, чтобы тянуть течение очень долгого времени всех этих грешников? Описывая внешность Сони, Достоевский постоянно обращает внимание на ее робость, несмиливисть и даже запуганность. Беспомощность ее робость, покорность перед всеми и каждым подчеркивается сравнением ее с ребенком: она боится \ «как маленький ребенок \», \ «почти похожая на девочку \», и даже улыбается, как дети.

За всем этим условиям, внешний слабости и беззащитности, Соня принесла себя в жертву близким, заплатив страшной ценой, отдав свое тело и душу на понивечення. Странно, что ее духовную силу смог оценить не кто иной, как Свидригайлов: \ «… Софья Семеновна! Живите и много живите, всем остальным сможете понадобиться \», — говорит он ей во время последней встречи. Сила Софии заключается в безграничной любви к близким. Недаром Раскольников, который сначала считал, что для Сони \ «справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить \», только посмотрев в ее глаза, понял позже, \ «что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты и эта напивбезумна Екатерина Ивановна \ «. Она и на него смотрит \ «каким-то ненасытным состраданием \». И наконец \ «их воскресила любовь, сердце одного мало безграничные источники жизни для сердца другого \».

Не сразу Раскольников смог прикоснуться к этому живительному источнику. Даже на каторге он никак не может понять, почему окружающие его преступники, насильники, убийцы \ «так полюбилиСоню \». Ему странным казалось, что они так подчеркнуто уважительно относятся к \ «матушки Софьи Семеновны \», которую называли \ «мать ты наша, нежная, болезненная \» и \ «даже ходили к ней лечиться \». Он не видел и не хотел видеть то, что находили в ней \ «клейменые каторжники \», для которых именно из-за своей большой любви она была заместителем, потому и называли они его \ «матушкой \», так, как обращаются в народе Богородице. Для него она вечна Соня, символ \ «всего страждущего человечества \», которому он поклонился во время одного из своих визитов. В трагедии его судьбы он находит оправдание своим действиям. Его правоту должна признать Соня, тогда перед ним откроется путь. Именно поэтому он ее выбрал очень давно, чтобы сказать, кто убил Лизавету. Именно поэтому он подчеркивает, что пришел не для того, чтобы извиниться. Только Соня могла убедить Раскольникова прийти в полицию и рассказать о преступлении. Это объясняется логикой всего романа. Мармеладов, что был на дне общества и морально погиб уже давно, обращается к Раскольникова: \ «… пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он судья \». Раскольников взял на себя право решать человеческие судьбы, выбрал не усмирения, как Соня, а \ «власть над всем муравейником \», поэтому за это жестоко заплатил разрывом связей со всем обществом и родными. Раскольников считал себя Наполеоном, для которого человеческая жизнь ничего не значило. И только тогда, когда он встретился с Соней, он понял, что любое утверждение своей правды приводит к преступлению. Вера в непохибнисть собственных идей способна уничтожить все человечество. Только любовь может противостоять этому — и любовь ко всему человечеству в целом, а к отдельному человеку. Только через любовь лежит путь Раскольникова к покаянию, только любовь способна возродить его к новой жизни и вернуть в лоно человечества.