Скачать презентацию на тему салтыков. Презентация "М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. "Сказки". презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему. Начало литературной деятельности

В 1844 окончил курс по второму разряду (то есть с чином десятого класса), семнадцатым из 22 учеников, потому что поведение его аттестовалось не более как «довольно хорошим»: к обычным школьным проступкам (грубость, курение, небрежность в одежде) у него присоединялось «писание стихов» «неодобрительного» содержания. В лицее под влиянием свежих ещё тогда Пушкинских преданий каждый курс имел своего поэта; на XIII курсе эту роль играл Салтыков-Щедрин. Несколько его стихотворений было помещено в «Библиотеке для чтения» 1841 и 1842 годов, когда он был ещё лицеистом; другие, напечатанные в «Современнике» (ред. Плетнёва) 1844 и 1845 годах, написаны им также ещё в лицее (все эти стихотворения перепечатаны в «Материалах для биографии М. Е. Салтыкова», приложенных к полному собранию его сочинений).

В августе 1844 Салтыков-Щедрин был зачислен на службу в канцелярию военного министра и только через два года получил там первое штатное место - помощника секретаря. Литература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба: он не только много читал, увлекаясь в особенности Жорж Санд и французскими социалистами (блестящая картина этого увлечения нарисована им тридцать лет спустя в четвёртой главе сборника «За рубежом»), но и писал - сначала небольшие библиографические заметки (в «Отечественных записках» 1847), потом повести «Противоречия» (там же, ноябрь 1847) и «Запутанное дело» (март 1848).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 1826 – 1889 Был он писатель в большей мере, чем все другие писатели. У всех, кроме писательства, есть еще личная жизнь, и, более или менее, мы о ней знаем. О жизни Щедрина за последние годы мы знаем лишь то, что он писал… В. Короленко

Писатель родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии

Родители М.Е. Салтыкова-Щедрина Мать – Ольга Михайловна Отец – Евграф Васильевич Всеми делами в доме заправляла мать, женщина малограмотная, происходившая из купеческой семьи, но умная и властная. Отец, образованный, но безвольный человек, не мог оказывать на семью заметного влияния

Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года. Московский дворянский институт

В 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи, испытав большое влияние статей Белинского и Герцена, произведений Гоголя. Царскосельский лицей

В 1845 г. после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. "...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...," - такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.

Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело" (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении.. Дом в Вятке, где жил М.Е.Салтыков

Елизавета Аполлоновна жена Дочь Елизавета Сын Константин

В 1858 - 1862 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала " Современник«. Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу.

За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об утраченных ими словах: " совесть, отечество, человечество... другие там еще...". Умер М. Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая н.с.) 1889 в Петербурге


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные задания по изучению биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина в 7 классе.

Индивидуальные задания представляют собой три варианта карточек, каждая из которых состоит из трёх вопросов, объединённых тематически....

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

Методическая разработка состоит из презентации, которую можно использовать на уроке знакомства с писателем....

Слайд 2

Детство и юность писателя

Родился 15 (27) января 1826 в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Отец Евграф Васильевич происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать Ольга Михайловна – из семьи богатого московского купца. Детские, отчасти юношеские годы Салтыкова прошли в родовой усадьбе отца Спас-Угол. Спас – Угол. Усадебный дом. Я вырос на лоне крепостного права М.Е. Салтыков – Щедрин.

Слайд 3

Московский дворянский институт. Царскосельский лицей. 1836 –1838 гг. 1838 –1844 гг. Годы учебы Получил отличное домашнее образование. К шести годам легко общается на французском и немецком, пишет по-русски.

Слайд 4

Начало литературной деятельности.

1841 – первое напечатанное стихотворение «Лира», посвященное памяти Г.Р.Державина и А.С.Пушкина. 1844 – после окончания лицея определён чиновником в канцелярию Военного министерства. 1848 – за свои первые повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848) Салтыков высылается в Вятку, где назначается старшим чиновником особых поручений при губернаторе, с 1850 – советником губернаторского правления. Деятельность на государственной службе всегда пытается сочетать с литературной деятельностью.

Слайд 5

Литературная деятельность.

В 1862 году Салтыков оставляет службу и переезжает в Петербург, чтобы полностью отдаться литературному и журналистскому делу. Он печатает романы, повести, сказки.

Слайд 6

Сатирические сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина («Сказки для детей изрядного возраста»)

Сатира – вид комического, беспощадное осмеяние, критика существующей действительности, человека, явлений. Юмор- вид комического, доброжелательный и веселый смех, способ раскрытия характеров героев в смешном виде. В основу понятий сатира и юмор положена природа смешного. Юмор веселит читателя, а сатира заставляет задуматься над высмеиваемыми пороками.

Слайд 7

Музей М.Е.Салтыкова-Щедрина г. Тверь

  • Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    В своих сказках М. Е. Салтыков-Щедрин выступал против социальной несправедливости и общественного зла в любых его проявлениях.

    Слайд 11

    «Премудрый пискарь»

  • Слайд 12

    «Верный Трезор»

  • Слайд 13

    «Ворон-челобитник»

  • Слайд 14

    «Медведь на воеводстве»

  • Слайд 15

    «Орел-меценат»

  • Слайд 16

  • Слайд 17

    М. Е. Салтыков-Щедрин считает, что первоосновой и источником жизни является простой русский мужик, что создатель всего того, что нас окружает, - народ. Нет народа - государство погибнет. Он поэтизирует ловкость и находчивость мужика, его трудолюбивые руки и чуткость к кормилице-земле. Помещики и генералы на таком фоне выглядят жалкими, никчемными людьми, совершенно не приспособленными к жизни, умеющими лишь отдавать приказы.

    Слайд 18

    Слайд 19

    Слайд 20

    Слайд 21

    Слайд 22

    Основные темы

    Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы. Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.) Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.) Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.) Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)

    Слайд 23

    МУЛЬТФИЛЬМ

    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

    М. Е. Салтыков-Щедрин 1826 - 1889 Жизнь и творчество

    Художник И. Н. Крамской Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких звуках одобренья. Н. А. Некрасов. 16.04.17 Круглова И. А.

    Писатель родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии 16.04.17 Круглова И. А.

    О. М. Салтыкова Е. В. Салтыков 16.04.17 Круглова И. А.

    Детские годы прошли в родовом имении отца в "...годы... самого разгара крепостного права", в одном из глухих углов "Пошехонья". 16.04.17 Круглова И. А.

    Московский дворянский институт Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года. 16.04.17 Круглова И. А.

    Царскосельский лицей В 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи, испытав большое влияние статей Белинского и Герцена, произведений Гоголя. 16.04.17 Круглова И. А.

    В 1844 после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. "...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...," - такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества. 16.04.17 Круглова И. А.

    Дом в Вятке, где жил М.Е.Салтыков Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело" (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении.. 16.04.17 Круглова И. А.

    М.Е. Салтыков-Щедрин. Литография А. Мюнстера. 1850-е В конце 1855 , после смерти Николая I, получив право "проживать где пожелает", возвратился в Петербург и возобновил литературную работу. В 1856 - 1857 были написаны "Губернские очерки", изданные от имени "надворного советника Н. Щедрина", ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя. В это время женился на 17-летней дочери вятского вице-губернатора, Е. Болтиной. 16.04.17 Круглова И. А.

    Елизавета Аполлоновна - жена Константин - сын Елизавета - дочь 16.04.17 Круглова И. А.

    М.Е. Салтыков-Щедрин. Фото конца 1860-х В 1858 - 1862 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала "Современник", который в это время испытывал огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу. 16.04.17 Круглова И. А.

    Дом в Петербурге, где жил М.Е.Салтыков 16.04.17 Круглова И. А.

    Салтыков-Щедрин с картой города Глупова. Художник А. Долотов. 1869 В 1865 - 1868 возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани. Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель "смеялся" в памфлетах-гротесках. После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку. Переехав в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работал в 1868 - 1884 . Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869 пишет "Историю одного города" - вершину своего сатирического искусства. 16.04.17 Круглова И. А.

    Щедрин в лесу реакции. Художники Д. Брызгалов, Н. Орлов. 1883 16.04.17 Круглова И. А.

    Обложка журнала «Стрекоза» - первая попытка иллюстрирования произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина 16.04.17 Круглова И. А.

    «Мое собранье насекомых открыто для моих знакомых». Художник А. Лебедев. 1877 В 1880-е сатира Салтыкова достигла кульминации в своем гневе и гротеске: "Современная идиллия" (1877 - 83); "Господа Головлевы" (1880); "Пошехонские рассказы" (1883). В 1884 журнал "Отечественные записки" был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале "Вестник Европы". 16.04.17 Круглова И. А.

    М.Е. Салтыков-Щедрин. Художник Н. Ярошенко. 1886 В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: "Сказки" (1882 - 86); "Мелочи жизни" (1886 - 87); автобиографический роман "Пошехонская старина" (1887 - 89). 16.04.17 Круглова И. А.

    М.Е. Салтыков-Щедрин. Художник В. Матэ. 1889 За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об утраченных ими словах: "совесть, отечество, человечество... другие там еще...". Умер М. Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая н.с.) 1889 в Петербурге. 16.04.17 Круглова И. А.

    Источники http://www.a4format.ru/author.photo.php?lt=209&author=57 http://www.kostyor.ru/biography/?n=109 Шаблон презентации позаимствован у учителя русского языка и литературы ЦО № 1828 «Сабурово» Савельевой О. А. 16.04.17 Круглова И. А.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Очерк жизни и творчества. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

    Я люблю Россию до боли сердечной… Литературный критик Редактор журнала «Современник»,«Отечественные записки» (вместе с Некрасовым) Писатель-сатирик

    Дом, где родился будущий писатель. Имение Спас-Угол. Детство в окружении «всех ужасов крепостного права».

    Мать писателя Ольга Михайловна Отец писателя Евграф Васильевич

    Дворянский институт в Москве Царскосельский лицей Образование

    «Вятский плен» Повести «Противоречия», «Запутанное дело» «вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших всю Западную Европу» (Николай I) Ссылка в Вятку

    Дом в Вятке, в котором жил Салтыков-Щедрин Вятский плен Обилие впечатлений «Губернские очерки» Внимание автора к «одному из далеких уголков России» с целью «обнаружения зла, лжи и порока», но верой в будущее, в «полную жизнь».

    Принципиальная позиция писателя. Вице-Робеспьер. Рязань середина 19 века. Тверь конец 19 века. 1860-е государственная служба

    Группа сотрудников журнала «Отечественные записки»

    Жена писателя Е. А. Болтина Дом по Литейному проспекту, в котором жил писатель до конца дней.

    Дочь писателя Сын писателя

    Юмор – мягкий смех, усмешка. Ирония – скрытая насмешка. Сатира – беспощадное осмеяние человеческих пороков. Сарказм – язвительная жестокая насмешка. Гипербола - сильное преувеличение тех или иных свойств изображаемого. Эзопов язык - (назван по имени древнегреческого баснописца Эзопа) речь, изобилующая иносказаниями, недомолвками, намёками и пр. для сокрытия прямого смысла.

    «История одного города» Суть произведения – сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти. Основная мысль – «градоначальники секут обывателей, а обыватели трепещут». Условный рассказчик – архивариус-летописец провинциальной эпохи конца XVIII - XIX века, которому многое известно, что происходило позднее. Композиция повести. Историческая монография: Предуведомление общий очерк глуповской истории главы-персоналии

    Роман «Господа Головлевы» Идея Салтыкова-Щедрина: разрушение общества начинается с разрушения семьи. В романе показана деградация и смерть целого рода Головлевых – Арина Петровна «цепенеет в апатии власти».

    История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 18 69 году. К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.

    Жанровое своеобразие В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их. Кроме того, важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

    Основные темы Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы. Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.) Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.) Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.) Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь») Орел-меценат

    Проблематика Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то « особенное патологическое состояние », в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм). Премудрый пискарь

    Художественные особенности Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»).

    Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: « какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?») Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: « Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!») Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить ») Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)

    Заключение Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.

    Домашнее задание. Письменный анализ самостоятельно выбранной сказки: План анализа 1. Основная тема сказки (о чем?). 2. Главная мысль сказки (зачем?). 3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц рас­крывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. 4. Сатирические приемы, использованные автором. 5. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. 6. Соединение фольклорного, фантастического и реального.