Проект "Народы Урала - Башкиры". Презентация на тему "ознакомление детей с традициями башкирского народа" Презентация на тему традиции башкиров

Башкирия моя! Земля и небо!
Моя любовь, мой соловьиный край,
Мне жаль того, кто здесь ни разу не
был.
Мне жаль того, кому не пел курай!
Мустай Карим.

Башкирский писатель и поэт – Мустай Карим.

«Девушка в башкирском костюме» Художник Хабиров Р.С.

«Башкирский кумыс» Художник Кащеев Ф.А.

Башкиры издавна жили на Уральской земле.

До конца 19 века башкиры вели
полукочевой образ жизни, однако постепенно
стали оседлыми и освоили земледелие,
восточные башкиры еще некоторое время
практиковали выезды на летнее кочевье и
летом предпочитали жить в юртах, со
временем, и они стали жить в деревянных
срубах или глинобитных хижинах, а потом
и в более современных сооружениях.

Башкирские праздники.

Ураза-байрам
Как и многие башкирские народные праздники, Уразабайрам пришел вместе с мусульманством. Это один из
важнейших праздников года, в этот день происходит
разговение после долгого поста. В Башкирии этот
праздник отмечается очень широко. С утра все люди
отправляются в мечеть, затем в домах накрываются
богатые столы, часть еды обязательно раздается
нуждающимся, также бедным нужно дать денег, чтобы им
было на что славить Аллаха. Праздник связан с помощью
старшим и нуждающимся, с благими делами. Башкиры в
этот день обязательно готовят блюда из говядины и
конины, надевают праздничные костюмы, много
танцуют. В этот день нет места унынию.

Курбан-байрам

Этот мусульманский и башкирский праздник в
сентябре отмечается, и связан он с
жертвоприношениями и паломничеством в Мекку.
Он означает высшую точку пути к святым местам.
С утра во всех мечетях Башкортостана проходят
праздничные богослужения и особый обряд
жертвоприношения. Потом в каждом доме
накрываются столы, в этот день обязательно
нужно одарить кого-то из нуждающихся. Нередко
глава семьи покупает на базаре тушу животного:
барана, корову, коня и, разделывая ее часть, отдает
бедным. После этого башкиры отправляются друг к
другу в гости, где за праздничным столом
восхваляют Господа.

Каргатуй.

Башкиры отмечают Каргатуй «грачиный
праздник» в то время когда весной прилетают грачи,
смысл праздника – это празднование момента
пробуждения природы от зимнего сна и также повод
обратиться к силам природы (кстати, башкиры
считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с
просьбой о благополучии и плодородии грядущего
сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в
гулянии могли исключительно женщины и
подрастающее поколение, сейчас эти ограничения
сняты, и мужчины тоже могут водить хороводы,
кушать ритуальную кашу и оставлять её остатки
на специальных валунах для грачей.

Сабантуй.
Многие башкирские праздники связаны с сезонными
сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник
плуга – один из них.
Он обозначает завершение весенних работ в поле.
Люди молятся о хорошем урожае и стараются
умилостивить богов. Гулянья проводятся на больших
площадях, где может собраться все население села.
Принято приходить на этот праздник семьями. Веселье
включает традиционные песни, обряды и танцы. Также в
этот день принято проводить шуточные соревнования по
борьбе, бегу в мешках, других видах состязаний. Приз
самому ловкому и сильному – живой баран. В этот день
обязательно нужно улыбаться и много шутить, у башкир
существуют специальные песни, которые призывают
милость богов.

Этногенез башкир происходил в IX – XIII в. на территории Урало-Поволжского региона в результате взаимодействия и смешения древних башкир, приуральских финно-угорских племен и племен булгаро-мадьярской группы, уральских потомков ираноязычных сарматов и мигрировавших сюда кипчаков, передавших башкирам некоторые этнокультурные признаки тюркских народов Средней Азии и Казахстана.Казахстана






Характерными чертами башкирской ментальности являются: чрезвычайно обостренное свободолюбие как наследие «степной философии», духовный коллективизм или т.н. «башкирское братство» (приоритет родового над личным без ущемления индивидуальной свободы отдельно взятого члена рода), культ уважения предков и любовь к природе как основе бытия башкир, трудолюбие, общительность и гостеприимство.


Интересным фактом является отсутствие в башкирском языке развитой системы ненормативной лексики. Возможной причиной явилась исторически сложившаяся традиция не злословить в присутствии женщин, детей и стариков, а также домашних животных и пчел, чтобы не нанести вред. Для предков башкир слово было таким же материальным, как и любая вещь. Видимо, поэтому в башкирском языке сохранилось выражение «hуз тезеу», что по- башкирски означает «нанизывать слово».


В основе башкирского этикета лежат национальные традиции, обычаи, обряды и ритуалы (по- башкирски «йола»). Например, во время приветствия башкиры иногда пожимают руку собеседника двумя руками, что является знаком особого расположения и радушия. В случае общения с пожилыми людьми подобное рукопожатие является обязательным, иначе вас сочтут невежливым.


Традиционное декоративное искусство Предметный мир башкирской культуры ярок и самобытен во многом благодаря орнаментальному искусству, которое эстетизировало все его области: одежду и утварь, жилище, снаряжение воина. Многообразны технические приемы башкирского декоративного искусства: различные виды ткачества (бранное, закладное, выборное, многоремизное, ковроткачество),




Сабантуй - праздник труда, в котором сливаются обычаи тюркских народов Сабантуй в древности праздновали непосредственно в день перекочевки с зимнего пастбища на летнее. Главное значение на празднике придавалось национальным играм, выявлению новых молодых батыров, защитников рода, племени, народа.


Йыйын Строго установленного времени для проведения йыйынов, в отличие от сабантуя, не было, но обычно его организовывали в период после сева до косовицы ржи. На йыйынах одного или нескольких родственных аулов решались спорные земельные вопросы, распределялись сенокосные угодья и летние пастбища. Нередко к йыйынам приурочивались и свадебные торжества.


Традиционная башкирская свадьба Древний обычай сговаривать своих детей еще в колыбели до конца XIX в. сохранялся кое-где у богатых зауральских башкир. С этого момента девочка становилась невестой, и отец уже не имел права выдать ее за другого, хотя бы жених и оказался потом неподходящей партией, вследствие ли своих качеств или по расстроившемуся материальному состоянию. Если отец впоследствии не пожелает отдать за нареченного свою дочь, он обязан откупить ее, т.е. отдать жениху или его родителям скот, деньги и прочее, в размере обусловленного раньше калыма. Женились башкиры рано. По достижении юношей лет его женили на девушке лет. Отец, желая женить сына, советовался с женой, спрашивал согласия на брак и сына. Выбор невесты, хотя и по согласию с женой, всегда принадлежал отцу. Заручившись согласием сына и жены, отец отправлял к будущему тестю сватов (коза) или сам отправлялся к нему для переговоров.



Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Башкортостан - многонациональная республика. На её территории проживают представители более 70 наций и народностей. Наиболее многочисленные из них – башкиры (21,9%), татары (28,4%) и русские (39,3%). Остальные национальности вместе взятые составляют 10,4% населения Башкортостана. Всего в Башкортостане проживают представители свыше 130 национальностей.

Cлайд 4

Численность в России 1345,3 тыс. человек, в том числе в Башкирии 863,8 тыс. человек. Живут в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Курганской, Тюменской областях. Проживают по всей территории России.

Cлайд 5

Говорят на башкирском языке тюркской группы алтайской семьи; диалекты: южный, восточный, выделяется северо-западная группа говоров. Распространены русский, татарский языки. Распространены русский, татарский языки. Письменность на основе русского алфавита. Верующие Башкиры - мусульмане- сунниты.

Cлайд 6

Башкиры - тюркоязычные кочевники, начавшие своё движение в нынешнюю Башкирию в IV в. со стороны южно - степной полосы. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных культур и языков. В 1-м тыс. н. э. начинается проникновение на Южный Урал тюрков кочевников, вытеснив и отчасти ассимилировав аборигенов, тюркские племена, очевидно, сыграли решающую роль в сложении языка, культуры и физического облика башкиров.

Cлайд 7

Традиционным занятием башкир издавна было полукочевое скотоводство, они разводили главным образом лошадей, а также овец, крупный рогатый скот, верблюдов. Другими занятиями были охота, рыбная ловля, бортничество. Развиты были подсобные занятия и промыслы - ткачество, деревообработка, кузнечное и ювелирное дело. Особую роль играла обработка шкур и кож, изготовление из них одежды и обуви.

Cлайд 8

Традиционным сельским поселением башкир был аул. В условиях кочевой жизни его местонахождение менялось, постоянные поселения появились с переходом к оседлости, как правило, на месте зимников. Для них сначала была характерна кучевая планировка, затем она сменяется уличной, при которой каждая группировка родственных семей занимала отдельные концы, улицы или кварталы. Количество дворов варьировало от нескольких десятков до 200-300 и более, в выселках было 10-20 дворов.

Cлайд 9

Мусульманство. Письменность для башкирского языка сначала была создана на основе арабской графики, в 1929 г. ее перевели на латиницу, а с 1939 г. - на русскую графическую основу.

Cлайд 10

Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой. Оборки, манжеты, защипы на груди появляются на платьях лишь в начале XX столетия. Отложной воротник обычно выполнялся из фабричной, более мягкой ткани (сатина, ситца), а нагрудный разрез скреплялся шнурком. Подол и рукава окаймляют красные полосы браного узора, а красный сатин воротника расшит счетной гладью. Туникообразный покрой одежды - самый распространенный в национальном костюме народов края.

Cлайд 11

Народная одежда Башкир объединяет традиции степных кочевников и местных оседлых племён.

Cлайд 12

Преобладала мясная и молочная пища, употребляли продукты охоты, рыбной ловли, мёд, ягоды и травы. Башкиры сохраняли элементы традиционных верований: почитание объектов (рек, озёр, гор, лесов и т.п.) и явлений (ветров, буранов) природы, небесных светил, животных и птиц (медведя, волка, лошади, собаки, змеи, лебедя, журавля, беркута, сокола и др., культ грачей был связан с культом предков, умирающей и оживающей природы). Среди многочисленных духов-хозяев (эйе) особое место занимают домовой (йорт эйяхе) и водяной дух (хыу эйяхе). Верховное небесное божество Тенре слилось впоследствии с мусульманским Аллахом. Лесной дух шурале, домовой наделены чертами мусульманских шайтанов, Иблиса, джиннов. Синкретичны демонические персонажи бисура, албасты. Переплетение традиционных и мусульманских верований наблюдается также в обрядах, особенно родинных и похоронно-поминальных.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

КАЗ УМЭХЭ (каз омэсэ или каж умэхэ) - праздник гусиных помочей. Этот осенний праздник приходится на период наступления первых морозов и "забивания" гусей. В этот день варят пшенную кашу на жирном гусином бульоне и подают вместе с гусиным мясом. НОУРУЗ - приходится на 21-22 марта. Праздник посвящен встрече весны.

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Родинная обрядность. Имянаречение Рождение ребенка - особое событие в башкирской семье. Ребенок после рождения получал временное имя (пеленочное), которое давала повитуха. Постоянное имя ребенок получал после обряда имянаречения на празднике "ИСЕМ ТУЙЫ" (наречение ребенка именем). Религиозный обряд имянаречения проводит обычно мулла и дед ребенка, старик-сосед. Для участников обряда устраивают угощение. В прошлом башкиры не фиксировали дату дня своего рождения. Однако теперь дни рождения детей широко отмечаются.

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Народные игры Башкиры, чья жизнь была тесно связана с разведением лошадей, добились значительных успехов в конных видах спорта. Среди конных состязаний популярностью пользовались следующие: БЭИГЕ - состязание скаковых лошадей. Старт давался в степи, а финишировали всадники в ауле. Бэйге входит всегда в программу сабантуя. АУЗАРЫШ (переваливание) - конноспортивная игра. Два всадника, оседлав лошадей, должны стащить друг друга с седла или вынудить соперника спрыгнуть на землю. Всадникам разрешено хватать друг друга за шею, кушак, руки, выталкивать ноги соперника из стремян. КУК-БУРЕ (серый волк) или "козлодрание". Две группы всадников должны отнять тушу козла у одного из всадников.

Слайд 17

Описание слайда:

Народные игры КЫЗ КЫУЫУ (догнать девушку). Девушка скачет на коне, а юноша, скачущий на другом коне, должен ее догнать и поцеловать. РУБКА ЛОЗЫ. Всадник на скаку должен срубить лозовые прутья (длиной 1,5-2 метра). Помимо конных состязаний значительной популярностью пользовалась национальная борьба (КУРЯШ). Куряш проводился на майдане (ровной травянистой площадке). Борьба ведется на "стойке" с обоюдным захватом двумя руками за кушак "накрест" на спине соперника. Современный поединок длится 5 минут.

Слайд 18

Описание слайда:

Народные игры Популярны были и игры с шаром (мячом): «СОКОР ТУП» и «СЭКЕН». СОКОР ТУП (лунка и мяч). С помощью клюк (подобие клюшек) игроки стараются закатить шар в казан (котел), т.е. в лунку, находятся в центре круга. Игроки мешают это сделать "нападающему". СЭКЕН (аналог хоккея). В игре участвуют две команды. Основная задача - "забить" деревянный шар за кол или камень (установлен границе двух полей).

Слайд 19

Описание слайда:

Народные игры Во время праздников особой популярностью пользовались перетягивание аркана (участвовали до 20 человек), "бег в мешках", "разбивание горшков с завязанными глазами", "доставание губами монеты из чаши с молоком", "бой мешками", "бег мужчин, попарно связанных за ноги", а также скачки, стрельба из лука, метание копий и камней в цель, бег наперегонки (югырмак). Спортивные состязания были непременной частью праздника наряду с угощениями и массовыми играми. Например, в процессе проведения свадьбы состязались в борьбе. В день свадебного пира (туй) проводили конские скачки в доме невесты.

Слайд 2

Задачи:1. Воспитать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края.2. Прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию её хрупкой красоты, формировать бережное к ней отношение.3. Развить интерес и стремление узнать новое о социальной действительности и окружающих людях.4. Воспитывать уважение к культурно- историческим ценностям другого народа.5. Развить познавательный интерес, желание узнать больше о культуре, традициях, истории своей страны.

Слайд 3

Беседа с детьми по теме Южный Урал - наша Родина.Цель: Рассказать, что мы живём на Южном Урале, в самом центре России. История жизни человека на Южном Урале.Цель: Познакомить детей с историей заселения Южного Урала людьми.Человек и мир вокруг.Цель: Познакомить детей с понятиями живая и не живая природа. Познакомить детей с образными выражениями о природе.Труд человека на Южном Урале.Цель: Познакомить детей с понятиями “кочевой народ”, “осёдлый народ” с кочевыми и осёдлыми традициями народов Южного Урала.

Слайд 4

«Коренные жители Урала»1. Закрепить знания детей о том, что на Урале живут люди разных национальностей: башкиры, татары, русские. Коренные жители Урала – башкиры.2. Познакомить детей с историей башкирского народа: место проживания на Урале, основными видами хозяйствования (скотоводство, охота, рыболовство, пчеловодство).3. Развивать образное восприятие, познавательный интерес детей.

Слайд 5

Башкирское жилище1. Формировать знания детей о башкирском народе, познакомить с особенностями жилища:устройство юрты;особенности интерьера (две половины: мужская, женская);специфическое оформление юрты и двух половин жилья.2. Закрепить знания об особенностях башкирского орнамента, его цветового решения.3. Развивать инициативу, самостоятельность.4. Развивать эстетические чувства: желание вносить красоту в окружающий мир.

Слайд 6

Национальная башкирская одежда 1. Познакомить детей с особенностями национальной одежды. 2. Развивать умение подбирать цвета и составлять узоры национального содержания и колорита. 3. Закреплять знания о семантике мотивов башкирских узоров. 4. Воспитывать интерес, дружелюбное отношение к традициям башкирского народа.

Слайд 7

Башкирская кухня 1. Познакомить детей с традициями гостеприимства башкирской семьи. 2. Расширить знания об особенностях национальной кухни. 3. Воспитывать внимание, интерес детей к традициям башкирского народа: предложить гостю самое почётное место в жилище, угостить вкусным напитком (кумыс) Итог. Праздник «Сабантуй» Цель. «Приобщение детей ккультуре башкирского народа»

Слайд 8

Башкирские народные сказки.Цель: Познакомить детей со сказками башкирского народа. Пословицы и поговорки.Цель: Познакомить детей с башкирскими пословицами и поговорками. Помочь понять значение пословиц в жизни человека - они учат, помогают жить. Если не знаешь, как поступить, вспомни, как говорится в пословице. Пословица всегда поможет.

Слайд 9

Религия народов Южного Урала.Древние святилища Южного Урала.Цель: Познакомить детей с тем, что люди начали верить в существование духов и богов, добрых и злых сил ещё в те далёкие времена, когда они впервые попытались осмыслить окружающий их мир. Помочь понять детям, что в древности люди верили в то, что некоторые объекты природы, например горы или родники, являются священными. Со временем они стали сами создавать святые места – для хранения святынь или для богослужений, например храмы или церкви, а также монастыри, где монахи могли жить в тишине и покое.

Слайд 10

Религиозные здания.Мечеть.Цель: Рассказать детям, что если на шпиле укреплено изображение узенького полумесяца. В них поклоняются богу люди, исповедующие другую религию - ислам. Они называют себя мусульманами, а бога - Аллах. Мусульмане верят в существование только одного Бога-Аллаха и его пророка-Мухаммеда. Они молятся пять раз в день, повернувшись в сторону Мекки: утром, после полудня, в середине дня, после захода солнца и перед сном.

Слайд 11

Мероприятия:Беседа «Многонациональный Урал».Чтение легенд: «Происхождение башкир», »откуда взялись медведи», «большая медведица», «девушка и месяц».чтение башкирских сказок, пословиц, поговорок.Рассматривание карты, определение региона Башкирии.Игры башкирские: «Медный пень», «юрта», «палка -кидалка», «липкие пеньки», «стрелок».Просмотр мультфильма из серии: «Гора самоцветов» башкирской народной сказки «Толкование сновидений».Прослушивание башкирских мелодий.Познавательное занятие «Башкирское народное жилище»Рисование «Юрта»Лепка «»Мой любимый сказочный герой»Развитие речи. Пересказ сказки «Ленивый сын»Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий.Свободное рисование.Познавательное занятие «Одежда башкирского народа»Рисование «Башкирский национальный костюм»Аппликация «Сапожки – ичиги»Познавательное занятие «Гостеприимство башкир»Аппликация «Коврик для гостей» (тур, юрфан)Лепка: «Башкирское угощение»

Слайд 12

Итогом нашей работы стало интегрированное занятие «Наш Урал» познавательная игра «Что? Где? Когда?» - дети показали свои знания о природе Урала, традициях башкирского народа, особенностях национального башкирского костюма.Через совместный поиск решений, предоставления ребёнку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры другого народа – повышаем у детей мотивацию к занятиям и развиваем творческиеспособности. Мы очень надеемся, что знания, полученные у нас, оставят положительный след в душах детей. И в дальнейшей жизни дети будут толерантно относиться к людям другой национальности.

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16