Презентация на тему "Рассказы Л. Толстого для детей". Методическая разработка урока литературного чтения на тему: Художественные и научно – познавательные рассказы. Л. Н. Толстого «Лебеди», «Зайцы» Какие рассказы толстого научно познавательные

Сказки,

созданные Л. Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают усваивать географические понятия: «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и шел туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен» («Шат и Дон»).

Сказка «Волга и Вазуза» привлекает внимание ребенка спором двух сестер-рек: «Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживет». Эта сказка учит рассуждать и делать правильные выводы.

Сказки Толстого

рассчитаны на то, чтобы облегчить запоминание научного материала. Этому принципу подчинены многие произведения «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения». В предисловии к «Азбуке» пишет: «Вообще давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания; но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии»’.

Л. Толстой

терпеливо перерабатывал свои рассказы изведения для учебных книг. Его сын вспоминал: «Он в то время составлял «Азбуку» и на нас - своих детях - проверял ее. Он рассказывал и заставлял нас излагать эти рассказы своими словами». Лев Толстой впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений в учебных книгах для детей. В его коротких познавательных сказках и рассказах научность гармонично соединяется с поэтичностью, образностью. Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в крестьянском быту и хозяйстве:

  • «Есть червь, он желт, он ест лист. Из червя того шелк».
  • «Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него год целый мед белый».
  • «Слушай меня, мой пес: на вора лай, к нам в дом не пускай, а детей не пугай и с ними играй».
  • «Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зорям. Девочка вспомнила их песни и пустила».

Географические сведения

и описания природных явлений, исторических событий, физических свойств тел даются с учебно-познавательными целями и в то же время художественно. Толстой использует разнообразные методы и приемы изложения; например, рассказы по физике он пишет в виде рассуждения. Так, в рассказе «Тепло» повествование развертывается при помощи вопросов и ответов:

  • «Отчего стакан лопается, если нальешь в него кипяток? Оттого, что то место, где кипяток, разогревается, растягивается, а то место, где нет кипятка, остается по-прежнему: внизу тянет стакан врозь, а вверху не пускает, и он лопается».

«Тепло», «Сырость»,

«Отчего в морозы трещат деревья?» и многие другие научно-познавательные рассказы писатель строит в форме диалога, который помогает ребятам анализировать и обобщать, рассуждать и приходить к самостоятельному выводу. Он учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения. Таков, например, рассказ «Какая бывает роса на траве»: «Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля».

Сочинение

Сказки, созданные Л. Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают усваивать географические понятия: «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и шел туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен» («Шат и Дон»).

Сказка «Волга и Вазуза» привлекает внимание ребенка спором двух сестер-рек: «Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживет». Эта сказка учит рассуждать и делать правильные выводы.

Сказки Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить запоминание научного материала. Этому принципу подчинены многие произведения «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения». В предисловии к «Азбуке» Толстой пишет: «Вообще давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания; но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии»’.

Л. Толстой терпеливо перерабатывал свои рассказы изведения для учебных книг. Его сын вспоминал: «Он в то время составлял «Азбуку» и на нас - своих детях - проверял ее. Он рассказывал и заставлял нас излагать эти рассказы своими словами». Лев Толстой впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений в учебных книгах для детей. В его коротких познавательных сказках и рассказах научность гармонично соединяется с поэтичностью, образностью. Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в крестьянском быту и хозяйстве:

* «Есть червь, он желт, он ест лист. Из червя того шелк».
* «Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него год целый мед белый».
* «Слушай меня, мой пес: на вора лай, к нам в дом не пускай, а детей не пугай и с ними играй».
* «Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зорям. Девочка вспомнила их песни и пустила».

Географические сведения и описания природных явлений, исторических событий, физических свойств тел даются с учебно-познавательными целями и в то же время художественно. Толстой использует разнообразные методы и приемы изложения; например, рассказы по физике он пишет в виде рассуждения. Так, в рассказе «Тепло» повествование развертывается при помощи вопросов и ответов:

* «Отчего стакан лопается, если нальешь в него кипяток? Оттого, что то место, где кипяток, разогревается, растягивается, а то место, где нет кипятка, остается по-прежнему: внизу тянет стакан врозь, а вверху не пускает, и он лопается».

«Тепло», «Сырость», «Отчего в морозы трещат деревья?» и многие другие научно-познавательные рассказы писатель строит в форме диалога, который помогает ребятам анализировать и обобщать, рассуждать и приходить к самостоятельному выводу. Он учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения. Таков, например, рассказ «Какая бывает роса на траве»: «Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля».

Сказки, созданные Л. Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают усваивать географические понятия: «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и шел туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен» («Шат и Дон»).

Сказка «Волга и Вазуза» привлекает внимание ребенка спором двух сестер-рек: «Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживет». Эта сказка учит рассуждать и делать правильные выводы.

Сказки Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить запоминание научного материала. Этому принципу подчинены многие произведения «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения». В предисловии к «Азбуке» Толстой пишет: «Вообще давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания; но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии»’.

Л. Толстой терпеливо перерабатывал свои рассказы изведения для учебных книг. Его сын вспоминал: «Он в то время составлял «Азбуку» и на нас - своих детях - проверял ее. Он рассказывал и заставлял нас излагать эти рассказы своими словами». Лев Толстой впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений в учебных книгах для детей. В его коротких познавательных сказках и рассказах научность гармонично соединяется с поэтичностью, образностью. Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в крестьянском быту и хозяйстве:

«Есть червь, он желт, он ест лист. Из червя того шелк».
«Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него год целый мед белый».
«Слушай меня, мой пес: на вора лай, к нам в дом не пускай, а детей не пугай и с ними играй».
«Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зорям. Девочка вспомнила их песни и пустила».

Географические сведения и описания природных явлений, исторических событий, физических свойств тел даются с учебно-познавательными целями и в то же время художественно. Толстой использует разнообразные методы и приемы изложения; например, рассказы по физике он пишет в виде рассуждения. Так, в рассказе «Тепло» повествование развертывается при помощи вопросов и ответов:

«Отчего стакан лопается, если нальешь в него кипяток? Оттого, что то место, где кипяток, разогревается, растягивается, а то место, где нет кипятка, остается по-прежнему: внизу тянет стакан врозь, а вверху не пускает, и он лопается».

«Тепло», «Сырость», «Отчего в морозы трещат деревья?» и многие другие научно-познавательные рассказы писатель строит в форме диалога, который помогает ребятам анализировать и обобщать, рассуждать и приходить к самостоятельному выводу. Он учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения. Таков, например, рассказ «Какая бывает роса на траве»: «Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля».

Хотя Л.Н. Толстой и известен всему миру как мастер монументальной прозы, среди творческого наследия писателя есть немало произведений небольшого размера. Отдельную их категорию составляют рассказы для детей, в том числе для воспитанников Яснополянской школы.

Произведения Толстого для детей

Среди произведений Толстого для детей можно выделить несколько основных жанров. Первый из них - это сказки. Большая часть сказок представляет собой обработанные народные сюжеты (как, например, "Три медведя"), которые были включены в состав знаменитой толстовской "Азбуки".

Еще один жанр, любимый Толстым, - это быль. В таких произведениях он описывает события, которые происходили в реальности, однако художественно обрабатывает их. К этому типу относятся знаменитые "Филипок" и "Лев и собачка".

Создал писатель большое количество реалистичных рассказов, героями которых часто являются сами дети. Сюда можно отнести произведения "Пожар", "Девочка и грибы" и т.д.

Наконец, последний жанр, в котором Толстой создавал истории для детей, это научно-познавательные рассказы. Поговорим о нем подробнее.

Научно-познавательные рассказы Толстого

К числу наиболее известных научно-познавательных произведений Толстого для детей относят рассказы:

  • "Зайцы".
  • "Какая бывает роса на траве".
  • "О муравьях".
  • "Как волки учат своих детей".
  • "Отчего в темноте видно?".
  • "Яблони".
  • "Как ходят деревья".

Уже из названий произведений видно, что большая их часть посвящена описанию природных явлений. Толстой рассказывает во всех подробностях о повадках животных, различных растениях и т.д. При этом стиль изложения является достаточно лаконичным, но емким. Это помогает детям лучше воспринимать материал и усваивать самые главные моменты, касающиеся той или иной темы.

Научно-познавательные рассказы Толстого - прекрасный пример того, как художественное произведение может сочетаться с образовательной функцией. Дети хорошо запоминают яркий образ, а вслед за ним и главные факты, которые касаются научной характеристики предмета повествования.