Презентация на тему ""Обломов" - образ О. Ильинской". Презентация на тему "«Обломов» - Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна" Подумаем над прочитанным


Конспект урока по литературе
«Тема любви в романе И.А.Гончарова «Обломов». Женские образы» Выполнила: студентка 5 курса филологического факультета очного отделения Брюхнова Мария Борисовна Коломна, 2013
Класс: 10 «Б» Тема:
Тема любви в романе И.А.Гончарова «Обломов», женские образы
Тип урока: комбинированный Цель: 1. Продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. 2. Раскрыть характеры и идеалы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной. 3. Сформировать бережное отношение к такому чувству как любовь. Оборудование: доска, текст романа И.А.Гончарова «Обломов»,рабочие тетради, аудиозапись арии « Каста Дива» из оперы Винченцо Беллини «Норма»,проектор, презентация. Ход урока: 1. Организационный момент  Приветствие  Проверка готовности класса к уроку  Слушаем меня внимательно!  Садитесь 2. Основная часть урока: Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем изучение романа И.А.Гончарова «Обломов». Эпиграфом к нашему уроку станут слова Иннокентия Анненского: «Любовь – это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих. Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Иван Александрович Гончаров верил во всемогущую силу этого чувства. «Вы правы, - писал он одной из своих знакомых, - подозревая меня в вере во всемогущую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности».  Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (тема любви в романе, женские образы в романе)  Записываем тему в тетрадь  В романе «Обломов» любовь – это основа. Это чувство показывает героя в развитии. Давайте вспомним, при каких обстоятельствах состоялось знакомство Ольги Ильинской и Обломова?
(Штольц познакомил их. Штольц привел Обломова в дом на прием к тетке Ольги)  Какое впечатление они произвели друг на друга? (Ольге стало любопытно. Она весь вечер наблюдала за Обломовым. Обломов был смущен)  Ольга полюбит Обломова? (да)  А как вы считаете, она полюбила нынешнего Обломова со всеми его недостатками или Обломова будущего? (Обломова будущего)  Найдите в тексте подтверждение этому (ч.2, гл. 6)  А вам ее план никакой миф не напоминает? (миф о Пигмалионе и Галатее)  Вспомните этот миф, о чем он? (послушать ответы учеников)  Сделайте вывод, исходя из мифа. Кем является Ольга по отношению к Обломову и наоборот? (Ольга является своего рода Пигмалионом, а Обломов – Галатеей, то есть Ольга любит будущего Обломова, сделанного ее руками)  Но в Ольге все-таки просыпаются чувства? Найдите это в тексте (ч.2, гл.9)  Ребята, теперь я даю вам возможность отдохнуть и прослушать арию «Casta Diva» (слушаем)  Почему я поставила именно это произведение? (во-первых, Обломов любил это произведение, во-вторых, он все больше влюбляется в Ольгу)  Давайте прочитаем этот эпизод (читаем стр.175)  Вы сейчас послушали данное произведение. Как вы думаете, легко ли его исполнять? (нет)  Какой мы можем сделать из этого вывод? (Ольга по-настоящему талантлива. Звучит ее душа)  А Штольц ли это замечал? (нет, а Обломов смог это прочувствовать)  Вспомните, что служило символом любви Ольги и Обломова? (ветка сирени)  Найдите эпизод первой встречи Обломова с Ольгой в парке. Давайте его прочитаем по ролям (читаем по ролям. Стр.185)
 Обломов думал, что Ольга еще рассержена его признанием, что же он советует ей? (забыть все сказанное им)  Найдите этот момент в тексте. Прочитайте (читаем)  И что же понимает Обломов из этого разговора? (Ольга его любит)  Какие его дальнейшие действия? (пришел на другой день с веткой сирени)  И что же Ольга понимает в свою очередь? (Обломов ее тоже любит)  Гончаров иллюстрирует это следующим эпизодом: неделю спустя Илья Ильич встретил Ольгу в парке на том месте, где была сорвана и брошена ветка сирени. И что же делала Ольга? (вышивала ветку сирени)  Почему не сложилось их счастье? (Обломов хочет любить и при этом не терять покой. Ольга Ильинская потребовала от Обломова деятельности.)  Какова причина их расставания? Обломов сам дает на это ответ (стр.333, ч.3.гл11)  Вывод какой мы можем сделать? Илья Ильич прав был, что бросил Ольгу? (да. Он понимал, что любовь – это не только соединение мужчины и женщины. Для него это ответственность. А к ответственности он не готов. Он благороден. Всему виной ОБЛОМОВЩИНА)  Счастлива ли Ольга, выйдя замуж за Штольца? (скорее всего нет)  Есть ли духовная теплота в их отношениях? (нет)  Давайте прочитаем тот момент, когда Ольга согласилась выйти замуж за Штольца. Что она чувствовала при этом? (стр.379. ч.4, гл.4)  Как по-вашему, зачем все-таки Ольга вышла за него замуж? (скорее всего от безысходности)  Другой любящей женщиной в жизни Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына. Давайте найдем портрет Пшеницыной (стр.266)  Обобщите, какая Агафья Матвеевна, какая она хозяйка, какие у нее духовные запросы, читает ли? (Не сидит без дела, в доме у нее чистота и порядок)
 Так чем же привлекла к себе Обломова эта простая, малокультурная женщина? (схожесть с матерью)  Какая деталь в образе Пшеницыной постоянно обращает на себя внимание? (локти)  Найдите в тексте фразы, связанные с описание локтей (стр.265, стр.273, стр.282)  Какой образ жизни ведет Пшеницына? Ничего вам не напоминает? (Жизнь в детстве в Обломовке)  Стремилась ли Пшеницына перевоспитать Обломова? (нет, она просто его любила)  Каким же принципом пользуется здесь Гончаров? (антитеза)  А что конкретно Гончаров противопоставляет в образах этих двух женщин? (Ольга показана в развитии, а Агафья Матвеевна течет по течению жизни)  Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью? (нет, он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Женившись на Пшеницыной, он опускается еще ниже и погружается в спячку, а затем гибнет и физически) 3. Домашнее задание: Собрать материал про Захара
Самоанализ проведенного урока
Урок состоялся 8 октября 2015 года. Был посвящен теме «Любовь в романе «Обломов» и женские образы». Сейчас, анализируя этот урок, я могу сказать, что он получился отнюдь неплохим. К нему я готовилась долго: перечитывала главы, посвященные Ольге Ильинской и Агафье Пшеницыной, составляла опорный конспект, искала материал для презентации и в конце делала саму презентацию. Поскольку у меня нет достаточного опыта, и я только учусь, естественно, не обошлось без некоторых ошибок и помарок, которых впоследствии старалась избегать.
Во-первых, не смогла справиться с волнением и поэтому урок проводила в убыстренном темпе. Во-вторых, боялась делать паузы. Мне казалось, что если я сделаю паузу, то это будет наоборот считаться за ошибку. В-третьих, меня немного подвела аппаратура. Необходимо было включить прослушать арию «Casta Diva», но презентация не сработала вовремя и данная ария оборвалась на половине. Несмотря на все недочеты, я считаю, что урок получился хорошим. Каждый опыт ценен. Ребята смогли самостоятельно обобщить все сказанное и сделать определенный вывод. В дальнейшей своей работе я старалась избегать этих ошибок, внимательно уже выслушивала ответы учеников.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Роман И. А. ГОНЧАРОВА «Обломов» Замысел романа Роман появился накануне отмены крепостного права в России. Главным источником романа послужили наблюдения будущего писателя над действительностью, в частности над жизнью родной семьи и родного города Симбирска: «Мне кажется,- при виде всех этих фигур, -у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда и зародились неясные представления об «обломовщине». А. Н. Добролюбов в статье « Что такое обломовщина?» назвал роман Гончарова «знамением времени», т. е. весьма злободневным, имеющим важное общественное значение, того самого уклада, который порождает Обломовых.

3 слайд

Описание слайда:

2. Жанр, сюжет и композиция «Обломов»-реалистический социально-бытовой и в тоже время общественно-психологический роман. Сюжет романа «Обломов» легко обозначить фразой: изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, он оказывается не приспособленным к жизни и бесславно оканчивает её от апоплексического удара еще сравнительно старым человеком. Основное содержание романа заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает. Действие основной части романа продолжается около восьми лет и относится к 40-м годам (1843-1851). Содержание же всего романа, если считать предысторию Обломова и эпилог, охватывает огромный период времени -около 37 лет. Это не только история целой жизни героя, но и целая эпоха русской истории. Для композиции романа характерно наличие двойной сюжетной линии, контрастность образов: Обломову противопоставлен Штольц, Ольге -Пшеницына, Захару- Анисья.

4 слайд

Описание слайда:

3.Сон Обломова: его место и значение в романе Чтобы понять характер Обломова, необходимо вслед за автором обратиться к его истокам. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего я… такой?..», перенесемся в благодатную Обломовку, возникшую сладостным видением в сне Илья Ильича. Чем характеризуется атмосфера в Обломовке Любовь и умиротворение Что повлияло на формирование создания героя Легенды и сказки, былины и притчи Какие качества формируются у героя Поэтическая мечтательность, чувство внутренней свободы Что отторгается Ильей Ильичем как чуждое его нравственным идеалам Служба, лишенная человеческого взаимодействия. Друзья, мечтающие только о карьере. Женщины, не способные любить «Все это мертвецы. Спящие Люди, хуже меня, эти члены света и общества!»-так рассуждает Илья Ильич. Обломов ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку».

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Обломовка. «…благословенный уголок земли…» «…что за чудесный край!» «…чудесная страна…»

8 слайд

Описание слайда:

4. Обломов и Штольц Обломов Штольц Социальное положение Барин Представитель нового класса буржуазии Отличительная черта Паралич воли и беспробудная лень Непреклонная воля и огромный запас деятельности и энергии Чем живет Воображением Практическим делом, опытом, фактами Идеалы жизни Безмятежный покой Культ труда и предприимчивости Жизненная позиция Апатичен к происходящему, всякую деятельность воспринимает не иначе как суету Всегда что-то делает, к чему-то стремится, чего-то добивается

9 слайд

Описание слайда:

5. Женские образы в романе Ольга Ильинская Агафья Матвеевна Пшеницына По словам Добролюбова, гармонично совмещает в себе «сердце и волю», сознательность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за постоянную цель, пытливость ума, глубина чувств и женственность стала одним из самых гармонических, светлых образов в русской литературе XIX века. Добрая, скромная женщина, прекрасная хозяйка благоговеет перед своим «квартирантом», для нее он -существо высшего порядка, идеал барина для Обломова-идеал «ненарушимого покоя жизни». Любовь Обломова к Агафье Пшеницыной выросла на почве барских привычек. У нее Илья Ильич находит то, что было его жизненной мечтой. В сравнении этих женских типом в романе есть глубокий смысл. Умная Ольга и патриархально-тихая Пшеницына каждая по-своему помогают раскрыть идею романа, сущность Обломова.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

6. Обломовщина как ведущая тема романа Что такое обломовщина? Драма умственного развития героя, изображение того, как «никнут увядают» его лучшие задатки, через какие внутренние компромиссы герой постепенно приходит к оправданию апатичности и бесхарактерности, к своей капитуляции перед ним. Истоки обломовщины Автор ищет причины обломовщины главного героя, начиная с детства. Обломовщина как способ типизации Автор создаёт типичные конкретно-исторические характеры, воплощающие черты определённой социальной среды. Раздвигают узко временные рамки романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера.

14 слайд

Описание слайда:

Обломовщина как знамение времени, её основные признаки «Обломовщина»-проблема не одного человека, а знамение времени, порождённое патриархально-дворянским бытом:апатия и лень, малодушие и эгоизм, как результат гиперболизированной опеки старших, ограниченности стремлений, отрешенности, закрытость от не реальной жизни, желание оградить, уберечь от возможных проблем.

15 слайд

Описание слайда:

Т. В. Шишмарева “Обломов и Захар”. 1955

Презентация на тему «Женские образы в романах Гончарова»{
Выполнил: студент группы А-62
Тарасов Александр

Гончаров верил во всемогущую силу любви.
«Вы правы, - писал он одной из своих знакомых, подозревая меня в вере во всеобщую, всеобъемлющую
любовь и в то, что только эта сила может двигать миром,
управлять волей людской
и направлять её к деятельности».
Именно любовь, по мнению писателя, способна
кардинально изменить жизнь человека, и именно в
любви проявляются его лучшие и худшие стороны

Истории любви Обломова и Ольги Ильинской посвящена большая часть романа Гончарова

Ольга Ильинская

“Ольга в строгом смысле не была красавица… но
если б ее обратить в статую, она была бы статуя
грации и гармонии. Несколько высокому росту
строго отвечала величина головы, величине головы
- овал и размеры лица; все это, в свою очередь,
гармонировало с плечами, плечи - с станом…
Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную
линию; губы тонкие и большею частию сжатые:
признак непрерывно устремленной на что-нибудь
мысли. То же присутствие говорящей мысли
светилось в зорком, всегда бодром, ничего не
пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз.
Брови придавали особенную красоту глазам: они не
были дугообразны, не округляли глаз двумя
тоненькими, нащипанными пальцем ниточками -
нет, это были две русые, пушистые, почти прямые
полоски, которые редко лежали симметрично: одна
на линию была выше другой, от этого над бровью
лежала маленькая складка, в которой как будто чтото говорило, будто там покоилась мысль.
Ходила Ольга с наклоненной немного вперед
головой, так стройно, благородно покоившейся на
тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно,
шагая легко, почти неуловимо…”

Образ Ольги Ильинской

А.М Пшеницына

Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна
в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться
сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а
были на их местах две немного будто припухлые,
лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами.
Глаза серовато-простодушные, как и все выражение
лица; руки белые, но жесткие, с выступившими
наружу крупными узлами синих жил.
платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не
прибегала ни к какому искусству, даже к лишней
юбке, чтоб увеличить объем бедер и уменьшить
талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она
была без платка, мог бы послужить живописцу или
скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не
нарушая ее скромности. Платье ее, в отношении к
нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо
и поношено”.

Образ А.М Пшеницыной

Ольга

«…бесподобная насмешливая, бойкая
Ольга…видит все смешные особенности героя, не
обманываясь нисколько, играет ими, почти
наслаждается ими и обманывается только в
расчётах на твёрдые основы характера Обломова.»
А.В.Дружинин

Агафья Матвеевна

«…беспристрастный
и не потемнённый теориями
ум выберет, как выбрал Обломов,
Агафью Матвеевну, не потому только, что
локти соблазнительны и что
она хорошо готовит пироги, а потому, что она гораздо больше
женщина, чем Ольга.»
А.Григорьев

10 кл – литер – 2 четв Урок №

Тема урока : Женские образы в романе «Обломов». Тема Любви в романе Гончарова «Обломов»

Тип урока: урок-исследование

Цели:

1. Продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви; проследить развитие темы любви в романе.

2. Раскрыть характеры и идеалы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

3. Сформировать бережное отношение к такому чувству как любовь.

Задачи:

1. проанализировать материал об Ольге Ильинской по плану

2. проанализировать материал об Агафье Пшеницыной по плану

3. определить роль каждой из женщин в судьбе Обломова

4. сделать вывод о том, какую роль в создании образа главного героя играют женские образы в романе

Ход урока.

1. Вступление. Слово учителя.

Эпиграфом к нашему уроку станут слова Иннокентия

Анненского: «Любовь – это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих. Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Иван Александрович Гончаров верил во всемогущую силу этого чувства. «Вы правы, - писал он одной из своих знакомых, - подозревая меня в вере во всемогущую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности» .

2.Определение темы урока

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

(тема любви в романе, женские образы в романе)

Записываем тему в тетрадь.

В романе «Обломов» любовь – это основа. Это чувство показывает героя в развитии. Давайте вспомним, при каких обстоятельствах состоялось знакомство Ольги Ильинской и Обломова?

(Штольц познакомил их. Штольц привел Обломова в дом на прием к тетке Ольги)

Роман «Обломов» согрет двумя историями любви. Нам с вами сегодня предстоит ответить на вопрос, равная ли это любовь, любовь Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

Слайд 2 Гончаров верил во всемогущую силу любви.

«Вы правы, - писал он одной из своих знакомых, - подозревая меня <…> в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людскойи направлять её к деятельности»»

. Слайд3 Именно любовь, по мнению писателя, способна кардинально изменить жизнь человека, и именно любви проявляются его лучшие и худшие стороны

Слайд 4 Почему, испытывая к Ольге настоящее, глубокое чувство, Илья Ильич отказывается от него и связывает свою жизнь с Агафьей Пшеницыной?

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

Проверка домашнего задания.Рассказ о героине по заранее известному плану.Сравнительная характеристика Агафьи и Ольги

Рассказ об Ольге Ильинской

Рассмотреть портрет героини,

отношение к Обломову,

развитие отношений с Ильёй Ильичом,

сферу интересов,

Анал из материала по образу Ольга Ильинской .

СЛАЙД 7 Ольга в строгом смысле не была красавица… но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии . Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - с станом…

Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз. Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками - нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль.

Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…

2.1. Назовите основные черты в характере Ольги Ильинской

(Привлекательные черты Ольги - неудовлетворенность собой и жизнью, стремление к активной деятельности, отсутствие жеманства, простота, естественность, продуманное ведение борьбы с обломовскими привычками: добродушная насмешка над ленью. Ее любимые занятия - пение, чтение, беседы о прочитанном, прогулки. Ольга – деятельная, страстная натура, многое сделала, чтобы перевоспитать Обломова, спасти его от лени и апатии. Ольга - целеустремленная, волевая молодая женщина, которая стремится приносить пользу людям, обществу ).

2.2. Задание. Рассказать и проанализировать материал по образу Ольги Ильинской, используя вопросы (план анализа образа Ольги Ильинской давался учащимся на дом):

1. Знакомство Ольги и Обломова. Развитие их взаимоотношений. (5-12 гл. 2 части)

2. Характеристика Ольги (5 гл. 2 части)

3. Как отношения с Ольгой повлияли на Обломова? Изменился ли он?

4. «Любовь» в понимании Обломова и Ольги.

5. Ольга об Обломове накануне разрыва с ним. Что она поняла?

6. Рассказывая о зарождении отношений между Обломовым и Пшеницыной, автор говорит: «Он каждый день все более дружился с хозяйкой: о любви и в ум не приходило, то есть о той любви, которую он недавно перенес...» Почему?

7. Цель жизни, по мнению Ольги.

8. Почему через полгода Ольга, рассказав Штольцу о своей уже прошедшей любви к Обломову, произнесла:«Ах, какое счастье выздоравливать...»

9. Общая характеристика Ольги и Штольца. Что их сближает?

10. Как Штольц представлял будущее Ольги, если бы она вышла замуж за Обломова? ( 4 глава)

11. Почему Ольга уже после разрыва с Обломовым, став женой Штольца, умоляет мужа: «Ты его не оставишь, не бросишь?» - и просит его взять с собой к Обломову.

12. Какую роль сыграла Ольга в судьбе Обломова?
13. Главное назначение образа Ольги в романе.

Какое впечатление они произвели друг на друга?

(Ольге стало любопытно. Она весь вечер наблюдала за Обломовым.Обломов был смущен)

- Ольга полюбит Обломова? (да)

- А как вы считаете, она полюбила нынешнего Обломова со всеми его недостатками или Обломова будущего? (Обломова будущего)

- Найдите в тексте подтверждение этому (ч.2, гл. 6)

Вспомните, что служило символом любви Ольги и Обломова? (ветка сирени)

- Найдите эпизод первой встречи Обломова с Ольгой в парке. Давайте его прочитаем по ролям (читаем по ролям.

- Обломов думал, что Ольга еще рассержена его признанием, что же онсоветует ей?

(забыть все сказанное им)

Найдите этот момент в тексте. Прочитайте (читаем)

- И что же понимает Обломов из этого разговора? (Ольга его любит)

- Какие его дальнейшие действия? (пришел на другой день с веткой сирени)

- И что же Ольга понимает в свою очередь? (Обломов ее тоже любит)

- Гончаров иллюстрирует это следующим эпизодом: неделю спустя Илья Ильич встретил Ольгу в парке на том месте, где была сорвана и брошена ветка сирени. И что же делала Ольга? (вышивала ветку сирени)

- Почему не сложилось их счастье?

(Обломов хочет любить и при этом не терять покой. Ольга Ильинская потребовала от Обломова деятельности.)

2.3. Какова причина их расставания? Обломов сам дает на это ответ (ч.3.гл11)

- Вывод какой мы можем сделать? Илья Ильич прав был, что бросил Ольгу? (да. Он понимал, что любовь – это не только соединение мужчины и женщины. Для него это ответственность. А к ответственности он не готов. Он благороден. Всему виной ОБЛОМОВЩИНА)

- Счастлива ли Ольга, выйдя замуж за Штольца?- (скорее всего нет)

- Есть ли духовная теплота в их отношениях? (нет)

- Давайте _______прочитаем тот момент, когда Ольга согласилась выйти замуж

за Штольца. Что она чувствовала при этом? (ч.4, гл.4)

- Как по-вашему, зачем все-таки Ольга вышла за него замуж? (скорее всего от безысходности)

2.4. Итоги анализа образа Ольги Ильинской.

СЛАЙД 8

2.5.Какую роль в судьбе Ольги сыграл Обломов?

(Обломов не смог сделать Ольгу счастливой, но при этом он внутренне обогатил Ольгу. Под влиянием Обломова Ольга превращается из неопытной и достаточно наивной девушки в глубоко чувствующую женщину, которую и полюбил Штольц.)

3. Анализ материала по образу Агафьи Пшеницыной

СЛАЙД 9

Рассказать об Агафье Матвеевне Пшеницыной.

Рассмотреть портрет героини, отношение к Обломову, развитие отношений с Ильёй Ильичом, сферу интересов,

отзывы других персонажей о героине.

3.1 . Задание. Рассказать и проанализировать материал по образу Агафьи Пшеницыной, используя вопросы (план анализа образа Агафьи Пшеницыной давался учащимся на дом):

1. Новая квартира Обломова на Выборгской стороне у Пшеницыной. (3 часть)

2. Агафья Пшеницына: внешность, характер, образ жизни

СЛАЙД 10 Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные , как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил .

платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедер и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности. Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношено”.

3. «Счастье» в понимании Обломова (4 глава 3 части)

4. Жизнь Обломова в доме Пшеницыной: «Мир и тишина.. Все тихо в доме Пшеницыной…» (9 глава 4 части)

5. Причины сближения Обломова с Пшеницыной.

6. Отношение Пшеницыной к Обломову.

7. Можно ли говорить о том, что идеал жизни Обломова осуществился в доме Пшеницыной? Почему?

8. А.В. Дружинин в статье «Обломов», роман Гончарова» счел Агафью Пшеницыну погубительницей и злым ангелом главного героя. Согласны ли вы с ним?

9. Роль образа Пшеницыной в романе.

- Другой любящей женщиной в жизни Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына.

- Обобщите, какая Агафья Матвеевна, какая она хозяйка, какие у нее духовные запросы, читает ли?

(Не сидит без дела, в доме у нее чистота и порядок)

- Так чем же привлекла к себе Обломова эта простая, малокультурная женщина? (схожесть с матерью)

- Какая деталь в образе Пшеницыной постоянно обращает на себя внимание? (локти)

- Найдите в тексте фразы, связанные с описание локтей

- Какой образ жизни ведет Пшеницына? Ничего вам не напоминает? (Жизнь в детстве в Обломовке)

- Стремилась ли Пшеницына перевоспитать Обломова? (нет, она просто его любила)

- Каким же принципом пользуется здесь Гончаров? (антитеза)

- А что конкретно Гончаров противопоставляет в образах этих двух женщин? (Ольга показана в развитии, а Агафья Матвеевна течет по течению

жизни) - Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью?

(нет, он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Женившись на Пшеницыной, он опускается еще ниже и погружается в спячку, а затем гибнет и физически)

3.2.Итоги анализа образа Агафьи Пшеницыной.

(Описание жизни Обломова в доме Пшеницыной в романе названо «выборгской обломовщиной». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается все больше, окончательно погружается в спячку, а затем гибнет физически. Вечная тишина, ленивое переползание изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести)

СЛАЙД 11

3.3.Какую роль в судьбе Агафьи Пшеницыной сыграл Обломов?

(Обломов наполнил жизнь Агафьи Пшеницыной смыслом заботы о нем. Он подарил ей мгновения тихого счастья. От союза с Агафьей Пшеницыной у Обломова родился единственный ребенок, сын, ответственность за воспитание которого он переложил на Штольца)

4. Обобщение по образам Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

.

5. Каковы итога жизни Обломова?

(Обломов смог подарить двум любившим его женщинам недолгое, но все-таки счастье любить и быть любимыми. Но при этом он не смог позаботиться ни о них, ни о себе, ни о своем единственном сыне, которого препоручает заботам Ольги и Штольца.)

6 . СЛАЙД 12 Сравните высказывания критиков об Агафье Матвеевне и Ольгеа.. ДРУЖИНИНА,Н Добролюбова, А. Григорьева

    Слайд 13 «… бесподобная насмешливая, бойкая Ольга…видит все смешные особенности героя, не обманываясь нисколько, играет ими, почти наслаждается ими и обманывается только в расчётах на твёрдые основы характера Обломова.» А.В.Дружинин

Слайд 14 «Она готова на эту борьбу,тоскует по ней и постоянно страшится, чтоб её тихое счастье с Штольцем не превратилось во что-то, подходящее к обломовской апатии.» Н.А.Добролюбов

Слайд 15 «…беспристрастный и не потемнённый теориями ум выберет, как выбрал Обломов,

Агафью Матвеевну, - не потому только, что локти соблазнительны и что она хорошо готовит пироги, - а потому, что она гораздо больше женщина, чем Ольга.» А.Григорьев

Слайд 16 письменный ответ на вопрос. С каким из суждений вы согласны? Почему?

Домашнее задание.

Проанализировать материал по образу Андрея Штольца, используя план:

1. Рассказ о Штольце (1-2 главы 2 части)

2. В чем, по мнению Штольца, состоит «нормальное назначение человека»?

3. Что Штольц ставил выше всего в человеке?

4. «Как такой человек мог быть близок Обломову? – спрашивает автор. Что он сам на это отвечает?

5. Чем заканчивалась каждая встреча Обломова и Штольца?

6. Финал последней встречи.

7. Роль Штольца в судьбе Обломова.

8. Штольц после смерти Обломова берет его сына на воспитание. Почему?

9. Брак Штольца с Ольгой. Счастливы ли они?

10. В чем «тупиковость» предпринимательской деятельности Штольца?

11. Почему его внутренние порывы автор называет «нравственными отправлениями личности»?

12. Что видит и ценит Штольц в Обломове?

Презентация на тему: Роман «Обломов»Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна










1 из 9

Презентация на тему: Роман «Обломов»Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Цель урока Рассмотреть женские образы романаПровести анализ взаимоотношений центрального героя с женскими персонажами произведенияПротивопоставить образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной, чтобы глубже раскрыть характер главного героя, Ильи Ильича Обломова

№ слайда 3

Описание слайда:

Ольга Ильинская «Ольга в строгом смысле не была красавица… но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - с станом…Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз. Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками - нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль.Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…»

№ слайда 4

Описание слайда:

Агафья Матвеевна “…с голой шеей и локтями.Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедр и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности. Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношено”. Агафья Матвеевна: вдова; трудолюбива, неподлая от природы, честна и добросовестна, ограниченна, “помешана” на хозяйстве, несамостоятельна, очень домашняя.

№ слайда 5

Описание слайда:

Внешность Обе женщины привлекательны: одна грацией, другая статьюОниантиподы!В ней нет «ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры». «Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Не была красавицей, но преображалась во время пения.В ней отмечается истинно русская красота: «…грудь и плечи сияли довольством, полнотой, в глазах светилась кротость». Добрая и скромная женщина, превосходная хозяйка, заботливая и чуткая.

№ слайда 6

Описание слайда:

Социальное происхождение Ониантиподы!Из дворян, получила прекрасное образование. Отличается незаурядностью ума, стремлением к новым позициям. Хорошо поет, вкладывает в пение душу.Из народа, не отличается образованностью, очень проста. Не способна Понимать книги, которые читает Ольга, или петь «Casta diva».

№ слайда 7

Описание слайда:

Роль в жизни Обломова Ониантиподы!Ее любовь одухотворенна, но эгоистична:она любит в Обломове свои усилия и старания, она любит будущего Обломова, которого они создадут со Штольцем. Обломов же таким стать не может, и в этом нет его вины. Ольга совсем не похожа на женщину, которую представлял в своих мечтах сам Илья Ильич. Он восхищался возвышенностью ее души. Но его утомляла беспокойная ее натура. Она была женщиной, заставившей Обломова встать с дивана, снять халат и испытать романтическую любовь.Ее любовь самозабвенна и жертвенна, держится на душевной привязанности и выражается в постоянной заботе. Она восприняла Обломова таким, какой он есть, не пытаясь его изменить или избавиться от каких-то недостатков. Да она и не видит в нем недостатков – Обломов был ее идеалом. Она поняла его мечту, хотя он вряд ли рассказывал о ней. В ее доме на Выборгской стороне сбылись все мечты Обломова об Обломовке. Агафья окружила его заботой, оградила от всех невзгод – ни одна жизненная буря не долетала до него.Она была женщиной, благодаря которой Обломов снова надел свой халат, нашел свое человеческое счастье и покой.

Описание слайда: