Правда в смирении или бунте достоевский. Правда в смирении или бунте Достоевского “Преступление и наказание”. Другие сочинения по этому произведению

Темы бедности и страдания, бунта и смирения развиваются в романе «Преступление и наказание» (1866), в котором особое внимание уделяется анализу психологии героев. В романе рассказана история двух семей, живущих в крайней бедности. Родион Раскольников, вынужденный оставить университет, его мать и сестра, готовые на самопожертвование, чтобы ему помочь, и семья всегда пьяного Мармеладова, его больная жена, вечно голодные дети и взрослая дочь, которая пошла на панель, чтобы спасти от голода детей. Снова обращаясь к образу мелкого чиновника, подчеркивает двойственность природы человека, но уже не в фантастическом, а в бытовом плане. Мармеладов не только страдает сам, он причиняет страдания другим. В его рассказе Раскольникову в трактире звучит и сознание своей вины перед близкими, и жалоба, что нет такого места, «где бы и его пожалели».

  • «Я прирожденный скот», говорит он, но в слушателях ищет только сочувствия и протестующе реагирует на иронию трактирщика.

Создавая художественные образы людей, которые по-разному реагируют на одни и те же обстоятельства, Достоевский исходит из убеждения, что причины зла, в том числе и социального, лежат в самой натуре человека. Его роман направлен против теорий, утверждавших, что общественные пороки обусловлены социальными причинами. Наиболее четко эта позиция выражена в статьях Н.Добролюбова и Н.Чернышевского. Против таких взглядов выступает Разумихин, рассказывая о споре, в котором он участвовал накануне: «Началось с воззрения социалистов. Известно воззрение: преступление есть протест против ненормальности социального устройства

  • - и только, и ничего больше, и никаких причин больше не допускается... все у них потому, что «среда заела»,
  • - и ничего больше! Любимая фраза! Отсюда прямо, что если общество устроить нормально, то разом и все преступления исчезнут, т.к. не для чего будет протестовать, и все в один миг станут праведными. Натура не берется в расчет, натура изгоняется, натуры не полагается!»

У Достоевского решающим фактором поведения героев являются индивидуальные особенности «натуры» каждого из них. В сходных обстоятельствах поступки и судьбы Родиона Раскольникова, его сестры, Сони Мар-меладовой, ее отца и мачехи Катерины Ивановны оказываются совершенно разными. Раскрывается внутренний мир героев как сложное переплетение добра и зла, греховности и самопожертвования. В безысходности нищенского существования Соня идет на жертву: спасая детей, преступает законы морали и религии. Сестра Родиона Раскольникова Дуня, стремясь помочь брату, готова выйти замуж за нелюбимого Лужина - человека низких моральных качеств, эгоистичного, черствого и мелочного. Родион понял замысел сестры и матери и не принял жертву: «Нет, Дунечка, все вижу и знаю о чем ты... всю ночь продумала, ходя по комнате, и о чем молилась перед Казанскою божией матерью, которая у мамаши в спальне стоит. На Голгофу-то тяжело всходить». Упоминанием о Голгофе вводится библейская тема, программируется ассоциация с жертвенным подвигом Христа ради людей. Замужество Дуни - жертва для спасения брата. Раскольников предпочитает бунт и обращает удар против одного из проявлений общественного зла. Однако замысел убить, чтобы помочь другим, вносит в трактовку бунта и элемент жертвенности.

Мотивировка преступления, мысли, чувства, настроения Раскольникова в связи с содеянным включает целый комплекс вечных тем в творчестве Достоевского. Первое, на что обращено внимание читателя, - крайняя бедность героя. Он выходит из похожей на шкаф каморки, избегая встречи с хозяйкой, которой задолжал. Одет он в лохмотья, на голове изношенная, порыжевшая, измятая и изорванная шляпа. Описание жилья, детали поведения, портретные детали - убедительное свидетельство его бедственного положения. Однако это только одна из предпосылок возникновения идеи убийства. Невозможность закончить учебу, обеспокоенность судьбой сестры и матери толкают его на поиски выхода. По замечанию автора, он поддается «идеям, которые носятся в воздухе», и решает убить заедающую чужой век злую старуху, чтобы спасти от гибели более достойных и «потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении гуманного долга к человечеству». Идея насилия ради блага находит и теоретическое обоснование. Раскольников развивает мысль о том, что человечество состоит из массы, обязанной подчиняться законам, и избранных, которые могут преступить закон, если это

обходимо для общества. «Законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Солонами, Магометами, Наполеонами и так далее, все до единого были преступники, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший, и уж конечно не останавливались перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь».

В образе Раскольникова подчеркнуто сочетание альтернативных начал. Это проявляется и в том, что преступление задумано как средство достижения возможности совершать добрые дела, и в его поведении после убийства, в готовности отдать последние деньги едва знакомой Катерине Ивановне на похороны мужа. В ходе следствия выяснилось, что в университете он «из последних средств» помогал чахоточному товарищу, а после его смерти содержал его отца, во время пожара с опасностью для жизни спас двух маленьких детей. Показателен сом Раскольникова, в котором раскрывается его подсознание. В реакции мальчика на жестокость пьяных мужиков, убивающих обессилившую от непомерного груза лошадь, как бы представлена модель поведения Раскольникова - характерный для него переход от отчаяния, беспомощности и сострадания к яростному сопротивлению. «... Бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы... Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачёнками на Миколку».

Еще в годы ссылки начинает складываться комплекс христианских убеждений Достоевского, которые существенно сказались на трактовке уже затронутых в его творчестве тем. Десятилетний опыт каторжной жизни, встречи с разными людьми убеждают его в существовании темного начала в душе человека. Одновременно зрела и мысль о решающей роли веры в борьбе со злом. Его идеалом становится Христос. В «Записках из мертвого дома» образам преступников противопоставлен образ доброго и кроткого мальчика Алея, созданный, по свидетельству самого писателя, «в отсвете Евангелия». Впоследствии это определило его концепцию «идеально прекрасной личности».

Носительницей христианской идеи смирения и покаяния в романе является Соня Мармеладова. В ее позиции, в самоотречении автор воплощает свою веру в спасительную силу раскаяния и страдания, которым искупается грех. Она убеждает Раскольникова: «Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все стороны и скажи всем вслух: «Я убил» Тогда Бог опять тебе жизни пошлет». Тема покаяния возникает в романе как средство разрешения конфликта.

В развитии споров и в действии романа «Преступление и наказание» проявляется убеждение автора, которое в 1877 г. сформулировано им в «Дневнике писателя»: «Ясно и понятно до очевидности, что зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекари-социалисты, что ни в каком устройстве общества не избегнете зла, что душа человеческая останется та же, что ненормальность и грех исходит из нее самой, что законы духа человеческого столь же еще неизвестны, столь неведомы науке, столь неопределенны, столь таинственны, что не может быть еще ни лекаря, ни даже судей окончательны, а есть тот, кто говорит: «Мне отмщение и аз воздам». Из этого вытекает необходимость совершенствования души человеческой.

Сочинение

Первое впечатление, какое производит роман Достоевского «Идиот» на читателя, - смятение от предельно насыщенного эмоционального фона. Ос-таться равнодушным к роману с его бунтующими и страдающими героями невозможно. Равно как невозможно до конца понять истинную причину про-тивостояния героев друг другу, обществу и среде.
В романе Ф. М. Достоевского «Идиот» тема смирения и бунта связана с несколькими героями. Прежде всего - с Настастьей Филипповной. С одной стороны, она горда и стремится к самоутверждению, а с другой, сознает свою недостаточность, неполноту перед высшим идеалом и тоскует по этому идеалу. Образ Настасьи Филипповны на протяжении всего романа несёт одно и то же: мотив жажды идеала и прощения и мотив гордыни, из-за которой героиня не способна добиться прощения. Настасья Филипповна мечтает о высшем счастье, о забвении произошедшего с ней падения, о возвращении утерянной чистоты. Однако состояние тоски по высшему идеалу постоянно разруша-ется взрывами оскорбленной гордости, поводом для которых является наме-рение Тоцкого освободиться от Настасьи Филипповны и жениться на другой женщине. Для этой героини Достоевского гордость - самоцель. Чтобы она ни делала, она делает на зло Топкому. Настасья Филипповна не желает оста-ваться в крайне унизительном для неё положении и хотела бы «... надругаться
над человеком, к которому она питала такое бесчеловечное отвращение». Между тем она говорит: «И за что я моих пять лет в злобе потеряла!» Сми-рение и бунт постоянно ведут борьбу за обладание душой героини, которая, чувствуя необходимость в собственном прощении, не может простить окру-жающих. Бунтарство постоянно одерживает победу над смирением, выли-ваясь в вызов и пренебрежение к порицанию, приводя к сумасбродным по-ступкам. Таким, как, например, уход с Рогожиным. Мотив пренебрежения к порицанию осложняется мотивом сожаления о себе и наслаждением от оби-ды. В её самобичевании («Тоцкого наложницей была...») звучит протест, злоба, упрек. Однако бунт Настасьи Филипповны существует только на людях. Сама же по себе, в глубине совести своей и души она не оправдывается ни в чем. Таким образом, Настасья Филипповна таит от людей подлинную суть своей души, ещё одним бунтарем в романе является Ипполит, трагедия которого заключается в том, что он чувствует обиду на жизнь, на свою ущербность, и рядом с этим в нём живёт обостренная любовь к жизни.
Он бунтует против жизни, однако любовь ко всему живому в нём неистре-бима. Он злится на то, что окружающие не ценят жизнь, в то время как он дорожит каждым мгновеньем, любуясь Павловским парком, солнцем, небом. Но рядом с любовью в его душе поднимается злоба на жизнь: «Нельзя оставаться в жизни, которая принимает такие странные, обижающие меня формы»; «я не в силах подчиняться тёмной силе, принимающей вид тарантула». Таким образом, в своём бунтарстве Ипполит руководствуется теми же мотивами, что и Настасья Фи-р липповна, с той лишь разницей, что у неё гордость от лишений и обиды в мо-ральной области, а в Ипполите - на почве скорой неизбежной смерти.
Тема смирения и бунта непосредственно связана с образом Рогожина. Этот герой живёт только любовью к Настасье Филипповне, им движет мотив эгоизма в любви, желание полного и безраздельного обладания любимым человеком («Не подходи!... Моя! Все мое!»). Отсюда - злоба ко всему, что стоит на пути к этому обладанию, злоба к соперникам - Гане, князю. Отсутствие взаимности со стороны Настасьи Филипповны рождает мотив злобы к любимой. Убийство Настасьи Филипповны - следствие вмеша-тельства в тихую обитель любви разрушительных бунтарских стихий гор-дого личного начала Рогожина.
Не столь явно, но всё-таки связаны с темой бунта и смирения другие герои - Аглая Епанчина, чья гордость мешает выходу душевной непос-редственности, Ганя Иволгин, который, обладая практически теми же чер-тами характера и руководствуясь теми же мотивами, что Настасья Филип-повна и Рогожин, не может отдаться порыву и переживает бунт в глубине души. Что заставляет бунтовать и в то же время искать прощения героев Достоевского? Это - вера в прекрасное, в существование некоего высше-го идеала, возвышающей истины, которая бы могла противостоять ужасам и мерзости действительной жизни.

Другие сочинения по этому произведению

Быть сильным — значит помогать слабому (по романам Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот»). В чем смысл финала романа Ф. М. Достоевского «Идиот»? Идеальные герои Ф. М. Достоевского Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Князь Мышкин - новый Христос (роман Ф.М. Достоевского "Идиот") Настасья Филипповна - "гордая красавица" и "оскорбленное сердце" Образ князя Мышкина Образ князя Мышкина в романе ф. М. Достоевского "Идиот" Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф. М. Достоевского "Идиот" Отзыв о романе Ф. Достоевского "Идиот" Петербуржец, питерец, ленинградец: влияние традиций города на личность (по роману И. А. Гончарова «Обломов» и Ф. М. Достоевского «Идиот») Положительно прекрасный человек в романе Ф. М. Достоевского "Идиот" Сцена венчания Настасьи Филипповны с князем Мышкиным (анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф. М. Достоевского «Идиот») Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной (Анализ эпизода из главы 16, части 1 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»). Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»). Ф.М. Достоевский. "Идиот". (1868) Евангельские мотивы в прозе Ф.М. Достоевского. (По роману "Преступление и наказание" или "Идиот".) Трагический итог жизни князя Мышкина Настасья Филипповна и Аглая - особенность женских характеров в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» Что сближает князя Мышкина и Рогожина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным В чем своеобразие характера главного героя романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Идиот» Описание действующих лиц в романе «Идиот» Сцена чтения пушкинского стихотворения Настасья Филипповна и Аглая - особенность женских характеров В романе «Идиот» (1868) два главных лица князь Мышкин и Настасья Образы Мышкина и Рогожина в романе «Идиот» Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (по роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Сочинение по роману Достоевского «Идиот» Герой романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Образ главного героя в романе Достоевского «Идиот» Образ главного героя в романе «Идиот» Полифония и композиция романа «Идиот»

Тема смирения и бунта. Приступая к работе над романом, Ф. М. Достоев­ский писал: «…уничтожить неопределенность, то есть так или этак объяснить все убийство…». Все, что по­служило мотивами преступления Родиона Раскольни­кова, построено на глубоких, запутанных противоречи­ях. Преступление Раскольникова можно назвать бунтом против страшной действительности, в кото­рой он вынужден существовать.

Нередко мотив убийства объясняют роковым влия­нием города. Действительно, душная атмосфера узких и пыльных улиц, гробообразная каморка Раскольни­кова - все это, можно сказать без преувеличения, по­губило его: «Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге». Погубило, но отнюдь не как героя, вступившего в схватку с чуждым ему миром во имя правых целей. Раскольников пытался встать на этот путь, но вскоре разочаровался в нем и смирился с су­ществующим порядком. Изменить что-то в этом ми­ре кажется Родиону Раскольникову невозможным, равно как остановить скрипящую, но все же дейст­вующую машину. Над теорией «всеобщего счастья» герой смеется: «Несу, дескать, кирпичик на всеобщее счастье… Ха-ха!» И совершается трагедия - внут­реннее поражение Раскольникова, его порабощение этими замкнутыми стенами и грязными улицами. Переворачивается вся система ценностей героя: он уже заражен «влияниями» Петербурга, и его душев­ное состояние действительно принимает форму бо­лезни. Полное отчаяние в его настоящем положении, невозможность спасти сестру, помочь сломленному жизнью Мармеладову и его семье, загубленной навсе­гда девочке, вышедшей на панель, приводят его к идее убийства.

Уже все его муки до совершения преступления да­ют Раскольникову почувствовать, что он не способен на такое. Но в тот решающий момент, когда герой уже почти освободился от власти этой идеи и просил Бога указать ему правильный путь, дорога приводит его к месту, где он слышит свой приговор: завтра и в определенном часу. Все предрешено, Раскольников уже почти сознательно жертвует собой ради спасения других. Однако очень скоро герой приходит к мысли, что если добро поначалу и противостояло преступле­нию, то потом оно капитулировало перед злом, а еще позже - стало незаметно прикрывать собою горькую правду: «Я просто убил, для себя убил…»

И, осознав это, Раскольников становится на путь раскаяния и смирения. Образ Сони Мармеладовой является олицетворением идеи смирения. Д. И. Писа­рев писал: «Может быть, Софья Семеновна так же су­мела бы броситься в Неву, но, бросаясь в Неву, она не могла бы выложить на стол перед Катериной Иванов­ной 30 целковых, в которых заключался весь смысл и нее оправдание ее безнравственного поступка». Не пойди Соня на нарушение норм нравственности, дети умерли бы с голоду. Образ Сони превращается в обоб­щающий образ вечных жертв. Поэтому Раскольников восклицает: «Сонечка Мармеладова! Вечная Со­нечка» Образ Сони является проводником взглядов глазами. самого автора. Все в ее образе говорит о ве­личии нравственного подвига, о сострадании к людям, о силе души, о стремлении к самоуничижению, в смирению.