Пикассо жил во франции. Интересные факты из жизни Пабло Пикассо. Сын Клод и дочь Палома Пикассо

Пабло Пикассо - испанский живописец, основоположник кубизма, по опросу издания Тhe Times 2009 года самый известный художник XX столетия.

Родился будущий гений 25 октября 1881 года в Андалузии, в селенье Малага. Отец Хосе Руис занимался живописью. Своим творчеством Руис не прославился, поэтому вынужден был устроиться на работу в местный музей изобразительного искусства смотрителем. Мать Мария Пикассо Лопес принадлежала к зажиточному роду владельцев плантаций винограда, но с детства испытала на себе, что такое нужда, так как отец бросил семью и переехал в Америку.

Когда у Хосе и Марии появился первенец, его окрестили именем Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо, в котором по традиции были указаны почитаемые предки и католические святые. После рождения Пабло в семье появилось еще две девочки - Долорес и Кончита, которых мать любила меньше обожаемого сына.

Мальчик был очень красив и талантлив. В 7 лет он уже начал помогать отцу в написании полотен. В 13 лет Хосе позволил сыну завершить объемную часть работы и был очень удивлен мастерством Пабло. После этого случая все свои художественные принадлежности отец отдал мальчику, а сам перестал писать.

Учеба

В этом же году юноша поступает в Академию художеств в город Барселону. Пабло не без труда удалось убедить преподавательский состав вуза в своей профессиональной состоятельности. Через три года учебы, набравшись опыта, юный студент переводится в Мадрид в престижную академию «Сан Фернандо», где на протяжении полугода изучает технику работы испанских художников , и . Здесь Пикассо создает картины «Первое причастие», «Автопортрет», «Портрет матери».

Юному живописцу не удалось в силу своенравного характера и вольного образа жизни удержаться в стенах учебного заведения, поэтому, бросив учебу, Пабло пускается в свободное плавание. Его близким другом к тому времени становится такой же строптивый американский студент Карлес Касагемас, с которым Пабло неоднократно посещает Париж.

Первые поездки друзья посвящали изучению живописи Делакруа, Тулуз Лотрека, а также древних финикийских, египетских фресок, японских гравюр. Молодые люди завели знакомство не только с представителями богемы, но и с богатыми коллекционерами.

Творчество

Впервые Пабло начинает подписывать собственные картины псевдонимом Пикассо, девичьей фамилией своей матери. В 1901 году случается трагедия, которая наложила отпечаток на творчество художника: его друг Карлес заканчивает свою жизнь самоубийством из-за несчастной любви. В память об этом событии Пабло создает ряд картин, которые принято относить к первому «Голубому периоду».

Обилие синих и серых цветов на картинах объясняется не только подавленным состоянием юноши, но и отсутствием денежных средств на масляную краску других оттенков. Пикассо пишет работы «Портрет Хайме Сабартеса», «Свидание», «Трагедия», «Старый еврей с мальчиком». Все картины пронизаны ощущением тревоги, уныния, страха и тоски. Техника письма становится угловатой, рваной, перспектива заменяется жесткими контурами плоских фигур.


В 1904 году, несмотря на отсутствие финансов, Пабло Пикассо решается на переезд в столицу Франции, где его ждут новые впечатления и события. Перемена места жительства дала толчок второму периоду творчества художника, который принято называть «Розовым». Во многом на жизнерадостность картин и их сюжетный ряд повлияло место, где жил Пабло Пикассо.

В основании Монмартрского холма стоял цирк Медрано, артисты которого и служили натурой для произведений молодого художника. За два года была написана целая серия картин «Актер», «Сидящая обнаженная», «Женщина в рубашке», «Акробаты. Мать и сын», «Семейство комедиантов». В 1905 году появилось самое значительное полотно этого периода «Девочка на шаре». Через 8 лет картину приобрел российский меценат И. А. Морозов, который и привез ее в Россию. В 1948 году «Девочка на шаре» была выставлена в музее им. , где и находится до сих пор.


Художник постепенно отходит от изображения натуры как таковой, в его творчестве появляются модернистские мотивы с использованием чистых геометрических форм, из которых составляется структура изображаемого объекта. Пикассо интуитивно подошел к новому направлению, когда создавал портрет своей поклонницы и меценатки Гертруды Стайн.

В 28 лет Пикассо пишет картину «Авиньонские девицы», которая и стала предшественницей произведений, написанных в стиле кубизма. Портретный ансамбль, на котором были изображены обнаженные красавицы, был встречен большим потоком критики, но Пабло Пикассо продолжил развитие найденного направления.


Начиная с 1908 года появляются полотна «Бидон и миски», «Три женщины», «Женщина с веером», «Портрет Амбруаза Воллара», «Завод в Хорта де Сан Хуан», «Портрет Фернанды Оливье», «Портрет Канвейлера», «Натюрморт с плетеным стулом», «Бутылка перно», «Скрипка и гитара». Новые работы характеризуются постепенным усилением плакатности изображений, приближением к абстракционизму. Наконец, Пабло Пикассо, несмотря на скандальность, начинает хорошо зарабатывать: картины, написанные в новом стиле, приносят прибыль.

В 1917 году Пабло Пикассо предоставилась возможность сотрудничества с «Русскими сезонами» . Жан Кокто предложил мэтру балета кандидатуру испанского художника в качестве создателя эскизов к декорациям и костюмам новых постановок. Для работы на время Пикассо перебрался в Рим, где познакомился с первой супругой Ольгой Хохловой, русской танцовщицей, дочерью эмигрировавшего офицера.


Светлый период жизни отразился и на творчестве художника - на время Пикассо отходит от кубизма, и создает ряд полотен в духе классического реализма. Это прежде всего «Портрет Ольги в кресле», «Купальщицы», «Женщины, бегущие по пляжу», «Детский портрет Поля Пикассо».

Сюрреализм

Пресытившись жизнью состоятельного буржуа, Пабло Пикассо возвращается к прежнему богемному существованию. Переломный момент ознаменовался написанием в 1925 году первой картины в сюрреалистической манере «Танец». Искаженные фигуры танцующих, общее ощущение болезненности надолго поселились в творчестве художника.


Неудовлетворенность личной жизнью отразилась в женоненавистнических картинах Пикасо «Зеркало», «Девушка перед зеркалом». В 30-е годы Пабло увлекся созданием скульптур. Появляются работы «Лежащая женщина», «Мужчина с букетом». Одним из экспериментов художника становится создание иллюстраций в виде гравюр к произведениям Овидия и Аристофана.

Военный период

В годы испанской революции и войны Пабло Пикассо находится в Париже. Художник в 1937 году создает полотно «Герника» в черно-белых тонах по заказу правительства Испании для Всемирной выставки в Париже. Небольшой городок на севере Испании был полностью стерт с лица земли весной 1937 года немецкой авиацией. Народная трагедия нашла отражение в собирательных образах погибшего воина, скорбящей матери, разрубленных на части людей. Символом войны у Пикассо становится изображение быка Минотавра с большими безразличными глазами. С 1992 года полотно хранится в музее Мадрида.


В конце 30-х годов появляются картины «Ночная рыбалка на Антибах», «Плачущая женщина». Во время войны Пикассо не эмигрировал из оккупированного немцами Парижа. Даже в стесненных бытовых условиях художник продолжал работать. В его картинах «Натюрморт с бычьим черепом», «Утренняя серенада», «Бойня» и скульптуре «Человек с ягненком» появляются темы смерти и войны.

Послевоенное время

Радость жизни вновь поселяется в картинах мастера, созданных в послевоенный период. Красочность палитры и светлые образы нашли свое воплощение в цикле жизнеутверждающих панно, которые Пикассо создавал для частной коллекции в содружестве с художниками Паломой и Клодом Уже.


Излюбленной тематикой этого периода для Пикассо становится древнегреческая мифология. Она находит воплощение не только в живописных полотнах мастера, но и в керамике, которой увлекся Пикассо. В 1949 году для Всемирного Конгресса сторонников мира художник пишет полотно «Голубь мира». Создает мастер и вариации в стиле кубизма на темы живописцев прошлого - Веласкеса, Гойи, .

Личная жизнь

С молодых лет Пикассо был постоянно в кого-то влюблен. В юности подругами и музами начинающего художника становились натурщицы и танцовщицы. Первую любовь молодой Пабло Пикассо испытал, учась в Барселоне. Девушку звали Росита дель Оро, она работала в кабаре. В Мадриде художник познакомился с Фернандо, которая на несколько лет стала его верной подругой. В Париже судьба свела молодого человека с миниатюрной Марсель Умбер, которую все называли Евой, но скоропостижная смерть девушки разлучила влюбленных.


Работая в Риме с русской балетной труппой, Пабло Пикассо женится на Ольге Хохловой. Молодожены обвенчались в русском храме на окраине Парижа, а затем переехали в особняк на берегу моря. Приданое девушки, а также доходы от продажи работ Пикассо позволяли семье вести жизнь зажиточных буржуа. Через три года после свадьбы у Ольги и Пабло рождается первенец, сын Пауло.


Вскоре Пикассо пресыщается хорошей жизнью и вновь становится свободным художником. Он поселяется отдельно от жены и начинает встречаться с молодой девушкой Мари-Терез Вальтер. От внебрачного союза в 1935 году на свет появляется дочь Майя, которую Пикассо так и не признал.

Во время войны очередной музой мастера становится югославская подданная, фотограф Дора Маар, которая своим творчеством подтолкнула художника на поиски новых форм и содержания. Дора осталась в истории как владелица большой коллекции картин Пикассо, которые она сохранила до конца своей жизни. Известны также ее фото полотна «Герника», на которых поэтапно изображен весь путь создания картины.


После войны художник знакомится с Франсуазой Жило, которая внесла в его творчество ноту радости. На свет появляются дети - сын Клод и дочь Палома. Но в начале 60-х годов Жаклин уходит от мастера из-за его постоянных измен. Последней музой и второй официальной женой 80-летнего художника становится обычная продавщица Жаклин Рок, которая боготворила Пабло и оказывала большое влияние на его круг общения. После смерти Пикассо, спустя 13 лет, Жаклин не выдержала разлуки и покончила жизнь самоубийством.

Смерть

В 60-е годы Пикассо полностью отдает всего себя созданию женских портретов. В качестве натурщицы художнику позирует его последняя жена Жаклин Рок. К концу жизни Пабло Пикассо обладал уже мультимиллионным состоянием и несколькими личными замками.


Памятник Пабло Пикассо

За три года до смерти гения в Барселоне был открыт музей его имени, а через 12 лет после его смерти - музей в Париже. За свою долгую творческую биографию Пикассо создал 80 тысяч полотен, более 1000 скульптур, коллажи, рисунки, эстампы.

Картины

  • «Первое причастие», 1895-1896 гг.
  • «Девочка на шаре», 1905 г.
  • «Сидящий на красной скамье Арлекин», 1905 г.
  • «Девушка в сорочке», 1905 г.
  • «Семейство комедиантов», 1905 г.
  • «Портрет Гертруды Стайн», 1906 г.
  • «Авиньонские девицы», 1907 г.
  • «Молодая дама», 1909 г.
  • «Мать и ребенок», 1922 г.
  • «Герника», 1937 г.
  • «Плачущая женщина», 1937 г.
  • «Франсуаза, Клод и Палома», 1951 г.
  • «Мужчина и женщина с букетом», 1970 г.
  • «Объятия», 1970 г.
  • «Двое», 1973 г

Пабло Пикассо

Настоящая фамилия Пабло Пикассо (1881–1973) – Руис-Пикассо. Испанец по происхождению, он провел большую часть жизни во Франции. За весь период творчества работал в нескольких жанрах. В 1930-е годы его работы включали металлические скульптуры, иллюстрации к книгам и панно «Герника».

Пабло Пикассо родился в испанском городе Малаге в семье искусствоведа Хосе Руиса Бласко. Уже в ранней юности стало ясно, что мальчик обладает незаурядным талантом. Отец Пабло, восхищенный дарованием сына, подарил ему свои краски и кисти. В 16 лет состоялась первая официальная выставка полотен Пикассо.

В 1900 году художник посетил Париж. Огромное впечатление на него произвели улочки Монмартра, работы Тулуз-Лотрека, Ван Гога и Сезанна. По испанскому обычаю, Пабло начал подписывать свои работы девичьей фамилией матери. В 1904 году он окончательно переехал в Париж. Здесь он начал работать в новом направлении в живописи – кубизме. Созданию одного из самых значительных произведений Пикассо – «Герники» – предшествовало нападение гитлеровских войск на небольшую баскскую деревушку.

Пикассо словно был создан для того, чтобы творить. Энергии его не было предела. Вставал он обычно довольно поздно, встречался днем с друзьями, а потом приступал к работе, которая заканчивалась иногда под утро. По мнению искусствоведов, список работ Пикассо насчитывает 14 000 полотен, 100 000 гравюр и эстампов и 34 000 книжных иллюстраций. Его состояние после смерти оценили в 1,1 миллиарда долларов.

Официально Пабло Пикассо женился только дважды: первый раз на русской балерине Ольге Хохловой, от которой имел сына Поля, а затем, овдовев, повторно вступил в брак с Жаклин Рок. Некоторые женщины имели большое значение для его творчества. Например, Мари-Терез Вальтер, с которой Пабло познакомился в 1927 году, ей было всего 17 лет. Связь с ней прервалась в 1937 году, когда Пикассо познакомился с Дорой Маар, одной из муз сюрреализма и единственной интеллектуалкой среди близких художнику женщин. На смену Доре пришла Франсуаза Жило, женщина редкой красоты, но довольно посредственная художница, которая родила ему сына Клода и дочь Палому.

Когда Пикассо в 1904 году перебрался в Париж, он познакомился с Фернандой Оливье. Молодые люди жили на Монмартре. По ее словам, Пикассо обладал магнетизмом, которому трудно было сопротивляться. Фернанда с удовольствием позировала и не возмущалась, если у нее не было туфель, чтобы выйти на улицу. Начинающий художник пока не мог предоставить девушке достойные условия существования: его скудных заработков едва хватало на пропитание.

Время от времени возникающие творческие кризисы требовали смены и натурщицы, и источника вдохновения. Марселла Амбер, в отличие от Фернанды, была маленькой, стройной и нежной. Пабло сравнивал ее с Евой, пытаясь, видимо, убедить, что она его первая женщина. Изображения девушки нет ни на одном полотне, и это, вероятно, связано с тем, что в этот период Пикассо серьезно увлекся кубизмом. Зато он увековечил имя Марселлы, написав на некоторых картинах: «Радость моя» и «Я люблю Еву». Марселла Амбер умерла в 1915 году от туберкулеза.

В 1917 году Пикассо отправился в Рим с труппой «Русский балет». В то время он занимался созданием занавеса для балета Дягилева «Парад». Внимание его привлекла русская балерина Хохлова, которую отличали от других девушек тонкий вкус и прекрасные манеры. Многие знакомые недоумевали, когда узнали о том, что Пикассо собирается жениться на Ольге. По их мнению, ее нельзя было назвать примечательной в каких-либо отношениях личностью. Скорее всего, Пикассо, которому тогда было 36 лет, устал от жизни, в частности от постоянно меняющихся партнерш. Ольга показалась ему оазисом спокойствия и человеческого тепла, с ней можно было легко найти выход из творческих кризисов, которые стали часто терзать прославленного живописца.

Решающим фактором, предопределившим эту женитьбу, возможно, являлось то, что Ольга была русской. В те годы Пикассо, великого революционера в искусстве, чрезвычайно интересовало все русское. Видимо, революционный дух, который царил в то время в России, придавал его избраннице романтический ореол.

Пикассо вскоре увлекся Ольгой со всем присущим ему темпераментом. «Осторожно, – предупреждал его с усмешкой Дягилев, – на русских девушках надо жениться». «Вы шутите», – отвечал художник, который утверждал, что он сможет поставить точку в любых отношениях. Последовали долгие прогулки при луне, но балерина не спешила отвечать на бурные чувства художника. Дягилев повез «Парад» в Мадрид и Барселону. Вслед за труппой поехал и Пикассо. Он много рисовал Ольгу, но по ее просьбе исключительно в реалистической манере.

Пикассо познакомил балерину со своей матерью, которая жила в Барселоне. Русская девушка очень понравилась ей, но, зная натуру сына, она сказала: «С моим сыном, который создан только для самого себя и ни для кого другого, не может быть счастлива ни одна женщина». Тут же художник создал портрет Ольги в мантилье, который подарил матери. 12 июля 1918 года в мэрии 7-го парижского округа прошла церемония бракосочетания Пабло Пикассо и Ольги Хохловой.

Молодожены купили большую квартиру в самом центре Парижа, на улице Ля Бовси, неподалеку от галереи, где выставлялись работы именитого художника. Ольга энергично принялась обставлять квартиру согласно своему вкусу. Пикассо в свою очередь занялся наведением порядка в мастерской этажом ниже, где он поместил коллекцию разных предметов искусства и развесил по стенам свои работы и картины Ренуара, Матисса, Сезанна, Руссо.

Где бы ни оказывался Пикассо вместе с молодой женой, он везде был в центре внимания. Супруги с головой окунулись в водоворот светской жизни. Для многочисленных раутов Пикассо заказал себе безупречные костюмы, стал носить золотые часы в кармашке своего жилета. За короткое время он превратился в настоящего денди. Однако Пикассо ни на минуту не переставал работать и развивать свой творческий потенциал.

Со временем художник почувствовал, что не может обременять себя условностями, которые мешали его творчеству. Назревал творческий кризис, ради разрешения которого он был готов пожертвовать уже привычными устоями. 4 февраля 1921 года произошло счастливое событие, которое перевернуло все мировосприятие художника: родился сын Поль (Пауло). В 40 лет Пикассо впервые стал отцом. Он делал бесконечные рисунки своего сына и жены, помечая на них не только день, но и час.

Ольга, казалось, ощущала, что их отношения подходят к концу, и периодически устраивала сцены ревности без всяких на то оснований. В результате Пикассо отгородился от жены невидимой стеной. Она и ребенок уже перестали существовать. Он часто рассказывал о французском художнике Бернаре де Палиси, который для поддержания огня в печи во время обжига бросал туда свою мебель. Эта история, по мнению Пикассо, символизировала собой жертву во имя искусства. Сам он утверждал, что бросил бы в печь и жену, и детей – лишь бы не угас в ней огонь.

В январе 1927 года Пикассо заметил в толпе красивую девушку с серо-голубыми глазами. В страстном порыве он подбежал и схватил ее за руку. «Я Пикассо! Вы и я вместе совершим великие вещи», – воскликнул он. Мари-Терез Вальтер было тогда 17 лет. Она понятия не имела, кто такой Пикассо, так как все ее интересы сводились к плаванию, гимнастике и альпинизму.

Арианна Стасинопулос-Хаффингтон писала в своей монографии: «Началось самое большое сексуальное увлечение в жизни Пикассо, не знающее ни границ, ни табу. Это была страсть, возбуждаемая секретностью, окружавшей их отношения, а также тем, что Мари-Терез, имевшая вид ребенка, оказалась податливой и послушной ученицей, которая с готовностью шла на любые эксперименты, включая садистские, полностью повиновалась желаниям Пикассо».

По мнению самого художника, все женщины делятся на «богинь» и «половые коврики». С чисто животной радостью он превращал первых во вторых, причем женщины этому нисколько не противились. Для Пикассо первостепенными мотивами в сексе являлось желание соблазнить, подчинить и навязать свою волю. В его жизни с успехом сосуществовали инстинкты разрушения и созидания. «Я думаю, что умру, никогда никого не полюбив», – сказал однажды Пикассо. Это не мешало ему жаловаться, что он не находил в женщинах того ответного чувства, которого искал.

«Каждый раз, когда я меняю женщину, – признавался Пикассо, – я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Они уже не будут находиться вокруг меня и усложнять мне жизнь. Это, возможно, еще и вернет мою молодость. Убивая женщину, уничтожают прошлое, которое она собой олицетворяет». Ненависть к Ольге как сдерживающему фактору в его жизни начала проявляться в живописи. В серии картин, посвященных корриде, он представлял ее в виде лошади или старой мегеры.

Однако, как ни странно, Пикассо не хотел развода. Полный разрыв, по мнению художника, был подобен смерти. К тому же развод означал потерю половины имущества и картин. Ольга не смогла выдержать ненависти мужа и присутствия его любовницы и в июле 1935 года вместе с сыном покинула их дом на улице Ля Бовси. Часть состояния перешла к Ольге, но она официально до самой своей кончины оставалась женой Пикассо.

Во время Второй мировой войны Пикассо жил в Швейцарии и вернулся в Париж только после его освобождения. Отсутствие средств к существованию привело к тому, что он начал принимать наркотики и сильно пить. В 1954 году, после тяжелого воспаления легких, он оказался на грани смерти. Доктор послал Пикассо телеграмму с просьбой срочно приехать в Канн. Ответа не последовало.

Несмотря на пошатнувшееся здоровье, сексуальная энергия била ключом. В это время художник увлекся Дорой Маар, с которой он познакомился в одном из парижских кафе. Дора, талантливая художница, слыла интеллектуалкой, причем говорила она на родном для Пикассо испанском языке. На полотнах художника она предстает в виде женщины с летящими распущенными волосами. Дора стала любовницей Пикассо. Однако непредсказуемый ее темперамент часто приводил к довольно длительным депрессиям, что явно отразилось на их отношениях.

В 60 лет Пикассо обратил внимание на молодую художницу Франсуазу Жило. Франсуаза представляла собой антипод всех предыдущих любовниц художника. Она пошла наперекор воле отца, против воспитания, полученного в благополучной мещанской семье. Несмотря на юный возраст, она была хорошо образованна, отличалась завидным упорством и уверенностью в себе.

Вначале молодая художница смотрела на светило искусства как на огромное счастье, выпавшее ей. Она старалась запомнить все разговоры и высказывания маэстро, которые, как ей казалось, помогли бы ей приобрести новые знания в живописи. Девушка не воспринимала серьезно ухаживания Пикассо, что заставило его использовать свой талант обольстителя, и вскоре он безраздельно владел ее душой и телом.

К концу жизни Пикассо доставляло особую радость издеваться над своими женщинами. Дора Маар чуть ли не ежедневно посылала ему страстные письма. Пикассо читал их новой избраннице, когда хотел досадить ей или отомстить за что-то. Летом того же года, когда любовники отдыхали на юге Франции, их преследовала Ольга Хохлова. Пикассо никак не отреагировал на ее появление. Таким же равнодушным он оставался, когда Хохлова устроила безобразную сцену. Как-то он сказал, что с интересом ждет того момента, когда его женщины подерутся. На этот раз его ожидания оправдались. Франсуаза вышла победительницей из этого поединка.

Пока художник постоянно жил в Париже, он по четвергам и пятницам посещал Мари-Терез и Майю. В том случае, если Пикассо уезжал куда-нибудь с Франсуазой из Парижа, к нему приходили письма почти каждый день, в которых Мари-Терез подробно рассказывала об успехах Майи, о заботах и трудностях, в особенности финансовых. Франсуаза приобрела статус одной из личных вещей Пикассо, например когда начались роды, ее отвезли в клинику лишь после того, как художника доставили на совещание Конгресса мира.

Неудивительно, что между Франсуазой Жило и Пикассо часто возникали ссоры: разница в возрасте была почти 40 лет. Когда ее несговорчивость стала просто невыносимой, Пикассо решил, что ей пора стать матерью. Франсуаза родила двоих детей: сына Клода и дочь Палому. Но и это не помогло Пикассо удержать любовницу. Позже она вспоминала: «Я пришла к выводу, что Пабло терпеть не мог присутствия женщины. Я поняла, что с самого начала его тяготили прежде всего интеллектуальная сторона наших отношений и мой несколько мальчишеский образ жизни. Ему не нравилось то, что во мне было мало женственности. Он хотел, чтобы я расцвела, настаивал на ребенке. Однако, когда у нас появились дети и я стала настоящей женщиной, матерью, женой, выяснилось, что эта перемена ему не по душе. Он сам произвел эту метаморфозу, но тут же сам и отверг ее». Франсуаза, как настоящая женщина современного мира, представляла собой яркую индивидуальность, но одновременно хотела простого женского счастья. Когда Франсуаза уходила, оскорбленный Пикассо в сердцах бросил: «Ничто не похоже так на пуделя, как другой пудель. То же самое можно сказать и о женщинах». Франсуаза позже вышла замуж за доктора Джонаса Салка и стала известной художницей.

В 1953 году Пикассо познакомился с Жаклин Рок. В то время ему было уже 72 года. Жаклин обладала незаурядной внешностью: египетский профиль, бледное лицо в веснушках. Впервые они встретились в лавке керамических изделий в Валлорисе, и Жаклин не скрывала своего восторга. Это вполне естественно: Жаклин выросла в бедной семье и не получила никакого образования. Признанный во всем мире гений искусства сдался не сразу. Одной из причин, по которой он не хотел связывать свою жизнь с Жаклин, являлось то, что до этого девушка уже была замужем и у нее была дочь по имени Кати. Он признавался как-то Женевьеве Лапорт (она тоже какое-то время была его любовницей), что «никогда бы не лег в постель с женщиной, у которой есть ребенок от другого мужчины».

Но для стареющего художника любовь Жаклин была открытием. Ее молодость, покорность, с которой она его принимала, постепенно заставили Пикассо отказаться от своих предрассудков. Сначала Жаклин называла великого художника не иначе, как «мой господин», и осыпала поцелуями его руки. Когда Пикассо сдался на милость победительнице, они поселились в окрестностях Канна в «Ла Калифорнии», доме, построенном в стиле «прекрасной эпохи».

Жаклин, как никто другой, сумела создать такие условия, в которых Пикассо мог в полной мере проявить свой талант созидателя. Он всецело погрузился в работу: друзья, бывшие любовницы, которые преследовали его, даже дети отошли на второй план, предоставив ему время работать в тишине.

Во всех женских образах данного периода творчества легко угадывается Жаклин. Все пространство в его мире занимала только она. Жаклин везде следовала за маэстро. Она помогала ему принимать ванну, сидела вместе с ним за трапезой, смотрела, как он работает. В одном из интервью она сказала: «Жить с ним было нетрудно. Он без меня не мог обходиться ни секунды. Все время спрашивал: „Ты здесь, Жаклин?“. И повторял эти слова так часто, что наш попугай выучил их, и я уже не знала, кто меня зовет, попугай или Пабло».

Образ Жаклин теперь постоянно присутствовал во всех работах Пикассо. Мария Тереса Оканья, директор Музея Пикассо в Барселоне, отмечала, что спокойствие и безмятежность, что исходили от Жаклин, хорошо ощущаются в женских образах, «в которых среди нагромождения планов и деформированной натуры всегда витает ее дух. Быть может, именно потому, что Пикассо впитывает в себя Жаклин и она поселяется в нем, его творческий процесс приобретает бурный характер, а личность Жаклин так легко согласуется с его новаторской манерой самовыражения. Образ Жаклин вбирает в себя все его предыдущие эксперименты с пластикой. Объемные, геометрические, примитивные формы и классические линии, к которым Пикассо обращался на протяжении всей своей эволюции, сочетаются с совершенно иными символами, кладущими начало новому восприятию действительности, в которой Жаклин принадлежит роль героини».

Глядя на портреты «Сидящая Жаклин» и «Жаклин с цветами», легко можно понять, какие чувства связывали любовников. За два месяца 1955 года он написал восемь полотен из серии «Женщины Алжира». Образ Жаклин стал основой для его творческих поисков, эталоном, с помощью которого он сделал переоценку прежних тем – таких, как «Мастерские» и «Арлезианки».

В замке Вовенарж, куда Пикассо и Жаклин переехали в 1959 году, его муза была возвеличена до статуса королевы. В замке они отгородились от суеты внешнего мира, и Пикассо с энтузиазмом принялся за работу. В серии рисунков и картин с изображением всадников, созданных в стиле Веласкеса, Пикассо неизменно называет свою возлюбленную «Жаклин, королева».

Образ Жаклин фигурирует не только в вариациях на тему «Завтрак на траве», которые художник прорабатывал до 1960 года, но и в керамических творениях и скульптуре. Центральной фигурой многочисленных бытовых сцен в интерьере, которые он писал в начале 1960-х годов, конечно же, служила Жаклин.

Совместное творчество настолько сблизило Пикассо и Жаклин, что у художника возникла мысль официально зарегистрировать их отношения, тем более что после смерти первой жены, Ольги, не осталось препятствий для заключения нового брака. Повод для беспокойства давала неугомонная Франсуаза Жило, которая пыталась через суд заставить Пикассо официально признать своими ее детей, Клода и Палому. Художник дал обещание, что женится на ней, если она в свою очередь разведется, и тогда дети будут официально носить его фамилию и станут наследниками состояния. В январе 1961 года дети получили право носить фамилию Руис-Пикассо, а сама Жило подала на развод со своим мужем. Ее негодованию не было предела, когда она узнала из газет, что 2 марта Пикассо тайно женился на Жаклин.

После регистрации супруги обосновались в Нотр-Дам-де-Ви, и Пикассо все свое время посвятил исключительно творчеству. Только в 1962 году он нарисовал 70 портретов жены, а в следующем – более 160.

Пабло Пикассо, великий реформатор искусства XX века, скончался 8 апреля 1973 года в возрасте 91 года, оставив скорбящую вдову и враждующих между собой наследников. Ситуация с разделом завещания осложнялась ввиду того, что Пикассо намеренно не оставил письменного завещания. Борьба за наследство прекратилась только в 1977 году.

Мария Пикассо Лопес (1855–1939), мать художника Пабло Пикассо

Мария Пикассо Лопес родилась и выросла в испанском городе Малага. Её отец - дон Франциско Пикассо Гвардена был преуспевающим буржуа. Мечтая об экзотике, он отправился на Кубу, оставив в Испании жену и трёх малолетних дочерей. Семья потеряла с ним связь и только через пятнадцать лет узнала, что он погиб от желтой лихорадки в момент, когда собрался возвратиться в Малагу.

Вдова - донья Инеса Лопес Роблес и три её дочери Мария, Элодия и Элидора владели виноградниками. После смерти отца семейства случилось второе несчастье: виноградники были заражены насекомыми-вредителями и все погибли. Мать и дочери стали зарабатывать на жизнь, вышивая галуны для фуражек и мундиров железнодорожников Андалусии.

В Малаге семья Пикассо жила в доме на площади Мерсед, по соседству с домом каноника Пабло Диего Хосе, у которого проживал его младший брат Хосе Руис Бласко. Каноник был недоволен затянувшимся «периодом юношеских исканий» сорокалетнего брата. Он потребовал, чтобы Руис обзавёлся семьёй и женился на одной из дочерей доньи Инессы.

Впервые Мария Пикассо встретила будущего мужа, когда он ухаживал за её кузиной. Но, увидев Марию, Хосе Руис заявил брату, что женится только на ней. Правда, свадьбу пришлось отложить из-за внезапной смерти каноника. Свадьба состоялась через два года, 8 декабря 1880 года. Невесте было 25 лет, а жениху - 42 года. Помогать молодой семье стал средний брат Хосе Руиса - доктор Сальвадор Руис. Он нашёл для брата постоянную работу - должность хранителя муниципального музея. Вскоре к молодожёнам переехали жить мать и сестры Марии. Вместе было легче. Шитьё женщин и заработки Хосе Руиса обеспечивали семью всем необходимым.

25 октября 1881 года Мария родила первенца. Роды были очень тяжёлыми. Новорожденный не подавал признаков жизни, и акушерка решила, что ребёнок родился мёртвым. К счастью, в это время рядом находился доктор Сальвадор Руис. Он наклонился, чтобы поскорее забрать тело младенца; при этом доктор курил сигару и выдохнул дым прямо в лицо малыша. Ребёнок скривился и закричал. И тогда весь дом наполнился ликованием.

Так в мир пришёл великий Пабло Пикассо. Молодая мать, пережив страшное потрясение, на радостях призвала всех святых оберегать её ненаглядное сокровище. Имена всех этих святых и стали полным именем художника - Пабло Диего Хосе Франциско де Паула Хуан Непомусено Мария де Ллос Ремедиос Криспи Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо.

Через три года у Пабло появилась сестрёнка, ещё через три года - вторая.

Отец Пикассо, художник-любитель - высокий, сухопарый, рыжеволосый человек, незадачливый в своих делах (картины его не продавались) - по воспоминаниям Пабло, всегда был подавленным, унылым, вялым, апатичным. «Молчаливое существо…», «мог долгие часы проводить у окна, глядя на бесконечный дождь». Иногда Хосе Руису давали заказы на роспись интерьеров. В жизни семьи и воспитании детей он особого участия не принимал. Всем в доме заправляла супруга - Мария Пикассо. Пылкая и жизнерадостная донья Мария, по словам её сына Пабло, являлась душой дома. Маленький Пикассо был точной копией своей матери. и властелином этой души.

Донья Мария была уверена, что нет в мире ребёнка прекраснее её сына. «Он был настолько красив, словно ангел и демон одновременно, что от него трудно было отвести взгляд», - так рассказывала о маленьком сыне его мать. Бабушка и две тётушки также обожали этого мальчика. Каждый вечер перед сном, когда Пабло был уже в постели, Мария рассказывала ему сказки. Эти сказки она сама сочиняла, используя события и эмоции прошедшего дня. В будущем сам Пикассо признавался, что именно эти сказки и пробудили в нём желание творить, также используя события и эмоции одного дня.

С первых дней рождения сына в мечтах матери Пабло был уже великим человеком. Мария была в этом так уверена, что смогла убедить и самого Пикассо в его неизбежной всемирной славе. «Если выберешь карьеру военного, то обязательно станешь генералом, а если пойдёшь в монахи, то в будущем станешь Римским папой!» - говорила ему мама.

Собственно, эта вера и невероятная концентрация материнской любви к сыну и сотворили феномен Пабло Пикассо как великого художника. Мать с детства культивировала в нём нереально высокую самооценку. И Пикассо действительно стал и генералом и Папой, только в живописи. Сыграла свою роль среда - профессия отца. Однако раскрытие гения души Пабло принадлежит матери.

Когда ему было четыре года, донья Мария и её сестры-рукодельницы, развлекая маленького Пабло, стали вырезать из бумаги цветы, животных и разные причудливые создания (мама Сальвадора Дали делала то же самое для своего сына). По вечерам из вырезанных бумажных фигурок ему устраивали «театр теней» на стене. Вскоре мать и тётушки научили и самого Пабло рисовать, а затем вырезать нарисованные им цветы и различные фигурки животных.

Восторгу окружавших его женщин и двух маленьких сестёр не было предела. Этот восторг сформировал у ребёнка чувство превосходства. Маленький Пабло был уверен, что лишь он один умеет творить такие чудеса. «Сделай ньюфаундленда доньи Толы Кальдерон, - требовали тётушки, или: - вырежи нам петуха, которого тётя Матильда прислала из Алауриньехо!» Таким образом, ребёнок не сидел тихо, занимаясь поделками, а занимал центральное место в шоу, специально для него разыгрываемом. Как считал Андре Моруа, творческому человеку больше всего необходим «Витамин П» - «Поклонение, Признание, Поощрение». Мама, бабушка и тётушки кормили Пабло этим витамином в сверхзавышенных дозах, не боясь авитаминоза.

Свой первый «шедевр» Пикассо нарисовал в шесть лет, и донья Мария сразу же решила, что «нужно нанять ему наставника». Судя по всему, нанимать никого не стали, а подключили к занятиям живописью папу.

Больше всего маленький Пабло ненавидел школу. Он часто притворялся больным, и мать на всякий случай оставляла его дома. Мальчику удалось убедить Марию, что антисанитарные условия в школе плохо отражаются на его здоровье. Доктор действительно обнаружил у него заболевание почек. Безусловно, для Марии Пикассо, как и для любой матери, не было ничего важнее здоровья ребёнка.

После болезни Пабло перевели в самый престижный в Малаге частный колледж Сан-Рафаэль. Но и здесь ему было плохо. Он отставал по многим предметам, его амбиции превращали занятия в пытку; ведь по знаниям он был не лучшим, а худшим. Зато в живописи Пабло уже делал первые успехи.

По семейной легенде, когда Пикассо исполнилось десять лет, он написал свою первую картину. Хосе Руис, осознав, что сын рисует лучше его, вручил Пабло кисти и больше никогда не занимался живописью. Возможно, так и было. И совершенно точно, что именно с этого момента донья Мария уже знала, что её сын станет великим художником. Своей верой в гениальность Пабло она заразила всех своих родственников. Продвижение юного дарования стало общим делом большой семьи.

Мать больше не собиралась мучить Пабло в общеобразовательной школе. С помощью доктора Сальвадора Руиса им удалось выхлопотать для Хосе Руиса должность преподавателя рисования и место для Пабло в Школе Изящных искусств, в городе Ла-Корунье. Ради будущего Пикассо семья переехала на север Испании.

В 1895 году семью постигло горе: Кончита, семилетняя сестра Пикассо, умерла от дифтерии. Донья Мария убедила семью в необходимости сменить климат и переехать в Барселону. Там для Хосе Руиса подыскали должность преподавателя в местной Академии художеств. В этой же академии Пабло продолжил своё образование и впервые подписал свои картины фамилией матери: Пикассо.

Через два года родители отправили Пабло в Мадрид, в Королевскую Академию изящных искусств Сан-Фернандо. Однако долго он там не проучился, так как считал, что уже достаточно образован и опытен как художник. В июне 1898 года Пикассо вернулся в Барселону к родителям. Вскоре он вступил в художественное общество Els Quatre Gats (по названию богемного кафе с круглыми столами), в котором прошла его первая в жизни выставка.

В октябре 1900 года с тремя сотнями франков в кармане юный Пикассо первый раз поехал в Мекку живописи - Париж. Перед отъездом девятнадцатилетний художник написал свой автопортрет, на котором вывел чёрной краской: «Я - король». С девятнадцати лет он стал подписывать свои картины исключительно фамилией матери: Пикассо. В 1904 году Пабло окончательно перебрался жить в Париж.

После смерти мужа Хосе Руиса Бласко в 1913 году Мария переехала жить к своей овдовевшей дочери Лоле. Она забрала с собой около двадцати ранних рисунков своего сына и развесила их по стенам. Это был её храм.

Пикассо часто приглашал мать к себе в Париж, и она подолгу жила у него. Художник горячо любил маму, осознанно или неосознанно старался разделить с ней свою славу. Он гордился матерью, дорожил её мнением, нуждался в её советах. Донья Мария до самого конца жизни оставалась важной, а быть может, и главной женщиной в жизни Пикассо. Она принимала активное участие в его творческой жизни. Пабло хотел, чтобы мать была рядом с ним на всех торжественных мероприятиях, на его выставках и церемониях награждений, чтобы она видела своими глазами, как его чествуют и почитают.

Пабло брал её с собой на вечеринки к друзьям, водил по парижским ресторанам, делал всё, чтобы доставить матери удовольствие. У Марии было хорошее чувство юмора. И в пожилом возрасте она очень гордилась, что «не отстаёт от жизни», наслаждалась каждым днём и «плевала на условности». Друг Пикассо Мерфи говорил, что донья Мария была гораздо интересней Ольги (Ольги Хохловой, жены художника): «Ольга так прозаична». Пикассо страшно переживал, что мать, несмотря на фанатичную веру в его гений, не понимала его творчества.

Чтобы выглядеть в глазах матери богатым и успешным человеком, Пикассо даже повёз донью Марию в Монте-Карло. И, несмотря на то, что не любил азартные игры, повёл её в казино, где первый и последний раз играл в рулетку. Ему так хотелось чем-то поразить мать, что он стал играть одновременно за несколькими столами. И «поразил»... На глазах матери Пабло проиграл невероятное количество денег. Как и в детстве, ему хотелось, чтобы мама хвалила его и восхищалась им. Ни от кого он так страстно не жаждал признания и подтверждения своей гениальности, как от матери.

Донья Мария имела большое влияние на сына, - будь-то в выборе друзей, которые из-за этого её сильно недолюбливали, - будь-то в выборе женщин. Познакомившись с Ольгой Хохловой, она сказала ей: «Бедная девочка, ты даже не знаешь, на что ты себя обрекаешь. Если бы я была твоей подругой, то посоветовала тебе ни в коем случае не делать этого. Мне кажется, ни одна женщина не сможет быть счастлива с моим сыном. Он принадлежит себе и никому больше». Мария считала Ольгу Хохлову слишком слабой, чтобы стать достойной женой её гениального сына. И, как показало время, она не ошиблась.

Удивительно, но естественное нормальное чувство сыновей благодарности и глубокой привязанности гениального художника к своей матери почему-то казались для биографов Пабло Пикассо загадкой и тайной. Собственно, тайного здесь ничего нет; все великие люди были «мамочкиными сынками». Благодаря этой самозабвенной материнской любви многие гении до конца жизни оставались детьми. Но без этой тесной связи матери и ребёнка не было бы ни гениев, ни великих людей.

По словам Брижит Бэр, «Мать Пикассо писала ему чуть ли не через день, во всяком случае, хотя бы раз в неделю... и когда он обосновался в Париже, в одном из писем к нему мать напомнила о вечерах в Барселоне, когда нагулявшись вдоволь и вернувшись домой, он непременно заходил к ней в спальню, чтобы пожелать спокойной ночи или доброго утра - своим поцелуем он как бы стирал все события предыдущей ночи». Не было для Пабло никого ближе матери, пока она была жива.

В детстве Пикассо испытал необъятное восхищение матери, готовой исполнить любой его каприз, и привык к тому, что рядом с ним всегда должна находиться боготворящая его женщина. То есть для создания гения и уверенного в себе мужчины маленькому мальчику нужен не сильный отец, а большое количество обожающих его женщин. Строгий авторитарный отец, занимающийся воспитанием мальчика, может стать причиной его неуверенности в себе, комплексов и низкой самооценки. Недаром, начиная с античности, во все времена у большинства цивилизованных народов дети до семи лет воспитывались на женской половине дома. Единодушно мнение биографов, что мать сформировала в характере Пабло непоколебимую самоуверенность, которая сопровождала его всю жизнь.

Мария Пикассо ещё раз подтвердила миф, придуманный матерями о «гениальных» детях. В этом мифе заключается отличие альтруизма материнской любви от любой другой любви. Гениальная Мать действительно никогда не видит своих заслуг в успехах своих детей. Все свои усилия, жертвы и педагогические таланты она считает несущественными по сравнению с достижениями своего гениального ребёнка. Мать Пикассо до конца жизни верила, что её сын в любой момент может стать, кем захочет. Оформляя поэтические сборники своих друзей, Пабло и сам стал писать стихи. Узнав об этом, донья Мария написала ему: «Я слышала, теперь ты пишешь стихи. Что ж, от тебя можно ожидать всего. Если мне скажут, что ты провёл церковную службу, - я и в это поверю».

Какой же была донья Мария Пикассо Лопес? Почти все биографы сходятся во мнении, что она была женщиной волевой и очень сильной. Карлос Рохас говорил о её «необузданном деспотизме». Сам Пикассо называл её «гордой и властной». Всё детство и юность великого художника мать не просто боготворила сына и внушала ему мысль о гениальности, но и контролировала его, целенаправленно продвигала свой живой Шедевр. Благодаря её целеустремлённости и «деспотизму» Пабло Пикассо не повторил судьбу отца, а стал одним из самых знаменитых и самых богатых художников в мире.

Мария Пикассо занимает первое место среди множества женщин, которые фигурировали в жизни великого художника. Она сотворила его гений силой своей любви и веры. Ей выпала редкая счастливая судьба Гениальной Матери. Донья Пикассо Лопес прожила яркую, бурную, кипящую страстями, увлекательную, богемную жизнь, сумев остаться на долгие годы самым родным человеком, незаменимым другом и высшим авторитетом для сына.

Рецензии

Здравствуйте, Нинель!

Трагикомический случай получился с младенчиком: никотин – не всегда убивает... дым заменил пары аммиака...

Извините, но я опять споткнулась... «стал дугой брат Хосе Руиса».

Очень интересная женщина - прекрасная "Душа дома"... Она целиком выполнила своё предназначение. Многие матери хотели бы стать ещё и друзьями своим детям. – Не у всех это получается...

Увлекательно!

Хотя он и имел 4 детей от 3 женщин, но, судя по всему, никогда не испытывал к ним сильной привязанности и, прежде всего, асоциировал их с их матерями, отношения с которыми складывались непросто.

Пабло Пикассо был женат дважды, впервые он связал себя узами брака с русской балериной из труппы Дягилева Ольгой Хохловой. Возможно этого брака никогда бы и не случилось, будь Ольга менее консервативных убеждений. Влюбившись, Пикассо сразу понял, что эта женщина станет его только после свадьбы и, не долго раздумывая, женился. 12 февраля 1918 года в русской церкви в Париже был заключен брак, положивший начало многолетней драме, свидетелями на свадьбе стали Жан Кокто, Макс Жакоб и Гийом Аполлинер. Через три года у супругов родился сын, первенец, наследник, получивший имя своего отца. Ольга к этому времени оставила балет и была сосредоточена на семейной жизни, а чувства Пикассо уже настолько охладели, что даже рождение Поля не могло ничего изменить.

Женщины всегда были источником вдохновения для художника - в их слезах, истериках, трагедиях и даже психических расстройствах он черпал сюжеты для многих своих картин. Вскоре после рождения сына Пабло встретил свою новую музу и возлюбленную Марию-Терезу Вальтер. Узнав об измене, оскорбленная Ольга ушла от мужа. Однако, когда Пикассо попросил у нее развода, она ответила отказом, сказав, что по-прежнему любит его. Это заявление вызвало приступ ярости у художника. «Ты любишь меня как кусок курицы, стараясь обглодать его до кости!» – кричал он в ответ. Пытаясь досадить жене, Пикассо изображал ее то в виде лошади, то в виде старой мегеры. Ольга не смогла вернуть Пикассо, но и развод ему так и не дала, освободился от уз брака он лишь после ее смерти.

От Марии-Терезы в 1935 году у Пикассо родилась дочь Майя, но поскольку в это время он был все еще женат, то девочка оказалась незаконнорожденной, а Пабло был зарегистрирован лишь как ее крестный отец. При крещении малышка получила имя Мария де ла Консепсьон. Мария - по имени матери Пикассо, а Консепсьон звали его умершую в раннем детстве сестру, с смертью которой у него были связаны самые сильные переживания. В семье же девочку звали Майя и фамилию отца она получила только после его смерти, став по новому французскому законодательству законной наследницей Пабло Пикассо. Хотя в детстве Майи Пикассо и не жил с ее матерью, он не выпускал их из поля зрения, полностью обеспечивая свою неофициальную семью, два дня в неделю Пабло встречался с дочерью и рисовал ее; портреты Майи с куклами – известные

картины этого периода времени. После того, как дочери исполнилось 20 лет, они почти не виделись.

Следующей «жертвой» Пикассо стала молодая художница Франсуаза Жило, которая ради возлюбленного бросила живопись и родила ему двоих детей - в 1947 году на свет появился сын Клод, а спустя 2 года - дочь Палома. Из этих отношений тоже ничего не вышло и в 1953 году Франсуаза, наконец, нашла в себе силы уйти от Пикассо. Однако именно этому периоду недолгого счастья мы обязаны серией его очаровательных семейных картин.

Последней любовью великого Пикассо стала Жаклин Рок. Ему было 72, ей – 27. К тому времени Пабло Пикассо уже был свободен и смог, наконец, снова официально вступить в брак. Эта связь продлилась до конца жизни художника. Биографы расходятся в своих взглядах на происходившее с Пикассо в это время. Жаклин говорила, что была очень привязана к детям супруга до того момента, пока они сами не обострили свои отношения с ними, подав в суд на отца. Дети в один голос заявляли, что Жаклин настроила Пикассо против них, убедив его в том, что их интересует только его наследство. Как бы то ни было, в конце жизни Пабло совершенно перестал общаться с детьми и проводил все время в компании Жаклин в своем замке. Пикассо скончался 8 апреля 1973 года. Его и Ольги Хохловой внук Паблито, умолял разрешить ему присутствовать на похоронах деда, однако Жаклин ответила отказом. В день похорон Паблито выпил флакон с деколораном – обесцвечивающей химической жидкостью. Спасти его не удалось. 2 года спустя от цирроза печени, вызванного алкоголем и наркотиками, в 54-летнем возрасте умер и его отец Поль Пикассо. В октябре 1977 года в гараже своего дома повесилась Мария-Тереза Вальтер, а 11 лет спустя накануне открытия очередной выставки художника в Мадриде застрелилась Жаклин Пикассо. Титан увлек за собой в могилу почти всех своих женщин, а его дети и внуки до сих пор продолжают оспаривать некоторые пункты его завещаний и тексты его биографий.

Любовь и отношения с женщинами занимали большое место в жизни Пабло Пикассо. Несомненное влияние на жизнь и творчество мэтра оказали семь женщин. Но ни одной из них он не принёс счастья. Он не только «калечил» их на полотнах, но и доводил до депрессии, психлечебницы, самоубийства.

Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Это, возможно, и возвращает мне молодость.

Пабло Пикассо

Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в Малаге не юге Испании, в семье художника Хосе Руиса. В 1895 году семья переехала в Барселону, где юный Пабло без труда был зачислен в художественную школу Ла Лонха и стараниями отца обзавёлся собственной мастерской. Но большому кораблю - большое плаванье, и уже в 1897 году Пикассо отправляется в Мадрид, учиться в Королевской академии Сан-Фернандо, которая, впрочем, разочаровала его с первых же шагов (музей он посещал гораздо чаще, чем лекции). И уже в это время совсем ещё ребёнок Пабло лечится от «дурной болезни».

Пабло Пикассо и Фернанда Оливье

В 1900 году, убегая от печальных мыслей после самоубийства своего друга Карлоса Касагемаса, Пабло Пикассо оказывается в Париже, где вместе с другими бедынми художниками снимает комнаты в ветхом доме не площади Равиньян. Там Пикассо встречает Фернанду Оливье, или «Прекрасную Фернанду». Эта молодая женщина с тёмным прошлым (сбежала из дома со скульптором, который потом сошёл с ума) и шатким настоящим (позировала художникам) на несколько лет стала любовницей и музой Пикассо . С её появлением в жизни мастера завершается так называемый «голубой период» (сумрачные картины в сине-зелёных тонах) и начинается «розовый», с мотивами любования обнажённой натурой, тёплым колоритом.

Обращение к кубизму приносит Пабло Пикассо успех даже за океаном, и в 1910 году они с Фернандой переезжают в просторную квартиру, проводят лето на вилле в Пиренеях. Но роман их подходил к концу. Пикассо встретил другую женщину - Марсель Умбер, которую он называл Евой. С Фернандой Пикассо расстался дружески, без взаимных обид и проклятий, так как Фернанда в это время уже была любовницей польского живописца Луи Маркуссиса.

Фото: Фернанда Оливье и работа Пабло Пикассо , где она изображена «Лежащая обнажённая» (1906)

Пабло Пикассо и Марсель Умбер (Ева)

О Марсель Умбер известно мало, так как она рано умерла от туберкулёза. Но её влияние на творчество Пабло Пикассо неоспоримо. Она изображена на полотне «Моя красавица» (1911), ей посвящена серия работ «Я люблю Еву», где нельзя не заметить хрупкости, почти прозрачной красоты этой женщины.

В период отношений с Евой Пикассо рисовал фактурные, сочные полотна. Но продолжалось это недолго. В 1915 году Ева умерла. Пикассо не смог жить в той квартире, где жил вместе с ней, и переехал в маленький дом в предместье Парижа. Некоторое время он жил уединённой, затворнической жизнью.

Фото: Марсель Умбер (Ева) и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Женщина в сорочке, лежащая в кресле» (1913)

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова

Спустя некоторое время после смерти Евы у Пикассо завязывается тесная дружба с писателем и художником Жаном Кокто. Именно он приглашает Пабло принять участие в создании декораций к балету «Парад». Так, в 1917 году труппа вместе с Пикассо отправляются в Рим, и эта работа возвращает художника к жизни. Именно там, в Риме, Пабло Пикассо знакомится с балериной, полковничьей дочерью Ольгой Хохловой (Пикассо называл её «Коклова»). Выдающейся балериной она не была, ей недоставало «высокого горения» и выступала она преимущественно в кордебалете.

Ей минуло уже 27 лет, не за горами был конец карьеры, и она достаточно легко согласилась оставить сцену ради брака с Пикассо . В 1918 году они обвенчались. Русская балерина делает жизнь Пикассо более буржуазной, пытаясь превратить его в дорогого салонного художника и примерного семьянина. Она не понимала и не признавала . А так как живопись Пикассо всегда была связана «с музой во плоти», что имелась у него на данный момент, он вынужден был отойти от кубистической стилистики.

В 1921 году у супругов родился сын Паоло (Поль). Стихия отцовства временно захлестнула 40-летнего Пикассо , и он без конца рисовал жену с сыном. Однако рождение сына уже не могло скрепить союз Пикассо и Хохловой, они всё более отдалялись друг от друга. Дом они поделили на две половины: Ольге было запрещено посещать мастерскую мужа, он же не наведывался в её спальни. Будучи женщиной исключительно порядочной, Ольга имела шансы стать доброй матерью семейства и осчастливить какого-нибудь почтенного буржуа, но с Пикассо она «не справилась». Остаток жизни она провела в одиночестве, страдая депрессиями, мучаясь ревностью и злобой, но оставалась законной женой Пикассо до своей смерти от рака в 1955 году.

Фото: Ольга Хохлова и работа Пабло Пикассо , где она изображена «Портрет женщины с горностаевым воротником» (1923)

Пабло Пикассо и Мари-Терез Вальтер

В январе 1927 года Пикассо повстречал 17-летнюю Мари-Терез Вальтер. На предложение поработать для него моделью девушка не отказалась, хотя о художнике Пабло Пикассо никогда не слыхала. Через три дня после знакомства она уже стала его любовницей. Пикассо снял для неё квартиру неподалёку от собственного дома.

Пикассо не афишировал свои отношения с несовершеннолетней Мари-Терез, но полотна его выдавали. Самая знаменитая работа этого периода - «Обнажённая, зелёные листья и бюст» - вошла в историю как первое полотно, проданное дороже, чем за 100 миллионов долларов.

В 1935 году Мари-Терез родила дочь Майю. Пикассо пробовал получить у жены развод, чтобы жениться на Мари-Терез, но эта попытка не увенчалась успехом. Отношения Мари-Терез и Пикассо продлились намного дольше, чем продолжалась их любовная связь. Даже после расставания, Пикассо продолжал поддерживать её и их дочь деньгами, а Мари-Терез надеялась, что он, любовь всей её жизни, в конце концов женится на ней. Этого не случилось. Спустя несколько лет после смерти художника Мари-Терез повесилась в гараже своего дома.

Фото: Мари-Терез Вальтер и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Обнажённая, зелёные листья и бюст» (1932)

Пабло Пикассо и Дора Маар

1936 год ознаменовался для Пикассо знакомством с новой женщиной - представительницей парижской богемы, фотографом Дорой Маар. Это произошло в кафе, где девушка в чёрных перчатках играла в опасную игру - стучала острием ножа между расставленными пальцами. Она поранилась, Пабло попросил её окровавленные перчатки и сохранил их на всю жизнь. Так, с крови и боли начались эти садомазохистские отношения.

Впоследствии Пикассо говорил, что запомнил Дору, как «плачущую женщину». Он находил, что слёзы чрезвычайно идут ей, делают её лицо особенно выразительным. Временами художник проявлял по отношению к ней феноменальную нечуткость. Так, однажды, Дора пришла в слезах к Пикассо сказать о смерти своей матери. Не дав ей договорить, он усадил её перед собой и начал писать с неё картину.

В период отношений Доры и Пикассо произошла бомбардировка фашистами города Герника - культурной столицы Басконии. В 1937 году появилось на свет монументальное (3х8 метров) полотно - обличающая нацизм знаменитая « ». Опытный фотограф Дора зафиксировала различные этапы работы Пикассо над картиной. И это помимо множества фотопортретов мастера.

В начале 1940-х годов «тонкая душевная организация» Доры перерастает в неврастению. В 1945 году, опасаясь нервного срыва или самоубийства, Пабло отправляет Дору в психиатрическую лечебницу.

Фото: Дора Маар и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Плачущая женщина» (1937)

Пабло Пикассо и Франсуаза Жило

В начале 1940-х годов Пабло Пикассо познакомился с художницей Франсуазой Жило. В отличие от других женщин, ей удалось «держать оборону» целых три года, после чего следовал 10-летний роман, двое общих детей (Клод и Палома) и полная простых радостей жизнь на побережье.

Но Пикассо не мог предложить Франсуазе ничего большего, чем роль любовницы, матери его детей и модели. Франсуаза же хотела большего - самореализации в живописи. В 1953 году она забрала детей и уехала в Париж. Вскоре она выпустила книгу «Моя жизнь с Пикассо », по которой был снят фильм «Прожить жизнь с Пикассо ». Таким образом, Франсуаза Жило стала первой и единственной женщиной, которую Пикассо не раздавил, не сжёг.

Фото: Франсуаза Жило и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Женщина-цветок» (1946)

Пабло Пикассо и Жаклин Рок

После ухода Франсуазы у 70-летнего Пикассо появилась новая и последняя любовница и муза - Жаклин Рок. Поженились они только в 1961 году. Пикассо было 80 лет, Жаклин - 34. Жили более, чем уединённо, - во французской деревне Мужен. Бытует мнение, что именно Жаклин не жаловала посетителей. Даже дети не всегда допускались на порог его дома. Жаклин поклонялась Пабло , как богу, и превратила их дом в подобие личного храма.

Это было именно тем источником вдохновения, которого не хватало мастеру с предыдущей возлюбленной. 17 из 20-ти прожитых с Жаклин лет он не рисовал никаких других женщин, кроме неё. Каждая из последних картин Пикассо - это уникальный шедевр. И очевидно, что стимулировала гений Пикассо именно молодая жена, обеспечивая старость и последние годы художника теплом и самоотверженной заботой.

Умер Пикассо в 1973 году - на руках Жаклин Рок. В качестве памятника на могилу установили его скульптуру «Женщина с вазой».

Фото: Жаклин Рок и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Обнажённая Жаклин в турецком головном уборе» (1955)

По материалам:

«100 человек, изменивших ход истории. Пабло Пикассо ». Выпуск №29, 2008

А также, http://www.picasso-pablo.ru/