Печорин как представитель "портрета поколения" план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему. Печорин - портрет своего поколения по роману герой нашего времени Образ печорина как представителя поколения

Разделы: Литература

М.Ю.Лермонтов

“Герой нашего времени” – первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе. Печорин как представитель “портрета поколения”.

Домашнее задание к уроку.

  1. Чтение романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.
  2. Анализ композиции произведения.

а) Кто рассказывает историю Печорина?

  • Степень знакомства рассказчика с героем.
  • Его социальный статус.
  • Интеллектуально-культурный уровень.
  • Нравственные качества.

б) Проанализируйте сюжет романа.

в) Восстановите хронологическую последовательность событий в романе (фабула).

3. Индивидуальное задание лингвистам.

а) Рефлексия – лексическое значение слова.

б) А.И.Герцен, В. Г. Белинский – историко-биографический комментарий.

Индивидуальное задание: рассказ о фабуле романа по В. Набокову.

Герой Нашего Времени…это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения.

М.Ю.Лермонтов.

Русское общество познакомилось с “длинной цепью повестей” М.Ю.Лермонтова под общим названием “Герой нашего времени” в 1839-1840 годах. С марта по февраль сочинение печаталось в журнале “Отечественные записки”. В 1840 г. “Герой нашего времени” вышел отдельной книгой.

Пришло время и нам познакомиться с этим произведением, составить собственное о нем представление, сформулировать (определить) собственное (личное) отношение к его героям.

Ответы учащихся.

Вы не одиноки в оценке произведения и его героя. Появление романа М. Ю. Лермонтова сразу же вызвало острую полемику в обществе.

  • Николай I находил роман “отвратительным”, показывающим “большую испорченность автора”.
  • Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Профессор С.П. Шевырев стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.
  • Раньше других с необычайной верностью оценил “Героя нашего времени” В.Г. Белинский, отметивший в нем “богатство содержания”, “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”.
  • А что же автор? Ко второму изданию “Героя нашего времени” М.Ю. Лермонтов пишет “Предисловие”, в котором настаивал на том, что “Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Именно поэтому эти слова вынесены в качестве эпиграфа нашего урока.

– Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой?

Говорит доктор филологических наук, профессор Панченко (Приложение 2).

Остановимся на этой теме более подробно. Чтобы говорить о веке М.Ю.Лермонтова, необходимо владеть определенной лексикой. Следите за моей мыслью, опираясь на слова, записанные на доске справа.

Миросозерцание М. Ю. Лермонтова складывалось в конце 20-х-начале 30-х годов Х1Х века, в эпоху идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции, связанного с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.

Николай I – укротитель революций, жандарм Европы, тюремщик декабристов и т.д., с точки зрения “коммунистической” историографии. А.С. Пушкин же, чьи отношения с императором были сложными и неоднозначными, отмечал несомненные достоинства и петровский масштаб его личности. “С величайшим уважением” отзывался о Николае I Ф.М. Достоевский, оказавшийся, как известно, по его воле на каторге. Противоречивые оценки личности. Дело в том, что Николай I отвергал всякую революцию как идею, как принцип, как метод преобразования действительности. Восстание декабристов – это не только благородные побуждения уничтожить “разные несправедливости и унижения”, но нарушение офицерской присяги, попытка насильственного изменения государственного строя, преступное кровопролитие. И как реакция – жесткий политический режим, установленный императором.

Идейный кризис – кризис идей. Идеи, идеалы, цели и смысл жизни пушкинского поколения – все было разрушено. Это тяжелые времена, позднее они будут названы эпохой безвременья. В такие годы говорят о бездуховности, о падении нравственности. Может быть, и мы с вами пережили или переживаем такие времена, связанные с распадом Советского Союза… Но вернемся в 30-е годы ХIХ столетия.

Потребность освоить “ошибки отцов”, заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно- философскую позицию – характернейшая черта эпохи 20-30 годов.

Практическое действие оказывалось невозможным в силу как объективных (жесткая политика самодержавия), так и субъективных причин: прежде чем действовать, необходимо было преодолеть идейный кризис, эпоху сомнения и скептицизма; четко определить во имя чего и как действовать. Именно поэтому в 30-е годы исключительное значение для общества приобрели философские поиски лучших его представителей. Делать это было чрезвычайно трудно. Торжествовало совсем другое. Всюду, насколько хватал глаз, медленно текла, по выражению Герцена, “глубокая и грязная река цивилизованной России, с ее аристократами, бюрократами, офицерами, жандармами, великими князьями и императором – бесформенная и безгласная масса низости, раболепства, жестокости и зависти, увлекающая и поглощающая все”.

Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость – все эти вопросы получили в романе образное воплощение.

Проблема личности – центральная в романе: “История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. И это высказывание М.Ю. Лермонтова могло стать эпиграфом к нашему уроку.

Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.

Понять – это и есть, собственно, цель нашего урока.

Обратимся к композиции сочинения.

I. – Кто рассказывает историю Печорина?

Ответы учащихся.

  • Максим Максимыч – штабс-капитан, человек из народа, давно служит на Кавказе, много повидал на своем веку. Добрый человек, но ограниченный. Провел немало времени вместе с Печориным, но так и не разобрался в “странностях” своего аристократического сослуживца, человека слишком далекого от него социального круга.
  • Странствующий офицер (офицер-повествователь). Способен глубже понять Печорина, ближе к нему по своему интеллектуально-культурному уровню, чем Максим Максимыч. Однако судить о нем может только на основании услышанного от доброго, но ограниченного Максима Максимыча. Печорина “…видел…только раз…в жизни на большой дороге”. Впоследствии, ознакомившись с попавшим в его руки дневником Печорина, повествователь выскажет свое мнение о герое, но оно не является ни исчерпывающим, ни однозначным.
  • И наконец, повествование целиком переходит в руки самого героя- человека искреннего, “кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки”; человека зрелого ума и нетщеславного.

II. – Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?

Ответы учащихся (запись на доске сюжета и фабулы произведения делается перед уроком двумя учащимися).

Можно ли это собрание повестей назвать романом? Почему у Пушкина “Повести Белкина”? Почему у Гоголя сборник повестей “Вечера на хуторе близ Диканьки”?

- Почему Лермонтов не торопится назвать свое детище романом , обозначая его очень по-разному: как “записки”, “сочинения”, “длинная цепь повестей”? Запомним этот вопрос.

III. – Восстановите хронологический порядок событий.

Ответы учащихся. Коррекция записи фабулы романа, сделанной перед уроком.

Хронология событий, положенных в основу произведения, по В. Набокову.

“Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;

“Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;

“Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;

“Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;

“Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”.

Восстановим картину, сделанных М. Ю. Лермонтовым, “хронологических смещений”. Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине.

- Почему Лермонтов нарушает хронологию событий?

Вот три вопроса, требующие немедленного разрешения.

Ответы учащихся.

Выводы учителя (в зависимости от полноты ответов учащихся).

Все это правда, но не вся правда. Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию: психологический роман.

Психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы.

Сюжетом сочинения становится “история души человеческой”.

Лермонтов дает нам сначала услышать о герое, потом посмотреть на него и, наконец, раскрывает перед нами его дневник.

Смена рассказчиков нацелена на то, чтобы анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим.

  • Добрый, но ограниченный Максим Максимыч.
  • Офицер-повествователь.
  • “Наблюдения ума зрелого над самим собою”.

В.Г. Белинский утверждал, что роман “несмотря на его эпизодическую отрывочность, “нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать”.

М. Ю. Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе.

Место романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в программе по литературе вполне оправданно. Это произведение может быть как юношеской книгой, так и книгой для зрелого читателя. На наш взгляд, «Герой нашего времени» представляет собой богатейший материал для нравственного воспитания подрастающего поколения.

Предлагаем разработку урока, представляющую собой сочетание классических и инновационных форм работы, которые позволяют на материале произведения формировать духовные ценности, активную жизненную позицию подростков.

Урок по теме «Печорин как представитель портрета поколения», представленный здесь, имеет цели:

образовательная:

научить детей характеризовать героев литературного произведения по их поступкам, отношению к окружающим, по авторской оценке; помочь учащимся увидеть незаурядность характера героя;

развивающая:

развивать умение ориентироваться в тексте, отбирать нужный материал, сравнивать, сопоставлять, аргументированно отстаивать свою точку зрения, развивать умение работать в группе;

воспитательная:

воспитывать интерес к духовному миру героев литературы, коммуникативность, уважение к мнению товарища по группе, способствовать нравственному воспитанию, воспитанию интереса к творчеству М.Ю. Лермонтова; воспитывать активную жизненную позицию учащихся.

Учитель применяет разные виды проверки степени усвоения обучающимися нового материала: исследовательская работа в группах, работа с текстом произведения, сопоставление героев произведения, рефлексия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья.DОС

Урок литературы в 9 классе

Костенкова Любовь Николаевна №218-946-798

Печорин как представитель «портрета поколения».

(По главе «Бэла» романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Цели:

образовательная:

научить детей характеризовать героев литературного произведения по их поступкам, отношению к окружающим, по авторской оценке; помочь учащимся увидеть незаурядность характеров героев

развивающая:

развивать умение ориентироваться в тексте, отбирать нужный материал, сравнивать, сопоставлять, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

воспитательная:

воспитывать интерес к духовному миру героев литературы, о духовной красоте и внутреннем богатстве личности; способствовать нравственному воспитанию, воспитанию интереса к творчеству М.Ю.Лермонтова; воспитывать активную жизненную позицию учащихся.

Ход урока.

1.Литературная разминка по главе «Бэла».

Кроссворд по 1 главе романа «Герой нашего времени». По горизонтали :2.Кто такой абрек? Как вы понимаете это слово? 4.Кто это: «Славный был малый, только немного странный». 7.Орудие убийства. 8. Кличка лучшего друга абрека, не раз спасавшего его от смерти. 9. Имя героини романа. 11. Животное-друг абрека? 12.Где происходят события? 14. Животное, на которое опасно охотиться. По вертикали : 1.Что оставил герой романа Максим Максимычу? 3.Что разлучило главных героев? 5.Любимое занятие от скуки главного героя. 6.Кто сказал эти слова:«Как она пляшет! Как поет! А вышивает золотом - чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха…» .9. Кем он является героине?10. Какое чувство держало героиню в плену? 13. Кто убил героиню? Его имя?

2. Основополагающий вопрос.

«И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле. Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец!.. И то и другое будет ложно».

Кто же он- герой Лермонтова?

3.Обратимся к тексту повести «Бэла». Дома вы составляли план главы. Теперь отберем эпизоды, наиболее важные для понимания характера Печорина.

  1. Рассказ Максима Максимыча о Печорине.
  2. Печорин и Бэла. (История взаимоотношений до похищения).
  3. Печорин и Бэла. Любовь и смерть героини.
  4. Печорин на фоне других героев повести.
  5. Исповедь Печорина.
  6. Пейзажные зарисовки.

4. Работа в группах . Класс делится на группы, и каждая группа получает задание текстового исследования эпизода. Отвечая на вопросы, данные учителем, обучающиеся должны показать знание текста, привести цитаты и сделать вывод.

  1. группа – Рассказ Максима Максимыча о Печорине.

1.Что связывает и что разъединяет Печорина и рассказчика? (Происхождение, образование, отношение к службе, способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить. Не случайно в образе Максима Максимыча подчеркивается легкость, с которой он понимает и принимает обычаи кавказских племен, признавая их правоту и естественность в их условиях . В каких эпизодах эта черта характера русского человека проявляется у Печорина? Каково их отношение к Бэле?

2. Каким видит Печорина Максим Максимыч?

3. Что удивляет и что непонятно Максиму Максимычу в Печорине?

2 группа - Печорин и Бэла. (История взаимоотношений до похищения).

1.Где Печорин впервые увидел Бэлу?

2. Какое впечатление произвели они друг на друга?

3. Каковы последствия подслушанного разговора Казбича и Азамата?

4. Каким мы видим Печорина в этом эпизоде? Сделайте вывод о характере героя.

5. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?

3 группа - Печорин и Бэла. Любовь. 1. Каким образом Бэла оказалась в крепости?

2. Каково поведение Бэлы в первые дни после похищения?

3. Как Печорин добивался любви Бэлы?

4. Почему Бэла все-таки ответила взаимностью? (Обратите внимание на описание прекрасных глаз Бэлы, данное Максим Максимычем).

5.Каким мы видим Печорина в этих эпизодах? Сделайте вывод о характере героя.

6. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?

4 группа - Печорин и Бэла. Смерть героини. 1.Почему Печорин охладел к Бэле? Как это проявлялось? (Процитируйте слова героя) 2. Как погибла Бэла?

3. Как вы можете объяснить поведение Печорина после смерти Бэлы? Как это его характеризует?

4.Каким мы видим Печорина в этих эпизодах? Сделайте вывод о характере героя.

5. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?

5 группа -Печорин на фоне других героев повести.

1. Как обрисованы характеры Казбича и Азамата?

2. Как ведет себя Печорин в конфликте с Казбичем?

3. Какую роль сыграл Печорин в судьбе Азамата?

4. Сделайте вывод о характере героя, сравнив его с Казбичем и Азаматом.

5. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?

6 группа - Исповедь Печорина. Чтение фрагмента со слов: «Послушайте, Максим Максимыч…»

1.Выберите слова, передающие разочарование Печорина в жизни. Прокомментируйте их.

2.В чем причина скуки и разочарования Печорина, по его мнению?

3.В чем вы видите сходство и различие Печорина и Онегина?

4.Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде?

5. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?

(В своем монологе Печорин словно приоткрывает свои внутреннюю биографию: удовольствия жизни, любовь, чтение - ничто не приносило удовлетворения. Скука Печорина напрямую перекликается с хандрой Евгении Онегина. Но, в отличие от Онегина, лермонтовскому герою присуща ненасытная жажда нового, «воображение беспокойное», «сердце ненасытное». Собираясь в путешествие, он ищет не спокойствия, а «бурь и дурных дорог».)

7 группа - Роль пейзажных зарисовок в повести.

1.Найдите наиболее яркие пейзажные зарисовки.

2. Какие картины природы выбирает Лермонтов для своего описания?

3.Какова связь пейзажных зарисовок с образом главного героя и событийной канвой повести?

(Величавые картины горной природы проникнуты лиризмом, ощущением красоты и поэтичности мира. На фоне гармонии в природе ярко оттеняется разлад с жизнью и беспокойство Печорина. Кроме того, мятежность и величественность кавказских пейзажей подчеркивают, усиливают мятежность лермонтовского героя, его гордый дух.)

5. Обобщение учителя . В первой повести, начинающей роман, главный герой Печорин предстает человеком, воплощающим в себе противоречивые качества. Характер Печорина остается загадкой, ибо от читателя скрыты мотивы его поступков. Герой описан через восприятие рассказчика - немолодого штабс-капитана, который в силу целого ряда причин не способен объяснить характера и поступков Печорина. Мы сегодня попробовали сами разобраться в характере главного героя по первой главе романа.

6. Рефлексия.

Давайте попробуем выразить свое видение героя в синквейне. Напоминаю правило составления синквейна.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

7.Выставление оценок. Домашнее задание . Напишите эссе «Первое знакомство с Печориным»


В романе “Герой нашего времени” Михаил Юрьевич Лермонтов затрагивает те же проблемы, которые часто звучат в его лирике: почему умные и энергичные люди не могут найти себе место в жизни, почему они “старятся в бездействии”? Роман состоит из пяти частей: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”. Каждая из них представляет самостоятельное произведение и в то же время является частью романа. Центральное место во всех повестях занимает образ молодого офицера Печорина. Не случайно действие романа происходит на Кавказе, куда в то время ссылали людей, критически настроены к самодержавию. Туда, как известно, ссылали Пушкина и Лермонтова. Печорин принадлежит к этой категории людей.

Раскрывая сложный и противоречивый характер Печорина, автор показывает нам его в разных жизненных ситуациях, в столкновении с людьми разных социальных слоев и национальностей: с контрабандистами, с горцами, с молодой девушкой-аристократкой, с представителями дворянской молодежи и другими действующими лицами. Перед нами предстает образ одинокого, разочарованного человека, который враждует со светским обществом, хотя и сам является его частью.

В стихах Лермонтова образ такого человека нарисован в романтических тонах, поэт не раскрывал в своей лирике причин появления такого героя. А в романе “Герой нашего времени” Лермонтов изображает Печорина реалистически. Писатель пытается показать, как на характер человека влияет среда, в которой он живет. У Печорина очень много общего с Евгением Онегиным из одноименного романа в стихах Пушкина. Однако Печорин живет в другое время, это человек тридцатых годов XIX века, и разочарование этого человека в окружающем его обществе сильнее, чем у Онегина.

Печорин родился и вырос в аристократической семье. Природа наделила его острым умом, отзывчивым сердцем и твердой волей. Но лучшие качества этого человека оказались не нужны обществу. “Лучшие мои чувства, боясь насмешки, - говорит Печорин, - я хоронил в глубине сердца”. Он влюблялся и был любим; занялся наукой, но скоро понял, что славы и счастья она не дает. А когда он понял, что в обществе нет ни бескорыстной любви, ни дружбы, ни справедливых гуманных отношений между людьми, ему стало скучно.

Печорин ищет острых ощущений, приключений. Ум и воля помогают ему преодолеть препятствия, но он осознает, что его жизнь пуста. И это усиливает в нем чувство тоски и разочарования. Печорин хорошо разбирается в психологии людей, поэтому легко завоевывает внимание женщин, но и это не приносит ему ощущения счастья. Он, как и Онегин, “не создан для блаженства семейной жизни. Жить, как люди его круга, он не может и не хочет”.

В истории с княжной Мери, которую Печорин влюбил в себя, подчинил своей воле, он предстает и как “жестокий мучитель”, и как глубоко страдающий человек. Измученная Мери вызывает в нем чувство сострадания. “Это становилось невыносимым, - вспоминает он, - еще минута, и я бы упал к ногам ее”.

Лермонтов создал правдивый образ своего молодого современника, в котором отразились черты целого поколения. В предисловии к роману он писал, что Печорин - “это портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии”.

В названии романа звучит ирония писателя над своим поколением и над временем, в котором оно живет. Печорин, конечно, не герой в буквальном смысле этого слова. Его деятельность нельзя назвать героической. Человек, который бы мог принести пользу людям, тратит свои силы на пустые занятия.

Автор не стремится ни осудить Печорина, ни сделать его лучше, чем он есть. Нужно отметить, что М. Ю. Лермонтов с большим мастерством раскрыл психологию своего героя. Критик Н. Г. Чернышевский отмечал, что “Лермонтова интересовал сам психологический процесс, его форма, его законы, диалектика души...” Высоко оценил роль Лермонтова в развитии социально-психологического романа и Л. Н. Толстой.

Тема урока: « Печорин как представитель «портрета поколения»

Главы «Бэла», «Максим Максимыч»

РК Кавказ на страницах романа

и литературы МБОУ СОШ № 7

с. Марьины Колодцы

Минераловодского района

Цели урока:

1.Обучающая: формирование навыков работы с эпическим текстом

2.Развивающая: развитие умений анализа, синтеза, выделения главного, переноса полученных знаний в новую ситуацию.

3.Воспитывающая: осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций.

Ход урока

Оргмомент

Мотивационное начало урока:

Мы продолжаем изучение романа «Герой нашего времени».

А что мы вообще знаем о слове г – е - р – о – й? Как трактует это слово словарь? Герой – 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.

Учитель: вы кого назвали бы героем нашего времени?

Какие черты характера должны быть у героя нашего времени в обязательном порядке, по - вашему?

деятельный

образованный

порядочный……

В схеме вы отразили ваши представления о герое нашего времени.

Как вы думаете, нуждается ли герой нашего времени в дружбе? -----

Есть ли у героя нашего времени перспективное будущее в нашей стране? (Сложность во все времена, легких времен не бывает.)

– Приходилось ли вам в литературе встречаться с героями своих времен? (Да, - Чацкий, Онегин)


Чацкий говорит Софье: «Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож». Странный Чацкий? Странный Онегин? Странный это какой?

На доске оформляется схема:

странный

– непонятный

– необычный

– отличный от других.

–Что же является основной отличительной чертой героя нашего времени? (Непохожесть – странность)

– Кто странен у Лермонтова?

– Чем он объясняет необычность героя своего времени? (Состоит из пороков)

Так, кто является героем нашего времени у?

Печорин

Обратимся к двум первым главам романа: «Бэле» и «Максиму Максимычу» и попытаемся рассмотреть, кто же мог быть героем своего времени.

Что представляет собой данный роман? (Роман состоит из 5 повестей, каждая из них – самостоятельное художественное произведение, все они объединены образом Печорина, он занимает центральное место. Вокруг него сгруппированы все основные персонажи романа. События романа происходят на Кавказе. Тема Кавказа постоянно привлекала Лермонтова. (Сообщение ученика на данную тему)

В чем особенности изображения природы Кавказа и быта горцев?

В повести «Бэла» Печорин показан среди горцев, людей со своеобразным психологическим складом характера и образом жизни.

– Кто такой Казбич?

Кто такой Азамат?

Кто такая Бэла? На какую деталь портрета Бэлы Лермонтов обращает особое внимание? (Глаза)

Я вам прочитаю стихотворение местного поэта Л. Грибкова «Печорин»

Княжна Мери - я твой!

Бархат глаз твой ночной

Темно – томной водой –

Княжна Мери.

Но я лгать не хотел:

Полюбить не сумел

Тихой жизни предел.

Я, твой Мери!

А любовных сетей Маши – Мери моей

Избежал я глупей

всех на свете.

И я, Бэла, был твой –

Сердце пенной волной

На утес золотой

Налетело. Ведь тебя я так ждал,

И тебя я искал –

Но был счастлив

лишь миг:

Мой разбойничий бриг

Показался на миг

Издалека.

И опять не сумел

Я солгать (хоть хотел) –

О, какой была перл –

моя Бэла!

И опять я – один,

Бесконечно - один,

Нет для жизни причины –

Что ищу и зачем?

Взят я в адовый плен

Возводить все в предел

Абсолюта.

Сам не нужен себе,

Помогаю в беде,

Как кому – то - себе….

Почему – то…

Может быть, потому,

Как любил – Не смогу

Белоснежно.

Мери…Бэла была,

Еще Вера – но я

Уж душой навсегда

Надорвался.

В любовных перепитиях, в столкновениях с горцами раскрываются «странности» характера главного героя

Горцы Печорин

решительные

храбрые - Раздвоенность и противоречивость Печорина еще отчетливее выступает в сопоставлении с Максимом Максимычем. Простой человек всегда волновал творческое воображение Лермонтова.

Кто же такой Максим Максимыч?

Как относится к служебному долгу Максим Максимыч? Какие художественные средства находятся в арсенале у писателя, с помощью которых он показывает образ героя своего времени? (Портрет, речь, поступки…) Вывод: Печорин живет для себя, Максим Максимыч – для людей.

Внешнее проявление его (Печорина) характера, а под ним кроется горькая обреченность на одиночество. Тяготится внешней несвободой, так как не имеет внутренней свободы. Печорин – тонкий психолог, чувствует душу.

Учитель: мы только попытались наметить проблему. разрешать которую мы будем на последующих уроках, где познакомимся с другими героями лермонтовского романа, будем иметь возможность вплотную подойти к вопросу: кто же является героем нашего времени и почему, что же является в романе предметом художественного изучения Лермонтова: личность или эпоха.