Партийный контроль. Центральная контрольная комиссия кпсс. Отличие экологического контроля от смежных видов контроля

Центральная контрольная комиссия (сокращённо ЦКК ) РКП(б), ВКП(б), КПСС - высший контрольный орган Коммунистической партии Советского Союза в 1920-1934 гг. и в 1990-1991 гг. В 1920-1921 гг. существовала единая Контрольная комиссия, которая в 1921 г. была разделена на ЦРК (ответственную за финансовый контроль) и ЦКК (ответственную за контроль партийной дисциплины). Согласно Уставу, состав ЦКК избирался Съездом партии, члены ЦКК не могли быть одновременно членами ЦК. Местными контрольными органами РКП(б) (с 1925 - ВКП(б)) были областные контрольные комиссии, окружные контрольные комиссии, районные контрольные комиссии, городские контрольные комиссии и т. д.

В 1934-1952 гг. вместо ЦКК существовала Комиссия партийного контроля при ЦК ВКП(б), в 1952-1990 гг. - Комитет партийного контроля при ЦК КПСС . В 1962-1965 гг. произошло объединение КПК при ЦК КПСС и Комитета государственного контроля Совета министров СССР в Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета министров СССР. Непосредственно делами КПСС в этот период занималась Партийная комиссия при ЦК КПСС . В отличие от прежней ЦКК, состав КПК не избирался на съезде, а утверждался ЦК КПСС (фактически - Секретариатом ЦК КПСС).

До 1934 г. на должность Председателя ЦКК назначался кто-либо из авторитетных членов Политбюро сроком на 2-3 года (поскольку членство в ЦКК нельзя было совмещать с членством в ЦК). В 1934-1946 гг. Председатель КПК был по совместительству секретарём ЦК ВКП(б) и членом Оргбюро ЦК ВКП(б) .

Литература

Юдин К. А. Внутрипартийный контроль в СССР 1930 - начала 1940-х гг.: идейно-институциональный облик. - Иваново, 2015. - 295 с. с. Доступно на: https://www.academia.edu/29057391/Юдин_К.А._Внутрипартийный_контроль_в_СССР_1930_-_начала_1940-х_гг._идейно-институциональный_облик._Intrapartycontrol_in_the_USSR_1930_-_early_1940-ies_._ideological_and_institutional_image._Иваново_2015._-_295_с

Руководители

В 1920-1923 должности руководителя ЦКК не существовало, её деятельность на общероссийском уровне курировал нарком РКИ (И. В. Сталин).

Председатель ЦКК РКП(б) - ВКП(б):

  • Куйбышев, Валериан Владимирович (1923-1926)
  • Орджоникидзе, Григорий Константинович (1926-1930)
  • Андреев, Андрей Андреевич (1930-1931)
  • Рудзутак, Ян Эрнестович (1931-1934)

Председатель Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б):

  • Каганович, Лазарь Моисеевич (1934-1935)
  • Ежов, Николай Иванович (1935-1939) (фактически до 1938)
  • Андреев, Андрей Андреевич (1939-1952)

Председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС:

  • Шкирятов, Матвей Фёдорович (1952-1954)
  • должность вакантна, и.о. -
От модератора:
Считаю, что в данном сообществе можно использовать и антикоммунистические источники (как, например, нижеприведенный отрывок из книги Р.Пихоя о "Как и почему Хрущев потерял власть"), если они содержат ссылки на документы, и при этом документы подлинные. Читатели сообщества люди взрослые, и факты от риторики отделять должны уметь.

Сегодняшние записи были призваны более или менее продемонстрировать характер этого сообщества, будем надеяться, что в дальнейшем оно станет хорошим подспорьем для всех, интересующихся политической историей СССР и приобретет более ровный характер. Спасибо всем подписавшимся, читающим и уже принявшим непосредственное участие!

Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР

Среди многочисленных административных преобразований Н. С. Хрущева это едва ли не самое неизученное, хотя и сыгравшее заметную роль в событиях середины 60-х

Контрольные учреэдения многократно реформировались. Прежнее министерство госконтроля, во главе которого стояли такие политические деятели, как Л. З. Мехлис (в 1946-1950 гг.) и В. Н. Меркулов (1950-1953 гг.) было упразднено в 1957 г. вместе с рядом других министерств. Вместо него появилась Комиссия советского контроля Совета Министров СССР. Однако эффективность этого учреждения, по мнению Хрущева, оказывалась недостаточной.

К мысли о необходимости создании специального контрольного учреждения, которое могло бы проверять и партийные, и государственные органы Хрущев пришел в конце 1961 г. , тогда, когда уже ясно наметилась невозможность выполнения недавно принятого на ХХП съезде КПСС плана строительства коммунизма в СССР.

Хрущев, всячески демонстрировавший приверженность к воскрешению ленинских традиций, и здесь попытался дать свою интерпретацию ленинских указаний о контроле. Любопытно, что в процессе подготовки решения Хрущеву были предоставлены подлинные документы 1923-1928 гг. 267 о деятельности комиссии А. Д. Цюрупы, заместителя председателя Совета народных комиссаров, заместителя председателя Совета труда и обороны и одновременно с этим нарком Рабоче-крестьянской инспекции (обратим внимание на это обстоятельство!). В них рассказывалось о деятельности комиссии по вопросу об улучшении работы государственного аппарата и борьбы со злоупотреблении. Комиссия была создана по инициативе Ф. Э. Дзержинского, ей руководил Цюрупа, в ее состав входили наркомы, представители судебных органов.

Реформа контрольного аппарата в СССР в начале 60-х гг. шла непривычно долго (непривычно для хрущевских скоропостижных реформ). Решительными противниками создания Комитета партийно-государственного контроля, судя по воспоминаниям А. Н. Шелепина, были А. Н. Косыгин и А. И. Микоян 268 . 8 января 1962 г. был подготовлен проект постановления Президиума ЦК "Вопросы госконтроля и партконтроля" 269 . Решения по этому проекту принято не было. 19 февраля 1962 г. в Президиум ЦК КПСС была направлена записка Н. С. Хрущева "Об улучшении контроля за выполнением директив партии и правительства", в которой он обосновывал необходимость укрепления партийно-государственного контроля, а по сути - проведения реформы контрольных, партийных и государственных органов страны.

Записка многостраничная, изобилующая цитатами Ленина, совсем не хрущевская по стилю. Как правило, подобные документы редко лично пишутся человеком, который их подписывает. Но идеи, основные положения, содержащиеся в таких бумагах, всегда уточнялись и согласовывались с ним предварительно. В записке Хрущева в Президиум ЦК КПСС сообщалось:" В связи с тем, что ХХП съезд КПСС поручил ЦК разработать меры по улучшению и совершенствованию партийно-государственного и общественного контроля, нам в ЦК необходимо незамедлительно продумать практические вопросы, связанные с выполнением этого поручения. Я хотел бы высказать некоторые соображения о тех мерах, которые следовало бы осуществить в этих целях. . . . В период культа личности Сталина замечательная ленинская система партийного и государственного контроля была фактически опрокинута и заменена по существу бюрократическим контрольным аппаратом, оторванным от масс 270 .

Хрущев информировал членов Президиума, что коррупция в стране затронула высшие звенья государственного управления, что взяточничество проникло в Госплан, другие министерства и ведомства. Факты взяточничества - сообщал Хрущев, - выявлены также в некоторых других областях РСФСР, в Киргизской, Таджикской, Туркменской, Азербайджанской, Грузинской Украинской, Литовской и Казахской республиках.

Особенно подробно в записке Хрущева рассказывалось, что эти явления - взяточничество, коррупция - проникли и в суд, прокуратуру, адвокатуру. "За два последних года привлечены за взятки только в Москве и Московской области ряд прокуроров, следователей и членов московского городского и областного судов, народных судей и адвокатов". Эти примеры должны были доказать необходимость внесудебного преследования, Это внесудебное или досудебное разбирательство и должно было стать предметом деятельности новых контрольных органов.

Каким должен был стать этот контрольный орган? Сначала - партийная риторика. "Главным и решающим условием коренного улучшения контроля должно быть привлечение широких масс трудящихся. . . Поэтому нам необходимо наряду с специальными органами партийного контроля иметь систему общественных инспекций, которые бы работали под руководством контрольных органов партии и охватывали каждое предприятие, стройку. совхоз, колхоз, учреждение. . . . орудием совершенствования государственного аппарата, искоренения бюрократизма, своевременного претворения в жизнь решений партии".

Далее - первый хрущевский план реформы. "Исходя из этого считал бы целесообразным образовать единый контрольный центр - Комитет партийного контроля ЦК КПСС(КПК) соответствующими органами на местах, возложив на него обязанности осуществлять контроль за всеми линиями, Это и будет претворением в жизнь ленинских указаний"271 .

Хрущев определил задачи будущего Комитета партийного контроля: "Следить за строжайшим соблюдением партийной и государственной дисциплины, борьба с любыми проявлениями ведомственных и местнических тенденций, с очковтирательством, приписками, с бесхозяйственностью и расточительством, . . . строжайший режим экономии за правильное и наиболее целесообразное расходование денежных средств и материальных ценностей. Особое внимание КПК и его местных органов должно быть направлено на решительную борьбу с бюрократизмом и волокитой, наносящих величайший вред нашему делу"272 .

"Комитет партийного контроля ЦК КПСС должен быть широко представительным органом - писал Хрущев. - Его можно было бы сформировать в составе 80-100 человек, включив туда представителей ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Центросоюза, печати, рабочих, колхозников, интеллигенции, председателей комитетов партийного контроля союзных республик и наиболее крупных краев и областей. Было бы правильным состав Комитета утверждать на пленуме ЦК сроком на 4 года, а коллегию КПК можно было бы утверждать на президиуме ЦК. . . . Структуру аппарата Комитета надо продумать таким образом, чтобы она строилась по принципу предусматривающем обеспечение действенного контроля как за отраслями народного хозяйства, как и по административно-территориальному признаку. КПК должна иметь внештатных инспекторов, в частности можно было бы привлекать коммунистов и беспартийных, которые ушли на пенсию, но способны выполнять общественные обязанности"273 .

Хрущев предвидел и опасность такого учреждения. "Предусматривая широкие права Комитета партийного контроля, хочу подчеркнуть, что необходимо исключить всякую возможность какого-либо противостояния его ЦК КПСС. В связи с этим надо твердо установить, что вся работа Комитета должна проводиться под руководством ЦК КПСС и его Президиума, Комитет обязан постоянно отчитываться перед Президиумом ЦК КПСС о своей деятельности, представлять на рассмотрение ЦК планы своей работы, все ответственные работники аппарата Комитета должны утверждаться ЦК КПСС"274 .

Отметим, что первоначально Хрущев видел этот контрольный орган как Комитет партийного контроля. Этот Комитет должен был быть подконтрольным ЦК. Численность его, по мнению Хрущева, должна быть невелика.

По записке Хрущева было принято специальное постановление Президиума. В нем сообщалось: "1. Одобрить предложения тов. Хрущева Н. С. , . . . изложенные им в записке от 19 февраля 1962 г. и разослать ее членам ЦК КПСС, кандидатам в члены ЦК КПСС и членам Центральной ревизионной комиссии

2. Поручить секретарям ЦК КПСС подготовить проект постановления ЦК КПСС "Об улучшении контроля за выполнением директив партии и правительства". 275

Однако прошло более половины года до принятия решения о создании Комитета. В Президиум шли одно за другим проекты положений о нем, но они не получали поддержки. Ситуация круто изменилась на ноябрьском (1962 г.) пленуме ЦК КПСС. Причиной затяжки стало, по мнению А. Н. Шелепина, сопротивление, оказанное этой идее со стороны А. Н. Косыгина и А. И. Микояна 276 .

На этом пленуме Хрущев объективно ослаблял партийный аппарат, проведя предложения о его разделе на сельский и партийный, об укрупнении совнархозов. И одновременно с этим принимается постановление "Об образовании Комитета партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР".

Выступая на пленуме, Хрущев предложил назначить председателем нового комитета секретаря ЦК КПСС, руководителя КГБ А. Н. Шелепина. Хрущев внес предложение об утверждении Шелепина дополнительно еще и заместителем председателя Совета Министров СССР. Ему надо будет иметь дело с министрами, с государственными органами, - говорил Хрущев, - и надо, чтобы он имел необходимые полномочия 277 .

Не требуются особые доказательства для утверждения, что проект этого решения Президиума ЦК создавался в окружении А. Н. Шелепина, тогдашнего шефа КГБ, метившего и попавшего на пост руководителя этого контрольного органа. Шелепин в глазах Хрущева полностью соответствовал необходимым требованиям. Он сделал карьеру при Хрущеве и в этом смысле должен был быть ему лично обязан, как председатель КГБ, уже имел немалый опыт контроля над всеми сторонами жизни страны, наконец, за ним стоял опыт работы в партаппарате, он был избран секретарем ЦК КПСС на ХХП съезде,

Создание Комитета партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР должно было компенсировать рост децентрализации, объективно наметившийся в партийно-советских органах. В решении ноябрьского пленума было записано: "Образовать единый орган партийно-государственного контроля, Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР и соответствующие органы на местах. Считать важнейшей задачей органов партийно-государственного контроля оказание помощи партии и государству в выполнении Программы КПСС, в организации систематической проверки выполнения директив партии и правительства, в дальнейшем совершенствовании руководства коммунистическим строительством, соблюдении партийной и государственной дисциплины, социалистической законности" 278 .

Президиум ЦК КПСС тщательно рассматривал Положение нового комитета. Этому было посвящено его заседание 18 декабря 1962 г. В решении Президиума ЦК КПСС было записано: "Поручить комиссии в составе: тт. Козлов (созыв), Брежнева, Микояна, Косыгина, Воронова, Суслова, Шелепина рассмотреть в соответствии с состоявшимся обменом мнениями на заседании Президиума ЦК проекты представленных в ЦК документов о структуре и штатах Комитета партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а также проект Положения о Комитете партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совмина СССР и соответствующих органов на местах и внести свои предложения в ЦК" 279 .

Такое внимание высшего партийного руководства к судьбе нового комитета не случайно. Возникал бюрократический монстр, фактически дублировавший и отраслевые отделы ЦК КПСС, и аппарат Совета Министров СССР, к тому же наделенный большими контрольными полномочиями Сотрудники комитета получили право проводить специальные расследования в контакте с административными органами. 280

В центральном аппарате комитета создана была система отделов и секторов, воспроизводившая структуру народного хозяйства, социальной сферы, административных и военных органов СССР.

Там были, в частности: отделы партийно-государственного контроля: отдел металлургической промышленности и геологии, по тяжелой промышленности, сектор топливной промышленности, сектор общего машиностроения, сектор тяжелого, транспортного отдел партийно-государственного контроля по транспорту и связи, сектор по энергетике и электрификации тяжелой промышленности, сектор общего машиностроения, сектор по строительной индустрии, сектор городского и сельского строительства, архитектуры и проектных организаций, сектор пищевой и рыбной промышленности, и так далее, и тому подобное. . .

Под стать этому была и штатная численность. Вместо хрущевских 80-100 человек, которые, как он предполагал, будут работать в новом контрольном органе, уже к моменту своего возникновения комитет имел с своем штате 383 "ответственных сотрудника" и 90 технических работников. И это только центральный аппарат и только в первые дни!

Создание комитета стало существенной составной частью всей реформы партийно-советских органов. На заседании Президиума ЦК КПСС 20 декабря 1962 г. рассматривался вопрос о "О реорганизации руководящих партийных органов в областях, краях, автономных и союзных республиках". В решении по этому вопросу было записано: "В соответствии с постановлением ноябрьского (1962 г.) Пленума ЦК КПСС О построении партийных организаций снизу до верху по производственному принципу ЦК КПСС постановляет: . . . во вновь образуемых промышленных и сельских крайкомах обкомах и партии должно быть, как правило, четыре секретаря крайкома-обкома, один из которых является заведующим идеологическим отделом, а другой - председателем партийно-государственного контроля, а также соответствующего отдела.

Эта же система дублировалась и на уровне местных Советов - председатель областного комитета партийно-государственного контроля являлся и одним из заместителей председателя облисполкома.

Складывалась поистине уникальная ситуация! Комитет партийно-государственного контроля на всех его уровнях - от центрального до районного фактически дублировал и партийную, и советскую систему, располагая, к тому же, правом производить расследования, налагать на виновных взыскания и штрафы, передавать дела в прокуратуру и суд. В марте-апреле 1963 г. Комитет партийно-государственного контроля СССР получил право контролировать вооруженные силы, Комитет государственной безопасности и Министерство охраны общественного порядка 281 .

Власть потихоньку перетекала от Никиты Сергеевича Хрущева его ставленнику - Александру Николаевичу Шелепину.

К апрелю 1963 г. в стране было создано 3270 комитетов партийно-государственного контроля, в том числе 15 республиканских, 216 краевых и областных, 1057 городских и районных в городах, 348 - по зонам, предприятиям и стройкам, колхозам и совхозам, 170 тысяч групп и 270 тысяч постов народного контроля, куда было избрано более 2 миллионов 400 тысяч человек.

При всем при этом громадная машина крутилась без особого результата. Ожидаемого хозяйственного эффекта от деятельности армии контролеров не было. Выявленные КПК недостатки в производстве шин на Ярославском заводе, приписки на Минском радиозаводе, факты местничества со стороны работников СНХ РСФСР, злоупотребления при продаже легковых автомобилей в Москве - все это явно не соответствовало объемам и полномочиям КПК.

Дело, как нам представляется было в другом. Хрущева обыграли. Он хотел усилить контроль, но оказался сам блокированным той системой, которую он же и предлагал. КПК идеально соответствовало созданию предпосылок к организационному устранению Хрущева. Власть Шелепина оказывалась реальнее, лучше организованной, а поэтому более опасной для любого чиновника, чем власть самого первого секретаря и председателя Совета Министров СССР Хрущева.

Отметим и другой парадокс: сама по себе система КПК становилась дополнительным раздражающим фактором ПРОТИВ Хрущева. Не случайно поэтому Брежнев вскоре после снятия Хрущева постарался избавиться от КПК.

Примечание

267. АП РФ, ф. 3, оп. 55, д. 26
268. Хрущевские времена. Публ. Н. А. Барсукова // Неизвестная Россия. Вып. 1, М. , 1992, с. 286
269. АП РФ, ф. 3, оп. 55, д. 23, л. 1
270. АП РФ, ф. 3, оп. 55, д. 23, л. 3-5
271. Там же, л. 10-13
272. Там же, л. 14
273. Там же, л. 16
274. Там же, л. 17
275. Там же, л. 2
276. Хрущевские времена. Запись Н. А. Барсукова. // Неизвестная Россия. Вып. 1, М. , 1992, с. 286
277. АП РФ, ф, 3, оп. 55, д. 24, л. 1
278. Там же, л. 48
279. Там же, л. 50
280. АП РФ, ф. 3, оп. 55, л. 106
281. Там же, лл. 151-160, 191-192

Комитет партийного контроля при ЦК КПСС (КПК), создан согласно Уставу, принятому 19-м съездом КПСС в 1952, взамен Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б). Организуется ЦК партии. КПК «а) проверят соблюдение членами и кандидатами в члены КПСС партийной дисциплины, привлекает к ответственности коммунистов, виновных в нарушении Программы и Устава партии, партийной и государственной дисциплины, а также нарушителей партийной морали (обман партии, нечестность и неискренность перед партией, клевета, бюрократизм, бытовая распущенность и т.п.); б) рассматривает апелляции на решения ЦК компартий союзных республик, краевых и областных комитетов партии об исключении из партии и партийных взысканиях» (Устав КПСС, 1972, п. 34).

Ноябрьский пленум ЦК КПСС (1962) реорганизовал всю систему контроля в СССР. Был создан Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР и Партийная комиссия при ЦК КПСС. Декабрьский пленум ЦК КПСС (1965) преобразовал органы партийно-государственного контроля в органы народного контроля, КПК был восстановлен.

КПК, неукоснительно следуя заветам В. И. Ленина о чистоте партийных рядов, анализирует вопросы, связанные с укреплением партийной дисциплины, с повышением ответственности коммунистов за претворение в жизнь политики партии. В своей работе КПК соблюдает высший принцип партийного руководства - коллективность, что создает надежные гарантии принятия правильных, всесторонне рассмотренных, обоснованных решений. Важнейшие постановления КПК о привлечении к ответственности коммунистов, виновных в нарушении Программы и Устава КПСС, партийной и государственной дисциплины, публикуются в центральных органах партийной печати. КПК возглавляет председатель; в состав комитета входят заместители председателя и члены КПК. С апреля 1966 председателем КПК является член Политбюро ЦК КПСС А. Я. Пельше.

Л. К. Виноградов.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

«ЕВРЕЙСКИЙ АНТИФАШИСТСКИЙ КОМИТЕТ»

В мае- июле 1952 г. Военной Коллегией Верховного суда СССР было рассмотрено дело группы лиц, связанных с работой Еврейского антифашистского комитета. По данному делу было привлечено 15 человек:

1. Лозовский Соломон Абрамович, 1878 г. рождения, член КПСС с 1901 г., ранее работавший заместителем начальника и начальником Совинформбюро, перед арестом - заведующий кафедрой международных отношений Высшей партийной школы при ЦК ВКП(б);

2. Фефер Исаак Соломонович, 1900 г. рождения, член КПСС с 1919 г., поэт, секретарь Еврейского антифашистского комитета;

3. Юзефович Иосиф Сигизмундович, 1890 г. рождения, член КПСС с 1917 г., младший научный сотрудник Института истории Академии наук СССР;

4. Шимелиович Борис Абрамович, 1892 г. рождения, член КПСС с 1920 г., главный врач Центральной клинической больницы им. Боткина;

5. Квитко Лейба Моисеевич, 1890 г. рождения, член КПСС с 1941 г., поэт;

6. Маркиш Перец Давидович, 1895 г. рождения, член КПСС с 1942 г., поэт, секретарь ревизионной комиссии Союза писателей СССР;

7. Бергельсон Давид Рафаилович, 1884 г. рождения, поэт;

8. Гофштейн Давид Наумович, 1889 г. рождения, член КПСС с 1940 г., поэт;

9. Зускин Вениамин Львович, 1889 г. рождения, художественный руководитель Московского государственного еврейского театра;

10.Тальми Леон Яковлевич, 1893 г. рождения, журналист-переводчик Совинформбюро;

11.Ватенберг Илья Семенович, 1887 г. рождения, старший контрольный редактор Государственного издательства художественной литературы на иностранных языках;

12.Теумин Эмилия Исааковна, 1905 г. рождения, член КПСС с 1927 i., редактор международного отдела Совинформбюро;

13.Ватенберг-Островская Чайка Семеновна, 1901 г. рождения, переводчик Еврейского антифашистского комитета;

14.Штерн Лина Соломоновна, 1878 г. рождения, член КПСС с 1938 г., академик АН СССР и АМН СССР, директор Института

физиологии Академии медицинских наук СССР и заведующая кафедрой физиологии 2-го Московского медицинского института;

15.Брегман Соломон Леонтьевич, 1895 г. рождения, член КПСС с 1912 г., заместитель министра Госконтроля РСФСР.

Еврейский антифашистский комитет был создан в годы Великой Отечественной войны в целях мобилизации советского и мирового общественного мнения против злодеяний фашизма. Начало деятельности ЕАК относится к февралю- апрелю 1942 г.

Председателем ЕАК был народный артист СССР С. М. Михоэлс, ответственным секретарем - Ш. Эпштейн, а затем И. С. Фефер. Комитет имел свой печатный орган - газету «Эйникайт», которая распространялась как в СССР, так и за рубежом.

12 октября 1946 г. Министерство госбезопасности СССР направило в ЦК ВКП(б) и Совет Министров СССР записку «О националистических проявлениях некоторых работников Еврейского антифашистского комитета». Отделом внешней политики ЦК ВКП(б) тогда же была организована проверка деятельности ЕАК. В записке об итогах проверки, адресованной в ЦК ВКП(б), говорилось о том, что члены ЕАК, забывая о классовом подходе, осуществляют международные контакты с буржуазными деятелями и организациями на националистической основе, а рассказывая в буржуазных изданиях о жизни советских евреев, преувеличивают их вклад в достижения СССР, что следует расценить как проявление национализма. Подчеркивалось, что комитет явочным порядком развертывает свою деятельность внутри страны, присваивает себе функции главного уполномоченного по делам еврейского населения и посредника между этим населением и партийно-советскими органами. В результате делался вывод о том, что деятельность комитета вышла за пределы его компетенции, приобрела несвойственные ему функции и поэтому является политически вредной и нетерпимой. В связи с этим было внесено предложение о ликвидации ЕАК. Записка аналогичного содержания была направлена М. А. Сусловым 26 ноября 1946 г. И. В. Сталину.


Непосредственным предлогом к возбуждению уголовного дела на руководителей ЕАК послужили, как это установлено впоследствии, сфальсифицированные и полученные в результате незаконных методов следствия показания старшего научного сотрудника Института экономики АН СССР И. И. Гольдштейна, арестованного 19 декабря 1947 г., и старшего научного сотрудника Института мировой литературы АН СССР 3. Г. Гринберга, арестованного 28 декабря 1947 г. В своих показаниях они утверждали о якобы проводимой С. А. Лозовским, И. С. Фефером и другими членами ЕАК антисоветской националистической деятельности. Протоколы допросов И. И. Гольдштейна и 3. Г. Гринберга, изобличающие указанных лиц, 10 января и 1 марта 1948 г. были направлены министром госбезопасности В. С. Абакумовым в ЦК ВКП(б).

26 марта 1948 г. МГБ СССР направило в ЦК ВКП(б) и Совет Министров СССР еще одну записку «О Еврейском антифашистском комитете», в которой указывалось, что руководители ЕАК

являются активными националистами и проводят антисоветскую националистическую работу, особенно проявившуюся после поездки С. М. Михоэлса и И. С. Фефера в 1943 г. в США, где они вошли в контакт с лицами, якобы связанными с американской разведкой.

«Утвердить следующее решение Бюро Совета Министров СССР:

Бюро Совета Министров СССР поручает Министерству государственной безопасности СССР немедля распустить «Еврейский антифашистский комитет», так как, как показывают факты, этот комитет является центром антисоветской пропаганды и регулярно поставляет антисоветскую информацию органам иностранной разведки.

В соответствии с этим органы печати этого комитета закрыть, дела комитета забрать. Пока никого не арестовывать».

Установлено, что прямую ответственность за незаконные репрессии лиц, привлеченных по «делу Еврейского антифашистского комитета», несет Г. М. Маленков, который имел непосредственное отношение к следствию и судебному разбирательству. 13 января 1949 г. он вызвал к себе С. А. Лозовского и в процессе длительной беседы, на которой присутствовал председатель КПК при ЦК ВКП(б) М. Ф. Шкирятов, домогался от С. А. Лозовского признания в проведении им преступной деятельности. В этих целях Г. М. Маленковым было использовано направленное И. В. Сталину 5 лет назад- 15 февраля 1944 г.- за подписью С. М. Михоэлса, Ш. Эпштейна, И. С. Фефера (членов ЕАК) и отредактированное С. А. Лозовским письмо с предложением о создании на территории Крыма Еврейской социалистической республики.

После беседы Г. М. Маленков и М. Ф. Шкирятов составили на имя И. В. Сталина записку с предложением вывести С. А. Лозовского из членов ЦК ВКП(б) со следующей формулировкой: «за политически неблагонадежные связи и недостойное члена ЦК поведение».

Решением ЦК ВКП(б) от 18 января 1949 г. (опросом) С. А. Лозовский был выведен из состава ЦК ВКП(б) и исключен из партии, а 26 января 1949 г. арестован. В январе были арестованы также члены ЕАК Б. А. Шимелиович, И. С. Юзефович, Л. М. Квитко, П. Д. Маркиш, Д. Р. Бергельсон, И. С. Ватенберг, Ч. С. Ватенберг-Островская, Э. И. Теумин. Ранее, в 1948 г., уже были арестованы привлеченные по этому делу И. С. Фефер, В. Л. Зускин и Д. Н. Гофштейн.

Используя факт роспуска ЕАК, а также содержащиеся в указанных выше записках политические обвинения и фальсифицированные материалы допросов, В. С. Абакумов и его окружение обвинили членов комитета в государственных, контрреволюционных преступлениях.

Установлено, что следствие велось с грубыми нарушениями закона и применением недозволенных методов для получения «при-

знательных показаний». Несмотря на это, на первых допросах С. А. Лозовский, И. С. Фефер и другие отрицали свою враждебную деятельность. Затем всех, кроме Б. А. Шимелиовича, вынудили «признать» себя виновными и дать показания о проводимой членами ЕАК шпионской и антисоветской деятельности.

Назначенный министром госбезопасности СССР С. Д. Игнатьев после ознакомления с материалами следствия в письме от 24 августа 1951 г. на имя Г. М. Маленкова и Л. П. Берия сообщал, что «почти совершенно отсутствуют документы, подтверждающие показания арестованных о проводившейся ими шпионской и националистической деятельности под прикрытием ЕАК», а также информировал о намечающемся расширении мероприятий по делу.

3 апреля 1952 г. С. Д. Игнатьев направил И. В. Сталину обвинительное заключение, копии которого были посланы Г. М. Маленкову и Л. П. Берия. В сопроводительном письме высказывалось предложение о мере наказания - расстрел для всех обвиняемых, за исключением Л. С. Штерн.

Дело было направлено 7 апреля 1952 г. в Военную Коллегию Верховного суда СССР, где рассматривалось с 8 мая по 18 июля 1952 г. под председательством председателя Военной Коллегии А. А. Чепцова, без участия представителей государственного обвинения и защиты. Военная Коллегия приговорила С. А. Лозовского, И. С. Фефера и других-всего 13 человек-к расстрелу, а Л. С. Штерн - к лишению свободы на 3 с половиной года и к последующей ссылке на 5 лет.

Имеются объяснения А. А. Чепцова об обстоятельствах, сопутствовавших вынесению этого приговора. Суть их сводится к тому, что обвинение невиновных людей и подписание им несправедливого приговора было предопределено заранее вышестоящим руководством.

Как утверждает А. А. Чепцов в объяснении, направленном 15 августа 1957 г. члену Президиума ЦК КПСС Г. К. Жукову и - в копии - другим членам Президиума ЦК: Н. С. Хрущеву, Н. А. Булганину, М. А. Суслову, Л. И. Брежневу, К. Е. Ворошилову, Н. М. Швернику и А. И. Микояну,- еще до начала процесса С. Д. Игнатьев и его заместитель М. Д. Рюмин сообщили ему, что по их докладу на Политбюро ЦК ВКП(б) было принято решение о расстреле всех обвиняемых, кроме Л. С. Штерн.

В этом и последующих объяснениях в КПК при ЦК КПСС А. А. Чепцов указывает, что у состава суда возникли сомнения в полноте и объективности расследования дела, в связи с чем оно подлежало направлению на доследование, но сделано этого не было.

Согласно объяснениям А. А. Чепцова, о необходимости проведения дополнительного расследования он докладывал Генеральному прокурору СССР Г. Н. Сафонову, председателю Верховного суда СССР А. А. Волину, Председателю Президиума Верховного Совета СССР Н. М. Швернику, секретарю ЦК ВКП(б) П. К. Пономаренко, председателю КПК при ЦК ВКП(б) М. Ф. Шкирятову,

однако поддержки у них не получил. Все они рекомендовали ему обратиться по этому вопросу к Г. М. Маленкову.

Как указывает далее А. А. Чепцов, он в присутствии С. Д. Игнатьева и М. Д. Рюмина был принят Г. М. Маленковым и высказал соображения о необходимости направления дела на дополнительное расследование. Однако Г. М. Маленков ответил: «Этим делом Политбюро ЦК занималось 3 раза, выполняйте решение ПБ».

Объяснения А. А. Чепцова находят свое подтверждение. Так, 24 июля 1953 г. М. Д. Рюмин, принимавший участие в расследовании дела С. А. Лозовского и других, будучи допрошен в качестве обвиняемого, признал: «Когда суд пытался возвратить это дело на доследование, я настаивал на том, чтобы был вынесен приговор по имеющимся в деле материалам».

Бывший помощник М. Д. Рюмина - И. И. Гришаев на допросе по делу М. Д. Рюмина показал: «Со слов Рюмина мне известно, что во время разбирательства дела ЕАК т. Чепцов обращался в инстанцию, где говорил о недостатках и нарушениях, допущенных по делу, однако, как мне говорил Рюмин, т. Чепцов критиковал это дело не за то, что оно вообще сомнительно, а за то, что арестованные не разоблачены и корни преступлений не вскрыты».

В 1948-1952 гг., в связи с так называемым «делом Еврейского антифашистского комитета», были арестованы и привлечены к уголовной ответственности по обвинению в шпионаже и антисоветской националистической деятельности многие другие лица еврейской национальности, в том числе партийные и советские работники, ученые, писатели, поэты, журналисты, артисты, служащие государственных учреждений и промышленных предприятий - всего 110 человек. Из числа репрессированных было приговорено к высшей мере наказания-10 человек, к 25 годам исправительно-трудовых лагерей-20, к 20 годам-3, к 15 годам- 11, к 10 годам-50, к 8 годам-2, к 7 годам-1, к 5 годам-2, к 10 годам ссылки - 1, умерло в ходе следствия - 5, прекращены дела после ареста в отношении 5 человек. Все они сейчас реабилитированы.

В 1955 г. была организована дополнительная проверка уголовного дела С. А. Лозовского, И. С. Фефера и других. В ходе ее изучались документальные материалы, хранящиеся в партийных и государственных архивах, были опрошены многие лица, причастные к событиям тех лет, изучены уголовные дела на бывших следственных работников, производивших расследование данного уголовного дела и осужденных в 1952-1954 гг. за фальсификацию следственных материалов.

В результате дополнительной проверки установлено, что дело по обвинению С. А. Лозовского, И. С. Фефера и других является сфабрикованным, а признания обвиняемых на следствии получены незаконным путем.

Определением Военной Коллегии Верховного суда СССР 22 ноября 1955 г. приговор в отношении С. А. Лозовского, И. С. Фефера и других, осужденных 18 июля 1952 г. по так называемому «делу

Еврейского антифашистского комитета», по вновь открывшимся обстоятельствам был отменен и дело в уголовном порядке прекращено за отсутствием состава преступления.

Решениями КПК при ЦК КПСС в 1955 г. были восстановлены в партии С. А. Лозовский, И. С. Фефер, И. С. Юзефович, Л. М. Квитко, П. Д. Маркиш, Э. И. Теумин, С. Л. Брегман, Л. С. Штерн, а в 1988 г.- Б. А. Шимелиович и Д. Н. Гофштейн.

Центра́льная контро́льная коми́ссия РКП(б), ВКП(б), КПСС (сокращённо ЦКК ) - высший контрольный орган Коммунистической партии Советского Союза в 1920-1934 гг. и в 1990-1991 гг.

История

В 1920-1921 гг. существовала единая Контрольная комиссия, которая в 1921 г. была разделена на ЦРК (ответственную за финансовый контроль) и ЦКК (ответственную за контроль партийной дисциплины). Центральная Контрольная комиссия (ЦКК) была сформирована по инициативе В. И. Ленина для борьбы с нарушениями дисциплины, партийной этики, с «моральным разложением» коммунистов. В это же время был создан Народный Комиссариат Рабоче-Крестьянской инспекции (РКИ) для осуществления контрольных функций над аппаратом государственного управления. Формирование органов партийного контроля было логичным завершением процесса утверждения в стране однопартийной диктатуры коммунистической партии. Институт партийного контроля являлся неотъемлемой частью организационной структуры партии. Создание органов партийного контроля обуславливалось рядом обстоятельств: отсутствием эффективной связи между центральными и региональными партийными организациями, необходимостью контроля исполнения директив ЦК и Политбюро ЦК РКП (б), моральной деградацией членов низовых партийных организаций, коррупцией, пьянством, шкурничеством, злоупотреблением властью .

Согласно Уставу, состав ЦКК избирался Съездом партии, члены ЦКК не могли быть одновременно и членами ЦК. Местными контрольными органами РКП(б) (с 1925 - ВКП(б)) были областные контрольные комиссии, окружные контрольные комиссии, районные контрольные комиссии, городские контрольные комиссии и т. д. Рекордно большой состав ЦКК - около 120 членов - был избран на XV съезде ВКП(б) в 1927 году.

Формально контрольные комиссии обладали автономией, но, ввиду согласования их деятельности с президиумами партийных комитетов, члены органов партийного контроля стали превращаться в штатных сотрудников партийных аппаратов. В аппаратной иерархии РКП(б) члены ЦКК были поставлены на верхнюю ступень, их статус приравнивался к статусу членов ЦК. Таким образом, работники органов партийного контроля превращались в привилегированную прослойку социальной структуры советского государства .

В 1934-1952 гг. вместо ЦКК существовала Комиссия партийного контроля при ЦК ВКП(б) , в 1952-1990 гг. - Комитет партийного контроля при ЦК КПСС . В 1962-1965 гг. произошло объединение КПК при ЦК КПСС и Комитета государственного контроля Совета министров СССР в Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета министров СССР. Непосредственно делами КПСС в этот период занималась Партийная комиссия при ЦК КПСС . В отличие от прежней ЦКК, состав КПК не избирался на съезде, а утверждался ЦК КПСС (фактически - Секретариатом ЦК КПСС).

КПК при ЦК КПСС являлся центральным контрольным органом партии. По Уставу КПСС этот орган проверял соблюдение членами и кандидатами в члены КПСС партийной дисциплины, привлекал к ответственности коммунистов, виновных в нарушении Программы и Устава партии, партийной и государственной дисциплины, рассматривал апелляции на решения об исключении из КПСС и партийных взысканиях. Одной из форм деятельности КПК при ЦК КПСС было рассмотрение на заседаниях персональных дел коммунистов .

До 1934 г. на должность Председателя ЦКК назначался кто-либо из авторитетных членов Политбюро сроком на 2-3 года (поскольку членство в ЦКК нельзя было совмещать с членством в ЦК). В 1934-1946 гг. Председатель КПК был по совместительству секретарём ЦК ВКП(б) и членом Оргбюро ЦК ВКП(б) .

Деятельность органов партийного контроля во многом помогла не только уменьшить в партии количество нарушителей партийных и этических норм, но и несколько улучшить низкое качество системы управления. Важным элементом партийного контроля стало отсутствие общественного контроля над советской политической системой снизу. Выборность органов партийного контроля быстро стало формальной процедурой, которая была под контролем местной партконференции, выдвигавшей кандидатов, не имевших фактически политических конкурентов.

В соответствии с резолюцией XIX партийной конференции было предложено, в целях совершенствования контрольно-ревизионной работы в партии, обеспечения надежных гарантий против субъективизма, самоуправства, влияния личных и случайных обстоятельств на партийную политику предлагается создать единый контрольный орган - Центральную контрольную комиссию КПСС, упразднив КПК при ЦК КПСС и Центральную Ревизионную Комиссию КПСС . На XXVIII съезде КПСС в 1990 г. КПК при ЦК КПСС и ЦРК КПСС были объединены в единый орган - ЦКК КПСС.

Центральная Контрольная Комиссия КПСС в своей деятельности руководствовалась Уставом КПСС и положением, утверждаемым съездом партии. На своем Пленуме она избирала Президиум ЦКК КПСС .

Руководители

В 1920-1923 должности руководителя ЦКК не существовало, её деятельность на общероссийском уровне курировал нарком РКИ (И. В. Сталин).

Председатель ЦКК РКП(б) - ВКП(б):

  • Куйбышев, Валериан Владимирович (1923-1926)
  • Орджоникидзе, Григорий Константинович (1926-1930)
  • Андреев, Андрей Андреевич (1930-1931)
  • Рудзутак, Ян Эрнестович (1931-1934)

Председатель Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б):

  • Каганович, Лазарь Моисеевич (1934-1935)
  • Ежов, Николай Иванович (1935-1939) (фактически до 1938)
  • Андреев, Андрей Андреевич (1939-1952)

Председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС:

  • Шкирятов, Матвей Фёдорович (1952-1954)
  • должность вакантна, и. о. - Комаров, Павел Тимофеевич (1954-1956)
  • Шверник, Николай Михайлович (1956-1966)
  • Пельше, Арвид Янович (1966-1983)
  • Соломенцев, Михаил Сергеевич (1983-1988)
  • Пуго, Борис Карлович (1988-1990)

Председатель Центральной контрольной комиссии КПСС:

  • Пуго, Борис Карлович (1990-1991)

Президиум и Бюро Президиума ЦКК КПСС

Пленумы ЦКК избирали Президиум ЦКК. Бюро Президиума ЦКК КПСС было избрано 10 октября 1990 года. В него вошли:

  • Пуго Борис Карлович - председатель ЦКК КПСС
  • Махов Евгений Николаевич - первый заместитель председателя ЦКК КПСС
  • Веселков Геннадий Гаврилович
  • Елисеев Евгений Александрович - заместитель председателя ЦКК КПСС

23 апреля 1991 года Пуго Борис Карлович освобождён от обязанностей председателя ЦКК КПСС в связи с назначением министром внутренних дел СССР. Исполняющим обязанности председателя ЦКК КПСС стал Махов Евгений Николаевич членами Бюро Президиума ЦКК КПСС избраны:

См. также

Примечания

Литература

  • Никанорова Т.Н. . Документы Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) как источник изучения экономической преступности в среде партийной номенклатуры. Москва, дисс, 2018, 224 стр.
  • Восленский М. С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза / Предисл. М. Джиласа . - М. : МП «Октябрь», «Советская Россия », 1991. - 624 с. - ISBN 1870128176 ISBN 5-268-00063-2 .
  • Юдин К. А. Институты Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) и репрессии «первой волны» в Верхневолжском регионе в январе - июле 1937 г. // Наука и школа. - 2012. - № 6. - С. 175-178.