Пакистанские пограничники. Причудливый ритуал на границе индии и пакистана. Мужчины отдельно, женщины отдельно

Пограничный пост Вага (Wagah) на индийско-пакистанской границе - это единственное место, где офицеры армий Индии и Пакистана каждый день вот уже 60 лет под аплодисменты зрителей пожимают друг другу руки.

Пустынное шоссе втыкается в небольшую площадь, прямо за ней - закрытая шлагбаумом дорога, уходящая под арку. Поверх арки - пакистанский флаг и надпись на урду: "Баб-е Азади" - "Врата Свободы". В проеме за воротами видно что-то вроде небольшого стадиона с трибунами и еще одни ворота, только на этих изображен "тиранга" - индийский национальный флаг. Вокруг довольно пустынно.

Пост Вага - один из немногих, через которые можно попасть из Пакистана в Индию. Две огромные страны соединяют всего четыре автобуса и два поезда, да и этого удалось добиться лишь в последние годы: еще совсем недавно разделенный полуостров Индостан связывал лишь один автобус и один поезд, периодически перестававшие ходить во время очередных обострений в регионе.

Вага - самый известный пункт на пакистано-индийской границе, еще бы, через этот городок в Индию проходят два автобусных маршрута и один железнодорожный. А главное, это единственное место, где гражданин одной страны может просто перейти пешком в другую - если, конечно, у него есть виза, получить которую непросто.

"Почему-то автобусы и поезда, которые здесь проходят, принято называть символами развивающейся дружбы между нашими странами, - говорит пакистанский журналист Афшак. - Но для меня это символ трагедии и раздела. Судите сами: автобусы даже не имеют права пересекать границу!"

Действительно, тем временем к воротам подошел автобус, небольшая группа пассажиров, всего человек 15, вышли с вещами и пешком направились к стоящему поодаль зданию таможни.

"После всех паспортных процедур и таможенного контроля на той стороне их будет ждать уже другой автобус. Разве это можно назвать полноценным автобусным сообщением?", - спрашивает Афшак.

Около часа уйдет у пассажиров на то, чтобы перейти 300 метров из пакистанской провинции Пенджаб в индийский штат с таким же названием.

Городок Вага видел и тысячные толпы, бегущие здесь по построенному британцами шоссе. Ровно 60 лет назад, в августе 1947 года, Британская Индия, получив независимость, распалась надвое: последний вице-король Индии лорд Маунтбеттен согласился разделить государство на независимые доминионы: Индию, где большинство составляли бы индусы, и Пакистан - с мусульманским большинством.

Новость, что государство вот-вот развалится, вызвала настоящую панику: миллионы людей бросились в разные стороны полуострова, опасаясь оказаться "не в той" стране. Дороги были запружены повозками с беженцами, последние уходящие поезда брали штурмом.

Распадающуюся Британскую Индию охватила волна чудовищных религиозных погромов: в индусских районах убивали мусульман, в мусульманских - индусов. Дали себя знать страх и ненависть, застарелые комплексы, активизировались националистические группировки всех мастей, просто бандиты.

По разным оценкам погибло от полумиллиона до двух миллионов человек, а пострадало - до 14 миллионов. Подобного кровавого распада не знало, пожалуй, ни одно государство в истории.

Трагические обстоятельства появления двух молодых стран оказали сильнейшее влияние на их взаимоотношения, к этому добавились территориальные споры и проблемы.

За шесть десятков лет Индия и Пакистан трижды воевали друг с другом - первая война началась всего через несколько недель после получения независимости. И сегодня две части когда-то одного государства видят друг в друге соперников.

После распада местечко Вага близ города Лахора, столицы древнего княжества Пенджаб, стало пограничным постом, а сам Пенджаб оказался разрублен надвое. Но Вага знаменита еще и тем, что каждый вечер здесь проходит так называемая Церемония спуска флага.

"Это уже тоже часть истории отношений двух стран, но также и популярное развлечение", - говорит Афшак.

Действительно, ближе к вечеру к Ваге потянулись вереницы автомобилей. На трибунах, выстроенных прямо на переходном пункте, стали собираться люди - женщины и мужчины размещаются отдельно. Корреспонденту РИА Новости разрешают сесть на места для почетных гостей - рядом с местом действия.

"Вскоре после распада Британской Индии пограничники двух новых стран начали каждый вечер проводить друг перед другом демонстративную церемонию торжественного спуска флагов. Посмотреть на это сходились люди. Постепенно она стала зрелищем", - объясняет офицер Захир из местного пограничного отряда.

"Подобной церемонии, пожалуй, в мире больше не увидишь", - гордо замечает он.

На индийской территории тоже построены трибуны, зрители с обеих сторон, вытягивая шеи, пытаются рассмотреть друг друга. "Кричать здесь можно только патриотические лозунги - никаких выпадов в сторону противоположной стороны. Мы не допускаем никаких провокаций", - говорит Захир, указывая на автоматчиков, стоящих у трибун.

Пока собираются зрители, звучит музыка: известные патриотические песни. Динамики с обеих сторон пытаются перекричать друг друга. "Это наш Пакистан, наш любимый Пакистан!", - поет мужской голос в левое ухо; "Наша Индия лучше всех других мест!", - несется справа. Все сливается в громкую какофонию.

Тут на дорогу перед воротами выбегает старик в зеленой робе с надписью "Да здравствует Пакистан!" и флагом в руках. "Пакистанский дедушка!", - взрываются трибуны.

Этот старик тоже часть церемонии, никто уже и не помнит, сколько лет он каждый вечер приходит поднимать патриотический дух толпы. В последние годы ему в помощь придан молодой парень - в такой же робе и тоже с флагом.

Вдвоем они размахивают знаменами, призывают толпу на трибунах кричать "Слава Пакистану!". По очереди подбегают к воротам в Индию - показать свой флаг. С индийской стороны также видны бегающие перед зрителями фигуры со знаменами.

Вдруг все стихает, перед воротами появляется караул - огромные, все на подбор, парни-пограничники с пышными усами в черной форме и с парадными султанами на головах. Начальники караулов обращаются друг к другу долгим протяжным криком. И вот ворота открываются - древний Пенджаб вновь на минуты становится единым.

С индийской стороны виден такой же караул: высокие парни, султаны на шапках, только султаны красные, а форма цвета хаки.

Пакистанские и индийские караульные демонстрируют технику строевой подготовки, явно соревнуясь друг с другом, кто выше поднимет ногу. Разводящие с двух сторон торжественным шагом подходят к открытым воротам и обмениваются рукопожатием - трибуны взрываются аплодисментами.

"Раньше с трибун подчас звучали недружелюбные выкрики. Но в последние годы все чаще можно услышать, что люди кричат друг другу "Аман!" (Мир!)", - замечает журналист Афшак.

Тем временем флаговые под звук труб начинают спуск государственных флагов, следя за тем, чтобы оба полотнища съезжали с флагштоков одновременно. Знамена аккуратно складывают, офицеры отдают честь, ворота закрываются.

Зрители начинают расходиться, обмениваясь впечатлениями. Мнения бывают разные. Церемония спуска флага давно стала темой дискуссий, одни полагают, что это демонстрация комплексов и противостояния, другие говорят, что это уже просто красивая традиция.

Как бы то ни было, Вага - это единственное место, где офицеры армий Индии и Пакистана каждый день под аплодисменты зрителей пожимают друг другу руки.

(восточная часть села находится в Индии, западная - в Пакистане).

Вагах

Вагах расположен на старинном великом колёсном пути между городами Амритсар и Лахор . Через Вагах прошла спорная линия Рэдклиффа в 1947 году. Часть индо-пакистанской границы, расположенную в Вагахе, часто называют «Берлинской стеной Азии » . Здесь каждый вечер проходит церемония под названием «спуск флагов» , первая из которых была проведена в 1959 году . За соблюдение порядка на границе отвечают пограничные войска Индии (англ.) русск. и пакистанские рейнджеры (англ.) русск. .

Линия контроля

См. также

Напишите отзыв о статье "Граница Индии и Пакистана"

Примечания

Отрывок, характеризующий Граница Индии и Пакистана

Элен, возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в затруднительном положении.
В Петербурге Элен пользовалась особым покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве. В Вильне же она сблизилась с молодым иностранным принцем. Когда она возвратилась в Петербург, принц и вельможа были оба в Петербурге, оба заявляли свои права, и для Элен представилась новая еще в ее карьере задача: сохранить свою близость отношений с обоими, не оскорбив ни одного.
То, что показалось бы трудным и даже невозможным для другой женщины, ни разу не заставило задуматься графиню Безухову, недаром, видно, пользовавшуюся репутацией умнейшей женщины. Ежели бы она стала скрывать свои поступки, выпутываться хитростью из неловкого положения, она бы этим самым испортила свое дело, сознав себя виноватою; но Элен, напротив, сразу, как истинно великий человек, который может все то, что хочет, поставила себя в положение правоты, в которую она искренно верила, а всех других в положение виноватости.
В первый раз, как молодое иностранное лицо позволило себе делать ей упреки, она, гордо подняв свою красивую голову и вполуоборот повернувшись к нему, твердо сказала:
– Voila l"egoisme et la cruaute des hommes! Je ne m"attendais pas a autre chose. Za femme se sacrifie pour vous, elle souffre, et voila sa recompense. Quel droit avez vous, Monseigneur, de me demander compte de mes amities, de mes affections? C"est un homme qui a ete plus qu"un pere pour moi. [Вот эгоизм и жестокость мужчин! Я ничего лучшего и не ожидала. Женщина приносит себя в жертву вам; она страдает, и вот ей награда. Ваше высочество, какое имеете вы право требовать от меня отчета в моих привязанностях и дружеских чувствах? Это человек, бывший для меня больше чем отцом.]
Лицо хотело что то сказать. Элен перебила его.
– Eh bien, oui, – сказала она, – peut etre qu"il a pour moi d"autres sentiments que ceux d"un pere, mais ce n"est; pas une raison pour que je lui ferme ma porte. Je ne suis pas un homme pour etre ingrate. Sachez, Monseigneur, pour tout ce qui a rapport a mes sentiments intimes, je ne rends compte qu"a Dieu et a ma conscience, [Ну да, может быть, чувства, которые он питает ко мне, не совсем отеческие; но ведь из за этого не следует же мне отказывать ему от моего дома. Я не мужчина, чтобы платить неблагодарностью. Да будет известно вашему высочеству, что в моих задушевных чувствах я отдаю отчет только богу и моей совести.] – кончила она, дотрогиваясь рукой до высоко поднявшейся красивой груди и взглядывая на небо.

Мы обещали подробнее написать про шоу закрытия индо-пакистанской границы: что из себя представляет шоу закрытия индо-пакистанской границы и откуда у него ноги растут. Обещали – рассказываем.

Для начала немного истории

Я не буду подробно расписывать историю индо-пакистанских конфликтов, так как я не историк и не политолог, на эту тему полно книг и статей. Но тем не менее краткую историческую справку дать надо, чтобы было понятнее откуда взялось шоу закрытия индо-пакистанской границы, почему оно так важно и какую роль играет для простых смертных индусов и пакистанцев.

Итак, в 1947 году произошёл раздел Британской Индии, в результате которого появились два «независимых» государства: Индия и Пакистан. Разделение это прошло фактически по религиозному признаку: мусульманские территории отошли Пакистану, а индуистские и другие – Индии. Все бы ничего, если бы не Кашмир, это традиционно мусульманское поселение по «неведомой» причине досталось Индии, а не Пакистану. И вот на протяжении уже более 70-и лет Кашмир является камнем преткновения и основной причиной раздора между двумя соседними государствами.

На сегодняшний день проблема уже не только и не столько в том, что политические лидеры не могут между собой договориться, а в том, что люди настолько «накручены», что это легко может вылиться в открытый конфликт. Во многом для того чтобы не допустить столкновений между индийцами и пакистанцами и при этом как-то дать выход накопленной агрессии и проводится это ежедневное шоу закрытия индо-пакистанской границы.

Как проходит шоу закрытия индо-пакистанской границы

Шоу должно начинаться в 17:00 (подробно о том где проходит шоу закрытия индо-пакистанской границы, как попасть на шоу и сколько это стоит рассказано в ).

Приезжать на шоу закрытия индо-пакистанской границы следует сильно заранее, так как только в очереди на досмотр придётся простоять минимум час.

После того как все формальности с досмотром пройдены вы попадаете в «Колизей», где вас фактически сегрегируют по расовому признаку: белым достаются условно более безопасные места, но обзор оттуда намного хуже (мешают колонны), чем с индийских мест.

Итак, все расселись и с двух сторон (с индийской и пакистанской) на полную мощь врубается национальная музыка. Наибольшее «удовольствие» она доставляет как раз иностранцам, так как они находятся в эпицентре этой звуковой атаки.

Через непродолжительное время «на сцену выходят» флаги. За право побежать с флагом любимой страны к границе соседнего государства выстраивается очередь желающих.

Беснующейся толпе не страшен проливной дождь, град и прочие препоны стихии, Show Must Go On при любых обстоятельствах.

Так как флагов мало и на всех желающих не хватает, все действо постепенно переходит во вторую фазу, под кодовым названием «стихийные танцы».

Каждая сторона стремиться продемонстрировать лучшее из того что она умеет. Вход идут и традиционные танцы, и бальные, и бреакданс. Каждый танцует во что горазд. Причём с таким вдохновением и самоотдачей, ведь он, фактически, отстаивает честь своей страны. После того как энергия толпы иссекает на плац выходят военные.

Сначала они демонстрируют мастерство своей антитеррористической собаки ☺.

Потом мастерство чеканки шага и прочих премудростей военного марша. Смотрится это весьма комично, особенно по сравнению с шоу разведения почетного караула в Москве. Но сравнивать здесь, наверно, не совсем уместно.

После того как все военные продемонстрировали своё мастерство и по средствам мимики, жестов и артикуляции показали противнику, что они о нем думают, и что с ним сделают в случае если супостат сунется на вверенный им объект, флаги над границей опускают и граница считается официально закрытой до следующего дня.

Вот такое незамысловатое мероприятие под названием «Шоу закрытия индо-пакистанской границы». Понравилось ли нам? Скажем так, это было весьма забавно и небезынтересно. Один раз шоу закрытия индо-пакистанской границы можно и даже нужно посмотреть, но второй раз я бы не поехала.

Читайте также:


Праздник Онам – самый важный праздник в Керале
Индийская панацея – варенье Чаванпраш
Блеск и нищета Пананджи

Обнаружилось, что в 30 км. от Амритсара, что в индийском штате Пенджаб, есть своеобразный аттракцион. Рядом с деревней Аттари проходит граница Индии и Пакистана. Каждый вечер, перед заходом солнца, индийские и пакистанские пограничники устраивают здесь чисто театральную церемонию закрытия границы. Такого я уж точно нигде никогда не видела, поэтому поехала посмотреть.

С двух сторон от границы, которая обозначена воротами, устроены трибуны для зрителей. Народу очень много, местные приезжают сюда с детьми, подвозят школьников на автобусах. Мне показалось, что на индийской стороне было гораздо больше 500 зрителей, да и пакистанские трибуны были забиты. Для иностранцев выделены даже VIP-места. Строятся новые трибуны, пока идёт церемония!)))

Пока собираются зрители, включается танцевальная музыка и индусы кружатся в танцах, обычные люди (сегодня это были девушки, похоже старшеклассницы), пробегают между трибунами с флагами государства, в нашем случае – Индии. Церемония представляет собой этакую демонстрацию мужества в сочетании с позерством, которое показывают бравые молодцы-пограничники обеих государств. Несмотря на непростые отношения между Пакистаном и Индией, выступление военных выглядит очень гармоничным. Основное действо происходит около государственных ворот, сначала закрытых. Пограничники в быстром темпе строевым шагом идут к воротам, и там, забрасывают свою ногу вверх и вперед так, что касаются своей головы, на которой надета невообразимая шапка, похожая на ярко окрашенный хвост самца какой-нибудь птицы, пытающегося охмурить самку.

Все это сопровождается барабанной музыкой. Конферансье подогревает патриотический пыл толпы, они начинают выкрикивать «Hindustan Zindabad» (Да здравствует Индостан!) Возле меня были особенно активные молодые люди, в какой-то момент я готова была их принять за «радикально настроенных»))).

На Пакистанской стороне происходит то же самое, за исключением того, что мужчины и женщины сидят на разных трибунах, а во время Рамадана трибуны пустеют. Пакистанцы – мусульмане, именно по религиозному принципу эта часть Индии была выделена в самостоятельное государство в 1947 году.

Затем ворота границы открываются, командиры маршируют навстречу друг другу, пожимают руки и приветствуют друг друга.

После этого начинается синхронный спуск государственных флагов; индийские и пакистанские солдаты стоят плечом к плечу, различаются они только цветом формы. У индусов она песочного цвета, на голове — красная шапка, а у пакистанцев, насколько я смогла увидеть, все было в черных тонах. Флаги относятся в караульни, а граница на ночь закрывается.


May 12th, 2016 , 04:02 am

Один из городов, куда я попал в Индии, Амритсар, расположен около границы с Пакистаном. Как известно, в конце 1940х, когда англичане покинули эти места, два молодых государства развязали войну (частично из за разногласий насчёт коров!) С тех пор отношения между ними довольно натянутые, и существует лишь одно место, где можно пересечь границу между соседями. Так вышло, что это местечко, Вагах находится в 30км от Амритсара.

Каждый день здесь устраивают сложную церемонию закрытия границы, в которой отборные пограничники обеих сторон синхронно исполняют нелепые движения.

Вагах - одна из немногих точек соприкосновения Индии и Пакистана. Каждый день через местечко по дороге проезжают сотни грузовиков. Но каждый день, в два часа, границу закрывают, чтоб к четырём провести церемонию закрытия. Да да, они сначала закрывают границу, а уже потом проводят церемонию закрытия! (Правда в процессе этой церемонии, границу временно снова отркывают.)

В Амритсаре всего две главных достопримечательности. Одна из них - Золотой Храм сикхов (о нём и его кроваой истории отдельный рассказ.) А вторая - церемония закрытия границы Вагах. Я это к чему говорю? К тому что стоит вам выйти в центре города на улицу, как к вам тут же начнут приставать таксисты и водители тук-туков с предложением свозить вас посмотреть на эту церемонию.

Поехать стоит, зрелище уникальное. А зачем вы иначе в Амритсар припёрлись? Главное не переплачивать за машину или тук-тук. Нам удалось на четверых взять просторный минивэн за 1,200 рупий (это где-то $17.50). Ехать от центра около часа по шикарным индийским дорогам. Все машины высаживают пассажиров около первого пропускного пункта с добрым указателем на границу.

Здесь стоит оставить всё кроме мобильника, паспорта и фотоаппарата. Не повторяйте мою ошибку, думая, что внешний аккумулятор тоже пропустят. Найдут во время досмотра, и заставят нести назад. Проверено.

Военное присутствие здесь очень навязчивое. В 2014 году тут был теракт, поэтому все начеку.

Желающих посмотреть на церемонию много, в основном это внутренние туристы, приехавшие в Амритсар. Индийцы идут на зрелище как на праздник. Перед входом стоят чуваки, готовые за копейки нарисовать индийский флаг на лице туристов, для усугубления патриотического запала.

Ближе к КПП люди выстраиваются в очередь. Это одна из немногих очередей в Индии, где вас не пропустят вперёт всего лишь за то, что вы иностранец.

Все посетители проходят два - три тщательных досмотра. Пограничники шарят руками туда-обратно, в поисках оружия и аккумуляторов USB. Даже сигареты нельзя с собой брать.

Для девушек отдельная очередь, их проверяют внутри будки, чтоб никто не смотрел как тёти пограничнихи их лапают.

Вообще солдат по всюду очень много, правда не совсем понятно какую роль они тут играют в таком количестве. Многие просто стоят на месте и ничего не делают. Лишь иногда говорят туристам не задерживаться на месте.

Пограничный самопиар: "Мы лучше всех!" Силуэты действительно впечатляют.

Вот подходим непосредственно к границе. Сюда лучше всего добраться около 3:30, чтоб успеть занять неплохие места, с которых хоть что-то будет видно. Тут начинается знаменитый индийский расизм против своих. Всех местных жителей, и даже тех кто хоть как-то на них похож, сворачивают на общие трибуны. Они дальше всего от границы, и люди набиваются тут битком задолго до начала церемонии.

Выглядит это вот так.

Чуть поближе к пограничным воротам одна секция этих трибун выделена под так называемую VIP-галлерею. Она ничем не отличается от остальных трибун, просто не так далеко. Но очевидно пускают туда не всех, так что сидится здесь народу как-то попросторнее.

Ещё ближе к воротам есть секция для иностранцев. Нас направили сюда. Кстати смотреть эту церемонию - дело бесплатное, значит индийцы даже не могут доплатить, чтоб попасть в эту козырную часть. Чистый апартеид!

Прямо перед воротами есть отдельная VIP-зона (не путать с VIP-галереей, которая намного дальше). Тут стоят стульчики, а имена посетителей сверяют со списком. Даже не знаю, что надо сделать, чтоб туда попасть. Но там было примерно 50/50 иностранцев и индийцев.

Тётенька попыталась туда проникнуть, но молодая охранница указала ей на своё место. Прямо рядом с нами кстати.

Есть даже специальная зона для школьников. Их приводят сразу целыми классами.

Желающих посмотреть эту ежедневную церемонию так много, что власти строят новые трибуны. Вообще настроение тут как на спортивном матче - люди приходят поболеть за свою страну, как будто в этой церемонии можно выиграть. (На самом деле нельзя.) На индийской стороне громко играет патриотическая музыка - колонки замолкают очень редко.

Зато когда они на секундочку делают перерыв между песнями, доносятся звуки мусульманской музыки с другой стороны. Обе страны играют громко, чтоб перекричать друг-друга. Нехорошо, если твои болельщики услышат вдруг заграничную музыку посреди прилива патриотизма. Прямо за забором видны трибуны на пакистанской стороне. Там у них тоже какое-то хитрое разделение, но люди сидят полукругом, может им оттуда лучше видно происходящее, чем нам. Нам вот например ворота видно не очень хорошо.

Зато хорошо видно ряженых пограничников, готовящихся к церемонии. Говорят, что для учаситя в этом представлении обе стороны выбирают самых высоких и внушительных из своих пограничников. Чтоб прибавить импозантности, этим чувакам на головы одевают шапки с очень смешными красными гребешками. Они ходят в них как расфуфыренные павлины.

Есть тут и военные в фуражках попроще. Девушкам тоже гребешков не полагается. Им береты выдают.

Самый интересный участник всего этого оказался одет в спортивный костюм и кроссовки Адидас, как настоящий гопник. Это заводила. Его микрофон подключён к огромным колонкам и прямо перед началом церемонии он начал выкрикивать какие-то патриотические лозунги на индийском.

"Хиндустааааан!!!" вопил он, а публика вторила ему.

Но как только они чуть-чуть успокаивались, с другой стороны границы доносились вопли: "Пакистааааан!!!" Именно так я представляю себе фанатов на каком-нибудь футболе или хоккее.

И тут задробил барабанщик, выстроились солдаты в шапочках... Заводила завёлся ещё сильнее... Кажется сейчас начнётся...

Первым делом к воротам маршируют бравые коммандос с серьёзными пушками наперевес. Прямо как из какого-нибудь болливудского экшена.

Потом девушки. Их мы уже видели. Что это у неё под рукой? Трость? Зонт? Шпага? Так непонятно.

Ну вот наконец пошлипервые из красных гребешков. Они конечно самые колоритные, и смешные. Посмотрите на эти штанишки, из под которых торчат белоснежные гамаши!

Ребята маршируют с важным видом индюков, широко размахивая ручищами, и по-смешному чеканя шаг. Вообще это зрелище очень нелепое.

Хотя так на фотографии трудно понять. Смотрите, я вам гифку сделал:

Надо сказать, что зрители вот этих парней больше всего любят. Все их фотографируют, хлопают, фигачат на их фоне селфи.

Главное козырное движение красных гребешков - задирание ног до головы. Они так умеют делать только правой, ни разу левую никто во время церемонии не задирал. А так вот идут, идут, вдруг остановятся, и рррраз! правой до головы. И дальше шагают. Интересно кто всю эту хореографию придумывал, и сколько они перед этим выпили.

Эта прекрасная фоточка позаимствована у dobriifin

Как я уже сказал, границу закрывают в два часа, чтоб подготовиться к этой церемонии. Церемония состоит в основном из марширования, во время которых ворота на замке закрыты. Там с каждой стороны свои ворота конечно, у индийцев открываются вовнутрь страны, а у пакистанцев просто разъезжаются в стороны, как двери метро. И вот через сколько-то минут марширования, обе стороны одновременно эти ворота распахивают настежь! "Болельщики" с обеих сторон взрываются аплодисментами и улюлюканьем.

Уполномоченный индийский пограничник жмёт руку своему коллеге из Пакистана. Делается это очень надменно, демонстративно не глядя друг другу в глаза.

После этого стороны долго выпендриваются друг перед другом, кто может выше задрать правую ногу. Тут публика понимает, что на другой стотоне границы происходит абсолютно синхронное шоу - с теми же гребешками, высокими покраничниками, и смешным маршированием. Только цвет форм разный.

"Я тебя перезадираю!" (фото из сети)

И тут начинается главная часть церемонии - опускание флагов. По странным правилам пограничников, флаг может быть поднят только при дневном свете, поетому на ночь их опускают. Делать это надо тоже синхронно, чтоб не дай бог наш флаг не спустился раньше их флага, демонстрируя таким образом трусость и ущербность нашей нации. Если уж чего, то пусть лучше они свой первыми опускают.

Хотя как правило всё выходит очень одновременно. Флаг складывают, и почётный караул уносит его внутрь родной территории.

На этом представление окончено. Ворота быстренько закрывают, и люди расходятся.

Если с фотографий не очень понятно, вот 2-минутное видео посмотрите, очень на нём смешные походки хорошо видно.

По дороге обратно в Индию висит плакат: "Остерегайтесь анти-национальных элементов!" - тут тоже с пятой колонной борятся.

Никаких анти-национальных элементов в приграничной зоне нету. А есть обычные грязь, мусор, костры и беднота.