Открыть левое меню живерни. Открыть левое меню живерни Сады живерни

Живописная деревушка Живерни стала всемирно известной благодаря художнику-импрессионисту Клоду Моне. Усадьба, где прошли его лучшие годы и были написаны десятки шедевров, сегодня является одним из самых посещаемых уголков Франции.

Предыстория

Биографии Клода Моне повествуют, будто впервые он увидел Живерни из окна поезда. Весной 1883 года он специально посетил это место, и пейзажи с цветущими садами произвели на него глубочайшее впечатление.

На тот момент Моне был уже достаточно известен и богат. Вскоре он приобрел в Живерни дом и навсегда переехал туда с семьей, а через несколько лет начал обустройство своего уникального сада. Здесь Клоду Моне суждено было счастливо прожить 43 года, вплоть до самой своей смерти в 1926 году.

Дом-музей

В 1980-х годах дом в Живерни стал музеем Клода Моне (Fondation Claude Monet). Его внешняя и внутренняя отделка, расстановка мебели и все предметы убранства полностью сохранены в том виде, в каком они были при жизни художника.


Обустройством дома Моне занимался лично: оформление гостиных, спален и других помещений выполнено в его излюбленных ярких оттенках. Одной из самых запоминающихся частей дома является столовая: она выдержана в насыщенном желтом цвете и украшена ценными японскими гравюрами, которые художник коллекционировал на протяжении всей жизни. Его увлечение японской культурой нашло отражение и в других комнатах, где можно встретить не только гравюры, но и предметы мебели в восточном стиле.


В музее сохранилось большое количество личных вещей и предметов быта, которые принадлежали Клоду Моне и его семье: посуда, кухонная утварь, ковры, часы и т.д. Спальня художника украшена картинами, подаренными ему друзьями-импрессионистами: Ренуаром, Сезанном, Писсарро и другими.
Для занятий живописью Моне оборудовал в усадьбе 3 студии, для посетителей сейчас открыта только одна из них. В ней художник хранил свои любимые произведения, не предназначенные для продажи. Сегодня самих картин Моне здесь нет, «рабочую» атмосферу создают их качественные копии. Увидеть оригинальные полотна основателя импрессионизма можно в парижских музеях Орсэ и Мармоттан-Моне.

  • (30.00 €)
  • (35.00 €)

Сад

Большой интерес для туристов представляет не только дом Клода Моне, но и его главная «мастерская» – сад. В течение многих лет это место был главным источником вдохновения великого импрессиониста и практически единственным объектом творчества. За 43 года, которые художник прожил в Живерни, им было написано несколько сотен картин с изображением сада и пруда в японском стиле с плакучими ивами, белыми цветами на воде и деревянными мостиками. Здесь была создана и самая известная серия полотен Моне – «Кувшинки».


Сегодня уходом за усадьбой в Живерни занимается Фонд Клода Моне. Как и дом-музей, все уголки сада поддерживаются в первозданном состоянии. Туристы могут осмотреть усадьбу в период с апреля по октябрь, а лучшими месяцами для посещения считаются май и июнь: именно в это время расцветают любимые цветы художника – кувшинки.

Художник-импрессионист Клод Моне жил в Живерни 43 года, начиная с 1883 года. Впервые он увидел это место из окна поезда и буквально влюбился в эти края. Несмотря на то, что мир знает Моне как потрясающего мастера импрессионизма, сам художник полагал своим подлинным шедевром чудесно спланированные сады, спускающиеся к реке Эпте.

Сам дом - длинный, низкий, с зелеными ставнями и ступенями, покрашен розовой краской. Внутри все осталось точь-в-точь, как было при Моне - он жил здесь со своей возлюбленной, на которой впоследствии женился, и своими восемью детьми. В доме-музее нет оригинальных полотен художника, а на стенах до сих пор висят чудесные японские гравюры.

Посыпанные гравием дорожки ведут из одной части сада в другую. На каждом повороте открывается новый вид, свет тоже меняется, не только благодаря перемещению солнца, но и в зависимости от посаженных здесь плакучих ив и рододендронов. Именно эта перемена освещения очаровала Моне, и он писал свой сад снова и снова.

В мае - июне расцветает вистерия над японским мостиком, однако, когда бы вы ни приехали, сад будет великолепен. Пруд с лилиями очарователен в конце июля и начале августа, однако здесь более 100 000 растений-многолетников, и каждый год высаживают почти столько же однолетников, так что парк - подлинное изобилие цветов, ароматов и бабочек.

Музей работает с апрель по октябрь, во все дни, кроме воскресенья. С 9.30-18.00; вход до 17.30, нет предварительной продажи билетов; дом и сады - 5,50 €, только сады - 4 €.

Как добраться

Поездом из парижского вокзала Сен-Лазар идет до Вернона, затем пересесть на автобус, который поможет преодолеть оставшиеся 6 км до сада Моне. Также взять напрокат велосипед за 12 евро в Café du Chemin de Fer, что напротив вокзала, либо пройти пешком. От вокзала нужно пересечь реку, а затем повернуть направо на дорогу D5. Будьте внимательны: когда доберетесь до Живерни на развилке сверните налево, иначе вам придется обходить сад.

На автомобиле дорога из Парижа займет около часа. Двигаться по автостраде А13 в сторону Вернон/Живерни до поворота 14.

Где находится : 76 км к северо-западу от Парижа, 66 км к юго-востоку от Руана, 7 км от Вернона.

Как добраться
:
- своим ходом : поездом до Вернона с парижского вокзала Сен-Лазар. На местном вокзале каждый поезд ожидает автобус, который довозит туристов 6 км до сада Моне. Можно также взять напрокат велосипед (12 евро) в "Café du Chemin de Fer" напротив вокзала. Можно и прогуляться: пересечь реку, а затем повернуть направо на дорогу D5. Будьте внимательны: когда доберетесь до Живерни, на развилке сверните налево, иначе вам придется обходить сад.
- на автомобиле : дорога займет около часа. Выехав из Парижа двигайтесь по автостраде А13, в сторону Вернон/Живерни, до поворота 14.

Как работает : с апреля по октябрь 10.00-18.00, по пн. закрыт.
Цена визита : 5,5 евро – посещение дома и сада, 4 евро – посещение только сада. Детям и студентам - скидки.

В городке Живерни, расположенному между Руаном и Парижем, находится Дом-музей французского художника-импрессиониста Клода Моне (Musée Claude Monet). Здесь он жил с 1883 г. до своей смерти в 1926 г., пытаясь вновь и вновь отобразить на своих полотнах то, как в зависимости от времени года солнце по-разному освещает сад, который он разбил между домом и рекой. Ехать сюда, чтобы увидеть картины художника, смысла нет – они выставляются в крупнейших галереях мира. Сотни тысяч туристов ежегодно приезжают сюда, чтобы, полюбовавшись садом, разбитым вокруг дома, попытаться ощутить, каким же образом Моне удавалось писать не красками, а светом. Каждый месяц, с весны до осени, сад выглядит по-разному, но самые лучшие месяца для его посещения – это май и июнь, когда вокруг пруда с кувшинками цветут рододендроны, а над знаменитым японским мостом играет красками глициния. Но в это время вам придется соперничать с толпами людей, желающих сфотографировать кувшинки или просто позирующих на мосту.

Почти всю жизнь Моне прожил в домах с садом: и в Аржантейе, и в Ветейе , и в Живерни, и непременно запечатлевал их на картинах. Однако художник считал сад в Живерни своим величайшим шедевром. После визита к Моне, немецкий искусствовед Юлиуса Майер-Графф отметил: "Лучше всего Моне раскрывает себя своим садом, который он высадил вокруг загородного дома. Он создавал его по тем же принципам, что и свои живописные полотна... Каждый отдельный цветок вливается в общую гармонию красок ".

Когда Моне стал владельцем этого гектара земли, через участок проходила ветка местной железной дороги. К несчастью, постепенно она трансформировалась в вечно забитое автомобильное шоссе, разбивающее парк на две обособленные территории.

В северной части парка (Clos Normand) находятся дом художника – здание с зелеными ставнями, выкрашенное в идиллический пастельно-розовый цвет. Комнаты внутри дома окрашены в разные цвета, в точности такие, какими они были при жизни Моне, а стены комнат по-прежнему украшает собранная самим художником замечательная коллекция японских гравюр, включая чудесные работы Хокусаи и Хиросиге. Сейчас знаменитая студия "Водяная лилия" представляет собой холл музея. Она оформлена прекрасно выполненными репродукциями работ Моне. Здесь же продаются сувениры.

К южной части парка "Водный сад" (Jardin d"Eau) ведет туннель, пробитый под насыпью автомобильной дороги. В 1895 году уже добившийся признания художник осушил это болотистое место каналами и прудами, засадил их водяными лилиями и построил знаменитый неправильный, несимметричный Японский мостик, точную копию которого можно осмотреть в наши дни.

Здесь художник создал знаменитые работы, например, "Скала Эгюй и Порт д"Аваль" или "Ворота Маннпор в Этрета" . находящиеся ныне в ГМИИ им.Пушкина в Москве: "Скалы в Бель-Иль", "Скалы в Этрета", "Стог в Живерни", "Руанский собор при луне", "Руанский собор вечером" , "Водяные лилии" . (О Руанских соборах можно почитать .)

Никакие фотографии не расскажут лучше о саде , чем полотна самого художника.

Живерни (Giverny ) - это деревня в Верхней Нормандии, которая известна в первую очередь как место, где находится музей Клода Моне (Claude Oscar Monet ) (1840–1926): его усадьба и прекрасный сад . В Живерни много интересных достопримечательностей , большинство которых так или иначе связано с именем Клода Моне и с импрессионизмом: помимо собственно дома и сада Моне , в окрестностях Живерни можно посмотреть Музей импрессионизма , бронзовый бюст Моне , а также старинную церковь с захоронением художника и членов его семьи. Кроме того, по живописной местности Живерни проложен целый ряд пешеходных троп: эти маршруты позволяют лучше познакомиться с красивой природой этого края (см. план Живерни).

Но всё-таки, несмотря на многообразие достопримечательностей Живерни , главным местом паломничества остается, конечно, усадьба Клода Моне .

В этом утопающем в цветах убежище «отца импрессионизма» можно лучше понять творчество Моне: всеми чувствами впитать в себя источники его вдохновения и увидеть, как перед глазами возникают «живые картины» - сюжеты знакомых полотен Моне. Можно даже представить, что вот он, живой, прогуливается среди нас.


Дом и особенно сад Клода Моне тоже являются произведением искусства: художник посвятил добрую половину жизни созданию и обустройству этих цветников, прудов, лужаек, ставших для него настоящей мастерской на открытом воздухе. Сегодня каждый уголок этого романтического места поддерживается в великолепном состоянии, как при жизни Моне. К счастью, эта ухоженность не бросается в глаза: тенистые уголки с густыми зарослями и пруд с кувшинами оставляют совершенно естественное впечатление «творческого беспорядка» природы. А такого моря цветов не встретишь, пожалуй, ни в одном ботаническом саду...



Завидуешь Клоду Моне, которые имел возможность изо дня в день отслеживать эту смену времен года и, как истинный импрессионист, отражать свои впечатления от этой изменчивости на полотнах. Даже зимой эти места очаровательны, хотя и закрыты для посещения туристами (см. график работы музея ) (посмотреть фотографии зимних пейзажей Живерни можно , а осенних - ).


В этом поразительном солнечном месте, где, кажется, не бывает плохой погоды, не устаешь восхищаться разнообразием красок и проникаешься вкусом к жизни вообще, во всех ее проявлениях (как известно, жизнелюб Моне не только писал картины и увлекался садоводством, но и любил хорошо поесть, выкурить трубку - в общем, не лишал себя удовольствий).

Мы советуем съездить в Живерни не только любителям творчества этого солнечного художника, но и всем, кто любит природу, цветы и ландшафтное искусство, да и просто хочет совершить приятную прогулку и научиться радоваться жизни (должна же такая красота иметь терапевтический эффект!).



Стоит сразу оговориться, что как таковых картин Клода Моне вы в Живерни не увидите (не считая не слишком качественных копий, сделанных для воссоздания «рабочей обстановки» в мастерской). За картинами лучше всего отправиться в парижские музей Орсэ и музей Мармоттан , который обладает самой обширной коллекцией произведений Клода Моне в мире. Музеи - это, конечно, хорошо, но только в Живерни можно соприкоснуться с бытом и творчеством импрессионистов столь непосредственно и живо. А ради этого сюда стоит приехать. Недаром Живерни называют живым памятником импрессионизма . Совершив прогулку по саду и дому художника , вы увидите, как перед вами оживают самые знаменитые картины великого импрессиониста.

Начнем с истории дома и сада Клода Моне в Живерни.

1 Клод Моне в Живерни: история усадьбы и сада

1.1 Сад как палитра художника

Клод Моне обосновался в Живерни вместе со своей второй женой Алисой Ошеде и многочисленными детьми в конце апреля 1883 года и занимал этот знаменитый длинный дом с розовым оштукатуренным фасадом и зелёными ставнями (цвета выбирал сам Моне) вплоть до своей смерти в 1926 году. То есть в общей сложности художник провел здесь 43 года - почти половину жизни.

Интересно, что Моне заметил живописную деревню Живерни, когда проезжал мимо на поезде (теперь эта железнодорожная ветка закрыта). Тогда-то он решил переехать в эту местность и арендовал дом, а вместе с ним и прилегающий участок.

К 1890 году Моне накопил достаточно денег, чтобы выкупить усадьбу. Ему удалось распрощаться с материальными трудностями и наладить комфортабельную буржуазную жизнь, посвятив себя искусству. Став полноправным владельцем имения, он расширил дом (так что тот стал занимать 40 метров в длину), увеличил окна, покрасил ставни в необычный по тем временам зелёный цвет (обычно было принято красить их в серый), увил фасад диким виноградом и приступил к обустройству великолепного цветущего сада на месте прежнего фруктового сада.

Моне сразу же заменил окружавшие центральную аллею хвойные деревья на розы, а обычные фруктовые деревья - на сакуры. Огород он и вовсе задвинул в дальнюю часть сада, подальше от глаз: импрессионист не собирался терпеть под своими окнами ничего, кроме цветов!

С самого первого года своего пребывания в Живерни Клод Моне начал сеять и разводить цветы. Жителей деревни приводила в изумление эта страсть и энтузиазм. Однажды в 1891 году один земледелец пригрозил убрать стога сена с поля как раз в тот момент, когда Моне начал свою знаменитую серию картин. Тогда художник заплатил ему, чтобы крестьянин дал ему возможность закончить работу.

На следующий год, когда Моне начал серию «Тополя», произошел аналогичный случай. Ему снова пришлось заплатить, на этот раз соседней столярной мастерской, которая вознамерилась срубить деревья! Укрепившееся благосостояние художника, по счастью, позволяло ему не слишком стесняться в средствах.


Садоводство увлекало живописца не меньше, чем игра красок на полотнах. Как истинный художник, Моне и к оформлению сада подошел с фантазией и вкусом, воспринимая это скопление цветников не просто как «зелёные насаждения», а как свое любимое творение, как прекрасную натуру, которую хочется снова и снова изображать на картинах. Весной, летом, осенью - этот сад всегда пестрит яркими красками и просится на полотно. «Как только какой-то цветок увядает, я его уничтожаю и заменяю новым. Цветы не могут стареть», - признался Моне журналисту в 1926 году.



Вкусы художника были весьма разнообразны: Моне нравились розы, тюльпаны, подсолнухи, георгины, глоксинии, ирисы, настурции... Он группировал растения по цвету, выделяя для них прямоугольные массивы, или бордюры. Всё в его саду было подчинено цветовой, художественной организации. Жена художника Алиса как-то сказала: «Сад - это его мастерская, его палитра».

Для Моне цветы были источником вдохновения, и его страсть к цветоводству разделяли многие друзья, в том числе писатель Октав Мирбо, политик Жорж Клемансо, коллекционер и художник Гюстав Кайботт, актер Люсьен Гитри. Познания Моне в области садоводческого искусства с годами всё возрастали, а его библиотека обогащалась энциклопедическими трудами. Художник увлекся ботаникой и с удовольствием обменивался растениями с Клемансо и Кайботтом. Он всегда находился в поисках редких сортов цветов и был готов покупать их по высокой цене. «Все деньги уходят у меня на сад», - говорил он.


Клемансо писал: «С удивительной тонкостью художник света переделал природу таким образом, чтобы она помогала ему в творчестве. Сад был продолжением мастерской. Со всех сторон вас окружает буйство красок, что является хорошей гимнастикой для глаз. Взгляд перескакивает с одного на другое, и от постоянно сменяющих друг друга оттенков зрительный нерв возбуждается всё больше, и ничто не может усмирить этот восторг».

В Живерни художник чувствовал себя комфортнее всего, получая невероятное наслаждение от общения с садом. Во время своего отсутствия в усадьбе, которое иногда продолжалось по несколько недель, Моне думал о саде, тосковал по нему и давал распоряжения и советы по его содержанию в письмах: «Отсортировать георгины по цвету, купить подпорки из каштанового дерева для розовых кустов, засеять лужайки, размножить черенкованием настурции...» Как и в живописи, в обустройстве своего сада Клод Моне стремился к совершенству. Если сначала ему в работе помогали дети, то вскоре он начал использовать услуги профессионалов. К концу жизни на Моне работало с десяток садовников! С их помощью он даже стал заниматься выведением гибридов. Так был получен новый сорт ириса, получивший название Бланш, а также сорт мака Монетти и георгин Дигуннэз.

Другие интересные сведения об истории Нормандского сада можно найти .

Клод Моне скончался 5 декабря 1926 года в Живерни и был похоронен на местном кладбище , прилегающем к старинной церкви Святой Радегунды .

1.2 Картины, написанные в Живерни: такие разные кувшинки

В Живерни были созданы многие известные работы Клода Моне, такие как « » (1887), « » (1897-1898), « » (1899), « » (1900), «Водяные лилии» (1916-1919), «Японский мостик» (1918-1919) и многие другие картины с изображение пейзажей усадьбы и в особенности Японского мостика и кувшинок на пруду в Живерни.

Со временем эти изображения становятся всё более абстрактными . Экспериментируя со светом, эффектами тумана и отражения, Моне уже с 1890-х годов начинает размывать формы и отдаляться от реалистичной манеры отражения мира. Искусствоведы недаром считают его одним из основателей абстракционизма . Исключительная свобода исполнения, революционная концепция живописного пространства и эмоциональная чистота, которая исходит особенно от его поздних работ, легла в основу многих современных художественных направлений, таких как лирическая абстракция, живопись действия и ташизм . Удалившись в Живерни, Моне проводит оригинальные эксперименты, которые идут вразрез с поисками Сезанна или Пикассо, повернувшегося в сторону геометрического искусства.

Всегда интересовавшийся бликами, отсветами и отражениями, художник всё меньше рисовал сами цветы и всё больше их образы в воде, создавая своего рода перевернутый мир, преобразованный текучей средой. В своих бесчисленных изображениях заросшего пруда с кувшинками Моне окончательно отказывается от формы, стремясь передать лишь ощущение ускользающего света.

С 1910-х годов творчество Моне, у которого в тот период начинает развиваться катаракта, особенно явно приближается к абстракции . Неудивительно, что его картины стали источником вдохновения для художников, которые отказались от фигуративного искусства. Например, Василий Кандинский был заворожен одной из картин Моне из серии «Стог сена» и понял, что искусство не обязательно должно изображать реальный объект, но при этом может передавать сильную эмоцию.

Несмотря на все эти значимые влияния, широкая публика не понимала позднего Моне, изменившего импрессионизму. Когда в 1927 году, через год после смерти художника, в музее Оранжери в саду Тюильри в Париже были представлены крупноформатные декоративные полотна из серии «Кувшинки », на которых уже было не различить очертаний конкретных цветов, зрители остались равнодушны.

Эти работы дождались своего часа только в 1950-х годах, когда Джексон Поллок и другие американские художники признали Клода Моне «дедушкой абстракционизма».

1.3 Дальнейшая судьба дома и сада. Фонд Клода Моне

После смерти Клода Моне наследником усадьбы в Живерни стал его единственный оставшийся в живых сын Мишель (Michel Monet ). Он также унаследовал находившиеся в доме картины и собранную его отцом крупную коллекцию японских гравюр. Однако Мишеля это родовое гнездо нимало не привлекало. Содержание дома и сада взяла на себя падчерица и одновременно невестка художника - Бланш Моне Ошеде (Blanche Monet Hoschedé ), дочь второй жены Моне Алисы и вдова старшего сына художника, Жана. Она ухаживала за садом с помощью старшего садовника Лебре. После смерти Бланш в 1947 году сад оказался практически полностью заброшен, и природа начала вступать в свои права.

В 1966 году в результате автомобильной аварии погиб Мишель Моне. Не имевший собственных наследников сын художника завещал всё имущество и хранившиеся в Живерни картины французской Академии изящных искусств (Académie des Beaux Arts ). Директор Академии и хранитель парижского музея Мармоттан Жак Карлю (Jacques Carlu ) не располагал достаточными финансовыми средствами, чтобы осуществить полноценную программу реставрации. Однако благодаря его усилиям удалось отремонтировать крышу и сохранить японские гравюры из собрания Моне, а остатки коллекции живописи перевезти в музей Мармоттан.

После смерти Карлю в 1976 году Академия поручила спасение Живерни главному хранителю Версаля, прославившемуся благодаря успешной реставрации этого дворца, - 64-летнему Жеральду Ван дер Кемпу (G é rald Van der Kemp ). К этому моменту дом Моне в Живерни был уже в плачевном состоянии, кругом правили разруха и запустение. Знаменитый «нормандский цветник » заполонили колючие кустарники и сорняки, многие деревья погибли, стекла в теплицах были выбиты, решетчатые изгороди и опоры покрылись ржавчиной... Японский мостик в «водяном садике » загнивал в черной воде, а берега были разрушены грызунами. Мебель в доме Моне была сломана и пропитана влагой. Его первая мастерская заросла травой...

Выделенных Академией изящных искусств и департаментом Эр средств было явно недостаточно, и тогда и его вторая супруга американка Флоранс (Florence Russell Bennett Harris ) бросили клич. Они обратились к американским меценатам с просьбой помочь им спасти Живерни. Немалую роль сыграли обширные связи, которые были у «светского льва» Ван дер Кемпа в высшем обществе всего мира, а также содействие его жены. Благотворители отыскались сразу, в большом количестве, и притом весьма щедрые: благодаря пожертвованиям этих меценатов удалось без проблем провести все необходимые работы по реставрации дома и сада Клода Моне.

Работы продолжались в течение трех лет . Были отреставрирован дом, мастерские, мебель и гравюры. Жеральд Ван дер Кемп и юный старший садовник Жильбер Ваэ (Gilbert Vahé ) сумели возродить сад . Были срублены мертвые деревья, разбиты цветники и дорожки, а Японский мостик был воссоздан в точном соответствии с оригиналом. Удалось даже спасти глицинии , посаженные еще Клодом Моне. Берег пруда был укреплен с помощью шпунтовой стенки. Сохранившиеся архивы, бесчисленные фотографии и воспоминания тех, кто бывал в усадьбе, помогли воссоздать план сада и определить любимые растения Моне. Поскольку некоторых сортов растений к тому времени уже не существовало, их заменили другими, максимально близкими. Наконец, перед тем как сад начал принимать посетителей, были расширены и забетонированы аллеи.

В 1980 году был создан фонд Клода Моне , и в этом же году, 1 июня, дом и сад Моне в Живерни впервые открылись для публики. Очень скоро это место стало популярным среди туристов, число которых становилось год от года всё больше, причем сюда стали приезжать путешественники со всего мира. Сегодня усадьба Клода Моне в Живерни - это вторая по посещаемости туристическая достопримечательность Нормандии после аббатства Мон-Сен-Мишель. С 1 апреля по 1 ноября (см. график работы музея) сюда ежегодно приезжают более 500 тыс. желающих увидеть место, где жил Клод Моне .

Жеральд Ван дер Кемп скончался в 2001 году в возрасте 89 лет в Живерни и похоронен тут же. Дело Ван дер Кемпа до 2008 года продолжала его вдова, ставшая хранительницей фонда Клода Моне. С 2008 года директором фонда является Гуго Галь (Hugues Gall ). Один из главных творцов возрождения Живерни садовник Жильбер Ваэ , который посвятил саду Моне в общей сложности 35 лет, в 2011 году передал свои полномочия преемнику - английскому ботанику Джеймсу Присту (James Priest ).

1.4 Живерни как «колония художников»

Вслед за Клодом Моне в деревне начали поселяться и многие другие художники, особенно американские, но также английские, чешские, немецкие и скандинавские. Немногие из них (например, Джон Лесли Брек) стали друзьями французского живописца.

Такое нашествие художников было связано с тем, что в 1880-1890-х годах тысячи студентов, главным образом американских, приехали в Париж учиться в художественных вузах, привлеченные более либеральной программой обучения и полные надежд получить международную известность. Многим из них действительно удалось добиться успеха и удостоиться премий на ежегодных парижских салонах. Не менее привлекательными были для этих живописцев и окрестности Парижа. Эти живописные деревушки особенно манили в теплое время года, когда можно было писать на пленэре . Сюда-то и устремились группы художников, объединенных сходными стремлениями и стилистикой творчества. Наиболее длительная из таких «художественных колоний » рубежа XIX – XX веков просуществовала как раз в Живерни , где американцы с удовольствием исследовали эстетические возможности импрессионизма .

Всё началось в 1887 году, когда в Живерни обосновалась первая колония художников. Вероятно, это произошло по чистому совпадению: причиной их поселения тут было лишь особое очарование этих мест, а вовсе не присутствие Клода Моне. Первыми сюда приехали такие художники, как Джон Сингер Сарджент (John Singer Sargent ), Уиллард Меткалф ( Willard Metcalf ), Луис Риттер (Louis Ritter ), Теодор Вендель (Theodore Wendel ), Теодор Робинсон (Theodore Robinson ), Джон Лесли Брек (John Leslie Breck ) и другие представители американского импрессионизма .

Именно они «открыли» Живерни, где Моне жил к тому времени уже четыре года, и с жадностью стали рисовать здешние пейзажи, в основном виды реки Эпт, холмы и поля со стогами сена. После этой «первой волны» сюда потянулись и другие американские художники, причем многие стали задерживаться не только на летние месяцы. Некоторые приобрели тут дома и мастерские и обосновались в Живерни надолго (художники этой волны уже в основном изображали сцены семейной жизни, женщин и детей в саду и т.п.). Тихую нормандскую деревню стало не узнать. Вечеринки с японскими фонариками, игра в теннис...

Что касается Моне, то поначалу он приветствовал приезд в Живерни новых художников, но вскоре его утомило это нашествие. Сам он никогда не предлагал себя в качестве учителя, но уже одно его присутствие в деревне обеспечило постоянный рост этой колонии. До Первой мировой войны в Живерни приехало много новых живописцев, однако 1914 год положил конец этой колонии импрессионистов, просуществовавшей примерно 30 лет.

Возрождение Живерни как «деревни художников» началось уже в наше время. Этому в немалой степени способствовал американский фонд The Versailles/Giverny Foundation , который вот уже около 20 лет организует программы «творческих резиденций », каждый год предоставляя трем американским художникам, которые избираются фондом Art Production Fund , возможность в течение трех месяцев жить и работать в Живерни и получать стипендию. Таким способом фонд отдает дань американским меценатам, без помощи которых усадьбу никогда бы не удалось восстановить. Фонд Клода Моне, в свою очередь, предоставляет этим художникам жилье, мастерскую и автомобиль.

Помимо этого, американскому искусству в Живерни посвящен открывшийся в 1992 году Музей импрессионизма (Musée des impressionnismes Giverny ) (прежнее название - Musée d’Art Américain Giverny ). Впрочем, правильнее будет перевести его нынешнее название как «Музей импрессионизмов» или «Музей импрессионистических течений »: этот музейный центр видит свою миссию в том, чтобы продемонстрировать «международный характер импрессионистского направления». Музей посвящен разнообразным формам импрессионизма, его истокам, географической широте, истории и побочным «ответвлениям». В музее часто проводятся интересные выставки французских и американских импрессионистов, а также художников из других стран. Официальный сайт музея: museedesimpressionnismesgiverny.com .

2 Сад и дом Моне в Живерни: наш отзыв о посещении усадьбы, описание дома и сада

2.1 Прибытие в Живерни. Сувенирный магазин

В этот день мы неплохо выспались и отправились на парижский вокзал Сен-Лазар (подробнее о том, как добраться до Живерни , читайте ). Купили там в автомате билеты по 12,50 евро до на 10:20 (направление на Руан, поскольку Вернон относится к региону Верхняя Нормандия). Ехать из Парижа до 45 минут. По прибытии на вернонский вокзал встали в очередь к автобусу до Живерни (от Вернона до этой деревни около 7 км): поскольку туристов скопилось много, то сначала отсчитали 40 человек, которых усадили в первый автобус, а для остальных подогнали еще один. Гуманная система.

Минут через 10 - 15 мы были уже в Живерни и стройной многоязычной толпой (в которой, однако, доминировала английская речь: усадьба Моне особенно популярна среди англичан и американцев; кроме того, это место просто обожают японские туристы) направились к кассе и ко входу в сад Моне.

Расположение автобусной остановки на карте Живерни:

Группы отделились, так что в итоге очередь в кассу для индивидуальных туристов получилась совсем небольшая. Купили билеты (подробнее о ценах билетов и графике работы музея читайте ), после чего сразу оказались в местном сувенирном магазине с разнообразной продукцией, так или иначе навеянной жизнью и творчеством Клода Моне: шейные платки, ювелирные украшения, вазы, мягкие игрушки, коробочки и зеркальца с мотивами его картин, шляпы и передники «а-ля Моне», семена любимых им растений, многочисленные книги и репродукции, календари и закладки... Всего и не перечислить.

Этот книжный и сувенирный магазин занимает третью мастерскую художника (Atelier des Nymphéas ) (см. план усадьбы Живерни) - ту самую, в которой Моне писал свои крупноформатные полотна из серии «Кувшинки». В этом помещении площадью 300 кв. метров представлено 2300 товаров, так или иначе связанных с тематикой сада и творчества Клода Моне. Ценовой диапазон широчайший, выбор тоже.

2.2 Прогулка по саду Моне

Сад Клода Моне - это на самом деле два сада. Первый носит называние «Нормандский сад » (Le Clos Normand ) и расстилается перед домом художника, а второй - это «Водный сад » (Le jardin d"eau ) в японском стиле, который расположен по другую сторону дороги (см. план усадьбы ). Обе части сада контрастируют друг с другом и взаимно друг друга дополняют.

2.2.1 Нормандский сад

Сначала мы пошли в первый сад усадьбы - тот, что окружает дом Моне и был создан раньше. Называется он «Нормандский цветник», или «Нормандский сад». Несмотря на обилие туристов, гулять здесь очень приятно. Погода была великолепная. Щебет птиц, буйство красок...


На относительно небольшой территории умещается невероятное многообразие умело подобранных по оттенкам цветущих растений и деревьев. Тюльпаны всевозможных окрасок, в том числе и экзотические махровые, нарциссы, розовая пена цветущих сакур (часть из них была подарена саду в 1990 году послом Японии).


Самые разные анютины глазки, маргаритки, гиацинты, рябчики... Буйство растительности и плотность посадок просто поражают. Любой ботанический сад просто отдыхает.




Несколько слов об истории создания Нормандского сада Моне и его планировке .

Когда Моне и его семейство в 1883 году обосновались в Живерни, участок земли, протянувшийся под небольшим уклоном от дома к дороге, был засажен яблоневыми деревьями и окружен высокой каменной стеной. Очарованный этим местом, художник приступил к работе, не прекращая совершенствовать свое детище и превращая его в сад своей мечты.

Участок разделяла пополам центральная аллея с кипарисами, елями и подстриженными самшитами. Эта аллея вела от ворот усадьбы ко входу в хозяйский дом. Самшиты Моне распорядился вырубить и после долгих споров с женой то же самое сделал с елями. По ее просьбе он сохранил лишь два тиса, росших ближе всего к дому. Все вырубленные деревья были заменены металлическими обручами, которые можно видеть и по сей день. На месте яблонь появились японские сакуры и абрикосовые деревья, а землю покрыли бесчисленные цветы: нарциссы, тюльпаны, ирисы, пионы, маки...

Моне превратил этот участок площадью около 1 гектара в прекраснейший сад с богатством красок, игрой симметрии и перспективы. Он разделил сад на несколько гряд, или массивов, на которых цветы разной высоты и оттенка создают ощущение объема. Над вьющимися розами возвышаются фруктовые или декоративные деревья, рядом тянутся ввысь штокрозы и простираются цветные пространства однолетних растений. Моне нравилось сочетать самые простые и распространенные разновидности цветов (маргаритки и маки) с самыми редкими сортами.


Металлические арки центральной аллеи и сегодня увиты благоухающими плетистыми (или «лазящими») розами, которые не перестают вызывать восхищение у посетителей усадьбы. Другие розовые кусты покрывают балюстраду, которая тянется вдоль дома Моне. В конце лета всю центральную аллею заполоняют цветущие настурции. Импрессионисту не нравились строго организованные, скучные сады. Он подбирал цветы, руководствуясь их цветовой гаммой, и позволял им свободно расти.


В Нормандском саду растет примерно 100 тыс. однолетних растений, которые заменяют каждый год на новые, и около 100 тыс. многолетних растений.

2.2.2 Водный сад и Японский мостик

После осмотра первого сада мы по подземному переходу перешли во второй (см. план усадьбы ).

Этот сад поражает особенно. Здесь царит более спокойная атмосфера. Это так называемый Водяной, или Водный сад , знаменитый своим прудом, Японским мостиком и водяными лилиями (тут уместно отметить, что Моне вообще увлекался японским дизайном и живописью, собирал японские гравюры – ими сплошь увешаны стены почти всех комнат его дома). В Водном саду тоже много цветущих растений, которые опять-таки подобраны по цветам.


В Водном саду находится знаменитый Японский мостик , увитый глициниями , и пруд с не менее знаменитыми кувшинками, которые цветут круглое лето. Пруд и окружающая его буйная растительность образуют особый укромный мир, отгороженный от остальной сельской местности.

Народу в этом живописном саду не меньше, чем в первом, и естественно возникает конкуренция среди желающих сфотографироваться на мостике, увитом посаженными самим Моне глициниями , или на фоне знаменитого пруда с кувшинками (весной водяные лилии еще не цветут, но характерные круглые листья кувшинок и свисающие почти до самой воды гривы плакучих ив создают неповторимое настроение, вызывая в памяти картины Моне, который рисовал этот вид около полусотни раз!). Подробно об истории создания Водного сада с кувшинками и его роли в творчестве Моне читайте .


Здесь Моне, в частности, была написана картина «Лодка » (1887) с прекрасно переданным эффектом глубины, переменчивых отражений и бликов. Недаром Эдуард Мане окрестил Клода Моне «Рафаэлем воды».

Обилие туристов - это неизбежные издержки. В целом в саду места хватает на всех, благо здесь масса уютных уголков со скамейками, тенистые аллеи, заросли бамбука (под бамбуковую рощу выделен небольшой островок), пять мостиков (помимо знаменитого Японского), лодки...


Пейзаж очаровательный и так и просится на камеру – а если умеешь рисовать, то и на холст. Вдоль пруда высажены пестреющие розовым, алым, желтым и малиновым кусты рододендронов (азалий), отражающиеся в воде яркими пятнами.


Душистые лиловые кисти глициний - одно из главных украшений Водяного сада. Их ароматы, сливаясь с запахами азалий, наполняют воздух. По словам Марка Элдера (Marc Elder ) автора книги «В Живерни, с Клодом Моне», на Японском мосту возникает ощущение, что ты «прогуливаешься внутри стручка ванили».


Проходя вдоль пруда, выискиваешь ракурсы, знакомые по картинам Моне, и вспоминаешь, как изобразил это место он сам. Интересно, что сегодняшний посетитель сада видит в первую очередь зелёные оттенки пруда: в воде отражаются плакучие ивы и другие деревья. А вот на картинах Моне, напротив, нередко преобладает синий цвет, отражение неба. Никто точно не знает, связано ли это с заболеванием катарактой, изменившей цветовое восприятие художника, или просто с тем, что за последний век растения вокруг пруда так сильно разрослись и заслонили небо.

Вот, например, нежная картина «Кувшинки» (1914-18) из собрания музея Мармоттан. Здесь мы не видим берегов пруда. Ветви плакучей ивы спадают неведомо откуда - ствола мы тоже не видим. Они образуют своего рода театральный занавес, обрамляющий сцену, или волосы по сторонам лица. Они задают вертикаль. Центральную часть полотна занимают отражения белых облаков. Картина ограничена рамой, но при этом создает ощущение огромного, бесконечного пространства, благодаря этим облакам, которые открывают глубину. Наряду с необъятностью тут присутствует отражение неба, которое задает горизонталь водной поверхности, а скопления кувшинок - несколько легких розовых и желтых пятен - создают эффект перспективы. Более темные пятна на листьях на переднем плане намекают на глубину пруда, как будто бы мы заглянули в воду.

Интересно узнать об истории создания Водяного сада и его роли в творчестве Моне .

Клода Моне всегда захватывала игра света и отражения облаков на поверхности воды. Его многочисленные пронизанные светом полотна, созданные на каналах Голландии, а также в живописном парижском предместье Аржантёй, где художник оборудовал плавучую мастерскую в лодке, чтобы писать берега Сены, показывают, насколько он был зачарован зрелищем опрокинутых отражений в «жидком зеркале» воды.

В 1893 году, через десять лет после своего приезда в Живерни, Моне приобрел участок земли площадью 1300 кв.м по соседству со своим основным владением. Этот участок располагался по другую сторону дороги (в ту эпоху там еще проходила железная дорога), и через него протекал небольшой ручей под названием Рю («ручеек») - ответвление речки Эпт, которая, в свою очередь, является притоком Сены.

Заручившись поддержкой префектуры, Моне выкопал здесь первый небольшой водоем, сделав отводной канал. Это удалось ему, невзирая на протесты местных крестьян, которые опасались, что «странные растения» отравят воду.

Итак, первый проект Моне предусматривал всего лишь создание небольшого водоема, который бы питался водой из реки, а также строительство Японского мостика и двух пешеходных мостиков для перехода на другой берег; всё это можно увидеть на следующем чертеже. (Источник приведенных документов: сайт pbase.com ). Разрешение было получено, и план приведен в исполнение.

Однако этого вскоре художнику оказалось мало, и Моне приобрел соседний участок на левом берегу площадью 3700 кв.м. Чтобы расширить пруд до нынешних размеров, потребовалось даже отведение русла реки! К счастью, согласования с властями не заняли много времени, и разрешение на реализацию уже куда менее скромного проекта также было получено.

Ниже приведен чертеж нового плана Моне, предполагавшего расширение пруда и отведение русла реки.

Окончательно работы по расширению водоема завершились в 1903 году. Пруд вместе с окружающей его территорией превратился в знаменитый Водный сад , изображения которого можно сегодня встретить в собраниях крупнейших мировых музеев.

Водный сад чужд симметрии. Он полон изгибов и поворотов (см. план усадьбы). На создание такого необычного сада Моне отчасти вдохновили японские сады , знакомые ему по гравюрам, которые художник с таким увлечением коллекционировал. Часть растений для сада тоже была привезена из Японии. «Спасибо, что сравнили мой сад с цветами на эстампах Хокусая, - писал Моне в 1896 году Морису Жуаяну». Немалую роль в возникновении замысла создать японский сад сыграло и впечатление от «водных садов» в Трокадеро, которые Клод Моне увидел во время Всемирной выставки в Париже в 1889 году.

Созданный как единый ансамбль, Водяной сад сам является настоящей «живой картиной», меняющей облик в зависимости от часа суток и времени года. При малейшем движении или изменении позы перед глазами зрителя предстает новая перспектива. В этом саду мы обнаруживаем ключевые темы и характерные особенности искусства Моне, его любовь к мотивам бесконечности и шаткости, изменчивости и преходящей природы вещей. Здесь царят переливы и отблески, отражения облаков и листвы. В концепции сада также воплотилось стремление Моне к тесному контакту с природой, к тому, чтобы погружаться в пейзаж, а не наблюдать его со стороны.

Одно из главных очарований Водного сада - переброшенный через пруд изогнутый мостик в японском стиле . Мостик располагается на одной оси с центральной аллеей Нормандского сада (см. план усадьбы). Его построил для Моне примерно в 1894 году местный ремесленник. Сначала это был просто мост, а десять лет спустя к нему добавились опоры для глициний , которые с годами создали красивый навес. В 1970-х годах к моменту, когда наконец нашлись средства на восстановление усадьбы, Японский мостик был уже слишком сильно разрушен, и спасти его было невозможно. Мост был реконструирован в точном соответствии с оригиналом. Работы проводила фирма из . В качестве материала использовалось буковое дерево.

Зелёный цвет для мостика был выбран самим Моне, которые желал противопоставить его красному - цвету, который традиционно используется в садах Японии. Восточную атмосферу создают также и умело подобранные деревья и растения: бамбук, гинкго-билоба, клёны, кустовые пионы из Японии, распространенные в японских садах рододендроны, а также лилии и плакучие ивы, которые создают восхитительное обрамление для пруда.


Японский мостик стал сюжетом для 45 полотен Моне. Впервые художник написал его в январе 1895 года, через полтора года после полученного от префекта разрешения на обустройство пруда и строительство мостика. В 1897-1899 годах из-под кисти Моне вышло несколько подлинных шедевров, в том числе квадратное полотно «Пруд с кувшинками », которое находится в собрании Художественного музея Принстонского университета.

После обустройства пруда Моне посадил в нем «те самые» кувшинки (Nymphéas ), заказав множество этих растений в крупном питомнике Latour-Marliac (французский ботаник Жозеф Бори Латур-Марлиак (Joseph Bory Latour-Marliac ) первым занялся гибридизацией кувшинок и вывел несколько сортов хладостойких водяных лилий разнообразных оттенков; эти сорта популярны и ныне и прекрасно растут в умеренном климате). Свой выбор в пользу кувшинок Моне сделал почти случайно: «Я люблю воду, но и цветы тоже люблю. Поэтому, после того как пруд был наполнен водой, мне захотелось украсить его растениями. Я взял каталог и сделал выбор - просто так, наудачу, вот и всё». Однако этот случайный выбор оказался судьбоносным для творчества Моне. По словам самого художника, ему потребовалось некоторое время, чтобы «понять» свои кувшинки, вникнуть в их красоту: «Я выращивал их, даже не думая, что когда-нибудь стану писать... А потом вдруг на меня снизошло озарение, и мне открылось очарование моего пруда. Я взял палитру. С тех пор у меня практически не было иной модели». Его жена Алиса в своих письмах даже жаловалась дочери, что муж неустанно рисует свои «вечные кувшинки».

Моне очень гордился своим Водным садом и любил принимать тут своих гостей. Он мог созерцать его часами. Художник нанял садовника, который полный рабочий день ухаживал за садом и должен был чистить пруд и срывать каждый мертвый листок, дабы сад пребывал в состоянии идеальной красоты. Перфекционист Моне даже требовал от этого садовника очищать кувшинки от дождевых капель и росы!

Неповторимая игра света на поверхности пруда с кувшинками стала темой бесконечной серии картин , к которой Моне не уставал возвращаться снова и снова. «Я поглощен работой, - пишет он в 1908 г. Гюставу Жеффруа. - Эти пейзажи с водой и отражениями стали каким-то наваждением. Это непосильный труд для старика, и всё же я хочу передать то, что чувствую». В этих сериях Моне больше интересует не столько сам объект (в данном случае кувшинки), сколько меняющееся освещение, игра света на поверхности водоема. «Вид меняется непрерывно, не только с изменением времен года, но от минуты к минуте, ведь кувшинки - далеко не единственная составляющая сцены; фактически, они лишь ее сопровождение».

Так, всю жизнь будучи «помешанным на цветах», в конце жизни Моне практически целиком отдался страсти к одному растению. Его завораживали отражавшиеся на поверхности воды венчики, и он не переставал пытаться передать эти эффекты на холсте. С самого утра он приходил на берег пруда и часами наблюдал меняющийся пейзаж.

Клод Моне превратил крошечный пейзаж площадью в несколько сотен квадратных метров в настоящую творческую лабораторию. С 1895 года и до своей смерти в 1926 году он написал в своем Водном саду около трех сотен полотен, из которых более 40 были крупноформатными. После серии картин с видами Японского мостика он посвятил себя мотиву водяных лилий. Моне начал рисовать кувшинки в 1897 году. Всего он посвятил кувшинкам свыше 250 полотен и 30 последних лет жизни.

Сад в Живерни оказался неистощимым источником вдохновения, идеальным местом для изучения водных пейзажей и отражений. Теперь на многих полотнах Моне мы видим одно только водное пространство с кувшинками и отражениями воды и деревьев, линии горизонта нет - вода занимает весь холст, всё становится эфемерным, растворяется, исчезает. В 1909 году Моне представил 48 полотен из этой серии в галерее Durand-Ruel под заголовком «Кувшинки: серия водных пейзажей». Эта выставка имела огромный успех у критики.

До Моне ни один европейский художник не создавал серий картин , посвященных одному и тому же мотиву. Предшественниками Моне в этом отношении могут считаться разве что японские художники, в особенности Хокусай, который создал несколько серий, в том числе знаменитые виды Фуджи.


Главный садовник Моне вспоминал: «У нас были белые, желтые, красные кувшинки (...), еще голубые, экзотические сорта из оранжерей». Художнику также нравилось смотреть на глицинии на Японском мостике и наблюдать за их отражениями в воде. Глицинии стали мотивом многих картин, созданных в 1905-1910 годах. В более позднем творчестве они тоже присутствовали на полотнах Моне, но сводились к почти абстрактным цветовым пятнам. То же касается и текучих линий плакучих ив, которые часто становились предметом его полотен. «Зелёные шевелюры» ив, сливаясь с их отражениями в пруду, создают обрамление для кувшинок на водной поверхности или сами по себе становятся темой самостоятельного живописного произведения (в 1918-1922 гг. Моне было создано двенадцать полотен из серии «Плакучие ивы»).

Это серию из восьми крупноформатных полотен «Кувшинки» Моне начал по предложению своего друга Жоржа Клемансо. Художник работал над этим циклом с 1914 года, когда у него уже была диагностирована катаракта. Вскоре он принял решение преподнести эти картины в дар государству и подписал соответствующий документ. Сегодня в музее Оранжери эти масштабные полотна составляют настоящий панорамный фриз, который разворачивается перед зрителем и как бы обволакивает его со всех сторон. Ансамбль площадью 200 кв.м стал одним из самых монументальных творений века.

2.3 Дом-музей Клода Моне в Живерни

После осмотра Водного сада мы вновь вернулись в первый, Нормандский сад – тот, что окружает дом художника – и пошли смотреть собственно жилище Моне (см.

Считается, что сегодня дом Моне воссоздан в точности таким, каким он был в ту эпоху. Впрочем, сейчас вы не найдете тут ни вечного запаха табака, который так любил курить Моне, ни топота 8 пар детских ножек, ни шумных друзей, ни кухонной суеты, когда по утрам туда доставляли свежие овощи...

2.3.1 Путеводитель по дому Моне в Живерни

При входе в дом стоит обратить внимание на симпатичное зелёное крыльцо , украшенное большими китайскими кадками с цветами, расставленными у входа и снизу у лестницы. Всего существует три входа в дом: центральный и два боковых, также ориентированных в сторону сада.


Все входные двери расположены вдоль узкой террасы, которая тянется вдоль дома. Дверь слева ведет в мастерскую Моне , центральная, через которую входим мы, предназначена для обитателей дома и друзей, а правая дверь - для слуг, она ведет на кухню . (В доме есть еще четвертая дверь, которая ведет из мастерской прямо в сад).


Зайдем теперь внутрь дома . Направление осмотра задается с самого начала, и смотрители просят туристов его не нарушать. Вы торопитесь сразу же посмотреть самые красивые комнаты, кухню и столовую , расположенные справа от входа, но они вежливо указывают вам налево.

Осмотр дома начинается на первом этаже , с так называемого «голубого салона » (salon bleu ), или комнаты для чтения (здесь Алиса проводила время с детьми, читала и вышивала). Моне распорядился оформить комнату в радостной голубой гамме: выкрасить светло-голубым цветом мебель, стены и полоток (вообще Моне лично разработал практически весь дизайн интерьера своего дома). Выкрашенные в одних и тех же тонах, книжные шкафы, буфет и прочие предметы мебели почти сливаются со стенами (источник фото: givernews.com ). Здесь можно увидеть некоторые семейные фотографии, а также часть принадлежавшей Моне коллекции японских гравюр, другие фрагменты которой представлены в остальных комнатах.

Дело в том, что все находившиеся в Живерни картины Клода Моне были переданы в музей Мармоттан, а вот богатейшая коллекция японских гравюр сохранилась в усадьбе, ее никто никуда не увозил, так что эти гравюры можно по сей день увидеть в доме Моне. Коллекция Моне насчитывает свыше 200 работ японских художников, в том числе 46 эстампов Утамаро (1753-1806), 23 гравюры Хокусая (1760-1849) и 48 гравюр Хиросигэ (1797-1858), то есть всего 117 гравюр этих знаменитых мастеров. Сам Моне никогда не был в Японии, но, как и многие современные ему художники, восхищался этой страной и ее искусством. Не особенно падкий на модные вещи, в данном случае он не устоял и поддался модному веянию - всеобщему увлечению Японией. Свидетельством тому - не только коллекция японских гравюр, но и знаменитый Японский мостик , а также оформление обеденного сервиза Моне, стиль некоторых предметов мебели, статуэток и безделушек в доме.

Раньше голубой салон был полноценной, по загородным меркам, комнатой, но сегодняшний посетитель быстро ее минует, переходя в кладовую (l’é picerie ). Это маленькое неотапливаемое помещение использовалось для хранения в подвесных шкафчиках и буфете чая, оливкового масла, яиц, специй, ликеров, консервов... Стены кладовой окрашены в спокойные тона бледно-зелёного и лилового оттенка.

Деревянный буфет в японском стиле «под бамбук» сохранил свой естественный цвет - так же, как и коробки для яиц и вешалка, сделанная на сей раз из настоящего бамбука. Выдвижные ящики и прочие отделения буфета снабжены замками: в эпоху, когда люди жили в одном доме со слугами, а пища стоила достаточно дорого, такая мера предосторожности считалась не лишней.

Вся кладовая сохранила особое очарование загородного дома. Ее скромное, несколько старомодное оформление и особенно расписные коробки для яиц придают комнате особый сельский дух. В одной такой коробке помещалось 36 свежих яиц - не так уж и много для такой большой семьи , как у Клода Моне, которая насчитывала 10 человек : 2 дочери от его первого брака с Камиллой, его вторая супруга Алиса (она была любовницей Моне с 1875 года, а в 1892 году стала его женой) и шестеро детей Алисы от другого брака (плюс еще слуги)! Второй контейнер был рассчитан на 80 яиц. Курятник находился в саду. К этому надо добавить, что яиц в XIX веке люди ели значительно больше, чем сейчас. Яйца, как вы видите, хранились опять-таки под замком - как и все остальные продукты. Правда, не факт, что госпожа Моне пользовалась этим замком и действительно запирала все ящики на ключ.

Из кладовой посетители переходят в первую мастерскую Клода Моне (salon- atelier ) (при прежних хозяевах это помещение использовалось как склад зерна). Это первая мастерская художника, в которой он работал вплоть до 1899 года; после обустройства второй мастерской (см. план усадьбы) эта комната стала использоваться как курительный салон, а также место, где Моне мог выпить рюмку ликера, почитать роман или книгу о садоводстве и написать письмо. Здесь художник также принимал своих посетителей, критиков, дилеров, коллекционеров... Сейчас в комнате стоит бюст Моне, выполненный при его жизни Полем Поленом (Paul Paulin ).

В 2011 году в мастерской была завершена реставрация , ставшая возможной за счет щедрых пожертвований меценатов фонда Versailles Foundation . В результате этой работы комнате удалось придать тот облик, который она имела во времена Моне (художнику нравилось сохранять у себя по картине, характерной для каждого периода своего творчества). Большую помощь в воссоздании комнаты реставраторам оказали многочисленные фотографии 1920 года, а также тщательный анализ истории полотен мастера.

Таким образом специалисты смогли точно установить, какие именно картины и в каком порядке располагались на тот момент на стенах мастерской в Живерни. Всего было выбрано около шестидесяти полотен, для которых были сделаны копии. Эти копии плотными рядами покрывают стены студии, воссоздавая атмосферу прошлого. Для обивки мебели была использована весёлая материя с узором из васильков и розочек, которую до сих пор производит фирма Georges Le Manach . Согласно историческим фотографиям, именно такой тканью были обтянуты кресла в мастерской Моне в 1920 году. Кроме того, была изготовлена копия бронзовой лампы, которая также фигурирует на этих исторических снимках студии Моне.

Фотографии обновленного интерьера мастерской Клода Моне (

Маленькая деревушка Живерни появилась на картах больше тысячи лет назад, однако известна в основном как место, где 43 года прожил всемирно известный импрессионист Клод Моне и где было создано огромное количество его полотен. Всего 80 км отделяют это живописное местечко от Парижа . Благодаря присутствию известного еще при жизни мастера незаметная деревушка стала пристанищем и местом отдыха многих художников.

По улочкам Живерни в свое время гуляли Матисс, Сезанн, Ренуар, Писсарро.

Как добраться

Романтичнее всего рвануть в Живерни своим ходом. Поезд с парижского вокзала Сен-Лазар идет до Вернона, где обычно уже ждет автобус, на котором вы преодолеете оставшиеся 6 км до сада Моне. Можно взять напрокат велосипед за 12 EUR в Café du Chemin de Fer, что напротив вокзала. Этот небольшой путь можно пройти и пешком: пересекаем реку, а затем поворачиваем направо на дорогу D5. Будьте внимательны: когда доберетесь до Живерни, на развилке сверните налево, иначе вам придется обходить сад.

На автомобиле дорога из Парижа займет около часа. Двигаться по автостраде А13 в сторону Вернон/Живерни до поворота 14.

Цены на странице указаны на август 2018 г.

Поиск авиабилетов в город Париж (ближайший а/п к Живерни)

Сад Клода Моне

Кроме того, что симпатичная деревушка стала домом и творческой мастерской Моне как художника, она лучше всего иллюстрирует его выдающиеся способности ландшафтного дизайнера и садовода. Ведь именно просторы Живерни стали чистым холстом, на котором художник экспериментировал с сортами роз, гиацинтов, ирисов, сочетал чопорный папоротник и пышные пионы, блеклые незабудки оттенял сочными маками. И именно пейзажи этого сада легли в основу лучших работ Моне.

Сейчас со всего мира сюда тянутся почитатели творчества Моне, чтобы своими глазами увидеть пруд с водными лилиями и кружевным японским мостиком, перекинутым через водоем. Над этой частью сада художник тоже трудился собственноручно, кропотливо создавая для себя источник вдохновения на предстоящие 20 лет. Здесь он создал знаменитые работы «Скала Эгюй и Порт д’Аваль», «Ворота Маннпор в Этрета», «Скалы в Бель-Иль», «Скалы в Этрета», «Стог в Живерни», «Водяные лилии».

Усадьба Моне в Живерни

После смерти художника его сын Мишель передал усадьбу Академии изящных искусств. Ее сотрудники до сих пор заботливо поддерживают внешний облик дома и сада в том виде, в каком их оставил хозяин, превратив это место в дом-музей французского художника-импрессиониста (Musée Claude Monet).

Внутри вы не встретите работ Моне, но выкрашенный в яркие цвета дом наполнен бытовыми подробностями жизни мастера, а холл представляет собой известную студию «Водяная лилия», оформленную репродукциями работ Моне. Лучшее время для посещений сада - это май и июнь, когда вокруг пруда начинают цвести рододендроны глицинии.

Практическая информация

Адрес: Живерни, Rue Claude Monet, 65-75. Официальный сайт усадьбы (доступен на французском, английском и японском языках).

Время работы: ежедневно с апреля по ноябрь, с 9:30 до 18:00.

Вход: 9,50 EUR (взрослые), 5,50 EUR (дети старше 7 лет и студенты), детям до 7 лет вход бесплатный.

Популярные отели Живерни

Достопримечательности Живерни

Пешая прогулка по окрестностям нормандской деревни - это возможность взглянуть на мир глазами Моне, невозможно быть равнодушным к плюшевым зеленым холмам, благоухающим рощам, каменным домикам, обнесенным деревянными добротно скроенными заборами, отважным ирисам, которые пробиваются сквозь дорожную пыль, где им вздумается, а не где прикажет рука человека. И тут же хочется схватить карандаш, ручку, кисть, фотоаппарат и запечатлеть завораживающую красоту простого сельского пейзажа

Музей импрессионизма

Кроме семейного гнезда Моне, в Живерни есть и другие достопримечательности, например Музей импрессионизма, созданный для проведения временных выставок и инсталляций художников-импрессионистов. Бывает, что даже работы Моне выставляются в его залах. Кстати, совсем недавно это здание именовалось Музеем американского искусства и специализировалось на творчестве американских художников, но было решено раздвинуть географические границы искусства, охватившего весь мир.

Музей работает с начала апреля по конец октября. Кстати, предусмотрена продажа комбинированных билетов, дающих скидку при посещении нескольких достопримечательностей Живерни. Адрес: Живерни, rue Claude Monet, 99. Подробнее о расписании работы и скидках на билеты можно узнать на сайте музея (на английском языке).

Кафе

Приятную передышку можно взять, заглянув в дом № 81 по улице Клода Моне, где приютился бывший отель, а сегодня милый ресторанчик Hotel Baudy. Это место - настоящая легенда: за столиками этого кафе когда-то пили кофе Сезанн, Ренуар, Сислей, Роден, а в конце 19 века на верхних этажах, в гостинице, останавливались исключительно художники. В «Отеле для американских художников» даже сохранился ряд картин и набросков известных теперь мастеров, которыми постояльцы расплачивались с хозяйкой за проживание. Сейчас отведать блюда французской кухни можно, заплатив 25-30 EUR за обед.

Семейный склеп Моне

Рядом с церковью Св. Радегунды находится семейное захоронение Моне. Старинная церквушка представляет собой сельский, простенький, поражающий древностью и особой атмосферой храм. В этой церкви Моне женился во второй раз, а позже был похоронен в фамильном склепе семьи. Особым очарованием пропитана самая древняя в поселке улица rue aux Juifs в средневековой части Живерни, о чем свидетельствуют старинные здания и руины средневекового монастыря.

  • Где остановиться: отправной точкой для путешествий по окрестностям столицы Франции лучше всего выбрать непосредственно