Описание по картине васнецова богатырский скок. Сочинение-описание картины Васнецова «Богатырский скок. Плетение из бисера

Описание картины Васнецова «Богатырский скок»

15 мая в 1848 году на свет появился очень известный на сегодня художник Виктор Михайлович Васнецов.
Увлекаться живописью он стал еще в юности.
Брал уроки рисования.
Сегодня же его перу принадлежит множество известных картин, а им не перестают восхищаться.
Его сказочный стили и персонажи, которых он рисовал, просто привораживают.
Одной из таких захватывающих картин есть его работа «Богатырский скок».

На картине представлен богатырь во всей своей красе на могучем коне.
Держится он очень уверенно и грозно.
Одет в боевые доспехи.
Поэтому можно судить, что он готовится к бою.
На правой руке надет щит и держит богатырь в ней кол с железным наконечником.
В левой руке находится к нут для управления лошадью.
Спереди за поясом находится меч.
Богатырь полностью экипирован и готов к бою.
Даже его лошадь в полной готовности.
Всем своим гордовитым видом она показывает насколько прислуживает своему хозяину.
Грандиозный, высокий и неповторимый прыжок, совершенный ею по наказу своего хозяина, доказывает ее преданность.
Небо на заднем фоне хотя и светлое, но слегка затянуто тучами.
Земля и деревья темного цвета.
Вся природа преобразилась перед наступлением боя.
Но благодаря нашему богатырю и его непобедимому виду нам незачем беспокоится.

Мне кажется, что картина полностью соответствует своему названию.
И конь со своим грандиозным прыжком, и богатырь с непобедимым видом очень гармонично вписываются в одно целое - богатырский скок.
Я думаю, каждый увидит на картине то, что и хотел передать Виктор Михайлович Васнецов.
Непоколебимость русского духа и его любовь к природе.
Его сказочные персонажи на картинах всегда оживают и заставляют нас верить в чудеса.

Методическая разработка урока по развитию речи.

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатырский скок»

Я хотел показать, в чем сущность моего народа…

В. Васнецов.

Цели:

Научить собирать материал к сочинению и использовать его при описании изображенного на картине;

Пользоваться синонимами и образно-выразительными средствами языка в собственной речи;

Развивать и тренировать наблюдательность, художественно-эстетический вкус;

Приобщать учащихся к историческому прошлому родины.

Оборудование урока :

Интерактивная доска;

Репродукции картины В.М.Васнецова «Богатырский скок» (1914г) «Витязь на распутье» (1882), «Богатыри» (1898).

Ход урока :

    Организационные моменты. Сообщение темы урока.

Заранее подготовленный ученик читает:

А и сильные, могучие

Богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их конем землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь- не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

(отрывок из былины)

Сегодня мы знакомимся с картиной В.М.Васнецова «Богатырский скок» 1914г.

    Рассказ о творчестве художника.

«Я всегда только и жил Русью»,- говорил о себе Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926гг). Он прославился такими картинами, как «Богатыри», «Витязь на распутье», «Богатырский скок».

(Репродукции картин демонстрируются на интерактивной доске)

Они навеяны русскими народными сказками, былинами. Их можно назвать живописными поэтическими сказаниями о родном народе, о славной национальной старине и ее бессмертных героях.

В своем творчестве Васнецов стремился раскрыть эстетические национальные идеалы как идеалы народа, найти и установить связь между прошлым и настоящим родной страны.

В детстве и ранней юности художника окружал деревенский быт, почти не тронутый городским влиянием. Много значили для будущего художника старинные сказания, песни, предания, передававшиеся из уст в уста.

После окончания вятской духовной семинарии он поступил в Академию художеств, где курса не окончил, а получил только две серебряные медали за рисунок в натурном классе и за этюд. В.Васнецов на личные средства уезжает в Париж, где вскоре его произведения появляются на передвижных выставках. В большинстве случаев они были написаны на темы из русских сказок и былин. Картины были проникнуты русским народным духом и глубоким, искренним настроением.

    Беседа по картине . (с использованием интерактивной доски)

На картине изображен Илья Муромец.

Учитель: Как вы его узнали?

Учащиеся: Мы знаем картину Васнецова «Богатыри», на которой изображены Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. (Демонстрация картины).

Учитель: В. Васнецов особо подчеркнул в своих любимых героях спокойную величавость, рожденную сознанием возложенного на себя священного долга. Картина создает «не только впечатление силы… но ещё впечатление благости, великодушия и добродушия – ими полон всего более сам Илья Муромец».(В. В. Стасов)

Учитель: Что мы знаем об этом богатыре?

Материал подготовлен учащимися как индивидуальное домашнее задание.

1-ый рассказчик:

Знаменитого богатыря Илью Муромца народное предание отождествляло с преподобным Илией Муромцем, Печерским, знания о котором В.М.Васнецов получил еще в духовной семинарии.

Родился Илия Муромец около 1143г. в селе Карачарово, что под Муромом Владимирской области, в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына, и его жены Евфросинии, дочери Якова.

С детства до тридцати трех лет Илья был парализован, а потом получил исцеление от трех вещих старцев, которые предсказали, что «смерть ему в бою не писана».

Взяв родительское благословление,

«Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду во славный стольный Киев-град-

Помолиться чудотворцам киевским

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой-правдою,

Постоять за веру христианскую»,

Илья много лет состоял в дружине Киевского князя Владимира Мономаха – был «первый богатырь во Киеве».

2-ой рассказчик:

Не знавший поражений, Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости.

Все сказания свидетельствуют о степенном характере Ильи Муромца, который никогда не превозносил себя, оставаясь простым крестьянским сыном: « Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал людей не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводою в богатстве жить. Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов ее оборонять»

Учитель: К лику святых Илья Муромец был причислен в 1643г. Украинская православная церковь Московского Патриархата учредила орден Преподобного Илии Муромца, которым награждаются военнослужащие, отличившиеся служением Отечеству, в том числе и в горячих точках.

    Описание картины. Обучение по образцу.

Огромный черный богатырский конь только оттолкнулся копытами от земли, а уже дремучий лес кажется низкой травой, а облака - все ближе и ближе. Такой конь в считанные секунды сумеет преодолеть любые расстояния, чтобы доставить грозного седока к желанной цели.

Красив и суров богатырь, крепко сжимающий сильными ногами бока ретивого скакуна. Это настоящий русский воин, такому не страшны даже полчища врагов - пусть они сами дрожат и трепещут! Серебристый шлем, надежная кольчуга, щит сумеют защитить богатыря от мечей и стрел неприятеля, а длинное крепкое копье вселит ужас в захватчиков русской земли. Гордо и внимательно оглядывает воин бесконечные просторы родины, при первой же опасности он готов постоять за свой народ.

    Словарно- стилистическая работа.

Кольчуга - доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием. Носила в зависимости от разновидности различные названия: кольчу́га, панцирь, байдана, яцерин. Использовались разные виды кольчуг - от кольчужной рубахи, прикрывавшей только туловище и плечи до полных хауберков (hauberk), покрывавших тело полностью, с головы до ног.

Бармица - элемент шлема в виде кольчужной сетки, обрамляющей шлем по нижнему краю. Закрывала шею, плечи, затылок и боковые стороны головы; в некоторых случаях грудь и нижнюю часть лица

Наручи - часть доспехов, защищающая руки от локтя до кисти. Простейшие наручи изготавливались по шинному типу и представляли собой металлические пластины, закреплённые на кожаной основе. Однако они уступали цельнометаллическим наручам, появившимся, вероятно, в Западной Азии. Наиболее совершенными являются наручи трубчатого типа. Такой наруч состоит из двух сильно изогнутых пластин - верхней (локотник ) и нижней (черевец ). Эти пластины могли соединяться шарнирно, а закрываться с помощью ремешков и пряжек.

Кистень - гибко-суставчатое холодное оружие ударно-раздробляющего действия. Представляет собой ударный груз (костяную, металлическую или каменную гирю - било ), соединённый подвесом (цепью, ремнём или крепкой верёвкой) с деревянной рукоятью - кистенищем .

Копье - колющее, метательное или колюще-рубящее древковое холодное оружие. Длина копья составляла от 3 до 4 метров. Копья были метательные и тяжёлые для ближнего боя.

Ретивый – быстрый, стремительный.

Вороной – черный, цвет вороньего крыла.

Сбруя - конская упряжь, предметы и принадлежности для запряжки, седлания и управления лошадьми

    Сравнительный анализ двух картин В.М.Васнецова.

Демонстрация картины «Витязь на распутье».

Учитель: Известно, что картина «Богатырский скок» была одной из последних работ художника. Давайте обратимся к первой работе В.Васнецова « Витязь на распутье» с тем, чтобы сравнить настроение богатырей картины.

Что мы видим на первой работе художника В.Васнецова?

Ответы учащихся :

Художник передал атмосферу былинных сказаний;

Жуть навевает дикая, бескрайняя степь, черные птицы, замшелые валуны, черепа человеческие и лошадиные;

Учитель: Опишите снаряжение витязя:

Ответы учащихся :

Воин в боевых доспехах: пластинчатая кольчуга закрывает тело всадника;

Шлем с бармицей

Густая бармица укрывает плечи

Наручи до локтей.

Витязь хорошо вооружен:

Колчан со стрелами

Тяжелый кистень для близкого боя

Копье для дальнего боя

Тяжелый миндалевидный щит много раз спасал своего хозяина

Конь под стать всаднику - сильный, выносливый, привыкший к бою. Скорее всего, это любимый конь витязя. Об этом говорит богатая сбруя коня.

Учитель: Какой миг запечатлел художник?

Ответы учащихся :

Всадник приостановился у камня только на несколько минут, чтобы прочесть надпись. Он продолжит свой путь вперед.

Учитель: Что говорит об этом?

Ответы учащихся :

Светлое небо, отблески света на снаряжении витязя и гриве коня.

Учитель: Художник создает впечатление, что витязю ведомо все, что будет, он выбрал прямую дорогу и недолго промедлит на распутье.

Вот слова самого художника о «Витязе», сказанные уже в глубокой старости: «Я хотел показать, в чем сущность моего народа, какие у него отличительные качества среди других народов. Мы- поэты, а без поэзии, без мечты нельзя ничего делать в жизни. Мы, не щадя себя, боролись и будем бороться за независимость своей земли. Русские люди-витязи на распутье -никогда не бояться того, что сулит нам будущее».

Учитель: Что символизируют картины В. Васнецова?

Картины Васнецова рисуют национальные образы, полные глубоких человеческих чувств и переживаний. Они символизируют величие, храбрость, красоту и силу русского народа в лице Ильи Муромца.

Читает ученик:

Мощь духа русского раскрыл
Художник в этом полотне,
Богатыря изобразил
Верхом на вороном коне.

Конь оторвался от земли,
Поджаты ноги для прыжка.
Темнеет лес внизу вдали,
Клубятся рядом облака.

Вниз голова наклонена
У богатырского коня,
Фигура же напряжена.
Седок, поводья оброня,

Доверившись коню, назад
Глядит внимательно, готов
(Об этом говорит нам взгляд)
Он наповал сразить врагов.

Внизу родимая земля –
Леса, пологие холмы,
Луга, широкие поля.
Он защитит их – знаем мы!

    Составление плана сочинения по одной из картин.

Запись на доске плана сочинения:

    Русские богатыри.

    Описание картины:

а) образ героя картины.

б) описание всадника и коня

Описание одежды

Описание сбруи

3. Композиция картины

Цветовая гамма

4. Чему учит картина.

    Домашнее задание

Написание черновика сочинения

Используемая литература:

    О.П.Баландина « Обучение сочинению по картине» 5-9 классы Издательство «Учитель», Волгоград 2012г., стр. 7-15.

    Ольга Глаголева «Святые воины русского православия» ЭКСМО, Москва, 2009г., стр. 148-155.

    Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи» ,издательство «Белый город», Москва, 2006г., стр. 260-261,267

    Е.П.Борзова, А.В.Никонов «История мировой культуры в художественных памятниках» стр. 200-201.

    Интернет-ресурсы.

Данная методическая разработка урока по развитию речи (сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатырский скок» (1914г), поможет учителю продолжить тему «Русские богатыри» в творчестве художника, расширить представление учащихся 5-6 классов об историческом эпосе России, запечатленной в полотнах В. М. Васнецова, обогатить знания учащихся материалами православной культуры страны, ввести в пласт устной и письменной речи учащихся устаревшую лексику, воспитывать чувство сопричастности к героическому прошлому нашей страны.

В своем художественном творчестве русский живописец Васнецов Виктор Михайлович, часто обращался к народному творчеству и мифам. Достаточно часто героями его шедевров становились могучие защитники древней русской земли - богатыри. Автор умело и с колоритом умел передавать их боевой настрой и дух, их настроение и переживания по поводу предстоящей битвы.

Не обошла стороной мое внимание картина Васнецова «Богатырский скок», на которой в самом центре событий автор изобразил пылкий и быстрый скок русского богатыря на своем верном помощнике – смелом и прытком коне. Картина настолько кажется «живой», как – будто я слышу удары копыт об твердую землю и порывы свежего ветра, который летит навстречу всаднику, создавая препятствие его намерениям.

Автор показывает мощь и силу русского духа, изображая всадника так, как будто он настолько велик и могуществен, что занимает пространств от земли до самых небес. Кажется, что богатырь своей головой касается облаков. Его взгляд очень суров, таким образом, он навеивает страх у своих врагов, что является одним из боевых подходов. Так он показывает свое преимущество и намекает противнику, что бой будет неравным.

Одетая на всаднике кольчуга, дополняет его образ, и является средством защиты от врага. Длинное копье, которое далеко выдается вперед за пределы головы коня, напоминает мне полет стрелы по бескрайнему пространству, как будто она разрывает на своем пути потоки ветра.

Васнецов детально изображает каждое движение коня, его прыжок, напряженные и поджатые ноги, все это говорит о хорошей тренированности животного, о его стремлении угодить своему «хозяину». А богатырь полностью доверился животному чутью, и взгляд его прикован в сторону зрителя. Таким образом, автор показывает связь между душевными порывами человека и чувствами животного инстинкта.

Для создания воинственной атмосферы автор изобразил задний фон, где вдали виднеются лес и бескрайние поля, в темных тонах. Что позволяет сосредоточить свой взгляд только на самом всаднике и его коне, как центральном элементе картины. Так же живописец умело изображает рассвет, время, когда природа пробуждается от ночного сна, а воины уже готовы к нападению на врага.

Описание картины Васнецова Богатырский скок

Васнецов - человек, который через свои художественные произведения обращался к давним литературным произведениям русского народа. Очень часто главными лицами на его картинах были главные защитники земли русской - богатыри. Васнецову удавалось очень точно изображать эмоции своих персонажей, общий настрой и боевой дух, их переживания по поводу предстоящего сражения.

Одной из таких картин является его художественная работа "богатырский скок". На ней изображен древнерусский богатырь, который очень стремительно мчится на своем сильном и верном коне. Картина выполнена так, что отлично передает ту атмосферу. Возникает ощущение, будто можно услышать звук копыт и прочувствовать на себе порывы ветра, который дует в лицо всадника, пытаясь стать для него препятствием.

Васнецов показывает своего персонажа очень сильным и крупным, показывая всю мощь крепкого богатырского духа. Он кажется настолько огромным и могущественным за счет того, что его огромное тело возвышается до небес, кажется будто голова достает до облаков. Сам богатырь имеет такой суровый и грозный взгляд, который навеять страх на любого врага. Он словно показывает взглядом всем врагам, что расклад сил изначально неравен.

Всадник одет в кольчугу, которая служит хорошим дополнением его образа и защищает его от вражеских атак. Его длинное и могучее копье, виднеющееся из-за головы коня, которое похоже на стрелу, готовую обрушиться на голову любого недруга.

Картина выполнена так, что всадник и его конь привлекают к себе всё внимание зрителя, являясь центром изображения. Сзади виднеется густая лесная чаща и огромное бескрайнее поле, которое изображено в самых мрачных тонах. Время изображено как рассвет, когда вся природа и люди только начинают просыпаться, что является отличным временем для нанесения удара. Всё это максимально точно передает атмосферу обстановки и чувства главного персонажа.

Несколько интересных сочинений

    Здравствуй, Дед Мороз! Учусь хорошо. Увлекаюсь историей, рисованием и математикой. Живу вместе с мамой и папой. У мня две сестры. Мы все дружно живем. Много путешествуем. Я люблю читать.

    Произведение И. С. Тургенева «Первая любовь» проникнуто собственными любовными переживаниями, которые пережил когда-то автор. Для него любовь представляется неистовой силой в любом из своих проявлений

Одна из самых классных картин! Мне очень нравится. Тут столько силы, движения… богатырства!

Тут очень красивая русская природа. Закат (или рассвет) такой, что небо красивого цвета. Белое облако на самом верху, дальше – голубой цвет, ниже – розовый. А в самом низу – горы красивые. Перед ними – лес сосновый. Темный, понятно. И ближе к нам зеленая трава. В общем, очень красиво.

Фон подходит для сказки! И даже не важно, что тут нет березок. Русское не только в березках… Тут и так богатырь русский. С березками было бы совсем по-русски. Слишком.

И вот сам богатырь – сила и мощь. Он верхом на коне. Конь-то как раз и дает скок. Он весь в воздухе – летит. Может быть, это волшебный скок. Приземлится он в тридевятом царстве… И спасёт любую царевну от любого дракона!

Конь тоже крупный, мощный. От темного окраса (не блондин). Только одна лапа у него светлая. Может, для красоты. Ещё для красоты у него сбруя. И такой длинный хвост, грива пышная. Всё развевается на ветру. Тут даже перевернутая корона золотая на груди у коня. Седло красное, то есть красивое.

Я б хотел тоже прокатиться на таком коне! Только сам. И я б не испугался. Опыт у меня есть. Мы с папой катались на конях пару раз. А ещё я сам ездил в парке, только шагом. Хочется уже развиваться.

Ну, родных я б тоже покатал, можно даже попросить прицеп. Думаю, конь не будет против. Он такой сильный!

Так, ещё богатырь тут. Он парадно одет, едет в гости, наверное. Или на службу! У него модные сапоги и синие штаны. Ещё у него кольчуга, даже доспех (верхняя часть). Она состоит из больших пластин. Похоже на щит, который тоже есть. Это всё точно тяжелое! Но богатырь, наверное, привык всё это таскать, так как рабочая форма, как в школе. И защищает от стрел всяких. А ещё у него в руке кнут. Надеюсь, что он его не использовал! Ещё у богатыря железная шапочка. (Не от инопланетян!) Это каска! Тоже хорошо защищает от падений с высоты коня. А на верхушке у него маленький красный флаг. Как на кремле раньше. И в другой рук – копьё. Очень хорошо собран богатырь!

От пояса у него какая-то ткань красная. По ветру летит.

И самое главное – взгляд такой суровый. Весь он такой серьёзный! Настоящий воин, вот!

А конь ещё, может, волшебный – умеет говорить! Вот бы он рассказал об их подвигах! Войны обычно не многословны, а вот кони (в мультфильмах) очень болтливы.

Отличная картина! Интересно её рассматривать… Сразу хочется придумывать истории, сказки читать.

2 вариант

Васнецов известен своими великолепными картинами на тему былинных сказаний и исторических сюжетов, связанных с эпохой Древней Руси. Характерной в этом смысле является картина художника под названием Богатырский скок, которая изображает великолепного богатыря на холме.

Трудно сказать к какому именно историческому периоду относится данное изображение, точнее, какой исторический период хотел передать автор. Вероятнее всего, речь идет просто об образе, просто о каком-то так называемом архетипе, который хотел предать автор. Васнецов пытался воплотить нечто наподобие коренного образа, на который мог бы опереться житель страны и продолжатель истории этой страны.

Богатырь с копьём и мощной нагайкой-хлыстом конь изображается в прыжке, он весь чёрный, как смоль и только одно копытце у него беленькое, что, вероятнее всего, указывает на какую-то его особенную породу или своеобразный знак счастья и благополучия. По всей видимости этот конь имеет благородное происхождение. Как говорится, богатырский конь, под стать наезднику.

Богатырь тоже изображен в красивом обличии, в мощных доспехах и кольчуге, со щитом, в сине-фиолетовых шароварах, насыщенной зелёной кофте, прочных и красивых сапогах. Добрый молодец гордо и сосредоточенно смотрит вдаль. Его взгляд напряжен и полон решительности, также как и вся его поза источает силу и выдержку. Он является защитником родной земли.

Помимо этого, на мой взгляд, он выглядит как бы исполнителем небесного закона или чем-то наподобие проводника воли Неба на земле. Этот контраст, мне кажется, легко уловимым по колористике верхней и нижней части картины. Снизу мы видим чёрного коня, темный лес, в общем, довольно мрачное настроение. В то время как наверху весьма чистое, хотя и закатное небо. Оно ясно и красиво, богатырь, в свою очередь, по цветам больше соотносим с верхней частью картины. Его доспехи светлы, сам он тоже ясен и светел. В то же время ему приходится быть на земле, он действует здесь, а не на небе. Поэтому ему нужно быть суровым и строгим.

На мой взгляд, художнику великолепно удалось передать ощущение и настроение силы и мощи. Таким всадником остаётся только любоваться, он действительно красив, а образ его является во многом архетипичным для русской земли.

`

Художник Виктор Михайлович Васнецов за свою жизнь нарисовал много замечательных картин. Ещё с юности он начал увлекаться живописью, брал уроки рисования. Сегодня же он является автором множества известных картин, которыми никогда не перестанут восхищаться многочисленные поклонники искусства. Сказочные персонажи – герои его картин – всегда выглядят настолько живо и интересно, что невольно начинаешь восхищаться ими. Одна из его работ называется «Богатырский скок». О ней я и хочу рассказать.

На картине мы видим богатыря, оседлавшего могучего коня. Держится воин очень уверенно и грозно. На нём художник изобразил боевые доспехи. Видно, что богатырь готов к бою. В одной руке у него кнут для управления лошадью, а другой рукой он держит кол с железным наконечником, на ней одет и щит. Спереди за поясом у богатыря меч. Он не только полностью готов к бою сам, боевой дух чувствуется и у коня. Он готов служить своему хозяину до победного конца! Грандиозный, высокий и неповторимый прыжок, который он совершил по наказу своего хозяина, доказывает его настоящую преданность. Небо на картине немного затянуто тучами. Земля и деревья тёмного цвета. Природа будто бы подготовилась к предстоящему бою. Но благодаря нашему могучему богатырю и его непобедимому виду нам не о чем беспокоиться.

Я думаю, картина полностью соответствует своему названию. И грациозного коня со своим прыжком, и богатыря с непобедимым видом можно описать одним названием – богатырский скок. Автор своей картиной лишний раз напоминает нам о непоколебимости русского духа. Сказочные персонажи на картинах Васнецова всегда оживают и заставляют нас верить в чудеса.

Вместе со статьёй «Сочинение по картине Васнецова «Богатырский скок» читают: