Общие сведения. Александр Сергеевич Даргомыжский. Романсы

«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды!» – это известное изречение Александра Сергеевича Даргомыжского представляется самой меткой характеристикой его вокального творчества. Стремление к «правде жизни» обусловило то пристрастие, которое питал этот композитор не только к опере, но и к камерно-вокальному жанру. Им создано более сотни романсов и песен на стихи разных поэтов. Были среди них и те, к которым обращался – Александр Пушкин, Антон Дельвиг, Алексей Кольцов, но привлекают внимание композитора и другие стихи, в частности, новейшие творения поэта-современника – Михаила Юрьевича Лермонтова.

Эталоном композитора для Даргомыжского был его современник – , но различие в их вокальном творчестве более чем очевидно. О влиянии можно говорить лишь применительно к ранним его романсам. Пример такого произведения – «Шестнадцать лет» на стихи Дельвига. Это бесхитростная песня в ритме вальса, живописующая образ грациозной невинной девушки. Изящная кантиленная мелодия начинается с восходящей сексты (что тоже перекликается с романсами ). Но уже здесь обращает на себя внимание такая деталь: в стихах речь идет о девушке из села – но никаких черт крестьянской песни в произведении нет, это чистейший образец городского романса. Именно городской музыкальный быт станет источником, питающим творчество композитора.

Традиционные черты лирического высказывания можно усмотреть в романсе «Мне грустно» на стихи Лермонтова, и все же здесь видна типичная черта вокального стиля Даргомыжского – колоссальная роль декламационной выразительности, той самой, что призвана «прямо выражать слово». После щемящей восходящей малой секунды мелодия обреченно ниспадает, то же самое происходит после следующего восходящего оборота – и сразу возникает образ «уставшего от жизни» человека. Придают мелодии экспрессивность и такие черты, как частые паузы, «разрывающие» ее, и широкие скачки. Кульминационный момент («слезами и тоской заплатишь ты судьбе») подчеркивается отклонением в тональность пониженной второй ступени.

Но истинной «визитной карточкой» Даргомыжского стали романсы, созданные им в зрелый период. Создание их было обусловлено той обстановкой, в которой происходило предшествующее творческое становление композитора. Это время – 1830-е годы – Иван Тургенев метко охарактеризовал как «очень уж смирное». Но под внешним спокойствием пряталось «бурление идей», которое не могла бы подавить никакая политическая реакция – оно находило выход в искусстве. По словам писателя Ивана Панаева, литература должна была «снизойти со своих художественных изолированных высот к действительности жизни». В литературе «ответом» на это требование времени стало творчество Николая Васильевича Гоголя, а в музыке – Даргомыжского. С Гоголем композитора роднит и интерес к миру «маленьких людей», и беспощадность сатиры. Романсы эти зачастую подтверждают известный постулат: «краткость – сестра таланта». Всего из двух строф состоит стихотворение Ивана Вейнберга «Титулярный советник», но романс Даргомыжского на этот текст – целая история с завязкой, развитием действия и развязкой. Уже в первых двух фразах предстают два контрастных образа – робкая секунда титулярного советника и размашистый, начинающийся с восходящей кварты мотив гордой и неприступной генеральской дочери. В следующих фразах времяпрепровождение отвергнутого влюбленного («и пьянствовал целую ночь») иллюстрируется «приплясывающим» ритмом, но в последней фразе вновь возникает квартовая интонация генеральской дочери, образ которой носится перед героем «в винном тумане».

Такой же краткостью и театральной действенностью отличается романс «Мельник» на стихи Пушкина. Это сцена с участием двух персонажей. Один из них – мельник – охарактеризован широкими, почти эпическими ходами, но в сочетании с пунктирным ритмом, имитирующим походку пьяного, эти претензии на величие и степенность ничего, кроме смеха, не вызывают. Особенно смешными выглядят интонации мельника в сочетании с торопливой «скороговоркой» жены.

Театрализация романса проявляется у Даргомыжского даже там, где слово в драматической сцене предоставляется только одному персонажу, а об остальных действующих лицах можно догадываться лишь с его слов. Таков романс «Старый капрал» на стихи Пьера-Жана де Беранже. Благодаря переводам Василия Курочкина этот французский поэт был весьма популярен среди русской разночинной интеллигенции. «Старый капрал» – это речь старого солдата, приговоренного за оскорбление офицера и руководящего собственным расстрелом. Варьированная куплетная форма позволяет раскрыть образ героя с разных сторон: решительность, гнев, чувство собственного достоинства, нежное обращение к молодому земляку, воспоминание о жене. Маршевый припев («В ногу, ребята, раз, два») обрисовывает обстановку действия. В последнем проведении композитор поручает его хору, но этот замысел нелегко реализовать в условиях камерных концертов, и обычно его исполняет фортепиано.

Монолог, драматическая сцена, сатирическая зарисовка – все эти разновидности романса получили развитие в творчестве других отечественных композиторов, и не только в собственно романсовом жанре. По словам Владимира Тарнопольского, «Если бы не было Даргомыжского, не было бы , не было бы ».

Музыкальные Сезоны

Над жанрами камерной вокальной музыки Даргомыжский работал в течение всей своей музыкальной жизни. Им создано свыше ста романсов и песен, а также большое количество вокальных ансамблей.

Если камерно-вокальное творчество Глинки, в целом, отличается единством стиля (поэтому говорили и выписали черты стиля). То в творчестве Даргомыжского наблюдается многообразие творческих опытов, даже некоторая стилистическая пестрота. Это можно объяснить тем, что творчество Даргомыжского приходилось на время формирования новых взглядов на роль искусства в обществе. Лучшие произведения Даргомыжского написаны в 40-е – 60-е годы XIX века. Именно в это время формируются принципы так называемого критического реализма в искусстве, прежде всего в литературе. Толчком к этому стал выход «Мёртвых душ» Гоголя. Белинский назвал это новое произведение Гоголя «творением чисто русским, национальным, … беспощадно сдёргивающим покров с действительности…; творением необъятно-художественным по концепции и выполнению, по характерам действующих лиц и подробностям русского быта, и в то же время глубокое по мысли, социальное, общественное и историческое…». Эти реалистические основы творчества получили развитие и в творчестве Некрасова, Герцена, Тургенева, Григоровича. К этим принципам был близок и художник Федотов.

Эти реалистические устремления нашли отражения и в творчестве Глинки – его последние романсы. Однако сознательным и убеждённым выразителем этих идей был Даргомыжский. В письме к своей ученице Кармалиной композитор высказал основной принцип своего творчества – «Я не намерен снизводить…музыку до забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды».

Однако далеко не сразу Даргомыжский пришёл к новым темам, новому музыкальному языку. Его камерно-вокальное творчество развивалось, в нём можно выделить несколько этапов: 1. это простые салонные песни начала и середины 30-х годов; 2. постепенное формирование стиля – конец 30-х и начало 40-х годов; 3. Вторая половина 40-х годов – полностью выявляется своеобразие творчества – в раскрытии «сниженной действительности», социальной несправедливости, психологизме; этот период связан с формированием новых выразительных средств, новых жанров. Последние годы (50-е и до середины 60-х) – последний этап, в котором ярко проявляется социально-критическое начало, отклик на идейно-художественные тенденции 60-х годов. Затрагивает разнообразные темы и жанры.

На протяжении всего творческого пути Даргомыжского в его вокальной музыке развиваются несколько образно-стилевых линий. Интересно увидеть эволюцию развития творчества композитора на примере каждой из них.

Лирические романсы . Эта линия берёт своё начало в миниатюрах первого периода (30-е – 40-е годы). Им свойственна безоблачность настроений, пластичная мелодия, стройная композиция. Близки по стилю романсам Глинки. Кажется, что непосредственно Глинкой был навеян пылкий романс-признание «Влюблён я, дева-красота» на слова Н. Языкова. Основная тема близка мелодическому рисунку «Я помню чудное мгновенье» - опевание гексахорда, по-глинкински звучат экспрессивные и полные изящества хроматизмы в каденциях фраз и построений, заложенные уже в ткани вступительного двутакта. Но синкопированная ритмика в вокальной партии передаёт задыхающуюся от волнения речь, она выступает характерной приметой мелодики Даргомыжского, основанной на связи с выразительной живой речью.

Юноша и дева. Стихотворение Пушкина относится к числу «пластических» стихотворений в античном роде. Оно поэтическими средствами воссоздаёт зрительный «скульптурный» образ. Здесь есть и действие, но оно лишь намечено. Само стихотворение вызывает представление не о действии, а скорее о скульптурной группе: спящий юноша, склонившийся на плечо подруги. Такому ощущению статичности в стихотворении способствует особый античный размер – гекзаметр (шестистопный дактиль).

Музыка Даргомыжского в полном соответствии с пластическим характером поэтического образа. Она намеренно статична. Статична форма, не содержащая контрастов между частями – двухчастная. Статичность проявляется и в мелодии, необычайно мягкой, лишённой ярко выраженных кульминаций и ритмической остроты (всё время сохраняется равномерное движение восьмыми). То же в гармонии: на протяжении всего романса лишь одно кратковременное отклонение из ля ми нора в до мажор. Это отклонение приходится на начало второго двустишия – «дева тотчас умолкла». Особенности пушкинского гекзаметра находят точное отражение в музыке. Так, отклонения от равномерно скандируемого дактиля, «усечения» в каждом полустишии второго и четвёртого стиха в музыке отмечены сменой метра 6 8 – 3 8 .

Проявившееся в этом романсе стремление к непрерывности, постепенности вариантного развития музыкального образа столь же типично для Даргомыжского, как стремление к контрастным композициям – для Глинки. В данном случае оно как нельзя лучше соответствует поэтическому образу. (В. А. Васина-Гроссман).

Я вас любил. Слова Пушкина . Предвестник зрелого романсового стиля. Глубокий по содержанию и лаконичный по средствам. Самое примечательное в нём – органичное сочетание плавной мелодической кантилены с растворёнными в ней речевыми интонациями. Учебник стр.235-237. Придал романсу черты элегии. Неторопливо льётся благородная песенная мелодия на фоне спокойного арпеджированного сопровождения (характерно для элегии). Мелодия всего куплета представляет единую, постепенно развивающуюся линию. Начинаясь с самого низкого звука, она постепенно захватывает всё более широкий диапазон и перед концом куплета достигает самого высокого звука «до 2 », выделенного ритмической остановкой и обозначением тенуто., после этого движение замыкается мягким кадансирующим оборотом с характерным для бытовой мелодии наложением сексты на доминантовую гармонию. В мелодии есть и декламационное начало. Единая линия вырастает из сочетания коротких фраз-попевок, различных по своему строению и протяжённости. Рисунок каждой попевки отличается гибкостью и пластичностью. Первая из них, словно выросла из речевой интонации. Фразы-попевки отделены друг от друга паузами, согласно смыслу слов. Ритм мелодии отличается таким образом, чисто речевой свободой. Это и придаёт музыке характер особой углублённости и сдержанности.

Взятые в целом, эти ранние лирические романсы Даргомыжского словно образуют «венок» в честь Глинки.

На следующем этапе творчества (середина 40-х) годов лирическая линия становится всё более самобытной, индивидуальной по стилю. Композитор углубляет психологическую основу романса, создаёт особую его разновидность – вокальный монолог.

И скучно, и грустно. Слова Лермонтова. (читать стихи. О чём?) Стихотворение Лермонтова звучит как исповедь страдающей души, как признание человека, томимого жаждой счастья, любви, дружбы, но опусташенного бесплодной тоской и потерявшего веру в возможность найти сочувствие у окружающих. Глубокая скорбь об утраченных надеждах смешивается с презрением к толпе (бездушных, пустых и лицемерных кукол), в общении с которыми проходит его жизнь. Стихотворение имеет обличительный характер. В чём? – пустая жизнь общества, пустота в душах людей. Хочется отметить именно в связи с этой темой выбор этого стихотворения Даргомыжским.

Слушаем. Главное средство выразительности? - мелодия. В чём её особенность – сочетание песенности и декламационности. Декламационность проявляется в том, что Даргомыжский стремится подчеркнуть в музыке значительность, весомость каждой фразы, иногда ртдельного слова. Передавая своеобразный речевой строй стихотворения Лермонтова, Даргомыжский находит чрезвычайно выразительные музыкальные интонации, прямо вырастающие из интонаций речи. Так мы находим здесь и нарастающую вопросительную интонацию – «Любить… но кого же? На время не стоит труда»; и интонацию сопоставительную, где смысловое противопоставление подчёркивается различием звуковысотного уровня: «И радость, и муки». Выразительность интонаций усугубляется паузами в вокальной партии, тонко передающими особенность речи, обращённой к самому себе, особенность «мыслей вслух». Вместе с этим гибкость и подвижность тонального плана создают ощущение безыскусственной человеческой речи. Установка именно на выразительность отдельных фраз, а не мелодии как целого, здесь совершенно очевидна.

Песенность проявляется в повторяющихся мелодических фразах, близких бытовому романсу – «В минуту душевной невзгоды»; пластичные очертания мелодии; традиционная фактура сопровождения из разложенных аккордов.

Форма – сквозная. Музыкальная композиция отличается особой текучестью, размытостью граней формы. Что объединяет в единое целое произведение – аккомпанемент - неизменное ритмическое движение (трёхдольные фигуры), при плавности модуляций и скользящих сменах гармоний, даже при декламационной прерывистости вокальной линии создаёт ощущение текучести и слитности (выразительные средства элегии). Есть деформированная реприза – «что страсти», лишь отдалённо напоминает об основной теме. Мелодия звучит в ми бемоль миноре, включает интонационно заострённый ход по звукам УмVII 7 - горький подчёркнутый вывод (резюме) – маркато и акценты. Только в последних тактах (второе построение в репризе) возвращается основной мелодический рисунок, замыкающий всю композицию произведения: «И жизнь как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка!»

Среди высоких незаурядных личностей, чье творчество и судьба соприкасались с А. С. Пушкиным, был и Александр Сергеевич Даргомыжский – русский композитор, который также, как и Глинка, является основоположником русской классической школы.

А. С. Даргомыжский родился (на нашей Тульской земле!) 2 февраля 1813 года в селе Троицкое (старое название Даргомыжки) Белевского уезда. С этой деревней Тульской губернии связана жизнь его родителей до того, как они, спустя 4 года, обосновались в Петербурге. Интересно, что Александр Сергеевич получил исключительно домашнее воспитание. (Ни в каком учебном заведении он никогда не учился!) Единственными его воспитателями, единственным источником его познаний были родители и домашние учителя. Многочисленная семья – вот та среда, в которой формировались характер, интересы и вкусы будущего великого русского композитора. Всего у Даргомыжских было шестеро детей. Особенно большое место в их воспитании занимало искусство – поэзия, театр, музыка.

Музыке придавали в доме Даргомыжских большое значение: как «началу, смягчающему нравы», действующему на чувства, воспитывающему сердце. Детей обучали игре на различных инструментах. К семи годам интерес Александра Сергеевича к сочинению музыки вполне определился. В это время, как известно, исключительное место в практике салонного музицирования занимали песни, романсы, арии, т. е. вокальная музыка.

13 сентября 1827 года юный Даргомыжский (14 лет) был зачислен в контору министерства Двора канцеляристом без жалования. Служил в казначействе (вышел в отставку в 1843 году в чине титулярного советника). В семнадцать лет А. С. Даргомыжский был уже известен в петербургском обществе как сильный пианист.

В 1834 году А. С. Даргомыжский познакомился с Михаилом Ивановичем Глинкой. Несмотря на разницу в возрасте (Глинка был старше Даргомыжского на девять лет), между ними завязались тесные дружеские отношения. «Мы в течение 22 лет были с ним постоянно в самых коротких дружеских отношениях», - так скажет Александр Сергеевич о дружбе с Глинкой.

В жизни каждого композитора, работающего в области вокальных жанров, немаловажную роль играет поэзия. Заметим, что мать Даргомыжского была поэтессой, много печаталась в 20-х годах. Отец композитора тоже был не чужд литературе. Особенно много писал в молодые годы. Сочинение стихов широко практиковалось и среди детей. И поэзия с ранних лет стала неотъемлемой частью жизни А. С. Даргомыжского. Его отличали тонкий поэтический вкус, острое ощущение поэтического слова.

Может быть, именно поэтому вокальное наследие композитора почти не знает посредственных стихов.

Большую художественную ценность представляют в первую очередь такие романсы Даргомыжского на стихи А. С. Пушкина, как «Я вас любил», «Юноша и дева», «Вертоград», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья», «Владыка дней моих», «Бог помочь вам, друзья мои».

Попытаемся проанализировать эти произведения, опираясь на такие литературные источники, как «А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь» и «Романсы А. С. Даргомыжского на стихи А. С. Пушкина» О. И. Афанасьевой, Е. А. Ануфриева, С. П. Соломатина.

Стихотворение А. С. Пушкина «Я вас любил» (1829) – элегия. В ней воплощено «благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное» (В. Г. Белинский) начало, свойственное зрелой любовной лирике великого поэта. В произведении раскрывается драматизм большой неразделенной любви, передается искреннее желание видеть любимую женщину счастливой. История большого чувства воссоздается поэтом предельно лаконичными средствами. В стихотворении использован всего один троп: метафора «любовь угасла». При отсутствии переносных значений слов образность носит динамически-временной характер, раскрывая превращения и перипетии любовного чувства в трех временах («любил», «не тревожит», «любимой быть») и лицах («я», «вы», «другой»). Стихотворение обладает поразительно тонкой синтаксической, ритмико-интонационной и звуковой структурой. Упорядоченность и симметричность организации речи не нарушают впечатления ее полной естественности. Стихотворение послужило основой для написания огромного количества романсов, в том числе А. А. Алябьевым, А. Е. Варламовым, Ц. А. Кюи.

Каждый композитор прочитывает это пушкинское стихотворение по-своему, по-своему расставляет смысловые акценты, выделяя те или иные стороны художественного образа.

Так, у Б. М. Шереметева это романс лирически-возвышенного склада: светлый, порывистый, упоительный. В романсе «Я вас любил» А. С. Даргомыжского взаимодействие слова и музыки создает новую грань художественного образа. У него – драматический монолог, лирическое размышление, раздумье о смысле жизни.

Произведение написано в куплетной форме, но в нем с необыкновенной точностью воспроизведен текст Пушкина. Эмоциональный тон романса сдержанный, несколько суровый, и в то же время удивительно проникновенный, теплый. Мелодия романса пластично следует за пушкинским стихом; голосоведение очень плавное, ясное, афористичное.

Хотелось бы обратить внимание на значимость пауз. Здесь они выполняют роль не только дыхания, но и являются смысловыми цезурами, подчеркивающими значимость отдельных фраз. Обратим внимание: в конце куплета смысловые акценты расставлены по-разному (первый раз – это «я не хочу печалить Вас ничем», второй - «я не хочу печалить Вас ничем»). Такие же акценты расставлены и в аккомпанементе.

Романс А. С. Даргомыжского «Юноша и дева» написан на стихотворение А. С. Пушкина «Юношу, горько рыдая, ревнивая дева бранила» (1835 г. ; при жизни Пушкина не было опубликовано). Стихотворение написано гекзаметром, что позволяет отнести его к «антологическим эпиграммам» - кратким стихотворениям в духе «подражания древним». А. С. Даргомыжский пишет романс именно в этом стиле. Романс «Юноша и дева» - антологический романс, идиллическая пьеса сентиментального характера со своеобразной ритмикой, продиктованной стихотворным размером (гекзаметром).

Мелодия здесь свободна от распева (каждый ее звук соответствует слогу) и основана на равномерных восьмых, благодаря чему детально воспроизводит ритмику стиха. Эта особенность мелодического строения романса вызывает смену размеров (6/8 и 3/8).

Отметим еще две особенности «Юноши и девы» А. С. Даргомыжского: романс написан в графической манере; изгибы мелодического рисунка оттеняет чистота и прозрачность фортепианного сопровождения.

В этом романсе, как нам кажется, есть что-то одновременно от вальса и от колыбельной. Легкое, упругое звучание баса, ben marcato в левой руке («и улыбалась ему») означает не просто усиление звучания, а появление мелодии в басу, которая вторит голосу: фортепианное заключение как бы допевает фразу.

«Вертоград» (восточный романс) - ориентальный романс. В восточной тематике Даргомыжский выбирает свежий, неожиданный аспект. «Вертоград» - библейская стилизация (стихотворение Пушкина входит в «Подражания Песне Песней Соломона»). В его тексте – своеобразный пейзаж. Здесь нет чувственной окраски. И музыка Даргомыжского чиста и прозрачна, наполнена мягкостью, светом, изяществом, одухотворенностью, какой-то изысканной хрупкостью.

В фортепианной партии правая рука – репетиционное движение тихих аккордов, создающих вибрацию. В басу – мерные восьмые, похожие на капли. Вся пьеса не имеет ни одного динамического обозначения, кроме накального указания sempre pianissimo. Тональный план романса гибок и подвижен, он изобилует частыми отклонениями.

В I части из F-dur – C, A, E, A.

Во II части – D, C, B, F.

В конце первого куплета в правой руке появляется хроматический средний голос. И это придает гармоническому языку еще большую тонкость и изящество, негу, томление. Очень необычно, как бы пряно звучат акцентированные диссонирующие слабые доли в конце романса («Ароматы»).

В этом романсе Даргомыжского велика роль педали (для всей пьесы соn Ped). Благодаря ей обертоны создают ощущение воздуха и света. В этом плане «Вертоград» романс считается предвестником импрессионизма в музыке. Мелодия тонко сплетается с фортепианным сопровождением. Декламационность здесь органически сочетается с орнаментальностью, создавая прихотливые узоры («у меня бегут, шумят воды чистые, живые»).

Удивительной особенностью романса «Вертоград» является то, что внутренняя страстность не проявляется в нем внешне.

Совсем иначе звучит романс Даргомыжского «Ночной зефир». Это романс-серенада, как бы жанровая сценка с реальным местом действия и очерченными характерами.

Стихотворение «Ночной зефир» написано А. С. Пушкиным 13 ноября 1824 г. ; опубликовано в 1827 г. К тексту стихотворения, озаглавленного при публикации «Испанский романс», прилагались ноты А. Н. Верстовского, положившего стихи на музыку. Строфичность структуры стихотворения подчеркнута Пушкиным чередованием ямбического и хореического размеров.

Пушкинский текст дает Даргомыжскому повод для создания пейзажной картины таинственной ночи, непроницаемой, исполненной бархатной мягкости и, вместе с тем, беспокойной от наполняющего её шума Гвадалквивира.

Романс написан в форме рондо. Аккомпанемент рефрена («Ночной зефир») носит звукоизобразительный характер: это мягко льющаяся непрерывная волна.

После шума Гвадалквивира в эпизоде «вот взошла луна златая» - тишина ночной улицы. Широкое плавное звучание мелодии рефрена 6/8 уступает место сжатому собранному ритму ¾. Атмосферу таинственности, загадочности создают упругость и как бы настороженность аккордов сопровождения, воздух пауз. Образ прекрасной испанки Даргомыжский рисует в танцевальном жанре болеро.

Второй эпизод романса (Moderato, As-dur, «Сбрось мантилью»), состоит как бы из двух частей и обе носят танцевальный характер. Первая написана в темпе менуэта, вторая – болеро. Этот эпизод развивает сюжетную линию. В соответствии с пушкинским текстом здесь появляется образ восторженного влюбленного. Пылкие призывные интонации менуэта принимают все более страстный характер и снова появляется болеро («сквозь чугунные перилы»).

Таким образом, Даргомыжский превратил серенаду в драматическую миниатюру.

Романс «В крови горит» написан А. С. Даргомыжским на стихотворение А. С. Пушкина «В крови горит огонь желанья» (1825 г. ; опубликовано в 1829 г.) и представляет собой вариацию текста «Песни Песней» (гл. I, строфы 1-2). Лирическая ситуация здесь носит очевидный эротический характер. Пушкин стилизует пышный и экзотический стиль библейского источника.

Восточный чувственный колорит достигается поэтом сочетанием приемов русской элегии рубежа 1810-1820 гг. (перифразы: «огонь желанья», «пока дохнет веселый день», словосочетания типа: «ночная тень», «главою нежной») и высокой лексики как стилевой доминанты библейского пышного слога: «твои лобзанья /Мне слаще мирра и вина», «и да почию безмятежный», «двигнется ночная тень».

Вместе с миниатюрой «Вертоград моей сестры» стихотворение было опубликовано под общим названием «Подражания». Источник по цензурным соображениям назван быть не мог.

Романс «В крови горит» написан Даргомыжским в темпе Allegro passionate: это пылкое, страстное объяснение в любви. Мелодический орнамент вступления нанизан на упругую, гармоническую основу. Упругая ритмика как бы сдерживает внутренний порыв. В кульминации первой части и репризы (романс написан в трехчастной форме) звучание приобретает напористый, мужественный характер, а затем сменяется нежным повтором фразы «мне слаще мирра и вина». Следует обратить внимание, что в аккомпанементе идет смена динамики, смена характера звучания.

В середине (р, docle, «склонись ко мне главою нежной») та же самая фактура предстает в ином, более трепетном, нежном звучании. Выдержанные гармонии, более низкий регистр создают сумрачный, несколько таинственный колорит. В начале каждой части в вокальной партии есть форшлаг, который придает изысканность, грациозность звучанию голоса.

Особый разговор – о романсе А. С. Даргомыжского «Владыка дней моих», написанном на текст пушкинской «Молитвы» («Отца пустынники и жены непорочны»).

Стихотворение «Молитва» написано Пушкиным за полгода до смерти - летом 1836 года. Оно является своеобразным духовным завещанием великого поэта.

Из книги И. Ю. Юрьевой «Пушкин и Христианство» мы узнаем, что цикл стихотворений А. С. Пушкина 1836 года связан с воспоминанием событий Страстной недели: среда – последний день, когда на службе в храме читается молитва св. Ефрема Сирина. Александр Сергеевич Пушкин создал ее поэтическое переложение. В журнале «Пушкинский альманах» («Народное образование» - № 5, 2004 г.) в статье «Пушкин как христианин» Н. Я. Бородина подчеркивает, что «из всех христианских молитв Пушкину более всего нравилась та, в которой христианином испрашивается полнота добродетелей; та, которую (среди очень немногих) читают, стоя на коленях, с многочисленными земными поклонами»!

Александр Сергеевич Даргомыжский написал на «Молитву» А. С. Пушкина (точнее, на вторую часть этого стихотворения, т. е. именно на поэтическое переложение молитвы св. Ефрема Сирина) удивительный романс - «Владыка дней моих».

В чем же удивительность, неповторимость этого романса?

Романс отличается необыкновенной, поразительной глубиной и искренностью чувства, яркой образностью, сердечностью, совершенно особенной – молитвенной! - проникновенностью.

Союз пушкинского слова и музыкальной интонации становится откровением чистых и высоких мыслей о духе «смирения, терпения, любви», целомудрия, непринятии злословия, любоначалия, празднословия. Как молитва св. Ефрема Сирина «крепит неведомою силой», так и творение А. С. Пушкина и А. С. Даргомыжского раскрывает и возвышает наш дух, силой света озаряет человеческую душу.

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море,

И в мрачных пропастях земли!

Характерно, что из всего «божественного» наш слух, наше отлученное от христианской культуры восприятие улавливают только слово «Бог». А «мрачные пропасти земли» в это стихотворение попали, как нам кажется, лишь потому, что среди лицейских друзей Пушкина были декабристы. Между тем, это не просто стихотворение (такое открытие мы делаем благодаря книге И. Ю. Юрьевой «Пушкин и Христианство», вышедшей по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II), это – стихотворение-молитва за друзей юности. Пушкин поддерживал своих осужденных товарищей вовсе не политически, но христиански – он молился о них! И есть конкретный источник этого стихотворения – Литургия св. Василия Великого: «Помяни, Господи, иже в пустынях и пропастех земных плавающим сплавай, путешествующим сшествуй На судище, и в рудах, и в заточениих, и в горьких работах, и всякой скорби, и нужде, и обстоянии сущих помяни, Боже».

Оторвав стихотворение от его духовного источника, мы, безусловно, не можем постичь его глубинного смысла. Согласитесь, ведь это совсем разные, неравнозначные вещи: приветствовать друзей, слать им пусть даже самые наилучшие пожелания и – молиться за них, «молить Святое Провиденье»!

Музыкальная интонация романса Даргомыжского «Бог помочь вам», как нам представляется, на редкость адекватно выражает смысл пушкинского произведения. Характер музыки раскрывает глубокий духовный смысл стихотворения, создавая сокровенное, задумчивое, проникновенное настроение. В сознание приходит откровение «молить Святое Провиденье», понимание, как молиться душой; в сердце рождается святость.

Музыка романса помогает нам пережить самые высокие из чувств: чувства любви и сострадания.

И как не порадоваться установившейся в нашей Пушкинской школе традиции: заканчивать мероприятия этим необыкновенным романсом!

Подводя итог своим размышлениям, выделим особо следующее:

Созвучие в творчестве Пушкина и Даргомыжского выражается (случайно или не случайно?!) уже в одинаковых именах и отчествах – Александр Сергеевич.

Творчество А. С. Даргомыжского – яркое явление музыкальной жизни 1840-1850-х годов. Александр Сергеевич Даргомыжский является основоположником русской классической музыки.

Благодаря гениальной поэзии А. С. Пушкина, А. С. Даргомыжский открывает новые приемы развития музыки в вокальном жанре, воплощая свой главный принцип: «Хочу, чтобы звук выражал слово. Хочу правды».

Мы, туляки, гордимся тем, что А. С. Даргомыжский – наш земляк!

Александр Даргомыжский вместе с Глинкой является основоположником русского классического романса. Камерная вокальная музыка была для композитора одним из главных жанров творчества.

Он сочинял романсы и песни в течение нескольких десятилетий, и если в ранних произведениях было много общего с сочинениями Алябьева, Варламова, Гурилева, Верстовского, Глинки, то поздние некоторыми чертами предвосхищают вокальное творчество Балакирева, Кюи и особенно Мусоргского. Именно Мусоргский называл Даргомыжского «великим учителем музыкальной правды».

Даргомыжский создал более 100 романсов и песен. Среди них - все популярные вокальные жанры того времени - от «русской песни» до баллады. Вместе с тем Даргомыжский стал первым русским композитором, который воплотил в своем творчестве темы и образы, взятые из окружающей действительности, и создал новые жанры - лирико-психологические монологи («И скучно, и грустно», «Мне грустно» на слова Лермонтова), народно-бытовые сценки («Мельник» на слова Пушкина), сатирические песни («Червяк» на слова Пьера Беранже в переводе В. Курочкина, «Титулярный советник» на слова П. Вейнберга).

Несмотря на особую любовь Даргомыжского к творчеству Пушкина и Лермонтова, круг поэтов, к стихам которых обращался композитор, весьма разнообразен: это Жуковский, Дельвиг, Кольцов, Языков, Кукольник, поэты-искровцы Курочкин и Вейнберг и другие.

Вместе с тем композитор неизменно проявлял особую требовательность к поэтическому тексту будущего романса, тщательно отбирая лучшие стихотворения. При воплощении поэтического образа в музыке он по сравнению с Глинкой использовал иной творческий метод. Если для Глинки важным было передать общее настроение стихотворения, воссоздать в музыке основной поэтический образ, и для этого он использовал широкую песенную мелодию, то Даргомыжский следовал за каждым словом текста, воплощая свой ведущий творческий принцип: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Поэтому наряду с песенно-ариозными чертами в его вокальных мелодиях так велика роль речевых интонаций, которые часто становятся декламационными.

Фортепианная партия в романсах Даргомыжского всегда подчинена общей задаче - последовательному воплощению слова в музыке; поэтому в ней часто присутствуют элементы изобразительности и живописности, она подчеркивает психологическую выразительность текста и отличается яркими гармоническими средствами.

«Шестнадцать лет» (слова А. Дельвига). В этом раннем лирическом романсе сильно проявилось влияние Глинки. Даргомыжский создает музыкальный портрет прелестной, грациозной девушки, используя изящный и гибкий ритм вальса. Краткое фортепианное вступление и заключение обрамляют романс и строятся на начальном мотиве вокальной мелодии с его выразительной восходящей секстой. В вокальной партии преобладает кантилена, хотя в некоторых фразах ясно слышны речитативные интонации.

Романс построен в трехчастной форме. Со светлыми и радостными крайними разделами (до мажор) отчетливо контрастирует средний со сменой лада (ля минор), с более динамичной вокальной мелодией и взволнованной куль-минацией в конце раздела. Роль фортепианной партии состоит в гармонической поддержке мелодии, а по фактуре она представляет собой традиционный романсовый аккомпанемент.

Романс «Мне грустно» (слова М. Лермонтова) принадлежит к новому типу романса-монолога. В размышлении героя выражена тревога за судьбу любимой женщины, которой суждено испытать «молвы коварное гоненье» лицемерного и бессердечного общества, заплатить «слезами и тоской» за недолгое счастье. Романс строится на развитии одного образа, одного чувства. Художественной задаче подчинены и одночастная форма произведения - период с репризным дополнением, и вокальная партия, основанная на выразительной напевной декламации. Экспрессивна уже интонация в начале романса: после восходящей секунды - нисходящий мотив с его напряженно и скорбно звучащей уменьшенной квинтой.

Большое значение в мелодике романса, особенно его вто-рого предложения, приобретают частые паузы, скачки на широкие интервалы, взволнованные интонации-возгласы: такова, например, кульминация в конце второго предложения («слезами и тоской»), подчеркнутая ярким гармоническим средством - отклонением в тональность II низкой ступени (ре минор - ми-бемоль мажор). Фортепианная партия, основанная на мягкой аккордовой фигурации, объединяет насыщенную цезурами (Цезура - момент членения музыкальной речи. Признаки цезуры: паузы, ритмические остановки, мелодические и ритмические повторы, смена регистра и другие) вокальную мелодию и создает сосредоточенный психологический фон, ощущение душевной самоуглубленности.

В драматической песне «Старый капрал» (слова П. Беранже в переводе В. Курочкина) композитор развивает жанр монолога: это уже драматический монолог-сцена, своеобраз-ная музыкальная драма, главный герой которой - старый наполеоновский солдат, осмелившийся ответить на оскорбление молодого офицера и осужденный за это на смерть. Волновавшая Даргомыжского тема «маленького человека» раскрывается здесь с необыкновенной психологической достоверностью; музыка рисует живой правдивый образ, полный благородства и человеческого достоинства.

Песня написана в варьированной куплетной форме с неизменяющимся припевом; именно суровый припев с его четким маршевым ритмом и настойчивыми триолями в вокальной партии становится ведущей темой произведения, главной характеристикой героя, его душевной стойкости и мужества.

Каждый из пяти куплетов по-разному раскрывает образ солдата, наполняя его все новыми чертами - то гневными и решительными (второй куплет), то нежными и сердечными (третий и четвертый куплеты).

Вокальная партия песни выдержана в речитативном стиле; ее гибкая декламация следует за каждой интонацией текста, достигая полного слияния со словом. Фортепианное сопровождение подчинено вокальной партии и своей строгой и скупой аккордовой фактурой подчеркивает ее выразительность при помощи пунктирного ритма, акцентов, динамики, ярких гармоний. Уменьшенный септаккорд в партии фортепиано - залп выстрела - обрывает жизнь старого капрала.

Подобно траурному послесловию звучит в ми-норе тема припева, как бы прощаясь с героем. Сатирическая песня «Титулярный советник» написана на слова поэта П. Вейнберга, который активно работал в «Искре». В этой миниатюре Даргомыжский в музыкальном творчестве развивает гоголевскую линию. Рассказывая о неудачной любви скромного чиновника к генеральской дочери, композитор рисует музыкальный портрет, родственный литературным образам «униженных и оскорбленных».

Меткие и лаконичные характеристики персонажи получают уже в первой части произведения (песня написана в двухчастной форме): бедный робкий чиновник обрисован осторожными секундовыми интонациями piаnо, а надменная и властная генеральская дочка - решительными квартовыми ходами fortе. Аккордовое сопровождение подчеркивает эти «портреты».

Во второй части, описывая развитие событий после неудачного объяснения, Даргомыжский применяет простые, но очень точные выразительные средства: размер 2/4 (вместо 6/8) и стаккато фортепиано изображают неверную приплясывающую походку загулявшего героя, а восходящий, немного надрывный скачок на септиму в мелодии («и пьянствовал целую ночь») подчеркивает горькую кульминацию этой истории.

25. Творческий облик Даргомыжского:

Даргомыжский - младший современник и друг Глин­ки - продолжил дело создания русской классической му­зыки. Вместе с тем его творчество принадлежит уже друго­му этапу в развитии национального искусства. Если Глинка выразил круг образов и настроений пушкинской эпохи, то Даргомыжский находит свой путь: его зрелые сочинения созвучны реализму многих произведений Гоголя, Некрасо­ва, Достоевского, Островского, художника Павла Федотова.

Стремление передать жизнь во всем ее разнообразии, инте­рес к личности «маленького» человека и к теме социально­го неравенства, точность и выразительность психологических характеристик, в которых особенно ярко раскрывается да­рование Даргомыжского как музыкального портретиста, - вот отличительные особенности его таланта.

Даргомыжский был по своей природе вокальным ком­позитором. Главными жанрами его творчества стали опера и камерная вокальная музыка. Новаторство Даргомыжско­го, его поиски и достижения нашли продолжение в произве­дениях следующего поколения русских композиторов - членов балакиревского кружка и Чайковского.

Биография

Детство и юность. Даргомыжский родился 2 февраля 1813 года в имении родителей в Тульской губернии. Через несколько лет семья переезжает в Петербург, и с этого мо­мента большая часть жизни будущего композитора проте­кает в столице. Отец Даргомыжского служил чиновником, а мать, женщина творчески одаренная, пользовалась извест­ностью как поэтесса-любительница. Родители стремились дать своим шестерым детям широкое и разностороннее образование, в котором главное место занимали литература, иностранные языки, музыка. С шести лет Сашу стали обу­чать игре на фортепиано, а затем и на скрипке; позже он занимался и пением. Свое фортепианное образование юно­ша завершил у одного из лучших столичных преподавате­лей, австрийского пианиста и композитора Ф. Шоберлехнера. Став превосходным виртуозом и неплохо владея скрип­кой, он часто принимал участие в любительских концертах и квартетных вечерах петербургских салонов. Тогда же, с конца 1820-х годов, начинается чиновничья служба Дарго­мыжского: примерно полтора десятилетия он занимал долж­ности в различных департаментах и вышел в отставку в чине титулярного советника.

Первые попытки сочинения музыки относятся к один­надцатилетнему возрасту: это были разные рондо, вариации и романсы. С годами юноша проявляет все больший инте­рес к композиции; в освоении приемов композиторской тех­ники немалую помощь ему оказал Шоберлехнер. «На во­семнадцатом и девятнадцатом году моего возраста, - вспо­минал впоследствии композитор в автобиографии, - напи­сано было много, конечно не без ошибок, множество блестя­щих сочинений для фортепиано и скрипки, два квартета, кантаты и множество романсов; некоторые из этих сочине­ний были тогда же изданы...» Но, несмотря на успехи у публики, Даргомыжский еще оставался дилетантом; пре­вращение любителя в настоящего композитора-профессио­нала началось с момента знакомства с Глинкой.

Первый период творчества. Встреча с Глинкой произо­шла в 1834 году и определила всю дальнейшую судьбу Дар­гомыжского. Глинка тогда работал над оперой «Иван Сусанин», и серьезность его художественных интересов, профес­сиональное мастерство заставили Даргомыжского впервые по-настоящему задуматься о смысле композиторского твор­чества. Музицирование в салонах было заброшено, и он при­ступил к восполнению пробелов в своих музыкально-теоре­тических познаниях, штудируя тетради с записями лекций Зигфрида Дена, которые передал ему Глинка.

Знакомство с Глинкой вскоре перешло в настоящую дружбу. «Одинаковое образование, одинаковая любовь к ис­кусству тотчас сблизили нас, но мы скоро сошлись и искрен­но подружились несмотря на то, что Глинка был десятью годами старше меня. Мы в течение 22 лет сряду были с ним постоянно в самых коротких, самых дружеских отноше­ниях», - вспоминал впоследствии композитор.

Помимо углубленных занятий Даргомыжский с сере­дины 1830-х годов посещает литературные и музыкальные салоны В. Ф. Одоевского, М. Ю. Виельгорского, С. Н. Карам­зиной (Софья Николаевна Карамзина - дочь Николая Михайловича Ка­рамзина, известного историка и писателя, автора многотомной «Исто­рии государства Российского»), где встречается с Жуковским, Вяземским, Кукольни­ком, Лермонтовым. Царившая там атмосфера художествен­ного творчества, беседы и споры о развитии национального искусства, о современном состоянии русского общества фор­мировали эстетические и социальные взгляды молодого ком­позитора.

По примеру Глинки Даргомыжский задумал сочинение оперы, но в выборе сюжета проявил самостоятельность ху­дожественных интересов. Воспитанная с детства любовь к французской литературе, увлечение французскими роман­тическими операми Мейербера и Обера, желание создать «нечто истинно драматическое» - все это остановило вы­бор композитора на популярном романе Виктора Гюго «Со­бор Парижской Богоматери». Опера «Эсмеральда» была за­кончена в 1839 году и представлена для постановки в Ди­рекцию императорских театров. Однако ее премьера состоя­лась лишь в 1848 году: «...Эти-то восемь лет напрасного ожидания, - писал Даргомыжский, - ив самые кипучие года жизни, легли тяжелым бременем на всю мою артисти­ческую деятельность».

В ожидании постановки «Эсмеральды» романсы и пес­ни стали единственным средством общения композитора со слушателями. Именно в них Даргомыжский быстро до­стигает вершины творчества; подобно Глинке он много за­нимается вокальной педагогикой. В его доме по четвергам устраиваются музыкальные вечера, на которых бывают мно­гочисленные певцы, любители пения, а иногда и Глинка в сопровождении своего друга Кукольника. На этих вечерах исполнялась, как правило, русская музыка, и прежде всего сочинения Глинки и самого хозяина.

В конце 30-х - начале 40-х годов Даргомыжский со­здает много камерных вокальных произведений. Среди них такие романсы, как «Я вас любил», «Юноша и дева», «Ноч­ной зефир», «Слеза» (на слова Пушкина), «Свадьба» (на сло­ва А. Тимофеева), и некоторые другие отличаются тонким психологизмом, поиском новых форм и средств выразитель­ности. Увлечение поэзией Пушкина привело композитора к созданию кантаты «Торжество Вакха» для солистов, хора и оркестра, которая впоследствии была переработана в опе­ру-балет и стала первым в истории русского искусства об­разцом этого жанра.

Важным событием в жизни Даргомыжского стала его первая заграничная поездка в 1844-1845 годах. Он отпра­вился в путешествие по Европе, причем главной целью был Париж. Даргомыжский, как и Глинка, был очарован и поко­рен красотой французской столицы, богатством и разнооб­разием ее культурной жизни. Он встречается с композито­рами Мейербером, Галеви, Обером, скрипачом Шарлем Берио и другими музыкантами, с одинаковым интересом по­сещает оперные и драматические спектакли, концерты, во­девили, судебные процессы. По письмам Даргомыжского можно определить, как меняются его художественные взгля­ды и вкусы; на первое место он начинает ставить глубину содержания и верность жизненной правде. И, как это ранее случилось с Глинкой, путешествие по Европе обострило у композитора патриотические чувства и потребность «писать по-русски».

Зрелый период творчества. Во второй половине 1840-х годов в русском искусстве происходят серьезные изменения. Они были связаны с развитием передового обществен­ного сознания в России, с усилением интереса к народной жизни, со стремлением к реалистическому отображению повседневного быта людей простого сословия и социально­го конфликта между миром богатых и бедных. Появляется новый герой - «маленький» человек, и описание судьбы и жизненной драмы мелкого чиновника, крестьянина, ремес­ленника становится главной темой произведений современ­ных писателей. Этой же теме посвящены многие зрелые сочинения Даргомыжского. В них он стремился усилить психологическую выразительность музыки. Творческий поиск привел его к созданию в вокальных жанрах метода интонационного реализма, который правдиво и точ­но отражает внутреннюю жизнь героя произведения.

В 1845-1855 годы композитор с перерывами работает над оперой «Русалка» по одноименной неоконченной дра­ме Пушкина. Даргомыжский сам сочинял либретто; он бе­режно подошел к пушкинскому тексту, по возможности со­храняя большинство стихов. Его привлекла трагическая судьба крестьянской девушки и ее несчастного отца, поте­рявшего рассудок после самоубийства дочери. В этом сю­жете воплощена постоянно интересовавшая композитора тема социального неравенства: дочь простого мельника не может стать женой родовитого князя. Такая тема давала возможность автору раскрыть глубокие душевные пережи­вания героев, создать настоящую лирическую музыкальную драму, полную жизненной правды.

В то же время глубоко правдивые психологические ха­рактеристики Наташи и ее отца замечательно сочетаются в опере с красочными народно-бытовыми хоровыми сценами, где композитор мастерски претворил интонации крестьян­ских и городских песен и романсов.

Отличительной особенностью оперы явились ее речи­тативы, отразившие стремление композитора к декламаци­онным мелодиям, ранее уже проявившее себя в его роман­сах. В «Русалке» Даргомыжский создает новый вид опер­ного речитатива, который следует за интонацией слова и чутко воспроизводит «музыку» живой русской разговор­ной речи.

«Русалка» стала первой русской классической оперой в реалистическом жанре психологической бытовой музы­кальной драмы, проложив дорогу лирико-драматическим операм Римского-Корсакова и Чайковского. Премьера опе­ры состоялась 4 мая 1856 года в Петербурге. Дирекция им­ператорских театров отнеслась к ней недоброжелательно, что сказалось в небрежной постановке (старые, убогие костюмы и декорации, сокращение отдельных сцен). Высшее столичное общество, повально увлеченное итальянской оперной музыкой, проявило к «Русалке» полное равнодушие. Тем не менее опера имела успех у демократической публики. Незабываемое впечатление производило исполнение партии Мельника великим русским басом Осипом Петровым. Пе­редовые музыкальные критики Серов и Кюи горячо привет­ствовали рождение новой русской оперы. Однако на сцене она шла редко и вскоре исчезла из репертуара, что не могло не вызвать у автора тяжелых переживаний.

Во время работы над «Русалкой» Даргомыжский пи­шет много романсов. Его все сильнее привлекает поэзия Лермонтова, на чьи стихи создаются проникновенные моно­логи «Мне грустно», «И скучно, и грустно». Он открывает новые стороны в поэзии Пушкина и сочиняет превосходную комедийно-бытовую сценку «Мельник».

Поздний период творчества Даргомыжского (1855- 1869) характеризуется расширением круга творческих ин­тересов композитора, а также активизацией его музыкаль­но-общественной деятельности.В конце 50-х годов Даргомыжский начинает сотрудни­чать в сатирическом журнале «Искра», где в карикатурах, фельетонах, стихах высмеивались нравы и порядки совре­менного общества, печатались Салтыков-Щедрин, Герцен, Некрасов, Добролюбов. Руководителями журнала были та­лантливый художник-карикатурист Н. Степанов и поэт-пе­реводчик В. Курочкин. В эти годы на стихи и переводы поэтов-искровцев композитор сочиняет драматическую пес­ню «Старый капрал», сатирические песни «Червяк» и «Ти­тулярный советник».

К этому же времени относится знакомство Даргомыж­ского с Балакиревым, Кюи, Мусоргским, которое немного поз­же перейдет в близкую дружбу. Эти молодые композиторы вместе с Римским-Корсаковым и Бородиным войдут в ис­торию музыки как члены кружка «Могучая кучка» и впо­следствии обогатят свое творчество достижениями Дарго­мыжского в различных областях музыкальной выразитель­ности.

Общественная активность композитора проявилась в его работе по организации Русского Музыкального Общества (РМО - концертная организация, созданная в 1859 году А. Г. Ру­бинштейном. Она ставила перед собой задачи музыкального просвеще­ния в России, расширения концертной и музыкально-театральной дея­тельности, организации музыкальных учебных заведений). В 1867 году он становится председателем его пе­тербургского отделения. Он принимает участие и в разра­ботке устава Петербургской консерватории.

В 60-е годы Даргомыжский создает несколько симфо­нических пьес: «Баба-яга», «Казачок», «Чухонская фанта­зия». Эти «характеристические фантазии для оркестра» (по определению автора) основаны на народных мелодиях и продолжают традиции «Камаринской» Глинки.

С ноября 1864-го по май 1865 года состоялось новое заграничное путешествие. Композитор посетил ряд европей­ских городов - Варшаву, Лейпциг, Брюссель, Париж, Лон­дон. В Брюсселе состоялся концерт из его произведений, который имел большой успех у публики, получил со­чувственные отклики в газетах и принес автору немало ра­дости.

Вскоре по возвращении на родину в Петербурге состоя­лось возобновление «Русалки». Триумфальный успех по­становки, ее широкое общественное признание содействова­ли новому душевному и творческому подъему композитора. Он начинает работу над оперой «Каменный гость» по одно­именной «маленькой трагедии» Пушкина и ставит перед собой невероятно сложную и смелую задачу: сохранить не­изменным пушкинский текст и построить произведение на музыкальном воплощении интонаций человеческой речи. Даргомыжский отказывается от привычных оперных форм (арий, ансамблей, хоров) и делает основой произведения ре­читатив, который является как главным средством характеристики персонажей, так и основой сквозного (непрерыв­ного) музыкального развития оперы (Некоторые принципы оперной драматургии «Каменного гостя», первой русской камерной оперы, нашли свое продолжение в произведе­ниях Мусоргского («Женитьба»), Римского-Корсакова («Моцарт и Саль­ери»), Рахманинова («Скупой рыцарь»))

На музыкальных вечерах в доме композитора в друже­ском кругу неоднократно исполнялись и обсуждались сце­ны из почти готовой оперы. Ее наиболее восторженными поклонниками были композиторы «Могучей кучки» и му­зыкальный критик В. В. Стасов, особенно сблизившиеся с Даргомыжским в последние годы его жизни. Но «Камен­ный гость» оказался «лебединой песнью» композитора - он не успел закончить оперу. Даргомыжский скончался 5 января 1869 года и был похоронен в Александро-Невской лавре, недалеко от могилы Глинки. Согласно завещанию ком­позитора, оперу «Каменный гость» закончил по авторским эскизам Ц. А. Кюи, а оркестровал Римский-Корсаков. Бла­годаря усилиям друзей в 1872 году, спустя три года после смерти композитора, его последняя опера была поставлена на сцене Мариинского театра в Петербурге.

Владимир - Июл 20th, 2014

Урок №11. Романсы и песни Даргомыжского.

Цель: Познакомить учащихся с вокальным творчеством Даргомыжского.

Задачи: Воспитать интерес учащихся к романсам и песням А. С. Даргомыжского. Организовать учебный процесс свой труд качественно и с наименьшими затратами достичь поставленную цель.

Оборудование: учебник для средних классов ДМШ М. Шорникова, 3 год обучения.

Методы и приемы обучения: закрепить новый материал, дать домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  1. Опрос домашнего задания:

1. Как называл Даргомыжского М.П. Мусоргский?

2. Назовите годы жизни Даргомыжского.

3.В каком возрасте будущий композитор поступил на службу?

4. В каком году состоялась встреча Даргомыжского с Глинкой? Какую роль она сыграла в жизни Даргомыжского?

5. Назовите первое произведение композитора в оперном жанре. Когда оно было написано?

6. Перечисли жанры, к которым Даргомыжский обращался в своем творчестве.

7. Какая опера Даргомыжского положила начало жанру русской психологической драмы из народной жизни?

  1. Объяснение нового материала.

Вокальное наследие Даргомыжского насчитывает более ста романсов и песен, а также огромное количество вокальных ансамблей. Этот жанр, к которому композитор обращался на протяжении всей жизни, стал своеобразной творческой лабораторией. В нем складывались характерные черты стиля композитора, его музыкальный язык.

Большое влияние на Даргомыжского оказало влияние вокального творчества Глинки. Но все же основой для композитора стала бытовая городская музыка его эпохи. В своих вокальных произведениях он опирался на интонации музыки городских низов. Он обращался к популярным жанрам от простой «русской песни» до сложнейших баллад и фантазий.

В начале творческого пути Даргомыжский писал произведения в духе бытового романса, используя интонации народной песенности. Но уже в это время появились сочинения, принадлежащие к числу лучших достижений композитора.

Большое место в романсах этого периода занимает поэзия Пушкина, привлекавшая композитора глубиной содержания и красотой образов. Эти стихи говорили о возвышенных и вместе стем таких понятных и близких чувствах. Конечно, поэзия Пушкина наложила отпечаток на стиль Даргомыжского, сделала его более возвышенным и благородным.

Среди пушкинских романсов этого времени выделяется «Ночной зефир». Помните, у Глинки тоже есть романс на этот текст. Но если романс Глинки - поэтическая картина, в которой образ молодой испанки статичен,«Ночной зефир» Даргомыжского - настоящая сцена, наполненная действием. Слушая его, можно представить картину ночного пейзажа, как бы прорезанную прерывистыми аккордами гитары, четко очерченные образы испанки и ее кавалера.

Еще ярче черты стиля Даргомыжского проявились в романсе «Я вас любил». У Пушкина это не просто любовное признание. В нем выражены и любовь, и большая человеческая дружба, и уважение к женщине, когда-то горячо любимой. Даргомыжский очень тонко передал это в музыке. Его романс похож на элегию.

Среди любимых поэтов Даргомыжского надо назвать имя М. Ю. Лермонтова.

Песня «Шестнадцать лет» на стихи А. Дельвига – яркий музыкальный портрет. Он несколько переосмыслил образ наивной девушки – пастушки, созданный Дельвигом. Использовав музыку незатейливого вальса, какие были очень популярны в то время в домашнем музицировании, главной героине романса он придал реальные черты современной простодушной мещанки.

Уже в ранних романсах Даргомыжского проявились характерные черты его вокального стиля. Прежде всего, это стремление в романсах показать самые разнообразные человеческие характеры. Кроме того, герои его вокальных произведений показаны в движении, в действии. В лирических романсах проявилось желание композитора глубоко заглянуть в душу героя и вместе с ним поразмышлять о сложных противоречиях жизни.

Особенно ярко новаторство Даргомыжского проявилось в романсах и песнях зрелого периода. Хотя круг поэтов, к которым композитор обращался в это время, достаточно широк, поэзия Пушкина и здесь занимает важное место. Причем Даргомыжский обратился к той стороне наследия великого поэта, которая раньше композиторами не затрагивалась.

Песню «Мельник» нельзя просто назвать романсом. Это настоящая комедийная сценка из быта русских людей. В основе ее слова из «Сцен из рыцарских времен» Пушкина. Здесь проявилось умение автора показать столь разнообразные человеческие характеры.

Слушая ее, очень зримо представляется незадачливый мельник, крайне удивленный наличием в доме чужих сапог. Eгo бойкую, сварливую жену, понимающую, что лучшая защита - нападение, и упрекающую своего загулявшего мужа.

Учение Даргомыжского в рамках одного романса показать контрастные образы ярко проявилось в его песне «Титулярный советник» на стихи поэта П. Вейнберга. Эта песня -сатирический рассказ от лица автора. Хотя в основе ее очень лаконичный текст без каких-либо описаний, композитор очень образно рассказывает о неудачной любви скромного титулярного советника (так в России назывался один из самых низших чинов) к генеральской дочери, с презрением его оттолкнувшей. Каким робким и смиренным обрисован здесь титулярный советник. А как властна и решительна мелодия, рисующая генеральскую дочь.

Искусство Даргомыжского своей музыкой рисовать портреты людей достигло вершины в романсе «Старый капрал» на слова Курочкина из Беранже. Композитор определил жанр романса как «драматическая песня». Это – и монолог, и драматическая сцена одновременно. Хотя в стихотворении Беранже говорится о французском солдате, участнике походов Наполеона, такая судьба была и у многих русских воинов. Текст романса – обращение старого солдата к товарищам, ведущим его на расстрел. Как ярко раскрыт в музыке внутренний мир этого простого, мужественного человека. Он оскорбил офицера, за что был приговорен к смертной казни. Но это было не просто оскорбление, а ответ на нанесенную старому солдату обиду. Этот романс – гневное обвинение общественного строя, который допускает насилие человека над человеком.

Давайте подведем итог. Что нового внес Даргомыжский в развитие камерной вокальной музыки?

Во-первых, надо отметить появление в его вокальном творчестве новых жанров и насыщение традиционных жанров новым содержанием.

Среди его романсов есть лирические, драматические, юмористические и сатирические монологи -портреты, музыкальные сценки, бытовые зарисовки, диалоги.

Во-вторых, в своих вокальных сочинениях Даргомыжский опирался на интонации человеческой речи, причем речи очень разнообразной, позволяющей создавать контрастные образы внутри одного романса.

В-третьих, композитор в своих романсах не просто рисует явления действительности. Он глубоко анализирует ее, выявляет ее противоречивые стороны. Поэтому романсы Даргомыжского превращаются в серьезные философские монологи-размышления.

Еще одной важной чертой вокального творчества Даргомыжского стало отношение к поэтическому. Если Глинка в своих романсах стремился передать общее настроение стихотворения через широкую песенную мелодию, то Даргомыжский стремился следовать за тончайшими оттенками человеческой речи, придавая мелодии свободный декламационный характер. В своих романсах композитор следовал своему главному принципу: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово».

  1. Слушание музыкальных фрагментов: Романсы А. С. Даргомыжского: «Ночной зефир», «Я вас любил», «Мельник», «Старый капрал».
  2. Обобщение урока:

1. Сколько романсов написал Даргомыжский? Какое место этот жанр занимал в его творчестве?

2. Какие финансовые жанры композитор использовал в своем творчестве?

3. Назовите имена поэтов, на чьи тексты писал Даргомыжский.

4. Объясните, в чем особенность отношения Даргомыжского к поэтическому тексту.

5. Сформулируйте основной принцип творчества Даргомыжского.

6. Назовите сатирические романсы композитора и проанализируйте их.

7. На стихи каких поэтов созданы лучшие лирические романсы композитора?

  1. Д/з:. Шорникова, стр. 107-117.