Образ животных в произведениях искусства. Животные в живописи. Приблизительный поиск слова

А нималистика — жанр в изобразительном искусстве, посвященный братьям нашим меньшим. Героями произведений художников-анималистов выступают звери и птицы (animal — с лат. «животное»). Любовь к жизни и природе, восприятие себя как частички живого мира — вот что движет кистью творцов, склоняющих головы перед созданиями, которым премного обязан человек.


История анималистики в живописи

Анималисты в своих работах пытаются соблюсти точность изображения животного и в то же время добавить образу художественной выразительности. Часто зверя наделяют человеческими чертами, поступками и эмоциями. Истоки этого вида искусства лежат ещё в первобытном мире, когда в наскальных рисунках древние люди пытались передать анатомию животного, его красоту и опасность для человека.

От истоков древности

Скульптурные памятники животных и анималистическая керамика являются неотъемлемой частью истории Древней Африки, Америки и Востока. В Египте боги часто изображались с головами птиц и зверей. На древнегреческих вазах также присутствуют декоративные образы животных. Анималистика была одинаково развита во всех странах.


Средневековье

Средние века добавили изображениям животных аллегоричности и сказочности. Любимыми персонажами мастеров того времени были собаки. Верные друзья окружали человека в быту, на прогулке, охоте. Известный венецианский живописец XVI века, Веронезе, вводит образ собаки в религиозные сюжеты — звери идут следом за ногой Спасителя.


Эпоха Возрождения

Мастера эпохи Возрождения старались писать животных с натуры, что было довольно сложно. Никакого зверя не заставишь замереть и позировать. В XVII-XVIII веках анималистическая живопись развивается быстрыми темпами в Нидерландах, Франции и России. Образы зверей можно встретить на картинах Рембрандта, Рубенса и Леонардо да Винчи . В русском творчестве особым смыслом наделил изображения животных Серов — его иллюстрации к басням Крылова с неподражаемой живостью и сатирой передают идеи поучительных текстов.

На пороге тысячелетий

XIX-XX века немного отдалили анималистов от романтизма и возвышенности в создании образов зверей. Реализм становится характерной чертой эпохи. Живописцы стараются точно передать анатомию животного.Окрас, поза, повадки — все настолько фотографично в картинах, что порой трудно разглядеть след кисти художника. Позднее в анималистике получил распространение гиперреализм, когда мелкие детали выставляются на первый план по воле мастера, желающего сделать акцент на одном из качеств животного.




Известные картины и художники анималистического жанра. Творцы Востока

Одним из первых представителей анималистики в живописи — китайский художник И Юаньцзи, творивший в начале XI века. Он прославился уникальными изображениями обезьян в сюжетах, пронизанных стилем Востока. Продолжил его идеи император Сюаньдэ из династии Мин. Рисование обезьян и собак было его любимым занятием.


Живописцы Европы и мира

Известный немец Альбрехт Дюрер , творивший в эпоху Возрождения, оставил многочисленные акварели и литографии, довольно реалистично передающие образы животных («Лев», «Кролик», «Аист» и другие).

Поистине выдающимся анималистом считается фламандец Франс Снайдерс (XVI-XVII вв.). Его натюрморты с охотничьими трофеями — настоящие шедевры, украшающие многочисленные галереи и выставочные залы Европы. Одни из наиболее популярных картин художника — «Оленья охота», а также «Лиса и кошка».


Анималистика не была в то время популярным жанром живописи, однако буржуа любили заказывать картины с изображениями лошадей и других домашних животных. На портретах людей в стиле барокко часто присутствовали образы птиц и зверей.

Также невозможно не вспомнить одного из сильнейших художников анималистов XX века — канадца Роберта Бейтмана. Его зубры, слоны, львы, олени и леопарды смотрят на зрителя из окошка живой природы, приоткрытого на полотне мастера.


Русские художники

Россия открыла миру немало великих анималистов. Василий Ватагин посвятил свою жизнь изучению повадок и пластики животных. Его работы в графике, акварели и карандаше настолько пронзительны, что чувствуешь на себе дыхание и взгляд животного. Прекрасные примеры работ в анималистическом жанре Серова — «Купание коня» и «Волы» .


Еще один непревзойденный мастер русской анималистики — Константин Савицкий. Это его знаменитые мишки попали на картину Шишкина «Утро в сосновом бору». Евгений Чарушин, Константин Флеров, Андрей Марц — представители советcкого периода в развитии направления.

Анималистическая живопись в современном мире очень близка к искусству фотографии. Тонкое мастерство и большая любовь к живым существам требуется для создания таких шедевров. Художники будто стучатся в человеческое сердце с просьбой: «Берегите этот мир природы, он уходит от нас».


Животные в живописи

Уверена, что вы не раз любовались картинами, на которых были изображены животные. Такие работы нас очень часто привлекают и вызывают у нас интерес, как и портреты людей, которыми мы тоже интересуемся. Поэтому и картины с нарисованными животными своего рода "их портрет". А еще хочу вам напомнить, что именно с изображения животных в пещерах, на скалах и началось изобразительное искусство. Хотя начало и уходит далеко в прошлое, но традиция рисовать животных осталась. И благодаря ей, мы продолжаем смотреть на такие работы с восхищением, уважением, а иной раз и с улыбкой.

Хочу кратко сказать об анималистическом жанре и его особенностях, а после приглашаю посмотреть работы американской художницы - анималиста Персис Клейтон Вейерс (Persis Clayton Weirs)

Анималистический жанр - своеобразное направление в изобразительном творчестве. Название этого жанра происходит от латинского "animal", в переводе - "животное". Он сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала, а главная задача художника - анималиста - это точное изображение животного и его художественно - образных характеристик. Также нужно уметь и включать декоративную выразительность или наделить животных чертами, поступками и даже переживаниями. Поэтому образ животных в изобразительном искусстве требует особого подхода и очень тонкого мастерства. Возможно это повлияло на то, что многие работы художников - анималистов признаны, как высокие произведения искусства. Одна из таких авторов, Персис Клейтон Вейерс (Persis Clayton Weirs).

Персис Клейтон Вейерс (Persis Clayton Weirs) - американская художница - анималист без специального художественного образования научилась рисовать животных, наблюдая за ними в природе. В ее первых картинах большей частью присутствуют лошади, но в дальнейшем она уже рисует не только домашних животных, но и диких. Видимо природа, которую она видит, постоянно живя в штате Мэн и повлияла на развитие ее таланта рисовать. Серьезно рисованием она начала заниматься в 23 г. Она не только рисует, но и проиллюстрировала несколько книг. Eе картины демонстрировались на ежегодных выставках в Джорджтауне и других городах. Принимала участие Вашингтонской международной конной выставке и в галереях Сент-Луиса, а одна из ее работ была представлена на выставке "Птицы в искусстве" в Художественном музее Ли Йоки Вудсон в Уосо. Оригинал этой картины был выбран для участия в международной выставке в Пекине. В своих работах она передает любовь и уважение к природе, и ее очарование.





































Ваш бизнес связан со строительством, ремонтом или реставрацией объектов, то для проверки эксплуатации электросетей и электрооборудования вам всегда поможет лаборатория электротехническая в Москве и Московской области организации "Инженерный центр "ПрофЭнергия". Она предлагает полный комплекс услуг по проведению приемо-сдаточных, профилактических испытаний и измерений электроустановок и оборудования. Подробную информацию и цены на услуги можете узнать здесь: energiatrend.ru. Заходите, узнавайте и обращайтесь.

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Факультет изобразительного искусства

Кафедра художественного образования и музейной педагогики

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВА

«Образ животных в народном искусстве»

Выполнила студентка

III курса ОЗО группы № 4

Иванова Л.Г.

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Животные как символ в народном искусстве.

1 Народное искусство: специфика и символизм.

2 Зооморфные подвески.

Глава II. Образ птицы в народном искусстве.

1 Символ птицы.

2 Птицы-свистульки.

3 Изображение птицы в русской народной вышивке.

4 Птичье яйцо в народном искусстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ

народный искусство фольклор птица

Курсовая работа посвящена образу животных в народном искусстве.

Мы живем среди символов, даже не отдавая себе в этом отчета.

В быту, произведениях искусства человек часто заменяет различные явления и понятия знаком, символизирующим стихии, богов, животных. Эти знаки могут быть различны. От геометрически простых (крест, треугольник, диск) до изображения человека и других живых существ, их сочетаний.

Символ - это знак, который имеет системно-функциональное значение. Он создается и используется в общественной жизни с определенной целью - хранение и передача информации, иногда предназначенной для определенных кругов или групп. Символ определяет условность, информативность, многозначность.

Символика представляет собой систему знаков или образных конструкций, насыщенных разнообразными смысловыми оттенками. А сами символы тесным образом связаны с идеологией, бытом, и считаются, своего рода, "инструкцией" для поведения человека в обществе.

В то же время аллегория - это простая зашифрованная мысль с единственно возможным содержанием.

И третье понятие, широко используемое в искусстве, - атрибут - предмет, животное, знак - которое изображается с определенным персонажем и по которому его можно идентифицировать.

В первобытные времена, когда складывалась система символов, люди пытались определить окружающую их природу и явления при помощи знаков, тотемов, богов, а так же воздействовать на них в желаемом направлении.

Культовая символика, претерпевшая незначительные изменения, сохраняла свое значение в течение веков и даже тысячелетий. Четкая система символов Древнего Египта, конечно, не была открытием того времени. Она создавалась веками и не одним человеком, а обществом в целом.

Античная символика многое заимствовала из Древнего Египта, получила широкое распространение в Западной Европе после крестового похода в Константинополь в XIII веке.

Символы многозначны. Каждый знак может иметь большое количество смыслов и, что особенно важно, они могут не только дополнять, но и противоречить друг другу.

Имеется два пути создания символических систем. Одна развивается, наполняется новыми значениями в определенном регионе, другая наследуется или мигрирует из других регионов. Вероятно, этим объясняется то, что в различных эпосах мира и народных представлениях прослеживается значительная близость использования символов и их значений. Особенно это заметно в произведениях древнеегипетских и античных авторов, в ирландских сагах, немецком эпосе, славянских былинах и вообще у народов индоевропейской культуры.

В то же время некоторые символы принадлежат определенному региону, сложились и используются в жизни данного общества.

Многое сейчас предано забвению. Однако сохранение старой символики - по словам Д.С.Лихачева - является одной из задач современного общества и рассматривается им как понятие " экологии культуры".

Одним из воплощений символизма в мировой культуре является народное искусство.

Русское народное искусство - это своего рода Троя, скрытая от нас слоями культурных эпох. Прежде всего, это сплав обычаев, стилей, обрядов многих народов, населяющих нашу землю, где география всегда доминировала над религией и кровью.

Некоторые промыслы имеют многовековую историю и уходящие в древность традиции, другие возникли на наших глазах, буквально в последнее десятилетие. Они весьма многообразны.

Ещё до возникновения письменности народ начал писать свои книги, пользуясь знаками орнамента, образами птиц, животных, людей, растений. В этих книгах он рассказывал о своей жизни, о своих верах, обычаях, своем представлении о мире, - словом, обо всем, что окружало человека, что он нес в себе, и что Георгий Гачев называет национальным космосом.

И много веков спустя после изобретения письма, да и до сегодняшних дней народ, продолжает эту работу, воспроизводя черты и резы, и знаки народной памяти, возможно, даже забыв их смысл.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть образ животных в народном искусстве.

Задачи работы:

выявить специфику народного искусства;

рассмотреть образ птицы в народном искусстве.

Глава I. Животные как символ в народном искусстве

1 Народное искусство: специфика и символизм

В свой докняжеский период, будучи свободной, русская земля дала приют многим племенам и народам, бегущим от завоевателей, голода, конфликтов - с юга, запада и востока. И только к концу первого тысячелетия они попытались объединиться в некий суперэтнос, в пределах как единого надродового русского языка, так и единого надродового Бога, не забывая принесенных с собой богов вер, и обычаев своих племен. Вот почему, говоря об основных сюжетах русского народного искусства, приходится обращаться к опыту культур как нашего севера, так и запада, юга и востока, и видеть в народном искусстве некий супертекст общей книги народной памяти.

Мало кто теперь вспоминает, что глиняные и деревянные фигурки, изображения на ткани в далеком прошлом участвовали в магических обрядах, были зримым, реальным воплощением тотемов - мифических предков данного рода (племени), идолов, духов, богов, людей и животных, приносимых в жертву могущественным силам природы. Но сегодня мы можем сделать попытку понять, прочитать то, что было записано в народной книге. Материалы, на которых она писалась, были разными. Жанры тоже разные - игрушка, вышивка, домашняя утварь, жилище и одежда.

Народная игрушка - в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии, - одновременно представляла собой и явление народного искусства, в котором эстетическое и сакральное начала были слиты воедино.

В образах игрушек сохранены отзвуки древнего язычества, заключена «память» о далеком прошлом: о верованиях и суеверных представлениях народа. По мере разработки этого вопроса оказалось, что он значителен, очень серьезен и образы народной игрушки часто имеют в своей жизни и происхождении не только многовековую, но и тысячелетнюю давность, порою и еще более древние. Игрушка соединила в себе две удивительных черты: с одной стороны, она часто по форме оказывалась очень древней, сравнимой с образцами, скажем, даже ранне-античного времени (таковы сходства многих женских глиняных фигурок с известными и ставшими знаменитыми фигурками дев-жриц - богинь со змеями - из Кносского дворца на Крите, открытыми известным археологом Эвансом); с другой стороны, игрушки оказались наполненными удивительной жизненностью, которая делала их родными для каждой эпохи, несмотря на их столь длительное существование и незначительные изменения, которые происходили в их формах. Глиняный и деревянный конек-свистулька всегда предельно обобщены по форме, выразительны; мастер не передает никаких деталей, но сосредотачивает наше внимание на голове конька, на его морде и гибкой шее; туловище дается предельно обобщенно, просто, и мы в дальнейшей форме словно «угадываем» облик конька. Его образ перекликается, например, с изображениями бронзовых коньков-подвесок у древних славянских племен вятичей, радимичей, кривичей и других XI-XIII вв. Сходство поразительное. Такие же изображения, но в дереве и глине мы видим на игрушках Русского Севера, в ряде игрушек Городца, в многочисленных и необычайно разнообразных игрушках, выполненных из глины, Абашева, Филимонова, Вятки (Дымкова) и многих других. И везде в них выражен древний, полный большой содержательности и подчас достаточно сложный мифологический образ. Он, конечно, уже давно позабыт, утерян, но усилиями ученых приподымается завеса над тайной, и мы начинаем видеть то, что с первого взгляда уже не видно. Также часто и древен их орнамент: это примитивный геометрический узор, такой же, как и многих археологических изделий, не только на древней скульптуре, но и вообще на изделиях самого разного типа и назначения. Эта древность орнамента игрушек отмечалась многими, и он, как правило, сопровождает наиболее древние по форме и образу игрушки. Так просты и предельно лаконичны в своей сильной и крепкой окраске северные деревянные и глиняные коньки; в Горьковском крае наиболее примитивные деревянные коньки делались в Лыскове и Яковлеве; их роспись носит простой геометрический характер; много древних образов сохранила Филимоновская и Абашевская глиняная игрушка. Сейчас открыты и непосредственно исследуются и многие другие центры простейшей глиняной игрушки. Она очень характерна для северных и особенно центральных районов нашей страны, где глиняные игрушки распространены очень значительно, где мастера лепят фигурки коней и всадников, животных и птиц, некоторые из них служат свистульками (это, как правило, наиболее древний вид издели

В сюжетах палеолитических рисунков и скульптур наглядно выступает их прямая связь с основой существования людей ледниковой эпохи: с охотой на быков, лошадей, козлов, мамонта и носорога. Приходилось сталкиваться пещерному жителю ледниковой эпохи и с такими хищниками, как лев, барс, волк, гиена.

Не удивительно, что образ зверя , охота и ее результаты, представлены во многих случаях совершенно наглядно, со всей выразительностью, на которую был способен человек палеолита. Первобытный художник изображал при этом охоту не только в силу внутренней потребности, но и с совершенно определенной практической целью.

Как свидетельствуют этнографические данные, изображение охоты, убитых и раненых зверей или даже просто звериных фигур всегда имеет целью заворожить и околдовать зверя, овладеть им, обеспечить успех охоты.

Это наивное убеждение имеет логическую основу - принцип, который можно выразить формулой: подобное вызывает подобное. Нарисованный зверь "сопричастен" реальному зверю, потому рана, нанесенная изображению зверя, означает рану, нанесенную зверю живому. На пещерных росписях видны раненые, умирающие животные, раны, а также оружие, которым они нанесены.

В таком виде представлен и знаменитый издыхающий медведь из пещеры "Трех братьев" , выполненный гравировкой на скале. Зверь, огромный и тяжеловесный, показан в жалком и беспомощном состоянии, как мишень для многочисленных ударов. Десятки овалов и кружков - ран - вписаны в контур его тела. Кровь, изображенная целыми пучками штрихов, хлещет из раскрытой пасти, а вместе с ней уходит и жизнь.

На рисунках раненых зверей конкретно показана причина их гибели. На теле медведя из Монтеспан процарапаны косые линии, сходящиеся в виде треугольника. Это, несомненно, дротики или стрелы с длинными зубцами, как у гарпуна. Помимо охоты на зверей с копьями, дротиками или стрелами, в палеолитических росписях должны были отразиться и другие способы охоты, особенно на мамонта и носорога, с помощью ловушек и волчьих ям, а также различных сооружений в виде изгородей или даже сетей.

Очень вероятно, что именно такие тектиформы – ловчие ямы с кольями на дне, изображены на фигурах мамонтов в пещере Фон де Гом, где они имеют вид, напоминающий хижину, показанную в разрезе. У нее имеется двускатная крыша. Внутри косыми полосами показаны балки или стропила. В середине возвышается центральный столб, конец которого выступает наружу. В пещере Бернифаль мамонт выгравирован внутри тектиформы. Он, должно быть, пойман и сидит в ловушке.

В пещерах Испании, в Альтамире, а также в Кастильо на стенах нарисованы загадочные знаки виде "лестниц" и "лент", которые могут условно передавать устройство охотничьих изгородей для ловли животных. В Монтеспан есть одна сцена, на которой показана лошадь, заштрихованная вертикальными линиями, как-будто попавшая в ловчую изгородь – палисад.


Палеолитические наскальные рисунки предназначались для того, чтобы магически обеспечить удачу промысла. Мысль об овладении зверем, о победе над ним, стремление колдовскими способами обеспечить успех охоты - основная идея палеолитического искусства. Однако было бы неправильно ограничивать магические обряды и связанные с ними представления о роли и значении пещерных изображений только лишь магией умерщвления.

На другом полюсе первобытной магии находились обряды воскрешения и размножения зверей - магия плодородия. Палеолитический человек, как и мы, думал не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне, стремился заглянуть в будущее. Охотник знал, что беспощадно истребляя зверей он подрывает основу собственного благополучия и разработал целую систему магических обрядов, которые должны были обеспечить воскрешение убитых зверей и размножение звериного поголовья.

Идея плодородия выражена в глиняных изображениях двух бизонов из пещеры Тюк д’Одубер . Животные как будто бегут в одном и том же направлении, причем задний преследует идущего впереди. Передний зверь женского пола. У него изображена открытая вульва. Задний, с напряженным фаллосом, мужского пола. Идея размножения зверей, выраженная так настойчиво, в такой наивной форме, очевидно, и лежала в основе всех происходивших под сводами этой пещеры колдовских обрядов.

Мысль о размножении определила и особенности изображения ряда фигур животных. Их отвислые тяжелые животы наглядно свидетельствуют, что художник преследовал определенную цель – изобразить беременную самку.

Обряды размножения и воскрешения зверей сохранялись до недавнего времени у некоторых северных народов. Возможно, их давний прообраз нашел отражение в красочной композиции из Нио . Слева в ней находится фигура бизона в необычном положении. Тяжелый и массивный зверь стоит на задних ногах. Передние его ноги согнуты и опущены вниз. В Нио бизон сочетается с условными знаками: перед ним аккуратно выписаны красные пятна, из которых образованы правильные овалы. Несколько далее видны типичные "клавиформы" , похожие на дубинки или на стилизованные женские фигурки.

Своеобразная поза бизона в Нио и его необычное окружение символическими знаками свидетельствуют, что вся эта уникальная композиция имеет какой-то глубокий смысл, скорее всего связанный с охотничьими обрядами. Макс Рафаэль писал, что бизон из Нио показан не живым, а мертвым, во время церемонии его "умилостивления" и "примирения" с охотниками, а условные знаки обозначают оружие и жертвы, положенные перед ним. Изображая оружие, дубинки – клавиформы, род, совершавший ритуал, стремился "переложить" вину на оружие, так же, как поступали охотники Сибири, которые говорили зверю, что не они убили его, а ружье, топор, нож или лук.

Министерство культуры Омской области

Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

11 октября в 17.00 во Врубелевском корпусе музея состоится открытие выставки «Звери. Птицы. Рыбы. Образ животного в изобразительном искусстве».

Проект проходит в рамках года экологии в России. В век техногенных открытий и господства эстетики мультимедиа выставка привлекает внимание к красоте живой природы и значении животных для человека.

В экспозиции представлены произведения из собрания музея - живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство. Некоторые работы будут показаны зрителям впервые.

Выставка рассказывает о том, как менялось отношение человека к животному миру в разные периоды истории, и какое отражение это нашло в произведениях искусства. От защитного тотема до милых домашних любимцев - так кратко можно охарактеризовать этот путь. Данная тема раскрывается на примерах первобытного творчества и народных промыслов, в произведениях европейских и русских художников XVII-XXI веков.

Выставка включает четыре тематических блока - «Звериный след», «Сказка и быль», «Звериного художества мастера», «Заметки о животных».

Раздел «Звериный след» посвящен первобытному творчеству и представляет произведения, как древних художников, так и современных мастеров, пытающихся приблизиться к трактовке образа зверя нашими предками. Здесь показаны археологические памятники Омского Прииртышья из глины, кости, металла, прорисовка на микаленте петроглифов, обнаруженных на территории Хакасии, а также произведения современных омских живописцев, обратившихся к эстетике древнего мира.

Отголоски легенд и верований, удивительная фантазия мастеров народных промыслов отражены в разделе «Сказка и быль». Посетители смогут увидеть дымковскую, филимоновскую, абашевскую игрушку, вышитые полотенца, а также резных зверей омского самобытного мастера XX века Дмитрия Герцена.

Раздел «Звериного художества мастера» рассказывает о рождении анималистического жанра в XVII веке и особенностях изображения зверей и птиц русскими и европейскими художниками XVIII-XIX веков. В экспозиции можно увидеть картину одного из первых голландских анималистов Мельхиора Хондекутера «Птичий двор», великолепные натуралистичные гравюры европейских мастеров, редкий «сухопутный» пейзаж Ивана Айвазовского «Овцы». Особо выделены произведения иппического жанра, воспевающие красоту, силу и грацию лошадей. Образы этих удивительных животных на выставке отображены в гравюрах и живописных произведениях, а также в скульптуре «Кобыла с жеребенком» Петра Клодта, юность которого прошла в Омске.

Самый большой раздел - «Заметки о животных» - знакомит с графическим и скульптурным наследием мастеров XX-XXI веков. Здесь представлены звери и птицы «на любой вкус» - стремительные, хищные, свободные, очеловеченные, сказочные, грациозные, дикие, домашние, смешные, трогательные. Среди авторов известные имена - Валентин Серов, Василий Ватагин, Никита Чарушин, Юрий Васнецов, Евгений Рачев, Андрей Марц - и омские художники Николай Третьяков, Иван Желиостов, Игорь Левченко. Не оставит равнодушными зрителей малая пластика - фарфоровые фигурки животных, созданных советскими и современными мастерами.

В пространстве выставки для детей и их родителей будут созданы интерактивные объекты. Для того, чтобы ребята поняли, что такое рельеф, в разделе «Звериный след» появится «оленный камень», имитирующий алтайские петроглифы с изображениями зверей. Его можно будет изучать и даже трогать руками.

Каждый желающий, взрослый или ребенок, сможет забраться в огромное уютное птичье гнездо, сделанное из мягких материалов и ткани. Здесь можно будет отдохнуть и почитать книжку о животных.

Для деятельных натур будет работать творческая зона - столы с раскрасками фигур животных.

Куратор - Ольга Сергеевна Гайдук

Выставка работает по адресу: ул. Ленина, 3, Врубелевский корпус