Неравный брак жанр картины. «Неравный брак» Василия Пукирева - картина, на которую не советуют смотреть женихам в возрасте (8 фото)

На знаменитой картине Василий Владимирович Пукирев изобразил свою несостоявшуюся невесту, Прасковью Матвеевну Варенцову.

Девушку выдали тогда замуж за богатого князя Цицианова. Первым об этой любовной трагедии рассказал Гиляровский в своей книге "Москва и москвичи", точнее, пересказал историю со слов друга детства Пукирева – живописца Сергея Грибкова:"Этот старый важный чиновник - живое лицо. Невеста рядом с ним - портрет невесты В.В.Пукирева, а стоящий рядом со скрещенными руками - это сам В.В.Пукирев, как живой" ...

А в 2002-ом году в Третьяковку принесли рисунок 1907-го года работы известного московского художника и педагога Владимира Дмитриевича Сухова. Это был карандашный портрет уже пожилой Прасковьи Матвеевны Варенцовой.

Художник даже подписал его:"Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картинуНеравный брак“. Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне" .

Судьба распорядилась так, что бывшая невеста Пукирева, а позже вдова Цицианова, закончила свою жизнь в Мазуринской богадельне...

Это одна версия истории создания картины, широко известная. В продолжении темы приведу более реальную версию, которую знают в основном искусствоведы и любители живописи и истории.)

Начнём с того, что раньше такой брак считался прекрасной партией. Почему? Даже если не было любви, то девушка, вышедшая замуж за старика, автоматически освобождается от опеки отца. Старичок умирает, молодая вдова полив слёзы положенное время, как правило, выходит замуж за кого ей хочется.

Потом, мы видим, что на купеческой дочке женится князь из очень древнего грузинского рода! И вот тут этот брак действительно неравный, ибо сословия разные. В этом случае оказана очень большая честь купеческой семье. Такой брак считался за счастьем, ибо давал больше возможностей и открывал двери в мир, куда ранее не было доступа.

Конечно сейчас тут же приведёте доводы, что старичок может прожить ещё достаточно долго, тем самым отравив жизнь своей молоденькой жене... Но я бы на вашем месте не торопилась. И вот почему.

Давайте по порядку. Начнём с князя. Самое интересное, что князь Цицианов к этой свадьбе не имеет никакого отношения. С него художник просто списал образ, а точнее лицо, и можно сказать, что сложил жениха: фигура и одежда - от Полторацкого (тверского предводителя дворянства), голова, с особенным выражением лица, - от Цицианова, венчик седых волос - от повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых.

Когда искусствоведы Третьяковки подняли архивные материалы, то они пришли к выводу, что на момент написания картины это мог быть Павел Иванович Цицианов, ибо из мужчин рода Цициановых только он один находился в Москве. Но к тому времени князь уже был женат. Кстати, у него с женой была ещё бОльшая разница в возрасте. Дальше я не копала, скажу только, что супруга у него была австриячка из Вены. Но это уже другая история и с нашей она никак не перекликается.

Изначально сюжет картины был связан с любовной драмой, случившейся с другом художника молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым, который был влюблён в 24-летнюю Софью Николаевну Рыбникову, но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого 37-летнего Андрея Александровича Карзинкина. Причём, по свидетельству Н. П. Сырейщикова, внучатого племянника Варенцова, в силу сложившихся обстоятельств Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании, состоявшемся в 1860 году в церкви Трёх святителей на Кулишках, в качестве шафера. Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях объяснил эту необходимость тем, что сестра Карзинкина была замужем за старшим братом Сергея Варенцова - Николаем.
Нужно сказать, что этот брак оказался счастливым. Карзинкин не только был богат, но и обладал очень хорошим характером. Софья Николаевна в этом браке родила трёх детей: Леночку, через год Сашеньку, а через 5 лет Сонечку. Лена когда выросла, пошла учиться в то же самое училище живописи, которое закончил сам Пукирев и была ученицей Поленова. А Саша когда вырос, был дружен с Павлом Михайловичем Третьяковым.

Но, увидев своё изображение на картине, Сергей Варенцов устроил другу скандал, так как в свою очередь, собирался жениться на Ольге Урусовой. А в купеческих семьях не было принято выносить сор на всеобщее обозрение. В результате художник переработал портрет и изобразил на картине самого себя.

Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях «Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое» рассказывал об этой истории так:
«Про Сергея Михайловича рассказывали, что он был влюблён в барышню - дочку купца Рыбникова и хотел на ней жениться, но родители предпочли выдать её замуж за Андрея Александровича Карзинкина, хотя не такого красивого, зато очень богатого и хорошего человека.
Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала, и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, - Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П. М. Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение своё на ней. Пукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович не носил бороды.»

И вот тут мы подходим к самому интересному моменту. Картину Пукирев написал в 1862-ом. И исполнял он её как-то очень быстро, горячо, жарко. А на следующий год вдруг почему-то, без особых казалось бы причин, начинает проситься за границу для обозрения живописных галерей и живописных произведений, и уезжает в самый что ни на есть учебный год, в октябре, и возвращается только в январе. И отдаёт свою картину на выставку, где получает звание очень высокое по тем временам, за бытовой жанр он получает профессора, славу и почет.

Так почему же Пукирев так внезапно уезжает? Да потому, что он влюбился. А влюбился он в то время, когда писал картину. Позировала ему Прасковья Матвеевна Варенцова, внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского. Прасковья Матвеевна и друг художника были однофамильцами. И кстати, я нигде не нашла подтвержение тому, что любовь была взаимной. Тут я тоже подробно останавливаться не буду, скажу только ещё несколько слов о самом Пукиреве.

Одни исследователи утверждают, что он так и не женился, другие говорят, что он был женат на какой-то малограмотной женщине. И действительно, некий художник Неврев в записке, адресованной Павлу Михайловичу Третьякову, называет эту женщину, которая непонятно, в каком была она, так сказать, звании, госпожа Пукирева. Значит, у нашего художника был не венчанный брак. Это была мессианка Софья Петровна Терехова, она была младше его на 13 лет. И вот тут действительно настоящая драма и из всех действующих лиц пожалеть нужно именно Софью Терехову. Что такое не венчанный брак в то время? А это значит - нет колечка на пальчике, нужно всегда как-то очень робко себя вести. По существу ты никто и даже не имела права на наследство, а уж о каком-нибудь пособии, в случае смерти супруга, и говорить не приходится. Нужно отметить, что она приняла на себя очень непростую ношу, потому что ей пришлось тянуть по жизни очень больного человека. Он очень стал сильно болеть, так сильно, что ему пришлось оставить преподавание. Сначала он распродавал свои работы, но в конце концов всё же нужда навалилась на эту семью. Все говорили о том, что он всегда был, всегда(!) чисто одет, выглажен... А это значит, что она его любила всю жизнь, не докучала ему, не говорила, что ей очень больно и тяжело... А он ее получается не любил...

Вокруг картины Василия Пукирева «Неравный брак» ходило множество слухов и легенд еще во времена ее создания, в 1862 г. Сюжет был настолько хорошо знаком и так понятен публике, что он удивления не вызвал. Юная невеста-бесприданница против воли выходит замуж за старого чиновника. Существует версия, что идею написать картину на эту тему подсказал Василию Пукиреву его друг художник, изучавший нравы купеческого мира и сделавший выводы, что цинизм правит их миром, а жажда наживы делает купцов циниками.

Вопросы вызвало другое обстоятельство - в образе шафера, изображенного у края картины за невестой, с руками сложенными на груди — сам художник.

Это заставило говорить о том, что сюжет был автобиографичен и возник из-за личной драмы Пукирева. Образ шафера на картине получился настолько ярким, что в результате в центре внимания оказались не жених и невеста, а любовный треугольник. Поскольку во внешнем облике шафера все без труда узнали самого художника, возникли слухи о том, что он изобразил на картине собственную драму - его любимую девушку насильно выдали замуж за богатого сановника в летах.

А позже появились слухи о магическом воздействии картины на женихов в летах: теряют сознание, увидев ее, а то и вовсе отказываются от намерений жениться…

Однако на самом деле поводом для создания картины послужило не собственное горе Пукирева, а история из жизни его друга, С. Варенцова. Он собирался жениться на девушке, которую родители выдали за богатого фабриканта. Сам же Варенцов был шафером на ее свадьбе. Изначально Пукирев изобразил в этой роли именно его, но позже изменил его облик по просьбе друга.

Портрет С. М. Варенцова работы Пукирева:

Пукирев сделал жениха намного старше и неприятней, чем он был в жизни. Но неравные браки были настолько распространенным явлением в российском обществе XIX в., что такая подмена не казалась преувеличением - молодых девушек часто выдавали замуж против их воли за богатых пожилых чиновников и купцов. Об этом свидетельствуют и картины других художников, посвященные той же теме.

Самое интересное началось после того, как картина «Неравный брак» была представлена на Московской академической художественной выставке: говорят, престарелые генералы, увидев эту работу, один за другим стали отказываться от женитьбы на молодых невестах.


Более того, некоторые из них даже жаловались на недомогание - головные боли, боли в сердце и т. д. Зрители прозвали картину «Кощей с невестой».


Историк Н. Костомаров признавался друзьям, что, увидев картину Пукирева, отказался от намерений жениться на молодой девушке. Никакой магии тут нет. Иронический и обличительный смысл картины был настолько явным, что распространенное явление представало во всей своей неприглядности. Седовласые женихи узнавали в отталкивающем образе старого генерала себя - и отказывались повторять его ошибку.

Работа была написана Пукиревым в 1862 году, сразу после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Она была доставлена на академическую выставку 1863 года, своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением сразу выдвинувшая художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев. За неё Академия наградила его званием профессора.

Сюжет

Старый некрасивый мужчина берет в жены девчушку, такую юную, что даже стыдно смотреть. У невесты наверняка нет приданого, а у жениха денег в достатке, потому за него и отдают молодую красавицу.

Венчаются в православной церкви. Глаза девушки заплаканы, поза покорна. Жених чувствует себя хозяином положения и с превосходством наблюдает за невестой. Фата, белое платье, которое буквально светится в лучах падающего на него света, делают образ девушки подобным ангельскому. Кажется, что вся эта грязь не может коснуться ее.

Зрители прозвали картину «Неравный брак» «Кощей с невестой»

Люди вокруг показаны в полумраке, даже священник, словно бы на стороне зла — ведь он, понимая, что девушка не по доброй воле вступает в брак, все же венчает пару. Не лучше и окружающие. Все они — молчаливые свидетели, что, конечно, не делает им чести.

«В мастерской художника» (1865)

Каждый из персонажей второго плана играет свою роль. Кто невесту разглядывает, кто с осуждением наблюдает за происходящим, что подобострастно обращен в сторону жениха, кто настроен решительно провернуть это дельце (например, старуха рядом с женихом — возможно, это сваха или мать невесты).

Контекст

Есть несколько версий того, чья история несчастливой любви вдохновила Пукирева на полотно. Но надо признать, что в те времена подобные случаи были делом хоть и неприятным, но обычным. С одной стороны, это осуждалось, с другой, — обычай сей продолжал существовать еще долгие годы.


> «Прием приданного в купеческой семьи по росписи» (1873)

По задумке, на месте шафера должен был быть вовсе не Пукирев, а его друг Сергей Варенцов. Невесту же художник писал с однофамилицы — Прасковьи Варенцовой, происходившей из знатного рода. Говорят, что в неё Пукирев был влюблён, но шансов стать ее мужем не имел — крестьянское происхождение и отсутствие какого бы то ни было капитала не позволяли.

Считается, что Костомаров, увидев «Неравный брак», передумал жениться

Варенцов же на Пукирева обиделся. Дело в том, что Сергей Михайлович собирался жениться, а сплетни, которые, конечно же, поползли бы, были нежелательны. Тогда художник, внешне похожий на друга, добавил шаферу бородку и «превратил» в себя.

Жениха же писали с нескольких людей, по всей видимости: от кого — голову, от кого — лицо, а от кого — и венчик седых волос.


Иллюстрация к «Мертвым душам», 1880

Рядом с шафером, изображён друг Пукирева художник Пётр Шмельков. Сбоку изображена голова рамочника Гребенского, обещавший сделать художнику раму для картины «каких ещё не было». И сделал. Резную из цельного дерева — и цветы, и плоды. Третьякову она так понравилась, что он стал заказывать рамы Гребенскому.

Судьба художника

Жизнь художника можно разделить на две части: до «Неравного брака» и после. До презентации картины все шло медленно, но верно: несмотря на свое крестьянское происхождение, Пукирев смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, по окончании которого начал там же преподавать, параллельно очень удачно выполняя частные заказы.

Не создав ничего лучше «Неравного брака», Пукирев спился

Последующие работы художника значительно уступали в технике и, как следствие, не вызывали восторга ни у критиков, ни у покупателей. Пукирев запил, прекратил преподавать в училище, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на подачки друзей и умер в безвестности 1 июня 1890 года.

Всем известна картина В. Пукирёва" Неравный брак"
За «картину, где нет ни пожара, ни сражения, ни древней, ни новой истории», за огромное полотно с непривычным взглядом художника на вещи, В. Пукирев получает звание профессора. Случай был беспрецедентный — всех взволновала новая тема, современная и актуальная — тема власти денег.

Картина «Неравный брак» Василия Пукирева так и не разгадана до конца. Кто эта девушка? Что за мрачный красавец мужчина со скрещенными руками стоит за ней, ненавидяще-отчаянным взглядом упершись в спину «молодого жениха»? А что делает призрачная, с первого взгляда незаметная старуха в венчальном уборе слева от жениха, и почему смотрит на него таким странным взглядом? И наконец, правда ли, что картина автобиографическая?

Девушка - настоящий цветок, Пукиреву удивительно удалось передать ее нежность, беззащитность, уязвимость. Она кажется ребенком, который едва-едва начал превращаться в девушку. Весь ее облик наполнен очарованием юности. Невеста написана округлыми, мягкими линиями, ее лицо и плечи и, в меньшей степени, белое платье - самые сияющие элементы этой сцены.

А вот жених, напротив, кажется, весь состоит из углов и прямых линий, символизирует собой увядание, омертвение, атмосферу, в которой предстоит увянуть и девичьей прелести невесты. На шее его — орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствовавшая этому ордену звезда. (орден Российской империи в 4-х степенях за военные отличия и гражданские заслуги.)

Слева от жениха старуха, а на голове у нее нелепое для ее возраста украшение… Венчальное? А слева от священника не еще ли одна старуха выглядывает? Обратите внимание — в тусклые тона художник «обмакнул» только этих двух старушек.
Искусствовед, старший сотрудник Третьяковской галереи Людмила Полозова предположила, что эти призрачные старухи, придающие картине мрачный мистический колорит, - предыдущие умершие жены.
Привлекает к себе внимание и мужская фигура за невестой - статный, мрачный молодой красавец со скрещенными руками.

В его образе можно уловить сходство с самим художником. Так может, история автобиографическая? А рядом стоит человек, единственный, чей взгляд направлен на зрителя. В его глазах читается понимание сути происходящего и глубокое сочувствие жертвам этого действа. Есть версия, что его прототип - Петр Шмельков, товарищ Пукирева по Московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества.
Возможно, здесь и кроется объяснение тому, что Василий Пукирев так быстро и стремительно написал эту картину, и тому, что она так берет за живое, никого не оставляя равнодушным? И, может, именно потому он не наслаждался успехом выставленного на Осенней выставке 1863 года в Академии художеств «Неравного брака», а спешно уехал за границу?
В пользу этой версии говорит еще один факт. В 2002 году Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок, сделанный художником Владимиром Суховым в 1907 году. Он подписан: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».

Напрашивается версия, что молодой Василий Пукирев влюбился в красивую девушку Прасковью, которую выдали замуж за богатого купца Варенцова. Она пережила своего старого мужа, но, судя по тому, что последний известный портрет ее сделан в богадельне, счастья и богатства сей брак ей не принес.

Впрочем, с картиной связана еще одна история. Дело в том, что в Третьяковской галерее хранится эскиз к картине «Неравный брак».


И что мы видим? За спиной невесты по-прежнему стоит сурового вида мужчина со скрещенными руками. Но это уже другой человек! Удивительно, но в этой версии фигурирует та же фамилия. То ли не всё мы еще знаем об этой картине, то ли странное совпадение?

Друга Василия Пукирева звали Сергей Варенцов. Он был влюблен в Софью Рыбникову. Они принадлежали к одному кругу - купеческие дети. Но так вышло, что ему предпочли другого - то ли родители, то ли сама девушка… Софья вышла замуж за Андрея Карзинкина. Он был действительно богаче Варенцова и старше невесты - но отнюдь не настолько, чтобы стать реальным прототипом картины: их с невестой разница в возрасте составляла 13 лет. А поскольку семьи Варенцова и Карзинкиных были связаны другими узами и делами, то Сергей еще и не смог отказаться от «чести» быть шафером на свадьбе. Потому он изображен позади невесты.
Видимо, Сергей Варенцов очень страдал, делился переживаниями с товарищем и подтолкнул его к созданию этой картины. Но прошло некоторое время, страсти улеглись, Варенцов собрался жениться на другой. И обнаружив, что Пукирев вздумал увековечить его страдания по прошлой любви, устроил грандиозный скандал. В результате Василий Пукирев сохранил название и сюжет картины, но при этом видоизменил ее. И поскольку травма друга уже поросла быльем, а у него самого произошла подобная история (они в то время были явлением распространенным), художник написал за спиной молодой невесты себя самого.
Это справедливо со всех сторон, потому что бывшая невеста Сергея Варенцова, Софья, как показала жизнь, вступила отнюдь не в «неравный», а напротив, в очень счастливый брак. У них родилось трое детей, и всю жизнь они с Андреем Карзинкиным прожили в любви и согласии.
Что же касается образа «Кащея», жениха, исследователи склоняются к тому, что он получился собирательным. В нем находят черты тверского предводителя дворянства Алексея Полторацкого, князя Павла Цицианова и даже повара, служившего в доме Сергея Варенцова. Вероятно, и тот, за кого выдали замуж невесту Пукирева, тут виден.

Так автобиографична ли картина?

Н.А.Мудрогель, старейший работник Третьяковской галереи, взятый на службу ещё самим Третьяковым, вспоминал:
«На картине Пукирева «Неравный брак» в роли шафера за невестой художник изобразил себя… И вообще вся картина, как я знаю, является отголоском личной драмы художника: невеста с картины должна была стать его женой и не стала, богатый и знатный старик сгубил её жизнь».
Об этой трагедии Пукирева говорил и друг его С.И.Грибков. В книге «Москва и москвичи» Гиляровский писал:
«О В.В.Пукиреве С.И.Грибков всегда говорил с восторгом: — Ведь это же Дубровский, пушкинский Дубровский! Только разбойником не был, а вся его жизнь была как у Дубровского — и красавец, и могучий, и талантливый, и судьба такая же! Товарищ и друг В.В.Пукирева с юных лет знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В.В.Пукирева, а стоящий со скрещенными руками — это сам В.В.Пукирев, как живой».
Пукирев же так и не обзавёлся семьёй. Что-то будто сломалось в нём. Дела не ладились. Удача отвернулась от него. Он писал новые картины, но они не находили покупателя. Пукирев запил, прекратил преподавать в училище, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на подачки друзей и умер в безвестности 1 июня 1890 года. Так, написав на картине чужую судьбу, он будто предсказал свою.

Публикации раздела Музеи

Печальные невесты в русской живописи

С вадьба - один из самых праздничных дней в жизни женщины. Но только не в русском искусстве. Художники XIX века постоянно использовали тему женитьбы для создания работ трагических, бичующих всевозможные социальные пороки Российской империи. Разглядываем картины вместе с Софьей Багдасаровой.

«Неравный брак» и «Прерванное венчание» Василия Пукирева

Самая знаменитая картина на эту тему написана Пукиревым. Славе полотна способствовали и слухи, что художник запечатлел в работе собственную сердечную трагедию. Правда ли это - исследователи спорят до сих пор. Полтора десятилетия спустя мастер, так и оставшийся в истории искусства «художником одной картины», вернулся к теме в работе «Прерванное венчание». На вопрос о причине остановки этой свадьбы отвечает второе название картины - «Двоеженец».

Василий Пукирев. Неравный брак. 1862. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Пукирев. Прерванное венчание. 1877. Азербайджанский государственный музей искусств, Баку

«Прерванное обручение» Адриана Волкова

В картинах передвижников и других русских реалистов второй половины XIX века часто можно встретить сцены из купеческой жизни, которую тогда же начинают активно высмеивать на театральной сцене, в особенности Островский . На этой изображен жених купеческой дочки, помолвка которого срывается из-за появления прежней возлюбленной с младенцем на руках. Скандал! По эскизу видно, что замысел был смелее: там дочка в белоснежном платье, то есть срывалась не помолвка, а само венчание.

Адриан Волков. Прерванное обручение (эскиз). Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

Адриан Волков. Прерванное обручение. 1860. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«К венцу (Прощание)» и «Выбор приданого» Владимира Маковского

Известный художник-жанрист Владимир Маковский сравнения с Пукиревым не боялся: он писал свои свадебные картины 40 лет спустя. Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи. А подсказка прямо перед глазами - фасон свадебного платья. Хотя основной набор атрибутов неизменен - фата, венок из флердоранжа, белая ткань, но модный силуэт заметно поменялся. На картине Пукирева, написанной в 1862 году, - у невесты большой громоздкий кринолин; с таким из-под венца не убежишь. А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной. Любопытно, что невесты XXI века все-таки предпочитают фасон полуторавековой давности, с кринолинами.

Владимир Маковский. К венцу (Прощание). 1894. Самарский областной художественный музей, Самара

Владимир Маковский. Выбор приданого. 1897-1898. Харьковский художественный музей, Харьков

«Перед венцом» и «После венчания» Фирса Журавлева

Картина Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика, пользовалась такой популярностью, что он написал ее второй вариант. В первом, из Русского музея , полно свидетелей, причем костюмами и атрибутами явно подчеркивается: семья купеческая, то есть можно и посмеяться над ними. Второй вариант, из Третьяковской галереи , более лаконичен и трагичен: тут дело только между отцом и дочерью. Картину называли и «Благословение невесты», и «Брак по приказу»… В более позднем полотне, «После венчания», и интерьер изящный, аристократический, и отец-дворянин (у него нет бороды, и на шее не круглая медаль, а крест). А невеста все равно рыдает.

Фирс Журавлев. Перед венцом. 1874. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Фирс Журавлев. Перед венцом. До 1874. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Фирс Журавлев. После венчания. 1874. Тамбовская областная галерея, Тамбов

«В ожидании шафера» Иллариона Прянишникова

Однако похвалить русских художников за оригинальность трагической темы нельзя: ровно в те же годы по всей Европе везде пишут полотна про несчастливых невест. В викторианскую эру, когда стал господствовать капитал и развелось много богатых стариков, тема неравных браков стала весьма актуальной. Кроме того, плачущие девушки в белом просто эффектно смотрятся! Названия картин говорят за себя: «Пока смерть не разлучит нас» (Эдмунд Блэр Лейтон), «Несчастная невеста» (Огюст Толмуш), «Первая слеза» (Норберт Гёнётт), «Отвергнутая невеста» (Эдуард Свобода) и так далее…

Илларион Прянишников. В ожидании шафера. 1880-е. Серпуховский историко-художественный музей, Московская обл., Серпухов

Илларион Прянишников. У тихой пристани. 1893. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Свадьба в тюрьме» Николая Матвеева

Впрочем, одним русское искусство отличалось от европейского: живописцы были прогрессивными, либерально относились к многочисленным арестантам. Ведь это были политзаключенные - боровшиеся с режимом революционеры и террористы, герои и подвижники, как считало интеллигентное общество той поры. Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди»