Музыкальные темы какие бывают. Стили и виды песен. Жанры рок музыки

Сразу предупреждаем, что ответить в одной статье на вопрос, какие бывают жанры музыки, очень сложно. За всю историю музыки накопилось такое количество жанров, что их и аршином то не измерить: хорал, романс, кантата, вальс, симфония, балет, опера, прелюдия и т.д.

Не один десяток лет музыковеды «ломают копья», пытаясь классифицировать музыкальные жанры (по характеру содержания, по функциям, например). Но прежде чем остановиться на типологии, внесём ясность в само понятие жанра.

Что такое музыкальный жанр?

Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в ­– все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.

Какие бывают жанры музыки: классификация

Самая простая классификация жанров – по способу исполнения. Это две большие группы:

  • инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония)
  • вокальные жанры (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл).

Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения. Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:

  • обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей;
  • массово-бытовые (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями;
  • концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора;
  • театральные жанры (мюзикл, опера, балет) – требуют действия, сюжета и декораций.

Кроме того, и сам жанр может разбиваться на другие жанры. Так, опера-seria («серьёзная» опера) и опера-buffa (комическая) также являются жанрами. При этом, существует и ещё несколько разновидностей , которые так же образуют новые жанры (лирическая опера, эпическая опера, оперетта и т.д.)

Названия жанров

О том, какие бывают названия у жанров музыки и как они появляются, можно написать целую книгу. Имена могут рассказать об истории жанра: так, именем «крыжачок» танец обязан тем, что танцующие располагались крестом (от белорусского «крыж» – крест). Ноктюрн («ночной» – в переводе с французского) исполнялся ночью на открытом воздухе. Одни имена берут начало от названий инструментов (фанфара, мюзет), другие – от песен (марсельеза, камаринская).

Часто музыка получает имя жанра тогда, когда переносится в другую среду: например, народный танец – в балет. Но бывает и наоборот: композитор берёт тему «Времена года» и пишет произведение, а затем эта тема становится жанром с определённой формой (4 сезона как 4 части) и характером содержания.

Вместо заключения

Рассказывая о том, какие бывают жанры музыки, нельзя не упомянуть часто встречаемую ошибку. Это путаница в понятиях, когда такие как классика, рок, джаз, хип-хоп называют жанрами. Здесь важно помнить о том, что жанр – это схема, на основе которой создаются произведения, а стиль указывает скорее на особенности музыкального языка творения.

Помимо регулярных подборок , и , мы увлекаемся и более нишевыми поджанрами, о которых охотно рассказываем с помощью тематических сборников. К примеру, вы можете ознакомиться с популярными композициями или погрузиться в атмосферу или .

Электронные фанаты могут ознакомиться с новинками сцены, отобранными с помощью изучения главных чартов планеты. В сборниках присутствует модная bass-музыка, популярные клубные хиты и после бурных мероприятий ночной жизни.

Далее, мы сгруппировали жанровую музыку по более ситуативным признакам - к примеру, можно скачать актуальный или для спокойного вечера в компании ценителей подобного стиля. Для почитателей в разделе находятся готовые к скачиванию плейлисты как классических композиций из 90-х, так и более специфического фолка для поклонников этого жанра.

Скачать сборники или слушать онлайн?

Для тех, кто предпочитает современный стиль жизни, каждый сборник работает в удобном режиме онлайн-плеера, автоматически переключающего композиции одну за другой. Всегда можно вернуться к прослушиванию любимой подборки - нужно только стабильное подключение к интернету. С другой стороны, всего лишь с помощью одной кнопки вы легко можете скачать mp3 сборник одним архивом к себе на компьютер, перенести на любой носитель и всегда иметь доступ к нужной подборке.

Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

- … Википедия

ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ - гос., церковные и частные орг ции в России и др. странах, выпускавшие печатные издания правосл. церковных песнопений, и их публикации. В России в XVII нач. XX в. В XVII в. издание крюковых певч. книг в России не состоялось ни в 1652 г., когда… … Православная энциклопедия

Музыкальные стили присущие творчеству коллектива: Aggro Industrial, EBM, Future Pop Однажды кто то сказал что MAGIK BRITE играют: Metal, Post Industrial Если отбросить ярлыки и разделить звучание группы на составляющие то получится что MAGIK… … Википедия

Альтернативная музыка (альтернатива) Направление: Рок Истоки: панк рок, пост панк, хардкор панк, новая волна Место и время возникновения: конец 1970 х, начало 1980 х, США и Великобритания … Википедия

Направление: хип хоп Истоки: джаз, фьюжн, джаз фанк, хип хоп Место и время возникновения: Конец 1980 ых, восток США Годы расцвета: конец 1980 х; руб … Википедия

Направление: ритм н блюз Истоки: соул, госпел, джаз Место и время возникновения: 1960 е, южные штаты США Годы расцвета … Википедия

Нердкор Направление: хип хоп Истоки: нерд субкультура, nintendocore, хип хоп, альтернативный хип хоп Место и время возникновения: Конец 1980 х, США Нердкор (англ … Википедия

Направление: Регги Истоки: рокстеди, ска, регги, дэнсхолл Место и время возникновения: 1980 е, Ямайка Годы расцвета: 1980 е … Википедия

- (빅뱅) … Википедия

Книги

  • Композиторы мира. Календарь-справочник , . Календарь-справочник адресован любителям музыки и профессиональным музыкантам, учащимся и преподавателям музыкальных учебных заведений, сотрудникам библиотек, работникам средств массовой…
  • Музыка. 4 класс. Учебник. В 2 частях (комплект из 2 книг + CD-ROM) , В. В. Алеев. Учебник предназначен для учащихся 4 класса. Главная тема года - "Музыкальное путешествие" . Школьники знакомятся с музыкальной культурой России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья -…

Песня - наиболее распространённый род вокальной музыки. Различают народную и авторскую (профессиональную) песню. Эти два вида песни постоянно взаимодействуют: элементы народной песни используются композиторами в своём творчестве, а наиболее популярные авторские песни фольклоризируются. Песни различаются также по жанрам, складу, формам исполнения, сферам бытования и т. д. ( и бытовая, лирическая и гимническая, одноголосная и многоголосная, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, песни для профессиональных певцов и для массового исполнения и т. п.). В некоторых странах термин «песня» (нем. Lied , франц. chanson , англ. song ) применяется и к .

Тексты песен обычно представляют собой особый жанр поэзии. Его отличают чёткость композиции, совпадение синтаксических и структурных граней (равенство строфы и законченной мысли, строки и фразы). В русской песенной поэзии наиболее распространены четырёхстопный хорей и трёхдольные размеры. Построенные таким образом стихотворения чаще всего становились популярными песнями, народными или авторскими (А. С. Пушкин - «Зимняя дорога», А. А. Дельвиг - «Соловей, мой соловей», Я. П. Полонский - «Песня цыганки», Н. А. Некрасов - «Ой, полна, полна коробушка...» и другие).

М. Яковлев. «Зимний вечер» (стихи А. С. Пушкина)

Песни свойствен особый тип связи музыки и слова. Мелодия песни является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом; в отличие от романса, она не связана с отдельными поэтическими образами или речевыми интонациями текста. В то же время мелодия и текст подобны по структуре; они состоят из равных (в музыке - и одинаковых) построений: строф или куплетов (часто с рефреном - припевом). Внутренне расчленение музыкальной строфы (куплета) также соответствует расчленению строфы поэтической.


Рембо де Вакейра. Эстампида

Истоки жанра песни уходят в глубокую древность. В античном искусстве поэзия и музыка не были разделены и существовали в виде единого искусства песни. Одноголосные песни трубадуров, труверов, миннезингеров и мейстерзингеров эпохи средневековья обнаруживают неразрывное единство слова и мелодии. Как правило, в них ясно ощутима связь строения поэтической и музыкальной строфы, единство рифмы и мелодической каденции.

К одноголосным песенным жанрам относятся также итальянские лауды, испанские кантигас и др. В эпоху ars nova в Италии и Франции на смену одноголосным формам песни приходят песни с сопровождением одного или нескольких инструментов. Во Франции XVI в. термин «песня» (chanson) стал применяться и к полифоническим вокальным произведениям, иногда программно-изобразительного характера («Битва» Жанекена)

В этот же период развиваются и более простые, тяготеющие к гомофонному складу формы многоголосной песни: итальянские фроттолы, вилланеллы и тому подобные песни, предназначавшиеся для домашнего музицирования. Эта традиция была продолжена в итальянских канцонеттах конца XVI-XVII вв., оказавших большое влияние на творчество немецких, французских и английских композиторов. К песенным жанрам XV-XVI вв. относятся различные религиозные и военные песни: гуситские песни, гимны гугенотов, протестантские хоралы, и т. д.

Во 2-й половине XVIII в. внутри песенных жанров кристаллизуется камерная песня-романс с сопровождением струнного клавишного инструмента. Песенные формы занимают видное место в опере XVIII в. и в других музыкально-театральных жанрах. В период Великой французской революции складывается жанр массовой революционной песни. Возникшие в эту пору песни «Марсельеза» и «Ca ирá» („Ça ira”) сохранили значение в качестве художественных символов освободительной борьбы народа.

В XIX в. в связи с общим расцветом лирических форм искусства, а также с ростом интереса к собиранию и изучению фольклора, песенные жанры интенсивно развиваются, разделившись на романс и собственно песню (часто в народном духе). Границу между ними иногда установить трудно. Куплетность строения является важным, но не решающим признаком, т. к. и романс может быть куплетным (например, «Не искушай» Глинки), а песня - некуплетной. Более точным критерием может служить обобщённость мелодии песни, которая порой может даже исполняться с другим текстом (при условии сохранения строфического строения и размера). Немаловажное значение имеют и другие жанровые признаки. Романс связан главным образом с лирической сферой чувств, понятие «песня» включает в XIX-XX вв. широкий круг жанровых разновидностей (сатирическая, драматическая песня и другие). Промежуточные формы песни-романса, с преобладанием песенных черт, занимают видное место в творчестве русских композиторов 1-й половины XIX в. - А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва и других. Классики XIX в. - от М. И. Глинки до С. В. Рахманинова - оставили сравнительно немного песен в точном значении слова, однако песенность как тип мелодического мышления, тесно связанного с фольклором, очень характерна для их творчества. Это относится и к музыкальному наследию многих зарубежных композиторов XIX в.: Ф. Шуберта, И. Брамса, Ж. Бизе, Дж. Россини, Дж. Верди.

Параллельно с творчеством профессиональных композиторов развивалась песенная традиция, представленная поэтами, которые сами создавали (или подбирали из популярных песен) мелодии для своих песен и сами их исполняли. Их произведения часто отличались яркой публицистичностью. Песни французских поэтов-шансонье, от П. Ж. Беранже до Э. Потье, пользовались популярностью далеко за пределами Франции.

В начале XX в. в ряде стран переживает подъём рабочая , лучшие образцы которой приобрели международное значение («Интернационал»). Она послужила одним из истоков советской массовой песни, впитавшей также и черты народной песни, крестьянской и городской, русской и украинской. стала одним из ведущих жанров в советском музыкальном творчестве, особенно в период Гражданской войны 1918-20, в 30-е гг. и в годы Великой Отечественной войны 1941-45. Она оказала большое влияние на другие жанры: оперу, романс, кантату, киномузыку. Многие советские песни получили распространение за рубежом.

С 1930-х гг. подъём песенного жанра наблюдается и в других странах; он связан со стремлением композиторов к демократизации творчества (Г. Эйслер, французские композиторы, входившие в Народную музыкальную федерацию). Большого развития в XX в. достигла эстрадная песня, исполняемая солистами или вокально-инструментальными ансамблями. В 60-70-х гг. в ряде стран, в том числе в СССР, возрождается традиция шансонье. Общественная, организующая роль современной песни (прежде всего - советской) ярко выявляется в международном движении за мир и социальный прогресс.

Краткая история песни. ЛИТЕРАТУРА. БИБЛИОГРАФИЯ

Розанов И. Н. (Вступительная статья), в издании: Песни русских поэтов, М., 1936;

Ливанова Т. Н., Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры, выпуск 1 - Очерк четвертый. Музыка придворная, театральная и бытовая, М., 1938;

её же , Русские поэты и вокальная лирика, в книге: Иванов Г. К., Русская поэзия в отечественной музыке, М., 1966;

Асафьев Б., О русской песенности, в книге: Избранные труды, т. 4, М., 1955;

его же , Советская музыка и музыкальная культура, там же, т. 5, М., 1957;

Васина-Гроссман В. A., Вокальные формы, М., 1960;

Кулаковский Л., Песня, ее язык, структура, судьбы, М., 1962;

Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965, глава 4 - От канта к «российской песне»;

Нестьев И. В., О музыке устной традиции, в книге: Русская художественная культура конца XIX - начала XX века, книга 1, М., 1968;

Сохор А. Н., Путь советской песни, М., 1968;

Попова Т. В., О песнях наших дней, М., 1969;

Левашева О. Е., Песня и романс, в книге: История русской музыки, т. 1, М., 1972;

Эрисман Г., Французская песня, М., 1974;

Артеменко Е., Русская народная лирическая песня, ее мелодика, поэтический строй, синтаксические явления, Воронеж, 1976;

Tiersot J., Histoire de la chanson populaire en France, P., 1889;

Aubry P., Trouvèreset troubadours, P., 1909;

Vetter W., Wort und Weise im deutschen Kunstlied des 17. Jahrhunderts, „ZfMw”, 1928, Jahrg. 10, No 11 – 12;

Müller-Blattau J., Das Verhältnis von Wort und Ton in der Geschichte der Musik, , 1952;

Beaufils M.,Musique du son, musique du verbe, P., 1954;

Müller G., Geschichte des deutschen Liedes vom Zeitalter des Barock bis zur Gegenwart, , 1959;

Sydоw A., Das Lied. Ursprung, Wesen und Wandel, Gott., ;

Ruwet N., Language, musique, poésie, P., 1972.

Нас окружают миллионы звуков — щебетание птиц, шум воды, завывание ветра. Сливаясь в единый тандем, они образуют уникальную мелодию, неподвластную и завораживающую. Именно поэтому человек, эволюционируя и становясь все разумнее, стал подражать звукам — импровизируя и создавая что-то уникальное и новое. В этой статье мы собрали в единый список стили музыки, как существующие со времен образования социума, так и появившиеся из небытия в последние десятилетия.

1. Народная простота и мудрость

Во всем мире насчитывается более 1000 разных народностей, где каждая обладает своей культурой, менталитетом и традициями. И если рассматривать каждое племя или группу людей по отдельности, то можно заметить, как они все кардинально отличаются музыкальными инструментами, песнями и танцами.

Народная музыка в первую очередь отображает саму сущность и характер людей. Она рассказывает о том, что их заботило, радовало, вгоняло в тоску. Кто-то поет о ветре, девушке, степи и скачущих лошадях, а кто-то, наоборот, рассказывает о лесах, ласточках и горячем хлебе. Народный фольклор именно поэтому и открывает список стилей музыки. Описание этого ответвления доказывает, что оно является неотъемлемой частью нашего общества. Народная музыка повлияла на формирование новых стилей, которые так популярны в наши дни.

2. Воодушевляющая классика

Еще один стиль музыки из списка — классика. Первые композиции стали появляться сотни лет назад, но они любимы до сих пор. В отличие от фольклора классическая музыка представляет собой глубокомысленные, духовные и воодушевляющие мелодии.

Здесь нет места прибауткам и простодушным мелодиям. Классика является гораздо важнее и ценнее, чем простой фольклор каждого племени. Такая музыка действительно шедевральна и неповторима.

Ученые доказали, что классическая музыка способна успокаивать разум, настраивать на работу и активизировать области мозга, отвечающие за обучение и творчество. Не нужно быть профессиональным музыкантом, чтобы узнать «Лунную сонату» Бетховена или «Кармен» Бизе. Моцарт, Чайковский, Римский-Корсаков, Шопен, Шуберт — это лишь малая часть имен, что подарили нам великолепные произведения, считающиеся культурным наследием мира.

3. Духовность

Мы включили духовную мелодию в список стилей музыки, потому что она развивалась еще с древности и продолжает существовать до сих пор. Например, в христианстве такое направление сопровождается хоровым пением, а иногда и включением духовых и струнных инструментов. То же самое можно встретить и у католиков, которые наслаждаются храмовой музыкой, созданной на органе.

На Востоке используют ударные и губные музыкальные инструменты, чтобы создать духовную мелодию. Как правило, у каждого народа своя музыка. Список стилей поэтому можно продолжать бесконечно, но мы перейдем к проникающему и душевному блюзу.

4. Глубокомысленный блюз

По сути, блюз - это ответвление, которое возникло из-за популярности джаза.

В нашем списке стилей музыки с примерами мы назвали блюз глубокомысленным, потому что это более лиричные, мелодичные, трогательные и душевные композиции. Под такую музыку хочется откинуться на спинку кресла, расслабиться, приглушить свет в комнате и просто подумать о смысле бытия.

Как правило, блюз - это идеальный тандем, образованный вследствие сплочения таких музыкальных инструментов, как пианино (фортепиано, рояль), гитара, ударные, виолончель и саксофон.

5. Энергия джаза

Если внимательнее изучать современный список стилей музыки, то мы обнаружим в общем перечне и джаз.

Джаз действительно дарит энергию, ведь он нередко отражает душевное состояние человека. Если вы прислушаетесь, то заметите, что любая мелодия содержит неровный, вольный ритм. Порой джаз создавался буквально на ходу, и за этот стиль музыки мы можем благодарить афроамериканский фольклор, подаривший миру еще и глубокомысленный блюз.

Примеры джазовых музыкантов: Фрэнк Синатра, Гай Бадди, Джеймс Браун и другие.

6. Поп-культура

Поп-культура знаменита тем, что выпускает популярную музыку. Иными словами, это те композиции, которые обожают все вокруг. Они зачастую имеют незамысловатый мотив и далеко не глубокий текст.

Отличительная черта поп-музыки - это наличие нескольких куплетов и одного и того же припева. Такой стиль не обязательно должен быть грустным и лиричным. Часто на выходе музыка получается клубная, танцевальная, расслабляющая и энергичная.

Поп-музыку можно услышать везде, начиная с музыкальных телеканалов, заканчивая радио и рингтонами для мобильных телефонов.

7. Громкий и экстравагантный рок

Давайте ознакомимся со списком стилей рок-музыки. На сегодняшний день несколько людей, которых называют "рокерами", могут предпочитать абсолютно разные и непохожие друг на друга композиции:

  • Рок-н-ролл. Многие не поверят, но под эту музыку люди чаще всего танцуют. При этом самому стилю скоро исполнится 70 лет! Вы наверняка знакомы с Элвисом Пресли или группой The Beatles.
  • Металл. Это более тяжелый рок, исполняемый с помощью электрогитар. В таких композициях нередко можно встретить нецензурные слова, резкие лозунги и выкрики, дерзкий и вызывающий мотив. Такую музыку рождают или рождали на свет такие группы, как Metallica, Black Sabbath, Iron Maiden и другие.
  • Рэп-рок. Этот стиль говорит сам за себя, так как музыканты чаще всего просто зачитывают текст в песне. Такой стиль популярен больше всего, так как сплачивает фанатов сразу двух направлений. Например, песни в стиле рэп-рок можно встретить у Linkin Park. Hollywood Undead, Limp Bizkit.

8. Бесстрашный хип-хоп

Хип-хоп может быть и танцем, и стилем жизни, и жанром музыки. Как правило, это ответвление зарождается у каждой культуры и протекает по-разному. Пока одни наслаждаются легким фанком, воспевая дружно о любви и прекрасном мире, другие же, наоборот, бунтуют и призывают встать против мировой системы.

Куда бы вы ни пошли, вас везде будет окружать хип-хоп. Заглянете в гетто, или районы, находящиеся в периферии города, то познакомитесь с гангста-рэпом. А захотите услышать совмещенный рок с хип-хопом, тогда вам придется попасть на концерт, где такие музыканты, как Insane Clown Posse, поют готический, мистический и ужасающий хорроркор.

9. Жизнь роботов

Предлагаем вашему вниманию список стилей электронной музыки, который появился почти полвека назад. Но для начала немного фактов:


Сама же электронная музыка стала набирать свою популярность ближе к 2010 году. Сейчас все композиции наиболее любимы фанатами со всего мира, их можно услышать на концертах, вечеринках, в автомобилях и наушниках.

Самые популярные стили электронной музыки - это дабстеп, техно, транс, хаус и, как написано выше, драм-н-бэйс. Также стали появляться ответвления - минимал, психоделика, харддэнс, эмбиент. Все стили объединяет одно - процесс создания мелодии с использованием знаменитой драм-машины.

Но каждое ответвление отличается скоростью бита, громкостью и динамичностью, использованием или отсутствием каких-либо слов и фраз, добавлением инструментала и наличием структуры, ритма, темпа.