Подготовила учитель - логопед Дерябина Екатерина Александровна
МБДОУ "Детский сад № 32"-КВ г.Стерлитамака
Индивидуальный план работы (I год обучения)
б) подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков _____________________________________________
в) уточнить артикуляцию звуков_______________________________________________________________________
в) учить различать на слух гласные и согласные звуки
г) учить различать согласные по твёрдости-мягкости;
е) учить анализу и синтезу 1-2-сложных слов.
4. Преодоление нарушений слоговой структуры слов _____________________________________________________
6. Формирование грамматического строя речи: учить правильно употреблять _________________________________
7. Развитие связной речи:
а) учить диалогической речи;
Дневник _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальный план работы (II год обучения)
с _____________________________________________на 20___ - 20___ год
1. Развитие неречевых процессов:
а) развивать все виды восприятия, внимания, памяти, мышления;
б) развивать общую, мелкую моторику.
в) работать над речевым дыханием, темпом, ритмом, интонационной выразительностью речи.
2. Коррекционная работа по звукопроизношению:
а) путём проведения массажа, артикуляционной гимнастики добиться полноты, чёткости, переключаемости движений органов речевого аппарата.
б) подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков ________________________________________________
в) уточнить артикуляцию звуков__________________________________________________________________________
г) автоматизировать поставленные звуки во всех речевых структурах.
д) дифференцировать оппозиционные звуки.
3. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, обучение основам грамоты:
а) учить выделять звуки из ряда звуков, из состава слова;
б) учить подбирать картинки на заданный звук;
в) учить различать на слух гласные и согласные звуки;
г) учить различать согласные по твёрдости-мягкости, звонкости - глухости;
д) учить находить место звука в слове;
е) учить анализу и синтезу 1-2-3 сложных слов;
ж) обучать печатанию букв, слогов, слов и предложений.
4. Преодоление нарушений слоговой структуры слов ________________________________________________________
5. Расширение и активизация словаря.
6. Формирование грамматического строя речи: учить правильно употреблять ___________________________________
7. Развитие связной речи:
а) учить диалогической речи;
б) учить подробному пересказу.
в) учить составлению описательного рассказа, рассказа по серии сюжетных картин, по картине, рассказа по теме.
г) обучать рассказыванию с элементами творчества.
Дневник ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аннотация: Методическая разработка — Индивидуальная программа коррекционных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звука [л].
Цели:
- Относительно педагога:
- Коррекция звукопроизношения путем взаимодействия мелкой моторики и речи у ребенка 6 года жизни с выраженным наглядно-образным мышлением и двигательной активностью, на примере системы индивидуальных коррекционных упражнений: достижение правильного произношения звука [л], активизация его в речи, дифференциация.
- Относительно ребенка:
- Осознано подходить к своему речевому дефекту, научиться правильно произносить звук [л], закрепить это произношение в самостоятельной речи.
- Совместная цель:
- Достичь правильного произношения звука [л] путем взаимной деятельности педагога и ребенка, раскрытие коммуникативных навыков, определение необходимости самоконтроля для дальнейшей успешной деятельности.
Задачи:
- развитие подвижности артикуляционного аппарата.
- развитие мелкой моторики.
- постановка звука [л] с опорой на зрительный и слуховой контроль.
- автоматизация и дифференциация звука [л] в самостоятельной речи.
- развитие внимания, памяти.
- развитие навыков самоконтроля.
Тема, Цель занятия |
Количество |
Предполагаемый результат каждого занятия |
Виды и способы деятельности |
Критерии оценивания результата |
Организация рефлексии |
1. «Развитие подвижности артикуляционного аппарата» Цель : выработать необходимые артикуляционные движения и позы |
Развить точность артикуляционных движений, умение фиксировать правильное положение органов артикуляционного аппарата |
Упр. для губ: «Лягушка — хоботок» (с чередованием), «Бегемотик» (широко открыть рот) Упр. для языка «Лопаточка», «Щетка-сметка», «Качели», «Парус», «Маляр», «Иголочка», «Змейка» Упр. для мелкой моторики (пальчиковая гимнастика с использованием потешек, с частой сменой фигур) Физминутка |
Удерживает / не удерживает позу, с помощью/без помощи, точность выполнения движений. |
Отметить успехи ребенка в работе |
|
2. «Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука [л]» Цель : познакомить с правильным положением органов артикуляционного аппарата |
Правильное понимание ребенком положения органов артикуляции при произношении звука [л] |
Показ артикуляции перед зеркалом Показ профиля данного звука Показ положения языка кистью руки Артикуляционная гимнастика Упр. для развития мелкой моторики, составление из пальцев фигурок животных, сопровождая рифмовками «Крокодил», «Кошка» и т.д. Физминутка 1-2 раза |
Успешность выполнения предлагаемых упражнений |
Проанализировать с ребенком, все ли сразу получилось, что больше понравилось? |
|
3. «Постановка звука» Цель: Поставить звук [л] |
Правильное произнесение изолированного звука [л] |
1 способ постановки звука: Вызывание межзубного [л] : «Улыбка», прикусывание языка посередине и дуть на него (язык широкий); так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса. Постановка звука [л] от вспомогательных звуков [а] или [ы] : «Качели» (для губного [л]); «Качели» — с одновременным произнесением «А – А — ААА» или «ы-ы-ыыы» Механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним деснам. Игровые приемы при постановке звука – «Улиточка», «Пирамидка», «Кнопочки» Физминутка 2 – 3 раза |
Правильность воспроизведения поставленного звука, выполнение рекомендаций логопеда. |
Похвала за достигнутый результат, поощрение (маленькие и большие звездочки за проделанную работу) |
|
4. «Коррекция звука [л]» Цель: добиться точного, правильного воспроизведения звука [л] |
Точность воспроизведения изолированного звука |
Игры для развития физиологического речевого голоса и дыхания. Используются упражнения по А.Н. Стрельниковой «Ладошки», «Поясок», «Поклон» и т.д. Упр. «Музыкальная игрушка» (используя музыкальный инструмент металлофон, логопед с помощью силы удара молоточком по инструменту регулирует силу голоса ребенка, которому необходимо подстроиться к инструменту. Пение – ла-ла-ла.) Упр. по развитию мелкой моторики «Чудесный мешочек»(в мешочке предметы в названиях которых встречается звук [л]- лошадка, лягушка, ложка..) Физминутка 2-3раза |
Точность, плавность, чистота произнесения звука |
Спросить у ребенка, понравилось ли ему петь, хорошо ли это у него получается, какая игра ему особенно понравилась. |
|
5. «Автоматизация поставленного звука в слогах» Цель: автоматизировать поставленный звук в слогах, развивать чувство ритма и рифмы, развитие фонематического восприятия |
Добиться четкого произнесения звука в слогах, различение звука [л] в потоке звуков, слогов |
Закрепление произношения звука [л] в слогах. Чистоговорки, гуделки, рифмовки, повторение за логопедом слоговых рядов. Игровые приемы с пальчиками «Волшебная веревочка», «Лабиринт», «Заборчик» Упр. на фонематическое восприятие «Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог» Физминутка 2-3 раза |
На сколько четко произносит звук в слогах. |
Отметить положительные стороны работы ребенка, акцентировать внимание на его успехах, выяснить что больше всего его заинтересовало, что понравилось. Осознанность ребенком достижения главного результата – правильного воспроизведения звука. Игра «Поставь себе оценку» Игра «Выбери картинку» (картинки с эмоциями) |
|
6. «Автоматизация поставленного звука в словах» Цель: автоматизировать поставленный звук в словах, развивать слуховое внимание и память., развитие фонематического восприятия |
Добиться четкого произнесения звука в словах, различение звука [л] в потоке слов. |
Повторение за логопедом трех слов (лавка – лапа – лампа, лоб – лом — лось), назови 4-5 слов по памяти; По называемому слогу подобрать соответствующую картинку «Соотнеси картинку» «Большой — маленький» (по картинке перечислить всех изображенных животных, от самого большого к самому маленькому и наоборот) Пальчиковая игра «Изобрази животное» Упр. на фонематическое восприятие «запомнить со слуха и повторить ряд слов в определенной последовательности» - «Отхлопать ритмическую структуру слова» - «Подобрать слово на заданный звук, слог» Физминутка 2-3 раза |
На сколько четко произносит звук в словах, проследить за тем в каких упражнениях возникают сложности. |
||
7. «Автоматизация поставленного звука в предложениях, тексте» Цель: автоматизировать поставленный звук в предложениях, тексте, развитие фонематического восприятия, развивать мышление, внимание, память, воображение |
Добиться четкого произнесения звука в предложении и тексте, развитие психических процессов, различение звука [л] в предложениях |
К слову – признаку подобрать картинку, четко выделяя звук [л], произнести пары слов Составить предложения в которых будет много звуков [л] Игра «Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь» (составление рассказа по опорным словам) Игра «Путаница» (в предложениях перепутаны слова, исправь ошибки и проговори предложения выделяя звук [л]) Произношение звука [л] в пословицах, поговорках, скороговорках, стихах Игры на развитие мелкой моторики с природным материалом «Украсим картинку» Упр. на фонематическое восприятие «Пересказ маленьких текстов» Физминутка 2-3 раза |
Как ребенок справляется с заданиями, где возникают сложности |
||
8. «Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи» Цель: закрепление звука [л] в речи |
Чистота и легкость произношения звука [л] в самостоятельной речи |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок Инсценировка сказок Придумывание рассказа по началу Упр. на развитие мелкой моторики «Путешествие» (ребенок катит рукой машинку по карте-маршруту, и на ходу придумывает сюжет по серии вопросов логопеда) Отгадывание загадок Рассказывание стихотворений Физминутка 2-3 раза |
На сколько активно ребенок в самостоятельной речи использует поставленный звук [л] |
Игра «Я и сказочный герой» Предложить ребенку соотнести себя со сказочным персонажем |
Вариант 1.
1. Совершенствование мелкой моторики
- Запомнить названия пальцев рук
- Освоить различные движения пальцами рук
- Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами (Т.Ткаченко, И.Лопухина и др)
- Выполнение различных словесных инструкций (2-,3-,4ступенчатых)
- Угадывание предмета по загадке-описанию
- Игры с правилами (выполнять действие только при определенном условии): «Просьба», «Покажи», «Бывает, не бывает»
- «Подбери словечко» (завершение стиха в рифму), «загадки – обманки»(нужно выбрать правильный вариант по картинке, рифмуется неверный вариант). Ребенок смотрит на сюжетные картины и определяет, относится ли к её содержанию каждое услышанное предложение
- Развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков
- Повторение сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции
- Повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками
- Повторение цепочеки слогов с оппозицонными по зврнкости-глухости легко произносимыми согласными звуками
- Повторение цепочки слогов со стечением легко произносимых согласных звуков
- Рифмовки незаконченные, рифмовки – перепутанки, рифмовки - трудноговорки
- Выбор из ряда слов одно отличающееся по звучанию
- Повторение 3-4 похожих по звучанию слова, четкое их произношение
5. Обогащение словарного запаса
- Уточнение лексических тем, предлагаемых программой «Воспитания и обучения в детском саду» Васильевой, программой Филичевой Т.Б.
- Обобщающие слова, синонимы, антонимы, части и целое и др.
- Развитие словообразования, словоизменения, употребления предлогов
- Описание картинки
- Составление рассказа по серии сюжетных картин
- Пересказ текста
- Освоение основных упражнений
- Выполнение комплекса упражнений, способствующих постановке данного звука
- Объяснение артикуляции звука
- Показ артикуляции звука
- Постановка по подражанию
- Постановка при помощи зондов
- Изолированно
- В слогах (прямых, обратных, стечениях)
- В словах
- В словосочетаниях
- В предложениях, скороговорках
- В стихотворных текстах
- В спонтанной речи
Вариант 2
ФИО ребенка
1. Фонетическая сторона речи.
- работа над звукопроизношением – уточнение произношения простых согласных звуков и гласных звуков, постановка, автоматизация вибрантов. Дифференциация сонорных звуков.
- Артикуляционная гимнастика
- Формирование целенаправленной и сильной воздушной струи.
- Работа над силой голоса.
- Уточнение и расширение словаря по тематическому плану.
- Уточнение названий геометрических форм.
- Уточнение названий цветов и оттенков.
- Расширение предикативного словаря.
- Расширение словаря признаков. Изучение антонимов.
- Образование глаголов – антонимов.
- Образование притяжательных прилагательных.
- Работа по пониманию и употреблению простых предлогов.
- Работа над согласованием существительных с прилагательными.
- Работа над правильным согласованием существительных с местоимениями.
- Работа над правильным согласованием существительных с глаголами.
- Работа над правильным согласованием существительных с числительными.
- Работа над образованием множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
- Образование относительных прилагательных.
- Образование единственного и множественного числа существительных в дательном и предложном падежах.
- Изучение слов-исключений при образовании множественного числа.
- Образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных.
- Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных.
- Работа по пониманию и употреблению сложных предлогов.
- дифференциация звуков по глухости-звонкости
- развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.
- Выделение гласных звуков среди ряда гласных.
- Выделение согласных звуков среди ряда согласных
- Выделение первого ударного гласного в слове.
- Выделение первого согласного в сильной позиции.
- Фонематический анализ двусложных и трехсложных конструкций.
- Составление рассказа – описания по наглядному образцу.
- Составление рассказа по сюжетной картинке.
- Составление рассказа на материале собственного опыта.
- Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок.
- Пересказ сказок и простых текстов
- Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок
- развитие произвольного запоминания
- увеличение объема слухоречевой памяти
- развитие всех видов восприятия
- развитие слухового внимания
- развитие мелкой и мимической моторики
- развитие кинестетическое восприятия
- развитие пространственных представлений
- развитие воображения
- развитие изобразительной и конструктивной деятельности
- развитие логического мышления
Вариант 3 (напротив необходимого пункта выставляется знак +)
Планирование
индивидуальной логопедической работы
c ________________________________
1. Формирование правильного звукопроизношения.
- Логопедический массаж;
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- постановка и коррекция звуков:
- группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
- группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ
- группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
- губно-губные – П, Б, М + мягк.
- губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.
- заднеязычные – К, Г, Х + мягк.
- Другие __________________________
- автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.
- определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
- определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.
4. Работа над слоговой структурой слова.
5. Развитие грамматического строя речи
- словообразование;
- словоизменение.
- расширять предметный словарь;
- расширять словарь признаков;
- расширять глагольный словарь.
- формировать умение составлять рассказ по картинке;
- формировать умение составлять рассказ по серии картин;
- формировать умение составлять пересказ;
- формировать умение составлять рассказ - описание.
- развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;
- развивать мелкую и артикуляционную моторику.
Индивидуальный план по коррекции звукопроизношения представленный учителем - логопедом Булганиной Н.Н. является авторской разработкой. План позволяет формировать правильное звукопроизношение, развивать подвижность артикуляционного аппарата, осуществлять постановку и коррекцию звуков индивидуально с каждым ребенком.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный план работы по коррекции звукопроизношения»
Индивидуальный план работы по коррекции звукопроизношения
Ф.И. учащегося | Холопова Эльвира, 1 класс |
|||
Логопедическое заключение: | Общее недоразвитие речи, дизартрия. |
|||
Индивидуальный план разработан на основе рабочей программы «Коррекция нарушения звукопроизношения учащихся 1 – 5 классов, имеющих ТНР» (60 часов) |
||||
Последовательность постановки звуков: [Л], [С], [С′] [З], [З′], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]. Автоматизация поставленных звуков разных групп проводится параллельно. |
||||
Наименование разделов (тем) | Характеристика основных видов деятельности | Количество часов | Даты (отметки о выполнении) |
|
Звук [Л] |
||||
Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке» Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые). Самостоятельные упражнения | ||||
Формирование артикуляционной моторики | Звуки речи. Способ образования звука [л]. Артикуляция. Выработка кинестетических ощущений для данного звука | |||
Формирование артикуляционной моторики, слухового внимания и памяти | Подготовительные артикуляционные упражнения для формирования правильного произношения звука [л]. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. | |||
Постановка звука [л] автоматическим путём или по подражанию. | Формирование правильного произношения звука [л]. Имитационные игры. Отработка артикуляционных движений под счёт. Специальные упражнения для звука [л]. | |||
Постановка [л] и первичная автоматизация | Закрепление правильной артикуляции звука /л/. Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор. Автоматизация его в прямом слоге и в начале слова. Чтение слогов с буквой Л. Определение позиции в словах (начало, середина) с использованием моделей. | |||
Автоматизация звука [л] | Закрепление правильной артикуляции звука [л]. Имитационные игры. Автоматизация его в прямом слоге и в середине слова. Определение позиции звука в слове с использованием моделей. Словоизменение, словообразование. | |||
Автоматизация звука [л] | Закрепление правильной артикуляции звука л]. Специальные упражнения для звука. Автоматизация его в закрытом слоге. Чтение слогов с буквой Л. Определение позиции в словах (начало, середина, конец) с использованием моделей слова. | |||
Автоматизация звука [л] | Закрепление правильной артикуляции звука [л] и автоматизация его в сочетании с согласными в слогах и словах. Koppeкция звука, работа над точностью, чистотой, темпом (от замедленного к быстрому) достижение уcтoйчивости полученного результата. Звуковой анализ слогов и слов со стечение согласных. | |||
Автоматизация звука [л] | Закрепление правильной артикуляции звука [л] и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. Повторение словосочетаний и предложений, верификация, составление по картинке и опорным словам. | |||
Автоматизация звука [л] | Закрепление правильной артикуляции звука [л] и автоматизация его в связной речи. Определение частотного звука и слов со звуком Л в тексте. Ответы на вопросы по тексту полными предложениями, пересказ по плану, по картине, по серии картин. | |||
Дифференциация звуков [л] – [р] | Дифференциация звуков [р] – [л] в слогах, словах, предложениях. Чтение слогов с оппозиционными звуками. Рядоговорение, получение слов заменой Р на Л, чистоговорки, загадки, стихи. | |||
Дифференциация звуков [рь] – [ль] – [й] –[в] | Дифференциация звуков [рь ]- [ль] - [й] - [в ] в слогах, в словах, в предложениях. Чтение слогов с оппозиционными звуками. Повторение и верификация предложений. Загадки, чистоговорки. | |||
Дифференциация смешиваемых звуков в связной речи. Заучивание стихов, пересказ текстов, составление рассказа по серии картин. | ||||
Итоговое занятие | ||||
Звуки [С], [С ′ ], [З], [З ′ ], [Ц] |
||||
Формирование артикуляционной моторики | Звуки речи. Способы образования звуков [с], [сь], [з] – [зь]. Профили, артикуляция. | |||
Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звуков [с], [з]. | ||||
Постановка звуков [с], [з] с механической помощью или по подражанию. | Формирование правильного произношения звуков [с], [з]. Имитационные игры. Отработка артикуляционных движений под счёт. Специальные упражнения для звуков [с],[з]. | |||
Постановка [с], [з] и первичная автоматизация | Закрепление правильной артикуляции звуков [с],[з]. Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор. Автоматизация в прямом слоге и в начале слова. | |||
Автоматизация звуков [с], [з] | Закрепление правильной артикуляции звука [с], [з]. Автоматизация в прямом слоге и в середине слова. Чтение слогов с буквами С, З (СА, СО, СУ, СЫ, СЭ, ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ, ЗЭ) Определение позиции звуков в словах (начало, середина) с использованием моделей. | |||
Автоматизация звуков [с], [з] | Закрепление правильной артикуляции звуков [с],[з]. Автоматизация в закрытом слоге. Чтение слогов АС, ОС, УС, ИС, ЫС и др., сравнение с прямыми слогами. Определение позиции звуков в словах (начало, середина, конец) с использованием моделей. | |||
Автоматизация звуков [с], [з] | Закрепление правильной артикуляции звуков [с],[з] и автоматизация в сочетании с согласными. Koppeкция звуков, работа над точностью, чистотой, плавностью, темпом (от замедленного к быстрому) достижение уcтoйчивости полученного результата. | |||
Автоматизация звуков [с], [з] | Закрепление правильной артикуляции звуков [с],[з] и автоматизация в словосочетаниях и предложениях. Повторение словосочетаний и предложений, верификация, составление по картинке и опорным словам. Чистоговорки. | |||
Автоматизация звуков [с], [з] | Закрепление правильной артикуляции звуков [с], [з] и автоматизация в связной речи. Ответы на вопросы по тексту полными предложениями, пересказ по плану, по картине, по серии картин. Отработка правильного произношения в стихах. | |||
Постановка или уточнение артикуляции звуков [сь], [зь] | Уточнение произнесения изолированных звуков /сь/, /зь/. Формирование правильного, четкого произнесения изолированных звуков и их автоматизация. | |||
Дифференциация звуков [с] – [сь] | Дифференциация звуков [с] – [сь] в слогах, в словах, в предложениях. Рядоговорение. Чтение и сравнение слогов СЕ-СЭ, СЁ-СО, СЮ-СУ, СИ-СЫ, СЯ-СА. Дифференциация в предложениях, чистоговорках, стихах. | |||
Дифференциация звуков [з] – [зь] | Дифференциация звуков [з] – [зь] в слогах, в словах, в предложениях. Рядоговорение. Чтение и сравнение слогов ЗЕ-ЗЭ, ЗЁ-ЗО, ЗЮ-ЗУ, ЗИ-ЗЫ, ЗЯ-ЗА. Дифференциация в предложениях, чистоговорках, стихах. | |||
Дифференциация смешиваемых звуков | Дифференциация смешиваемых звуков в связной речи (чистоговорки, загадки, считалки, стихи, тексты) | |||
Постановка или уточнение артикуляции звука [ц] | Формирование правильной артикуляции звука [ц]. Автоматизация его в обратном слоге. Чтение слогов АЦ, ОЦ, УЦ, ИЦ, ЕЦ, ЯЦ, ЁЦ, ЮЦ. | |||
Автоматизация звука [ц] | Закрепление правильной артикуляции звука [ц] и автоматизация его в прямом слоге. Определение позиции звука в словах (начало, середина, конец) с использованием моделей. | |||
Автоматизация звука[ц] | Закрепление правильной артикуляции звука [ц] и автоматизация его в слоге со стечением согласных. Звуковой анализ слогов. | |||
Автоматизация звука[ц] | Закрепление правильной артикуляции звука [ц] и автоматизация его в словах, словосочетаниях и предложениях. Повторение словосочетаний и предложений, верификация, составление по картинке и опорным словам. | |||
Дифференциация смешиваемых звуков | Дифференциация артикуляции звуков [ц] – [т’] в слогах, в словах, в предложениях. Чтение слогов с оппозиционными согласными. | |||
Дифференциация смешиваемых звуков | Дифференциация артикуляции звуков [ц] – [с] в слогах, в словах, в предложениях. Чтение слогов с оппозиционными согласными. Повторение предложений, заучивание чистоговорок. Ответы на вопросы полными предложениями. | |||
Дифференциация смешиваемых звуков | Дифференциация артикуляции звуков [з] – [с] –[ц] в слогах, в словах, в предложениях. Чтение слогов с оппозиционными согласными. Повторение предложений, заучивание чистоговорок. Ответы на вопросы полными предложениями. | |||
Итоговое занятие | Автоматизация и дифференциация в речи поставленных звуков. | |||
Звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] |
||||
Формирование артикуляционной моторики | Подготовительные артикуляционные упражнения для правильного произношения звуков [ш], [ж]. Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые) | |||
Формирование артикуляционной моторики. | Подготовительные артикуляционные упражнения для формирования правильного произношения звуков [ш], [ж]. Развитие слухового внимания и памяти. | |||
Формирование артикуляционной моторики | Звуки речи. Способы образования звуков [ш], [ж]. Профили, артикуляция. Выработка кинестетических ощущений. | |||
Постановка звуков [ш], [ж] механическим способом или по подражанию. | Формирование правильного произношения звуков [ш], [ж]. Имитационные игры. Отработка артикуляционных движений под счёт. Специальные упражнения для звуков [ш], [ж]. | |||
Постановка [ш], [ж]. и первичная автоматизация | Закрепление правильной артикуляции звуков [ш], [ж]. Автоматизация в прямом слоге и в начале слова. Чтение слогов. Определение позиции звуков в словах (начало, середина) с использованием моделей. | |||
Закрепление правильной артикуляции звуков [ш], [ж]. Имитационные игры. Автоматизация в прямом слоге и в середине слова. Определение позиции звука [ш], в слове (начало, середина, конец) с использованием моделей. | ||||
Автоматизация звуков [ш], [ж]. | Закрепление правильной артикуляции звуков [ш], [ж]. Специальные упражнения для звука. Автоматизация в закрытом слоге в словах разной слоговой структуры. Звуковой анализ слов. Словоизменение и словообразование. Уточнение словаря. | |||
Автоматизация звуков [ш], [ж]. | Закрепление правильной артикуляции звуков [ш], [ж] и автоматизация в сочетании с согласными. Koppeкция звуков, работа над точностью, чистотой, плавностью, темпом (от замедленного к быстрому) достижение уcтoйчивости полученного результата | |||
Автоматизация звуков [ш], [ж]. | Закрепление правильной артикуляции звуков [ш], [ж]. и автоматизация в словосочетаниях и предложениях (повторение, составление по картинке, опорным словам, верификация). Чистоговорки, загадки. Полные ответы на вопросы. | |||
Автоматизация звуков [ш], [ж]. | Закрепление правильной артикуляции звуков [ш], [ж] и автоматизация в связной речи (стихи, загадки, тексты). Полные ответы на вопросы, пересказ, заучивание стихов. | |||
Дифференциация звуков /ш/ - /ж/ | Уточнение артикуляции звуков /ш/ - /ж/. Дифференциация в слогах, в словах, в предложениях. Чтение слогов с оппозиционными звуками. Рядоговорение. Чистоговорки. | |||
Дифференциация звуков [ш] – [ж] | Уточнение артикуляции звуков и дифференциация в предложениях, стихах, связной речи. | |||
Постановка звука [щ] или уточнение артикуляции | Формирование правильной артикуляции звука [щ]. Автоматизация его в обратных слогах. Чтение слогов АЩ, ОЩ, УЩ и др. | |||
Автоматизация звука [щ] | Закрепление правильной артикуляции звука [щ] и автоматизация его в прямых слогах. Чтение слогов ЩА, ЩУ, ЩИ, ЩО, ЩЕ. Определение позиции звуков в слове (начало, середина, конец) с использованием моделей. | |||
Автоматизация звука [щ] | Закрепление правильной артикуляции звука [щ] и автоматизация его в словах разной слоговой структуры (словоизменение, словообразование, загадки, уточнение словаря) | |||
Автоматизация звука[щ] | Закрепление правильной артикуляции звука [щ] и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях (повторение, верификация, составление по картинкам) | |||
Дифференциация смешиваемых звуков | Уточнение артикуляции звуков [щ] – [с] и дифференциация в слогах, словах, предложениях. Чтение слогов с оппозиционными звуками. Чистоговорки, загадки, стихи. | |||
Дифференциация смешиваемых звуков | Уточнение артикуляции звуков [щ] – [ш] и автоматизация в слогах, словах, предложениях. Чтение слогов с оппозиционными звуками. Чистоговорки, загадки, стихи. | |||
Постановка звука [ч] и первичная автоматизация | Формирование правильной артикуляции звука [ч]. Автоматизация его в обратных слогах. Чтение слогов АЧ, УЧ, ОЧ, ИЧ, ЕЧ | |||
Автоматизация звука | Уточнение правильной артикуляции звука [ч] и автоматизация его в прямых слогах. Чтение слогов ЧА, ЧУ, ЧО, ЧИ, ЧЕ Определение позиции звуков в слове (начало, середина) с использованием моделей. | |||
Автоматизация звука [ч] | Уточнение правильной артикуляции звука [ч] и автоматизация его в слогах со стечением согласных. Звуковой анализ слогов. | |||
Автоматизация звука [ч] | Закрепление правильной артикуляции звука [ч] и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. | |||
Дифференциация смешиваемых звуков | Уточнение артикуляции звуков [ч] – [с] и дифференциация в слогах, словах, предложениях. | |||
Дифференциация смешиваемых звуков | Уточнение артикуляции звуков [ч] – [щ] и дифференциация в слогах, словах, предложениях. | |||
Дифференциация смешиваемых звуков | Уточнение артикуляции звуков [ч] – [ц] и дифференциация в слогах, словах, в предложениях. | |||
Итоговое занятие | Автоматизация и дифференциация в речи поставленных звуков. |
План логокоррекционной работы составляется логопедом на учебный год на основе анализа речевой карты ребенка.
В индивидуальном плане представлены направления кор-рекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребенка.
Такой план позволит систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить коррекционную направленность, а также осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
План индивидуальной логокоррекционной работы на 200_/00__ уч. Год
Фамилия, имя ребенка - Иванов С. Логопедическое заключение: ФФН, минимальные проявления дизартрии.
Основные направления логокоррекционной работы |
Виды занятий |
Примечание |
|
Развитие артикуляционной моторики: Артикуляционные упражнения; Логопедический массаж; Самомассаж языка, губ |
Индивидуальные | ||
Формирование правильного звукопроизношения: | |||
Развитие фонематических процессов |
Индивидуальные, групповые | ||
Уточнение, обогащение словаря по темам: грибы; Детеныши животных; продукты питания; Транспорт |
Групповые | ||
Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов |
Индивидуальные | ||
Совершенствование грамматического строя речи: Употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа; Согласование имен числительных с именами существительными; Употребление в речи несклоняемых существительных |
Индивидуальные, групповые | ||
Совершенствование психологической базы речи: расширение объема зрительной и слуховой памяти; Развитие вербального мышления |
Знания, умения и навыки, полученные ребенком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, профильными специалистами и родителями.
Планы индивидуальных занятий с ребенком
Основная задача индивидуальных логопедических занятий - формирование звуковой стороны речи: нормализация артикуляционной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. При необходимости на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, а также по развитию психологической базы речи и мелкой моторики.
Планы индивидуальных занятий логопед составляет на основании индивидуального плана логокоррекционной работы. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.
Примерная запись плана индивидуальных логопедических занятий
Фамилия, имя ребенка - Иванов С.
Логопедическое заключение: ФФН, минимальные проявления дизартрии.
Результаты |
||
Выполнение артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков: «Заборчик», «Лонаiочка», «Почистим нижние зубки». Самомассаж языка, губ: - «Накажем непослушный язычок»; - «Покусаем верхнюю и нижнюю губы»; Артикуляционное упражнение «Расческа». Постановка звука [е] (смешанный способ). Игра «Что изменилось?» (Тема «Грибы») | ||
Выполнение артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков: «Заборчик», «Лопаточка», «Почистим нижние зубки», «Киска сердится». Проведение логопедом массажа языка, губ. Постановка звука [с] (смешанный способ). Классификация картинного материала (Тема «Грибы») по признаку: съедобные, несъедобные |
В графе «Результаты» логопед оценивает деятельность ребенка после выполнения каждого вида заданий условными обозначениями («+», «--») или короткой фразой (не получается, затрудняется).