Курсы по рисованию песком. Научиться рисовать на песке в студии сэнд-арта елены бегма. Рисование песком для начинающих

Песочница была неотъемлемой составляющей детства, пожалуй, каждого ныне взрослого человека. Она могла занимать малышей часами. Проводить время там было незабываемо и каждый раз интересно. Причина проста - в песочнице можно притворить в реальность любую фантазию, воссоздать своими собственными силами придуманный образ. Это действительно незабываемое удовольствие, к тому же еще очень полезное в плане творчества занятие.

Сейчас технологии шагнули на новый уровень. Песочницы, конечно, до сих пор популярны, но появилась альтернатива - световой стол, на котором можно рисовать песком. Ниже в статье более подробно, как проходит рисование песком на световых столах для детей, как этим пользоваться и для чего нужно.

Как обучать рисованию песком

Стол

Это основа. Он не является супер сложным устройством, над которыми работают ученые в засекреченных лабораториях. Это обычный стол с относительно прозрачной рабочей поверхностью, встраивать под которую можно разнообразные осветительные приборы и механизмы. Его также называют планшетным столом, что достаточно символично, потому что по своему функционалу он, в принципе, как раз планшет и напоминает. Только вместо излучающего экрана перед ребенком будет обычный песок.

Светящийся стол работает от электричества. Для его подключения подойдет обычная розетка. Все механизмы испытаны и сертифицированы, поэтому за правила безопасности можно не переживать. Песок помещается на рабочую поверхность - крышку стола, далее включается свет и всё, можно творить.

Так выглядит стол для рисования песком на световых столах для детей

Польза рисования песком для детей

Каждый ребенок любит творить, особенно те, кому 3-4 года. Детство - это тот период, когда мир воспринимается по-особенному. Дети узнают много нового и у них постоянно срабатывают ассоциации. Поэтому детские рисунки не удается повторить взрослым.

Обратите внимание! Рисование песком выводит процесс творчества на новый уровень. Есть возможность не просто водить карандашом и кисточкой по листку бумаги. Появляется шанс выразить больше мыслей прямо своими руками.

Полезные составляющие рисования песком на световом столе, которые помогают развивать в детях их таланты:

  • сравним с обычной песочницей. В ней вокруг ребенка целый мир, который оказывает на него воздействие. Иногда это хорошо. Но иногда воздействия могут быть и негативные - животные, климатические особенности, много посторонних детей. В случае рисования песком на столе в помещении разом убираются все негативные факторы. Есть только ребенок, песок и тот же функционал для неограниченной фантазии;
  • идеальное устройство для релакса и избавления от любого стресса. Подобная процедура расслабит и позволит отрешиться от всех проблем не только ребенку, но и взрослому;
  • развивается моторика. Задействуются не только два-три пальца, чтобы держать карандаш или ручку. Здесь можно рисовать всей рукой целиком. Открываются новые грани для восприятия. Работают все части мозга, а не одна отдельная. Причем не важен стиль рисунка - обычные линии, объемные произведения. Ребенок ограничен только своей фантазией. Подобное не сравнить ни с чем другим;
  • по сути нет возрастного ограничения. Некорректно думать, что подобные занятия лишь для школьников и старше. Даже дети дошкольного возраста не испытают проблем с занятием подобного рода. И это не только не отпугнет их, а заставит начать усердно анализировать и познавать новую информацию;
  • рисунки песком могут дать более полную информацию о характере ребенка. Существует возможность использования песка разного вида. Поэтому можно сделать выводы на основе цветового использования и композиции в целом. Также появляется возможность оценить координацию благодаря начертанным линиям. Сюда же относят и другие показатели, которые обязательно проявятся: усидчивость, концентрацию, трудолюбие;
  • реагирование на подсветку. С помощью нее родители смогут понять, на какое освещение чадо реагирует. Так или иначе, цветовая гамма оказывает воздействие на людей. Какая-то помогает расслабиться, другая, наоборот, делает собраннее или даже агрессивнее. С помощью света под столом можно одновременно с рисованием проводить терапию. Причем ребенок даже не заметит, а результат будет достигнут. Развивается автоматически.

Оборудование и правила использования

Конструкция устройства очень проста. Потребуется специальный столик, стекло и подсветка (лампа).

Так как поверхность, на которой происходит процесс рисования, это стекло, следовательно, нужно придерживаться соответствующих правил поведения для обеспечения безопасности. Следует убрать тяжелые и острые предметы. Не рекомендуется даже наличие игрушек поблизости. Ребенок может увлечься и либо поцарапать стол, либо вовсе повредить или разбить стекло.

Не стоит забывать и о том, что малыш взаимодействует с песком, поэтому следует вести себя аккуратно: не засорять поверхность, не баловаться и не раскидывать материал для рисования. Во-первых, можно его испортить. Высок шанс замешать в песок посторонние предметы разной величины. В том числе нежелательными гостями могут стать насекомые, пусть даже и безобидные. В связи с этим рекомендуется песок периодически просеивать. Во-вторых, можно навредить себе: попасть в глаза, уши и т. д. Этого нельзя допустить. Поэтому следует прививать ребенку чувство ответственности за вещь, давать ему задание следить за устройством и обеспечивать его функционирование.

Обратите внимание! Песок имеет одну неприятную особенность - он электризуется. Данный момент не будет приятен не то что для детей, но даже для взрослых. Поэтому не стоит забывать протирать специальными средствами, обладающими антистатическими свойствами, рабочую поверхность.

Обучение рисованию цветным песком для детей

Роль используемого цвета достаточно весома. Поэтому стоит разобрать основные варианты и то, как они влияют на восприятие:

  • оранжевый несет радость и оптимизм, позволяет снять напряжение и избавиться от стресса;
  • желтый повышает концентрацию. Особенно рекомендуется использовать его для детей дошкольного возраста;
  • зеленый улучшает сон, успокаивает;
  • голубой помогает налаживать взаимоотношения с людьми, он буквально несет с собой доброту и общительность;
  • фиолетовый позволяет творить, проявлять инициативу;
  • красный заводит, добавляет активности, а порой агрессии.

Разновидности песка

Занятия с песком на световом столе

Для начала нужно собрать всех участников процесса. Важно, чтобы у каждого ребенка были в наличии все инструменты - сам стол, песок, поднос, перчатки, кисти, различные игрушки (специально отобранные именно для мастер-класса), сито. Когда всё готово, нужно включить плавную и ненавязчивую музыку. Шторы должны быть задвинуты. Световой акцент идет на сами столы, а оттенки проявляются наиболее эффективно.

В ходе подготовки к уроку рекомендуется задать настроение и требуемые эмоции. Делается это с помощью всё той же музыки или какой-нибудь истории, рассказанной мастером. Повествование вести желательно о песке и столике, чтобы привлечь внимание детей и заинтересовать их предстоящими заданиями. Далее следует объяснить цели и то, что с помощью песка можно сотворить любые чудесные произведения. Таким образом получится обучить взаимодействию с песком и помочь участникам полностью погрузиться в процесс со всем азартом.

Ребенок в ДОУ творит чудесный рисунок

Таким образом, рисование цветным песком для детей на световых столах - это не просто развлечение, оно несет массу полезного. У детей развивается мелкая моторика, раскрывается талант и прививается чувство ответственности за оборудование. Главное, проговорить технику безопасности до начала занятия.

Sand Art - это искусство песка, где в отличии от других изобразительных способов художник управляет стихией. Песок как вода, он текуч и способен принимать разнообразные формы, часто неожиданные. И еще песок - это время. Обучение техники сэнд-арта процесс не быстрый, но в награду будущий художник получает нечто большее - способность управлять природой, а значит и вечностью. Овладеть таким навыком можно в школе замечательной художницы Елены Бегма.

Художница занимается песочной анимацией с детства и удостоилась ряда наград и золотой медали Российской Академии Художеств. А получила она их за такое:

Подобному искусству и обучают в школе. Под руководством Елены Бегма здесь проходят курсы и мастер-классы для взрослых и детей от 3 лет. Возможны индивидуальные и коллективные занятия, проводятся семейные уроки. Группы подбираются небольшие, до 10 человек.

Рисование песком происходит на стеклянной поверхности специального стола, подсвеченной снизу. С помощью видеокамеры и проектора процесс создания картины транслируются на экран.

Занятия длятся 1,5 часа, из которых час уходит на мастер-класс, и полчаса на свободное рисование. Тематика рисунков самая разная - от русских и зарубежных сказок до пейзажных узоров и портретных изображений.


Чем полезно рисование на песке?

1) Для детей это идеальное занятие для развития мелкой моторики рук и образного мышления.

2) Для кого-то из взрослых это отличный способ снять стресс и расслабиться, для других - тонкое, необычное творческое хобби.


Песочное Шоу

В это понятие входят анимационные ролики с разными сыпучими материалами и живые выступления перед публикой. Обычно стандартное песочных шоу длится не более 12 минут, и содержит в сюжете около 10 картин. У Елены Бегма самый популярный ролик «История любви», например, стоит около 25 000 рублей. Но возможна анимация и с абсолютно новыми, оригинальными сюжетами.

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №70»

сОставитель : Петунина н.в.

педагог-психолог мбдоу №70

г.Чита, 2016г.

Обучение дошкольников рисованию песком

Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.

Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сферах.

В одном мгновении видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка, единой горсти - бесконечность И небо - в чашечке цветка. Уильям Блейк

Насыпь песка для реализации творческого замысла

Дошкольное детство - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, его начальной социализации, когда развиваются познавательный интерес и любознательность. Научно доказано, что ребенок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, чувства прекрасного.

Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественного творчества, предоставляющих ребенку возможность творить самому, а не просто разучивать и исполнять созданные кем-то стихотворения, песни или танцы. Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования - кляксография , монотипия, рисование ватными палочками, мятой бумагой, печать по трафарету и т. д. Особый интерес у детей и у взрослых вызывает такая техника, как рисование песком . И это не случайно. Податливость песка и его природная магия завораживают. С самого раннего детства, играя в песочнице или на берегу реки, дети непроизвольно пытаются рисовать руками или ладонью.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.

Кто сказал, что рисовать нужно только кисточкой, карандашом или фломастером? Ведь рука и пальцы - это такое подспорье! Причем указательный палец правой руки слушается ребенка даже лучше, чем карандаш. Хорошо научиться пользоваться не только указательным пальцем, но и остальными, чтобы проявлять творческое воображение.

По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Учитывая это, в МБДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 70" г.Читы создана и адаптирована авторская методическая разработка по художественно-эстетическому развитию в системе дополнительного образования "Песочная фантазия", которая направлена на обучение детей подготовительной группы технике рисования песком.

В ходе обучения детей технике рисования песком используются разработки следующих авторов: Т.В. Ахутиной, З.М. Богуславской, О.И. Бочкаревой, Н.Н. Васильевой, А. Викторовой, Н.К. Винокуровой, Р.Р. Калининой, Т.С. Комаровой, К.В. Тарасовой. - Примеч. авт.

Целями данной методической разработки являются:

    стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком;

    гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников;

    развитие зрительно-моторной координации;

    свободное владение кистями обеих рук.

В соответствии с целями в процессе обучения детей технике рисования песком решаются следующие задачи:

    развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени;

    обучение созданию статичных песочных картин с учетом ритма, симметрии;

    развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета;

    упражнение пальцев и кистей рук;

    развитие художественно-эстетического вкуса.

Обучение данной технике проводится в рамках всего курса рисования и имеет характерные особенности.

    Во-первых, это направленность образовательной деятельности на развитие ребенка, а не на сообщение ему суммы знаний.

    Во-вторых, создание доброжелательной, творческой атмосферы, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики.

    И, в-третьих, образовательный процесс строится с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности. Процесс обучения поделен на четыре этапа.

На подготовительном этапе (в летний период) проводится наблюдение за самостоятельной продуктивной деятельностью детей старшего дошкольного возраста с целью выявления у них склонности к изобразительному искусству.

Диагностическое обследование уровня развития у детей творческого мышления, воображения, восприятия, мелкой моторики пальцев рук в начале учебного года обеспечивается на втором этапе (приложение 1).

Рисование песком - искусство относительно молодое.

Зародилось оно в 70-х годах прошлого столетия. Основоположником этой техники стала американский аниматор Кэролайн Лиф, создавшая первый песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк".

Наиболее известная работа Кэролайн - анимационный фильм "Улица", вышедший в 1976 г Фильм, созданный в технике рисования маслом по стеклу под камерой "ожившей живописи", включен в десятку лучших анимационных произведений за всю историю анимации. Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, в том числе Ференц Чако, который попробовал создать динамический песочный фильм, т. е. без монтажа, на одном дыхании. Его успешный опыт положил начало новому виду искусства - рисованию песком.

У искусства рисования песком множество названий - песочные картины, рисунки песком, песочное шоу, картины из песка, sand art, шоу песчаных картин.

Песочное шоу - это прежде всего самодостаточный и эффектный вид искусства, прародителем которого по праву считается песочная анимация. В мире мало людей, которые занимаются песочной анимацией на высоком уровне. К настоящим мастерам относятся Ференц Чако (Венгрия), Илана Яхав (Израиль), Джо Кастилио (Испания), Артур Кирилов (Россия), Ксения Симонова (Украина).

Третий этап представляет собой обучение непосредственно рисованию линий , точек, завитков; использование геометрических фигур; добавление песка для насыщенности цвета; создание рисунков на основе геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника; сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу; "раскрашивание" рисунков.

Заключительный этап - подведение итогов работы по данной методической разработке, итоговая диагностика по определенным критериям (приложение 2).

Содержание образовательной деятельности

Обучение технике рисования песком проводится с подгруппой детей (8-10 человек) раз в неделю по 25-30 мин в изостудии в соответствии с тематическим планом (приложение 3), предусматривающим три цикла:

    1-й - начальный - знакомство с песком, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать песком;

    2-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу;

    3-й - "раскрашивание" картин с использованием цветной бумаги.

Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка. Для организации образовательной деятельности необходимо соответствующее оборудование - стол со стеклом или планшет размером 50 х 30 с подсветкой. Для рисования используется мелкий белый песок, который хранится в специальном отделении в коробке на столе (планшете).

В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность.

Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.

Для придания цвета изображению используется цветной песок в зависимости от темы изобразительной деятельности или детского замысла, например "Золотая осень" - песок желтого цвета, "Летний лес" - песок зеленого цвета, "Морские обитатели" - голубой и/или синий и т. д. Но "раскрашивать" таким образом рисунок целесообразно в конце обучения, когда дошкольники полностью овладеют техникой рисования песком.

Поскольку рисование осуществляется непосредственно пальцами по песку, данная техника предусматривает:

    развитие плавности, изящества и точности движений;

    умения работать кистью и пальцами обеих рук;

    координации руки и глаза;

    овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; гармоничное сочетание линий, цвета и тени.

Каждая встреча с детьми в изостудии состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.

В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения (приложение 4-6).

Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.

Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так, педагог может использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов и т. д.).

Обязательным является проведение физкультминутки (15-20 мин в зависимости от физического состояния воспитанников).

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка и фотоальбом для каждого ребенка.

Использование песка в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Песок дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями и т. д. Рисуя песком, не надо ждать, когда он высохнет, не надо пользоваться ластиком.

В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления.

Использование песка в ходе изобразительной деятельности способствует формированию у детей таких навыков, как передача композиции, пропорций изображения, владение оттенками света и тени. У дошкольников развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь), умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями.

Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить.

Приложение 1

Диагностика детей в начале учебного года

Педагог садится за стол напротив ребенка и просит его протянуть одну руку. Закрывает от него ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивается до пальцев протянутой руки ребенка и просит его вытянуть на другой руке тот палец, который педа­гог в этот момент трогает.

Ребенок 6-7 лет свободно различает большой палец, мизинец и указательный. Различе­ние среднего и безымянного пальцев представляет трудность и для семилетнего ребенка. Педагогу следует иметь в виду, что пальцы на правой руке ребенок-правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой

Тест "Силуэты"

Педагог просит детей узнать, что изображено на предлагаемом рисунке. Затем они обводят предметы по контуру и раскрашивают карандашами. Время выполнения задания - 15 мин.

Показатели для ребенка 6-7 лет: называет 15 предметов - высокий уровень; 10-12 пред­метов - средний; 5-6 предметов - низкий

Тест "Дорисуй предметы"

Ребенку предлагают посмотреть на рисунки и перечислить, какие предметы он видит. Нужно назвать эти предметы и дорисовать, используя фломастеры или цветные каранда­ши. Время выполнения задания - 10 мин.

Показатели для ребенка 6-7 лет: называет 12 предметов - высокий уровень; 8-9 предме­тов - средний; 5 предметов - низкий

Приложение 2

Итоговая диагностика в конце учебного года


Приложение 3

Примерный тематический план изобразительной деятельности в подготовительной группе

Итого: 36

Приложение 4

Упражнения для развития мелкой моторики

"Гроза"
Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, следует показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней.
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони)
В небе молния сверкает,
Гром все небо разрывает.
(нарисовать пальцем в воздухе молнию) (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!
"Цветочки"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
В нашей группе на окне, (
сжимают и разжимают кулачки)
Во зеленой во стране,
(показывают ладошками "горшочки")
В расписных горшочках
(поднимают ладошки вверх вертикально)
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
(загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого)
Их польем мы спозаранку,
(поливают из воображаемой лейки) (складывают ладони обеих рук)
Я и все мои друзья!

"Колокольчик"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
- Дон-дон-дон, -
Колокольчик звенит.
(пошевелить пальчиками обеих рук)
- Ля-ля-ля, -
Что-то он говорит.
(поднести указательные пальцы обеих рук ко рту)
Динь-динь-динь, -
Наклоняет головку.
(опуститьладошки вниз)
Бом-бом-бом, -
Растрепал всю прическу.
(провестиладошками по волосам)
Дзынь-дзынь-дзынь, -
Солнцу он улыбнулся.
(улыбнуться и похлопать в ладоши)
Наконец-то проснулся.
(постучать пальцами одной руки о пальцы другой)

Приложение 5

Развивающие кинезиологические упражнения

"Колечко"
Ребенок поочередно и как можно быстрее перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

"Кулак - ребро - ладонь"

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжата в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении упражнения педагог предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак - ребро - ладонь"), произносимыми вслух или про себя.

"Зеркальное рисование"

Ребенку предлагается взять в обе руки карандаши или фломастеры и рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы на чистом листе. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно повышается эффективность работы мозга.

"Ухо - нос"

Ребенок по показу взрослого, а затем самостоятельно берется левой рукой за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпуская ухо и нос, хлопает в ладоши, меняет положение рук "с точностью до наоборот". Упражнение повторяется несколько раз.


"Горизонтальная восьмерка"

Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза: сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно.

"Симметричные рисунки"

Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки: цветок, ель и т. д.

"Медвежьи покачивания"

Педагог предлагает ребенку покачаться из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключить руки и придумать сюжет.

"Снеговик"
Упражнение выполняется стоя. Педагог предлагает детям представить, что каждый из них - только что слепленный снеговик. Тело его должно быть напряжено, как замерзший снег. Но вот пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала "тает" и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат.

"Накачаем мышцы"

Сидя, дети сгибают руки в локтях, сжимают и разжимают кисти рук, постепенно убыстряя темп. Упражнение выполняется до максимальной усталости кистей. Затем нужно расслабить руки и встряхнуть их.

"Часики"
Дети выполняют свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.

"Рожицы"
Педагог предлагает детям показать различные рожицы, выполняя мимические движения: надувание щек, показывание языка, вытягивание губ трубочкой, открывание рта.

"Жонглер"

Дети пробуют перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.

"Водный велосипед"

Упражнение выполняется в парах: дети встают друг напротив друга, касаются ладонями ладоней партнера и совершают движения, аналогичные езде на велосипеде.

"Пианист"

Педагог предлагает ребенку поиграть на пианино. Для этого просит его прижать ладонь к поверхности стола и сначала по порядку, а затем хаотично поднимать пальцы по одному и называть их.

Приложение 6

Психогимнастика на развитие эмоциональной сферы

Игра "Тень"

Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Два ребенка идут по дороге: один впереди, другой на два-три шага сзади. Второй ребенок - это "тень" первого. "Тень" должна точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камешком, то поскачет на одной ноге и т. д.

Игра "Запретный номер"

Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Дети стоят в кругу. Выбирается число, которое нельзя произносить. Дошкольники считают по очереди, вместо запретного числа - хлопают в ладоши.

Игра "Вот он какой"

Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Ребенок без слов с помощью выразительных жестов "рассказывает" о размерах и формах хорошо известных ему предметов: маленький, большой, заостренный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.


Упражнение "Как ты себя чувствуешь?"

Упражнение направлено на развитие внимательности, эмпатии и умения чувствовать настроение другого. Выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева, пытается догадаться, как тот себя чувствует, и рассказывает об этом. Дошкольник, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается или не соглашается со сказанным, дополняет.


Упражнение "Мое настроение"

Упражнение направлено на развитие эмпатии, умения описывать свое настроение и распознавать настроение других. Ребенку предлагают поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом или показать в движении - все зависит от фантазии и желания дошкольника.


Упражнение "Общение в паре"

Упражнение направлено на развитие внимания и памяти. Дети разбиваются на пары, садятся спина к спине. Один шепотом рассказывает о чем-нибудь, потом спрашивает другого, о чем и что он говорил. Рассказывая, ребенок должен попытаться описать свои ощущения.

Упражнение "Сидящий - стоящий"

Упражнение направлено на развитие эмоциональной сферы. Ребенок, стоя и глядя на сидящего, говорит предложенную воспитателем или составленную самостоятельно фразу с разным чувством: весело, со страхом, сердито, спокойно.

Упражнение "Исследование лица"

Упражнение направлено на развитие тактильной памяти. Дети встают в две шеренги, лицом друг к другу. Дошкольники одной шеренги закрывают глаза, в другой - меняются местами (произвольно) и подходят ближе к первой шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы подошедшего и называют их имена. Условие: дотрагиваться до одежды нельзя.

Упражнение "Зеркало"

Упражнение направлено на развитие умения понимать и передавать чужие эмоции. Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят друг другу в глаза. Один начинает выполнять какое-нибудь движение, другой его повторяет в зеркальном отображении. Затем педагог предлагает детям в жестах и мимике передавать разные эмоциональные состояния: грусть, радость, страх, боль, отвращение и т. д.

Упражнения "Животные"

Упражнение направлено на развитие воображения. Педагог предлагает детям изобразить какое-нибудь животное: шустрому ребенку - медведя, медлительному - зайца, белку, трусливому - тигра, льва и т. д.

Упражнение "Танец под музыку"

Упражнение направлено на преодоление робости, укрепление веры в себя. Дети садятся по кругу, самого замкнутого сажают в центр. Включается музыка - дети встают, ребенок в кругу танцует. Дошкольники тоже могут танцевать, стоя на месте.

Упражнение "Рисование на спине"

Упражнение развивает чувствительность и воображение. Дети разбиваются на пары: ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения: дом, елка, солнце, лесенка и т. д., печатные буквы; другой ребенок должен отгадать, что это.

Световой стол - полупрозрачная матовая поверхность, за которой находится источник света, известен не одно десятилетие. Хирурги смотрят снимки на световой вертикальной поверхности, художники-мультипликаторы и художники комиксов на световом столе переводят изображения, на монтажном световом столе монтируют фильмы, фотографы просматривают негативные и позитивные фотопленки.

Световой стол пригодился и для песочной анимации - в обоих случаях: и когда снимают анимационный фильм, и когда художник рисует перед зрителем «вживую».

Прежде всего хочется отметить, что все упражнения и приёмы рисования, рассмотренные далее, можно осуществить на любой горизонтальной тёмной гладкой поверхности (например, на обычном полированном столе светлым песком, мелкой солью или манкой - это тоже будет техникой порошка.

1


Крупный жёлтый песок.


Мелкий песок, которым я рисую.


Мелкий песок цвета топлёного молока, очень светлый.


Мелкая поваренная соль.


Манка.


Зарисовка, выполненная на полированном столе песком, которым я рисую обычно на моём световом столе.

7


На световом столе рисунок получается более контрастным и имеет больше полутонов.

Если вы все же решили иметь дома световой стол, есть три варианта: 1) купить готовый (есть много предложений в Интернете); 2) соорудить такой стол самостоятельно; 3) сделать его под заказ.

Технические характеристики устройства тоже весьма разнообразны: от простого, положенного на книжки стекла с подставленной вниз лампой (желательно соорудить бортики по краю стекла) и до сложной конструкции с программируемыми светодиодами, как в моих световых столах для путешествий.



Можно выбрать золотую середину и не усложнять задачу.

Пожелания для светового стола.

Соотношение сторон 16 X 9 - этот формат наиболее популярен и используется в телевизионной и проекционной технике. Большинство телевизоров сегодня имеют картинку именно таких пропорций.

Бортики со всех сторон должны быть не ниже 3 см, чтобы не высыпался песок. Справа и слева (там, где лежит песок во время работы) - лучше 5-7 см. Бортик со стороны художника - не выше 3 см, чтобы его высота не мешала рисовать детали на первом плане.

Справа и слева - пространство для песка не шире 15 см. Если песок рассыпан тонким слоем, его неудобно набирать в горсть, а это важный момент при рисовании на скорость.

Плоскость, на которой лежит песок, должна быть на одном уровне с плоскостью, на которой происходит процесс рисования. Во многих конструкциях, которые предлагаются к продаже, для песка делают справа и слева лотки-углубления - в этом случае некоторые приёмы рисования просто невозможно использовать (об этом речь пойдёт ниже).

Для поверхности, на которой вы будете рисовать, лучше всего подойдет матовый (молочный) пластик толщиной 4-5 мм. Более тонкий будет сильно прогибаться, более толстый излишне утяжелит общий вес стола.

Конструкция должна быть устойчивой. Когда стол шатается, тогда неудобно работать и картинка на экране прыгает (если изображение с видеокамеры над столом выведено на экран).

Цвет подсветки может быть любым, в зависимости от вашего вкуса и задач.

Что надо знать о песке.

Материалом может служить любой песок. Его нужно просеять через мелкое сито, затем, если это необходимо, промыть. Промыть песок можно в ведре. Одну порцию песка, необходимую для рисования (это примерно 3-5 кг), насыпать в ведро, залить водой до верха. Рукой (ложкой, лопаткой) песок интенсивно помешивают. Пыль и грязь растворятся в воде. Лёгкие частички всплывут. Воду осторожно слить. Процедуру повторять до тех пор, пока вода не станет прозрачной. Сушить песок можно на противне в духовке (если нужно срочно), просто в комнате, на подоконнике на солнце или на батарее отопления в широкой ёмкости.

Песок из строительного магазина, как правило, сильно загрязнён и содержит примеси. Песок с пляжа - намного чище. Он уже промыт речной водой. Можно взять карьерный песок, из пустыни и т. д. или купить специальный цветной песок в магазине.

Но каждый песок по-своему уникален и имеет свои особенные свойства: размер песчинок, их цвет и массу. От этих свойств зависит, как песок проявляет себя в процессе рисования. При разных задачах можно брать разные виды песка.

Чем мельче песок, тем больше полутонов можно добиться в рисунке. Тёмный песок более контрастный. Белым песком (или мелкой солью) можно рисовать зимние пейзажи. Крупным песком - рисунки с крупными деталями.

Хранить запасы песка удобно в пластиковых бутылках, а песок, которым постоянно рисуешь (и возишь с собой), - в мешочках из плотной ткани. Если песок остаётся всегда дома, нет необходимости постоянно пересыпать его в мешочки и ёмкости. Он может лежать на рабочей поверхности светового стола, но в этом случае желательно предохранять его от пыли - закрывать сверху крышкой или прикрывать тканью.

Рисование на скорость перед зрителем и рисование для записи на видео дли монтажа (или просто длительный рисунок) будут отличаться. При рисовании на скорость исключается обилие деталей и полутонов, а также использование кистей и других предметов (по возможности). Но все рассмотренные приёмы помогут вам работать в любой технике.

Немного об инструментах.

При длительном рисунке можно рисовать только руками, а можно использовать кисти, палочки и другие предметы, которые сочтёте необходимыми. Для мелких деталей можно применять деревянные палочки (зубочистки или бамбуковые шампуры) - дерево не поцарапает пластик. При рисовании длительных полутоновых рисунков я использую разные кисти и палочки. Также при рисовании применяются любые предметы, которые могут дать фактуру. Об этом мы поговорим позже. На выступлениях перед зрителями, при рисовании на скорость, для мелких деталей я использую ногти (например, когда рисую блики в глазах). Длина ногтей должна быть не более 2 мм.

Для сбора песка после рисования пригодится широкая кисть - вымести песок из уголков стола.
Прежде чем приступить к рисованию и высыпать просеянный песок на поверхность, необходимо побрызгать поверхность светового стола (пластик) антистатиком и пару минут подождать, пока он высохнет. Это нужно для того, чтобы песок свободно перемещался по поверхности, не прилипал к ней из-за статического напряжения. Процедуру необходимо периодически повторять. Чем больше вы рисуете, тем чаще нужно будет брызгать поверхность. Возможно, раз в несколько дней.

Приемы и упражнения.

Сыплем песок из кулачка.


Насыпаем линии. Чем ниже рука, тем точнее и тоньше может быть линия. Попробуем разные варианты (прямые линии, зигзаги, спирали и т. д.) с разной скоростью рисования. Получаем узкие, широкие линии, а также прозрачные и непрозрачные - это зависит от разной толщины слоя песка, насыпанного на стол. Чем выше рука и чем быстрее мы насыпаем линию, тем она прозрачнее и шире.

В зависимости от свойств определённого песка, линии ложатся по-разному - темнее в центре или по краю и т. д.


С помощью только этого приёма можно, например, нарисовать цветы.


Чтобы обогатить такие линии, можно расставлять в нужных местах акценты с помощью тонких линий, нарисованных краешком ногтя.



15


Насыпанные линии можно корректировать.

16

Упражнение «Лист».

Насыпаем силуэт кленового листа и линии по направлению прожилок. Затем нам нужно уточнить край листа так, чтобы он был чётким и красивым. Для этого кончиком пальца или боковой частью первой фаланги любого пальца проводим у края линии так, чтобы часть песка сдвигалась в сторону рисунка.


Краешком ногтя проводим тонкие линии по рисунку прожилок. На кончике черешка ставим точку кончиком пальца. Получился красивый листочек.


Иногда нужно провести тонкую чёткую прямую или извилистую линию. Для этого по насыпанной из кулачка линии проводим двумя пальцами, сложенными «домиком».


В этом случае линия получается одной толщины по всей длине. Чтобы получить подобную линию несколько большей толщины, нужно сложить пальцы немного по-другому. Но принцип остаётся тот же: для получения линии одинаковой толщины по всей длине нужно, чтобы пальцы упирались друг в друга.

Упражнение «Текст».

Пробуем писать текст.

21


При необходимости корректируем края букв.

Упражнение «Яичница-глазунья».

Закрепляем приём - рисуем яичницу-глазунью.


За счёт толщины слоя получаем более светлые и более тёмные участки. На заключительном этапе рисуем блики - получаем объём и блеск! Блик можно нарисовать ногтем. Точки и кружочки. На уже нарисованных линиях пальчиком ставим точки.


Если пальчиком не только дотронуться до песочного слоя, но и покружить по часовой стрелке (или против), получаются кружочки.

24


Часть песка, которая остаётся под пальцем, можно передвинуть к краю или сформировать из неё собственную тень, которая даёт объём.

Упражнение «Солнышко».

Из горсти с высоты примерно 20 см сыплем песок, не передвигая руку.

Песчинки из центра будут отскакивать, образуя круг.



Иногда он не получается идеально ровным.

В этом случае мы можем поправить его край изнутри пальцем.


Чем выше будет находиться рука над столом, тем больший диаметр круга получится.
Засыпаем фон. Фон можно засыпать разными приёмами - всё зависит от задачи.

1. Слева направо от края быстрым движением перемещаем песок по поверхности стола. Затем - справа налево. .

28


Это можно сделать только в том случае, если на вашем световом столе поле для песка находится на одном уровне с плоскостью пластика, на котором вы рисуете. Если песок лежите в лотке - насыпьте его на плоскость с краю и попробуйте этот и три следующих приёма.

2. Совершаем те же движения, но по спирали. Рисуем космическое пространство - добавляем планеты и их траектории тонкими линиями.

29


30


3. Рисуем горы. Слева направо (и/или наоборот) перемещаем песок быстрым движением по траектории зигзага.


Если амплитуда зигзага небольшая - получается пустыня с барханами.



Сверху корректируем край. Иногда нужно не просто скорректировать край, а убрать часть песка так, чтобы его не скапливалось много по контуру. Для этого проводим движение плоскостью пальца, как бы отсекая и отодвигая лишнее.


4. Заполняем пространство на небе тем же приёмом.

5. На поле светового стола с высоты более 40 см рассыпаем песок тонким слоем.


Быстро перемещая руку слева направо и справа налево. При этом песок просыпается между пальцами.


Можно добиться разной плотности слоя. Этот прием применяется, когда нужно насыпать тон на уже сделанную картинку для перехода к следующей, например, для добавления деталей или для создания равномерно засыпанного фона.

Рисуем по засыпанному фону. Здесь есть бесконечное множество вариантов; кончиком пальца, ногтем, плоскостью пальца, ребром ладони, ладонью, кулачком, а также предметами: тонкими и толстыми кистями, визитной карточкой, палочками. Начинаем пробовать. Засыпаем быстрыми движениями фон.

Проводим в любых направлениях линии, полосы плоскостью ладони, ребром ладони, кончиками пальцев, краешками ногтей, подушечками пальцев и т. д. Стараемся почувствовать песок на ощупь - насколько приятный это материал.

37


Попробуйте сделать это с закрытыми глазами.

Упражнение «Осьминог».

Засыпаем фон. Рисуем щупальца осьминога, его голову.


Уже известным нам приемом «кружочки» рисуем глаза, на щупальцах ставим точки - присоски.

39


Добавляем около головы пузырики.

Рисуем воду.

Первый вариант - четырьмя (или даже пятью) пальцами проводим волнистые параллельные линии.


Второй вариант - краешками ногтей рисуем горизонтальные чёрточки от дальнего плана к переднему.

42

Рисуем облака.

На чистом поле присыпаем песком небольшие участки и кулачком рисуем облака - правой рукой делаем движения против часовой стрелки и двигаемся вправо, левой рукой - по часовой стрелке и двигаемся влево.


Рисуем мелкие детали по чистому фону.

Этот приём необходим при рисовании лица (глаза, нос, губы), а также мелких деталей различных объектов. Двумя пальцами, большим и указательным, практически касаясь поверхности стола, вырисовываем нужный элемент. Например, рисуем чайку.

Губы.

Рисуем фактуру различными предметами.

Используя различные предметы, можно получить разную фактуру. Разные кисти дают разную толщину линии и разные отпечатки.


48


Такой кистью можно рисовать, например, волосы.

Поздравляем, всего за 10 минут вы узнали, что отличает нашу школу от множества других. Мы делаем жизнь ярче и интересней, прививаем любовь к искусству, превращая скучные уроки в увлекательные занятия. Наши ученики сами спешат к нам, а их родители благодарят нас. Записывайтесь к нам и вы убедитесь в этом сами.

О нас

Как прелестен окружающий мир. Иногда это сложно передать словами. Так почему же не воплотить величество природы в поразительные образы из песка, открывая для себя удивительный мир игры света и тени? Это занятие увлечет любого, невзирая на возраст. Чудесно развивает моторику рук, способствует концентрации на мельчайших деталях. Что уже говорить о прикосновениях к мягким песчинкам? Они не оставят равнодушным никого.

Песочная анимация - это целое искусство, которое с каждым днем набирает популярность и не только в России. Сети полностью загружены видеороликами или фильмами, где талантливые художники легким прикосновением руки создают шедевры. И конечно у Вас также есть возможность научиться этому. Ведь наши преподаватели всегда готовы придти на помощь и обучить всем тонкостям песочной анимации, вне зависимости от уровня базовой подготовки.

Миссия школы

«Художка» - это уникальное место, где каждый может испытать невероятные эмоции, целиком отдаваясь процессу творения. Вы научитесь замечать детали и придавать значения мелочам, что немаловажно. А наши усердные преподаватели не просто научат вас красиво рисовать по стеклу, они помогут обрести счастье.

Привить каждому ученику любовь к искусству, обеспечить стимул к дальнейшему развитию, радовать себя и близких новыми творческими свершениями - вот цель «Художки».

Терапия искусством песочной анимации или арт-терапия

Один из лучших способов заинтересовать ребенка - рисование песком. Он превосходно влияет на юного художника: развивает сосредоточенность, целеустремленность и логическое мышление. Процесс учебы проходит легко, быстро и непринужденно. Да еще в игровой форме. Ваш малыш будет просто в восторге ждать следующего урока. Для взрослых художников песчаная анимация - прекрасный метод снять стресс после длинного трудового дня, а также развить скрытые таланты. Владение навыками искусства песочной анимации - это потрясающая возможность удивлять своих друзей, устраивая красочные шоу.

Преподавательский состав и достижения

Преподавателями школы живописи «Художка» являются молодые, знающие свое дело, специалисты. Возраст персонала от 25 до 35 лет. Все они проходили один из строжайших отборов. Поэтому нашу школу возглавляет лучший преподавательский состав. Каждый имеет особый метод обучения. И не удивительно, что все мастера крепко дружат с учениками. Всегда поддерживают в случаи неудачи и разделяют творческие намерения. А также требуют выполнения домашних заданий и других учебных задач, что является причиной очевидного прогресса в знаниях.

Деятельность «Художка» начала в 2010 году, создав первый небольшой кружок. Вскоре применила новаторские педагогические методы. И вуаля! Ей удается достичь немалых успехов в сфере песочной анимации. С ее стен в свое время выходят талантливые художники, которые сегодня организовывают личные выставки и с теплом вспоминают уроки преподавателей.

Наши успехи:

  • выпуск более 3000 выпускников-художников;
  • создание удобной программы обучения «Я и родители»;
  • снижение стоимости обучения в 2 раза;
  • открытие более 80 филиалов во всех уголках страны;
  • создание совершенно нового, необычного и увлекательного подхода к рисованию.

Уникальность школы

Помимо базовых знаний мы прививаем любовь к искусству и желание к дальнейшему усовершенствованию. Это главное отличие от других студий. Выпускники всегда помнят о навыках приобретенных в стенах школы, всячески развиваются и часто находят применение полученным знаниям. Некоторые из них открывают для себя профессию дизайнера или художника оформителя.

Советский образец художественных школ в прошлом. Мы не используем уже готовые технологии обучения, а ищем подход к каждому ученику. Вы думаете рисование песком требует каких-то врожденных способностей и вам это явно не по силам? Вы глубоко заблуждаетесь. В нашей школе обучаются люди разного возраста (от 3 до 70 лет) и вне зависимости от образование. И вы будете тому не исключение.

Специализированные занятия в «Художке»

Учится в нашей школе-студии всегда выгодно и удобно. Мы предоставляем все необходимые материалы для творчества. Кроме того, вы можете сами выбрать график посещений и количество уроков в неделю, а также их легко совмещать с основными видами деятельности: работой, учебой или другими хобби.

Уроки в студии будут комфортны в тех случаях, если:

  • вы не можете сосредоточиться дома и вам сложно воспринимать домашнюю обстановку, как место для учебы;
  • вы цените живое общение, творческую атмосферу и хотите делится опытом с другими учениками.

Популярные вопросы:

Можно ли учиться рисовать песком, будучи в возрасте?

Безусловно, да. Мы предлагаем увлекательную программу невзирая на возраст. Не беспокойтесь, если последний раз вы брали кисточку еще в школе. Мы готовы пройти с вами этот путь, разобрать азы, поддерживать, вдохновлять и развиваться. Главное - осознанный выбор. Ведь тогда легче достичь результатов.

Боюсь. Вдруг мне не под силу?

Существует ли программа «Ребенок-Родитель»?

Конечно. Мы учим деток, начиная с 3 лет. Это позволяет вовремя разглядеть способности ребенка, а также показать ему всю важность родителей в жизни. Это немаловажно в процессе становления личности. Родители должны поддерживать малыша во всех начинаниях. А малыш в свою очередь должен радовать маму и папу своими результатами и понимать для чего он этим занимается.

Возможно ли участие в различных конкурсах и выставках?

Да. Мы часто создаем различные мастер-классы, конкурсы и выставки. Ученики добровольно принимают участие, если им интересно. На таких мероприятиях каждый может похвастаться своими работами, обменятся опытом, а также пообщаться с выпускниками. Кроме того, мы устраиваем творческие батлы между школами.