Культура месопотамии вавилон. Культура месопотамии. Миф о потопе

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

«Культура Месопотамии»

I. Религия и мифология

Шумеры были убеждены в том, что они созданы богами только для того, чтобы те приносили им жертвы и работали на них. Боги заранее определили судьбу каждого человека, которому остается только слепо подчиняться року, безропотно принимая все, что уготовано ему судьбой. Шумерские божества не умели вести хозяйство, поэтому они и сотворили первых людей.

Существует два основных варианта шумерского мифа о сотворении человека. Согласно первому, бог Энки и богиня Нинмах вылепили первых людей из глины подземного мирового океана, замешанной на крови какого-то убитого ими бога. Затем Энки и Нинмах определили судьбу первого человека и устроили по этому поводу пир. Охмелев, они снова начали лепить людей, но теперь у них стали выходить уроды. Во втором варианте рассказывается, что раньше люди росли под землей, как трава. Бог Энлиль пробил мотыгой дыру в земле, через которую люди вышли на поверхность.

Энки создал Эреду и поднял его со дна подземного океана на поверхность. Продвигаясь к верховьям Тигра и Евфрата, бог Энки создает плуг, мотыгу, обучает изготовлению кирпичей, определяет судьбу городов и стран, назначая им богов-покровителей. Этот бог является устроителем мирового порядка на земле.

Вторым по святости для шумеров был город Ниппур -- культовый центр бога плодородия и жизненных сил Энлиля. Энлиль -- один из первых примеров умирающего и воскресающего бога, представления о котором связаны со сменами времен года и циклами жизни природы.

Завершал триаду самых могущественных шумерских богов Ану -- бог неба, символ высшей власти. Главной женской богиней шумерского пантеона была Инанна -- «звезда утреннего восхода».

Поскольку вера не стремилась установить диктат над человеком, его жизнь регулировалась не столько религиозными предписаниями, сколько экономическими и политическими реалиями. Участие обычных жителей города в религиозной жизни сводилось к наблюдению за различными праздничными и траурными церемониями, которые устраивали жрецы.

Смерть воспринималась как нечто обычное и естественное. После смерти жители Шумера и Аккада попадали в мрачное подземное царство, где более или менее сносное существование ведут только души тех, по ком был исполнен погребальный обряд и принесены жертвы, а также павших в бою и многодетных родителей. Все остальные влачили довольно жалкое существование среди облаков пыли в кромешной темноте, питаясь отбросами и утоляя жажду соленой водой.

В Вавилоне пантеон древних шумеров был значительно расширен и усложнен. При этом пантеон пополнялся за счет личных (семейно-общинных) богов древних семитов. На вершину возносились личные покровители царей и их приближенных.

Общая структура вавилонских богов была следующей: во главе находился бог Эллиль либо Мардук (иногда они сливались в образ «Владыки» -- Бела). Однако верховный бог был только избран царем богов советом из числа 7 основных божеств. Миром же по-прежнему правила триада шумеров -- Ану, Эллиль и Энлиль. Именно их окружал совет богов, каждый из которых понимал трех первых. Ану правил на небе, в мировом океане -- Энлиль, а вот для людей самым значимым, действительно, был Эллиль, которому было подвластно все между небом и омывающим землю океаном.

Символом природы, умирающей и оживающей, являлся бог Таммуз -- возлюбленный богини Иштар (шумерская Инанна). Миф о Таммузе и Иштар является еще одним примером легенды об умирающем и воскресающем боге. Таммуз не занимал первых мест среди божеств, которым поклонялись вавилоняне. Он для них был богом земледелия и духом растительности. Некоторые исследователи считают, что бог-пастух, возлюбленный и супруг богини Иштар, был отдан ею в подземное царство вместо нее. По другой версии, в преисподнюю приходится спускаться Иштар, чтобы получить волшебный напиток.

Вкратце история такова. Умирающий и воскресающий бог Думузи (шумерское имя Таммуза) проводит под землей каждые полгода. Культ Думузи-Таммуза, вероятно, вследствие интенсивного месопотамского влияния, получил распространение и в сиро-палестинском регионе, где он сохранялся довольно долго.

Согласно Библии, у северных ворот Иерусалимского храма Яхве женщины оплакивали Таммуза. По-видимому, этот культ отправляло и сиро-арамейское население Сирии и Месопотамии в I тысячелетии до н. э. По свидетельству арабского автора X века н. э. ан-Надима, обряд, аналогичный описанному в Библии, существовал у сабиев в Харране (Северная Месопотамия). Женщины оплакивали Таммуза, которого его владыка убил, размолов его кости и пустив их по ветру. Во время церемонии ели сырое зерно, фрукты и овощи.

II. Письменность, литература и наука

Сама идея зафиксировать и передать мысли при помощи рисунков и понятных условных значков пришла в голову людям многих неолитических племен. Так появились петроглифы -- знаки, передававшие понятия, как правило, сакрального (священного) характера. Однако там, где экономика развивалась достаточно бурно, очень скоро потребовалось вести учет ценностей. У людей возникла потребность в достаточно сложной системе знаков, которые могли передавать человеческую речь и выражать достаточно сложные понятия.

Первые шумерские иероглифы, появившиеся в Протописьменный период, были сначала только своего рода подсказками, неким сигналом, при помощи которого можно было вспомнить зафиксированное сообщение. Чтобы передать какую-либо сложную информацию, древнейшим * шумерам приходилось составлять настоящие ребусы. Сначала этого вполне хватало, чтобы вести простые хозяйственные расчеты. Но с развитием шумерского общества, когда понадобилось более или менее точно передать на письме человеческую речь, данная система усложнилась и изменилась самым коренным образом. После 2500 года до н. э. шумерское письмо развилось до такой степени, что стало возможным записывать сложные тексты религиозного характера и даже поэмы.

Шумеры писали на самом доступном и дешевом материале -- на плитках из чистой глины, выдавливая знаки тонкой тростниковой палочкой. Затем исписанную табличку обжигали в печи, что давало возможность хранить ее практически вечно. Первоначально иероглифические знаки шумерского письма были округлыми и достаточно сложными. Но чем сложнее становилась сама письменность, тем проще становились ее знаки -- они превратились в набор прямых черточек, которые делались нажимом ребра прямоугольного среза палочки. Этот нажим делался под углом, в результате чего черточка была похожа по форме на маленький клинышек -- поэтому месопотамское письмо и было названо клинописью.

Вавилонская клинопись была унаследована от шумеров и к II тысячелетию до н. э. стала довольно запутанной и своеобразной. Сложности возникли оттого, что в письменности старались сохранить старые приемы шумерского письма для записей слов на семитско-аккадском языке. Несмотря на сложность клинописи, именно она была в те годы общепризнанным языком дипломатического общения. Сохранилось большое количество документов, религиозных текстов, сообщений, записанных в различных регионах Древнего Востока клинописью на аккадском языке. Вавилонскую клинопись изучали даже в писцовых школах далекого Египта. Нет сомнения, что в этих регионах знали о существовании богатой литературы на аккадском языке, литературы, достойной самого пристального изучения.

Обычное деление вавилонской литературы на светскую и культовую в немалой степени искусственно, ибо влияние религиозных воззрений ощутимо сказывается практически в каждом произведении. Общими чертами литературных памятников древней Вавилонии следует, помимо этого, признать их обычно небольшой объем (это связано с ограниченностью размера глиняных табличек), преимущественно стихотворную форму и необычайно пристальное внимание к вопросам жизни и смерти.

Своеобразие некоторых произведений трудно бывает объяснить без учета еще одной особенности вавилонской литературы: она создавалась совсем не для «индивидуального пользования». Скорее всего, записанные на табличках тексты не читались «про себя», в одиночестве. Чтение литературы в древнем Вавилоне походило на некое мистическое действо: декламатор-грамотей ритмично выкрикивал певучие строки собравшимся слушателям, изредка останавливаясь, дабы уловить сложности мест, где нестрогий характер текста требовал импровизации исполнителя, привнесения личностного начала в запечатленную на табличке схему произведения.

Чаще других декламаторы исполняли различные версии «Сказания о Гильгамеше». До наших дней дошли три варианта этого древнего литературного шедевра. В сказании поэтами не просто соединялись шумерские сказки, былины о славном герое. Гильгамеш -- аккадское имя; шумерский вариант, по-видимому, образован от формы «Бильгамес», что, возможно, означает «предок героя». Весьма вероятно, что Гильгамеш был реальной исторической личностью -- пятым правителем I династии города Урука в Шумере (конец XVII -- начало XVI века до н. э.). Вскоре после смерти он был обожествлен, и в «царском списке» III династии Ура Гильгамеш выступает уже как мифическая личность.

Шумеры изобрели достаточно гибкую систему школьного образования, которая оказалась необыкновенно эффективной, что позволило ей на тысячелетия пережить своих создателей. Обучение было разбито на несколько этапов.

К концу III тысячелетия до н. э. была создана математика древней Вавилонии. В основу правил вычислений легла практика крупных сельскохозяйственных поместий. Использовалась позиционная шестидесятиричная система счета. Одна и та же цифра в зависимости от места приобретала различное значение. Это упрощало проведение расчетов и экономило знаковый материал. Шестидесятиричная система" вавилонского исчисления предопределила деление часа на 60 минут и 3600 секунд, она отразилась в привычном делении окружности на 360 градусов.

Математики в Вавилонии умели решать квадратные уравнения, знали теорему Пифагора о свойствах прямоугольных треугольников, могли решать достаточно сложные задачи стереометрии (например, вычисляли объемы различных тел, в том числе усеченной пирамиды).

Скорее всего чисто интуитивным методом подбора они решали даже уравнения с тремя неизвестными, могли извлекать квадратные и (в некоторых случаях) кубические корни. Число я, отношение длины окружности к ее диаметру, вавилоняне грубо принимали равным трем.

Наряду с математикой в Междуречье появилась и астрономия. Столь большое внимание к достоверности наблюдений за звездным небом часто объясняется потребностями земледелия, но не только этим. Жителей интересовал астрологический аспект жизни звезд. В Междуречье была в основных чертах составлена картина доступного для изучения невооруженным глазом звездного неба. Это заложило основу астрономических достижений греческой и других европейских цивилизаций Средиземноморья.

Астрологический аспект наблюдений за звездами сказался в несовершенстве принятого в Междуречье календаря.

После возвышения Вавилона он стал единым (до этого в каждом городе вели свой календарь), но под нужды земледелия принятая система отсчета времени была не приспособлена. В добавление к двенадцати 29- и 30-дневным месяцам приходилось вводить «високосные» месяцы.

История в Междуречье трактовалась с точки зрения астрологии. Путем сравнения карт и исторических хроник изучали влияние расположения светил на события земной жизни.

Известны записи медицинских и химических рецептов на аккадском языке. Они обязательно сопровождаются описанием колдовских действий, необходимых для получения «правильного» продукта. С XII века до н. э. в Вавилоне занимались изготовлением стеклянной глазури.

Были неплохо изучены анатомия животных й особенности их поведения, что объясняется потребностями гаданий и предсказаний.

Географы Вавилонии составили карту мира, где земля изображалась плавающим в океане островом, размером чуть больше Междуречья. Но реальные географические познания семитов были гораздо шире. Купцы, несомненно, знали морской путь в Индию (позже дорога туда была забыта) и о существовании страны Куш (Эфиопия), слышали о Тартессе (Испания).

III. Архитектура и искусство

Главной архитектурной формой шумерского зодчества был храм. Расцвет храмостроительства приходится еще на Протописьменный период, когда древние шумеры начали сооружать святилища из глинобитного кирпича с деревянными перекрытиями, которые возводились на высоком каменном фундаменте. Как правило, для строительства выбирали возвышенность, куда до время разлива не добиралась вода. Сам храм состоял из трех основных частей: собственно святилище -- длинный дворец (целла), где помещали статую бога, и два боковых помещения, разделенные на четыре предела. В одном конце целлы помещали алтарь, а на другом -- стол для жертвоприношений. Наружная стена храма представляла собой правильное чередование ниш и выступов. Первоначально целла была просто открытым внутренним двором, но затем превратилась в закрытое помещение. Обычай строить храмы на возвышенностях и никогда не переносить его на новое место привело к тому, что при перестройках платформа-фундамент все время увеличивалась, что привело к возникновению совершенно оригинальной формы архитектуры Месопотамии -- зиккурата. Зиккурат представляет собой прямоугольный высокий ступенчатый храм, на вершине которого было расположено святилище, попасть в которое можно было по широкой наружной лестнице. Уже в Раннединастический период территорию храма начали обносить высокой стеной.

До наших дней в наиболее сохранном виде дошел зиккурат царя Ур-Намму в городе Уре. Глинобитные кирпичи рассыпались от времени, и сегодня храм представляет собой огромный холм высотой около 20 м, возвышающийся над окрестностями. Первоначально верхние ярусы зиккурата опирались на громадную усеченную пирамиду. Нижний ярус храма был выкрашен в черный цвет, средний -- в красный, а верхний -- в белый. Позднее, когда начали строить семиярусные зиккураты, добавились желтый и голубой цвета.

Шумерские правители возводили себе дворцы; Примером этому служит раскопанное в Кише сильно укрепленное здание, которое являлось соединением дворца и храма. Система мощных оборонительных стен защищала дворцовый комплекс не только от внешнего врага, но и от самого города. Во дворце было множество жилых комнат, имелась парадная лестница, ведущая во двор собраний, у вершины которой энси выступал перед народом. Также во дворце находилась галерея с колоннами, стены которой были украшены мозаикой с батальными сценами.

Шумерские города застраивались стихийно, без какой-либо единой планировки. Между глухими стенами, окружавшими глинобитные прямоугольные дома без окон, пролегали кривые и узкие не мощеные улицы. В каждом шумерском доме обязательно был внутренний дворик, многие имели канализацию. Сами города обносились высокими и толстыми стенами.

В Шумере существовала достаточно высокоразвитая пластика. Скульптуры изготавливали из алебастра иди мягкого камня -- песчаника или известняка. Это искусство было весьма далеко от реалистичного. Мастера не ставили перед собой задачу правильно передать пропорции тела человека или черты лица. Шумерские скульптуры угловаты, приплюснуты, они кажутся слишком массивными и тяжелыми. Вместо лиц -- застывшие маски с несколько птичьими чертами и непропорционально огромными, широко раскрытыми глазами. Часто вместо глаз и бровей вставлялись драгоценные камни, скульптуры украшались ожерельями, кольцами и браслетами, в которых ювелиры чередовали три основных цвета: синий (лазурит), красный (сердолик) и желтый (золото).

Широко распространенные рельефы изображали сцены охоты или мифологические сюжеты. Изображение было поделено на несколько параллельных друг другу частей, которые следовало «читать» снизу вверх. Особенно искусно были выполнены многочисленные цилиндрические печати. Резчики изображали людей в строго определенных позах: полный поворот плеч, профильное изображение ног и лица, глаза -- в фас. Животные и птицы также изображались в профиль, только некоторые детали (рога, глаза, крылья) -- в фас. Собственно, из глубокого рельефа и родилась скульптура, появление которой говорит о начале пространственно-художественного мышления. Сам шумерский рельеф представлял собой небольшую плитку из мягкого камня, созданную в честь какого-либо значительного события. Классическим примером этого является так называемая «стела коршунов» энси Лагаша Эанатума, выполненная около 2500 года до н. э.

Искусство аккадцев отличалось гораздо большим реализмом. Впервые скульпторы стали правильно передавать пропорции человеческого тела, они пытались если не добиться портретного сходства, то выработать единый тип реалистического изображения человеческого лица. Все это свидетельствовало о появлении у художника интереса к отдельной человеческой личности. Работы, выполненные в «аккадской» манере, отличают: тщательная проработка мельчайших деталей одежды, прически, правильная передача мускулатуры и движения человеческих тел. Подлинными шедеврами аккадской пластики являются: стела царя Нарамсина и медная голова царя Саргона Древнего.

В конце II тысячелетия до н. э. начался невиданный расцвет ассирийской культуры, вобравшей в себя черты шумерской, аккадской, хеттской, хурритской и египетской культур. Раскопки, благодаря которым были -обнаружены Ниневия, Ашшур и царские резиденции, явили миру скрытую на протяжении тясячелетий под слоем земли великую культуру исчезнувшей Ассирийской империи.

Практически все города Ассирии являлись мощно укрепленными крепостями с толстыми стенами и глубокими рвами. В храмовом строительстве по-прежнему господствовал зиккурат, который, однако, больше не господствовал над городом, уступив ведущее место дворцу. Застройка носила следы единой планировки, что особенно заметно в царских резиденциях. Каждый ассирийский царь строил для себя новую резиденцию, являвшуюся по сути дела городом. Наиболее известной резиденцией является Дур-Шаррукин, выстроенная Саргоном II.

Дворец-цитадель в Дур-Шаррукин представлял собой целый комплекс, выстроенный на гигантской 14-метровой платформе площадью в 10 га. К этой платформе вели два широких пандуса, по которым можно было подъехать к дворцу, состоявшему более чем из 200 помещений. У входа в здание стояли огромные 5-метровые каменные статуи крылатых львов с человеческими лицами -- добрых духов-хранителей шеду.

Комнаты и галереи дворца были покрыты росписями или облицованы глазурованными цветными кирпичами, а также украшены множеством рельефов и статуй. Ассирийская скульптура была довольно сильно связана с архитектурой. Сами статуи первоначально являлись декоративно обработанной колонной. Для ассирийских мастеров была характерна педантичная проработка мельчайших складок одежды и завитков прически, создание массивных гипертрофирован--но мускулистых форм.

Многочисленные громадные ассирийские рельефы невольно наводят на мысль о целых армиях художников, которые трудились над их созданием. Главными их темами были сцены войны и охоты. Тщательно выполненные рельефы было принято раскрашивать, что еще больше увеличивало впечатление помпезности и блестящей роскоши империи. Скульпторы подчеркивали физические качества человека -- тяжелые руки, массивные ноги, вздутые мускулы, каменная, даже в движении статичная поза -- все это создавало образ сильных, железных и жестоких правителей-воинов.

На руинах Ассирии ненадолго расцвело Нововавилонское Царство, главными памятниками которого являются развалины Вавилона. Самый крупный город на Древнем Востоке представлял собой прямоугольник площадью более 10 км 2 . Он был разделен Евфратом на восточную (старую) и западную (новую) части. Обе половины города соединялись деревянным мостом на каменных опорах. Вавилон был обнесен рвом и тремя рядами высоких стен с 360 башнями. Первая стена была толщиной 7 м, вторая -- 8 м, а третья -- 3,5 м. Все они были облицованы глазурованными кирпичами, некоторые из них составляли рельефы, изображавшие животных и воинов. Кроме того, хитроумные инженерные сооружения позволяли в случае угрозы затопить водой всю раскинувшуюся перед Вавилоном плоскую, как стол, равнину.

Город имел четкую планировку, проявившуюся в системе пересекающихся прямых улиц, так называемых «дорог процессий». Однако кварталы между этими улицами были застроены, как правило, беспорядочно. Через весь город с северо-запада на юго-восток проходила главная улица, которая соединяла храм бога Мардука с главными воротами города, посвященными Иштар. Сейчас эти ворота, облицованные синими глазурованными кирпичами, находятся в Пергамон-музее в Берлине.

В Новом Вавилоне было более 50 больших и маленьких храмов. Среди них выделялся семиярусный зиккурат Этеменанки -- знаменитая вавилонская башня, «Дом основания неба и земли». Высота этого храма, в последний раз восстановленного при Набопаласаре и Навуходоносоре II, превышала 90 м. Всего вавилонскую башню выстраивали заново не менее 5 раз. До наших дней от этого сооружения сохранился только фундамент.

Другим не менее знаменитым вавилонским зданием были Висячие сады Семирамиды, которые древние греки считали вторым из семи чудес света. Предание гласит, что это строение было возведено по приказу Навуходоносора II для его любимой жены-мидянки, скучавшей в непривычной для нее пустынной равнине, окружавшей Вавилон. В начале XX века немецкая археологическая экспедиция раскопала мощный фундамент Висячих садов. По-видимому, наземная часть этого сооружения представляла собой сложную конструкцию из стен или столбов в несколько этажей, на которых были расположены террасы с оранжереями, куда при помощи специальных устройств подавалась вода из Евфрата.

Подобные документы

    Зарождение и особенности существования мифологии, культуры и религии наиболее известной из древнейших цивилизаций - Древнего Египта. Литература, просвещение и наука египтян. Культура Древней Месопотамии, мораль, письменность и музыка ассиро-вавилонян.

    реферат , добавлен 16.11.2010

    Древнейшая культура народов Месопотамии: вавилоно-ассирийская, шумеро-аккадская. Расцвет городов, изобретение клинописи, летоисчисления. Культ и его особенности. Научные знания: медицина, математика, литература, развитие астрономии и астрологии.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Как возникла культура в Двуречье Тигра и Евфрата, основные этапы ее развития. Культура Шумера, его письменность, наука, мифологические сказания, искусство. Культура Ассирии: военное устройство, письменность, литература, архитектура, искусство.

    реферат , добавлен 02.04.2007

    Изучение истории становления культуры Месопотамии - страны, занимавшей равнинную область между Тигром и Евфратом, расположенной в их нижнем и среднем течении. Этапы развития письменности (клинописи), литературы и науки. Угасание культуры Месопотамии.

    реферат , добавлен 17.05.2011

    Общая характеристика территории Древней Месопотамии, описание культуры и архитектуры. История появления письменности, распространения шумерской клинописи. Литература и словесность в Междуречье, уровень развития наук. Архитектурные постройки - Зиккураты.

    реферат , добавлен 16.05.2013

    Образование Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата) и ее социальное устройство. Предыстория Двуречья: шумеро-аккадская культура. Мировоззрение: культы, верования, письменность, литература и мифология. Технические достижения, строительство и архитектура.

    реферат , добавлен 29.06.2009

    Развитие знаний народов Месопотамии. Междуречье - своеобразный перекресток Древнего Мира. Загадка возникновения шумерского этноса. Пантеон богов Месопотамии. Шумерская мифология. Основные черты вавилонского архитектурного и изобразительного искусства.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2012

    Расцвет культуры и искусства Месопотамии во время существования Ассирийской державы. Господствующая роль религии в идеологической жизни Древней Месопотамии. Роль письменности в становлении культуры древнего общества. Упадок месопотамской цивилизации.

    презентация , добавлен 06.04.2013

    Возникновение и развитие культуры Двуречья, её значение для мировой культуры. Культура Шумеро-аккадского государства: клинопись, наука, мифологические сказания, архитектура, искусство. Древний и Новый Вавилон, культура Ассирии, мифология Месопотамии.

    реферат , добавлен 01.03.2010

    Зарождение культур Месопотамии и Руси. Религиозные факторы формирования культуры Месопотамии и Киевской Руси. Образование и наука. Литература. Летописи–особый жанр древнекиевской литературы. Архитектура. Особенности искусства Ассирии и Киевской Руси.

На основе археологических находок можно судить, что древние цивилизации Двуречья представляли собой высокоразвитое общество с городской архитектурой, пиктографическими документами, обширными торговыми связями и религией. Древнейшая история Шумера отражена в легендах и эпосе. Важнейшим культурным открытием Шумеров было изобретение клинописной системы письма. Клинопись развилась из пиктографии.

Религия . Очень многие письменные тексты имеют религиозное содержание. Религиозные представления были одним из важнейших факторов в развитии мышления населения Двуречья. В них нашли отражение те явления природы, сущность и действие которых люди не могли себе объяснить. Кроме того, в повседневной жизни человека был тесно связан с явлениями природы. Ему приходилось иметь дело с ее животворящими силами, рождением, смертью всего живого, с явлениями природы, имеющими благотворные и губительные последствия.

Уже с 5 тыс. до н.э. появляется культ вечно плодоносящей и рождающей силы, которую олицетворяла богиня-мать. Ей был подчинен бог-мужчина. Сохранились их многочисленные глиняные статуэтки.

Для религии Двуречья был свойственен большой консерватизм. Содержание молитв и культовый инвентарь очень мало изменились за 3 тысячи лет. Переход к земледелию и оседлости способствовал формированию пантеона богов. В 3 тысячелетии до н.э. у шумеров были сотни богов. Главное место в пантеоне играла триада: Ан – бог неба, Энлиль – бог земли, Энки – бог воды. 4-е место занимала Нинхурсаг – мать всего живого. Выделялись также 2 большие группы богов: земные Аннунаки и небесные Игиги. С ходом времени функции отдельных богов расширялись.

С возвышением Вавилона на первые роли выходит бог Мардук. В Ассирии царем всех богов стал Ашшур. В Нововавилонском црстве возвышается Адад, бог погоды. Типично сельскохозяйственный характер носил культ бога растительности – умирающего и воскресающего Думузи. Это божество имело популярность во всей Передней Азии. Было несколько богов подземного мира.

Мифы и эпос . Из всех месопотамских мифов наибольшего внимания заслуживает миф о сотворении мира и людей как шумерский, так и аккадский варианты. Его называют “Энума Элели”. По этому мифу мы можем судить о космологических представлениях шумеров и аккадцев, которые оказали влияние на античность.

Значительные фрагменты шумерской мифологии сохранились в библейском тексте. В отрывках дошло до нас шумерское сказание о братьях-полубогах Эмеше и Энтене, сотворенных богом Энлилем, а в отрывках угадывается библейское сказание о Каине и Авеле. Сохранились также несколько месопотамских повествований о всемирном потопе и рассказ о первом рае.

Из эпических произведений наиболее известна поэма о Гильгамеше, полулегендарном герое и правителе г. Урука. В эпосе отражены многие реалии политической истории Шумера. Существовали и другие литературные жанры: гимны, молитвы, плачи, любовная лирика, дидактические и философские произведения, басни, пословицы, поговорки, сочинения с политической тенденцией.

Архитектура и изобразительное искусство . Близко к литературе стоит такой редкий вид изобразительного искусства, как резьба на цилиндрических печатях. На них обычно вырезались иллюстрации к наиболее популярным мифам и литературным произведениям. Наука о резьбе на печатях называется глиптика.

Древнейшими скульптурами являются глиняные культовые статуэтки плодородия и культовые маски. С началом возведения храмов с 4 тыс. до н.э. в их интерьеры непременно помещают скульптуры богов со зримыми пережитками тотемизма, а иногда с фантастической внешностью.

Для изготовления скульптур в Двуречье привозили из других стран мрамор, гранит, базальт, алебастр, драгоценные и поделочные камни, а также слоновую кость и перламутр. Изображения: крылатые колоссы быков или львов с человеческими головами, крупные рельефы, которыми были облицованы стены дворцов. Обычно изображались сцены из семейной жизни правителей, батальные сцены и мифологические сюжеты.

Храмовое зодчество. Храмы того времени были огромными и величественными зданиями без окон, правильной прямоугольной формы, со стенами, расчлененными нишами. Все сооружения воздвигались во избежание затопления на насыпных платформах. С конца III тыс. до н.э. храмы (зиккураты) приобретают вид ступенчатых башен.

Жители Месопотамии умели строить благоустроенные и красивые города. Их широкие улицы перекрещивались под прямыми углами и были усажены пальмами и другими растениями. Для регулярного снабжения водой к городам подводили водопроводы и акведуки. К городским гидросооружениям относились также плотины, набережные и каналы.

Образование и наука . Главными центрами грамотности были школы при дворцах и храмах. Школа называлась “дом табличек”, директора именовались “отцом дома табличек”, а ученики – “сыновья дома табличек”. Кроме обычных школ были и высшие специальные училища. В них принимали только грамотных молодых людей. Здесь изучались такие предметы как богослужение, астрономия, природоведение, физика, химия, медицина. Школы и училища имели при себе библиотеки “глиняных книг”. Знания в области математики, геометрии, астрономии, появление календаря, познания в области медицины.

Верования Древней Месопотамии оказали влияние на такие религии как христианство, иудаизм, ислам.

В 6-м тысячелетии до н. э. в долине между реками Тигр и Евфрат, там где сегодня находится современный Иран, возникла самая древняя цивилизация. Она называется шумеро-аккадской или Месопотамией (от греч. Междуречье).

Первые поселения Месопотамии возникли еще в середине 7-го тысячелетия до н. э. Культура, которая развивалась в ее северной части в безлесной степи, называется Ум Дабагия. О ней можно сказать лишь то немногое, о чем свидетельствуют факты, добытые археологами при раскопках: строились дома с несколькими окрашенными в черный, красный и желтый цвета комнатами, окнами, нишами в стенах, оштукатуренными подполами для хранения продуктов. Люди занимались охотой, земледелием, разводили домашних животных. На стенах в домах сохранились рисунки охоты на онагров, а среди вещей домашнего обихода - много раскрашенной яркой красной керамики. Около 6000 г. до н. э. культура Ум Дабагии закончила свое существование, но на ее месте появились три новые культуры - хассуна, саммара и халаф, которые просуществовали в течение целого тысячелетия. Вся северная Месопотамия была занята поселениями этих культур.

На юге население, вероятно, появилось только в V тыс. до н. э. и образовало Убейдскую цивилизацию, поселения которой расположились недалеко от древнего города Ура, немного южнее современного Багдада. Скорее всего на юг люди пришли с севера, и так же, как в

Северной Месопотамии, стали земледельцами и скотоводами, научились строить храмы, создали культ бога-быка, который расцвел потом в Шумере и Вавилоне.

Страна Шумер получила свое название от народа, поселившегося около 3000 г. до н. э. в низовьях реки Евфрат. Происхождение шумеров до сих пор является полной загадкой. В древних текстах говорится, что откуда-то с гор пришли шумеры, язык которых не похож ни на один из древних языков. Шумеры появились мирно и ассимилировались местными племенами, стали обрабатывать земли малярийных болот и обнаженных пустынь. Они владели высокой культурой земледелия и создали целую систему каналов для осушения болот и сохранения воды на период засухи. Шумеры принесли с собой письменность, именно им принадлежит самое древнее литературное произведение - эпос о Гильгамеше. Они были великими изобретателями: изобрели гончарный круг, плуг-сеялку, колесо, парусную лодку, литье из меди и бронзы, лунный календарь, который был ориентирован на фазы Луны, имел месяц, состоящий из 28 дней. Шумеры установили также продолжительность солнечного года, точно ориентировали свои постройки на четыре стороны света, были опытными математиками, астрономами, астрологами и землемерами, первыми в истории ввели в строительство такие элементы, как арка, купол, пилястры, фриз, мозаика, освоили резьбу по камню, гравировку и инкрустацию. Шумеры создали медицину, которая была в основном гомеопатической, учитывала влияние звезд на судьбы людей и их здоровье, о чем свидетельствуют найденные многочисленные глиняные таблички с рецептами и магическими формулами против демонов болезни. У шумеров была развита система воспитания и образования. Богатые шумеры посылали своих сыновей в школу, где те писали на табличках из мягкой глины, обучались чтению, письму и арифметике.

Шумер был страной городов-государств, крупнейшие из которых имели своего правителя, являвшегося одновременно и верховным жрецом. Значительным вкладом в развитие политико-правового устройства человеческого бытия было то, что они создали развитую законодательную систему.

Города застраивались без всякого плана и обносились наружной стеной, достигавшей значительной толщины. Жилые дома горожан были прямоугольными, двухэтажными с обязательным внутренним двориком, иногда с висячими садами, канализацией. Центр города составлял храмовый комплекс, который включал в себя храм главного бога - покровителя города, дворец царя и храмовое усадебное хозяйство. Храм мыслился аналогом горы, местом обитания бога и представлял собой трех- и семиступенчатую пирамиду с маленьким храмом наверху, возводился на платформе или на высоком месте, что предохраняло от наводнения или разлива рек. На ступенчатых террасах высаживались деревья и кустарники. Дворцы правителей Шумера соединяли в себе светское здание и крепость, поэтому обносились стеной.

Искусство Шумера нашло развитие в многочисленных барельефах, основной их темой является тема охоты и сражений. Лица на них изображались в фас, а глаза и ноги - в профиль, плечи в трехчетвертном развороте, при этом пропорции человеческих фигур не соблюдались, но обязательным было стремление передать движение.

Монументальной скульптуры в Шумере не было, но мастера изготавливали небольшие культовые статуэтки, в которых часто изображали людей в позе моления. У всех скульптур подчеркнуто большие глаза, так как они должны были напоминать всевидящее око. Большие уши подчеркивали и символизировали мудрость, не случайно «мудрость» и «ухо» в шумерском языке обозначаются одним словом.

Музыкальное искусство, безусловно, нашло свое развитие в Шумере. За три с лишним тысячелетия шумеры сложили свои песни-заклинания, легенды, плачи, свадебные песни и др. Они создали очень высокую инструментальную культуру, музыканты использовали арфы, двойные гобои, большие барабаны. «Страсти», посвященные Мардуку и юному богу весны Таммузу, включали бытовые сцены, лирические песни и плачи, где раскрывалась связь музыки с повседневной жизнью народа. Именно шумеры и аккадцы выработали теорию, отчасти родственную древнеегипетской, по которой в музыке господствуют числовые отношения, свойственные явлениям природы. Эта теория была связана с астрологическим миросозерцанием, согласно которому небесные тела управляют судьбой человека и определяют ход исторических событий.

В конце 3-го тысячелетия до н. э. народ Шумер соединился с аккадцами. Во 2-м тысячелетии на территории Месопотамии возникла вавилонская держава.

В шумеро-аккадской цивилизации представление о мироздании было выражено в мифологии. Согласно мифам над круглой землей возвышалось в форме купола небо, а вся Вселенная представлялась как небо-земля (ан-ки), под землей было место для умерших. До Вселенной существовал только бесконечный Океан - хаос, из которого вышли первые боги. Они отвоевали у дракона Тиамата, олицетворявшего безбрежный хаос, пространство, где установили порядок - закон. С тех пор мир управляется непреложными законами, которые стали обожествляться, а подчинение законам, имеющим происхождение от бога, свято. Следствием этого стало то, что шумеро-аккадская, а затем и вавилонская цивилизации являются родиной первых сборников законов, по которым люди стали жить, а царь ими управлять, вершить правосудие. В Месопотамии впервые историки обнаружили правовую систему и развитый институт права. В XIX в. до н. э. на базальтовом столбе были начертаны 282 статьи известного судебного сборника царя Вавилона - Хаммурапи. В истории Месопотамии это был третий сборник законов, в котором главным был принцип составления «равное за равное», т. е. тяжесть наказания должна быть равна тяжести преступления. В этом суть мирового равновесия, согласно которому то, что способствует хаосу, а не порядку, должно быть уравновешено наказанием. Кроме того, важно, что законы составлял не человек, не царь, а они даны были человеку самим богом. В Месопотамии появляется важная идея для понимания объективного значения законов, выраженная в том, что они имеют божественное происхождение, а правопорядок является основой общественной жизни. Кроме того, право начинает представлять определенную культурную ценность, обеспечивающую развитие общественной свободы и духовных ценностей.

Согласно шумеро-аккадским представлениям, отраженным в мифах, дух умершего тоже проходил через суд. Он спускался в темную область под землей - Кур, где его ожидало мрачное, унылое существование, которое могла скрасить только память о нем живых на Земле. Такое грустное представление шумеров и аккадцев о жизни и смерти вступало в противоречие с их светлой культурой и духовным обликом народа, но именно оно, как ни странно, давало им духовные силы и творческую устремленность в обыденной жизни. Убеждение, что нужно оставить о себе память на земле, побуждало их к творчеству и созданию памятников культуры.

Литературный эпос сохранил еще одну грустную идею этого народа. Человек не мог согласиться с тем, что у него есть только один путь после смерти - вниз, под землю. Его взор и мысль стремились к небу, туда, где живут боги, которые отличаются от людей тем, что они не только всесильны, но, главное, они бессмертны. Эпос говорит о том, что и боги готовы дать людям вещество бессмертия, но люди (такова их природа) не могут его взять по разным причинам. Здесь имеет место глубокая мысль о понимании человеком себя как существа конечного, но по природе бесконечного. Он стремится осуществить свою природу, но ограниченность конечного не дает ему ухватить бесконечное. В их единстве скрыта недостижимость и грусть тщетности человеческих усилий стать бессмертным. Эта мысль встречается и в известной поэме о Гильгамеше, царе города Урука. Философская проблема единства единичного и всеобщего, конечного и бесконечного, жизни и смерти была центральной темой размышления шумеро-аккадского эпоса. Шумер-аккадская культура оказала огромное влияние на все последующие культуры, став образцом для подражания на всей территории Месопотамии. Шумеро-аккадской клинописью пользовались многие народы, приспособив ее к своим языкам. Шумерские представления о богах, о строении мира, человеческой судьбе отразились во многих восточных религиях.

По мнению М. Олифанта, выраженному в книге «Древние цивилизации», космогонические мифы и географические карты, календари со знаками зодиака, сборники законов, словари, лечебники, справочные математические таблицы, литературные произведения, тексты для гадания - нельзя сказать, что шумерская цивилизация умерла, потому что достижения ее стали достоянием многих народов и она послужила основой многих современных наук. Многие шумеро-аккадские предания переняли древние евреи, позднее они были записаны в Библии.

При возвышении города Вавилона возник тезис о важности в верованиях Междуречья идеи установленности свыше порядка на земле: все божественно и целесообразно. Общая же структура небесной иерархии мыслилась древними вавилонянами следующим образом: во главе богов стоял Энлиль либо Мардук (иногда они сливались в образ владыки - Бела). Однако верховный бог был лишь избран царем богов советом из числа семи основных божеств. Миром управляла шумерская триада - Ану, Энлиль и Эйя. Именно их окружал совет богов, каждый из приближенных при этом сознавал значимость трех первых. Ану правил на небе, в Мировом океане - Эйя, а вот для людей самым значительным действительно был Энлиль, которому досталось во владение все меж и небом и омывающим землю океаном. Особенно в Вавилоне уважали покровителей небесных светил, которые персонифицировались в образы восходящих на небо Луны, Солнца, планет. Шамаш и Син, божества Солнца и Луны, почитались больше всего. Планету Венеру с ее загадочным поведением очень скоро стала олицетворять богиня Иштар.

В отношении культовой архитектуры кроме этажности храмовых башен мы можем говорить также о пышности и величественности построек. Сами сооружения не сохранились, однако все свидетельства современников подчеркивают громадные размеры храмов Междуречья, грандиозность ступенчатых башен-зиккуратов. Некоторое представление о состоянии архитектуры той эпохи может дать сохранившийся комплекс в Дур-Унташе в Эламе: стены обычно расчленялись выступами и белились, у входа в храм возводилось два зиккурата.

Скульптуры больших размеров отличались монументальностью и некоторой грузноватостью фигур- Напротив, «образки» для домашнего культа были довольно живыми и выразительными.

Географами Вавилонии была составлена карта мира, где земля изображалась плавающим в океане островом, размером намного превосходящим Междуречье. Однако реальные географические познания семитов были значительно шире. Купцы, несомненно, пользовались морским путем в Индию (позже дорога туда была забыта), они знали о существовании страны Куш (Эфиопии), слышали о Тартессе (Испании).

После смерти царство Хаммурапи начало медленно клониться к упадку, и в конце концов Вавилон отошел на второй план в связи с возвышением и ростом Ассирии. Ассирийская держава достигает своего могущества во время правления царя Саргона II (722-705 гг. до н. э.). Столицей государства был город Ниневия. Архитектура Ассирии испытала влияние шумеро-аккадской культуры. Основными сооружениями являлись храмы-зиккураты, которые были легче шумеро-аккадских и не доминировали над дворцами. Для ассирийского искусства характерно ремесленное, хотя и квалифицированное использование заранее разработанных трафаретов. Тематика ассирийского искусства ограничена военными, культовыми и охотничьими сценами, идейное содержание ее сводится к восхвалению могущества ассирийского царя и ассирийского войска а также к посрамлению врагов Ассирии. У ассирийских художников не было интереса к изображению конкретного образа человека и его окружения. В имеющихся же изображениях, дошедших до нас, сохраняется трафаретный тип лица, условный разворот тела и т. п. Канон в скульптуре Ассирии жестко закрепился в изображении правителей. Это идеальный образ могучего повелителя, физически совершенного, в подчеркнуто пышном убранстве. Отсюда монументальная статичность фигур и внимание к мелким деталям.

В религии ассирийцев большое значение отводилось ритуалам и обрядам магического характера. Как правило, боги представлялись сильными, завистливыми и грозными в своем гневе существами, в то время как роль человека по отношению к ним сводилась всего лишь к роли раба, который постоянно кормит их своими жертвами.

В целом о культуре Месопотамии можно сказать, что шумеры и аккадцы через своих преемников - вавилонян и ассирийцев - передали грекам, евреям и другим народам многие свои достижения: основы науки и техники, понятие о троичной схеме Вселенной, поэмы и притчи, художественные стили в архитектуре, живописи скульптуре, некоторые религиозные представления.

Министерство сельского хозяйства РФ

ФГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Факультет заочного обучения

Отделение государственного и муниципального управления

Кафедра истории и политологии

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Культурология» на тему:

«Культура Месопотамии »

Выполнила: Фазылова И.А.

1 курс, 3 группа

Шифр У-06074у

Проверила: Ляпина Е.И.

Новосибирск 2006 г.


Введение 3

1. Как возникла культура в Двуречье Тигра и Евфрата,

основные этапы ее развития. 4

2. Культура Шумера, его письменность, наука,

мифологические сказания, искусство. 6

3. Культура Вавилона: законы Хаммурапи, письменность,

литература, архитектура и искусство. 8

4. Культура Ассирии: военное устройство, письменность,

литература, архитектура, искусство. 12

5. Мифология Двуречья. 14

Заключение 20

Список использованной литературы 21


ВВЕДЕНИЕ

Изучение культуры древних народов является неотъемлемой частью культуры в наши времена. Очень большое значение имеет культурный опыт, накопленный тысячелетиями многими народами. Культура Месопотамии отличалась насыщенной культурной жизнью: письменность, научные изыскания, искусство, литература, архитектура – все это оставило нам множество памятников своей гениальности и отличительной неповторимости. Множество идей, открытий, записей, сделанных народами Месопотамии используются в наши дни и они без сомнения представляют большую важность для ученых многих областей. Также изучение культурологии имеет большое социальное значение, а именно, создание культурного человека, занимающегося своим культурным совершенствованием и совершенствованием культуры своего государства.

А так как занимаясь какой – либо областью культуры: искусством, литературой, архитектурой и т.д., следует знать историческое развитие данной области: «прецеденты развития» и интересные факты, то постоянный интерес к течению культурной жизни должен быть неотъемлемой частью жизни каждого интересующегося культурой человека.

В наше время, без сомнения, все понимают важность и ценность изучения исторического развития культурологии. Любой человек, считающий себя интеллигентным, культурным человеком должен разбираться в стремительном течении культурной жизни и по возможности участвовать в ее круговороте.

Множество литературы, описывающей бытность древних народов, представляет большой интерес, так как позволяет разобраться в особенностях жизнедеятельности разных народов, в особенностях принятия ими решений при жизни в различных климатических условиях и при различных условиях жизни (государственный строй).

1 КАК ВОЗНИКЛА КУЛЬТУРА В ДВУРЕЧЬЕ ТИГРА И ЕВФРАТА, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

В IV – III тыс. до н.э. на территории Двуречья – долине рек Тигр и Евфрат – возникла и утвердилась высокая культура. Это был один из древнейших очагов человеческой цивилизации. В Двуречье стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, перемешивались, торговали и воевали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города.

Основателями всей вавилонской культуры были шумеры. Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). 0ни авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога. Однако, пожалуй, самым весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является "Сказание о Гильгамеше" ("все видевшем") - древнейшая на земле эпическая поэма.

Записанная клинописью, которая была общей системой письменности для говоривших на разных языках народов Месопотамии, поэма о Гильгамеше является великим памятником и культуры Древнего Вавилона. Вавилонское (собственно, Древневавилонское) царство объединило север и юг - области Шумера и Аккада, став наследником культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи сделал его столицей своего царства. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов (откуда до нас дошли, например, выражение "око за око, зуб за зуб").

Культура Древнего Вавилона связана с земной сферой существования

человека, его мирскими заботами. Это легко объяснить бурным течением потока истории в междуречье Тигра и Евфрата.

Культура Ассирии отличается поразительной даже для того времени жестокостью, милитаризованным характером. Даже царь здесь - не столько сакральная фигура, сколько военачальник. Основная тема ассирийского искусства - охота, сражения, расправа над пленными. Вместе с тем это жестко натуралистическое искусство отличается поражающей воображение выразительностью. Говоря об ассирийской культуре, нельзя не упомянуть знаменитую библиотеку царя Ашшурбанипала (VII век до н.э.). В своем дворце в Ниневии, столице Ассирийского царства, Ашшурбанипал собрал грандиозную (особенно если учесть, что клинописные тексты писались на глиняных табличках) библиотеку.

Ассиро-вавилонская культура стала наследницей культуры Древней Вавилонии. Вавилон, входивший в состав могучей Ассирийской державы, был огромным (около 1 миллиона жителей) восточным городом, горделиво именовавшим себя "пупом земли".

Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему чисел, точную систему измерения времени. Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил. Все это - далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры в нашей повседневности.


2 КУЛЬТУРА ШУМЕРА, ЕГО ПИСЬМЕННОСТЬ, НАУКА, МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗАНИЯ, ИСКУССТВО.

Древнейшая культура Двуречья – шумеро-аккадская. По мнению большинства востоковедов, шумеры – родоначальники всей вавилонской культуры. Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первые в человеческой истории поэмы – о «Золотом веке»; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры – авторы первых и древнейших в мире медицинских книг – сборников рецептов. Они разработали и записали первый календарь для двух сезонов (зимы и лета), делившийся на 12 месяцев по 29 и 30 дней каждый. Каждый новый месяц начинался вечером при исчезновении лунного серпа. Составили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории людей рыбного заповедника впервые письменно зафиксировали тоже шумеры. Им принадлежит первая глиняная карта. Первые струнные музыкальные инструменты – лира и арфа – появились также у шумеров.

Древнейшая на Земле письменность принадлежит этому же народу – это шумерская клинопись. Она очень декоративна и, как полагают исследователи, берет начало от рисунков. Впрочем, старые предания говорят о том, что и до возникновения рисуночного письма здесь существовал еще белее древний способ фиксации мыслей – завязывание узелков на веревке. Со временем рисуночное письмо совершенствовалось и видоизменялось: от полного, достаточно подробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно переходят к его неполному или символическому изображению. Древнейшие в мире письменные памятники – шумерские клинописные таблички – относятся к середине IV тыс. до н.э. Клинопись – это письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек, они выдавливались на сырой глине. Клинопись возникла как идеографическо-ребусное письмо, впоследствии превратившееся в словесно-слоговое. Долгое время ученые считали, что язык шумеров не похож ни на один из известных человечеству живых или мертвых языков, и вопрос о происхождении этого народа оставался загадкой. Однако сейчас можно считать установленным, что язык шумеров так же, как язык древних египтян, относился к семито-хамитской языковой семье.

Сохранилось много памятников шумерской литературы – они записаны на глиняных табличках, и почти все их них удалось прочесть. В основном это гимны богам, религиозные мифы и легенды, в частности, о возникновении цивилизации и земледелия, заслуги чего приписываются богам.

На шумерских табличках, относящихся примерно к 2800г. До н.э., записаны произведения первой известной миру поэтессы – Энхедуанны, дочери аккадского царя Саргона. Возведенная в ранг верховной жрицы, она написала несколько гимнов в честь великих храмов и богов Земли.

Важнейший памятник шумерской литературы – цикл сказаний о Гильгамеше, царе города Урука, сыне смертного и богини Нинсун. Герой поэмы, получеловек-полубог, борясь с многочисленными опасностями и врагами, побеждая их, познает смысл жизни и радость бытия, узнает (впервые в мире!) горечь потери друга и бесповоротность смерти. Предания о Гильгамеше оказали очень сильное слияние на культуру соседних народов, которые приняли и адаптировали их к национальной жизни.

Исключительно сильное воздействие на всемирную литературу оказали легенды о всемирном потопе. В них рассказывается, что потоп был устроен богами, которые замыслили погубить все живое на Земле. Только один человек смог избежать гибели – благочестивый Зиусудра, который по совету богов построил заранее корабль.


3 КУЛЬТУРА ВАВИЛОНА: ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ, ПИСЬМЕННОСТЬ, ЛИТЕРАТУРА, АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО

Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тыс. до н.э. при царе Хаммурапи город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Мировоззрение их определялось необходимостью постоянной борьбы с окружающими племенами. Все основные интересы были сосредоточены на реальной действительности. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом религия, искусство и идеология Древнего Вавилона били реалистичными.

Министерство сельского хозяйства РФ

ФГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Факультет заочного обучения

Отделение государственного и муниципального управления

Кафедра истории и политологии

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Культурология» на тему:

«Культура Месопотамии »

Выполнила: Фазылова И.А.

1 курс, 3 группа

Шифр У-06074у

Проверила: Ляпина Е.И.

Новосибирск 2006 г.


Введение 3

1. Как возникла культура в Двуречье Тигра и Евфрата,

основные этапы ее развития. 4

2. Культура Шумера, его письменность, наука,

мифологические сказания, искусство. 6

3. Культура Вавилона: законы Хаммурапи, письменность,

литература, архитектура и искусство. 8

4. Культура Ассирии: военное устройство, письменность,

литература, архитектура, искусство. 12

5. Мифология Двуречья. 14

Заключение 20

Список использованной литературы 21


ВВЕДЕНИЕ

Изучение культуры древних народов является неотъемлемой частью культуры в наши времена. Очень большое значение имеет культурный опыт, накопленный тысячелетиями многими народами. Культура Месопотамии отличалась насыщенной культурной жизнью: письменность, научные изыскания, искусство, литература, архитектура – все это оставило нам множество памятников своей гениальности и отличительной неповторимости. Множество идей, открытий, записей, сделанных народами Месопотамии используются в наши дни и они без сомнения представляют большую важность для ученых многих областей. Также изучение культурологии имеет большое социальное значение, а именно, создание культурного человека, занимающегося своим культурным совершенствованием и совершенствованием культуры своего государства.

А так как занимаясь какой – либо областью культуры: искусством, литературой, архитектурой и т.д., следует знать историческое развитие данной области: «прецеденты развития» и интересные факты, то постоянный интерес к течению культурной жизни должен быть неотъемлемой частью жизни каждого интересующегося культурой человека.

В наше время, без сомнения, все понимают важность и ценность изучения исторического развития культурологии. Любой человек, считающий себя интеллигентным, культурным человеком должен разбираться в стремительном течении культурной жизни и по возможности участвовать в ее круговороте.

Множество литературы, описывающей бытность древних народов, представляет большой интерес, так как позволяет разобраться в особенностях жизнедеятельности разных народов, в особенностях принятия ими решений при жизни в различных климатических условиях и при различных условиях жизни (государственный строй).

1 КАК ВОЗНИКЛА КУЛЬТУРА В ДВУРЕЧЬЕ ТИГРА И ЕВФРАТА, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

В IV – III тыс. до н.э. на территории Двуречья – долине рек Тигр и Евфрат – возникла и утвердилась высокая культура. Это был один из древнейших очагов человеческой цивилизации. В Двуречье стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, перемешивались, торговали и воевали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города.

Основателями всей вавилонской культуры были шумеры. Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). 0ни авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога. Однако, пожалуй, самым весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является "Сказание о Гильгамеше" ("все видевшем") - древнейшая на земле эпическая поэма.

Записанная клинописью, которая была общей системой письменности для говоривших на разных языках народов Месопотамии, поэма о Гильгамеше является великим памятником и культуры Древнего Вавилона. Вавилонское (собственно, Древневавилонское) царство объединило север и юг - области Шумера и Аккада, став наследником культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи сделал его столицей своего царства. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов (откуда до нас дошли, например, выражение "око за око, зуб за зуб").

Культура Древнего Вавилона связана с земной сферой существования

человека, его мирскими заботами. Это легко объяснить бурным течением потока истории в междуречье Тигра и Евфрата.

Культура Ассирии отличается поразительной даже для того времени жестокостью, милитаризованным характером. Даже царь здесь - не столько сакральная фигура, сколько военачальник. Основная тема ассирийского искусства - охота, сражения, расправа над пленными. Вместе с тем это жестко натуралистическое искусство отличается поражающей воображение выразительностью. Говоря об ассирийской культуре, нельзя не упомянуть знаменитую библиотеку царя Ашшурбанипала (VII век до н.э.). В своем дворце в Ниневии, столице Ассирийского царства, Ашшурбанипал собрал грандиозную (особенно если учесть, что клинописные тексты писались на глиняных табличках) библиотеку.

Ассиро-вавилонская культура стала наследницей культуры Древней Вавилонии. Вавилон, входивший в состав могучей Ассирийской державы, был огромным (около 1 миллиона жителей) восточным городом, горделиво именовавшим себя "пупом земли".

Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему чисел, точную систему измерения времени. Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил. Все это - далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры в нашей повседневности.


2 КУЛЬТУРА ШУМЕРА, ЕГО ПИСЬМЕННОСТЬ, НАУКА, МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗАНИЯ, ИСКУССТВО.

Древнейшая культура Двуречья – шумеро-аккадская. По мнению большинства востоковедов, шумеры – родоначальники всей вавилонской культуры. Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первые в человеческой истории поэмы – о «Золотом веке»; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры – авторы первых и древнейших в мире медицинских книг – сборников рецептов. Они разработали и записали первый календарь для двух сезонов (зимы и лета), делившийся на 12 месяцев по 29 и 30 дней каждый. Каждый новый месяц начинался вечером при исчезновении лунного серпа. Составили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории людей рыбного заповедника впервые письменно зафиксировали тоже шумеры. Им принадлежит первая глиняная карта. Первые струнные музыкальные инструменты – лира и арфа – появились также у шумеров.

Древнейшая на Земле письменность принадлежит этому же народу – это шумерская клинопись. Она очень декоративна и, как полагают исследователи, берет начало от рисунков. Впрочем, старые предания говорят о том, что и до возникновения рисуночного письма здесь существовал еще белее древний способ фиксации мыслей – завязывание узелков на веревке. Со временем рисуночное письмо совершенствовалось и видоизменялось: от полного, достаточно подробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно переходят к его неполному или символическому изображению. Древнейшие в мире письменные памятники – шумерские клинописные таблички – относятся к середине IV тыс. до н.э. Клинопись – это письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек, они выдавливались на сырой глине. Клинопись возникла как идеографическо-ребусное письмо, впоследствии превратившееся в словесно-слоговое. Долгое время ученые считали, что язык шумеров не похож ни на один из известных человечеству живых или мертвых языков, и вопрос о происхождении этого народа оставался загадкой. Однако сейчас можно считать установленным, что язык шумеров так же, как язык древних египтян, относился к семито-хамитской языковой семье.

Сохранилось много памятников шумерской литературы – они записаны на глиняных табличках, и почти все их них удалось прочесть. В основном это гимны богам, религиозные мифы и легенды, в частности, о возникновении цивилизации и земледелия, заслуги чего приписываются богам.

На шумерских табличках, относящихся примерно к 2800г. До н.э., записаны произведения первой известной миру поэтессы – Энхедуанны, дочери аккадского царя Саргона. Возведенная в ранг верховной жрицы, она написала несколько гимнов в честь великих храмов и богов Земли.

Важнейший памятник шумерской литературы – цикл сказаний о Гильгамеше, царе города Урука, сыне смертного и богини Нинсун. Герой поэмы, получеловек-полубог, борясь с многочисленными опасностями и врагами, побеждая их, познает смысл жизни и радость бытия, узнает (впервые в мире!) горечь потери друга и бесповоротность смерти. Предания о Гильгамеше оказали очень сильное слияние на культуру соседних народов, которые приняли и адаптировали их к национальной жизни.

Исключительно сильное воздействие на всемирную литературу оказали легенды о всемирном потопе. В них рассказывается, что потоп был устроен богами, которые замыслили погубить все живое на Земле. Только один человек смог избежать гибели – благочестивый Зиусудра, который по совету богов построил заранее корабль.


3 КУЛЬТУРА ВАВИЛОНА: ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ, ПИСЬМЕННОСТЬ, ЛИТЕРАТУРА, АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО

Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тыс. до н.э. при царе Хаммурапи город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Мировоззрение их определялось необходимостью постоянной борьбы с окружающими племенами. Все основные интересы были сосредоточены на реальной действительности. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом религия, искусство и идеология Древнего Вавилона били реалистичными.

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ воды. Отношение к воде не было однозначным. Вода считалась источником доброй воли, приносящей урожай и жизнь, вода – это культ плодородия. Вода – это также мощная и недобрая стихия, причина разрушений и бед.

Другим очень важным культом был культ небесных светил. В их неизменности и чудесном движении по раз и навсегда заданном пути жители Вавилона видели проявление божественной воли. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Так была создана шестидесятеричная система, которая и по сей день существует в исчислении времени – минутах, секундах. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений. Однако все научные знания и исследования ученых Вавилонии были связаны с магией и гаданием; как научное знание, так и магические формулы и заклинания были привилегией мудрецов, звездочетов и жрецов.

Научные знания, например в области математики, часто опережали практические потребности, религиозные воззрения отвечали духовным запросам общества.

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самыми главными из них были: Шамаш – богиня Солнца, Син – бог Луны, Адад – бог непогоды, Иштар – богиня любви, Нергал – бог смерти, Ирра – бог войны, Вильги бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествления сильной царской власти. В то же время богов очеловечивали: как и люди, они стремились к успеху, желали выгоды, устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам. Они были неравнодушны к богатству, владели имуществом, могли обзаводиться семьями и потомством. Они должны были пить и есть, как и люди; им, как и людям, были свойственны различные слабости и недостатки: зависть, злость, непостоянство. Боги определяли судьбы людей. Волю богов могли знать только жрецы: они одни могли и умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению небесных светил.

Люди покорялись воле жрецов и царей, веря в предопределенность человеческой судьбы, в подвластность человека высшим силам, добрым и злым. Но покорность судьбе была далеко не абсолютной: она сочеталась с волей людей одержать победу в борьбе с враждебным окружением человека. Постоянное сознание опасности для человека в окружающем мире сочеталось с желанием полностью насладиться жизнью. Загадки и страхи, суеверие, мистика и колдовство сочетались с трезвой мыслью, точным расчетом и прагматизмом.

Религиозные верования древних обитателей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. В городах строили храмы, посвященные богам; возле храма главного местного божества обычно находился зиккурат – высокая башня из кирпича, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Заккураты были раскрашены, причем нижние уступы более темные чем верхние; террасы были, как правило озеленены. Верхняя башня заккурата нередко была увенчана золотым куполом. В ней находилось святилище бога, его «жилище», где бог гостил по ночам. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченного стола. Впрочем, эту башню использовали и для более конкретных и земных нужд: жрецы вели от туда астрономические наблюдения.

Архитектурных памятников дошло до нас гораздо меньше, чем, например египетского. Это вполне объяснимо: в отличие от Египта территория Двуречья была бедна камнем, и основным строительным материалом был кирпич. Т.к. кирпич – материал недолговечный, кирпичные постройки почти не сохранились. Тем не менее и сохранившиеся постройки позволили искусствоведам высказать точку зрения, что именно вавилонские зодчие явились создателями тех архитектурных форм, которые легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы. Многие ученые считают, что прообразы европейской архитектуры нашей эры следует искать в долине Тигра и Евфрата. Основными элементами этой архитектуры были купола, арки, сводчатые потолки, ритм горизонтальных и вертикальных сечений определял в Вавилонии архитектурную композицию храма.

Вавилон был огромным и шумным восточным городом. Его окружила мощная и толстая стена, на которой могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью был семиярусный зиккурат бога Этеменанки высотой 90 м. – Вавилонская башня – одно из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни, известные как висячие сады Семирамиды – ассирийской царицы, жившей в IX в. до н.э., - также одно из семи чудес света. О Вавилоне сложено много легенд. И ученым предстоит еще много сделать, чтобы отличить правду от вымысла.

Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей, - чаще всего льва или быка. Замечательны также мраморные статуэтки из Телль-Асмара, изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Характерными особенностями этих статуэток была тонкая проработка деталей, большая реалистичность и живость изображения.


4 КУЛЬТУРА АССИРИИ: ВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО, ПИСЬМЕННОСТЬ, ЛИТЕРАТУРА, АРХИТЕКТУРА, ИСКУССТВО.

Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы. В развалинах ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н.э.) в Ниневии ученые обнаружили громадную для того времени библиотеку, которая насчитывала десятки тысяч клинописных текстов. Предпологается, что эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской литературы. Царь Ашшурбанипал – образованный и начитанный человек – вошел в историю как собиратель древних письменных памятников: по его словам, записанным и оставленным для потомков, для него было большой радостью разбирать красивые и непонятные тексты, написанные на языке древних шумеров.

Более 2 тыс. лет отделяло царя Ашшурбанипала от древнейшей культуры Двуречья, но, понимая ценность старых глиняных табличек, он собирал их и сохранял. Образованность, однако, была присуща не всем правителям Ассирии. Более обычной и постоянной чертой ассирийских владык было стремление к могуществу, господству над соседними народами, желание утвердить и продемонстрировать свою власть.

Ассирийское искусство Iтыс. до н.э. исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победы завоевателей. Характерны изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков, с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Каждый бык имел пять копыт. Таковы, например, изображения из дворца Саргона II. Но и другие знаменитые рельефы их ассирийских дворцов – это всегда прославления царя – могущественного, грозного и беспощадного. Такими были ассирийские владыки в жизни. Такой была и ассирийская действительность. Не случайно поэтому особенность ассирийского искусства – беспримерные для мирового искусства изображения царской жестокости. Жестокость нравов ассирийского общества сочеталась, по-видимому, с его невысокой религиозностью.

В городах Ассирии преобладали не культовые сооружения, а дворцы и светские постройки, так же, как в рельефах и росписях ассирийских дворцов – не культовые, а светские сюжеты. Характерными были многочисленные и великолепные изображения животных, в основном льва, верблюда, коня.

Большое развитие в Ассирии получило инженерное искусство – был построен первый канал-водопровод и акведук длиной 3000 и шириной 15 ярдов.


5 МИФОЛОГИЯ ДВУРЕЧЬЯ

Мифология Двуречья дошла до нас в разных формах – шумерской, вавилонской и ассирийской. Хотя между вариантами любого конкретного мифа существует очень небольшая разница, тем не менее между шумерским и ассирийско-вавилонским вариантами мифа о творении разница очень существенна, более того, некоторые шумерские мифы не имеют семитских аналогов. Так как шумеры являются родоначальниками всей вавилонской культуры, следует начать рассказ о месопотамской мифологии именно с мифологии шумеров.

Шумерские мифы

Благодаря труду ученых-шумерологов, среди огромного материала, который имеется в нашем распоряжении, выделяются три мифа, которые нашли столь широкое распространение, что их можно считать базовыми мифами. Сейчас стало ясно, что, хотя эти базовые мифы занимают значительное место и в семитской мифологии, их горни кроются в культуре шумеров, поэтому рассмотрение шумерской мифологии следует начать с них.

Миф о Думузе и Инанне

Первый их этих мифов с давних пор известен как миф о том, как Иштар спустилась в подземное царство, и существовав в виде отдельных фрагментов; однако благодаря усилиям профессора Крамера этот миф теперь известен в своей полной форме как миф о Димузи и Инанне. Димузи – шумерский аналог героини Таммузи; а Инанна – шумерский аналог героини семитских мифов Иштар, богини небес. В варианте мифа, который стал основой культа Таммуза, центральным сюжетом является заточение бога в подземном царстве. Оно же является главной причиной для нисхождения Инанны в подземный мир. Однако в самом раннем варианте этого мифа причина путешествия богини в подземное царство так и остается невыясненной.

Объяснение изменениям, которые произошли в этом мифе, можно найти в том факте, что шумеры, придя в дельту, перешли от первобытной экономики к аграрной. В молитвах Таммуза и Иштар часто изображают как мужское и женское хвойное дерево. А хвойные деревья не растут в дельте Тигра и Евфрата. Они растут только в горах, от куда пришли шумеры. Более того, тот факт, что «зиккураты» были частью шумерской храмовой архитектуры, тоже указывает на это. Первоначальный вариант мифа, скорее всего, возник под влиянием условий жизни, которые чрезвычайно отличались от уклада, к которому шумеры должны были приспособиться, живя в дельте. Есть свидетельства того, что семиты и шумеры вместе жили в дельте задолго до нашествия амореев и последующего завоевания шумеров семитами. Известно, что семиты переняли у шумеров клинопись, а также значительную часть их религий и мифологии. Это можно принять в качестве объяснения изменений в мифе о Таммузе-Иштар, которые произошли в асссирийско-вавилонский период.

Миф о творении

Вторым основополагающим мифом, в шумерском варианте, является миф о творении. Следует отметить, что ни в одном из древних мифов о творении нет идеи о создании мира «из ничего». То есть во всех этих мифах сотворение мира – это наведение порядка в существующем хаосе.

Шумерские мифы о творении можно разделить на три подгруппы: происхождение вселенной; устройство вселенной; сотворение человека.

Происхождение вселенной

На табличке со списком шумерских богов богиня Намму описывается как «мать, давшая жизнь небу и земле». Из других мифов становится ясно, что небо и земля первоначально представляли собой гору, основанием которой была земля, а вершиной – небо. Небо олицетворял бог Ан, землю – богиня Ки. От их союза родился бог воздуха Энлиль, который отделил небо от земли и создал вселенную в виде неба и земли, разделенную воздухом. Шумерская мифология не дает никаких объяснений появлению древнего моря.

Устройство вселенной

Этот аспект творения мира затрагивается в целом ряде мифов, которые рассказывают, как возникли божественные создания и другие элементы шумерской цивилизации. Первый из этих мифов описывает рождение бога луны Нанны, или Сина.

Сушествуют мифы, в которых говорится о сотворении пищи и одежды. Также, помимо них, существуют самые разнообразные мифы о возникновении других элементов цивилизации и устройства вселенной. В длинной поэме, большая часть которой до сих пор не расшифрована, описывается создание Энлилем топора и то, как он подарил это ценное орудие людям, чтобы они смогли строить дома и города. В другом мифе описывается деятельность богов по обеспечению шумеров самыми необходимыми элементами цивилизации. Там говорится как Энке, побывав сначала у шумеров, проехал по всему свету, раздавая «таблицы судеб». Этим термином шумеры обозначали творческую деятельность богов по наведению порядка во вселенной.

Последний миф, касающийся устройства мироздания, связан с деятельностью богини Инанны (или Иштар). Уже упоминалось о таблицах судьбы, они играют очень важную роль в нескольких мифах. Обладание ими было одной из привилегий божества. Часто в мифах говорится, что эти таблицы были украдены или отняты у богов силой. Дело в том, что бог, обладающий «таблицами судьбы», получает власть над миропорядком. Так Инанна, желая распространить блага цивилизации на свой город Урук, отправляется в Эриду, где живет Энке, в руках которого находятся «ме» - шумерские слово, означающее ту же силу и власть, что и «таблицы судьбы». Энке гостеприимно принимает у себя свою дочь и устраивает в честь нее грандиозный пир. Став пьяным от вина, он обещает ей грандиозные подарки, в том числе и «ме». Вскоре, обнаружив пропажу, Энке посылает своего слугу Исимуда вернуть священные «таблицы судьбы». Он пытается сделать это семь раз, но каждый раз ему мешает Нинбуш, визирь Инанны. Таким образом, богиня приносит в Урук блага цивилизации. Следует отметить, что тема соперничества между шумерскими городами-государствами, так или иначе, просматривается во многих мифах.

Сотворение человека

Этот миф, текст которого разрознен и труден для общего понимания, описывает процесс сотворения человека. Хотя по содержанию шумерские мифы существенно отличаются от вавилонского «Эпоса о творении», их объединяет одинаковое понимание цели, ради которой был создан человек. Человек был сотворен, чтобы служить богам, обрабатывать землю и освободить богов от необходимости самим создавать все необходимое для жизни. По повелению богини Намму и Нинмах, богини рождения, при помощи других божеств, смешивают глину, взятую из источника сладкой воды, и создают человека.

Миф о потопе

Третьим основным мифом является миф о потопе. Миф об уничтожении человечества потопом в том или ином виде встречается во всех частях света. Основная идея мифа заключается в том, что боги решают уничтожить человечество. Издавна известно, что библейская история о потопе основана на вавилонском мифе. Однако до 1914 года, когда американец Арно Пебл опубликовал фрагмент текста одной из глиняных табличек, никто не предполагал, что вавилонский вариант мифа, в свою очередь, основывался на еще более раннем шумерском мифе. В шумерской версии содержалось гораздо больше подробностей о причине потопа и строительстве ковчега.

Помимо трех основных описанных мифов существует еще великое множество шумерских мифов. Среди них такие как: Миф об Энке и Нинхурсаг; миф о Думузи и Энкимду; Мифы о Гильгамеше.

Оставив шумерскую мифологию, переходим к аккадской, а именно к ассиро-вавилонкой, большая часть которой основана на шумерских мифах.

Семитские завоеватели переняли у шумеров клинопись и адаптировали ее к семитскому (аккадскому) языку, который абсолютно не похож на язык шумеров. Поэтому многие боги шумерского пантеона появляются в аккадской мифологии под семитскими именами. Тем не менее, многие обрядовые и храмовые термины сохраняют свою шумерскую форму. Многие из молитв и песнопений по-прежнему декламировались на шумерском языке, который остался языком религиозных обрядов и литургий даже после того, как он перестал существовать в своей разговорной форме. Таким образом, аккадские варианты шумерских мифов отражают как изменившуюся политическую ситуацию (завоевание шумеров семитами), так и совершенно иную ментальность семитов.

Вавилонские мифы

В вавилонском варианте мифа о сошествии Иштар в преисподнюю, она представляется более агрессивной и даже грозной, чем у шумеров.

Миф о творении в Вавилоне занял главенствующее положение в иерархии мифов благодаря тому, что он ассоциировался с главным праздником Вавилона – Новым годом (или Акиту). Этот миф нашел свое воплощение в литургической поэме, известной по ее начальным строкам как «Энума Элиш» («Когда вверху…»). Эта поэма стала обрядовым мифом, обладающим магической силой и играющим жизненно важную роль в вавилонском празднике Нового года, в связи с драматическим воплощением сюжета о смерти и воскрешении богов.

Третий из основополагающих мифов – это миф о потопе. В рассматриваемом случае несколько фрагментарный шумерский миф был значительно расширен, и вавилонский вариант мифа о потопе стал частью «Эпоса о Гильгамеше».

Проблема смерти, болезней и поисков бессмертия практически отсутствовала в шумерской мифологии, но она очень заметна в семитских мифах. В «Эпосе о Гильгамеше» она возникает перед Гильгамешем, когда умирает его друг Энкиду. Он отправляется на поиски своего предка, чтобы раскрыть секрет бессмертия.

Проблеме смерти и бессмертия посвящен и другой миф, который был популярен и за пределами Месопотамии, поскольку его фрагмент бал найден в архивах Амарны в Египте. Это миф об Адапе.

Вавилоняне верили, что различные болезни, которыми страдали жители, были вызваны нападением злых духов либо кознями волшебников или ведьм. Поэтому применение лекарств сопровождалось чтением заклинаний. В заключительных строках этого заклинания говорится, что его следует повторить три раза над больным после того, как ему дадут лекарство или совершат какие-то процедуры.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении, следует сказать, что культура Месопотамии, как видно из реферата - один из древнейших очагов человеческой цивилизации, который с полной уверенностью можно назвать высококультурной цивилизацией, достойной внимания современников.

Из жизни и деятельности народов Месопотамии можно сделать множество выводов и открытий, которые помогут в поиске своих идеалов и жизненных целей. Вклад, который они внесли в мировую культуру, никогда не будет забыт, и на протяжении долгих лет будет способствовать развитию культуры человечества.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Самуэль Хук. Мифология ближнего востока. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.

2. Культурология. Учебное пособие. – М.: Юнити, 2005.