«Кто верит в случай, тот не верит в Бога»,– считает Елена Цыплакова. Преодоление себя В московские театры ходите

Зоя Бардина

Несчастен тот верующий, который не может делиться Радостной Вестью с теми, кого Бог посылает ему, на том месте, куда Господь его поставил. Особенно, если этот человек еще и принадлежит к т.н. высшим кругам мира искусства, где слава человеческая просто как «Отче наш»… Слава Господу, что Его дети служат во многих местах. Они – Божьи миссионеры, несущие спасительный огонь веры другим своими талантами, всем тем, что даровал им Господь. Торжество веры в Иисуса Христа – кредо таких людей.

Елена Октябревна Цыплакова – режиссер, заслуженная артистка России, декан факультета «Кино и телевидения» Академии образования Натальи Нестеровой. Ее имя отмечено в энциклопедии «Люди нашего тысячелетия» как человека тысячелетия. Она награждена медалью «За веру и добро», а ее творческие награды можно перечислять бесконечно. В творческом мире о ней говорят, как о действительно верующем человеке. Своей веры она не скрывает.

– Мне хочется, – говорит она, – снимать такое кино, которое могли бы назвать действительно христианским. Сегодня пишется очень много сценариев, но все они на уровне душевного понимания людьми этого мира, но духовное понимание – выше. Если человек духовно не мыслит, он не целостен. Ее фильмы: «Камышовый рай», «На тебя уповаю», «Семейные тайны», затрагивая жизнь совершенно разных людей по социальному и культурному уровню, несут в себе целостное пробуждение человека. Елена делает это не только как режиссер на экране, но и как организатор, ведущий многих духовно-нравственных программ. Она была режиссером-консультантом телепрограммы «Надежда есть» христианского центра «Возрождение». Несколько лет подряд ее приглашают быть ведущей христианских фестивалей «Вифлеемская звезда» и Пасхальных концертов. Студенты творческой мастерской Елены Цыплаковой, переосмысливая свою жизнь, приходят к вере в Бога.

«Когда в 36 лет я по-настоящему поверила в Бога, – рассказывает она, – то пересмотрела всю свою жизнь, ибо считаю: живая вера – это не то, что человек говорит, а то, как он живет, его образ жизни. Я много читала, молилась и просила, чтобы Господь дал мне дар понимания, дар ведения. К примеру, просила о премудрости Божией всякий раз, когда шла сниматься в различных ток-шоу. Соглашалась участвовать, потому что убеждена: везде нужно говорить о Христе. Ведь Господь сказал: «Будете Мне свидетелями по всей земле». Я стараюсь выходить на такие передачи, где можно рассказать о Боге, потому что православные призваны к миссионерству. Иногда даже священника светские люди не так воспринимают, как известного артиста.

Знаю, что если бы не Господь, меня бы уже не было в живых. Я сильно болела… Но в моей жизни произошло чудо. По вере через покаяние я исцелилась от многих недугов. Я открыто об этом свидетельствую. В тот тяжелый период болезни, с огромной верой я взывала к Богу: «Господи, знаю, что Ты больных исцеляешь, мертвых воскрешаешь, а я – живая. Значит, можешь и меня исцелить!» И, слава Богу, Господь услышал мои молитвы. Я не отрицаю медицину, она, конечно, необходима.

С духовной точки зрения существуют разные уровни веры: есть люди верующие, но они не могут принять исцеление без лекарств, а бывает, что человек способен вместить чудо Божье и чудо происходит в его жизни.

Считаю, что вера настоящая, живая только та, которой ты живешь каждый день. Познав духовные законы бытия, ты должен применять их в собственной жизни».

С раннего детства Лена слышала о Боге. С четырех лет бабулечка Катя (так Лена ее называла) читала внучке Евангелие. Как-то раз, отдыхая у своего деда в деревне, четырехлетняя Лена попыталась пойти по воде… И ужасно расстроилась от того, что у нее ничего не получилось. Тогда она попробовала в другом месте – на даче под Питером. Мама за шкирку вытащила дочку из глубокой реки, где в прозрачной воде сидела Лена, наблюдая за подводным миром. Так и росла Лена, наблюдая за окружающим ее миром, а с 16 лет стала серьезно размышлять над смыслом жизни.

Отец Елены был художником без образования, потому что в 16 лет ушел на фронт, а в 20 вернулся с войны инвалидом. Но он стал лучшим из художников-графиков в Питере. Ее отец был и философом. Часто, сидя на кухне за чашкой чая, он рассуждал о том, что такое бытие, сознание, творчество, сама жизнь, а дочь сидела и слушала. Мысли отца оставались где-то глубоко в сознании дочери. И Свои знаки давал ей Господь.

С Божьей помощью менялось сознание Елены: «В своем первом внутреннем вопле я воскликнула: «Господи, как можно полюбить себя? Ведь Ты сказал, что «полюби ближнего как самого себя». А если я не люблю себя, и понимаю, что живу неправильно, делаю неправильно?» В молитве мне Бог ответил: «Раздели все, что в тебе есть. Хорошее – взращивай, а от плохого, по возможности, освобождайся». Почему Господь говорит о том, что оставь заботы завтрашнего дня завтрашнему дню? Потому что каждый день Он дает с чем-то разобраться внутри себя, развивать свой мир дальше. Любая ситуация – это испытание перед Богом, главное – какой в результате ты принесешь плод. Мы можем мечтать о будущем, вспоминать прошлое, но вечность творится сегодня, мы сегодня приносим плод своей души перед Богом. Это остается в вечности за нами. Если ты сегодня не любишь ближних, ты не можешь кого-то простить – это твой сегодняшний плод. Когда люди не ценят тот день, который проживают, они очень многие вещи просто неосознанно пропускают, не понимают, что они сделали.

Я своим телом свидетельствую о Боге. У меня было множество заболеваний, включая и смертельно опасную малярию. Меня собирались сажать на гормоны, я весила 116 килограмм, но ничего с этим не могла поделать, какие только диеты не перепробовала. Проблемы ушли, когда я твердо и с верой провозгласила: «Не буду пить гормоны. Я хочу исцелиться по вере! Господи, я прошу, чтобы Ты исцелил меня». Было серьезнейшее покаяние. У меня ушли заболевания и жизнь изменилась».

Мама Елены, Зоя Васильевна, по словам дочери – искренне верующая христианка. – У нее абсолютно детская и светлая вера, – рассказывает Елена.

– Она так искренно обращается к Господу: «Иисусечка, Ты мне помоги…» Она говорит, что ей надо ещё пожить и много чего сделать. Она делает все с молитвой. Искренне доверяя Богу, мама была исцелена от страшной болезни. Мы с мужем Павлом, другом Виталием Воскобойниковым и другими друзьями молились за маму. Когда я узнала, что у нее рак, не стала скрывать от нее диагноза, не хотела обманывать. Не стали делать никакой химии. А у мамы была такая сильная вера! У нее ушли метастазы, оставленные после операции раковые ткани, потому что она не выдержала бы радикальную операцию. Наш замечательный хирург Дмитрий Владимирович Дворянкин, когда посмотрел результаты томографии, удивился: «Действительно ничего нет!» Ему, конечно, было сложнее всех поверить в чудо. Слава Богу! Сейчас мама на лето поехала в деревню.

После того, как Елена пришла к Богу, свою работу она стала воспринимать как служение, по принципу, написанному в Евангелии: «Думаешь ли, говоришь ли, все делай, как перед

Господом». Когда ты делаешь что-то перед людьми, можно по разному ценить их мнение о себе. Но когда ты делаешь свою работу перед Господом, ты понимаешь, что всякое дело,

которое тебе доверено Творцом, посвящаешь Ему и обращаешь в служение, насколько это

возможно.

– Первое, что я сделала после серьезного покаяния и переосмысления своей жизни, – продолжает свой рассказ Елена Цыплакова, – был мой телесериал: «Семейные тайны». Я работала совершенно по-новому с актерами. Мы разбирали все ситуации, которые актерам приходилось играть, с позиции Библейских заповедей. Была замечательная реакция на картину. Мне одна женщина, адвокат, сказала, что в течение двух дней к ней пришли 10 человек, чтобы забрать иски о разделе имущества, причем, никто не требовал от нее вернуть неотработанные деньги. Она перепугалась, подумав, что ее как-то оклеветали, решили с ней не иметь дела… Наконец, не выдержала и десятого клиента спросила: «Что случилось?» Он сказал: «Вы знаете, мы посмотрели сериал «Семейные тайны» и подумали, зачем мы делимся?» Она удивилась: « Но вам же деньги никто не вернет!» Он ответил ей: «Что такое деньги? Мы к Богу идем!» Это, наверное, единственное, о чем я молилась! Каждый день на съемочной площадке начинался с молитвы. Все смотрели на меня большими глазами, потом привыкли, и уже никто не ругался матом, никто не курил на площадке, не было пьянок, во время съемок Бог совершил массу чудес. Так, Егор Бероев, молодой актер крестился во время картины, я стала его крестной мамой. Несколько человек бросили курить… Так что плод есть!

Мне очень хотелось, чтобы люди, глядя на то, что происходит на экране, сказали себе: «Господи, прости меня, и я такое же делал». Это самое главное, о чем я мечтаю как режиссер, чтобы люди с Божьей помощью вернулись из ада, в который сами себя загоняют, когда перестают любить друг друга и начинают ненавидеть.

Мне всегда казалось странным слышать от людей, что «мои религиозные взгляды – мое личное дело». Это иллюзия. Потому что человека видно по его поступкам; по тому, каков он в быту. Когда я стала верующей, то хотела все и сразу изменить: «С сегодняшнего дня я начинаю новую жизнь. Буду жить так, как открывает мне Господь, как Он учит через Свое Слово. И неважно, уволят меня за это с работы или нет – Господь защитит, управит». Все мои страхи, что потеряю работу из-за того, что стала искренней христианкой, были ложными.

В творческой жизни Елены Цыплаковой было такое, когда ее ожидания не исполнились. Она спокойно воспринимает такие моменты: «Ничего случайного в этом мире не бывает. Как еще старцы говорили: «Кто верит в случай, тот не верит в Бога». По определенным причинам, я не смогла снять фильм «Обрек». «Обрек» – это история о неформальных скалолазах (любителях), которые живут под Красноярском в удивительном заповеднике в скальных выходах. Сценарий, написанный Юрием Коротковым, был очень интересным, но финал истории – трагичным. Проект остановился перед началом съемок. Я тогда очень переживала. А сейчас прекрасно понимаю, что Господь не допустил этого фильма, чтобы это не было во времени моим плодом. Потому что я бы сделала картину, которая романтизировала самоубийство – один из страшных грехов. Я благодарю Бога, что этого не случилось».

Когда Елена общается с людьми, то ей недостаточно просто душевного понимания. Для нее огромный интерес вызывает любое проявление Бога в человеке. Она хочет видеть глубже. По ее словам «удивительно, интересно разговаривать с людьми именно о том, как они начинают чувствовать Бога, как Он проявляется в их жизни». Идет встреча с Богом через другого человека. И через такое общение Елена внутренне обогащается.

Елена Цыплакова – творческий человек. Постоянно что-то снимает, работает над чем-то новым. В планах Елены снять картину, которая называется «ПИР» по одноименному рассказу Максима Яковлева – православного журналиста, который стал писателем. Сейчас Елена закончила сценарий, ищет деньги. История может коснуться любого потому что дает пищу для души и ума. Картина не экшен, не коммерческая. Но здесь как раз история про то, как может сегодня произойти Евангельская жизнь в судьбе человека. Еще Елена работает над сценарием «Слово о Борисе и Глебе». Совместно с обществом «Дружба России и Сербии» планируются очень интересные проекты. Кроме того, она вместе с мужем Павлом создали Культурно-просветительский центр «Преображение».

– У человека есть тело, душа и дух, – говорит она о целях центра. – Все должно развиваться в гармонии. Наш центр направлен на различные программы: здоровый образ жизни, искусство, обязательно духовно-просветительские. Я считаю, что самые главные проблемы связаны с духовным невежеством людей. Есть слова в Евангелии: «Разумного человека уподоблю строящего свой дом на камне, а не разумного – на песке». У людей есть набор рассыпанных знаний истины, не соединенных в единое верой, поэтому все это – только песок. Хотелось бы, чтобы мы по словам апостола Петра как «живые камни устрояли из себя дом духовный…» (1 Петра 2: 5) Мы назвали свой центр «Преображение», потому что самое главное изменение в человеке – это преображение через Господа его чувств, сознания, дел, всей жизни. Есть люди, которые уже могут прийти работать в центр, например, мультипликатор Катя Глущенко, которая занимается с детьми, начиная с 4, 5 лет. Они, еще плохо разговаривая, сами придумывают сценарии, рисуют, снимают, озвучивают. У Кати есть фильмы, сделанные детьми: «Ной», «Бог создал мир». Хочу, чтобы в «Преображении» был и студенческий центр. Но это система вкладывания. Финансов нет. Центр второй год существует, пока выполняем только отдельные программы. Всему свое время. Самое главное – я не унываю!

Слушая Елену Цыплакову, наблюдая за ее жизнью, с уверенностью можно сказать, что она и близкие ей люди живут по вере, через торжество и радость веры.

В моей жизни было очень много чудес, – говорит она. – Господь же сказал, что «уверовавших в Меня будут сопровождать сии знамения», что «верующий в Меня больше совершит, ибо Я иду к Отцу Небесному». Я могу сказать одно – я верующий человек! Господь дал мне веру, и очень многие вещи в моей жизни, как горы, просто передвинулись!

Нечаянная встреча с известной актрисой и режиссером Еленой Цыплаковой на Всероссийской Православной конференции «Христианство-2000», что проводилась в Самаре в середине мая, обрадовала и удивила: в списке участников этого богословского форума ее имя не значилось. И первый вопрос, который был задан Елене, выразил это недоумение:
- Какими судьбами вы - к нам? На конференции вы держались рядом с матушкой Иоанной, игуменьей самарского Иверского монастыря...
- Она меня и пригласила на конференцию. В прошлый приезд в Самару я познакомилась с матушкой игуменьей и с Архиепископом Самарским и Сызранским Сергием. В вашем городе у меня есть хорошие друзья: Юрий Харитонов и Вячеслав Сонин - главный архитектор и главный попечитель строительства Храма-памятника во имя великомученика Георгия Победоносца. В Самару я приехала по их приглашению, а когда узнала о богословской конференции, захотелось пойти.

Это профессиональный или житейский интерес?
- Можно сказать, профессиональный. В последние годы я занимаюсь режиссурой, а в этой работе много общего с трудом педагога. Какое-то время сама я преподавала. Сейчас как член экспертной комиссии Госкино России я читаю сценарии и, конечно, должна быть во всеоружии, чтобы не пропустить на экран фильмы, растлевающие зрителей, дающие искаженные понятия о Православии.
- Легко молвить... Но возможно ли вообще сочетание столь разнородных понятий: Православие - и кино, иллюзорный мир кипящих страстей, лицедейства, притворства?..
- Когда я пришла к вере, в первое время у меня было единственное желание - уйти из своей профессии, потому что сегодня существовать в кинематографе, пытаясь одновременно соблюдать Божии заповеди, идти к покаянию, - действительно очень сложно. Но потом пришло понимание главного, что Господь дал заповеди всем людям и каждый на своем месте должен их исполнять. «На всяком месте владычества Его, благослови, душе моя, Господа...»
Огромная сила заключена в кино, страшная сила. И любой фильм - тоже своего рода проповедь. Другое дело, что и как в ней сказано. Бросают камень, а что произойдет в результате, - обвал случится или расцветет из брошенного вместе с камнем семени какой-то замечательный цветок, - вот что очень важно. В Евангелии сказано: по плодам узнаете их. Плоды - это и есть то, что люди искусства говорят, что делают, что выносят на экран. Для меня даром Свыше стала режиссерская работа над фильмом «На Тебя уповаю», когда я смогла выразить свои православные идеалы и одновременно показать без прикрас, что происходит с детьми, которых предали их родители.
- Это тот самый фильм о молодой женщине, отказавшейся от своего ребенка, а потом через Церковь, через покаяние пришедшей в детдом и... оказавшейся в настоящем аду?.. Меня этот фильм потряс своей целомудренной откровенностью. Очень верно, по-моему, найдена та неуловимая грань, что отделяет жалость к обездоленным детям от слащавости, нет столь привычного по множеству кинолент наших дней смакования жестокости, пошлости, торжествующего зла. Так это - ваша постановка?..

Фильм этот и на мою жизнь повлиял. Нельзя прикоснуться к огню и не обжечься. Я поняла, что мало - показать во всей неприглядности жизнь брошенных детей; если можешь хоть что-то сделать для них - делай. Так я стала участницей Международного благотворительного общества, членом попечительского совета детского приюта в Строгино. Уже более трех лет я живу их проблемами, стараюсь как-то помочь. Этим ребятам все-таки посчастливилось встретить добрую и заботливую маму: директор приюта Тамара Филипповна Буянова сама выросла в детдоме и знает, как нужно каждому из этих тридцати пяти мальчишек и девчонок чувство защищенности, семейного тепла, любви и доброты. Впрочем, не впадают здесь в другую крайность. Жалость должна быть разумной, сентиментальность только во вред. В настоящей семье детей сызмала готовят к повседневным трудностям жизни. Вот и в Строгино ребят учат быть домовитыми хозяевами и хозяйками. Девочки шьют и вышивают, вяжут и готовят, наводят порядок. Мальчики осваивают мужские ремесла - учатся строгать и пилить, заколачивать гвозди. В доме много красивых детских рисунков, интересных поделок.
- Значит, выйдут в мир не безрукими... Но это все больше делается для тела, а для души?
- Все ребята крещеные. В комнатах у них иконочки, православные книги. Приют духовно окормляет отец Стефан из Борисо-Глебской церкви Москвы. Как ни трудно с деньгами, а Тамара Филипповна использует любую возможность, чтобы вывезти детей в святые места, в паломнические поездки по монастырям.
Вообще приюты, детские дома должны быть обязательно под покровом Церкви. На все, конечно, воля Божия, но и с нас строго спросится, - все ли мы сделали, чтобы помочь обрести мир в душе этим детям, перенесшим столько горя.
- Вы не сразу пришли к вере. Но почему-то, видя вас во многих фильмах, я всегда была уверена: вы - православная. Какой-то глубинный свет в глазах - ведь если он есть, его не спрячешь, а если нет - никакими актерскими ухищрениями не изобразить.
- Знаете, я ведь с детства крещеная, любила ходить с бабушкой в церковь. Но в восемнадцать лет я четко услышала пришедшую откуда-то Свыше мысль о том, что самое главное для меня начнется после 36 лет, что все это - суета, а настоящая, полноценная жизнь впереди. Но к тому времени, когда я достигла этого порога, в душе, несмотря на внешне полное благополучие, было гибельное опустошение, кто-то как будто подталкивал меня к пропасти. И вдруг я почувствовала: да ведь этого хочу не я, это бес настойчиво увлекает в бездну. Вот когда я поняла, какая же я в сущности слабая, нет у меня своих сил противостоять врагу - и взмолилась к Господу: «Спаси меня, Боже, не дай погибнуть!..» Так через боль, через отчаяние я с Божией помощью прибилась к спасительному берегу, к Церкви. И я в самом деле теперь не просто существую - живу! Я много езжу по стране, но стараюсь как можно чаще, хотя бы раз в неделю, ходить в церковь. Очень мне нравится храм во имя иконы «Живоносный Источник» в Царицыно. Люблю старинные, намоленные обители. В одной из поездок, оказавшись в городе Ревда Екатеринбургской области, - это недалеко от места убиения Царственных Мучеников, - я узнала, что в местном храме кровоточит Распятие. Сподобил Господь - приложилась к этому Кресту... На многие свои вопросы я нахожу ответ у отца Геннадия Зверева, священника Софийского собора в Царском Селе.
Страстную неделю я прожила при храме. Несла послушание на подсвечниках и в ризничной, то было несказанное состояние умиротворения, душевной гармонии, отрады. Только в церковной ограде, во всей полноте церковной жизни познается, что же такое - истинное счастье. Для меня оно в том и состоит, чтобы служить Богу на том месте, где Он поставил.
- Вы строго относитесь к сценариям фильмов, которые вам предлагают к работе?
- Да. Но если раньше просто отказывалась работать с какими-то сценариями, то теперь уже объясняю - почему. Даю людям возможность понять, почему предложенный вариант не устраивает меня как человека православного.

Так что же: можем мы надеяться, что еще увидим хороший отечественный фильм в постановке режиссера Елены Цыплаковой?
- Сейчас я работаю над очень заинтересовавшим меня литературным материалом высокой духовности. Очень хочется донести его до наших российских зрителей...

23 июня сего года "Русская линия" опубликовала . Статья называлась "Артистка Елена Цыплакова продюсер секты "София" из Днепропетровска". Мы не первый раз публикуем материалы центра "Диалог", никаких подозрений они у нас никогда не вызывали. Чувствовалось, что пишут их люди православные. Не вызвал беспокойства и этот текст. Те факты, которые приводились его авторами, не оставляли никаких сомнений, что в случае днепропетровского духовного центра "София" речь идет именно о секте.

Однако спустя примерно полтора месяца после публикации нам позвонила сподвижница Елены Цыплаковой по центру "София" Гелена Мельникова, которая с жаром начала обличать РЛ за то, что мы "оклеветали честное имя знаменитой артистки и режиссера", "настоящей подвижницы на ниве православного просвещения народа". Честно сказать, по прошествии полутора месяцев мы не сразу вспомнили о публикации про Цыплакову. Когда же, наконец, разобрались о какой публикации идёт речь, то первым делом порекомендовали г-же Мельниковой обратиться в центр "Диалог", со ссылкой на который мы и опубликовали материал. Однако она заявила, что в местной газете заметка опубликована как материал петербургского агентства "Русская линия", а о центре "Диалог" ничего не говорится, и решительно потребовала от нас опровергнуть "злобную клевету".

На следующий день позвонила сама Елена Октябревна Цыплакова. Она, напротив, не обличала, она жаловалась на неправду, на клевету, искала сочувствия. Она подчеркнула, что тратит свои личные сбережения на нужды центра "София", а в статье "Диалога" её, мол, обвиняют в корысти. Желая поразить нас авторитетами, Е.Цыплакова рассказывала о том, какие теплые отношения у нее сложились с Самарским архиепископом Сергием (Полеткиным), с Петербургским митрополитом Владимиром (Котляровым), который при их личной встрече удивлялся ее глубоким познаниям в Священном Писании и даже, якобы, благословил ее на проповедническую деятельность. А с известным протоиереем из Царского Села Геннадием Зверевым у неё, по словам знаменитой актрисы и режиссёра, и вовсе дружеские отношения. Однако, уловив, что ссылка на знакомство с этими авторитетными людьми не произвела на нас должного впечатления, Елена Октябревна вновь вернулась к теме клеветы и несправедливости в свой адрес. Умело используя профессиональные навыки, к концу телефонной беседы она так расположила к себе главного редактора РЛ (человека, имеющего, в общем, немалый жизненный опыт), что он почти был готов смотреть на происходящее её глазами.

Однако мы договорились, что Цыплакова и ее соратники подготовят и пришлют материал, опровергающий "клевету в адрес духовного центра "София" из Днепропетровска".

О ВОЛКАХ И ОВЦАХ...

10 сентября нами, наконец, был получен текст статьи некоей Ольги Дмитриевой. Нас насторожило, что в пространном тексте не было дано ответа ни на один пункт обвинения в сектантстве: ни про "измерения ауры", ни про "предсказание судьбы и снятие порчи", ни про проповедническую практику руководителя центра "тети Софии". А что самое главное некоторые пассажи статьи не оставляли сомнений, что автор этого текста - настоящая сектантка. Впрочем, боголюбивый читатель может сам убедиться в этом. Ниже мы публикуем текст статьи в том виде, в каком он был нам прислан (все выделения в тексте авторские).

Волки в овечьей шкуре?
Псевдоправославные СМИ навешивают ярлыки....
Мнение по поводу материала "Артистка Елена Цыплакова - продюсер секты София"

"И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их: ибо, если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь , чтобы вам не оказаться и богопротивниками". (Деян. 5, 38-39).

Бывает тяжело разобраться, где истина, а где ложь. Евангелие дает нам подсказку: "По плодам их узнаете их" (Мф 7:16).

В Днепропетровске уже 13 лет существует Духовный центр православной веры, домашняя церковь, которая проводит большую просветительскую работу среди людей, жаждущих познать истину. Здесь изучают Слово Божье, читают Евангелие и псалмы, обращаются к Творцу с молитвами о помощи. Руководитель центра - София. Многие посещают этот центр не один год. На большие праздники - Рождество, Троицу, Пасху, Покров - сюда приезжают люди из дальнего и ближнего зарубежья. Плоды деятельности Софии - это тысячи людей, которые в корне изменили свою жизнь через покаяние и обращение к Богу. Многие излечились и стали на путь истины, веры, у многих открылись дары творчества. В Евангелии от Иоанна сказано: "не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба" (Ин 3:27).

Сегодня особенно остро ощущается необходимость православного просвещения наших сограждан. Многие, чувствуя недостаток этих знаний, потянулись к христианской литературе, стали прислушиваться к проповедям с экранов ТВ, посещать храмы. Конечно, неподготовленной душе сложно разобраться во всем многообразии течений и направлений христианской литературы. Все говорят о Боге. И каждый - по-своему.

Если вдуматься, и само святое Евангелие составлено подобным образом: от Матфея, от Луки, от Иоанна и т.д. Дух Святой наполнял каждого из них, однако апостолы по-разному освещали одни и те же события (на это влияла индивидуальность каждого из них). Православие же, вероятно, потому и доминирует над всеми другими направлениями в христианстве, поскольку уже самим названием дает каждому право славить Всевышнего.

К сожалению, все мы обитаем в суете земной и сколько у нас людей - столько и мнений. В этой ситуации, пожалуй, основным правилом для каждого православного христианина должно быть библейское правило "не навреди". Всякий, служащий Господу нашему Иисусу Христу прежде всего должен радеть о просвещении заблудших, о пробуждении и покаянии душ.

Какими путями и через кого это свершается - одному Господу известно. Не даром же сказано: "Не судите и не судимы будете". Пути Господни неисповедимы, и Дух Святой пребывает во многих детях Божьих. Правда, в той мере, в какой они этого достойны (скажем, насколько они покаялись и очистились).

В Днепропетровском Духовном центре существует также ансамбль духовного песнопения "София". Уже несколько лет он выступает с благотворительными концертами на Украине и в России вместе с Еленой Цыплаковой, заслуженной артисткой России, кинорежиссером, деканом Режиссерского Факультета Гуманитарного Университета Н.Нестеровой. Ансамбль проводит лекции-концерты в различных местах и для разной публики. Эти выступления везде оказывают одинаковое воздействие: люди начинают видеть свои жизненные проблемы по-новому, с точки зрения православной христианской веры. Этот взгляд на жизнь открывается им в доступной форме современного песнопения и проповеди. "Народная проповедь" - так назвал работу группы один православный священник. Как сказал другой служитель церкви, ансамблю с их проповедью открыты пути туда, куда служителей веры не приглашают. А вот еще один отзыв "...Традиционный концерт надолго останется в памяти тех, кому посчастливилось на нем присутствовать. Ибо всего за два часа люди получили необходимую информацию о духовной жизни, наполнили свои души мелодиями, которые лились со сцены как чистая родниковая вода" (газета "Днепропетровская правда" N3 23.01.04 ст. Рождественские встречи Елены Цыплаковой - глоток родниковой воды для пробуждения общества")

"...Праздничный концерт, состоявшийся в музыкально-драматическом театре им. Шевченко, завершил встречу Е.Цыплаковой. Воистину божественные песнопения участниц ансамбля "София" покорили зал. Хотелось бы добавить, что "Рождественские встречи" - проект не коммерческий, и адресован в первую очередь детям, оставшимся без родительской опеки. Все средства, вырученные за проект, пойдут на приобретение подарков и оказание помощи ребятам из школы-интерната N 7 и приюта "Барвинок" (газета Bicтi Приднiпров"я 15.01.04 ст. "Свет в душе и Бог в сердце").

Статья в газете "Заря" за 17.01.04 "Як зробити серця живими", статья "Всевышнего славя" в газете "Союз кинематографистов РФ СК "Новости" - 26.11.03, статья "Целители в сериалах" в газете "Антенна телесеть" - 10.08.03 и много других выступлений на радио, в журналах и ТВ свидетельствуют о большом интересе к личности Е.Цыплаковой, к песням ансамбля "София" и к деятельности их руководителя Софии.

Работа духовного центра и ансамбля убеждает нас в истинности пророческих предсказаний патриарха Сергия: "Подобно тому, как древнему Израилю посылает Он (Господь) Судей и Пророков, так и в церкви своей в моменты чрезвычайные Он посылает людей исключительной благодатной одаренности , как бы Пророков, сильных духом и верою. Не имея официального(!) назначения (как и сам Господь и Апостолы), эти люди самим делом выдвигаются из общей массы (из народа) и становятся предводителями других. Но это предводительство не имеет официального характера , не является установленной в церкви должностью и не всегда держится служебных рамок. Как и всякое пророчество, оно есть личный (!) подвиг таких людей , дело их личной внутренней духовной предприимчивости и ревности о Боге и Церкви Божией. ("Последние судьбы России и мира". Патриарх Сергий и его духовное наследие. Москва, Патриархия, 1947, стр. 68-69)

Стремление всех праведных людей к справедливости, к уважению прав и свобод каждого человека естественно. И воплощается оно, как правило, в действиях совершенно конкретных, которые дают и добрые плоды.

"...Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии." Это право включает в себя свободу иметь или принимать религию или убеждения по собственному усмотрению и свободно исповедовать свою религию и убеждения, как один-на-один, так и вместе с другими, открыто или частным образом, в исполнении религиозных и ритуальных культов, обрядов и учений. Никто не должен ощущать давление, которое уменьшало бы его свободу иметь или воспринимать религию или убеждения по своему выбору (Ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах). Аналогичное содержание имеет и ст. 9 Европейской конвенции по правам человека и основных свобод. Свобода мысли, совести и религии не случайно отнесена к природным и неотъемлемым правам человека. Это означает, что человек получает эти духовные ценности с момента своего рождения, и никто уже не имеет права запретить ему пользоваться этими свободами.

Тоталитарные структуры, в первую очередь, пытаются установить контроль за тем, о чем думают граждане и во что они верят. Это является покушением на свободу граждан.

Следует отметить, что при исповедании религиозных убеждений могут возникать вопросы, связанные со свободой слова. А уж после многолетнего отсутствия этой свободы нам всем, ой, как необходимо учиться пользоваться этой свободой, не ущемляя ничьих прав. Ведь по логике вещей, свобода слова подразумевает и несение ответственности за сказанное.

Вернемся, однако, к теме нашей статьи.

Итак, в Днепропетровской газете "Мир" вышла небольшая заметка с подписью "Русская линия", где в уничижительной и оскорбительной форме приводились лжефакты о деятельности центра "София". Статья также содержала обращения и советы руководителям Патриархии и православной иерархии.

Пытаясь определить авторов этого порочащего не одно доброе имя материала, удалось узнать, что сама "Русская линия" не имеет к авторству никакого отношения. Она является организатором сбора и распространения материалов, которые поступают на сайт. Автором же материала, порочащего честь и достоинство засл. артистки России Е. Цыплаковой, руководителя духовного центра "София", а также членов ансамбля, оказалась некая то ли общественная организация, то ли какой-то центр под названием "Диалог", который якобы в 2004 году только организовался, и то ли уже зарегистрирован, то ли еще находится в процессе официальной регистрации. Они отказались с нами разговаривать, когда мы пришли к ним по поводу статьи. На данный момент структура имеет И.О. руководителя, который, видимо, как-то знаком с технологиями позиционирования себя в определенной среде. Например, прием N 1 - самый элементарный: необходимо найти "Слона" поименитей, да повесомей и начать.... сами знаете что!

По разумению этой организации, к примеру, нательный крестик участники центра "София" должны носить лишь с позволения (вот только кого?), и тексты песен в обязательном порядке согласовывать (опять же, с кем?), и участвовать в благотворительных турах, только с их, по видимому "Диалога" благословения, и только после проведенного "собеседования", то бишь "диалога" с оной организацией. (Московская и Самарская епархии, мол, недорабатывают в этом плане).

Возникает вполне закономерный в этой ситуации вопрос: почему представители этой организации, живя в одном городе с Софией, не имели возможности (или желания?) встретиться и познакомиться с коллективом? Почему честно и открыто не подписались под материалом, а попытались выдать его за "глас" С-Петербургской "Русской Линии"?

Почему считают себя в праве попирать чужие права, наносить ущерб чести действительно достойных людей, навешивать ярлыки и давать "советы" высшим руководителям нашей Церкви Христовой? И еще очень много "почему", возникающих при чтении материалов этой, на мой взгляд, псевдоправославной и очень "желтой" газетенки. Как выяснилось, редакция газеты "Мир" и организация (или центр?) "Диалог" находится в одном помещении. Так какую же цель преследовали авторы и редакторы этого материала? Вдумчивый читатель ответит на этот вопрос сам. Я же хочу попросить: спаси их души, Господи!

Хочется заметить, что на выступлениях по телевидению, радио и в концертных залах, Елена Цыплакова и ансамбль "София" призывают людей исполнять заповеди Божьи, посещать православные храмы и приобщаться к Таинствам Церкви, а также изменить образ жизни на основе христианского православного мировоззрения. В результате люди обращаются к Богу, к Церкви, идут в православные храмы, чему есть свидетельства. Подобные же статьи перечеркивают все добрые плоды этих выступлений а иногда мешают их организации. И хочется задать вопрос, кому служат авторы подобных статей?
Ольга Дмитриева, г. Днепропетровск

На наши довольно мягкие критические замечания по поводу содержания статьи, высказанные помощникам Е.О.Цыплаковой Гелене Мельниковой и Денису Кузнецову, которые прислали нам этот текст, был получен ответ, что статья лично просмотрена Еленой Октябревной и одобрена ею. Однако следом нами был получен другой текст - более серьезный и основательный - письмо в редакцию "Русской линии". Видно, что авторы этого текста не только умеют писать грамотно и по существу, но и являются, видимо, людьми православными.
Текст этого письма мы также выносим на суд боголюбивого читателя в том виде, в каком он получен нами.

"ОСКОРБЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ И УЩЕРБ БОЖЬЕМУ ДЕЛУ"

Уважаемые сотрудники Православного информационного агентства "Русская линия"! Слава Иисусу Христу!
Обращаются к Вам православные христиане, участники Духовного Центра "София" из г.Днепропетровска.

Мы были по меньшей мере неприятно удивлены, прочитав в малоизвестной местной газете "Мир", позиционирующейся как "газета для всей семьи", заметку под названием "Артистка Елена Цыплакова - продюсер секты "София", напечатанную со ссылкой на "Русскую линию". Вынуждены сообщить Вам, что этот низкопробный пасквиль изобилует извращенными фактами и суждениями, бросает тень на честь и доброе имя Елены Цыплаковой, Софии, участников нашего песенного коллектива и всех членов большого духовного общества, собравшегося под крышей Центра. Мы не только категорически не согласны с тем, что написано в заметке, но и поражены некомпетентностью и нечистоплотностью автора, который, судя по её содержанию, никогда и близко не подходил к нашему Центру, однако не постеснялся его оклеветать, так сказать, "понаслышке".

Как нам стало известно, авторство опуса принадлежит кому-то из членов вновь созданной общественной организации "Диалог" (сотрудничающей с редакцией "Мира"), которая с недавних пор занялась тем, что с комсомольским задором декларирует лозунги о борьбе с сектами. К сожалению, сколько-нибудь конструктивного диалога с одноимённой организацией у нас не получилось - наше предложение пообщаться напрямую не нашло отклика. Примечательно и то, что под своей заметкой диалоговцы подписываться не стали, а, очевидно, для придания веса, выдали её за редакционный материал "Русской линии", куда сами же предварительно и отправили этот продукт своего творчества.

Что же собой представляет Духовный Центр "София" на самом деле?

Существует он уже 14 лет (а не 10, как сказано в заметке) и назван в честь Небесной Покровительницы основательницы Центра - Премудрости Божией Софии. Все эти годы в свободное время (а по воскресеньям - после Божественной Литургии) здесь собираются люди, которые стремятся наполнить свой досуг высоким христианским содержанием, провести его в молитве, в прославлении Господа, в духовном общении. Здесь изучаются Священное Писание и Священное Предание, рождаются стихи и песни во славу Божью. Напрасно "борец с сектами" иронизирует, что "песни "духовные", но не авторские (их они получают "с неба") " - потому как весьма прискорбно, если человек горделиво приписывает себе то, что даётся ему Богом, а также если мелодии и стихи приходят не с неба, а из другого источника, что сегодня можно наблюдать повсеместно. Поэтому участники ансамбля "София" не говорят о себе как об авторах песен, избегают похвал и всю славу отдают Господу.

К слову, Духовный Центр функционирует в частном доме Софии и её большой семьи. По-другому его можно назвать домашней церковью, за создание которых ратует священник-профессор о.Глеб Каледа в книге "Домашняя церковь". Мы пребываем в общении с православными священнослужителями, один из которых - о. Валерий - нас духовно окормляет. Сейчас мы с батюшкой готовим, по благословению Митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея, открытие воскресной школы. В доме Софии сформировался церковный хор, который поёт в храме св. Игнатия Богоносца в Днепропетровске, где служит о. Валерий. Лучшие хористы как раз и составляют костяк ансамбля "София".

Что касается ярлыка "тоталитарная секта", должны заметить, что за почти полтора десятка лет существования Центра ни епархиальные церковные власти, ни управления по делам религий областной государственной администрации и горисполкома - никто из тех, кто может считаться экспертом в вопросах религии, не выступал против нашей деятельности и не обвинял нас ни в чём подобном. То же самое можно сказать и о многочисленных священниках и архиереях в России, с которыми и сама София, и Е.Цыплакова, и ансамбль много и тесно сотрудничают во славу Божью. В храмах и на церковных мероприятиях песенный коллектив "София" выступал по приглашениям епископов и священников Русской Православной Церкви. А в Храме Христа Спасителя в Москве ансамбль не просто выступил - ему выпала честь открывать и закрывать концерт, который, к тому же, был назван словами из песни "Софии": "Кто Богу душу посвятил". К Вашему сведению, "обмануть церковных деятелей, выдавая себя за безобидный православный ансамбль " было бы просто невозможно: содержание песен подвергалось тщательной проверке устроителями концерта, которые, пожалуй, как никто другой, разбираются в таких вопросах.

Более того, православные иереи и архиереи неоднократно выражали одобрение и благодарность коллективу. "От всего сердца выражаю искреннюю и тёплую благодарность Вам и замечательному ансамблю "София", которым Вы столь талантливо руководите, за участие в торжествах по случаю проведения в Самаре Всероссийских Дней славянской письменности и культуры ", - пишет, обращаясь к Е.Цыплаковой, Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. А вот цитата из благодарственного письма Заслуженной артистке России Цыплаковой Е.О., Ансамблю современного духовного пения "София" от настоятеля Патриаршего подворья в Николо-Перервинском монастыре (г.Москва) протоиерея Владимира Чувикина: "От лица воспитанников Перервинской духовной школы и прихожан Николо-Перервинской обители благодарим вас за посещение нашей обители и те духовные песнопения, которые прозвучали в вашем исполнении ".

В свете вышесказанного (а это только малая часть того, что можно было бы рассказать) довольно несуразно звучат опубликованные в днепропетровской газете поучения "устроителям фестивалей и миссионерскому отделу Московской Патриархии" как отличать православных от сектантов. Мы искренне сомневаемся в том, что уровень компетентности и духовной зрелости членов общества "Диалог" даёт им право "просвещать" священников, епископов, архиепископов и митрополитов из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Днепропетровска и т.д., которые приветствуют и благословляют деятельность ансамбля "София". Вдвойне удивительно читать "обличения" в газете, которую возглавляет человек, известный своей недавней близостью с эзотериками и оккультистами.

Концерты ансамбля "София" - благотворительные, о чём свидетельствуют в том числе и независимые источники. В материале "София" во славу Премудрости Божией", опубликованном в "Царскосельской газете" 28 мая 2004 года, Заслуженный работник культуры РФ В.Васильев рассказывает: "Только за один день пребывания в Царском Селе ансамбль успел дать три концерта: в Софийском соборе, в Круглом зале Павловского парка и выступил перед курсантами Военно-морского инженерного института. Разумеется, все концерты были благотворительными, так как смысл своей деятельности участники ансамбля видят в служении Богу и людям, хотя, конечно, без добрых жертвователей такая активная концертная деятельность была бы затруднена ". Нужно сказать, что одним из таких жертвователей и выступает Заслуженная артистка России, кинорежиссёр, декан факультета кино и телевидения Университета Натальи Нестеровой, председатель Совета молодых Союза кинематографистов России Елена Октябревна Цыплакова. Значительную часть концертных поездок ансамбля она организовала за заработанные нелёгким трудом собственные средства. А деньги, вырученные от концертов в Днепропетровске, были отданы на нужды интерната для детей-сирот. Кстати, Духовный Центр помогает воспитанникам подобных заведений (и не им одним) постоянно, а не только после концертов. Всё это как-то не очень напоминает "бизнес под религиозно-духовнопевческой маской", который нам попытались инкриминировать.

Суждения, высказанные в "диалоговской" заметке, отличаются однобокостью и тенденциозностью. Так, по мнению автора, ансамбль "София" "бренчит" на гитарах перед Святым Алтарём", в то время, как сама Церковь не имеет ничего против такого способа прославления Господа - как и против пения под гитару Жанны Бичевской, о. Олега Скобли и других исполнителей. Хочется посоветовать критиканам повнимательнее изучать Св. Писание, в частности обратить внимание на Псалом 150, который содержит прямой призыв прославлять Бога игрой на музыкальных инструментах.

Удивляют рассчитанные на дешёвый эффект "термины" типа "псевдоискусствоведческий ансамбль " или "певческая секта ", которые с головой выдают дилетантов, пытающихся рассуждать на темы искусства и религиеведения. Козыряя модными ныне словами "тоталитарная секта", новоявленные "охотники за ведьмами" очевидно, не совсем понимают значение этого выражения, и уж точно имеют более чем смутное представление о самой т.н. "секте". Каждого, кто хоть раз побывал в нашем Центре, рассмешит рассказ о том, что его основательницу называют "тётей". Точно так же - по непониманию или по злому умыслу - искажён смысл того, что было сказано в телепередаче на днепропетровском "34 канале".

Что касается самой Софии, которую "обожествляют" члены Духовного Центра, то это - удивительная и неординарная личность, щедро одарённая Богом. Вступив на нелёгкий путь служения Господу и полностью посвятив себя этому делу, она увлекла за собой тысячи людей, которые живут не только в Днепропетровске, но и по всей Украине, в России, Белоруссии и в других странах. Все они осознанно, через покаяние пришли к Богу, в Православную Церковь. "По плодам их узнаете их", - учил Спаситель, а добрые плоды деятельности Софии налицо.

Исходя из вышесказанного, выражаем надежду на то, что Вы сделаете всё от Вас зависящее для исправления последствий публикации клеветнической заметки на Вашем сайте и в газете "Мир", ибо речь идёт не только об оскорблении конкретных людей, но и об ущербе Божьему делу.
С уважением,
члены Духовного Центра "София":
Владимир Бобечко,
Василий Малыш,
Сергей Руднев,
Гелена Мельникова,
Денис Кузнецов,
Вера Елисеева,
Сергей Судаков,
Марина Судакова,
Екатерина Бойкова

А ЧТО ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ

Несомненно, письмо в редакции РЛ - куда более серьезный документ, нежели статья Дмитриевой. Из него мы узнали много новых и важных фактов, к примеру, что центр "София" духовно окормляет православный священник. Однако и в этом письме есть только голословные заявления в "искажении смысла телепередачи", в однобокости и тенденциозности авторов заметки центра "Диалог", а вот про измерение ауры и снятие порчи - ни слова.

Мы решили разобраться во всём сами и договорились о встрече с Е.О.Цыплаковой. С известной артисткой встретился один из авторов настоящей статьи Сергей Григорьев. В результате длительной беседы выяснилось, что сама Елена Октябревна хоть и не слишком часто посещает церковь (1-2 раза в месяц), тем не менее, исповедует себя православной христианкой, как и её наставница, София Ивановна Святодух, руководительница днепропетровского центра "София". Елена Цыплакова рассказала о многогранной деятельности центра, о широких связях его членов с православным духовенством. В частности, по словам Елены Октябревны, в самом центре регулярно проводит богослужения настоятель днепропетровского храма святителя Игнатия Богоносца отец Валерий Гордин.

Мы связались с отцом Валерием по телефону. Батюшка сказал, что никаких богослужений (и само собой литургий, о которых говорила Цыплакова) он в центре "София" не проводит, но время от времени посещает центр, когда его приглашают для проведения занятий с детишками в воскресной школе, действующей при этом центре. Руководительница центра София Святодух хотя и не является прихожанкой его храма, но, тем не менее, пусть не регулярно и не часто, но участвует в таинствах в его храме. Нельзя сказать, что в епархии отрицательно относятся к деятельности центра "София", но, с другой стороны, насколько известно отцу Валерию, никто из его руководителей не обращался к правящему архиерею за благословением на проповедническую деятельность .

В тоже время по существу обвинений "Диалога" в ходе беседы с Еленой Цыплаковой выяснялось, что ауру они действительно измеряют, но без всяких экстрасенсов, пользуясь исключительно специальной "научной" аппаратурой . Для этой цели (определения ауры человека, существование которой, как считает Е.Цыплакова, является научно установленным фактом) в центре используют специальную камеру Аура-6000, изготовленную американской фирмой "Коленц" и привезённую из США в днепропетровский центр некими доброхотами центра "София". В зависимости от характера и духовного состояния испытуемого, которого подключают к датчикам камеры Аура-6000, меняется конфигурация и цвет разноцветных лампочек этого устройства. Причём, как подчеркнула Елена Октябревна, цена этих "исследований" ауры в центре "София" крайне низкая, фактически только покрывающая текущие расходы на содержание и работу камеры. По словам Е.Цыплаковой, в днепропетровском центре определение ауры стоит ~ 200руб., тогда как в Москве за подобные "исследования" просят 900 и более рублей. В-общем, в Днепропетровске ауру измеряют почти благотворительно.

К слову, никакой материальной выгоды Е.Цыплакова от деятельности центра не имеет, скорее наоборот. Руководительница центра С.Святодух также не ставит целью своей деятельности материальную выгоду. Центр располагается в её собственном доме, где она живёт с мужем, который также бескорыстно участвует в деятельности центра: если нет священника, он руководит совместной молитвой участников собраний в центре "София".

По словам Е.Цыплаковой, никакую порчу или сглаз, как злобно клевещут на неё в "Диалоге", София Ивановна не снимает. Она "просто"... отчитывает бесноватых .

Также Елена Октябревна опровергла и утверждение авторов заметки, что "их лидер, "тетя София", на своих собраниях восседает на царском троне согласно иконографии София - Премудрость Божия" . На самом деле, проповедуя, София Ивановна просто "сидит перед собравшимися в кресле на небольшом возвышении ".

Все вышесказанное только подтверждает выводы заметки "Диалога", остаётся только один вопрос: сознательно ли вводят в заблуждение своих адептов София Святодух и Елена Цыплакова, или это у них "получается" от дремучего духовного невежества. Показательно, что, призывая своих слушателей к духовному очищению в Православной Церкви, сами его руководительницы так и не стали полноценными православными христианками, пренебрегая регулярным участием в таинствах Церкви и посещением уставных богослужений в храме. По силам ли им без благодатной помощи Церкви привести кого-нибудь в неё?!

"Врачу! Исцелися сам" (Лк.4,23).

Известная актриса театра и кино считает, что театр может помочь человеку развиваться духовно. О том, как начинала съемочный день на съемках сериала с молитвы, и почему не любит современные комедии она рассказала в интервью.

- Как вы думаете, если бы судьба не свела вас с Динарой Асановой, появилось бы кино в вашей жизни?

Не знаю. Течение жизни непредсказуемое. У меня так сложилось. Мне было четырнадцать лет, когда начала сниматься.

- Вы случайно встретились с ней?

Как говорят старцы, кто верит в случай, тот не верит в бога. Ее муж был промышленным графиком, как и мои родители. С ним познакомилась, когда он приехал к нам домой по делам. Потом познакомилась с Динарой.

Она была удивительным человеком. У нее был дар учителя, потрясающе работала с детьми. Это был процесс сотворчества, не давала сценарий в руки. То есть мы знали историю - что и как, но она давала нам возможность импровизировать. Это было очень интересно. Например, в фильме «Ключ без права передачи» было много отходов от сценария, очень многое рождалось на площадке.

- Вы сами верили, что есть такая молодежь, как в этом фильме?

Не люблю обобщения. Одинаковых людей в мире нет, поэтому зачем говорить, была такая молодежь или не была. Мы были такими же ребятами, как те, которые снимались.

- Не смущались быть на одной площадке с такими как актерами, как Петренко, Шукшина, Васильева?

Меня так воспитывали, что никогда не было кумиров. Плюс ко всему, Динара очень демократично общалась со всеми. Старшие актеры были замечательные личности, никто из них не «звездил». Мы с ними очень хорошо общались. Прежде всего было ощущение сотворчества.

Актер Олег Анофриев говорил, что в кино люди собираются на два-три месяца, а потом разъезжаются и забывают друг по друга. Так и есть?

Когда люди живут в одном коллективе, им необязательно дружить. Это скорее такое обобщенное мнение.

Театр - очень сложный организм, в нем выявляются все недостатки человеческого характера. Если в кино они проявились,то после окончании съемок расстаются и забывают. В театре сложнее, в нем люди живут вместе в течение многих лет.

- Наверное, в том, что люди собираются ради кино на несколько месяцев есть своя романтика?

Все зависит от истории, компании, материала. За сорок лет работы в кино у меня много чего было.

- А какой фильм вспоминатеся больше всего?

У меня достаточно много интересных работ - и по материалу, и по общению. Выделять какой-то один не хочу.

- Но все равно какие-то теплые чувства, наверное, есть к одному из них?

Не обязательно по теплоте. Вот была картина «Какие наши годы». Счастливее моей физиономии в то время не было. Мне было приятно работать, хотя картина снималась сложно. Я могла сниматься только по средам, когда в театре, где служила, был выходной. Ради съемок летала каждую среду в Ташкент. Из Таллина прилетал Ульфсак, из Москвы - Леонид Броневой, Елена Проклова. У нас была чудесная компания. Нас встречали с пловом, виноградом…

«Школьный вальс» люблю очень, но на съемках были сложны отношения с режиссером. У меня было свое представление о роли, и оно не всегда сходилось с его мнение.

- С режиссером спорили?

Почему нет?

- Желания уйти не было, если не переубеждали?

Нет. Когда прочитала сценарий, то поняла, что должна играть. Причем, было смешно, когда узнала, что Павел Григорьевич Любимов сказал, когда увидел меня на встрече, что играть должна Цыплакова. У меня было такое же ощущение.

Когда снималась у Динары Асановой, то вместе с другими актерами, была на монтаже, участвовали в процессе создания фильма.

Но у меня не было мечты просто быть актрисой. Динара предложила сниматься, и мне было интересно. Мне было интересно сниматься. Второй раз во ВГИК поступила уже на режиссуру. Нормальный процесс для меня. Актреский заканчивала в мастерской Льва Кулиджанова и ТатьяныЛиозновой, а режиссерский у Алова и Наумова.

- Юрий Яковлев называл Лиознову «чертом в юбке», говорил, что она была очень жесткая…

У нее были свои требования. Это нормально. В режиссуре не так много женщин, и все они обладают определенным характерром. Для того, чтобы руководить коллективом, да еще с актерами делать то,что считаешь нужным, требуется волевые качества и умение работать с людьми.

- Кто из мастеров оказал большее влияние?

Почему вы думаете, что я могу кого-то выделить? Нельзя говорить, что только один из них чему-то научил меня. Учит вся жизнь, все режиссеры, сама актерская профессия. Это просто человеческий опыт. Это может быть общение с кем угодно, с разными людьми.

- Вы шесть лет работали в Малом театре. Почему ушли? Что-то не получилось?

Почему не получилось? За шесть лет сыграла много ролей. Ушла потому что стала учиться во ВГИКе на режиссуру. Сначала ушла на договор. Когда стала снимать дипломную работу, то совсем ушла. Стала заниматься режиссурой в кино.

Михаил Иванович Царев пригласил меня. «Лена, зачем тебе это надо? - сказал он, - у тебя в театре все есть. В кино может не получиться». «Не получится, так хоть пойму, что не получается» - ответила я. Четыре года училась, и что, должна все бросить из-за конфитктной ситуации - съемки дипломного фильма совпали с выспуском спектакля. Мне пришлось выбирать, и я выбрала кино. Несколкьо раз Царев вызывал меня играть Лизаньку в «Горе от ума». Мне звонили из театра: «Михаил Иванович спрашивает, есть ли у вас время? Можете ли вы сыграть?». «С удовольствием», - отвечала я, и играла.

- Почему-то считается, что актеры могут быть такими же духовными, как и их герои. Это так и есть?

Про духовную жизнь хорошо сказал Серафим Саровский: «Духовной жизнью живет очень мало людей, ибо духовное начинаеся только тогда,когда человека начинает посещать святой дух. Все остальные, будь то миряне или монахи, живут общехристианской жизнью». Сегодня духовных героев на сцене театров очено мало.

- То есть образцом культуры актеров назвать нельзя?

Всякое бывает. Все зависит от людей. В Малом театре коллектив сложный, в нем есть разные люди - и чудесные, и завистливые. Как в любом коллективе. Бывают и интриги. Театр - это коллектив, ограниченный определенным пространством.

- Заметил, что вы ссылаетесь на религиозных деятелей. Почему?

Я верующий человек.

- Что случилось? Церковь вроде не приветствует лицедейство…

У архиепископа Иоанна Шаховского есть интерсная работа «О театре». В ней он пишет, что для апокалиптической массы людей театр может быть возвышающей ступенькой, если актеры и режиссеры вкладывают в работу определенные мысли.

Я считаю, что настощее искусство, как и творчество, это величайший дар Божий, который помогает людям разобраться в себе. Например, в посланиях у апостолов есть замечательная фраза: «Совершенный человек тот, у кого чувства навыком приучены к различению добра и зла». Так же и в театре, где актеры и режиссеры закладывают в основу нравственные вещи, а не любуются злом, не популяризируют его, тогда театр может помогать человеку становиться более совершенным, духовно развиваться.

Я поставила спектакль «Мать Иисуса» по пьесе Александра Володина. Замечательный спектакль, зрители плачут. Те, кто не читал евангилие, начинают его читать. В театре после спектакля его бесплатно раздавали. Ведь многие, называя себя христианами, ничего не знают про веру.

- Есть мнение, что вера и церковь - это разные вещи. Вы так не считаете?

Мне это смешно слышать. У человека есть тело, душа и дух. Он не может отрицать в себе самое главное - духовную жизнь. У православных философов есть грубое, но замечательное деление уровня сознания человека - плотское, душевное и духовное.

- То есть душевность и духовность тоже разные вещи?

Абслютно. Когда человек руководствуется желаниями плоти, у него плотское сознание, душевный человек живет эмоциями - когда его хвалят, он радуется, если ругают, то плачет, а духовный смотрит на все совершенно другими глазами. Его могут ругать, а он будет радоваться, потому что видит в этом другое. Целостное мышление у человека может быть только тогда, когда он духовен. Вообще было бы здорово, если бы люди понимали, что человек, в первую очередь, это дух, а тело - авоська, которая дана ему для существования в материальном мире.

Но, согласитесь, что церковь сложно назвать духовной, потому что она занимается еще и хозяйственными вопросами.

Причем здесь это? Мы говорим о человеке. Есть вертикаль - я и господь. Есть горизонталь - организационные, межличностные отношения.

Знаете, духи тоже бывают разные. Есть бесноватые люди, в них тоже дух. Грубо говоря, тело - авоська, в ней банка - сосуд души, и чем она наполнится, зависит от свободной воли человека.

Отец Георгий Митрофанов говорил в интервью, что большинство служащих сегодня в церкви - бывшие комсомольские и партийные работники. Вас это не смущает?

Апостол Павел тоже участвовал в гонениях и уничтожении христиан, а потом стал сосудом божьим. Не надо сравнивать. Я тоже была комсомолкой, и потом покаялась в этом.

- Как?

Перед богом покаялась.

- Может, подскажите читателям, как разделять религиозных деятелей - кто духовнее, кто не очень?

Человек должен понимать своим сердцем. Старцы замечательно писали, что человек должен на уровне своих мыслей научиться различать мысли от бога, свои собственные и от бесов. Для этого нужен определенный душевный опыт, духовный рост.

- Откуда все это вдруг взялось, если семьдесят лет, при старом режиме, ничего этого никто не знал?

У меня папа тоже был коммунистом, а когда болел и умирал, то у него рядом стояла икона, и он размышлял о серьезных вещах.

- И вас не коробит, что Зюганов целуется с патриархом?

И что? Все равно каждый будет сам отвечать за свои поступки перед богом. В Писании сказано: по плодам узнаете их. Наш плод - это все, что происходит вокруг нас, даже то, что мы видим по телевидению. Другое дело, когда человек смиряется, живет тем, что и остальные, не хочет вырваться, и его устраивает, что им кто-то руководит. А ведь его цель - достичь совершенства. Вы заметили, что сейчас переставали задавать вопросы об иделах, совершенстве? Раньше такого не было. Что такое идеальное сознание? Что такое совершенный человек? Это человек, который выходит на высочаший божественный уровень воспрития мира.

- Разве идеалы не меняются с каждым поколением, как и сама жизнь?

У каждого свое представление об идеале. Важно, куда человек поднимается при жизни? Иисус пришел и показал путь - как нужно жить.

- В советское время тоже были идеалы…

Коммунисты многое взяли из заповедей Христа, только отменили две главные: возлюби господа всем сердцем и не сотвори себе кумира.

- У них и в политбюро было двенадцать человек, по числу апостолов.

Со мной так говорить не надо. Сравнивать сХристом партагейноссе не надо.

Как вы думаете, почему в советское время, несмотря на цензуру и идеологию, искусство, например, в том же кино, все таки существовало. Сейчас нет цензуры и идеологии, а где искусство?

Оно есть. Но есть и вседозволенность. Раньше люди были вынуждены искать художественные язык и образы, чтобы сказать то,что им хотелось, и что было запрещено.

Сейчас делать можно все, лишь бы получить популярность. Главным критерием стал рейтинг. Я включаю телевизор: на канале МТВ идет конкурс популярных песен - «Поющие трусы». Можно снять штаны, показать голую жопу,и - ты будешь иметь рейтинг.

- Когда драматические артисты на сцене раздеваются догола - это искусство?

Это выбор человека: делать это или не делать. Я не осуждаю. Каждый поступает и существует в зависимости уровня своего сознания. Для кого-то это приемлемо, для меня нет.

- В московские театры ходите?

Почти нет. Только когда друзья позовут. Основная масса драматургии, которая сегодня существует, на потребу низменному, плотскому сознанию. Мне это неинтересно. Как говорили старцы, яд пробовать на вкус необязательно. Или - прикасаясь к саже, невозможно не испачкаться…

Мне интересно другое. Недавно я поставила спектакль в Ногинском театре, получила колоссальное удовольствие. Эта работа была еще и разговором с актерами на духовные темы. Они сыграли удивительный спектакль, после которого зрители не только плакали и благодарили, но и начинали задумываться о своей духовной жизни.

- Так что же, теперь на каждом спектакле в театре нужно плакать?

Почему на каждом? Сходили, посмотрели, и хорошо.

Если честно, я не очень люблю комедии. Особенно те, что делают сейчас, у них дешевый уровень смеха. В комедиях Гайдая или Рязанова совершенно другой уровень юмора. Просто поржать мне не нравится.

Есть уровень мировой литературы. Я тоже играла Зою Окоемову в комедии «Красавец мужчина». Но у смеха есть два уровня: можно издеваться над человоком-персонажем, а можно посмеяться по-доброму над несовершенством человека, чтобы он он через юмор осознал недостатки. Комедии на уровне любовного треугольника мне кажутся пошлятиной. Я не хочу засорять собственное сознание таким мусором.

Заметил, что ваши коллеги, не все, конечно, но с возрастом некоторые признаются, что актерская профессия никчемная. У вас нет такого ощущения?

Нет. Я сняла сериал «Семейные тайны» в то время, когда серьезно пришла к вере. После долгих размышлений, абсолютно перевернула для себя способ работы с актерами. С одной стороны, мы показывали в сериале жуткую историю, получился современный «Король Лир», а с другой стороны, никого не оправдывая, закладывали правильную информацию.

Больше десяти лет я преподавала, была деканом факультета в академии Нестеровой. Своим студентам говорила: «Если вы хотите жить духовной жизнью, то не должны придерживаться, когда играете, постулата «я в предполагаемых обстоятельствах». Почему актеров мистически преследуют те ситуации, которые они играют? Потому что они присвают их себе. Они могут согрешить вместе с персонажем, и потом это нужно будет отрабатывать в своей жизни. Всегда говорила студентам: «Никогда не говори о своем персонаже, как о себе. Говори: «мой персонаж, моя героиня делают то-то».

После того, как вышел сериал, ко мне подошла известная адвокат: «Лена, у меня интересная история… Три дня приходили люди и забирали иски о разделе имущества. Без скандалов, даже денег обратно не требовали. Я перепугалась, подумала, что со мной не хотят работать. Спросила одного клиента «в чем дело?», и он мне сказал: «Мы посмотрели сериал «Семейные тайны», и подумали: «зачем мы делимся?». «Тогда вам никто не вернет ваши деньги, за которые вы судитесь». «Что такое деньги? Мы к богу идем». У меня был шок».

Кино на самом деле может очень серьезно воздействовать на сознание человека, если информацию закладывать правильно. Я раньше молилась перед съемками фильма: «Господи, я не могу изменить мир, людей, но хочу помочь человеку осознать себя». Он, даже не пойдя в церковь, только посмотрев фильм, может подумать: «И я такое творил? Господи, прости». И изменит свое поведение. Те, люди, которые забрали свои иски у адвоката, выдернули себя из ада при жизни. Кто обычно делит имущество? Бывшие муж и жена, родственники, партнеры по бизнесу. Они ведь находятся в аду, решая свои проблемы в судах.

Мало того, кино и театр - это опосредованный жизненный опыт для человека. Он может не быть в тех ситуациях, в которых оказыватся герои фильмов или спектаклей, но глядя на них, человек может задуматься. Почему многие любят смотреть сериалы? Потому что в них происходит такая жизнь, которой у зрителя нет, и он неким образом участвует в ней.

- Вы сами смотрите их?

Иногда. Есть неплохие сериалы. Иногда смотрю ради того, чтобы увидеть, как работают актеры, работу режиссера, иногда нравятся какие-то трюки. Например, есть картины, которые зрителям нравятся, а я мне нет. С художественной точки зрения, я не люблю фильм «За прекрасых дам», а люди его любят. Там снимались замечательные актеры, которых я обожаю, с ними дружу.

С другой стороны, понимаю,что не надо упрощать. Фильм по каким-то причинам может не сложиться, но люди затрачивали на него жизненные силы, и возможно больше, чем на удачный. Мера труда и затрат сил совершенно не обязательно связана с результатом. Бывает очень сложная работа, а потом что-то получается. Бывает наоборот.

Я не люблю упрощений, но сейчас время такое. С преподавания ушла потому что стали вводить тесты. Как можно тестировать творческих людей, заставлять их выбирать ответ из трех вариантов? Это не только в академии Нестеровой ввели, а везде. На мой взгляд, такая система образования отучает размышлять.

- Вы только поэтому ушли?

Не только поэтому, но из-за этого тоже. Мне стало стыдно смотреть на ребят, которые должны тыкать в ответы… Самые необразованые люди могут ткнуть наугад в вариант, и получить хорошую оценку. А думающий человек начинает задумывать над идиотски заданными вопросами и ответить неправильно. Это просто стыдно, это система разрушения сознания.

В фильмах «Школьный вальс» и «Счастливая, Женька» не было никакой религизности, но в них было и о нравственности, и морали. Значит, можно и так?

Уровень сознания человека проявляется в быту. Все думают, что вера - это нечто сокровенное. Представим, что человек едет в автобусе, рядом будет стоять старушка, а он ковыряет в носу и продолжает сидеть. Это тоже уровень сознания, он проявляется в каждой мелочи. В том числе и в воспитании.

Когда снимала сериал «Семейные тайны», то каждый съемочный день начинала с молитвы и разбирала все с позиции заповодей, к тому же у меня была роль верующей женщины. Но быстро поняла, что эти вещи не воспринимаются остальными. Кто-то не понимал в силу духовной необразованности, кто-то просто не был готов к такому уровню размышлений.

Вера - это не только то, что мы говорим, но и образ жизни, поведение человека в быту. Можно говорить о вере, можно не говорить.

Сегодня все чаще вспоминаются строчки Евтушенко «Гражданские сумерки опускаются на Россию». Как их совместить с религиозностью большинства людей?

Только не путайте религиозность и духовность.

- Так ведь церковь призывает к смирению.

Я долго размышляла о нем. Смирения перед чем? Ведь есть смирение перед божьей волей, а есть смирение перед грехом, но это потакание греху.

- Разве власть не без греха?

Замечательно сказал Христос: «Не дайте злу победить вас. Побеждайте зло добром». Это очень хороший постулат.

- Зачем же смиряться перед тем, что власть все больше и больше ограничивает свободы?

Каждый сам выбирает, что делать. Человек каждый день стоит перед выбором, как ему поступать в той или иной ситуации.

- То есть с тем, что делает власть, нужно просто смириться?

В Библии есть такое понятие - жертва правды. Ради правды человек жертвует очень многими вещами. Каждый выбирает сам - лгать или не лгать.

- А если возникнет ситуация, когда люди снова пойдут на Болотную, пойдете?

На Болотную я не ходила. То, что нам показывает телевидение, рассказывают сми - малюсенькая часть айсберга. того, что происходит на самом деле, мы не знаем. Поэтому о политике я не говорю, мне это неинтересно.

- Не ошибусь, если скажу что вы купались в роли Евы в фильме «Адам женится на Еве»?

Мне было очень инетерсно. Перед этим Андрей Сергеевич Кончаловский дал мне почитать книгу князя Сергея Волконского, где он описывает систему Дельсарта, его классификацию жестов. Ромм в свое время говорил, что именн эта книга должна быть настольной у каждого режиссера и актера, а не система Станиславского.

Прочитав книгу, решила придумать все жесты. Плохая игра артиста выражается в одном - он делает неправильные жесты. Если артист органичен, то он, не задумываясь, ведет себя правильно, все выражает своим телом. Тело - выразительный инструмент артиста.

Учеными доказано, что шестьдесят пять процентов информации человек получает визуально, вербально не более тридцати пяти процентов. Если слова с пластикой будут разниться, то он будет верить тому,что видит, а не слышит.

После прочтения книги решила поставить эксперимент. Как раз в то время играла непосредственную особу, и решила придумать для нее все-все, вплоть до заикания. Поэтому я купалась в роли, мне было интересно, и получила удовольствие от работы в фильме.

Я эксперементировала внутренне. Было очень интересно работатьс Виктором Титовым. Перед съемками он сказал нам: «Импровизируйте, делайте, что хотите, но вот в этих рамках», и обозначил их - сначала должны быть разгильдяи, раздолбаи, которые вызывают недоумение у людей. Постепенно все открывается.. Он разобрал с нами всю историю, выстроил коридор, а дальше: «Импровизируйте». Это было очень интересно. Мы очень быстро сняли фильм.

Потрясающий был режиссер. Я очень его люблю. Посчастливилось работать с таким человеком.

- Счастливая вы..

Поэтому и говорю, что не люблю конкретизировать. За сорок лет работы в кино, пообщалась с таким количеством уникальных людей, что выделять кого-то было бы смешно.

Ей долго сопутствовала удача. И вдруг - тяжелая болезнь, длительное лечение, в результате которого актриса сильно набрала в весе. Кого угодно это сломило бы. Елена выстояла. Ушла в режиссуру. И обрела душевную гармонию…

Небольшая квартира Цыплаковой удивляет своей нестандартной планировкой и немного напоминает сказочный дворец, где можно пройти все комнаты насквозь. Сходство с дворцом усиливается наличием трех балконов - на одном устроен роскошный зимний сад, на другом супруги в хорошую погоду готовят барбекю, на третьем, самом маленьком, кормят голубей. В квартире много натурального дерева, картин, икон, цветов, что придает атмосфере этого дома особую теплоту. Животных, правда, нет - слишком часто приходится супругам уезжать на съемки. Муж Елены Цыплаковой Павел работает вместе с ней в качестве директора и водителя. Последние два года получились очень напряженными: еще не закончив работу над сериалом «Женщина без прошлого», режиссер Цыплакова взялась за «Кармелиту-3», которая принесла ей много новых впечатлений.

Цыганские страсти

- Елена Октябревна, работа в сериале, тем более цыганском, имеет свою специфику?

Конечно, тут свои законы: одновременно работают несколько режиссеров, съемки проходят в двух павильонах. Мы знаем, чем все должно закончиться, но не знаем, как именно это произойдет. С авторами почти не видимся, да они еще и меняются…

Очень интересными для меня были в «Кармелите» натурные съемки - со скачками, метанием ножей, поединками на кнутах. Такого количества трюков мне еще не приходилось снимать.

- А почему вдруг в вашей жизни возникла цыганская тематика?

А цыгане меня интересовали с детства. Но к этой теме Господь меня подводил постепенно: сначала мой друг игумен Сергий познакомил меня с историком и этнографом Надеждой Деметер, цыганкой, посвятившей свою жизнь изучению истории своего народа. Мы с ней с удовольствием стали общаться, а потом выяснилось, что она участвует в сериале «Кармелита» - в качестве консультанта.

Общение с настоящими цыганами - это тоже очень интересно. Я убедилась, что во многом они действительно свободнее нас: могут, например, отказаться сниматься, если им что-то не нравится, или уехать раньше времени. К профессиональным артистам это, конечно, не относится, но в сериале принимают участие не только профессионалы. В то же время цыгане - очень религиозные люди, хотя религиозность их весьма своеобразная.

- В фильме так много всякой ворожбы, гаданий….

В реальной жизни цыган все это не имеет такого большого значения. Авторы сценария чрезмерно увлеклись мистикой. Я верующий человек, и для меня это было ужасно. Был даже момент, когда я чуть не ушла с проекта. Но… я подумала, что, может быть, это и есть промысел Божий, чтобы я по мере своих сил направляла все это в нужное русло, чтобы фильм не походил на трактат по магии. А главное, чтобы было понятно: весь негатив, который рождает человек, неизбежно оборачивается для него серьезными последствиями.

Расплата за грехи

- Говорят, вы работаете шесть дней в неделю по 12 часов. Как это можно выдержать?

Мне помогает молитва. С ее помощью я восстанавливаюсь. Но сейчас мне немного легче: моя студентка, очень талантливая девочка Наталья Галузо, стала работать со мной на картине в качестве сорежиссера, и у меня иногда бывает возможность немного отдохнуть.

- Одна из актрис рассказала мне по секрету, что во время съемок вы ее лечили. Это правда?

Да, у меня это с детства. Я лет с одиннадцати чувствовала руками, у кого где болит, и снимала боль, толком не понимая, что и как я делаю. Но таким образом я очень много на себя «натянула» и перестала этим заниматься. А когда серьезно пришла к вере, стала понимать, что причина любой болезни - грех. Определенные болезни связаны с определенными грехами. Например, заболевания глаз - с нарушением заповеди «не сотвори себе кумира». Желудок, печень, поджелудочная железа реагируют на гнев и раздражение. Болезни легких связаны с грехом осуждения. Щитовидка «не выносит» ругани. Почки связаны с ревностью, страхом, завистью.

И это объяснимо даже с точки зрения материалистической науки. Как известно, тело человека на 80% состоит из воды. А вода способна хранить информацию. От негативных, злых слов нарушается даже процесс ее кристаллизации - вместо красивых снежинок получается полный хаос. Неудивительно, что своими чувствами и высказываниями мы можем как гармонизировать себя, так и разрушать…

Заповеди исцеления

- Читала, что в Африке вы заразились малярией. Что помогло выздороветь?

Врачи долго не могли поставить мне диагноз. Последствия были тяжелые. Меня даже хотели «посадить» на гормоны, но я сказала: «Нет, я буду молиться, чтобы Господь меня исцелил». Я прошла очень серьезный путь покаяния, изменила образ жизни, и все болезни ушли без лекарств. Многие люди не могут принять исцеление без лекарств, потому что им просто не хватает веры. Само слово «исцеление» происходит от слова «целый», «целостный», то есть предполагает соединение духовного и физического. И вера - это не слова, это образ жизни.

- После болезни вы весили 106 кг. Как вам удалось похудеть?

Излишняя полнота может иметь разные физические причины. Но они могут быть и духовного характера. На меня вот была наведена порча. На смерть. Подействовала она не сразу, а тогда, когда я однажды разозлилась на этого человека. Порча вообще действует на нас, только когда мы злимся, раздражаемся, обижаемся, в этот момент мы беззащитны. А надо молиться за своего недоброжелателя, потому что он болен духовно. Если молишься с любовью - это лучшая защита. Помог мне мой друг, целитель Виталий Воскобойников, он намаливал воду, а я ее пила. Но, конечно, молитва была не «о похудении», а об «очищении от всякого негатива». В результате за три месяца я похудела на 25 кг без всяких диет. А сейчас уже у меня минус 33 кг.

- Вы ведь, насколько я знаю, и другим помогаете исцелиться?

Для меня очень важно, что я сумела помочь своей маме. Приехала к ней в больницу, когда ей удалили опухоль в кишечнике, вместе с мужем мы накладывали руки и молились. Виталий Воскобойников тоже молился вместе с нами - на расстоянии. Мы вымолили маму: у нее полностью исчезли метастазы в печени. Лечащий врач очень удивился, когда увидел результаты томограммы: раковых клеток не было! Людям, которые живут только на уровне естественных потребностей, это кажется чудесами. Но Господь говорил: «Верующий в меня сотворит то же, что и я, и больше того».