Кто на концертах поет под фанеру. «Петь под «фанеру» аморально.

Уважаемые Блоггеры! Я получил Ваши отзывы на клип Фили Киркорова. Действительно, я поставил его в рубрику "УЛЫБНЕМСЯ И МЫ",

Хотя, как сказали многие - ничего смешного. Просто грустно, когда нам на уши вешают лапшу, хоть и с красивым гарниром. Мне жаль

ребят на подтанцовках, которые в поте лица зарабатывают гроши, в то время, когда "звезды" рубят капусту мешками под студийную фанеру.

Хочу предложить интересную статью солиста группы "Пилигрим" Андрея Ковалева, депутата Мосгордумы, музыканта.

*****

«Петь под «фанеру» аморально»

Группа «Пилигрим»
Андрей КОВАЛЕВ, депутат Мосгордумы, музыкант

Недавнее постановление мэра Москвы запрещает артистам петь под «фанеру» на концертах, организованных городом, а депутат Мосгордумы Андрей Ковалев готовит законопроект, обязывающий артистов информировать слушателей об использовании фонограммы.

Когда сам поешь, участвуешь в сборных концертах, потрясают две вещи: во-первых, фонограмма как норма жизни — для тех, кто выступает; причем вот даже стоит у людей полный комплект аппаратуры, шикарный — и все равно поют под фонограмму. И с другой стороны — огромное количество талантливых, разумных, честных людей, которые поют вживую, но им из-за своей принципиальности на сцену пробиться гораздо труднее. Почему так, спрашивал я себя.

Мне говорили: такова специфика сборных или телеконцертов, «там без фонограммы нельзя».

Это миф — что будто бы нельзя петь сборные концерты вживую. Есть мировой опыт: готовятся две площадки, пока одна группа выступает — другая готовится. Мы в августе на фестивале «Слава России!» так и делали: 18 групп пели друг за другом — и все «живака». Пока музыканты настраиваются, ведущие развлекают публику. Если минусовая фонограмма, даже ничего и отстраивать не надо. Главное — захотеть. Но никто не хочет.

Я спросил у Вилли Токарева: вот фонограмма законодательно запрещена в Китае, Белоруссии, Туркмении… И вроде как России быть в этой компании не очень ловко… А в Америке как? А в Америке, говорит Токарев, нет фонограммы. Во-первых, сильнейшие традиции: петь под «фанеру» — просто дурной тон, пресса разотрет в порошок. Во-вторых, есть мощнейший профсоюз музыкантов, очень влиятельный. И если ты решишь спеть под фонограмму, то ты лишишь работы музыкантов, звукорежиссеров. Значит, профсоюз будет бойкотировать артиста, владельца зала, который разрешил петь под «фанеру»... Недавно Элтон Джон через прессу, открыто обратился к Мадонне: как тебе не стыдно, дорогая, половину песен во время своего тура (в том числе и в Москве) петь под фонограмму? Уважаемый Элтон, отвечает Мадонна, поскольку во время этих песен я танцую, я не могу петь. Но ведь люди тебе платят деньги не за танцы, отвечает Джон.

Если уж на то пошло, прыгать и петь одновременно можно. И никто из честных музыкантов почему-то не говорит: я вот тут попрыгаю, а вот тут я попою. Что, Земфира не прыгает? Шевчук? Сотни других артистов, настоящих? Вы знаете, настоящих артистов этот закон, если он будет принят, никак не коснется, они его даже не заметят. А помешает он только продюсерам мальчуковых и девчуковых групп, которые клонируются в огромном количестве, где заранее распределяется, кто поет, а кто танцует и голоса записывают заранее, чужие. Продюсеры эти фонограмму в том числе закладывают в рентабельность проекта. Если бы не «фанера», то эти проекты и не появились бы: невыгодно. Только продюсерам этот закон и помешает. И попсе, которая до того допелась, что по-другому уже не может петь…

На самом деле все, что есть в нашем законопроекте, уже давно существует, просто не работает. Есть закон о защите прав потребителя. В законе четко указано: поешь под «фанеру» — изволь заранее уведомить об этом зрителей. Речь же не идет о запрете фонограммы, в конце концов. В нашем законопроекте тоже речь идет лишь о том, чтобы дать зрителю полную информацию, чтобы он сам мог решать — идти ему на «фанерный» концерт или нет. Причем мы говорим только о так называемой вокальной имитации — это когда выходит певица и говорит: дорогие друзья, я буду петь для вас весь вечер… я хочу видеть ваши руки… и потом звук в микрофоне отключается и звучит «фанера». Все остальное — то есть воспроизведение заранее записанных на компьютере звуковых эффектов, шумов, прочего, без чего современная музыка невозможна, — не подпадает под действие закона.

Также наш законопроект очень детально прописывает, например, как и каким образом обязан исполнитель предупреждать зрителей о фонограмме. Шрифт, например, которым пишут на билете или афише «используется фонограмма», должен быть пропорционален шрифту написания имени артиста. Ведь можно написать огромными буквами ФИЛИПП ТАКОЙ-ТО!!! — а внизу меленько, едва заметно — «фонограмма». Артисты уверяют меня, что им плевать на эту подпись, но почему-то страшно боятся писать на своих афишах «фонограмма». Потому что знают: количество зрителей упадет в разы. И зрители наконец услышат, как наши звезды поют вживую.

Понимаете, сейчас сложилась парадоксальная ситуация — из-за засилья «фанеры». Огромная плита одних и те же артистов накрыла все телеканалы. Повсюду одни и те же песни «фанерщиков». Они уже даже без микрофонов выходят на сцену, до того обнаглели. И если эту плиту сдвинуть, убрать, то сколько бы талантливой молодежи мы увидели! Фонограммная попса задавила, вытеснила с экранов и эфиров целые жанры: электронную музыку, романс, авторскую песню. .. Постановление Лужкова уже две недели как действует: если концерт организован городскими властями, то артисты обязаны петь только вживую. Будем вводить моду на хорошее.

Я ведь, в конце концов, не разоряю продюсеров. Административная ответственность, согласно законопроекту, предполагает смешной штраф за «фанеру» — от 2 до 10 тысяч рублей. Кто-то из продюсеров уже сказал, что, мол, я за весь год вперед штраф заплачу. Не в деньгах дело, а в нравственной составляющей. Моральной. Чтобы, если человек жульничает, его и называли бы жуликом. Надеюсь, к весне следующего года будет принят закон Мосгордумы о фонограмме, так что у фонограммщиков есть время подумать.

*****

P.S.

Был тяжелый рабочий день, вы пришли домой, устали жутко… Сварили себе ароматного кофе, легли на диван, укрылись теплым пледом, включили телевизор. «Иногда так хочется отдохнуть, наслаждаясь приятным пением любимого артиста», - подумали вы, перещелкивая каналы. И, о чудо! На одном из музыкальных телеканалов идет концерт вашего кумира, вашего обожаемого артиста. А может, вашей любимой группы или дуэта… Вы расслабились, почувствовали умиротворение, и усталость как рукой сняло.

Однако, вы и не подозреваете, что так любимая вами звезда записала свой голос заранее, и во время выступления ей ничего не остается, кроме как раскрывать рот и соблазнительно двигаться по сцене.

Как понять, поет звезда эстрады под фонограмму или же «в живую», если вам приходится довольствоваться всего лишь видеозаписью концерта, транслируемой по телевидению? Ведь профессиональные звукорежиссеры делают все возможное, чтобы слова песни попадали прямо в такт с «открытием рта» нашей любой звезды. Давайте разберемся.

Как вы понимаете, ни один исполнитель физически не может спеть одну и ту же песню абсолютно одинаково несколько раз. Мы имеем в виду, что интонация голоса может несколько отличаться, качество и настройка звуковой техники могут быть разными (разные микрофоны, разный настройки эквалайзера, тембр, громкость и др.)

Если вы слышите любимую песню артиста в концертном исполнении, и по интонациям, тембру и громкости голоса она абсолютно ничем не отличается от студийной записи (той, которую вы слышали на CD или компьютере), то можете быть уверены, что это «фанера».

Также артист, приглашенный на концерт, может во время проигрыша что-нибудь выкрикивать в микрофон (что-то наподобие «Спасибо вам!» и др.)
Когда звезда эстрады поет песню под фонограмму, звукорежиссеры заглушают ее микрофон. И тут артист начинает что-то выкрикивать, заводя публику, и это получается гораздо тише (несмотря на то, что он кричит, а не поет спокойным голосом), чем слова песни. Это самый распространенный случай, выдающий фонограмму.

Однако, если артист поет песню, и вы чувствуете, что делает он это не так, как на студийной записи, да еще предлагает зрительному залу спеть за него пару куплетов, направляя микрофон в их сторону, то вы можете быть уверены: вас не обманывают, эта звезда по праву заслуживает похвалы, потому что поет в живую. Расслабьтесь, продолжайте пить свой ароматный кофе и получайте истинное удовольствие от просмотра любимого концерта.

Анатолий Григорьев.

Существует не так уж и много музыкальных мерок, по которым одновременно можно оценить Эшли Симпсон, Бейонсе и Public Image Ltd. Так или иначе, они сосуществуют в одном “зале славы” — лучшие певцы под фонограмму всех времен.

История жестикуляций ртом и/или инструментами под предварительно прописанный трек почти так же стара, как и концепция музыкального телевидения. Независимо от того, происходили инциденты случайно либо преднамеренно, все они повлияли на карьеру исполнителей − кому-то дали толчок в популярности, кому-то надломили репутацию. Billboard собрал 10 случаев наиболее известных примеров так называемого липсинка (lip sync — пение под фонограмму). Приводим пересказ их статьи.

10. Michael Jackson, Billie Jean (Motown 25: Yesterday, Today and Forever, 1983)
Whitney Houston, The Star-Spangled Banner (Super Bowl XXV, 1991)

Десятое место разделяют две иконы выступлений под фонограмму.

Первая — Майкл Джексон и его дебютная презентация «лунной походки» перед сокрушительным исполнением Thriller на 25-м юбилейном концерте Motown’s.

Вторая — Уитни Хьюстон. Певица представила предварительно записанную версию национального гимна США на Суперкубке XXV. Запись была настолько популярна, что попала прямиком в топ-10 сотни самых горячих треков по версии Billboard.

Почему они так низко в этом списке? Потому что эти выступления были настолько впечатляющими, что подыгрывание фонограмме выдается абсолютно случайным — многие до сих пор не подозревают, что выступления были сымитированы.

9. New Kids on the Block, general allegations (1992)

Cкандал вокруг группы помог ей подняться гораздо выше в этом списке. Фальсификация живых выступлений стало серьезной проблемой в ранних девяностых. Артисту, который в этом участвовал, грозила полная дискредитация.

В 1992-м бывший помощник продюсера New Kids on the Block, Грэгори МакФерсон, заявил, что бойзбенд отвечает лишь за часть вокальных партий на их студийных записях. Ситуация стала поводом для группового иска от фаната на сумму в 75 миллионов долларов. Группа безотлагательно запланировала выступление в The Arsenio Hall Show, чтобы предоставить доказательства своих вокальных способностей.

Участники New Kids on the Block признались, что подпевали некоторым бэкам, однако само пение под плюс так никогда и не было доказано.

8. Red Hot Chili Peppers, Give It Away (Super Bowl XLVIII, 2014)

Когда участники Red Hot Chili Peppers присоединились к Бруно Марсу на Супер Кубке XLVIII, многие внимательные зрители отметили, что гитары группы даже не были подключены к сети. За это поклонники обвинили бэнд в имитации выступления.

Басист “Перцев” Фли сделал заявление на сайте группы. В нем музыкант признал, что живым был только вокал, но продюсеры не дали им выбора, а команда не хотела пропустить «сюрреалистическое сумасшествие, которое случается раз в жизни». Хотя некоторые были разочарованы таким решением, большинство фанатов приняло объяснение и три года спустя инцидент всплывает разве что как сноска в наследии группы.

7. Beyonce, The Star Spangled Banner (Presidential Inauguration, 2013)

Ценность Бейонсе как живого исполнителя оказалась под угрозой, когда все узнали, что на инаугурации президента США в 2013-м она пела под фонограмму. Певица заявила, что была вынуждена это сделать, ведь ей не удалось провести ни саундчек, ни репетицию с оркестром. Однако, коллеги стали на ее защиту и большинство фанатов признали серьезность ситуации.

6. Britney Spears / Sia, Perfume (Las Vegas Residency, 2015)

Это был едва ли первый раз, когда Бритни Спирс словили на подпевании фонограмме. Большинство фанатов давно приняли тот факт, что ее живые выступления будут в основном танцевальными. Но, как правило, она хотя бы вторила собственным трекам.

Как бы там ни было, в 2014 году на выступлении в резиденции Planet Hollywood Бритни поддельно пела под сингл Perfume. Все бы ничего, но соавтором этой песни является SIA. И во время выступления Бритни пыталась изображать пение под вокал своей австралийской коллеги. Неловкая ситуация.

5. Muse, Uprising (Quell che… il Calcio, 2009)

Когда звездам стадионных выступлений Muse сказали, что для сета на итальянском развлекательном шоу Quelli che il calcio сингл Uprising придется петь под фонограмму, они решили поменяться инструментами. Мэтт Беллами притворялся, что играет на барабанах, а барабанщик Доминик Говард фальшиво пел. Это повеселило фанатов, но не до смеха пришлось хостам шоу: «Вероятно, все поняли, что мы совершенно вывели из себя ведущую, какую-то судью Х-Фактора, которую никто на самом деле не любит», сказал Говард позднее в этом году. Итальянская пресса раздула из этого довольно большую историю.

Впрочем, Muse — не первые, кто таким образом пытался высмеять привычку телевизионщиков пускать песни под фонограмму. Первыми за это взялись Nirvana на передаче Top of The Pops в 1991 году.


4. Public Image Ltd., Poptones / Careering (American Bandstand, 1980)

Прошло уже 37 лет с момента презентации известного анархичного мини-сета второй группы Джони Роттена (Public Image Ltd.) на American Bandstand. Тогда команда сразу же отказалась от каких-либо претензий на живое инструментальное сопровождение, пожелав смешаться с толпой. Хост шоу, Дик Кларк, сказал, что поддержал группу и позднее это выступление стало лучшим в истории Bandstand.

3. Mariah Carey, Emotions / We Belong Together (Dick Clark’s New Year’s Rockin’ Eve, 2016)

Неисправность ушного монитора запомнится всему миру выступлением Мэрайи, в котором она пыталась импровизировать под фонограмму. За фиаско наблюдали телезрители по всему миру и тысячи людей, собравшихся в канун Нового Года на Тайм Сквер. Видео стало поводом для разгромных статей во многих мировых СМИ. Мэрайя и ее менеджмент отчаянно пытались спихнуть вину на организаторов, но до сих пор до конца не понятно, кто облажался больше.

2. Ashlee Simpson, Pieces of Me (Saturday Night Live, 2004)

То, что произошло с Эшли Симпсон на шоу SNL доказывает, что в XXI веке реакция на инцидент гораздо важнее него самого. Симпсон, конечно же, решила справиться с ситуацией парой уловок. Сначала она обвинила собственную группу, потом сказала, что во всем виновата изжога, придавая истории все больше сомнительности. В отличие от Мэрайи, для которой петь под фонограмму — практически часть образа, Эшли воспринимали как думающую поп-звезду, которой такие ситуации не к лицу. Сегодня когда-то многообещающая исполнительница известна в основном благодаря этой истории.

1. Milli Vanilli, Girl You Know It’s True (Club MTV, 1989)

Ни одно выступление под фонограмму не сравнится с танцевальным поп-дуэтом Rob & Fab. Их сверхновый успех в качестве Milli Vanilli угас, когда подтвердилась информация, что они никогда не пели на собственных записях. Разоблачение происходило медленно, но первой весточкой стало живое выступление на Club MTV, где заевшая запись показала, что оба исполнителя подыгрывали фонограмме, после чего попросту сбежали со сцены посреди концерта.

Уровень огласки казуса был достаточно низким, так что их карьера развивалась прежними темпами. Однако, после того как певец Чарльз Шоу сказал прессе, что это его голос был на всех записях и менеджер группы это подтвердил, негативная реакция оказалась беспрецедентной. У дуэта забрали награду «Грэмми» и вынудили возместить стоимость альбомов и билетов на выступления. Они так и не смогли записать еще один хит. Мэрайя и другие исполнители в этом списке отойдут на второй план, а эта группа будет неразрывно ассоциироваться с фразой «пение под фонограмму».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Выступления под фонограмму в России до сих пор не запрещены законом. «Труд» предлагает пять способов, при помощи которых можно самим разоблачить «фанерщиков»

1. Голос певца звучит слишком ровно

Любое интенсивное движение сказывается на пении — именно поэтому фразы в танцевальных песнях неизбежно короче, чем в лирических медляках. Если характер пения никак не меняется, пока артист прыгает по сцене, и вы не слышите его дыхания — это признак включенной «фанеры».

Один из самых известных борцов за живой звук, автор так и не принятого в 2007 году законопроекта Мосгордумы «О фонограмме» Андрей Ковалев рассказал «Труду» о самом частом контраргументе защитников «фанеры» на эстраде: «Однажды между Мадонной и Элтоном Джоном развернулась полемика. Сэр Элтон заявил: «Дорогая Мадонна, я зашел на твой концерт, и что же? Половину песен ты исполнила под фонограмму». Мадонна ответила: «Да, дорогой Элтон, потому что я на сцене прыгаю и танцую». Элтон возразил: «Но я заплатил не за то, чтобы смотреть, как ты прыгаешь, а за то, чтобы слышать твое пение».

То, что сказала Мадонна, — конечно же, отговорка. Даже при самой большой интенсивности движений можно нормально петь. Посмотрите, как работают Slipknot. Или Iron Maiden — их лидеру Брюсу Дикинсону за 60, а какой вокал выдает, бегая по сцене! Все дело в желании и физической форме. Прекрасный способ тренировки — пение в сочетании с бегом на дорожке тренажера. И у нас есть активно танцующие люди, поющие при этом исключительно вживую. Например, Анжелика Варум и Леонид Агутин — они даже от организаторов корпоративов, не говоря уж об афишных концертах, требуют, чтобы была аппаратура для живого звука.

2. Следите за руками звукорежиссера

Если вы сидите в зале недалеко от пульта звукорежиссера, последите за его работой. Некоторые артисты — например, Глюкоза — записывают отдельно инструментальное сопровождение и собственный голос. Это дает возможность следующей манипуляции: в какие-то моменты певец может протянуть микрофон зрителям — дескать, попойте сами и убедитесь, что звук живой. В эти секунды следите за звукорежиссером: если он резко двинул одной из ручек вверх — скорее всего, он ввел на полную мощность микрофон солиста, и теперь звук действительно живой. А до того была «фанера».

«Все рок-музыканты работают вживую, — считает Андрей Ковалев. — Как и все шансонье. А вот поп-певцы — в среднем пятьдесят на пятьдесят. Например, Филиппа Киркорова я не понимаю — великолепный певец, мог бы всегда петь вживую, но до 30 процентов песен исполняет под фонограмму. Дима Билан использует так называемые даблы: накладывает живой голос на им же записанные треки, так что живого звучания там всего 20-30 процентов. Борис Моисеев работает только под фонограмму. А вот Николай Басков, Валерий Меладзе, Олег Газманов или „Ранетки“ всегда поют вживую».

3. Говорит одним голосом, поет другим

Сегодня исполнители любят всяческие воззвания к публике: «Какие вы замечательные!», «Где ваши руки?» и так далее. Эксперты советуют проследить за этим. Если при одинаковой силе голоса его тембр в разговорном варианте сильно отличается от того, что звучал в песне, это верный признак использования фонограммы. Так, например, бывает при съемках большинства телевизионных программ, которые по традиции пишутся под готовую звуковую дорожку.

4. Телекамера — спутница «фанеры»

Если вы увидели в зале краны с телекамерами, можете быть на 90 процентов уверены: здесь звучит «фанера». А если концерт сборный, то есть проходит с участием множества артистов, то и на все 100. Потому что невозможно быстро настроить аппаратуру под каждого артиста. «По своему опыту работы в группе „Пилигрим“ знаю, что на настройку звука уходит не меньше трех часов, — говорит Ковалев. — Конечно, на сборных концертах никто этого не делает. Но в таком случае зрители должны задуматься: а стоит ли зрелище тех больших денег, которые они за него заплатили? Ведь, по сути, их сделали статистами, то есть это им должны платить за съемки, а не они».

Итак, все «Песни года» и им подобные действа — сплошная «фанера». Хотя на самом деле мы далеко ушли от тех времен, когда несовершенная аппаратура не позволяла записать качественный звук на живом шоу. Сегодня такая возможность есть. На некоторых телешоу звук уже живой и очень качественный. Так что все дело в желании или нежелании телевизионщиков возиться с живой акустикой.

5. Прямо как на диске

Живое исполнение всегда имеет какие-то индивидуальные особенности и шероховатости. Тут ритм немного ускорился, там мелодическое украшение добавилось: Если же вы слышите пение, до мельчайших деталей совпадающее с известной по дискам и радиоэфиру фонограммой, то это значит, что именно она здесь и звучит.

Впрочем, этот способ не всегда работает. «Некоторые мастера идут на ухищрения, — рассказал „Труду“ Андрей Ковалев. — Те звезды, которым позволяют средства, пишут специальный концертный „плюс один“ с некоторыми как бы шероховатостями исполнения. Например, София Ротару в 1970-х записала фонограмму с нарочитым киксом, будто у нее срывается голос. Она в этом месте мило извинялась, и у публики создавалось впечатление живого пения».

Опрос: «Фонограмма — это зло?»

Иосиф Кобзон, певец: «Нет конкретных мер наказания за фонограмму»

— Когда я был председателем комитета по культуре Госдумы, мы много на эту тему говорили. Есть закон о защите прав потребителей, но нет механизма его исполнения и нет мер наказания. Нужно создавать штат контролеров — не в составе Роспотребнадзора, а новый орган.


Иосиф Пригожин, продюсер: «Фонограмщики ушли в корпоративы»

— Те, кто существует за счет публичных концертов, работают живьем. А фонограмщики ушли в корпоративы. На сборных концертах фонограмма может быть. У нас не принято, когда один живой оркестр сопровождает всех певцов программы.


Илья Черт, р
ок-музыкант: «Фонограмма — это ложь»

— В рок-музыке, в отличие от попсы, фонограмму представить невозможно. Это называется ложь. Когда на сцене открывают рот и виляют попой под чью-то запись — свою, а бывает, что и чужую. Разговоры о том, что в каких-то шоу живой звук создает технические сложности, — отговорка.

Вячеслав Бутусов, рок-музыкант: «Нужно воспитывать совесть в людях»
— «Фанера» проникла в наш концертный бизнес ровно настолько, насколько позволяет наш концертный бизнес. Поскольку у нас понятие “бизнес” сильно извращено и означает всего лишь примитивную схему: поменьше отдать - побольше забрать, то вся наша концертная деятельность выглядит как грабёж по Остапу Бендеру. Почему рокеры обычно работают живьем, а попса часто - под «фанеру»? Рокеры - аскеты, им не обязательно сладко кушать и мягко спать. Благодаря такому распределению душевного внимания им удаётся уделять большее время полезным аспектам этой жизни.

А чтобы избавиться от этого зла, нужно воспитывать совесть в людях, тогда нам всё будет по плечу, и даже более серьёзные задачи, чем борьба с немой музыкой.

Фонограмма вне закона

Китай

По закону, изданному в 2008 году, за нарушение полагается штраф до 20 000 долларов и пожизненное лишение концертной лицензии.

Туркменистан

В 2005-м президент Сапармурат Ниязов своим указом запретил фонограмму на культурных мероприятиях и свадьбах.

Молдова

В 2008-м Министерство культуры запретило фонограмму на официальных концертах, проводимых за государственные деньги.