Конспект «Вопросы формирования репертуара для русских народных ансамблей ». Работа со смешанным ансамблем русских народных инструментов Современные ансамбли народных инструментов

Методическая разработка «Особенности работы педагога-музыканта с разновозрастным ансамблем смешанного типа

(щипковые и язычковые народные инструменты,вокал, смычковые инструменты)в учреждении дополнительного образования»

Данная разработка может быть интересна и полезна педагогам дополнительного образования, руководителям ансамблей при организации художественных коллективов

Скачать:


Предварительный просмотр:


Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Городской центр развития дополнительного образования

Курсы повышения квалификации

Методическая разработка

«Особенности работы педагога-музыканта с

Разновозрастным ансамблем смешанного типа

(щипковые и язычковые народные инструменты,

вокал, смычковые инструменты)

в учреждении дополнительного образования»

Екимова Елена Владимировна,

Владимирова Валентина Алексеевна

педагоги дополнительного образования

Государственного бюджетного

учреждения дополнительного образования

Дворец Детского Творчества

Петроградского района

Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2015-2016

Пояснительная записка

Подбор репертуара

Создание партитуры

Примеры составления партитуры для разновозрастного ансамбля смешанного типа

Заключение

Библиография

Пояснительная записка

Многовековое развитие мировой музыкальной культуры подтверждает, что исполнительство, будь то инструментальное или вокальное, немыслимо без ансамблевого музицирования.

Эффективной и востребованной формой приобщения детей к музыкальному искусству является ансамблевое музицирование, которое даёт возможность каждому обучающемуся проявить свои способности в коллективном музыкальном сотворчестве в соответствии со своими способностями и уровнем подготовки. Изучение ансамблевой литературы и овладение навыками совместной игры являются составной частью системы воспитания юных музыкантов. Особенную востребованность и актуальность ансамблевое музицирование приобрело в современный период. Свидетельство тому и большое количество конкурсов, фестивалей, специально посвященных ансамблевому исполнительству, нотных изданий, включающих в себя огромное количество самых разнообразных переложений популярных произведений классического и современного репертуара для разных ансамблевых составов.

Данная разработка может быть интересна и полезна педагогам дополнительного образования, руководителям ансамблей при организации художественных коллективов.

В данной методической разработке представлен опыт организации деятельности разновозрастного смешанного ансамбля «Апрель» Дворца детского творчества Петроградского района. Коллектив появился из идеи педагогов дополнительного образования – соединить разные группы инструментов, которые имеют между собой разнотембровое звучание инструментов народного и симфонического оркестров.

Наш коллектив нестандартный по своему составу, в него входят обучающиеся разного возраста, занимающиеся по следующим дополнительным общеобразовательным программам:

  1. «Ансамбль народных инструментов»;
  2. «Ансамбль баянистов и аккордеонистов»;
  3. «Обучение игре на скрипке»;
  4. «Вокальный ансамбль».

Целью организации разновозрастного смешанного музыкального коллектива является развитие социальной и творческой активности обучающихся через включение их в совместный музыкальный процесс.

Задачи:

  • воспитательные:

Развитие коммуникативных навыков в разновозрастном коллективе;

Воспитание чувства партнерства;

Воспитание толерантности к исполнителям на других видах музыкальных инструментов, жанрам и стилям музыки;

Воспитание культуры музыкального исполнения;

Воспитание культуры сценического поведения;

Воспитание эмоциональности восприятия и исполнения музыкальных произведений;

  • развивающие:

Развитие у обучающихся аналитических способностей (умение слушать и анализировать собственное исполнение, а также исполнение других групп);

Развитие у обучающихся музыкального слуха, памяти и чувства ритма;

Развитие творческого подхода к исполнению музыкальных произведений;

Развитие координации рук и корпуса.

  • обучающие:

Знакомство со струнно-смычковыми, народными и язычковыми музыкальными инструментами;

Формирование у обучающихся навыков ансамблевого исполнительства;

Формирование навыков чтения с листа;

Формирование навыков сценического исполнительства;

Изучение музыкальной грамоты и элементарной теории музыки.

В творческие коллективы образовательных программ принимаются все желающие от 6 до 18 лет. На первых занятиях проходят прослушивания, где выявляются музыкальные данные детей, и, в зависимости от их способностей, идет распределение по группам инструментов.

Условия организации ансамбля смешанного типа и особенности репетиционной работы

Основным условием организации такого творческого коллектива является содружество педагогов дополнительного образования, нацеленных на поиск новых идей.

Важным этапом для успешной деятельности является планирование работы. Педагоги продумывают план работы в каждом детском объединении и ищут общие точки соприкосновения. Составляется годовой концертный и конкурсный планы.

Точки соприкосновения:

  • общий репертуар
  • общие репетиции
  • совместные выступления.

Работа над произведениями начинается внутри каждого объединения с разучивания нотного материала на индивидуальных занятиях или на репетициях малыми группами.

Важную роль на этом этапе играет концертмейстер, который помогает получить цельное представление о музыкальном произведении. Обучающиеся сразу учатся слушать свою партию в цельном звучании пьесы, а также услышать и партии других голосов. Кроме изучения нотного материала и штрихов одновременно начинается работа над образом и характером музыки. Партии, в основном, разучиваются в замедленном темпе для освоения технических трудностей.

На занятиях без концертмейстера в первую очередь выявляются те места в партии, которые представляют наибольшую трудность – техническую, мелодическую, ритмическую и отдельно идет работа над сложными местами, добиваясь чёткого и правильного его исполнения штрихами, аппликатурой, динамикой.

После того, как дети свободно овладеют нотным материалом, начинаются репетиции в каждой группе инструментов. Здесь появляется сложность одновременного исполнения одного голоса, либо нескольких, если есть дивизия внутри одного вида инструментов. На данном этапе идет работа над общими штрихами, динамикой, поиском выразительных средств, а также работа над образно-эмоциональным содержанием произведений.

А следующим этапом работы по подготовке к выступлению являются сводные репетиции, где идёт соединение всех групп инструментов ансамбля. Используется дифференцированный подход, вариативность соединения разных музыкальных инструментов:

  • домра – балалайка – язычковые народные инструменты
  • скрипка – вокал
  • скрипка – вокал – народные язычковые и щипковые инструменты и др.

При работе с детьми применяется индивидуальный подход к каждому ребенку, каждый играет свою роль в ансамбле в зависимости от достигнутого уровня исполнительского мастерства. На репетициях особое внимание уделяется работе над художественным образом и формой произведений. Перед обучающимися стоит непростая задача гармонично ввести свою партию в общее звучание разнотембрового ансамбля, слышать мелодию, которая проходит в разных голосах.

Подбор репертуара

В зависимости от требований к концертно-конкурсной программе педагоги подбирают подходящий репертуар к своей общеобразовательной программе. Единый концертный репертуар подбирается совместно всеми педагогами исходя из исполнительских возможностей обучающихся.

Добротный, высококачественный репертуар – основа творческой деятельности любого художественного коллектива, он стимулирует рост исполнительского и художественного мастерства участников ансамбля и одновременно способствует развитию художественных вкусов исполнителей, а также публики. Следует тщательно подбирать произведения, имеющие художественную ценность, сочетающие интересное содержание с совершенством формы, с оригинальными и разнообразными выразительными средствами, способными по-настоящему увлечь слушателей и раскрыть артистические дарования исполнителей.

Создание партитуры

Хорошо сделанная инструментовка – один из решающих факторов успешного выступления ансамбля. Для грамотного составления партитуры мы изучили особенности каждой группы инструментов: их рабочий диапазон, динамические возможности, особенности тембрового звучания, штриховые возможности. В зависимости от характера, фактуры, темпа, динамики произведения проводим разделение функций, излагаем материал соответственно специфическим качеством инструментов, манере игры на каждом из них.

Характеристика музыкальных инструментов

В нашем ансамбле соединены следующие группы музыкальных инструментов: домра, балалайка, аккордеон, баян, скрипка и вокал.

Каждая группа, как, впрочем, и отдельные инструменты, имеют богатую палитру ярких, индивидуальных красок, которые используются при исполнении мелодий, подголосков, пассажей, в различных соединениях с другими инструментами. Остановимся на кратких характеристиках основных музыкальных инструментов нашего коллектива.

Стандартный рабочий диапазон скрипки от « » малой октавы до « » четвёртой октавы .

Тембр скрипки – густой в низком регистре, мягкий и нежный в среднем и светлый, блестящий в верхнем. По причине близости звучания к человеческому голосу и способности производить сильное эмоциональное воздействие на слушателей, скрипка - наиболее подходящий инструмент для игры мелодической линии. Также в ансамбле она может выполнять и аккомпанирующую функцию. Так как тембр скрипки очень яркий, для сопровождения солирующей партии у группы домр и балалаек обычно применяется штрих pizzicato, либо аккомпанирующая партия исполняется в более тихой динамике, чем у солирующей группы. Схожесть тембра инструмента с тембром голоса создает возможность гармоничного звучания с вокальной партией. Учитывая эту особенность, скрипка может играть подголоски либо один из голосов в многоголосном вокальном произведении.

Детские певческие голоса к 10-12 годам начинают делиться на дискант (имеет диапазон от ноты «до» первой до «ля» второй октавы, подвижный, звонкий) и альт (более низкий и менее подвижный голос, чем дискант, диапазон от ноты соль малой до соль второй октавы).

Домра малая. Диапазон малой домры от «ми» первой октавы до «ля» третьей октавы. Строй – ми, ля, ре. Инструмент нетранспонирующий. Низкий регистр – мягкий, сочный. Основной прием игры «тремоло». Штрих «стаккато» исполняется ударом вниз «П» или вверх «V». Пиццикато (pizzicato) – прием игры щипком (безымянным или большим пальцем). Домра малая имеет ровную и яркую звучность во всем диапазоне. В низком и среднем регистрах на домре малой выразительно звучат мелодии напевного характера. Диапазон балалайки примы от «ми» первой октавы до «ре» третьей октавы. В низком регистре инструмент звучит более приглушенно, чем в среднем. Балалайка обладает большими возможностями исполнять мелодии напевного характера двойными и тройными нотами, используя такие приемы: бряцание, pizzicato, вибрато.

В нашем ансамбле партия домры и балалайки выполняет как мелодическую функцию (основные приемы удары вниз и вверх, пиццикато, флажолеты), так и функцию аккомпанемента. Учитывая, что домра и балалайка уступает по звучности другим группам инструментов в нашем ансамбле, при игре сольной партии нужно их динамически выделять.

Балалайка альт, как и домра альт, транспонируется на октаву вниз. Диапазон балалайки от ноты «ми» малой октавы до «до» второй октавы, а домры от ноты «ми» малой октавы до «ля» второй октавы. Балалайка альт выполняет в основном функцию аккомпанемента. Низкий и средний регистр балалайки альт наиболее употребительны. Домра альтовая имеет мягкий, грудной по тембру звук. В наших произведениях балалайке альт мы отдаем партии подголосочного характера, исполнение различного рода гармонических фигураций по одной ноте.

Аккордеон и баян компенсирует отсутствие духовых народных инструментов симфонического оркестра. Мы используем правую клавиатуру инструмента, имеющую диапазон от «соль» большой октавы до «ми» четвертой октавы. Также эти инструменты часто используются нами в роли аккомпанемента и выполняют функцию фортепиано.

Заключение

В данной методической разработке представлен опыт организации деятельности разновозрастного смешанного ансамбля «Апрель» Дворца детского творчества Петроградского района.

Вокально-инструментальный ансамбль «Апрель» существует во Дворце Детского Творчества недавно (менее 5 лет), но уже появились результаты проделанной работы педагогов и обучающихся: грамоты и призовые места на конкурсах (см. приложение 3). А также наш опыт заинтересовал других руководителей художественных коллективов, которые выразили готовность к совместному сотрудничеству с нашим ансамблем. Результатом стали совместные выступления на концертах, конкурсах и фестивалях с различными ансамблями и хорами.

В процессе обучения, по дополнительным общеобразовательным программам дети осваивали на практике музыкально-исполнительские навыки, чтение нот с листа, научились играть в коллективе, слышать друг друга в ансамбле.

Методика обучения игры в смешанном коллективе включает в себя индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его способностей, характера, физического здоровья и преподносятся в игровом варианте. Мы предлагаем детям высказывать свою точку зрения, находить художественный образ и, как следствие, развивать нестандартное мышление, фантазию, творчество, память, внимание, увеличивать словарный запас музыкальными терминами, развивать музыкальные и исполнительские навыки. У участников коллектива воспитывается ответственность за исполнение пьес перед другими музыкантами, идет развитие музыкального слуха, тесное знакомство с музыкальными инструментами. В работе с ансамблем педагогу нужно обязательно учитывать и воспитательный процесс: приучать детей уважать друг друга, прививать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки и этим самым способствовать развитию личности каждого ребенка.

Помимо развития вокальных и технических навыков, работа ансамбля над такими произведениями, как В. Косма «Игрушка» и Р. Роджерс «Песенка о прекрасных вещах» способствует прививанию у детей любви к музыке, что, на наш взгляд, является очень важным в воспитании обучающихся. Работа коллектива над музыкальными произведениями, в состав исполнения которого включены различные музыкальные инструменты, приводит к колоссальному «росту» коллектива.

Библиография

  1. Каргин, А. С. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов // Третье издание, Ред. Т. Ершова, М.: «Музыка», 1987. – 41 с.
  2. Чулаки, М. И. Инструменты симфонического оркестра // Третье издание, Ред. К. Кондахчан, М.: «Музыка», 1972
  3. Лебедев, С. Н. Русская книга о FINALE // СПБ: «Композитор», 2003.
  4. Раева, О. А. Вопросы формирования репертуара для ансамблей русских народных инструментов. Методическая разработка, Республика Крым, 2014.

Работа со смешанным ансамблем народных инструментов

Ансамбль формируется из учеников 10-14 лет, в количестве 15-20 человек. Также допускаются дети младших классов, делающие успехи в освоении специального инструмента, и проявляющих желание участвовать в ансамбле. Инструменты, входящие в данный ансамбль: баян, балалайка прима, домра басовая; окарина, блокфлейта, кугиклы; ложки, трещотка, рубель, треугольник, кокошник и др.
Руководитель данного коллектива должен владеть основными - навыками игры на всех инструментах, входящих в состав ансамбля, также владеть навыками написания и чтения оркестровых партитур.
При распределении учащихся по инструментам необходимо учитывать их способности, желание, особенности темперамента. Такие инструменты, как баян, балалайка прима, балалайка бас, домра басовая, а также рожок и жалейка лучше осваивать мальчикам, а девочкам больше подойдут – свирель, окарина, блокфлейта и кугиклы. Ударные инструменты осваивают учащиеся эстетического отделения, так как эта группа инструментов очень проста в освоении и не требует дополнительных занятий. Разнообразие ударных инструментов, многообразие красочных приемов игры на них, вызывает интерес к занятиям в ансамбле даже у учащихся с разными музыкальными способностями. Данные занятия в коллективе профессиональной направленности для учащихся эстетического отделения создают дополнительные условия для занятий, концертных выступлений, это стимулирует желание заниматься музыкой, повышает интерес к народному музыкальному творчеству.
На первоначальном этапе разучивания произведения можно проводить мелкогрупповые занятия (от 2 до 6 человек), объединяя при этом учащихся, играющих на однородных инструментах (группы балалаек, баянов, жалеек, свирелей), также для тщательного и детального разбора партий допускается индивидуальная работа с учеником. В процессе такого занятия преподаватель должен познакомить учеников с инструментом, основами посадки, строем, и основными приемами игры. Очень важно уделить особое внимание группе ударных инструментов, так как они являются ритмической основой ансамбля. Для группы ударных инструментов полезна работа с упражнениями на освоение различных ритмических рисунков.
После проведения мелкогрупповых репетиций, руководитель организовывает сводные репетиции всего ансамбля, на которых все участники исполняют свои партии. На первых сводных репетициях с ансамблем работу рекомендуется начинать с простых упражнений для освоения инструментов, например: упражнения, изложенные крупными длительностями, для работы над ровным звуковедением и балансом в ансамбле, упражнения не сложные ритмически с использованием различных штрихов. С самых первых репетиций следует уделять внимание правильному исполнению штрихов, отрабатывать по группам, добиваясь единства исполнения. Упражнения также следует выбирать в отдельности для каждого инструмента, направленные на изучение конкретного игрового приема. Для удобства рекомендуется произведения разделить на небольшие части, чаще всего это периоды, и обозначить их цифрами, чтобы не было путаницы при работе над отдельной частью, изучаемой пьесы.
В процессе каждой репетиции руководитель должен ставить определенные цели, и использовать разные методы работы, исходя из того на какой стадии находится работа над музыкальным произведением.
Работу над музыкальным произведением необходимо разбить на несколько этапов: чтение с листа, разбор, работа над сложными местами, выучивание и концертное выступление. Нужно помнить и об особенностях ансамблевой игры: точное выполнение приемов и штрихов, ритмическая ровность, одновременное взятие звука, баланс между инструментами, или между солистом и ансамблем.
Для того чтобы правильно выстроить учебный процесс необходимо с ответственностью подходить к выбору учебного материала.
При выборе произведений необходимо обращать внимание на их доступность для учащихся, интересное содержание и новые приемы игры, также рекомендуется включать в программу произведение с солистом, благодаря которому развивается умение вокально-инструментальной ансамблевой игры. Желательно использовать произведения разных жанров.
Репертуарный список не является исчерпывающим. Руководитель может дополнять его народными обработками, произведениями разных жанров в собственной аранжировке.
На последнем году обучения введен краткий теоретический курс истории исполнительства на русских народных инструментах, на который отводится 0.25 часа (это время может быть изменено по усмотрению педагога).
Неотъемлемой частью в воспитании полноценного музыканта является концертное выступление. Такие мероприятия еще больше сплачивают коллектив, воспитывают у детей чувство ответственности.
Данный вид музицирования интересен для детей, позволяет им проникнуться духом русской культуры, любить и уважать свою страну.

Коллективная игра на музыкальных инструментах – мощное средство воспитания и обучения детей музыкальному творчеству. Игра в ансамбле дисциплинирует, развивает чувство ответственности, активизирует музыкальные способности, включает в работу и тренирует психические механизмы, отвечающие за тонкую нервную деятельность.

В каждой школе можно найти 8 – 10 учеников, у которых дома есть музыкальные инструменты. Это может быть баян, аккордеон, гармонь. Инструменты для игры можно поискать у родственников, знакомых, соседей. Мой опыт в создании детских оркестров народных инструментов позволяет сказать, что всегда находится достаточное количество инструментов. Причем, всплывают из кладовых и чердаков чуть ли не раритетные, музейные экземпляры баянов, аккордеонов, гармошек. Конечно, многие инструменты требуют серьезного ремонта, но это уже другая история.

Итак, из детей, имеющих музыкальные инструменты и желающих обучиться играть на них, создается инструментальный ансамбль.

После того, как минимальный состав будущего коллектива подобран, дети с инструментами и желательно с родителями приглашаются на первое занятие. На вводном уроке руководитель ставит перед детьми задачи, разъясняет методы обучения, настраивает коллектив на работу, акцентируя внимание на систематичности занятий, добросовестном отношении к домашним заданиям. Естественно для создания такого коллектива необходима твёрдая теоретическая база, в которой всё распланировано, расписано, разложено по полочкам.

Хорошо, если у руководителя есть программа по оркестру (ансамблю) с тематическим планированием, репертуарными приложениями. Такая программа – основа любого обучения, а не дань моде. Руководствуясь положениями этого документа, педагог сможет чётко наладить, организовать репетиционную и концертную деятельность коллектива. На первом же занятии руководитель рассказывает о музыкальных инструментах, которые войдут в состав ансамбля, демонстрирует их возможности. Разумеется, руководитель должен свободно владеть этими инструментами. После обсуждения распорядка занятий и решения возникших организационных вопросов можно приступить непосредственно к игре. Вот чему нужно поучиться на первом уроке:

1.Правильная посадка и положение пальцев на клавиатуре.

2.Извлечение индивидуально и коллективно ноты «до».

3.Проигрывание ноты «до» под метроном в разных темпах и с разными длительностями.

4.Рационально – правильная работа мехом при извлечении звука.

И пусть эта первая встреча затянется, пусть именно на ней дети поймут, что «не боги горшки» обжигают, что научиться играть на баяне, гармони, аккордеоне вполне реально.

Для более полного освоения детьми инструмента руководитель должен спланировать и организовать индивидуальные уроки. Они не должны сводиться только к разучиванию произведений. Здесь можно разбираться в вопросах теории музыки, методах и примах работы начинающих музыкантов с инструментами. Сюда же можно отнести всевозможные упражнения на развитие музыкального слуха и чувства ритма. И обязательное условие – индивидуальные занятия не должны быть скучными, рутинными.

В организации ансамбля баянистов я использовал незаслуженно забытый метод обучения игре на инструментах «с руки». Этот метод продуктивно работал в глубокой старине. Ведь практически все музыканты, играющие на народных инструментах в конце 19, начале 20-го века учились игре на балалайках, домрах, гармонях именно «с руки» учителя или опытного музыканта.

Успешно использовал подобную методику знаменитый музыкант – народник В. Андреев. Его питомцы быстро и качественно осваивали инструменты, вели интенсивную концертную деятельность, достигали высшего мастерства. Естественно, им поневоле пришлось впоследствии заняться теорией музыки. Но начало было положено именно с копирования игры учителя.

Обучение коллективной игре на музыкальных инструментах «с руки» хорошо тем, что участники ансамбля очень быстро перехватывают мелодии, манеру, пассажи, акценты учителя. И буквально на 2-3 занятии довольно свободно и устойчиво играют свои партии. Это превосходный стимул для движения вперед. Ведь для ребенка очень важен результата его трудов. А в данном случае результат на лицо: из простых звуков, несложных партий в итоге собралась мелодия, зазвучавшая широко, раздольно, напевно. Каждый участник ансамбля хорошо слышит и общую, и свою игру. Все это концентрировано развивает музыкальные способности детей.

А как же нотная грамота? К ней мы еще вернемся. И дети воспримут ее как необходимость, как реальный и могучий инструмент для освоения баяна. И после того как они поиграют в ансамбле «с руки», им будет легче справиться с «закорючками» нотной грамоты.

Итак, дети с инструментами рассаживаются на стульях полукругом на расстоянии примерно 50 см друг от друга. Это расстояние необходимо для того, чтобы педагог мог иметь круговой доступ к каждому музыканту (спереди, сзади, с боку). А подвигаться придется не мало.

Начинаем разучивать новое произведение. Участники ансамбля рассажены строго по партиям. Педагог становиться за спиной первого баяниста и показывает начальный такт разучиваемой пьесы. Показ повторяется в медленном темпе несколько раз. Ученик повторяет услышанное и увиденное, разучивает фрагмент заданной мелодии. В это время педагог переходит ко второму ученику и по аналогии с первым показывает, что и как надо играть в данном отрезке (такте). После показа игры первого такта все участники ансамбля (по партиям), руководитель возвращается к первому участнику, повторяет выученное, исправляя ошибки. Заранее проверяется по очереди у всех. Затем ансамблю дается время, 2-3 минуты на заучивание своих партий.

Если один такт произведения выучен всеми участниками без ошибок, педагог предлагает сыграть выученное коллективно, сам при этом играет основную мелодию и партию левой руки.

Разученный фрагмент произведения повторяется ансамблем несколько раз для закрепления. На этом этапе педагог следит за посадкой учеников, движением меха, положением пальцев, точностью партий.

Аналогичная работа проводиться с последующими тактами до самого окончания пьесы.

Как видим, ничего сложного нет. Любой учитель музыки в школе может организовать подобный ансамбль или даже оркестр, который через пару месяцев будет вполне прилично играть.

Желаю удачи! Послушайте на досуге:

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«Детская школа искусств имени А.М.Кузьмина»

Доклад на тему:

« Работа со смешанным ансамблем русских народных инструментов »

Выполнила:

преподаватель

Коломиец И.В.

г.Мегион

Современные тенденции в сфере исполнительства на русских народных инструментах связаны с интенсивным развитием ансамблевого музицирования, с функционированием разнообразных типов ансамблей при филармониях и дворцах культуры, в различных учебных заведениях. Отсюда вытекает необходимость целенаправленной подготовки руководителей соответствующих ансамблей на отделениях и факультетах народных инструментов музыкальных училищ и вузов страны.

Однако воспитание ансамблиста в учебной практике, как правило, сопряжено с известными ограничениями. Педагогам обычно поручают вести однородные ансамбли: баянистам – ансамбли баянов, домристам или балалаечникам – ансамбли струнных щипковых народных инструментов. Составы данного типа получили большое распространение в профессиональном исполнительстве. Достаточно вспомнить такие прославленные ансамбли, как трио баянистов А. Кузнецов, Я. Попков, А. Данилов, дуэт баянистов А. Шалаев – Н. Крылов, Уральское трио баянистов, квартет Киевской филармонии, ансамбль «Сказ» и др.

Несомненно, работа с однородными ансамблями – дуэтами, трио, квартетами баянов, трио, квартетами и квинтетами домр, унисонами балалаек и т. п. – очень важна. Тем не менее, описываемые ограничения в деятельности педагогов училищ и вузов препятствуют полноценной подготовке молодых специалистов, – ведь фактически выпускники музыкальных училищ очень часто сталкиваются с необходимостью руководства смешанными ансамблями. Чаще всего последние состоят из струнных инструментов и баяна. Занятия с подобными коллективами должны стать органической составной частью учебного процесса.

Приступая к работе, современный педагог сталкивается с неизбежными трудностями: во- первых, с острым дефицитом методической литературы, посвящённой смешанным ансамблям русских народных инструментов; во-вторых, с ограниченным количеством репертуарных сборников, включающих проверенные концертной практикой интересные оригинальные сочинения, транскрипции, переложения и учитывающих различные уровни подготовки и творческие направления указанных составов. Большая часть издаваемой методической литературы обращена к камерным ансамблям академического профиля – с участием смычковых инструментов фортепиано. Содержание таких публикаций требует значительной корректировки с учетом специфики народно-ансамблевого музицирования (см., например, ).