Конкурс для персонала: подробная инструкция с примерами. Вовлечение персонала в улучшение через организацию конкурсов Творческие конкурсы для сотрудников компании примеры

Конкурсы – знакомый нам с детства способ проявить себя и оценить силы других. В процессе конкурса мы учимся общаться, понимать друг друга, быть командой или быть лидером.

Мы учимся победе, участию и соучастию. Также конкурсы обеспечивают одну из важных HR-составляющих – вовлеченность сотрудников.

Как использовать достоинства конкурсов для внутренних коммуникаций, мы обсудили с экспертами и делимся с вами в этой статье.

Цели конкурсов

Внутренние конкурсы в нашей компании проводятся всегда как часть крупных мотивационных проектов, кульминация которых как правило происходит во время корпоративных вечеров, т.к. присутствие на них не является обязательным, а следовательно требует активных действий по привлечению на них участников. Это некая PR-составляющая самого мероприятия, преследующая сразу несколько целей:

1. Нематериально поощрить сотрудника, во всеуслышание заявив о его способностях, достижениях или вкладе в общее дело Банка.
2. Вовлечь как можно большее количество людей в жизнь Банка, транслировать ценности компании, обратить внимание аудитории на важную информацию или привлечь коллектив в проблеме и поиску ее решения.
3. Стимулировать коллег на раскрытие своего потенциала.
4. Создать ажиотаж перед финальным событием конкурса, которое проходит на корпоративном мероприятии, совместив информационные поводы (детали проведения конкурса и детали будущего мероприятия)
Александра Попова, ведущий специалист по внутренним коммуникациям АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО), рассказала о роли внутренних конкурсов в РУССЛАВБАНК.

«В этом году ФГУП ГЦСС исполняется 75 лет, в честь этого праздника внутри компании было проведено несколько конкурсов – викторина, конкурс фотографий, литературный, а так же конкурс на лучший экспонат для музея спецсвязи. Данная активность была реализована с целью ознакомить сотрудников с историей предприятия. Участвуя в викторине, нужно было узнавать интересные факты, находить информацию, поднимать архивы и коммуницировать с более опытными работниками, чтобы дать правильный ответ. У нас трудятся очень талантливые люди, которые не только отлично проявляют себя как спецсвязисты, но и прекрасно пишут, а так же увлекаются фотографией, поэтому мы решили объявить для них литературный и фото конкурс. Поскольку предприятие существует давно, внутри него сложились целые династии и много ветеранов, проработавших несколько десятков лет. У каждого за плечами огромная история, а так же есть уникальные вещи, связанные с работой, которые можно было бы продемонстрировать в нашем музее, поэтому мы организовали конкурс на лучший экспонат. Основная задача проведения подобных мероприятий это желание уделить внимание сотрудникам, дать им возможность проявить себя не только в работе, но и раскрыть их таланты, сплотить коллектив и поощрить за активное участие в корпоративной жизни», делится Татьяна Парфенова, начальник учебно-методического центра ФГУП ГЦСС.

София Семёнова, руководитель направления внутренних коммуникаций и продвижения бренда работодателя Volvo Group Россия, говорит, что цели внутренних конкурсов в Volvo Group Россия разные. Так, сбор инновационных идей направлен на улучшение бизнеса, соревнования коммерческих команд – на решение коммерческих задач, конкурсы на лучший проект в области качества/безопасности/защиты окружающей среды/технологий направлены на продвижение корпоративных ценностей Volvo Group, конкурсы для механиков – на повышение квалификации сотрудников. Есть так называемые мотивационные конкурсы, которые являются частью системы внутренних наград. «Мы также проводим внутрикорпоративные конкурсы, целью которых является внутренний брендинг. Конкурсы позволяют нам решать и задачи рекрутмента - 75% менеджерских позиций в компании мы замещаем на основе внутреннего конкурса», - добавляет София.

Организуя корпоративные конкурсы, можно достичь следующих целей: повысить уровень лояльности и вовлеченности, мотивировать сотрудников работать лучше и эффективнее, поощрить и признать заслуги работников, сплотить команду, транслировать корпоративные ценности, развивать нужные для компании и сотрудников компетенции, привлечь внимание молодого поколения к истории и перспективам развития отрасли, формировать интерес и уважение к какой-либо профессии. – Рассуждает Надежда Усова, старший менеджер по внутренним коммуникациям Х5 Retail Group. – Тематика конкурсов может быть самой разной: фотоконкурсы, конкурс на лучшую креативную идею по заданной теме, конкурс лучших сотрудников, конкурсы необычных развлечений и т.д. Участие в состязаниях порой раскрывают людей с неожиданной стороны: например, строгого педантичного бухгалтера мы можем увидеть в роли любителя экстремальных путешествий, солидного директора по продажам – в роли коллекционера миниатюрных автомобилей и т.д. Конкурсы позволяют сотрудникам больше и лучше узнавать друг друга, что способствует сплочению коллектива и выстраиванию более эффективных личных взаимоотношений и коммуникаций между подразделениями.

Таким образом, конкурсы интересны и руководству, и сотрудникам, и отделу персонала, т.к. при правильной постановке целей и реализации проекта можно решить несколько разноплановых задач. Но при этом конкурсы, проведенные «для галочки», малоэффективны как для компании, так и для сотрудников.


Неотвратимый успех

Приведите примеры самых удачных конкурсов на вашей практике, и что эти конкурсы дали компании?

Самым удачным конкурсом в РУССЛАВБАНКе стал прошлогодний "Сотрудник Года 2013". Суть конкурса заключалась в выявлении и поощрении лучших работников банка на основе оценки его коллег, т.е. в номинациях были представлены только те сотрудники, которые были выдвинуты их же коллегами. Конкурс прошел в 3 этапа: с сентября по октябрь 2013 года коллеги анонимно выдвигали в заранее известных номинациях наиболее подходящего по их мнению человека, обосновав причину своего решения. Затем, из числа присланных имен в номинации были отобраны только 3 самых часто встречающихся. С октября по ноябрь прошел финальный этап голосования, в котором нужно было отдать предпочтение одному из 3 финалистов. В начале декабря во время корпоративного вечера в честь Дня Рождения компании были озвучены имена победителей и вручены призы. - Вспоминает Александра Попова.

По итогам конкурса мы получили невероятные результаты. Во-первых, было вовлечено максимум региональных офисов и представительств в гонку за главный приз - приезд за счет компании в Москву на вручение статуэток + оплачиваемая 3-месячная стажировка в столице в любом департаменте по выбору победителя с дальнейшей возможностью получить работу в главном офисе Банка. Именно региональные сотрудники чаще всего оказывались в числе финалистов. Во-вторых, повысилась эффективность труда и улучшилась коммуникация между коллегами, т.к. сотрудники выдвигали в качестве номинантов друг друга на основании результатов работы и качества сервиса. В-третьих, мы выявили таланты и помогли карьерному развитию "серых мышек" - сотрудников, которые качественно выполняли свою работу, но не были ранее замечены руководством в силу своих личностных качеств - скромности, застенчивости. Они чаще других оказывались в списке самых трудолюбивых и ответственных, о чем мы непременно рассказывали их руководителям. Таким образом, 4 номинанта получили повышение, а одна девушка из Калуги получила работу в Москве. В-четвертых, благодаря активной коммуникационной стратегии конкурса, включавшей тизинговую PR-кампанию корпоративного вечера (информационные рассылки, спец. рубрика в корпоративном журнале, листовки и приглашения, интернет-баннеры на внутреннем сайте, создающие эффект недосказанности и провоцирующие на дальнейшее отслеживание новостей), был поставлен абсолютный рекорд по количеству присутствующих на нем человек - 550, что составляет 137% от целевой аудитории (изначально планировалось привлечь 400 чел.). Это был, не побоюсь этого слова, колоссальный успех!
В целом, с помощью этого конкурса нам удалось сделать так, что за 3 месяца до Дня Рождения компании и спустя месяц после него, все говорили только об участии в нем, а некоторые менеджеры даже назвали "Сотрудника Года" самым масштабным событием за последнее время, мечтая получить заветные призы и свою минуту славы.
Стоит отметить, что конкурс лёг в основу концепции празднования Дня Рождения, превратив его в церемонию оскаровского масштаба с красной дорожкой и другими атрибутами жизни богатых и знаменитых. Все оказались очень довольны!

Признаться в любви

Ко дню Святого Валентина мы проводили конкурс «Признайся в любви Х5». Основная цель конкурса была в том, чтобы повысить уровень лояльности сотрудников к компании и сформировать положительный имидж Х5 Retail Group как работодателя. Сотрудники с разной продолжительностью работы в компании делились впечатлениями о том, почему они выбрали Х5 Retail Group в качестве работодателя, что нравится им в компании, какие есть преимущества и что они ценят в нашей организации. Конкурс проводился в интранете, поэтому охват был широким: за лучшее признание в любви состязались сотрудники из разных городов, офисов, магазинов и распределительных центров. Они выражали свою любовь к компании в форме коротких фраз, стихов и даже прозы. Все признания любви в течение дня публиковались на корпоративном портале, и в заранее определенное время состоялось онлайн голосование. Сотрудники сами определяли победителей, которые получили сертификаты в лучшие рестораны в своем городе на две персоны. В Москве мы выбрали ресторан «Пушкин». В итоге на конкурс поступило более 3000 признаний в любви Х5, которые отражали преимущества компании. Таким образом, через конкурс нам удалось сформировать позитивное отношение к компании, повысить лояльность и укрепить HR-бренд Х5 Retail Group.

Как правило, в ритейле текучесть кадров выше, чем в других сферах. Такая ситуация негативно отражается на знании сотрудников истории компании: основных дат и вех развития, ключевых цифр и достижений. Мы столкнулись с этой проблемой и разработали план коммуникаций, который бы повысил уровень знаний сотрудников компании. Одним из инструментов стала викторина «Узнай больше об Х5». С одной стороны, мы определяли лучших знатоков, с другой стороны – мотивировали сотрудников узнавать больше о компании. Неделя, в течение которой проходила викторина, была очень активной: работники выясняли, уточняли те или иные факты, делились своими знаниями, источниками информации и т.д. Так, с помощью конкурса нам удалось повысить у сотрудников заинтересовать историей компании. – рассказывает Надежда Усова.

Татьяна Парфенова: «В год празднования 75-летия компании все конкурсы прошли успешно, сейчас мы подводим итоги. Однако самой удачной можно назвать викторину. Для того, чтобы выиграть, людям было необходимо собрать информацию и ознакомиться с деятельностью предприятия. Это было не просто, ведь за 75 лет произошло множество изменений и событий. Как результат – хорошая осведомленность, понимание процессов, знание истории ФГУП ГЦСС и проявление интереса к компании. Когда ты узнаешь историю, то начинаешь вникать не только в работу, но и замечать другие процессы. Лучше узнаешь коллег, понимаешь, как устроена работа всего ГЦСС, какие были приняты важные решение и далее видишь результат этих решений. Это очень помогает в работе, ведь зная историю, можно прогнозировать будущее, предлагать новые решения. У нас на предприятии очень приветствуется такая инициатива, поэтому все сотрудники вовлечены в процесс и с удовольствием принимают участие в конкурсах, возможно именно этим ФГУП ГЦСС отличается от других компаний, ведь в первую очередь здесь обращают внимание на потребности людей, стараются сделать рабочий процесс максимально комфортным и увлекательным».


Призы, хвалы и лавры

Чем поощрять и награждать победителей? Какое место отводить материальным и нематериальным наградам?

Александра Попова: «Поощрение должно быть комплексным и зависеть от самого конкурса. Например, за победу в соревновании на лучшую корпоративную песню достаточно написать о победителе в корпоративные СМИ и подарить сувенирную продукцию с логотипом организации. В случае, если конкурс направлен на повышение доходности и показателей труда, то тут красивой кружкой не обойдешься, нужна и материальная составляющая - премия или серьезный приз (туристическая путевка, дорогая техника, автомобиль). Следует соотносить вклад сотрудника, полученный в результате соревнования, с тем вознаграждением, за которое ему придется бороться».

Парфенова Татьяна: «Все люди разные, кого-то радует материальное вознаграждение, а кто-то хочет проявить себя и продемонстрировать свои таланты ради признания коллег. Идеальный вариант - это совмещение материальных благ и признания. У нас все победители получают денежные призы, результаты конкурсов и работы публикуются в корпоративной газете, делается общая рассылка. Наши сотрудники получают и внимание, и приятный бонус в виде дополнительных денег.

София Семенова: «В зависимости от конкурсов, поощрение может быть и материальным, как, например, премия за лучшую идею или оплаченная поездка для команды победителей, сертификат на тренинг, сувенирная продукция с логотипом компании, призы. Но, на мой взгляд, признание со стороны коллег или руководства – это обязательная часть поощрения результатов конкурса. Признание не стоит денег, но дает сотруднику понять, что его ценят и уважают на работе, его идеи значимы»

Надежда Усова: «Выбор приза во многом зависит от размера компании и бюджета на конкурс. При этом лучше всего изучить потребности своих сотрудников, выявив те или иные мотивирующие их факторы. Если говорить в общем, то отличным подарком может стать туристическая путевка или сертификат на отдых, совмещенный со стажировкой в зарубежной стране, где есть подразделение компании, сертификаты на изучение иностранного языка с носителем, золотые значки с логотипом компании. Для тематических конкурсов можно выбирать поощрение в соответствующем стиле: например, фотоконкурс – качественный фотоаппарат, флешка и т.д. Чтобы придать значимость подарку и поощрению в целом, награждение лучше проводить в присутствии руководства и большинства сотрудников. Для региональных сотрудников мотивирующим подарком может стать поездка в Москву на общий корпоративный праздник. Особенно это актуально, когда количество приглашений ограничено и/или список участников мероприятия формируется исходя из уровня должности. Как правило, такой неожиданный подарок для рядового сотрудника является сильным мотивирующим фактором для дальнейшей работы и повышения вовлеченности.

Не все конкурсы одинаково полезны

Выбирая идею для конкурса, нужно думать прежде всего о его потенциальной пользе для бизнеса, а не о развлечении. Идея может быть яркой, но совершенно «холостой» с точки зрения бизнес-задач. Чтобы не тратить время и силы зря, давайте разберемся, от каких идей конкурсов всё же лучше отказаться.

«Не стоит проводить конкурсы, которые не решают задач бизнеса или будут слишком сложными для того, чтобы принять в них участие. Зря потраченный бюджет и низкая отдача - это лишь часть того, что вы получите по итогам такой работы. Все, что делает внутренний коммуникатор, должно быть подчинено 2 вещам - трансляции миссии и ценностей организации, в которой вы работаете, и решению задач бизнеса, что в конечном счете влияет на прибыль», - считает Александра Попова.

Вот что говорит о том, чего делать не стоит, Татьяна Парфенова: «Не нужно проводить конкурсы, которые не несут никакого смысла. Конкурс ради конкурса совершенно бесполезен и будет неинтересен сотрудникам. Затевая какую-то активность, всегда важно понимать, какой вы хотите получить результат и ориентироваться на людей, их интересы. Никто не будет тратить время просто так, ценный приз так же является не самой главной мотивацией. Кроме материальных ценностей есть такие важные моменты, как признание, желание донести до коллег информацию, продемонстрировать свои таланты, обратить на себя внимание, выделиться. Если конкурс ничего не дает кроме потраченного времени и более того реализуется навязчиво, скорее всего результат будет негативным».

«Лучше отказаться от затеи с фотоконкурсом «Как или где я провел лето», «Любимый кот/Милые котята», - добавляет Надежда Усова.

Желаем вам успешных конкурсов!
Делитесь своими историями – принимайте участие в «Экспертном мнении»! Пишите нам на адрес [email protected]

Внутренние конкурсы - что это: один из методов мотивации, часть корпоративной культуры или дань моде? Если первое - могут ли они по-настоящему мотивировать сотрудников на выполнение поставленных задач? Насколько оправдано проведение таких конкурсов в той или иной компании? Как лучше организовать и внедрить подобные мероприятия? Ответы на эти вопросы читатели найдут в предлагаемой статье.

При условии грамотной организации конкурсы могут стать незаменимым многофункциональным инструментом для решения весьма широкого спектра профессиональных и кадровых задач. Традиционно при организации внутренних конкурсов ставятся следующие цели:

  • стимулирование сотрудников к достижению оптимальных результатов;
  • развитие нужных для компании компетенций;
  • трансляция корпоративных ценностей.

Результаты внутренних конкурсов создают для эйчара «задел на перспективу»: дают материал для формирования качественного кадрового резерва. Становясь частью корпоративной культуры, они влияют на повышение уровня лояльности сотрудников к компании.

Выделяют несколько типов конкурсов - в зависимости от цели их проведения:

  • мотивационные;
  • корпоративные;
  • целевые.

Мотивационные конкурсы

Стремление получить признание своих истинных заслуг со стороны окружающих - одно из фундаментальных свойств человеческой природы. При этом собственно стимулом может выступать не только денежное вознаграждение, но и грамотно организованное «азартное» трудовое соперничество.

Мотивационные конкурсы на звание «Лучший по профессии» проводятся для того, чтобы стимулировать сотрудников к достижению высоких показателей в профессиональной деятельности. Заслуживающие поощрения результаты работы оказывают влияние на рост прибыли компании; как правило, их можно выразить в конкретных цифрах. Особенно популярны (поскольку эффективны!) такие мероприятия в торговле. Например, звания «Лучший сотрудник отдела продаж» или «Продавец года» присуждаются за достижение конкретных показателей, зафиксированных в плане продаж.

Существенное замечание: использовать этот метод стимулирования персонала следует своевременно . Мотивационные конкурсы эффективны на определенном этапе развития компании - этапе стабильности, когда организация уже прошла период становления и бурного роста, в ней сложилась позитивная корпоративная культура. В противном случае элементы соревновательности нередко приводят к появлению нездоровой конкуренции, сопровождаемой негативными эмоциями, - завистью и агрессией. Порождая конфликты между сотрудниками, такая «программа мотивации» может вызвать как раз демотивацию, а в итоге - и снижение эффективности работы.

Пример. Руководители лидирующей в своем сегменте рынка торговой компании учредили «Конкурс на звание лучшего торгового представителя» в период, когда этап бурного роста уже закончился. Показатели продаж падали, поэтому потребовалось стимулировать активность «продающих» подразделений.

Каждый из сотрудников основного подразделения работал в компании не менее двух лет, в коллективе присутствовала дружеская, и в то же время деловая атмосфера. Поскольку в этой организации были хорошо отлажены внутренние коммуникации, развита корпоративная культура, эффективно работала система оценки по ключевым показателям деятельности (KPI), конкурс стал именно мотиватором - так, как и задумывал его директор по персоналу.

Были разработаны условия конкурса:

  • установлена верхняя планка показателей - максимальный объем продаж на одного человека;
  • зафиксирована периодичность оценки показателей продуктивности каждого работника - их анализировали ежеквартально и по итогам года;
  • определены номинации - «Лидер продаж», «Лучший торговый представитель года»;
  • установлены критерии и процедура выбора победителей;
  • прописаны условия награждения.

В конце года определяли финалистов - тех, кто наибольшее количество раз стал победителем ежеквартального соревнования (однажды в финал вышли сразу три претендента, при этом денежную премию получил каждый из них).

Корпоративные конкурсы

Эти мероприятия проводят для укрепления и развития корпоративной культуры, сплочения коллектива, оживления рабочей атмосферы. Многие компании организуют для своих сотрудников тренинги командообразования, но при правильной подготовке и творческом подходе корпоративные конкурсы могут стать эффективным заменителем дорогостоящих «тим-билдингов». К тому же в отличие от разового «покупного» тренинга конкурсы помогают сформировать в коллективе традицию проведения совместных мероприятий, которая способствует созданию в компании доброжелательной атмосферы, укреплению человеческих взаимоотношений.

Корпоративные конкурсы можно разделить на 1) тематические и 2) командные.

Проведение тематических конкурсов приурочено к определенным событиям или праздникам: годовщина основания компании, профессиональный праздник, традиционные праздники - 8 Марта, Новый год и т. д. В некоторых компаниях эйчары подходят к организации этих торжеств очень творчески, не ограничиваясь привычным праздничным застольем: вовлекают самих сотрудников в организацию яркого запоминающегося шоу. Люди создают его в прямом смысле своими руками: мастерят украшения и призы, пишут сценарии, стихи, песни… Дружеская атмосфера, возникающая при подготовке конкурса и во время его проведения, помогает сотрудникам раскрыться (порой с совершенно неожиданной для коллег стороны), весь коллектив «заряжается позитивом». Это замечательный способ «оживить» рабочие будни!

Шуточные конкурсы, где определяются победители в различных номинациях, гармонично дополнят сценарий корпоративного празднования Нового года. Их организовывают именно для того, чтобы вызвать всплеск положительных эмоций, вот почему при выборе номинаций следует проявить такт: титулы победителей должны быть безобидными.

Для мероприятий, связанных с профессиональным праздником или юбилеем организации, отлично подойдут конкурсы, отражающие сферу деятельности компании. В этом случае они могут иметь не только развлекательный, но и обучающий формат. Особенно полезны такие конкурсы для новичков: игровая форма поможет им быстрее адаптироваться к корпоративной культуре, познакомиться с коллегами из других подразделений и продукцией компании, узнать о новых направлениях работы, увидеть перспективы карьерного роста и профессионального развития.

Пример 1. В одном из отечественных медийных агентств (средний возраст сотрудников - 25–28 лет) регулярно проводят конкурс «Лучший ангел-хранитель», приуроченный ко дню св. Валентина. Накануне праздника офис-менеджер записывает на листочках бумаги имена и фамилии всех сотрудников компании и раскладывает эти листочки в разные коробки (отдельно с мужскими и женскими именами). Каждый сотрудник вытягивает «фант» с именем коллеги противоположного пола, для которого в праздничный день он становится «ангелом-хранителем»: его задача - в течение всего дня тайно делать своему подопечному подарки, оказывать знаки внимания, преподносить сюрпризы. (Иногда у одного человека может оказаться сразу несколько «ангелов», если «половой баланс» в компании не удается соблюсти.)

Вечером за праздничным столом «ангелы» «снимают маски» - открывают свои имена. Путем голосования определяется самое оригинальное поздравление или подарок/сюрприз. Общим голосованием также выбирают двух «ангелов-хранителей года» - парня и девушку, которым поручается ответственная миссия: до следующего праздника поддерживать дружелюбную атмосферу в коллективе. После такого конкурса, позволяющего сотрудникам проявить свои таланты и заботу о коллегах, отличное настроение и заряд бодрости ощущаются в организации на протяжении многих недель.

Пример 2. В небольшой (около 50 человек) столичной строительной компании веселый новогодний конкурс успешно проводят уже несколько лет подряд. Названия шуточных номинаций (от 10 до 15) ежегодно обновляются: их объявляют за месяц до даты проведения новогоднего корпоративного праздника, причем в голосовании принимают участие все сотрудники офиса. Поскольку все они достаточно хорошо знают друг друга, сложностей при определении победителей не возникает. Среди номинаций встречаются: «Шпилька офиса» (самая большая модница), «Березка» (самая стройная сотрудница), «Метросексуал Метрополиса» (следящий за собой молодой человек) и т. д. На новогоднем вечере победителям вручают оригинальные подарки, соответствующие духу номинации. («Шпилька года», например, получила сувенирную хрустальную туфельку, «Метросексуала» наградили зеркалом и каталогом модной одежды, а «Березке» презентовали корзину со сладостями.)

Пример 3. Сеть кафе в одном из украинских городов раз в год проводит конкурс на самое необычное блюдо - их представляют все заведения. Мероприятие проходит в несколько этапов, на заключительный допускаются пять претендентов. Члены жюри - делегированные от каждого кафе повара и администраторы. Призы разыгрываются в трех номинациях: «Самый оригинальный рецепт», «Самое вкусное блюдо» и «Блюдо зрительских симпатий» (наиболее достойного определяют коллеги путем голосования). Победители конкурса получают призы - ужин на двоих в одном из заведений сети, празднование дня рождения за счет компании (с определенным количеством гостей) и главный приз - включение блюда-победителя (с присвоением имени повара) в меню кафе.

Командные конкурсы предполагают групповое соревнование; они могут быть приурочены к какому-либо событию в жизни компании или проводиться «по случаю» (лучшая команда по игре в боулинг или на бильярде, команда-победитель в лазерном шоу, турнире по стрельбе, футбольном/волейбольном матче и т. п.). Особое своеобразие таким конкурсам придает участие в одной команде сотрудников разных возрастов и рангов.

Неформальная обстановка подобных соревнований поднимает командный дух, помогает сплотить коллектив и зарядить людей энергией гораздо лучше, чем традиционное застолье (с не всегда предсказуемым концом).

Целевые конкурсы

Эти конкурсы проводятся для того, чтобы решить конкретную задачу или актуальную проблему, стоящую перед компанией. Можно выделить такие виды целевых конкурсов:

  • инновационный;
  • информационный;
  • кадровый;
  • «дисциплинарный».

Инновационный конкурс проводят для того, чтобы стимулировать сотрудников к предложению новых идей или найти нестандартный подход для решения сложной задачи. Он также поможет выявить инициативных людей, новаторов: реализация их потенциала может в дальнейшем принести компании большую пользу. Для талантливых работников, которые в силу различных обстоятельств находятся «в тени», это отличная возможность проявить себя.

Задача информационного конкурса - сообщить всем сотрудникам о происходящих в компании изменениях или привлечь их внимание к важному событию (стандартные средства коммуникации далеко не всегда эффективны). Открытие корпоративного портала, первый выпуск собственного печатного издания, запуск новой торговой марки, изменение системы мотивации или оценки - в разработке этих и многих других организационных нововведений очень важна помощь сотрудников. Кроме того, подобный конкурс поможет вовлечь в изменения бОльшее количество людей, даст им возможность почувствовать свою причастность к происходящему и, как следствие, воспринять перемены спокойно и взвешенно.

Кадровый конкурс проводится службой управления персоналом для того, чтобы подобрать сотрудников на открывшиеся вакансии или (реже) для формирования кадрового резерва. Механизм его проведения в разных компаниях может отличаться, но приблизительная схема такова:

1. Определяются требования к вакансии, разрабатывается Положение о конкурсе (если конкурс проводится впервые).

2. За несколько недель до конкурса HR-специалисты уведомляют сотрудников (используя корпоративную рассылку или другие средства внутренних коммуникаций) об открывшейся вакансии и условиях проведения конкурса. В зависимости от требований к вакансии информацию получают либо все сотрудники, либо целевые группы (только определенной профессии, работающие в конкретном подразделении или регионе и т. п.).

3. Все желающие/имеющие право принять участие в конкурсе высылают заявку в HR-департамент; эйчары проводят анализ присланных документов и отбирают тех, кто допускается к конкурсным процедурам.

4. Конкурс, как правило, состоит из нескольких этапов: выполнения практического задания, его защиты перед специальной комиссией и интервью.

В зависимости от уровня вакантной должности процедура упрощается или усложняется, но основная ее задача - убедиться, что показавший лучшие результаты кандидат успешно справится с работой на новом рабочем месте.

Благодаря хорошо отлаженному механизму таких конкурсов компания, с одной стороны, снижает затраты на подбор специалистов, а с другой - повышает мотивацию сотрудников, заинтересованных в карьерном росте.

Задачи «дисциплинарного» конкурса - изменить нежелательные модели поведения сотрудников и устранить мелкие нарушения в работе. Регулярные опоздания, частые отлучки людей с рабочего места на «перекур», увеличившееся количество «больничных», уход домой до окончания рабочего дня, пренебрежение должностными обязанностями - нарушения такого рода создают нерабочую атмосферу, снижают уровень продуктивности компании в целом. Улучшение дисциплинарных показателей с помощью внутренних конкурсов может быть гораздо более эффективно, чем применение штрафных санкций.

Пример. В небольшой дистрибьюторской компании с корпоративной культурой типа «загородный клуб» то и дело возникали проблемы с дисциплиной, что пагубно отражалось на прибыльности организации. Сотрудники регулярно опаздывали на работу (от 15 минут до часа), при этом уходили домой минута в минуту в конце рабочего дня. Безответственность персонала зашла так далеко, что клиенты и поставщики начали жаловаться на то, что работников трудно застать на месте, невозможно своевременно получить ответ по телефону. Компании грозил отток клиентов.

Чтобы повысить дисциплинированность подчиненных и в то же время не разрушить атмосферу взаимопонимания, руководителем было принято решение: учредить конкурс «Рабочее время + рабочее место». Сотрудники, которые в течение месяца ни разу не опоздали на работу и не покинули рабочее место раньше срока, в следующем месяце могли взять однодневный оплачиваемый отгул; те же, кто не получил ни одного дисциплинарного взыскания в течение трех месяцев, награждались ценными призами. Конкурс продолжался около полугода; за это время все сотрудники привыкли приходить на работу вовремя, а результаты ответственного отношения к делу отразились на росте показателей продаж и отсутствии рекламаций.

Цель

Мотивационный

«Лучший по профессии»

Стимулировать людей к достижению высоких показателей в работе

Корпоративный

Тематический

Укрепить доверие в коллективе.

Организовать интересный совместный отдых

Командный

Командообразование

Целевой

Инновационный

Генерировать новые идеи, решить насущные проблемы

Информационный

Привлечь внимание к проблеме, выявить инициативную группу

Кадровый

Максимально эффективно закрыть вакансию.

Создать возможности для карьерного роста сотрудников

Дисциплинарный

Улучшить трудовую дисциплину

Как видно из таблицы , тип и формат внутренних конкурсов зависят, прежде всего, от стоящей перед организаторами цели. Каждое мероприятие следует тщательно готовить, до мелочей продумывать все этапы его проведения. Бездумно копировать опыт других компаний, без привязки к потребностям бизнеса и учета особенностей корпоративной культуры данной конкретной организации - недопустимо. Результатом может стать разочарование и демотивация сотрудников, и даже агрессия в адрес руководства организации. Все это не лучшим образом отразится на производственном процессе.

Рассмотрим ключевые моменты в организации внутренних конкурсов, от которых напрямую зависит эффективность этого инструмента (и длительность эффекта):

1) критерии оценки;

2) участники конкурсов;

3) номинации;

4) процедура награждения;

5) награды.

1. Критерии оценки.

Основные факторы при разработке критериев оценки:

  • четкость формулировки;
  • доступность для понимания участников;
  • стабильность;
  • прозрачность процедуры.

    Критерии должны быть определены и доведены до сведения всех участников до начала конкурса и не меняться в процессе его проведения, условия участия - прозрачными и равными для всех претендентов.

    Желательно, чтобы критерии оценки можно было выразить в количественных показателях. Для ряда должностей оптимальным может стать сочетание количественных и качественных показателей. Например, основным параметром оценки для сотрудников отдела продаж выступает объем реализации продукции за установленный период. А вот для внутренних рекрутеров количество закрытых вакансий не является единственным фактором оценки их результативности. Нужно сопоставлять такие данные, как процент сотрудников, прошедших испытательный срок, процент проработавших в организации менее года, отзывы руководителей подразделений, в которых трудятся новички и т. п.

    Предлагаем основные варианты оценки в зависимости от формата проведения конкурса: «накопительный», «экзаменационный», «комбинированный» или «субъективный».

    «Накопительный». Наиболее целесообразен для определения победителей мотивационных конкурсов: «Лучший по профессии» выявляется в компании регулярно, соревнования проходят на протяжении определенного периода, а финалистом по истечении указанного срока автоматически становится лидер, добившийся максимальных значений установленных показателей. Эталон должен быть зафиксирован, оценка проводится по ряду критериев, одинаковых для каждой группы должностей.

    Пример. Торговая компания постоянно проводит конкурс среди сотрудников ключевого подразделения, целью которого является стимулирование роста объема продаж. Механизм конкурса прост: для каждого работника ежемесячно рассчитываются индивидуальные показатели, на основании которых выбирают «Сотрудника месяца». Существующая система прозрачна: ежедневные результаты каждого человека отображаются на графике, который вывешивается на стенде. Все могут наблюдать за изменением своих рейтингов, сравнить свои показатели с результатами коллег. В конце месяца руководитель подразделения в торжественной обстановке поздравляет победителя; на стенде появляется соответствующее объявление. «Лучший сотрудник месяца» получает переходящий вымпел, который находится на его рабочем месте до тех пор, пока он сохраняет лидерство по результативности работы. В конце года человек, наибольшее число раз получивший звание «Сотрудник месяца», автоматически становится «Лучшим торговым представителем года» и награждается грамотой и ценными призами.

    Конкурс действует в компании на протяжении почти пяти лет, и за это время накопительная система баллов была незначительно скорректирована лишь однажды, при выводе на рынок новой торговой марки.

    «Экзаменационный». Формат конкурса предусматривает проведение оценки отдельных компетенций по разработанным критериям: либо одноразовой (тест, экзамен, интервью), либо многоступенчатой, с несколькими турами испытаний (отборочный тест, оценка уровня профессиональных знаний, проверка практических навыков и пр.). Предварительный отбор сотрудников, в свою очередь, также может состоять из нескольких этапов (заполнение анкет-характеристик, анализ успешности деятельности за истекший период и т. д.).

    Пример. В крупной FMCG-компании ежегодно проводят конкурсы для пяти категорий сотрудников. В конце года по ряду критериев руководители подразделений самостоятельно отбирают от 8 до 15 человек в каждой категории. Далее, ориентируясь на данные писем-характеристик о каждом сотруднике, члены экзаменационной комиссии путем голосования выбирают пять человек для участия в очном этапе конкурса. Таким образом, конкурс проводится в три этапа:

  • отборочный тур (в течение недели);
  • проверка знаний: тест (один день для каждой категории);
  • оценка практических навыков: вопросы по кейсам, защита решений (специальное задание для двух категорий сотрудников - презентация проекта на актуальную тему с учетом специфики деятельности компании).

    Члены комиссии определяют двух победителей в каждой категории; эти люди получают ценные призы и зачисляются в кадровый резерв компании.

    «Комбинированный». Этот вариант предполагает мониторинг деятельности сотрудников в течение периода оценки, по результатам которого самые успешные допускаются к участию в конкурсе. Подобный способ оценки применим также в случае проведения конкурса по типу «накопительный», если по итогам оценочного периода в число финалистов выходит несколько человек вместо предполагаемого одного. В этом случае рекомендуется провести экзаменационную оценку, где претендентам предложат равные условия соревнования - тогда победа будет целиком заслуженной, а проигравшие не усомнятся в объективности жюри.

    «Субъективный». Здесь единственный критерий оценки - личное мнение оценивающих; в зависимости от замысла организаторов, в роли экспертов выступают 1) сотрудники подразделения, в котором работают номинанты или 2) все работники компании. Победителей определяют путем анонимного голосования. Для проведения таких конкурсов необходимо разработать четкие критерии оценки, позволяющие добиться максимальной объективности при голосовании, иначе 1) велика вероятность получения недостоверных результатов, основанных на личных симпатиях и антипатиях, и 2) в коллективе возможны проявления вражды.

    Этот вариант оценки оптимален при проведении корпоративных конкурсов.

    Пример. В коллективе компании, занимающейся сервисным обслуживанием торгового оборудования, сложилось несколько неформальных группировок. Между отделами существовала нездоровая конкуренция. Желая премировать наиболее эффективных работников во время корпоративного Нового года, руководитель компании незадолго до праздника поручил HR-отделу провести конкурс на определение лучших работников года в пяти номинациях: «Лучший инженер», «Лучший линейный руководитель», «Лучший оператор», «Лучший приемщик», «Лучший сборщик». Поскольку до мероприятия оставалось совсем немного времени, было решено выбрать победителей «по-быстрому» - путем всеобщего голосования.

    В итоге премию получили сотрудники, пользующиеся популярностью среди членов своей группы, а не те, которые имели стабильно высокие производственные показатели. Например, в номинации «Лучший линейный руководитель» победил менеджер, в подчинении которого находилось наибольшее количество сотрудников (они и отдали за него свои голоса). «Лучшим оператором» стала привлекательная внешне девушка (о том, что результаты ее работы совершенно не соответствуют этому званию, проголосовавшие за нее молодые люди не подумали). Таким образом, цель конкурса не была достигнута, а отношения в коллективе ухудшились.

    2. Участники конкурсов.

    Итак, цели проведения конкурса и его формат определены. Следующий шаг - очертить круг потенциальных участников. Вполне логично, если в конкурсе на звание «Лучший продавец» примут участие исключительно сотрудники данной категории, а при выборе «Лучшего руководителя» в число номинантов попадут лишь сотрудники, занимающие управленческие позиции. При этом крайне важно создать для всех участников равные стартовые условия . Например, не рекомендуется проводить конкурс на звание «Лучший сотрудник» среди работников, имеющих разные функциональные обязанности. Теоретически в небольшой компании (до 50 человек) такой вариант возможен - здесь профессиональные успехи каждого у всех на виду. Критериями оценки могут быть выдающиеся достижения (успешно завершенный проект, удачная новая идея, стабильно высокие рабочие показатели), а победителя определяет руководитель организации. Но даже в этом случае для поддержания баланса в отношениях между сотрудниками рекомендуется учредить дополнительные номинации.

    Желательно проводить конкурсы для сотрудников всех направлений деятельности компании (или, по крайней мере, чередовать их ежеквартально или ежегодно). «Дискриминация» определенного вида деятельности (профессии) по уровню важности может негативно отразиться на эффективности работы организации в целом, вызвав недовольство лишенных возможности получить признание своих заслуг сотрудников.

    Пример. В многопрофильной торговой компании в течение четырех лет ежегодно проводился конкурс на звания «Лучший оптовый продавец» и «Лучший розничный продавец». Победителей награждал лично директор: во время корпоративного праздника в торжественной обстановке он вручал отличившимся сотрудникам ценные призы, отмечая в поздравительной речи важность их заслуг для бизнеса и ставя их трудовые достижения в пример коллегам. Через два года после учреждения конкурса сотрудники вспомогательных служб начали открыто выражать недовольство, обвиняя коллег из отдела продаж в «зазнайстве» и «привилегиях» (справедливости ради отметим, что «продажники» при общении с коллегами из других отделов действительно выказывали пренебрежение к их работе).

    Необходимо было изменить отношения в коллективе. Руководство компании приняло решение о проведении конкурсов во всех подразделениях. Хотя это потребовало дополнительных ресурсов, цель была достигнута: после первого же сообщения о новых условиях проведения конкурса «Лучший сотрудник» с расширенными номинациями отношения в коллективе улучшились, а после подведения итогов ситуация полностью стабилизировалась.

    3. Номинации.

    Количество и названия номинаций выбирают с учетом цели проведения конкурса, численности персонала и бюджета. Если цель - стимулировать сотрудников к достижению установленных производственных показателей, наиболее эффективными будут конкурсы на определение «Лучших по профессии» (желательно в каждом из подразделений). Если нужно развивать и закреплять у сотрудников конкретные компетенции или навыки, то внимание к ним акцентируется с помощью введения соответствующих номинаций. Например: «Лучший переговорщик», «Лучший коммуникатор с клиентами» и т. п. Если же конкурс проходит в рамках корпоративного праздника и призван развлечь сотрудников, уместны шуточные «звания» для победителей.

    Пример. В региональном рекламном агентстве инициативная группа, проводящая подготовку к празднованию Нового года, объявила конкурс на наибольшее число нестандартных номинаций и призов для победителей. Идея очень понравилась сотрудникам: уже в течение первой недели организаторов буквально засыпали предложениями! Победителя определяли совместно с руководителями компании, а самый активный составитель шуточных номинаций получил награду - «Набор фокусника» в им же придуманной номинации «Лучший выдумщик». Благодаря активному участию сотрудников «корпоратив» прошел намного интересней и веселее, чем в предыдущие годы.

    4. Процедура награждения

    Не секрет, что любая публичная оценка действий человека - как порицание, так и похвала - ощутимо воздействует на его дальнейшее поведение. При награждении победителей конкурсов важно использовать этот эффект: признание руководителем заслуг победителя в кругу коллег способно увеличить ценность одержанной победы и усилить мотивационный эффект.

    В зависимости от типа конкурса церемония награждения может проходить как в официальной обстановке, так и в неформальной. Как правило, подведение итогов конкурса и чествование победителей приурочивается к праздникам и вплетается в канву сценария. В отдельных случаях сама процедура подведения (оглашения) итогов конкурса становится поводом для торжества.

    Объявлять имена «Лучших» может один из сотрудников или приглашенный ведущий, но вручать награды, особенно за выдающиеся профессиональные заслуги, рекомендуется главе компании или непосредственному руководителю, чтобы подчеркнуть важность момента и закрепить успех награждаемого в глазах коллег.

    5. Награды

    К выбору подарков победителям, вне зависимости от их должностей, следует отнестись очень тщательно, руководствуясь следующими принципами.

    Бюджет. Стоимость подарков определяют исходя из бюджета компании. Призовой фонд должен быть адекватен заслугам тех, кому вручают награду. Представьте ситуацию, когда сотрудник привлек максимальное количество клиентов (в результате чего компания получила ощутимую прибыль) и стал победителем в номинации «Лучший менеджер года». Обрадуется ли он получению одной лишь почетной грамоты? Вряд ли. Причем демотивирован будет не только он, но и его коллеги.

    Желательно также, чтобы подарки для победителей в разных номинациях не слишком отличались по стоимости. Этого же правила следует придерживаться и при организации многолетних конкурсов: если в текущем году сотрудники получили ценные подарки, то подарки призерам следующего конкурсного цикла по стоимости не должны существенно отличаться.

    Во многих компаниях принято вручать денежную премию по итогам работы за год. В этом случае оптимальным вариантом может быть начисление премии в виде фиксированного процента от оклада поощряемого сотрудн·ка. Рекомендуется отделять премии, которые выдают всем сотрудникам в качестве новогоднего бонуса (13-я зарплата), от премий, полученных по итогам конкурса за выдающиеся заслуги: последние должны быть больше, к тому же желательно подкреплять их памятными подарками. По мнению экспертов, желательно, чтобы размер денежной премии не превышал 100% месячного оклада (хотя, конечно, каждая компания вправе устанавливать свои расчеты премий по результатам конкурса).

    В случае если бюджет ограничен, выходом из ситуации станет или ценный приз, или денежная премия - это будет гораздо лучше, чем «втискивать» оба компонента в пределы выделенной на призы суммы. Награды за победу в шуточных конкурсах могут быть недорогими, но обязательно оригинальными (невзрачная вещь «без души» вряд ли украсит праздник).

    Адресность. При выборе призов, безусловно, сложно учесть вкусы и интересы каждого из награждаемых. Оптимальный вариант - подарить победителям однотипные подарки в одной ценовой категории . Например, в столичном рекламном агентстве по итогам года лучшие сотрудники-мужчины получили дорогие часы с гравировкой от имени руководителя, а женщины - подарочные сертификаты на покупку ювелирных изделий.

    Если подарки победителям будут существенно различаться по цене (одному сотруднику подарили футбольный мяч, а другому - велотренажер), конкурс станет фактором демотивации. Не следует забывать и о том, что ценный, но абсолютно бесполезный для сотрудника подарок, также вызывает негативные эмоции. Например, «железную леди», не носящую никаких украшений, вряд ли обрадует сертификат на покупку золотых колец, а руководителя предпенсионного возраста - новейшая стереосистема с цветомузыкой и караоке, позволяющая прослушивать музыкальные файлы различных форматов.

    Пример. Руководители крупной отечественной корпорации в преддверии ее юбилея при выборе подарков в номинации «Заслуженный сотрудник» (люди, проработавшие в компании не менее 10 лет) поручили эйчарам провести опрос сотрудников. Эта информация помогла подобрать для каждого номинанта «подарок его мечты» (туристическая путевка, дорогая аудиовидеотехника, наручные часы известных брендов, оплата обучения на дорогих языковых курсах и т. д.).

    Память. Желательно чтобы подарок символизировал благодарность организации сотруднику за его вклад в рост благосостояния. Памятный приз в виде кубка, оригинально оформленной грамоты, сувенира с корпоративной символикой послужит достойным украшением рабочего места сотрудника, напоминая о его достижениях. Гравировка на наручных часах, корпоративные цвета в украшениях, стильные письменные принадлежности с логотипом компании - эти элементы позволят человеку сохранить добрую память об организации, где его профессиональное мастерство было оценено по достоинству.

  • Одной из составляющих нематериальной мотивации сотрудников являются dashboard. Это доски, на которых размещены , в том числе, результаты по каждому сотруднику.

    Виды dashboard:

    • В электронном виде
    • Информационная доска

    Такие доски размещаются в отделах продаж или даже в торговых залах магазинов. Это хорошая мотивация для сотрудников. Никто не хочет быть в числе последних, особенно, когда все показатели выставлены на общее обозрение.

    Мотивация сотрудников: штрафы

    В компании должна быть четко прописана система демотивации — штрафы. По законодательству материальных штрафов быть не может. Речь идет о любом другом виде наказания. Для хорошей мотивации штрафы не должны носить материальный характер в виде лишения части оклада.

    Составьте такой внутренний документ, где четко опишите, что считается нарушением и что грозит сотруднику, например, за опоздание, срыв сроков по проекту, если он не провел работу над ошибками по звонкам и т.д. Сотрудники должны четко понимать, в каких случаях применяется наказание.

    Примеры штрафов:

    • Покупка пиццы на всех сотрудников
    • Положить в общую копилку 100 рублей
    • Лишение возможности работать с определенным клиентом
    • Ограничение в работе с теплыми лидами и т.д.

    Мы не сторонники штрафов в контексте системы мотивации. Лишения должны применяться за административные нарушения, а не за показатели. Если сотрудник не достиг показателей, то он просто не получает бонус.

    Система конкурсов – это одна из составляющих внутренней культуры компании, элемент нематериальной мотивации сотрудников. Приз за победу является материальной ценностью. Но все же конкурс больше стимулирует азарт, интерес к соревновательности и победе, а не сам приз.

    Если вы хорошо понимаете мотивацию своих менеджеров, знаете, у кого какая «кнопка», такие соревнования станут для вас отличным решением. Например, вы можете использовать звания/номинации «Лучший продавец месяца», «Лучший продавец семинаров» и т.д.

    Примеры призов для мотивации менеджеров:

    • Медаль, фото на доске почета,
    • Поход в модный ресторан на двоих,
    • Полет на воздушном шаре,
    • Сертификат на покупку чего-то.

    Фантазия призов безгранична. Это создает мотивацию продавать лучше, чтобы победить. Такая мотивация работает даже лучше, чем материальное поощрение.

    Ежедневная рутина вносит свои коррективы в рабочий процесс. Такие соревнования оживляют интерес в работе.

    Принцип создания конкурсов

    • Они не должны повторяться,
    • Они должны быть нацелены на улучшение конкретного показателя,
    • Должна проводиться оценка эффекта от соревнования.

    Виды конкурсов

    • краткосрочные,
    • среднесрочные,
    • долгосрочные.

    Среднесрочные и долгосрочные обычно направлены на улучшение общей системы продаж, общих показателей. Краткосрочные — на улучшение каких-то конкретных показателей.

    Примеры конкурсов

    В зависимости от целей мотивации сотрудников конкурсы направлены на получение разных результатов.

    1. Для подтягивания результатов в конце месяца (конкурс краткосрочная неделя)

    Суть: кто за последнюю неделю выполнит план, тот получает определенный материальный приз, либо нематериальный (поход в боулинг, например). Лучше делать его коллективным для всего отдела.

    2. Для баланса результатов в начале месяца (50% плана и суперприз). Его можно проводить постоянно.

    Суть: 80% отделам продаж присуща ситуация, когда полмесяца отдел раскачивается, потом начинает решать вопросы, чтобы выполнить план. Нужно создать конкурсную мотивацию сотрудников в начале месяца: тем, кто выполнит 50% плана в начале месяца, назначить приз.

    3. Для дополнительной фокусировки на промежуточных показателях, работе с зигзагами (конверсия/встречи).

    Суть: используется, чтобы поднять какой-то показатель. Например, нужно сделать акцент на во встречу. Вы говорите, что тот, кто сделает показатель конверсии ХХ%, тот получит определенный приз.

    4. Для коллективной ответственности (командная игра на неделю), он направлен на сплочение команды.

    Суть: мотивировать сотрудников помогать друг другу в обслуживании клиентов. Пресекать воровство клиентов. Приз назначить, если менеджер продал что-то клиенту сменщика, подменив его.

    5. Для менеджеров-хантеров

    Суть: приз предоставляется менеджеру по продажам, который посетил больше всего потенциальных клиентов за определенный период (месяц, квартал).

    Варианты призов:

    • Планшет в личное пользование,
    • Поездка на выставку по профилю за счет компании с оплатой командировочных,
    • Поездка к поставщику (за продвижение нового товара – кто первый продаст новый товар),
    • Оплачиваемый дополнительно выходной день.

    6. Пролонгированный конкурс

    Суть: вы дарите сотруднику приз, который можно постоянно улучшать за счет дополнительных деталей. Например, за первый месяц перевыполненного плана вы дарите сотруднику смартфон. Следующий месяц – гарнитуру к нему, дальше – еще что-то. Т.е. вы создаете у сотрудника мотивацию работать еще лучше, при этом, привязка так же идет на приз, которым он уже доволен.

    7. Для менеджеров-фермеров, которые работают с постоянными клиентами.

    Суть: он создает мотивацию сначала узнать, а потом увеличить долю в клиенте. Например, кто больше продаст нового товара старым клиентам. Приз может быть любым. Вплоть до похода в ресторан и прочее.

    Наш опыт подтверждает, что дело совсем не в призах! Даже такие простые вещи как медали, грамоты, фото на доске создают хорошую мотивацию для сотрудников добиваться поставленных целей лучше и быстрее. Внедрите конкурсы в свой бизнес, и вы удивитесь, как это отразится на увеличении вашей выручки.

    Мотивация сотрудников: составные части

    Система мотивации сотрудников должна строиться по принципу составных частей. Постоянным должен быть только твердый оклад - не очень большая сумма, которой должно хватить на аренду жилой комнаты в квартире с соседом или хозяйкой и самую простую еду. Все остальное менеджер должен заработать, выполнил план.

    Мягкий оклад напрямую зависит от выполнения показателей эффективности, например, количество и качество проведенных звонков, встреч, ведение и т. д.

    Бонусы выплачиваются за выполнение плана продаж. Причем здесь важно соблюдать принцип больших порогов. То есть у недовыполнивших, выполнивших и перевыполнивших план должна быть существенная разница в расчете бонусов. Например, менее 80% плана - остался без бонусов, 80-100% — ½ оклада, более 100% — полный оклад.

    В числе основных принципов мотивации также надо обозначить прозрачность, принцип Дарвина и принцип в 3 раза больше.

    Творческий конкурс — это состязание в творческом выполнении какого-либо задания. «Творческий конкурс» также означает, что участники соревнуются не во «все равно какой» деятельности, а лишь в той, которая имеет оттенок креативности. Прилагательное «творческий» здесь следует рассматривать как «нестандартный», «оригинальный», «не имеющий аналогов». Творческие конкурсы — не просто развлечение, они помогают раскрыть творческий потенциал участников, выявить их скрытые таланты. Даже придумывать такие конкурсы и задания к ним – увлекательный и творческий процесс. Надеюсь, вам понравятся мои идеи, и вы хорошо проведете время.

    Хорошие манеры

    Количество игроков: любое. Реквизит: ручки, бумага.

    Задача игроков — придумать различные правила «хорошего поведения», которые подробно объясняют, что можно, а что нельзя делать в гостях. Обязательное условие — эти правила должны быть веселыми и оригинальными. В качестве примера привожу шуточные советы «Как нужно вести себя на празднике»:

    • Чтобы вас не сочли скучным и неинтересным, постоянно громко смейтесь, а также участвуйте в нескольких разговорах одновременно – в этом случае вас точно заметят и запомнят!
    • Накладывая на тарелку угощение, твердо знайте свою норму, иначе можно ненароком положить меньше!
    • Дотянуться до понравившегося блюда можно очень простым способом — достаточно всего лишь немного потянуть скатерть на себя.
    • Самое главное правило: по окончании праздника уговорите себя пойти домой, даже если вас одолеет страстное желание остаться в гостях еще хотя бы на денечек…
    • Если хозяева подозрительно поглядывают на часы, спокойно сидите дальше, а вот когда они снимают часы со стенки, трясут их и подносят к уху, тогда можно потихоньку собираться домой.
    • Вежливый гость — это не тот, который съест много, а тот, который не заметит, что кушать уже нечего.
    • Как развеселить остальных гостей на празднике? Встряхните несколько раз бутылку с газировкой и любезно предложите воду гостям — фонтан пены и фееричных эмоций обеспечен!
    • и так далее.

    Побеждает тот, кто придумал самые интересные (прикольные, необычные) «правила».

    (В реальной жизни лучше этим советам не следовать!…)

    Шуточная доска объявлений

    Объявления в наши дни — один из главных источников информации. Как только у человека возникает потребность что-то купить или продать, с кем-то познакомиться или куда-то поехать, он тут же дает объявление в газету или в Интернет. Составить хорошее объявление не так-то просто, ведь в нескольких предложениях нужно передать большое количество информации. И чем необычней эта информация, тем труднее выразить ее в лаконичной форме. Попробуйте в этом убедиться и составьте текст шуточного объявления…

    • о продаже коллекции конфетных фантиков
    • об утере коробка спичек
    • о сдаче в аренду своего балкона
    • об открытии магазина волшебных вещей
    • о продаже руководства по укрощению непослушных детей
    • о потере (пропаже) совести
    • об обмене ревматизма на радикулит
    • о предложении услуг по ремонту домашних тапочек
    • о наведении порчи на тараканов
    • о наборе на 2-х недельные курсы по «охмурению» мужчин и др.

    Желательно, чтобы и сам заголовок был прикольным, например: «Кую счастье и железо, пока горячо», «Обучаю игре на нервах».

    Побеждает тот, кто составит самое интригующее, заманчивое и при этом смешное объявление.

    Прокурор сказочного королевства

    Количество игроков: любое. Реквизит: заранее приготовленные карточки с заданиями, ручки, бумага.

    С обвинительной речью выступает, как правило, прокурор, который объясняет суду, как опасны действия преступника, какой материальный и моральный ущерб он нанес окружающим и обществу в целом. Подготовка обвинительной речи — трудоемкий творческий процесс. Попробуйте убедиться в этом сами: представьте, что вы – прокурор сказочного королевства и подготовьте обвинительную речь, которая могла бы быть произнесена, если бы состоялся суд над некоторыми сказочными персонажами. Выступите с обвинениями в адрес…

    • Карлсона — за проживание без прописки
    • Емелю – за тунеядство
    • Кощея Бессмертного – за незаконное похищение красавиц
    • Бабу-Ягу – за агрессивное поведение
    • Карабаса-Барабаса – за эксплуатацию труда несовершеннолетних и т.д.

    Игрокам дается определенное время на выполнение задания. Побеждает автор самой веселой и убедительной «обвинительной речи».

    Придумай новый дорожный знак

    Трудно представить современный город без дорожных знаков: предупреждающих, предписывающих, запрещающих и т.д. Дорожные знаки информируют о состоянии дороги, помогают регулировать движение, а также предупреждают о возможной опасности. И, хотя дорожных знаков очень много, все же есть ситуации, которые не отражены в «азбуке дорог». Помогите работникам ГАИ: придумайте и нарисуйте новые дорожные знаки, которые, возможно, когда-нибудь появятся на наших дорогах.

    Варианты заданий – придумать и нарисовать дорожный знак, который обозначает:

    • «Осторожно: глухие старушки»
    • «Осторожно: неприятные запахи»
    • «Осторожно: пьяные люди»
    • «Осторожно: женщины легкого поведения»
    • «Запрещается спорить с работниками ГТБДД» («Запрещается давать взятки работникам ГТБДД») и т.д.

    Нестандартное решение

    Для проведения этого конкурса нужно приготовить различные предметы; их было бы хорошо сразу же использовать как призы. Например: карандаш, зеркало, зажигалка, зубочистки, бумажные салфетки и т.д. В конкурсе могут участвовать все гости. Их задача — придумать как можно больше применений каждому предмету. Думать можно до 10 сек. Кто не справился, выбывает. Побеждает самый стойкий и смекалистый, он-то и забирает предмет в качестве приза.

    Веселые прилагательные

    Участники разбиваются на небольшие команды по 2-4 человека. Каждая группа получает задание написать за 10-15 минут рассказ на какую-нибудь тему («Как я отдыхал», «Моя личная жизнь» и т.д.), при этом в рассказе вместо определений-прилагательных должны быть оставлены пустые места.

    Затем команды собираются вместе и по очереди вписывают в свои рассказы прилагательные, которые наугад говорят им представители других команды. Желательно, чтобы прилагательные были веселые и оригинальные.

    Затем зачитываются получившиеся рассказы и определяется самое смешное «произведение».

    Старая сказка на новый лад

    Заранее нужно распечатать небольшой текст любой сказки — несколько экземпляров (по количеству предполагаемых команд).

    Гости делятся на 2-4 небольшие команды, и каждая команда получает бумагу, ручку и карточку с текстом сказки. Задача игроков – «перевести» сказку на язык современного молодежного жаргона. Побеждает команда, у которой получится самая интересная и веселая сказка на новый лад.

    Для чего нужно проводить конкурсы в отделе продаж? Есть две глобальные причины: мотивация сотрудников и командообразование. Сегодня мы коснемся в первую очередь мотивации, однако большой плюс проведения конкурсов в отделе продаж в том, что их «побочным эффектом» является сплочение коллектива.

    Конкурсы, игры и различные мероприятия при умелой организации и проведении - достаточно мощный инструмент мотивации отдела продаж. Мотивирующей силой здесь является стремление человека получать признание со стороны окружающих, товарищей, коллег.

    Какие задачи можно решать при помощи конкурсов?

    Да какие угодно! Здесь нужно только умение ставить перед сотрудниками задачи и немного фантазии для их решения с помощью конкурса.

    Вот примеры некоторых задач:

    • Привлечение новых клиентов в компанию.
    • Возвращение клиентов , с которыми была потеряна связь.
    • Увеличение продаж сопутствующих товаров или продуктовых линеек.

    Какие конкурсы можно проводить?

    1. «Золотой бейдж»
      В одной компании есть так называемый золотой бейдж, который по итогам месяца переходит к сотруднику, принесшему наибольшую прибыль.
    2. «Лучший сотрудник»
      В отделе продаж другой компании с целю мотивации менеджеров используют специальный вымпел «Лучший менеджер месяца». Вымпел целый месяц красуется на столе сотрудника, который принес больше дохода компании, чем остальные.

      Таким образом можно проводить конкурсы на выявление лучшего сотрудника недели, месяца или года.

    3. «Колокол почета»
      В одном магазине, когда продавец оформил покупку, он подходит к колоколу и звонит в него. В этот момент коллеги оборачиваются и могут видеть, кто из их товарищей совершил продажу.
    4. «Бутылка шампанского за клиента»
      Можно проводить конкурсы на возвращение ушедших клиентов или привлечение новых. Например, за каждого клиента, с которым удалось возобновить взаимодействие, награждать сотрудника бутылкой шампанского.
    5. Ролевые игры
      Сотрудники делятся на две команды. Для того, чтобы игра была интересной, нужно продумать детали - мифические названия команд, их предводителей, можно использовать модифицированную доску почета, в которой будут размещены фотографии всех участников с указанием их достижений.

      Перед сотрудниками ставится задача, например, та команда, которая за определенный период принесет компании большее количество новых клиентов, становится победителем. Призы могут быть чисто символическими, зато у сотрудников появится азарт и мотивация работать лучше.

    Фантазируйте и увеличивайте продажи!