Камилл Сен-Санс. Самсон и Далила. Библейские сказания: Самсон и Далила Камиль сен санс самсон и далила

К. Сен-Санс опера «Самсон и Далила»

Камиль Сен-Санс – автор 13 опер, отдельные из которых с успехом ставились на европейских сценах, обретая как мгновенную популярность, так и столь же стремительное забвение. Самой жизнеспособной оказалась его третья опера, «». Но, как это часто бывает, именно ей потребовалось несколько десятилетий, чтобы найти путь к мировой славе.

Краткое содержание оперы Сен-Санса «Самсон и Далила» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Самсон

тенор

иудейский герой

Далила

меццо-сопрано

филистимлянка

Верховный жрец Дагона

баритон

филистимлянский священник

Абимелех

баритон

газский сатрап


Краткое содержание «Самсона и Далилы»


Палестина, город Газа, библейские времена.

Филистимляне поработили иудеев. Самсон призывает соотечественников к сопротивлению. Появляется жестокий правитель Абимелех, он издевается над иудеями, среди которых растет негодование. Начинается конфликт, в ходе него Самсон убивает Абимелеха. Иудеи восстают. Верховный жрец Дагона пытается воззвать к филистимлянам, но те потеряли боевой дух, глядя на мощного и сильного Самсона. Они забирают тело сатрапа и бегут.

Иудейские старейшины благодарят бога за удачный исход. Появляются филистимлянки, среди которых – Далила. Она восхищается Самсоном, тот понимает, что чары девушки сильнее его воли.

Далила ночью ждет Самсона, но думает только о мести, её не интересует даже вознаграждение, предлагаемое Верховным жрецом. Когда приходит Самсон, Далила признаётся ему в любви и выведывает главную тайну – его невероятная сила заключена в волосах. Пока Самсон спит, Далила обрезает его волосы, а затем зовет филистимлян, которые его схватывают.


Ослеплённый Самсон томится в тюрьме. Его гнетёт, что иудеи вновь оказались под вражеским игом. Самсона приводят в храм Дагона, где филистимляне, в их числе и Далила, высмеивают его. В ярости он просит Бога вернуть ему силу. Почувствовав, что молитва услышана, он разрушает храм, погребя под обломками врагов и себя самого.


Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
45 мин. 50 мин. 35 мин.


Фото



Интересные факты

  • Восточная музыка, которая пронизывает оперу, родилась под влиянием алжирской культуры. Из-за слабых легких композитор многие зимы проводил на востоке – в Алжире и Египте.
  • «Самсон и Далила» - один из лучших образцов французской оперы на восточную тему, наравне с «Искателями жемчуга » Ж. Бизе и «Лакме» Л. Делиба.
  • «Mon coeur s’ouvre a ta voix», которую принято считать третьей арией Далилы, на самом деле является дуэтом, и слова, которые певицы в концертах поют как «Samson, je t’aime», на самом деле принадлежат Самсону, поющему: «Dalila, je t’aime».
  • Партия Самсона – одна из «визитных карточек» Пласидо Доминго.
  • Первая аудиозапись оперы была сделана еще в 1904 году.
  • Среди других известных произведений на этот сюжет – оратория Генделя «Самсон» и опера Рамо «Самсон».
  • Музыка оперы чрезвычайно популярна в программах фигурного катания. Так, её использовали: олимпийская чемпионка 2018 года Алина Загитова (сезон 2016/17, короткая программа), олимпийские чемпионы 2010 года в танцах на льду М. Дэвис и Ч. Уайт (сезон 2008/09, произвольная программа), двукратная чемпионка мира Ирина Слуцкая (сезон 2001/02, произвольная программа), чемпионы мира 1996 года в парном катании М. Ельцова и А. Бушков (сезон 1991/92, произвольная программа).

Лучшие номера из оперы «Самсон и Далила»

«Mon coeur s’ouvre a ta voix» - третья ария Далилы

«Printemps qui commence» - первая ария Далилы

История создания и постановок «Самсона и Далилы»

Изначально хотел написать ораторию. И, несмотря на то что либреттист убедил его переработать произведение в оперу, во многом «Самсон и Далила» сохранила ораториальный стиль. Тому свидетельствуют и повествовательный характер развития сюжета, и большая доля хоровых эпизодов, и то, что многие важные события, например, арест Самсона в конце второго акта, происходят за сценой. Столь явный жанровый уклон связан с тем, что в середине 19 века Европа переживала возрождение интереса к хоровой музыке. Сен-Санс высоко ценил оратории Генделя и Мендельсона и задумал создать подобное произведение, опираясь на либретто Вольтера «Самсон», написанное для французского классика Ж.Ф. Рамо.

История оперы началась в 1867 году, либреттистом был приглашен Фердинанд Лемер, муж одной из кузин супруги композитора. Его поэмы Сен-Санс уже использовал для своих вокальных сочинений. В основе либретто был положен сюжет 16 главы библейской старозаветной «Книги Судей». Вначале композитор написал музыку ко второму акту – квинтэссенции драматических отношений главных героев, с его дивными ариями и дуэтами, затем – хоровые сцены. Второй акт был полностью исполнен на приватном любительском вечере, и отзывы, которые композитор получил от присутствующих, оказались не слишком комплементарны. Кроме того, французское общество было абсолютно не готово к появлению на сцене священных героев Библии. В довершение, разразилась война с Пруссией, и Сен-Санс отправился служить в Национальную гвардию. Вследствие этих обстоятельств работа над «Самсоном и Далилой» была приостановлена на несколько лет.

В 1872 году в Веймаре композитор встретился с Ференцем Листом , который на тот момент руководил Веймарской придворной оперой. Лист, узнав о незавершенном «Самсоне и Далиле», стал его уговаривать дописать оперу и сразу предложил постановку у себя в театре. Сен-Санс вдохновился этой идеей и вернулся к сочинению. В 1876 году партитура была готова. Сен-Санс и Полина Виардо, которой предназначалась главная партия, устраивали несколько исполнений оперы и её отрывков. На этих вечерах присутствовали, в том числе и руководители театров, но, увы, никто во Франции не взял оперу к исполнению. Тогда композитор уехал в Веймар, чтобы поставить её там. И, хотя Лист уже не был первым лицом местного театра, ему удалось договориться, чтобы «Самсон и Далила» появились в репертуаре.

Премьера состоялась 2 декабря 1877 года на немецком языке и прошла с безусловным оглушительным успехом. Партия Далилы досталась местной солистке, Августине фон Мюллер, Самсона – Францу Ференци. Несмотря на значительный резонанс в Веймаре, в первые годы своего существования опера почти нигде не звучала. В 1882 её поставили в Гамбурге. На родину, во Францию, она добралась только к 1890 году – сначала в Руан, а осенью и в Париж, где была встречена очень тепло. В следующие два года «Самсона и Далилу» показали театры Нанта, Монпелье, Бордо, Тулузы и Женевы. Наконец, 23 ноября 1892 года премьера прошла и в Парижской опере – главном музыкальном театре Франции. В этой постановке впервые был исполнен «Танец жриц», не вошедший ни в один из более ранних спектаклей. Сен-Санс посвятил эту оперу своей музе, Полине Виардо, которая к моменту парижской премьеры уже вышла из возраста исполнения партии Далилы. В то же время популярность оперы в мире стала стремительно расти. В 1890-е её поставили в Монако, США, Италии, Англии. Премьера, исполненная российской оперной труппой, состоялась 19 ноября 1896 года в Мариинском театре.

В 20 веке «Самсон и Далила» никогда надолго не выпадала из мировой афиши, а партия Далилы, наравне с Кармен , стала главнейшей в репертуаре любой меццо-сопрано. Одной из её лучших исполнительниц на рубеже 21 столетия стала солистка Мариинского театра Ольга Бородина. Сегодня в мире существуют 48 постановок этой оперы, в 2016 году новые спектакли представили Мариинский театр и Парижская опера. В сезоне 2018/2019 «Самсона и Далилу» анонсировал Метрополитен-опера.

«Самсон и Далила» на видео

Познакомиться с постановками оперы в лучших мировых театрах можно не выходя из дома. На DVD выпущены:

  • Спектакль Метрополитен-опера с Пласидо Доминго и Ольгой Бородиной, 1998 год;
  • Спектакль Ковент-Гарден с Джоном Викерсом и Ширли Верретт, 1982 год;
  • Спектакль Оперы Сан-Франциско с Пласидо Доминго и Ширли Верретт, 1981 год.

Мелодии оперы звучат в фильмах:


  • «Солнечный удар», режиссер Н. Михалков, 2014;
  • «Мосты округа Мэдисон», режиссер К. Иствуд, 1995;
  • «Мираж», режиссер Ж-К. Гиге, 1992;
  • «Агата», режиссер М. Аптед, 1979.

» - настоящая находка для театров и исполнителей. Сюжет позволяет различные трактовки, временные переносы и воплощение оригинальных режиссерских идей, а многомерность характеров персонажей – свободные актерские интерпретации мотивов их поступков. В этом причина того, что новые постановки этой красивой оперы всегда очень ожидаемы публикой.

Камиль Сен-Санс «Самсон и Далила»

Первая постановка Место первой постановки

«Самсон и Далила» (Samson et Dalila) - опера Камиля Сен-Санса в трех действиях на ветхозаветный сюжет (Книга Судей, XVI).

Либретто - Фердинанд Лемер. Первая постановка - Веймар, 2 декабря 1877 г. в немецком переводе, в театре герцога.

Самая популярная опера композитора, единственная, не сходящая со сцен современных оперных театров. Партия Далилы - одна из технически удобных для исполнения и поэтому востребованных партий для меццо-сопрано в музыке.

История создания и постановки

Сен-Санс начал работать над «Самсоном и Далилой» в 1867 г., предполагая написать ораторию. Но его либреттист, Лемер, убедил его в театральном потенциале произведения. Франц Лист предложил поставить её в Веймаре, где он работал музыкальным директором при космополитичном, прогрессивном и весьма музыкальном дворе великого герцога.

Во Франции же эта опера, как написанная на библейский сюжет, имела большие проблемы с постановкой. В самом начале Полина Виардо как-то даже устроила в своем доме частное представление, чтобы заинтересовать директора парижской оперы. Аккомпанировал сам Сен-Санс, но их совместные усилия остались безуспешными. На самом деле, оперу не слышали на французской земле до г. - до премьеры на сцене провинциального Руана . К этому времени Полина Виардо , которая боролась за эту постановку и для которой это произведение, в сущности, было написано и которой оно было посвящено, оказалась уже слишком старой, чтобы исполнять партию Далилы.

В Лондоне постановке оперы препятствовал министр двора (Lord Chamberlain of the Houshold) лорд Роберт Уинн Каррингтон (см. http://en.wikipedia.org/wiki/Robert_Wynn_Carrington,_1st_Marquess_of_Lincolnshire), но все же она была исполнена в виде оратории, как первоначально и задумывал автор.

Действие происходит в городе Газа в Палестине в 1150 г. до н. э.

Действующие лица

  • Далила - контральто или меццо-сопрано
  • Самсон - тенор
  • Верховный жрец Дагона - баритон
  • Абемелех, газский сатрап - бас
  • Старый иудей - бас
  • Гонец филистимлян - тенор
  • Первый филистимлянин - тенор
  • Второй филистимлянин - бас
  • Иудеи, филистимляне

Синопсис

В первом действии иудеи, возглавляемые Самсоном, изгоняют филистимлян из Газы. Филистимлянка Далила знакомится с Самсоном, и он не в силах противостоять ее обаянию. Во втором действии Самсон открывает ей тайну своей силы, и она обрезает его волосы. Соотечественники соблазнительницы захватывают обессилевшего врага. В третьем действии выведенный из темницы Самсон, после пыток и ослепления, обрушивает храм Дагона на своих мучителей.

Известные арии

  • Mon coeur s’ouvre a ta voix - ария Далилы
  • Printemps qui commence - ария Далилы
  • Bacchanalia - «Вакханалия»

Постановки

Опера неоднократно ставилась на многих европейских сценах. Среди спектаклей конца ХХ века: постановка Венской оперы (1990, режиссер Г. Фридрих; А. Бальтса - Далила), парижской «Опера Бастий» (1991, В. Атлантов - Самсон)

Постановки в России

В России опера впервые прозвучала в 1893 г. в Петербурге в исполнении французской труппы под управлением дирижера Э. Колонна (он дирижировал премьерой в Париже ).

Через три года, 19 ноября 1896 г. опера была поставлена в петербургском Мариинском театре (М. Славина - Далила, И. Ершов - Самсон, Л. Яковлев , И. Тартаков - Верховный жрец).

В 1901 г. прошла постановка в Москве, на сцене Нового театра, под управлением того же Э. Колонна .

Затем опера шла на многих сценах России (Свердловск, 1927). 2 декабря 2003 г. состоялась премьера Мариинского театра (дирижер - В. Гергиев ; О. Бородина - Далила).

Аудиозаписи

  • Далила - Элен Бувье, Самсон - Жозе Луччионе, Верховный жрец - Поль Кабанель, Старый иудей - Анри Меду, Абемелих - Шарль Камбон, хор и оркестр театра «Гранд-опера », дирижер - Л.Форрестье, 1946 год.
  • Далила - Мария Каллас, "1961 год"
  • Далила - Елена Черней, Самсон - Людовик Шписс, Верховный жрец - Дан Иорданеску, Старый иудей - Василий Молдовяну, Абемелих - Константин Думитру, хор и оркестр Румынского радио и телевидения, дирижер - Курт Адлер, 1969 год .
  • Далила - Ширли Верретт , Самсон - Ришар Кассили, хор и оркестр театра «Ла Скала », дирижер - Жорж Претр, 1970-е гг.
  • Далила - Елена Образцова , Самсон - Пласидо Доминго , Верховный жрец - Ренато Брузон, Абамелих - Пьер Тау, Старый иудей - Роберт Ллойд, хор и оркестр «Де Пари», дирижёр - Даниэль Баренбойм , 1979 год .

Видеозаписи

В астрономии

В честь главной героини оперы назван астероид (560) Делила (англ.) русск. , открытый в 1905 году.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Самсон и Далила (опера)" в других словарях:

    Самсон и Далила: «Самсон и Далила» картина Рубенса «Самсон и Далила» опера Сен Санса «Самсон и Далила» фильм 1949 года, режиссёр Сесиль де Милль «Самсон и Далила» фильм 1996 года, режиссёр Николас Роуг … Википедия

    - (שִׁמְשׁוֹן) «Самсон» Фредерик Лейтон, 1858 г … Википедия

    Греч. Σαμφων, лат. Samson, Шимшон (евр. Šimðôn, предположительно «служитель» или «солнечный», от šemeš, «солнце»), герой ветхозаветных преданий (Суд. 13 16), наделённый невиданной физической силой; двенадцатый из «судей израилевых». Сын Маноя из… … Энциклопедия мифологии

    Самсон (ивр. שִׁמְשׁוֹן‎, Шимшон) «Самсон» Фредерик Лейтон, 1858 г. Пол: муж. Период жизни: ок. XII век до н. э. Толкование имени: «солнечный», о … Википедия

    - (ивр. דְּלִילָה‎, Длила) «Cамсон и Далила» неизвестный художник, круг Рембрандта. Ок. 16 … Википедия

    Драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых… … Энциклопедия Кольера

    Далида, в библейской мифологии возлюбленная древнееврейского героя Самсона. Выведав по наущению «владетелей филистимских», что неодолимая сила Самсона скрыта в его волосах, усыпила Самсона, велела отрезать ему волосы и предала Самсона… … Большая советская энциклопедия

    В библейской мифологии др. евр. богатырь, обладавший необыкновенной физической силой, таившейся в его длинных волосах. Коварная филистимлянка Далила остригла спящего С. и тем лишила его силы. Легенда о С. неоднократно отражалась в мировом… … Сексологическая энциклопедия

    - (Grand Opera) (офиц. название Национальная академия музыки и танца) гос. оперный т р в Париже, крупнейший центр франц. муз. театр. культуры. Осн. в 1669 под назв. Королевская академия музыки поэтом П. Перреном и композитором Р. Камбером,… … Музыкальная энциклопедия

    - (Saint Saлns) Шарль Камиль (9 X 1835, Париж 16 XII 1921, Алжир, похоронен в Париже) франц. композитор, пианист, органист, дирижёр, муз. критик и писатель, педагог, муз. обществ. деятель. Чл. Ин та Франции (1881), почётный доктор… … Музыкальная энциклопедия

; либретто Ф. Лемера по библейской легенде.
Первая постановка: Веймар, 2 декабря 1877 года.

Действующие лица: Далила (меццо-сопрано), Самсон (тенор), Верховный жрец Дагона (баритон), Абемелех, газский сатрап (бас), Старый иудей (бас), Гонец филистимлян (тенор), Первый филистимлянин (тенор), Второй филистимлянин (бас). Иудеи, филистимляне.

Действие происходит в городе Газа в Палестине в 1150 году до н.э.

Действие первое

Тёмная ночь спустилась на палестинский город Газы. Кажется, всё должно спать мирным и спокойным сном. Но нет, на площади перед храмом бога Дагона собралась огромная толпа иудеев. Коленопреклонённые, они горячо молятся богу, который покинул их в беде, отдав город ненавистным завоевателям - филистимлянам. Нет больше сил выносить надругательства врагов. Нет сил терпеть их владычество. Самсон, славящийся небывалой силой, призывает своих соотечественников свергнуть власть филистимлян. «Свобода близка! Браться, порвём оковы!» - восклицает он.

Народ, измученный издевательствами завоевателей, не внемлет увещеваниям Самсона, не верит в свои силы. Однако неукротимая воля богатыря, его горячие призывы к борьбе воодушевляют, наконец, соотечественников на открытое выступление против филистимлян.

Но вот распахиваются двери дворца, и на ступенях появляется в сопровождении свиты газский сатрап Абемелех. Гнев написан на его лице. Пересыпая свою речь угрозами, он советует иудеям «лучше заслужить снисхождение победителей», чем пытаться поднять восстание.

Разгневанный Самсон перебивает его. Только силой можно изгнать филистимлян из родного города. Завязывается ожесточённая схватка между толпой горожан и отрядом газского сатрапа. Бесстрашный Самсон вырывает у Абемелеха меч и поражает грозного противника. Филистимляне приходят в замешательство и под напором восставших в панике бегут. Иудеи во главе с Самсоном преследуют врагов.

Вышедший из храма верховный жрец бога Дагона в ужасе застывает перед трупом Абемелеха. Жрец призывает силы неба ниспослать иудеям гибель. А их главарю Самсону он предсказывает возмездие. Оно придёт от женщины, которую богатырь полюбит...

Постепенно светает. Отовсюду на площадь стекается ликующий народ - старики, женщины, дети. Они поют радостные песни в честь победы над врагом и прославляют возвратившихся во главе с Самсоном иудейских воинов.

Из ворот храма выходят филистимлянские девушки. Среди них прекрасная Далила. Красавицы приветствуют победителей и преподносят им венки из цветов, а Далила славит силу и мужество Самсона. Богатырь не может отвести взора от обольстительной филистимлянки. Он чувствует, что не в силах устоять перед её чарами. А девушка, танцуя, одурманивает воина нежными взглядами. На мгновенье склонившись к Самсону, она шепчет, что любит, что хочет сегодня же ночью встретиться со своим милым.

Звучит весёлая музыка. В пляске кружатся филистимлянки. Горящими взглядами следят иудейские воины за грациозными движениями девушек. Не отводит взора от Далилы и Самсон. А та всё танцует и танцует, пленяя богатыря...

Старик иудей предостерегает Самсона от пагубной страсти, подобной «жалу змеи». Но тот уже не в силах устоять перед охватившим его чувством.

Действие второе

Дом Далилы в долине Сорек утопает в густой тропической растительности. Вечнозелёные лианы почти совсем скрывают от посторонних взоров вход. На ступенях, ведущих во внутренние покои, сидит Далила. Она ждёт Самсона. Коварное дело задумала прекрасная филистимлянка. Девушка поклялась во что бы то ни стало покорить могучего воина. Она отомстит за свой народ, предав ослеплённого любовью предводителя иудеев в руки соотечественников!

Сад озаряется холодным светом - это вдалеке сверкнула молния. Надвигается гроза. Из-за деревьев появляется верховный жрец. Увидя Далилу, он убеждает её воспользоваться силой любви Самсона и погубить заклятого недруга филистимлян. Священнослужитель обещает щедро одарить девушку, если ей это удастся.

Но Далила отвергает всякие награды. Нет, не стремление разбогатеть руководит ею, а жгучая ненависть к врагам. И она добьётся своего! Правда, очень трудно выведать у богатыря секрет его невиданной силы. Даже в минуты горячих ласк он остаётся скрытным. Но сегодня тайна Самсона будет разгадана!

Жрец благословляет девушку и оставляет её одну. Снова сверкает яркая молния, грохочет гром. Из темноты выступает Самсон. Бросившись навстречу богатырю, филистимлянка обвивает его шею руками. Она нежно уверяет Самсона в своей любви. Но сурово лицо воина. Вождь иудеев говорит девушке, что пришёл к ней проститься. Призванный служить своему народу, он должен забыть о Далиле, чтобы не лишиться доверия соотечественников.

Однако коварная филистимлянка не слушает Самсона. Слёзы появляются на её глазах: она сомневается в любви отважного иудея... Воин горячо уверяет Далилу в искренности своего чувства. Новый страшный удар грома прерывает его слова.

Нежны объятия Далилы, горячи её поцелуи. Самсон чувствует, что Далила для него дороже всего на свете. Но нет, девушка ему не верит. Она требует, чтобы в доказательство любви богатырь открыл ей тайну своей загадочной силы.

Твёрдо сжаты губы Самсона. Видя, что он непоколебим, Далила, уходя, произносит оскорбительное слово: «трус». Подобно пощёчине прозвучало оно для вождя иудеев. Забыв обо всём на свете, он бросается в дом, вслед за Далилой...

Зловещие удары грома, один за другим, разрывают гнетущую тишину. Блеск молний вырывает из темноты движущиеся силуэты людей. Слышен приглушённый звон оружия. Филистимлянские воины устроили засаду Самсону: теперь враг не уйдёт от них!.. Вдруг из дома раздаётся громкий крик. На балкон выбегает Далила. В её руке волосы, срезанные с головы Самсона: в них-то и таилась невиданная сила богатыря. Филистимляне с шумом бросаются в дом, чтобы связать ослабевшего врага.

Действие третье

Картина первая. Мрачное подземелье в газской тюрьме. Сюда после жестоких пыток заточили Самсона филистимляне. В звериной ненависти они выкололи вождю иудеев глаза, заковали его в цепи, заставили крутить громадные жернова.

Но не боль терзает Самсона. Его угнетает сознание вины перед своим народом. Чудятся ему голоса, проклинающие воина за измену. Он готов отдать всё на свете - даже жизнь, - лишь бы вернуть любовь и доверие соотечественников.

Картина вторая. Храм бога Дагона. В дальнем конце святилища вздымается огромная статуя Дагона, вдоль стен расположились жертвенные алтари. Посредине возвышаются две громадные мраморные колонны, поддерживающие свод.

Филистимляне радостно празднуют свою победу над иудеями. В окружении военачальников появляется верховный жрец. Повинуясь движению его руки, в храм вводят несчастного Самсона. Собравшиеся встречают поверженного воина презрительным смехом. С бокалом вина к пленнику подходит Далила. Издеваясь, она напоминает Самсону о минутах, которые он провёл в её объятиях, забыв о своём долге. Филистимлянка похваляется тем, как ей удалось обмануть богатыря и выведать его заветную тайну.

У Самсона нет сил слушать оскорбительные речи. В горячей молитве призывает он небесные силы помочь ему отомстить врагам за свою поруганную честь.

Вспыхивает священный огонь на жертвенниках. Начинается обряд жертвоприношений. Жрец Дагона требует, чтобы Самсон тоже принял в нём участие. Поводырь выводит слепца на середину храма, к колоннам.

Вознося свои молитвы богам, в смиренном почтении склоняются филистимляне. В то же мгновение, собрав последние силы, Самсон упирается руками в мраморные колонны и могучим усилием сдвигает их с места. Рухнувший свод скрывает под своими обломками и героя, и его врагов.

М. Сабинина, Г. Цыпин

САМСОН И ДАЛИЛА (Samson et Dalila) - опера К. Сен-Санса в 3 д., либретто Ф. Лемера. Посвящена П. Виардо. Премьера: Веймар, 2 декабря 1877 г., под управлением Ф. Листа. С большим успехом была поставлена в Гамбурге, Кёльне, Дрездене, Праге, но без рассмотрения отвергнута дирекцией «Гранд-опера». Только в 1890 г. оперу «заметили» на родине композитора, в Руане (премьера - 3 марта). На парижской сцене она была впервые поставлена 23 ноября 1892 г., то есть через 15 лет после веймарской премьеры. Правда, отрывки из нее исполнялись в концертах.

Сен-Санс занимал особое положение во французской музыке конца XIX в., преодолев увлечение Вагнером. Он указывал на это в критических выступлениях, подчеркивая свою враждебность «вагнеровской религии». Будучи по убеждениям и принципам классиком, он, однако, не чуждался романтических настроений и средств выражения. Но стиль его музыки, как и Берлиоза, отличался от современной ему французской оперы.

Композитор задумал «Самсона и Далилу» как ораторию и только уступая настояниям либреттиста согласился переделать ее в оперу. Однако ораториальная природа сохранилась. Отсюда преобладающая роль хоров, в музыкальной драматургии - медлительность развития действия, монументальная статика. Обратившись к библейской легенде, вдохновлявшей многих композиторов (среди них Рамо и Генделя), Сен-Санс стремился воплотить в образах прошлого современное содержание. Преданный врагами на поругание, ослепленный герой, вновь обретающий силы, чтобы уничтожить врага,- образ героической Франции в недавней войне с Пруссией. «Самсон и Далила» - произведение эпически мощное, воплощающее патриотическую и героическую идею.

Действие развертывается в легендарные времена (условно - XII в. до н. э.), в пору порабощения Иудеи филистимлянами. Самсон поднимает упавший дух народа и возглавляет его борьбу с противником. Филистимлянка Далила, жрица храма Дагона, с притворной радостью встречает победителя. Ее красота поражает Самсона, и он открывает ей тайну: его мощь заключена в волосах. Она решает выдать героя в руки врагов. Когда он засыпает в ее объятиях, Далила остригает его волосы, и Самсон теряет силу. Ослепленный филистимлянами, герой превратился в жалкого раба.

В храме Дагона филистимляне празднуют победу. Сюда на посмешище приведен некогда могучий Самсон. Первосвященник велит ему воспеть красоту Далилы. Самсон обращается к небу с мольбой вернуть ему хоть на миг прежнюю силу и зрение. Обхватив руками мраморные колонны, поддерживающие своды, он потрясает их основание. Все рушится, погребая под развалинами Самсона и его врагов.

Музыка передает скорбь и отчаяние порабощенного народа, мужественные, властные интонации Самсона, надменную кичливость филистимлян, обольстительную чувственную прелесть Далилы. Мелодика коварной жрицы прекрасна, в ней - нега, упоение, страсть, словно она сама верит в искренность своих чувств. Ф. Лист, поклонник замечательной оперы, заметил, что в музыке Далилы один недостаток: она слишком искренна. Впрочем, прибавлял Лист, это доказывает лишь, что настоящая музыка не умеет лгать. Передавая все многообразие ситуаций и душевных состояний, Сен-Санс неизменно сохраняет классическую уравновешенность и гармоничность выражения. Классически совершенной остается его музыка и в знаменитой сцене оргии (III д.).

В России опера исполнялась в 1893 г. в Петербурге французской труппой под управлением Э. Колонна (дирижировавшего премьерой в Париже). На русской сцене она была впервые поставлена в петербургском Мариинском театре 19 ноября 1896 г. (М. Славина - Далила, И. Ершов - Самсон, Л. Яковлев, И. Тартаков - Верховный жрец). Спектакль имел большой успех. К 1901 г. относится постановка в Москве, на сцене Нового театра, под управлением того же Э. Колонна. Опера шла на многих сценах России (например, Свердловск, 1927). Среди спектаклей последних десятилетий выделяется постановка Венской оперы (1990, режиссер Г. Фридрих; А. Бальтса - Далила), парижской «Опера Бастий» (1991, В. Атлантов - Самсон) и Мариинского театра (премьера - 2 декабря 2003 г., дирижер В. Гергиев; О. Бородина - Далила).

На либретто (по-французски) Фердинанда Лемера, основанное на Книге Судей.

Действующие лица:

ДАЛИЛА, жрица бога Дагона (меццо-сопрано)
САМСОН, предводитель иудеев (тенор)
ВЕРХОВНЫЙ ЖРЕЦ ДАГОНА (баритон)
АБЕМЕЛЕХ, газский сатрап (бас)
СТАРЫЙ ИУДЕЙ (бас)

Время действия: библейское.
Место действия: Газа.
Первое исполнение: Веймар (по-немецки), 2 декабря 1877 года.

Попросите любого любителя музыки наобум назвать сюжет, легший в основу наибольшего числа опер, и он, вероятно, назовет либо Фауста, либо Орфея, либо, вполне возможно, Ромео. У меня нет уверенности в том, каков должен быть правильный ответ, поскольку нет описаний сюжетов тех 28000 опер, которые хранятся в Национальной библиотеке в Париже, не говоря уж о тысячах тех, которые не попали во Францию. Но в самом начале такого списка, я уверен, был бы сюжет с Самсоном. Я обнаружил свидетельства об одиннадцати трактовках этого сюжета, существовавших до того, как к нему обратился Сен-Санс. Это не считая, конечно, генделевской интерпретации драмы Мильтона - произведения, написанного в жанре не оперы, а оратории. И отнюдь не все они принадлежат перу нынче забытых композиторов. Одна из них, например, творение Рамо, либреттистом которого в данном случае был не менее знаменитый человек - Вольтер. Другая принадлежит немцу Иоахиму Раффу. Довольно странно, что при том, что каждый из этих композиторов был не только именитым музыкантом, но также влиятельной персоной, ни одна из их самсоновских опер никогда не была поставлена.

У Сен-Санса тоже были некоторые проблемы, прежде чем он увидел исполнение своего творения в полном виде и прежде чем он смог услышать его в своей собственной стране. Его кузен Фердинанд Лемер вручил композитору либретто в 1869 году, и партитура уже значительно продвинулась, когда разразилась франко-прусская война. Она прервала работу над оперой на два года, после чего она пролежала еще два года на письменном столе композитора. Наконец произведение услышал Лист. Всегда с большим энтузиазмом помогавший молодым людям, этот аббат взял партитуру и организовал мировую премьеру оперы в Германии, в Веймаре. Она называлась «Самсон и Далила». Произошло это в 1877 году. Лишь спустя тринадцать лет она была поставлена на родине композитора в парижской «Гранд-опера» и с тех пор составляет основу репертуара этого театра, идя на его сцене один или два раза в месяц вот уже более столетия год за годом.

В англоговорящих странах она тоже медленно прокладывала себе путь. В Англии она подпадала под закон (а в Америке - предубеждение), направленный против изображения библейских персонажей на сцене. Вот почему в этих странах она была исполнена в виде оратории. В Англии она не ставилась как опера вплоть до 1909 года, а в Соединенных Штатах, несмотря на несколько отдельных представлений оперы еще в XIX веке, она вошла в постоянный репертуар «Метрополитен-опера» лишь в 1916 году. Тогда, с труппой, возглавлявшейся Карузо и Маценауэром, опера произвела такое сильное впечатление, что осталась в репертуаре на многие годы. Сегодня, однако, имеется интересное различие в стандартах постановки: публика требует - и получает - Далилу, которая тоже выглядит и поет как коварная женщина.

В 1947 году, когда опера Сен-Санса была временно снята с репертуара, в «Метрополитен» вместо нее была поставлена одноактная версия этого сюжета Бернарда Роджерса, озаглавленная «Воитель». В этой опере глаза Самсону выкалывают самым что ни на есть реалистическим образом - с помощью раскаленного железного прута, прямо на сцене по ходу действия. Руководству театра пришла в голову счастливая мысль дать этот спектакль в качестве приманки, вместе с другой одноактной оперой - «Гензель и Гретель» Хумпердинка - на субботнем утреннем представлении для малышей. Естественно, произведение бедного мистера Роджерса не имело успеха у родителей, которые привели своих чад отнюдь не на спектакль со столь устрашающим сюжетом, а на детскую оперу Хумпердинка. В результате опера Сен-Санса была восстановлена в репертуаре.

ДЕЙСТВИЕ I

В палестинском городе Газа израильтяне находятся в рабстве у филистимлян. Они собрались ранним утром на городской площади, здесь Самсон призывает их к активному сопротивлению. Иудеи, измученные издевательствами завоевателей, колеблются и сомневаются в успехе своего сопротивления, но в конце концов страстный призыв Самсона воодушевляет их. Их волнения вынуждают явиться сюда Абемелеха, сатрапа Газы, чтобы выяснить, что же здесь происходит. Его ядовитые насмешки и колкости, а также призыв оставить бога Иегову ради Дагона возбуждают у иудеев ненависть к нему. Самсон пробуждает в израильтянах столь сильное чувство негодования, что они восстают («Israel, burst your bonds» - «Израильтяне, разорвите свои оковы»). Абемелех нападает на них; Самсон выбивает у него меч и убивает его. Филистимляне в панике бегут; Самсон во главе иудеев преследует их.

Двери храма бога Дагона открыты. Из них выходит верховный жрец со своей свитой. В патетических тонах он шлет проклятье Самсону. Однако ему не удается вернуть филистимлянам уверенность в себе после того ужаса, который они недавно пережили. И когда возвращаются израильтяне, верховный жрец и все его окружение предпочитают удалиться.

Настал час великого триумфа Самсона. Именно в этот момент обольстительная жрица Далила выступает вперед из храма Дагона вместе с хором своих, столь же пленительных юных прислужниц. Они приветствуют торжествующего героя, украшая его гирляндами, обольщают его песнями и танцами. Далила шепчет ему, что он уже царит в ее сердце, и поет обольстительную арию о весне («Printemps qui commence» - «Весна начинается»). Один из иудейских старейшин предостерегает Самсона, но молодой герой, который уже имеет репутацию человека, подверженного чарам женской красоты, совершенно покорен Далилой.

ДЕЙСТВИЕ II

На долину Сорек опускается ночь. Приближается гроза. Короткое вступление ко второму действию создает впечатление, как это может сделать музыка, - что ночь будет прекрасна. Далила, одетая настолько обольстительно, насколько позволяют это нормы приличия в большой опере, ожидает в роскошном восточном саду своего возлюбленного. Она ненавидит его как врага своего народа и в полной энергии и силы арии («Amour! viens aider та faiblesse!» - «Любовь! Приди помочь, моя слабость!») молит бога любви помочь ей лишить его силы.

Верховный жрец приходит, чтобы сказать ей, что дела идут все хуже и хуже, поскольку иудеи, некогда рабы, теперь восстали против своих прежних хозяев. Зная хорошо тщеславие красавиц, он специально сообщает, что Самсон хвастался тем, что ей не удастся подчинить его себе. Но Далила и так вполне ненавидит Самсона и без этого подстрекательства. И позже, когда верховный жрец обещает щедро одарить ее, если ей удастся разведать секрет его силы, она говорит ему, что никакого вознаграждения не нужно. Она уже трижды пыталась выведать эту тайну - и все три раза терпела неудачу. Но на сей раз она клянется, что добьется успеха. Самсон, она уверена, раб любовной страсти, и теперь оба - Далила и верховный жрец - поют триумфальный дуэт по поводу их грядущей победы, в которой они не сомневаются.

Разражается ужасная буря. Верховный жрец удаляется, а Далила с нетерпением ожидает Самсона. Когда он в конце концов появляется из мрака ночи, он шепчет себе, что желает лишь одного - освободиться от чар Далилы. Он пришел проститься с нею, так как должен служить своему народу. Он не обращает внимания на ее решимость удержать его и на ее женские хитрости, которые содержат не только любовные утехи, но также сентиментальные воспоминания о наслаждениях в прошлом, гнев и слезы. Видя, что он смягчается, она поет знаменитую арию «Mon coeur s"ouvre a ta voix». В концертном исполнении она гораздо меньше впечатляет, чем в опере, поскольку в концерте, где нет сценического партнера, нельзя столь выразительно передать любовные излияния Самсона Далиле в конце каждого куплета.

Далила снова спрашивает, в чем секрет его огромной силы, но Самсон снова отказывается раскрыть его. Но когда Далила в конце концов отталкивает его, называет его трусом и выталкивает из дома, Самсон совсем теряет рассудок. В раскатах бушующей бури он в отчаянии простирает руки к небу и медленно следует за Далилой в ее дом. Из библейской истории все знают, что произошло в доме с Самсоном и его волосами. За сценой слышен удар грома. В блеске молнии видны фигуры филистимлянских воинов, тихо окружающих дом Далилы. Неожиданно она появляется в окне и призывает на помощь. Слышен вопль Самсона: он кричит, что его предали. В дом врываются воины, чтобы схватить его.

ДЕЙСТВИЕ III

Сцена 1. Потеряв своего могущественного вождя, иудеи скорбят, и их хор - в темнице за сценой - горько жалуется на то, что Самсон предал бога их отцов. На сцене ослепленный Самсон вращает мельничный жернов, к которому его привязали его истязатели на тюремном дворе. В агонии отчаяния он взывает к Иегове, чтобы тот принял его жизнь - лишь бы вернуть любовь и доверие соотечественников. Неумолимо и безжалостно хор за сценой продолжает осуждать его. В конце концов тюремщики уводят его.

Сцена 2. В храме Дагона перед огромной статуей их бога филистимляне празднуют победу. Танцующие девушки поют победный хор, который - в первом действии - они пели Самсону. Балет исполняет «Вакханалию».

Когда маленький мальчик проводит здесь ослепленного Самсона, все провожают его презрительным смехом. Далила, с бокалом вина, подходит к Самсону и, издеваясь над ним, напоминает ему о минутах, которые он провел в ее объятиях. Верховный жрец с утонченной издевкой обещает обратится в иудея, если Иегова столь могуществен, чтобы вернуть Самсону зрение. Самсон, устремив свой невидящий взор к небу, молит Господа отомстить за такую ужасающую нечестивость.

Но вот начинается самая важная часть церемонии жертвоприношения. На алтаре вспыхивает священный огонь, и - в качестве кульминации - Самсон должен пасть на колени перед Дагоном. Под звуки триумфального пения филистимлян маленький мальчик ведет Самсона между двух огромных колонн, где он должен совершить почтительный поклон. Очень спокойно наш огромных размеров герой говорит мальчику, чтобы он покинул храм. Тем временем хвалы, обращенные к Дагону, становятся все громче и громче. Наконец Самсон обхватывает две колонны, возносит молитву, чтобы в последний раз продемонстрировать свою силу, и с устрашающим воплем сдвигает колонны с места. Филистимляне в ужасе впадают в панику и пытаются выбежать из храма. Но слишком поздно: весь храм рушится, погребая под своими обломками всех, включая Самсона и Далилу.

Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)

Сен-Санс оставил свыше десяти произведений для музыкального театра (в том числе балет «Жавотта»). Но лишь одно из них удержалось в репертуаре. Это - опера «Самсон и Далила» на библейский сюжет (1866-1877, впервые поставлена в Веймаре; в Париже показана только в 1892 году).

В произведении Сен-Санса использован тот же сюжет, что и в известной оратории Генделя, но в другой трактовке. Классик ораториального творчества стремился передать прежде всего героический дух библейского сказания: в центре его внимания не погрязшие в пороке филистимляне, но страдающий иудейский народ, возглавленный могучим Самсоном на освободительную борьбу. Иное у Сен-Санса: его опера представляет собой не драматически-конфликтное действие, а скорее ряд красочных картин, где удача более сопутствовала композитору в изображении изнеженности филистимлян и обольщений Далилы, нежели суровости иудеев и героики Самсона. Именно образ коварной соблазнительницы и ее окружения стал центральным в опере.

Музыкальная характеристика Далилы отличается пластичностью, чувственным очарованием, мелодикой широкого дыхания, плавно ниспадающей. Просвечивают в ней и своеобразно преломленные «ориентализмы» (хроматика, лады дорийский, фригийский и т. п.). Эта интонационная сфера устанавливается с первого же выхода героини - на фоне прозрачно звучащего хора девушек- филистимлянок, славящих весну. Дальнейшее развитие таких музыкальных образов содержится в причудливом танце жриц храма Дагона. Кульминация I акта - трехчастная ария Далилы «Весна появилась» (E-dur) знаменует начальный этап обольщения Самсона; характер музыки еще сдержанный, мелодии проще, более песенны, чем в последующих ариях:

II акт - самый действенный в опере. Оркестровая прелюдия живописует южную ночь, близится гроза; этот тревожный фон неоднократно возникает на протяжении всего акта, завершаясь в момент высшего драматизма грозой. Второй этап обольщения закреплен также в трехчастной арии Далилы «Любовь, дай свое обаянье» (As-dur):

Драматургическая вершина оперы - большой дуэт с Самсоном (обрамлен темой грозы в оркестре). Развернутая диалогическая сцена имеет несколько разделов; один из них образует третья ария Далилы, ставшая очень популярной на концертной эстраде - «Открылася душа» (Des-dur). Здесь сосредоточено все наиболее характерное (ср. пример 208), что присуще музыкальной характеристике героини:

B III акте, как и в первом, широко выписан лагерь филистимлян; его музыка тесно связана с интонационной сферой Далилы. Наиболее впечатляют хор в храме Дагона и балетные сцены вакханалии, нередко исполняемые в симфонических концертах.

Таковы лучшие номера оперы, картинная живописность которых напоминает стиль музыкально-сценических произведений Берлиоза. Влияние последнего обнаруживается и в кантатно-ораториальных сочинениях Сен-Санса. Среди них широко развернутая, в духе симфонической поэмы, музыкальная картина «Потоп» (на библейский сюжет), кантата «Лира и арфа» (по оде Гюго).

М. Друскин

Дискография: CD - Deutsche Grammophon. Дир. Баренбойм. Самсон (Доминго), Далила (Образцова), Верховный жрец (Брузон), Старый иудей (Ллойд) - Philips. Дир. Дейвис, Самсон (Каррерас), Далила (Бальтса), Верховный жрец (Саммерс), Старый иудей (Бурчуладзе).

Рождение Самсона было предвещено Ангелом. Родился он от бесплодной женщины. Отцом его был Маной из рода Данова. По словам Ангела, младенец будет “назореем Божиим” и будет “спасать Израиля от руки Филистимлян” (Кн. Судей Израилевых, глава 13 ). Вскоре Ангел явился и Маною и сказал, что младенец, когда вырастет, должен остерегаться всего, что производит виноградная лоза и не есть нечистого, тогда он сможет противостоять Филистимлянам.

Когда мальчик родился, его назвали Самсоном (Шимшоном). Повзрослев, Самсон увидел женщину из дочерей Филистимских, которые в ту пору владычествовали над Израилем, и стал просить отца взять эту женщину ему в жены.

Пошел Самсон с отцом и матерью в Фимнафу, где жила женщина. Вскоре они увидели, что навстречу им идет молодой лев. Самсон победил льва голыми руками. Здесь впервые проявилась огромная физическая сила Самсона, которой он впоследствии часто пользовался. Самсон встретился со своей избранницей, и она стала нравиться ему еще больше.

Несколько дней спустя Самсон снова пошел к избраннице той же дорогой и увидел, что в трупе льва завелся рой пчел. Самсон достал из трупа мед и ел сам, и угостил родителей.

Вскоре сыграли свадьбу, на которой Самсон загадал присутствующим филистимлянам загадку:

из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое. ( Кн. Судей Израилевых, глава 14 )

Как Вы уже, наверное, догадались, загадка эта была обо льве и меде. Филистимляне не могли разгадать загадку и подослали к Самсону жену, узнать разгадку. Семь дней она плакала и просила Самсона разгадать загадку, пока тот, наконец, не сдался. Жена Самсона сказала отгадку сынам народа своего.

Самсон разгневался и наказал смертью 30 филистимлян. Так началось противостояние Самсона и Филистимлян, которое подробно описано в 15 главе Книги Судей . Самсон был судьёй Израиля во дни Филистимлян на протяжении двадцати лет.

Важно понимать, что означает «судья Израиля ». Эпоха судей – это смутное время после смерти Иисуса Навина, характеризующееся межплеменной враждой. Судьи – авторитетные фигуры среди израильтян, активные представители народного самосознания, которые сопротивлялись ассимиляции израильтян местными племенами. Судьи командовали народным ополчением, а также исполняли правовые функции. Власть судей была основана либо на высоком авторитете, либо на силе.

Вернемся к легенде о Самсоне и Далиле. Далила жила в долине Сорек. Самсон полюбил ее. Филистимляне, узнав о чувствах Самсона, решили подкупить Далилу, чтобы та выведала секрет огромной физической силы Самсона. Современные ученые подсчитали, что за предательство Далила получила 5,500 шекелей серебра (62700 граммов).

Самсон раскрыл Далиле тайну силы своей, а была она в волосах Самсона.

…если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди. (Книга Судей Израилевых, глава 16)

Далила состригла волосы спящему Самсону и передала его в руки Филистимлян, которые сковали его медными цепями, ослепили и отвели в Газу в дом узников. Вскоре здесь собралось много Филистимлян, чтобы принести Самсона в жертву своему богу Дагону. Тем временем, волосы на голове Самсона начали отрастать, и он сдвинул с места два несущих столба, на которых держался весь дом, и обрушил дом на Филистимлян, убив, тем самым, больше Филистимлян, чем за 20 лет своего судейства. Самсон также был погребен под обломками. Похоронили его рядом с отцом.

Чему учит библейское сказание о Самсоне и Далиле?

Многие считают, что история о Самсоне и Далиле – это история предательства, однако, это ошибочное мнение. Мотив предательства, действительно, весьма част в Библии. Можно, к примеру, вспомнить предательство Иуды Искариота, историю Иосифа и его братьев и пр. Но, хотя данный мотив прослеживается в легенде о Самсоне и Далиле, он не является здесь основным.

Один из самых важных уроков, которые мы можем вынести из библейской легенды о Самсоне и Далиле, — это научиться контролировать свои эмоции и не позволять эмоциям контролировать нас. Стремление к мести и чувство ярости – то, что на самом деле погубило Самсона.

Самсон погиб, потому что он позволил своим эмоциям управлять своим поведением. Он убивал Филистимлян из гнева и мести. Мы не имеем права убивать или причинять вред по причине того, что мы не можем контролировать свой гнев. Правосудие должно быть в руках Бога. Самсон сражался с Филистимлянами в течение двадцати лет. Он убил многих и уничтожил многое. Он был зол, и гнев отвлекал его от Божьего плана на него. Миссия, которую Бог возложил на него, стала его личной битвой, он уже боролся за себя, следуя своему собственному гневу, своим страстям. Месть стала мощной и всепоглощающей силой в сердце Самсона и изменила направление его жизни.

Описанная в Библии слепота Самсона, есть не что иное, как символическое описание его духовной слепоты. Не понятно, в какой именно момент Самсон перестал идти по пути Господа, а пошел по пути собственной мести, используя ту силу, которую Господь дал ему.

Почему Далила предала Самсона?

Многие исследователи Библии задаются вопросом, почему Далила так легко пошла на предательство человека, который любил ее? На самом деле причина все та же. Далила, как и Самсон была одержима желанием отомстить. Конечно, Далила знала о Самсоне и о его поступках, среди которых было много нелицеприятных. Так, как нам известно из Библии, Самсон заживо сжег свою первую жену, убил множество филистимлян, был известен своими неразборчивыми связями и бахвальством. Приняв во снимание все это, можно понять, почему поступок Далилы не выглядит нелогичным.

Далила также была мотивирована местью, как и Самсон. Она ненавидела израильтян, не меньше, чем Самсон ненавидел филистимлян.

Когда нам плохо или больно, мы хотим, чтобы те, кто обидел нас был также обижен. Подобная позиция только на первый взгляд кажется справедливой. Желание поквитаться – это желание мести, которому не должно быть места в наших сердцах. Божьи пути выше наших путей, и мы не должны ставить их под сомнение.

История Самсона и Далилы напоминает нам о том, насколько важно иметь чистые сердца и следовать по Божьему пути!