Какое вранье бог не помогает жизнь прошла. Почему Бог мне не помогает

В издательстве «Никея» вышла книга игумена Нектария (Морозова) «Что нам мешает быть с Богом». Она сложилась из приходских бесед, которые священник, будучи настоятелем саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», вел на протяжении нескольких лет. Представляем вашему вниманию главу из книги.

Мы все так или иначе чего-то просим у Бога. Просим по-разному и в разных случаях. Просим, когда оказываемся в каких-то сложных жизненных ситуациях и обстоятельствах, когда нам помощь Божия особенно нужна; иногда просим у Бога что-то, оказавшись в таком положении, когда, кроме Него, нам и помочь-то никто не может; порой просим Его о чем-то, когда должны были бы что-то сделать сами, но делать этого не хочется.

И конечно, каждый день, если мы читаем утренние и вечерние молитвы, если мы ходим в храм, мы просим о самом важном – просим о том, чтобы Господь нас помиловал, спас, просим о том, чтобы дал нам все потребное для нашей земной жизни и для нашего вечного благобытия.

Когда человек чего-то ждет от Бога, то, во-первых, исполнение этого прошения бывает очень важным само по себе, а во-вторых, это очень значимо для нас, как отклик на наши молитвы, как свидетельство о том, что Бог действительно есть, что Он слышит нас, что Он милосерд и по Своему милосердию и любви наши прошения исполняет. И вместе с тем практически постоянно приходится слышать вопрос: почему я молюсь, но Господь не исполняет моих просьб? Почему я молюсь, и Господь как бы не слышит меня? Вот об этом я и хотел бы немного поговорить.

Во-первых, наверное, прежде чем судить о том, слышит ли нас Господь или же не слышит и милосерд Он или же немилосерд из-за того, что не исполняет наших просьб, нужно бывает разобраться: а действительно ли мы просим то, что нам полезно, что нам необходимо, что послужит ко благу и не причинит вреда? Часто бывает так, что мы «вымаливаем» у Бога что-либо по страсти, по неразумию – и при этом хотим, чтобы Господь исполнил нашу молитву во что бы то ни стало.

Конечно, человек церковный, имеющий определенный опыт христианской жизни, скорее всего, не будет просить о том, что напрямую греховно и вредно. Не будет требовать, чтобы Господь кому-то за него отомстил, не будет искать того, чтобы Господь помог ему удовлетворить какую-то постыдную страсть; не будет молиться о том, что является проявлением корыстолюбия, сребролюбия, тщеславия. И тем не менее даже если порой мы просим у Бога о вещах каких-то, на первый взгляд, богоугодных, то нужно всегда поразмыслить: а точно ли это в настоящий момент полезно нам?

Порой мы просим о том, чтобы Господь дал нам возможность жить спокойно, бесскорбно и предаваться подвигам христианского благочестия без помех – чтобы нам не мешали в этом ни наши близкие, ни наши ближние, ни какие-то обстоятельства нашей жизни, ни работа. И Господь нам этого не дает, а если мы попытаемся уразуметь почему, то поймем, что как раз все то, что является помехой, и выявляет некое намерение, стремление нашего сердца: действительно ли мы так хотим того, чему оно «мешает»? И если хотим, то все эти помехи удастся преодолеть.

А кроме того свойство помех таково, что посредством преодоления мы стяжеваем опыт, приобретаем христианское мужество и становимся искусными в духовной жизни.

Если бы Господь Сам устранял те помехи, которые есть на нашем пути, то что бы тогда оставалось делать нам? Получать «готовое спасение»? Но оно таковым не бывает, потому что надо всей своей жизнью доказать, что мы его действительно ищем, жаждем. Это спасение должно стать для нас как бы «родным», «нашим». И для кого-то оно действительно становится родным, а для кого-то так и остается чем-то чужим.

Ну и конечно, то, что мы порой воспринимаем как помехи, нередко является тем, мимо чего Господь не хотел бы, чтобы мы проходили. Так например, «помехами» мы очень часто считаем людей ― людей, которые о чем-то просят, людей, которые о чем-то говорят, людей, которые требуют внимания к себе, но на самом деле наше спасение через этих людей и совершается. Вот лишь один из распространенных примеров того, из-за чего Господь может не откликаться на наши молитвы.

И таких вещей на самом деле очень много, вещей, которых мы ждем от Бога и которые нам в данный момент на самом деле не нужны или даже противопоказаны. И поэтому просить-то, может быть, и надо, но вместе с тем надо Богу доверять и надеяться на то, что Его мудрость и любовь помогут избрать то, что нам действительно полезно, и не дать нам того, что вредно.

Бывает и по-другому. Бывает так, что мы просим о том, что нам действительно необходимо – о том насущном, без чего не обойтись. И опять-таки Господь почему-то нас «не слышит» и почему-то нам этого не дает. В таком случае всегда бывает необходимо проверить расположение сердца, с которым мы молитву Богу возносим.

Вот, например, говорит преподобный Исаак Сирин о том, что молитва злопамятного подобна сеянию на камне. И действительно, если человек злопамятен, если держит на кого-то обиду, не говоря уж о том, что желает кому-то зла, то сколько бы он ни молился – даже если он молиться будет часами, днями, ночами, сутками напролет,– никакой пользы эта молитва приносить не будет, и человек только лишь, как говорят, преуспеет на горшее: пребывая в такой молитве и не понимая, что между ним и Богом стоит его желание зла другому человеку, он будет ожесточаться и приходить в еще худшее состояние.

Но не только злопамятность, а и всякая другая страсть, с которой христианин не хочет бороться, которую он любит, которую он принимает, которую он не отвергает и не отторгает от сердца, тоже встает между ним и Богом, как стена, когда он приступает к молитве. Одно дело, когда мы молимся с осознанием своего страстного состояния, когда кто-то из нас говорит: «Господи, я понимаю, что грешен и в этом, и в том, и прошу Тебя, чтобы Ты мне помог с этими грехами справиться, но, помимо этого, прошу еще и о том, чего требует в этот момент мое сердце».

Другое дело, когда мы оставляем все, что Сам Бог считает первостепенным, то есть борьбу со страстями, и просим о чем-то, что беспокоит нас, забывая о том, что в нашей жизни, скажем так, беспокоит Бога. В таком случае молитва наша тоже очень часто остается без ответа.

Есть и еще одна причина, почему Господь не исполняет наших прошений. Но здесь, наверное, нужно говорить именно о тех случаях, когда мы молимся о чем-то, хотя и нужном, но тем не менее житейском. Просим о том, чтобы Господь исцелил болезнь, помог нам в каких-то семейных или рабочих обстоятельствах.

Порой бывает так, что одни верующие люди об этом просят как о чем-то само собой разумеющемся, а другие люди, также церковной жизнью живущие, говорят: а надо ли у Бога об этом просить? Ведь это же не что-то необходимое для нашего спасения и, наверное, нужно просто стараться приобрести то, в чем мы нуждаемся, справиться с тем, с чем нужно справиться, избавиться от того, от чего нужно избавиться, если речь идет о каких-то житейских вопросах. И не беспокоить по этому поводу Бога. Как правильно здесь рассудить?

Преподобный Исаак Сирин говорит, что наша молитва должна быть сообразна с нашей жизнью. Если нас что-то беспокоит, то это что-то, нас беспокоящее, обязательно должно обращаться в повод для молитвы. Если мы можем о чем-то не беспокоиться – например, если мы болеем и совершенно по этому поводу не переживаем,– наверное, можно об этом не молиться, а просто поблагодарить Бога за то, что Он нам эту болезнь послал. Если мы живем в нищете и тоже совершенно по этому поводу не переживаем,– наверное, можно не молиться о том, чтобы Господь послал нам работу или кого-то, кто бы нам помог. Но чаще бывает иначе. Мы сталкиваемся с каким-то житейским испытанием и приходим и в смятение, и в состояние скорби, печали. А раз так, то, значит, обязательно Богу помолиться надо.

И вот бывает так, что человек усердно молится, а помощь не приходит и ничего в жизни не меняется. И опять-таки задает он вопрос: «Господи, где Ты и почему Ты не отвечаешь на мою молитву? Или хуже я всех людей?». От такой мысли христианин приходит порой в состояние не смирения, а уныния. А порой и еще какие-то, худшие мысли закрадываются в сердце человека.

А причина неисполнения прошения здесь часто бывает одна и та же: Господь не дает просимого, чтобы не уподобились мы тем самым прокаженным, которые, будучи очищенными, тотчас же радостно удалились по своим делам и не возвратились, чтобы поблагодарить. Господь заранее знает нашу неблагодарность, нашу легкомысленность и ведает, что мы, получив просимое, тотчас же от Него отойдем в сторону или, по крайней мере, уже не будем молиться столь же усердно.

И вот за эту нашу потенциальную неблагодарность Господь оставляет нас пребывать в состоянии прошения, потому что сама эта молитва – молитва прошения – уже нашей душе определенную пользу приносит. И вместе с тем страшный вред нам могло бы причинить неблагодарное оставление молитвы после исполнения просимого.

Тот же преподобный Исаак Сирин говорит о том, что нет такого дара, который Господь бы дал человеку и который остался бы потом не умноженным, кроме того дара, за который человек бывает неблагодарен. Господь готов не только давать, но и давать гораздо больше, чем дал однажды, но если мы Его не благодарим за то, что Он дал, то рука Божия как бы закрывается и мы уже ничего не получаем, чтобы это полученное нам не обратилось в осуждение.

И поэтому, когда мы о чем-то просим, в чем испытываем потребность по-житейски, надо обязательно испытать свое сердце и спросить себя: а буду ли я Богу благодарен, когда Он мне даст то, в чем я сейчас так нуждаюсь? И если мы не можем себе дать однозначный ответ, то, наверное, можно проверить себя еще так: а бываю ли я благодарен в таких случаях людям?

Ведь человек, который умеет быть благодарным людям, скорее всего будет благодарен и Богу. И наоборот, человек, который бывает неблагодарным по отношению к тем людям, которые для него делают что-то благое, и Богу будет точно так же неблагодарен.

Если говорить о тех утренних и вечерних молитвах, которые мы читаем каждый день, и о тех прошениях, с которыми мы в них обращаемся к Богу, то на самом деле, наверное, нужно удивиться вот чему. Мы просим, читая ежедневное правило, о вещах самых важных, самых великих – о том, о чем просили Бога святитель Иоанн Златоуст, святитель Василий Великий, преподобный Макарий Египетский и другие великие святые, потому что молимся их словами. Понятно, что о чем-то пустом, суетном они просить не могли и молились о спасении и о тех добродетелях, которые для спасения человеку потребны.

И возникает вопрос: почему мы каждый день об этом просим, но у нас никак то, о чем мы просим, не появляется? Ведь совершенно очевидно, что святые, которым эти молитвы принадлежат, просимое от Бога в конце концов получили – стяжали эти добродетели не только своими трудами, но и по благодати и по милости Божией.

Очень хорошо говорил об этом в своих поучениях святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он спрашивал: если ты молишься Богу, но при этом самого себя не слышишь, то имеешь ли ты право надеяться на то, что тебя услышит Господь? По-другому можно было бы сказать, что наша «неуслышанность» в молитве имеет свои причины в том, что мы сами не понимаем и не берем на себя труд понять, насколько действительно нуждаемся в тех духовных дарах, которые у Бога в утренних и вечерних молитвах испрашиваем.

Ну и, наверное, очень важно сказать о том главном правиле, которое нужно иметь в виду, когда мы вообще к молитве Богу приступаем. Преподобный Миос Киликийский говорил, что послушание дается за послушание: Бог слушает тех, кто слушается Его. Вот, в сущности, самый главный ответ. Наша жизнь, далекая не только от духа евангельского, но даже от стремления следовать на деле евангельским заповедям, бывает самым великим препятствием к тому, чтобы Бог наши молитвы исполнил.

И наоборот, если жизнь человека всецело посвящена тому, чтобы заповеди Божии здесь, на земле, исполнить, то Господь всю жизнь такого человека просто превращает в чудо, потому что осуществляет все, что только он ни попросит. Вот знаете, родители, которые видят, что их ребенок все делает, чтобы им угодить,– и учится замечательно, и убирается дома, и следит за собой,– как правило, на своего ребенка не нарадуются и готовы бывают ему сделать любой подарок, о котором он попросит, а может быть, даже и не попросит, а они сами догадаются, что ему это нужно. Почему? Потому что они не боятся его испортить и хотят хоть чем-то вознаградить его усердие. Так бывает и с нами: Господь не вознаграждает либо потому, что нечего вознаграждать, либо потому, что это послужит к нашему вреду, а не к нашей пользе.

Ну и еще, наверное, нужно раз за разом самим себе и другим напоминать такую простую истину. Когда мы что-то у Бога просим, никогда не надо усиливаться что-то выпросить. Кроме, пожалуй, одной ситуации: когда мы просим о прощении и спасении нас и наших ближних. В этой молитве можно и колени стереть, и сердце сокрушить, и ничего не будет лишним.

Во всех остальных случаях, когда мы просим о чем-либо, обязательно нужно добавлять те слова, которые добавлял в своей молитве Сам Господь: впрочем не как Я хочу, но как Ты. Это настолько должно соединиться с духом нашей молитвы, чтобы мы могли порой эти слова и не произносить, но они как бы сами собой подразумевались. И, как ни странно, именно это оставление исполнения нашей молитвы на усмотрение Божие – наш отказ от того, чтобы настаивать на том, что мы хотели бы для себя попросить, является зачастую залогом того, что Господь нашу молитву исполнит. Впрочем, исполнит, возможно, совсем не так, как мы того ожидали.

Мы просим, если перефразировать евангельские слова, не рыбу, а змею – Господь же дает нам рыбу, просим мы камень – Он дает нам хлеб. А на самом деле мы постоянно просим и змею, и камней, и еще что-то более вредное для себя, но если говорим при этом: «Господи, не как я хочу, но как Ты хочешь», то Господь дает нам то, в чем мы на самом деле нуждаемся.

Вопросы после беседы

– Уже в двух духовных книгах я встретила такой совет: когда молишься сам, нужно дать возможность Богу сказать что-то тебе, то есть, как я понимаю, не только говорить в одну сторону, а как-то слышать и ответ от Него. Как практически этого достичь? Медленнее молиться или что делать?

– Я думаю, что здесь, скорее всего, идет речь о том совете, который дал митрополит Антоний Сурожский одной старой монахине и который затем цитировался многими авторами. Но дело в том, что этот совет, неправильно понимаемый, многим людям приносит существенный духовный вред, потому что человек, следуя ему, подчас не просто старается дать в своей душе действовать и говорить Богу, а начинает нетерпеливо ждать некоего ответа. А когда человек что-то подобное сильно ждет, то, как правило, приходит враг и дает ему то, что он ждет, а вернее, то, что человек принимает за ожидаемое. И таким образом нетрудно обмануться.

Этого ответа ждать не надо, просто в молитве должно быть как можно меньше человеческого «я». Господь наполняет Собою все, кроме того места, которое занимает человек: ничто в мире – ни растения, ни животные, ни неживая природа – не может «выталкивать» из себя Бога, а человек может. Только в человеке Господь постоянно встречает сопротивление. За каждым всенощным бдением мы слышим возглас: «Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши». Что значат эти слова: «во святых почиваеши»? То, что Господь может как бы отдохнуть в сердцах святых, потому что святые с Ним не борются. А мы постоянно с Богом боремся. И когда гордый и страстный человек встает на молитву и о чем-то просит Бога, то он во всем этом имеет настолько много самого себя, что эта масса требований и условий не оставляет Богу места в его жизни и в его молитве. Если же мы оставляем Богу место в нас действовать, если действительно хотим поступить так, как желает того Господь, то ответ последует – не в этот момент что-то будет сказано или открыто, а вся последующая жизнь будет ответом на эту молитву.

Если же говорить о совете митрополита Антония, то он давал этот совет пожилой монахине, которая старалась не молиться постоянно Иисусовой молитвой, а именно твердить ее. И он понял, что она настолько надеялась на частоту повторения этой молитвы, на свое усердие в ней и прилагала столько сил, чтобы твердить ее безостановочно, что, судя по всему, молитва как таковая совершенно от этого ушла. Она уже не была тем покаянным деланием, которым по существу должна являться. И он сказал что-то вроде: остановись и дай Богу как-то действовать, а не только сама все время что-то делай. И когда она из этого круга, в котором, как белка в колесе, крутилась, на мгновение вышла, то ее усердие и ревность, которые, безусловно, имели место, и стали основанием того, чтобы Господь действительно ее сердце успокоил. А если взять сейчас «человека с улицы», который о Боге даже не думает, и дать ему совет, который дал митрополит Антоний этой женщине – вот ты сядь в кресло, ни о чем не думай, и ты услышишь ответ от Бога в своем сердце,– я не знаю, что услышит человек. Она потому и услышала, что она все время Его искала, но не знала, что для этого нужно упраздниться от самой себя хотя бы на мгновение.

– Если молишься и вдруг зазвонил телефон, то что делать?

– Лучше всего, как показывает опыт, в большинстве случаев выключать телефон, начиная молиться, то есть сделать так, чтобы этот выбор просто перед нами не стоял. Бывают исключения: допустим, если мы знаем, что у нас есть кто-то из наших родных и близких, кто тяжело болен и в любой момент может нам позвонить и попросить о помощи. Да, наверное, тогда можно телефон не отключать.

Если мы заняты каким-то делом – по церковному послушанию, на работе, по долгу – и у нас выдалось время помолиться, но мы знаем, что нас в любой момент могут потребовать вернуться к делу, то да, тоже надо быть готовым прервать молитву и подойти к телефону, потому что мы молимся, воспользовавшись этим свободным временем. Если же мы дома и ничто нас не связывает, то надо отключать телефон и молиться без оглядки на него.

– А если не телефон звонит, а кто-то из близких зовет в этот момент?

– Что касается близких… Если что-то с близким человеком случилось в этой квартире, то, конечно, надо оставить молитву и идти ему помогать. Но надо своих близких научить, что в это время просто не нужно вас беспокоить без действительной нужды, что нужно отнестись с уважением к тому, что вашей душе необходимо, тем более что время молитвы не такое уж продолжительное: не три, не четыре и не пять часов она, к сожалению, у нас занимает, а гораздо меньше.

– А если во время молитвы начинаешь вспоминать свои грехи, то как быть?

– Продолжать молитву, молясь, в том числе, и о прощении этих грехов. Бросаться и тотчас записывать их, чтобы затем исповедовать, не надо. Ничего страшного: если нам напоминает об этих грехах Господь, то Он напомнит и после молитвы, то есть не даст о них забыть.

– Можно ли слушать молитвы в аудиозаписи? Сейчас есть разнообразные диски с утренним и вечерним правилом, последованием ко Причащению…

– Для кого, в первую очередь, предназначены эти аудиозаписи? В первую очередь, для людей слепых и слабовидящих; еще для людей неграмотных (таких, правда, мало, но им тоже подходит такой вариант); для человека, который лежит в состоянии тяжелой болезни и не в силах подняться и помолиться; ну и, наверное, для тех людей, которые настолько расслаблены, что для них молитва – это что-то невозможное, и слушание молитв в потенциале может постепенно привести их к молитве на практике, в реальности.

Мне приходилось неоднократно видеть людей, которые первый раз приходили в храм на службу после того, как посмотрели пасхальное богослужение по телевизору – и такое, конечно, бывает. Но в принципе, если мы не слепые, не больные и не совсем расслабленные, то, конечно, надо молиться самим. И слушание молитв в этом случае не заменяет собственной молитвы. Наверное, человек, желающий лучше узнать псалмы, может слушать запись псалмов – это вполне будет уместно. Но именно с целью ознакомительной, а не вместо чтения Псалтири. Поэтому лучше для себя традиционный способ молитвы избирать.

– Скажите, пожалуйста, если человека не знаешь, а просят за него молиться, как это правильно делать? Трудно, когда почти не имеешь представления, о ком молишься…

– Преподобный Варсонофий Великий, когда ему подобные вопросы задавали, говорил, что не надо брать на себя именно некий подвиг молитвы о незнакомом, неизвестном нам человеке, а достаточно хотя бы однажды обратиться к Богу с прошением о том, чтобы Господь этого человека помиловал. Если же наша жизнь такова, что мы часто молимся о разных людях – и о знакомых, и о незнакомых, и это уже какое-то сроднившееся с нашей жизнью занятие, то, наверное, можно молиться и более постоянно, но тогда и вопрос такой не возникнет. По существу же Вы исполните просьбу о молитве, если помолитесь хотя бы однажды.

– Вот у меня тоже возникает этот вопрос: как молиться? Просит кто-то помолиться об общем знакомом, а знаешь, что знакомый этот, допустим, алкоголик, наркоман, экстрасенс. Нужно ли брать благословение для того, чтобы молиться о таком человеке или же можно не спрашивать?

– Я прошу прощения, это совершенно разные вещи – алкоголик, наркоман и экстрасенс. Что касается наркомана или алкоголика, то если есть возможность задать вопрос об этом священнику, которому исповедуешься, и взять благословение на такой молитвенный подвиг, ради этого человека подъемлемый, лучше это сделать.

Единственное, что нужно всегда иметь в виду, – это когда мы о человеке, в такой бездне пребывающем, молимся, Господь может каким-то образом потребовать, чтобы мы за эту молитву в своей жизни ответили, потому что когда мы просто молимся, это имеет одну силу, а когда мы готовы молиться за этого человека, невзирая на те или иные скорби, на нас обрушивающиеся, тогда, конечно, совершенно другую силу наша молитва имеет.

А что касается молитвы за экстрасенсов, я думаю, не стоит на себя такое брать, и в том числе даже не стоит на это спрашивать благословения священника, потому что, как правило, ничего хорошего из этого не получается. Можно просто сказать: «Господи, спаси этого человека и отведи его от этого заблуждения, а меня, грешного, помилуй». Но брать на себя регулярную молитву о нем не стоит.

Спрашивает типичный нелюдь
Отвечает Александра Ланц, 10.03.2011


Вопрос : "Почему Господь медлит в помощи просящим Его? Почему если помогает, то лишь, как вы любите говорить, праведникам. Когда просишь помощи у лукавого, он помогает незамедлительно, конечно за определенную плату, но и у Господа есть аналогичная плата. В общем в чем суть вопроса: если Господь так любит своих деток, почему он медлит с помощью? извините если показался грубым, по другому не умею"
Мир вам, человек, которого Бог любит очень сильно !

Всё очень просто. Бог любит всех без исключения людей, поэтому мы всё ещё как-то живем, движемся и существуем, не смотря на то, что либо ненавидим Бога, либо отказываемся признавать Его существование или жить по Его правилам. Если бы Бог прямо сейчас перестал помогать нашему миру существовать, то солнце перестало бы давать свет, движение Земли прекратилось бы, растения потеряли бы силу питаться из почвы и расти, животные утеряли бы своё дыхание, и люди сразу же перестали бы дышать ().

Мы, привыкшие к тому, что мир вообще существует, полагаем, что это происходит само по себе, однако существование нашей планеты, солнечной системы и пр. целиком зависит от желания Бога, чтобы всё это было.

Иисус недвусмысленно говорит о том, что если бы Бог не благоволил к нашему миру, он исчез бы.

"Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных". Просто задумайтесь, долго ли просуществовал бы наш мир, если бы сегодня прекратились солнечный свет и дожди.

Люди не признающие то, что именно Бог даёт им возможность жить на этой земле, обеспечивая их основами существования (вода, солнце, дыхание, силы) никогда не смогут увидеть любовь Бога, разлитую по нашему тёмному миру и явленную в каждом кусочке хлеба, оказавшемся на нашем столе, в каждом вздохе, который мы делаем. Ведь эти люди принимают всё имеющееся как данность, как то, что обязано быть. А оно не обязано. Бог нам ничем не обязан хотя бы уже потому, что мы сами отстраняемся от Него, льём на Него ушаты грязи и не желаем принимать Его Свет, не желаем жить по Его правилам... вообще не желаем Его в своей жизни .

Таким образом, Бог помогает всем... жить, иметь возможность думать, выбирать. Он даже защищает нас от окончательной и бесповоротной власти сатаны в наших жизнях. Просто задумайтесь, что произойдёт, если Бог полностью уберёт Свою защиту от каждого из нас и оставит нас один на один с сатаной, который в принципе не умеет любить и сострадать. "Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины" ().

Таким образом, человечество обеспечено защитой и помощью Бога ровно настолько, насколько оно этого желает и даже больше .

Теперь давайте сделаем следующий шаг, обдумывая ваш вопрос: почему Бог не помогает Своим детям сразу же, незамедлительно? Ответ будет таким: Своим детям Бог помогает всегда и именно тогда, когда они реально нуждаются в Его помощи. Дело в том, что...

1) Его дети всегда знают Его цели и стараются жить соответственно этих целей, поэтому Бог всегда помогает им достигать этих целей . Вы, наверное, спрашиваете, почему Бог не даёт миллион долларов Своим детям или почему Он чудесным образом не освобождает их от смерти на костре или на кресте или от рака, почему Он не дарует всем им абсолютное здоровье и защиту от катастроф т.д. Т.е. в ваших глазах помощь Бога - это исключительно телесное, плотское, физическое благополучие всех Его детей. Но вы упускаете из виду, что Царство Бога должно начинаться не снаружи (тело), а внутри человека, что для того, чтобы жизнь на земле могла стать нормальной и счастливой, человеки должны измениться в самом своём "нутри" , они должны научиться любить, прощать, жертвовать своим благополучием на благо других, быть кроткими, подчиняться законам Добра и ненавидеть зло, они должны научиться быть похожими на Иисуса.

Так вот дети Бога ищут Его помощи именно в этом! И Бог помогает им сразу же, потому что Он бесконечно сильно заинтересован в том, чтобы все мы могли стать настоящими людьми, богатыми Светом в самом центре нашего существа. Ведь только светлым людям можно будет доверить Вселенную и настоящие знания о ней, потому что только такие люди никогда не станут использовать полученное для разрушения.

2) Его дети никогда не ищут помощи у кого-то ещё, но только у Него. Это очень важный момент, который многие их нас нибо не понимают, либо отказываются принимать. Бог медлит с ответом относительно какой-то нашей физической нужды именно для того, чтобы мы смогли бы проверить себя:

а) действительно ли мы на благо просим или всё же для удовлетворения каких-то своих эгоистических устремлений ();

б) действительно ли мы верим в Его мудрость и бесконечную силу или подождав немного пойдём с этой просьбой к другим "богам" ();

г) в вере ли мы, или упускаем что-то из Его уроков, которые Он пытается преподать нам, знаем ли мы своего Бога или просто думаем, что знаем ()

Таким образом, Бог никогда не медлит с главной помощью - духовной , той самой, которая позволяет Его детям уподобляться Иисусу, которая меняет сердца Его детей, наполняя их Светом любви и правды, которая даёт им возможность навсегда перестать повиноваться греху и не подчиняться ни одному искушению. Но Господь может медлит с помощью в наших физических нуждах, потому что, как показывает опыт, физически здоровые и материально обеспеченные люди очень быстро черствеют в своём благоденствии, затекают жирком гордости за своё благополучие и могут начать полагаться только на себя и свои достижения вместо того, чтобы продолжать полагаться только на Бога, Его силу и Его праведность. Поэтому, кстати, мудрость учит детей Божиих так обращаться к Отцу:

"Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: "кто Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе" () , а новозаветные верующие всегда будут подтвержать слова апостола Павла: "я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе" ().

Вы затронули ещё один очень важный вопрос, на который многие из нас пытаются ответить, всё ещё находясь в тёмной комнате гордости за себя любимого. Вы совершенно правильно подметили, что и сатана, и Бог помогают людям за определённую плату. Если не присматриваться к деталям, то даже сама форма "платы" может показаться одинаковой. И сатана, и Бог просят взамен на послушание, взамен на то, что они нам дадут, - нашу жизнь. В чём тогда разница?

Сатана берёт нашу жизнь для того, чтобы поиграть с ней и утащить с собой в навечную смерть. Сатана очень хорошо понимает, что огненное озеро уготовано именно ему, но погибать одному ему очень не хочется, хотя дело даже не в этом, а в том, что чем больше людей окажется с ним в огненном озере, тем больше боли будет в сердце Бога, Который никогда, ничего и никого не забывает.

Бог берёт нашу жизнь для того, чтобы очистить её, вымыть, убелить, наполнить светом, небесной любовью, правдой, умением различать добро и зло, всегда выбирая добро... и отдать её нам обратно, чтобы мы могли жить вечно.

С уважением,

Саша.

Читайте еще по теме "Разное":

Хоть и переполнена мера моих страданий, но я не верю в силы провидения, посылающие в таких случаях помощь или озарение. Не верю в милость с небес и не верю в наказание для моих обидчиков без моего участия. Я не верю в сверхъестественное — не верю в бога. И не считаю, что духовное начало людей связано исключительно с религией и верой в некое святое.

Я верю в свои желания… Мои желания — основа моей вселенной. Мои желания родились вместе со мной. И только они могут быть Желаниями с большой буквы. Желания других меня мало интересуют.

Здоровым желанием отомстить я не пополняю армию «пораженцев» — временный груз обиды не нарушает мою внутреннюю гармонию и не лишает радости жизни. Я не собираюсь прощать зло и, увидев, что мой обидчик уже наказан жизнью, добью его хладнокровно и методично.

Надеюсь, что внешний вид моего обидчика, изрядно потрепанного жизнью, не разжалобит меня, не будет сковывать мою волю, и я буду последовательным в своем желании отомстить. Надеюсь, что никакие разъяснения, уговоры, мольбы и взывания к милосердию не сокрушат мои собственные морально-этические нормы, и я буду беспощаден к своему обидчику. Это мои надежды. И я живу ими.

Я не испытываю жажду мести, как что-то изнуряющее и всепоглощающее… Я жду своего часа. И мой час придет. Надеюсь, что придет. Это мои надежды. И я живу ими.

Я очень люблю жизнь!.. Люблю те минуты ощущения счастья, которые творю сам. Люблю и те минуты счастья, что дарит мне жизнь. Я горячо люблю свою семью, своих друзей и люто ненавижу своих врагов. Восхищаюсь прекрасным и ненавижу, когда мне мешают жить. Надеюсь, что мой разум не помутится и я не начну любить всех людей на планете Земля. Это мои надежды. И я живу ими.

Кто-то считает, что без доброты происходит неминуемая потеря нравственности. Считает, что это очень опасно. И призывает бороться с этим «злом»… Только попробуй быть недобрым — вмиг разделаются с тобой очень «добрые» люди! Останешься жив — станешь высоконравственным человеком? Надеюсь, минует меня эта участь.

«Спешите делать добро?»… Нет уж: «Не делай добра — не получишь и зла!» Это в книжках всё хорошо и прекрасно бывает. В жизни частенько в точности наоборот происходит. И мне нужно быть точно таким же — разным до противоположностей: с хорошими людьми хорошо поступать, с плохими — плохо. А что такое хорошо или плохо — мне решать. Надеюсь, что не изменю своим правилам.

Бога придумали люди, чтобы хоть как-то объяснить происходящее вокруг. А всё необъяснимое на сегодняшний момент приписать временно ему — богу. Как только найдется вразумительное толкование «божественного» явления, враз станет это явление «человеческим» надолго. И «божья помощь» нужна слесарю лишь в том случае, когда он собрался открутить плотно закрученную гайку без гаечного ключа. Надеюсь, что не растеряю свои гаечные ключи в прямом и переносном смысле.

Классика жанра утверждает, то в святочных историях чудо происходит потому, что переполнена мера страданий героя и бог посылает помощь или озарение, когда надежда угасает и покидает его. Надежда на чудо — хрупка и ненадежна. Такая надежда покидает первой. И в ожидании помощи с небес можно «несколько» раз погибнуть.

Уже привык надеяться только на самого себя. Ориентируюсь своими приоритетами — не божественными. Надеюсь на свои знания и умения, на свои моральные принципы, на свое понимание жизни…

Это мои надежды. И я живу ими.

«Зачем мне Бог если Он не помогает? Мне лично - зачем?» — слова из сообщения нашего слушателя. Мы не раз получали сообщения с подобными вопросами от самых разных людей. Нередко бывает так, что мы не успеваем ответить на все сообщения за время, отведенное на передачу. В таких случаях я копирую и сохраняю у себя в компьютере те сообщения, которые ставят серьезные вопросы и нуждаются в ответе. Вот лишь несколько сообщений на эту тему:

«Во всех самых тяжелых ситуациях Бог не помогал. Какой смысл теперь верить? Как искать спасения, если после всего, что было, не хочу находиться рядом с Ним? Зачем мне эти страдания?»

«… не всегда моя жизнь была результатом моего выбора. А страданий - через край. И если Он не помогает, зачем Он? Зачем мне Бог если Он не помогает? Мне лично - зачем?»

«Если Он не присутствует с нами в малом, то смысл нашего присутствия с Ним там?»

«Как передать ту боль, которую пришлось испытать? Знаете, как тяжело не слышать и не чувствовать, что Он рядом? Зачем стремиться к Нему, если Он доказал сам факт отсутствия любви ко мне? Умру я, насколько мне приятно будет там, с Ним, зная, что Он ничего не делал для меня? Если я отвержен здесь, что мне светит там? И зачем тогда к Нему?»

Обычно мы с пастором Сергеем предлагаем хотя бы в нескольких словах рассказать, что случилось в жизни человека, что вызвало такие чувства, мысли, такую реакцию и обиду на Бога. Иногда мы получаем ответы, но чаще люди продолжают присылать сообщения со словами, которые, возможно, и выражают их чувства, но не помогают понять, чем эти чувства вызваны. Мы, насколько это возможно в подобных ситуациях, стараемся дать общий ответ вообще на ситуацию, когда человек обижен, разочарован, не видит действия Бога в своей жизни… Ничего другого сделать просто невозможно.

Как человек приходит к выводу, что Бог ему не помогал? Скорее всего он, попав в тяжелую ситуацию, молился. Видимо его молитва «осталась без ответа», во всяком случае он этого ответа не увидел, не понял, не почувствовал. Отсюда и соответствующие выводы…

По какой причине наши молитвы могут остаться без ответа? Если это не означает, что Бог таким образом говорит нам «Нет!». Что еще может быть? Нам нужно найти причину, в чем может быть наша ошибка, может быть мы что-то делаем не так? А ведь мы делаем, правда? Я не думаю, что я здесь напишу обо всех причинах того, что мы не получаем ответа на свои просьбы. Слишком о многом надо было бы писать. Но хотя бы надо начать думать об этом, уже будет полезно.

Первое, о чем сразу хочу сказать, это то, что мы можем не понимать, что Бог нам ответил. Не замечать Его ответы. Как такое возможно? Очень просто. Мы ведь молимся о чем-то конкретном и обычно представляем себе результат, что мы хотим получить. Как это будет выглядеть, в чем выражаться… Если ответ Бога выглядит по-другому, выражается в чем-то другом, мы не воспринимаем это как ответ на нашу молитву и продолжаем ждать исполнения наших желаний. Так происходит очень часто.

Второе, о чем считаю важным поговорить, поясню на примере из жизни. Все родители так или иначе сталкивались с ситуацией, когда они что-то говорят ребенку, а он не слушается, не делает того, о чем ему говорят. Его ругают, наказывают, требуют от него выполнения порой элементарных правил - переодеваться, не разбрасывать вещи, мыть руки, поддерживать порядок в своихъ вещах, делать во-время уроки, не грубить… Перечислять можно долго. И вот, при этом он приходит к родителям и говорит, что он хочет чего-то. И ожидает, что они тут же купят ему желаемое, дадут ему денег на это, сделают то о чем он просит… А они говорит ему -«… мы много раз просили тебя сделать то-то и то-то, а ты нас игнорировал. Давай ты сначала сделаешь то, о чем мы тебя просили, а потом мы поговорим о твоей просьбе…» . Думаю практически все мы согласимся с тем, что позиция родителей вполне понятна и справедлива. Вы наверное уже догадались, о чем я буду говорить дальше? Это нетрудно и вполне очевидно. Мы, взрослые люди, но все еще ведем себя как малые дети. Мы порой никак не хотим «обратиться от худых путей своих», если они нам нравятся, доставляют удовольствие, приятны, интересны… Мы находим тысячи объяснений и оправданий, чтобы только продолжать следовать этим путям, но чтобы «нам за это ничего не было». И при этом мы обращаемся к нашему Небесному Отцу с просьбами и обижаемся, если Он на них не отвечает так, как мы хотим. Ну не странно ли это?

Хочу напомнить слова Бога из книги пророка Иеремии — «Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения… ибо Я не услышу тебя» (Иер. 7, 16) . Но Бог дает и надежду, Он говорит, что будет готов услышать народ при условии, что «смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих…» . И дальше Бог говорит, что не только услышит, но и много больше — «… услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их» (2. Пар. 1, 14) .
И третье, что тесно связано с предыдущим. Порой мы просим того, что прямо или косвенно будет способствовать тому, чтобы мы оставались на своих «худых путях». Невозможно представить, что Бог будет помогать нам продвигаться по этому пути, ведущему в ад. А это значит, Он не будет отвечать на такие молитвы. Об этом писал апостол Иаков — «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4, 3) . Но это означает, что Бог отвечает нам — «Нет!».

Закончить сегодня я хочу на том, что Бог хочет, чтобы мы следовали по стопам Христа, учились у Него, старались подражать Ему… Обстоятельства нашей жизни бывают очень трудными, мы испытываем сильнейшие боли, проходим через страдания, нам так хочется прекратить это, чтобы нам стало легко, хорошо, чтобы боль прошла и не возвращалась вновь никогда… Это понятно и знакомо так или иначе каждому. Господу тоже это знакомо, и ещё как! Вспомним Его молитву в Гефсиманском саду, как Он молит Отца пронести мимо чашу мук и страданий, но потом говорит — «Не моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22. 42) . Мы нередко забываем, что Бог обещает нам исполнять наши просьбы, когда мы просим того, что соответствует Его воле. Дух Святой помогает нам в том, что угодно Богу. Господь учит нас молиться во имя Его и обещает, что мы получим просимое. Понимаем ли мы, что значит молиться по имя Его? О чем можно и нельзя молиться во имя Господа? Или мы думаем, что можно молиться о чем угодно и Бог обязан исполнить любую нашу просьбу, если мы добавим слова, что просим об этом во имя Иисуса Христа? Если так, то мы сильно ошибаемся. В таком случае нам надо вернуться к Священному Писанию и еще и еще раз перечитать те места, где говорится об этом. Читать, молитвенно размышляя над прочитанным. Вникая в каждое слово.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ. ПЕРВАЯ СЕДМИЦА (НЕДЕЛЯ) ВЕЛИКОГО ПОСТА. (Молитва перед чтением " ЧАСОВ ") Верую, Господи, но Ты утверди веру мою. Уповаю, Господи, но Ты укрепи надежду мою. Я возлюбил Тебя, Господи, но Ты очисти любовь мою и воспламени ее. Сокрушаюсь, Господи, но Ты сделай, да приумножу покаяние мое. Чту, Господи, Тебя, Творца моего, воздыхаю о Тебе, призываю Тебя. Ты же направь меня мудростью Твоею, защити и укрепи. Предаю Тебе, Боже мой, помышления мои, да исходят они от Тебя. Дела мои да будут во имя Твое, и желания мои да будут в воле Твоей. Освети ум мой, укрепи волю, очисти тело, освяти душу. Да узрю мои прегрешения, да не прельщусь гордостью, помоги мне побеждать искушения. Да славлю Тебя во все дни жизни, которую Ты даровал мне. Аминь. Время Великого поста специально дается Церковью, чтобы мы могли собраться, сосредоточиться и подготовиться к встрече пасхальных дней. Великим постом нужно постараться наверстать упущенное, заполнить пробелы в нашей духовной жизни, которая так пострадала от жизненных неурядиц, рассеянности, лености и прочего. ОБЩИЕ ПРАВИЛА 1. Воздержание от мясной пищи обязательно. Относительно всего прочего следует уточнить с духовником. Кроме того, хорошо избрать какую-нибудь житейскую вещь и отказаться от нее на эти дни, сохраняя воздержание до Пасхи. 2. За время поста нужно прочесть все четыре Евангелия. 3. Необходимо отказаться от всех лишних встреч, дел - всего, что рассеивает. Отдых, разумеется, не отменяется, но виды его нужно избрать такие, которые не нарушали бы мир души (например, прогулки, поездки за город и т.д.). 4. Ежедневно надо читать молитву св. Ефрема Сирина, желательно медитативно, т.е. сосредоточиваясь мыслью на словах. Размышлять нужно преимущественно над одной частью (например, фраза «Господи, Владыко живота моего»; тема: Христос как альфа и омега моей жизни, ее смысл, любовь и цель. Ощутить это хотя бы на короткое мгновение). 5. Кроме чтения молитвы св. Ефрема Сирина необходимо посвящать ежедневно 10 минут (это минимум, а вообще-то желательно полчаса) - 5 минут утром и 5 минут вечером - молитвенным размышлениям. Главное - не пропустить ни одного дня в течение Великого поста. Рекомендуется во время молитвы выбирать удобное место, удобное положение тела, но при невозможности этого отступать не следует. Размышлять можно и на ходу, и на работе, и вечером, когда все уснут, и утром - одним словом, приноравливаясь к обстоятельствам. Весьма важно, чтобы ничто не «наседало», не волновала необходимость срочно что-то сделать, не угнетала слишком сильная усталость. Перед началом молитвенного размышления нужно перекреститься (если это происходит дома) или мысленно призвать имя Божие; понудить себя отрешиться от забот (это самое трудное), усилием воли поставить себя перед лицом Божиим; осознать, что, где бы мы ни были, мы всегда с Ним и перед Его лицом. После этого обращаем взгляд к иконе или к кресту (если мы не дома, полузакрываем глаза и вызываем образ креста). Нужно, чтобы все тело пришло в состояние покоя, дыхание не было учащенным, движений не нужно (кроме крестного знамения). После этого мысленно произносим фразу из молитвы или Евангелия (можно из литании, акафиста, литургии - по выбору) и стараемся как можно дольше удержать ее в сознании, обдумывая ее, погружаясь в глубину, ощущая ее многогранную связь со своей жизнью. Сначала это будет получаться с трудом. Возможно, только на третьей неделе дело пойдет лучше. Главное - не надо отступать. И так каждый день весь пост, по пять минут утром и пять - вечером. В крайнем случае время можно менять, но лучше избрать одно и то же. Не нужно удивляться и огорчаться, ловя себя на рассеянности, на неумении сосредоточиться: полезно считать себя учеником новоначальным, впервые приступающим к таким размышлениям. Список молитвенных речений для них хорошо составить заранее на неделю. Надо стараться на протяжении дня в свободные от работы мгновения возвращаться мысленно к теме размышлений, как бы готовясь к встрече. Основное условие успеха - установление внутренней тишины; это самое трудное в наш шумный век. 6. После пятиминутного размышления необходимо посидеть или просто постоять молча и сосредоточенно, как бы прислушиваясь к тишине, и потом с этой тишиной в сердце приступать к делам, стараясь сохранить ее «звук» как можно дольше. 7. Все воскресные дни во время Великого поста обязательно посещать литургию, не опаздывая к службе. Перед службой во время «часов» хорошо прочесть молитву: Верую, Господи, но Ты утверди веру мою. Уповаю, Господи, но Ты укрепи надежду мою. Я возлюбил Тебя, Господи, но Ты очисти любовь мою и воспламени ее. Сокрушаюсь, Господи, но Ты сделай, да приумножу покаяние мое. Чту, Господи, Тебя, Творца моего, воздыхаю о Тебе, призываю Тебя. Ты же направь меня мудростью Твоею, защити и укрепи. Предаю Тебе, Боже мой, помышления мои, да исходят они от Тебя. Дела мои да будут во имя Твое, и желания мои да будут в воле Твоей. Освети ум мой, укрепи волю, очисти тело, освяти душу. Да узрю мои прегрешения, да не прельщусь гордостью, помоги мне побеждать искушения. Да славлю Тебя во все дни жизни, которую Ты даровал мне. Аминь. Частота причащения устанавливается вместе с духовником, но заранее нужно готовиться к общему причащению в Великий четверг, день Тайной Вечери. 8. В дни поста особенно важно усилить молитву за других. Не пропуская ни одного случая, когда кто-то болен, находится в унынии, испытывает трудности, надо немедленно за него помолиться, сколько хватает сил и времени. 9. Нужно составить список особо чтимых святых и в течение поста чаще обращаться к ним, как к живым, как к помощникам и друзьям, ставить им свечи, молиться перед их иконами. 10. Надо остерегаться неравномерности: взлетов и срывов. Именно от этого будут предохранять спокойные и систематические молитвенные размышления. Следует одергивать себя при проявлениях излишнего духовного восторга, помня, как часто в нем участвует не дух, а страсть. Это помогает уберечься и от провалов. ПЕРВАЯ СЕДМИЦА (НЕДЕЛЯ) ВЕЛИКОГО ПОСТА. Проводим следующий цикл молитвенных размышлений: 1-й день. День Екклесиаста Размышление о тщете всего земного: человек на вершине славы, многого добился, а умрет, как все, порой - тяжелее. К чему все это было? Одни шли по трупам, другие убивали свою душу, а в итоге - ничто. Прочтем: «Кая житейская сладость…» (в чине отпевания). Почет, любовь, слава, здоровье - как все это (без духовной жизни) ничтожно и пусто! Все ниспадает, как водопад, в смерть. На всем печать несовершенства. Все, за чем мы бежим, за что мы цепляемся - дым и пыль. Все - бессмыслица, и бессмыслица страшная, зловещая (Камю, Кафка). 2-й день. «Из глубины воззвах»: Пс. 130 (129) Как много я послужил разным идолам, как много иллюзий и суетности в моей жизни. Как страстно я прилагаю сердце к вещам, которые не могу удержать. Я не отдавал себе отчета в своем честолюбии, тщеславии, суетности, а теперь вижу, какие низкие мотивы двигали мной, как глубоко я погрузился в яму. Я бессилен что-либо с собой сделать. Я обречен уже при жизни быть в аду - в аду несбывшихся желаний, в рабстве стихии плоти и греха гордыни. Я - полное ничтожество. И это не «уничижение паче гордости», а честный взгляд на себя. Вспомним наши сны, говорящие нередко о таящихся в нас диких желаниях, на которые мы закрываем глаза. Признаем, что мы не можем управлять собственной стихией. 3-й день. Благая Весть Но выход есть и спасение есть, оно открыто для меня, если я еще раз совершу обращение ко Христу… Христос есть наша Благая Весть, Он родился для меня, чтобы я мог ожить и исцелиться. Он учил меня, Он открыл в Себе Бога для меня, Бога Спасителя. Только с Его помощью я могу подняться на ноги. 4-й день. Исцеление Христос дает мне исцеление Своей смертью. Его Крест и Кровь были для меня, для всех нас, кто не в силах выйти на верный путь, хотя видит его. Он указал нам Путь (Нагорная проповедь), Истину (Бог идет навстречу нам) и Жизнь (жизнь с Ним). 5-й день. Благодарение Я постепенно оживаю. Я бесконечно благодарю Его за то, что Он протягивает мне руку. И теперь нет конца моему благодарению за все: за жизнь, за спасение, за радость, за испытания, за людей, за мир, за каждую мелочь - все от Бога. Я открываю двери дома, ожидая, что Он войдет под кров моей души… 6-й день. Проверка совести Но я должен подготовить свой дом, осмотреть его, ожидая приходя Гостя. Я беру в руки светильник Его заповедей и освещаю темные углы. Всюду пыль, грязь, хлам - чем больше освещаю, тем мрачнее картина. Но не буду отчаиваться, начну терпеливую уборку. Проверю совесть по Десяти Заповедям, по Нагорной проповеди, последовательно и не торопясь. Это моя подготовка к исповеди. В воскресенье много народу в храме, поэтому исповедь будет общей. Надо, следовательно, обдумать все заранее, чтобы в Церкви принести лишь общее покаяние. 7-й день. Причащение День сугубого благодарения. Приносим Богу обет исполнить нечто во имя Его, в знак нашей благодарности. Из материалов православного журнала ФОМА.