Какие образы символы любви в литературе. Поэтическая символика лирики блока. Какой предстает Родина в поэзии А. Блока

У древних народов существовал обычай разделять, обычно разламывать, какую-либо вещь или пластинку надвое. При расставании каждый брал себе одну часть. По прошествии лет люди или их потомки, наследники узнавали друг друга, соединив две части в единое целое.

По сути дела, этот процесс является прообразом символизации в искусстве. Символ в литературе - это прежде всего соединение. В нем соединяется физическая картина и ее запредельный, метафизический смысл, который вдруг, внезапно начинает «просвечивать» сквозь обыденно-реальное, придавая ему черты иного, идеального бытия. Другими словами, символ в литературе - это знак или предмет, который замешает некоторый другой предмет, выражая его скрытую сущность и одновременно являясь проводником системы идей или представлений о мире, свойственных тому, кто применяет этот символ; условное выражение сущности какого-либо явления посредством внешнего вида, формы другого предмета или даже его внутренних качеств, в таком случае также становящихся "формой". Утрачивая самостоятельную сущность, предмет-символ или слово-символ начинает "представлять собой" нечто совсем другое. Так, "сладострастие" для В. Брюсова - символ общения в самом высоком смысле этого слова, слияния, взаимопроникновения двух людей до полного растворения их друг в друге. В обыденном употреблении это слово имеет другое, существенно менее «высокое» значение.

Символом в литературе могут служить предметы, животные, известные явления, например, природные ("Гроза" Островского), признаки предметов, действия и др. Вот примеры устойчивых в истории культуры символов: весы - справедливость, держава и скипетр - монархия, власть; голубь - мир, козел - похоть, зеркало - иной мир, лев - сила, смелость, собака - преданность, осел - упрямство, роза - женская красота, лилия - чистота, невинность (во Франции лилия - символ царской власти).

Всем названным предметам, существам, явлениям культура придает знаковый характер. За счет него они являются основой также и такого художественного приема, как аллегория.

Лотос - символ божества и вселенной у индусов. Хлеб-соль является символом гостеприимства и дружбы у славян. Змей - мудрости с одной стороны и греха (Ветхий Завет) - с другой. Крест - распятия, христианства. Парабола - бесконечности. Утро символизирует молодость, голубой цвет - надежду (в предметной системе ее символ - якорь). Существуют разнообразные ряды символов (предметные, цветовые, геометрические и др.). В различных культурных системах различные знаки могут получать разное значение. Так, в евангельской системе рыбы - символ Христа, в Новейшее время они приобретают чувственный, эротический смысл. Художественные образы героев литературных произведений благодаря своему ценностному бытованию в культуре также приобретают характер символа в литературе (это, к примеру, Прометей, Одиссей, Орфей, Гамлет, Дон Жуан, Казанова, Дон Кихот, Мюнхгаузен и др.).

Структурно символ близок к аллегории, также состоя из двух частей, однако оба его компонента (и то, что символизируется, и то, что символизирует) существуют в реальной действительности, тогда как в аллегории один компонент обычно является плодом фантазии. В символе всегда таится скрытое сравнение, связь преображенного явления с бытовой ситуацией (предметом), историческим событием (явлением).

В художественной литературе он может считаться одной из разновидностей художественного образа, однако обычно он воспринимается самостоятельно. Он может быть как индивидуальным созданием того или иного автора (например, «птица-тройка» у Гоголя) или общим для двух и более авторов (у Бальмонта и Бродского речь поэта есть символ его личности в целом), так и универсальной культурной единицей. Так, символом связи жизни и смерти является путешествие в подземный мир и возвращение из него, возникающее в произведениях фольклора древнейших народов и появляющееся в произведениях авторов Нового и Новейшего времени. Этот символ использовали, например, Вергилий, Данте, Дж. Джойс, Брюсов и другие поэты. Помимо связи двух полярных миров он означает инициацию души благодаря получению сложного духовного опыта, ее погружение во тьму и дальнейшее очищение, пробуждение.

Внутри основного символа поэты разрабатывают свою частную символическую систему (ее можно рассматривать и как систему метаобразов, см. Образ). Такова, например, «ласточка» в поэзии Мандельштама, связанная с путешествием в загробный мир и с поиском оживленного поэтического слова (см. стихи "Что поют часы-кузнечик", «Ласточка», «Когда Психея-жизнь спускается к теням...»).

Одни и те же символы в литературе могут появляться у разных авторов, внося новые оттенки значений, которые транслируются от одного поэтического поколения к другому. У авторов они складываются в единую систему, в которой каждое звено связано с другими, всякий раз повторяя художественную логику, отличную от обыденной. Символам посвящено множество интереснейших работ ученых: достаточно упомянуть, например, книгу А Лосева «Проблема символа и реалистическое искусство» и В. Топорова «Миф. Ритуал. Символ. Образ».

Революционные волнения начала ХХ века в России вызвали отклики многих литераторов. События 1917 года и Гражданской войны побуждали к созданию произведений как современников, так и писателей поздних периодов, вплоть до сегодняшнего дня. Среди поэтов, вдохновившихся этим периодом отечественной истории, был и А.А. Блок. Поэма «Двенадцать» отобразила неоднозначное авторское восприятие переворота, о смысле которого гадают до сих пор. Богатая символика произведения имеет большое количество интерпретаций.

Символы: роль и их значение

Что значит символ для поэта? Это всё равно, что термин для ученого, то есть при помощи него можно более ёмко, без лишних слов, выразить мысль. И Блок в своём творчестве активно пользовался такой возможностью.

  • Цвета. Первое, чем встречает поэма читателя, – антитеза цветов – чёрного и белого. В мировой культуре у этих оттенков существуют десятки значений, но именно для этой поэмы белый – обновление, стремление к будущему, чёрный – мрак старого мира, страдание души, вызванное грехом. Кроме того, в тексте присутствует красный, выражающий сопротивление, желание перемен.
  • Ветер – знак бури и революции. Он пытается взвихрить снег, чтобы занести всё старое, пережитое.
  • 12 – число, наделённое особым значением. Количество красноармейцев в поэме соотносимо с множеством апостолов на Тайной вечере. Существует масса гипотез, какая авторская позиция скрывается за евангельской символикой. Возможно, для Блока события 17-го года сопоставимы по значимости в истории человечества со Страстной неделей.

Образы

  1. Важно подчеркнуть роль и образ автора в «Двенадцати». Блок осознавал, что присутствует при эпохальном событии, он интуитивно ощущал грядущие в стране перемены, потому в этом произведении «Писатель – вития», а сама поэма ассоциируется скорее с летописью. Здесь поэт выступает в роли Пимена или Нестора, цель которого – запечатлеть происходящее.
  2. Обратимся к образу двенадцати красногвардейцев. По именам названы не все, но названные в поэме герои не случайно совпадают с апостолами. Такое упоминание позволяет закрепить за героями наибольшее число ассоциаций, вызываемых у читателя. Иван, Андрей, Петр – эти имена и сакральны, и социальны одновременно.
  3. Например, Петруха раскаивается в убийстве из ревности, но этот герой не был бы столь значимым для поэмы, не вызывай его имя аллюзию на Петра, что отрёкся от Христа. Преступление в обоих случаях не является поводом сойти с пути, но стимулирует с ещё большим рвением двигаться дальше. И для Петра блоковского, и для евангельского не было времени сожалеть о содеянном: нужно двигаться вперед, для воплощения общей идеи.
  4. Самым обсуждаемым образом в поэме является Христос (сочинение о его роли в произведении доступно ). Интересно проследить, как он возникает в поэме. В начале поэмы присутствует ветер, в 12-й главе у этой стихии появляется красный флаг, этот же атрибут и в руках Христа. Можно предположить, что Спаситель присутствует в поэме с первых строк, но в виде духа, дуновения, а находит своё воплощение лишь в конце произведения. Что значит этот образ для поэмы? Несправедливо считать, что это знак авторского одобрения событиям 1917 года. Блок осознавал неизбежность революции, невозможность вернуться к старому порядку. Мир стал другим, старый свет остался в прошлом, страна на пороге новой эры. Предыдущая – началась с Христа и апостолов. И они никуда не исчезли: сменились декорации, но главные герои остались.

1. Что позволяет стихотворение А. Блока "Незнакомка" отнести к символической поэзии?

Для символистов характерно использование в поэзии определенной лексики: таинственный, туманный, древние поверья, темная вуаль, очарованная даль, глухие тайны, дальний берег. Сам образ Незнакомки, таинственно появляющейся каждый вечер в один и тот же час, тоже из поэтики символистов. Чертой символизма является и формирующееся в стихотворении двоемирие: пошлый мир реальности и таинственный прекрасный мир то ли пьяного воображения, то ли сна.

2. Какие образы-символы характерны для поэзии А. Блока?

Как все символисты, А. Блок создал свой мир символических образов. Это Прекрасная Дама, Вечная Жена, Незнакомка, позже - Снежная Дева.

3. Какой предстает Родина в поэзии А. Блока?

Родина у А. Блока двойственна, как и у М. Ю. Лермонтова. В ранних стихах ("Русь", "Русь опоясана реками") образ Родины овеян сказочным духом, колдовскими мотивами, некой тайной:

Ты и во сне необычайна.Твоей одежды не коснусь.

Позже А. Блок воссоздает образ печальной, нищей, богомольной России, застывшей в своей неизменности:

Идут века, шумит война,Встает мятеж, горят деревни,А ты все та ж, моя страна,В красе заплаканной и древней.

В цикле "На поле Куликовом" победившая монгольское нашествие Русь воплощается в образе степной кобылицы, мчащейся по истории. Образ России многогранен, лиричен, философски насыщен. От изображения Руси патриархальной А. Блок приходит к изображению новой России городов, железных дорог, заводов.

4. Какие символические образы являются сквозными в поэзии А. Блока?

Сквозными в поэзии А. Блока являются образы ветра, вьюги, метели как символы стихии, позже - революции; образ пути, дороги; образ океана - земной и небесной дали.

5. В каких образах выражается отношение А. Блока к старому миру?

Отношение к старому миру ироническое, а порой и сатирическое. Это выражено в образах буржуя на перекрестке, длинноволосого писателя, долгополого попа, барыньки в каракуле. Обобщенно-символически старый мир дан в образе голодного пса.

>> Знаки и символы искусства

Знаки и символы искусства

С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов , сохранения и передачи информации . Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.

Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено тайнами. С поразительным разнообразием и глубиной с помощью системы знаков и символов музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. Даже отдельный звук с учетом всех его сторон - высоты, длительности, тембра, громкости - представляет собой знак-интонацию. Он может свидетельствовать о робости или уверенности, скованности или свободе, нежности или грубости. Можно говорить и о пластических знаках, воспроизводящих жест, движение.

В человеческом характере всегда присутствует стремление творить - потребность исследовать, изобретать, строить, решать сложные, запутанные проблемы. Одной из таких проблем была научная идея создания вечного двигателя (перпетуум мобиле). Его изобретение оказало бы огромнейшее влияние на развитие мировой экономики. И только музыке как искусству временному подвластно воплощение образа «вечного движения». Его символом стали инструментальные пьесы «Pегреtuum mobile» («Вечное движение») самых разных композиторов: Н. Паганини, Ф. Мендельсона, Н.Римского-Корсакова и др.

Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы - зерно-интонацию, из которой вырастает вся Симфония №5 Л. Бетховена. И таких примеров в музыкальном искусстве множество. Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа , его культуру , гордость за свою страну, являются государственные гимны.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

1. Что позволяет стихотворение А. Блока «Незнакомка» отне-сти к символической поэзии?

Для символистов характерно использование в поэзии опреде-ленной лексики: таинственный, туманный, древние поверья, темная вуаль, очарованная даль, глухие тайны, дальний берег. Сам образ Незнакомки, таинственно появляющейся каждый ве-чер в один и тот же час, тоже из поэтики символистов. Чертой символизма является и формирующееся в стихотворении двоемирие: пошлый мир реальности и таинственный прекрасный мир то ли пьяного воображения, то ли сна.

2. Какие образы-символы характерны для поэзии А. Блока?

Как все символисты, А. Блок создал свой мир символических образов. Это Прекрасная Дама, Вечная Жена, Незнакомка, позже — Снежная Дева.

3. Какой предстает Родина в поэзии А. Блока?

Родина у А. Блока двойственна, как и у М.Ю. Лермонтова. В ранних стихах («Русь», «Русь опоясана реками») образ Родины овеян сказочным духом, колдовскими мотивами, некой тайной:

Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь.

Позже А. Блок воссоздает образ печальной, нищей, богомоль-ной России, застывшей в своей неизменности:

Идут века, шумит война, Встает мятеж, горят деревни, А ты все та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней.

В цикле «На поле Куликовом» победившая монгольское на-шествие Русь воплощается в образе степной кобылицы, мчащей-ся по истории. Образ России многогранен, лиричен, философ-ски насыщен. От изображения Руси патриархальной А. Блок при-ходит к изображению новой России городов, железных дорог, заводов.

4. Какие символические образы являются сквозными в по-эзии А. Блока? Материал с сайта

Сквозными в поэзии А. Блока являются образы ветра, вьюги, метели как символы стихии, позже — революции; образ пути, дороги; образ океана — земной и небесной дали.

5. В каких образах выражается отношение А. Блока к старому миру?

Отношение к старому миру ироническое, а порой и сатириче-ское. Это выражено в образах буржуя на перекрестке, длинново-лосого писателя, долгополого попа, барыньки в каракуле. Обоб-щенно-символически старый мир дан в образе голодного пса.