Как живут цыганские. Как живут женщины в цыганских общинах: традиции и правила которые нельзя нарушать. Они такие разные

Огромный цыганский табор отгородили стеной. Люди боятся даже ходить мимо. Здесь свои порядки и законы. Город в городе, государство в государстве.

Это самое грязное место Украины. И можно ли называть его Украиной?

Я не мог пропустить такое увлекательное место и пошёл знакомиться с украинско-венгерскими цыганами.

Чем ближе к табору, тем больше похоже на Зону отчуждения. Люди словно бегут отсюда. Некоторые дома стоят заброшенными.

2 Про асфальтовые дороги здесь, кажется, ещё не слышали. А это цыганская школа.

3 Закарпатский город Берегово - совершенно уникальный. Мало того, что здесь большинство жителей - этнические венгры с венгерскими паспортами, так для живущих здесь цыган возле табора открыли специальную школу. С одной стороны это украинская общеобразовательная школа, с другой, здесь изучают венгерский и ромский языки.

Когда я заглянул в школу, уроков не было, из-за гриппа объявили карантин. Но директор, милая женщина по имени Агнес всё показала.

4 Школа, конечно, специфическая. Даже восемь классов заканчивает в лучшем случае треть тех, кто когда-то пришёл в первый. Причины бывают самые разные, но чаще всего нежелание самих учеников или позиция их родителей.

5 Поэтому, классы очень маленькие.

6 До недавнего времени здесь не делали выпускные фотографии. Цыганские семьи были категорически против, особенно родители жёстко запрещали. Но потом традиция прижилась, и теперь к мероприятию подходят очень ответственно. Для многих это первая, а то и единственная в жизни фотография.

7 А на вид - классы как классы.

8 Школьная столовая.

9 Детское творчество. На башнях замка украинский и венгерский флаги, внутри церковь. А на соседнем рисунке уже ромская кибитка. Если спросить цыгана о национальной принадлежности, как вы думаете, какой будет ответ?

10 Если они даже на уроках ИЗО Тараса Шевченко рисуют с характерной цыганской внешностью.

11 Сразу за школой начинается Седьмой район, так в Берегово называют место компактного обитания цыган.

12 Ещё есть шанс повернуть назад. Страшно ли мне? Нет. Во-первых, в этот раз нас пятеро, собралась целая делегация в составе моих друзей из Львова, блогера из Мукачево и даже местного ЖЖиста pan_baklazhan . К тому же, после прогулки в цыганском районе я отчего-то поверил, что ничего со мной не случится.

13 Этот белый забор не просто отделяет табор от остального Берегово. Он разделяет два времени, две цивилизации, два мира.

14 Вы и сами видите. Картинка сильно отличается от любого места в “обычной” Украине (или России). Это главная улица. И здесь хоть как-то можно пройти.

15 Тогда как боковые проходимы только в болотных сапогах.

16 В отличие от весёлых цыган Болгарии, украино-венгерские сородичи дружелюбием не отличались. Лишь завидев чужаков, они тут же отворачивались, не давая себя снимать.

17 Табор галдел, как будто на него напали. Женщины верещали, мужики ухали, некоторые хватались за мобильники и начинали куда-то звонить. От входа мы прошли метров сто. Закончилось тем, что нам очень настойчиво указали на выход.

Что делать в таком случае? Уходить ни с чем не хотелось. Самый верный способ - заручиться поддержкой барона. Но как его найти? Тут и паренёк подвернулся. Согласился отвести.

Нас завели в здание медсанчасти, расположенный неподалёку от входа в табор. В комнате были три мужчины, похожие по типажу и манерам на чеченцев из первой серии фильма “Брат”: те, которые крышевали рынок. Говорил, как я понял, барон. Он рассказал о тяжестях цыганской доли, и что ходят-снимают, пишут потом всякое, что они детей на органы рожают и собак едят. А мы же не корейцы .

Рассказал цыганскому авторитету, что в Корее я был, и собак там тоже почти не едят, ну и пообещал, что глупости писать не стану. Ведь мне не впервой, бывал я и , в и ещё кое-где . Не знаю почему, но барон мне поверил. И разрешил погулять по табору и поснимать цыган. И выдал своего племянника в помощники, да в качестве охраны.

18 Победоносно вернулись в табор. Теперь никто не мог выгнать, барон разрешил!

19 А это, кажется, сама дочка барона. Больше здесь некому так одеваться, и бесстрашно рассекать по лужам.

20 Жители табора выглядят настолько колоритно, что ни в какие индии ездить не надо. Впрочем, не стоит забывать, откуда в Европе появились цыгане.

21 Считается, что все они один народ, и здесь, и в Болгарии, и в Бессарабии. Но украинские цыгане отличаются от болгарских так же, как сами украинцы от болгар. И внешне, и по характеру.

22 Неизменен только стиль жизни.

23 Тоже подумали, что здесь слегка грязновато? Да здесь настолько всё п***ц засрано, что я мечтал только о противогазе.

24 Вот вы смотрите картинки и не знаете, с чем приходится сталкиваться в путешествиях. Гулять по кучам мусора не очень приятно. Но зато интересно. Так что не жалуюсь.

25 Дома собраны из того, что нашлось на помойке. Целых стёкол нет, утеплили, как смогли. А зимой здесь бывает снег и минус десять легко.

26 Тогда жижа хотя бы замерзает, и по улицам можно ходить.

27 Что цыгане нигде не работают, это миф. В Берегово их можно встретить, как правило, подметающими улицы или вывозящими мусор.

28 А дети - везде дети.

29 Многие из них как раз ходят в ту школу, про которую я показывал. Пока маленькие - ходят. Подрастают и понимают, что “им это не надо”. Родители солидарны.

30 Всего два поколения поголовной прилежной учёбы в течение десяти лет, и этот район было бы не узнать. С другой стороны, цыгане бы просто перестали существовать, как класс.

31 Это, например, типичное жилище в таборе. Здесь может жить как один человек, так и вся семья.

32 Снаружи домик выглядит так.

33 Нужно ли их жалеть, что так живут?

34 Думаю, они даже по-своему счастливы.

35 Быть цыганом - настоящая свобода. В том же, кстати, смысле, в котором воспринимают её большинство сограждан. Не какие-то надуманные правила и ограничения, а лихая, разудалая свобода делать то, что хочется, плевав на всех.

36 В России такого не бывает?

37 Мажорный парень.

38 Разрешили бы играть своим детям с этими ребятами?

39 В таборе есть магазин.На первый взгляд он кажется совершенно пустым.

40 А потом понимаешь: магазин устроен с другой, городской стороны. Цыгане могут покупать товары со стороны своего, особого прилавка, не подходя вплотную. Так, на всякий случай.

41 Цыгане перестали путешествовать. Кибитки поменяли на дома, но оседлыми так и не стали. Индия в Европе.

Инструкция

По мнению историков, цыгане много веков назад вышли с территории Индии, после чего оказались разбросаны по всему миру. Сложно найти страну, где не ступала бы нога «рома» - именно так сами цыгане называют своих соплеменников. Уникальность этого народа заключается, в частности, в том, что, сохраняя свои традиции, они не остаются равнодушными и к влиянию других культур.

Среди сегодняшних цыган можно выделить две основные группы - кочевники и те, кто ведет оседлый образ жизни. Кочевая жизнь, когда табор, состоящий иногда из сотен цыган, включая маленьких детей, женщин и стариков, до сих пор встречается как на территории России, так и по всему миру. Зачастую цыгане из более бедных регионов стремятся за рубеж, выбирая большие города, надеясь там заработать. К сожалению, уровень образования среди цыганской молодежи и детей пока остается далеким от нормы. Поэтому большая часть кочующих таборных цыган, как правило, рассчитывают заработать попрошайничеством, гаданием и мошенничеством на улицах мегаполисов.

В ряде европейских городов после соответствующего решения местных властей цыган выселили в отдельные районы. А таборы, которые время от времени появляются в парках и скверах крупных городов, зачастую вызывают яростное неодобрение у местных жителей. Цыган обвиняют в тунеядстве, нежелании вести трудовую деятельность, склонности к различного рода криминалу и т.д.

Кочующие цыгане для остановок выбирают окраины городов, леса. На территории России, по данным официальной статистики, периодически выявляются таборы, разбивающие палаточные лагеря. Для того чтобы создать временное жилище в лесу, цыгане используют самые разнообразные материалы - фанеру, картон, полиэтилен и т.д. К сожалению, в подобных примитивных условиях живут не только таборные цыгане. Например, на окраине Белграда сербские цыгане создали целый город, дома которого созданы из того, что «попало под руку».

Среди цыган на сегодняшний день встречаются как бедные, едва обеспеченные представители (например, выходцы из Средней Азии, промышляющие в России попрошайничеством), так и очень богатые. Представители цыганской диаспоры, которые ведут оседлый образ жизни, как правило, стремятся к роскошному образу жизни. Великолепные каменные и кирпичные дома, уставленные дорогой мебелью, картины в позолоченных рамах, обилие красочных ковров и мраморные лестницы - вот далеко не полный перечень «атрибутов» подобных особняков.

В цыганских домах может жить как одна, так и несколько семей. Среди традиций, присущих этому народу, особое место занимает уважение молодежи к старшему поколению. Мужчины и женщины преклонного возраста пользуются непререкаемым авторитетом у других членов семейства. На свадьбах и других праздниках, сопровождающихся застольем, старейших гостей обязательно усаживают на самые почетные места.

«Не балуйся, а то цыганке отдам!» - не раз слышал я, как мамы пугают так детей. Но кто такие цыгане, и почему их все так боятся? Действительно ли они гипнотизируют людей и выманивают деньги? Кто такой барон и как он живет? За ответами на эти вопросы я отправился в цыганский табор.

Однажды я выезжал из города и заметил по обочине странные картонные домики. Посмотрев дома на карту, я увидел, что это цыганский поселок. Я был очень удивлен - никогда бы не подумал, что такое бывает по-настоящему и в Челябинске. С тех пор мысль наведаться туда не покидала меня. И вот, волей случая мы уже едем.

Оба табора находятся на выездах из города, с противоположных сторон. Мы выбираем тот, в котором, как оказалось, у нашего водителя есть знакомый. По дороге все шутят, вспоминая цитаты из фильма «Большой куш», ожидая, как нам попытаются «впарить» фургон и «собаку в нагрузку»...

И вот мы на месте. Я вижу перед собой одноэтажные дома, сколоченные из фанерных досок. Домики серые и грязные, их всего около 25–30. Первой мы видим цыганку, которая гонит гусей в загон, я тороплюсь достать фотоаппарат, но не успеваю.

Наша машина останавливается и внезапно, изо всех щелей появляются дети, которые облепляют машину. Становится не по себе.

Мальчик в красной футболке только что вышел из «Приоры» и держит в руках ключи и сотовый телефон.

У цыган есть необычное умение - они неожиданно появляются из ниоткуда и так же неожиданно исчезают. К нам подходит мужчина и спрашивает, зачем мы к ним заехали. Объяснив, что мы хотим пофтогографировать быт, нам дают разрешение. Что интересно, это не особо важно, потому что, как выяснилось, разрешение каждый из них дает свое, не спрашивая остальных, а остальные могут быть и против.

Я начинаю фотографировать, а вокруг меня толпа детей. Все кричат «дядя, сфотографируй меня!» и лезут в кадр. Начинается просто какой-то ужас... Все бегут за мной, трогают за руки, пытаются снять очки. Девочка рядом садится в лужу и начинает ходить в туалет...

Наш водитель Серега был здесь несколько раз и говорит, что лучше сфотографировать их или сделать вид - все равно не отстанут. Я начинаю снимать детей, и с каждым кадром они не успокаиваются, а напротив, все громче кричат и просят фотографировать их еще. При этом они все толкаются и лезут в кадр первыми.

Поселок состоит из нескольких импровизированных улиц. Здесь живет около 30 семей.

Скоро появляется сын одного из авторитетных мужчин в таборе - Валера (в синей футболке слева) и сообщает нам, что в таборе траур и пока нам лучше не фотографировать здесь, а приезжать через неделю. Мы понимающе вешаем камеры на шею.

Но при этом он сам просит сфотографировать некоторых детей, которые не успокаиваются... Я окончательно запутываюсь и продолжаю снимать.



На улицу потихоньку стягиваются взрослые мужчины. Все сначала выглядят очень сурово и спрашивают о цели нашего визита и вроде бы запрещают снимать, но потом сами позируют и пытаются попасть в кадр.

А один цыган даже красиво сел и сам попросил его запечатлеть.

И самый активный мальчик, который вышел из «Приоры»

Я постепенно двигаюсь к машине, боясь за свои карманы, мои напарники тоже уже садятся. Немного успокоился я только тогда, когда сел на заднее сиденье за тонированными стеклами и закрыл дверь на кнопку. Теперь дети лезут в машину, не давая закрыть дверь, и кричат «дядя, дай копеечку!».

С борьбой мы закрываем дверь в машину и трогаемся. Я молюсь, чтобы машина не сломалась и мы побыстрее уехали. За нами еще бегут несколько цыганят...

Естественно, мы не удовлетворяемся таким результатом и принимаем решение отправиться во второй табор, который стоит в другом конце города. Прибыв на место, мы видим точно такие же домики. Но если в первом таборе у нас был хоть какой-то знакомый, то здесь мы вообще никого не знаем. Поэтому, приехав, мы еще несколько минут сидим в машине, предвкушая то, что сейчас начнется...

Но здесь все начинает развиваться несколько по другому сценарию. Первой нас замечает женщина, и уже за 30 секунд из одной она превращается в несколько с детьми. Дети, увидев камеру, сразу просят сфотографировать их, но не так нагло, как в первом таборе, а уже намного более цивилизованно. Женщина оттаскивает своего ребенка, не желая, чтобы он попал в кадр.

Но это ему (или ей) не особо мешает. Все уже смеются, включая маму.

В этом таборе все происходит намного спокойнее. Цыганки начинают рассказывать нам, что их поселок хотят отобрать, и все говорят фамилию Давыдов. Говорят, что к ним уже приезжали люди с камерами и что-то снимали. Общаются они спокойно и вежливо, даже на некоторое время становится интересно и приятно с ними разговаривать. Разница с первым поселком разительная.




За разрешением на съемку нас отправляют к барону, и мы начинаем искать его дом. По пути за нами отовсюду наблюдают и с интересом рассматривают. Но дети ведут себя прилично, не кричат и не бегут толпой.

Дом барона был найден не сразу, попробуй различи эти дома...

И уже около дома нас встречают несколько взрослых и крепких мужчин и начинают, что называется, задавать «неудобные вопросы». Здесь уже становится не по себе. Адекватно воспринимать реальность мозгу не дают стереотипы про цыган.

Кое-как объяснив им, зачем мы приехали, мы видим подъезжающую к дому машину. «А вот и барон из магазина приехал!».
Мне сразу представляется, что сейчас выйдет какой-то здоровый черноволосый мужик в золотых цепях и шубе на голое тело, но к нам подходит очень приятный и приветливый мужчина по имени Юра. По крайней мере, так он нам представился. Я рассказываю о наших съемках.

Он приглашает нас в дом. Мне становится жутко, со спины подходит около десятка мужчин и все настойчиво предлагают войти в дом и «выпить чаю». В конце концов мы соглашаемся и следуем внутрь. В голове крутятся самые жуткие картины.

Миновав маленькую прихожую, мы сразу попадаем в кухню. Садимся за стол и вдоль стен встают мужчины, барон садится с нами за стол. Все остальные стоят. Смотря на это все, возникает устойчивая ассоциация со сценой из фильма «Большой куш». С нами так же разговаривает один барон, но все остальные мужчины дополняют его ответы.

У плиты суетится женщина - жена барона. И уже скоро на столе появляется три стакана на блюдцах, в каждом из которых лежит слива. Мы с коллегами недоуменно переглядываемся. Но вскоре выясняется, что это традиционное приготовление чая. В эту же кружку кладется обыкновенный пакетик чая и заливается кипятком.

В верхней левой части кадра, вы можете увидеть, как вдоль стен стоят те самые цыгане.

Мы начинаем разговор с Юрием, и я объясняю, что моя цель - показать в своем репортаже цыган обыкновенными людьми. Показать, что цыгане такие же люди, как все, и что человеческое им не чуждо. Первые вопросы мы почему-то задаем о свадьбе.

Традиционная свадьба, какая она?
- Детей мы женим в 12 лет...

Мы сначала думаем, что это шутка, но Юра улыбается и начинает объяснять.

Когда мальчику уже 12 - его пора женить. Его отец разговаривает с отцом какой-нибудь девочки и они договариваются о женитьбе.

Мальчика, а девочку тем более, спрашивать никто не будет. За них уже все решено.

Почему детей женят так рано? Это нужно для того, чтобы мальчик, как будущий мужчина, с детства привыкал нести ответственность и понимал, что у него есть семья, которую нужно кормить и защищать. Свадьба длится три дня и мало чем отличается от нашей с вами традиционной свадьбы.

Пока идет эта беседа, на столе появляется кое-какая еда. Я уже, совершенно осмелев и забыв о том, «что меня пытаются отравить», уплетаю бутерброд. А мужчины, будто окончательно расслабившись, расходятся по делам, а один садится с нами за стол.

Как раз в день нашего приезда в таборе гостил цыган из Самары, приехавший в гости на несколько дней. Он тоже показался довольно приветливым и общительным. По дому ходит мальчик без штанов, жуя что-то, а рядом с ним «пёсик».

Я выбираю момент и задаю вопрос, который больше всего меня волнует: «Почему вы не живете в квартирах, а строите свои дома» и получив ответ, я нахожусь в шоке.

Нельзя, чтобы женщины были над мужчиной. Это неправильно и недопустимо.

Оказывается, у цыган страшное преступление, если женщина находится на втором этаже, над головой мужчины.

«Она должна знать свое место и всегда быть ниже», - показывает нам рукой Юра.

Мы затрагиваем тему иерархии и выясняется, что это касается и еды. За одним столом с мужчинами женщины есть не могут - они едят после. Но если женщина уже старая и мудрая, то иногда её пускают за стол, выражая уважение. Более того, нижняя часть тела женщины считается изначально оскверненной. И одежда, которую носит женщина ниже пояса. Прикасаться к ней мужчина никогда не будет.

Традиционно, у женщины должна быть длинная юбка до пола. У мужчин традиционная одежда - папаха. Рассказав об этом, Юрий убегает в комнату искать в шкафу шапку. Для фотографии он одевает её.

- Она осталась мне еще от деда. Позор мужчине, когда у него нет такого головного убора, тем более, если ты барон, - рассказывает Юра. Но на сегодня традиции опускаются, ведь мы живем в современном мире, и папаха одевается уже только по праздникам.

Барон, кстати, выбирается всем табором. В его задачи входит контроль за порядком в таборе, решение споров, контроль денег и т.д. Барон - это такой локальный и 100% уважаемый «президент». Очень важно, чтобы в таборе был порядок. В первую очередь для того, чтобы другие цыгане, из других городов, никогда не могли сказать, что в нашем таборе что-то плохо.

Каждый вечер, цыгане собираются на «пятиминутку». Здесь табор обсуждает, как у кого дела, кто в чем провинился, как дела на работе и т.д. Работают, кстати, челябинские цыгане с металлом. Даже называют себя они «металлоломщики». Поэтому молодые мужчины-цыгане не фотографируются - боятся.

А вот с русскими вы дружите? Бывает такое, что они приходят в табор? - спрашиваю я и понимаю, что задаю глупый вопрос. Сам ведь сижу, пью вкусный чай и угощаюсь нехитрой едой.
- Конечно, у нас часто гостят русские друзья, и мы общаемся с соседним поселком.
- А бывает брак между русскими и цыганами?
- Нет, ни в коем случае! Это недопустимо!

С Юрием общаться очень интересно. Он рассказывает нам про проблемы.

Администрация города не хочет давать бумаги, подтверждающие право владения землей, поэтому мы не можем строить уже нормальные, хорошие дома. Вдруг нас выгонят? Сейчас у меня идут переговоры с Давыдовым, и я надеюсь, что скоро все у нас получится, и мы сможем законно жить на свей земле.

Оказывается, цыгане, которые сидят на улицах с грудными детьми, так же ненавистны настоящим цыганам, как и нам с вами. Зовутся они «люли». Люли - это позор цыганского рода. Кстати, они православные. Но бывают и мусульмане, они называются «харохане». К цыганкам, которые на вокзале раздевают людей, Юра относится тоже негативно. «Это ведь просто грабеж!», - говорит Юрий.

В доме становится душно и жарко от чая и мы выходим на улицу.

В прихожей кошка с котятами.

А с другой стороны - пёсик.

На улице женщины кипятят воду. Дети здесь, кстати, все грязные и чумазые. Но это выглядит даже смешно. Зато все сытые и довольные.

Пока мы ходим и фотографируем, в табор приезжает такси. Я сначала подумал, что у меня галлюцинации, а потом увидел, что это цыгане приехали домой.

Один дом здесь вообще выглядит прилично, и на нем есть даже спутниковая тарелка, которая не очень сочетается со всеобщим хаосом в поселке. К слову, в этом таборе тоже около 30 домов и 30–40 семей.

А другие дома, выглядят, например, так:

Мы разговариваем с Юрием и мимо нас идет женщина. «Повернись!» кричит она. Мы с недоумением смотрим на Юру и он улыбнувшись рассказывает.

Те, кого мы называем цыганами, попрошайничают у метро и на вокзалах, воруют и навязывают прохожим свои, якобы, магические способности . На самом деле, цыгане - это целый народ, представители которого славятся жизнью в таборах и почитанием традиций своих предков..

Ранние браки

Современные женщины предпочитают выходить замуж к 30-40 годам. Считается, что к этому возрасту человек уже успел реализовать себя в профессии, увидеть мир и вкусить все прелести холостяцкой жизни. У цыган - все совсем по-другому.


Девушек в таборах выдают замуж в возрасте 15-16 лет, незамужние двадцатилетки уже считаются старыми девами. Брак, по их правилам, должен быть один и на всю жизнь. Женщину, которая ушла от мужа или была им брошена, называют «грязной» и обвиняют в осквернении всего рода. Выйти замуж второй раз у цыганок получается крайне редко - кому нужна «неправильная» жена?

Выйти замуж за представителя другой национальности, девушка-цыганка не имеет никакого права. Чтобы сохранить свою культуру, у цыган принято сочетать браками родственников, например, двоюродных или троюродных братьев и сестер.

Авторитет родителей и мужа

Родители для незамужней женщины должны быть превыше всего на свете. Это касается абсолютно любых сфер жизни, в том числе и замужества. Мужа своей дочери выбирают исключительно мать и отец.

После свадьбы женщина обязана слушаться и почитать мужа, как до брака почитала своих родителей. Воля и желания супруга в цыганских таборах не обсуждаются.


Женщинам, кстати, запрещено даже за пределы табора выходить без сопровождения. Рядом должен обязательно быть мужчина - отец, брат или муж.

Особенные наряды

Почему цыганки всегда одеваются так кричаще? Дело в том, что находясь в своем доме, женщина должна быть тихой и практически незаметной. А им ведь, как и всем представительницам прекрасного пола, хочется обращать на себя внимание! Это можно делать исключительно благодаря ярким нарядам. Разговаривать на улице с незнакомыми людьми цыганкам категорически запрещено!


А еще замужним цыганкам, в отличие от молодых девушек, категорически запрещается носить брюки и шорты. Если уж сильно хочется, и супруг не против, многие женщины надевают их под длинные юбки. Вот такое особенное исполнение мечты!

Семейные традиции

Как и во многих странах мира, мужчины и женщины в цыганских общинах имеют совершенно разные права. По традиции, в большом доме мужья и жены живут на разных этажах, не садятся вместе за стол и не принимают в гостях общих друзей. У них все разное.

Стирать вместе мужскую и женскую одежду цыганкам категорически запрещается. Готовить и убирать в доме должна только женщина. Исключение - беременность. В таком случае, всю домашнюю работу мужчина обязан взять на себя.


Кстати, многие думают, что цыгане - крайне неряшливый народ. Это неправда! Как утверждают очевидцы, побывавшие в доме цыган, там везде царит идеальная чистота! Неудивительно, что все свободное время женщина уделяет наведению порядка и воспитанию детей.

Если муж и жена ссорятся, никто и никогда там не вызовет полицию. Вмешаться могут все - родственники, друзья, соседи, но выносить сор из своей большой общей «избы» цыгане не привыкли!

В общем, цыгане - народ очень дружный! Осуждать их за то, что в их семьях царят странные, по чьему-то мнению, традиции, совершенно неуместно. Каждый из нас выбирает то, что нравится именно ему. А несогласные везде найдутся. Редакция ДжоИнфоМедиа предполагает, что и среди цыган находятся бунтари, которые нарушают правила!

Возможно, вам также будет интересно узнать, и какие запреты для представительниц прекрасного пола действуют в этой стране.

Настроение сейчас - отл:)

В России цыгане появились триста лет назад. Первые таборы пришли со стороны Польши и практически сразу получили российское подданство. Сенатским указом 1733 года им разрешили «жить и торговать лошадьми», а также дозволили приписываться к любому сословию. Так, кроме цыган-крестьян появились цыгане-мещане и купцы, а XIX век ознаменовался и многочисленными браками между русскими дворянами и солистками цыганских хоров.

Положение цыган в Российской империи можно назвать даже привилегированным. К примеру, любой «беспачпортный бродяга» подлежал отправке по этапу по закону о бродяжничестве - только не цыган. Закон, конечно, не переписывали, просто решили, что он не про вольные таборы писан.

Вплоть до революции основными занятиями русских цыган были мена и перепродажа лошадей, но пришла новая власть, которая считала торговлю крайне подозрительным занятием. Однако цыганские активисты выдвинули тезис о «народе в лохмотьях». Это на время смягчило сердца большевиков, именно тогда на волне умиления был организован театр «Ромэн». Но идиллия длилась недолго. Вскоре начались расстрелы, облавы и массовые высылки в Сибирь.

Несмотря на все страдания во время Великой Отечественной войны цыгане добровольно уходили в партизанские отряды и сражались в рядах Красной Армии, в том числе и в артиллерийских, танковых, летных войсках. Многие из них были удостоены боевых наград. Так что у фронтовика Будулая из знаменитого кинофильма Александра Бланка немало реальных прототипов.

Около четверти советских цыган погибло во время геноцида. Потери были бы больше, если бы не помощь славянского населения. Цыган предупреждали о появлении карателей и прятали с риском для жизни. Объяснялось это в том числе и тем, что цыгане приносили местным крестьянам ощутимую пользу: одни снабжали мужиков дешевой кустарной продукцией, другие подряжались вскапывать огороды, возить дрова и торф.

После войны попыток навязать цыганам оседлый образ жизни не предпринималось до 1956 года, когда был издан указ, поставивший бродяжничество под запрет.

В начале 1990-х годов жизнь цыган вновь изменилась. Они стали первыми «челноками» во время перестройки. Ныне, увы, многие семьи погрязли в криминальном бизнесе - наркоторговле. Но по-прежнему существует и цыганская интеллигенция, артисты и музыканты; многие цыгане работают на производстве и в строительстве.

По официальным данным, численность российских цыган - 183 тысячи человек. Но словом «цыгане» обозначается множество разных этнических групп, из которых в России представлено более двадцати; мы описали некоторые из них.

Руска рома

Занятия: Торговля лошадьми, гадание, музыка.
История: Пришли в Россию в начале XVIII века. Уже в XIX веке русские цыгане были не только кочевниками, но и артистами, купцами и крестьянами. Ныне большинство имеет хорошее образование и владеет различными профессиями Особенности: Cамая многочисленная группа. Русско-цыганский диалект - язык межгруппового общения. Очень гостеприимны; легко идут на контакт с представителями других национальностей.

Занятия: Мена лошадей, кузнечное дело, гадание, музыка (исполняют песни русских цыган).
История: Украинские цыгане. Пришли с румынских земель, проживают на Украине с начала XVII века, значительное их число осело в России (Ростов, Воронеж, Самара).
Особенности: Одна из самых образованных этногрупп. Многие известные цыганские артисты России (Сличенко, династия Эрденко) - сэрвы.

Занятия: Музыка и ремесла (изготовление кирпича, плетение корзин).
История: Несколько столетий жили оседло, подверглись сильной ассимиляции. В границах СССР появились в середине XX века после присоединения Закарпатья. В советские годы работали на заводах и в сельском хозяйстве. После 1990 года многие лишились работы и стали выезжать в Россию.
Особенности: Говорят по-венгерски. По вероисповеданию католики и протестанты.

Занятия: Торговля, кузнечное дело, гадание.
История: Перекочевав на Крымский полуостров, приняли ислам, в диалекте появилось много заимствований из языка крымских татар. Голод 1930-х годов вынудил часть крымов переместиться в Закавказье, на Украину и в Россию.
Особенности: Считаются лучшими танцорами. Консервативны. Прочие цыгане предпочитают не иметь с ними конфликтов.

Кишиневцы

Занятия: Торговля, гадание.
История: После отмены крепостного права перекочевали из Молдавии на Украину и в Россию. До революции происходил процесс формирования купечества. До указа 1956 года имели криминальные заработки, но с переходом на оседлость занялись легальным бизнесом.
Особенности: Сохраняют свой диалект, в котором много молдавских слов, чтут старинные обычаи. Зажиточны, строят просторные красивые дома - образцы «цыганского вкуса».

Занятия: Торговля лошадьми, гадание.
История: Первые таборы перебрались в Россию из Венгрии в 70-х годах XIX века. Не выдержали конкуренции с русскими цыганами - торговцами лошадьми, лучше знавшими рынок, и долгое время жили на заработки женщин-гадалок.
Особенности: Cейчас завершается переход от католичества к православию. Имеют среди цыган репутацию богатых и несколько заносчивых людей.

Лингурары

Занятия: Изготовление деревянных ложек, корыт и прочей утвари.
История: Часть лингураров перекочевала в Молдавию из балканских стран в середине XX века.
Особенности: Православные христиане. Цыганский язык лингурарами утрачен - говорят по-молдавски. Подвержены ассимиляции. Женщин, продающих ложки, можно встретить и сейчас, в том числе за пределами Молдавии.

Котляры (кэлдэрары)

Занятия: Лужение посуды, изготовление котлов, гадание, перепродажа металла.
История: Румынского происхождения, православные. Переселились в Россию в конце XIX - начале XX века, живут большими замкнутыми общинами.
Особенности: Имеют богатый фольклор, соблюдают строгий свод нравственных норм, основанный на понятии «осквернения» - пэкэлимос. Женщины продолжают заниматься гаданием.

Занятия: Кузнечное дело и гадание.
История: Предки проживали в придунайском княжестве Валахия уже в XVII веке. Наиболее многочисленны на Украине и в южных областях России.
Особенности: Женщины до сих пор носят национальные костюмы. Сохраняют свой диалект цыганского языка. Большинство занимается мелкой торговлей и малоквалифицированным трудом. До сих пор изготавливают тяпки, подковы, цепи и т. п.

Люли (мугат)

Занятия: Ремесла, мена скота, музыка, гадание.
История: Прямые потомки выходцев из Индии, осели в Средней Азии, не дойдя до Византии. Многое в обычаях и в одежде заимствовали у коренного населения (хотя, например, паранджу среднеазиатские цыганки никогда не носили).
Особенности: Мусульмане. Родные языки - таджикский и узбекский. После 1992 года вынуждены были выбираться на заработки в Россию и на Украину. Мужчины нанимались на сельхозработы и стройки, но зачастую единственным источником доходов становился сбор подаяния.

Занятия: В прошлом - выступления с дрессированными медведями.
История: Молдавские цыгане, православные. В XIX веке главным ремеслом мужчин стало кузнечное дело; женщины в советское время нанимались на сельхозработы в колхозы и совхозы.
Особенности: Продолжают жить и работать в Молдавии, редко выезжая за ее пределы; несколько семей до сих пор выступают с медведями.