История создания картины купола и ласточки. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Купола и ласточки. Поэзия в красках

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2017

Константин Юон. «Купола и ласточки».

Константин Юон был уникальным человеком. Он прожил очень долгую и
благополучную жизнь. Все в жизни в него получалось, конечно же, не без стараний. Все
к чему стремился – он достигал. До самого конца дней своей жизни он оставался очень
оптимистичным и всю радость и счастье он воплощал с любовью в свои картины!
Одним из лучших художественных произведений есть полотно с названием «Купола и
ласточки». Это очень яркая и славная страница живописи Советского Союза. Картина
была написана 1921 года на тему древних городов и архитектурных зданий.
Именно в этот период написания талант автора развернулся наилучшим образом. На
изображении перед нами постает очень необычный и интересный ракурс. Художник
словно сам стал одной из птиц и витает с ними в облаках. Он как будто с полета, с
высоты увидел всю красу земли и передал её зрителям красками. Композиция выглядит
очень красочной и яркой. На полотне представлена архитектура Загорска, которая
покоряет зрителя своей уникальностью.

Живописец выбрал необычную точку зрения, поэтому для зрителя всё обретает новый
неожиданный вид. На заднем плане художник показал обычные дома, а на переднем –
ту святыню, которую создали люди. С помощью храма в картине автор хотел показать
нам, которым должно было бы быть единство земли и неба! Ведь кресты золотого цвета
изображены на полотне, заметно тянутся к Богу, а вслед за ними грешные люди, что
хотят искупить грехи, и приблизится к раю.
Вся композиция вокруг радуется, ликует, углубляясь в картину можно почувствовать
весеннее тепло, что пытался отразить автор, которое также показывает солнце, счастье
и кресты, которые возносятся только к райскому небу.
Живописное искусство призвано дарить зрителю что­то вечное, разумное и красивое.
Именно это и можно получить, присмотревшись в оптимистичное и яркое полотно
Юона. Автор не только заставляет любоваться архитектурой и природой древнего
города России, но и приобщится к духовной жизни.

Сценарий урока.

Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф. Юона «Ласточки и купола».

Систематизация умений написания сочинения - описания по картине;

Активизирование лексики по данной теме;

Закрепление знаний об эпитетах, орфографии;

Приобщение обучающихся к искусству;

Расширение кругозора обучающихся – знакомство с жизнью и творчеством К. Ф. Юона;

Задачи: образовательная – обучать написанию сочинения на материале личных наблюдений; формировать умение строить текст в соответствии с композицией сочинения-описания, систематизировать материал, определять тематику и жанр живописи; формировать навыки самоконтроля; речевая подготовка обучающихся с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинениях; воспитательная – воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, живописи, музыке;развивающая – развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развивать способность сознательного использования выразительных средств языка в собственных высказываниях; развитие чувства прекрасного.

Ход урока.

Здравствуйте,ребята!

– Сегодня мы напишем сочинение-описание по картине. Мы уже знакомы с этим художником и с таким типом текста

Вспомните, какие черты такого типа текстов вы знаете?

Вспомните, что такое художественный стиль речи.

Наше описание мы будем создавать, используя художественный стиль речи.

−Как строится описание?

Своеобразие описания по картине заключается в том, что

а) необходимо понять замысел художника;

б) уяснить, как художнику удалось воплотить свой замысел (своеобразие композиции картины, краски, освещение);

в) передать свое отношение к пейзажу на картине, чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у вас.

−Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным? −А какая часть речи поможет вам точно и ярко описать признаки предметов?

Давайте с вами освежим факты биографии известного художника.

– Константин Федорович Юон (1875 – 1958 гг.) – крупнейший русский живописец, создатель глубоко национальных образов русской природы. Родился художник в Москве. Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Юон постоянно писал скромную и прекрасную среднерусскую природу. Его пейзажи всегда отличались поэтичностью, задушевностью и жизнерадостностью. Любимой темой художника были конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Сине-белый снег, ясное голубое небо и заливающее все своим теплом и светом весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса – все это живо предстает перед нами на полотнах К. Ф. Юона.Его картины «Русская зима», «Зимнее солнце», «Конец зимы. Полдень» впечатляют, создают бодрое, жизнерадостное настроение.

Рассмотрим картину К. Ф. Юона «Ласточки и купола». Мы видим высокий свод купола, от которого захватывает дух. Есть в живописи понятие «юоновское небо» (лазурно-синее, «умытое»). Художник умеет передать полноту жизни во всём: в мартовском снеге, в полете ласточек над куполами церкви. Дома под небом кажутся игрушечными (с высоты птичьего полета) в сравнении с огромным небом, занимающим более половины холста. Голубое небо "украшено" ласточками.
– Художник на переднем плане изобразил пять церковных куполов.
– Четыре купола белые с золотыми пятнышками, а пятый – главный купол – весь золотой.
– На каждом куполе крест, а один из них отражается на большом золотом.
– Внизу виден монастырь. Много домов, раскрашенных в яркие цвета.
– В городе много зелени.

– Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она так названа?

– Как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника? Какова роль освещения на переднем плане? Что, по-вашему, больше всего нравится художнику на переднем плане

Каким изобразил художник небо?

– Как задний план картины помогает Юону воплотить замысел? Какие краски преобладают на заднем плане?

–Почему при описании предпочтение следует отдавать настоящему, а не прошедшему времени глаголов? (Это усиливает живость описания.)

–Таким образом, в вашем распоряжении множество средств, чтобы сделать свою речь правильной, образной и выразительной. Пользуйтесь этим богатством!

Давайте составим план сочинения

1. Вступление. Художник и его картины или К.Ф. Юон – мастер пейзажа

2. Описание картины. Необычный ракурс картины.

а) передний план: купола,кресты, крыша храма

б) задний план:.ласточки, облака, дома,дым паровоза

3. Заключение. Мои впечатления от картины.

– Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов (тавтологии).

Словарная работа

Слова-синонимы, которые помогут нам при написании сочинения.

Художник – замечательный мастер пейзажа, мастер кисти, автор полотна, живописец, пейзажист.

Создаёт – пишет, изображает (но не рисует, не описывает).

Картина – полотно, репродукция, произведение живописи.

(Богатство тонов) поражает, удивляет, изумляет

Сейчас, ребята, вам необходимо написать сочинение – описание по картине Ласточки и купола».

План урока по русскому языку в 6 классе

Учитель Мазине Е.О.

Тема урока : «Сочинение-описание картины К.Ф. Юона «Купола и ласточки».

Цели урока:

дидактические:

Формирование знаний о жизни и творчестве К.Ф. Юона;

Закрепление знаний о жанрах живописи, о типах речи;

Закрепление знаний, связанных с описанием картины;

Формирование умений составлять план сочинения, систематизировать собранный по картине материал, редактировать собственный текст, грамотно писать сочинение;

воспитательные:

Формирование устойчивого интереса к русскому языку на основе лексического многообразия языка, эстетического чувства языка;

Формирование интереса к живописи;

развивающие:

Развитие устной и письменной речи, мышления, памяти и воображения.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель приветствует детей, дает рабочее распоряжение написать в тетради число и «Классная работа», объявляет : «Сочинение-описание картины К.Ф. Юона «Купола и ласточки ». На этом уроке мы с вами познакомимся с творчеством художника Константина Фёдоровича Юона, остановимся на описании одной из его картин, вспомним жанры живописи, типы речи, лексику, связанную с описанием пейзажа, рассмотрим репродукцию картины «Купола и ласточки», составим план сочинения, обсудим, что можно написать в каждом пункте плана и начнём писать сочинение на черновике. Дома вы закончите черновик, поработаете с ним и перепишите в тетрадь уже готовое сочинение .

2. Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.

Константин Фёдорович Юон прожил долгую и счастливую жизнь. Родился он задолго до революции, 24 октября 1875 года, в Москве.

Странной для восприятия русскоязычными фамилией Константин Юон обязан предкам, выходцам из Швейцарии. Впрочем, к моменту рождения будущего художника семейство страхового агента Федора Юона окончательно обрусело. Мальчик стал четвертым ребенком в семье, в которой образованием детей занимались всерьез. Старшие брат с сестрой учились в Московской консерватории. В доме постоянно устраивали музыкальные вечера, театральные самодеятельные представления, «живые картины». В доме не утихали шум, смех, постоянно бывали гости, съезжалась дальняя и ближняя родня, приходили друзья. Широко известна история о том, как кто-то из гостей дома научил семилетнего Костю смешивать краски. И понеслось! Отныне домочадцы в любой момент могли с высокой степенью точности сказать, чем сейчас занимается мальчик - рисует, ясное дело. Преподаватель в реальном училище подтвердил, что не просто рисует, но имеет немалое к тому дарование. В ту же пору юный Константин Юон пристрастился к посещению Третьяковской галереи. Вопрос о дальнейшем самоопределении перед ним не стоял, поскольку он его уже решил. Юон поступил в 1894 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С самого начала обучения он участвовал в выставках. Он пробовал себя в разных жанрах живописи, но призванием его стал русский пейзаж. В начале 20 века пришло официальное признание, его картины приобретает Третьяковская галерея. После революции ему сопутствует успех: устраиваются персональные выставки, он преподаёт, возглавляет НИИ теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР, ему присуждают Сталинскую премию. При этом многие церкви на картинах художника Юона, в том числе знаменитые «Купола и ласточки», написаны в годы активной борьбы с церковью. И в этом одна из загадок Юона . Константин Фёдорович Юон скончался в 1958 году 11 апреля, когда ему было 82 года и похоронен в Москве.

3. Беседа по картине.

Рассмотрим репродукцию картины К.Ф. Юона «Купола и ласточки». (На экране и в учебнике в разделе репродукций). Кто узнал, купола какого храма изобразил художник? (Перед нами купола Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры) . Как вы думаете, откуда писал художник это полотно? Почему у нас возникает впечатление, что автор парит вместе с птицами? Те, кто бывал в Троице-Сергиевой Лавре, догадался, что этот необычный ракурс возник благодаря тому, что картина написана с колокольни Лавры, скорее всего, с третьего её яруса, а всего их пять.

Прежде чем мы начнём вглядываться в детали картины, внимательно её изучать, давайте поговорим о настроении, которое она у вас вызывает. Какие чувства пробуждает? (Картина пронизана светом и радостью ). За счёт чего возникает такое ощущение? (Солнце, ярко-голубые купола и золотые кресты на переднем плане).

Определите жанр живописи . Обоснуйте свой выбор. (Жанр изобразительного искусства, где главным является изображение природы, окружающей среды, видов сельской местности, городов, исторических памятников, называется пейзажем ).

Какой тип речи мы сегодня будем использовать? ( Описание ).

Что характерно для описания? (Обилие эпитетов, которые характерны для художественного стиля речи).

4. Составление плана и рабочих материалов.

План

Записать в тетрадях.

1 . Вступление:

а) Творчество К.Ф. Юона;

б) Картина «Купола и ласточки», история создания, общее впечатление;

2. Описание картины :

а) о чём картина;

б) что изображено на переднем плане;

в) что изображено на заднем плане;

г) детали картины;

д) основные цвета (краски) картины;

3 . Заключение. Моё впечатление от картины.

Рабочие материалы

Обратимся к учебнику. Откройте, пожалуйста, раздел «Сведения о художниках», на стр.137 статья о К.Ф.Юоне. Самостоятельно прочитайте статью. Расскажите, что вы сегодня узнали о художника из моего рассказа и статьи учебника.

Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 109. В упр. 137 есть комментарий искусствоведа Ирины Ростовцевой к этой картине. Работа над заданиями упр.137. (Особенности композиции картины «Купола и ласточки», понятие «панорамность пейзажа»).

Что еще нам необходимо знать, чтобы написать сочинение-описание по картине? (Нужно знать, что у картины есть передний план и задний план ).

А как вы думаете, что автор обычно помещает на передний план? (На переднем плане изображается главное, основное ). Расскажите, что вы видите на переднем плане картины. (На переднем плане картины – святыня, которая освящает город, придаёт всему остальному особый смысл ).

Чем служит задний план? (Задний план служит фоном, на котором разворачивается действие ). Что вы можете сказать о фоне? Из каких частей он состоит? (Фон состоит из двух частей – небо с облаками и город ). Что можно сказать о городе? Какое впечатление он производит? (Небольшие дома, утопающие в зелени, вдали медленно течёт река, виден паровоз, пускающий клубы дыма. Задний фон не отвлекает от главного ). А небо? Почему небо занимает половину картины? Что хотел сказать автор, создавая именно такую композицию? Какие символы читаются в картине? (Небо – символ духовных устремлений человека, и купола на переднем плане картины объединяют небо и землю ).

Давайте поговорим о цветах, о красках, которые использует художник. Какие цвета вы видите? (В картине много голубого неба с белыми перьями облаков, город изображён в тёмных, спокойных тонах. А купола белые с золотом ). Какое настроение создаёт такое сочетание красок? (Настроение праздничное, приподнятое ).

Художник назвал свою картину «Купола и ласточки». Зачем ему нужны ласточки? Давайте представим картину без них.

Как подсказку хочу прочитать вам стихотворение Ивана Есаулкова.

Лето. Сергиев Посад.
Золотые купола.
В небе ласточки летят -
И картина ожила.

Всех пленяет красотой
Необычный этот вид.
Над родною стороной
Колокольный звон летит,

Огибая неба ширь,
Совершает свой полёт.
И Успенский монастырь
Словно в облаках плывёт.

А внизу, среди садов,
Паровоза путь пролёг.
Доходя до облаков,
Голубой плывёт дымок.

Замечателен обзор -
Словно ты глядишь с небес,
Видишь город и собор,
Купола, на каждом - крест.

В солнечный весёлый день
Покоряет красота.
И на главный купол тень
Отразилась от креста...

( Ласточки оживляют картину, вносят в неё движение. В христианстве ласточка – символ воскрешения ).

5. Лексическая работа

Напишите в тетрадях слова «Купола» и «Ласточки», поделив страницу на два столбика. Под каждым словом напишите прилагательные, которые помогут вам описать картину. (Устная проверка)

Подберите синонимы к слову «голубое» (небо) и запишите их в тетрадь. (Устная проверка )

6. Работа в черновиках.

Разделите лист черновика вертикальной линией на две части: 2/3 и 1/3. В одной части вы будете писать сочинение, а вторая, меньшая, вам пригодится, когда вы захотите переделать свой текст, дополнить его.

Домашнее задание:

Дописать черновик сочинения, отредактировать его и переписать в тетрадь по развитию речи. Объём сочинения: 1,5 – 2 страницы.

Дата создания: 1921

Юон Константин (1875–1958) - русский советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства. В раннем творчестве Юон часто обращался к мотивам русской деревни: художника интересовали состояния природы, смена времен года, быт провинциальных городов и сел, архитектура старинных церквей и монастырей. Его живописная манера сложилась под влиянием уроков Коровина и Серова. После революции индивидуальный почерк художника мало изменился, несколько иным стал круг сюжетов. Одним из лучших художественных произведений есть полотно с названием «Купола и ласточки». Это очень яркая и славная страница живописи Советского Союза. Картина была написана 1921 года на тему древних городов и архитектурных зданий. Именно в этот период написания талант автора развернулся наилучшим образом. На изображении перед нами постает очень необычный и интересный ракурс. Художник словно сам стал одной из птиц и витает с ними в облаках. Он как будто с полета, с высоты увидел всю красу земли и передал её зрителям красками. Композиция выглядит очень красочной и яркой. На полотне представлена архитектура Загорска, которая покоряет зрителя своей уникальностью. Живописец выбрал необычную точку зрения, по этому для зрителя всё обретает новый неожиданный вид. На заднем плане художник показал обычные дома, а на переднем – ту святыню, которую создали люди. С помощью храма в картине автор хотел показать нам, которым должно было бы быть единство земли и неба! Ведь кресты золотого цвета изображены на полотне, заметно тянутся к Богу, а вслед за ними грешные люди, что хотят искупить грехи, и приблизится к раю. Вся композиция вокруг радуется, ликует, заглубляясь в картину можно почувствовать весеннее тепло, что пытался отразить автор, которое также показывает солнце, счастье и кресты, которые возносятся только к райскому небу. Живописное искусство призвано дарить зрителю что-то вечное, разумное и красивое. Именно это и можно получить, присмотревшись в оптимистичное и яркое полотно Юона. Автор не только заставляет любоваться архитектурой и природой древнего города России, но и приобщится к духовной жизни.

весь текст

Вам нравится «Купола и ласточки»? Вы можете купить её в виде холста в багете, отпечатанную как фото в раме или даже с нанесённым фактурным гелем, придающим сходство с оригиналом. Ольга Петрова – её автор получает отчисления с каждой продажи. Заказав эту картину в интернет магазине картин, плакатов и репродукций «Худсовет», вы помогаете этому человеку создавать новые произведения

Полотно К.Ф. Юона «Купола и ласточки» - яркая страница советской живописи. Картина написана на тему зодчества древних городов. Полотно было создано в 1921 году – в этот период дарование художника развернулось наиболее мощно.

«Купола и ласточки» - яркая и красочная композиция, покоряющая зрителя, прежде всего, своей оригинальностью. На данном полотне представлен архитектурный ансамбль города Загорска.

С необычной точки зрения, выбранной живописцем, и купола, и другие здания приобретают неожиданный вид.

На среднем плане изображены строения лавры – церковь и башня, где-то вдали – провинциальные дома небольшого города, утопающие в зелени, и едва заметный дым паровоза.

На переднем плане – золотые кресты куполов на фоне ярко-синего неба, облака и птицы. Все вокруг ликует, радуясь весеннему теплу. Живописец словно не хочет видеть неприглядность и бедность окружающей человеческой жизни – он замечает только солнце и кресты, возносящиеся к вечному небу.

К. Ф. Юон заставляет любоваться русской природой и архитектурой древнего русского города. Картину «Купола и ласточки» отличает декоративное богатство оттенков цвета и радостное восприятие окружающей действительности.

Помимо описания картины К.Ф. Юона «Купола и ласточки», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.