Художники портретисты и их произведения. Русские портретисты второй половины XIX века. Что ещё посмотреть

Николай Николаевич Ге (1831-1894)

Русский художник. Родился в Воронеже 15 (27) февраля 1831 в семье помещика. Учился на математических отделениях Киевского и Петербургского университетов (1847-1850), затем поступил в Академию художеств, которую окончил в 1857. Испытал большое влияние К.П. Брюллова и А.А. Иванова. Жил в Риме и Флоренции (1857-1869), в Петербурге, а с 1876 - на хуторе Ивановский в Черниговской губернии. Был одним из учредителей Товарищества передвижников (1870). Много занимался портретописью. Над портретами начал работать еще во время обучения в Академии художеств. За долгие годы творчества он написал многих своих современников. В основном это были передовые деятели культуры. М.Е. Салтыков - Щедрин, М.М. Антокольский, Л.Н. Толстой и др. Ге принадлежит один из лучших портретов А.И. Герцена (1867, ГТГ) - облик русского революционера, пламенного борца с самодержавием и крепостничеством. Но передачей внешнего сходства вовсе не ограничивается замысел живописца. В лице Герцена, как бы выхваченном из полумрака отразились его раздумья, непреклонная решимость борца за социальную справедливость. Ге запечатлел в этом портрете духовную историческую личность, воплотил опыт всей её жизни, полной борьбы и тревог.

Его работы отличаются от работ Крамского своей эмоциональностью, драматизмом. Портрет историка Н.И. Костомарова (1870, ГТГ) написан необычайно красиво, темпераментно, свежо, свободно. Автопортрет написан незадолго до смерти (1892-1893, КМРИ), лицо мастера озарено творческим вдохновением. Портрет Н.И. Петрункевич (1893) написан художником в конце его жизни. Девушка изображена почти в полный рост у раскрытого окна. Она погружена в чтение. Её лицо в профиль, наклон головы, поза выражают состояние задумчивости. Как никогда раньше, Ге уделил большое внимание фону. Цветовая гармония свидетельствует о нерастраченных силах художника.

С 1880-х годов Ге стал близким другом и последователем Л.Н. Толстого. Стремясь подчеркнуть человеческое содержание евангельской проповеди, Ге переходит ко все более свободной манере письма, до предела обостряя цветосветовые контрасты. Мастер писал замечательные, полные внутренней одухотворенности портреты, в том числе портрет Л.Н. Толстого за письменным столом (1884). В образе Н.И. Петрункевич на фоне окна, открытого в сад (1893; оба портрета в Третьяковской галерее). Умер Ге на хуторе Ивановском (Черниговская губерния) 1 (13) июня 1894.

Василий Григорьевич Перов (1834-1882)

Родился в Тобольске 21 или 23 декабря 1833 (2 или 4 января 1834). Был незаконным сыном местного прокурора, барона Г.К. Криденера, фамилию же "Перов" дал будущему художнику в виде прозвища его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился в Арзамасской школе живописи (1846-1849) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861), где одним из его наставников был С.К. Зарянко. Испытал особое влияние П.А. Федотова, мастера журнальной сатирической графики, а из зарубежных мастеров - У. Хогарта и жанристов дюссельдорфской школы. Жил в Москве. Был одним из членов-учредителей Товарищества передвижников (1870).

К рубежу 60-70 - х годов относятся лучшие портретные работы мастера: Ф.М. Достоевского (1872, ГТГ) А.Н. Островского (1871, ГТГ), И.С. Тургенева (1872, ГРМ). Особенно выразителен Достоевский, целиком ушедший в мучительные раздумья, нервно сцепивший на колене руки, образ высочайшего интеллекта и духовности. Задушевная жанровая романтика переходит в символизм, пронизанный скорбным чувством бренности. Портреты работы мастера (В.И. Даль, А.Н. Майков, М.П. Погодин, все портреты - 1872), достигающие беспрецедентной для русской живописи духовной напряженности. Недаром портрет Ф.М. Достоевского (1872) по праву считается лучшим в иконографии великого писателя.

В последние десятилетия жизни художник обнаруживает незаурядный талант писателя-очеркиста (рассказы Тетушка Марья, 1875; Под крестом, 1881; и другие; последнее издание - Рассказы художника, М., 1960). В 1871-1882 Перов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его учеников были Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин. Умер Перов в селе Кузьминки (в те годы - под Москвой) 29 мая (10 июня) 1882.

Николай Александрович Ярошенко (1846-1898)

Родился в Полтаве 1 (13) декабря 1846 в семье военного. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге (1870), служил в Арсенале, в 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора. Учился живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И.Н. Крамского и в Академии художеств (1867-1874). Много путешествовал - по странам Западной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Уралу, Волге, Кавказу и Крыму. Был членом (с 1876) и одним из руководителей "Товарищества передвижников". Жил преимущественно в Петербурге и Кисловодске.

Его произведения можно назвать портретом - типом "Кочегар" и "Заключенный" (1878, ГТГ). "Кочегар" - первое изображение рабочего в русской живописи. "Заключенный" - актуальный образ в годы бурного народнического революционного движения. "Курсистка" (1880, ГРМ) молодая девушка с книжками идет по мокрой петербургской мостовой. В этом образе нашла выражение вся эпоха борьбы женщин за самостоятельность духовной жизни.

Ярошенко был военным инженером, высокообразованный с сильным характером. Художник передвижник служил своим искусством революционно - демократическим идеалам. Мастер социального жанра и портрета в духе "передвижников". Завоевал себе имя островыразительными живописными композициями, взывающими к сочувствию к миру социально-отверженных. Особого рода тревожная, "совестная" экспрессия животворит лучшие портреты работы Ярошенко (П.А. Стрепетова, 1884, там же; Г.И. Успенский, 1884, Картинная галерея, Екатеринбург; Н.Н. Ге, 1890, Русский музей, Петербург). Умер Ярошенко в Кисловодске 25 июня (7 июля) 1898.

Иван Николаевич Крамской (1837-1887)

Родился в Воронежской губернии в семье мелкого чиновника. С детства увлекался искусством и литературой. По окончании уездного училища в 1850 году служил писцом, затем ретушером у фотографа.

В 1857 году оказался в Петербурге работал в фотоателье. Осенью этого же года поступил в Академию художеств.

Преобладающей областью художественных достижений оставался для Крамского портрет. Крамского в жанре портрета занимает личность возвышенная, высокодуховная. Он создал целую галерею образов крупнейших деятелей русской культуры - портреты Салтыкова - Щедрина (1879, ГТГ), Н.А. Некрасова (1877,ГТГ), Л.Н. Толстого (1873,ГТГ), П.М. Третьякова (1876, ГТГ), И.И. Шишкина (1880, ГРМ), Д.В. Григоровича (1876, ГТГ). портретный живопись художественный

Для художественной манеры Крамского характерна некоторая протокольная сухость, однообразие композиционных форм, схем так как в портрете заметны черты работы ретушером в молодости. Отличается портрет А.Г. Литовченко (1878, ГТГ) живописным богатством и красотой коричневых, оливковых тонов. Были созданы также собирательные работы крестьян: "Полесовщик" (1874, ГТГ), "Мина Моисеев" (1882, ГРМ), "Крестьянин с уздечкой" (1883, КМРИ). Неоднократно Крамской обращался к такой форме картины, в которой соприкасались два жанра - портретный и бытовой. Например, произведения 80 - х годов: "Неизвестная" (1883, ГТГ), "Неутешное горе" (1884, ГТГ). Одной из вершин творчества Крамского является портрет Некрасова, Автопортрет (1867, ГТГ) и портрет агронома Вьюнникова (1868, Музей БССР).

В 1863-1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе общества поощрения художников. В 1870 году Крамской стал одним из создателей ТПХВ. При письме портрета Крамской чаще прибегал к графической технике (применение сусла, белил и карандаша). Так выполнены портреты художников А.И. Морозова (1868), Г.Г. Мясоедова (1861) - ГРМ. Крамской - художник большого творческого темперамента, глубокий и оригинальный мыслитель. Он всегда боролся за передовое реалистическое искусство, за его идейность и демократическую содержательность. Плодотворно работал как педагог (в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, 1863-1868). Умер Крамской в Петербурге 24 марта (5 апреля) 1887.

Илья Ефимович Репин (1844-1930)

Родился в Чугуеве в Харьковской губернии в семье военного поселенца. Первоначальную художественную подготовку получил в школе типографов и у местных художников И.М. Бунакова и Л.И. Персанова. В 1863 году приехал в Петербург, занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Р.К. Жуковского и И.Н. Крамского, затем был принят в Академию художеств в 1864 году.

Репин один из лучших портретистов эпохи. Целая галерея образов его современников создана им. С каким мастерством и силой запечатлены они на его полотнах. В портретах Репина все продуманно до последней складки, выразительна каждая черта. Репин обладал величайшей способностью чутьем художника проникать в самую суть психологических характеристик, продолжая традиции Перова, Крамского, и Ге, он оставил образы знаменитых писателей, композиторов, актеров, прославивших русскую культуру. В каждом отдельном случае он находил разные композиционные и колористические решения, которыми наиболее выразительно мог раскрыть образ человека изображенного на портрете. Как остро щурится хирург Пирогов. Мечутся скорбно-прекрасные глаза артистки Стрепетовой (1882, ГТГ), а как написаны острое, умное лицо художника Мясоедова, вдумчивый Третьяков. С беспощадной правдой написан им "Протодьякон" (служитель церкви 1877, ГРМ). С душевным теплом написан больной М.П. Мусоргский (1881, ГТГ), за несколько дней до смерти композитора. Проникновенно исполнены портреты молодого Горького, мудрого Стасова (1883, ГРМ) и др. "Осенний букет" (1892, ГТГ) портрет дочери Веры, как солнечно сияет в теплой тени соломенной шляпы личико дочери художника. С большой любовью Репин передал лицо привлекательное своей молодостью, жизнерадостностью, здоровьем. Просторы полей, ещё цветущие, но тронутые желтизной травы, зеленые деревца, прозрачность воздуха вносят в произведение бодрящее настроение.

Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще. При работе над большими полотнами он систематически обращался к портретным этюдам для выяснения облика и характеристике персонажей. Таков Горбун портрет, связанный с картиной "Крестный ход в Курской губернии" (1880-1883,ГТГ). С горбуна Репин настойчиво подчеркивал прозаичность, убожество одежды горбуна и всего его облика, обыденность фигуры больше, чем её трагизм и одиночество.

Значение Репина в истории Русского Искусства громадно. В его портретах в особенности сказалась его близость к великим мастерам прошлого. В портретах Репин достиг высшей точки своей живописной мощи.

Удивительно лирически притягательны портреты Репина. Он создает острохарактерные народные типажи, многочисленные совершенные образы деятелей культуры, грациозные светские портреты (Баронесса В.И. Икскуль фон Гильдебрандт, 1889). Особенно красочно задушевны образы родных художника: целый ряд картин с женой Репина Н.И. Нордман-Северовой. Виртуозны и его чисто графические портреты, исполненные графитным карандашом или углем (Э. Дузе, 1891; Княгиня М.К. Тенишева, 1898; В.А. Серов, 1901). Репин проявил себя и как выдающийся педагог: был профессором-руководителем мастерской (1894-1907) и ректором (1898-1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой.

После Октябрьской революции 1917 художник оказывается отъединенным от России, когда Финляндия обретает независимость, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с К.И. Чуковским). Репин умер 29 сентября 1930. Чуковский в 1937 выпустил сборник его мемуаров и статей об искусстве (Далекое близкое), неоднократно затем переиздававшийся.

Валентин Александрович Серов (1865-1911)

Родился в Петербурге в семье композитора А.Н. Серова. С самого детства В.А. Серова окружало искусство. Учителем был Репин. Серов работал около Репина с раннего детства и очень скоро обнаружил талант и самостоятельность. Репин направляет его в Академию художеств к П.П. Чистякову. Молодой художник завоевал уважение, а его талант вызвал восхищение. Серов написал "Девочка с персиками". Первое крупное произведение Серова. Несмотря на небольшой размер, картина кажется очень простой. Она написана в розово-золотистых тонах. Получил премию Московского общества любителей художеств за эту картину. На следующий год Серов написал портрет своей сестры Марии Симонович и назвал впоследствии "Девушка, освещенная солнцем" (1888). Девушка сидит в тени, а лучами утреннего солнца освещена поляна на втором плане.

Серов стал модным портретистом. Перед ним позировали известные писатели, аристократы, артисты, художники, предприниматели и даже цари. В зрелом возрасте Серов продолжал писать близких, друзей: Мамонтова, Левитана, Остроухова, Шаляпина, Станиславского, Москвина, Ленского. Серов выполнял заказы коронованных - Александра III и Николая II. Император изображен в простой тужурке Преображенского полка; эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года; Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. Мастер писал и титулованных чиновников, и коммерсантов. Над каждым портретом Серов работал до изнеможения, с полной самоотдачей, так как если бы начатая работа была его последней работой. Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной. Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И.А. Крылова).

На рубеже 19-20 вв. Серов становится едва ли не первым портретистом России, если кому-то в этом плане и уступая, то лишь одному Репину.

Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н.Я. Дервиз с ребенком, 1888-1889; Мика Морозов, 1901; оба портрета - Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890; К.А. Коровин, 1891; Ф. Таманьо, 1891; Н.А. Лесков, 1894; все - там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Но и более официальные, светские портреты органично сочетают тонкий артистизм с не менее тонким даром художника-психолога. Среди шедевров "светского" Серова - Граф Ф.Ф. Сумароков-Эльстон (позднее - князь Юсупов), 1903, Русский музей; Г.Л. Гиршман, 1907; В.О. Гиршман, 1911; И.А. Морозов, 1910; Княгиня О.К. Орлова, 1911; все - там же).

В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М. Горький, 1904, Музей А.М. Горького, Москва; М.Н. Ермолова, 1905; Ф.И. Шаляпин, уголь, мел, 1905; оба портрета - в Третьяковской галерее; Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910, Русский музей). Серов оставил о себе благодарную память и как педагог (в 1897-1909 преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были К.Ф. Юон, Н.Н. Сапунов, П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян, К.С. Петров-Водкин). Умер Серов в Москве 22 ноября (5 декабря) 1911.

Величественная и многообразная русская живопись всегда радует зрителей своим непостоянством и совершенством художественных форм. В этом особенность произведений знаменитых мастеров искусства. Они всегда удивляли своим необыкновенным подходом к работе, трепетному отношению к чувствам и ощущением каждого человека. Возможно, поэтому русские художники так часто изображали портретные композиции, на которых ярко сочетались эмоциональные образы и эпически спокойные мотивы. Недаром Максим Горький когда-то сказал, что художник – это сердце своей страны, голос всей эпохи. Действительно, величественные и элегантные картины русских художников ярко передают вдохновение своего времени. Подобно устремлениям знаменитого автора Антона Чехова, многие стремились внести в русские картины неповторимый колорит своего народа, а также неугасимую мечту о прекрасном. Сложно недооценить необыкновенные полотна этих мастеров величественного искусства, ведь под их кистью рождались поистине необыкновенные работы разнообразных жанров. Академическая живопись, портрет, историческая картина, пейзаж, работы романтизма, модерна или символизма – все они до сих пор несут радость и вдохновение своим зрителям. Каждый находит в них что-то более чем колоритные цвета, изящные линии и неподражаемые жанры мирового искусства. Возможно, такое обилие форм и образов, которыми удивляет русская живопись, связана с огромным потенциалом окружающего мира художников. Еще Левитан говорил, что в каждой нотке пышной природы заложена величественная и необыкновенная палитра красок. С таким началом появляется великолепное раздолье для кисти художника. Поэтому все русские картины отличаются своей изысканной суровостью и притягательной красотой, от которой так нелегко оторваться.

Русскую живопись по праву выделяют из мирового художественного искусства. Дело в том, что до семнадцатого столетия, отечественная живопись была связана исключительно с религиозной темой. Ситуация изменилась с приходом к власти царя-реформатора - Петра Первого. Благодаря его реформам, русские мастера стали заниматься и светской живописью, произошло отделение иконописи как отдельного направления. Семнадцатое столетие – время таких художников, как Симон Ушаков и Иосиф Владимиров. Тогда, в российском художественном мире зародился и быстро стал популярным портрет. В восемнадцатом веке появляются первые художники, перешедшие от портретной живописи к пейзажной. Заметна ярко выраженная симпатия мастеров к зимним панорамам. Восемнадцатое столетие запомнилось также зарождением бытовой живописи. В девятнадцатом веке в России популярность получили целых три течения: романтизм, реализм и классицизм. Как и прежде русские художники продолжали обращаться к портретному жанру. Именно тогда появились известные во всём мире портреты и автопортреты О. Кипренского и В. Тропинина. Во второй половине девятнадцатого столетия, художники всё чаще и чаще изображают простой русский народ в его угнетённом состоянии. Реализм становится центральным течением живописи этого периода. Именно тогда появились художники-передвижники, изображающие только настоящую, реальную жизнь. Ну, а двадцатое столетие – это, конечно же, авангард. Художники того времени значительно повлияли как на своих последователей в России, так и во всём мире. Их картины стали предшественниками абстракционизма. Русская живопись – это огромный удивительный мир талантливых художников, прославивших своими творениями Россию

Русский портрет имеет свою историю развития и своих замечательных художников-портретистов.

В общих чертах мы расскажем о том, как развивался портретный жанр в России. В общих - потому что тема эта необъятна для одной статьи.

История русского портрета

В Средневековье русский портрет отличался от понимания этого жанра в более позднее время: индивидуальные черты конкретного человека почти не находили отражение в его в образе. В средневековом портрете это был вневременной образ. Индивидуальность проявлялась лишь в изображении его социального положения, а вернее, того идеала, который соответствовал представителям определённой ступени в феодальной иерархии. Естественно, что на портретах изображались только знатные люди, церковные деятели и другие высокопоставленные лица своего времени.

Миниатюра из «Изборника Святослава» 1073 г. «Святослав с семьёй». Святослав – крайний справа. Святослав – третий сын Ярослава Мудрого и Ингегерды Шведской.

А вот групповой портрет «Дочери Ярослава Мудрого». Здесь мы видим некоторую индивидуализацию образов, хотя она не является главным критерием в этом портрете, для художника важнее было показать княжеское достоинство девушек.
Чертами индивидуальной характеристики отличаются некоторые иконописные изображения Дионисия. Например, икона Иосифа Волоцкого.

Дионисий. Икона Иосифа Волоцкого

Диони́сий (ок. 1440-1502) – известный московский иконописец, продолжатель традиций Андрея Рублёва.
В XVI в. в России зарождается светский портрет. Стоглавый собор 1551 г. узаконил возможность написания на иконах царей, князей и народа, чуть позже было разрешено писать на иконах наряду с обычными сюжетами также и притчи – это позволяло вставлять в иконы бытовые мотивы. Тогда же по решению Стоглавого собора в исподнем ряду икон (нижнем) могли появляться и цари, и князи, и святители, и народы, которые живы суще.
А Иван Грозный сам требовал отобразить в искусстве исторические события и свои деяния. При нём была создана царская мастерская палата, которая в XVII в. стала основой школы царских изографов Оружейной палаты.
В Русском царстве того периода жанр портрета назывался «парсуна» – искажённая транскрипция латинского слова «persona» - «личность», «особа». Парсуны XVII в., за редким исключением, не имеют подписей авторов и указания времени написания. И хотя портретное сходство в парсуне передаётся довольно условно, а определить личность изображённого человека помогает подпись, но, тем не менее, это уже был шаг к дальнейшему развитию русского живописного портрета.

Парсуна XVII в. «Портрет цесаревича Петра Алексеевича». Россия, конец XVII-начало XVIII в. Неизвестный художник. Холст, масло.
К XVI в. относятся прижизненные изображения Ивана Грозного и многих других исторических лиц того времени.

Парсуна Ивана Грозного
В XVII в. жанр портрета продолжает развиваться, иконописный лик всё более начинает приближаться к индивидуальному лицу, художники изображают уже не только царей, но и бояр, стольников, купцов. Особенно важно, что сходство с моделью становится уже обязательным. Новаторами в области создания реалистического портретного образа стали художники оружейной палаты Иосиф Владимиров и Симон Ушаков. Владимиров создаёт изображение таким, каким он видит его в жизни. Их творчество приближается к реализму. Ушаков много работал над изображением человеческого лица. Он создал новые иконописные образы с анатомически правильными, объемно моделированными лицами, реальной передачей формы глаз и блеска зрачков. Но это были только отдельные шаги к реалистическому портрету.
XVIII в. внёс свои достижения в портретный жанр: художники вводят прямую перспективу, глубину и объемность изображения на плоскости; осмысляют взаимоотношения света и цвета, роль света как средства построения объема и пространства.
Центральной темой искусства петровской эпохи становится человек, а основным жанром – портрет. В это время совершался переход от парсуны к портрету. К середине XVIII в. уже появились самобытные и талантливые портретисты. Отечественную школу портрета представляли художники Иван Никитин, Андрей Матвеев, Иван Вишняков, Алексей Антропов, Иван Аргунов. Давайте обратимся к творчеству хотя бы одного из них.

Иван Петрович Аргунов (1729-1802)

И.П. Аргунов был крепостным графов Шереметевых. Учился портретной живописи у своего двоюродного брата Фёдора Леонтьевича Аргунова, а также у иностранных мастеров. Под руководством своего учителя Георга Христофора Гроота создал иконы для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе.

И. Аргунов «Автопортрет»
Является автором превосходных парадных и камерных портретов. Известность Аргунову принесли портреты петербургской знати, например, П. Б. Шереметева. В 1762 г. Аргунов получил заказ на создание портрета императрицы Екатерины II.

И. Аргунов «Портрет Екатерины II» (1762)
Портрет написан в традициях парадного портрета. Императрица изображена в подчёркнуто театральной позе, её взгляд направлен на зрителя сверху вниз. Тщательно выписаны детали: фрагмент колонны, роскошные драпировки, золоченые детали мебели, регалии.
Особое место в творчестве И. Аргунова занимают детские и юношеские портреты. Одним из самых известных портретов художника является «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме».

И. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784)
В этом портрете он сумел показать природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности. Мягкие черты лица, приветливая улыбка и спокойная поза – всё это подчёркивает скромность, открытость и доброту женщины из народа.
Не следует забывать, что в России петровского времени работали и иностранные художники, которые тоже внесли свою лепту в развитие портретного жанра. Благодаря им, этот жанр начал развиваться в новом качестве. Для обозначения западноевропейских художников, работавших в России, существует особый термин – «россика». Вот некоторые имена: Георг Хрстофор Гроот, Иоанн Ведекинд, Луи Каравак, Александр Рослин, Пьетро Ротари, Стефано Торелли и многие другие.

Л. Каравак «Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны»
В произведениях портретного жанра вырабатываются композиция, колорит, стиль.

И.Г. Таннауэр «Портрет Петра I»
Следующий новый шаг в жанре портрета сделали художники XVIII в. Ф. Рокотов , Д. Левицкий , В. Боровиковский . Прочитайте о них. К концу XVIII в. русский портрет по своему высокому уровню качества сравнялся с современными ему мировыми образцами. Левицкий и Рокотов переходят от парадного портрета к камерному. Их портретам свойственна деликатность, вдумчивость, сдержанная внимательность.
В жанре официального портрета в конце XVIII в. неоспоримым авторитетом считался С. Щукин (1762-1828), ученик Д. Левицкого. Учениками же самого С. Щукина были известные портретисты Василий Тропинин и Александр Варнек.

С. Щукин «Павел I в мальтийской короне» (1799). Эрмитаж, Петербург
За этот портрет С. Щукину было присвоено звание академика.
К концу XVIII в. русское портретное искусство стало развиваться в соответствии с общеевропейскими стилевыми тенденциями барокко , рококо , классицизма , сентиментализма .

Расцвет русской портретной живописи

С наступлением эпохи романтизма в начале XIX в. портретный жанр получил новое развитие. Самыми известными мастерами этого периода были Орест Кипренский , В. Тропинин, К. Брюллов , Александр Варнек.

Александр Григорьевич Варнек (1782-1843)

А. Варнек «Автопортрет»
Выпускник и в дальнейшем преподаватель Академии художеств, мастер портрета. Основной темой его творчества были портреты. Отмечают его умение схватить сходство, выбрать освещение, изобразить модель правдиво и без прикрас. Его кисти принадлежат многие портреты современников. Например, портрет М.М. Сперанского, русского общественного и государственного деятеля, реформатора, который участвовал в воспитании цесаревича Александра Николаевича.

А. Варнек «Портрет Михаила Михайловича Сперанского» (1824). Холст, масло. Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева
С середины XIX в. лучшие образцы реалистического портретного жанра создают художники-передвижники Василий Перов, Иван Крамской, Николай Ге , Николай Ярошенко, Валентин Серов, Илья Репин . Они создали портреты представителей интеллигенции этой эпохи, многие из которых были выполнены непосредственно по заказу П.М. Третьякова, известного мецената и собирателя живописи.

И. Крамской «Автопортрет»
Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей: Л.Н. Толстого (1873), И. И. Шишкина (1873), П. М. Третьякова (1876), М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879), А.С. Грибоедова, В. Соловьёва, императора Александра III и многих других.

И. Крамской «Портрет императора Александра III» (1886)
В картины бытового и исторического жанра также широко вводится портрет, например, в картинах В. Сурикова .
Валентин Александрович Серов (1865-1911) – русский мастер портрета.

В. Серов «Автопортрет»
Самым известным его портретом является «Девочка с персиками».

В. Серов «Девочка с персиками» (1887). Холст, масло, 91 х 85 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Этот портрет был написан в усадьбе Абрамцево Саввы Ивановича Мамонтова, русского предпринимателя и мецената. А на портрете изображена дочь Мамонтова, 12-летняя Вера. Её непосредственность, живой ум и любознательность умело переданы художником. Хотя портрет создавался почти 2 месяца, и всё это время девочка позировала художнику, на полотне нет ощущения стабильности. Кажется, Вера только на минутку забежала в столовую, чтобы съесть персик, и сейчас же снова побежит по своим делам. Кстати, персики выращивали в оранжерее Мамонтовых.
В. Серов создал портретную галерею «высочайших особ», в том числе портреты Великого князя Георгия Михайловича, императора Александра III, Великого князя Павла Александровича, коронационный портрет Николая II и др.

В. Серов «Портрет Николая II»

Портретисты Серебряного века

Портретный жанр продолжил своё развитие в работах Михаила Врубеля, Сергея Малютина, Абрама Архипова, Бориса Кустодиева , Малявина.
Эти художники создали портреты-типы людей из народа. Их работы в основном красочны, полны оптимизма, колорита и свежести восприятия.

А. Архипов «Баба в красном» (1910)
У Виктора Борисова-Мусатова, Константина Сомова, Зинаиды Серебряковой портреты более лиричны. К. Сомов, например, создал галерею портретов современников (А. Блока, Е. Лансере, С. Рахманинова, В. Иванова, М. Добужинского и др.)

К. Сомов «Портрет С. Рахманинова»
Как известно, Серебряный век – это время поиска нового художественного языка, и в портретах того времени отражён этот поиск. Художники-портретисты серебряного века: Казимир Малевич, Илья Машков, Пётр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александр Осмёркин, Роберт Фальк, Натан Альтман и др.

П.П. Кончаловский «Портрет В. Э. Мейерхольда» (1938). Холст, масло, 211 х 233 см. Государственная Третьяковская галерея
Известный режиссёр изображён на портрете незадолго до ареста и гибели. Подчеркнут конфликт личности с окружающей действительностью. Композиция портрета играет важную роль, в какой-то степени она иносказательна: кажется, что на холсте изображен мечтатель, чьи грезы воплощаются в цветные узоры, покрывающие целиком стену и софу до пола. Но в то же время мы видим человека, погружённого в свои думы, как бы отстранённого от окружающего мира. Образ раскрыт через контраст: яркий орнамент, а на его фоне – монохромная фигура, как будто затерянная и запутанная в бесчисленных изгибах узоров.

Н. Альтман «Портрет А. А. Ахматовой» (1914). Государственный Русский музей, Петербург
Портрет А. Ахматовой написан в стиле кубизма .
Выдающимся графиком этого периода является Юрий Анненков. Он создал большую галерею живописных и графических портретов многих деятелей русской культуры: Ахматовой А. А., Бенуа А. Н., Горького А. М., Замятина Е. И., Луначарского А. В., Пастернака Б. Л. и др.

Ю. Анненков «Портрет Б. Пастернака» (1921)

К 30-м годам XX в. в русском портретном жанре вновь стал востребованным реализм , назывался он теперь «социалистическим реализмом ». Востребованным оказался и образ современника. Но этот образ обязательно должен был быть идеологически правильным. «Основное содержание советского портрета – образ нового человека, строителя коммунизма, носителя таких духовных качеств, как коллективизм, социалистический гуманизм, интернационализм, революционная целеустремлённость. Главным героем советского портрета становится представитель народа» (Большая Советская Энциклопедия). Возникают новые портреты-типы и портреты-картины, отражающие будни советских людей и их героические подвиги (художники Кузьма Петров-Водкин, Георгий Ряжский, Александр Дейнека, Сергей Герасимов, Семён Чуйков).

А. Дейнека «Бегуны» (1934)
Сложились целые изобразительные циклы, посвящённые вождям революции и советского государства (Лениниана, Сталиниана).

Одним из самых известных живописных полотен о войне стала «Мать партизана» художника С. Герасимова.

С. Герасимов «Мать партизана» (1943-1950). Холст, масло, 184 х 229 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Тема его картины – героизм простого советского человека в годы войны. В центре картины стоит мать партизана с гордо поднятой головой. С. Герасимов так сказал об идее этой картины: «Я хотел показать в её образе всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей». Женщину не могут запугать немецкие захватчики. За ее спиной родная земля. В лице – воплощение народного гнева, которую ощущают даже фашисты: на фоне этой героической русской женщины немецкий офицер кажется жалким.
Во второй половине XX в. жанр русского живописного портрета обогатили художники нового поколения: Николай Андронов, Виктор Попков, Таир Салахов, Борис Корнеев, Лев Русов, Евсей Моисеенко, Олег Ломакин, а также Дмитрий Жилинский, Александр Шилов (работает в манере «фотореализма»), Илья Глазунов.
Т. Салахов создал галерею образов деятелей культуры: композиторов Д. Д. Шостаковича, Кара Караева, Ф. М. Д. Амирова, художника Р. Раушенберга, актёра М. Шелла, писателей Расула Рзы, Г. Гессе, М. Ибрагимбекова, виолончелиста М. Л. Ростроповича и др.

Т. Салахов «Портрет М. Ростроповича»

Групповой портрет Д. Жилинского «Весна Художественного театра» (1988)
Всмотритесь в лица персонажей, и вы найдёте много знакомых лиц.
Д. Жилинский создавал портреты близких ему по духу людей.

Д. Жилинский «Играет Рихтер»
В портретной галерее И. Глазунова – его современники: от простого сельского плотника до глав государств. Он создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства. Художник создал много художественных образов исторических персонажей.

И. Глазунов «Портрет писателя Валентина Распутина» (1987). Холст, масло. 121 х 90 см

И. Глазунов «Поцелуй Иуды» (1985). Холст, масло

Мы видим, как разнообразны творческие поиски художников-портретистов XX в.

Современный русский портрет

Русский портрет продолжает развиваться. Теперь он уже не связан никакими идеологическими условиями, хотя парадный портрет сохранился – заказчики существуют во все времена.
Наиболее известными авторами этого жанра являются Александр Шилов, Никас Сафронов, ленинградский художник Сергей Павленко, проживающий в Лондоне и получивший два заказа на портреты Британской королевской семьи, в том числе королевы Елизаветы. Он работает в русле школы Коровина и Нестерова.

С. Павленко «Портрет Елизаветы II», 250 х 210 см

С. Павленко «Ольга». Масло, 163 х 95 см
Наталья Царькова, выпускница студии И. Глазунова и Суриковского училища, - официальный придворный портретист при дворе папы Бенедикта XVI. Но портреты пап Царькова пишет по фотографиям, так как папе
не положено позировать. Наталья Царькова – единственная в мире женщина, написавшая портреты четырёх пап Римских.

Н. Царькова «Тайная вечеря» (2002)
Вот как сама художница объясняет эту работу: «По сути, я ничего не изменила в этом известном евангелическом сюжете, просто «зашла» с обратной стороны. Иисус сидит за столом напротив апостолов и со спины вполоборота смотрит прямо на зрителя. В углу полотна в образе служанки я изобразила себя, смотрящую через приоткрытую дверь. Это тоже несовместимо с традиционными канонами «Вечери», но таким образом я хотела подчеркнуть связь с днем сегодняшним. Это взгляд из третьего тысячелетия.
Большой белый холст пролежал у меня в мастерской целый год, прежде чем возникло решение картины. Идеи появлялись спонтанно, как озарения, в процессе работы. Многие детали я переделывала по нескольку раз. А в роли апостолов я решила изобразить своих итальянских друзей и знакомых. Например, человек, позировавший мне Христа, - это граф Пеппи Морджа, по профессии лайт-дизайнер».
Портретист Иван Славинский популярен во Франции, Георгий Шишкин – художник Монако.

Очевидно, что российские современные художники-реалисты востребованы и успешны в мире. Почему? Неужели там мало своих талантливых художников? Конечно, они есть. Но классическая художественная школа уже практически не существует в Европе. А европейская аристократия предпочитает иметь свои изображения для потомков в классической узнаваемой манере. Поэтому среди придворных художников современности немало русских имён.

Портрет - искусство воспроизведения изображения человека или группы лиц с абсолютной точностью. Как правило, это художественный рисунок, подчиняющийся определенному стилю. Художник, написавший портрет, может принадлежать к той или иной школе живописи. И его работы узнаваемы благодаря индивидуальности и стилю, которому следует живописец.

Прошлое и настоящее

Художники-портретисты изображают реально существующих людей, рисуя с натуры, или воспроизводят образы из прошлого по памяти. В любом случае портрет на чем-то основан и несет в себе информацию о конкретной личности. Зачастую на такой картине отражается какая-то эпоха, будь то современность или прошлое. В этом случае художники-портретисты вместо обычного фона изображают несколько сопутствующих условных признаков, таких как архитектура того времени, обозначенная на втором плане, или другие характерные объекты.

Рембрандт

Изобразительное искусство разнообразно, и его отдельные жанры могут существовать независимо друг от друга, а могут синтезироваться. Так и в портрете соединяются в одно целое разные сюжеты, но при этом всегда доминирует лицо человека. Великие портретисты прошлого владели искусством художественного изображения в совершенстве. К таким мастерам можно отнести голландского художника Рембрандта ван Рейна (1606-1669), который написал множество портретов. И каждый из них признан Истинное искусство бессмертно, ведь полотнам Рембрандта ван Рейна уже более пятисот лет.

Гравюра - тонкое искусство

Великие портретисты прошлого - это национальное достояние тех стран, в которых они родились, жили и создавали свои картины. Заметный след в истории живописи оставил немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471-1528), работавший в жанре гравюры. Его полотна выставлены в самых престижных музеях мира. Картины, написанные художником в разное время, такие как "Портрет молодой венецианки", "Портрет императора Максимилиана", "Портрет молодого человека" и другие, являются непревзойденными шедеврами. Великие портретисты отличаются от всех прочих художников высоким уровнем самовыражения. Их полотна являются примером для подражания.

Женская тема

Джованни Болдини (1842-1931), итальянский художник, занимает одно из первых мест в списке "Великие портретисты мира". Он признан непревзойденным мастером женского портрета. Его полотна можно рассматривать часами, настолько точны и живописны изображения. Сочные краски, преимущественно холодных оттенков, контрастные штрихи, игра полутонов - все собрано в его картинах. Художнику удается передать характер дамы, изображенной на холсте, и даже ее настроение.

Известные художники-портретисты России

На Руси во все времена были великие художники. Портретное искусство зародилось в 14-м веке нашей эры, когда появились талантливые живописцы, такие как Андрей Рублев и Их творчество не в полной мере соотносилось с жанром портрета, поскольку эти художники писали иконы, однако общие принципы создания изображений совпадали.

В тот же период творил известный художник Дионисий (1440-1502), ставленник Ивана III, царя Московского. Монарх поручал художнику роспись собора или церкви, а затем наблюдал, как тот создает свои шедевры. Царю нравилось участвовать в таком богоугодном деле.

Одним из первых мастеров русского портретного искусства был Иван Никитин (1680-1742), прошедший обучение в Европе. Он пользовался благоволением императора Петра Первого. Наиболее известными работами Никитина являются портреты Августа Второго, короля польского и герцога Мекленбургского.

Зубов Алексей (1682-1750), выдающийся мастер портретного искусства. Он был фаворитом Совместно с отцом, известным художником-иконописцем Федором Зубовым, участвовал в оформлении Оружейной палаты Московского Кремля.

Великие портретисты 18 века в России, как правило, писали на заказ.

Василий Тропинин (1776-1857), известный русский художник, по-настоящему прославился в 1827 году. Он создал поясной Александра Сергеевича, ярчайшего представителя русской поэзии. Заказ был сделан самим поэтом. А предназначалась картина для друга Александра Сергеевича, Соболевского. Портрет стал самым известным творением из всех, на которых когда-либо изображался Пушкин. Картина "Александр Пушкин" Тропинина навсегда стала классикой жанра.

Орест Кипренский (1782-1836) начал писать в 22 года. Первый портрет был создан Кипренским в стиле Рембрандта, на полотне изображался А. К. Вальбе. Наиболее известной работой художника считается "Портрет Е. В. Давыдова", написанный в 1809 году. Несколько картин Ореста Кипренского находятся в Третьяковской галерее.

Алексей Венецианов (1780-1847) - русский художник, который считается основоположником сюжетного стиля в портретном искусстве. Он был учеником маститого живописца Владимира Боровиковского. Молодой приобрел широкую известность благодаря картине "Портрет матери", созданной в 1801 году.

Боровиковский Владимир (1757-1825), уроженец Миргорода, стал известным и знаменитым после встречи с Екатериной Второй, путешествующей в рамках своего турне 1787 года. Живописец создал серию художественных росписей во дворце, который находился на пути императрицы. Екатерина была восхищена работой Боровиковского и наградила его крупной суммой денег.

Список "Великие портретисты России 19 века" возглавляет Иван Николаевич Крамской (1837-1887), выдающийся живописец, мастер настенных росписей религиозного характера. Портретное искусство Крамского позволило ему создать целый ряд изображений известных людей, среди которых П. М. Третьяков, С. П. Боткин, И. И. Шишкин, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой и другие.

Самые известные портретисты современной России

Игорь Белковский (род. 1962), член-корреспондент Российской художественной Академии, член Союза художников России, лауреат премии "За светлое будущее", учрежденной губернатором Челябинской области.

(род. 1943), Народный художник СССР, член президентского совета по культуре и искусству. Автор многочисленных портретов своих современников.

6.07.2019 в 15:34 · VeraSchegoleva · 7 880

Топ-10 самых известных художников-портретистов, чьи имена должен знать каждый

Портрет – это изображение группы лиц или одного человека с абсолютной точностью. Обычно это рисунок, выполненный в определенном стиле.

Художник-портретист воспроизводит образ по памяти или рисует человека с натуры. Через свои картины портретисты передают не только внешность людей, но и их неповторимые особенности, черты характера.

Портрет – это индивидуальное отношение художника к конкретной личности. Такая интерпретация человека элитарна, эксклюзивна и не всем доступна, поэтому она ценна и очень привлекательна.

Рассмотрим самых известных художников-портретистов, которые лучше всего раскрывали духовную сущность людей через картины.

10. Антонис Ван Дейк

Антонис Ван Дейк – график и , мастер религиозных сюжетов и придворного портрета. Его родина – Бельгия.

Этот художник был вундеркиндом, он создал свой автопортрет в четырнадцать лет. Когда Ван Дейку было восемнадцать, его приняли в гильдию Святого Луки, которая объединяла печатников, скульпторов и художников.

В двадцатилетнем возрасте Ван Дейк уже начал создавать портреты аристократов, которые отличались невероятным мастерством. Обычно портретисты достигали такого уровня к сорока годам.

Мастер всегда уделял очень много внимания рукам: они были красивыми, грациозными, расслабленными, с длинными пальцами. Работы Ван Дейка можно узнать именно по манере рисовать руки.

Ван Дейк жил в Италии, был придворным художником в Англии.

Известные портреты: «Головы старца», «Семейный портрет», «Портрет кардинала Гвидо Бентивольо», «Портрет Карла I на охоте» .

9. Ганс Гольбейн


Ганс Гольбейн Младший – один из самых известных немецких художников. Он учился рисовать у Гольбейна Старшего, своего отца, который специализировался на алтарной живописи.

Мастер стал известным в двадцатиоднолетнем возрасте. Он был художником при дворе Генриха VIII.

Портреты, созданные Гансом Гольбейном, очень точны, он с максимальной четкостью передавал образы, характеры изображаемых людей. Художник с уверенностью играл со светотенью, он любил выделять различные мелкие детали, подчеркивающие его замысел.

Многие портреты мастера не лишены сарказма и иронии: они выдавали его истинное отношение к изображаемым персонам.

Известные портреты: «Портрет Томаса Мора», «Портрет Эразма Роттердамского», «Портрет Генриха VIII» .

8. Диего Веласкес


Диего Веласкес – живописец из Испании, придворный художник Филиппа IV. Веласкес начал учиться живописи, когда ему было десять лет.

Уже в восемнадцатилетнем возрасте художнику удалось открыть собственную мастерскую: в этом ему помог Франсиско Пачеко, его учитель.

В начале творческого пути Веласкес изображал натюрморты, различные кухонные сценки. Особенностями этих картин стали цветотени, насыщенность цвета.

Потом мастер переехал в столицу и стал придворным живописцем. Он не только писал заказные парадные портреты, но и старался запечатлеть самых несчастных, униженных людей: уродцев, шутов, карликов.

Известные портреты: «Трактирщик», «Старая кухарка», «Портрет короля Испании Филиппа IV в доспехах», «Портрет дамы с веером», «Шут Хуан Австрийский» .

7. Илья Ефимович Репин


Илья Ефимович Репин – русский художник, профессор, педагог, член Императорской Академии Художеств. Один из основных представителей русского реализма.

В молодости художник жил в бедности. Он старался заработать, выставляя на продажу свои картины.

Потом, за хорошую учебу в , Репин получил возможность уехать в Европу, чтобы заняться изучением зарубежного искусства. К тому времени он уже завоевал довольно большую известность и начал получать крупные заказы.

Отличительные черты творчества Репина – частые обращения к эмоциональным пикам, отображение общественных тревог и задач, тонкий психологизм.

Известные портреты: «Портрет Льва Толстого», «Портрет Мусоргского», «Портрет матери», «Портрет Константина Петровича Победоносцева» .

6. Рембрандт Ван Рейн


Рембрандт – художник из Голландии, мастер светотени, гравер. Он являлся одним из самых крупных представителей золотого века голландской живописи.

В его картинах воплощался весь спектр человеческих переживаний. Рембрандт предпочитал опускать второстепенные детали и максимально раскрывать душевное состояние изображаемой персоны.

Будущий мастер начал учиться рисовать, когда ему было тринадцать лет. Он постоянно пребывал в творческом поиске и создавал картины в самых разных жанрах: портреты, жанровые сцены, пейзажи, натюрморты и так далее.

Известные портреты: «Юная Саския», «Портрет Яна Утенбогарта», «Флора», «Портрет Марии Трип» .

5. Питер Пауль Рубенс


Рубенс – фламандский живописец, коллекционер, дипломат. Стал одним из главных представителей искусства барокко. В портретном искусстве талант мастера раскрылся в полной мере. Для него всегда были очень важны жестикуляция, взгляд, поворот головы, поза модели.

Изображая представительниц прекрасного пола, Рубенс как бы наслаждался их чувственностью, женственностью, пышностью тел.

Художник обладал очень большой трудоспособностью: он мог создавать картины с утра до вечера. Работая, Рубенс очень любил беседовать с учениками и посетителями.

Известные портреты: «Портрет маркизы Бригитты Спинолы Дориа», «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», «Портрет Елены Фоурмен с двумя детьми» .

4. Альбрехт Дюрер


Дюрер – график и живописец из Германии, один из известнейших представителей западноевропейского Ренессанса. Он оставил после себя не только картины, но и трактаты, гравюры.

Альбрехт Дюрер занимался усовершенствованием искусства ксилографии. Он жил в Италии, изучал творческие методы итальянских художников.

Дюрер создал много автопортретов, особенно ему нравилось рисовать себя в молодости. Его творчество пронизывает стремление познать законы природы, а также влечение к идеалу, гармоничной красоте. Оно проникнуто высоким накалом чувств, бунтарским духом.

Известные портреты: «Портрет Эразма Роттердамского», «Портрет Бернарда фон Ризена», «Император Максимилиан I» .

3. Тициан


Тициан Вечеллио – известный живописец из Италии. Его творчество связывают с вечностью и бессмертием. Кисти этого художника приписывали магические свойства еще при его жизни.

Тициан создавал замечательные портреты: казалось, что в них скрывались души изображенных людей. Он написал много эпических картин на мифологические и религиозные темы.

Путь Тициана в творчестве был плодотворным и долгим: художник жил почти до ста лет. Его картины неоднократно копировали, но никто так и не смог добиться такого же уровня мастерства.

Известные портреты: «Портрет Петро Аретино», «Портрет Карла V», «Портрет молодой женщины» .

2. Рафаэль Санти


Рафаэль – итальянский график, живописец и . В его картинах отражались идеалы Возрождения.

Мир стал более чистым и добрым, когда на него стали смотреть глаза изображенных Рафаэлем мадонн: Пасадинской, Сикстинской, Орлеанской, Конестабиле.

Он мастерски воплощал в картинах самые разные эмоциональные оттенки. Рафаэль считался одним из самых «сбалансированных» художников. Мастер умер очень рано, в возрасте 37 лет, но оставил после себя колоссальное художественное наследие.

Известные портреты: «Донна Велата», «Портрет Кастильоне», «Портрет Юлия II», «Портрет папы Льва X с двумя кардиналами» .

1. Леонардо да Винчи


Леонардо да Винчи – итальянский художник, архитектор, скульптор, ученый, музыкант, . Он был уникальным «универсальным человеком».

Исследования, открытия, творения да Винчи опередили время не на одну эпоху. Он помог в развитии градостроительства, анатомии.

Внешность да Винчи также поражала: ангельская внешность, высокий рост и невероятная сила.

Для этого художника живопись была дополнением к науке: он всегда был нацелен на то, чтобы фиксировать реальность.

Известные портреты: «Мона Лиза», «Дама с горностаем», «Портрет Джинервы де Бенчи», «Портрет музыканта» .

Выбор читателей:

Что ещё посмотреть: