Гости обломова описание. Характеристика гостей Обломова. Их место в композиции романа. Гости Обломова - деятельные "пустышки"

(16 )

Характеристика Ильи Ильича Обломова весьма неоднозначна. Гончаров создал его сложным и таинственным. Обломов отделяет себя от внешнего мира, отгораживается от него. Даже его жилье мало похоже на обитаемое.

С раннего детства он видел подобный пример у своих родных, которые также отгораживались от внешнего мира и оберегали его. В его родном доме было не принято работать. Когда он, будучи еще ребенком, играл с крестьянскими детьми в снежки, то его потом несколько дней отогревали. В Обломовке с опаской относились ко всему новому – даже письмо, пришедшее от соседа, в котором тот просил рецепт пива, боялись открывать три дня.

Но Илья Ильич с радостью вспоминает свое детство. Он боготворит природу Обломовки, хотя это обычная деревня, ничем особо не примечательная. Он воспитан деревенской природой. Эта природа привила ему поэтичность и любовь к красоте.

Илья Ильич ничего не делает, только все время на что-то жалуется и занимается словоблудием. Он ленив, ничего не делает сам и ничего не ждет от других. Он принимает жизнь такой как она есть и не пытается ничего в ней изменить.

Когда к нему приходят люди и рассказывают про свою жизнь, он чувствует, что в суете жизни они забывают о том, что они напрасно растрачивают жизнь… А ему не нужно суетиться, действовать, не надо никому и ничего доказывать. Илья Ильич просто живет и наслаждается жизнью.

Его трудно представить в движении, он выглядит смешно. В покое, лежа на диване, он естественен. Выглядит непринужденно — это его стихия, его природа.

Подведем итоги прочитанного:

  1. Внешность Ильи Обломова. Илья Ильич — молодой мужчина 33 лет приятной внешности, среднего роста, полноватый. Мягкость выражения лица выдавали в нем человека слабохарактерного и ленивого.
  2. Семейное положение. В начале романа Обломов не женат, живёт со своим слугой Захаром. В конце романа женится и счастлив в браке.
  3. Описание жилища. Илья живёт в Петербурге в квартире на Гороховой улице. Квартира запущена, в ней редко пробирается слуга Захар, который также ленив, как и хозяин. В квартире особое место занимает диван, на котором круглые сутки лежит Обломов.
  4. Поведение, поступки героя. Илья Ильич сложно назвать деятельным человеком. Только его другу Штольцу удаётся вывести Обломова из дремы. Главный герой лежит на диване и только мечтает, что скоро встанет с него и займется делами. Он не может решить даже насущные проблемы. Его имение пришло в упадок и не приносит денег, поэтому Обломову даже нечем заплатить за квартиру.
  5. Отношение автора к герою. Гончаров с симпатией относится к Обломову, он считает его добрым, душевным человеком. В то же время он сочувствует ему: жаль, что молодой, способный, не глупый человек потерял всякий интерес к жизни.
  6. Моё отношение к Илье Обломову. На мой взгляд, он слишком ленив и безволен, поэтому не может вызывать уважения. Местами он меня просто бесит, хочется подойти и встряхнуть его. Мне не нравятся люди, которые так бездарно проживают свою жизнь. Возможно я так остро реагируют на этого героя, потому что чувствую такие же недостатки в себе.

– представители разных сословий, занятые своими делами, но результаты их усилий ненамного отличаются от того, что происходит в доме Ильи Ильича. За один день появляется шестеро визитёров – вполне достаточно для «ленивого» барина. Самому Обломову немногим более тридцати лет, поэтому его знакомства простираются в группе молодых людей, среди которых: модный щёголь Волков, бывший сослуживец Судьбинский, молодой писатель Пенкин, чиновник Алексеев, задира и мошенник Тарантьев и доктор, который рекомендует Обломову изменить образ жизни.

«Самые усердные посетители Обломова» Алексеев и Тарантьев заявляются, чтобы вкусно пообедать и провести лишнее время. Остальные заглядывали нечасто, постепенно общение прерывалось: «Обломов иногда интересовался какой-нибудь новостью, …потом, удовлетворённый этим, молчал. Им надо было платить взаимностью, принимать участие в том, что их интересовало». Они пытаются вытащить его в гости, зовут на гулянье в Екатерингоф, «всё это не нравилось ему, отталкивало его».

Его безделье обеспечено социальным положением и трудом других людей, но Илья Ильич явно понимает, что неспособен переустроить свою жизнь таким образом, чтобы приносить пользу или получать удовольствие от светских приёмов. Отсутствие общего дела лишает отношения смысла, людям нечего обсуждать и нечем делиться, поэтому симпатии Гончарова явно склоняются в сторону главного героя: «Лучше уж совсем ничего не делать, чем делать кое-как».

Все темы исчерпаны, в перспективе ничего интересного, и только отношения с Андреем Штольцем, который тоже часто гостит у Обломова, оживляют поведение Обломова. Этот образ приводится, как противоположность Ильи Ильича, автор наделяет его идеализированными чертами предприимчивого дворянина, который с детства получил «трудовое и практическое воспитание». В преддверии отмены крепостного права Гончаров пытается определить движущие силы общественного развития. Недаром, даже красавица Ильинская соединяет с ним свою судьбу, ведь он мускулистый, интересный, а Обломов с дряблыми щеками и апатичный, «отрастил брюхо да и думает, что природа послала ему эту ношу».

Никто из гостей Обломова по сути не способен меняться и изменять окружающую жизнь, в романе представлены личные и социальные характеристики, которые показывают, что эти люди – обычные потребители, способные только использовать то, что придумали и создали другие. На заре технического прогресса в середине XIX века многие писатели и известные мыслители полагали, что доступное образование, индустриальные достижения изменят человеческую породу.

Это заблуждение опровергнуто в дальнейшем: в наше время класс потребителей постоянно расширяется, а число людей на производстве и в сельском хозяйстве падает. Поэтому критическое отношение Гончарова к гостям Обломова не совсем оправдано, их «бессмысленное» поведение позволяет таким, как Штольц, демонстрировать свои успехи и добиваться признания в толпе «несчастных» и никчёмных людей.

Волков – светский франт, один из гостей в доме Обломова . Это молодой человек лет двадцати пяти, пышущий здоровьем со смеющимися глазами и губами. Его жизнь состоит из бесконечных визитов в петербуржские дома, а также из всевозможных развлечений. Сам Обломов считает такое времяпрепровождение пустым и никчемным. Проводя свои дни дома, он предпочитает не «рассыпаться» впустую в угоду светской жизни. Помимо Волкова, в доме главного героя бывают Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев . Все эти люди, так или иначе, привносят хоть какое-то разнообразие в Обломовку.

Если первая глава романа посвящена в основном главному герою, лежащему круглые сутки на диване, то вторая и третья глава посвящены визитам петербургских приятелей. Разговоры Волкова включают рассказы о его постоянных визитах в различные дома, его влюбленность, хвастовство новыми приобретениями, например, фраком или перчатками. В представлении Обломова, Волков – несчастный человек, который пытается успеть попасть в десять домов за один день, как бы «раздробляя» свою душу на части. Слушая своего гостя, он ещё раз убеждается в том, что выбрал правильный образ жизни.­

Цель: показать роль второстепенных персонажей произведения И.А. Гончарова «Обломов» в выявлении авторской позиции.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать представление о гармоничной личности как ориентире для самовоспитания каждого человека;

Показать сложность и неоднозначность характера главного героя романа И.А. Гончарова через его сопоставление с образами остальных персонажей произведения;

Выявить своеобразие средств создания образов героев в художественном произведении.

Развивающие:

Развивать логическое мышление и умение отстаивать свою позицию;

Формировать личность, способную к творческой деятельности;

Развивать навыки работы в группе.

Воспитывающие:

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку и к русской классической литературе;

Содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;

Содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, уделив внимание воспитанию активной жизненной позиции.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Форма работы: фронтальная работа учителя с классом, групповая работа, индивидуальная работа, ролевая игра.

Образовательные технологии: театральная технология, технологиидеятельностного типа (технология развития критического мышления, технология проблемного диалога), игровая технология, технология личностно-ориентированного обучения.

Оборудование: проектор, презентации Power Point «В гости к Илье Обломову» «Физминутка для глаз», видеофрагменты из художественного фильма «Несколько дней из жизни Обломова», аудиозапись «Мысли Обломова», раздаточный материал, декорации к уроку, иллюстрирующие быт комнаты Ильи Ильича Обломова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 10

Урок № 3.

Дата:

Тема: Герои романа И.А. Гончарова «Обломов» в их отношении к Обломову.

Цель: показать роль второстепенных персонажей произведения И.А. Гончарова «Обломов» в выявлении авторской позиции.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать представление о гармоничной личности как ориентире для самовоспитания каждого человека;

Показать сложность и неоднозначность характера главного героя романа И.А. Гончарова через его сопоставление с образами остальных персонажей произведения;

Выявить своеобразие средств создания образов героев в художественном произведении.

Развивающие:

Развивать логическое мышление и умение отстаивать свою позицию;

- формировать личность, способную к творческой деятельности;

Развивать навыки работы в группе.

Воспитывающие:

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку и к русской классической литературе;

- содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;

Содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, уделив внимание воспитанию активной жизненной позиции.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Форма работы: фронтальная работа учителя с классом, групповая работа, индивидуальная работа, ролевая игра.

Образовательные технологии: театральная технология, технологиидеятельностного типа (технология развития критического мышления, технология проблемного диалога), игровая технология, технология личностно-ориентированного обучения.

Оборудование: проектор, презентации Power Point «В гости к Илье Обломову» «Физминутка для глаз», видеофрагменты из художественного фильма «Несколько дней из жизни Обломова», аудиозапись «Мысли Обломова», раздаточный материал, декорации к уроку, иллюстрирующие быт комнаты Ильи Ильича Обломова.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Мотивационный настрой.

Добрый день, ребята. Сегодня мы продолжаем знакомство с романом Гончарова «Обломов», продолжаем анализировать текст и постигать тайны художественного мастерства автора.

Как известно, данный роман – классика мировой литературы. Роман Гончарова " Обломов " является заметной в русской и мировой литературе вехой на пути решения человечеством многих проблем. Как вы думаете, важно ли читать классическую литературу? (Да)

Давайте сыграем в игру «Оратор». Возьмите на себя роль оратора и докажите, что читать классическую литературу необходимо.

(Ответы детей:

- Классика потому и стала классикой, что она несет в себе то, что даже после долгого времени сохраняет свою актуальность.

- Классические книги являются вечными, так как они помогают раскрыть многие моменты человеческой жизни, взаимоотношений, которые не зависят от времени.

- Чтение классической литературы воздействует на внутренний мир читателя. Даже если книге сто и более лет. Она единственная может поведать об интересных событиях, передать все оттенки переживаний героев, их мысли, точно описать поступки и их причины. Некоторые произведения могут играть большую роль в жизни общественности .

Еще одна причина, которая может стать значимым аргументом в пользу чтения классической литературы – это то, что данные произведения являются частью интеллектуального и культурного наследия человечества , потерять которые будет просто преступлением. Те радости, удачи, поражения, которые оставили в классике нам предки, не должны стать ненужными.)

Молодцы! С таким настроем мы смело можем успешно продолжить путешествие по страницам романа И.А. Гончарова «Обломов».

2 . Проверка домашнего задания.

На дом вам было задано заполнить анкету онезначительных, незаметных, казалось бы, персонажах романа, которые всё же могут повлиять на формирование представления оглавном герое. Надеюсь, что в ходе чтения романа эти персонажипомогли вам раскрыть образ Обломова в большей степени.

Ребята, скажите, фамилии каких героев вы занесли в эту анкету?

(Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев, Мухояров, тетка Ольги, Захар).

(См. Приложение 1).

3.Актуализация опыта. Целеполагание.

На предыдущем уроке мы с вами изучили центральный образ романа – Ильи Ильича Обломова. Давайте вкратце составим его портрет. (Записи в тетради).

Опираясь на заполненную таблицу, ответьте на вопрос: что общего у этих персонажей и что их различает друг от друга?

(Первые пять персонажей – «гости» Обломова, тетка Ольги и Мухояров – не имеют прямого отношения к Обломову, играют непосредственную роль. Захар –слуга, но имеет черты сходства с Обломовым.Объединят одно – они все второстепенные персонажи, но они все сконцентрированы вокруг главного героя, некоторые из них даже вносят свой вклад в создании образа главного героя).

Важно!! При использовании приема «совместный поиск» учитель учитывает мнение каждого высказывающегося учащегося.

Какие черты героев можно определить как контрастные? Зачем этот контраст автору?

(Все черты, которые противопоставлены главному герою.Чтобы противопоставить каждого Обломову, чтобы сложить представление об образе более четко и ярко).

Как вы полагаете, может ли один персонаж каким-то образом повлиять на представление читателя о главном герое? Как это проявляется?

Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок, если образа центрального персонажа мы уже коснулись? (Формулируют тему урока примерно «Второстепенные персонажи в романе «Обломов»).

Как вы понимаете значение слова «второстепенный»?

(Второстепенный, -ая, -ое. Не главный, не основной, менее существенный (вторая степень по значимости).

Какова цель нашего урока? (Оценить роль второстепенных персонажей в романе)

4. Изучение новых знаний.

Ребята, сегодняшний урок можно назвать необычным. Если бы мы придумывали имя для каждого урока, то сегодняшнее название было бы следующим: «В гости к Илье Обломову». Давайте представим, что мы с вами попали в художественный мир, созданный Гончаровым на страницах романа.

Фронтальный опрос. «Ориентир».

1) В какой мы эпохе? (19 век)

2) В каком мы городе? (Петербург)

3) К какому социальному кругу принадлежит герой? (Дворянство// барин, у которого есть имение, земля, крестьяне)

4) Где можно было встретить людей этого круга? (На службе, в театре, на балу или на приеме, в парке, на набережной Невы).

5) Куда мы отправимся? Где нам искать героя? (Гороховая улица, съемная квартира).

6) Почему герой сейчас дома? (Обломов всегда дома).

Так как наш герой никуда не выходит, придется нам самим идти к Обломову в гости.

Только сегодня у одной половины класса появится возможность окунуться в атмосферу обломовского быта и побыть свидетелем общения Обломова со своими гостями, а у другой половины класса появится замечательная возможность проявить себя с творческой стороны и самим показать небольшой отрывок из романа, побыть гостями Обломова. Итак, мы погружаемся в атмосферу вечного покоя и сна и заглядываем в дом Ильи Ильича Обломова. А заодно и познакомимся с самими его гостями.

Использование приема театрализации (Приложение 2).

После инсценировки:

Фаза вызова: Оценочные вопросы:

Какие ощущения вы испытывали, просматривая инсценировку текста?

Какие вопросы возникали во время сопоставления текста и живых героев?

Удалось ли актёрам передать образы персонажей, которых они представляли?

Смогли ли вы проследить сложность характера главного героя?

5. Физминутка.

6. Этап проверки понимания изученного.

Цель: установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, устранить обнаруженные пробелы .

Способ достижения: групповая форма работы(приём «Двойной дневник»), постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся (приём«Учебный мозговой штурм» ); фронтальная работа с классом (создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учёт дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала ), индивидуальная работа.

Результат : учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников.

  1. Групповая работа. Прием «двойной дневник». Распределение класса на две группы. Одну группу учитель просит заполнить столбец таблицы «что положительного принесли гости Обломову» (+), вторую – «что отрицательного» (-). Получилось следующее:
  1. Индивидуальная работа (письменная, тезисы):

Кто такой Захар? В чем особенности этого персонажа? Какова его роль?

(выполняется сильным учеником, пока остальные работают устно)

  1. Фронтальная работа.

а) Блиц-опрос:

Сколько пришло гостей к Обломову? (5).

Назовите их фамилии (Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев).

Куда звали Обломова некоторые гости? (В Екатерингоф, для развлечения, для празднования 1 мая).

Какую фразу неоднократно повторял Обломов при встрече с гостями? («Уйдите, вы с холода…»).

Какой вопрос Обломов пытался решить, прося помощи у своих визитёров? (Квартирный вопрос).

б) Учебный мозговой штурм.

Настолько ли легок образ Обломова, как кажется на первый взгляд? (Образ, как и роман, неоднозначен).

За счет чего складывается эта некая усложненность образа главного героя?(За счет проецирования образов второстепенных персонажей на главный образ.Мы можем проследить его действия, речь, поведение в целом).

Как вы думаете, каких качеств характера не хватает Обломову для идеального героя? (Уверенности в себе, щёгольства, озорства, оптимизма, активной жизненной позиции в целом).

Можно ли эти качества перенять у его знакомых, друзей? (Можно, ему не хватает всего этого).

А какие черты гостей Обломова перенимать бы не стоило? Почему? (Чинопочитание, притворство, фарс, бесхребетность, наглость, хамство).

Почему гостям не удается поднять Обломова с дивана? (Он выше их интересов. Он – философ.

М. Пришвин: «Никакая «положительная» деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя»).

Какого литературного героя русской литературы первой трети 19 века напоминают те качества Обломова, которые проявились в первых эпизодах? (Манилова – мечтатель из романа «Мертвые души» Н.В. Гоголя).

Типологической чертой каких героев является нереализованность в деле, обществе? (Тип «лишнего человека»).

Чем освещение проблемы «лишнего человека» в этом романе отличается от ее рассмотрения в предшествующей литературе? (В произведениях А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова тип «лишнего человека» - личность незаурядная, титаническая. И.А. Гончаров показал, как действительность губит не титана, а заурядного сына века, просто хорошего человека. Гончаров довел логику развития «лишнего человека» до ее логического завершения (нереализованность, полная бездеятельность. Конфликт «человек-среда» перемещен внутрь самого героя: мешает осуществиться личности «помещика» в самом герое, в душе героя).

Какую роль в романе играет, казалось бы, малоприметный персонаж Иван Матвеевич Мухояров? (Он - пружина в событиях, связанных с Обломовым, решает судьбу имения Обломова, персонаж малоприятный).

А тетка Ольги, Марья Михайловна? (Ничего особенного из себя не представляет. С другой стороны, на протя жении романа Ольги с Обломовым Марья Михайловна остается верна себе, ничем не выдавая собственного отношения к их частым встречам. Обычно во время визитов Ильи Ильича "тетка... глядит на него своими томными большими глазами и задумчиво нюхает свой спирт, как будто у нее от него болит голова". Именно в поведении Марьи Михайловны, у которой он так и не попросил официально руки Ольги, Обломов находит немую поддержку мысли о бесполезности этого решительного шага).

Проверка ответа на поставленные вопросы о Захаре. Определение его места в тексте.

(Исходяизобломовскойиронии и жизневосприятия, а такжеопираясьнаключевыемоменты, увиденныенами в тексте, мы с полнойуверенностьюможемсказать, чтоЗахар «ещебольшийОбломов, чемсамИльяИльич». Наиболееяркоэтовыражено в следующемэпизодетекста: «Обломов с упрекомпогляделнанего, покачалголовой и вздохнул, а Захарравнодушнопогляделнаокно и тожевздохнул. Барин, кажется, думал: «Ну, брат, тыещебольшеОбломов, нежели я сам...» . ОбразЗахаранеобходим в романе, безнегокартинаобломовщиныбылабынеполна.)

Ставится ли в романе проблема целостной гармоничной личности? Каким образом? Зачем?

се главные герои романа идеальны. Но они идеальны с разных сторон. В Обломове - идеал поэта, в Штольце - идеал трезвомыслящего человека, в Ольге - идеал человека, осознающего свой долг. Обломов идеален для Пшеницыной и для Обломовки. А Штольц и Ольга идеальны для общества.Гармоническая личность - это не Штольц, не Обломов, не Ольга в отдельности. Это все они, вместе взятые. Обломов – не абсолютный идеал. Если бы Гончаров совместил качества Штольца и Обломова, получился бы совершенный образ).

С появлением какого гостя образ Обломова кажется нам вовсе не однозначным? (когда появляется Штольц-след.тема).

7. Этап закрепления нового материала.

Перед учащимися на стол ставится корзина. Заранее учитель подбирает тезисы по теме, в том числе и ошибочные, складывает в корзину. Учащиеся достают из корзины листок с каким-либо тезисом, соглашаются или опровергают, исправляя.

  1. По мере знакомства с гостями Обломова, читатель понимает, что, возможно, главный герой прав в своем отношении к ним. Все они – тоже обломовцы, несмотря на кажущуюся противоположность ему. Они лишь создают видимость деятельности, в то время как на самом деле не делают ничего.
  2. Гости Обломова не случайны. Волков – светский щеголь, франт; Судьбинский – сослуживец Обломова, который продвинулся по службе; Пенкин – преуспевающий литератор; Алексеев – безликий человек, Тарантьев – напористый, наглый, хамоватый.Обломов мог бы быть светским щеголем, как Волков (а ведь он нравился женщинам, даже очень красивым женщинам, но он отдалил их от себя), мог бы служить и дослужиться до высоких чинов, как Судьбинский, мог бы стать литератором, как Пенкин (Штольц, принося ему книги для чтения, пристрастил Обломова к поэзии.Обломов находил упоение в стихах…), мог бы брать верх над людьми, допускать в поступках напористость, как Тарантьев, а безликий Алексеев говорит нам о том, что выбор еще может быть сделан.
  3. Сцена встречи Обломова с гостями ничего ценного в художественном плане из себя не представляет.
  4. К Обломову автор относится совсем не так, как к другим героям романа - гостям обломовского поместья. Волков, Судьбинский, Алексеев, Пенкин, Тарантьев - все эти дешевые господа - яркие представители местного светского общества, «с чинами и званиями». Их традиционное посещение просто чуждо пониманию главного героя. Он выше их миропонимания. Он человечнее.
  5. Захар «ещё больше Обломов, чем сам Обломов».
  6. Жизнь и судьба Ильи Ильича Обломова не может заставить размышлять о сложнейших вопросах свободы воли и необходимости жить «как нужно» или «как хочу».

8. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  1. Рассмотреть пару «Штольц и Обломов». Письменно ответить на вопрос: «Обломов и Штольц: двойники или антиподы?»
  2. Любовь в романе. Развитие отношений с женщинами у Обломова. Заполнить нужными цитатами таблицу (раздаточный материал).
  3. Что такое «обломовщина»? Обобщить ранее сказанное. Составить кластер «Черты «обломовщины».
  4. Для всех: познакомиться с отрывками из критических статей Добролюбова Н.А. «Что такое обломовщина?» Дружинина А.В. «Обломов», Писарева Д.И. «Обломов. Роман Гончарова И.А». (конспект в тетрадь).

9. Подведение итогов урока.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы изрефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Выставление учителем оценок.

Сегодня на уроке мы рассмотрели роль второстепенных персонажей романа. Мы доказали, что одним из средств создания образа является сопоставление черт характера нескольких второстепенных героевс главным, чтобы яснее проследить раскрытие образа в романе. На следующих уроках мы продолжим наш разговор о художественном произведении, убедимся в его специфичности, раскроем новые проявления мастерства автора – Ивана Александровича Гончарова в его неоднозначном романе «Обломов».

Урок окончен! До свидания!

Приложение 1. Незаметные персонажи романа.

Анкета для заполнения (форма раздавалась на дом).

ФИО

Возраст

Род деятельности и занятия

Цитаты (по желанию)

1 Волков

Молодой, лет 25.

«Слава богу, у меня служба такая, что не нужно бывать в должности. Только два раза в неделю посижу да пообедаю у генерала, а потом поедешь с визитами, где давно не был»

«я - украшение министерства».

2 Судьбинский

Начальник отделения

«Ну конечно, с таким человеком, как Фома Фомич, приятно служить: без наград не оставляет; кто и ничего не делает, и тех не забудет. Как вышел срок - за отличие, так и представляет; кому не вышел срок к чину, к кресту, - деньги выхлопочет...»

3 Пенкин

писатель

«Обнаружен весь механизм нашего общественного движения, и все в поэтических красках. Все пружины тронуты; все ступени общественной лестницы перебраны. Сюда, как на суд, созваны автором и слабый, но порочный вельможа и целый рой обманывающих его взяточников; и все разряды падших женщин разобраны... француженки, немки, чухонки, и всё, всё... с поразительной, животрепещущей верностью... Я слышал отрывки - автор велик! В нем слышится то Данте, то Шекспир...»

4 Алексеев

Без возраста

«В службе у него нет особенного постоянного занятия, потому что никак не могли заметить сослуживцы и начальники, что он делает хуже, что лучше.»

«-Нет, мне у вас всегда хорошо; я доволен…»

5 Тарантьев

Лет сорока

Чиновник-взяточник

Называет Штольца «продувной бестией»

6 Захар

Пожилой человек, ему за 50.

Преданный слуга Обломова

«Обломов с упреком поглядел на него, покачал головой и вздохнул, а Захар равнодушно поглядел на окно и тоже вздохнул. Барин, кажется, думал: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, нежели я сам», а Захар чуть ли не подумал: «Врешь! Ты только мастер говорить мудреные да жалкие слова, а до пыли и до паутины тебе и дела нет».

7 Мухояров Иван Матвеевич

Лет сорока

Деятельность размыта

«прошло времечко…все молокососы перебили: ломаются, читают да говорят по-французски…все гадят нам..»

8 Тётка Ольги

Почти 50 лет

Крестьяне. Барыня.

Приложение 2.

Использование театральной технологии на уроке. Инсценировка сцены приема гостей в доме Обломова.

Обломов, Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев, Автор.

Раздается тиканье часов. На экране - кадры из фильма «Несколько дней из жизни Обломова» (Герой лежит, повернувшись к стене). Ученик, исполняющий роль Обломова, лежит на заранее подготовленном спальном месте посередине класса.

Звонок. Заходит Волков.

Вошел молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами. Зависть брала смотреть на него.

А, Волков, здравствуйте! - сказал Илья Ильич.

Здравствуйте, Обломов, - говорил блистающий господин, подходя к нему.

Не подходите, не подходите: вы с холода! - сказал тот.

Вы еще не вставали! Что это на вас за шлафрок? Такие давно бросили носить, - стыдил он Обломова.

Это не шлафрок, а халат, - сказал Обломов, с любовью кутаясь в широкие полы халата.

Откуда вы так рано? - спросил Обломов.

От портного. Посмотрите, хорош фрак? - говорил он, ворочаясь перед Обломовым.

Отличный! С большим вкусом сшит, - сказал Илья Ильич.

Обломов, а знаете ли вы, я... влюблен в Лидию, - прошептал Волков.

Браво! Давно ли? Она, кажется, такая миленькая.

Вот уж три недели! - с глубоким вздохом сказал Волков. - Какая у вас пыль везде! - сказал он.

Все Захар! - пожаловался Обломов.

Ну, мне пора! - сказал Волков.

Приезжайте вечером чай пить, из балета: расскажете, как там что было, - приглашал Обломов.

Не могу, дал слово к Муссинским: их день сегодня. Поедемте и вы. Хотите, я вас представлю?

Нет, что там делать?

На вас не угодишь. Да мало ли домов! Теперь у всех дни: у Савиновых по четвергам обедают, у Маклашиных - пятницы, у Вязниковых - воскресенья, у князя Тюменева - середы. У меня все дни заняты! - с сияющими глазами заключил Волков.

И вам не лень мыкаться изо дня в день?

Вот, лень! Что за лень? Превесело! - беспечно говорил он. - Прощайте же.Мне еще в десять мест. И он исчез.

Мысли Обломова (записаны заранее, включается аудиозапись):

«В десять мест в один день - несчастный! И это жизнь! Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? Конечно, недурно заглянуть и в театр и влюбиться в какую-нибудь Лидию... она миленькая! В деревне с ней цветы рвать, кататься - хорошо; да в десять мест в один день - несчастный!»

Звонок в дверь. Входит Судьбинский .

Вошел новый гость.

Здравствуй, Судьбинский! - весело поздоровался Обломов. - Насилу заглянул к старому сослуживцу! Не подходи, не подходи! Ты с холоду.

Здравствуй, Илья Ильич. Давно собирался к тебе, - говорил гость, - да ведь ты знаешь, какая у нас дьявольская служба! Вон, посмотри, целый чемодан везу к докладу; и теперь, если там спросят что-нибудь, велел курьеру скакать сюда. Ни минуты нельзя располагать собой.

Ты еще на службу? Что так поздно? - спросил Обломов. - Бывало ты с десяти часов...

Что ж делать! Надо работать, коли деньги берешь. Летом отдохну: Фома Фомич обещает выдумать командировку нарочно для меня... вот, тут получу прогоны на пять лошадей, суточных рубля по три в сутки, а потом награду...

Эк ломят! - с завистью говорил Обломов; потом вздохнул и задумался.

Деньги нужны: осенью женюсь, - прибавил Судьбинский.

Что ты! В самом деле? На ком? - с участием сказал Обломов.

Не шутя, на Мурашиной. Помнишь, подле меня на даче жили? Ты пил чай у меня и, кажется, видел ее.

Нет, не помню! Хорошенькая? - спросил Обломов.

Да, мила. Поедем, если хочешь, к ним обедать...

Обломов замялся.

Да... хорошо, только...

На той неделе, - сказал Судьбинский.

Да, да, на той неделе, - обрадовался Обломов, - у меня еще платье не готово. Что ж, хорошая партия?

Да, отец действительный статский советник; десять тысяч дает, квартира казенная. Он нам целую половину отвел, двенадцать комнат; мебель казенная, отопление, освещение тоже: можно жить...

Да, можно! Еще бы! Каков Судьбинский! - прибавил, не без зависти, Обломов.

На свадьбу, Илья Ильич, шафером приглашаю: смотри...

Как же, непременно! - сказал Обломов.

Прощай, - сказал чиновник, - я заболтался, что-нибудь понадобится там...

Мысли Обломова:

«Увяз, любезный друг, по уши увяз. И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает... У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства - зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое... А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома - несчастный!»

Входит Пенкин.

Здравствуйте, Пенкин; не подходите, не подходите: вы с холода! - говорил Обломов.

Ах вы, чудак! - сказал тот. - Все такой же неисправимый, беззаботный ленивец!

Да, беззаботный! - сказал Обломов. - Вот я вам сейчас покажу письмо от старосты: ломаешь, ломаешь голову, а вы говорите: беззаботный! Откуда вы?

Из книжной лавки: ходил узнать, не вышли ли журналы. Читали мою статью?

Нет.

Я провожу вот какую мысль и знаю, что она новая и смелая. Один проезжий был свидетелем этих побоев и при свидании с губернатором пожаловался ему. Тот приказал чиновнику, ехавшему туда на следствие, мимоходом удостовериться в этом и вообще собрать сведения о личности и поведении городничего. Чиновник созвал мещан, будто расспросить о торговле, а между тем давай разведывать и об этом. Что ж мещане? Кланяются да смеются и городничего превозносят похвалами. Чиновник стал узнавать стороной, и ему сказали, что мещане - мошенники страшные, торгуют гнилью, обвешивают, обмеривают даже казну, все безнравственны, так что побои эти - праведная кара...

Вам бы писать, Илья Ильич, в вас много такта!

Обломов отмахивается.

Да вы прочтите сами еще.

Чего я там не видал? - говорил Обломов. - Зачем это они пишут: только себя тешат...

Изобрази вора, падшую женщину, надутого глупца, да и человека тут же не забудь. Где же человечность-то? Вы одной головой хотите писать! - почти шипел Обломов. - Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, - тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову... - сказал он, улегшись опять покойно на диване. - Изображают они вора, падшую женщину, - говорил он, - а человека-то забывают или не умеют изобразить. Какое же тут искусство, какие поэтические краски нашли вы? Обличайте разврат, грязь, только, пожалуйста, без претензии на поэзию.

Что же, природу прикажете изображать: розы, соловья или морозное утро, между тем как все кипит, движется вокруг? Нам нужна одна голая физиология общества; не до песен нам теперь...

Человека, человека давайте мне! - говорил Обломов. - Любите его...

Однако мне пора в типографию! - сказал Пенкин. Ночью писать и чем свет в типографию отсылать. Прощайте.

Мысли Обломова:
«Ночью писать, когда же спать-то? А подь, тысяч пять в год заработает! Это хлеб! Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться... И все писать, все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра; праздник придет, лето настанет - а он все пиши? Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!»

Звонок. Входит Алексеев.

Вошел человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета; не красив и не дурен, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет. Природа не дала ему никакой резкой, заметной черты, ни дурной, ни хорошей. Его многие называли Иваном Иванычем, другие - Иваном Васильичем, третьи - Иваном Михайлычем.

А! - встретил его Обломов. - Это вы, Алексеев? Здравствуйте. Откуда? Не подходите, не подходите: я вам не дам руки: вы с холода!

Что вы, какой холод! Я не думал к вам сегодня, - сказал Алексеев, - да Овчинин встретился и увез к себе. Я за вами, Илья Ильич.

Куда это?

Да к Овчинину-то, поедемте. Там Матвей АндреичАльянов, Казимир АльбертычПхайло, Василий СевастьянычКолымягин.

Что ж они там собрались и что им нужно от меня?

Овчинин зовет вас обедать.

Гм! Обедать... - повторил Обломов монотонно.

А потом все в Екатерингоф отправляются: они велели сказать, чтоб вы коляску наняли.

У меня два несчастья! Не знаю, как и быть.

Какие же?

С квартиры гонят; вообразите - надо съезжать: ломки, возни... подумать страшно! Ведь восемь лет жил на квартире.

Ну, что бы вы сделали на моем месте? - спросил Обломов, глядя вопросительно на Алексеева, с сладкой надеждой, авось не выдумает ли, чем бы успокоить.

Надо подумать, Илья Ильич, нельзя вдруг решить, - сказал Алексеев.

Входит Тарантьев

Здравствуй, земляк, - отрывисто сказал Тарантьев, протягивая мохнатую руку к Обломову. - Чего ты это лежишь по сю пору, как колода?

Не подходи, не подходи: ты с холода! - говорил Обломов, прикрываясь одеялом.

Вот еще - что выдумал - с холода! - заголосил Тарантьев. - Ну, ну, бери руку, коли дают! Скоро двенадцать часов, а он валяется!

Слышал ли про мои несчастья? С квартиры гонят, староста письмо прислал.

Вот что: завтра же изволь переезжать на квартиру... на Выборгскую сторону.

Я не перееду. (Спорят)

Ну так черт с тобой! – отвечал Тарантьев, отправившись к дверям.- Смотри же, Илья Ильич, я найму тебе квартиру - слышишь ты? - прибавил он.

А я пойду пока скажу, чтоб нас не ждали в Екатерингоф. Прощайте, Илья Ильич, -произнес Алексеев.

Уходят.

Приложение 3.

Составление цитатной таблицы (домашнее задание 2-й ряд)

До знакомства с Ольгой

После знакомства с Ольгой

После разрыва с Ольгой

Любимый диван

Халат

Порядок в доме

Отношение к женщине


Критики неоднократно отмечали нединамичность, замедленность сюжетного действия в романе Гончарова «Обломов», внешнюю бессобытийность произведения. Добролюбов считал роман «растянутым». «В первой части Обломов лежит на диване; во второй ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него; в третьей она видит, что ошиблась в Обломове, и они расходятся; в четвертой она выходит замуж за друга его Штольца, а он женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру. Вот и все. Никаких внешних событий, никаких препятствий (кроме разве разведения моста через Неву, прекратившего свидания Ольги с Обломовым), никаких посторонних обстоятельств не вмешивается в роман. Лень и апатия Обломова - единственная пружина действия во всей его истории», - писал критик в статье «Что такое обломовщина?».

Можно отметить и то, что первая часть романа отличается от остальных трех частей. Первая часть представляет собой экспозицию. Здесь Гончаров знакомит нас Обломов, его характером, образом жизни, показывает истоки формирования его личности. В экспозиции Гончаров дает всю предысторию героя - описание его детства в Обломовке, отрочества в пансионе Штольца, юности в Петербурге. Экспозиция здесь сливается с прологом.

В этом плане экспозиционное значение имеет и девятая глава, «Сон Обломова», хотя в контексте истории создания романа девятая глава приобретает известную самостоятельность. А. В. Дружинин замечает, что роман Гончарова «распадается на два неровные отдела». Под первой частью «Обломова» стоит 1849 год, под остальными - 1857 и 1858. «Между Обломовым, который безжалостно мучит своего Захара, и Обломовым, влюбленным в Ольгу, может, лежит целая пропасть... Насколько Илья Ильич, валяющийся на диване между Алексеевым и Тарантьевым, кажется нам заплесневевшим и почти гадким, настолько тот же Илья Ильич, сам разрушающий любовь избранной им женщины и плачущий над обломками своего счастья, глубок, трогателен и симпатичен в своем грустном комизме», - замечает А. В. Дружинин.

«Сон Обломова» и явился той связующей нитью, которая скрепила роман в одно целое, придала ему законченность и единство. «Сон Обломова» не только осветил, уяснил и разумно опоэтизировал все лицо героя, но еще тысячью невидимых скреп связал его с сердцем каждого русского читателя». Таким образом, девятая глава не только способствовала созданию особой художественной достоверности, реалистичности образа Обломова, но и придала роману поэтичность, светлый лиризм.

Первая часть романа, таким образом, является экспозицией, включающей в себя пролог. Однако здесь не только обрисовывается характер героя и его предыстория. В первой части происходит своеобразная расстановка сил в романе. Здесь Гончаров представляет нам целый ряд персонажей, воплощающих иное, «необломовское» отношение к жизни. Каждый из них представляет собой определенный тип российской действительности.

Так, первый гость Обломова - Волков, молодой человек двадцати пяти лет. «Кредо» этого человека - светская жизнь. Все время Волкова расписано по минутам - светские визиты, балы, обеды... Обломов находит такой образ жизни суетным и утомительным.

Второй гость Ильи Ильича - Судьбинский. Это человек, озабоченный продвижением по службе, карьерой. Однако и этот образ жизни неприемлем для Обломова. Все хлопоты Судьбинского кажутся ему суетными, бессмысленными, противными живой, подлинной жизни. «Увяз, любезный друг, по уши увяз, - думал Обломов, провожая его глазами. - И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает... У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства - зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое... А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома - несчастный!»

Третий посетитель Обломова - литератор Пенкин, ратующий за «реальное направление в литературе». Этот образ обрисован Гончаровым почти карикатурно, в нем он обличает поверхностность, безыдейность, «пустоту» некоторых «писателей», их любовь к новинкам, свежим фактам. Здесь символична уже сама фамилия героя - Пенкин. Он пишет буквально обо всем - «о торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях». Илья Ильич обрушивается на подобную «литературу» с благородным негодованием, замечая, что в таких произведениях нет жизни, «нет понимания ее и сочувствия». «Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. Протяните руку падшему человеку, чтобы поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, - тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову... Изображают они вора, падшую женщину, - говорил он, - а человека-то забывают или не умеют изобразить. Какое же тут искусство, какие поэтические краски нашли вы? Обличайте разврат, грязь, только, пожалуйста, без претензии на поэзию». Здесь, безусловно, Гончаров выражает в словах Обломова свои собственные мысли.

Два последних гостя Обломова - Алексеев и Тарантьев. «Эти два русские пролетария» посещают Илью Ильича с вполне определенной целью - «пить, есть, курить хорошие сигары». Алексеев олицетворяет собой серость, незаметность, неопределенность. Это человек, лишенный индивидуальности, в котором нет «никакой резкой заметной черты, ни дурной, ни хорошей», у которого нет ни друзей, ни врагов.

Тарантьев - тип хитрого, наглого, изворотливого, лживого человека, склонного к мошенничеству. «Взяточник в душе» - такое определение дает ему писатель. Характерно, что Гончаров рассказывает нам предысторию Тарантьева, описывает его детство, юность. Здесь вновь возникает мотив несбывшихся надежд, сопровождающий образ Обломова. Волею судьбы Тарантьев, получивший кое-какое образование, на всю жизнь должен был остаться писцом, «а между тем он носил в себе и сознавал дремлющую силу, запертую в нем враждебными обстоятельствами навсегда, без надежды на проявление, как бывали запираемы, по сказкам, в тесных, заколдованных стенах духи зла, лишенные силы вредить». Та же «дремлющая сила» присутствует и в Обломове.

Таким образом, все эти персонажи имеют важное композиционное значение в романе. Каждый из них открывает О6-ломову какую-то сторону жизни, искушая героя, как будто предлагая ему активно включиться, вмешаться в эту жизнь. И такого рода предложения непосредственно присутствуют в речи персонажей. Так, Волков, Судьбинский и Пенкин зовут Илью Ильича в Екатерингоф на гулянье.

Но особенно важно здесь другое - практически каждый из этих людей является своеобразным двойником Обломова. В Илье Ильиче есть качества каждого из этих персонажей. Так, не хуже Волкова он владеет светским этикетом, некогда и он ездил в театр и в гости. Некогда Илья Ильич служил, как и Судьбинский, и мог бы сделать карьеру, так как имел явные способности. Тонкий ум Обломова мог бы послужить развитию и литературного таланта, и таланта критика - он мог бы писать, как Пенкин. Есть в Обломове и нечто от «серости», незаметности Алексеева - Илью Ильича также не узнают в обществе. В судьбе Ильи Ильича есть некоторое сходство и с судьбой Тарантьева, как было рассмотрено выше. Таким образом, все эти области жизни присутствуют в душе Обломова, однако героя не устраивает «содержание», идейное наполнение их.

И здесь Гончаров как будто приглашает его активно вмешаться в жизнь. Обломова не устраивает положение дел в российской государственной службе - почему бы не высказать свои соображения в департаменте? Илья Ильич возмущен безыдейностью и нравственной пустотой иных литературных произведений - почему бы не попробовать писать самому? Алексеев призван пробудить самолюбие героя, его желание стать заметным. Тарантьев же, ловко обманывая Обломова, «призывает к жизни» здравый смысл Ильи Ильича, твердость духа его и характера, желание выступить против любой несправедливости.

Однако Обломов на каждый из этих призывов отвечает своеобразным протестом против пустоты и суетности светской жизни, формализма российской карьеры, безыдейности и поверхностности писателей, человеческой серости и безынициативности, мошенничества и обмана. И протест этот заключается в бездействии. Илья Ильич отвергает все эти области жизни, так как он не видит в них внутреннего смысла, глубины, духовности, человечности.

«Отчего его пассивность не оставляет впечатления горечи? Потому что ей не противопоставлено ничего достойного. Обломовской лени противопоставлена карьера, светская суета, мелкое сутяжничество...», - писал критик Анненский.

Последним из посетителей Обломова является Штольц. Этот герой уже резко отличается от всех предыдущих персонажей. Штольц превосходит всех гостей Обломова умом, своими деловыми качествами, порядочностью. Андрей Иванович энергичен, деловит, практичен, решителен, целеустремлен. И в этом плане Штольц является в романе антиподом Обломова. Однако превосходит ли он Обломова в нравственном отношении? Сравнением Обломова и Штольца Гончаров как будто задает нам этот вопрос, а Ответом на него служат остальные части романа.

Так, глубина и душевная тонкость Обломова раскрываются в любовных историях романа. Как замечает А. В. Дружинин, «Обломовы выдают всю прелесть, всю слабость и весь грустный комизм своей натуры именно через любовь к женщине». Знакомство Обломова с Ольгой Ильинской является завязкой первой любовной истории. Развитие действия - дальнейшие отношения героев, зарождающееся чувство любви.

Стоит отметить, что внешне развитие действия идет зигзагом - то поднимаясь, то опускаясь: Обломов сомневается в подлинности чувств Ольги, в возможности своего счастья. Однако внутреннее движение чувств героя идет по возрастающей. Как замечает А. Г. Цейтлин, герой стремится прекратить свои отношения с Ольгой, пишет письмо, в котором предлагает расстаться (внешний спад действия), но любовь его усиливается. Кульминацией является поцелуй Ольги и Обломова, падение Ильи к ее ногам. Далее действие движется к развязке. Развязкой же становится последнее объяснение героев, где Ольга впервые ясно осознает, насколько она ошиблась в своем избраннике, и их расставание.

Четвертая часть романа является эпилогом в обломовском сюжете, связанном с Ольгой Ильинской. Но одновременно четвертая часть - это и новая любовная история Обломова. Однако начинается она еще в первой части романа. Экспозиция сюжета, связанного с Агафьей Пшеницыной, - это рассказ Тарантьева о тихом, уютном домике на Выборгской стороне. Узнав о проблемах Обломова, Тарантьев уговаривает его переехать на квартиру к своей куме. Таким образом, второй любовный сюжет Обломова частично накладывается на первый.

Так, завязка этого сюжета - знакомство Ильи Ильича с Агафьей Матвеевной - происходит в тот период, когда отношения его с Ольгой Ильинской достигают своего расцвета, кульминации. Жизнь Обломова в домике на Выборгской стороне - развитие действия.

Характерно, что само развитие действия подается через восприятие Штольца. Он трижды посещает Обломова в домике Агафьи Матвеевны. Штольц понимает то, чего не видит Илья, он как будто фиксирует отношения Обломова и Агафьи Пшеницыной, придает им определенность, обозначает их словом.

В свой первый визит Андрей Иванович помогает Обломову в решении проблем с имением. Во время второго визита Штольц снова спасает Обломова, ставшего жертвой мошенничества Тарантьева. Одновременно Штольц как бы приоткрывает «тайну» Агафьи Матвеевны, выслушав историю о закладе серебра и жемчуга. Во время третьего визита Штольца свои отношения с хозяйкой уже обозначает сам Обломов. Однако вынуждает его к этому Штольц. Третий визит Штольца становится кульминацией в этом сюжете. Здесь Обломов впервые называет Агафью Матвеевну женой, а Андрюшу - своим сыном.

Развязкой этой истории и всего романа становится смерть героя. Описание дальнейшей судьбы Агафьи Матвеевны, Анд-рюши, семьи Штольца - эпилог второго обломовского сюжета и одновременно эпилог всего романа.

И здесь уже снимается противопоставление Обломова и Штольца. Мы видим всю ограниченность второго, его бестактность, нравственную неразвитость. Узнав об отношениях Ильи с Агафьей Пшеницыной, Андрей Иванович посчитал своего друга погибшим, жизнь его - навсегда загубленной. «И вот причина, по которой кровная связь расторгнута, обломовщина признана переступившей все пределы! Но повернем медаль и на основании того, что дано нам поэтом, спросим себя: так ли бы поступил Обломов, если б ему сказали, что Ольга сделала несчастную mesalliance, что его Андрей женился на кухарке и что оба они, вследствие того, прячутся от людей, к ним близких? Тысячу раз и с полной уверенностью, что не так... Он бы не сказал слова вечной разлуки, и, ковыляя, пошел бы к добрым людям, и прилепился бы к ним, и привел бы к ним свою Агафью Матвеевну. И Андреева кухарка стала бы для него не чужою, и он дал бы новую пощечину Тарантьеву, если б тот стал издеваться над мужем Ольги. Отсталый и неповоротливый Илья Ильич в этом простом деле... поступил бы сообразнее с вечным законом любви и правды, нежели два человека из числа самых развитых в нашем обществе», - пишет А. В. Дружинин. Инертности и лени Обломова здесь противопоставлена лишь «культурно-коммерческая деятельность».

Таким образом, сюжет и композиция романа проясняют характер главного героя, обнажая трагическое противоречие образа Обломова. Герой Гончарова всей душой стремится к настоящей, подлинной жизни, он наделен лучшими человеческими качествами, однако реализовать их он не в состоянии, сама душа его «в своей крайней слабости выступает враждебной жизни стихией».