Эссе на тему преступление и наказание достоевский. Подготовка к написанию сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Основные темы сочинений. История создания «Преступления и наказания»

Эссе на тему: «Преступление и наказание» Достоевского и вопрос пользы чтения классической литературы.

«Преступление и наказание» уже долгое время является классической литературой. Достоевский – считается одним из величайших романистов мирового уровня. Его популярность очень велика, как для русского писателя. Его творчество было отмечено многими известными мыслителями, писателями, учёными. В его гениальности нет сомнений. Много писателей испытали влияние Достоевского. Поэтому нужно понимать, что все эти факты имеют некоторое влияние на впечатления от прочтения.
Мне не понравилось «Преступление и наказание». К слову, произведение вызывает у меня приступы скуки и сонливости. В книгу слишком много объемных описаний, которые имеют небольшое количество смысловой нагрузки и вызывают у меня утомление. Всё очень громоздко. Меня очень сильно удивила концовка романа, ибо мне это кажется очень неправдоподобным. Я понимаю, что Достоевский был за любовь и всепрощение, но я не считаю, что Раскольников не мог переродиться, а, тем более, так как это изобразил автор произведения. Я не читал других произведений Достоевского, поэтому моё суждение о его творчестве обречено на неполноценность и ограниченность. Открыв «Идиота» и прочитав несколько страниц, я вынужден был его закрыть, констатировав то, что ничего не изменилось и текст вызывает всё те же чувства. Даже прочитав все произведения Достоевского, я не могу гарантировать непредвзятость, логичность, честность и целостность моего мнения и соответственно – моего эссе. Поэтому я не претендую на звание эксперта в области творчества Достоевского.
Также я не могу считать себя в области литературы, так количество прочитанных мною произведений невелико, а их понимание – далеко от замыслов авторов. Несмотря на это, я могу анализировать произведения, пускай на примитивном школьном уровне, искать в них то, что хотел сказать автор и находить это. Поэтому в этом эссе я позволю себе проанализировать некоторые вопросы относительно классики, как русской, так и зарубежной, а также «Преступление и наказание», как частный пример русской классики 19-ого столетия. Этот анализ будет многим отличатся от школьного, а также будет иметь другие цели.
Экземпляр книги, которым я владею, печатался по изданию «Ф. М. Достоевский, Преступление и наказание. Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1959». В нём роман занимает около 435 страниц. Это довольно большой размер, в котором можно вместить очень много всего. Конечно, можно привести во внимание размер произведения Л. Толстого «Война и мир» (около 1247 страниц, зависит от издания), но этот роман-эпопею можно рассматривать лишь ввиду исключения. Как, по-моему, так в своём произведении Достоевский сумел сказать больше, нежели Толстой в «Войне и мире». Сам роман («Преступление и наказание») написан в 1866 году и это объясняет то, что читатель, который читает преимущественно произведения 20-ого и 21-ого веков, почувствует некоторое отличие в языке, которым написано произведение. Эта проблема, конечно же, качается не только «Преступления и наказания», а и всех произведений, написанных в это время и до него. Например, при чтении произведения «Недоросль» Фонвизина, которое было предположительно написано в 1760-м годах, разница во времени написания становится очевидной даже человеку, который плохо разбирается в литературе. Именно эта разница послужила фундаментом для моей неприязни к «Преступлению и наказанию». Что касательно зарубежных произведений, то эта разница стирается благодаря тому, что произведения переводятся русскими переводчиками в наше время и соответственно язык, которым эти произведения переводятся, намного ближе современному.
«Быть непрочитанными» - судьба многих классических произведений. Особенно, произведений написанных русскими авторами. Сейчас 2015 год и наиболее популярны произведения зарубежных автором, в том числе и некоторое количество классиков. Однако чтение зарубежной классики ни о чём не говорит. Ведь если разобраться, то это чтение переводов, которые довольно далеки от оригинальных произведений. По-настоящему, можно понять лишь классику, которая написана на родном для читателя языке. Некоторые читатели видят выход в чтении оригинала зарубежного произведения. Эти читатели, как и читатели переводов, обречены на непонимание произведения из-за того, что они учили слова не в среде носителей этого языка, а в школе или другом учебном учреждении, включая самообучение. И незнакомые читателю слова он будет искать в словаре, который никогда не сможет подсказать читателю точное значение слова, смысл, который оно имеет, эмоциональную окраску этого слова и т.д. Если говорить про полное понимание произведения, которое включает в себя понимание психологических моментов, ключевых моментов, характеров героев, настроения произведения, философского смысла и много другого, то чтения зарубежной литературы и классики в частности - заведомо обречено на неполное понимание. Но, даже читая русскую классику, читатель обречён на возможность неполного понимания и исправить ничего нельзя, так как никто, даже сам автор, не может сказать, в чём заключается смысл произведения и всех аспектов в нём приведенных. Поэтому, сложно говорить о пользе чтения русской литературы, в частности – рассматриваемой в данном эссе русской классики на примере «Преступления и наказания» Достоевского или же зарубежных произведений.
По-моему, правильный подход заключается в чтении того, что наиболее близко читателю и отвечает его моральным, этическим, философским и каким-либо другим запросам. И не важно, будет ли это Толстой, Фрейд, Буковски, Сартр, Камю, Достоевский, Акунин, Набоков, Булгаков, Оруэлл, Хаксли или какой-либо иной писатель.

Ф. М. Достоевский вошел в историю литературы как один из крупнейших русских писателей с мировым именем, мастер создания психологического портрета. В романе “Преступле­ние и наказание” он подробно описывает раскол в душе глав­ного героя, мучительную борьбу двух начал: добра и зла. Тему душевного разлада подчеркивает в произведении уже сама го­ворящая фамилия главного героя - Раскольников.

Ф. М. Достоевского беспокоило социальное неравенство разных слоев общества. Он показывает, что бедность в первую очередь толкает людей на преступление.

Родион Раскольников - студент, бросивший учебу только из-за того, что он не в со­стоянии за нее платить. Живет он в каморке, похожей больше на шкаф, чем на квартиру. И даже за это убогое жилище ему нечем заплатить. Задавленный бедностью Раскольников вско­ре стал к ней постепенно привыкать. Портрет героя обнару­живает глубокие противоречия между его превосходными внешними данными и плачевным материальным положением. Красивый молодой человек (с прекрасными глазами, темно – русый, с тонкими чертами лица) одет в лохмотья. Стесняясь бедности, герой не любит встречаться с бывшими товарища­ми. Достоевский показывает, как отторжение от внешнего ми­ра приводит к самоуглублению. Появляется тяга к внутренним монологам. Писателя интересуют малейшие оттенки настрое­ния героя, его мечты, фантазии, планы и идеи. Тяжкие, пре­ступные мысли приносят Раскольникову физические страда­ния. Он сам мучается от тоски и мрачного возбуждения. 74

Таким образом, писатель обнажает также противоречие между прекрасной внешностью и душевной внутренней озлобленно­стью героя.

Интересен в романе образ самой жертвы - старухи-процентщицы. Достоевский при первом визите героя в ее дом дает нам развернутый портрет: “Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, ма­ло поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было на­верчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтевшая меховая ка­цавейка”. Интерьер не поражает роскошью и богатством: ста­рая мебель, грошовые картинки. Все эти детали подчеркива­ют, что старуха-процентщица не очень сильно и нажилась на своем деле.

Для понимания природы человеческой души в романе важна сцена в трактире, когда Раскольников беседует с Мармеладовым. Бывший титулярный советник рассказывает Рас­кольникову как человеку чувствительному и образованному о своей судьбе, о том, как женился на вдове с тремя детьми, со­вершил благородный поступок, а на деле не смог содержать семью, своей единственной дочери дать образование.

Ф. М. Достоевский стремится показать характер Расколь­никова многогранно: в его внутреннем мире постоянно идет борьба хорошей стороны и плохой. Доброта и жестокость уживаются в нем совсем рядом. Достоевскому важно было по­казать двойственность природы человека, передать в художе­ственном творчестве правду жизни. Когда Мармеладов, со­вершенно чужой для Раскольникова человек, погибает под копытами лошадей, Родион Романович отдает его вдове по­следние деньги. Этот факт свидетельствует о его душевной доброте, готовности помочь другому человеку в беде. Когда герою приходит письмо от матери о том, что его сестра соби­рается выйти замуж за состоятельного человека из-за денег, Раскольников переживает. Родион любит своих родных и му­чается из-за того, что не может им материально помочь. Ф. М. Достоевский подчеркивает чувствительность героя, его сложный эмоциональный мир. Так, например, получив письмо от матери, он бледнеет, руки у него трясутся. Потом герой подносит его к губам и целует, а потом только распечатывает.

Однако причиной преступления Раскольникова является не только бедственное положение, но и теория, переосмысли­вающая взгляды известного философа Ницше, по которой все люди делятся на два разряда: “твари дрожащие” и “те, кто право имеет”. Первые - духовно слабые люди, они не спо­собны на принятие серьезных решений вообще. У них нет глобальных целей. К таким людям Раскольников причисляет старушку-процентщицу. Вторые - духовно сильные люди, способные изменить ход истории. По этой теории получается, что Раскольников имел право на убийство старушки, думая, что от этого всем будет лучше. Обращаясь к теории о сверх­человеке Ницше, Раскольников понимает ее в эгоцентриче­ском аспекте: сильный человек имеет право принести в жерт­ву слабого во имя высоких целей. У Ницше же сильный человек - это, прежде всего творец, способный вознестись над повседневностью, расширить границы духа. Если у такого человека есть особый талант, сильная воля и неординарный интеллект, это не дает ему право начинать войны на земле, со­вершать жестокость, проливать чью-то кровь. Наоборот, все эти качества личности налагают на нее особую ответствен­ность за судьбу тех, кто слабее, обязывают к поддержке.

И такой сильной личностью, глубоко жертвенной натурой в романе оказывается не Раскольников, а Соня Мармеладова, которая продает свое тело ради того, чтобы помочь семье про­кормить детей. Не случайно именно она смогла понять и полюбить Раскольникова, человека оступившегося, но не очерствевшего душой. Для понимания натуры героини чрез­вычайно важен ее портрет: “Голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое”. Ан­гельские внешние черты сочетаются с неравнодушным серд­цем. Не случайно Мармеладов подробно рассказывает Рас­кольникову о том, как Соня, не имея уже сил смотреть на голодных больных детей, впервые решилась пойти по желто­му билету и как после этого весь вечер стоит у нее в ногах на коленках Катерина Ивановна. Символична сумма, за которую Сонечка впервые продает свое тело, - тридцать целковых. Из рассказа Мармеладова Раскольникову становится ясным, что такое счастье. Как только герой вновь получает работу, он точно в царствие божие переселяется. И жена, и дочь начина­ют о нем заботиться: подают перед службой кофе со сливка­ми, собирают обмундирование. В первый раз после того, как Мармеладов приходит с работы, в доме устраивают маленький праздник.

Ф. М. Достоевский убедительно показывает, что человек счастлив, когда он любим, когда он кому-то нужен. Одновре­менно с этим мы видим, как доброта Мармеладова по отноше­нию к жене и чужим детям оборачивается неумением уберечь свою собственную дочь от позора. Доброта Сони не имеет границ. Она отдает отцу последние деньги, хотя знает, что он их пропьет. Первая мысль Раскольникова о судьбе Сони тако­ва: “Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Попла­кали и привыкли. Ко всему-то подлец человек привыкает!”

Образ Сони Мармеладовой - центральный женский образ романа. Она предстает в произведении робкой и запуганной женщиной, а не девицей вульгарного поведения. Описывая скромный наряд Сони, ее приличные манеры, Ф. М. Достоев­ский вновь и вновь хочет подчеркнуть, что девушку толкнули на панель крайние обстоятельства. У Раскольникова Соня вы­зывает чувство жалости. Робость и смущение проявляются в каждой ее фразе. В портрете героини Ф. М. Достоевский под­черкивает ясные голубые глаза: “Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней”.

Еще одна характерная деталь портрета Сонечки - ее детскость. Она кажется еще девочкой, почти ребенком. Ф. М. Достоевский не раз на протяжении текста произведе­ния подчеркивает это, что концептуально важно для его миропонимания. Ребенок для писателя - невинное сущест­во, почти ангел, поэтому страдания ребенка так больно ра­нят его душу.

Разоблачая и наказывая Раскольникова, Ф. М. Достоевский в то же время оправдывает Соню, грехопадение которой пара­доксальным образом возвышает ее, ставя на пьедестал муче­ницы. Примечательно, что, описывая во всей неприглядной жестокости преступление Раскольникова, Достоевский щадит Соню, не раскрывая перед читателем изнанку ее жизни. В критике не раз отмечалась такая черта прозы Достоевского, как театральность. Например, сталкивая Соню и Раскольнико­ва за чтением Нового Завета, он словно уравнивает “убийцу” и “блудницу” в степени грехопадения, в то время как подоб­ные вещи вообще нельзя сравнивать. Сцена, в которой Рас­кольников приходит к Соне, является одной из ключевых в романе. Повторяющимся символом в ней становится свеча - символ жизни. Соня встречает Раскольникова с этой свечой. Минута их встречи насыщена противоречивыми эмоциями: у

Сони на лице даже выступают слезы, ей одновременно стано­вится и тошно, и стыдно, и сладко. Героиня рассказывает Рас­кольникову о своем отношении к людям. Родион жалеет ее, а Соня жалеет всех: и хозяев, у которых снимает комнату, и от­ца, и Катерину Ивановну. Мачеху Соня сравнивает с ребен­ком, который справедливости ищет, жалеет, что не отдала ей новенькие воротнички, да еще сказала, на что, мол, вам. В этой сцене Ф. М. Достоевский подчеркивает, как может больно ранить одно лишь слово. Соня сто раз пожалела потом, что не может вернуть назад сказанные слова. Беззлобное и велико­душное отношение девушки к людям возвышает ее образ, ко­торый благодаря красочным эмоциональным описаниям, ста­новится все более объемным и понятным читателю: “Соня проговорила это точно в отчаянии, волнуясь и страдая и ломая руки. Бледные щеки ее опять вспыхнули, в глазах выразилась мука. Видно было, что в ней ужасно много затронули, что ей ужасно хотелось что-то выразить, сказать, заступиться. Какое – то ненасытимое сострадание, если можно так выразиться, изо­бразилось вдруг во всех чертах лица ее”.

Глоссарий:

    • сочинение по роману ф м достоевского преступление и наказание
    • сочинение по достоевскому преступление и наказание
    • сочинение достоевский преступление и наказание
    • сочинение достоевского преступление и наказание
    • Сочинение по роману Достоевского

Другие работы по этой теме:

  1. Примечательно, что любовная линия “Соня и Раскольни­ков” носит в романе характер личностной поддержки. Это прежде всего глубокое романтическое чувство, желание геро­ев помочь друг другу в...
  2. 1. Что явилось причиной преступления Раскольникова? А. Злость на старуху-процентщицу Б. Бедность В. Желание самоутверждения Г. Жажда свободы 2. Кто является кумиром Раскольникова? А. Робеспьер...
  3. В литературоведении мало внимания уделяется анализу образа матери Раскольникова Пульхерии Александровны. Она переживает их неудачи как свои и стремится хоть что-нибудь сделать для них. Достоевского...
  4. Одним из центральных женских образов в романе является Дунечка - сестра главного героя. Ее характеристику дает мать в своем письме: “Это девушка твердая, благоразумная, терпеливая...
  5. Разумихин - настоящий друг, человек, который не бросит в беде. Он не жалеет для Родиона самого дорогого - времени, своего невосполнимого ресурса. Именно Разумихин выхажи­вает...
  6. Важную композиционную роль в раскрытии идеи неотвра­тимости наказания в романе играет образ следователя Порфирия Петровича. В портрете героя Ф. М. Достоевский подчерки­вает необычное выражение глаз,...
  7. По роману “Преступление и наказание” Роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказа­ние” - глубоко философский и психологический анализ жизни совре­менной писателю России. Будучи глубоко религиозным...В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” раскрывается ряд общечеловеческих проблем: может ли человек во имя высокой идеи совершить преступление, как после этого жить...

.
Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”;. Часть 1

Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского содержится в том, что в нем показана психология современного автору человека, пытающегося найти решение насущных социальных проблем. Достоевский сообща с тем не дает готовых ответов на поставленные вопросы, но заставляет читателя напрячься над ними.

Центральное место в романе занимает бедный студент Раскольников, совершивший убийство. Что его привело к этому страшнейшему преступлению? Ответ на тот самый вопрос Достоевский пытается найти путем тщательного анализа психологии этого человека. Кто такой Раскольников? В чем он был прав и в чем заблуждался? Преступление Раскольникова явилось реакцией на условия русской реальности того времени. Петербург показан в романе как непотребный град, где царят нищета и разврат, где на каждом углу распивочные. Это мир униженных и оскорбленных. Не удивительно, что в таких условиях рождается преступление. Раскольников так говорил Соне о своей "конуре": "А знаешь ли, что невысокие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!"
Раскольников понимает, что такую жизнь нельзя назвать нормальной. Он хочет понять, каким образом можно выйти из социального дна, как стать "властелином" над "дрожащей тварью", над "толпой". Раскольников не хочет относить себя к тем, кто не способен изменить свою жизнь, и поэтому, задаваясь вопросом "вошь ли я, как все, или человек", он решает проверить себя на деле. Я считаю, что, осуждая людей беспомощных, не решающихся изменить свою жизнь, герой романа был прав. Его правда и в том, что он сам пытался найти путь, который приведет к изменениям к лучшему.

И Раскольников нашел его. Он считает, что тот самый путь - преступление. Почему же аккурат преступление, тем более убийство? В Раскольникове зреет индивидуалистический бунт, явившийся следствием его теории сверхчеловека. Согласно этой теории, все люди разделяются на "обыкновенных" и "необыкновенных", по словам Раскольникова, "...на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант высказать в среде своей новое слово". По убеждению главного героя, чтобы принести человечеству пользу, "необыкновенные" люди имеют право "перешагнуть... через иные препятствия, и единственно в том случае, если воплощение в жизнь... идеи того потребует". Раскольников считал, что эти люди "должны, по природе своей, быть непременно преступниками". Тем самым он оправдывал преступление, если оно было совершено ради какой-либо благородной цели.

На основе этой теории у главного героя романа стал зарождаться и проект преступления. Раскольников задавался вопросами: "Осмелюсь ли я преступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею..." И он решается на преступление. Он позволяет себе убить "глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную... старушку", взять ее денежки и загладить это "крохотное преступленьице тысячами добрых дел".

Раскольников - убийца по теории. В своем преступлении он был сильно не прав. Прежде всего ложной была сама теория этого человека. Но, по моему мнению, самым главным, в чем заблуждался Раскольников, было то, что, уже совершив убийство, он не считал его преступлением, он оправдывал себя и не испытывал чувства вины. Признаваясь Соне Мармеладовой, он говорит: "Я ведь только вошь убил, бесполезную, гадкую, зловредную". А после он добавляет: "Старушонку эту черт убил, а не я". Раскольников говорит так потому, что не старушонка его тревожит, не Лизавета, про которую он вспоминал только пару раз, - его тревожит то, что он "себя убил".

Само же преступление он продолжает рассматривать как нечто незначительное, называет его "просто неловкостью". И об этом свидетельствуют слова Раскольникова, обращенные к сестре: "И все-таки вашим взглядом не стану смотреть: если бы мне удалось, то меня бы увенчали, а теперь в капкан!" Совершив преступление, Раскольников противопоставил себя окружающим. И, я думаю, он был прав в том, что признался в убийстве. Иного выхода у него не было, и он чувствовал это.

В своем романе "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевский осуждает и наказывает теорию сверхчеловека, одновременно разоблачая и идеи Раскольникова, и условия русской реальности, вызвавшие эти идеи к жизни.

Анализ и первые впечатления от романа «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром
ему достается, что ее еще надо купить, заплатить за нее
великим будущим подвигом…
Ф. М. Достоевский

Реакция читателя на этот роман неоднозначна. Более того, часто можно услышать негативные отзывы о самом романе («хмуром и злом»), о главном герое («какой-же герой, если убийца»), об отсутствии в романе какой-либо положительной, доброй силы. Я тоже не могу ответить однозначно, понравился мне роман или нет. Честно говоря, когда прочитаешь произведение, настроение не поднимается, но все же читать интересно, поскольку в романе уникально соединяется детективный сюжет с глубоким психологическим анализом. В проблемы. Каждый человек когда-то задумывается над критерием добра и зла и хочет обозначить для себя непростую грань между ними. Жизнь каждый раз передвигает. И не всегда можно однозначно определить, что хорошо и что плохо. Сколько раз люди думали, что уничтожив физически соперника, врага, можно восстановить справедливость! Правда, многие не решаются на конкретные действия, считая себя слабыми, неспособными для роли исполнителя, но не отвергают саму идею — «вот если б кто другой совершил».

Подготовка к написанию сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Основные темы сочинений.

1. Мир униженных и оскорблённых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

I. Вступление. «Маленькие люди» в русской реалистической литературе XIX века

(А.С. Пушкин «Станционный смотритель», Н.В. Гоголь «Шинель»).

II. 1. Изображение в романе жизни петербургской бедноты:

а) типичность и безысходность жизни семьи Мармеладовых;

б) нищенское существование студента Родиона Раскольникова;

в) зависимое и униженное положение матери и сестры Родиона.

2.Трагедии униженных и оскорблённых – порождение русской жизни:

а) страшный образ «жёлтого» Петербурга в романе;

б) формы протеста «маленьких людей» против давления жизни. Идеи Раскольникова как протест против этого мира.

III. Мир насилия и грабителей в романе:

а) старуха-ростовщица, «высасывающая кровь из людей», как символ этого страшного мира;

б) мир Лужина и Свидригайлова.

IV. Заключение. Боль за человека – основа авторской позиции в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Естественное состояние человека и человечества - единение, братство и любовь. В романе звучит призыв автора к людям соединиться «в добром и хорошем», вера в то, что добро неуничтожимо в мире, что оно дано человеку изначально, заложено в нем самом.

2. Теория идеи Раскольникова и её крах

I. Социальные и философские истоки теории Раскольникова.

II. Как развенчивается в романе теория Раскольникова?

1. Идеи Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений:

а) «недодуманность» теории до конца, несоответствие замыслов и результатов;

б) поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем: мастерство следователя в опровержении теории «двух разрядов» людей.

2. Наказание Раскольникова за преступление

а) мучительнейшее ощущение «разомкнутости и разъединённости с человечеством»;

б) смерть матери;

в) всенародное осмеяние и осуждение;

г) каторга - юридическое наказание и очистительное страдание.

3. Почему Раскольников, несмотря на совершённое им преступление, вызывает не только сочувствие, но даже сострадание?

а) Раскольников в оценке положительных героев романа: Дуни, Разумихина, Сони;

в) душевные страдания Раскольникова, переживаемые им после преступления?

г) возможность нравственного перерождения Раскольникова из его человеческой натуры.

III. «Я хотел Наполеоном сделаться… ». Проблема наполеонизма в романе и в наши дни.

3. Сочинение-рассуждение

«Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом...»

(Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского в эпилоге романа «Преступление и наказание»? О каком подвиге идет речь? Верите ли вы в нравственное возрождение Раскольникова?)

4 . Сочинение-рассуждение

«На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она восторжествовала?»

5. Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

I. Образ Сони как необходимый противовес Раскольникову и его теории.

II. Роль героини Мармеладовой в структуре романа «Преступление и наказание».

  1. Реконструкция детства и юности Сони как средство постижения ее характера:

Относительно благополучное детство (отец чиновник, не пьет, дает Сонечке возможность получить образование, начала религиозности);

Неблагополучная юность (жизнь с мачехой и пьющим отцом, потерявшим работу);

Решение пожертвовать собой во имя семьи.

2. Характер героини:

Жертвенность;

Высокая нравственность, жизнь по заветам Христа;

Религиозность;

Чуткость, доброта;

Беззащитность и сила в противостоянии судьбе.

3.Идейное противостояние Сони и Раскольникова:

Сходство судеб (по Раскольникову): Родион Раскольников убивает себя, а Сонечка, став проституткой, - саму себя;

Несоответствие судьбы и характера героини теории Раскольникова (Сонечка не подходит ни под одну из категорий);

Контраст судьбы героев: Раскольников, убив старуху и Лизавету, «себя убил», а Соня сохранила свою душу;

Героиня Сони - это судья и спасение Раскольникова.

4. Отношение других персонажей - признание высокой нравственности героини, которая выражается:

В поисках помощи и поддержки Сони (Раскольников, Катерина Ивановна, Мармеладов);

В стремлении опорочить ее перед героем (Лужин);

В стремлении помочь (Свидригайлов).

5. Роль образа героини в романе «Преступление и наказание»:

Идейный противовес теории Раскольникова (очищение от греха идет через покаяние, возвращение к людям)

Единственный персонаж, который оказывает главному герою помощь;

Любовь к Соне - возрождение героя по законам Евангелия.

III. Героиня Сони - любимый идеал Достоевского, рупор его идей о невозможности для человека жить не по совести, а руководствуясь абстрактной теорией.