Пролог и эпилог (от греч. prologos - предисловие; epilogos - послесловие). Если смотреть на пролог и эпилог с вершины сюжета, то они оказываются на самой его периферии - как подножие горы. Однако хорошие книги читаются иначе, во всяком случае, не с середины. Первые и последние страницы для нас не менее значительны, чем кульминационные.
Вызревшие в древнегреческом искусстве пролог и эпилог - продукт разложения синкретизма и памяти о нем. "Песни лиро-эпического характера представляются первым естественным выделением из связи хора и обряда", - отмечал А. Веселовский. Напротив, драматурги еще долго пользуются лирической и эпической поддержкой, понимая, впрочем, что это поддержка со стороны. Стремительное вращение драматической коллизии неизбежно вытесняло прямое сообщение и отношение за границы фабульного действия. Так возникли пролог и эпилог.
Пролог и эпилог в драме
В античной драме пролог - это звучащая по преимуществу в исполнении хора историческая, бытовая или мифологическая предыстория будущих событии, а в эпилоге закрепляется финальная расстановка сил, подводится нравственно-философский итог произведения.
Постепенно происходило неуклонное сокращение пролога и эпилога, ослабление их роли. Если в большинстве трагедий Эсхила заключения и особенно вступления были развернутыми и многоступенчатыми, то уже древнеримские драматурги подчас обходились лишь непосредственным сценическим действием. Все чаще оно осознается как самодостаточное. Вроде бы у Шекспира эпилогов еще немало, и все же в их необходимости великий писатель явно сомневается. В дальнейшем в своей привычной статической форме эпилоги надолго исчезают из драматических сочинений, да и прологи в основном становятся внесценическими: «предисловиями», "предуведомлениями", «открытыми письмами», «разборами» пьесы Корнеля, Бомарше, Гюго снабжались уже при публикации.
Пролог и эпилог в эпосе
Иначе складывалась судьба пролога и эпилога в эпосе. В традиционных эпических жанрах (эпопея, героическая поэма, сказка) лирические вступления и заключения сведены к минимуму: в «Песни о Нибелунгах», например, для них хватило двух строф, первой и последней. Коротки запев и исход и в русских былинах. Они выполняют как бы орнаментальную или ритуальную функцию: «ворота открыты - ворота закрыты». Чаще всего пролог и эпилог сказителю попросту не были нужны. Рассказ замкнут на событии, он последовательно излагает одну судьбу, одно происшествие.
В эпосе пролог и эпилог начинают утверждаться вместе с развитием индивидуального творчества. В просветительском романе (у Филдинга, Голдсмита, Чернышевского), в таком дидактическом жанре, как басня, автор стремится дать точное направление для читательского восприятия, четко установить собственную мысль. В XIX в. лирика все активнее вторгается в жанровую систему эпоса: развивается повесть с ее многообразными отступлениями от основной повествовательной линии, появляется очерк, а поэма превращается в лиро-эпическое образование. Именно в противостоянии ей и определяются теперь такие сюжетные компоненты, как пролог и эпилог. Здесь писатель высказывает то, что не может быть выражено через описание событий. Образцом поэмного эпилога является заключительное лирическое отступление о птице-тройке в первом томе «Мертвых душ» Гоголя, а пролога - авторское вступление из "Медного всадника" Пушкина. Конечно, существуют и другие формы пролога: основное действие может предваряться пейзажами (как, например, в "Крыжовнике" Чехова), обобщающим образом-символом (цветок «татарина» в «Хаджи-Мурате» Л. Толстого), притчей («Дата Туташхиа» Ч. Амирэджиби). В эпических произведениях XIX-XX вв. пролог - короткая увертюра. Он задает тон, настраивает читателя на определенную волну.
Еще чаще и, пожалуй, осознаннее используется в эпической прозе эпилог. Особенно в русском классическом романе. Эпилогом завершается большинство крупных произведений Достоевского, Тургенева, "Обыкновенная история" Гончарова. Заметим, что исключительные отступления - такие, как «Часть вторая» "Эпилога" из "Войны и мира" Толстого - здесь сравнительно редки. Обычно в романных эпилогах перед нами все те же знакомые лица. И все-таки это не просто последующие истории. Скачок через пространство и время совершался писателями-реалистами для того, чтобы раскрыть сложность характера, непредсказуемость повеления человека, оказавшегося в новой обстановке.
Поражают метаморфозы, происходящие в конце эпилога с Рудиным. На протяжении всего романа он бездействует, разглагольствует и рефлектирует, а затем погибает на парижских баррикадах с красным знаменем в руке. Эпилог существенно меняет сложившиеся читательские представления, он подводит к мысли о том, что решительно проявить себя Рудину мешала, очевидно, вовсе не натура, а обстоятельства.
Прологи и эпилоги в лирике
В литературе двух последних столетий пролог и эпилог - монополия жанров эпических, однако их можно встретить и в драматических сочинениях (в "Фаусте" Гете, "Короле на площади" Блока, «Добром человеке из Сезуана» Брехта), и даже в лирике - причем не только в лирических книгах и циклах, но и в отдельных стихотворениях.
Поэтические формы каноничны, и поэт-новатор по-своему использует их в борьбе с инерцией читательского восприятия. Завязав разговор на привычном (для читателя-собеседника) языке, он совершает потом резкие смешения, нарушает рифменное, строфическое, сюжетное ожидание. В известном цветаевском стихотворении "Тоска по родине! Давно..." с самых первых строк нагнетается один и тот же мотив, внушается одна и та же мысль. И так вплоть до последней, десятой строфы, где происходит крутой перелом: «И все - равно, и все - едино./ Но если по дороге - куст/ Встает, особенно - рябина...» Такова концовка, в которой невысказанно, выдаваемая лишь едва дрогнувшим голосом, звучит опровергаемая тоска по родине, вполне сравнимая с эпилогом.
"Эпилоговых" произведений особенно много в лирике Ахматовой.
Словарь антонимов русского языка
Эпилог
введение
вступление
преамбула
предисловие
начальная часть
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Эпилог
А, м.
Заключительная часть художественного произведения, где кратко сообщается о дальнейшей судьбе героев.
* Эпилог романа. *
Словарь музыкальных терминов
Эпилог
(гр. epilogos - заключение) - картина или часть акта, дополняющая основное действие в опере, балете, кантатно-ораториальных произведениях и завершающая его (напр., эпилог в опере М. Глинки «Иван Сусанин»).
Топонимический словарь Амурской области
Эпилог
руч., пп руч. Калачинского (бассейн р. Хаимкан) в Зейском р-не. Название дано при присвоении наименований безымянным водотокам в ходе прогнозной оценки на россыпное золото в 1997 г. от современного слова эпилог – «пословие, концесловие, заключение».
Словарь Ожегова
ЭПИЛО Г, а, м. Заключительная часть литературного, музыкального произведения. Э. романа, оперы. Э. жизни (перен.: события её последних, завершающих лет).
| прил. эпилоговый, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Эпилог
- м.
- :
- Заключительная часть литературного произведения, (обычно содержащая краткие сведения о дальнейшей судьбе его героев).
- Заключительная сцена оперы.
- Заключительное обращение к зрителям, объяснявшее намерение автора или характер постановки (в древнегреческой драме).
- перен. Конец, завершение чего-л.
- :
Словарь Ушакова
Эпилог
эпило г , эпилога, муж. (греч. epilogos, букв. послесловие).
1. Заключительная глава художественного произведения, знакомящая с дальнейшей участью героев (лит. ).
2. перен. Конец, развязка чего-нибудь (книж. ). Удачный эпилог.
Шекспировская энциклопедия
Эпилог
традиционная просьба о прощении и аплодисментах, которую произносит в конце представления главный герой. Эпилог есть в следующих пьесах Шекспира: *"Сон в летнюю ночь", *"Как вам это понравится", *"Генрих V", *"Двенадцатая ночь" (песня), *"Конец - делу венец", *"Троил и Крессида", *"Перикл", *"Буря", *"Генрих IV, Часть вторая" и *"Все истинно" ("Генрих VIII")
Энциклопедический словарь
Эпилог
(греч. epilogos), в античной и более поздней драме заключительный монолог - обращение к зрителю с поучением, просьбой о снисхождении или с итоговым разъяснением содержания; в литературе с кон. 18 в. - заключительная часть произведения, в которой кратко сообщается о судьбе героев после изображенных в нем событий, а порой обсуждаются нравственные, философские аспекты изображаемого.
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Эпилог
(от греч. epi - после и logos - слово) - заключительная часть художественного произведения, в которой кратко сообщается о судьбе героев после изображенных в нем событий.
Рб: Композиция и сюжет
Корр: пролог
Род: Концовка
* "В эпилоге писатель стремится сделать особенно ощутимым... авторский приговор над изображенным" (Г.Л. Абрамович).
"Эпилог часто встречается в драмах Б. Брехта" (В. Диев). *
НАЧАЛО - КОНЕЦ Начальный - конечный (см.) начинать(ся) - кончать(ся) (см.) начинать(ся) - заканчивать(ся) (см.) начало - окончание (см.) начальный - окончательный начинать(ся) - оканчивать(ся) (см.) Начало дороги - конец дороги. Словарь антонимов русского языка
ЭПИЛОГ
заключение, последняя часть литературного произведения, в котором рассказывается дальнейшая судьба действующих лиц.
Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М .,
.ЭПИЛОГ
послесловие или заключение, встречается чаще всего в драматических произведениях.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф .,
.Эпило́г
1) в древнегреческой драме - заключительное обращение к зрителям, объяснявшее намерение автора или характер постановки;
2) в литературе - заключительная часть произведения, в которой сообщается о судьбе героев после изображенных в произведении событий или даются дополнительные разъяснения замысла автора (противоп. пролог);
Новый словарь иностранных слов.- by EdwART ,
.Эпилог
Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык ,
. Синонимы :Антонимы :
См. также в других словарях:
эпилог - а, м. épilogue < epilogos < epi после + logos слово. 1. Заключительная часть литературного произведения. содержащая обычно краткие сведения о дальнейшей участи его героев. БАС 1. В конце <книги>: Епилог. Соболевский Перевод. P. S.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
эпилог - заключительный аккорд, финал, конец, концовка, исход, завершение, финиш, развязка, заключение Словарь русских синонимов. эпилог см. конец Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
Эпилог - ЭПИЛОГ заключительная часть, присоединеная к художественному произведению в качестве художественного дополнения и представляющая собою более или менее самостоятельное целое, часто без обозначения Э. Обыкновенно в эпилоге рассказывается о… … Словарь литературных терминов
ЭПИЛОГ - ЭПИЛОГ, эпилога, муж. (греч. epilogos, букв. послесловие). 1. Заключительная глава художественного произведения, знакомящая с дальнейшей участью героев (лит.). 2. перен. Конец, развязка чего нибудь (книжн.). Удачный эпилог. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
ЭПИЛОГ Современная энциклопедия
ЭПИЛОГ - (греч. epilogos) в античной и более поздней драме заключительный монолог обращение к зрителю с поучением, просьбой о снисхождении или с итоговым разъяснением содержания; в литературе с кон. 18 в. заключительная часть произведения, в которой… … Большой Энциклопедический словарь
ЭПИЛОГ - ЭПИЛОГ, а, м. Заключительная часть литературного, музыкального произведения. Э. романа, оперы. Э. жизни (перен.: события её последних, завершающих лет). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Эпилог - Рама обратил к Хануману бледное, похудевшее лицо: Где же Сита? спросил он. Сейчас я ее приведу, друг мой, отозвался Хануман. И вот он уже бежит по улице Ланки, покрытой обуглившимися телами ракшасов и головнями.… … Энциклопедия мифологии
ЭПИЛОГ - «ЭПИЛОГ», Беларусь, БЕЛАРУСЬФИЛЬМ, 1994, цв., 90 мин. Драма. В ролях: Эдуард Горячий (см. ГОРЯЧИЙ Эдуард), Валентин Белохвостик (см. БЕЛОХВОСТИК Валентин), Татьяна Алексеева (см. АЛЕКСЕЕВА Татьяна), Александра Климова (см. КЛИМОВА Александра… … Энциклопедия кино
Эпилог - (греч. epilogoV послесловие) заключительная часть,прибавленная к законченному художественному произведению и не связаннаяс ним неразрывным развитием действия. Как пролог представляетдействующих лиц до начала действия или сообщает то, что… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ЭПИЛОГ F1 - см. Ценится за стабильную урожайность, дружную отдачу ранней продукции, хорошие вкусовые качества свежих и консервированных плодов, отсутствие горечи в зеленцах. Масса плода 72 108 г … Энциклопедия семян. Овощные культуры
Эпилог - (греческое epilogos), в античной и более поздней драме заключительный монолог обращение к зрителю с поучением, просьбой о снисхождении или с итоговым разъяснением содержания. В литературе с конца 18 в. заключительная часть произведения, в которой … Иллюстрированный энциклопедический словарь
эпилог - (греч. epilogos, букв. – послесловие), заключительная часть произведения, в которой кратко сообщается о жизни героев спустя некоторое время после событий, показанных в сюжете (см. «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф. М.… … Литературная энциклопедия
Эпилог - Эта статья о литературном термине; о музыкальном альбоме см.: Эпилог (альбом). Эпилог (греч. έπίλογος послесловие) заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним… … Википедия
эпилог - а, м. Заключительная часть художественного произведения, обычно сообщающая о дальнейшей судьбе действующих лиц. В Руслане должно только прибавить эпилог и несколько стихов к 6 й песне (Пушкин). Родственные слова: эпило/говый Этимология: От… … Популярный словарь русского языка
Книги
- В. Каверин. Эпилог , В. Каверин , Вениамин Каверин (1902-1989) прожил жизнь, в которую вместилась целая эпоха. Он был свидетелем возникновения, расцвета и упадка огромного тоталитарного государства. Будучи признанным… Категория: Классическая и современная проза Издатель: Аграф , Купить за 290 руб
- Взбрыки Пегаса. Сетевые стишки , Евгения Непомнящая , ЭПИЛОГ Спасибо всем моим читателям, Таланта, скажем, почитателям, Возьму возвышенный я слог, Составлю к книге эпилог. Но эпилог не эпитафия, Я не писала биографию, Зато с упорным постоянством… Категория:
Ответ от Romashka Hikari[активный]
Эпилог - это конец.
Ответ от Данила Солдатов
[новичек]
ЭПИЛО?Г - раздел, завершающий какое-либо действие или музыкально-сценическое произведение в целом, а также фрагмент, которым заканчивается программное инструментальное или кантатно-ораториальное сочинение (греческое epiologos - послесловие) . Эпилог, как указывал Б. В. Асафьев, “не столько заключительная сцена в опере или часть в симфонии, ибо эпилог - не совсем то, что финал; эпилог - статичен, в нем нет уже сценического действия, а только вывод, краткое резюме, отчет”. Наиболее яркие примеры оперных эпилогов - в “Дон-Жуане” Моцарта и особенно в “Жизни за царя” М. И. Глинки, где эпилог представляет собой развернутую массовую сцену, которую венчает знаменитый хор “Славься”
Ответ от Владимир Черченко
[новичек]
< ??? - на, сверх + ????? - слово) - заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним неразрывным развитием действия.
Ответ от Андрей Литовченко
[гуру]
Эпило?г (греч. ???????? - послесловие < ??? - на, сверх + ????? - слово) - заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним неразрывным развитием действия.
Как пролог представляет действующих лиц до начала действия или сообщает то, что ему предшествовало, так эпилог знакомит читателя с дальнейшей судьбой действующих лиц, заинтересовавших его в произведении. От послесловия в тесном смысле эпилог отличается тем, что первое может быть размышлением, тогда как эпилог - всегда рассказ. Типичные эпилоги - иногда без особого заглавия - заканчивают романы Достоевского и Тургенева.
Ответ от Дарина Комина
[новичек]
Эпилог это конец рассказа
Ответ от Котенок
[новичек]
Заключительная часть произведения
Ответ от Ўлия Малащенкова
[активный]
ЭПИЛО́Г - раздел, завершающий какое-либо действие или музыкально-сценическое произведение в целом, а также фрагмент, которым заканчивается программное инструментальное или кантатно-ораториальное сочинение (греческое epiologos - послесловие) . Эпилог, как указывал Б. В. Асафьев, “не столько заключительная сцена в опере или часть в симфонии, ибо эпилог - не совсем то, что финал; эпилог - статичен, в нем нет уже сценического действия, а только вывод, краткое резюме, отчет”. Наиболее яркие примеры оперных эпилогов - в “Дон-Жуане” Моцарта и особенно в “Жизни за царя” М. И. Глинки, где эпилог представляет собой развернутую массовую сцену, которую венчает знаменитый хор “Славься”.