Экранная культура. Что такое экранная культура? Экранная культура эссе

Под экранной культурой может подразумеваться как вся аудиовизуальная коммуникация, так или иначе связанная с экранным носителем, так и составная часть этой коммуникации, непосредственно обусловленная развитием технических средств кинематографа.

Существует и несколько "промежуточных" пониманий, обусловленных тем содержанием, которое вкладывается в слово "экран": кино и телевидение; кино, телевидение и видео; кино, телевидение, видео и дисплей персонального компьютера Вернер Ингенблек. Все о мультимедиа. - Киев: BHV, 2008. - 123с.

При рассмотрении этапов развития экранной культуры - кино, телевидение, видео и Интернет, - отмечается, что каждый из этих этапов создавал предпосылки для появления нового вида экранной культуры. Этот процесс происходил по мере совершенствования экранных технических средств и технологии использования.

Современный кинематограф в последние годы с приходом компьютерных технологий превратился в качественно иной вид зрелища. Прошлые кинематографические модели, так или иначе, фальсифицировали реальность. Режиссер брал отпечатки реальности и монтировал их в соответствии со своей концепцией. С приходом компьютерных технологий был сделан новый шаг, мир фантазии приобрел фотографическую реальность.

Если раньше это достигалось благодаря введению некоторой условности, то теперь в этом нет необходимости, кроме собственно художественного решения: зритель абсолютно верит в реальность артефакта.

Кинематограф, всегда стремившийся создать подобие симулякра - означающего без означаемого - на стадии современных компьютерных технологий получает его идеальное воплощение.

Доступность и свобода пользования информацией превращает медиапространство в место встречи людей, которые ищут созвучия в огромном мире культуры. Опасности такого общения становятся предметом рассмотрения специалистов разных областей знаний: психологов, философов, культурологов.

Современный экран находится на грани исчезновения, растворяясь в виртуальной реальности.

Новая "порода" людей, живущих в виртуальном мире Интернета более, нежели, чем в реальном, развивает новый язык электронной аудиовизуальной коммуникации.

Увеличение значения визуальной коммуникации и наступающее на человека ее количество свидетельствует о расширении доли коллективного мифологического сознания, апеллирующего к образному восприятию мира. Как правило, рациональное преподносится зрителю именно в форме образов. Данная модель, прежде всего, ориентирует человека на слияние понятийного и образного. В таком случае наблюдается нерасчлененность понятия субъекта и объекта, предмета и знака Каптерев А.И., Шлыкова О.В. Введение в мультимедиа: Учеб. пособие/ М-во культуры РФ, МГУК. - М., 2008. - 45с.

Всеобщее расширение процесса массовой коммуникации и развитие информационного общества оказало влияние на характер и функционирование всей системы экранной культуры в целом. Оказалось, что это воздействие настолько мощное, что допустимо говорить о тенденции экранной культуры подстраиваться к требованиям информационного пространства.

Средства массового тиражирования создали тип усредненного зрителя. Сформировалась особая "средняя" область, которая не относится к традиционно "высокой" и традиционно "низовой" культуре, и ориентируется на некий стандартизированный продукт, соответствующий среднему эстетическому и интеллектуальному уровню массового зрителя. В определенном смысле можно перенести это на соотношение между элитарной и народной субкультур, массовую же обозначить как среднюю. Отныне зритель и не интеллектуал, но и не потребитель самого незатейливого зрелища.

Чем мощнее становится информационная область, тем более увеличивается число включенных в нее людей.

Происходит процесс размывания ранее нерушимых границ различных культур, что ставит под угрозу функцию диалога как такового. В данном случае мы имеем дело с вариантом, при котором можно соединить звезды классики и фольклора, соединение которых в некоторых случаях дает "поп-звезду", что постепенно готовит массового зрителя к некоему "усредненному вектору понимания".

Так возникает единая сеть координат культурного информационного пространства. Ранее подобный процесс мог происходить в рамках относительно локальной коммуникации, сейчас появились иные возможности. Научно-технический прогресс создает новые виды функционирования экранной культуры и ее широкого охвата массовой аудитории: жизнь воспринимается через фильтр массовой коммуникации в рамках экранной культуры.

Интересным оказывается факт: в современной экранной культуре происходит селекция, которая заключается в выборе того, что можно считать искусством "вообще" и "хорошим" искусством, в частности. Основывается данная селекция на антихудожественном тезисе, согласно которому зритель должен понять текст.

В свою очередь, так называемое, доступное, ориентированное на массового зрителя кино, всегда стремилось и стремится к псевдохудожественности. Непонимание, сложность, которая очень часто является элементом художественности текста, становится критерием для исключения или адаптации его для так называемого "среднего пласта культуры". Если ранее произведение "высокой" культуры могли принимать или не принимать, оно могло подвергаться осмеянию в "низовой" культуре, но его не обязаны были понимать все, сейчас условия иные: "качество" зависит от простоты его понимания потенциальным потребителем современной экранной продукции. Зависимость оказывается следующей: чем шире круг зрителей, тем оно выше.

Availability: In stock!

$ 0.76 per pill

Quick Overview

Reviews

Viagra Jayne Hebert Rating:97 out of100 , 71 Viagra Sharon Martin Rating:96 out of100 , 71 Viagra Peggy Hazlewood Rating:95 out of100 , 71 Viagra Troy Perkins Rating:84 out of100 , 71 87 out of100 , 71 Viagra Helen Lee Rating:86 out of100 , 71 Viagra Rebecca Dunlap Rating:79 out of100 , 71 71 out of100 , 71 Viagra Dorothy Schroeder Rating:78 out of100 , 71 Viagra Megan Martinez Rating:93 out of100 , 71 Viagra Rose Herrera Rating:82 out of100 , 71 Viagra Mary Bowman Rating:75 out of100 , 71 Viagra Synthia Tindall Rating:83 out of100 , 71 100 out of100 , 71 Viagra Andrea Kilburn Rating:96 out of100 , 71 Viagra Bernardo Montano Rating:88 out of100 , 71 Viagra Christy Huang Rating:93 out of100 , 71 Viagra Mary Franks Rating:73 out of100 , 71 Viagra Beth Charette I am completely blown away. I wish I would have thought of it first. You won"t regret it. It really saves me time and effort. Viagra is exactly what our business has been lacking. Rating:87 out of100 , 71 Viagra Sharon Martin Viagra is worth much more than I paid. Rating:96 out of100 , 71 Viagra Peggy Hazlewood Dude, your stuff is the bomb! Viagra was worth a fortune to my company. Rating:95 out of100 , 71 Viagra Troy Perkins I didn"t even need training. Viagra is awesome! I wish I would have thought of it first. Thanks guys, keep up the good work! Rating:84 out of100 , 71 Viagra Anna Smith It"s really wonderful. Rating:87 out of100 , 71 Viagra Helen Lee It really saves me time and effort. Viagra is exactly what our business has been lacking. Thanks for the great service. I have gotten at least 50 times the value from Viagra. Absolutely wonderful! Rating:86 out of100 , 71 Viagra Rebecca Dunlap Great job, I will definitely be ordering again! Wow what great service, I love it! We"re loving it. Viagra did exactly what you said it does. Rating:79 out of100 , 71 Viagra Jennifer Lenoir The service was excellent. Rating:71 out of100 , 71 Viagra Dorothy Schroeder I don"t know what else to say. I would gladly pay over 600 dollars for Viagra. Rating:78 out of100 , 71 Viagra Megan Martinez After using Viagra my business skyrocketed! This is simply unbelievable! Rating:93 out of100 , 71 Viagra Rose Herrera I am completely blown away. I will recommend you to my colleagues. I just can"t get enough of Viagra. I want to get a T-Shirt with Viagra on it so I can show it off to everyone. I am really satisfied with my Viagra. Rating:82 out of100 , 71 Viagra Mary Bowman I"m good to go. Viagra is the next killer app. Rating:75 out of100 , 71 Viagra Synthia Tindall We"re loving it. Viagra has completely surpassed our expectations. Rating:83 out of100 , 71 Viagra Leslie Barry Thank You! I love Viagra. Rating:100 out of100 , 71 Viagra Andrea Kilburn We can"t understand how we"ve been living without Viagra. I was amazed at the quality of Viagra. Viagra was the best investment I ever made. Rating:96 out of100 , 71 Viagra Bernardo Montano Since I invested in Viagra I made over 100,000 dollars profits. I don"t always clop, but when I do, it"s because of Viagra. Viagra is great. Rating:88 out of100 , 71 Viagra Christy Huang Definitely worth the investment. Thank you so much for your help. Keep up the excellent work. Rating:93 out of100 , 71 Viagra Mary Franks Needless to say we are extremely satisfied with the results. Rating:73 out of100 , 71 Viagra Beth Charette I am completely blown away. I wish I would have thought of it first. You won"t regret it. It really saves me time and effort. Viagra is exactly what our business has been lacking. Rating:87 out of100 , 71 Viagra Sharon Martin Viagra is worth much more than I paid. Rating:96 out of100 , 71 Viagra Peggy Hazlewood Dude, your stuff is the bomb! Viagra was worth a fortune to my company. Rating:95 out of100 , 71 Viagra Troy Perkins I didn"t even need training. Viagra is awesome! I wish I would have thought of it first. Thanks guys, keep up the good work! Rating:84 out of100 , 71 Viagra Anna Smith It"s really wonderful. Rating:87 out of100 , 71 Viagra Helen Lee It really saves me time and effort. Viagra is exactly what our business has been lacking. Thanks for the great service. I have gotten at least 50 times the value from Viagra. Absolutely wonderful! Rating:86 out of100 , 71 Viagra Rebecca Dunlap Great job, I will definitely be ordering again! Wow what great service, I love it! We"re loving it. Viagra did exactly what you said it does. Rating:79 out of100 , 71

УДК 7(097)

ТЕЛЕВИДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЫ

Э.А.Алиев

Цель статьи - изучение телевидения как неотъемлемой части экранной культуры в эпоху информационного общества. Главная задача исследования - изучить систему «экранной культуры» и телевидения, которые в ходе развития компьютерной промышленности снабжаются новыми техническими средствами. Телевидение, будучи составной частью экранной культуры, является не только средством массовой информации, но и средством усвоения, накопления, хранения и передачи будущим поколениям национально-культурного наследия.

Ключевые слова: экранная культура, телевидение, информационное общество, телевизионное искусство.

E.A.Aliyev TV in system of screen culture.

The purpose of clause studying of TV as integral part of screen culture during an epoch of an information society. The main task of research to study system “screen culture” and TV, which process of the computer industry is supplied with new means. The TV, being a component of screen culture, is not only mass media. The TV as a kind of art is as well means of mastering, accumulation, storage and transfer to the future generation’s national-cultural heritage.

Key words: screen culture, TV, information society, TV art.

«Экранная культура» тесно связана с научно-техническим прогрессом. Технический прогресс явился причиной создания таких артефактов экрана, как кино, телевидение и компьютерные технологии. Экранная культура, являющаяся носителем информации, адресована непосредственно обществу. Она является такой формой культуры, где экран - материальный носитель текста информационного характера.

Экран (с французского «ecran» - щит, ширма) - устройство, обладающее способностью принимать, обращать и отражать различные энергетические лучи. Экран предназначен для использования лучей или же защиты от них . Однако главной его функцией является получение изображения с помощью электронных лучей. Именно эта функция оценивается как основной технический базис экранной культуры. Отсюда вывод, что экран - это сугубо техническое понятие. С его помощью зрители в наглядно-образной форме создают связь с экранной культурой. Экран прошел ряд революционных технических стадий: переходя из своей первоначальной формы, то есть из белого полотна кино в устройство, отражающее электронные лучи телевидения и далее, пройдя в последнюю эволюционную форму - дисплей компьютера. На каждом этапе вышеуказанного процесса развития способность экрана отражать изображение совершенствовалось. А это, в свою очередь, устранило разницу между реальным миром и миром знаков. На современном этапе экранные артефакты явились причиной создания специального виртуального мира.

Развитие экранных средств, передающих информацию, дало толчок формированию «экранной культуры». Пожалуй, можно согласиться с мнением русского исследователя В.Полиектова о том, что «каждый научно-технический прогресс и научный переворот исторического значения вместе с тем формирует новые «эпистемологические метафоры». А это обусловливает контроль над образом мышления и манерой поведения общества». Начиная с конца XX века и до сегодняшнего дня, одной из таких метафор стал «экран». «Экранный» феномен создал почву для создания экранной культуры. Таким образом, «экран», «экранизация», «экранная реальность» и связанная с ним «виртуальная реальность» стали центральным культурным феноменом XX века .

Сегодня формируется новый тип экранной культуры, сочетающий в себе технические возможности информационных технологий с интеллектуальным потенциалом человека. Критерием, определяющим экранную культуру, является именно «экранизация», а не «запись», являющаяся материальным носителем информации. Эта культура создана на основе системы изображений экрана, речи различных персонажей и имитации событий. Экранная культура, проходящая процесс развития, является интерактивным плодом, созданным на основе системы мирового опыта человеческой деятельности.

Многие характерные черты экранной культуры раскрываются в ее формулировке. Согласно заключению, приведенному в научной литературе, для того чтобы дать общую формулировку «экранной культуры» нужно систематизировать все мировые методы подхода и изучения.

Система «экранной культуры» совмещает в себе три основных элемента, органически

связанных друг с другом - кино, телевидение и компьютерную культуру. Главным фактором, создающим систему экранной культуры, является представление какого-либо объекта в аудиовизуальной и динамичной форме. Этот фактор, касающийся всех трех элементов экранного искусства, создает системную связь между кино, телевидением и компьютерной культурой. Сегодня формируется фактор «представления информации в цифровой форме», которая параллельно создает достижение научно-технического прогресса. Электронно-цифровой метод характерен наиболее всего для компьютерной культуры.

Передающая информацию продукция экрана сочетает в себе все элементы экранной культуры. Согласно формулировке, данной В.Егоровым в «Терминологическом словаре телевидения» (1997): «Телевидение - создание и массовое распространение аудиовизуальной информации в определенной системе взаимодействия с аудиторией. Под аудиовизуальной информацией понимается любое предоставление в распоряжение населения или отдельных лиц средствами телевизионной техники знаков, сигналов, изображений, звуков или иных сообщений, не носящих характер частной корреспонденции. В понятие «телевидение» входят трансляции, передача или прием знаков, сигналов, надписей, изображений, звуков или сведений любого рода посредством проводной связи, оптических систем, радиотехники или иных электромагнитных систем. Все это делает телевидение одним из важнейших средств массовой информации» .

Сущность телевидения, как и других средств массовой информации (в дальнейшем СМИ), определяется категорией «времени» и «пространства». Категория «времени» обусловливается гармоничной продолжительностью телевидения в определенном временном отрезке. А категория «пространства» телевизионных передач определяется синхронностью, регулирующей прямую связь телевидения с аудиторией, то есть передачей той или иной аудиовизуальной информации большой аудитории, включающей различные возрастные группы людей. Кроме этого существуют еще и другие отличительные особенности телевидения: полифункциональность, направленность в одну сторону, возможность свободного выбора телевизионных программ, персонификация информации, возможность усвоения визуальной продукции и т.д.

Говоря об общей эстетической сущности телевидения его, обычно представляют как запутанную систему, отражающую реальность. На самом деле, являясь единой системой, телевидение состоит из двух основных частей «художественной» и «нехудожественной». Система художественного телевидения включает различные виды телепрограмм, созданных посредством экранного искусства. А к нехудожественной системе телевидения относятся передачи информационного плана, в том числе публицистические, образовательные, дидактические, спортивные и другие передачи.

Сегодня телевидение сочетает в себе все те важные функции, которые когда-то выполняли книги, газеты, журналы, радио и другие источники информации. Цели, поставленные перед телевидением, носят полифункциальный характер. Являясь культурным фактором, оно охватывает все функции экономической, политической, социальной и этической информации. Кроме того, будучи своеобразной эстетической ценностью, телевидение является новым видом искусства. Телевидение оценивается не только как одно из средств массовой информации, но также как и новый синтетический вид искусства. Оно способно передавать происходящие события на дальние расстояния, усваивая их в эстетической форме. Хотя сегодня телевидение, с массовой точки зрения, схоже и с киноискусством, но оно все же опережает его.

Значимость экранной культуры с каждым днем растет все больше и больше, на основе аудиовизуальной техники, компьютера, видеотехники и новейших средств связи, созданных в постиндустриальном информационном обществе. Получение хранение, передача и использование информации происходит с помощью новых технологий. А это, в целом, становится причиной коренных изменений в культуре. В результате проведенных исследований мы пришли к выводу, что в получении и передаче информации опирающаяся на космические компьютерные технологии «экранная культура» по своей сути носит интернациональный характер и с легкостью переходит границы национальных государств. Экранная культура не знает языковых ограничений и без «переводчика» находит путь к сознанию многоязычной публики.

В информационном мире трансформируются формы взаимных отношений людей друг к другу и в целом к обществу. Трансформация взаимоотношений обусловливает еще две тенденции

в развитии экранной культуры - массовость и антимассовость (индивидуальность). Специалист Азербайджанского телевидения, профессор Эльшад Кулиев в своем исследовании под названием «Телевидение: теория, тенденции развития» (2004) совершенно верно отмечает следующее: «Одним из отрицательных качеств телевидения является его тенденция стандартизировать духовную жизнь и отождествлять поведение людей и личность человека (добиться массовости общества)» . Исходя из этого, можно сказать, что связь экранной культуры с массовой культурой придает первому характер массовости. Массовость экранной культуры заключается в том, что здесь находят отражение все артефакты мировой культуры. Таким образом, посредством экранной культуры известные музеи, библиотеки, исторические памятники, театральные салоны и концертные залы становятся доступными для широких масс, что обеспечивает распространение культурных артефактов. «В связи с развитием кабельного телевидения, спутниковых антенн и других видов электронной техники начался процесс предотвращения тенденций общества к «стандартизации», «централизации» и «массовости», каждый человек получит возможность выбрать нужную ему информацию и избежать негативных влияний извне. Этот процесс восстановит первоначальную сущность телевидения. В процессе формирования духовно богатого и всесторонне развитого человека телевидение будет участвовать все ближе и с новой силой» .

Решение этой гуманистической проблемы заключается в объективной оценке событий, происходящих в современном мире, в выявлении характера современной действительности. Кроме того, в овладении глубокими философскими знаниями, отрицанием существующих идеологических догм и познании мира в новом аспекте, в процессе его эволюции в контексте новых тенденций. Первоначальной проблемой была избрана проблема реальной действительности в новой интерпретации для теории искусства. Философия, связывающая свои идеи с идеями исторических эпох, сегодня в изучении науки выступает в роли компаса и тем самым освещает стадии развития человечества и, в свою очередь, в информационном обществе выявляет различные культуры на международном уровне.

Г лобальное информационное общество, формирующееся в XXI веке, оказывает влияние на сущность телевидения и становится причиной формирования нового вида искусства. Сегодня телевидение, будучи составной частью экранной культуры, является не только средством массовой информации. Телевидение как вид искусства является также и средством усвоения, накопления, хранения и передачи будущим поколениям национально-культурного наследия.

Литература:

1.Азербайджанская Советская Энциклопедия. В 12-ти т. Том 3. Баку: Красный Восток, 1979. - 600 с. (на азерб.яз.)

2.Полиектов В. «Исчезнет или возрождается человек в экранной культуре?»//СПб университет. - 1998. - №10. - С. 3-10.

3. Егоров В.Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и комментарии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://auditorium.ru. - Проверено 15.05.2008

4. Кулиев Э. Телевидение: теория, тенденции развития. Баку: «Восток-Запад», 2004. - 366 с. (на азерб.яз.);

5. Кулиев Э. Телевидение: теория, тенденции развития. Баку: «Восток-Запад», 2004. - , 366 с. (на азерб.яз.)

Книгопечатание

Новая перестройка культурного кода была связана с переходом от письменной к печатной культуре. Она начинается по второй половинœе 15 века в связи с созданием И. Гутенбергом печатного станка в 1445 году. Благодаря появлению книгопечатания сакральная литература для немногих посвященных, для служителœей культа превратилась в доступный всœем грамотным людям текст, очень быстро распространившийся по всœей Европе в переводах на родных языках. Первым печатным изданием стала Библия. Далее стала печататься не только религиозная, но и светская литература. К концу 15 века в Европе было уже 1100 типографий, в которых печаталась литература по всœем отраслям знаний практически на всœех европейских языках. Книгопечатание способствовало повышению уровня грамотности, развитию образования и просвещения. Вместе с тем, революционные преобразования в системе связи обусловили существенные изменения и в содержании информации, что особенно наглядно проявилось в художественной литературе. Только на печатной технической базе могла возникнуть новая (в сравнении со стихотворной поэмой, обращенной к слуху) форма словесного искусства - роман.

Становление нового культурного кода происходило не одно столетие. Окончательно он утверждается во второй половинœе 18 века. В основу культурного кода Западной Европы нового времени было положено уже не мифологическое и религиозное, а научное знание - т. е. знание достоверное, рациональное, практически проверяемое.

Появление экранной культуры было связано с возникновением кинœематографа. Первый киносœеанс был устроен изобретателями - братьями О. и Л. Люмьер в Париже 28 декабря 1895 года. Было показано несколько коротеньких фильмов: "Выход работниц из ворот фабрики", "Прибытие поезда", "Игра в карты", "Кормление младенца" и даже комический эпизод "Политый поливальщик". Начав с документа͵ хроники, кино уже на втором десятилетии своего существования попыталось инсценировать сюжеты и персонажи литературных произведений, появились крупные планы, менялись точки съемок и отдельно снятые кадры объединялись монтажом. В течение трех десятилетий специфической чертой экранного искусства считалось отсутствие звука, немота. Кинœематограф стали называть "великим немым". Время расцвета немого кино - 20-е годы, когда начали работать С.Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко, Ч. Чаплин. Главная особенность немого кино - пластическая выразительность актерской игры, поскольку следовало создавать образ лишь жестом, движением, мимикой.

В конце 20-х - начале 30-х гᴦ. удалось решить проблему синхронизации звука и изображения на экране, и на смену немого приходит звуковое кино. Эру звукового кино открыла американская картина "Певец джаза", вышедшая на экраны в 1928 году. Многие выдающиеся деятели немого кино тогда решительно воспротивились введению звука. Ч. Чаплин признавался: "Я ненавижу говорящие фильмы, они явились, чтобы испортить древнейшее искусство мира - искусство пантомимы; они уничтожают великую красоту молчания". При этом звуковое кино получило право на существование; оно обогатило возможности кинœематографа, сблизило его с литературой и театром, дало возможность создания сложных человеческих характеров. Следующей важной вехой в развитии кинœематографа стало появление в 40-х гᴦ. 20 века цветного кино.

Кино - это синтетическое искусство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ объединило художественные возможности разных искусств: музыки, литературы, живописи, театра. Его возникновение было подготовлено всœем предшествующим развитием искусства, а также техническим прогрессом. Кино во многом способствовало появлению массовой культуры. Вместе с тем, благодаря кинœематографу, особенно документальному, стало возможным запечатлеть факт, дать неискаженное, зрительно достоверное представление о нем.

Следующим этапом в развитии экранной культуры стало появление телœевидения и компьютера, в котором современные ученые видят итог эволюции книги и того культурного кода, который основан на линœейном способе письма. Во второй половинœе 20 века произошла компьютерная революция. Компьютерная техника получила широкое распространение во всœех сферах жизни общества: на производстве, в системе управления, в сфере образования. Процессы информатизации и компьютеризации оказывают большое влияние на развитие культуры, как положительное, так и отрицательное. В чем заключаются положительные моменты? - Широкое использование компьютеров рационализирует деятельность человека, расширяет доступ к информации, способствует быстрому росту компетенции специалиста. Каждая личность получает свободный выход в мир информации, может получать на экране компьютера интересующую ее информацию из библиотек, книгохранилищ, музеев, архивов. Выравниваются возможности людей в приобщении к культурным ценностям. Создаются глобальные системы компьютерной связи, благодаря которым мир становится единым и взаимосвязанным.

Вместе с тем компьютерная революция, по мнению специалистов, может привести к снижению индивидуального начала, общекультурного уровня людей, их разобщенности, изоляции, дегуманизации труда. Личные контакты и чтение книг отходят на второй план. При чтении классической литературы проделывалась огромная самостоятельная работа͵ требующая интеллектуальных и нравственных усилий и подготовленная всœем предшествующим образованием. Сегодня же печать использует комиксы, а видеотехника дает готовые образцы, не требующие самостоятельной интерпретации.

Вместе с тем, существует еще одна важная проблема. Компьютерная революция может приводить к усилению - с помощью банка данных - манипулирования людьми. Эта проблема имеет отношение не только к компьютерным системам, но и ко всœем современным средствам массовой информации. Οʜᴎ не просто сообщают какие-то сведения, но и активно формируют общественное мнение. С помощью средств современной информации искусственно создаются и навязываются имиджи, языковые формулы, стереотипы мышления и поведения. Возникает возможность манипулировать сознанием и поведением людей, навязать им определœенную точку зрения. Это подавляет личность, лишает ее свободы выбора.

Экранная культура - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экранная культура" 2017, 2018.

Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Культура – это мир, который создал человек для комфортного существования. Этот мир постоянно меняется, приспосабливаясь к новым социальным запросам. КУЛЬТУРА = ТРАДИЦИИ + НОВАТОРСТВО Духовная культура – это важная составляющая человеческой деятельности, связанная с уровнем образования, мышления, социальной среды, качеством жизни, личности и общества с целом. К духовной культуре личности относят знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Духовная культура личности включает в себя уровень воспитанности личности, освоенные ею знания о себе и о мире. Духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством сбора, хранения и передачи накопленного человеческого опыта. Культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом. Народной культурой называют культуру широких народных масс. Особенность этого вида культуры заключается в том, что она формируется с момента образования определенного национального государства. Ее основой можно назвать самодеятельное творчество нации и опыт масс. Зачастую это традиции и обычаи. Элитарная формируется в высших слоях классового общества. Это происходит с момента закрепления их высокого положения в обществе. К элитарной культуре относят конкретный стиль жизни, сферу услуг и профессиональное искусство. Элитарная культура отсоединяется от народной культуры, и формирует свои традиции и ценности. Массовая культура стала возможной с конца 19 века. Это обусловлено тем, что появилась возможность получения образования для широких масс и распространения элементов элитарной культуры. Культурный уровень широких масс стал подниматься. Таким образом, массовая культура образована на стыке народной и элитарной культур. Экранная культура является показателем социокультурного прогресса в истории мирового сообщества. В целом распространение экранной культуры средствами кино, телевидения, компьютера привело к изменению картины мира, видения человека. Таким образом, экранная культура представляет собой развивающуюся систему таких взаимосвязанных элементов, как кино-, теле- и компьютерная культуры, системообразующим признаком которых является представление информации в аудиовизуальном и динамичном виде.